Как честь может проявляться в профессии человека

Опубликовано: 02.07.2024

Профессиональная честь этопонятие для обозначениявнешнего, общественного признания профессиональных и личностных заслуг чело­века, проявляющееся в почитании, славе. Практически она связана со стремле­нием добиться высокой оценки, авторитета со стороны окружающих, похвалы, известности.

1) Объективная основа профессиональной чести – это прямая зависимость между нравственным уровнем профессиональной общности и отношением общества к этой профессии.

2) Субъективная основа связана с готовностью профессионала действовать таким образом, чтобы не посрамить честь профессии. О таком специалисте неизменно складывается устойчивое одобрительное общественное мнение. Оно принимает форму репутации– спонтанно определившейся и широко распространившейся высокой оценки его профессионально-нравственного облика.

Однако представления о профессиональная чести у людей не одинаковы. На одном полюсе здесь находятся ситуации, в которых члены трудовых групп проявляют чудеса самообладания и мужества во имя поддержания профессиональной чести. На другом полюсе – ситуации, когда в поступках профессионалов обнаруживается защита «чести мундира»,чтопредполагаетсокрытие рассогласования между профессиональными и корпоративными подходами к выполнению обязанностей.

5) Профессиональное достоинство.

Профессиональное достоинство – это понятие для обозначения значимости человека как профессионала на основе самооценки своих заслуг, самоуважения. Практически обнаруживается в сопротивлении человека всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать себя, посягнуть на свою индивидуальность и независимость.

1) Объективная сторона профессионального достоинства определяется реальной ролью, которую играет профессия в общественной жизни.

2) Субъективная сторона связана не только с признанием значимости профессии, но и с представлением о собственной значимостио своей роли в трудовой группе. Включает в себя в качестве обязательного момента самооценку.«Вычисляет» специалист такую самооценку по степени соответствия своего профессионального поведения критериям социальной значимости профессии.

Однако мера «присвоения» ценности профессии у разных людей не одинакова: самооценка может оказаться либо завышенной, либо заниженной. В подобных случаях мы говорим о раздутом или заниженном чувстве профессионального достоинства. Более того, представления о человеческом и профессиональном достоинстве могут базироваться не только на ценностях, но и на псевдоценностях, что зависит от уровня общей моральности человека.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по теме.

1) Ценностно-нормативная модель педагогической этики является основой индивидуального проекта профессиональной деятельности и мотиваций специалиста.

2) Нормы педагогической этики являются лишь рекомендациями, поскольку каждая педагогическая ситуация по-своему уникальна.

3) Нормы и правила невозможно навязать «сверху», поскольку начинают они работать при условии готовности «снизу», т.е. при наличии особого морально-психологического механизма и личнойнаправленности на их реализацию.

4) Этика профессии заключается не в применении раз и навсегда определенного числа правил и инструкций, а в постоянной ответственности за все, что делает специалист в рамках своих профессиональных обязанностей.

5) Недостаточно следовать этическим стандартам на уровне риторики. Важно, чтобы они практически соблюдались нетолько через преподавание, но и с точки зрения руководства и управления учебными заведениями.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое деонтология? Почему существует необходимость в разработке педагогической деонтологии?

2. Что означает понятие «профессионально-этическая норма»? В чем специфика общих норм этического поведения педагога?




3. Считаете ли для себя возможным принятие общих норм поведения, обоснованных академиком А.А. Гусейновым?

4. Охарактеризуйте основные совокупности этических взаимоотношений, в которые вступает педагог в процессе осуществления профессиональных обязанностей.

5. Охарактеризуйте основные понятия, отражающие механизм исполнения профессионально-этических стандартов (профессиональный долг, ответственность, совесть, честь, достоинство).

6. Нужно ли любить ученика или достаточно добросовестно относиться к своим обязанностям педагога? Какова Ваша точка зрения?

7. Какого педагога можно назвать «человеком чести»?

8. Что разделяет чувство собственного достоинства педагога и высокомерие?

9. Ознакомьтесь со следующими этическими документами: «Этический кодекс педагогов» (Педагогический колледж), «Кодекс профессиональной этики петербургского педагога» (проект), «Этический кодекс Центра образования». На основании изученного материала наполните содержанием раздел «Основные группы этических стандартов поведения педагогов».

10. Какие нормы были нарушены педагогом при общении с родителем ученика:

«До круглой отличницы моя дочь не дотягивала, но и троечницей никогда не была. А тут полный разлад с историей… Надо идти в школу – узнать, что я могу сделать, чтобы пробудить у дочки интерес к истории…

Учительница нехотя отрывается от оживленного разговора с коллегой, и едва узнав причину моего визита, переходит в наступление. За пятнадцать минут энергичного выяснения отношений я узнаю следующее: За что моей дочери поставлены двойки, учительница не помнит, потому что нет журнала, но, уж, конечно, все полностью справедливо. 2. По другим предметам она может учиться хорошо и прекрасно, но по истории высокой оценки не будет иметь никогда, потому что не умеет рассказывать, и я должен был быть благодарен, если ей «натянут» шестерку. 3. Лично я в этой ситуации ничем помочь не могу, разве что не ходить понапрасну в школу. Похоже в чем-то дочка была права: меня же еще и отругали».

11. Какие эталоны и аксиомы нравственного профессионализма должен соблюдать педагог? Имеют ли данные аксиомы какое-либо отношение к родителю, как педагогу, воспитывающему своего ребенка?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование первоначального представления о трудовой и деловой чести.

Просмотр содержимого документа
«Кодексы чести разных профессий.»

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

Тема: Кодексы чести разных профессий.

1-я линия развития личности:

Формировать первоначальное представление о трудовой и деловой чести.

Формировать представление о том, что основа кодексов чести любой деятельности – общечеловеческие ценности: трудолюбие, мастерство, справедливость, честность.

2-я линия развития личности:

Формировать умение определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

Учить анализировать поступки людей с точки зрения выполнения ими определённых общественных ролей и профессиональных обязанностей.

Формировать представление о том, что значит вести себя в соответствии с конкретной ролью в разных жизненных ситуациях.

Оборудование: план для групповой работы с текстами.

Этапы урока

Формирование УУД,

(технология оценивания учебных успехов)

I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Учитель предлагает отгадать загадку и найти ключевое слово урока.

Их очень много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны,

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Одну для жизни выбирай,

Чтобы в работе первым быть

И людям пользу приносить! (Профессия.)

– Давайте вспомним, что обозначает слово профессия? Обратившись к толковому словарю, раскроем смысл этого слова. (Профессия – род занятий, вид трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.)

– Прочитайте, как сформулирована тема урока в учебнике. («Кодексы чести разных профессий».)

– Что вас удивило?

– Какой возникает вопрос?

Учащиеся с помощью учителя формулируют проблему урока.

– Сравните ваши варианты с вариантом авторов учебника.Могут ли люди разных профессий жить по одним правилам?

Проблема урока записывается на доске.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текстов разных стилей и схем.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру; определять роль иллюстративного ряда в тексте.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

3. Развивать широкую мотивационную основу в любой деятельности, сначала в учебной, а в будущем в профессиональной.

4. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

5. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

6. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

II. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним то, что мы уже знаем.

Учитель предлагает детям в парах обсудить понятия: общество, духовность, мораль, нравственность, ценности, кодекс. Можно использовать тексты учебника, словарь в конце учебника.

– Какие интересы могут быть у разных людей? (Общие и различные, а также личные и профессиональные).

III. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Работа с текстом «Что такое честь?» до чтения.

– Какие нравственные ценности вам известны?

– Что вы можете рассказать о такой нравственной ценности, как честь?

– Прочитайте текст в парах. Выполните задания:

1. Найдите на с. 84, какие определения дают этому понятию словари Даля и Ожегова. Сравните эти определения. Что в них общего?

2. Кого можно назвать человеком чести?

3. Приведите примеры, когда люди поступают по чести. Примеры можно найти в учебнике.

Работа с текстом «Что такое честь?» после чтения.

– Кого можно назвать человеком чести? (Человека, который поступает по совести, твёрдо придерживается своих нравственных убеждений.)

– Какие примеры таких людей вы нашли в тексте? Какие можете привести сами?

– Как вы думаете, как честь человека может проявляться в его профессии? (Человек ответственно относится к своему делу, качественно выполняет свою работу.)

Работа с текстом «Люди играют роли, роли определяют людей».

– Какие роли вам приходится выполнять в течение жизни? (В школе – ученик, дома – сын или дочь, в магазине – покупатель.)

– Рассмотрите схему на с. 86. К каким группам общественных ролей можно отнести то, что вы перечислили? (Сын или дочь – семейные роли, покупатель, клиент, пациент, пассажир – житейские роли, ученик – служебная роль.)

– Какую группу общественных ролей вы пока не выполняете? (Профессиональные роли.)

– Прочитайте текст.Сделайте вывод по проблеме урока: могут ли люди разных профессий жить по одним правилам? (Люди разных профессий живут в одном обществе. В обществе каждый выполняет свою общественную роль. Поэтому все следуют установленным в обществе законам.)

Учитель подчёркивает на доске мнение, которое совпало при выдвижении версий, или записывает, если оно отсутствовало.

Работа с текстами «Честь рабочего человека» и «Честь делового человека».

Класс делится на группы, каждая их которых работает с одним из двух текстов по плану:

1-я группа: текст «Честь рабочего человека».

Правила поведения (кодекс чести) в этой роли.

Вывод: могут ли люди разных профессий жить по одним правилам?

2-я группа: текст «Честь делового человека».

Правила поведения (кодекс чести) в этой роли.

Вывод: могут ли люди разных профессий жить по одним правилам?

По окончании работы каждая группа представляет результаты.

IV. Выражение решения проблемы.

Учитель подчёркивает на доске мнение, которое совпало при выдвижении версий, или записывает, если оно отсутствовало.

– Какой общий вывод можно сделать по проблеме урока? (У рабочего человека и у делового человека разные служебные роли – организатор и исполнитель. Поэтому отличаются их кодексы чести. Но и тот и другой являются членами одного общества, поэтому в основе любого кодекса находятся общечеловеческие ценности: ответственность, трудолюбие, справедливость.)

V. Выполнение продуктивных заданий.

Учитель предлагает выполнить самостоятельно или в парах задания на

Дополнительно можно рассмотреть материал «Мораль российских предпринимателей XIX века».

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Что сегодня показалось трудным, непонятным?

– Что было интересно?

– Какие выводы вы сделали для себя?

– Как полученные знания пригодятся вам при выборе профессии?

VII. Домашнее задание.

Учитель предлагает девочкам выполнить один из проектов на с. 92 или свой собственный по теме урока. Можно предложить связать проект с интересной для ребёнка профессией.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Решение проблемы, открытие новых знаний.

* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы, высказывали предположения, делали

Стоял чудесный день. Я, правда, совсем не помню, была это весна или зима, утро или вечер, но то, что день был чудесный, это я помню хорошо. Я стояла, а возможно, сидела, в кабинете владельца компании, в которой я на тот момент работала, и пыталась отстоять свою профессиональную честь, доказывая, что нам необходим отдельный человек на рекрутинг, так как существуют и другие функции в управлении персоналом, на которые в настоящий момент не хватает ни сил, ни времени, а выполнять их надо, потому что иначе компания не придет туда, куда хочет владелец.

На эту проблему могут быть как минимум три точки зрения.

Первая точка зрения - владельцев, управляющих, генеральных директоров, директоров по персоналу, рекрутеров и руководителей подразделений. С этих позиций у нас, безусловно, существует кадровый кризис, который подразумевает под собой не только нехватку качественных специалистов на рынке труда (кстати, информация к размышлению: средний срок закрытия вакансии в Москве увеличился с одного до полутора месяцев среди специалистов и midl-менеджмента), но и их острую нехватку внутри компаний. Особенно остро отмечается нехватка людей, которые могли бы качественно и хорошо выполнить весь объем работ, взяв на себя ответственность. Руководители всех рангов часто сетуют на то, что людей приходится подталкивать, что у подчиненных отсутствует самостоятельность и включенность в решаемые задачи, что они не могут или не хотят просчитывать вперед результат своих решений. Такая ситуация имеет свои причины.

Мы живем и с политической, и с экономической, и с социальной точки зрения в очень непростое время. Многие люди вынуждены просто выживать, а пирамиду Маслоу, между прочим, еще никто не отменял. Поэтому неудивительно, что многие ценят в своей работе заработную плату и стабильность больше, чем возможность развивать свой профессиональный потенциал. Опять-таки, психология "зарабатывающих" и "получающих", которая полностью ложится в золотое правило Парето 20/80, т.е. только 20% сотрудников компании готовы самостоятельно прикладывать усилия, проявлять инициативу, решать задачи и нести ответственность, тогда как оставшиеся 80% готовы выполнять распоряжения. Кроме того, не надо забывать, что наша страна очень долгое время жила с отсутствием понятия "профессионализм" как общей ценности. И сейчас это понятие является внутренней и осознанной ценностью для исключительно узкой прослойки (тем более с точки зрения всей России, а не только Москвы) специалистов. Прибавьте к этому снизившийся уровень профессионального образования, сместившиеся ценности, русскую лень-матушку, и вы поймете - кризис уровня профессиональной мотивации у нас налицо!

Вторая точка зрения - сотрудников-исполнителей. В соответствии с их общим низким уровнем профессиональной мотивации она очевидна. Задачи постоянно меняются, функции расширяются, работы все время становится больше, заработная плата практически не увеличивается, необходимые для решения задачи не обеспечиваются ресурсами и т.д. Сильно осложняет ситуацию разброс заработных плат на рынке труда, когда на одну и ту же должность с небольшой разницей в функциях и объемах работ специалист может найти заработную плату в два раза больше. И эта точка зрения тоже по-своему оправданна. Ведь далеко не во всех компаниях существует такой механизм, как стратегическое управление, который позволяет планировать работу, распределять нагрузку, делегировать задачи и привязывать результат работы к системе оплаты труда. Многие компании, к сожалению, до сих пор работают в оперативном режиме реагирования на запросы рынка, что не может не сказаться на системе работы. Ведь когда мы оперативно реагируем на запрос и потребности рынка, нам практически некогда создавать систему мотивации наших сотрудников, некогда определять и закреплять зоны ответственности, некогда ставить ясные и прозрачные, не только сиюминутные цели. А ведь уровень выполнения профессиональных задач сотрудниками напрямую зависит от их включенности в общие процессы организации.

Существует еще один аспект. Когда специалист, сильный профессионал, придя в компанию, в глубине души не может принять или не вписывается в ее корпоративную среду. При такой ситуации он просто не может при всем своем желании быть полезным для компании. Я знаю немало людей, которые попадали в подобную ситуацию. Приходили, начинали работать, но не происходило слияние видения целей и задач руководителей и специалиста. Идеи казались руководству ненужными, инициативы не имели развития и т.д. И вот через какое-то время с чувством полного опустошения специалист уходил. И, естественно, находил новую работу. И на новой работе все складывалось. Идеи и инициативы имели положительные отклики у руководителей и приводили к необходимым результатам, проекты удавались, происходил карьерный и финансовый рост. Хотя человек-то был один и тот же. Компании разные.

Вот вам и противоречие интересов. Руководители считают, что их сотрудники недостаточно хорошо работают, иными словами, недостаточно профессиональны. Их сотрудники свято верят, что им не создали подходящих условий для раскрытия их потенциала и недостаточно ими занимались, то есть их руководители недостаточно профессиональны. Ну вот, на один из сакраментальных российских вопросов "кто виноват?", считайте, ответили. Остался второй, не менее сакраментальный, - "что делать?".

Для этого давайте попробуем абстрагироваться от бесконечного количества факторов, влияющих на понятие профессионализма, и посмотреть, что же остается в сухом остатке. А сухой остаток можно выразить следующей формулой:

Потому что в итоге именно уровень личностных амбиций специалистов определяет степень их профессионализма. Чем они, амбиции, больше, тем уровень профессионализма меньше. Это, видимо, то же самое, что и "любить искусство в себе, а не себя в искусстве". Ведь именно личностные амбиции мешают нам принимать наших руководителей такими, какие они есть, а следовательно, мешают эффективно использовать наши знания и навыки и быть полезными для организации. Именно личностные амбиции мешают нам находить наиболее оптимальные решения даже для самых сложных задач. Именно уровень личностных притязаний зачастую мешает "отделить суп от мух".

Так, может быть, профессионал - это тот, кто, в первую очередь, умеет управлять своими амбициями, эмоциями и собой? Потому что именно такая отстраненность от "страстей человеческих" открывает возможность для раскрытия всего своего профессионального потенциала и самореализации.

Возвращаясь к вопросу "что делать?", хочется обратить внимание на следующее. Если вы руководитель и явно недовольны профессиональным уровнем своих подчиненных, это очень хороший повод задуматься над тем, что еще можно и нужно улучшить в системе работы с персоналом в вашей организации. Если же вы своего руководителя считаете недалеким дилетантом, неспособным оценить вас по заслугам, подумайте, не слишком ли сильно вас захватили ваши амбиции.

В любом случае нет смысла вставать в позу недооцененного гения, как много лет назад это сделала я. Надо договариваться. Со своим руководителем, со своими подчиненными, со своими амбициями, с самим собой. И, может быть, тогда у вас не будет возникать вопросов о профессионализме.

Тема: Кодексы чести разных профессий.

Цель:

1-я линия развития личности:

Формировать первоначальное представление о трудовой и деловой чести.

Формировать представление о том, что основа кодексов чести любой деятельности – общечеловеческие ценности: трудолюбие, мастерство, справедливость, честность.

2-я линия развития личности:

Формировать умение определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

Учить анализировать поступки людей с точки зрения выполнения ими определённых общественных ролей и профессиональных обязанностей.

Формировать представление о том, что значит вести себя в соответствии с конкретной ролью в разных жизненных ситуациях.

Задачи: 1. Формировать нравственные позиции у учеников.

2. Познакомить с истоком нравственных образов.

3. Развивать речь учащихся, творческие способности.

Содержимое разработки

Предмет: ОДНКНР, модуль «Основы светской этики»

Дата проведения: «29» января 2018г.

Составитель: учитель Халютина Н.С.

Тема: Кодексы чести разных профессий.

1-я линия развития личности:

Формировать первоначальное представление о трудовой и деловой чести.

Формировать представление о том, что основа кодексов чести любой деятельности – общечеловеческие ценности: трудолюбие, мастерство, справедливость, честность.

2-я линия развития личности:

Формировать умение определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

Учить анализировать поступки людей с точки зрения выполнения ими определённых общественных ролей и профессиональных обязанностей.

Формировать представление о том, что значит вести себя в соответствии с конкретной ролью в разных жизненных ситуациях.

Задачи: 1. Формировать нравственные позиции у учеников.

2. Познакомить с истоком нравственных образов.

3. Развивать речь учащихся, творческие способности.

Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного, умение самостоятельно делать выводы, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Метапредметные:

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Этапы урока

Формирование УУД,

(технология оценивания учебных успехов)

I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Учитель предлагает отгадать загадку и найти ключевое слово урока.

Их очень много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны,

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Одну для жизни выбирай,

Чтобы в работе первым быть

И людям пользу приносить! (Профессия.)

– Давайте вспомним, что обозначает слово профессия? Обратившись к толковому словарю, раскроем смысл этого слова. (Профессия – род занятий, вид трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.)

– Прочитайте, как сформулирована тема урока на доске. («Кодексы чести разных профессий».)

– Что вас удивило?

– Какой возникает вопрос?

Учащиеся с помощью учителя формулируют проблему урока.

Могут ли люди разных профессий жить по одним правилам?

Проблема урока записывается на доске.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текстов разных стилей и схем.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру; определять роль иллюстративного ряда в тексте.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

3. Развивать широкую мотивационную основу в любой деятельности, сначала в учебной, а в будущем в профессиональной.

4. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

5. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

6. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

II. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним то, что мы уже знаем.

Учитель предлагает детям в парах обсудить понятия: общество, духовность, мораль, нравственность, ценности, кодекс. Можно использовать конспекты.

– Какие интересы могут быть у разных людей? (Общие и различные, а также личные и профессиональные).

III. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Работа с текстом «Что такое честь?» до чтения.

– Какие нравственные ценности вам известны?

– Что вы можете рассказать о такой нравственной ценности, как честь?

2. Кого можно назвать человеком чести?

3. Приведите примеры, когда люди поступают по чести.

Работа с текстом «Что такое честь?» после чтения.

– Кого можно назвать человеком чести? (Человека, который поступает по совести, твёрдо придерживается своих нравственных убеждений.)

– Какие примеры таких людей вы нашли в тексте? Какие можете привести сами?

– Как вы думаете, как честь человека может проявляться в его профессии? (Человек ответственно относится к своему делу, качественно выполняет свою работу.)

Работа с текстом «Люди играют роли, роли определяют людей».

– Какие роли вам приходится выполнять в течение жизни? (В школе – ученик, дома – сын или дочь, в магазине – покупатель.)

– К каким группам общественных ролей можно отнести то, что вы перечислили? (Сын или дочь – семейные роли, покупатель, клиент, пациент, пассажир – житейские роли, ученик – служебная роль.)

– Какую группу общественных ролей вы пока не выполняете? (Профессиональные роли.)

– Сделайте вывод по проблеме урока: могут ли люди разных профессий жить по одним правилам? (Люди разных профессий живут в одном обществе. В обществе каждый выполняет свою общественную роль. Поэтому все следуют установленным в обществе законам.)

Учитель подчёркивает на доске мнение, которое совпало при выдвижении версий, или записывает, если оно отсутствовало.

Работа с текстами «Честь рабочего человека» и «Честь делового человека».

Класс делится на группы, каждая их которых работает с одним из двух текстов по плану:

1-я группа: текст «Честь рабочего человека».

Правила поведения (кодекс чести) в этой роли.

Вывод: могут ли люди разных профессий жить по одним правилам?

2-я группа: текст «Честь делового человека».

Правила поведения (кодекс чести) в этой роли.

Вывод: могут ли люди разных профессий жить по одним правилам?

По окончании работы каждая группа представляет результаты.

IV. Выражение решения проблемы.

Учитель подчёркивает на доске мнение, которое совпало при выдвижении версий, или записывает, если оно отсутствовало.

– Какой общий вывод можно сделать по проблеме урока? (У рабочего человека и у делового человека разные служебные роли – организатор и исполнитель. Поэтому отличаются их кодексы чести. Но и тот и другой являются членами одного общества, поэтому в основе любого кодекса находятся общечеловеческие ценности: ответственность, трудолюбие, справедливость.)

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что сегодня показалось трудным, непонятным?

– Что было интересно?

– Какие выводы вы сделали для себя?

– Как полученные знания пригодятся вам при выборе профессии?

VI. Домашнее задание.

Учитель предлагает выполнить свой собственный проект по теме урока. Можно предложить связать проект с интересной для ребёнка профессией.

И КАЖДОЙ ПРОФЕССИИ — СЛАВА И ЧЕСТЬ!
(Рекомендательно – библиографическая памятка
по профориентации для уч-ся 8-11 классов)


Труд по обязанности – это работа,
а работа по склонности – это досуг.


Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу?
Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Мы определяем для себя не только основное занятие, но и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.
Проблема выбора профессии для многих людей является довольно сложной. Ведь столько возможностей, столько вариантов предлагает жизнь! И нужно понять какая профессия твоя, именно твоя. Прежде всего, надо разобраться в себе самом.

З Н А Й :

При выборе профессии важно учитывать три компонента, слагающих профессионального успеха и удовлетворённости своей работой:

1. «хочу » — желание человека заниматься выбранным делом;
2. «могу » — уровень подготовки, знаний. Способность выполнить данную работу;
3. «надо » — спрос на профессию, востребованность этого вида деятельности на рынке труда.

Полезные сведения:

* Не надо бояться смены профессии, любой опыт полезен.
* Не надо выбирать профессию, только потому, что она «модная », выбирай ту, которая тебе нравится и подходит.
* Не выбирай работу за компанию с друзьями, она может тебе не подойти.
* Профессию выбирают не потому, что тебе нравится человек, который в ней работает, а потому что, эта профессия нравится тебе.
* Каждая профессия включает в себя очень много мелкой работы, не видной на первый взгляд.
* Углубленное изучение школьного предмета, бывает необходимым при выборе многих профессий.
* Нет устаревших профессий. На каждом производстве происходит внедрение новых технологий, сложной и облегчающей работу техники.
* При выборе профессии необходимо учитывать свои физические способности и недостатки. Существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, так как они могут ухудшить состояние вашего здоровья.
* Разобраться в себе вам помогут профконсультанты, родители, учителя, друзья. Полезными могут быть также психологические тесты, журнальные статьи и книги на тему популярной психологии и выбора профессии.

Ю Н Ы Й Д Р У Г!

Библиотека предлагает вашему вниманию перечень книг, которые помогут вам разобраться в самом себе и выбрать нужную вам профессию:


1. Маникюр и педикюр. [Текст] / авт.- сост. Н. Б. Шешко, А. А. Гриб.- Мн.: Соврем. шк., 2006.- 192 с.
2. Мир профессий: Человек- знаковая система. [Текст] / Сост. С. Н. Левиева.- М.: Мол., гвардия, 1988.- 351 [1] c., ил.


3. Профессия: автослесарь: Учеб.пособие. [ Текст ] / Авт.- сост. А. А. Ханников,- Минск: Соврем. шк., 2006.- 384 с.


4. Профессия: кондитер: Учеб.пособие. [Текст]/ авт.- сост. О. В. Шамкуть.- Минск: Соврем. шк., 2006.- 288 с.


5. Рогов, Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. [Текст] / Е. И. Рогов.. – М.: Изд- во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003.- 336 с.: ил. – (Азбука психологии).


6. Романова, Е. С. 99 популярных профессий [Текст]: Психологический анализ и профессиограммы./ Е. С. Романова. - 2- изд.- СПб. 6 Питер, 2004.- 464 с. 6 ил.


7. Шалаева, Г. П. Большая книга профессий [Текст] / Г. П. Шалаева.- М.: Филол. Об-во СЛОВО, Изд-во Эксмо, 2005.- 239 [1] с., ил.


8. Энциклопедия для детей. Выбор профессии [Текст] / Гл. ред. Е. Ананьева; отв. Ред. В. Белоусова. – М.: Аванта+, 2003.- 432 с.: ил.

Ч И Т А Й Т Е! В Ы Б И Р А Й Т Е!

«Чтобы жить, надо уметь что-то делать»


Ждём вас по адресу:
346800, Россия,
Ростовская область,
Мясниковский район, с. Чалтырь,
6-ая линия, 6
Телефон: 2-34-59
с 9.00 до 17.00
выходной – суббота

Составитель: Шагинян А. Е.
Редактор: Хачкинаян М. Н.

Читайте также: