Как называется профессия летчик гражданской авиации

Опубликовано: 29.06.2024

Вдохновившись героической биографией французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери, можно навеки заразиться мечтой о карьере летчика. Воплотить мечту в жизнь - осуществимый замысел.

Возможно, очень многие в детстве мечтали о профессии пилота – хотелось управлять пассажирским, торгово-грузовым, военным или даже небольшим частным двухместным самолетом. Но реалии, конечно, не настолько безоблачны, как нам это представляется в детстве.

История

Летать, как птицы, люди возжелали очень давно. В античной Греции было создано немало мифов о совершении полетов человеком. До сих пор многие уверены, что особенно просветленные индийские йоги и тибетские монахи способны левитировать, т.е. подниматься в воздух без каких-либо летательных аппаратов. Ну и, разумеется, в сказках и легендах многих народов есть летающие персонажи: русская Баба-Яга, европейские ведьмы на метлах, восточные пери. Величайший итальянский ученый Леонардо да Винчи разрабатывал проект создания искусственных крыльев, при помощи которых мог бы летать любой человек.

Позже от этой идеи он отказался и принялся разрабатывать конструкцию летательного аппарата, который по описанию очень напоминает первые аэропланы. Родоначальниками же профессии «пилот» можно считать братьев Монгольфье, совершивших первый удачный полет на воздушном шаре. А вот первыми летчиками в современном смысле этого слова следует назвать братьев Райт, которые после десятилетий испытаний и расчетов в 1903 году совершили дебютный в истории человечества полет на самолете.

Описание и характеристика профессии

Пилот, за исключением водителей-автогонщиков, которых тоже так называют, – человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения. Профессия эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое - целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и, ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости.

Помощник, как и командир, должен знать все об устройстве самолета, его поведении в любых условиях и правилах ТБ при его эксплуатации. Непосредственно перед рейсом летчик внимательно изучает маршрут предстоящего полета, советуется со специалистами, проверяет результаты ТО, настраивает работу средств радиосвязи.

Как и в любой профессии, в профессии пилота имеются плюсы и минусы. Официальное трудоустройство, высокая зарплата, хорошая социальная защищенность, досрочный выход на пенсию – это не все преимущества профессии. Она позволяет осуществить детские мечты о путешествиях. Вы гарантировано увидите множество стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть время на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с достопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых – отдельный плюс: авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно.

Список минусов невелик, но они существенны:

  1. Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле они как моряки дальнего плавания.
  2. Во-вторых, постоянное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных, осознавая, что у тебя в салоне находятся пассажиры, жизни которых в твоих руках – это требует больших умственных усилий. Поэтому летчикам приходится чаще многих других людей проходить всесторонние медицинские обследования, в том числе общаться с психиатрами.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

В РФ стать профессиональным летчиком можно, получив образование в летном училище или одном из следующих вузов:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (УГАвСП). Срок обучения не менее 5 лет.
  2. Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИ ГА), известный также как Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Срок обучения – четыре года.

Для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по физике, профильной математике и русскому языку. Кроме того, абитуриенты сдают нормативы по физподготовке.

Специальности, которые дают право быть летчиком:

  • испытание летательных аппаратов,
  • эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения,
  • системы управления летательными аппаратами,
  • применение авиационных комплексов и летная эксплуатация,
  • аэронавигация.

Однако стать пилотом не так просто. Основной документ, который дает право на управлением самолетом, – не диплом вуза, а летное свидетельство. Профильное образование – только первый этап его получения. Далее понадобится сдать теоретические и практические экзамены, пройти медкомиссию и налетать как минимум 150 часов.

Профессиональные обязанности

Основными обязанностями командира воздушного судна являются:

  • Организация подготовки экипажа к полету;
  • Обеспечение безопасности полета;
  • Осуществление полета в сложных метеоусловиях, при отказах автоматической системы и в других нестандартных ситуациях;
  • Контроль уровня топлива;
  • Анализ метеорологической и орнитологической обстановки;
  • Пресечение действий пассажиров, угрожающих безопасности на борту;
  • Заполнение документации;
  • Разбор полета с членами экипажа.

Обязанности второго пилота:

  • Подготовка к полету;
  • Подбор и изучение полетной документации;
  • Изучение плана полета, информирование о нем экипажа;
  • Проверка пилотажно-навигационного оборудования;
  • Выполнение полета с использованием автоматических систем;
  • Выполнение обязанностей штурмана в случае отсутствия такового.

Кому подходит

Профессия пилота подойдет не любому человеку, а лишь обладающему следующими качествами:

  • железной выдержкой, умением держать себя в руках, не впадать в панику в любых ситуациях;
  • холодным, ясным рассудком, склонностью к аналитическому мышлению;
  • высоким интеллектом и хорошей памятью;
  • безупречным здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением;
  • внимательностью, педантичностью, рационализмом.

Принципиально важны острота зрения, глубинный глазомер, способность длительное время выполнять монотонные действия, эмоциональная устойчивость, аккуратность.

Также не допускается наличие судимости за умышленные преступления и административных наказаний за употребление наркотических веществ.

Заработная плата

Летчики в любой стране получают очень хорошо. В США, в компании Delta Air Lines – 212 долларов в час при обязательном налете в 65 часов. В РФ на порядок меньше, но по нашим меркам тоже прекрасно. Пилоты компании «Аэрофлот» чистыми, без учета бонусов и премий, зарабатывают 290 000 рублей в месяц при обязательном налете в 85 часов. При сверхнормированном налете зарплата летчика значительно возрастает. Так, за 90 часов летчикам «Аэрофлота» начисляют уже 340 000 рублей.

Как построить карьеру

Что касается карьеры, судьба пилота гарантирована практически любому выпускнику соответствующего ВУЗа. Правда, сразу в серьезную компанию молодого летчика вряд ли не возьмут, так как налет часов у него будет минимальным. Наработать опыт можно в небольших фирмах, на коммерческих маршрутах и в легкой авиации. Пройдет не более двух лет, и можно будет претендовать на должность командира воздушного судна. В дальнейшем откроется довольно много возможностей продвижения по карьерной лестницы: от должности главного пилота до руководителя структурного подразделения авиакомпании.

Перспективы профессии

В нашей стране транспорт как отрасль экономики долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его восстановление требует все новых кадров, поэтому у профессии пилота хорошие перспективы.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия летчик подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Профессия летчика подойдет тем, кто не имеет никаких проблем со здоровьем, влюблен в небо и готов усердно учиться на протяжении 5-6 лет. Она предполагает большую ответственность и предельную концентрацию.

Летчик – это специалист, который обладает всеми необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для управления летательными аппаратами. В качестве последних могут выступать самолеты и вертолеты. Слова «летчик» и «пилот» практически синонимичны, однако употребляются в немного разных контекстах: пилотами обычно называют тех, кто управляет гражданскими воздушными судами, а летчиками – тех, кто работает в военной отрасли. Также существует специализация летчика-испытателя, который тестирует новые воздушные транспортные средства. В любом случае, профессия относится к категории «человек-техника». Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой летчик?

От летчика зависит безопасность, здоровье и жизнь пассажиров и экипажа летательного аппарата (либо сохранность грузов). Это очень большая ответственность, и она редко когда возложена только на одного человека. Как правило, пилотов на судне двое, также на нем могут присутствовать командир, штурман, бортинженер. Во внештатных ситуациях летчики могут обращаться за помощью к авиадиспетчерам, находящимся на земле. Это профессия, требующая отличного физического и психологического здоровья.

Особенности профессии

Небезосновательно принято считать, что пилот – это не столько профессия, сколько призвание. Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:

  • Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
  • Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
  • Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
  • Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
  • Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
  • Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
  • Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
  • Заполнение сопроводительных документов.
  • Организация работы авиационного персонала.

Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.

Плюсы и минусы профессии летчик

Плюсы

  1. Престижная профессия (причем высота ее статуса одинаково велика в любой точке земного шара).
  2. Высокий уровень доходов.
  3. Востребованность на рынке труда.
  4. Полный соцпакет.
  5. Как правило, ранний пенсионный возраст.

Минусы

  1. Большая ответственность.
  2. Строгие требования (как для поступления в учебные учреждения, так и для трудоустройства).
  3. Необходимость постоянно поддерживать свое здоровье.
  4. Частое отсутствие, сложности в поддержании отношений с родными и близкими.

Важные личные качества

Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление.

Обучение на летчика

Основных вариантов того, где получить профессию летчика, два: это могут быть либо ссузы, либо вузы. Так, в колледжах можно обратить внимание на специальность «Испытание летательных аппаратов» (код 24.02.03). В высших учебных заведениях, предоставляющих возможность обучения на летчика, наиболее подходящими являются специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (код 25.05.05), «Системы управления летательными аппаратами» (код 24.05.06) и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (код 25.05.05).

Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса – на 4 месяца больше.

Для тех, кто мечтает работать в небе, есть два пути — летное училище и школа частных пилотов. Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», а значит получать высшее образование необязательно — достаточно и среднего специального. Тем не менее учебные заведения предъявляют к абитуриентам жесткие требования, которым соответствуют далеко не все желающие.

Например, перед поступлением нужно пройти обязательный медицинский осмотр, прямо как настоящему пилоту перед заключением трудового договора или контракта (мы не шутим), и проверить уровень физической подготовки. Нормативы зависят от возраста и пола, в программе — бег на короткие и длинные дистанции, подтягивание или отжимания, прыжки и упражнения для мышц пресса. Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) оценивает состояние не только физического, но и психического здоровья. Студентами могут стать лишь те, кого она признает годными. Психологическое тестирование очень много значит: если у двух абитуриентов одинаковые оценки в аттестате, комиссия сделает выбор в пользу того, кто лучше его прошел. Студентам нельзя забывать о здоровье и после поступления: если во время обучения оно ухудшится, дело может закончиться отчислением.

Безусловное преимущество государственных летных училищ — возможность учиться бесплатно. После окончания курса их выпускникам присваивают квалификацию коммерческого пилота (вторую из трех возможных: пилот-любитель, коммерческий пилот и линейный пилот), тогда как частные авиашколы могут предложить лишь квалификацию пилота-любителя. Она не позволит найти работу по специальности, но позволит, собственно, научиться управлять самолетом. Тем не менее, учёба в частной школе дорого стоит: теоретический курс обойдется в 45 тыс. руб., а практические занятия — от 12 тыс. рублей за час. Всего же для окончания курса «налетать» нужно, как минимум, 40 часов.

Один из главных плюсов профессии пилота — высокая заработная плата. Второй пилот в среднем получает от 150 тыс. руб. в месяц, а первый — от 300 тыс. руб., причем стать им можно уже в 26-27 лет, имея за плечами две тысячи часов летной практики в качестве второго пилота. Кроме того, пилотов ждет множество приятных бонусов: 70 дней отпуска в год, корпоративные авиабилеты для них самих и членов их семей и жилье, если работать приходится в другом городе. Компания «Аэрофлот», к примеру, обещает пилотам заработную плату в размере до 400 тыс. руб. в месяц (на такой оклад может рассчитывать командир экипажа — обладатель высшей квалификации коммерческого пилота), а также социальный пакет (до 300 тыс. руб. на одного пилота ежегодно).

Дефицит пилотов сейчас настолько велик, что выпускникам летных училищ часто даже не приходится искать работу: представители авиакомпаний сами приезжают в учебные заведения незадолго до выпуска и рассказывают об открытых вакансиях. Выпускник летного училища, получивший свидетельство коммерческого пилота, сразу по окончании обучения может начать работать вторым пилотом (стажером).

Большинство выпускников хочет сразу же попасть в крупную авиакомпанию (например, «Аэрофлот»). Однако не стоит забывать о том, что камнем преткновения в этой профессии является количество часов летной практики, а у выпускника его недостаточно. Вот почему первую работу лучше искать в небольшой авиакомпании (скажем, региональной), чтобы налетать там необходимое количество часов. После этого начинающий пилот может смело претендовать на вакансию в крупной авиакомпании. При этом нужно иметь в виду, что в компаниях молодым сотрудникам часто бывает необходимо пройти дополнительное обучение, которое позволит научиться управлять определенной моделью самолета.


Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского УИ ГА

Колледж является филиалом Ульяновского института гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева. С 1940 года здесь получили образование более 30 тысяч специалистов, и некоторые из них принимали участие в Великой Отечественной войне. Обучения по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» в колледже длится два года и 10 месяцев. На территории учебной авиационно-технической базы есть 12 воздушных судов для учебных полетов. Курсанты получают академические и социальные стипендии, а выпускники работают в российских авиакомпаниях: «Авиа-Сибирь», «Полярные авиалинии», «Алтайские авиалинии» и др.

Сасовское им. героя Советского Союза Тарана Г. А. летное училище гражданской авиации УИ ГА

Училище открылось в 1943 году. Учиться можно как на бюджетной, так и на платной основе. Специальности — «Летная эксплуатация летательных аппаратов (пилот)» и «Информационные системы». Для практических занятий здесь есть 39 летательных аппаратов. Выпускники первой специальности получают свидетельство пилота гражданской авиации с присвоением квалификацим «коммерческий пилот».

Краснокутское летное училище гражданской авиации УИ ГА

В училище есть только одна специальность — «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Парк учебной техники насчитывает 96 воздушных судов, есть сеть аэродромов площадью 2742,5 га. Студентам выплачиваются стипендии, размер которых зависит от успеваемости: отличники получают на 50% больше, «хорошисты» — на 30%, а обладатели особых заслуг в обучении — на целых 100%. В филиале действует система по содействию трудоустройству выпускников.

Красноярский филиал СПбГУ ГА

Красноярский филиал СПбГУ ГА создан в 2009 году на базе Красноярского авиационного технического колледжа гражданской авиации. Здесь можно получить среднее профессиональное образование по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» и высшее профессиональное образование по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Есть четыре факультета: радиотехнический, управления воздушным движением, организации воздушных перевозок и летной эксплуатации летательных аппаратов. Учиться можно как на бюджетной, так и на договорной основе. Студенты проходят практику на летных тренажерах и другом оборудовании.

Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. героя Советского Союза П. Ф. Еромасова (колледж) — филиал СПбГУ ГА

Училище создано в 1940 году, сейчас ему присвоен статус колледжа. Здесь можно получить среднее профессиональное образование по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Среди выпускников — писатель-пилот Валерий Хайрюзов, писавший книги о работе летчиков. В училище работают один заслуженный пилот СССР, три заслуженных пилота России, пять почетных работников среднего профессионального образования и 68 отличников воздушного транспорта. Практиковаться можно на семи аэродромах и 27 воздушных судах.

Ульяновский институт гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева

Институт основан в 1935 году и сейчас готовит специалистов по направлению «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и бакалавров по направлению «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов работы (второй пилот самолета)». Выпускники работают в компаниях «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «S7». Есть аэродромный комплекс со всеми необходимыми службами и центр с тренажерами самолетов Airbus-320, Boeing-737, SSJ-100, Ту-204.

Факультет летной эксплуатации СПбГУ ГА

СПбГУ ГА ведет свою историю с 1955 года и уже успел выпустить свыше 50 тысяч специалистов. Здесь есть летно-штурманские и диспетчерские тренажеры, а выпускники получают квалификацию «инженер-пилот». Программа включает в себя углубленное изучение навигации и современных методов самолетовождения. Кажется, эти пункты здесь есть не зря: авиадиспетчер, который предотвратил столкновение двух Boeing в московском аэропорту «Внуково» в 2009 году, был выпускником этого факультета летной эксплуатации СПбГУ ГА.


При поступлении в УИ ГА сначала нужно пройти профессиональный отбор, где есть разные упражнения на внимание, собранность и реакцию, а затем сдать тест из 300 простых вопросов. Вопросы примерно такие: «Врал ли ты родителям? Нарушал ли ты закон? Если никто не видит, смог бы ты перейти дорогу на красный сигнал светофора? Любишь ли ты домашние цветы?». Одна из задач этого теста — выяснить, лживая ты личность или нет, поэтому лучше отвечать правду. Утвердительные ответы вряд ли обязательно сыграют против тебя, но всё зависит от вопроса: если человек скажет, что употреблял наркотики, думаю, это плохо скажется на его шансах. Интересно, что в этом тесте вопросы повторяются несколько раз: меняются только формулировки.

После теста надо пройти врачебно-летную экспертную комиссию, которая очень тщательно проверяют состояние твоего здоровья, а потом сдать физические нормативы: подтягивание, бег на 100 и на 1000 м. Если все испытания пройдены успешно, зачисление происходит по результатам ЕГЭ (физика, русский язык и математика).

Плюсы обучения в УИ ГА — государственное обеспечение (форма, питание, общежитие с доплатой всего 700 руб. в год), интересная программа и великолепная практика. Минусом для кого-то, возможно, являются сложности в учебе, но этого требует профессия, так что я не считаю это недостатком. Многих ребят отчисляют из-за неуспеваемости по аэродинамике, навигации, метеорологии, но если стараться, всё будет хорошо.

Практиковаться мы можем на двух типах самолета: Diamond DA 40 (самолет первоначального обучения) и Diamond DA 42 (выпускной самолет). На DA 40 курсанты, в основном, учатся именно летать: выполнять взлет, посадку и визуальные полеты. На нем каждый должен налетать 100 часов. На DA 42 полеты выполняются по приборам и воздушным трассам в соседние города — Самару, Казань, Пензу, Саранск и Чебоксары. На нем нужно налетать 50 часов. То, за какой период ты налетаешь это количество часов, зависит от инструктора и от времени года: были ребята, которые «отлетывали» первоначальный самолет за два месяца. А на DA 42 налет всегда идет быстро, поскольку полеты выполняются и днем, и ночью. Кроме того, этот самолет не так зависим от погоды. Обычно налетать нужное количество часов можно за месяц-полтора. Расписание полетов составляет инструктор. Словами и не передать, что я испытал во время своего первого учебного полета: эйфория, радость и тревога одновременно.

Если говорить о практическом обучении, то тут, если совмещать практику с учёбой в институте, нелегко привыкнуть к режиму: подъем в 4:00, в 5:00 отъезд, после обеда приезжаешь с аэродрома выжатый как лимон, а тебе еще нужно восстановить пропущенные лекции и готовиться к завтрашнему дню. Ведь к каждому полетному дню нужно готовиться. А еще у меня были дополнительные занятия по английскому языку. Было мало свободного времени — вот основная сложность. Но это, на самом деле, мелочи. Ведь после окончания вуза я сразу смогу устроиться в авиакомпанию по специальности, хоть там и нужно будет пройти переобучение на новом типе самолета, которое длится около года.


Лично мне было сложно попасть в этот институт. Я прошёл во «второй волне», и были трудности со здоровьем при поступлении: у меня плоскостопие. Хирург не хотела меня пропускать, отправила делать рентген стопы. В основном, у абитуриентов обнаруживаются проблемы со зрением и искривление носовой перегородки: из-за этого чаще всего и не допускают до поступления. Сильное сотрясение мозга в прошлом тоже может стать причиной отказа. На первый взгляд, искривление носовой перегородки не является проблемой. Однако на большой высоте давление на все органы увеличивается (не случайно там уши закладывает), и с искривлением ты не сможешь дышать через нос. То есть, вообще не сможешь на работе дышать правильно.

Учёба в УИ ГА, в целом, кажется мне удовлетворительной. С начала обучения из-за неуспеваемости у нас отчислили уже порядка 60 человек. Я считаю, это показатель того, что у нас выпускают хороших специалистов.

Плюсы профессии пилота — возможность посетить огромное количество городов и стран, высокая заработная плата, ранний выход на пенсию и множество льгот для тебя и твоей семьи. Кроме того, это интересная, престижная работа. Однако есть и минусы. Эта работа вредна, вызывает глухоту, проблемы с сердцем, ускорение процесса старения и ранее облысение. Пилоты редко бывают дома и часто не могут проводить много времени с родными и близкими.

Пилот самолета часто является желанной мечтой многих мальчиков и девочек в детстве. Однако существуют и те, которые данную мечту претворяют в реальность, а кого-то, возможно, по сей день манит профессия пилот гражданской авиации. Что ж, сегодня мы поговорим о важных аспектах такой непростой профессии как пилот самолета, так как овладеть ею на самом деле не так уж и просто, как может показаться.

Исторические моменты

Человек всегда мечтал взлететь к небу и об этом говорили еще во времена античной Греции, когда на данную тему было создано немало мифов и легенд. Даже сейчас остаются на плаву мифы о левитации просветленных монахов востока, что обладают способностью парить в воздухе без посторонней помощи каких-либо летательных аппаратов. Так же существует множество сказок о летающих существах в различных мировых культурах.

Леонардо да Винчи являлся величайшим итальянским ученым, который сделал множество открытий, что уже сейчас используются в современном мире. Одним из таких открытий являлся летательный аппарат, что по внешнему виду очень походил на современный аэроплан. А начался этот летательный аппарат еще с разработки крыльев, при использовании которых любой человек мог бы взлететь.

Первыми, кто сумел осуществить успешный полет на аппарате, которым был воздушный шар, стали браться Монгольфье; благодаря этому они и вошли в историю. А в 1903 году братья Райт, спустя много лет измерений, расчетов и испытаний совершили первый в мире привычный для нас полет на самолете, название которого стало довольно символичным – Флайер 1. Что ж, сегодня полетом на самолете мало кого удивишь, но, тем не менее, все эти события были очень важными.

Описание профессии

Пилот

Пилотом является человек, что управляет летательным аппаратом, назначение которого может быть очень разнообразным. Эта профессия сопряжена с большой ответственностью и отсутствием права на ошибку. Здесь наиболее важным является мастерство пилота, ведь от него зависит сохранность перевозимого груза, жизнь пассажиров и членов всего экипажа.

Действительно, профессия очень сложная, так как требует от пилота превосходных технических навыков, большой внимательности и сосредоточенности. Пилот должен сверять множество данных с приборов летательного аппарата, координировать принятые решения со вторым пилотом, а так же с диспетчерской аэропорта и пролетающими поблизости самолетами. Если Вашему взгляду когда-либо доводилось встречать приборную панель самолета, то Вы наверняка могли заметить огромное количество датчиков, лампочек, кнопок и рычажков, взаимодействие с которыми без необходимых знаний может привести к нехорошим последствиям.

Экипаж любого самолета часто обязательно состоит из двух человек – это командир и помощник. Если произойдет непредвиденная или чрезвычайная ситуация, то второй пилот обязан быть полностью готовым принять в свои руки управление аппаратом; знания помощника должны охватывать весь спектр об строении пилотируемого самолета и его возможном поведении в различных ситуациях, так же он обязан знать все технические моменты самолета. Командир перед вылетом должен быть в курсе технического состояния своего самолета, проверить все настройки радиосвязи и работоспособности систем, предварительно посоветовавшись со специалистами, а так же обязан уделить время на изучение предстоящего летного маршрута.

Получение образования по профессии

Существует несколько наиболее крупных образовательных учреждений, где обучают пилотов различных направленностей.

  • Санкт-Петербургский Университет Гражданской Авиации имеет 8 факультетов, где обучаются на протяжении не менее 5 лет. Кроме этой профессии в университете существует возможность обучиться на смежные с ней специальности.
  • В Высшем Авиационном Училище Гражданской Авиации, что располагается в Ульяновске, где выпуск осуществляется за 4 года.
  • Московский Авиационный Институт обладает 12 факультетами и множеством профилей. Так, кроме пилотов, желающие могут обучиться на техников и менеджеров, можно так же получить образование конструктора, которые после завершения обучения могут устроиться на работу в НИИ, где будут заниматься проектированием и разработкой новых видов самолетов и космических кораблей.

Плюсы профессии

В кабине пилотов

Если Вы получили образование по профессии пилота, то можете быть уверенным, что устроившись на работу, будете получать высокую зарплату и получите полный комплект социальных услуг; так же Вам гарантирован быстрый уход на хорошую пенсию и постоянные путешествия. В авиакомпаниях совершаются множество международных рейсов, и между перелетами часто есть несколько дней, что дает возможность прогуляться по городу и хорошенько отдохнуть. Кстати, авиакомпании очень тщательно следят как за физическим, так и психологическим здоровьем пилотов, ведь для хорошего выполнения своих нелегких обязанностей он должен чувствовать себя превосходно во всех аспектах.

Минусы профессии

Но и в этой бочке меда, как говорится, будет ложка дегтя. В какой-то степени пилота можно сравнить с моряком, что отправляется в дальнее плаванье, ведь дома они практически никогда не бывают, или же бывают, но очень редко.

Важным параметром является способность выдерживать эмоциональное напряжение, так как пилоту нужно постоянно хранить в памяти большое количество цифр, внимательно читать показатели самолета, и это учитывая тот факт, что в салоне пилотируемого самолета находятся более сотни пассажиров, чьи жизни напрямую зависят от его действий – все это требует действительно немалых умственных усилий. Именно по этой причине пилоты часто проходят медицинские осмотры и обследования, а так же регулярно посещают психиатра.

Необходимые качества

При выборе профессии часто опираются на личностные качества, и в данной профессии это играет очень большую роль. Вы сможете освоить профессию пилота, если: обладаете огромной усидчивостью и выдержкой, внимательны и рациональны, обладаете умением держать под контролем свои эмоции, имеете холодный и ясный рассудок, имеете склонность к аналитическому и логическому мышлению и обладаете интеллектом выше среднего. Так же у Вас должно быть просто безупречное здоровье и зрение на 100%.

Карьера и зарплата

В аэропорту

Что касается заработной платы, то у всех летчиков она очень хорошая. Компания Delta Air Lines выплачивает своим пилотам по 212 долларов за час с условием обязательных 65 полетных часов. В компании «Аэрофлот» пилоты в среднем зарабатывают 290 тысяч рублей при условии наличия 85 летных часов. Если же у пилота количество часов больше или сверхнормированное, то зарплата увеличивается до 340 тысяч.

Выпускнику в любом случае гарантированна судьба и карьера пилота, однако сразу попасть в большую авиакомпанию вряд ли получится, так как без опыта полетов молодого пилота не возьмут. Здесь выходом будут частные рейсы или же участие в небольших компаниях на коммерческих маршрутах; еще одним выходом может стать легкая авиация, которая поможет собрать необходимое количество летных часов, и станет отличной тренировкой способностей пилота. Спустя несколько лет уже можно пробовать устроиться на позицию помощника, вторым пилотом, а при большой уверенности можно попробовать попасть на роль командира или первого пилота в большой авиакомпании.

Все о пилотах гражданской авиации

Знать все о профессии пилотов гражданской авиации очень важно и поучительно, несмотря на всю романтику. Необходимо точно представлять, как именно стать пилотом, как проходить обучение профессии летчика в России, в какие школы пилотов обращаться. Необходимо также учесть, какие есть плюсы и минусы, как устраиваться на работу авиаторам.


Плюсы и минусы

Если спросить самых обычных людей, с чем у них ассоциируется профессия летчика, то большинство одним из первых пунктов назовут «романтику». Однако такой взгляд свойствен преимущественно для не знающих внутренней «кухни». Те же, кто уже не один раз наблюдал отрыв от полосы из кабины, знают — это очень строгая и ответственная работа, а не развлечение. Безусловно, доход пилота больше, чем у многих представителей наземных профессий. Зато и требования к ним будут очень строги (но об этом позже).

В пользу пилотской профессии свидетельствует и ее престиж. При этом недостатком можно считать неизменно присутствующий риск. Отказы техники и действия террористов, межгосударственные конфликты и ошибки метеорологов, просчёты инженеров, авиадиспетчеров, халатность сборщиков, ремонтников и аэродромного персонала — вот лишь основные опасности. И что хуже всего, на многие источники угроз, на их комбинации летчик повлиять не в состоянии вообще. Также стоит учитывать, что полеты вредно влияют на здоровье.

Сухой и разреженный воздух на высоте, постоянно сидячее положение, вероятные перегрузки, быстрая смена часовых поясов отрицательно сказываются даже на самом крепком организме. Порой непредвиденная заранее ситуация оборачивается сильным стрессом. О подавляющем большинстве таких случаев пассажиры так и не узнают, однако, сила удара по нервной системе оттого меньше не становится. Пилоты к тому же редко видят семью, родных и друзей, а когда приходит время отпуска — хоть он и составляет до 70 суток, авиаторы вынуждены держать себя постоянно в форме.

Наконец, авиация — это не профессия на всю жизнь, и подниматься в небо профессионально после 50 лет вряд ли кому-то позволят.


Критерии отбора претендентов

Разумеется, перед поступлением в учебное заведение потребуется специальная медицинская комиссия. Она оценивает потенциальных претендентов очень строго. Так, никаких шансов поступить нет у тех, у кого острота зрения будет менее 0,8 по офтальмологической шкале. А вот высшее профессиональное образование не требуется — хватает и среднего специального, потому пойти учиться могут даже окончившие 9 классов. Они даже в каком-то смысле будут пользоваться преимуществом, ведь чем раньше человек придет на должность, тем дольше он там отработает.

Что касается врачебно-летной комиссии, то она отсеивает всех, у кого найдет хотя бы ничтожные отклонения:

  • в работе сердца и сосудов;
  • зрительного восприятия;
  • слуха;
  • дыхательной функции;
  • нервной системы вообще и вестибулярного аппарата в особенности.


Но разумеется, одним медицинским контролем дело не ограничивается. Огромную роль играет проведение психологических тестов. Людям, которые даже потенциально склонны к панике, к безрассудным поступкам или будут ждать в критической ситуации чьего-либо совета — не место в кабине летательного аппарата. Проверяют обязательно и быстроту реакции. Дополнительная часть проверок связана с установлением физических кондиций будущих авиаторов.

Придется бегать, прыгать, отжиматься, подтягиваться на перекладине и выполнять другие физические упражнения. Программа тестов строга — практически как у профессиональных спортсменов национального уровня. Нормативы выбирают сообразно возрастной и половой характеристике кандидатов. Важно: проверка проходит не только при зачислении, но и в процессе обучения. Все совершенно очевидно: чем хуже состояние сердца, легких, кроветворной и мышечной системы, тем сложнее человеку будет работать при быстрой перемене высоты.

Распространенное мнение, что «девушкам в небе не место» – всего лишь предрассудок. На деле никаких формальных ограничений нет. Поступление и последующее обучение, отсев по физической форме и владению специальными знаниями — на общих основаниях.

Стоит учесть, правда, что предрассудки обуревают и представителей вступительных комиссий, и администрацию учебных заведений, и руководство авиакомпаний. Придется доказывать каждый день свою компетентность, полноценность и общую профессиональную пригодность.


Где обучают?

В России есть только 5 училищ, где предлагают стать пилотом гражданской авиации. Аналогичную подготовку ведут по 1 университету в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске. (Сюда же относятся и филиалы этих университетов). Но надо понимать, что очень многое зависит от конкретной специализации. Пилоты гражданской авиации могут быть и вертолетчиками.

Обучением летчиков пассажирских самолетов в Санкт-Петербурге занимаются в университете гражданской авиации. В Ульяновске ту же функцию выполняет высшее авиационное училище. Посещать эти лучшие в России специализированные учебные заведения придется ровно 5 лет. Также после школы учат летчиков в:

  • училище в Сасово;
  • Омском колледже гражданской авиации;
  • Краснокутском училище;
  • училище города Бугуруслан.


Как проходит учеба?

Сам учебный процесс включает, конечно, и теорию, и практику. Еще прежде, чем сесть за штурвал, начать прокладывать маршрут или поддерживать связь с землей, придется изучить общую аэродинамику, общие принципы и методы применения воздушных судов, конструктивные особенности двигателей. Есть также универсальный предмет — теория управления самолетом. Дополнительно потребуется освоить картографию и умение прокладывать маршруты. Не менее важную роль, конечно, сыграет в полете и понимание базовых моментов метеорологии, сути профессиональных терминов и логики развития процессов в атмосфере.

В полете и даже при нахождении воздушного судна на земле могут случиться самые разные нештатные ситуации. И потому пилоту требуется обязательно владеть навыками экстренной доврачебной помощи. Разумеется, в современной авиации никуда без иностранных языков, в первую очередь, английского. Даже если не получится дорасти до пилота международных линий, всегда может возникнуть необходимость переговариваться с экипажами иностранных самолетов, к примеру. Есть и другие дисциплины, конечно.

Их состав в каждом учебном заведении определяется индивидуально. Естественно, в процессе не ограничиваются освоением авиатренажеров. При всех возможностях современных профессиональных симуляторов взяться за штурвал уже в процессе учебы придется, и не раз. Другим дополнительным пунктом является совершение прыжков с парашютом — без этого также летчиком не стать. Остальные позиции лучше всего узнавать в конкретной учебной программе.


Как устроиться на работу?

Но и получение диплома, и учебные полеты — только половина забот будущих авиаторов. Компании-перевозчики предъявляют очень строгие требования к гражданским пилотам. Они рассматривают только кандидатов с превосходными результатами подготовки, рекомендациями от учебного заведения и опытом реального пилотирования. Необходимое число часов в каждой авиакомпании назначается особо и может меняться. Естественно, что в межконтинентальных перевозках оно наиболее велико.

Училища и университеты (и даже иностранные аналоги!) не могут обеспечить всех курсантов 300 — 400 часами полетов. Но все же придется максимально использовать те возможности, которые предоставляются. Решающим шагом в наборе опыта при этом становятся предложения от региональных перевозчиков. В них дефицит кадров настолько остр, что старательных курсантов берут с высокой вероятностью. Это наиболее распространенный вариант начала пилотской карьеры.

Разумеется, вряд ли кто-то стремится всю профессиональную жизнь оставаться летчиком местных авиалиний. Но переход в серьезные компании потребует доказательства солидных навыков пилотирования. Потому не менее полугода, а в идеале год или два придется полетать на короткие расстояния. Это время надо использовать не только для оттачивания навыков управления воздушным судном.

Придется искать рекомендации и совершенствовать знание иностранных языков (крайне полезно не ограничиваться английским языком).


Какая зарплата и от чего она зависит?

В среднем пилоты гражданской авиации зарабатывают 75 — 300 тысяч рублей в месяц. Такой большой разброс возникает по причине воздействия множества факторов. Важнейший из них — авиакомпания, куда летчик устраивается. Небольшие региональные и межрегиональные фирмы редко могут похвастать большим бюджетом. А вот крупные национальные и международные авиалинии заботятся обычно о престиже даже в профессиональном сообществе.

Разумеется, чем больше и сложнее в пилотировании самолет, тем выше и доходы экипажа. Дополнительно вводятся вознаграждения за часы, проведенные в воздухе. Сейчас принято считать, что абсолютная норма — 65 часов за месяц. Все, что сверх этого, должно оплачиваться дополнительно. Но тут уже играет роль, конечно, и коммерческая политика перевозчика. В некоторых случаях возможны доплаты за незапланированный вылет, за работу в труднодоступных регионах (прежде всего в горах или в Арктике), однако, маловероятно, что коммерческие компании будут настолько щедры.

Разница есть и между членами экипажа. Командир воздушного судна получает больше всего, несколько меньше доходы вторых пилотов. Им обоим сильно уступают авиатехники (бортинженеры), пилоты-радисты и штурманы. Впрочем, в большинстве случаев на пассажирском лайнере рейс выполняют командир и второй пилот, даже авиатехники на современных самолетах могут не входить в экипаж. Если компания оплачивает каждый перелет отдельно, то ставки за регулярный и чартерный рейс могут существенно отличаться.


За трансграничные рейсы даже при одинаковых расстояниях платят больше, чем внутри страны. Однако претендовать на это пилот сможет только после пролета 1500 часов и более в пределах России. Стать командиром воздушного судна можно только после 4000 часов в кресле второго пилота. Стоит отметить, что кроме непосредственных выплат, в том же «Аэрофлоте» используются такие формы поощрения:

  • гашение долгов перед другими компаниями;
  • разовые подъемные;
  • содействие при устройстве детей в детский сад;
  • социальный пакет;
  • корпоративное жилье (если его нет в городе приписки);
  • фирменное медицинское обслуживание не только персонала, но и членов их семей;
  • санаторные путевки (также и для членов семьи);
  • оплата страховки жизни и здоровья;
  • корпоративные программы накопления на пенсию.

В Utair платят командирам воздушных судов 200 тысяч рублей. Доход вторых пилотов составляет от 100 до 150 тысяч рублей. Ожидается в ближайшее время повышение выплат. Необходимо также упомянуть, что на выплаты в любой авиакомпании влияет категория освоенных аэродромов, выслуга лет.

Отечественные перевозчики широко применяют премирование летного состава в ежеквартальном режиме.

Читайте также: