К занятию каких должностей не допускаются женщины в ржд

Опубликовано: 01.07.2024

Начальник управления ОАО "РЖД", главный ревизор по безопасности движения поездов, главный экономист, главный бухгалтер -начальник службы бухгалтерского и налогового учета железной дороги - филиала ОАО "РЖД"; начальники дирекций "Желдорреммаш" и "Вагонреммаш"; начальник ЦУП, директоры "Трансконтейнера", "Энергосбыта", "Рефсервиса", ГВЦ
(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 14.10.2005 г. N 1621р)

Индивидуальные условия оплаты труда

Начальник службы железной дороги - филиала ОАО "РЖД"; начальник дорожного центра фирменного транспортного обслуживания, начальник регионального центра "Желдорконтроль"

Индивидуальные условия оплаты труда

Начальник отделения железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Индивидуальные условия оплаты труда

Советник, помощник президента ОАО "РЖД"

Индивидуальные условия оплаты труда

Начальник дирекции - структурного подразделения железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Индивидуальные условия оплаты труда

Управляющий строительно- монтажным трестом - филиалом ОАО "РЖД"

Индивидуальные условия оплаты труда

Директор завода - филиала ОАО "РЖД"

Индивидуальные условия оплаты труда

Руководитель иного функционального филиала ОАО "РЖД"

Индивидуальные условия оплаты труда

Начальник инспекции ОАО "РЖД"

Индивидуальные условия оплаты труда

Начальник отдела департамента и управления ОАО "РЖД", центра "Желдорконтролъ"

Индивидуальные условия оплаты труда

Советник, помощник вице-президента ОАО "РЖД"

Индивидуальные условия оплаты труда

Главный специалист департамента и управления ОАО "РЖД", центра "Желдорконтроль"

Индивидуальные условия оплаты труда

Ревизор по безопасности движения поездов железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Индивидуальные условия оплаты труда

Главный ревизор по безопасности движения поездов отделения железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Индивидуальные условия оплаты труда

Начальник самостоятельного отдела, ВЦ железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

2. Должности старшего состава

Начальник структурного подразделения функционального филиала ОАО "РЖД", начальник структурного подразделения отделения железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (дистанция, депо, железнодорожная станция внеклассная и 1 класса); начальник структурного подразделения дирекции железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (путевая машинная станция, ДОП и др.)

Начальник отдела (основного, определяющего техническую, экономическую и социальную политику) в отделении железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Ведущий специалист департамента и управления ОАО "РЖД", центра "Желдорконтроль"

Индивидуальные условия оплаты труда

Начальник агентства (отдела) фирменного транспортного обслуживания в отделении железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Начальник ИВЦ отделения железной дороги -филиала ОАО "РЖД"

Начальник отдела в службе железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Помощник (советник) начальника железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Начальник детской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Директор ПКТБ; проектного и научно-исследовательского института; дорожного центра рабочего снабжения - филиала ОАО "РЖД"

Оплата труда производится на основании Постановления Госкомтруда и ВЦСПС N 793/33-75 от 31.12.87 г. и N 582/26-3 от 5.11.88 г.

Начальник отдела в дирекциях "Вагонреммаш" и "Желдорреммаш"

Индивидуальные условия оплаты труда

Специалист 1 категории департамента и управления ОАО "РЖД", центра "Желдорконтроль"

Индивидуальные условия оплаты труда

Начальник железнодорожной станции 2,3 класса; начальник вокзала (внеклассного)

Индивидуальные условия оплаты труда

Начальник промывочно-пропарочной станции

Начальник резерва проводников пассажирских вагонов

Начальник восстановительного поезда

Начальник отдела в отделении железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Начальник цеха завода - филиала ОАО "РЖД"

Начальник района (контактной сети, электроснабжения), начальник тяговой подстанции, начальник ремонтно - ревизионного участка дистанции электроснабжения

Диспетчер всех наименований в управлении железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Начальник сектора в отделении железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Ревизор по хозяйству в отделении железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Начальник оборотного локомотивного депо

Главный механик, технолог, энергетик в структурных подразделениях отделения железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Начальник вокзала 1 и 2 класса

Дежурный по отделению железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Диспетчер всех наименований в отделении железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Диспетчер всех наименований внеклассных станций

Диспетчер (станционный) железнодорожной станции 1 класса

Начальник материального склада железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

Ведущий специалист управления железной дороги - филиала ОАО "РЖД", управления функционального филиала ОАО "РЖД"

Начальник (директор) учебно-производственного центра и технической школы железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

3. Должности среднего состава

Начальник путевой машины тяжелого типа, электростанции, контрольно-измерительного вагона

Приемщик: локомотивов, моторвагонного подвижного состава и вагонов в депо; по качеству ремонта пути

Министерство труда РФ с января 2021 года разрешило женщинам работать машинистами электричек, скоростных и высокоскоростных электропоездов. Эти профессии исключены из нового перечня производств, работ и должностей с вредными или опасными условиями труда, где ограничено применение труда женщин. Соответствующий приказ зарегистрирован в Минюсте на прошлой неделе.

К актуализации перечня работ, на которых запрещается применение труда женщин, Минтруд приступил в 2017 году. Представители ведомства и крупные работодатели, в том числе ОАО "РЖД", отмечали тогда, что действующий список из 456 профессий, утвержденный правительством в 2000 году, устарел: какие-то из них перестали существовать (на железной дороге это аккумуляторщик, водитель дрезины, кочегар и промывальщик котлов паровозов), другие значительно изменили свое содержание и перестали представлять угрозу для женского здоровья.

Главный критерий, которым Минтруд руководствовался при составлении нового списка, – опасно ли то или иное производство или работа для репродуктивного здоровья женщин и может ли воздействие вредных факторов повлиять на здоровье будущего поколения.

В итоге перечень запрещенных видов работ сократился в 4 раза – до ста позиций. Минтруд снял ограничение на трудоустройство женщин на позиции машиниста электропоезда (электрички), скоростных и высокоскоростных поездов ("Ласточка", "Сапсан" и другие). Также ведомство разрешило дамам водить большегрузные автомобили и сельскохозяйственную спецтехнику, работать на судне боцманом, шкипером и матросом, заниматься верхолазными работами на высоте свыше 10 м. "Наибольший интерес у женщин вызывают профессии в морском и речном судоходстве, автомобильном и железнодорожном транспорте, в гражданской авиации, сельском хозяйстве", – отметили в ведомстве.

По словам генерального директора общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта "Желдортранс" Сергея Чаплинского, обновление перечня – долгожданный шаг для предприятий отрасли. "Специальная оценка условий труда, законодательно утвержденная несколько лет назад, позволяет оценить реальные условия на конкретном рабочем месте. Не вижу никаких сложностей, чтобы женщины работали машинистами, помощниками машиниста на современных электропоездах, где созданы безопасные и комфортабельные условия труда. У нас женщин набирают даже в военные училища на военных летчиков. Военным бомбардировщиком можно управлять, а почему поездом нельзя? Есть старые типы локомотивов, где действуют вредные факторы, там, наверное, не надо женщинам работать. Но эти факторы выявляются при проведении спецоценки. К слову, последние несколько лет многие девушки поступили в колледжи в разных городах на факультет "Локомотивное хозяйство", – отметил он.

Как ранее отмечали в ОАО "РЖД", все серии локомотивов, которые сейчас поставляют холдингу производители, соответствуют нормативам по вибрации на рабочем месте. При этом специально адаптировать кабины локомотивов для женщин не придется. По словам заместителя председателя Роспрофжела, главного технического инспектора труда профсоюза Алексея Налетова, в плане эргономики кабины скоростных поездов универсальны – они "унисекс" и подходят для женщин.

В то же время ряд ограничений в отношении работ на железной дороге Минтруд все-таки сохранил. Так, женщины не должны управлять железнодорожными строительными машинами, тяговым, моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом, в условиях превышения предельно допустимых концентраций вредных химических веществ и предельно допустимого уровня общей вибрации.

Дамам также запрещено заниматься ремонтом и техническим обслуживанием объектов инфраструктуры (монтеры пути и осмотрщики-ремонтники вагонов), контактной сети электрифицированных железных дорог и подвижного состава (электромеханик контактной сети), если рабочий процесс предполагает поднятие и перемещение вручную тяжестей более установленных норм. Напомним, что предельно допустимым для женщин считается подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой до двух раз в час – 10 кг, подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.

Под запретом остались и маневровые работы по расформированию-формированию составов, регулированию скорости движения тормозными башмаками, поскольку это также связано с поднятием и перемещением тяжестей вручную сверх установленных норм, а также работы по пропарке и очистке внутренних поверхностей цистерн из-под нефтепродуктов и ядохимикатов.

"Важно отметить, что при создании безопасных условий труда работодатель вправе применять труд женщин без ограничений", – подчеркнули в Минтруде.

Профессии в РЖД для девушек

Главные направления в сфере ЖД

  • Офисное направление. Мало чем отличается от других профессиональных отраслей: компьютер, документация, организация, отчеты, управление. Для работы в этой сфере не всегда требуется специальное (железнодорожное) образование. Достаточно владеть необходимыми профильными компетенциями, для конкретной должности.
  • Путейное направление. Специалисты подвижного состава: машинисты, проводники и т. д. При наборе персонала предпочтение отдается кандидатам с профильным дипломом, окончившим образовательные учреждения железнодорожного транспорта.
  • Рабочее направление. Обслуживание, ремонт, обеспечение работоспособности подвижного состава и железнодорожных путей. Возможно устроиться на работу без опыта и специального образования.

Топ-10 железнодорожных профессий для девушек

Проводник пассажирских вагонов

Одна из распространенных специальностей на железной дороге. В обязанности проводника входит:

  • поддержание чистоты в вагоне;
  • прием пассажиров и помощь в размещение согласно купленным билетам;
  • обеспечение чаем, постельным бельем;
  • осуществление административного контроля в вагоне.

На длительность рабочей смены влияет направление движения состава. Рабочее время может составлять от 10–12 часов до нескольких суток. В проводнице ценятся: общительность, стрессоустойчивость, порядочность, аккуратность. Для получения профессии, достаточно закончить специальные курсы, но с трудоустройством могут возникнуть сложности. По этой причине лучше учиться там, где гарантировано распределение после получения диплома.

Кассир билетный

Осуществляет продажу проездного документа. Кассир обязан убедится в том, что пассажир правильно проинформирован: о дате и времени отправления, номере поезда. При необходимости оформляет провоз багажа, уточняет о наличии потребности в дополнительной помощи нуждающимся, пожилым, инвалидам. В этой профессии работают до 90% женщин.

Приемосдатчик груза и багажа

Еще одна железнодорожная специальность, востребованная у женщин. В перечень должностных обязанностей входит: оформление, прием и выдача багажа и грузов. Приемосдатчик замеряет массу, ведет учет, осуществляет контроль за хранением грузов и багажа и т. д. Для работы необходимо пройти обучение в профильном образовательном учреждении.

Диспетчер

Ответственная профессия, это ведущий специалист от действий которого зависит согласованность работы всей железнодорожной станции. Диспетчер отслеживает расписание движения поездов, составляет маршруты и в случае необходимости, вносит изменения. Иметь профильное образование – обязательно.

Контролер–ревизор

В равной степени и мужская, и женская специальность. В обязанности контролера входит: контроль за соблюдением правил обслуживания и перевозки пассажиров, выявление нарушений. Сотрудник на этой должности проверяет наличие проездного документа, а в ряде случаев, осуществляет продажу билетов непосредственно при посадке в вагон. Контролером можно работать после окончания железнодорожного колледжа. Человек на этой должности должен быть: тактичным, исполнительным, честным, коммуникабельным и т. д.

Дежурный по станции

По этой специальности можно работать только, при наличии соответствующего железнодорожного образования. В должностные обязанности входит: управление подачей вагонов, контроль за разгрузкой и погрузкой. Дежурный по станции отслеживает движение поездов, следит за соблюдением техники безопасности на вверенном ему участке.

Начальник станции

Руководящий состав. Действует в соответствии с нормативными актами Министерства путей, сообщения железной дороги. Дополнительные обязанности могут быть указаны в Уставе железнодорожной станции. Оформление на работу только после окончания ВУЗа путей сообщения.

Дежурный по вокзалу

Руководит работой технического и обслуживающего персонала. Обеспечивает полноценную работу всех помещений, автоматизированных систем и механизмов. Организует и следит за соблюдением чистоты и порядка в залах ожидания. Отслеживает работу торговых точек на территории вокзала. Контролирует соблюдение пропускного режима. При необходимости, лично осуществляет проверку билетов.

Начальник ЖД вокзала

Выполняет весь перечень должностных обязанностей в соответствии с руководящей должностью. Координирует и руководит работой подразделений вокзала. Утверждает график работы персонала. Несет ответственность за соблюдение техники безопасности и правильную организацию условий труда служащих. Проводит собеседования и прием на работу новых сотрудников и т. д.

Сигналист

Контролирует тормозные системы. Подает звуковые и видимые сигналы, осуществляет надзор за железнодорожными путями и проходящими поездами.

Машинист. Помощник машинист

Об этих специальностях стоит упомянуть отдельно. До недавнего времени считалось, что женщинам в этих профессиях нет места. И хотя, по трудовому кодексу запрета не существовало, девушке было крайне сложно получить должность машиниста или помощника машиниста.

Важно! С 01.01.2021 года по приказу Минтруда РФ сокращен список профессий, на которые ранее не допускали девушек. Раньше этот список насчитывал 456 профессий, ограничивающих права и профессиональные возможности женщин, в том числе и в среде железнодорожников. На данный момент, в списке 100 профессий, на которые не допускаются представительницы прекрасного пола. Машинист и помощник машиниста в этот список ограничений не входят. С января 2021 года женщины получили официальное право работать по этим специальностям.

Это неполный список возможных специальностей для женщин в сфере железнодорожного транспорта. Кроме перечисленных, возможно трудоустройство: бухгалтером, экономистом, обслуживающим персоналом, работницей вагона–ресторана, кладовщиком, путевым обходчиком, электромонтером, осмотрщиком–ремонтником, секретарем и др.

Обучение

Работа в РЖД доступна выпускницам профильных колледжей и высших учебных заведений. Получить среднее специальное образование доступно уже после 9 класса. В любой железнодорожный институт можно поступить, окончив 11 класс. В ЖД техникумах также, как и в высших учебных заведениях, возможно обучение по очной и заочной форме.

Важно! На бюджет в техникум принимают абитуриентов на конкурсной основе по среднему баллу аттестата.

На 2020 год, в сфере железнодорожного транспорта действует:

  • 9 высших учебных заведений в разных городах на территории РФ.
  • 47 средне специальных образовательных учреждений: колледжи и техникумы.

Абитуриенты, выбирающие офисное и путейное направления РЖД, должны стремиться окончить ВУЗ.

Для желающих работать именно в железнодорожной отрасли, но не имеющих специального среднего или высшего образования, доступно рабочее направление.

Плюсы и минусы работы в РЖД

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • РЖД одна из немногих сфер, где гарантировано трудоустройство в пределах РФ, после окончания обучения в профильных учебных заведениях.
  • Возможность дальнейшего обучения на корпоративных условиях.
  • Высокие оклады и достойная зарплата.
  • Соцпакет: страхование здоровья и жизни, медицинское страхование на расширенных условиях.
  • Профсоюзное обеспечение: лечение в санаториях, домах отдыха, льготные путевки в детский сад, ипотечное кредитование на привлекательных условиях и т. д.
  • Обеспечение униформой.
  • Карьерный рост.
  • Бесплатный проезд 1 раз в году во время отпуска.
  • Возможность проехать по всей стране и за ее пределами, в зависимости от маршрута поезда.

Недостатки:

  • Опасные условия работы.
  • Высокая степень вредности для здоровья при работе на путях.
  • Частые стрессовые и конфликтные ситуации.
  • Длительные рабочие смены.
  • Система лишений денежных премий и штрафов за должностные нарушения.

Важно! Российская железнодорожная отрасль — это огромная структура. Есть населенные пункты, где низкие зарплаты и скудное обеспечение. Поэтому прежде чем соглашаться на трудоустройство будет нелишним выяснить рабочую обстановку через отзывы. Несложно найти комментарии о той или иной организации в современный век Интернета.

Трудоустройство

Основные требования к кандидату:

  • Для успешной карьеры и гарантированного трудоустройства необходимо наличие ЖД образования.
  • Стажировка или практика в РЖД. Этот вариант желателен для тех, кто окончил не профильный ВУЗ. К слову, студент техникума или университета путей сообщения может быть трудоустроен на время летних каникул или в период прохождения практики.
  • Хорошее физическое здоровье и допуск после медицинского осмотра.

С чего начать:

Заключение

Отрасль железнодорожного транспорта продолжает развиваться. Улучшаются условия труда, появляются новые вакансии, меняется отношение к имеющимся специальностям. Для женщины в этой сфере открыто много перспектив.

В то же время от персонала в области ЖД требуется высокая стрессоустойчивость наряду с человеколюбием и искренним желанием обеспечить комфорт каждому пассажиру.


РЖД и так готовы обеспечить рабочими местами тысячи человек. Благо инфраструктура позволяет. Но останавливаться на этом в монополии не намерены. Женщины могут стать машинистами (или машинистками) локомотивов, тепловозов, электричек.

«С технической точки зрения мы уже, наверное, сейчас готовы к тому, чтобы все это внедрить. Дома для отдыха локомотивных бригад… уже все построено для того, чтобы и женщины комфортно могли себя чувствовать в новой профессии», — сказал глава РЖД Олег Белозёров.

«Новость о том, что в ОАО «РЖД» вот-вот начнут принимать на работу машинистами женщин, уже некоторое время будоражит медиапространство. Монополия рассматривает вопрос о возможности использования женщин машинистами только скоростных поездов. Именно тут кроется главный подвох: на скоростных электропоездах (использование скоростных локомотивов распространено очень слабо) применяется пневмоподвеска кузова, которая практически исключает вибрацию, — рассказал vgudok.com бывший машинист Владимир Максимов. — Именно она является основным вредным производственным фактором, той самой «вредностью», из-за наличия которой у машинистов и отпуск дольше, и на пенсию они пока еще уходят раньше.

«Прелестей» профессии, не видимых с перрона, много. Справится слабый пол, не сломается — пожалуйста, приходите!

Проведя СОУТ (специальную оценку условий труда), в монополии убьют двух зайцев: за счет милых дам, увлечённых железнодорожной романтикой, решат вопрос пошатнувшейся укомплектованности штата скоростных локомотивных бригад (привет «вторым отдыхам» из приказа от 9 марта 2016 г. №44 Минтранса), и мужчинам-скоростникам «вредность» уберут».

Не могли мы не опросить и действующих машинистов, как они отнесутся к тому, что их коллегами скоро могут стать представительницы прекрасного пола. Основное опасение — монополия воспользуется тем, что женщины готовы работать за меньшие деньги, чем мужчины, что приведёт к снижению зарплат. Слово профессионалам:

Андрей У.: Катимся к сокращению зарплаты, т. к. женский пол с зарплатой в 50 т. уже будет доволен, а нам будут говорить: «Не нравится — увольняйся!». Жизнь покажет, к чему это приведёт. Ведь женский пол дальнобойщиками работают, и вроде пока норм. Главное, чтобы последствий не было.

Андрей Н.: Все это делается, чтобы сэкономить на оплате труда. А с точки зрения вождения поездов главное — грамотные действия, умение работать руками и думать головой, а половой признак здесь не важен.

Сергей М.: Гнать баб от управления локомотивом поганой метлой.

Но не все видят в дамах будущих штрейкбрехеров. Многие считают, что если женщина будет справляться с обязанностями без поблажек, всё встанет на свои места.

«Не будем столь категоричны. История знает немало примеров, когда женщины вставали за регулятор паровоза в годы войны. Работали женщины и помощниками машиниста на электричках, причем работали, по словам стариков, заставших это время, едва ли не лучше мужчин. Разница между тем временем и нынешнем вот в чем: «те» женщины знали, куда шли, — уверен машинист Владимир Максимов. — И колодки тормозные меняли безропотно, и уголёк лопатами кидали. Нынешнее же поколение, как нам кажется, видит только красивую сторону картинки, а бессонные ночи, колоссальное нервное напряжение, отсутствие возможности посвятить себя семье не замечает. Или надеется, что в мужском коллективе им смены на Новый год не будут ставить и в отпуск будут отпускать, когда они захотят. Нельзя не вспомнить и о проблеме наездов на людей: милые дамы, а вы точно уверены, что готовы свежий труп из-под вагона вытаскивать?

Есть дамы, которые и в нештатной ситуации любому мужику нос утрут.

Управление скоростным подвижным составом автоматизировано до предела, и справится с ним любая леди. Как отметил один из наших респондентов, работают же женщины дальнобойщиками. Работать-то они работают, но, как мы видим на примере автотранспорта, женщины более пунктуальны в соблюдении ПДД, но в нештатной ситуации склонны к панике. Дилемма «допускать — не допускать», на мой взгляд, решается просто: никакого приоритетного направления женщин на скоростной подвижной состав.

Милости просим на электровозы, тепловозы и электрички. Поотколачивать ломом примерзшие тормозные колодки на прицепных вагонах электрички зимой, или заменять изношенные такие же колодки на тепловозе при выполнении ТО-1 (вес одной — чуть меньше 16 кг). Поваляться в холодных домах отдыха на «переотдыхе» в ожидании приказа на следование пассажиром. Поудалять весь снег и лёд с экипажной части локомотива при постановке его на отстой. А самое главное, здесь некому будет сказать любимую женскую фразу про больную голову. «Прелестей» профессии, не видимых с перрона, много. Справится слабый пол, не сломается — пожалуйста, приходите. Понимая, куда идете. А там, глядишь, и до скоростного движения недалеко», — считает бывший машинист электропоезда».

Дело за малым. Осталось дождаться, чтобы подобную инициативу узаконили, для чего необходимы изменения в законодательстве. При этом в РЖД готовы улучшить дизайн локомотивов и мотовагонных составов. Правда, не уточняется, что именно будет переоборудовано в кабинах машинистов. Может быть, зеркальце повесят или освежитель воздуха в туалете поменяют…

Железнодорожников будут принимать на работу по новым правилам | Инфраструктура

В ОАО «РЖД» в конце сентября вступили в силу новые требования к образованию и опыту работы для руководителей и специалистов всех функциональных направлений. В компании впервые прописали в одном документе минимальный стаж и необходимый уровень образования по каждой из типовых должностей – это позволит обеспечить необходимый уровень профессионализма соискателей, а также даст дополнительные ориентиры в обучении работникам, которые выстраивают карьеру.

Приказ № 78 «О требованиях к профессиональному образованию руководителей и специалистов ОАО «РЖД» начал действовать с 23 сентября, сразу после его подписания генеральным директором – председателем правления компании Олегом Белозёровым. Он заменил действующий с 2014 года документ, которым ранее руководствовались в подразделениях при подборе персонала.

По сравнению с прежним документом в новом фигурирует в четыре раза больше должностей (всего более 400 позиций), которые для удобства сгруппированы по филиалам. Определены чёткие требования по каждой позиции. Если раньше в документе указывался только необходимый уровень образования (высшее или среднее профессиональное) и его направление, например гуманитарное или техническое железнодорожное, то теперь прописана конкретная специальность, которая нужна кандидату, чтобы претендовать на указанную должность. Профиль образования и опыт работы будут учитываться при приёме на работу, переводе на другое место или включении в кадровый резерв.

Помимо требования к образованию приказ № 78 устанавливает минимальный порог трудового стажа по профилю деятельности. Так, например, главному инженеру железной дороги и его заместителю требуется иметь высшее образование по железнодорожным специальностям («Железнодорожный транспорт», «Транспортно-технологические системы и средства») и стаж пять лет на руководящих позициях по своему профессиональному профилю. Другой пример: электромехаником в дистанции сигнализации, централизации и блокировки может работать специалист, который год отработал по специальности и имеет высшее образование по специальности «системы обеспечения движения поездов» или среднее профессиональное по специальности «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте».

«Компания подошла к этому вопросу системно и конкретизировала требования в части образования и опыта работы ко всем основным должностям, – говорит заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» (ЦКАДР) Александр Збарский. – Такой подход выгоден и работодателю, который получает дополнительные гарантии профессионализма кандидата, и работнику, который понимает, какой квалификацией он должен обладать, чтобы выстраивать свою карьеру в выбранной специализации. Кроме того, теперь требования к образованию полностью синхронизированы с перечнем специальностей и направлений подготовки, принятым Министерством науки и высшего образования».

Указанными в приказе требованиями будут руководствоваться как при приёме на работу, в том числе при переводе сотрудника на другую позицию, так и при формировании кадрового резерва и планов на обучение. Работники кадровых служб впервые получат подобный справочник, в котором все требования к образованию и опыту работы привязаны к конкретной должности, что исключает разночтения и различные толкования.

Благодаря более конкретным требованиям к должности в РЖД рассчитывают привлекать кандидатов с оптимальным набором нужных навыков и знаний. Недостаточные, равно как и избыточные, компетенции работника являются преградой для повышения эффективности работы, отмечают в ЦКАДРе. «Чем полнее навыки соответствуют позиции, тем более успешен работник в своей профессиональной деятельности», – считают в департаменте.

«Новый документ является основанием для дальнейшей автоматизации кадровых процессов. Теперь в ЕК АСУТР ко всем должностям будут привязаны требования к образованию и опыту работы, и система не позволит провести назначение тех кандидатов, которые не удовлетворяют новым требованиям», – подчеркнул начальник отдела профессионального обучения Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Евгений Архипов.

На данный момент в компании есть работники, профиль образования которых не соответствует занимаемой должности. Например, специалист мог учиться по профилю вагонного хозяйства, но в итоге стал работать путейцем. Или учился на машиниста, а пошёл в движенцы. В ЦКАДРе отмечают, что все специалисты и руководители, не имеющие требуемой квалификации и опыта работы, продолжат работать в своей должности и будут проходить переподготовку в плановом порядке.

В новом приказе утверждена минимальная продолжительность программ профессиональной переподготовки для того, чтобы инженерно-технические работники с непрофильным образованием могли в полном объёме получить знания, необходимые для своей профессиональной деятельности. Продолжительность программы обучения и формат проведения занятий зависят от уже имеющегося основного образования работника.

«Горизонтальные ротации – это хорошо и для работника, который в конечном счёте находит своё призвание, и для компании, ведь именно на стыке разных функциональностей больше всего возможностей для повышения эффективности производственных процессов, – говорит Евгений Архипов. – Но на определённом этапе построения карьеры в новой специализации накопленного опыта становится мало, нужны более глубокие профильные знания, получить которые можно, обучаясь на программах переподготовки».

Приказ № 78 распространяется на все функциональные филиалы и подразделения аппарата управления ОАО «РЖД». Кроме того, новые требования рекомендуется применять дочерним и зависимым обществам холдинга.

Читайте также: