Сократили должность в мвд что делать

Опубликовано: 02.10.2024

Штатное сокращение, в том числе и в МВД, подразумевает уменьшение числа работников по конкретной должности. Данная процедура производится только при наличии серьезных оснований и с соблюдением строгого порядка (ФЗ № 3 «О полиции» от 7.01.2011, ФЗ №342 от 30.10.11 г.). Также возможность сокращений предусмотрена ст. 58 Положения о службе в МВД N 4202-I.

Правовую сторону данной процедуры определяют следующие установки ТК РФ:

    (увольнение по инициативе нанимателя, о сокращении штата). (гарантированная выплата выходного пособия при увольнении по данному основанию). и ст. 261 (о преимуществах в оставлении на работе при штатном сокращении). (обязанность надлежащим образом предупреждать сотрудников о сокращении).

формируется новое штатное расписание;

также адресату вручают направление на прохождение ВВК

Попутно ему предлагаются все имеющиеся вакансии (в письменном виде).

При отказе его увольняют по окончанию действия двухмесячного срока предупреждения

Данное распоряжение издается по завершении двухмесячного срока уведомления после направления командованию надлежащего представления

Используется форма Т-8 (либо Т-8а — при сокращении нескольких сотрудников)

С изданным приказом под подпись знакомят попавшее под сокращение лицо

· выходное пособие при увольнении в установленной сумме в зависимости от выслуги лет;

(величина его удваивается при наличии почетного звания либо наград — государственного ордена);

Размер компенсационных выплат определяется законодательно:

  • ежемесячная выплата в сумме оклада по званию на протяжении года для прослуживших меньше 20 лет (сообразно ст. 10 ФЗ № 342 « О службе в ОВД РФ»);
  • единовременное пособие в сумме 7 окладов для лиц, прослуживших больше 20 лет, и 2 окладов — для прослуживших менее 20 лет.

Если к моменту увольнения сотрудник получает право на пенсию, то она оформляется на следующий за увольнением день.

Распространенные ошибки, совершаемые при штатном сокращении МВД

Отдельные рекомендации к вопросу о рациональном сокращении штата МВД

По части данного вопроса весьма актуальным являются директивы Министра внутренних дел Владимира Александровича Колокольцева в свете грядущей оптимизации штата МВД (сообразно президентскому указу от 2017 года).

К примеру, предписано проводить сокращения преимущественно в регионах с низкой криминогенной обстановкой и достаточным количеством полицейских. В «малочисленных структурах» предписано по этому основанию не увольнять никого.

Собственно во время оптимизации штатов рекомендовано в рамках райотделов прибегать к перераспределению должностей. Рекомендовано также задействовать пустующие должности, а среди кандидатов на увольнение в первую очередь рассматривать обслуживающий персонал.

Пример 1. Приказ о сокращении должностей и внесении изменений в штатное расписание

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: На какие виды работ сокращенный сотрудник МВД имеет право рассчитывать после сокращения?

В общем случае он может обратиться в центр занятости, где ему обязаны помочь найти работу, пройти профподготовку либо переобучение и при этом назначить денежное пособие (Закон о занятости населения в РФ № 1032-1от 19.04.1991).

Стандартно возможно трудоустройство по двум направлениям:

  1. Поступление (на конкурсной основе либо без таковой) на государственную гражданскую службу РФ. Подробно — в надлежащем ФЗ № 79 от 27.07.2004.
  2. После ухода с госслужбы на протяжении двух лет можно также работать в коммерческих (некоммерческих) структурах на основании трудового договора либо соглашения ГПХ на определенных условиях, В их числе — согласие надлежащей Комиссии, соответствие отдельных конкретных функций названых структур должностным обязанностям потенциального работника. Кроме этого, поступающий на работу обязан новому нанимателю сообщать информацию о последнем месте госслужбы с соблюдением государственной тайны.

Начало здесь:

:busted_cop:Памятка сокращаемому сотруднику.
Основания для увольнения – п. 7 ст.40 Закона РФ «О полиции» (далее – ЗоП), п. "е" статьи 58 Положения о службе.

Увольнение по «сокращению» является инициативой работодателя:
«ст. 58 Положения: увольнение по основаниям, предусмотренным в пунктах "б", "в", "г", "д" настоящей статьи, может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел», поэтому требование о написании сотрудником рапорта на увольнение по п. «е» ст.58 незаконно. При этом возможно увольнение (на основании рапорта сотрудника) раньше двухмесячного срока уведомления. ,

Порядок увольнения СМ регулирует Инструкция, основными моментами соблюдения порядка увольнения являются:

Инструкция по применению Положения о службе, утв. приказом №1038 МВД РФ, ключевыми позициями которого являются:

- уведомление за два месяца
- прохождение ВВК перед увольнением
- беседа с увольняемым
- в обязательном порядке - предложение всех вакантных должностей, включая нижестоящие
- представление к увольнению
- выбор наиболее выгодного основания к увольнению

17.5. Увольнение по сокращению штатов (пункт "е") может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.

17.12. О предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением (приложение 15), вручаемым сотруднику под расписку.

Кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения.

К вопросу назначения на вышестоящие, равноценные и нижестоящие должности:

Решение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2017 года"
Определением от 9 марта 2017 года N 357-О Конституционный Суд выявил смысл положений части 3 статьи 30 и части 7 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В запросе суда, послужившем основанием для принятия данного решения, оспаривалась конституционность указанных законоположений, поскольку часть 3 статьи 30 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепляя порядок перевода сотрудников органов внутренних дел на вышестоящие должности, по мнению судьи, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе ее применения, а использование в части 7 статьи 82 данного Федерального закона словосочетания "иные должности" без указания на необходимость предложения сотруднику, должность которого сокращается, всех имеющихся в распоряжении соответствующего органа внутренних дел вакантных должностей, включая вышестоящие, не учитывает особенностей правового статуса сотрудников органов внутренних дел, а также допускает возможность ее произвольного применения и тем самым нарушает конституционные права этих лиц.
Конституционный Суд указал, что положения части 7 статьи 82 данного Закона носят гарантийный характер, обеспечивая - при наличии соответствующих вакантных должностей - возможность продолжения сотрудником органов внутренних дел, должность которого подлежит сокращению, службы на должности, предоставленной ему с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности, т.е. на равноценной или нижестоящей должности.
Кроме того, часть 3 статьи 30 данного Федерального закона не исключает возможности - при принятии соответствующего решения уполномоченным должностным лицом и соблюдении установленных законодателем правил - перевода сотрудника, должность которого подлежит сокращению, на вышестоящую должность в органах внутренних дел.

Вести с полей - В связи с расформированием нас перевезли в ОВД при котором мы были. Сижу в своем новом кабинете (каб бывшего зам ОД, через стену с нач ОД) влетает дознаватель с визгом - "Шухер! Приехала! Прячься! Никуда отсюда не вылезай!" И меня ЗАПЕРЛИ. Спрятали. Эта мадам с округа, поняв что и тут опять круговая порука, уселась в кабинете нача (через стену) - голоса из-за стены слышит, а достать не может! Как уж она возле кабинета кружила-кружила, ломилась-ломилась. Сижу я, притихла. Мои значит, ее оттаскивают от кабинета, пытаются отвлечь ее. Не, сидит, ждет, когда я выползу.. А мне как раз материалы эконом направленности надо было почитать в спокойствии, подумать над ними.. Сидим.. Время 13.00 - простите за подробности, но мне уже моча на уши начала давить - звоню своим.. Одна дознаватель - предложила закинуть мне в кабинет ведро.. Итог - трое отвлекали - зажали ее в каб нач-ка, двое меня ползком выводили.. Пописать мы сходили.. Мадам поняв, что ее опять так нагло обманули, взбесилась, начала визжать - вскрывайте дверь! В итоге дознаватель со стажем в 8 лет понесла на растерзание свое дело - типа с вопросами - что надо сделать по делу? (банальная 158 - а то за 8 лет не научилась) В этот момент меня вывели опять же ползком и на улицу.. Вернулась в контору в 17.00. Рассказывают - она таки добилась - дверь открыли, а меня там НЕМА. Позеленела и уехала.

Народ, ну не серьезно так работать! Да и не смогу я так! Ну что за прятки? Хочу работать спокойно. Кстати, месяц назад, еще один дознаватель вот так вот отсиживался в спортзале.. На данный момент все дознаватели в наказаниях, как елки новоголние обвешанные.. у кого-то уже неполное висит.

molodec Вы говорите о полном сокращении?

molodec Стоп. Все равно не поняла.. У нас некоторый народ пишет рапорта чтоб остаться при том же ОВД, некоторые, как я - ищут по другим. Как мне объяснили в течении этих двух месяцев - я должна написать рапорт куда угодно, а там уже будут меня перекидывать.. Как называют это кадры - весь состав о/м вывели за штат. Контракты-то еще не закончились.. Я лично только год назад подписывала, т.е. еще 2 года он должен длиться. Т.е. со слов кадров - мы сейчас просто относимся не к конкретному ОВД, а просто сотрудники милиции со званиями приписанные к МВД, как бы в запасе. Очень волнует и меркантильный вопрос - пока не будет рапорта и приказа о назначении на должность - денег никаких не будет! Из практики (недавно деж. часть сокращали) - люди болтались полгода нигде - на работу не ходили, потому что некуда, денег не получали, потом уже когда распихали (через полгода!) выплатили все оптом, а до этого ни копейки!

Alex я об этом писала на форуме МВД.. душещипательная история.. Может быть вечером продублирую.. Но в принципе тоже бред..

Если мне надо переводится - я даже согласна на другой округ (живу в ЗАО). Люди помогите, объясните. И возьмите меня к себе куда угодно - только срочно.

Может быть, Вам стоит в хозяйство Лаушкина попроситься в таком случае? Он дядька земной, авось, не откажет. Он из постовых вышел, так что, что называется, "в теме". Барышень, опять же, любит. У него на западе, как только он пришёл, и беременные барышни каких-то там злодеев задерживали. А что такого? Дело имело широкий общественный резонанс, да.

Стаж в МВД 30 лет (с армией). Вручили уведомление на сокращение по сокращению должности. Какие положены выплаты при сокращении штатных единиц?

Я прослужил в МВД 8,5 лет в календарном исчислении. Моя должность в соответствии с оргштатными изменениями попадает под сокращение. Мне взамен предложили другую должность с которой я согласился. Положена ли мне какая-нибудь денежная компенсация при сокращении моей старой должности? Спасибо.

МВД. Был в должности старшего опера, переводят в другую службу МВД, должность предлагают операм, т.е. понижение в должности. Аргументирую якобы сокращением штата. Законно ли?

Хотят понизить в должности при сокращении штатов в МВД. Равнозначная должность имеется. По результатам аттестации соответствую занимаемой должности.

Я сотрудник МВД, получил уведомление о сокращении моей должности, через какой промежуток времени произойдет мое сокращение, сроки в уведомлении не указаны.

При реорганизации в МВД в 2012 году предложили должность майора вместо занимаемой - полковничьей. Работал до данного сокращения 2015 года.

Вопрос: при выходе на пенсию по сокращению денежное содержание пенсионера будет насчитываться с какой должности? Майорской или полковничьей?

Получил уведомление о сокращении моей должности в МВД в связи с реорганизацией, без предложения вакантной должности. Какие выплаты мне положены в данном случае при увольнении по сокращению.

Мой муж работает в системе МВД и с 01.11.2015 г. попал под сокращение. Ему предлагают написать рапорт о переводе на нижестоящую должность с сохранением средней зарплаты 6 мес.. Если он не соглашается перейти на нижеоплачиваемую должность, а идет на сокращение, то говорят что никаких выплат по сокращению он не получит, т.к система МВД не подчиняется гражданскому кодексу и у них своя система компенсаций. Правомерно ли их утверждение об отсутствии компенсации по сокращению? Мы проживаем в РС (Я) г. Ленск, и на других предприятиях при сокращении пособие выплачивается 6 мес., как районам РКС.

Муж попал под сокращение в МВД. 30.07.15 вручили уведомление о сокращении без приложения списка вакантных должностей. 12.08.2015 без уведомления вывели должность за штат, соответственно уменьшив заработную плату (убрали процент за напряженность). Правомерны ли действия? Получит ли супруг компенсационные выплаты после сокращения положенные по ТК?

Я в МВД отработала 14 лет, и сейчас по сокращению должности попала под сокращение. Скажите пожалуйста, какие выплаты я могу потребовать по закону. Спасибо!

Можно уволить аттестованную сотрудницу МВД по сокращению штатов (сокращение должности, которая в отделе одна) если она в разводе и воспитывает ребенка 12 лет. Алименты получает.

У меня муж является сотрудником МВД. Сейчас в системе проходит очередное сокращение штатов. Подскажите имеют ли право его уволить по сокращению если он проработал на должности после института МВД 4 года (первый контракт)?

При переводе на нижестоящую должность в МВД в случае сокращения должности оклад остается от предыдущей должности. Вопрос если какие то требования по стажу работы для сохранения оклада?

Я сотрудник МВД. моя должность попала под сокращение. На этой же должности кроме меня еще 4 человека, но сокращают лишь меня. Сейчас хотят предложить другие должности в МВД. могу ли я от них отказаться и настаивать при этом на своем приоритетном оставлении на старой должности?

Я сотрудник МВД, получил уведомление о сокращении должности и увольнении из МВД. могу ли я перевестись в другой регион на нижестоящую должность, но при этом сохранить прежний оклад.

Полномочия Фмс переданы в МВД, я действующий аттестованный сотрудник, мне вручили уведомление о сокращении должности, хотя должность в штатном расписании имеется, и даже у МВД есть уже свой человек назначенный на эту должность. Правомерно ли это?

Мой срок службы в МВД 18 с половиной лет, с институтом 20. Есть ли разница (в случае сокращения должности) как уходить: по сокращению или по выходу на пенсию?

Законно ли сокращение должности сотрудника МВД (женщины), имеющего ребенка до 3-х лет, и перевод ее на равнозначную должность в рамках одного подразделения, но с иными функциями?

Муж работает в МВД оперуполномоченным. Сейчас у них идет сокращение. Были выданы уведомления. Его оставили, просто перевели в другое отделение в той же должности и з/платой. А уже вчера предупредили, что его должность сокращают. А на самом деле его должность остается и на нее уже есть другой человек, пропихнули, как говорится, по-знакомству. Законно ли будет его увольнение по сокращению? Не хотелось бы терять эту работу (ипотека, 2 несовершеннолетних детей, учится в академии МВД заочно). Заранее спасибо.

Я служу в ГУ МВД по Свердловской области в г. Нижний Тагил в ОБ ППС полиции на должности зам. командира взвода. Пришла штата о сокращении нескольких должностей, где моя должность и несколько других должностей не попадают под сокращение. Уведомление выдают всем сотрудникам данного подразделения. При этом название не меняется. Законно ли это? И что мне должны предложить взамен? Спасибо.


КС РФ вынес постановление № 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений ч. 1–9 ст. 36 Закона о службе в органах внутренних дел, регулирующих правоотношения с сотрудником ОВД при сокращении его должности, и ряда положений ст. 82 данного Закона, закрепляющих основания прекращения или расторжения контракта с сотрудником органов внутренних дел.

По мнению заявительницы, гражданки К., данные законоположения не соответствуют Конституции, так как не относят основание увольнения сотрудника органов внутренних дел, предусмотренное п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, к основаниям увольнения по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, препятствуя тем самым предоставлению сотруднику – одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, гарантии, предусмотренной ч. 4 ст. 261 ТК РФ. Также оспариваемые нормы не обязывают руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя предлагать сотруднику, подлежащему увольнению в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, влекущих сокращение замещаемой им должности, все имеющиеся вакантные должности, что позволяет производить увольнение из органов внутренних дел произвольно, по усмотрению соответствующего руководителя.

Гражданка К. проходила службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления Главного управления МВД России по Республике Башкортостан на основании контракта, заключенного на неопределенный срок. После сокращения замещаемой ею должности она была зачислена в распоряжение Главного управления республиканского МВД, от замещения предлагавшихся ей вакантных должностей она отказалась, в связи с чем была уволена со службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел.

После этого женщина обратилась в суд с иском к ведомству об отмене приказов о сокращении ее должности и увольнении, восстановлении на службе, выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований истица указывала на то, что является одинокой матерью, самостоятельно воспитывающей малолетнего ребенка, и на нее распространяется гарантия, установленная ч. 4 ст. 261 ТК РФ для одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, при увольнении по инициативе работодателя; кроме того, в период нахождения в распоряжении Главного управления МВД России по Республике Башкортостан ей не были предложены нижестоящие вакантные должности в ранее возглавляемом ею отделе.

Решением суда заявленные требования были частично удовлетворены: приказ об увольнении К. со службы в органах внутренних дел признан незаконным и отменен, она была восстановлена на службе, в ее пользу взысканы денежное довольствие за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан решение суда первой инстанции было отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении требований К. было отказано. По мнению ВС РБ, вывод суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном применении правовых норм: гарантия, установленная трудовым законодательством для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в данном случае применяться не должна, поскольку увольнение по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, осуществляется в силу обязательного и безусловного предписания закона и не может рассматриваться как увольнение по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Кроме того, истица имела возможность выбора основания увольнения – ей предлагалось подать рапорт об увольнении в связи с сокращением должности, однако она от этого предложения отказалась, указав, что для увольнения по данному основанию рапорт от нее не требуется.

Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан и определением судьи Верховного Суда РФ в передаче кассационных жалоб К. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

Рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд прекратил производство по делу в части, касающейся проверки конституционности ч. 1–9 ст. 36 и ч. 6 и 7 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, поскольку из представленных судебных постановлений следует, что эти нормы при разрешении ее дела не применялись.

Что касается положений п. 1 ч. 1, ч. 4, 5 и 9 ст. 36, ч. 6 и 7 ст. 82 данного Закона, то, как указал КС РФ, они определяют особенности прохождения службы сотрудниками ОВД, должности которых сокращаются, предусматривают заблаговременное уведомление таких сотрудников о предстоящих организационно-штатных мероприятиях, а также перечисляют основания увольнения со службы в органах внутренних дел по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Как таковые указанные положения не содержат неопределенности применительно к обстоятельствам дела заявительницы и не могут расцениваться как нарушающие ее права и свободы.

Относительно конституционности п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона Конституционный Суд отметил следующее.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении КС РФ от 15 октября 2013 г. № 21-П, гарантия, связанная с запретом увольнения одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата, распространяется на женщин, состоящих в трудовых отношениях, проходящих государственную, в том числе государственную гражданскую, службу либо являющихся муниципальными служащими. «Что касается женщин, реализующих свое право на труд путем прохождения государственной службы иного вида, то законодательство, определяющее их правовое положение как государственных служащих, не включает специальные гарантии, связанные с материнством и воспитанием детей, – такие гарантии предоставляются им на основании отсылочных норм, предусматривающих возможность применения трудового законодательства в части, не урегулированной законодательством о конкретном виде государственной службы», – пояснил КС.

Согласно положениям Закона о службе в органах внутренних дел, расторжение контракта с сотрудником ОВД в связи с сокращением замещаемой им должности по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя возможно только в двух случаях. Один из них – невозможность перевода на иную должность в органах, как отметил КС РФ, по буквальному смыслу ч. 7 ст. 82 Закона обусловливается отсутствием вакантных должностей, соответствующих уровню квалификации, образования сотрудника и стажу службы в органах внутренних дел. «Намерение федерального законодателя придать данной норме именно такой смысл подтверждается содержащимся в ней указанием на второй случай расторжения контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя – отказ сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел. Таким образом, само по себе сокращение замещаемой сотрудником должности не влечет его безусловного увольнения – оно выступает лишь предпосылкой расторжения служебного контракта», – подчеркивается в постановлении.

Как следует из правовой позиции, изложенной КС РФ в Постановлении от 1 марта 2017 г. № 3-П, при наличии вакантных должностей в органах внутренних дел сотруднику, признанному ограниченно годным к службе или годным к службе с незначительными ограничениями, соответствующие должности должны быть предложены; могут не предлагаться те вакантные должности, для замещения которых сотрудник не обладает необходимыми профессиональными качествами либо имеются иные объективные обстоятельства, препятствующие его переводу на такие должности. Как указал КС РФ, приведенная правовая позиция в полной мере применима и к случаям сокращения должностей в органах внутренних дел, поскольку и в таких случаях сотрудник увольняется по основанию, не связанному с его виновным поведением.

Таким образом, в случае сокращения должности в ОВД сотрудник, который отказался от предложенной вакантной равноценной или нижестоящей должности, увольняется в связи с сокращением замещаемой им должности. Это означает, что расторжение контракта с сотрудником, независимо от того, отсутствуют в органах внутренних дел вакантные должности либо он отказался от замещения предложенных вакантных должностей, осуществляется по тому же основанию, связанному с проведением организационно-штатных мероприятий.

Конституционный Суд также указал, что, установив специальное основание увольнения в п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, законодатель предусмотрел в ч. 10 ст. 30 данного Закона и условия его применения: при невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность или его отказе от такого перевода сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел (за исключением перечисленных в той же статье случаев), и такое увольнение производится по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона только в тех случаях, когда иное не предусмотрено.

Таким образом, КС РФ сделал вывод о том, что п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел не противоречит Конституции. Вместе с тем Суд постановил, что правоприменительные решения по делу заявительницы, основанные на этой норме в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Адвокат, партнер АБ «Андрей Городисский и партнеры» Кристина Тимошенко отметила, что в своем постановлении Конституционный Суд выявил несколько важных правовых подходов.

Во-первых, положения ч. 4 ст. 261 ТК РФ, устанавливающие гарантии женщинам и лицам с семейными обязанностями, подлежат применению при проведении сокращения сотрудников ОВД. Таким образом, гарантия, связанная с запретом увольнения одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, должна распространяться и на женщин, проходящих службу в органах внутренних дел.

Во-вторых, то обстоятельство, что закон прямо не обязывает предлагать сокращаемому сотруднику все без исключения вакантные должности, не означает, что при решении данного вопроса руководитель имеет неограниченную свободу усмотрения. Непредложение тех или иных вакантных должностей должно быть обусловлено либо тем, что сотрудник не обладает необходимыми профессиональными качествами, либо имеются иные объективные причины или обстоятельства, препятствующие его переводу.

В-третьих, увольнение сотрудника в связи с сокращением по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, не является законным. Конституционный Суд разъяснил, что эта норма не предполагает возможности увольнения одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, по тому основанию, что она отказалась от перевода на предложенную ей вакантную должность, поскольку иначе это означало бы лишение ее конституционных гарантий по защите материнства и детства.

По словам адвоката АП Нижегородской области Василия Шавина, последние несколько лет суды, в том числе Конституционный Суд, активно поддерживали «установку сверху» на ограничение социальных прав разного рода служащих, в частности, сотрудников органов внутренних дел. «Комментируемое постановление явно выбивается из этого ряда, поскольку значительно расширяет трудовые права сотрудников. Причем несмотря на ограничение КС предмета постановления – увольнения сотрудника органов внутренних дел – одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, по сокращению при отказе от перевода, в тексте постановления Суд рассмотрел широкий круг вопросов, связанных с увольнением сотрудников, причем не только по сокращению», – подчеркнул Василий Шавин.

Он добавил, что решение суда второй инстанции было законным, но примененный закон и судебная практика оказались противоречащими Конституции РФ. По мнению эксперта, постановление КС поможет многим служащим в отстаивании своих прав.

Каждый собственник бизнеса может принять решение о сокращении численности наёмного персонала. Отчитываться за своё решение он не должен! При этом достаточно правильно провести кадровые и бухгалтерские мероприятия, выплатить уволенным все деньги, и проблем не возникнет. Можно ли проводить сокращение в государственных ведомственных учреждениях? В частности, как происходит увольнение по сокращению штатов в МВД с правом на пенсию, какими законодательными нормами регулируется, на какие выплаты может рассчитывать увольняемый?

Чем регулируется?

Чем регулируется

Между сотрудником ведомства и его работодателем устанавливаются трудовые отношения, поэтому порядок сокращения работников МВД регулируется ТК РФ. Но есть ряд «узких» нормативных актов. Это Закон № 3-ФЗ от 07.01.2011 года и Закон № 342-ФЗ от 30.10.2011 года . Также нужно применять нормы ст. 58 Положения о службе в МВД № 4202-1 .

В приоритете нормы ТК РФ – ст. 81 ТК РФ . Здесь прописаны основной порядок сокращения численности наёмного персонала, в том числе, и в государственных ведомствах.

Командование структуры МВД, приняв решение сократить численность сотрудников, должно руководствоваться следующими законодательными нормами:

Каков порядок?

Каков порядок

Порядок един для всех работодателей:

  • Принятие решения о сокращении численности сотрудников ведомства. Его принимает руководящий состав. При этом готовится новое штатное расписание, формируется список увольняемых работников. Те сотрудники МВД, которые подлежат сокращению, должны ознакомиться с этим списком под роспись – подпись ставиться напротив ФИО.
  • Кроме ознакомления со списком под роспись, руководство должно уведомить каждого сотрудника МВД о том, что он попал под сокращение. Сделать это нужно минимум за 2 месяца. Уведомление оформляется в письменном виде, вручается каждому под роспись. Если увольняемый не соглашается принимать оповещение или отказывается в нём расписываться, необходимо составить акт.
  • Вместе с уведомлением о сокращении работнику ведомства вручают направление на прохождение ВВК. Если медицинская комиссия признает, то увольняемый не пригоден к дальнейшему прохождению службы, прекратить с ним отношения по сокращению руководство не имеет права. Для расторжения контракта применяется иное основание – ст. 83 ТК РФ . Порядок несколько иной.

Вам также будет интересно:

  • Руководство должно провести устную беседу с каждым увольняемым. В ходе разговора происходит разъяснение прав.
  • Одновременно в ходе беседы ему также предлагают другие вакансии, и отвечающие квалификации, опыту и состоянию здоровья увольняемого. Предложения о работе должны быть оформлены в письменном виде, согласие на вакансию или отказ от неё тоже.
  • В ходе разговора работнику могут предложить расторжение контракта по соглашению сторон. Если он даёт своё согласие, руководство составляет соответствующий документ, его подписывают обе стороны. Если согласие не достигнуто, прекращение отношений возможно только через 2 месяца или в любое другое время по желанию работника.
  • Издание приказа о сокращении. Это действие должно быть совершено руководством по истечении 2 месяцев со дня уведомления работников ведомства. Перед этим нужно уведомить командование об истечении этого срока. Каждый, кто увольняется по данному основанию, опять знакомится с приказом под роспись. Форма распорядительного документа стандартная – Т8 или Т9.
  • Полный расчёт. Сделать это нужно в последний рабочий день. Этому пункту нужно уделить особое внимание.

Расчёт и выплата выходного пособия

В последний рабочий день, командование должно полностью рассчитаться с увольняемым работников. В состав итоговых выплат входит:

Если увольняемый сотрудник МВФ имеет почётное звание или награды, то величина его выходного пособия удваивается. Размер компенсационных выплат регулируется не ТК РФ, а Законом № 342-ФЗ .

  • если увольняемый работник МВД прослужил в ведомстве менее 20 лет , он будет получать ежемесячную выплату в сумме оклада по звание на протяжении календарного года после сокращения;
  • если увольняемый прослужил менее 20 лет , он получит на руки единовременную выплату, в размере 2 окладов , если более 20 лет – в размере 7 окладов .
  • если работник отслужил в ведомстве срок от 15 до 20 лет или его уволили по сокращению штатов, а право на пенсию он ещё не «заработал», то каждый месяц в течение 5 последующих лет он будет получать социальное пособие в размере 40% от его оклада по воинскому званию;
  • если срок службы превышает 15 лет , то за каждый последующий год прибавляют ещё 3% к установленной сумме;
  • оклад по воинскому званию – если срок службы составляет менее 15 лет , и права на пенсию ещё получено, каждый месяц будут платить по окладу по специальному званию;
  • прочие выплаты – они могут быть предусмотрены трудовым договором или контрактом на службу.

Вам также будет интересно:

Если к дате сокращения численности штата увольняемый работник МВД уже заработал право на пенсию, заслуженный отдых оформляется на следующий день после увольнения и получения на руки трудовой книжки.

Кого нельзя уволить из МВД по сокращению штатов?

Кого нельзя уволить из МВД по сокращению штатов

В данном случае, применяются положения ст. 261 ТК РФ , в которой прописаны категории граждан, которых нельзя уволить по причине уменьшения численности наёмного персонала:

  • сотрудницы, находящиеся в момент начала мероприятий по сокращению в «интересном» положении;
  • матери, самостоятельно, без помощи мужчины, воспитывающие детей, и имеющие статус «одинокой матери»;
  • отцы, самостоятельно, без женщины, воспитывающие детей и имеющие статус «одинокого отца» или «одинокого родителя»;
  • родитель, чей ребёнок имеет статус «инвалид»;
  • единственный работающий человек в семье;
  • родитель, обеспечивающий 3 и более несовершеннолетних детей.

Этих сотрудников нельзя сокращать из органов МВД, даже если они получили право на пенсию.

Ошибки, которые наиболее часто допускаются командование при сокращении работников МВД

Командование части МВД совершает те же ошибки при сокращении численности своих сотрудников, что и гражданские работодателя. К наиболее «популярным» относятся:

Можно ли оспорить сокращение?

Можно ли оспорить сокращение

Если сотрудник МВД, имеющий право на пенсию, считает, что его сократили незаконно, он может обжаловать решение руководства:

  • через вышестоящее командование;
  • через инспекцию по труду;
  • через прокуратуру;
  • через суд.

Обращаться нужно с письменным заявлением, в котором прописаны обоснованные выводы незаконного увольнения. Срок обращения в надзорные органы и вышестоящему начальству не регламентирован. Обращаться в суд нужно с соблюдением сроков, прописанных в ст. 392 ТК РФ .

У сотрудника МВД есть календарный год на обжалование незаконного увольнения в судебном порядке.

Заключение

Сокращение штатов – обычная процедура, если командование подразделения соблюдает все нормы ТК РФ. Тогда оспорить увольнение по данному основанию будет сложно.

Читайте также: