Когда губернатор вступает в должность после выборов

Опубликовано: 04.07.2024

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Камчатского края Алексея Кузьмицкого, сообщает в пятницу пресс-служба Кремля. "Принять отставку губернатора Камчатского края Кузьмицкого A.A. по собственному желанию", - говорится в президентском указе.

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

Кандидатуры на пост губернатора того или иного региона президенту страны представляли полпреды в федеральных округах. Один из претендентов предлагался партией, обладавшей большинством в региональной думе.

23 апреля 2009 года был принят указ президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".

В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту.

Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом.

Устанавливается, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора (ранее - 90 дней). При этом консультации с президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ранее - 100 дней).

Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней (ранее - не более 30 дней) со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок десять дней (ранее - 30 дней).

Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

Решение президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.

Если в отношении губернаторов федеральный Центр устанавливает новые правила назначения, то в отношении мэров введена новая процедура "удаления в отставку". Она подробно описывается изменениях в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", вступивших в силу 24 мая 2009 года. "Удалить" мэра могут депутаты представительного органа власти не менее чем двумя третями голосов. Инициатива может исходить как от самих народных избранников, так и от губернатора. При этом участие главы региона в процедуре снятия мэра предполагается в любом случае - в законе сказано, что "рассмотрение инициативы депутатов об "удалении" мэра в отставку должно проходить с учетом мнения губернатора".

Есть три основания для отставки: "действия или бездействие" мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.

Одной из важнейших санкций федерального центра в рамках федерального вмешательства является право отстранения от должности губернаторов.
В 1991 — 1996 гг. губернаторы почти всех краев, областей, автономной области и автономных округов назначались президентом. Последнее назначение губернатора перед переходом к всеобщей выборности было осуществлено в Кемеровской области в 1997 г. Назначения производились даже в некоторых республиках (в Карачаево-Черкесии, а также в Чечне с ее совершенно особой политической ситуацией). Соответственно на том этапе проблема применения такой санкции не существовала: при необходимости президент мог легко уволить регионального руководителя.
Ситуация резко изменилась при переходе к выборности губернаторов. Началась проработка правового механизма отстранения от должности всенародно избранного губернатора как важнейшей федеральной санкции.
Первые прецеденты отстранения от должности всенародно избранных губернаторов возникли еще в 1993 г. В апреле 1993 г. в ряде областей прошли губерна-наторские выборы. Некоторые из выборных губернаторов в период сентябрьско-октябрьского политического кризиса 1993 г. оказались на стороне оппозиции. В результате Б. Ельцин отстранил от должности губернатора Амурской области А. Сурата и губернатора Брянской области Ю. Лодкина, избранных народом. Губернатор Брянской области некоторое время пытался доказать неправомочность такого увольнения, но ему это не удалось. Важно отметить, что все эти события происходили в отсутствие разработанной правовой базы и в период, когда губернаторы назначались президентом (а выборы в немногочисленных областях являлись исключением).
Во второй половине 1990-х гг. тема применения федеральных санкций в отношении всенародно избранных губернаторов приобретает огромное значение. Все регионы переходят к выборности губернаторов, и центр ощущает потребность в создании рычагов кадрового контроля. Примечательным сюжетом стала дискуссия 1997 г. по поводу Приморского края. Тогда рассматривался вариант отстранения от должности губернатора Е. Наздратенко, избранного народом в декабре 1995 г. Однако президент так и не принял соответствующего решения. Оно, кстати, было принято в отношении главного политического противника Е. Наздратенко — мэра Владивостока В. Черепкова, отстраненного от должности президентским указом в декабре 1998 г.7.
Но все эти прецеденты и дискуссии связаны с периодом, когда правовая база применения федеральных санкций практически отсутствовала. Федеральный центр время от времени оперировал таким понятием, как ответственность глав региональных администраций перед центром. Прослеживалось стремление создать легальный механизм отстранения от должности всенародно избранных губернаторов.
Создание системы федеральных санкций в отношении выборных губернаторов происходит только в июле 2000 г. с принятием поправок к федеральному закону. Этот закон впервые официально вводит норму ответственности органов государственной власти субъектов. Была разработана процедура, в соответствии с которой выборный губернатор может быть отстранен от должности. Эта процедура выглядела следующим образом.
• Поводом для возможного применения федеральной санкции является издание региональным руководителем нормативного правового акта, противоречащего Конституции и федеральным законам.
• В первом случае наличие противоречия федеральному законодательству должен признать суд. Региональный руководитель в течение двух месяцев или иного установленного судом срока не отменяет или не меняет свое решение, чтобы привести его в соответствие с законодательством.
• В другом случае сам президент в соответствии со своим конституционным правом (см. выше) приостанавливает действие такого нормативного акта. Региональный руководитель в течение двух месяцев уклоняется от отмены или изменения этого нормативного акта.
• В обеих ситуациях президент получает право вынести региональному руководителю предупреждение (если только во второй ситуации глава региона не успел обратиться в суд). Такое право у президента есть в течение шести месяцев после вступления в силу судебного решения (первый сценарий) или официального опубликования президентского указа (второй сценарий). Но региональный руководитель в этот период может обратиться в суд, и дело опять может затянуться.
• Срок президентского предупреждения действует один месяц, после чего президент получает право отстранить губернатора от должности, если тот так и не отменил свое решение8. Решение оформляется президентским указом. Указ вступает в течение десяти дней после официального опубликования. В этот промежуток времени глава региона может обжаловать решение президента в Верховном суде.
Процедура отстранения губернатора от должности выглядела достаточно сложной. Срок принятия решений был затянут на 8—9 месяцев и мог оказаться еще большим, если губернатор обратится в суд и добьется в суде каких-либо успехов. Однако принципиально важным в российских условиях является само введение процедуры отстранения всенародного избранного губернатора от должности с определением возможных поводов и правового механизма.
Одновременно в российское законодательство были введены нормы, позволяющие президенту назначать временно исполняющих должность губернатора. Такое право возникало у президента в следующих ситуациях:
• мотивированное представление генерального прокурора в случае предъявления губернатору обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления9;
• прекращение губернаторских полномочий, а также прекращение полномочий или невозможность исполнять полномочия губернатора теми лицами, которые должны это делать по региональному законодательству.
Президент имел право назначать временно исполняющих обязанности губернатора только на ограниченный срок. Закон предполагал, что не позднее чем через 120 дней после прекращения губернаторских полномочий в регионе должны пройти выборы.
В российских политических реалиях наличие у президента права на назначение временно исполняющих обязанности губернатора понималось в контексте усиления централизованного контроля. Наличие такого права изначально подталкивало федеральный центр к дальнейшему расширению соответствующих возможностей и созданию новых прецедентов. Например, президент теоретически мог добиться того, чтобы те представители региональной элиты, которые должны временно возглавлять регион в связи с уходом губернатора, отказались от выполнения этих обязанностей (в этом случае у президента возникает право назначить исполняющего обязанности). В зависимости от личности назначенного исполняющим обязанности губернатора ситуация в регионе могла быть кардинальным образом изменена, и "президентский" исполняющий обязанности получал бы преимущественные шансы на предстоящих новых выборах.
Следует обратить внимание на возникшие вскоре после принятия данного закона прецеденты назначения главой государства исполняющих обязанности губернатора.
• В первый раз назначение имело скорее демонстрационный политический эффект. В условиях конфликта в Красноярском крае, когда краевая избирательная комиссия не признавала полномочия победителя губернаторских выборов А. Хлопонина, В. Путин принял решение о назначении А Хлопонина губернатором (А. Хлопонин затем вступил в должность в качестве легитимного, всенародно избранного губернатора).
• Во второй раз прецедент появился в связи с назначением пермского губернатора Ю. Трутнева министром природных ресурсов как раз во время переходного периода объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. Внесенные в соответствующий закон поправки дали президенту право назначить исполняющим обязанности губернатора на весь переходный период без проведения досрочных выборов, как этого требует закон. Принятие такого решения объяснялось необходимостью продолжить процесс объединения двух регионов.
При этом все время после введения повсеместной выборности губернаторов в России продолжалась дискуссия о возвращении к назначению губернаторов или другим "управляемым" формам, не предусматривающим проведение всенародных выборов.
Например, Е. Примаков в бытность свою премьер-министром России на рубеже 1998—1999 гг. публично предлагал перейти к назначению губернаторов президентом или к их избранию региональными законодательными собраниями по представлению президента (последний вариант предполагает участие региона, но все же остается более "мягкой" формой назначения губернатора сверху).
За переход к назначению губернаторов выступали и некоторые региональные лидеры, в частности новгородский губернатор М. Прусак. В феврале 2000 г. появилось известное письмо трех губернаторов "О реформе системы государственной власти и основных направлениях экономической политики" (его подписали М. Прусак, губернатор Белгородской области Е. Савченко и губернатор Курганской области О. Богомолов). Авторы письма предложили, чтобы губернаторов назначал президент, но с использованием процедуры согласования кандидатуры с регионом. Предполагалось, что регион дает согласие на назначение решением собрания представителей, включающего депутатов представительных органов власти, представителей профсоюзов, ассоциаций товаропроизводителей, ветеранских и других общественных организаций, а также партий, общественно-политических движений и трудовых коллективов. Более простой вариант — согласие действующего регионального законодательного собрания10. Одновременно губернаторы предлагали ликвидировать в регионе ключевого агента центральной администрации в лице полномочного представителя президента. Подчеркивая, что таким агентом в данной ситуации становится сам губернатор, выполняющий функции прямого федерального администрирования, они считали, что полномочия полпредов должны перейти губернаторам, назначенным в соответствии с данной процедурой.
В декабре 2000 г. в Госдуму был внесен законопроект, дающий президенту прямое право назначать губернаторов (автором был депутат из фракции "Единство", представитель Калининградской области В. Ледник). Однако этот законопроект на том этапе был отвергнут.
Новый этап в отношениях между федеральными властями и губернаторами начался во второй половине 2004 г. в связи с отменой губернаторских выборов. В соответствии с новым законодательством президент получил прямое право отстранить губернатора от должности своим указом. Некоторые ограничения этого права были связаны с необходимостью официально мотивировать отстранение. Формальными причинами, обозначенными в законе, являются утрата доверия президента и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Первым прецедентом увольнения губернатора, притом всенародно избранного, в соответствии с новым законодательством стало отстранение от должности главы Корякского АО В. Логинова в марте 2005 г.

Арест губернатора Сахалинской области вновь всколыхнул интерес широкой общественности к вопросу о том, как в России люди становятся главами регионов, какими административными и личностными качествами, вертикальными и горизонтальными связями для этого надо обладать, кто и почему продвигает людей на этот пост и.д. Любопытен, к примеру, и такой вопрос: получение многомиллионных взяток – это врожденная привычка Хорошавина или благоприобретенная им за время работы на высоком посту? И вообще, – может ли рядовой гражданин России стать губернатором и тоже обзавестись некоторыми привычками?

Владелец ручки стоимостью 36 миллионов рублей губернатор Хорошавин

Отвечаю сразу – может. Но при соблюдении определенных условий и неукоснительном соблюдения инструкции, разработанной «РР» для кандидатов на этот пост.

Владимир Путин назначает

При этом надо четко уяснить, что, что бы там ни говорили, но в современной России глав регионов назначает президент, в настоящий момент Владимир Путин. Именно назначает, даже если их потом еще и «избирают». По данным ЦИК губернаторские выборы в нынешнем году должны состояться в 11 регионах России: Марий Эл, Татарстане, Чувашии, Брянской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской и Еврейской автономной областях. Но, судя по всему, этот список далеко не окончателен. Поскольку вот уже на Сахалине образовалось вакантное место, поговаривают, что и в некоторых других регионах, к примеру, в Свердловской области, Республике Карелия, возможна досрочная смена руководства. Вероятно также, что некоторые главы регионов захотят, как это было в прошлом году, пойти на досрочные выборы. Там дерзать есть где.

Согласно федеральному закону №40, любой гражданин России может стать губернатором, если победит на равных и прямых выборах при тайном голосовании. Этот закон 2 мая 2012 года подписал Дмитрий Медведев – тогда формально еще президент, хотя на мартовских президентских выборах уже был избран Владимир Путин, и до его инаугурации оставалось всего несколько дней. Тем не менее, с 1 июня 2012 года этот закон вступил в силу и, вроде бы, действует до сих пор, правда уже с некоторыми существенными поправками.

Согласно этому «медведевскому» закону, кандидаты на должность губернатора выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.

Кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов 

В субъектах Российской Федерации кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. В городах федерального значения кандидатов также должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований и избранных на выборах глав внутригородских муниципальных образований. При этом кандидату необходимо получить поддержку не менее чем в трёх четвертях соответственно муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией, либо в порядке самовыдвижения.

Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения указанной поддержки необходимо собрать от 0,5 процента до 2 процентов подписей избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.

Муниципальный фильтр  пройти не так-то просто 

Оксана Дмитриева например, не смогла 

Этот так называемый «муниципальный фильтр» пройти не так-то просто. К примеру, в минувшем году на выборах губернатора в Санкт-Петербурге его не смогла преодолеть известный политик, депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева. И это притом, что ее поддерживала парламентская партия «Справедливая Россия». Поэтому самовыдвиженцу пробиться в губернаторы тяжело, хотя бы потому, что он не наберет минимального количества голосов от депутатов. Так что перед тем, как стать губернатором, вам необходимо состоять в какой-нибудь из партий, и заручиться их поддержкой. Можно вступить в уже существующую или создать свою собственную – дело за вами.

У вас есть небольшой шанс пробиться в губернаторы, если вы проживаете в Калининградской области или Москве. В этих регионах минимальный барьер составляет пять-шесть процентов и предусматривается возможность самовыдвижения.

Но еще лучше, если вы находитесь в так называемом «президентском кадровом резерве», в который включает потенциальных кандидатов на высокий должности в исполнительной власти, в том числе региона. Этот резерв – одно из немногих новшеств Дмитрия Медведева в его недолгую бытность президентом страны. Он начал формироваться в 2009 году и состоит из нескольких уровней. Это собственно федеральный резерв, в который входит так называемая «президентская тысяча», это окружные резервы, это субъектовые резервы, это муниципальные резервы.

Право рекомендовать кандидатов в президентский резерв было предоставлено должностным лицам Администрации Президента, членам правительства, руководителям иных федеральных государственных органов и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации.

При отборе кандидатов используются современные кадровые технологии, в том числе личностно-профессиональная диагностика. Эту «диагностику» проводят очень компетентные службы, включая ФСБ. Применяемые методики позволяют определить уровень развития личностно-профессиональных ресурсов и потенциал кандидатов, сформулировать рекомендации по их возможному должностному предназначению.

В числе «резервистов» – депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, руководители различного уровня в федеральных органах государственной власти, представители субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управленцы в коммерческих и некоммерческих организациях.

Наиболее перспективны управленцы, входящие в первую сотню «президентского резерва» – те, кто в нее входит, чаще всего и становятся губернаторами. Владимир Путин, вернувшийся в мае 2012 года в кресло президента, уточнил параметры, по которым проводится отбор в эту сотню.

В положении сказано, что подбором кандидатов в губернаторы занимается глава администрации президента. В свою очередь, рекомендуют ему потенциальных губернаторов главы федеральных округов. Причем предложения вносятся не менее чем по двум кандидатурам и не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего губернатора, а в случае досрочного прекращения полномочий – в течение 10 дней. Учитываются авторитет и деловая репутация кандидата, опыт публичной деятельности, а также мнение общественных объединений субъекта федерации. Под общественными объединениями, очевидно, подразумеваются партии. Ясно также, что наибольшее количество очков набирают кандидаты, принадлежащие к партиям, лояльным к действующему президенту.

К предложению по кандидатуре прилагаются: копия декларации о доходах, справка о результате предварительных консультаций, информационные или иные справочные материалы (другими словами, досье), а также заявление кандидата о согласии в случае избрания губернатором прекратить деятельность, несовместимую со статусом (например, коммерческую).

Это, так сказать, идеальная схема отбора кандидатов в губернаторы, ее формальные признаки. На практике же все происходит несколько иначе.

Притом, что последнее слово здесь всегда остается за президентом, очень важен первоначальный этап отбора кандидата. Особенно в том случае, когда хотят, чтобы он попал в первую сотню, а не в основную массу резерва, которую составляют, в основном, статисты.

На первом этапе, грубо говоря, работают все. Начиная с самого кандидата, который для начала обозначает свое желание, заканчивая представителями крупных партийных и общественных организаций, от которых он решил идти на губернаторские выборы. Есть понятные всем группы влияния – Администрация Президента, силовики, приближенные к высшему лицу люди (главы корпораций и компаний). Они также могут формировать мнение высшего лица.

Стоит отметить, что кандидатов всегда несколько, и именно от самого кандидата и от его команды зависит кто из них победит в итоге.

Многие ждут, что кто-то их вызовет в Москву для беседы

То есть, как будет сформировано мнение элит в отношении этого кандидата.

Многие желающие занять должность главы региона часто совершают одну и ту же ошибку, говорит эксперт «РР»: они ждут, что кто-то их вызовет в Москву для беседы если не с главным, то хотя бы с его приближенными, и тогда они получат карт-бланш для того, чтобы действовать далее, начинать критику действующего главы региона и готовиться к выборам.

Но так бывает очень редко, и только в тех случаях, когда кандидат сильно желателен для Кремля или, опять же, для тех, кто его проталкивает…

Итак, что же необходимо, чтобы стать главой региона? К примеру, есть Х, желающий стать губернатором. В первую очередь понятно, что это должен быть человек с хорошим управленческим опытом либо на производстве, либо в исполнительной власти, а еще лучше, если есть и то, и другое. Возраст – до 65 лет. У человека должна быть команда, которой он доверяет – в основном из тех, кому не раз приходилось заниматься кулуарными договоренностями, а также формированием проектов, интересных нужным людям. Ставка на некоего одного куратора в Москве – будь то человек из власти или из крупных корпораций – таит в себе немалые опасности. Такой куратор может просто руководствоваться меркантильными или какими-либо иными собственными интересами, и весьма грамотно водить кандидата за нос. Поэтому разнонаправленные векторы и верная команда, которая все это сканирует – таков залог успеха.

Почему отмененные и зачем? На этот счет есть разные версии. Самая распространенная называет отказ от всенародного голосования на выборах губернаторов и замену его на странную схему "наделения полномочиями", когда голосуют только региональные депутаты, вынужденной необходимостью. Страна пережила ряд трагических обстоятельств, едва удерживалась на грани развала, а в региональную власть устремились "жесткие группы", нажитые неправедным путем капиталы позволяли им влиять на выборные процессы.

Впрочем, надо признать, что принимая почти восемь лет назад новый порядок наделения полномочиями глав российских регионов - недемократическое слово "назначение", более точно обозначавшее суть процесса, категорически отвергалось, - законодатели не скрывали, что мера это временная. Она решает задачи стабилизации страны, сохранения суверенности на всей ее территории. "И если Россия будет жить в условиях мира и стабильности, продолжит движение к еще большему разделению властей, если регионы получат реальные источники наполнения своих бюджетов, возрастет роль гражданских институтов, будет в полной мере воспринято обществом и государством то, что называется "свобода личности", тогда мы сможем выйти и на прямые выборы глав всех субъектов Российской Федерации". Перечисляя тогда в интервью "РГ" эти условия возвращения в Россию прямых выборов губернаторов, председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заметил, что процесс это "сложный, но исторически необходимый, но подгонять его совершенно не стоит".

Теперь, вероятно, и страна, и народ для прямых выборов созрели.

Общая ситуация изменилась, выросла роль политических партий в обществе, которые готовы взять на себя ответственность за своего человека во власти. Однако выборы возвращаются не в прежнем виде: учтены ошибки конца прошлого века и начала нынешнего. Новый закон, определяющий правила формирования региональной власти страны, по мнению большинства депутатов Госдумы, смог создать такую конструкцию, "чтобы на выборы шли самые профессиональные люди, которым доверяет население".

Можно называть эту конструкцию фильтром, который позволяет еще до всеобщего голосования отсеивать тех претендентов на губернаторский пост, кому эта ноша не по силам или противопоказана. Можно - страховкой, которая поможет уберечь регион от непрофессионального управленца. Можно - барьером. В законе таких "страховочных" механизмов несколько. Кандидаты в губернаторы будут выдвигаться политическими партиями, при этом они могут быть беспартийными или представителями других партий. Разрешено участвовать в выборах и самовыдвиженцам, однако это право должно быть прописано в законе субъекта РФ. Для участия в борьбе за высокий пост самовыдвиженцам нужно будет собрать в свою поддержку от 0,5 процента до двух процентов подписей избирателей, проживающих на территории. А дальше вступают в действие другие барьеры, которые необходимо преодолеть.

Это консультация политических партий с президентом по поводу партийных выдвиженцев на губернаторский пост, которые глава государства проводит по своей инициативе. Это необходимость для выдвигаемых партиями кандидатов, а также самовыдвиженцев заручиться поддержкой депутатов в муниципальных образованиях и (или) избранных глав муниципальных образований. Губернатору, не имеющему опоры "внизу", на муниципальном уровне будет труднее исполнять свои сложнейшие функции. Кандидата в регионе должны поддержать от пяти до десяти процентов муниципальных депутатов и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от пяти до десяти депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. В городах федерального значения кандидатов должно поддержать не меньшее число местных депутатов. Муниципальным депутатам представлено право поддержать только одного кандидата.

Согласно закону, избираться на пост губернатора смогут граждане РФ, которым исполнилось 30 лет. Лица, ранее судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления, не смогут претендовать на эту должность. Запрет не будет действовать в случаях, когда новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями. Избранным может считаться лицо, получившее 50 процентов плюс один голос от числа проголосовавших, а не простое большинство. Значит, может потребоваться и второй тур.

Губернатор может избираться на пять лет и не вправе занимать этот высокий пост более двух сроков подряд. Главы регионов, которые получали свои руководящие полномочия по представлению президента, поддержанному голосованием в региональном парламенте, смогут начать свой новый, но уже выборный срок с чистого листа. Годы, проведенные на губернаторском посту до вступления в действие закона о прямых выборах главы региона, в зачет не пойдут. Губернатор, получивший свой пост по старой схеме, через год может добровольно уйти в отставку и с согласия президента участвовать в борьбе за руководящее кресло уже по новым, выборным правилам. Но закон предусматривает основания для отставки губернаторов по инициативе главы государства, среди которых - выявление фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов. Еще одним поводом будет считаться неоднократное грубое неисполнение губернатором своих обязанностей без уважительных причин, установленное судом.

Инициировать отзыв губернатора может и группа избирателей не менее 100 человек - в случае установления судом фактов нарушения руководителем региона законодательства или в случае, если он неоднократно без уважительных причин будет уличен в неисполнении своих обязанностей.

В законе есть норма, которая дает возможность губернаторам, получившим свой пост по действующей сегодня схеме, уже через год после вступления в должность добровольно уйти в отставку и участвовать в досрочных выборах глав регионов по новому закону. Но только с согласия президента РФ.

Закон вступает в силу 1 июня 2012 года, а первые выборы на основе нововведений состоятся во второе воскресенье октября 2012 года и будут проведены в тех субъектах России, полномочия глав которых истекают со дня вступления в силу этого документа и по 31 декабря 2012 года включительно.


Сегодня в полдень в Астраханском кремле состоялась торжественная церемония вступления в должность губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина. Впервые это мероприятие проводилось в таком формате.

Восемьсот гостей были официально приглашены на церемонию. Среди них — представители всех видов власти региона: законодательной, исполнительной, судебной, а также члены областной избирательной комиссии, Совета Федерации, депутаты Государственной Думы РФ, представители областной прокуратуры, политических партий, общественных объединений, главы районов, делегации федеральных органов исполнительной власти, иностранных государств, представители духовенства. Прямая трансляция инаугурации велась местными телеканалами.

Астраханский кремль, само по себе знаковое для астраханцев место, сегодня был подчёркнуто торжественен. Сцена с большими экранами по бокам, ведущая к ней красная ковровая дорожка, под сводами Пречистенской колокольни — воины почётного караула.

За 15 минут до полудня Игорь Бабушкин вышел из здания резиденции губернатора по улице Советской и направился к кремлю. Его маршрут пролегал через Братский сад, где руководитель региона склонил голову перед Вечным огнём в дань памяти воинам Великой Отечественной войны. Ожидающие появления Игоря Бабушкина в кремле могли видеть его шествие на экранах на сцене.

После объявления начала торжественной церемонии воины почётного караула внесли флаги Российской Федерации и Астраханской области, а затем — Конституцию России и Устав Астраханской области. Перед выходом Игоря Бабушкина свои места на сцене у микрофонов заняли председатель избирательной комиссии области Игорь Коровин, председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов и глава областного суда Ольга Василенко. Затем по красной дорожке к сцене прошёл Игорь Бабушкин.

Председатель избиркома огласил постановление избирательной комиссии о признании выборов 8 сентября 2019 года состоявшимися и действительными и вручил Игорю Бабушкину удостоверение губернатора Астраханской области. Председатель областного суда попросила избранного главу региона принести присягу на верность народу.

«Клянусь при осуществлении полномочий губернатора Астраханской области соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Астраханской области, уважать и обеспечивать права и свободы человека и гражданина, с честью выполнять высокие обязанности губернатора Астраханской области, служить процветанию Астраханской области и благополучию её населения», — произнёс Игорь Бабушкин.

Подписав текст присяги, губернатор передал её на хранение председателю Думы Астраханской области.

После того как был исполнен государственный гимн Российской Федерации вступивший в должность губернатора Астраханской области Игорь Бабушкин обратился к астраханцам со словами искренней признательности за участие в выборах:

«Хочу поблагодарить всех, кто оказал мне поддержку с первых дней моей работы в регионе, кто отдал свои голоса за мою кандидатуру на выборах. Ваше доверие значит для меня очень много, и я приложу все усилия, чтобы его оправдать».

Губернатор отметил, что за три с небольшим месяца работы в регионе сумел понять, какие проблемы наиболее остро волнуют людей, что их беспокоит, над чем нужно сосредоточиться в первую очередь. Ему помогли в этом сами жители, с которыми он тесно общался всё это время.

«Мои первые действия в качестве временно исполняющего обязанности губернатора и моя предвыборная программа были основаны на предельно конкретных решениях и действиях. Главная цель моей работы — повышение качества жизни людей, развитие Астраханской области. Я как руководитель региона готов сделать для этого всё возможное, продвигая интересы области на федеральном и международном уровнях, в переговорах с инвесторами», — заявил Игорь Бабушкин.

Губернатор пригласил к сотрудничеству все конструктивные силы региона, отметив, что перед властью стоят большие задачи. Переход на новый уровень управления должен обеспечить новое качество региональной власти, которая должна и будет работать для людей.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Устинов поздравил Игоря Бабушкина со вступлением в должность губернатора и произнёс напутствие:

«Мы видим, как в современном мире регионы начинают играть всё более и более важную роль. Неслучайно экономические и культурные форумы прикаспийских государств с каждым годом становятся всё более представительными. Уверен, что значение Астраханской области в геополитике России будет только возрастать».

Владимир Устинов подчеркнул, что в регионе есть проблемы, требующие неотложного решения. Прежде всего, это создание условий для роста промышленности, глубокая переработка сельскохозяйственной продукции, развитие туризма.

«Прошу вас также не упускать из вида вопросы, связанные с дорожным строительством, здравоохранением и образованием, — обратился к губернатору Владимир Устинов. — Думаю, вы достаточно глубоко вникли во все проблемы региона. В области есть все условия для динамичного развития. И самое главное — здесь живут энергичные, образованные, трудолюбивые люди, которые возлагают на вас большие надежды. То, о чём они говорили вам в ходе предвыборных встреч, должно стать первоочерёдной программой действий. Твёрдо убеждён, ответственное отношение к делу, умение не отступать перед самыми сложными проблемами позволят вам эффективно руководить регионом».

Читайте также: