Какие особенности личности должны учитываться при выборе будущей профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Что необходимо учитывать при выборе профессии

Выбор профессии для школьников. Советы и рекомендации

На фоне постоянно возникающих противоречий, неизменно двигающих старших школьников в стан взрослых, возникает главное, что определяет фактически их стиль взаимодействия с окружающими в эти годы. Это выбор будущего пути. Выбор профессии. Нельзя сказать, что этот вопрос возникает только в выпускном классе. Безусловно, вся жизнь ребенка до этого момента так или иначе вела к необходимости этого выбора. Просто в некоторых семьях дети с детства определяются с выбором своего пути, а в некоторых и на пороге школы не знают куда податься. Самоопределение трудная штука. Особенно профессиональное самоопределение.

Иногда юноше или девушке трудно представить, в какой области они хотят применить свои знания и силы. Иногда ими движет холодный расчет, иногда романтические настроения, иногда родительские желания. Но всегда выбор должен оставаться за выпускником! Ведь это его жизнь, и профессия занимает в ней достаточно объемное место. Подростковый возраст характеризуется периодом конструирования будущей профессии. Диапазон выборов подростков велик — от романтических профессий моряка, космонавта, путешественника и полярника до ученого, экономиста, юриста и бизнесмена.

В возрасте 15-17 лет юноши и девушки задумываются о своем предназначении в жизни. Процессы самоопределения пронизывают практически всю жизненную парадигму подростка. Его ценностные ориентации, место, которое он занимает в системе различных взаимосвязей, его ответственность перед жизнью и многое другое, чем наполнена жизнь подростка. Профессиональное самоопределение занимает среди них на данном этапе практически лидирующую позицию. Старшеклассник понимает, что времени на раздумья остается все меньше и меньше, и реальный образ профессии «маячит» перед ним в близости, иногда его пугающей. Вот в подобной ситуации очень важна помощь родителей, учителей, близких ребенку людей. Нельзя сказать, что взрослое вмешательство должно осуществляться непосредственно перед окончанием школы. Конечно, истоки профессионального самоопределения лежат еще в среднем школьном возрасте, а иногда и в младшем.

Существует много факторов, влияющих на выбор профессии. Среди значимых факторов можно назвать следующие:

Личная заинтересованность будущей профессией. Старшеклассник еще в детстве мог посмотреть фильм, где герой, владеющий той или иной профессией, так его поразил, что образ будущей профессии стабильно «застрял» в его мотивационной сфере. Интересы — это мотивы личности, через которые она познает окружающую действительность. Интересы отличаются по своему содержанию, и от этого зависит выбор профессии. Старшеклассник может иметь интерес к математике, или физике, или биологии, или к политологии. Интерес к этим областям познания может быть как устойчивым, так и неустойчивым, временным, связанным с какими-либо сильными потрясениями или обстоятельствами. Если интерес устойчивый, то выбор профессии идет по четкому вектору и по окончании школы выпускник точно знает, к чему он стремится. Если интерес неустойчивый, то он может исчезнуть, и появится новый интерес к какой-либо области. Совершенно необязательно появление нового интереса должно привести к выбору новой профессии. Возникший интерес может играть роль эмоционального удовлетворения, побуждающего к занятиям той деятельностью, к которой проявлен интерес. А может стать и фактором выбора профессии.

Профессия его родителей. Это наиболее распространенный фактор, влияющий на выбор профессии старшеклассником. Но такой выбор может осуществиться только тогда, когда о профессии родителей в доме говорят уважительно, когда ребенок видит ответственность в выполнении профессиональных обязанностей. Когда в доме постоянно обсуждаются профессиональные проблемы родителей. Если это совпадает с его личным интересом, то «родовая» профессия может стать мощным фактором ее выбора молодым поколением семьи.

Профессия значимого для старшеклассника взрослого. Есть много случаев, когда девочки выбирали профессию учителя исключительно потому, что были влюблены в свою учительницу и восхищены ее профессиональными знаниями и умениями. Но эталоном профессии может стать и друг дома, и сосед по площадке или даче. Главное — это уверенность ребенка в правильности выбора этой профессии. Для этого необходимо его научить «примирять» выбранную профессию на себя. Соотносить требования к выполнению профессиональных обязанностей и черты личности юного претендента, позволяющие или препятствующие выполнению этих требований.

Мнение близких друзей или любимых. Это мощный фактор выбора профессии, поскольку для старшеклассника дружеские и любовные связи становятся значимыми и могут определять его жизненные маршруты. В том случае, когда выбранная профессия поддерживается близкими друзьями или любимыми, у старшеклассника возникает чувство комфортности и уверенности в желаемых перспективах. Если же, наоборот, друзья активно отговаривают его от выбранной профессии или насмехаются над ней, старшеклассник начинает колебаться даже в том случае, если несколько лет он строил перспективы по овладению именно этой профессией.

Имеющиеся способности. Это достаточно сильный и целенаправленный фактор выбора профессии. Наличие способностей позволяет человеку успешно заниматься различными видами деятельности. Можно выделить специальные и общие способности. Общие способности — это возможности развития психики, человека пригодные для различных видов деятельности. Это могут быть способности к запоминанию. Это психическое свойство может быть важным в разных профессиях. Или сообразительность. Уж, конечно, сообразительность не повредит личности, чем бы она ни занималась. Специальные же способности как раз и определяют возможности ребенка к развитию у него качеств личности, пригодных для занятия определенными видами деятельности. К примеру, ребенок с младшего школьного возраста увлекается химией. Наличие у него специальных способностей делает его работу успешной и перспективной. Выбор профессии для такого человека обеспечен еще на ранних подступах.

Обобщая предложенные факторы выбора профессии старшеклассником, можно сделать вывод, что в принципе к окончанию им школы подготовлены все условия для выбора профессии. Факторы воздействовали, родители и учителя проводили профориентационные мероприятия, друзья подали заявления на посещение подготовительных курсов — все закрутилось и завертелось. И этот момент приближения

«часа икс» создает нервическую обстановку во взаимоотношениях подростка и родителей. Вот здесь родителям и необходимо проявить мудрость и не решать дела профессионального становления своего сына или дочери кавалерийским наскоком.

В старшем школьном возрасте превалирует уже произвольная мотивация поступков. Это означает, что ребенок произвольно ставит цели жизни. Он старается выбрать самостоятельные маршруты своего будущего. Если профессия уже выбрана, юноша или девушка «примеряют» к своей будущей профессии школьные предметы и уделяют им больше внимания. На это влияют и объективно происходящие процессы, характеризующие старший школьный возраст. У старшего школьника мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, занимают значительное место в системе мотивов. Они лидируют, и именно с этим связаны выбор будущей профессии, споры с родителями и позиция непримиримого борца за свою самостоятельность. К примеру, мотивы, лежащие в основе учебной деятельности, определяют интерес школьников к процессу обучения. Таким образом, познавательная мотивация может содействовать расширению знаний по любому предмету, но школьник уже выбирает приоритетные, по его мнению, для будущей профессии школьные дисциплины.

Старшеклассник отвечает одновременно на несколько насущных вопросов:

* Надо ли мне получать эту профессию?

* Принесет ли она мне удовлетворение?

* Смогу ли я освоить основные профессиональные знания и умения?

* Хочу ли я освоить профессиональные знания и умения?

Уверенность или неуверенность в ответах формирует мотивы овладения выбранной профессией. Но кроме личного участия в этих сложных выборах, в них участвуют и близкие ребенку люди — его семья. Есть семьи, где за ребенка решают, какую профессию нужно выбрать, чтобы ему в будущем было хорошо и комфортно. Трагедия заключается в том, что оценка «хорошести» и комфортности профессии у родителей и у детей не всегда совпадает.

Хорошо, если мотив овладения профессией сформирован. Ведь бывает и так, что ребенок с детства уже знает, кем он хочет быть. В этом случае все учебные устремления старшеклассника «работают» на подготовку к овладению выбранной профессией. Это значительно повышает его учебную активность. Происходит радостное совпадение мотивов школьных учителей, направленных на обучение школьников основам наук, и самих этих школьников, усваивающих в систематизированном и обобщенном виде эти основы.

Подготовка старшего школьника к выбору профессии — важная веха и в коллективе учителей, работающих в старших классах. Она решается в рамках профориентационной работы. Профориентационная деятельность определяется прежде всего статусом школы. Но в любой школе в той или иной форме она проводится. Замечательно, если в профориентационных мероприятиях принимают участие и родители. Тогда конечный продукт совместной деятельности выразится в целостной системе устойчивого предпочтения определенной профессии. В литературе они получили название «критериев эффективности профориентационного воздействия». Воспользуемся разработанными критериями (Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников) и дадим им более широкое толкование с точки зрения роли школы и родителей в использовании методов профориентационного воздействия.

Полнота учета всех факторов добровольного выбора профессии. К основным факторам можно отнести прежде всего добровольный выбор старшеклассника. Выбранная профессия должна нравиться старшекласснику, у него должна быть возможность ею овладеть. Эта возможность определяется набором определенных умений, способствующих овладению выбранной профессией. Реализация этих факторов в семье может идти по линии доверительных обсуждений с сыном или дочерью их выбора. Если выбор профессии — продолжение семейной традиции, то беседы подкрепляются сюжетными образцами применения профессиональных знаний и умений в жизни семьи. В школе учитель, классный руководитель, проводя профориентационные мероприятия, использует эти факторы в своей деятельности. Он опирается на желание старшеклассника овладеть той или иной профессией, поддерживает в нем уверенность в том, что качества его личности, его направленность и ценностные отношения содействуют овладению выбранной профессией.

Осознанность планирования личных профессиональных перспектив. Это очень важный фактор в оценке профориентационного воздействия на старшеклассника. Задумываясь о будущей профессии, старшеклассник редко мыслит широко, перспективно. Его планы обычно заканчиваются где-то на втором курсе института или колледжа. Конечно, есть дети, которые продумывают перспективы своей жизни тщательно. У них все спланировано, поставлено на определенные полки, и они уверены, что жизнь потечет по тем канавкам, которые они для нее приготовили. Вполне возможно так и будет. Но жизнь часто корректирует деятельность человека, и самые радужные перспективные планы превращаются в груду пепла. Поэтому необходимо учить старшеклассника умению не только строить свою личную перспективу, а и менять какие - то ее блоки и фрагменты в зависимости от обстоятельств.

Самостоятельность при планировании и реализации личных профессиональных перспектив. Для старшеклассника, одной из особенностей возраста которого является стремление к самостоятельности и самоопределению, принятие этого условия профориентации может показаться не таким уж и сложным. Но это только на первый взгляд. На самом деле между желанием и деятельностью может оказаться слишком большой промежуток. Для старшеклассника важно сделать первый самостоятельный шаг, подвигающий его к овладению профессией. При наличии перспективного жизненного плана, где отражено, к примеру, посещение им подготовительных курсов, подготовка по отдельным предметам, по которым необходимо сдавать вступительный экзамен в институте, ему важно самостоятельно начать действовать. К примеру, съездить в институт на подготовительный факультет и получить информации о подготовительных курсах. Не ахти какая работа, но она свидетельствует об умении ребенка делать самостоятельные шаги в соответствии со своим жизненным планом.

Относительная устойчивость профессиональных перспектив. Этот критерий реализуется в самые значимые моменты жизни старшеклассника. К примеру, при поступлении в институт он должен научиться сопротивляться внешним воздействиям, мешающим ему исполнить задуманное. Эти воздействия могут принять облик одноклассника или знакомого, начинающего отговаривать старшеклассника от поступления именно в этот институт. Внешние воздействия могут действовать на структуру мотивов и изменять ее. Потребности в получении профессии могут показаться не такими уж и значимыми, а обучение в выбранном институте не столь привлекательным. Если у ребенка выработана устойчивая жизненная перспектива, если увлеченность будущей профессией сопровождает его жизнь не один год, подобные воздействия вряд ли разрушат уже сложившуюся систему мотивов, направленных на овладение задуманной профессией.

Реалистичность и гибкость профессиональных перспектив. Гибкость в выборе профессии проявляется прежде всего умением ориентироваться на рынке труда. Всем известно, что этот рынок достаточно динамичен, и не всегда выбранная профессия может быть однозначно востребована. Умение своевременно вносить коррективы в профессиональные намерения во многом помогут молодому человеку адаптироваться к экономическим требованиям в области применения его будущих профессиональных знаний и умений.

Перспективность личных профессиональных перспектив. Этот критерий предполагает построение жизненных перспектив с учетом реальности окружающего старшеклассника, мира. Карьерный рост индивида во многом зависит от социальных, экономических, культурных и других составляющих общественной жизни. Их игнорирование может даже вначале успешного молодого профессионала вывести из поля востребованных на рынке труда фигур. Выбор остается за молодым профессионалом. Если во время профориентационных мероприятий в семье и школе выпускника обучали умению соотносить эти важные элементы жизни каждого человека, то процесс послевузовской адаптации может пройти безболезненно.

Этическая состоятельность профессиональных выборов. Состоятельность личности — самый болезненный участок личностного самоопределения старшеклассника. Всем своим видом, поступками, деятельностью, но чаще всего горячими дискуссиями и разъяснениями он доказывает свою состоятельность. Этическая же состоятельность выбора профессии может быть рассмотрена на моральном, ценностном уровне. Здесь уместны такие параметры, как совесть, честность, достоинство, нравственная зрелость. Этическая оценка профессионального выбора старшеклассника, как правило, остается на уровне здравого смысла. Есть такое понятие, как жизненная интуиция. Так вот, во многих сферах она работает достаточно эффективно. В выборе профессии можно тоже прислушаться к «голосу сердца или разума».

Оптимизм по отношению к своему будущему. Главное в реализации данного критерия это наличие веры у старшеклассника в благоприятном исходе своих профессиональных претензий. В принципе этому возрасту свойственно самокопание, поиск смысла жизни и своего места в ней. А уверенность в правильном выборе пути во многом определит правильный выбор этого места. Старшеклассник, выбирая профессию, готовит себе социальную нишу. От того, какая будет эта ниша, зависит его нравственное и материальное состояние. Задача родителей ненавязчиво, тактично, без надрыва поддерживать в ребенке уверенность в правильности жизненных перспектив.

Система предложенных критериев профориентационного воздействия может быть расширена за счет внесения дополнительных критериев, а может быть сужена. Главное в том, что эти критерии будут работать только при одном главном условии — совместной профориентационной работе семьи и школы. Когда старшеклассник чувствует поддержку не только со стороны родителей, близких ему людей, с близкими где-то взглядами на жизнь, а и со стороны чужих для него людей, с которыми его связывает пребывание в школе, то его уверенность в правильности построенного маршрута возрастает. Это позитивно воздействует и на духовную сферу старшеклассника, формируя у него мотивы нравственного самоопределения.

Советы бывалого педагога

В родительский блокнот

На заметку бабушке и дедушке

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Способности – это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Разделяют общие и специальные способности:

общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности – это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности, например: математические, литературные, музыкальные и т.д.

Специальные и общие способности неразрывно связаны. Развитие общих (умственных) способностей обусловливает развитие специальных, которые, в свою очередь, влияют на умственное развитие личности.

Выбирая профессию, надо, во-первых, четко представлять себе, чего хочешь от профессии (мотивы выбора):

каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать;

какая заработная плата устроит;

сколько времени и сил потребует освоение этой профессии.

И многое другое.

Второе важное условие правильного выбора профессии – учет способностей.

К неправильному выбору профессии могут привести две причины. Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратные представления об условиях работы, оплате труда и т.д.) Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей). Наша задача – сделать эти представления более реалистичными.

Узнать свои способности, особенности мышления, внимания, памяти, характера и соотнести их с требованиями избранной профессии – вот цель психологических профконсультаций, каждая из которых – это шаг к выбору профессии.

Индивидуальная беседа с оптантом. Выяснение мотивации выбора профессии Выделение группы внутренних (соответствующих требованиям профессии) и внешних мотивов выбора.

Этап личностной диагностики

а) исследование уровня познавательных процессов;

б) диагностика психических состояний и свойств личности;

в) исследование профессиональных предпочтений.

Этап написания заключения по результатам диагностики.

Выбор профессии

Роль трудовой деятельности в развитии личности учащихся

с умственной отсталостью

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

В системе педагогических мер воздействия на психику умственно отсталого ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития детей с нарушением интеллекта. Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т.д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.

Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.

Личность человека – продукт общественно-исторического развития. Она формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. В силу интеллектуальной неполноценности личность умственно отсталого ребенка проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек:

- отличается самостоятельностью в поступках;

- способна нести ответственность и решать проблемы;

- контролирует поведение, обладает силой воли;

- способна изменяться с течением времени.

Педагог Макаренко А.С. (1960) писал, что труд всегда был основанием человеческой жизни. В каждом ребенке заложено стремление к труду, в нем находит он выход своей кипучей энергии. Но если труд ребенка не направлять по правильному пути, то это врожденной стремление заглохнет, и у ребенка в конечном итоге могут развиться паразитические черты характера.

Исследователь Кащенко В.П. (1999) выделил следующие недостатки характера личности умственно отсталого школьника: болезненно выраженная активность, интенсивная болтливость, постоянная жажда наслаждений, отсутствие определенной цели, безудержность, рассеянность, бесцельная ложь, бессмысленное воровство, мучительство животных, злорадство и издевательство над окружающими людьми, негативизм, деспотизм, чрезмерная нерадивость, замкнутость, бродяжничество.

Психолог Граборов А.Н. (1961) установил, что в процессе трудовой деятельности происходит психическое развитие умственно отсталого школьника, коррекция всех сторон личности. Труд обеспечивает:

Развитие большей употребляемости сенсомоторных механизмов, а благодаря этому и обогащение сенсомоторного опыта.

Совершенствование сенсомоторных функций и усиление дифференцирующих возможностей учащихся.

Взаимоконтроль и взаимодействие сенсомоторных механизмов.

Труд обеспечивает предметно-относительный характер восприятия.

Выделение представительных свойств предметов.

Прочность запоминания, что достигается повторяемостью отдельных видов технических операций при изготовлении разных вещей, поделок.

Постепенное увеличение объема памяти.

Овладение логической памятью.

Развитие умения сравнивать.

Развитие функции обобщения.

Развитие аналитико-синтетических процессов мышления.

Развитие индуктивных и дедуктивных способов мышления.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Воспитание осуществления решений.

Воспитывается оценочное отношение к действительности.

Развиваются высшие типы эмоций.

Воспитание характерологических черт личности

Трудовая деятельность играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми специальной (коррекционной) школы. Основная задача этого важного раздела работы – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.

Исследователи Дульнев Г.М. и Кузьмицкая М.И. (1960) выделили задачи трудового воспитания и обучения:

обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;

выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;

сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской. В сельском хозяйстве под руководством инструктора;

выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;

по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;

научить работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

Таким образом, трудовая деятельность учащихся является не только средством подготовки к практической деятельности, но и средством формирования личности, способствует как физическому, так и умственному развитию учащихся, развивает многие нравственные качества: организованность, дисциплинированность, коллективность; труд воспитывает волю и уверенность в себе, пробуждает инициативу, стимулирует творчество.

Требования к личности при выборе профессии

Требования к личности выражаются в профессиональной пригодности, которая складывается из:

Г – гражданских качеств;

О – отношения к выполняемой деятельности;

Д – дееспособности (т.е. из общих способностей);

Е – единичных (т.е. индивидуальных способностей);

Н – навыков умений.

Профессиональная пригодность – это не врожденное качество. Она формируется в трудовой деятельности. В труде развиваются не только профессиональные качества, но и складывается определенный тип поведения человека, его коллективистическая направленность, требовательность, чувство долга и другие качества личности.


Девушка думает

Работа — это место, где мы проводим треть жизни. Выбор сферы деятельности самый важный из тех, что мы делаем в течение жизни. Но как выбрать, если ни к чему не тянет? Как выбрать профессию по душе?

Подросткам предоставляют первый в жизни серьезный выбор. А в голове еще ветер. И мысли, конечно, о любви. Мы поступаем в колледж за компанию или чтобы быть недалеко от своей половинки. Часто бросаем учебу, потому что осознаем, что сделали неправильный выбор. Разрываемся между тем, что нравится, и тем, что хорошо оплачивается. Как правильно выбрать профессию и потом не сожалеть? Поговорим об этом.

Критерии выбора профессии

Подростки не всегда понимают, что такое профессия. У них на этот счет поверхностное, размытое представление. Нужно где-то отучиться. Куда-то поступить после школы. Немногие серьезно подходят к делу. Но даже тогда есть шанс ошибиться, потому что у подростков недостаточно навыков и знаний.

Как выбирать профессию не стоит?

  • По удобству расположения учебного заведения.
  • Вместе с друзьями или любимым человеком.
  • По престижу.
  • По настоянию родителей.
  • По детским необдуманным мечтам.

Эти факторы учитываться не должны. Смотрите глубже.

На что стоит смотреть, при выборе профессии.

  • На собственные навыки и умения: что хорошо получается.
  • На вкусы и предпочтения. Нужно оценить, насколько они постоянны, как часто менялись, какие занятия нравятся по жизни.
  • Нужно смотреть в будущее и выяснить, какую зарплату обещает должность. Как вы будете жить. При этом не учитывать возможную помощь от родственников, не учитывать возможность брака. Есть только вы и эта специальность. Проживете ли вы с таким бюджетом? Хватит ли вам на ваши мечты?

Вот три кита, на которых держится выбор профессии:

  1. врожденные способности;
  2. пристрастия;
  3. перспектива.

Отсюда нужно отталкиваться. Но есть еще много нюансов.

  • Помните: психологи советуют менять род деятельности каждые 7 лет.
  • Люди не всегда работают по специальности.
  • Высшее образование открывает больше дверей, чем средне-специальное.
  • Вы можете получить высшее образование, но не устроиться на работу в этой области.
  • То, чем вы горите сейчас, может вам разонравиться. Скорее всего, так и будет. Вкусы человека меняются.
  • Иногда родителям и учителям действительно виднее, спросите их совета.

Что делать если нет идей

Как выбрать себе профессию по душе, если не знаешь, чего хочешь? Если в голове ни одной мысли по этому поводу? Этот вопрос часто задают себе выпускники школы. Тут есть несколько опорных точек:

  • Нужно изучить, какие профессии сегодня востребованы.
  • Отказаться от стереотипа, что чем сложнее ваша специальность, тем больше вы будете зарабатывать. Сегодня мастера маникюра получают больше, чем люди с высшим образованием. Такое время пришло.
  • Нужно отделять мечты от реальности: не все хорошие певцы сегодня много зарабатывают. Таланты просто не могут пробить себе дорогу. Нужно учитывать имеющиеся связи и возможности.
  • Подумайте, чем вам нравится заниматься. Можно ли из этого сделать профессию?

Эти критерии должны навести вас на мысли.

Инженеры

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь

Если вас этот вопрос заинтересовал, уже хорошо. Многие думают, что это само собой разумеется. Вот несколько занимательных фактов.

  • Почти 60% людей не работает по специальности.
  • Только 30% населения имеют высшее образование.
  • Многие из тех, кто поступил в ВУЗ, не обладают никакими практическими навыками профессии, но приобретают их в ходе обучения.
  • Человек в среднем меняет от 2 до 7 специальностей за жизнь.

Психологи рекомендуют помимо работы завести хобби. Оно повышает вероятность продержаться на одном месте несколько лет. Просто приходит время, и психика устает от выполнения однотипных задач, рутины. Приходит время двигаться дальше, открывать новые грани. Старые увлечения, которыми вы раньше горели, больше не интересуют. Потому что вы их переросли. Меняются взгляды, приоритеты. И перемены в жизни необходимы. Чем их больше, тем полноценнее жизнь.

Конечно, можно выбрать занятие на всю жизнь. Но должны быть и увлечения. И профессию тоже желательно менять. Не раз в год, но хотя бы раз в десятилетие. Это не обесценивает опыт образования. Напротив. Его нужно выбирать так, чтобы с этим дипломом вас приняли и на другие места. Опыт работы вам пригодится. Он даст право выбирать. А еще вы станете специалистом в двух-трех областях.

Работа в офисе

Какие профессии будут востребованы в будущем

Выбрать профессию в соответствии с перспективой — мудро. Только нужно, чтобы вам она ещё и нравилась.

Как выбрать работу с перспективой? Рассмотрим профессии, которые всегда будут востребованы.

  • Стоматолог. Зубы у людей болеть не перестанут. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей сегодня.
  • Врач. Но это не профессия, а образ жизни. Вы на работе всегда, до пенсии.
  • Преподаватель. Но работа учителя одна из самых тяжелых психологически.
  • Программист. В век компьютерных технологий точно не останетесь без работы.
  • Повар. Люди всегда будут кушать.
  • Парикмахер. Для информации: волосы растут в среднем на 1 см в месяц.
  • Мастера ногтевого сервиса.
  • Продавец.
  • Ветеринар.
  • Весьма востребованы психологи. Они работают не только с пациентами. Их нанимают для набора кадров в крупные компании. Универсальная профессия по сути.
  • Всегда не хватает водителей.
  • Летчик. Авиаперевозки сегодня пользуются спросом.
  • Агроном.
  • Каждой солидной фирме нужен бухгалтер. А это и частные предприятия, и государственные.
  • Воспитатели.

Врач

А еще нужны ученые. Кому, кроме них, совершать великие открытия?

Выбор профессии с помощью тестов: 4 важнейших теста

Выбрать профессию помогут тесты на профориентацию. Мы расскажем о тестах при выборе профессии, и вы сможете понять, в чем преимущество каждого из них.

Тест по соционике

Начать лучше с него. Он позволяет определить тип личности. Вы поймете, имеете склонность к гуманитарным или точным наукам. Также тест определяет, интроверт вы или экстраверт. Экстраверты нуждаются в общении. А для интровертов комфортнее общение один на один. Работа с людьми в аудитории будет их угнетать. Важный фактор в выборе профессии. Тип личности — это черта, которая всегда будет с вами. Тест по соционике откроет личность с другой стороны.

Опросник Голланда

Необычный, но точный тест. В таблице размещены 42 пары профессий. Выбирайте ту, что которая нравится больше. По ответам будет определен тип вашей личности.

Каждому типу подходят свои специальности. Именно в этих сферах вы сможете достичь успеха.

Методика Климова

«Не могу выбрать профессию» — скорее, отговорка, нежели реальная проблема. Следующим тестом будет определение склонности к роду деятельности. Методика Климова позволит определить вас в одну из категорий:

  • человек-человек;
  • человек-природа;
  • человек-художественный образ;
  • человек-техника;
  • человек-знаковая система.

Вы поймете, в каком направлении думать.

Студент

Матрица выбора профессии

Еще один тип тестирования, который стоит пройти всем, кто ищет ответ на вопрос: «Какую профессию выбрать». Матрица работает по принципу таблицы. Вы выбираете сначала то, с чем хотелось бы работать, а потом то, в каком направлении хотелось бы работать. Находите пересечение и получаете результат: профессии, соответствующие тому и другому. Объяснение сложное, но на деле все элементарно. Пройдите тест, и получите готовые варианты.

Смена профессии после 30 лет

В 30 происходит кардинальная переоценка ценностей. Первый кризис возраста, не считая детских и переходных этапов. К этому времени человек становится сформировавшейся личностью. Он пересматривает жизнь, делает выводы. Люди решаются на перемены. В том числе меняют род деятельности. И правильно, поскольку первые годы после окончания учебы приходится работать на репутацию. Мы зарабатываем рекомендации, вырабатываем навыки, получаем стаж. Дальше репутация работает на нас. Теперь остановитесь и подумайте, тем ли делом заняты.

В 30 лет начинается другая жизнь. Если вдруг решите, что занимались всю жизнь не своим делом, это не страшно. Вы уже получили образование и опыт работы. Смело пробуйте себя в другой области. Если вы оканчиваете обучение в 22-23 года, то 30 лет — это как раз то время, когда можно профессию. Прошло 7 лет и вам требуется изменить деятельность. Вам нужно понимать, что это не страшно. Вы можете вернуться к тому, в чём уже опытны. А пробовать новое необходимо для полноценной жизни. В этом помогут курсы и стажировка.

Девушка

Как выбрать правильную профессию

Суммируем вышесказанное. Стоит пройти 4 теста, которые помогут лучше узнать наклонности, способности, психотип и подходящие специальности. Далее проанализируйте возможности и наклонности. Постарайтесь выбрать специальность, отвечающую вашим потребностям.

    с людьми или уединение;
  • реализация талантов, способностей;
  • близость к дому или возможность путешествовать, находясь в командировках.

Не забудьте о зарплате. Она должна позволять жить самостоятельно, не ущемляя себя в необходимых вещах.

Учитывайте свои интересы

Помните, это основной пункт. Но он и самый изменчивый. Ориентируйтесь на прошлое. Выбирайте интересные для вас занятия. Не мимолетные, а с постоянным интересом. Если вы любите готовить и давно научились делать разные вкусняшки, а месяц назад вдруг пристрастились к танцам, то выбирать стоит кулинарию. То, что стабильно нравилось вам долгое время.

Кондитер

Проанализировать свои умения

Важно не только желание, важны навыки. О том, как выбрать будущую профессию, стоит спросить родителей, родственников, учителей. Попросите их рассказать об их опыте, попросите совета. Люди, которые давно вас знают, подскажут, к чему есть врождённые способности. Учитывайте этот фактор. Талант — это тяжёлая ноша. Реализуйте его. Иначе это будет тяготить вас. В крайнем случае сделайте из него хобби.

Проанализируйте свое сегодняшнее положение

За жизнь у вас наверняка были разные увлечения. Вы окончили школу, где в программе были любимые и нелюбимые предметы. Подумайте, чем бы вы хотели заниматься? Поразмышляйте со стороны. Представьте, что к вам пришел человек с серьезным вопросом. Он спрашивает, как правильно выбрать себе профессию. Вы будете давать советы, учитывая свои способности. Также нужно учитывать и материальное положение. Высшее образование сегодня требует больших денег. Но всегда можно попробовать поступить на бюджет.

Планируйте смело свое будущее

Какую профессию выбрать, вы уже знаете. Осталось пройти тесты, попросить совета у близких, включить в расчет навыки и желания. Будьте реалистами. Хотите стать стоматологом? Зайдите в клинику и поговорите с врачом. Пусть он расскажет об особенностях профессии. Не бойтесь трудностей. На пути к своей цели вы должны видеть не препятствия, а саму цель, ее положительные стороны.

Заключение

Выбирайте профессию, которая будет приносить удовлетворение. При этом оценивайте перспективы, учитывая худший вариант развития событий. У вас должна быть альтернатива. Не бойтесь перемен. Откройтесь навстречу чему-то новому.


Автор статей. Студентка Московского международного университета, факультет психологического консультирования. Разбираюсь в фобиях, комплексах, психологических травмах.

Кононова Лада Витальевна


Вятский колледж культуры

Выбор профессии - задача сложная и достаточно парадоксальная. В юношеском возрасте перед каждым становится актуален выбор своей будущей профессии. Мир профессий включает в себя тысячи интересных специальностей. Разные их виды требуют различных качеств от человека. В каком-то случае должна быть острота мышления, в другом - способность находить контакт с людьми, а в следующем - физическая сила и т.д. Большая часть старшеклассников имеет только приблизительные представления о существующих профессиях и оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой деятельности требования со своей индивидуальностью. Поэтому следует правильно определиться и выбрать свой профессиональный путь по жизни, опираясь на свои личностные характеристики.

Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности в психологии делятся на старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность. (от 18 до 23 лет). Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности, развитие таких психологических качеств как: самосознания; самостоятельности; открытием собственного внутреннего мира; стремлением к самоопределению.[5,c. 184]

По Э.Эриксону, отдельными задачами развития, которые необходимо решить индивиду для достижения идентичности, являются следующие:

  • обретение чувства времени и непрерывности жизни;
  • развитие уверенности;
  • принятие соответствующей своему полу роли;
  • экспериментирование с различными социальными ролями;
  • выбор профессии;
  • формирование личной системы ценностей и приоритетов;
  • поиск своей идеологии, то, что Эриксон называл «поиском своей веры». [6,c.76]

Личностная сфера старшеклассника характеризуется активным развитием таких психологических качеств как: самосознания; самостоятельности; открытием собственного внутреннего мира; стремлением к самоопределению.

Выбор профессии – основополагающий фактор успешности личности, ее самореализации, возможности принести наибольшую пользу обществу.

Выбор профессии подростком рассматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия решения. Процесс профессионального самоопределения проходит несколько стадий, которые являются прямым отражением процесса формирований самосознания личности. На первой стадии (4-11 лет) определяющим фактором профессиональной ориентации ребенка являются его фантазии На период 15-16 лет приходится третья стадия профессионального самоопределения, а именно необходимости решить проблему своего будущего.[2,с.68]

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи

2) позиция сверстников:

3) позиция школьного педагогического коллектива

4) личные профессиональные и жизненные планы:

5) способности и их проявления

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности [3,с.21]

Личностное самоопределение, а также и профессиональное самоопределение является важнейшим аспектом в формировании личности в юношеском возрасте. Выбор будущей профессии является не мало важным этапом у старшеклассника.

Одной из наиболее известных психологических теорий профессионального выбора объединяющей личностные черты с предпочтением рода занятий, является концепция Дж.Холланда. Он попытался объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональных занятий. Холланд полагает, что все люди делятся на 6 типов: реалистичных, интеллектуальных, социальных, конвенциальных, предприимчивых и артистических.

Каждый тип личности характеризуется:

  • определенными чертами характера и складом ума;
  • способностями к определенным видам деятельности;
  • предпочтениями определенного рода занятий;
  • содержанием увлечений;
  • профессиональными возможностями.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:

  • интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности);
  • способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности);
  • темперамент;
  • характер.[7]

Способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией.

Всё многообразие профессий было предложено Климовым разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:

  • П - природа (растения, животные),
  • Т - техника (машины, материалы);
  • Ч - человек, группы людей;
  • З - знаковая система (книги, языки, коды, модели);
  • Х - художественные образы (искусство).

Так же такой фактор как темперамент оказывает огромное влияние на формирование профессионального самоопределения

Темперамент – это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

  1. Холерик – сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, с бурными эмоциями, резких сменах настроения.
  2. Сангвиник- сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психологической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью.
  3. Флегматик-сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.
  4. Меланхолик- слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость.[2,с 84]

Разные типы людей предпочитают разные виды профессии. Человек индивидуален: у каждого свой характер, темперамент, свои интересы и способности. Из этого следует, что каждому необходимо учитывать свои личностные характеристики при выборе профессии

Изучая личностные характеристики юношеского возраста, был использован тест на определение будущей профессии Дж. Холланда. По итогам тестирования были сделаны выводы к каким типам личности относятся респонденты из каждого вида специальности.

Изучая профессиональную направленность в юношеском возрасте был использован тест на определение будущей профессии Дж. Холланда. По итогам тестирования были сделаны выводы в какой сфере деятельности респондент сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.

В процессе изучения полученного материала была построена сводная таблица, дающая сравнительный анализ профессиональной направленности с соответствием преобладающего типа темперамента среди респондентов и качества их обучения в Вятском колледже культуры.

Выбор профессии должен формироваться у ребенка годами, и складываться из интересов и увлечений. Если вовремя акцентировать внимание на увлечениях, развивать свои таланты и навыки, то в юношеском возрасте не возникнет проблем с определением будущей профессии.

Перед выбором будущей профессии нужно обращать внимание:

  • Любимые занятия
  • Творческие навыки
  • Сфера углубленного интереса
  • Желание посвящать занятию большую часть свободного времени

По итогам исследования были разработаны методические рекомендации, которыми могут воспользоваться преподаватели,родители и сами школьники.

Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека.

Профессиональное самоопределение представляет собой выбор человека, который он делает, исходя из внутренних ресурсов и требований профессии. Неоднозначность выбора профессии объясняется большим выбором характеристик, которыми обладают объект и субъект.

Итогом развития ребенка в школе должна быть его готовность к выбору профессии, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Заключительным циклом профессионального самоопределения выпускника школы должен быть его личный профессиональный жизненный план. Результатом самоопределения учащегося также является осознание того, что профессию он выбрал сам. Выбор профессии, среди всех этапов профессионального развития, имеет наибольшее значение.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Влияние личностных качеств на выбор профессии 430 руб.
  • Реферат Влияние личностных качеств на выбор профессии 260 руб.
  • Контрольная работа Влияние личностных качеств на выбор профессии 240 руб.

Цель всех теорий профессионального развития заключается в предсказании направления профессионального выбора, построения карьерных планов и др.

Психологическая литература рассматривает разнообразные подходы к принятию решения о выборе профессии. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии – это выбор деятельности, а профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития субъекта труда. В таком случае основная детерминанта правильного выбора заключается в профессиональном интересе или профессиональной направленности.

Другие авторы считают, что выбор профессии – это социально заданное явление, которое определяется социальными характеристиками профессии.

Более продуктивным подходом к выбору профессии является подход как к важнейшему событию в жизни человека. Выбор профессии и прошлый опыт личности связаны между собой, а процесс профессионального самоопределения простирается в будущее, определяя течение жизни человека, формируя общий образ «Я» человека. Строится данный подход с учетом широкого спектра факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, акцентируя временной аспект, т.е. прошлое и будущее человека. Внимание этого подхода акцентируется на активности субъекта в процессе выбора профессии, который определяют в этот ответственный период доминирующие факторы.

Профессиональный выбор, считает Е.А. Климов, определяют восемь основных факторов:

  1. влияние старших членов семьи, установки которых мешают выбору профессии;
  2. позиция сверстников, мнение которых может стать решением в профессиональном самоопределении;
  3. позиция учителя, классного руководителя, который наблюдая и анализируя интересы, склонности выпускника, может предложить свой вариант будущей для него профессии;
  4. личные жизненные и профессиональные планы;
  5. способности и их проявления;
  6. желание иметь общественное признание;
  7. информированность о профессиональной деятельности;
  8. собственные склонности.

Выбор профессии и личностные особенности

Психологи среди основных факторов выбора профессии называют интересы, способности, темперамент, характер (это субъективные факторы).

Следующую группу факторов можно отнести к объективным – уровень подготовки, здоровье, наличие информации о мире профессий. Также выделяются социальные характеристики, а именно социальное окружение, образовательный уровень родителей, домашние условия.

Особое место занимают способности, которые часто связывают с одаренностью. Они относятся к личностным характеристикам, среди них также физическое развитие, волевые качества, интересы и склонности, самооценка и самосознание, приспособляемость и др.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на выбор профессии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исследования, проведенные генетиками и психологами, позволили выяснить, что личностные характеристики формируются в процессе развития и зависят в большей степени от факторов среды, а с генной природой их связь опосредована.

Концепция Дж. Холланда является наиболее известной психологической теорией профессионального выбора. Она объединяет личностные черты человека с предпочтением рода занятий.В своей концепции Холланд сделал попытку объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональной деятельности. Исходя из этой проблемы, он всех людей делит на шесть типов:

  1. реалистичных,
  2. интеллектуальных,
  3. социальных,
  4. конвенциальных,
  5. предприимчивых,
  6. артистических.

Каждый тип личности имеет свою характеристику – это определенный склад ума и черты характера, способности к определенным видам деятельности, предпочтения, увлечения, профессиональные возможности.

Положение Ф. Бекона о том, что счастливы те, чья природа и занятия находятся в согласии, нашли свое отражение во взглядах психотехников в 1920-25 годах.

Выбор профессии с типом темперамента связывал один из видных ученых О. Липман, а не менее известный психотехник Э. Клаперед тоже считал, что одни профессии больше подходят людям с живым темпераментом, а другие профессии подходят людям со спокойным темпераментом.

Многие психологи Запада, в выборе профессии придают важное значение уровню развития интеллекта, в соответствии с которым Л. Тайлер делит профессии на работников, занятых высшей интеллектуальной деятельностью, управленцев и топ-менеджеров, работников умственного труда, квалифицированных рабочих, полуквалифицированных рабочих и работников, выполняющих неквалифицированную работу. .

При определении профессиональной пригодности необходимо учитывать и личностные особенности человека.

По поводу того, что при отборе в массовые профессии решающее значение в профессиональной успешности имеют тренировка и обучение, В.Г. Лоос говорит, что любого человека можно обучить любой профессии и это не вызывает сомнения. Вопрос в том, какую степень совершенства можно достичь, если не учитывать способности.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что прямая зависимость между личностными особенностями и выбором профессии, существует.

Самооценка – ведущий фактор выбора профессии

Самооценка является важным условием личностного подхода к выбору профессии. Сравнивая себя с другими людьми, идет познание самого себя, своих возможностей и достижений, познание другого человека.

В основе познания мира и самого себя лежит процесс сравнения.

Познавать, значит получать материал, необходимый для выработки собственной оценки. Совершенствование начинается с процесса самопознания, потому что невозможно стать лучше, не зная, от каких своих качеств необходимо избавиться, а какие надо воспитывать в себе.

Для профессионального самоопределения необходимо развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование будущего, создание эталонов в виде идеального образа профессионала.

Формирование «Я-концепции» и образа «Я-профессионала» зависит от того, насколько согласованы идеальный и реальный образ – Я и реальный и идеальный образ профессии.

Требования человека к самому себе определяются соотношением «Я-реального» и «Я-идеального».

Самооценка регулирует поведение и деятельность и в значительной степени определяет социальную адаптацию личности.

Формируется она в процессе деятельности и межличностного взаимодействия в семье, в школе, в отношениях со сверстниками.

Мнение окружающих о себе сопоставляется с собственным мнением, причем интересно, что сначала человек учится оценивать других, а потом уже себя.

Оценивать себя можно объективно, т.е. адекватно, а можно и неадекватно, т.е. человек оценивает себя очень высоко или, наоборот, очень низко, что, безусловно, оказывает влияние на уровень притязаний.

Психология рассматривает самооценку как феномен самопознания, т.е. осознание человеком самого себя – дать отчет своим силам, возможностям, личным качествам и уровню их развития.

В плане профессиональной деятельности самооценка личности означает, как человек оценивает себя в качестве специалиста, оценивает свои возможности в соответствии со спецификой профессии.

Человек, стоящий перед профессиональным выбором, имеет особый психологический настрой к самопознанию. Он стремится разобраться в себе, оценить свои профессиональные возможности, оценить те условия, которые могут или способствовать, или препятствовать вхождению в мир профессий.

Читайте также: