Как называется профессия балерины

Опубликовано: 02.10.2024

Балерина это кто

Некоторые любители творчества мало знакомы с это профессией. Поэтому в сегодняшней статье мы расскажем балерина это кто такая, чем занимаются представители данной профессии и какие в ней есть плюсы и минусы.

Чтобы дать наиболее точное определение профессии балерина, обратимся к википедии.

Балет занимает много времени у представителей данной профессии, поэтому зачастую он становится главной целью жизни танцоров.

Что значит быть балериной

На сегодняшний день балет сильно видоизменился. Помимо классических нарядов и танцев, появляются новые, современные течения. И это очень хорошо. Ведь границы этого движения расширяются.

С малых лет будущих балерин приобщают к искусству танца. Девочек 5-6 лет отдают в школы балета, потому что именно в этом возрасте тело обладает невероятной гибкостью. Наверняка вы слышали выражение: «лепят, их как из пластилина». Так вот, сюда оно идеально вписывается.

Важно! Профессиональный балет значительно отличается от простых классических танцев, которым обучают большинство девочек.

Здесь совершенно другая дисциплина, намного строже. В профессиональных балетных школах слёзы не редкость, наоборот, даже постоянство. Всё из-за того, что у девочек проходят длительные выматывающие тренировки. Ни одна известная балерина не пропустила этот этап.

Если вам доводилось видеть балетное выступление, наверняка вы обратили внимание на фигуры танцовщиц. Все девушки подтянутые и стройные. Всё потому что им приходится контролировать своё питание, сидеть на диетах. Ведь на сцене надо выглядеть безупречно.

Требования к личным качествам

Чтобы стать балериной, заниматься в балетной школе недостаточно.

Важно иметь определённые качества, которые помогут пройти долгий и нелёгкий путь:

  • Девушка должна иметь утончённую фигуру. Тонкость, лёгкость, изящность… Вот, какие эпитеты приходят на ум, при виде настоящей балерины;
  • Всё-таки не получится «слепить» из маленькой девочки профессиональную балерину, если она не обладает достаточной врождённой гибкостью;
  • Сила воли, выносливость, большое терпение – это основные качества, которые потребуются балерине с начала обучения и до конца карьеры
  • Важно обладать высокой работоспособностью, так как предстоит не один год тяжёлых тренировок;
  • Самоконтроль необходим как нигде. Придётся следить за своими эмоциями, не плакать и не кричать.

Не каждый способен соответствовать всем этим требованиям. Кто-то сдаётся через месяц, кто-то через 5 лет, а кто-то идёт до конца.

Чем занимается балерина

Пришло время рассказать, чем же всё-таки занимаются балерины.

  • Большую часть своей жизни балерины проводят около станка. Так как хороший результат требует соответствующих усилий;
  • Сначала проходит подготовка к основной работе, то есть растяжка и разминка. А затем уже разучивание самой постановки номера;
  • Работа со сценой. Выученные номера артистки показывают в различных театрах, на концертах.

Если танцевальный ансамбль выкладывается на все 100%, у него появляется возможность гастролировать не только по городам России, но и другим странам.

Как стать балериной

Давайте разберёмся, какие этапы надо пройти, чтобы стать танцовщицей балета.

  1. Первоначально надо удостовериться в отсутствии противопоказания занятия балетом, то есть прохождение медкомиссии;
  2. Пройти курс обучения в балетной школе;
  3. Школа – это не достаточное образование профессионального балета. После неё следует училище;
  4. Участие в балетных постановках;
  5. Проявление себя, как достойной танцовщицы на главную роль.

Плюсы и минусы профессии балерина

Давайте рассмотрим все положительные и отрицательные стороны данной профессии.

Плюсы

  • Для детей, в частности девочек, быть балериной – это заветная мечта. И как раз эта профессия может стать отличной возможностью воплотить желаемое в жизнь;
  • Красивые и изящные наряды;
  • Выступление перед публикой, на сцене;
  • Высокая заработная плата;
  • Возможность увидеть мир, с помощью гастролей.

Минусы

  • Выматывающие тренировки;
  • Строгий режим дня;
  • Боль в суставах, связках, мышцах;
  • Посвящение всей своей жизни балету.

Подведём итоги

В данной статье мы смогли ответить на вопрос: балерина это кто такая, а так же рассказали, чем занимаются люди, посвятившие свою жизнь балету. И поделились положительными и отрицательными сторонами данной профессии.

Наша статья будет полезна родителям, чьи дети ходят заниматься танцами и самим детям, которые интересуются профессией балерина.

балетный спектакль

Балет – это танцевальное направление в искусстве, которое уходит своими корнями в Средневековье. Первые выступления артистов балета можно отнести к эпохе ренессанса. При этом изначально балет не имел сложности движений и костюмов как в наше время.

Балетные традиции формировались постепенно. Рост и вес балерин менялся с самого становления этого вида искусства. Первые балерины весили примерно 50 килограммов, а их рост составлял всего 150 сантиметров. Современные балерины имеют такой же вес при более высоком росте и возросшей сложности движений. Сейчас можно выделить несколько основных требований к танцовщицам: изящество и внешняя простота движений. Впрочем, каждое из них требует значительной физической подготовки и долгих выматывающий тренировок.

Сегодня балет несет в себе дух элитарного вида искусства, которое будет понятно и востребовано далеко не каждым. Но вне зависимости от предпочтений все признают, что балет несет в себе легкость и изящество движений, а его артисты воплощают в своем облике гармоничность человеческой природы.

Суть работы балерины

Балет — это искусство, очень сложное в освоении. Учиться ему нужно с раннего детства, упорно осваивая на протяжении десятилетий.

Артистов балета отдают в балетные школы в 4-6 лет, так как в этом возрасте тело ребенка наиболее пластично.

При этом он только начинает в полной мере ощущать свой организм, поэтому гораздо легче поддается обучению.

Какую работу выполняет балерина

Источник фото: pressfoto/freepik

Сколько должна весить балерина?

Балерины должны соответствовать определенным физическим параметрам. Требования к среднему росту и весу балерины не меняются в течение более сотни лет. Ее рост должен составлять примерно 163 сантиметра, а вес – не более 50 килограммов. В профессиональной среде требования еще строже — вес высчитывается по формуле «рост минус 122». Если параметры балерины изменились, то художественный руководитель имеет право уволить ее.

Мужчины, занимающиеся балетом, обычно имеют рост не выше 180 сантиметров, а их вес составляет 65 – 68 килограммов.

Балерун и балерина: особенности тела для балета

За долгую историю этого искусства сформировались четкие требования к танцорам и танцовщицам:

  • Выворотность — это разворот ноги наружу. Чем он больше, тем лучше. Без достаточной выворотности невозможно выполнить большинство элементов. Это врожденная особенность, которую невозможно приобрести никакими упражнениями.
  • Гибкость. Это качество, которое можно развить при помощи упражнений. Без достаточной гибкости танец балерины будет скованным.
  • Высокий подъем — это то, что делает балерина, стоя на носках. Для этого у нее должны быть сильные стопы и пальцы на ногах.
  • Длинные конечности. Чем длиннее конечности у танцора или танцовщицы, тем лучше, так как это основные инструменты артистов. В школах балета есть «индекс длинноногости», который должен быть в пределах 50% или ниже.
  • Хороший прыжок. Эта особенность, как и выворотность, дается от природы. Если балерина не умеет высоко прыгать, то она может создать иллюзию высокого прыжка. Но со стороны всегда виден «настоящий» прыжок.

Балеруны должны иметь проработанную мышечную массу, которая не будет мешать подвижности. Это требуется, так как мужчины делают все поддержки балерин и выполняют больше физической работы.

Для поддержания подобной формы, конечно, необходимо прилагать множество усилий. Поэтому танцоры не только посвящают множество часов репетициям, но и занимаются физическими тренировками, придерживаются специально разработанных диет.

Во многих театрах также есть специальные комиссии, проверяющие физическую форму артистов балета. И в их праве отстранить балерину или танцовщика, если его вес или физическая подготовка не соответствует заявленным нормам.

Столь жесткие условия требует от артиста железной выдержки, целеустремленности, стрессоустойчивости, в противном случае он просто не сможет работать в столь сложных условиях.

Прима-балерина — кто это?

Большая часть артистов балета — это девушки, а все ключевые партии также предназначены для балерин. Поэтому в балетном мире существуют такая позиция, как прима.

Прима-балерина – это исполнительница главной роли, ведущая солистка труппы. На эту позицию не всегда попадает танцовщица, обладающая идеальными для балерины параметрами, пропорциями и физическими возможностями. Чаще примами становятся балерины, имеющие неповторимое своеобразие в исполнении ролей.

Непосвященные в это искусство не понимают, какую работу выполняет балерина, чтобы достичь такой высоты. Кроме физических и артистических требований требуется постоянное поддержание себя в форме и отказ от излишеств в еде.

Противопоказания к занятиям балетом

Перед тем как связать свою жизнь с балетом необходимо понять, как занимаются балерины. За внешней легкостью и грациозностью па и пируэтов скрывается выматывающий труд, требующий отличного здоровья и физической подготовки.

Идеальная балерина — здоровая балерина.

У профессии есть ряд серьезных противопоказаний:

  1. высокое артериальное давление;
  2. артроз или артрит;
  3. плоскостопие;
  4. переломы;
  5. разрывы связок;
  6. лишний вес или ожирение.

Также на сцене не задерживаются танцовщицы, имеющие проблемы со зрением и слухом.

Балет противопоказания

Источник фото: master1305/freepik

Требования к артистам балета

Для того чтобы стать артистом балета, необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • соотношения веса и роста по правилам балетной практики;
  • отсутствие пирсинга и татуировок;
  • отсутствие заболеваний и травм, влияющий на пластичность;
  • наличие музыкального слуха.

Не только рост и вес балерины имеет ключевое значение для балета. Идеальная балерина должна быть еще и красивой. В профессии не приветствуются выступающие носы, подбородки и круглые щеки. Без миловидного лица невозможно сыграть утонченных персонажей Лебединого озера.

Где работают балерины?

Танцоры балета и балерины работают в труппах и малых творческих коллективах. Профессиональная жизнь этих исполнителей крайне коротка по отношению к другим творческим профессиям. Большая часть артистов балета завершает свою творческую деятельность в возрасте 35 лет. И после этого следует «выход на пенсию». Лишь отдельные балерины успешно выступают и в 40, и даже в 50 лет.

В целом карьера балерины зависит от двух составляющих: таланта и известности. После ухода из театра она может открыть собственную школу или устроиться педагогом при уже существующем учебном заведении. А при должном уровне известности у балерины есть возможность «переквалифицироваться» в актера театра и кино или организовывать сольные выступления.

Как стать балериной

Подготовка балерины — это длительный и сложный процесс, включающий в себя:

  • подготовительные занятия в детской балетной школе, на уроках хореографии;
  • поступление в балетное училище;
  • обучение в академиях и мировых школах балета.

Именно русская балетная школа считается самой сильной и престижной. Во всем мире выпускники традиционной балетной школы России считаются первоклассными профессионалами с непревзойденной подготовкой.

Наиболее престижные училища располагаются в Москве и Санкт-Петербурге – там же, где самые старые и прославленные балетные театры: Мариинский театр оперы и балета, Государственный академический Большой театр.

Если танцовщице удается достичь уровня примы-балерины в этих школах, то это дает возможность выступать в самых популярных театрах мира.

Черты характера артиста балета

  1. трудолюбие;
  2. упорство;
  3. выносливость;
  4. целеустремленность;
  5. артистичность;
  6. харизматичность;
  7. сила воли;
  8. выдержка;
  9. стрессоустойчивость;
  10. дисциплинированность.

Сколько зарабатывают балерины в России

Уровень зарплаты балерины зависит от следующих факторов:

  • уровень подготовки;
  • квалификация;
  • место в труппе;
  • известность театра.

По данным интернет-издания «The Village», танцовщики второго плана крупного столичного театра могут получать в среднем 50 000 рублей. Зарплата также зависит от количества выходов на сцену и сложности постановки. Сольный исполнитель может рассчитывать на доход около 100 тысяч рублей. Так как, например, прима-балерина имеет более высокий статус, то это позволяет ей получать примерно 150 000 рублей и более.

По данным интернет-сервисов по поиску работы, бывшие балерины могут работать хореографами, получая зарплату около 30 тысяч рублей в месяц.

балерина это кто

Для людей, любящих красоту и творчество мы создаем данную информативную статью, в которой расскажем, балерина это кто такая и чем занимается она. Что бы дать четкое определение тому, что за профессия это, обратимся к википедии, где сказано, что это танцовщица, исполнительница балетных танцев, которая прошла обучение в балетной школе и в совершенстве владеет академической техникой танца.

Балетная профессия – это, прежде всего, большая часть жизни, людей, кто пришел в нее. Именно в таких условиях можно рассчитывать на успех.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Что значит быть балериной

В наше время балет – это не только пачки и исполнение «Лебединого озера» под классическую музыку известных композиторов. Помимо этого, появилось множество современных постановок.

Поэтому в последнее время балерины изучают не только классические «па», но и современные балетные движения.

В балетную школу девочек приводят в 5-6 лет, именно с этого времени их тело можно лепить как пластилин, разрабатывая в нем гибкость и грацию.

Профессиональный балет это совсем не то, чем являются любительские кружки по классическим танцам.

Прежде всего – это строгая дисциплина, изнуряющие тренировки, физическая боль и слезы. Все знаменитый балерины прошли через это, держа путь к большой сцене и славе.

Балерина, будучи действующей танцовщицей, не принадлежит сама себе, она является собственностью той труппы, в которой выступает. Так как ей надо придерживаться строгого распорядка дня, не допускать в свой рацион «вредных продуктов», строго соблюдать режим труда и отдыха.

Требования к личным качествам

Мало просто привести ребенка в балетную школу, где для детей создают все условия для того, что бы научиться танцевать. Здесь необходимы врожденные личные и физические качества, без которых в балетной карьере невозможно добиться желаемого успеха.

К таким требованиям относятся:

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

  • Миниатюрное телосложение с узкой костью, где явно выражены утонченные женские пропорции (узкие суставы, тонкие щиколотки и запястья);
  • Врожденная гибкость тела;
  • Развитое чувство такта и умение чувствовать музыку;
  • Выносливость при любых нагрузках;
  • Умение терпеть боль;
  • Самовыдержка и высокая работоспособность;
  • Умение контролировать свои эмоции и не поддаваться на провокации со стороны коллег;
  • Высокая координация движений.

Как видите, требования далеко не просты, поэтому до профессиональной сцены доходят не все, кто начинал заниматься балетом. Люди уходят даже после 5-7 лет занятий.

Чем занимается балерина

Вот и пришли к пункту, в котором расскажем, чем занимается танцовщица, чья профессия называется балерина.

  • Основная масса светового дня балерины проходит в зале у станка. Тренировки занимают, пожалуй, большую часть жизни представительниц данной профессии.
  • Репетиция номера. После разминки и растяжки, балерина переходит к разучиванию балетной постановки.
  • Выступление на сцене. Участие в постановках и спектаклях, которые представляют на разных сценах театров, а так же гастроли по городам России и зарубежья.

Как стать балериной

Как выше уже было сказано, прежде всего, надо:

  • Пройти медицинскую комиссию и убедиться в отсутствии противопоказаний к занятиям балетом;
  • Пройти обучение в балетной школе;
  • Поступить в балетное училище;
  • Начать выступать в балетных труппах в массовке;
  • Стараться и получать главные роли в постановках.

Положительные и отрицательные стороны балетной профессии

Когда мы выступаем в роли зрителей балетных постановок, мы видим, с какой легкостью хрупкие милые и утонченные балерины танцуют на сцене. Это выглядит очень воздушно и завораживающе. И в такие моменты сложно поверить, с какими сложностями и болью им приходится сталкиваться.

Начнем с плюсов:

  1. Быть балериной – это мечта с детства для детей. И она осуществлена.
  2. Умение стоять на пальчиках;
  3. Красивые пачки и пуанты;
  4. Выступление на сцене;
  5. Признание и овации зрителей;
  6. Гастроли и путешествия;
  7. Карьерный рост;
  8. Отличная оплата труда.

А теперь об обратной стороне медали, а именно, рассмотрим минусы:

  1. Изнурительные тренировки;
  2. Боль, которая бывает при растяжках и стойках на пальцах;
  3. Запрет на все развлечения;
  4. Строгая диета и полный отказ от алкоголя;
  5. Дисциплина;
  6. Отсутствие личной жизни на определенных этапах.

Как видите, здесь присутствует большое количество плюсов, но и минусов не меньше. Это говорит о том, что за каждым успехом лежит огромный тяжелый труд.

Но для людей, которые сделали балет своей жизнью, не страшны все вышеперечисленные пункты негативных факторов.

Заключение

Мы как могли старались, сто бы достаточно полно раскрыть тему, балерина это кто такая и какие у нее задачи. Дали точное определение и рассказали что за профессия это. Дали описание положительных и отрицательных сторон в данной профессии.

Далее выбор стоит за тем, кто хочет посвятить свою жизнь балету, сделать его не работой, а образом жизни.

На странице профсоюзной газеты "Солидарность" вышло еще одно интервью со мной.

Интервью получилось очень интересное, структурированное. Вроде по телефону отвечала. Непривычно. И собеседника не видела.

Публикую . Частично. Полностью по ссылке в конце.

Балерина на сцене выглядит как воплощение женственности. Но в любом театре спектакль - лишь итог многотрудной работы. Куда больше времени и усилий уходит на подготовку. Балет, наверное, самое требовательное из сценических искусств: сложно войти в профессию, еще сложнее добиться успеха и практически невозможно посвятить танцу всю жизнь. На вопросы “Солидарности” о жестких требованиях, диете, зарплате, субъективном отношении руководства, ранней пенсии и главных качествах профессии отвечала артистка балета Большого театра Анна Русских.

О ТРУДЕ И ДИЕТЕ

- Анна, в каком возрасте вы пришли в балет?

- Я начала заниматься балетом лет в девять. Перед этим занималась фигурным катанием и художественной гимнастикой. Когда мама привела меня в художественную гимнастику, ей сказали буквально следующее: “Мы берем вашу дочь, но при условии, что вы ее через пару лет не заберете в балет”. И это стало для мамы своеобразным толчком - чуть позже она забрала меня в балет. Сначала в подготовительный класс, а потом в десять лет я сдала экзамены и начала учиться в тогда еще Московском академическом хореографическом училище (сейчас - Московская государственная академия хореографии. - К.А.)

- За легкостью, изяществом на сцене стоят годы изнурительного труда. Каков примерный распорядок дня в Большом?

- В театре обычный распорядок таков: в 10 или в 11 начинается класс. Основной рабочий день начинается в 11, но можно приходить на час раньше, чем я и пользовалась. Потом перерыв. В 12:20 начинаются утренние репетиции, идут два часа, потом, в зависимости от того, есть вечером спектакль или нет, приходишь или в 6 или к 7 на спектакль или на вечернюю репетицию. Спектакль длится в зависимости от постановки, а вечерняя репетиция до двадцати минут десятого. Если репетиция идет с перерывом, то она заканчивается позже. Работают в театре шесть дней в неделю, выходной - понедельник.

- Нередко говорят о подковерной игре среди артистов, борющихся за партии, - от использования административного ресурса, стучания кулаками по столу до булавок в костюмах. Вы сталкивались с подобным?

- Когда пришла в театр, с булавками в костюме и стеклом в туфлях я не сталкивалась. Такое у меня однажды было в училище. Я пришла на экзамен и обнаружила, что у меня пропал купальник, а у балетных туфель подрезаны ленточки. В театре такого не было. Но, естественно, конкуренция есть. Случаи бывали разные. В начале 90-х годов в театр пришли молодые артисты, а у нас тогда шел детский балет “Чиполлино” - замечательный спектакль, и понятно, что партии там были соответствующие: фрукты, овощи. И девочки пришли к начальству и сказали: “Мы восемь лет учились не для того, чтобы танцевать эти партии”. А что касается того, кто какую партию будет танцевать, во многих организациях без блата и протежирования никуда, и балет не исключение.

- Насколько серьезны требования по росту и весу в балете, как это решается на практике?

- В школе это жестче контролировалось. Была примерно такая формула: рост минус вес должен давать 120 как минимум. Но есть нюансы: у кого-то кость тяжелее, а кто-то тонкокостный и легче, что тоже надо учитывать. У нас в классе была довольно полная девочка, но мальчики любили с ней стоять “на дуэте”, потому что с ней было легко. В школе нас контролировали: мерили, взвешивали. В театре это больше отдается на откуп визуальной эстетике. С приходом нового руководства стали смотреть даже на форму мальчиков, чтоб и мальчики были худые. Эстетика тела меняется.

- Существует стереотип о якобы скудном рационе артистов балета, дабы поддерживать фигуру. Ясно, что с балетными нагрузками на одном яблочке далеко не уедешь. Как питаются балерины?

- Однажды на работе я даже провела опрос среди девочек по этому поводу. Вы знаете, это зависит от генетики: кто-то расположен к полноте и вынужден следить за своей формой, а кто-то наоборот; это индивидуально. У меня был период, когда я очень поправилась - наверное, это было возрастное - и вынуждена была контролировать свой вес. А было время, когда моя диета включала на завтрак мороженое, на обед торт с мороженым, а на ужин просто торт. И при этом была в хорошей форме. Но артистам в любом случае надо есть мясо - без этого никуда, это силы, энергия. А диеты чисто индивидуальные. У нас в буфете есть и булочки, и пирожные, и мясо, и салаты. Каждый артист выбирает рацион под себя, но яблочко в день - это, разумеется, неправда.

О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ

- Складывается впечатление, что кроме тех немногих артистов балета, кто является “лицом” профессии, медийными персонами, для всех остальных балет формирует отдельный, замкнутый и в чем-то оторванный от реальности мир. Это так?

- Это зависит от человека, я думаю. Есть свои минусы. Скажем, когда у всех “нормальных людей” выходные в субботу и воскресенье - у нас репетиции и спектакли. Общаться в привычном круге друзей и знакомых - не балетных людей - сложно. Но мне удавалось совмещать. Я ходила в драматические театры, на выставки, в музеи. Меня многое интересовало, и я старалась удовлетворять свои интересы.

- Часто ли бывает так, что семьи возникают “за кулисами”?

- Можно сказать, что да, часто. И так же часто распадаются. Но, думаю, так везде. С одной стороны, это легко, а с другой - проводить вместе практически 24 часа в сутки - это не для всех.

- Что вы больше всего любите в профессии?

- С годами произошло некоторое переосмысление. Мама меня отдала в эту профессию потому, что я по улицам не ходила, а танцевала. С тех пор как начала ходить, едва слышала музыку - сразу начинала танцевать. Но сугубо балетных воспоминаний из детства у меня нет - я занималась и фигурным катанием, и художественной гимнастикой. А сейчас, наверное, люблю ощущение выхода на сцену и возможности танцевать то, что нравится, в свое удовольствие. Но ко мне это пришло не вдруг. У меня была травма, потом я была в декрете, и, когда вернулась в театр после большого перерыва, возможность выходить и танцевать то, что тебе нравится, и получать от этого удовольствие для меня стала очень важна.

- И наоборот - что ненавидите или считаете очень несправедливым?

- Субъективное отношение руководства. Не лично ко мне, а к артистам. Это такая профессия, когда могут не поставить в какие-то партии и спектакли только по причине нелюбви со стороны руководства. Или могут ответить: “Постановщик тебя не видит в этой партии”. Если руководитель снял тебя со спектакля, ничего с этим не поделаешь. И не важно, пусть ты танцуешь в сто раз лучше, чем кто-то другой, но за того попросили, заплатили или у него хорошие отношения с руководством. Считаю несправедливым субъективное оценивание тебя как личности и как артиста только одним человеком.

О ЗАРПЛАТЕ И ПЕНСИИ

- Если не говорить о ведущих артистах, таких как Вишнева, Образцова или Крысанова, каков примерный заработок балерины?

- Поскольку сейчас у нас исключительно капиталистический подход, то заработок зависит от того, сколько ты танцуешь спектаклей. Официальная ставка артиста балета высшей категории примерно 8700 рублей. Пару лет назад была 8050, а в прошлом году нам подняли зарплату в два этапа, кажется, на 673 рубля. К этому добавляется президентский грант - еще примерно 23 тысячи рублей. Есть надбавки за выслугу - если ты танцуешь в театре больше 15 лет. Причем эти проценты надбавки идут не от суммы ставки и гранта, а только от ставки. Есть так называемый переменный грант, как он рассчитывается, я не знаю. Получается в среднем 35 - 40 тыс. Остальные деньги - это гонорары от станцованных спектаклей. Если мало танцуешь - то и зарплата будет маленькая. В среднем артист получает где-то от сорока до восьмидесяти тысяч.

- И это, конечно, зависит еще от той партии, которую танцует артист?

- Безусловно. Каждая партия имеет свою стоимость.

- Правду ли говорят, что мужчина в балете получает больше, чем женщина, - как более редкий кадр?

- Нет, это тоже миф. У мужчин заработок тоже зависит от спектаклей и партий. И если одна и та же партия есть у мужчин и у женщин - например, в “Лебедином озере” есть вальс, где танцуют и мужчины, и женщины, - у тех и других партия стоит одинаково.

- Наверное, в вашей профессии часты профессиональные заболевания и травмы. Есть ли регулярные медосмотры, отпуска, санатории и прочее - в общем, забота о здоровье кадров?

- У нас в Большом театре есть массажисты. Они работают непосредственно в театре, и можно договориться, записаться - это бесплатно. Есть высококвалифицированные хирурги в нашей театральной поликлинике. Есть страховка, нас всех официально страхуют от травм и прочего. У меня была травма в 2000 году, и операцию мне делали по страховке, я оплачивала только инструменты, так как они не входили в страховку. Раз в год мы должны проходить медосмотр. Женщин года три назад освободили от этого, видимо, решив, что женщины и так его проходят, как более ответственные. Для мужчин ежегодный осмотр остался обязательным; буквально на днях повесили списки, кто в какие дни медосмотр проходит.

- В Серебряном бору в Москве, насколько я помню, есть дом отдыха Большого театра?

- Да, это бывший дом известной артистки Антонины Неждановой. Артисты раньше бронировали путевки, выезжали туда на воскресенье-понедельник, собирались компаниями. Не знаю, популярно ли это сейчас - я сама там была последний раз лет двадцать назад. Еще у театра есть санаторий в Анапе. Но, как я понимаю, артисты балета очень редко этим пользуются, предпочитают сами куда-то за границу выбраться.

- Что делают балерины на пенсии, которая наступает значительно раньше, чем у людей других профессий?

- Кто что. Чаще всего преподают, причем не только в балетных школах, но и у фигуристов, у синхронисток. Педагог-хореограф востребован, но это при условии, что есть второе образование. Кто-то идет учиться, например на журфак МГУ или в МГИМО. Кто-то открывает свой бизнес - связанный с балетом или нет. Были те, кто открывал рестораны, кто-то открывал риелторские агентства. Находят себя в разных специальностях.

О ПРОФСОЮЗЕ И ПРОФЕССИИ

- Состоите ли вы в профсоюзе?

- Да, я состою в профсоюзе, являюсь представителем коллектива балета. В Большом театре первичка очень активна. У нас довольно сильный профсоюз, который отстаивает интересы артистов. Уже лет десять существует коллективный договор между театром и артистами - не только балета: артисты оперы, хор, оркестр. Конечно, это было сделано не без активного участия профсоюза.

- Ваши коллеги участвуют в деятельности профсоюза? Или есть он - хорошо, нет - ну и ладно?

- Для большинства так: есть профсоюз - хорошо. Новогодние подарки, для детей бесплатные билеты на новогодние представления, возможность поехать отдохнуть со скидкой в санаторий. Профсоюз пытается что-то делать, но в связи с тем, что в театре введена контрактная система, очень многие боятся говорить открыто о проблемах. Я сама с этим сталкивалась: в гримерке обсуждается, что опять задержали на репетиции, опять вызывают в одиннадцать, опять переработки. И я говорю, что готова пойти в профсоюз и поднять этот вопрос, но нужны заявления. Без бумажки ничего сделать нельзя. А писать все боятся. Потому что понимают: если имя всплывет, то велик шанс, что руководство тебя снимет с партии, не поставит в спектакль - и останешься без денег.

- Самые главные качества, которыми должна обладать балерина?

- Не хочется банальностей, но получается так: трудолюбие, выносливость, целеустремленность. Для меня всегда еще была важна эрудированность, разносторонность интересов. Я считаю, что вообще любой человек, в том числе артист балета, должен быть разносторонне развит.

- Если бы вы выбирали профессию сейчас - выбрали бы снова эту?

- Не знаю… За меня этот выбор в свое время сделала мама, и я нисколько об этом не жалею, потому что занималась тем, что мне нравилось. Если бы была возможность выбирать, наверное, снова пошла бы в балет. Но несмотря на то, что я много лет жизни отдала этой профессии, я всегда старалась заниматься чем-то другим, что мне тоже было интересно. Я не была зациклена на балете, хотя, возможно, поэтому и не стала ведущей солисткой. На это, наверное, есть и объективные, и субъективные причины. Но скажу еще раз: никогда специально не задумывалась над этим, но полагаю, что снова выбрала бы балет.

- Какие у вас увлечения помимо балета?

- Много чем занималась, по правде говоря. Увлекалась всегда чисто женскими домашними хобби: люблю вязать, шить, готовить. Люблю рисовать. Было время, когда активно занималась горными лыжами. До сих пор занимаюсь плаванием. Когда-то давно дружила с ребятами из МЧС, из поисково-спасательных отрядов, сейчас они по-другому называются. Иногда жила у них на базе. Ездила со спасателями на вызовы. Понедельник у меня выходной, и я приезжала на базу в воскресенье, ночевала там. Если в дежурной бригаде спасателей не хватало человека, а ребята уезжали на выезд, могла сесть на базовую станцию, чтобы принимать вызовы и согласовывать действия.

"А кто вам сказал, что я увлекаюсь балетом? - ответила однажды Майя Плисецкая на вопрос: "Чем еще, кроме балета, вы увлекаетесь". - Это моя работа, за которую я получаю деньги. Не такая уж я балетоманка, мне скульптура больше нравится. "

А мы привыкли думать, что все балерины и танцовщики - сумасшедшие фанаты, которые ничего, кроме балета, в жизни не видят, да и не хотят видеть. И мы понимаем эту одержимость, ведь балет практически само эстетическое совершенство. Каждая девочка хоть недолго мечтает стать балериной. Существует мнение, что страсть к балету заложена у русских в генах. Какая-то хромосома делает ноги и руки наших людей самыми "пригодными" для этого искусства, а еще заставляет трепетать и благоговеть, глядя на балерин и балерунов.
Возможно, именно этим объясняется тот факт, что каждое лето в знаменитые балетные училища приходят толпы родителей с детьми. В глазах взрослых читается одно желание - ввести дитя в этот замкнутый, возвышенный и невероятно жестокий мир. Старшие надеются, что их дети станут новыми барышниковыми или улановыми. И готовы приносить неисчислимые жертвы.



Заветные пороги

Это не высокие слова. Балет - одна из немногих профессий, которая требует оставить за бортом все, не касающееся ее. В 10 лет мальчики и девочки приходят поступать в балетное училище. Здесь им предстоит первое испытание: отбор.

Легендарное Вагановское училище (ныне Академия русского балета им.А.Я.Вагановой) выпустило из своих стен множество звезд отечественного балета. Именно здесь, в первой в России "Танцовальной Ее Величества школе" сформированы балетные устои и традиции. Декан исполнительского факультета Марина Александровна Васильева рассказывает, что на первом туре конкурсного отбора оцениваются прежде всего физические данные.
Что это значит? Будущая балерина или танцовщик должны быть узкокостными, стройными, иметь узкое колено, тонкую щиколотку, высокий подъем. Отношение роста стоя к росту сидя не должно превышать цифры 52 (это очень важный показатель). Мальчика или девочку просят присесть, разведя колени в стороны - это показывает подвижность тазобедренных суставов, так называемую выворотность. Ребенка просят согнуться - и смотрят на гибкость и форму позвоночника.

Вообще, в балете свой язык. Например, шаг - это то, насколько высоко поднимается нога. И счастливчики, которые обладают от природы легким, хорошим шагом, имеют гораздо больше шансов поступить в училище. То же самое можно сказать про прыжок. Чем он выше (особенно у мальчика), тем лучше.
Конечно, бывают редкие исключения, когда дети с не очень подходящими данными столь трудолюбивы, талантливы и терпеливы, что со временем одолевают природу. Так, например, родители Илзе и Андриса Лиепы ежегодно получали из училища Большого театра уведомления, что их дети переведены в следующий класс условно, потому что у Илзе слишком высокий рост, а у Андриса проблемы с весом.

Большинство принятых зачисляются условно. Это значит, что в любой момент их могут отчислить. Надо сказать, что училища такого уровня, как Вагановское, отчисляют много и жестоко. Престиж этого диплома во всем мире настолько высок, что выпускники непременно должны соответствовать эталонным стандартам русской балетной школы. Деньги или связи здесь ничего не решают. Поговаривали, что в каждом балетном училище было "свое" окно, откуда отчисленные пытались выбрасываться. И воспитателям приходилось буквально за руку держать тех, у кого сдали нервы.

Поступив, школьники начинают осваивать две программы. Одну, общеобразовательную - с 9 утра. А во второй половине дня начинаются хореографические дисциплины - классический танец, исторический, музыка, история балета и т.д. Поскольку уже со второго класса многие ученики участвуют в спектаклях, то до семи вечера продолжаются репетиции. А потом - спектакль.
Те ученики, которые приезжают учиться из других городов, живут в интернате при училище. Правда, будет правильнее сказать, что они там ночуют. Потому что уходят на занятия они в восемь, а возвращаются часто в десять вечера.
Уже в первом классе училища проходят первые экзамены, которые ведут к отсеву. В январе и мае отчисляют тех учеников, которые не выдержали нагрузок, а главное - не смогли оправдать ожиданий педагогов. Следующее серьезное отчисление происходит в третьем классе, а окончательное - в девятом. То есть практически перед выпуском. А виновны в этом порой гормоны, лишние килограммы или проблемы со здоровьем. Девочку, которая прибавила два килограмма или пять сантиметров роста, трудно поднимать в поддержках, поэтому ей приходится уходить.
В итоге из 70 поступивших к моменту выпуска остается человек 25. На государственные экзамены собираются представители лучших театров. Некоторых приглашают на работу сразу же, после экзаменов. Другие вступают в новую жизнь самостоятельно.


Артисты балета - какие? Всегда казалось, что они немножко надменные. На самом деле все дело в осанке. Высоко поднятая голова и развернутые плечи придают им такой вид. Еще кажется, что они ведут богемный образ жизни, чувствительны, нежны и хрупки. Педагоги считают, что те, кто оканчивает училище, отличают большим терпением, крепкими нервами, устойчивой психикой и дисциплинированностью.
И действительно, каждый, кто близко общался с балетными, скажет, что они отличаются от других представителей театральных профессий именно железной дисциплиной, выдержкой и умением заставлять себя трудиться. Привыкшие за годы учебы к строгости, ежедневным однообразным упражнениям для поддержания формы, артисты балета знают, что их карьера зависит от того, сумеют ли они удержать себя в самых жестких рамках.
Понятно, например, что балерина не может позволить себе полнеть. Но самое важное - это постоянно и методично ограничивать себя в еде. (Те девочки, которые во время учебы пытались похудеть перед экзаменами при помощи таблеток, доводили себя до нервных срывов и больничных коек). То же самое можно сказать и про ежедневные занятия, которые нельзя прекращать. Даже самые знаменитые примы, безупречное мастерство которых является аксиомой, каждый день несколько часов проводят у балетного станка.

Выносливость, терпеливость, собранность - вот первые качества этой профессии. Именно они дают возможность приобрести и довести до совершенства технику танца.
И лишь потом идут эмоциональность, одухотворенность и внутренний огонь. Без которых, конечно, невозможно стать настоящей звездой балета, но которых все же недостаточно.

Таланты и поклонники

Что уготовано выпускнику училища, в дипломе которого значится "артист балета"?

Во-первых, конечно, мечта каждого мальчика и каждой девочки - это театр. Выпускники училища при Большом театре поступают, понятное дело, в труппу Большого. Из Вагановского училища - в Мариинский, Михайловский, в балет Бориса Эйфмана и т.д.
Лишь единицы, самые талантливые сразу получают сольную партию. Для этого нужно быть действительно ярким, необычайно выдающимся артистом. Большинство зачисленных в труппу, что называется, "встают у воды". Это выражение означает попросту кордебалет. А дальше - как распорядится судьба. Многое, если не все, в судьбе любого, а балетного в особенности артиста зависит от стечения обстоятельств, от закулисных отношений, репертуара театра, мест на конкурсах, личного обаяния, наконец.

Уже в 38-40 лет артист балета, как правило, выходит на пенсию. К этому возрасту он имеет обычно поясничный или шейный остеохондроз, изуродованные стопы и абсолютную психологическую растерянность. После того как тридцать лет жизни отданы балету, трудно начинать все сначала.

Конечно, как и везде, есть исключения. Плисецкая на концерте в честь пятидесятилетия сценической жизни танцевала, и еще как. Марго Фонтейн собиралась в 42 года уйти на покой, но Рудольф Нуриев "задержал" ее на сцене на десяток лет. Уланова, Васильев, Максимова танцевали гораздо больше положенных по закону двадцати лет. Но большинство балетных все же, не достигнув сорока лет, становится пенсионерами. И это, по признанию их самих, самая ужасная и болезненная жизненная точка.


Некоторые, имеющие склонность и способности, становятся хореографами. Как, например, Андрис Лиепа, который в 39 лет получил травму, перенес операцию и оставил выступления в качестве танцовщика. Он начал с того, что стал работать педагогом, балетмейстером. А сейчас ставит собственные спектакли, руководит проектами.
А известный постановщик и создатель собственного театра Алла Сигалова получила свою травму уже в 19 лет, когда остальные только начинали карабкаться к славе. Она рассказывает, что ей понадобился год, для того чтобы прийти в себя. И лишь благодаря сильному характеру Алла смогла восстановиться, закончить режиссерский факультет ГИТИСа и стать одним из самых лучших хореографов нашей страны.

Некоторые училища, в частности, Академия русского балета им. Вагановой, создали факультеты именно для тех, кто по разным причинам перестает танцевать. Они могут получить профессию педагога, хореографа, балетмейстера-постановщика или балетоведа.

Справедливости ради надо сказать, что в последние годы ситуация несколько меняется. Перестают быть столь жесткими рамки, в которых существует артист балета. Например, женщины уже не боятся рожать детей. Известна балерина, которая танцевала после рождения четвертого ребенка. Балетные играют в драматических спектаклях и рекламируют напитки (как Илзе Лиепа), ведут телевизионные передачи (как Николай Цискаридзе) и открывают собственные театры и школы (как Гедиминас Таранда), ставят шоу для эстрадных звезд и так далее. Более прагматичное поколение пришедших в балет понимает, что век на сцене очень короток, а потому нужно найти свое место в жизни раньше, чем тебя забудут зрители. Они ищут новые формы и придумывают новые образы для себя самих. Правда, некоторые специалисты считают, что при этом русский балет становится менее академичным и одухотворенным, а ведь именно эти два качества отличали его многие десятилетия. Но другие на это возражают, что балет, как и жизнь, должен меняться.

А маленькие девочки в разных городах нашей страны все так же встают перед зеркалом на цыпочках, представляя себя в белых пачках и белых пуантах на огромной сцене. И у их родителей сладко замирает сердце: "А вдруг?" И никакие эстрадные звезды не могут заслонить манящую красоту балета. Может быть, это действительно гены?

Автор: Ольга Черномыс
Источник: Журнал "Обучение в России"

Читайте также: