Кто управляет воздушным шаром профессия

Опубликовано: 01.07.2024


Пилот – это тот, кто имеет свидетельство пилота и допущен к управлению воздушным судном. Стать пилотом можно, либо окончив частные курсы (нужно освоить теорию и налетать 40 часов), либо получив соответствующее среднее профессиональное или высшее образование. В первом случае вы становитесь пилотом-любителем, во втором – профессиональным пилотом гражданской авиации.

Какие требования предъявляются к пилотам? Их много – профессия серьезная:

    Глубокие знания в теории и вместе с тем высоко развитые практические навыки и навыки коммуникации

  • Готовность нести повышенную ответственность

    Концентрация внимания и стрессоустойчивость

Специализации

Частный и коммерческий пилоты вправе управлять самолетом, дирижаблем, вертолетом. Разница между этими специалистами в том, что первый занят на некоммерческих авиаперевозках, а второй - на коммерческих. Пилоты должны обладать практическими навыками полетов, быть готовыми выступать в качестве командира воздушного судна, то есть быстро реагировать на изменения условий, принимать правильные решения, контролировать полет, иметь медицинское заключение первого или второго класса.

Частный и коммерческий пилоты могут стать пилотами-инструкторами. Метка «пилот-инструктор» ставится в основном свидетельстве пилота. Чтобы стать пилотом-инструктором, нужно обладать:

    обширными и глубокими знаниями законов воздушного движения, техники, правил ведения связи и фразеологии во время полета и в случае потери связи;

Пилот многочленного экипажа может управлять только самолетом, в экипаже которого более двух пилотов. Должен пройти специальную подготовку, соответствовать требованиям Приложения №1 к Конвенции о международной гражданской авиации, иметь медицинское заключение первого класса.

Линейный пилот руководит полетом самолета и вертолета. Высший уровень квалификации пилота: он имеет за плечами более 1500 часов налета. Линейный пилот должен быть старше 21 года, иметь глубокие познания в теории и практике полетов, быть готовым выступать в качестве командира воздушного судна, иметь медицинское заключение первого класса.

Пилот планера – юный пилот, управляющий только планером. Он должен быть старше 16 лет, пройти подготовку, знать теорию и практику, иметь налет не менее 6 часов (для полета с пассажирами – не менее 10 часов), быть готовым выступить в качестве командира экипажа, иметь медицинское заключение второго класса.

Пилот свободного аэростата (воздушного шара), как и пилот планера, может летать с 16 лет, но только на свободном аэростате. Должен пройти подготовку, знать теорию и практику, иметь налет не менее 16 часов, быть готовым выступить в качестве командира экипажа, иметь медицинское заключение второго класса.

Пилот сверхлегкого воздушного судна. Ему также может быть 16 лет. Он должен иметь налет на сверхлегких воздушных судах, оборудованных силовой установкой, – не менее 25 часов; на сверхлегких воздушных судах без силовой установки – 12 часов. Также от него требуется быть готовым выступить в качестве командира экипажа и иметь медицинское заключение второго класса.

Чтобы быть допущенным к полетам, пилот сверхлегкого воздушного судна также должен получить квалификационную отметку о классе судна, которым он научился управлять: с балансирным управлением (дельтаплан, дельталет), с аэродинамическим управлением (автожир, вертолет, самолет), со смешанным управлением (параплан).

Штурман – уже редкая профессия, так как она вытесняется современными технологиями. Штурман прокладывает летный курс, проверяет, исправны ли навигационные приборы. Он должен быть старше 18 лет, иметь практические навыки полетов, налет не менее 200 часов на воздушных судах и медицинское заключение первого класса.

Управление воздушным шаром

Из истории воздухоплавания

Полет аэростата братьев Монгольфье

Однако родиной воздухоплавания считается французский городок Аннонэ, где 5 июня 1783 года братья Этьен и Жозеф Монгольфье подняли в небо созданный ими шарообразный аэростат, наполненный нагретым воздухом.

Полет летательного аппарата весом около 155 кг и диаметром 3,5 метров длился всего 10 минут. За это время он преодолел около километра на 300-метровой высоте, что стало выдающимся событием для своего времени. Позже, воздушные шары в честь создателей стали называть монгольфьерами.

Устройство воздушного шара

Воздушный шар братьев Монгольфье состоял из льняной оболочки, обклеенной бумагой. Чтобы ее наполнить горячим воздухом был разведен костер из мелко нарубленной соломы. А 3 месяца спустя, в конструкцию летательного аппарата было внесено дополнение в виде специальной корзины для пассажиров.

Устройство воздушного шара

Современные воздушные шары несомненно более совершенны, но сделаны практически по той же схеме. Для изготовления сферической оболочки шара используется специальный тонкий и прочный полиэфирный материал. Изменилась система нагрева воздуха. Функцию костра выполняет регулируемая пропановая газовая горелка, установленная в корзине прямо под куполом.

Несмотря на большую зависимость от ветра, современные воздушные шары управляемы. Высота полета регулируется выпускным отверстием в верхней части купола с помощью разрывного шнура. Для изменения курса предусмотрен боковой клапан. Существуют и более сложные конструкции, где внутри основного купола может размещаться еще один, заполненный гелием.

Как управлять воздушным шаром с корзиной

Управление воздушным шаром – занятие, требующее серьезной подготовки и немалых финансовых затрат. Достаточно сказать, что курс обучения пилота аэростата стоит сегодня около 200 тыс. рублей. Цена самого аэростата (в зависимости от модели) соизмерима с ценой легкового автомобиля.

Подготовка

Полету предшествует тщательная подготовка. Прежде всего необходимо изучить метеоусловия – облачность, видимость и скорость ветра. В соответствии с полученными данными планируется маршрут полета. Ввиду непредвиденных изменений метеоусловий выбирается именно такой маршрут, где на пути есть достаточно мест для безопасных посадок.

Подготовка к взлету

Взлет

Чтобы воздушный шар взлетел, необходимы усилия всего экипажа. Оптимальный вариант места для старта – ровная площадка 50 х 50 метров в открытом поле, где рядом нет никаких посторонних объектов – столбов, деревьев, ЛЭП.

Затем начинается сборка шара: к корзине крепятся горелки, которые соединяются специальными шлангами с газовыми баллонами. После пробного запуска горелки экипаж приступает к растягиванию купола (обязательно по направлению ветра). Далее растянутый купол специальными карабинами пристегивается к корзине.

Аэростат Федора Конюхова

Следующий этап – заполнение купола холодным воздухом с помощью вентилятора, после чего запускается горелка для нагрева воздуха. Разогретый воздух поднимает купол с земли, и экипаж (с пассажирами) занимает свои места. Чтобы шар не улетел, его предварительно привязывают к автомобилю.

Полет

Несмотря на отсутствие мотора и крыльев, воздушный шар управляем, что требует определенных навыков. Основные средства управления – горелки и выпускной клапан. Для набора высоты горелка включается и воздух дополнительно нагревается, а для снижения – клапан приоткрывается. Горизонтальный полет происходит за счет попутного ветра. Именно здесь проявляется мастерство пилота. Так, чтобы лететь быстрее, он может увеличить высоту полета, где скорость ветра сильнее.


Спуск

Место посадки выбирается заранее. Оно должно быть большим и безопасным. Идеальный вариант – футбольное поле рядом с автомобильной дорогой. О месте посадки экипаж по радио сообщает на землю. Далее пилот выпускает воздух из купола при помощи клапана. Шар плавно опускается на землю.

Меня зовут Лексин Александр, мне 27. На данный момент я работаю аэронавтом или воздухоплавателем, как чаще называют. Хочу вам рассказать, что это человек выполняющий полёты в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха.

– Почему Вы выбрали эту профессию?

Ещё в детстве я мечтал стать космонавтом или хорошим лётчиком. Мама не одобряла мои желания, переживала за меня. Когда я вырос, мои желания не изменились, меня тянуло к небу. Я начал летать на шаре. Это непередаваемо!

– Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Воздухоплавание для меня стало не только работой, но и хобби. Всё свободное время я летаю. Моя маленькая дочка постоянно просит её покатать. Она всё время хочет догнать птичек, ведь шар поднимается на высоту птичьего полёта.

– Что является самым сложным в Вашей работе?

Наверное, самое сложное в профессии это выбрать время, когда удачное направление ветра. Летая на шаре, воздухоплаватель управляет только высотой, поэтому бывают несчастные случаи. Мой друг шаром задел провода высоковольтной линии и упал на землю, но к счастью остался жив.

– Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?

Я безумно рад, что выбрал именно эту профессию. В небе ты чувствуешь свободу, видишь такие пейзажи, которые не передаст ни один фотоаппарат. Я люблю участвовать в соревнованиях и фестивалях разных. Ведь воздухоплавание является одним из видов спорта.

– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?

Эта профессия подходит ответственным людям. Работая, нужно осознавать всю опасность такого вида полёта. Также нужно быть смелым и не бояться высоты. Если человек целеустремлённый и любит небо, то эта профессия для него!

– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Нужно знать, что лучшее время полёта: с 6 часов вечера и до 10 часов утра. Нужно полностью знать строения этого летательного аппарата, его особенности. Понимать, что относиться нужно к этому делу серьёзно. Всякое может случиться в воздухе.

– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Этому можно научиться в специальных школах. Начать учиться воздухоплаванию можно с 16 лет. Освоить профессию совсем не сложно. Чтобы летать на шаре, надо сдать экзамен на права вождения летательного аппарата так же, как нужно иметь права на вождение самолёта или вертолёта.

– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Ответственность и огромное желание. Будущий специалист должен любить свою работу. А вообще я считаю, что любой человек однажды полетав на воздушном шаре, уже никогда не сможет остановиться. Делаю вывод по своему опыту.

– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Это одна из дорогих профессий. Очень много желающих покататься на таком необычном летательном аппарате. Реклама на шарах является для меня основным доходом. Мой шар летает над городами и рекламирует различные марки. Доход соответственно хороший.

– Есть ли у Вас свои достижения?

Для себя я неоднократно ставил рекорды. У меня их было достаточно много. В соревнованиях и фестивалях я часто участвую с друзьями и выигрывал несколько раз. А вообще сама работа для меня достижение. Новая высота - новая награда.

– На какую высоту поднимается шар?

Обычно высота полета составляет где-то 50-300 метров и, соответственно, меняется в течении всего полета. Возможно поднять и выше, например, до 1000 метров. Но не все желают подняться так высоко, многие, особенно дети боятся высоты.

– Сколько весит такой воздухоплавательный летательный аппарат? Сколько длится полет? Как шар приводят к исходному положению?

Вес зависит от шара. В среднем составляет около 200-450 кг. Время полета на воздушном шаре полностью зависит от предпочтения желающих. Обычно им хватает 1 часа. Я летаю по 4-5 часов. Что касается положения, то на протяжении всего пути сопровождают машины-ориентиры.

– Какая должна быть одежда во время полёта?

Одеваться нужно соответственно сезону. Одежда лёгкая и удобная. Летом обязательно головные уборы, чтобы не получить солнечный удар. В зимнее время нужна удобная и тёплая обувь. Полностью запрещается обувь на высоком каблуке или высокой подошве.

– Расскажите о планах на будущее.

Я за всё время хорошо изучил этот летательный аппарат. В будущем планирую создать свой «воздухоплаватель» своими руками, побить рекорд по длительности полёта в 2 раза, то есть достичь результата полёта не менее 24 часов. Я думаю, что у меня получится осуществить мою идею.

Помимо душевной беседы, внутри еще очень много фото и даже видео с высоты.

Миша, портрет

Это интервью состоялось в пять утра на высоте 100 метров над землей. Человек с потрясающе говорящей фамилией Михаил Летуновский рассказал, как бросил все и стал пилотом воздушного шара. Ты узнаешь, сколько зарабатывают воздухоплаватели, где хранят шары, как самому стать пилотом, и даже как постирать шар.

Начнем с того, о чем невозможно не спросить. Настоящая ли у тебя фамилия?

Фамилию ношу с рождения. Можете в паспорте проверить. Это она подтолкнула меня к полетам.

У тебя была жизнь до воздухоплавания?

До того, как стать профессиональным пилотом, я занимался продажами, работал монтажником и продавцом. Я люблю общаться с людьми.

Кто они – пилоты воздушных шаров? Интервью в пять утра на высоте 100 метров над землей

И почему тогда воздушный шар?

Мой сосед, президент Федерации воздухоплавания России Юрий Павлович Таран, знал меня с детства и уговаривал летать. Однажды я понял, что мне не нравится моя работа, и согласился. Увлекся и уже не возвращался к «земным» профессиям.

И сейчас ничего не стал бы менять?

Ни за что ничего не поменяю. Я сделал четкий выбор.

Каким был твой первый самостоятельный полет. Страшно?

Это замечательный момент. Не страшно, но непривычно. На тебя ложится груз ответственности. Расслабишься тогда, когда уже налетаешь часов сто.

А на самолете боишься летать?

Тоже не боюсь. Пилот лайнера работает, как и я. Просто с другими скоростями, с другой техникой. Разница в том, что у нас на шаре полет настоящий, а на самолете — технический.

Миша готовит запуск

Какой характер должен быть у воздухоплавателя?

Летчик должен владеть психологией принятия решений. Нельзя колебаться и передумывать. Первая задача пилота — грамотно оценить и учесть метеоусловия. Выбор делается один раз на земле.

То есть полет — это для физиков, а не для лириков?

Сначала — физика. Воздухоплавание — это технический вид спорта, в котором надо координировать много элементов: шар, машины, приборы. Нужно анализировать данные и прогнозировать события. Лирикам тоже можно летать, но лучше с пилотами-физиками.

Подготовка к полету

Если шар — это работа, то хобби.

Шар — это не работа. Летом я много летаю, а зимой еду в горы и катаюсь на сноуборде.

И как? Похоже на полет?

Ну, нет. Это совершенно разные вещи. Сноуборд — экстремальный спорт с резкими эмоциями. А полет — это расслабленное состояние. Ты с ветром наедине, и больше ничего.

Миша на шаре

У тебя есть любимый момент в полете?

Я люблю летать низко. Интересно касаться воды и деревьев. Это динамика небольшой скорости, которая обостряет чувство полета.

Воздушный шар добавляет очки привлекательности среди девушек?

Ну, свою жену я пригласил полетать на шаре вдвоем на следующий день после знакомства. Я ее тогда очень стильно впечатлил. С тех пор летать любим вместе. У нас было романтическое свадебное приключение на Кавказе. Мы заказали костюмы, нашли фотографа, взяли шар и улетели в горы.

То есть шар — это стопроцентный способ познакомиться с правильной девушкой?

Шар помогает знакомиться с разными интересными людьми. Ну и с девушками тоже. Один клиент провел со мной шесть полетов. Каждый раз приводил новую девушку. Меня просил делать вид, что я его не знаю. Но однажды он пропал. Хочется верить, что нашел ту самую, единственную.

Расскажи романтическую историю про своих клиентов.

Раскрою секрет, молодые люди регулярно делают предложение руки и сердца в моей корзине. Для меня это знакомая процедура. Очень запомнилась одна девушка. Летим на высоте 50 метров, и она кричит людям внизу: «Я невеста!». Ей по кайфу — и мне тоже!

Готовимся к запуску. Лето

А бывают девушки-пилоты?

Да, девушек-пилотов называют «пилотессы». Их меньше, чем мужчин. Поэтому у них даже есть свой специальный приз «Кубок княгини Ольги».

Можно ли, как герой Жюля Верна, улететь на шаре в соседнюю страну?

Теоритически можно. Так сделал Федор Конюхов. Но надо знать и соблюдать летные правила другого государства. Кроме того, шар движется с низкой скоростью в потоке ветра, так что лететь придётся очень долго. На соревнования мы перевозим оборудование либо на самолете, либо на внедорожнике с прицепом. А храним шар в обычном гараже.

Детали 2

Моменты. Огонь

А ты себя сам чувствуешь персонажем книги?

Удивишься, но я прочитал Жюля Верна только после того как начал летать. И хочу отметить, что он все правильно описал и предсказал механику полета газовых аэростатов.

Мы встретились в пять утра. Расскажи, как проходит твой день?

Я встаю задолго до рассвета, примерно в три часа утра. Около пяти часов утра встречаюсь с пассажирами. Взлетаем на рассвете, потому что это максимально тихое время. В течение дня ветер усиливается. Полет занимает примерно три часа с подготовкой и посадкой. С девяти утра я сплю, чтобы проснуться днем и подготовиться к вечернему полету, который стартует в шесть. В одиннадцать вечера я снова ложусь спать.

При таком расписании легко приземлится не туда!

Бывает всякое. Но садиться обязательно надо на поле. Мы стараемся выбрать место без грядок. Но, бывает, и в кабачки сядем, и за коровником. Это целое приключение! Коровные поля самые удобные, но могут быть «заминированы».

Тебе приходилось выживать в лесу, как Беар Грилзу?

Пока нет. Пилот старается просчитать и предупредить экстренные ситуации. Мы заранее отрабатываем разные схемы. Даже если сели все навигаторы и телефоны, то ищем ближайшую деревню. А посадка в лес считается самой ужасной, поэтому делаем все, чтобы ее избежать.

Как успокоить пассажира, если он начинает паниковать?

Пилот шара должен быть немного психологом. Шар — это максимально спокойная и комфортная обстановка. Ко мне приезжали ребята, которые боялись летать после того, как их покружили на дельтаплане. После нашего полета — страх пропадал. Шар — это первая хорошая пилюля от боязни высоты.

Самая высокая точка

Что делаешь с невыносимыми клиентами?

Шар — это положительное времяпрепровождение. Так что у меня никогда не было проблем с клиентами.

Какой вопрос чаще всего задают клиенты в полете?

«Как высоко поднимается шар?»

И как высоко?

Рекордные полеты — до 5-8 километров, но это слишком экстремально для первого полета.

Рыбий глаз

С чего начать тем, кто хочет купить свой шар?

Сначала надо много налетать в качестве пассажира, чтобы понять насколько тебе это нравится. Затем пройти за полтора месяца обучение и получить удостоверение пилота. Далее обязательно поработать на коммерческую компанию и еще раз удостовериться в своем решении. Затраты велики: полный комплект воздушного шара стоит от одного до полутора миллионов рублей. Обучение на пилота — еще двести тысяч. Поэтому надо действительно любить это дело.

Можно ли заработать на полетах?

Доход у пилотов — понятие расплывчатое. Шары изнашиваются, часто требуют ремонта и замены частей. Ты не только летаешь, но и регулярно вкладываешься в ремонт.

Ты сам все это прошел?

Я захотел создать свой шар мандаринового цвета, когда была популярна песня «На большом воздушном шаре». Пассажиры распевали ее во время полета. Потом понял, что оранжевый не годится и добавил черные полосы. Но название оставил.

Что видим с шара

О чем мечтаешь?

Моя цель собрать единомышленников и создать свой неповторимый стиль. Мы снимаем красивые видео, размещаем их на сайт. Я мечтаю, чтобы множество людей узнали о полетах и втянулись в тему воздухоплавания.

Что ты пожелаешь читателям, которые хотят стать пилотами?

Надо не хотеть, надо пробовать.

Блиц из глупых вопросов о воздушных шарах

Групповое фото

Может ли шар обледенеть?

Нет, в нем теплый воздух. Летаем и зимой.

Почему в шар не врезаются птицы?

Маленькие птички боятся и прячутся. Хищные птицы относятся уважительно, потому что шар шумный и большой.

А может ли проколоть шар и резко упасть?

Нет, шар работает как парашют. Да и чем его можно проколоть в воздухе?

Ночной шар.JPG

Ты летал в магазин на шаре?

Нет. Чтобы приземлиться, нужно большое поле. Я подлетал к Макдональдсу, но припарковаться там нереально.

Какая одежда считается модной среди воздухоплавателей?

Практичная немаркая одежда. Потому что мы постоянно находимся на природе. А моды нет.

Наверху холодно?

Многие думают, что холодно, но это не так. На высотах воздушного шара температура не отличается от земной.

Панорама.JPG

Унесет ли шар, если его не привязать?

На старте шар привязывают всегда. В этот момент его может утащить даже тихий ветер. Как только пилот берется за управление, то шар отпускают. Есть второй вариант полета, когда шар поднимается вверх на длину веревки. Но это не полет, а собака на привязи.

Как постирать воздушный шар?

У шаров есть срок годности. Они пачкаются ровно тогда, когда их пора заменять. Поэтому стирать бессмысленно.

Несколько шаров

Можно на шаре курить и плевать вниз?

Плевать можно, только не в людей. А курить запрещено по правилам безопасности.

Исследование верхних слоев атмосферы стало не единственным полезным делом автоматических стратостатов.

На одном из них контейнер с приборами был заменен фотоконтейнером. С высоты тридцати километров автоматически производились снимки земной поверхности — они были доставлены на парашюте на Землю и оказались отличного качества.

Если запустить со стратостата небольшую исследовательскую ракету, то она сможет достичь гораздо больших высот, например вместо двадцати пяти при пуске с Земли — ста четырех километров.

Велико значение стратостатов в штурме космоса. Мало того, что они были первыми в преддверии космического пространства. С помощью стратостатов подвергались испытаниям многие системы и части будущих космических аппаратов. Сбрасывание со стратостатов моделей космических спускаемых аппаратов оказалось важным этапом полетов к Марсу и Венере.

Пожалуй, наибольший успех выпал на долю автоматических стратостатов, выступавших в роли астрономов. Это самый простой и доступный способ вывода астрономических приборов за пределы плотной, пыльной, взвихренной атмосферы, так мешающей астрономическим наблюдениям. Мешает астрономам дневной свет, голубой цвет неба, облака, всегда не вовремя закрывающие небосвод. Огорчения приносит непрерывное «дрожание» атмосферы, вызывающее мерцание звезд, оно не позволяет полностью использовать возможности астрономических приборов — изображение в них размывается.

Только на больших высотах можно вести наиболее полные наблюдения небесных тел, регистрируя, помимо испускаемого ими видимого света, электромагнитное излучение на более коротких и более длинных волнах.

Коротковолновое ультрафиолетовое излучение, еще более коротковолновые рентгеновы и гамма-лучи, длинноволновое инфракрасное излучение и еще более длинные радиоволны, наконец, потоки мчащихся частиц космических лучей — все эти виды излучения обычно не пропускаются земной атмосферой. Они доступны вне плотной атмосферы и способны сообщить, уже сообщили, огромное число новых, исключительно важных научных сведений.


Поэтому так упорно стремится космонавтика создать астрономические обсерватории на околоземных орбитах, немало автоматических космических обсерваторий уже создано, впереди создание обсерваторий на обитаемых орбитальных космических станциях. Их прообразом были пилотируемый корабль «Союз-13» и две орбитальные станции «Салют», на борту которых находились астрофизические обсерватории «Орион».

Возможности космонавтики отнюдь не перечеркивают значение астрономических обсерваторий на воздушных шарах — автоматических стратостатах. Дешевизна, простота, удобство исследовательской аппаратуры всегда высоко ценились наукой.

Астрономия на аэростатах, или, как ее называют ученые, баллонная астрономия, очень молода: ей всего около двадцати лет. Но уже не раз поднимались в небо стратостаты с телескопами и другими астрономическими приборами. Они принесли науке много ценнейших сведений, не раз оказывались в роли первооткрывателей в астрономии. В этой древней науке в последние годы сделаны открытия, которые по праву называют революцией в астрономии. Большую роль в ней сыграли стратостаты-астрономы.

Уникальный полет стратостата с автоматической астрономической станцией, созданной Пулковской обсерваторией, был совершен в 1967 году. Шар был наполнен гелием, объем оболочки превышал сто тысяч кубических метров. Вес станции, невиданной по размерам и универсальности научного оснащения, превышал семь тонн. Каких только приборов не было на станции — главный телескоп с зеркалом диаметром один метр, фотокамеры, снимающие отдельные участки солнечной поверхности, и еще многое другое. Специальные телевизионные камеры передавали на Землю видимые в телескоп изображения Солнца, что позволяло астрономам с Земли точно наводить телескоп на нужные участки солнечной поверхности. После полета на высоте около двадцати километров станция отделилась от шара и на парашюте мягко опустилась на Землю, доставив в сохранности всю аппаратуру и уникальные фотоснимки.

Подобные полеты советских стратостатов — астрономических обсерваторий — повторялись потом не раз с использованием все более совершенной научной аппаратуры. И каждый полет приносил науке бесценные, сведения.

Запускались автоматические шары-астрономы и в США. Там они получили название «Стратоскопы». В 1971 году с помощью такого «астронома» были получены фотографии планеты Уран, позволившие установить состав ее атмосферы.

Назвать даже главные исследования баллонной астрономии невозможно, столь они обширны и разносторонни. Ученые считают, что перед ней раскрывается огромное поле деятельности на многие десятки лет.

Четыре года длилось совместное советско-французское исследование магнитного поля Земли и околоземного космического пространства по программе «Омега» с помощью стратостатов, поднимавшихся на высоту до сорока километров. Особенность исследования требовала одновременного запуска стратостатов из района Архангельска и французского острова Каргелен в Индийском океане. Эти районы — своеобразные побратимы, их соединяет одна и та же невидимая силовая линия земного магнитного поля.

Большие успехи достигнуты новой наукой — рентгеновской астрономией — с помощью стратостатов. Так называемые рентгеновские телескопы улавливают на большой высоте невидимые рентгеновы лучи, испускаемые различными космическими источниками и полностью поглощаемые атмосферой, — поверхности Земли они не достигают. Между тем они многое могут рассказать о природе небесных тел. С помощью стратостатов, поднимавшихся до высот почти пятидесяти километров, открыты неизвестные ранее и очень интересные космические источники рентгеновского излучения, в том числе переменного, пульсирующего с большой точностью, как маятник неведомых часов. Никто и не догадывался о существовании подобных, как их называют ученые, рентгеновских пульсаров, представляющих собой удивительные звезды[О пульсарах, рентгеновской астрономии и необычных небесных телах можно прочесть, в частности в книге К. Гильзина «В необыкновенном мире». М., «Детская литература», 1974.].

Очень интересны исследования с помощью стратостатов космических лучей — частиц вещества, мчащихся с невероятно большой скоростью и пока еще не известно, как и где ее приобретающих. Поверхности Земли достигают лишь осколки, брызги микрокатастроф, происходящих при столкновении космических лучей с атомами воздуха в верхних слоях атмосферы — сами первичные, как их называют, космические частицы при этом гибнут. Между тем их изучение исключительно важно для науки, они могут раскрыть многие еще не разгаданные тайны космоса.

Одна из тайн связана, в частности, с ведущимися наукой поисками так называемого антивещества во Вселенной, являющегося как бы зеркальной копией обычного вещества. Оно состоит не из обычных элементарных частиц, а из античастиц — не отрицательных, а положительных электронов (их называют позитронами), не протонов, а антипротонов. В лаборатории ученые уже научились получать микродозы антивещества, но сколько его во Вселенной? Существуют ли целые антимиры?

Чтобы найти ответ на эти жгучие научные вопросы, в стратосферу поднимаются высотные шары с приборами. Советские ученые создали, в частности, прибор для поисков антивещества в космосе.

Прибор подняли в стратосферу на высоту более тридцати километров на стратостате, дрейфовавшем там более двадцати часов. Антипротоны найдены, но пока их мало для того, чтобы судить о наличии антимиров в нашей Галактике. Ну что ж, гигантский стратостат готов к новым стартам.

Впервые с помощью стратостатов ученые обнаружили в составе космических лучей очень тяжелые частицы, подобные ядру атома урана, самому тяжелому природному атомному ядру.

Космические лучи весьма интересуют науку еще и потому, что служат своеобразным конкурентом синхрофазотронам, циклотронам и другим ускорителям элементарных частиц, стоящим ныне на вооружении физики высоких энергий. Ускорители представляют собой обычно гигантские и дорогостоящие сооружения, они являются в этом смысле, пожалуй, рекордсменами и не имеют себе равных в современной экспериментальной технике. Это действительно чудо века. И нужны многокилометровые, циклопические сооружения лишь для того, чтобы в них разгонять до чудовищно больших скоростей ничтожно малые частички вещества, которые и увидеть-то нельзя никаким способом.

Какова ирония природы — чем меньше размеры изучаемых частиц, тем больше необходимые размеры «полигона» для их изучения! И все потому, что проникновение в глубины вещества, в самые сокровенные тайны его строения, неизбежно требует огромных энергий, тем больших, чем меньше интересующие ученых размеры крупинок вещества. Природа как бы позаботилась о сохранении своих тайн, окружив их высоченным энергетическим барьером.

Но природа «подумала» и о помощи людям в преодолении ее же барьера. В изученных пока еще не до конца существующих где-то во Вселенной природных «ускорителях» (загадку подобных ускорителей помогают разгадать, в частности, воздушные шары) элементарные частицы разгоняются до колоссальных, околосветовых скоростей, образуя космические лучи. Иной раз их энергия во многие миллиарды раз больше, чем в наиболее мощных ускорителях.

Микроснарядики-частицы, разгоняемые в лабораторном ускорителе, направляют на специальные мишени, и ученые изучают процессы, происходящие при столкновениях, когда одни частицы гибнут, а другие нарождаются. Если вынести мишени за пределы плотной земной атмосферы, то роль бомбардирующих их стремительных микроснарядиков с успехом могут выполнять космические лучи.

И вот аэростаты уносят в небо подвешенные под ними мишени в виде фотопластинок с толстым слоем эмульсии, в котором быстролетящие частицы оставляют свои следы-треки. Эти мишени, возвращенные на Землю с борта исследовательского искусственного спутника, содержат ценную научную информацию: ведь спутник движется вообще вне атмосферы. Когда после четырех суток полета по орбите спутника «Интеркосмос-6», запущенного по программе научного сотрудничества социалистических стран в апреле 1972 года, драгоценный контейнер со специальным фотоэмульсионным блоком был успешно возвращен на Землю, то объем полученной учеными научной информации был исключительно большим.

Но хоть стратостаты и не покидают атмосферу, которая, естественно, несколько ухудшает условия эксперимента, зато их запуск куда проще и дешевле, чем спутника. Наука успешно использует разные средства для решения одной и той же задачи. И как характерно для современной науки, что две столь, кажется, отдаленные ее области, как астрономия, изучающая мир колоссальных пространств, и физика элементарных частиц, интересующаяся пространством исчезающе малым, оказываются в действительности союзниками, находящимися на одном и том же участке научного фронта.

У нас в стране работы по аэростатам начались вскоре после Великой Октябрьской революции. По указанию В. И. Ленина уже в декабре 1917 года была образована Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом, которая занималась и аэростатами. В июле 1920 года прямо с Красной площади в Москве, где проходила многотысячная демонстрация московских рабочих, под звуки «Интернационала», под гром орудийного салюта торжественно стартовал в полет первый советский воздушный шар «III Интернационал».

А в дни празднования пятой годовщины Октября, 8 ноября 1922 года, из Кунцева, ныне городского района Москвы, аэростат «Красная Москва» отправился в полет, ставший уже сотым по счету! Он завершился через 22 часа 10 минут в Карелии, недалеко от Полярного круга, и оказался рекордным по дальности (1273 километра), высоте (5330 метров) и продолжительности — за рубежом так еще не летали. Молодая советская аэронавтика заявила о себе в полный голос. С тех пор аэростаты стартовали с советской земли бесчисленное множество раз.

Было время, когда воздушные шары исправно служили… почтальонами. Когда Париж был осажден прусскими войсками в 1870 году, и потом, в бессмертные дни Парижской коммуны 1871 года, почта из осажденного города доставлялась с помощью воздушных шаров. Летают почтовые аэростаты иногда и в наше время, но, главным образом, во время различных выставок. Полеты шаров с почтой производились, например, на Международной выставке авиапочтовых марок в Будапеште. Рейсы были недалекими — из городского парка в окрестности столицы. Главное заключалось в другом — побывавшие на шаре марки гасились, к радости филателистов, специальным почтовым штемпелем «Баллонная почта».


Не потеряли полностью своего значения воздушные шары-путешественники. В свое время они были едва ли не единственным средством достижения глубин Африки, полярных районов и других труднодоступных мест на земном шаре. Помните знаменитый роман Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре»? Это был первый из прославившей писателя серии романов «Необыкновенные путешествия», и он сразу принес ему славу. Воздушный шар «Виктория» с тремя пассажирами пересек едва ли не всю Африку.

Через сто с лишним лет после появления романа Жюля Верна, в 1973 году, три англичанина на двух монгольфьерах сделали попытку пересечь Сахару, но за месяц полета, после трех с половиной тысяч километров пути, было израсходовано все топливо, и полет закончился досрочно. В 1970 году была попытка трех смельчаков пересечь на воздушном шаре Атлантический океан из США во Францию. Увы, их полет закончился не так удачно: пролетев примерно восемьсот километров, шар упал в воду.

Столь же неудачными были и следующие попытки. Пока океан не покоряется..

Когда-то воздушным шарам прочили большое будущее. Эдгар По описывал фантастические шары-гиганты на двести пассажиров. К середине прошлого века мода на воздушные шары захлестнула Европу. К чему только не предлагали тогда приспособить воздушные шары! И в шутку и всерьез. Время внесло свои поправки.

Система ПРО воздушного базирования

Система ПРО воздушного базирования С 1983 года по 1987 год в рамках проекта «Терра-3» были проведены испытания лазерной установки весом около 60 тонн, установленной на летающей лаборатории «Ил-76МД» («А-60») СССР-86879.Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры в обтекателях по

Глава I. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОЗДУШНОГО БОЯ (первая мировая война)

Глава I. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОЗДУШНОГО БОЯ (первая мировая война) 1. Как вести бой в воздухе? Сентябрь 1913 года. В разгаре маневры войск Киевского военного округа. На одной из «действующих» сторон X корпус, на другой — XXI, каждому из них придано по два авиационных отряда.…Над

14. Наброски теории воздушного боя

14. Наброски теории воздушного боя В марте 1917 года в русской авиации начали формироваться еще три истребительные авиагруппы. Обновился и самолетный парк. Появились более быстроходные «Ньюпор-ХХII и — XXIII», а также «Моран» — монокок с пулеметными установками, стрелявшими

Глава II. ЗАРУБЕЖНЫЕ ШКОЛЫ ВОЗДУШНОГО БОЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Глава II. ЗАРУБЕЖНЫЕ ШКОЛЫ ВОЗДУШНОГО БОЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В годы первой мировой войны сформировались и получили право на дальнейшее развитие национальные школы воздушного боя. Каждая из них имела свою историю (опыт), характерные черты, обладала только

1. Французская школа воздушного боя

1. Французская школа воздушного боя По французским данным, первый воздушный бой в истории авиации Франции произошел 5 октября 1914 года, в котором летчик Франц с механиком Кено (летевшим в качестве наблюдателя) на самолете сбили выстрелами из карабина германский самолет

2. Английская школа воздушного боя

2. Английская школа воздушного боя Первый воздушный бой английские летчики провели 25 августа 1914 года. Три самолета 2-го английского отряда атаковали германский самолет и вынудили его сесть. Лейтенанты Келли и Мансфильд приземлились рядом и преследовали пешим порядком

3. Германская школа воздушного боя

3. Германская школа воздушного боя 25 августа 1914 года — памятный день в истории германской авиации. Именно тогда произошел первый зарегистрированный воздушный бой: летчик Керзиен 5-го авиационного отряда был атакован у Нанси тремя самолетами противника. Одного он

5. Русская школа воздушного боя

Опыт воссоздания американской ракеты «Сайдуиндер». Ракеты маневренного воздушного боя

Опыт воссоздания американской ракеты «Сайдуиндер». Ракеты маневренного воздушного боя Американская ракета «Сайдуиндер». Это очень интересная в инженерном плане ракета, имеющая целый ряд поистине гениальных решений, найденных одним человеком. Его фамилия Макклин, он

Список деталей для изготовления робота-солнечного шара

Список деталей для изготовления робота-солнечного шара • (1) Прозрачная пластиковая сфера 140 мм (см. выше текст настоящей главы).• (1) Редуктор (см. выше текст настоящей главы)• (1) Стержень из твердого пластика длиной 150 мм диаметром 12 мм• (1) Пластиковая трубка длиной 75 мм,

Использование переходника воздушного насоса

Использование переходника воздушного насоса Приобретенный вами воздушный насос имеет стандартный носик (сопло), как показано на рис. 16.6. Нам будет необходимо заменить стандартный носик специальным переходником. Поднимите запирающий рычажок, как показано на рис. 16.7.

9.4. Агрегаты систем воздушного отопления, вентиляции, кондиционирования

9.4. Агрегаты систем воздушного отопления, вентиляции, кондиционирования Технические требования Вопрос 347. Какой арматурой снабжается каждая калориферная установка?Ответ. Снабжается отключающей арматурой на входе и выходе теплоносителя, гильзами для термометров на

Бронированные штурмовики с моторами воздушного охлаждения: вариант П.О. Сухого

Бронированные штурмовики с моторами воздушного охлаждения: вариант П.О. Сухого Знаменитый советский штурмовик Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина, ставший наиболее массовым самолетом в истории отечественной авиации, оснащался двигателем АМ-38 (АМ-38Ф) жидкостного охлаждения.

С МОТОРОМ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ

С МОТОРОМ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ Ил-2 М-82. Заводские испытания, 1941 г.С целью расширения моторной базы Ил-2 и повышения его боевой живучести С.В.Ильюшин 21 июля 1941 г. обратился к Наркому авиапромышленности А.И.Шахурину (письмо № 924) с предложением об установке на самолет

Читайте также: