Кто такой шарманщик профессия

Опубликовано: 04.07.2024

Шарманщик - традиционный еропейский уличный музыкант 16ого-19ого веков, правда голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. В России инструмент появился из Польши в конце XVIII века и в короткий срок был освоен странствующими музыкантами, а также артистами цирка шапито.


Изначально шарманка - "музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть" - предназначалась для обучения певчих птиц пению и представляла собой механическое устройство, воспроизводящее записанную мелодию. Самая простая конструкция шарманки: крутящийся валик с маленькими молоточками стукал по разно звучащим металлическим пластинам, каждая из которых звучала сонастроено с одной из 7 нот.

А вот как описывает шарманщика Дмитрий Григорович: "Разодранный картуз, из-под которого в беспорядке вырываются длинные, как смоль, черные волосы, осеняя худощавое загоревшее лицо, куртка без цвета и пуговиц, гарусный шарф, небрежно обмотанный вокруг смуглой шеи, холстинные брюки, изувеченные сапоги и, наконец, огромный орган, согнувший фигуру эту в три погибели, все это составляет принадлежность злополучнейшего из петербургских ремесленников – шарманщика".


Во всем мире к инструменту относятся с большим почтением. Во многих европейских странах, таких как Швейцария, Франция, Финляндия, Венгрия, Эстония, Германия, Чехия регулярно проходят международные фестивали шарманщиков. Наиболее массовое празднество, которое собирает не одну сотню исполнителей, проводится ежегодно обычно в июле в Берлине, столице Германии. Впечатляющее шествие шарманщиков одетых в старинные костюмы, проходит по знаменитому бульвару "Курфюрстендамм".

Несколько интересных фактов о шарманщиках:

  • В Дании до сих пор считается, если шарманщика пригласить на свадьбу, то молодожены всю жизнь будут счастливы.
  • В столице Австрии Вене звук шарманки всегда можно услышать на площади Святого Стефана около главного городского собора.
  • В Праге шарманщиков всегда можно встретить у главных исторических достопримечательностей города - Карлова моста и Староместской площади.


Один из классических хитов репертуаров шарманщиков - "Маруся отравилась", авторством Якова Пригожего, пианиста и аранжировщика старого московского ресторана "Яр", который существует и сейчас:

"Мне прыгать что-то надоело

И, граждане, признаюсь вам,

Я за другое взялся дело:

Хожу с шарманкой по дворам.

Шарманки звуки не тоскливы,

А то бравурны иногда.

Вам всем знакомые мотивы

Она играет хоть куда!"

Булат Шалвович Окуджава, 1979

"Шарманщик был в пальто потертом, он где-то в музыке витал.

Моим ладоням, к вам простертым, значенья он не придавал."

"Инструмент неуклюж, неказист:

Ведь оплачен сумой небогатой!"

P. S.: О судьбе уличных музыкантов лучше всего почитать роман Гектора Мало «Без семьи»).

P. P. S.: Шарманщик на английском языке - "organ grinder" =)

P. P. P. S.: Вы можете насладиться звучанием различных музыкальных произведений 20-ого и 21-ого веков в звучании современной, "нео"-шарманки, заказав Нео-Шарманщика на сайте http://retro-DJ.ru или по телефону: +79168210716, Антон. Также френдитесь в группу Нео-шарманщика ВКонтакте: http://vk.com/artist_prazdnik и следите за удивительными выступлениями Нео-шарманщика в 21 веке! =)


Статьи о шарманщиках


Шарманщик

Во дворе звучит музыка, хорошо слышимая через открытое окно. В городе стоит лето, все жители заняты своими делами, и поначалу никто не обращает внимания на однообразную мелодию. Но постепенно во дворе собираются люди: всем хочется послушать шарманщика.


Шарманщики на ярмарках

Во времена, предшествующие технологическим, шарманщики со своими шарманками "гастролировали" по городам, дворам, деревням и поместьям, переходя из двора в двор, пока их не выгоняли городские дворники. Например, одна москвичка пожаловала городовому целый дом на Бауманской, за то, что тот отгонял надоедливого шарманщика от ее окна, где тот любил "поработать". Но шарманщики были не только назойливыми уличными музыкантами, занимавшимися попрошайничеством!


Московский шарманщик

Московский шарманщик - исторический арт-перформанс/реконструкция Антона Кибы - художника в стиле современном стиле "Электронное Искусство", энтузиаст, воссоздающий в современном мире древнее, забытое и утерянное ремесло шарманщиков.

Шарманщик в книге Андрея Седых 1951 года

Книга 1951 года Андрея Седых "Сумасшедший Шарманщик" - сборник рассказов о жизни российских иммигрантов во Франции, начинается с рассказа о надоедливом шарманщике, ежедневно будившем автора, любящего, как мы видим, поспать до обеда.


Шарманщики Италии в Петербурге на рубеже 19ого и 20ого веков

Шарманщики из Италии посещали Петербург с "гастролями" - видимо жители Питера обширно благодарили шарманщиков, раз в таком движении был толк, и отмечается, что шарманщики, ходившие по улицам, были, подчеркиваю - многочисленными!

Обычно шарманкой называют механический орган бродячих музыкантов, переносной инструмент, при вращении рукоятки исполняющий 6–8 мелодий. Русское название инструмента связано с популярной в начале 19 в. немецкой песенкой от начальной строки нем. песенки «Scharmante Katharine. » Шарманте Катарина (т. е. прелестная Катарина) .

ШАРМАНКА, механический музыкальный инструмент, в котором вращающийся металлический валик с выступающими из него, как и в музыкальной шкатулке, шипами (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда поступает воздух из воздушной камеры.

В Голландии 15 в. подобные инструменты представляли собой сложную стационарную конструкцию, действующую с помощью гидравлики, гирь или заводного механизма. В 18–19 вв. разнообразные шарманки часто использовались в английских церквах, где играли гимны и псалмы.
Появилась шарманка в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17 века, была распространена в России с начала 19 века.

История шарманки причудлива и занятна. Как считают европейские мастера, началась она еще веков семь назад.

Разнообразны музыкальные ящички, дошедшие до наших дней из семнадцатого столетия, — шкатулки из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями. Шкатулка открывалась — и крошечная колибри, в сверкающем оперении, с дрожащим хвостиком и вертящейся головкой, щебетала песенку. Внутри шкатулки валики, зубцы, штифты в определенном порядке цеплялись друг за друга и воспроизводили незатейливое щебетание.

Лет пятьдесят назад вместо валиков стали использовать перфорированные ленты, на которые подается воздух. Каждому звуку соответствует определенное отверстие, пробитое в ленте. С появлением метода Хофбауэра лента смысл потеряла.

Не стоит думать, что мастера-исполнители, как и создатели шарманок, обязательно люди старшего поколения. Несколько лет назад на фестивале шарманок в городе Туне (Швейцария) собралось около двухсот мастеров-исполнителей. И среди них особое внимание заслужил Хольгер Буш из Гейдельберга, семнадцатилетний школьник. Свою шарманку он сам и изготовил. А началось это, когда двенадцатилетний Хольгер увидел в музее, как устроена шарманка. О том, чтобы купить старинный инструмент, и речи быть не могло, да и вновь выпускаемые, вроде тех, что делают органные фирмы, были не по карману.

Хольгер принялся мастерить первую трубу. .Пришлось советоваться с умудренными опытом мастерами органных дел, переписываться со знатоками из Шварцвальда, где этим промыслом занимаются издавна. Усердие даром не прошло: наконец первая шарманка собственного изготовления издала первый звук.

На фестивале в Туне семнадцатилетний Хольгер выступал со своим третьим «детищем» . Гвоздем его программы — а она включала два десятка мелодий — стала старая песенка «Я забыл свое сердце в Гейдельберге» . Тут же на площади кто-то пожелал купить инструмент молодого шарманщика.

В подвальчик-мастерскую к Хольгеру теперь стекаются инструменты-инвалиды. Так у него появился орган, в котором обнаружились детали возрастом более ста лет. Хольгер собирается почистить, перебрать орган, восстановить штифты и вернуть голос старинному инструменту.

И в каникулы он дома не усидел — собрался объехать на велосипеде городки, где есть церковные органы. Ведь он имеет дело с их братьями меньшими — шарманками, что стали главным делом для Хольгера Буша, парня из Гейдельберга.

Строение механизма

Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные.

Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками.

Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

Как работает шарманка?


Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные.

Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками. Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века.

Изначально шарманку пытались использовать для обучения певчих птиц, но вскоре нашли ей применение в церкви — аккомпанирование пению псалмов. И только к концу XVII века этот инструмент вышел на улицы: его стали использовать бродячие музыканты. Благодаря съемным звуковым валикам шарманка могла проигрывать любое количество мелодий. Правда, сами валики были далеко не дешевыми. В таком качестве она прослужила до конца 1930-х годов.

В Россию шарманка попала в конце XVIII века из Польши. Свое название она получила от вошедшей тогда в моду песни «Прекрасная Катрин» (Charmante Katharine). А на Украине ее стали называть «катеринкой» — по имени героини той же песни. Размеры шарманок были разными — от небольших ящиков до объемистых шкафов, которые можно было перевозить только на телегах.

Первая шарманка

Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века. Изначально шарманку пытались использовать для обучения певчих птиц, но вскоре нашли ей применение в церкви — аккомпанирование пению псалмов.

И только к концу XVII века этот инструмент вышел на улицы: его стали использовать бродячие музыканты. Благодаря съемным звуковым валикам шарманка могла проигрывать любое количество мелодий. Правда, сами валики были далеко не дешевыми. В таком качестве она прослужила до конца 1930-х годов.

Шарманщики и шарманки

Шарманщик в Нью-Йорке, 1887 год

Шарманщик в Нью-Йорке, 1887 год

Картина

Картина «Шарманщик»

Московский шарманщик

Фотографии современного московского нео-шарманщика

Нео-шарманщик поднимает настроение в офисе! =)

Нео-шарманщик поднимает настроение в офисе! =)

исчезнувшие профессии

С каждым годом появляется много новых профессии. Какие то появляются, а какие то исчезают. Сегодня хочу рассказать о нескольких интересных профессиях которые стали совершенно не востребованы.

11-nxg7o

Ассирийский чистильщик обуви

Чистильщик обуви.

В России чистильщиков обуви сейчас днем с огнем не сыщешь. А ведь совсем недавно эти люди были востребованы. Еще лет тридцать назад на улице можно было увидеть специальное кресло или простой стул перед которым сидел мальчишка или мужчина вооруженный щетками и кремами.

11135

Мальчишка чистильщик обуви в Америке

Прохожий решивший воспользоваться услугами чистильщика садился перед ним на стул. Чистильщик вставлял в ботинок картонки, что бы ненароком не запачкать носки, затем специальной щеточкой смахивал пыль.

7496226416_f6c4d61d45_z

Наносил крем на ботинок, иногда для получения нужного оттенка смешивал несколько кремов и быстрыми движениями рук втирал крем в кожу ботинка. Заключительным штрихом было натирание до блеска специальной бархоткой.

0_a9df7_ec3e627b_XXXL

Ботинки почищенные таким способом оставались чистыми и отталкивали пыль в течении нескольких дней. В наши дни улицы России чище не стали, а вот чистильщики исчезли.

113484_original

В Европе тоже редко встречаются, а вот в Америке, Турции и Египте профессия чистильщика до сих пор существует, хоть и в очень маленьком количестве, но все равно радует клиентов чистой обувью.

0_32594_57ccc586_XL

Еще один чистильщик из Турции

Памятники поставленные в честь чистильщиков обуви.

90038382_2
Памятник чистильщику обуви в Нижнем-Новгороде 90133323_6
Памятник в Екатеринбурге

Плевальщик.

3(683)

“Почему плевальщик?” -спросите вы. А все потому что семена репы очень мелкие, в одном килограмме миллионы семян. А засеивали репой в те времена не одну грядку, а целые поля.

14

wpid-7n1jq3PMZiI

Эта профессия очень ценилась на Руси и была одной из самых почетных. Хорошие плевальщики были на вес золота. А вот по этой ссылке можно прочитать про необычный русский водный транспорт.

plevalshik

Плевальщик

Трубочист.

Вообще то эта профессия еще существует, но уже не в том виде как раньше, да и не в таком количестве. Первый трубочист появился в Дании в 17 веке.

1099

Профессией трубочиста могли овладеть люди худощавого телосложения, потому что по долгу службы иногда приходилось лезть прямо в трубу, что бы очистить ее от продуктов горения, поэтому нередко на работу брали подростков.

1103


Трубочист считался мистической профессией и с ней связано много поверий, например встретить трубочиста к удаче. А что бы наверняка притянуть к себе удачу нужно было дотронуться до трубочиста и вымазать в саже руку.

0528198f389fa6ccec76ab8454673ca8

637ed4e18de29fdfcb8017325de9e11e

79e336b6610e7816343a97015330aa29

ddbf54414b3aee626c4437df28eec197

Представителей этой профессии можно встретить в странах Северной Европы, где сохранились старые дома с печным отоплением, например в Германии.

75112147

А еще по всей Европе есть множество памятников посвященных работе трубочиста.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Памятник трубочиста с Санкт-Петербурге lvov
Смешной трубочист на Украине

Фонарщик, он же свечник.

Профессию фонарщик по праву можно считать одной из самых древних и на мой взгляд одной из самых романтичных.

4586055-R3L8T8D-650-6a1

Еще в Древнем Риме и Древней Греции в темное время суток улицы освещались с помощью масляных ламп и факелов, затем на смену свечкам пришли фонари на основе газа.

b419011ce5552fcca1c3ef379205023d

4586105-R3L8T8D-650-6

3ee6ef511d5670e608ba630c154e2cac

Фонарщик был снабжен специальным оборудованием: лестницей и длинным шестом с помощью которого можно было зажигать, тушить, а потом и дозаправлять уличные фонари.

2da8f08c12ed69ae7368950ba348c7e0

b5e72f0b7564247a2f37525ddb4303e9

Каждый вечер этот человек, зажигая свечи в фонарях, дарил людям свет.

67fbdd3125392b411126ad7573a8266a

9b5a02a717cf7e9026c38081c3073754

Но на смену свечным, а потом и газовым фонарям, пришли фонари электрические, а фонарщиков сменил электрик и романтическая профессия с зажиганием настоящего, живого огня канула в лету.

5a22d188b948eb411b065f65ae1ec1bf

Шарманщик .

e2a6d69b6587f6f08a63d4717a30aa8c

Это профессия была популярна у бедняков, которые не умея играть на каких-либо музыкальных инструментах, пользовались столь незамысловатым приспособлением, воспроизводившим некую мелодию.

219f34936b479a7832dba14a149bfa2e

b492545fd849e14251a93c0f02651b7a

Шарманщик мог выступать единолично, но в компании с маленьким зверьком шанс заработать был намного больше.

37676f6996bed89f50009163019d29c6

Шарманщик с обезьянкой

Поэтому шарманщики очень часто брали себе в помощники попугая, кота, собачку или обезьянку, которая вытягивала билетик “на счастье”.

91076441c50562d20657dd5ed668bcbb

Посмотрите! Обезьянка улыбается)

61ca54eab87eb964f97b391b53a2cdc3

Шарманщик с попугаем

5d4cbbe67a807ec5016c4cbf302413e6

Иногда компанию шарманщику могли составить кукольники, которые разыгрывали под музыку от шарманки различные кукольные сценки.

28ef984088fffca365d2e9840ec0714d

Сегодня шарманщиков не встретишь так часто как раньше, но иногда в старых европейский городах или туристических городках можно увидеть играющего шарманщика, заманивающего к своей шарманке туристов.

Статья посвящена изучению очерка одного из ярких представителей натуральной школы в русской литературе XIX века, Д.В.Григоровича, «Петербургские шарманщики» с точки зрения одной из частных категорий теоретической поэтики – вещного мира. Автором не только рассматриваются особенности построения вещного ряда очерка, но и анализируются отношения в системе «человек - вещь».

The article is devoted to studying of the D.V.Grigorovich essay «Petersburg organ-grinders» from the point of view of one of the private categories of poetics - world of things. This article reveals the features of the construction of property row of things in the essay it also analyses the relations between a person and a thing.

Очерк Д.В. Григоровича «Петербургские шарманщики», напечатанный в сборнике «Физиология Петербурга» (1845), традиционно рассматривается как произведение, представляющее натуральную школу: именно им иллюстрируются словарные определения «физиологического очерка», «дагерротипа» и т.п. Действительно, в «Петербургских шарманщиках» фактографически изображен «быт тружеников, деклассированного люда столицы» (1), «богато развернута социальная характеристика типа, его связей со средой» (2). Бесспорно также, что автор стремится к «научности» изложения и поэтому не только делит уличных музыкантов на разряды, но и прослеживает жизненный путь представителей каждого из них (3). Однако, как представляется, безоговорочным причислением очерка к жанру физиологии, поисками «общих мест» изучение данного произведения ограничиваться не должно. В свете интереса современного литературоведения к частным проблемам человеческого бытия привлекает внимание как собственно структура вещного мира «Петербургских шарманщиков», так и место в нем человека. Единство человека и вещи обозначено уже в названии профессии, выбранной автором для описания, – «шарманщик».

Образ шарманщика привлекал писателей и до Григоровича. В основе рассказа В.Ф. Одоевского «Шарманщик» (сборник «Сказки дедушки Иринея», 1841) лежит действительно «сказочный» сюжет – сын уличного музыканта Ваня спасает от смерти найденного на улице ребенка, который затем, разбогатев, спасает самого Ивана. Шарманщик выбран писателем как самый обездоленный представитель петербургских «низов» - именно на таком фоне было возможно создать идиллическую картину спасения человеческой жизни. Как характерная деталь Петербурга шарманщик, например, появляется в неоконченной повести Лермонтова «Штосс» (1841): «Когда смерклось, он <Лугин> не велел подавать свеч и сел у окна…; на дворе было темно; у бедных соседей тускло светились окна; - он долго сидел; Вдруг на дворе заиграла шарманка; она играла какой-то старинный немецкий вальс: Лугин слушал, слушал, ему стало ужасно грустно» (4). Д.С. Мережковский справедливо увидел в этом «начало всего Достоевского» (5), которому фигура шарманщика будет необходима при описании Петербурга в «Бедных людях»,

«Преступлении и наказании», а яркое сравнение героя с шарманщиком появится в «Господине Прохарчине»: «Семена Ивановича <…> уложили в постель. Подобно тому укладывает в свой походный ящик оборванный, небритый и суровый артист-шарманщик своего пульчинеля, набуянившего, переколотившего всех, продавшего душу черту и наконец оканчивающего существование свое до нового представления в одном сундуке вместе с тем же чертом, с арапами, с Петрушкой, с мамзель Катериной и счастливым любовником ее…» (6). Шарманка, как у Лермонтова, легко может заменять собой шарманщика, или, как у Достоевского, быть скрыта за фигурой шарманщика, что наталкивает на мысль о сложной, но неразрывной связи шарманщика и его шарманки - человека и вещи.

Название профессии «шарманщик» возникло в значении «человек, управляющий вещью – шарманкой». Шарманка – известный в Европе с XV-XVI вв. «переносной механический орган без клавишного механизма в виде надеваемого на плечо ящика на лямке» . Для понимания сущности этого музыкального инструмента требуется уточнение: «механический орган» - это механизм, приводимый в движение вращением рукоятки и воспроизводящий при этом ряд заложенных в него мелодий. То есть, от шарманщика не требуется никаких музыкальных способностей, его задача - крутить ручку, приводя механизм в действие. Взаимоотношения шарманщика со своим инструментом в очерке Григоровича интересны тем, что представляют собой «равноправное сотрудничество». Так, например, изображена в самом начале очерка сцена выступления шарманщика: «Каждый раз, как которая-нибудь из труб, позабыв уважение к человеческим ушам, запищит неестественно и нескладно, - посмотрите, как старательно завертит он рукою, думая тем загладить недостатки пискливого своего инструмента» (8). Как кажется, говорить о «равноправии» в данном случае вполне уместно. Можно даже говорить о подчинении шарманкой, вещью, человека, поскольку в очерке особо подчеркнуто, что в России сороковых годов XIX века шарманщик воспринимается как человек, являющийся «рабом» шарманки: «к чему таскает он целый день на спине шарманку, лишает себя свободы?», - пишет Григорович о своем герое. Будучи предметом всех мечтаний героя очерка, шарманка - не только средство заработка; она - живое существо: «он несколько раз откроет ее, развинтит, попросит вас посмотреть внутренность, пощупать, погладить, повертеть ручкою, наконец, определить ее ценность». В этом плане показательно, что ни один из персонажей – бродячих музыкантов – не назван по имени, однако рассказ о них начинается с размышлений автора о происхождении слова «шарманка» - имени вещи, которая в свою очередь дала «имя» человеку (9).

Сетуя на то, что «в Петербурге … публика не любит музыку», шарманщик не замечает, что его «музыка» - не искусство, а ремесло, что его «фортепьяно англезе» - «сокровище» лишь для него, а для других это всего лишь «ящик, покрытый зеленым сукном, с каким-то дребезжанием вместо музыки». Подчеркивая это, автор иронично заменяет шарманку выражением «благородное искусство», «восьмое чудо света», однако далее «благородное искусство» шарманщика будет названо «горемычным ремеслом», «пропавшим трудом», «скудным промыслом». Шарманка, издающая вместо музыки «звуки то заунывные, то веселые» не сопоставима с такими музыкальными инструментами как, например, скрипка, арфа или фортепиано, которые выступают посредниками между рождающейся у художника мелодией и слушателем и поэтому сами являются частью искусства. Шарманка в очерке - средство зарабатывания денег. А значит она расположена в плоскости быта и является вещью в узком смысле слова. Именно поэтому в мире, изображенном Григоровичем, не придается особого значения качеству исполнения шарманкой музыкального произведения; также уже не важно, что это за произведение - вальс Ланнера, «По всей деревне Катенька»

Вообще, шарманщик как историческая реалия просуществовал гораздо меньше, чем шарманщик как художественный образ. Мировая литература прочно вписала в концепт «шарманщик» понятия «грусть», «болезнь», «дождь», «нищета», «одиночество», «скитания», «смерть» и т.п. Д.В. Григоровича, разделяющего принципы натуральной школы, привлекла не «романтическая» подоплека изображения судьбы шарманщика, хотя полностью уйти от нее ему не удалось. Начиная с первых строк «Введения», описание проникнуто сочувствием к герою: «Взгляните на этого человека, медленно переступающего по тротуару; всмотритесь внимательнее во всю его фигуру. Разодранный картуз, из-под которого в беспорядке вырываются длинные, как смоль черные волосы, падающие на худощавое загоревшее лицо, куртка без цвета и пуговиц, гарусный шарф, небрежно обмотанный вокруг смуглой шеи, холстинные брюки, изувеченные сапоги и, наконец, огромный орган, согнувший фигуру эту в три погибели, - все это составляет принадлежность злополучнейшего из петербургских ремесленников – шарманщика». Но за таким отношением писателя к герою скрывается больше, чем просто сочувствие к «горестным судьбам петербургских шарманщиков» (10). В своем произведении Григорович не столько воспроизводит одно из самых типических лиц столицы, сколько исследует законы существования этого типического лица в Петербурге.

С одной стороны, в очерке предстает жесткая регламентированность жизни. Социальный статус человека есть некая «роль», «амплуа», в соответствии с которой он ведет себя в обществе, в семье и даже наедине с собой. Театральность, противоположная карнавальности (по Бахтину), театральность как неестественное течение жизни проникла всюду. Это дает возможность Григоровичу назвать улицы сценой, а окружающую жизнь – декорациями. Шарманщик в этой обстановке – всего лишь исполнитель «роли» паяца, путешествующий со своими нехитрыми реквизитами: «высокий ящик, покрытый зеленым сукном …, виола с бесконечным скрипом и плясом хозяина и, наконец, флейта или кларнет - вот средства, с какими впервые дебютирует шарманщик на своей обширной и богатой разнообразными декорациями сцене - на улицах». Определив правила, по которым течет жизнь Петербурга, Григорович смог разделить бродячих музыкантов на разряды, указать на особенности каждого из них, описать их быт и жилище: создать тип петербургского шарманщика (главы «Разряды шарманщиков», «Итальянские шарманщики», «Русские и немецкие шарманщики»). С другой стороны – жизнь одного человека не может не быть самоценной для художника, поэтому в главе «Уличный гаер» при всей сухости повествования (за которую автора упрекал Достоевский) появляются яркие детали, с помощью которых Григоровичу удается несколько индивидуализировать своего героя: «между тем малютка растет; он уже бегает по комнате, лепечет несвязные слова и ест уголья и глину, заимствуя их у печки, - шалость, за которую мать имеет причины не слишком строго взыскивать». Но постепенно вещные детали вытесняют человека на второй план, уже как бы самостоятельно управляя его жизнью: «натянув на плечи толстый полосатый халат, мальчик становится подмастерьем. Хотя халат может поместить в широких полах своих трех таких молодцов, но подмастерье, уже вкусивший раз свободы, чувствует его тесным и по возможности старается стрясти с себя это иго». Освободившись от тяжкого ига «в лице» халата, герой выбирает нового «вещного» хозяина: «ему грезится бархатный камзол, шитый блестками». Только на сцене гаер чувствует себя счастливым, поэтому, оказавшись в тяжелой ситуации, он не расстается с костюмом, который как бы является частью его самого. «Смерть» костюма (продажа, пропивание) приравнена к смерти человека: «прощай и камзол и человек».

То, что человек и вещь как бы поменялись местами, особенно проявляется в главе «Публика шарманщика», представляющей собой драматическую сценку, точнее, «сценку в сценке»: кукольная комедия исполняется на подмостках особого театра – петербургских улицах. Читатель встречается с актерами по роду занятий (шарманщиками), их «ожившим» реквизитом (куклами), а также с жителями «одного знакомого и прибыльного дома», исполняющими роли в театре под названием «Петербург»: детьми, будочником, солдатами, бабой, чиновником и т.д. Очевидно, что с самого начала шарманщики оттеснены на второй план «настоящими» актерами – куклами, которые обращают на себя всеобщее внимание: «вот уже заиграли какой-то вальс и раздался пронзительный крик Пучинелла». В ходе представления Пучинелла показан в «жизненных» ситуациях (поиски работы, сватовство, болезнь) очень эмоционально и ярко, в противопоставление людям - шарманщикам, которые выглядят довольно угрюмо: «один из них, высокий мужчина флегматической наружности, лениво повертывал ручкою органа и едва передвигал ноги; другой, навьюченный ширмами, бубном и складными козлами, казалось, перестал уже и думать об усталости». Пучинелла, к тому же, обладает человеческими чертами характера: «он чудак, криклив, шумлив, забияка». К концу представления кукла совсем выходит из-под контроля, и публике становится «ясно, что такого рода буян, сумасброд, безбожник не может более существовать на свете». Осудив комедианта на смерть, зрители остались довольны; каждый из них: денщик, нянька, босоногая девчонка, решили участь жизни (ведь они воспринимали марионетку как живого человека), забыв о том, что в реальной жизни они сами марионетки. В регламентированном обществе самым бедным людям жить подобием полной жизни возможно лишь на сцене – в мире, где наряду с законами драматического жанра есть цвет, смех, веселье, блеск золота и признание публики. Именно в этом видится нам отмеченное еще Белинским умение Григоровича «подмечать и схватывать характеристические черты явлений и передавать их с поэтическою верностью» (11).

Примечания

1. Краткая литературная энциклопедия в 9 тт. Т.5. - М., 1968. - Стб. 135.
2. Краткая литературная энциклопедия в 9 тт. Т.7. - М., 1972. - Стб. 952.
3. См. например: Мещеряков В.П. Д.В. Григорович (Творческий путь)// Григорович Д.В. Избранное. - М., 1976.
4. Лермонтов М.Ю. Собр. соч. в 4 тт. Т. IV. - М.,1969. - С.349.
5. Мережковский Д.С. Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. - М., 1991. - С. 410.
6. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. I. - Л., 1973. - С. 251-252.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4 изд. - М.,
2003. - С. 892.
8. Григорович Д.В. Петербургские шарманщики //Физиология Петербурга / Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. В.А.Недзвецкого. - М., 1984. - С. 84 - 106. Далее все цитаты приводятся по этому изданию.
9. В физиологиях натуральной школы «"лица" людей редуцируются», - справедливо пишет современный исследователь, - в то время как «место имеет обычно полное имя» (Созина Е.К. Критический дискурс В.Белинского и натуральная школа 1840-х годов: к вопросу о доминанте метода "критического реализма" // Известия Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 2001. - № 17. - С. 126). Добавим, что не только место, но и бытовые вещи в «Физиологии Петербурга» наделены именами: одежда от Кинчерфа, галстук от Чуркина и проч. Одежда, названная человеческим именем, тем самым преодолевает свою «вещность» и уравнивает свои права с человеком.
10. Недзвецкий В.А. Манифест социальной беллетристики // Физиология Петербурга. - М., 1984. - С. 12-13.
11. Белинский В.Г. Собр. соч. в 9 тт. Т.XII. - М., 1981. - С. 563-564.

Продавец канареек, шарманщик и болтило — сегодня их вряд ли можно встретить на улицах Северной столицы.

12 октября в России отмечается День кадрового работника — неофициальный праздник современных HR-менеджеров ведёт свою историю с далёкого 1918 года, когда в стране появилась "Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции" и были созданы первые кадровые аппараты органов внутренних дел. С тех пор праздник, который сначала отмечали в кадровых службах органов внутренних дел, стал популярен и у других специалистов по подбору персонала.

Уже в наши дни, как показывают исследования, HR-менеджеры ищут специалистов по телекоммуникациям, операторов беспилотных летательных аппаратов, специалистов по разработке и созданию квантово-оптических систем и других обладателей перспективных в будущем профессий (по крайней мере, такой вывод можно сделать, ознакомившись со списком, составленным Минтрудом по итогам прошлого года). В почёте у экспертов остаются в том числе специалисты IT-сферы, медики, инженеры и механики, а также представители рабочих профессий, а в долгосрочной перспективе называются урбанисты-экологи и даже менеджеры космотуризма.

А кто был востребован более века назад? Лайф вспомнил несколько популярных профессий старого Петербурга, представителей которых уже не увидеть в наши дни на улицах города.

Водитель омнибуса

Извозчиков, правивших бал в XVIII веке и доступных людям состоятельным, во второй половине века XIX потеснили омнибусы. Эта многоместная (на 15—20 мест) повозка на конной тяге фактически является предшественником автобуса. По улицам Петербурга омнибусы пошли в 1847 году. За сравнительно небольшую плату в них мог проехать почти каждый, проезд стоил всего 10 копеек. Постепенно на крышах карет начали сооружать второй этаж, который назвали империалом. А в народе за этим видом транспорта даже закрепилось выражение "40 мучеников" — по числу пассажиров, которые могли уместиться в двухэтажном транспортном средстве. Постепенно омнибус был вытеснен конкой, а затем трамваем. Однако в Петербурге омнибусы ходили вплоть до 1914 года.

Продавцы: от сушек и певчих птиц до пасхальных яиц

Уличной торговлей в начале ХХ века в Петербурге занималось около 12 000 человек — это была вторая по численности уличная профессия в городе после извозчиков (тех было приблизительно 20 тысяч). На улицах города можно было встретить продавцов сушек, сбитня, кваса, спичек, голландской сельди и даже певчих птиц. От нынешних уличных продавцов торговцев того времени отличал не только ассортимент предлагаемых товаров, но и, конечно, внешний вид и мобильность. Продавцы старого Петербурга никогда не стояли на месте и всё время перемещались по городу и даже поднимались в квартиры. В этом и был залог их успеха: жильцам не нужно было идти в лавку, товар "приходил" к ним сам. Часто торговец располагался посреди двора, чтобы его было видно изо всех окон, и громкими криками начинал зазывать покупателей.

Трубочист

Чистильщики труб и каминов, безусловно, есть и сейчас. Однако того самого человека в чёрном цилиндре мы сможем увидеть разве что на стене дома на Большой Московской. В России профессия трубочиста появилась 21 апреля 1721 года в Санкт-Петербурге. Именно в этот день при полицейских участках была учреждена должность чистильщика печей и его помощника. В Северной столице трубочистами служили преимущественно финны (чухонцы), немцы и шведы. На 1896 год в церковных книгах санкт‑петербургских лютеранских приходов значатся имена 111 трубочистов. С тех пор и появилась примета, что увидеть трубочиста — непременно к добру.

Шарманщик

Скупщики антиквариата, торговцы цветами, чистильщик обуви, мальчик — разносчик газет и, конечно же, шарманщик — без этих людей сложно представить типичный блошиный рынок начала XX века. В России шарманку иногда называли катаринкой. Представляет она собой небольшой орган без клавиатуры — ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6—8 мелодий, записанных на валике. Звучали мелодии, как правило, заунывно, несмотря на это, шарманщики всё равно полюбились публике и стали своеобразным символом эпохи. Не забывают профессию и в Петербурге — 12 сентября этого года на Удельном рынке появилась благоустроенная площадь шарманщика, где можно окунуться в атмосферу блошиного рынка начала XX века.

Здесь же можно увидеть памятник шарманщику — расположен между корпусов Удельного рынка на Фермском шоссе.

Болтило, метельщик и другие "трамвайные профессии"

Трамвай, сменивший в итоге омнибусы и конку, не только изменил жизнь горожан, но и подарил новые специальности. Так, например, была введена должность с непривычным названием болтило. Эти люди работали только по ночам, когда разводились мосты, и их обязанность состояла в том, чтобы разъединять и соединять болты, которыми крепились рельсы на разводных пролётах. Этой должности не существует уже много лет, соединение и закрепление рельсов происходит автоматически. Популярной также была работа метельщика: они составляли 2/3 трамвайных рабочих и занимались тем, что мётлами и скребками очищали рельсы. Напомним, трамвайное движение в Петербурге открылось 29 сентября 1907 года. Первый маршрут соединил Главный штаб с 8-й линией Васильевского острова.

Читайте также: