Как называется индикатор успешного функционирования человека в профессии запускающий механизмы

Опубликовано: 04.07.2024

Индикатором успешности специалиста являетсяпрофессиональное здоровье,определяемое, в рамках комплексного подхода, как «процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающux высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни».

Профессиональная пригодность человека, является необходимым условием для нормального профессионального развития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества – качества субъекта (как индивидуально-психологические свойства, так и отношения личности), включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по основным параметрам (производительности, качеству, надежности).

Психологическая устойчивость — это характеристика личности, обеспечивающая сохранение оптимального функционирования психики. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от многих факторов, в первую очередь таких, как тип нервной деятельности, опыт специалиста, уровень профессиональной подготовки, уровень развития основных познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие: эмоциональный, волевой, познавательный (интеллектуальный), мотивационный и психомоторный компоненты. Психологическая устойчивость — не просто сумма компонентов, а интегральное образование. Необходимо подчеркнуть, что показателем устойчивости является не стабильность (невозможно быть устойчивым ко всему), а вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

У специалистов нет единого мнения относительно ведущего компонента психологической устойчивости. Одни исследователи считают ведущим познавательный компонент, другие — эмоциональный и волевой компоненты (эмоционально-волевую устойчивость). В некоторых исследованиях в качестве ведущего рассматривается мотивационный компонент. Представляется, что применительно к кризисам профессионального становления правомерно считать ведущим компонентом психологической устойчивости именно мотивационный. Ведь основной вопрос, который задает специалист в период кризиса: «Для чего работаю? В чем смысл моей работы? Что моя работа дает людям, что меняет в окружающем мире?» Не находя ответа на эти вопросы, специалист либо идет по пути, на котором нарушения профессионального, а затем психического здоровья неизбежны, либо уходит из профессии.

Условия профессиональной деятельности спасателей и пожарных предъявляют повышенные требования к эмоциональной сфере и личностным характеристикам специалистов. В работах отечественных психологов были выявлены психофизиологические и характерологические особенности личности, сочетание и выраженность которых образуют так называемый «профессиональный характер», способствующий эффективности профессионала в экстремальных условиях. Именно наличие определенных профессионально важных качеств определяет надежность и эффективность профессиональной деятельности профессионала в нестандартных ситуациях.

Профессиональная пригодность человека является необходимым условием для нормального профессионального развития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения при наличии специальных знаний умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества и системы профессионально важных качеств.

В качестве профессионально важных качеств могут выступать индивидуально-психологические свойства личности (особенности восприятия и переработки информации, особенности внимания и памяти, мышления, психомоторные, эмоциональные, волевые особенности), отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, профессиональным задачам, материальным и нравственным ценностям и др.).

Система требований профессии к психологическим, психофизиологическим качествам человека и мере их выраженности в научных психологических понятиях называется психограммой. Психограмма составляется в результате анализа психологической структуры деятельности и является частью профессиограммы, которая включает в себя основные требования, предъявляемые профессией к психологическим и физиологическим качествам человека.

Несмотря на некоторые различия в психограммах спасателей и пожарных, можно выделить ряд элементов, их объединяющих. К ним можно отнести следующие свойства и качества личности:

1. Свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости и т.п.) (Крюкова, 2000).

2. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление; значительный объем внимания, способность быстрого переключения и распределения внимания в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации.

3. Психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера.

4. Личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность к риску; уверенность в себе; формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.

5. Социально-психологические качества: умение работать в команде.

Противопоказаниями к профессиональной деятельности являются следующие особенности: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; обостренная реакция на неудачи; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; плохая физическая подготовка.

Психологические характеристики обобщенного «портрета» спасателя и пожарного по многим показателям весьма близки к средним в населении. Однако наличие ряда профессионально важных качеств у этих специалистов выделяют их. Так, они отличаются повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности (Бодров, Бессонова, 2005).

Как правило, спасатели и пожарные придерживаются традиционно мужского стиля поведения с чертами агрессивности. Агрессивность, реакции протеста тщательно контролируются, недовольство проявляется только при наличии формального повода. Они считают себя способными управлять обстоятельствами своей жизни (внешний локус контроля). В мышлении спасателей, их интересах, оценках (особенно у профессионалов с большим стажем и опытом аварийно-спасательных работ) отражается нестандартность подходов к решению стоящих перед ними задач. Специалистов, особенно зрелых, отличает повышенная чувствительность к опасности, осторожность, умение свести возможные риски при выполнении профессиональных задач к минимуму при быстром и четком выполнении поставленной задачи.

Высокоуспешным спасателям свойственен положительный фон настроения, эмоциональная стабильность, высокая активность и общительность. Они ориентированы на оценку окружающих, стремятся произвести благоприятное впечатление. Их отличает гибкость, способность менять точку зрения под влиянием обстоятельств. Успешные профессионалы отличаются высокой обучаемостью, умением ориентироваться в новых условиях и принимать правильные решения в условиях дефицита времени. Они обладают существенно более развитыми способностями к абстрактно-логическому мышлению, анализу и обобщению.

Мотивационная сфера успешных спасателей также имеет свои особенности. У наиболее успешных спасателей выше уровень мотивации стремления к успеху, мотив стремления к взаимодействию, установки на результат труда. Менее успешным специалистам свойственен высокий уровень мотивации избегания неудач, мотива стремления к общению, достижения карьерного роста и социального статуса.

Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному — сглаженно или резко, краткосрочно или долговременно, они могут вести к профессиональному развитию или профессиональной деструкции.

Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.

Неблагоприятное протекание профессионального развития проявляется внешне в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, в негативных изменениях личностных качеств человека, в утрате смысла профессиональной деятельности. Нарушения могут затрагивать не только сферу профессиональной деятельности — личность профессионала, профессиональное общение, но и вторгаться в сферу личной жизни и здоровья. При неблагоприятном развитии профессиональных деструкции специалист может уйти из профессии, перестав видеть смысл в профессиональной деятельности или вследствие заболеваний, делающих невозможным дальнейшее осуществление профессиональной деятельности.

Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 2416 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Успех — это постоянное движение вперед. Полностью достичь профессионального успеха невозможно, ведь никто не может сказать, что ему некуда дальше развиваться. Совершенство не имеет границ, и чем больше узнаешь нового, тем сильнее осознаешь, как много остается неизведанного. В этой статье пойдет речь о психологии профессиональной успешности, о факторах, оказывающих влияние на успех в профессии, а также о когнитивных и психологических особенностях личности.



Определение профессионального успеха

Успех притягателен, поэтому каждый непроизвольно к нему стремится. Популярный сегодня девиз гласит, что следует зарабатывать, а не работать. Стоит ли воспринимать эти слова как противопоставление терминов «успешность» и «успех» термину «труд»? Если раньше старательно прививалось уважение к труду, то теперь предлагают зарабатывать, не прилагая усилий.

В словаре «успешный» истолковывается как «сопровождаемый удачей». Если рассматривать конкретно профессиональный успех, можно привести в пример позитивные навыки, накопленные в течение всей рабочей деятельности, позволяющие заниматься прибыльным делом, при этом раскрывать свои способности и получать удовольствие.

Выделяют такие психологические предпосылки достижения успеха:

  • мысленный настрой исключительно на успех;
  • уверенность в себе, высокая самооценка;
  • установка на достижение успеха;
  • четкое определение целей;
  • позитивный настрой, планирование действий;
  • умение ценить даже небольшие достижения.

Если человек правильно выбрал будущую профессию, то успех наполовину предопределен. А чтобы полноценно реализовать свои амбиции в профессиональной деятельности и быть уверенным в завтрашнем дне, ему необходимо:

  • обозначить цели позитивного характера;
  • трезво оценить свои способности;
  • определить вероятность достижения цели.

Влияние психологических особенностей личности на успешность в профессии

Успешность в психологии — это такое качество, которое развивается в зависимости от многочисленных аспектов личности, сочетания ее черт и особенностей. Профессионализм — это, прежде всего, наличие специальных навыков и знаний, характеризующих действующего специалиста, чье развитие протекает в рамках профессиональной деятельности. Специалисты психологии заявляют, что психологические особенности личности непосредственно влияют на успешность в деятельности, без них, по их мнению, невозможно усвоение знаний и достижение эффективности труда. То есть, деятельность человека определяется личностными качествами, способствующими удачному старту и высоким достижениям.

В качестве критериев успешности приведены следующие психологические характеристики:

  • способность к активности в выбранной сфере;
  • развитие мотивационных способностей, стремление к мастерству;
  • поддержка «Я-концепции» и её составляющих, осознание собственной значимости;
  • амбициозность
  • коммуникативные навыки в ряде профессий становятся важной характеристикой личности и являются условием для взаимодействия людей;
  • самоконтроль, умение распределять приоритеты в списке дел;
  • эффективное управление временем, планирование.

Кроме того, большую роль играют профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональное самоопределение — это самостоятельный выбор и реализация профессиональных перспектив, предполагающие конкретную деятельность, определяемую условиями труда и спецификой производственных отношений. Личностное самоопределение — это постоянное саморазвитие, утверждение собственного «Я» среди окружающих.

Влияние когнитивных особенностей личности на успех

Несмотря на большой выбор профессий, можно определить степень влияния когнитивных способностей на успешность в той или иной профессиональной среде. В когнитивной сфере личности ключевая роль отведена памяти, как основному компоненту интеллекта. По временному критерию память разделяется на кратковременную, долговременную, рабочую и промежуточную. По содержанию память разделяют на следующие виды:

  • эмоциональной — запоминание чувств;
  • двигательной — воспроизведение движений, выступает как основа для обучения бытовым, трудовым и другим навыкам;
  • словесно-логическая — запоминание понятий, умозаключений, закономерностей;
  • образная — фиксация зрительных образов, звуков, запахов.

Но при этом все виды памяти взаимосвязаны.

Такой когнитивный навык, как память позволяет выделить конкретное из общего. Чтобы достичь успеха, необходимо развивать сосредоточенность, устойчивость, объемность и переключаемость внимания.

Не менее важно восприятие. Человеку необходимо целостно осознавать окружающий мир через различные опознавательные признаки. Благодаря восприятию выполняется координация и кодирование базовых ощущений для формирования значений и смыслов.

Главные факторы успеха

На успешность оказывают влияние много факторов, но следует выделить основные и самые важные:

  • Мотивация. Она способствует улучшению продуктивности труда, качественному выполнению работы.
  • Стрессоустойчивость. Это качество отвечает за умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, принимать быстрые решения.
  • Профессиональное мастерство. Представляет собой высший уровень развития личности, позволяющий реализовывать профессиональные задачи в полной мере.

Успех в профессиональной деятельности зависит от того, насколько серьезно человек настроен на самосовершенствование. Анализируйте любую информацию из внешнего мира. Поднимаясь все выше, вы не только добьетесь достатка, но и получите уверенность в своих силах и свободу самовыражения.

Чтобы быть успешным, необходимо постоянно развиваться и получать новые знания. Не останавливайтесь на достигнутом, используйте любую возможность для получения новых знаний. Источником могут быть лекции, тренинги, курсы дополнительного образования. Альтернативным путем может стать самостоятельное совершенствование знаний и умений. Можно пополнить копилку своих знаний с помощью чтения книг. Полки в магазинах периодически заполняются качественной профессиональной литературой.

Кроме того, необходимо постоянно развивать когнитивные навыки. И в этом помогут тренажеры Викиум. Они разработаны для улучшения памяти, внимания, концентрации и прочих когнитивных способностей, которые так нужны для достижения успеха.

Шансы на успех каждому выпадают всегда. Это как идет снег на улице.

Но видите ли вы свои шансы? Готовы ли их использовать?

Это зависит от того, насколько в данный момент свободно ваше сознание от стресса, сужающего внимание на негативных сторонах проблемы.

Человек, работающий с компьютером, легко это поймет.

Есть такое понятие «зависание», когда нажатие на клавиши не дает эффекта.

И в мозге человека при стрессе происходит нечто, подобное зависанию: сигналы поступают, а мозг не реагирует, «завис».

По этой же причине и сам человек, бывает, не понимает, что он в стрессе, и что и именно поэтому проблема не решается.

Успешность, читай – результативность деятельности - зависит от внутреннего состояния человека, степени его внутренней гармонии. А все проблемы в жизни возникают от внутренних перекосов.

Есть способ в любой момент проверить, на какой полосе жизни стоишь - на белой или на черной, в волне везучести или нет, уверен ты в себе или излишне напряжен.

Этаким «индикатором успешности» работает Ключевой Стресс-Тест.

Это Тест с обратной связью: выполняя его, вы можете не только проверить уровень своей напряженности, но и снять стресс, переместить себя на волну успешности.

Стресс-Тест основан на использовании рефлексов.

Например, когда вы думаете

о лимоне, выделяется слюна.

Это рефлекс, возникающий в ответ на образ.

Если есть связь между умом и телом, наши желания включают необходимые ресурсы подсознания и организма, необходимые для достижения наших целей.

Индикатор успешности – это контроль исполнения «пробных желаний».

Пожелайте, например, что ваши вытянутые перед собой руки начинают расходиться в стороны или притягиваться друг к другу, как магниты. Этот образ вызовет рефлекторно-автоматическое расхождение или схождение рук, как вы желаете.

Спокойно подождите 5-10 секунд. Руки поплыли?

Значит, у вас нет стресса, и вы можете поэтому выбрасывать посторонние мысли из головы, сосредоточившись на желаемом. У вас сегодня будет удачный день!

А если вы не можете думать о том, о чем хотите думать, а вам думается только о том, о чем думается, значит, у вас перенапряжение, и тогда руки не идут, желания не исполняются.

Вы можете усилить действие этого ключевого приема, мечтая на его фоне о желаемых изменениях в себе и в своем будущем. И эти ваши пожелания-установки начнут постепенно реализовываться подобно тому, как по вашему желанию расходятся или сходятся ваши руки.

Это происходит потому, что в мозге при выполнении идеорефлекторных приемов, каковым и является, по сути, «индикатор успешности», происходит согласование психических и физиологических процессов с одновременным переключением доминант. Как происходит, например, переключение скоростей в коробке передач автомобиля.

В результате Ключевого Стресс-Теста вы ощущаете состояние необыкновенно приятного душевно-физического равновесия, словно только что вернулись из санатория.

Если прием не получается, считайте, что «индикатор успешности» мигает вам красной лампочкой: даже если внешне у вас всё благополучно, ваш организм выдает вашу внутреннюю тревогу, напряжение.

Это не беда! Поищите в себе комфортное состояние, найдете – руки начнут расходиться. Так, тренируясь раскрепощаться под контролем эффективности своих усилий, вы быстро научаетесь управлять своим состоянием. С каждым разом вы все легче и легче сбрасываете напряжение. Это неизбежно, потому, что тест-«индикатор», уникальность которого в так называемой «обратной связи», не просто фиксирует уровень напряжения, стресса, но и снижает его одновременно.

Но «расплывание рук» кому-то подходит идеально, а у кого-то результат ниже ожиданий. Значит, нужно подобрать Ключ к себе - другой идеорефлекторный прием, который даст максимальный эффект: быструю реализацию желаемого движения, сброс стресса и получение желаемого состояния.




Какой? Какой хочется.

Может быть - всплывание рук? Или какое либо другое идеорефлекторное движение, подбираемое индивидуально из комплекса «Звезда саморегуляции». Это и будет ваш «Ключ к себе».

И вы научитесь получать в нужный для себя момент умиротворение, уравновешенность, мобилизацию, бодрость, энтузиазм, кураж, боевое состояние – любое нужное вам состояние в нужное для вас время в нужном для вас месте.


Примерно 70% людей способны уже при первом испытании Теста выйти на состояние внутренней свободы с чувством полета, нирваны, и, пользуясь этим, восстановиться и настроиться на желаемые результаты - изменения в себе и в жизни.

А если Тест показывает наличие зажатости, можно получить это же состояние другим путем, используя дополнительные раскрепощающие приемы и упражнения, описанные в разделе «Синхрогимнастика». Таким образом, снимается зажатость и повышается способность управлять своим состоянием, что принесет необыкновенную пользу!

После первого применения Ключевого Стресс-Теста, желательно сесть и просто посидеть пассивно, независимо от непосредственных результатов Теста. Это - «Стадия последействия. Момент истины», в которой начинаешь чувствовать, что в вас изменилось после Теста.

В этой Стадии происходит интенсивная реабилитация с появлением ощущения душевно-физического благополучия, будто на вас нисходит благодать.

ВНИМАНИЕ! При выполнении этой Стадии вовсе не нужно специально расслабляться или прогонять мысли из головы.

Технология этой Стадии требует соблюдения следующих условий:

1. Взгляд должен быть рассеянным, неподвижным (не бегать по предметам). Глаза должны быть сначала открытыми, расфокусированными, как в пустоту. Так бывает в моменты усталости или глубокой задумчивости. Глаза следует закрыть только тогда, когда в этом появится потребность.

2. Мысли нужно пустить на самотек, то есть нужно думать о том, о чем думается, и не мешать даже плохим мыслям - пусть текут, как текут.

3. Если возникает сонливость, слезы или явление пустоты в голове - не мешайте этому положительному разгрузочному процессу.

Через несколько минут наступает желанный покой, чувство благоденствия.

А может быть, сначала произойдет разгрузка - всплывание пережитых впечатлений, а затем - весна жизни! На те же самые впечатления вы уже реагируете по-другому - гораздо спокойнее.

Главное не спешить.

Нужно, отдыхая, дождаться момента, когда голова прояснится и наступит чувство свежести, а затем открыть глаза и потянуться.

Обычно зрение при этом становится острее, объекты - отчетливее, цвета - более насыщенными.

Как правило, в первый раз на полноценное проведение Теста в комплексе с восстановлением уходит от 1 минуты до 10 минут, или, если вы сильно истощены, - полчаса или даже час. Если вам после Теста хочется посидеть – отдыхайте. Это – восстановление, реабилитация. Вы сами почувствуете, когда следует открыть глаза!

В результате этого у вас будет как после хорошей прогулки или сна на свежем воздухе, вы будете полны свежих сил и бодрости!

Этим способом можно даже получить восстановительный эффект организма, равный месячному пребыванию в санатории.

В другой раз вам не захочется долго сидеть, все произойдет за секунды.

Все это зависит от исходного состояния организма. Теперь, когда стресс снялся, вы сами чувствуете его потребности, услышали его сигналы, выполняя которые – восстанавливаете в себе гармонию.

После применения Ключевых приемов - много энергии, свежая голова, ясный взгляд и море обаяния!

В дальнейшем, Ключевой Стресс-Тест будет занимать у вас не более 30 секунд.

Ключевой Стресс-Тест показывает, готовы вы к успешной деятельности, или вам требуется раскрепоститься, или даже восстановиться, а может быть вам нужны даже Разгрузка и Перезагрузка.

Формирование и осуществление целенаправленной деятельности предполагает как обязательную предпосылку отражение человеком внешних условий в виде некоторой субъективной модели. Она служит основой как для предварительного психологического программирования действий, так и для их регуляции в ходе самой деятельности. Модель становится важнейшим и обязательным функциональным образованием, полнота и точность которого во многом определяют эффективность деятельности и особенности ее осуществления [284].

Другим важным звеном в процессе саморегуляции является психологическая настройка на работу в определенных условиях. Настройки, адекватные представлению человека о задачах и условиях предстоящей деятельности, являются необходимыми компонентами общей структуры процессов программирования и регуляции деятельности.

Одно из первых исследований функции саморегуляции надежности человека-оператора провел М. А. Котик [129], который отметил, что для обеспечения нормального функционирования организма и целенаправленной деятельности процессы саморегуляции осуществляются на биологическом, психофизиологическом и психологическом (неосознанном и осознанном) уровнях. Важно отметить, что автор имеет в виду процессы саморегуляции, а не регуляции функциональных систем, которые осуществляются также на нейрогуморальном и гормональном уровнях. Им рассматриваются механизмы саморегуляции в сфере информационных и энергетических процессов.

М. А. Котик и А. М. Емельянов предложили схему организации предметного действия в сфере информационных процессов, согласно которой функция саморегуляции заключается в том, что субъект «на основе представлений (по прошлому опыту) о собственной надежности оценивает степень неопределенности возникшей задачи и исходя из этого так организует ее информационную базу или доводит обобщение образа до такого уровня, который позволяет ему снять эту неопределенность и решить задачу» [133, c. 67]. В экспериментальных исследованиях было установлено, что с ростом уровня обобщения образа задачи возрастает надежность ее разрешения.

Саморегуляция в сфере энергетических процессов в значительной мере определяется характером отношения субъекта деятельности к решаемой задаче, степенью его ответственности, уровнем субъективной значимости конкретной ситуации и неопределенности событий или сигналов. В этих условиях механизм саморегуляции заключается в том, что «действие, которое представляется оператору сложным или опасным, от выполнения которого зависит успех данной (а то и последующей) деятельности, порождает у него эмоции и связанную с ним энергетическую мобилизацию организма, что, как правило, способствует успешному выполнению такого действия» [133, с. 69].

Таким образом, сложность и субъективная значимость задачи интенсифицирует информационные процессы и мобилизует процессы энергетического обеспечения деятельности. Состояние напряженности, тревоги сопровождается эмоциональными переживаниями, которые, как правило (при определенной степени напряженности), активизируют профессионально значимые психические процессы, способствуют познавательной активности оператора. Необходимо лишь отметить, что по такому «сценарию» влияние процессов саморегуляции на надежность субъекта развивается лишь при наличии у него потенциальной возможности преодолеть информационные трудности и стеническом характере эмоций – в противном случае подобные условия сопровождаются ростом ошибочных действий и иногда отказом в работе системы.

Теоретическая и практическая значимость вопросов саморегуляции отражена в ряде исследований, посвященных повышению надежности и эффективности профессиональной деятельности. Так, наиболее эффективная работа в режиме ожидания, сопряженная с наименьшими нервно-психическими затратами, предполагает возможность достаточно точного прогнозирования характера и времени проявления значимых событий. Это позволяет осуществить регуляцию общего уровня и конкретной направленности процесса ожидания. Отсутствие же сознательного прогноза динамики событий снижает уровень регуляции ожидания, вынуждает оператора переходить к «глобальному» ожиданию, при котором он постоянно должен быть готовым к восприятию широкого круга явлений. Это, естественно, снижает надежность работы оператора при поступлении значимых сигналов [129].

Одним из ведущих механизмов обеспечения надежности субъекта деятельности, отражающим степень его профессиональной пригодности, является самоконтроль за своими действиями по управлению и регулированию трудового процесса, а также за результатами деятельности.

Самоконтроль выступает как функция компенсации вероятных ошибок, нарушений в деятельности и осуществляется путем проверки субъектом своих действий, их дублирования, усиления значимости гностических движений, углубленной оценки ожидаемого результата и использования этой оценки по механизму обратной связи для коррекции конкретных управляющих воздействий.

По мнению Г. С. Никифорова [191, 192], самоконтроль представляет собой одно из звеньев замкнутого контура самоуправления или саморегуляции, функциональным назначением которого является установление степени рассогласования между эталонным (или заданным) и контролируемым значением тех или иных параметров (технических, психологических, физиологических).

Все присущие человеку психические явления подвержены функции самоконтроля или используются в этом процессе. В целом ряде исследований показано, как осуществляется данная функция при восприятии информации, формировании психических образов, решении продуктивных и непродуктивных задач, осуществлении антиципирующих функций, организации внимания и т. д. [152, 192].

Важно отметить, что функция самоконтроля подвержена целенаправленному развитию в процессе профессионализации личности. В производственной деятельности формы самоконтроля довольно разнообразны и зависят от этапа технологического прогресса, от характера выполняемых действий, от модальности используемых каналов восприятия и т. д.

Реализация самоконтроля обуславливается особенностями его структуры, в которую включают эталонные и контролируемые компоненты, а также каналы прямой и обратной связи. Функция самоконтроля, а следовательно, и надежность субъекта деятельности зависит от уровня развития, полноты использования каждого из ее элементов. Речь идет об адекватности и полноте эталона ситуации, о функционировании канала обратной связи с точки зрения своевременности представления информации и т. д.

Реализация самоконтроля зависит от содержательности и побудительной силы мотивов трудовой деятельности, особенно в экстремальных условиях, когда нарушение этой функции может повлечь существенное ухудшение профессиональной надежности. Нарушение самоконтроля возможно и в связи с ухудшением психического состояния оператора, которое отражается на обеспечивающих эту функцию когнитивных процессах, волевых усилиях и т. д.

Уровень самоконтроля, степень его выраженности зависят от сложности профессиональной деятельности. При осложнении деятельности, возникновении аварийной ситуации могут произойти либо временная блокировка этой функции, либо ее гиперактивация (повторный контроль или многократная перепроверка), что снижает надежность деятельности. Важно отметить, что ухудшение самоконтроля, снижение его активности возможно и в простых условиях работы, это объясняется недостаточной общей активацией личности, низким уровнем профессиональной ответственности, развитием состояния преждевременной психической демобилизации.

В проявлениях функции самоконтроля существенную роль играют индивидуально-психологические особенности личности. Можно предположить, что роль многих психологических характеристик субъекта деятельности в обеспечении ее надежности проявляется, в частности, и через механизмы реализации самоконтроля.

Подводя итог проведенному изучению проблемы регуляции процессов формирования профессиональной пригодности и обеспечения надежности деятельности субъекта деятельности, следует сказать, что этот механизм является весьма сложным и непрерывно развивающимся явлением. В этом смысле он полностью отражает современные представления о механизме психической регуляции деятельности, который, как отмечал Б. Ф. Ломов, «… представляет собой многоуровневую и чрезвычайно динамическую систему. За внешне наблюдаемыми двигательными актами, в которых в конце концов выражается любая деятельность, скрывается огромная и весьма сложная система процессов, связанная с формированием мотивов, целей, планов, оперативных образов (и концептуальных моделей), принятием решений, анализом и синтезом текущей информации и сигналов обратной связи. Именно она и составляет предмет психологического исследования деятельности» [159, с. 226]. Свойство профессиональной пригодности выступает в деятельности и как заданный ее результат, который, отражаясь в сознании (или подсознании), формирует специфическую психологическую функциональную систему деятельности, и как процесс реализации этой системы на заданном уровне точности, безошибочности, своевременности действий, профессиональной и функциональной надежности деятельности.

Приведенные материалы свидетельствуют о том, что уровень профессиональной пригодности человека отражает состояние различных компонентов биологической, психической и поведенческой организации субъекта деятельности, каждый из которых включается в единую систему энергетического, информационного и предметно-действенного регулирования его целевого поведения. Уровень активации субъекта, включенности и мобилизации каждого из указанных компонентов (и их составляющих функциональных систем) отражает объем ресурсов, необходимый для достижения соответствующего уровня профессиональной пригодности.

Регуляция профессиональной пригодности определяется особенностями содержания трудовой деятельности, ее целевыми ориентирами и, соответственно, мотивами их реализации, а также субъективной значимостью конкретных трудовых процессов в достижении основных критериев эффективности и надежности деятельности. В обеспечении пригодности, помимо состояния психологической функциональной системы деятельности, существенную роль играют профессиональные характеристики субъекта, его подготовленность, опыт, индивидуальные стратегии и способы решения трудовых задач. Представляет интерес соотношение функциональных и профессиональных характеристик, факторов обеспечения пригодности к конкретной деятельности, их взаимной компенсации, активации и проявления в различных формах рабочего поведения – эти вопросы требуют специального изучения.

4. Назовите одну из отраслей тяжелой промышленности, производящую всевозможное оборудование, орудия труда, приборы, а также предметы потребления и продукцию:
а) Машиностроение +
б) Индустрия
в) Автоматизация

5. Профессия этого человека заключается в помощи в выборе фасона изделия, зарисовки выбранного варианта, снятии необходимых мерок и т.д.:
а) Портной
б) Швея
в) Закройщик +

6. Человек этой профессии умеет готовить различные виды теста, кремы, начинки, шоколадные массы:
а) Повар
б) Кондитер +
в) Пекарь

7. Какая отрасль народного хозяйства обеспечивает обращение товаров и их движение из сферы производства в сферу потребления:
а) Продажа
б) Коммерция
в) Торговля +

8. Это предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные:
а) Ресторан +
б) Бар
в) Кафе

9. Это технологии, преобразующие живой, творческий процесс в продукт – произведение, в момент приобщения к котором другие люди вступают в контакт с его творцом:
а) Искусство
б) Театр
в) Арттехнологии +

10. Назовите искусство, которое отображает мир с помощью пластических поз, танцевальных движений, жестов, мимики артистов:
а) Гимнастика
б) Хореография +
в) Фигурное катание

11. Особенности этой технологии, это высокая плотность потока излучения в зоне обработки, дающая необходимый термический эффект за короткое время (длительность импульса 1 мсек и менее):
а) Лазерные технологии +
б) Волоконная оптика
в) Плазменные технологии

12. Как называется человек, занимающийся единством внешнего вида и предназначения объекта, соблюдая его эстетическую привлекательность и если получится, функциональность:
а) Проектировщик
б) Дизайнер +
в) Архитектор

13. Профессиональные качества человека, работающего в этой сфере, это высокий уровень аналитического мышления, большой объем долговременной памяти, терпеливость, наблюдательность:
а) Наука +
б) Юриспруденция
в) Образование

14. Ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями:
а) Борьба
б) Соперничество
в) Конкуренция +

15. Этот человек – социальная фигура, без которой рыночная экономика будет малоэффективной:
а) Предприниматель +
б) Администратор
в) Владелец

16. Вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта:
а) Специальность
б) Профессия +
в) Работа

17. Этой современной технологии присущи: высокий научно-технический уровень, научно обоснованная структура посевных площадей, система севооборотов и внесения удобрений, система мер по защите почвы от эрозии:
а) Плодоводство
б) Растениеводство
в) Земледелие +

18. Термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности:
а) Реализация
б) Продукция +
в) Поставка

19. Человек этой профессии, лицо, которое вывело, выявило и усовершенствовало сорт растения, породу животного или штамм микроорганизма:
а) Лаборант-эколог
б) Зооинженер
в) Селекционер +

21. Это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты:
а) Зарплата +
б) Доход
в) Профит

22. Предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельности:
а) Мечта профессиональной деятельности
б) Цель профессиональной деятельности +
в) Итог профессиональной деятельности

23. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Количество отдыха
б) Замкнутость
в) Окружение +

24. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Наименование труда
б) Обстановка +
в) Абстрагированность

25. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Количество проделланой работы
б) Количество отдыха
в) Условия отдыха и работы +

26. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Абстрагированность
б) Объект и предмет труда +
в) Наименование труда

27. Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания:
а) Ее содержания +
б) Мира
в) Жизнедеятельности

28. Профессиональная деятельность появилась с возникновением таких отношений:
а) Философских
б) Дружеских
в) Товарно-денежных +

29. Профессиональная деятельность тесно связана с такой культурой:
а) Технологической +
б) Массовой
в) Предпринимательской

30. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности:
а) Объединение труда
б) Разделение труда +
в) Выбор труда

Читайте также: