Как добавить должность в нмо

Опубликовано: 02.10.2024

На данной странице размещены ответы на вопросы, которые наиболее часто возникают у сотрудников образовательных организаций, ответственных за работу в Личном кабинете образовательной организации на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

  • Как получить доступ к Личному кабинету образовательной организации?
  • Какие сроки открытия Личного кабинета образовательной организации после формирования и отправки заявки на Портале?
  • Как расширить/изменить список пользователей, ответственных за работу в Личном кабинете образовательной организации?
  • Где найти инструкцию по работе в Личном кабинете образовательной организации?
  • Не могу войти в Личный кабинет образовательной организации: неправильный логин или пароль. Как восстановить доступ?
  • Где найти образец паспорта программы для заполнения? Куда его передать?
  • Какие сроки рассмотрения паспорта программы?
  • Помогите внести баллы за результаты обучения специалистам здравоохранения, которые давно у нас обучались. Как это сделать?
  • Как специалисту здравоохранения зачесть баллы по освоенной программе по нескольким специальностям?
  • Сколько баллов будет зачтено специалисту здравоохранения при освоении программы повышения квалификации трудоемкостью более 36 академических часов?
  • Может ли специалист здравоохранения за один календарный год пройти обучение и освоить образовательных элементов суммарной трудоемкостью более 50 ЗЕТ (академических часов)?
  • Не получается подать заявку на образовательное мероприятие
  • У меня остались вопросы по работе в личном кабинете образовательной организации. Куда мне обратиться?

Как получить доступ к Личному кабинету образовательной организации?

ОТВЕТ:

Подробная информация о порядке открытия и список документов для получения доступа к Личному кабинету образовательной организации, реализующей обучение по программам дополнительного профессионального образования, размещена здесь.

Какие сроки открытия Личного кабинета образовательной организации после формирования и отправки заявки на Портале?

ОТВЕТ:

Согласно регламенту Портала, срок рассмотрения заявки на открытие кабинета - до 14 рабочих дней. В случае принятия положительного решения данные доступа в личный кабинет образовательной организации будут отправлены на адрес электронной почты, указанный в заявке.

Как расширить/изменить список пользователей, ответственных за работу в Личном кабинете образовательной организации?

ОТВЕТ:

Где найти инструкцию по работе в Личном кабинете образовательной организации?

ОТВЕТ:

Подробная инструкция по работе в Личном кабинете образовательной организации находится в разделе «Помощь» на верхней панели меню в Личном кабинете образовательной организации на Портале.

Не могу войти в Личный кабинет образовательной организации: неправильный логин или пароль. Как восстановить доступ?

ОТВЕТ:

Где найти образец паспорта программы для заполнения? Куда его передать?

ОТВЕТ:

Какие сроки рассмотрения паспорта программы?

ОТВЕТ:

При условии соответствия программы внутреннему регламенту Портала проводится техническая оценка информации о программе, размещаемой в личном кабинете образовательной организации на Портале. Этапы проведения технической оценки отражаются сменой статусов программы в личном кабинете образовательной организации. Каждый этап (статус) технической оценки может занимать до 20 рабочих дней. По итогам ее проведения будет принято решение о возможности включения программы в перечень программ Портала.

Обращаем внимание, что образовательная организация вправе самостоятельно реализовывать свои утвержденные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК), отсутствие информации о ДПП ПК на Портале не является препятствием к их реализации. После согласования паспорта программы есть возможность внести циклы, которые уже состоялись. Освоившие циклы ПК специалисты могут сформировать на них заявки, а образовательная организация внести результаты обучения специалистов, чтобы факт успешного освоения цикла ПК отразился в образовательном портфолио специалиста на Портале.

Помогите внести баллы за результаты обучения специалистам здравоохранения, которые давно у нас обучались. Как это сделать?

ОТВЕТ:

Термин «баллы» не рекомендуется использовать для оценки трудоемкости освоения образовательных элементов. Трудоемкость (срок освоения) оценивается в академических часах. В Личном кабинете образовательной организации есть возможность до-вносить результаты обучения специалистам здравоохранения по ранее подтвержденным результатам для цикла ПК. С правилами можно ознакомиться в инструкции по работе в Личном кабинете образовательной организации, которая находится в разделе «Помощь» на верхней панели меню. При необходимости, отметку об использовании средств ТФОМС образовательная организация также может внести самостоятельно.

Как специалисту здравоохранения зачесть баллы по освоенной программе по нескольким специальностям?

ОТВЕТ:

Термин «баллы» не рекомендуется использовать для оценки трудоемкости освоения образовательных элементов. Трудоемкость (срок освоения) оценивается в академических часах. По результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, которая разработана для нескольких медицинских или фармацевтических специальностей, внесение результатов обучения специалисту здравоохранения осуществляется в соответствии со сформированной специалистом заявкой на обучение в рамках пятилетнего цикла по специальности. Результат автоматически распространяется на имеющиеся у него специальности, по которым реализуется программа. Несколько заявок по разным специальностям на один и тот же цикл повышения квалификации специалисту формировать не нужно, достаточно одной в рамках имеющейся специальности.
По результатам обучения на цикле повышения квалификации выдается одно удостоверение в рамках одной специальности.

Сколько баллов будет зачтено специалисту здравоохранения при освоении программы повышения квалификации трудоемкостью более 36 академических часов?

ОТВЕТ:

Термин «баллы» не рекомендуется использовать для оценки трудоемкости освоения образовательных элементов. Трудоемкость (срок освоения) оценивается в академических часах. При успешном освоении программы повышения квалификации специалистом здравоохранения после внесения образовательной организацией результатов обучения в его образовательном портфолио будет зачтена трудоемкость программы полностью (т.е. в портфолио будет отражено количество академических часов, равное сроку освоения программы).

Может ли специалист здравоохранения за один календарный год пройти обучение и освоить образовательных элементов суммарной трудоемкостью более 50 ЗЕТ (академических часов)?

ОТВЕТ:

На основании зарубежного опыта, а также по результатам внедрения непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации с 2016 года рекомендованный минимальный суммарный объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования составляет не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за пятилетний период.

При этом скорость обновления информации в медицине и фармации требует постоянного совершенствования профессиональных компетенций, т.е. не быстрого набора всех 250 ЗЕТ непосредственно перед следующей процедурой аккредитации, а ежегодного их накопления преимущественно в равных долях. Так, оптимальным графиком обучения в рамках непрерывного образования можно считать ежегодное обучение в объеме около 50 ЗЕТ. При необходимости возможны незначительные отклонения в суммарной трудоемкости ежегодно осваиваемых образовательных элементов, но важно не допускать перерывов в обучении более одного года.

Из общего рекомендуемого ежегодного объёма обучения примерно в 50 ЗЕТ на долю освоения образовательных программ в рамках «формального образования» рекомендуется отводить примерно 36 ЗЕТ. Оставшийся объём образовательной активности (примерно в 14 ЗЕТ) рекомендуется наполнять образовательными элементами «самообразования» (интерактивные образовательные модули) и «неформального образования» (образовательные мероприятия).

На данной странице размещены ответы на вопросы по работе в личном кабинете, которые наиболее часто возникают у пользователей при работе на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

  • Как зарегистрироваться на Портале?
  • Как восстановить пароль?
  • Как войти с помощью учетных данных госуслуг?
  • Не могу войти в личный кабинет Портала НМО (Ошибка "Неправильный логин или пароль")?
  • Как подписаться на новости?
  • Как добавить/выбрать интерактивный образовательный модуль (ИОМ)?
  • Как добавить/выбрать образовательное мероприятие?
  • Как внести код подтверждения участия в образовательном мероприятии?
  • Как добавить в план цикл по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации?
  • Не начислены ЗЕТ после прохождения обучения на цикле по ДПП ПК?
  • Какие дальнейшие действия необходимо предпринять после формирования Заявки на обучение по ДПП ПК?
  • Как добавить сертификат специалиста/свидетельство об аккредитации по дополнительной специальности?
  • Почему мой сертификат специалиста/свидетельство об аккредитации не подтверждены ФРМР?
  • Что является серией, а что номером в сертификате специалиста?
  • Что является серией, а что номером в свидетельстве об аккредитации?

Как зарегистрироваться на Портале?

ОТВЕТ:

  1. Нажмите на кнопку

    Внимательно заполните все поля и нажмите на кнопку "Зарегистрироваться".
    После успешной регистрации на указанный при регистрации адрес электронной почты придет письмо с Вашим логином и паролем.

Как восстановить пароль?

ОТВЕТ:

    Для восстановления пароля перейдите на страницу авторизации в личный кабинет и нажмите на ссылку "Забыли пароль?".

Если письмо не приходит, проверьте папку "спам".

Как войти с помощью учетных данных госуслуг?

ОТВЕТ:

Не могу войти в личный кабинет Портала НМО (Ошибка "Неправильный логин или пароль")?

ОТВЕТ:

Внимательно скопируйте логин и пароль из присланного на Ваш электронный адрес последнего письма и вставьте их в соответствующие графы входа на сайт, затем выполните вход. Если войти всё равно не удалось, обратите внимание на следующие рекомендации:

1. Зайдите на страницу входа и нажмите ссылку «Забыли пароль». Письмо с новым паролем поступит к Вам на почту в течение нескольких минут.

2. Если ввели несколько раз неправильный пароль - система Вас блокирует на 10 минут, повторите попытку через 10 минут.

Как подписаться на новости?

ОТВЕТ:

Для оформления подписки перейдите на главную страницу сайта, форма для заполнения находится между разделами "Анонсы" и "События".

На указанный адрес электронной почты придет письмо со ссылкой для подтверждения подписки.

Как добавить/выбрать интерактивный образовательный модуль (ИОМ)?

ОТВЕТ:

Перейдите в раздел «Мой план» (если у вас несколько специальностей, с левой стороны в графе «Мои пятилетние циклы» выберите соответствующий пятилетний цикл, в рамках которого Вы хотите изучить ИОМ), нажмите кнопку «Добавить элементы», на верхней панели выберите вкладку «Интерактивные образовательные модули». В верхней части таблицы и на боковой панели размещены фильтры, Вы можете воспользоваться ими для поиска интересующего Вас интерактивного образовательного модуля. Нажмите на строку с названием нужного ИОМ, откроется страница с информацией о нем, на которой Вы сможете добавить модуль в план. Для этого нажмите кнопку «Включить в план» и по необходимости сразу начните его освоение, нажав кнопку «Перейти к обучению».

Как добавить/выбрать образовательное мероприятие?

ОТВЕТ:

Перейдите в раздел «Мой план» (если у вас несколько специальностей, с левой стороны в графе «Мои пятилетние циклы» выберите соответствующий пятилетний цикл, в рамках которого Вы хотите запланировать обучение), нажмите кнопку «Добавить элементы», на верхней панели выберите вкладку «Образовательные мероприятия». В верхней части таблицы и на боковой панели размещены фильтры, Вы можете воспользоваться ими для поиска интересующего Вас образовательного мероприятия. Нажмите на строку с названием нужного мероприятия, откроется страница с информацией о мероприятии, с правой стороны нажмите кнопку «Включить в план».

Как внести код подтверждения участия в образовательном мероприятии?

ОТВЕТ:

Для активации кода подтверждения перейдите на страницу «Мой план» (если у вас несколько специальностей, с левой стороны в графе «Мои пятилетние циклы» выберите соответствующий пятилетний цикл), нажмите кнопку «Добавить элементы», на верхней панели выберите вкладку образовательного элемента «Образовательные мероприятия» и с помощью фильтра найдите нужное. Нажмите на строку с названием мероприятия, откроется страница с информацией о нем, на которой Вы сможете добавить мероприятие в план и ввести код подтверждения. Для этого нажмите кнопку «Включить в план», а затем кнопку «Ввести код подтверждения». Введите код подтверждения в пустую строку и нажмите кнопку «Проверить код».

Обращаем ваше внимание, что код подтверждения проходит проверку в течение суток после его активации в личном кабинете Портала.

Как добавить в план цикл по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации?

ОТВЕТ:

ВАЖНО! Заявка на обучение на цикл по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, сформированная в Личном кабинете специалиста, не является гарантией зачисления на обучение, а представляет собой информацию для образовательной организации о потребности специалиста в обучении.

Не начислены ЗЕТ после прохождения обучения на цикле по ДПП ПК?

ОТВЕТ:

Результаты обучения по слушателям, сформировавшим заявку на обучение на циклах по дополнительным программам повышения квалификации, информация о которых размещена на Портале НМО, вносят образовательные организации.
Вам необходимо связаться с образовательной организацией, образовательная организация внесет результат обучения и данный цикл по программе ПК у Вас отобразится в плане в освоенных элементах и в портфолио.
Обращаем Ваше внимание, что внесение результатов обучения осуществляется в течение одного месяца после даты окончания цикла.

Какие дальнейшие действия необходимо предпринять после формирования Заявки на обучение по ДПП ПК?

ОТВЕТ:

После формирования, распечатки и подписи Заявки на обучение, необходимо предоставить в образовательную организацию полный пакет документов, включая Заявку, в соответствии с внутренними регламентирующими документами организации. Порядок зачисления на обучение определяется локальными нормативно-правовыми актами соответствующей образовательной организации и обычно представлен на ее официальном сайте.

Как добавить сертификат специалиста/свидетельство об аккредитации по дополнительной специальности?

ОТВЕТ:

Добавить сертификат специалиста/свидетельство об аккредитации по дополнительной специальности Вы можете на странице «Формирование траектории» слева, нажав на кнопку «Добавить пятилетний цикл», или на странице «Мой профиль» в разделе «Пятилетние циклы и документы», нажав на кнопку «Добавить документ».

Почему мой сертификат специалиста/свидетельство об аккредитации не подтверждены ФРМР?

ОТВЕТ:

Из Федерального регистра медицинских работников (ФРМР) сведения о специалисте подгружаются на Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования автоматически. Для внесения данных в ФРМР Вы можете обратиться к своему непосредственному работодателю. Формировать план обучения и осваивать образовательные элементы Вы можете независимо от подтверждения Вашего сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации в ФРМР.

Что является серией, а что номером в сертификате специалиста?

ОТВЕТ:

В соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" серия и номер сертификата специалиста состоит из 13 цифр, которые расположены под словами "Сертификат специалиста". Серия - это 6 первых цифр, а номер - 7 последних.

Что является серией, а что номером в свидетельстве об аккредитации?

ОТВЕТ:

В соответствии с Приказом Минздрава России от 06.06.2016 N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" серия и номер свидетельства об аккредитации состоит из 12 цифр, которые расположены под словами "Свидетельство об аккредитации". Серия - это 4 первые цифры, а номер - 8 последних.

ВНИМАНИЕ: если платформа обучения Вас автоматически перенаправила на главную страницу, то Вам необходимо очистить КЭШ по инструкции. Подробнее

Профиль пользователя на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России

На странице редактирования профиля Вы можете изменить свои личные данные (электронная почта, телефон, регион), загрузить или обновить фотографию и изменить пользовательские настройки.

Чтобы открыть страницу редактирования профиля, нажмите на пиктограмму в основном меню Портала справа. Отобразится экран «Мой профиль». Основная информация размещена в шапке: фотография (место для фотографии) профиля, контакты пользователя, а также должность и место работы согласно ФРМР (вкладка «Должности»).

Рисунок 1 – Основная информация и вкладка «Должности»

Чтобы редактировать информацию о себе, нажмите кнопку «Редактировать» .

Чтобы загрузить фотографию профиля, нажмите на картинку в месте для фотографии. Если Вы разрешили показывать свои данные другим пользователям на вкладке «Настройки», загруженная Вами фотография станет доступной только после того, как пройдет премодерацию (администрация Портала удостоверится в надлежащем содержании фотографии).

Рисунок 2 – Редактирование профиля
  • Вкладка «Должности»
  • Вкладка «Пятилетние циклы и документы»
  • Вкладка «Настройки»

Вкладка «Должности»

Рисунок 3 – Вкладка «Должности»

На вкладке «Должности» содержатся сведения о Ваших должностях согласно федерального регистру медицинских работников. Если информация о Вас в ФРМР отсутствует, эта вкладка остается пустой.

Вкладка «Пятилетние циклы и документы»

  • Сведения о документах по специальностям, загруженные из ФРМР или вручную;
  • Пятилетние циклы по каждой из специальностей.

Те пятилетние циклы, которые не были активированы при работе на экране формирования пятилетних циклов при первом входе в систему, также содержатся в этом списке. Вы можете вернуть их в план обучения.

Для этого нажмите на кнопку «Начать обучение» . Если в списке по указанной специальности всего один документ, то Ваш цикл сразу станет активным. Если в списке по специальности несколько подходящих документов, выберите из выпадающего списка документ, по которому будет подтвержден Ваш цикл обучения:

Рисунок 4 – Выбор документа, подтверждающего Ваш цикл обучения Рисунок 5 – Вкладка «Пятилетние циклы и документы»

Чтобы отказаться от обучения на пятилетнем цикле, нажмите соответствующую кнопку.

Чтобы добавить новый документ, нажмите кнопку «Добавить документ» и укажите необходимые сведения. Чтобы подтвердить достоверность сведений о документе, нажмите кнопку «Подтвердить». Документ будет отмечен как подтвержденный («Подтверждено мною»).

Вкладка «Настройки»

Рисунок 6 – Настройки профиля

На вкладке «Настройки» Вам доступны следующие действия:

  • Изменение пароля,
  • Настройки доступа других пользователей к сведениям о Вашем обучении,
  • Добавление личного кабинета пользователя с другим уровнем образования.
  • Настройки ряда других функций, связанных с учетом Вашего обучения.

Чтобы изменить пароль, укажите свой текущий пароль и дважды новый, после чего нажмите кнопку «Изменить». Пароль будет изменен. Важно! Пароль должен содержать комбинацию символов, состоящую из строчных и прописных (заглавных) букв и цифр.

Из выпадающего списка рядом с каждой специальностью выберите категории, которые могут просматривать результаты обучения, Ваши достижения на Портале, отслеживать Ваше портфолио.

Тумблер «Хочу обучаться с помощником» включает функционал личной статистики, отражающейся в разделе «Мой план», в том числе систему так называемых наград Портала – графических элементов, обозначающих Ваши особые достижения в обучении на Портале. Награды видны также в Профиле, при подведении курсора к каждой награде высветится, за что она была Вами получена.

С помощью тумблеров активизируйте свои личные кабинеты (тот, в котором Вы находитесь, будет недоступен для изменения).

Вы можете также настроить синхронизацию своего портфолио с сайтом sovetnmo . ru , учесть данные психологического тестирования в формировании образовательной траектории. Кроме того, Вы можете поставить галочку, чтобы получать уведомления не только в самом Личном кабинете, но и по электронной почте.

Электронное обучение – будущее НМО

Зачем нам НМО?

Учеба медиков в России и до 2017 года не заканчивалась интернатурой и ординатурой. Но «старая» (и пока что действующая) система предполагает обучение «наскоками». Если практикующий доктор не испытывает тяги к новым знаниям и вообще не хочет напрягаться, ему достаточно один раз за 5 лет пройти обучающий курс 144 часа (4 недели), чтобы продлить свой сертификат специалиста. Но за 5 лет сколько всего может измениться? Даже методические рекомендации устаревают в среднем за 3 года. Понятно, что сознательный специалист сам заинтересован в непрерывном повышении своих знаний, сам читает литературу и посещает мероприятия по своей теме. Но не все таковы. Человек вообще от природы ленив, и врач – не исключение.

Система НМО создавалась с тем, чтобы исключить описанную ситуацию. Новая система просто вынуждает медиков учиться равномерно. Зачем это нужно? Давайте посмотрим на статистику врачебных ошибок. В начале 2018 года ФОМС впервые обнародовал сводную статистику по летальным исходам при оказании медицинской помощи. По данным за 9 месяцев 2017 года эксперты рассмотрели 417.5 тыс. историй болезни. Нарушения были выявлены в 11.6% случаев (48.5 тысячах случаев). При этом в 6.5% (3 177 случаев) имели место врачебные ошибки, которые привели к летальному исходу.1 Однако, по мнению главного патологоанатома Минздрава РФ Льва Кактурского, реальные цифры гораздо выше: расхождение клинического и патологоанатомического диагнозов в первичном звене здравоохранения составляет в среднем 20-25%.2 То есть каждая четвертая смерть в России происходит от диагноза, который не был установлен при жизни.

Вступать или не вступать?

С 2016 по 2021 год в стране введен переходный период. Выдача сертификатов специалистов по «старой» системе пролонгирована до 2021 года, а право на осуществление медицинской деятельности на основании данных сертификатов – до 2026 года. С 2021 года участие в программе НМО станет обязательным для всех медицинских специалистов.

Если вы получили сертификат специалиста до 1 января 2016 года, вступать в программу НМО вам не обязательно. По истечении действия сертификата вы имеете право в последний раз пройти «старую» процедуру повышения квалификации из 144 часов обучения в ВУЗе, если эта схема для вас более привычна. Другой вариант – вступить в систему НМО и набрать суммарно 144 ЗЕТ до окончания действия своего сертификата. Эти 144 ЗЕТ набираются за счет следующих образовательных мероприятий: 108 часов – обучающий цикл в ВУЗе, остальное – участие в очных и заочных мероприятиях – семинары, конференции, мастер-классы, вебинары, самостоятельное изучение электронных учебных модулей.

Для специалистов, получивших последний сертификат после 1 января 2016 года, ситуация другая. Такие специалисты входят в программу НМО, при этом для них меняется количество обязательных учебных часов – их становится 250. Один учебный час приравнивается к одной зачетной единице (ЗЕТ). За 5 лет специалист должен набрать 250 ЗЕТ, причем отложить всё «на последний момент» не удастся – каждый год нужно получать не менее 50 зачетных единиц.4 Только с необходимым запасом зачетных единиц специалиста допустят к профессиональной аккредитации. Набор ЗЕТов не означает, что при аккредитации не нужно будет сдавать экзамен. Экзамен будет проводиться как и ранее, в компьютерном виде на кафедрах медуниверситетов + практические навыки в фантомных классах.

Чтобы накапливать баллы за образовательные мероприятия, необходимо пройти регистрацию на портале Координационного совета НМО и выбрать интересующие для изучения темы. Распределение 50 обязательных учебных часов в год происходит по схеме:

• краткосрочные курсы повышения квалификации, которые проводятся на ФУВах или в образовательных учреждениях ДПО. Это может быть один цикл на 36 часов или два цикла по 18 часов. На курсах повышения квалификации необходимо набрать около 2/3 ЗЕТов – не менее 36 за один год.
• аккредитованные очные и заочные образовательные мероприятия: конференции, семинары, мастер-классы, вебинары, электронные учебные модули. Кстати, вебинары относятся к очным мероприятиям, поскольку при проведении вебинара имеет место связь преподаватель-обучающийся. Доля таких мероприятий составляет 1/3 ЗЕТов – не менее 14 часов в год.

В зачет идут только аккредитованные учебные программы и мероприятия. Информацию о наличии аккредитации можно запросить у организаторов (провайдеров) мероприятия.

Если у врача несколько специальностей (например, хирург и эндоскопист), необходимо набирать баллы по каждому направлению. Чтобы сэкономить время и деньги, можно выбирать курсы, которые охватывают сразу несколько специальностей. Например, на портале rumedo.ru АНО ДПО Академии инновационного образования есть образовательные циклы, рассчитанные на несколько медицинских специальностей.

Возможность самостоятельного выбора учебной программы – главное новшество и преимущество «новой» системы образования. Врач сам выбирает, что ему интересно изучить и в каком формате будет проходить его обучение. Кроме того, что это просто удобно, можно надеяться, что врач получит действительно нужные ему знания, потратит свое время и бюджетные деньги с пользой для всех. Пользователь форума ортопедов пишет об этом: «Каждый врач будет самостоятельно определять программу своей подготовки. Что ему учить, чтобы набрать заветные баллы, решит только он сам, а не тот преподаватель, который писал расписание месячного сертификационного цикла <….> По-моему, это очень логично. Поскольку когда в один загончик на цикле усовершенствования сажают ортопеда, "сидящего" на эндопротезах, вертебролога, кистевика, детского ортопеда, врача отделения политравмы, врача травмпункта, реабилитолога, комбустиолога и т.д., то 90% тематики цикла оказывается совершенно не интересной большинству».

Дистанционное обучение – удобно и доступно для всех

Для посещения оффлайновых мероприятий у врачей из крупных федеральных центров традиционно больше возможностей, чем у специалистов из глубинки. Чтобы накопить нужное количество баллов, столичному врачу достаточно посетить 5-6 конференций в год (часто их устраивают фармкомпании на бесплатной основе). Если врач живет в небольшом городе, для посещения очного мероприятия, как правило, нужно выезжать за пределы региона. Кто оплатит поездку и кто заменит врача во время его отсутствия на рабочем месте? Согласно закону, оплачиваться образовательные мероприятия должны за счет средств территориальных ОМС, а администрация медучреждения обязана беспрепятственно отпустить врача учиться.

Но это в идеальном мире. На деле ситуация может быть совсем иной. Так, врач из Сахалинской области пишет: «Самое печальное, что я, например, готова самообразовываться или получать знания, посещая конференции. Но у нас практически все врачи работают не на 1 ставку (либо чтобы получить более достойную зарплату, либо, что более часто, ввиду нехватки кадров). В результате для самообразования остается что? Ночь? Выходной? А на конференции за пределы области можно поехать за свой счет и в свое личное время (например, в отпуске)».

Проблема с посещением оффлайн мероприятий этим не исчерпывается. Нередки ситуации, когда содержание мероприятия не соответствует заявленной теме. Стоматолог из Смоленска выражает надежду на перемены: «Приказ [прим:. проект приказа Минздрава о внедрении НМО1], как хочется думать, преследует благую цель – сделать непопулярными тупые семинары и лекции, где вчерашним студентам рассказывают, какой концентрацией соды полоскать открытый зуб, а прогрессивным учебным центрам дать толчок в виде прироста аудитории, которая теперь учиться вынуждена».

Возможность учиться дистанционно через Интернет – реальная альтернатива оффлайну. Можно долго перечислять преимущества дистанционного обучения – можно учиться, не покидая своего рабочего места, в комфортное для себя время, при этом время и деньги на дорогу тратить не надо. Доступ в Интернет сейчас есть почти у всех, если не на работе, так дома. Компьютер уже давно не роскошь, а такая же обыденность, как стиральная машинка. Но даже если нет компьютера, есть смартфон и мобильный интернет.

Есть ли недостатки у дистанционного обучения?

Чаще всего врачи жалуются на следующее:
1) «Мало интересных мероприятий, аккредитованных Советом НМО»
Такая проблема существовала раньше. В прошлые годы на портале Совета НМО действительно было мало аккредитованных программ и мероприятий (что, впрочем, закономерно, ведь система только вставала на рельсы). Но ситуация быстро меняется. Для сравнения: в 2014 году было аккредитовано 229 мероприятий, в 2015 году – 451, а в 2016-м, согласно подсчету Аналитического центра Vademecum, состоялось более 3000 мероприятий.5 Появились программы не только по таким массовым специализациям, как педиатрия или кардиология, но и по более узким специализациям, например, косметология.

Дистанционные образовательные мероприятия способны обеспечить быстрый доступ к наиболее актуальной информации от лучших специалистов страны. Их можно транслировать для самой широкой аудитории, уравняв шансы столичного врача и врача из глубинки на получение качественной информации.

Понятие и основные принципы непрерывного медицинского образования

Вопросы медицинского образования работников регулируются как законодательством об образовании и здравоохранении, так и трудовым законодательством.

Для начала обратимся к нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также — Закон об образовании).

Согласно ч.7 ст.10 Закона об образовании система образования создает условия для непрерывного образования, в том числе и посредством реализации различных дополнительных образовательных программ.

В ч.11 ст.76 Закона об образовании указано, что обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования установлены в ст.82 Закона об образовании.

Так, в соответствии с ч.2 ст.82 Закона об образовании реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Таким образом, законодательство об образовании закрепляет принцип непрерывности совершенствования профессиональных знаний и навыков медицинскими работниками, при этом подробности этого процесса не раскрывает.

Приказом Минздрава России от 21.11.2017 № 926 утверждена Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года.

Документ определяет основные принципы системы непрерывного медицинского образования, среди которых называются:

  • непрерывность образования, предполагающая накопление интеллектуального и профессионального потенциала специалиста в течение всей трудовой деятельности;
  • преемственность и последовательность между уровнями и ступенями образования;
  • персонификация дополнительного профессионального образования;
  • информатизация образовательного процесса;
  • регламентность обучения системой контроля и планирования образовательных мероприятий.

Государственная политика в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования проводится на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», приоритетного проекта «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами», других федеральных и региональных государственных программ.

Обязательность участия в системе непрерывного медицинского образования

С точки зрения трудового законодательства, а именно частей 4 и 5 статьи 196 Трудового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Необходимость выполнения указанных обязанностей медицинскими организациями подтверждается лицензионным законодательством. Так, одним из лицензионных требований к медицинской деятельности является наличие заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (см. пп. «д» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).

То есть для медицинских работников дополнительное профессиональное образование является условием выполнения ими работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В связи с чем обязанность медицинских организаций проводить подготовку своих работников и создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования подтверждается нормами трудового законодательства, законодательства о здравоохранении и законодательства о лицензировании. Однако понятие «непрерывного медицинского образования» Закон об охране здоровья не дает. Лицензионное законодательство также отстает от складывающейся практики и не указывает на необходимость именно непрерывного повышения квалификации.

Необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, профессиональное образование определяется лицензирующими органами на основании установленных квалификационных требований.

Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» утверждены приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н.

Новое требование установлено для лиц, получивших образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальностям (уровень специалитета) 31.05.01 Лечебное дело, 32.05.01 Медико-профилактическое дело, 30.05.01 Медицинская биохимия, 30.05.02 Медицинская биофизика, 30.05.03 Медицинская кибернетика, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология, 31.05.02 Фармация, а также получивших высшее образование (бакалавриат) по специальности 34.03.01 «Сестринское дело» после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста.

Требование установлено для занятия указанными лицами следующих должностей: врач-терапевт участковый, врач по общей гигиене, врач-эпидемиолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач функциональной диагностики, врач-статистик, врач-педиатр, врач-педиатр участковый, врач-педиатр городской (районный), медицинская сестра общей практики, медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра по реабилитации, врач-стоматолог, провизор, провизор-технолог.

Таким образом, ряд специалистов при занятии определенных должностей обязаны проходить непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности, медицинская организация обязана это обеспечить. Для других специалистов квалификационными требованиями такая обязанность не установлена.

Трудовое законодательство при определении понятия квалификации работника также оперирует понятием «профессиональный стандарт», под которым понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТК РФ).

Согласно ст.57 ТК РФ, если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Поскольку занятие должностей медицинских работников связывается законодательством с предоставлением компенсаций и льгот и наличием ограничений, то квалификационные требования к ним должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Практически во всех профессиональных стандартах медицинских и фармацевтических работников в характеристиках должностей указано, что с целью профессионального роста, обеспечения соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды предусмотрено обучение по программам дополнительного профессионального образования (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) в следующих формах:

  • стажировка;
  • тренинги в симуляционных центрах;
  • использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
  • участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах;
  • участие в системе непрерывного медицинского образования.

Таким образом, участие в системе непрерывного медицинского образования на сегодняшний день прямо не формулируется в профстандарте как обязательное для занятия должностей медицинских (фармацевтических) работников, но может применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации персонала с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций..

Мы проанализировали нормы законодательства об образовании, о здравоохранении, о лицензировании и о труде и установили, что участие в системе непрерывного медицинского образования является одной из форм совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков. Однако обязанности для всех медицинских специалистов участвовать в системе НМО законодательство на сегодняшний день не содержит. А пункт 9 Положения о модели отработки основных принципов НМО (утверждено приказом Минздрава России № 837) прямо говорит о добровольности непрерывного медицинского образования. Вместе с тем, для занятия ряда должностей квалификационными требованиями (приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н) установлена обязанность проходить непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности, в то время как для других специалистов квалификационными требованиями такая обязанность не установлена. Кроме того, Профессиональные стандарт для специалистов в области здравоохранения предполагает участие в системе НМО в качестве одной из профессиональных характеристик и одной из форм профессионального развития специалиста. Таким образом, несмотря на декларируемою добровольность непрерывного медицинского образования, существуют некоторые предпосылки для того, чтобы истолковать уклонения от участия в НМО как несоответствие квалификационным требованиям или несоответствие требованиям профессиональных стандартов – со всеми негативными последствиями.

Особенности практической отработки основных принципов непрерывного медицинского образования (которая уже началась) и вопросы финансирования НМО рассмотрены нами в отдельной заметке «Особенности организации обучения в рамках НМО».

Читайте также: