Чем определяются требования для занятия конкретной должности

Опубликовано: 02.10.2024

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет.

В соответствии со статьей 22 от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на открывающиеся вакантные должности в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы:

- для должностей ведущей группы категории «руководители» (начальник и заместитель начальника отдела) и старшей группы категории «специалисты» (главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт) - наличие высшего профессионального образования;

- для должностей старшей группы категории «обеспечивающие специалисты» (старший специалист 3 разряда, старший специалист 2 разряда, старший специалист 1 разряда) - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности

по стажу работы:

- для должностей ведущей группы категории «руководители» (начальник и заместитель начальника отдела) - стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет;

- для должностей старшей группы категории «специалисты» (главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт) и старшей группы категории «обеспечивающие специалисты» (старший специалист 3 разряда, старший специалист 2 разряда, старший специалист 1 разряда) – требования по стажу работы не предъявляются.

Для участия в конкурсе кандидату необходимо представить следующие документы (в месячный срок с момента опубликования объявления)

- личное заявление (написанное от руки);

- собственноручно заполненная и подписанная анкета по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р, с приложением фотографии;

- копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ представляется лично по прибытии на конкурс);

- документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию;

- копию трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность, заверенные организацией по месту работы;

- копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию – о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

- документ об отсутствии у гражданина заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению (медицинскую справку форма 086/у);

- копию военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву (для военнообязанных).

В соответствии с п. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно букве закона нашей страны, чтобы занять определенную гражданскую должность в учреждениях государственного и муниципального типа, необходимо, чтобы соискатель соответствовал определенным характеристикам. Данные характеристики обозначаются как квалификационные требования к должностям, и четко определяются различными законодательными актами. О каких именно требованиях идет речь, узнаем из представленного материала.

Квалификационные требования к должностям

Квалификационные требования к должностям

Какие квалификационные требования бывают

В перечень квалификационных требований, относящихся к соискателям на должности для несения гражданской службы, входят такие наименования, как наличие:

  • у лица профильного образования в требуемой сфере;
  • конкретизированной длительности срока трудовой деятельности по профильной специализации;
  • наработанных знаний профессионального типа, а также навыков и умений, без которых невозможно возлагаемых на лицо в будущем обязанностей.

Установление интересующих нас требований по отношению каждой должности гражданской службы производится согласно:

  • категориям должностей;
  • должностным группам.

Квалификационные требования к государственным гражданским служащим разработал и утвердил Президент нашей страны. Поэтому, тщательное отслеживание их соответствию осуществляется при рассмотрении всех соискателей

Квалификационные требования к государственным гражданским служащим разработал и утвердил Президент нашей страны. Поэтому, тщательное отслеживание их соответствию осуществляется при рассмотрении всех соискателей

Квалификационные требования: образование

Федеральный закон «Об образовании», действующий на территории нашей страны сегодня, выделяет несколько основных уровней профессионального образования. Рассмотрим их далее в таблице.

Таблица 1. Разновидности профессионального образования

РазновидностьУточнение
Среднее образованиеПрофессиональное образование
Высшее образованиеСтепень Бакалавра
Высшее образованиеСтепень Специалиста или Магистра
Высшее образованиеКадры, имеющие наивысшую квалификацию

Согласно установленным требованиям, определенный уровень образования, соответствующий должности, точнее наличие или отсутствие оного, является одним из определяющих факторов при принятии решения о приеме на должность того или иного лица.

Одно из главных требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим, подразумевает наличие у кандидатов на посты образования соответствующего уровня

Одно из главных требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим, подразумевает наличие у кандидатов на посты образования соответствующего уровня

Требуемое образование должностей категорий «руководитель», «помощник», «советник», «специалист»

Так, граждане, являющиеся кандидатами на должности, упомянутые в представленном выше подзаголовке, относятся к следующим группам должностей гражданской службы:

  • высшей;
  • главной.

Как следствие, требования относительно наличия у них определенного уровня знаний достаточно высоки, а потому при поступлении на работу эти лица обязаны представить доказательства наличия у них образования, уровень которого будет не ниже, чем:

  • магистратура;
  • специалитет.

Квалификационные требования для должностных категорий гражданской службы «руководитель», «помощник», «ведущий специалист», «обеспечивающий специалист»

Представители искомых категорий гражданских служащих, а точнее, кандидаты на становление оными, также относятся к ранее упоминаемым должностным группам. Закон присуждает им возможность претендовать на замещение интересующих должностей лишь в том случае, когда каждый претендент:

  • обладает профессиональным образованием и носит звание бакалавра наук;
  • соответствует прочим квалификационным требованиям, предъявляемым к каждой должности индивидуально.

Требования, касающиеся наличия у будущих сотрудников официальных структур образования, будут отличаться для каждой из должностных категорий

Требования, касающиеся наличия у будущих сотрудников официальных структур образования, будут отличаться для каждой из должностных категорий

Требования для служащих категории «обеспечивающие специалисты»

Посты, представляющие данную категорию, относятся к следующим группам должностей:

  • старшей;
  • младшей.

Подразумевается, что возможные соискатели на роль обеспечивающих специалистов будут иметь профессионально образование, иначе они не имеют право быть допущенными к конкурсу.

Квалификационные требования к стажу

Все требования относительно стажа (то есть срока работы) гражданской службы всех существующих разновидностей, устанавливаются согласно Указу Президента нашей страны №16 «О квалификационных требованиях». Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Таблица 2. Требования к стажу лиц, поступающих на гражданскую службу

Выдержка из указа «О квалификационных требованиях»

Выдержка из указа «О квалификационных требованиях»

Те соискатели на должности, которые могут похвастаться наличием степени магистра или бакалавра, притом сопровождающихся получением красного диплома, в течение трех лет после выпуска из ВУЗа, для поступления на желаемую должность, должны накопить один год стажа работы:

  • по специальности;
  • в государственном учреждении в качестве служащего гражданской категории;
  • по сходному направлению деятельности.

В обязательном порядке предъявляются требования и относительно стажа определенной длительности, хотя, претенденты на некоторые должности, характеризующиеся наименьшим уровнем ответственности, могут его не накапливать

В обязательном порядке предъявляются требования и относительно стажа определенной длительности, хотя, претенденты на некоторые должности, характеризующиеся наименьшим уровнем ответственности, могут его не накапливать

Квалификационные требования к должностям гражданской службы: знания и навыки

В данном случае речь пойдет о руководящем составе, входящем в такие должностные группы, как:

  • высшая;
  • главная;
  • ведущая.

При поступлении на службу такого рода будет иметь огромное значение факт наличия у вас тех или иных профессиональных навыков и умений, накопленных на предыдущих местах работы, или полученных в образовательных учреждениях

При поступлении на государственную службу будет иметь огромное значение факт наличия у вас тех или иных профессиональных навыков и умений, накопленных на предыдущих местах работы, или полученных в образовательных учреждениях

Для замещения должности в рассматриваемой категории, претенденты на трудоустройство обязаны иметь не только общее, но и частное представление о таких профессиональных областях знаний, как содержание:

  • Конституции нашей страны;
  • законов конституционного ряда, действующих на всей территории Федерации;
  • федерального законодательства;
  • указах, издаваемых гарантом Конституции – Президентом России;
  • правительственных постановлениях;
  • территориальных нормативных документов судов арбитражной категории, которые отвечают за определение определенных нюансов в области должностных обязанностей;
  • прочих нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Также обязаны представители искомой категории иметь тотальное понимание правил, согласно которым производится разработка законодательных актов.

Также предъявляются к соискателям на обозначенные выше должности такие квалификационные требования, как умение управлять подчиненными и организовывать:

  • порядок труда;
  • делопроизводство в организации.

Разумеется, наиболее обширный список требований предъявляется по отношению к руководящему должностному составу

Разумеется, наиболее обширный список требований предъявляется по отношению к руководящему должностному составу

Претенденты на руководящие должности должны владеть умением делового общения, понимать, как формировать трудовую деятельность с использованием так называемых автоматизированных инструментов руководства. В обязательном порядке должны данные лица быть ознакомлены с правилами работы с информацией:

  • служебной;
  • защищенной тайной.

Также должны владеть данные лица и общими для всех должностей знаниями по:

  • охране труда;
  • безопасности противопожарной и прочих видов.

Что касается профессиональных навыков, коими представители изучаемого перечня должны обладать, то к ним относятся умения:

  • управлять структурными отделами организаций;
  • в сжатые сроки принимать и воплощать необходимые решения;
  • анализировать и компоновать имеющиеся сведения на стадии принятия какого-либо решения;
  • вести переговоры с прочими государственными и иными официальными учреждениями в деловом тоне;
  • выступать на публике от имени организации или своего собственного имени;
  • работать с прочими ведомствами, существующими в стране;
  • вести нормотворческую деятельность;
  • работать с законодательными и прочими актами ради использования оных для практических задач;
  • планировать дальнейшее ведение трудовой деятельности;
  • осуществлять не только принятие решений, но и контролировать их выполнение, а затем анализировать и прогнозировать их последствия;
  • мотивировать сотрудников на более активную работу;
  • уметь конструктивно критиковать деятельность подчиненных;
  • учитывать мнение коллектива;
  • заниматься деятельностью в области HR;
  • пользоваться офисной аппаратурой;
  • обеспечивать себе и подчиненным возможность постоянно повышать имеющуюся квалификацию;
  • разрешать конфликтные ситуации в коллективе;
  • общаться с прессой и составлять корреспонденцию.

Каждый государственный гражданский служащий обязан знать одни и те же законодательные и нормативные акты, среди которых есть и конституция Российской Федерации

Каждый государственный гражданский служащий обязан знать одни и те же законодательные и нормативные акты, среди которых есть и конституция Российской Федерации

Представители искомых категорий обязаны иметь полное представление относительно содержания таких значимых документов, как:

  • Конституция РФ;
  • постановления Правительства России;
  • федеральные законы конституционной категории;
  • прочие законы Федерации;
  • указы главы государства;
  • акты локального типа арбитражного суда, осуществляющие регулировку соответствующих сфер деятельности.

Кроме того, в обязательном порядке должны помощники и советники изучить методологию:

  • способов управления и организации эффективной трудовой деятельности;
  • процесса прохождения службы на гражданских должностях;
  • порядка, по которому должно осуществляться взаимодействие между служащими в рамках своих должностных компетенций;
  • норм общения на деловом уровне;
  • применения современных инструментов, позволяющих автоматизировать процесс управления;
  • порядка взаимодействия с данными служебной категории;
  • охраны труда и безопасности на рабочем месте.

Исполнение описываемых требований на практике покажется каждому сотруднику рассматриваемых учреждений, а потому эти знания не на словах, а фактически должны иметься в "вашей копилке"

Кроме того, должны располагать представители искомых должностей следующими умениями:

  • делать выводы, основываясь на совокупностях подготовленных данных;
  • в сжатые сроки принимать решения управленческого типа;
  • предусматривать наступающие за решениями последствия;
  • работать с законодательными бумагами и нормативно-правовыми актами иного характера;
  • работать с другими официальными структурами государства;
  • планировать работу, как свою, так и иных сотрудников;
  • применять технологии таймменеджмента для наиболее эффективного ведения дела;
  • использовать компьютерные технологии для работы;
  • готовить корреспонденцию.

Для данной категории специалистов справедливым остается квалификационное требования, связанное с необходимостью разбираться в законодательных и прочих сводах данных нашей страны, таких, как постановления Правительства Российской Федерации, Конституция, локальные акты арбитражного суда и т.д.

Обязательно также быть знакомым с методологией управления как подчиненными, так и рабочим временем, пространством, отведенным для ведения деятельности, и прочими трудовыми аспектами

Обязательно также быть знакомым с методологией управления как подчиненными, так и рабочим временем, пространством, отведенным для ведения деятельности, и прочими трудовыми аспектами

Не избегут представленные должностные лица и требований, согласно которым они должны:

  • управлять трудом и эффективно организовывать его, используя современные средства управления;
  • проявлять навыки делового общения;
  • работать по строгости правил с подлежащей защите от посторонних глаз информации;
  • применять все требования по охраны труда и безопасности противопожарного типа.

Что касается профессиональных умений, которые к моменту поступления на должность эти лица должны приобрести, то тут речь идет о навыках:

  • не просто знания или умения ориентироваться, но и практической работы с законами;
  • обеспечения нужд руководящего состава, выполнения предъявляемых начальством задач;
  • эффективного распределения служебного времени, отведенного им на выполнение требуемой трудовой деятельности;
  • оценки приведенных в силу решений, сбору данных для контроля по их исполнению и дальнейшему прогнозу последствий;
  • использование и внедрение в производственные процессы новых технологий;
  • применения опыта коллег, который был сочтен уместным и одобрен руководствующим составом;
  • использования офисной аппаратуры и прочей оргтехникой, а также компьютерных технологий;
  • подготовки писем, рассылок и прочей корреспонденции делового характера.

Каждый гражданский служащий должен уметь вести делопроизводство не только традиционным способом, но и с применением современных технологий

Каждый гражданский служащий должен уметь вести делопроизводство не только традиционным способом, но и с применением современных технологий

Представители этой должностной категории обязаны знать содержание Конституции нашей страны, прочих нормативных актов, которые регулируют вопросы, связанные со сферами деятельности конкретных должностей. Также им должна быть знакома методология организации и управления трудом, методы использования средств управления, позволяющих вести дела автоматизированным способом и т.д.

Что касается специфических навыков, обязательных для данной группы, то они ограничиваются требованиями к умению:

  • на практике работать с законами и прочими официальными сводами данных;
  • обеспечивать выполнение деятельности арбитражного суда в области организационных, документационных, экономических, хозяйственных и прочих вопросов;
  • принимать управленческие решения;
  • работать с прочими подразделениями организации;
  • обладать навыками тайм-менеджмента;
  • работать с корреспонденцией и офисной техникой.

Важно уметь применять законы на практике

Важно уметь применять законы на практике

Заключение

Квалификационные требования, предъявляемые относительно той или иной должности в категории гражданской службы, устанавливаются непосредственно Указами главы нашего государства. Потому, оспариваться они не могут, и обязаны неукоснительно соблюдаться при рассмотрении перечня соискателей на ту или иную должность.

Видео – Должностные инструкции


Анастасия Моргунова, директор департамента налогового консалтинга интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Трудовое законодательство не обязывает всех работодателей разрабатывать должностные инструкции. Однако на практике многие организации и предприниматели уже оценили по достоинству преимущества таких инструкций. Особенно актуальным становится этот документ при возникновении трудового спора. Если нужно доказать, что работник не выполнял свои трудовые обязанности, необходимо представить суду их четкий перечень. С этой ролью должностная инструкция справляется как нельзя лучше.

Должностная инструкция выполняет следующие задачи:

– установление квалификационных требований, предъявляемых к определенной должности, выполняемой работе (образование, опыт работы, наличие специальной подготовки и т. п.);

– определение должностных обязанностей работника (круг обязанностей, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т. п.);

– установление пределов ответственности работника.

В каких случаях должностная инструкция обязательна?

– медицинских работников (п. 1 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.);

– частных охранников (ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 12.1 Закона РФ № 2487-1 от 11 марта 1992 г., Приказ МВД России № 960 от 22 августа 2011 г.);

– работников, занятых в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки (п. 2 ст. 23 Федерального закона № 88-ФЗ от 12 июня 2008 г.);

– работников аптечных организаций, ведущих розничную торговлю лекарственными средствами (п. 9.8 ОСТ 91500.05.0007-2003).

Если обязанность по составлению должностных инструкций предусмотрена нормативными документами, при отсутствии инструкций работодателя могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ).

В отношении остальных работников обязанности по составлению должностной инструкции законодательством не предусмотрено. Но составлять и утверждать ее целесообразно, особенно если в трудовом договоре с работником не раскрывается его трудовая функция, а указывается только наименование должности, профессии, специальности (абз. 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ, письмо Роструда № 6234-ТЗ от 24 ноября 2008 г.). Составлять должностные инструкции можно в отношении всех должностей, предусмотренных штатным расписанием, в том числе и вакантных. По должностям специалистов (например, бухгалтер, инженер, юрист) нужно составлять и утверждать должностные инструкции. А по профессиям рабочих (например, водитель, электрогазосварщик, грузчик) – инструкции по профессии (производственные инструкции). Однако не запрещено называть инструкции по профессии также должностными.

Образцы инструкций для различных должностей и профессий вы можете найти на сайте www.moedelo.org. На их основе легко разработать собственные инструкции, дополнив при необходимости спецификой работы конкретной организации или отрасли.

Комментарий: – По общему правилу отсутствие в организации должностных инструкций не расценивается как нарушение трудового законодательства и не влечет ответственности. Однако некоторые решения работодателя без должностных инструкций могут быть признаны незаконными. Например, отказ соискателям в приеме на работу по причине их несоответствия квалификационным требованиям при отсутствии самих этих требований, которые, как правило, содержатся в должностной инструкции. Это подтверждает, например, письмо Роструда № 3042-6-0 от 9 августа 2007 г. При разрешении трудовых споров об увольнении работника в связи с неудовлетворительным результатом испытания суды, как правило, требуют представить должностную инструкцию, а также свидетельства ознакомления с ней работника при трудоустройстве. Если работник не был ознакомлен с кругом своих обязанностей, не представляется возможным доказать, что он не прошел испытательный срок (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда № 11-11709 от 26 июня 2012 г.).

Для чего пригодится должностная инструкция?

– обосновать отказ в приеме на работу в связи с несоответствием соискателя (претендента на должность) установленным квалификационным требованиям, предъявляемым к определенной должности, выполняемой работе;

– объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;

– распределить трудовые функции между работниками;

– оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции;

– обосновать несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

– обосновать правомерность применения к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей (в т. ч. и увольнения) (письма Роструда № 3042-6-0 от 9 августа 2007 г., № 6234-ТЗ от 24 ноября 2008 г., № 1028-с от 30 апреля 2008 г.).

Из каких разделов состоит должностная инструкция?

В этот раздел включаются:

1) порядок назначения на должность и освобождения от должности. Определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, правилами внутреннего трудового распорядка, положением о структурном подразделении (если такое положение разработано и утверждено работодателем), другими локальными нормативными актами работодателя (например, может быть предусмотрено, что работник назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации по представлению определенного должностного лица);

2) требования к квалификации работника. Указываются уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных трудовых обязанностей (образование, повышение квалификации), требования к стажу работы, опыту работы в какой-либо сфере деятельности;

3) требования к знаниям работника ("должен знать"). Указываются основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении трудовых обязанностей;

4) перечень документов, которыми должен руководствоваться работник при выполнении трудовых обязанностей. Как правило, в этот перечень включаются:

– локальные нормативные акты работодателя, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника (в т. ч. Правила внутреннего трудового распорядка);

– положение о структурном подразделении, в которое входит должность (см., например, Положение о кадровой службе (отделе кадров));

– приказы и распоряжения руководителя организации;

– распоряжения руководителя структурного подразделения;

– непосредственно должностная инструкция;

5) место работника в структуре подчиненности (указывается при наличии вышестоящее должностное лицо, которому подчиняется работник, а также лица, которые находятся в подчинении у работника);

6) порядок назначения работника, на которого будут возлагаться обязанности данного работника в период его временного отсутствия (например, в период отпуска, временной нетрудоспособности, командировки и т. п.);

7) категория, к которой относится конкретная должность (руководитель, специалист, технический исполнитель).

Должностные обязанности.

В этот раздел нужно включить перечень обязанностей, которые работник должен выполнять в рамках его трудовой функции.

Должностная инструкция раскрывает понятие трудовой функции работника, определяемой заключенным с ним трудовым договором (абз. 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ). Если в трудовом договоре, как правило, указываются только основные характеристики трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), то в разделе "Должностные обязанности" должностной инструкции трудовая функция детально регламентируется, предусматриваются круг обязанностей работника, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т.д.

В качестве основы для разработки данного раздела должностной инструкции целесообразно использовать квалификационные характеристики, содержащиеся в квалификационных справочниках, например в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, Утвержденных Постановлением Минтруда России № 37 от 21 августа 1998 г., и др. Трудовые обязанности работника нужно описать конкретно, подробно и понятно для исполнителя.

При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности (профессии) в конкретных организационно-технических условиях. Так, при необходимости можно распределить обязанности, содержащиеся в одной квалификационной характеристике, между несколькими работниками (исполнителями) или дополнить обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой по одной должности, обязанностями, предусмотренными характеристиками по другим должностям. Также в должностной инструкции работника допускается предусмотреть обязанность замещать работника со схожей трудовой функцией в период его временного отсутствия.

Комментарий: Обязанность работника уволиться по определенным основаниям (в т. ч. по собственному желанию) при наступлении каких-либо обстоятельств не относится к трудовой функции и не может быть включена в должностную инструкцию. Кроме того, такое положение прямо противоречит Трудовому кодексу РФ. У работника есть право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, но не обязанность сделать это по каким-либо производственным причинам (ст. 80 Трудового кодекса РФ). Желание уволиться должно быть добровольным волеизъявлением работника. По этому вопросу Роструд давал разъяснения в письмах № 6234-ТЗ от 24 ноября 2008 г., № 3520-6-1 от 30 ноября 2009 г., с текстами которых можно ознакомиться на сайте www.moedelo.org.

Права.

В данный раздел включаются:

– право работника знакомиться с проектами решений руководителя организации, касающимися его деятельности;

– запрашивать и получать от работников структурных подразделений организации документы и информацию, необходимые для выполнения его трудовых обязанностей;

– обращаться к руководителю организации с предложениями по вопросам, входящим в его компетенцию;

– требовать от своего непосредственного руководителя и руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и реализации прав и т.п.

Для некоторых категорий работников (юриста, заместителя руководителя организации и др.) в этот раздел должностной инструкции включается право работника подписывать (визировать) документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

Ответственность.

Сюда нужно включить виды ответственности работника за несоблюдение требований должностной инструкции и иных локальных нормативных актов работодателя, приказов и распоряжений руководителя организации, а также нарушения работником трудовой дисциплины. Также можно предусмотреть положения, которые уточняют и конкретизируют ответственность должностного лица за те или иные нарушения. Например, если работник несет материальную ответственность на основании заключенного договора о полной индивидуальной материальной ответственности, это также целесообразно указать в данном разделе.

Основой для разработки данного раздела должностной инструкции является законодательство РФ о различных видах юридической ответственности. В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ ответственность подразделяется на материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную. Как правило, формулировки в этом разделе приводятся в общем виде либо с указанием того, за какие нарушения какой вид ответственности возлагается на работника.

Как разработать и утвердить должностную инструкцию?

Унифицированная форма инструкции не утверждена, поэтому организация разрабатывает ее самостоятельно. При подготовке должностной инструкции следует учитывать положения ГОСТ Р 6.30-2003. Требования к содержанию и оформлению четко установлены только для должностной инструкции частного охранника на объекте охраны (Приказ МВД России № 960 от 22 августа 2011 г.). В остальных случаях в качестве основы при составлении должностных инструкций можно использовать:

– квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России № 37 от 21 августа 1998 г.;

– единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (выпуски по соответствующим отраслям). Например, для составления инструкций по общеотраслевым профессиям рабочих можно использовать Выпуск 1, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС № 31/3-30 от 31 января 1985 г. (письма Роструда № 4412-6 от 31 октября 2007 г., № 3042-6-0 от 9 августа 2007 г., № 6234-ТЗ от 24 ноября 2008 г.).

Кроме того, при разработке должностных инструкций законодательство предписывает работодателям учитывать требования профессиональных стандартов (пп. "а" п. 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г.). Однако сами стандарты пока не утверждены, работу по их созданию координирует Минтруд России (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ).

3. Затем необходимо подписать и завизировать должностную инструкцию. В соответствии с п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003 организационно-распорядительный документ (в т. ч. должностная инструкция) должен содержать реквизит "Подпись", который располагается в нижней части документа, после его текста. Должностную инструкцию, как правило, подписывает ее составитель (например, специалист по кадрам, руководитель структурного подразделения).

В зависимости от того, какой порядок принятия должностных инструкций установлен у работодателя, до утверждения руководителем организации (иным уполномоченным лицом) инструкцию могут визировать некоторые заинтересованные работники (например, руководитель кадровой службы (отдела кадров, отдела персонала), руководитель юридического отдела (юрист) организации). Виза согласования располагается на оборотной стороне последнего листа должностной инструкции. Она должна включать в себя подпись и должность работника, визирующего документ, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания (п. 3.24 ГОСТ Р 6.30-2003).

4. После подписания нужно утвердить должностную инструкцию и ввести ее в действие с определенной даты. Должностную инструкцию утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицо. Как правило, для этого издается приказ. Но если инструкция утверждается без каких-либо особенностей (по времени ее действия, порядку пересмотра, распространения и т.п.), можно не издавать отдельный приказ, а оформить на самой должностной инструкции гриф утверждения. Гриф должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности работника, утверждающего документ (например, генеральный директор, директор по управлению персоналом), его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (п. 3.16 ГОСТ Р 6.30-2003, ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса РФ).

5. В завершение процедуры необходимо ознакомить работника, принимаемого (принятого) на определенную должность (профессию), с инструкцией по этой должности (профессии). Сведения об ознакомлении с должностной инструкцией и подпись работника, подтверждающая ознакомление, могут ставиться:

– в листе ознакомления с должностной инструкцией (такой лист подшивается или подклеивается к самой инструкции);

– в Журнале ознакомления с должностными инструкциями или в Журнале ознакомления с локальными актами организации (образцы этих документов представлены на сайте www.moedelo.org);

– на экземпляре должностной инструкции, который будет храниться у работодателя (по аналогии с трудовым договором);

– на экземпляре трудового договора, который будет храниться у работодателя (например, на нем можно оформить такую надпись: "С должностной инструкцией до подписания трудового договора ознакомлен").

Если работник не желает ознакомиться с должностной инструкцией, отказ целесообразно оформить письменно, например в виде акта. Этот документ убережет работодателя от возможных претензий со стороны проверяющих ведомств (например, трудовой инспекции). Он будет служить подтверждением того, что работодатель выполнил свою обязанность по ознакомлению работника с локальными актами, и снимет с организации ответственность, если работник, отказавшийся от ознакомления с локальным актом, впоследствии будет утверждать, что его с ним не знакомили (абз. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 67, ч. 3 ст. 68 Трудового кодекса РФ).

Целесообразно подготовить два экземпляра должностной инструкции и выдать один работнику на руки (абз. 7 письма Роструда № 4412-6 от 31 октября 2007 г.). Экземпляр желательно предоставить работнику под подпись.

Комментарий: Инструкция составляется по должности или профессии, а не в отношении каждого работника лично. Составлять именные должностные инструкции, конечно , не запрещено, но делать это нецелесообразно, ведь при увольнении работника такая инструкция будет утрачивать силу а при приеме нового ее придется утверждать заново. В то же время ФИО работника можно проставить вручную на его экземпляре утвержденной должностной инструкции во избежание потери экземпляра. Такие разъяснения даны в письме Роструда № 3042-6-0 от 9 августа 2007 г.

Президентом Российской Федерации определены новые квалификационные требования к стажу, необходимому для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Это сделано путем издания Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».

Принципиально сама продолжительность стажа осталась без изменений. В соответствии с п. 1 Указа от 16.01.2017 № 16 теперь требуется для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

По сравнению с действовавшим ранее Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2005 № 1131 изменения здесь носят только редакционный характер.

Во-первых, было исключено указание на стаж государственной службы иных видов. Однако принципиального значения это не имеет, поскольку в соответствии с п. 3 того же Указа от 16.01.2017 № 16 при исчислении стажа государственной гражданской службы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в указанный стаж включаются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, государственных должностей, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами. Соответственно, при определении стажа государственной гражданской службы, необходимого для замещения конкретной должности гражданской службы, в него, по-прежнему, должны включаться периоды замещения должностей государственной службы иных видов.

Во-вторых, в п. 1 Указа от 16.01.2017 № 16 появилось указание на учет стажа работы не только по специальности, но и по направлению подготовки. Это связано с действующими нормами законодательства об образовании, согласно которым профессиональное образование может быть получено как по определенным специальностям (среднее профессиональное образование; специалитет), так и по направлениям подготовки (бакалавриат, магистратура).

Новый указа также, как и действовавший ранее устанавливает сокращенную продолжительность стажа, требуемого для замещения ведущих должностей государственной гражданской службы – 1 год для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома.

Новеллой Указа от 16.01.2017 № 16 является определение правил исчисления стажа работы по специальности, направлению подготовки в зависимости от полученного образования. Появление ее обусловлено изменениями, внесенными в 2016 году в ст. 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которым для замещения должностей государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя может вводиться дополнительное квалификационное требование – к специальности, направлению подготовки (ч. 1 ст. 12). Если такое требование для должности гражданской службы введено – оно подлежит включению в должностной регламент (ч. 7 ст. 12).

Соответственно, при исчислении стажа по специальности, направлению подготовки кадровым службам государственных органов теперь надлежит учитывать установлено ли для конкретной должности гражданской службы квалификационное требование к специальности, направлению подготовки или нет.

В первом случае при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж должны включаться периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки. Во втором - включаются все периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности федеральной государственной гражданской службы (другими словами: документа о наличии высшего либо среднего образования без учета его направленности).

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа от 16.01.2017 № 16.

Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы

Важную роль в формировании кадрового состава и отборе персонала на гражданскую службу играют квалификационные требования к должностям гражданской службы.

Под квалификационными требованиями понимаются единые профессиональные и иные критерии и признаки, предъявляемые к соискателям той или иной должности гражданской службы. Они определяют степень и уровень профессиональной подготовленности человека к определенному виду деятельности на государственной службе.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ 1 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 12. определяет следующие основные квалификационные требования:

  • к уровню профессионального образования;
  • к стажу гражданской службы;
  • к стажу (опыту) работы по специальности;
  • к профессиональным знаниям и навыкам.

Эти требования к должностям гражданской службы относятся ко всей системе должностей и являются общими для всех гражданских служащих РФ независимо от уровня занимаемой должности. Они одинаково обязательны как для лиц, поступающих на гражданскую службу, так и для гражданских служащих.

Квалификационные требования к конкретным должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей.

Уровень профессионального образования. Поскольку гражданская служба РФ является профессиональной служебной деятельностью, то гражданские служащие обязаны иметь соответствующее замещаемой должности образование, необходимый уровень которого устанавливается Федеральным законом № 79-ФЗ.

Для замещения должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей необходимо высшее профессиональное образование по специализации должностей гражданской службы. Федеральный закон № 79-ФЗ не говорит об обязательности наличия высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», как ранее требовал прежний закон о государственной службе, но данная специальность наряду с «юриспруденцией» и сейчас остается приоритетной на государственной службе. Содержание этих специальностей соответствует специализации должностей гражданской службы всех уровней.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей достаточно иметь среднее профессиональное образование, соответствующее профилю деятельности служащего. Прежний закон разрешал наличие среднего профессионального образования только для младшей группы должностей.

Требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ. Стаж государственной службы даст право служащему не только на замещение соответствующих должностей, но и на получение надбавки за выслугу лет и выплате вознаграждения при выходе на пенсию.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданского служащего, предъявляются в целях повышения уровня его профессионализма и компетенции, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду знание Конституции РФ, федеральных законов и других нормативно-правовых актов, касающихся государственного управления и государственной службы, вплоть до должностного регламента.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих по конкретной должности устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент служащего.

На гражданской службе России имеются общие квалификационные требования, предъявляемые для всех должностей, которые были изложены выше. Кроме общих, предъявляются и особые квалификационные требования к каждой конкретной должности. Поэтому квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей.

Требования к конкретным должностям гражданской службы находят свое выражение и реализуются в должностном регламенте гражданского служащего. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ впервые определил содержание этого важного документа. Вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

  • квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, заметающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности;
  • должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащего;

Результаты исполнения должностного регламента служащим учитываются руководством при проведении конкурса на замещение более высокой вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании служебной карьеры работника.

Наряду с этим Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ (ст. 21) предъявляет иные обязательные требования к поступлению на гражданскую службу и нахождению на ней. Их можно назвать условиями, или критериями поступления на гражданскую службу и нахождения на ней. Они были уже рассмотрены ранее.

Читайте также: