Что такое медицинская этика биоэтика зачем она нужна в профессии медсестры

Опубликовано: 01.07.2024

Профессиональная этика медсестры


В повседневной деятельности соответственно должностным обязанностям профессиональная этика медсестры выходит на первый план мастерства. Именно в соблюдении этических принципов в любой ситуации медицинская сестра демонстрирует свой высокий профессионализм.

В 1996 году Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят, а в 1997 году одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения Этический кодекс медицинской сестры России .

Согласно Этическому кодексу, документам, на которых он основан и современному положению вещей в медицине, сестра — это не только исполнитель врачебных назначений. Медицинская сестра — самостоятельная профессия. Ее представители обладают как навыками комплексного ухода за пациентами, так и достаточным уровнем познаний в области психологии общения и педагогики.

Мы уже говорили о медицинской биоэтике, но сейчас нелишним будет напомнить основные понятия.

Медицинская этика — совокупность норм поведения и моральных норм медицинского работника, включающая чувство долга, чести, совести, достоинства. Медицинская этика предполагает высокую культуру, человеколюбие, моральную и физическую чистоплотность.

Основа Этического кодекса медицинской сестры России — такие этические компоненты философии сестринского дела, как обязанности, ценности и добродетели. Рассмотрим каждый компонент подробнее.

I. Обязанности медицинской сестры (профессионализм)

Медицинская сестра обязана:

  • уважать пациента;
  • уважать право пациента на самоопределение;
  • говорить правду;
  • делать добро;
  • не причинять вреда;
  • уметь принимать самостоятельные решения;
  • быть преданным своей профессии человеком;
  • иметь ответственность.

II. Ценности (желаемые цели)

Желаемыми целями для медицинской сестры должны быть:

  • профессионализм;
  • результативность;
  • достоинство;
  • здоровье;
  • гармония.

III. Профессиональные добродетели (личные качества)

Медицинской сестре должны быть присущи:

  • знания;
  • мудрость;
  • сострадание;
  • терпение;
  • ответственность;
  • милосердие;
  • способность к сотрудничеству.

Наряду с деонтологией — наукой о медицинском долге — профессиональная этика медсестры предполагает правила поведения и отношения с окружающими. Согласно этим правилам медицинская сестра обязана:

  • неукоснительно соблюдать субординацию (подчинение младшего медицинского звена старшему, согласно принципам служебной дисциплины);
  • не допускать и пресекать распространение конфиденциальной и служебной информации;
  • не допускать и пресекать обсуждение медицинских проблем в присутствии пациентов и их родственников;
  • не допускать выяснения отношений между коллегами в присутствии пациентов и их родственников;
  • поддерживать доброжелательные, тактичные и вежливые отношения с пациентами и их родственниками;
  • иметь терпение выслушивать пациента и его родственников, понять их переживания;
  • поддерживать пациентов и их родственников в тяжелые минуты;
  • сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей;
  • действовать профессионально в пределах своей компетенции.

Повседневное поведение медицинской сестры, стиль ее работы зависят от многих факторов. Здесь и отношение к профессии, и личностные качества, и общая корпоративная культура конкретного медицинского учреждения. К большому сожалению часто приходится сталкиваться с эмоциональной и нравственной индифферентностью (безразличием, равнодушием) медицинских сестер.

Нередко неблаговидные поступки, противоречащие нормам Этического кодекса, медицинские сестры пытаются оправдать экономической обстановкой, наличием глубоких личных проблем и другими факторами. Однако истинно профессиональная этика медсестры руководствуется тем, что в подобных ситуациях оправдывающих неэтичное поведение обстоятельств просто не существует.

Елена Брызгалина


Diomedia

Предтечей современной биоэтики можно считать медицинскую деонтологию. Термин «деонтология» был введен английским философом Иеремией Бентамом в работе «Деонтология, или Наука о морали» (1834). Речь там шла о наборе правил, которым должно подчиняться поведение людей. Эти правила, разработанные, например, для отдельных медицинских направлений, позволяли врачу, общаясь с пациентом, знать, какие действия медицинское сообщество считает правильными, а какие, наоборот, запрещены.

Деонтология определяла отношения не только между врачом и пациентом, но и внутри медицинских коллективов. В деонтологии понятие долга является необходимым и достаточным основанием действий врача. Когда правила поведения точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдай свой долг» не признает оправданий при уклонении от его выполнения, не признает аргументы типа «приятно-неприятно», «полезно-бесполезно».

Однако у такого подхода есть изъяны.

Когда люди, в том числе врачи, неукоснительно следуют абсолютному долгу, они не учитывают личные обстоятельства другого человека, представления другого человека о добре и зле, о желаемом и неприемлемом. Когда люди принимают решения в ситуации ценностного конфликта, апелляции к своим обязательствам, как правило, недостаточно. Врачебный долг предписывает тот или иной тип поведения, но не говорит, почему врач должен поступать именно так, не говорит о более глубоких ценностях, которые лежат в основе тех или иных норм.

Биоэтика пытается разработать в медицине ориентиры, которые помогут предотвратить использование биологических и медицинских технологий во вред — как отдельному человеку, так и человечеству в целом.

Термин «биоэтика» вошел в оборот в самом начале 70-х годов XX века. Американский биохимик Ван Ренсселер Поттер в работе «Биоэтика: мост в будущее» определил ее как дисциплину, соединяющую биологические знания со знаниями о человеческих ценностях. До настоящего времени понятие «биоэтика» обозначает и особый тип знания, и особого типа социальную практику, и отдельную учебную дисциплину, и формирующийся социальный институт нового типа.

Как знание, биоэтика исследует нравственные параметры достижений биологических и медицинских наук, опираясь на междисциплинарный подход. С 70-х по 90-е годы XX века она развивалась описательно: фиксировала коллизии, возникающие между людьми, вынужденными принимать решение в ситуациях, связанных с развитием медико-биологического знания.

Например, если у больного возникала просьба об эвтаназии, или если исследователь занимался вивисекцией, или возникал вопрос об оправданности практики абортов.

С конца ХХ века биоэтика начала переходить от описания к нормативному регулированию. Под влиянием успехов новых технологий потребовалось переосмыслить кардинальные вопросы. Что такое человек? Какой системой ценностей он руководствуется в принятии тех или иных медицинских решений? Где границы допустимых рисков в медицине? Как определить «благо» — исходя из телесной природы человека или его сознания и духовных качеств? Каковы пределы допустимого вмешательства в физическую и психическую целостность человека? Вправе ли человек экспериментировать над животными? Сегодня это уже не абстрактные вопросы. Они определяют реальное поведение людей в тех или иных биомедицинских ситуациях. Конфликт «прав», «принципов», «позиций», «ценностей» — это, по сути, конфликт человеческих судеб, конфликт между различными культурными стратегиями в жизни общества.

Ответы на указанные фундаментальные вопросы очень непросты. Но биоэтика создает знание особого типа, когда врач (исследователь) и пациент (испытуемый) стремятся в диалоге к равноправию и взаимному учету аргументов.

В том, что происходит с человеком, биоэтика выделяет два аспекта. Первый — объективный — это то, что происходит с телесностью человека во время болезни, то, как реалии болезни искажают соматические и психические проявления человеческой жизни. В этом аспекте, безусловно, компетентен профессионал (врач/исследователь). Но более важен второй аспект — биографический. Только сам пациент знает, как бы он хотел, чтобы к нему относились при болезни, в чем смыслы его собственной жизни, задаются ли они светским или религиозным мировоззрением. Только сам пациент знает об экономических и социальных обстоятельствах, сопровождающих его болезнь.

Более того, врач-исследователь и пациент-испытуемый могут занимать различные позиции относительно понимания блага и должного. При этом они обладают различным исходным уровнем специальных знаний и компетенций, у пациента специализированные научные знания могут вообще отсутствовать.

Ценностная позиция конкретного человека не допускает подхода в терминах «правильно/неправильно» или «истина/ложь» со стороны других субъектов. Поэтому любое решение, принятое самим пациентом сознательно и на основании достаточной информированности — это проявление его личной автономии, требующее уважения к себе со стороны других лиц, организаций, общества и государства.

Эта идея очень трудно пробивает к себе дорогу в среде профессиональных медиков.

Многие врачи считают, что их профессию следует охранять от вмешательства непрофессионалов. Однако биоэтика все ощутимей начинает регулировать деятельность людей в ситуациях, которые порождены развитием медицины.

Первый блок биоэтических ситуаций — это проблемы начала жизни: вопросы о статусе эмбриона, об оправданности абортов и экспериментов с фетальными (зародышевыми) тканями, об обоснованности использования новых репродуктивных технологий — искусственного оплодотворения, суррогатного материнства.

Второй блок проблем, которые обсуждаются в биоэтике, — вопросы, связанные с концом жизни: проблемы умирания, критериев смерти, легализации эвтаназии.

Третий блок — это проблемы, связанные с возможностью вмешательства медицины в психическую и физическую целостность человека — при трансплантациях, в экспериментировании, при оказании психиатрической помощи.

Четвертый блок — конфликт между интересами государства, общества, с одной стороны, и интересами индивида — с другой, в вопросах охраны здоровья. Например, родители отказываются от вакцинации своего ребенка, и у них есть на это право, но общество заинтересовано в том, чтобы в той или иной популяции для предотвращения эпидемии была привита определенная доля детей.

Впрочем биоэтика — это не только знание особого рода или учебная дисциплина, это еще и социальный институт. Существуют структуры, организующие сам биоэтический дискурс. Это биоэтические комитеты или комиссии. Они работают на уровне государств, при всех крупных клиниках или биомедицинских исследовательских центрах и объединяют медиков, представителей религиозных конфессий и общественных организаций, юристов, специалистов по биомедицинской этике и просто рядовых граждан. Сейчас ни один ведущий мировой научный журнал не примет статью, основаннную на экспериментах с участием людей или животных, без предварительного заключения биоэтического комитета.

Каковы эти правила? На какие принципы разрешения биоэтических проблем обращает внимание биоэтика? Если мы говорим о человеке, то это принципы правдивости, конфиденциальности, а самое главное — уважения к автономии человеческой личности.

Некоторые полагают, что практически весь комплекс проблем развития современной медицины, порождающей конфликты между новыми возможностями науки и традиционными ценностными основаниями, можно урегулировать правом. Однако в области биомедицины право часто опаздывает по сравнению с темпами развития практик, нуждающихся в регулировании. Например, на сентябрь 2015 года в России законодательно не отрегулированы вопросы детского донорства (закон о донорстве, в том числе и детском, находится в стадии принятия), и это несмотря на то, что возможности трансплантологии чрезвычайно велики.

Биоэтика стремится к тому, чтобы законы обрели этическое оправдание, и были выявлены сферы, где законодательное регулирование еще не сложилось, либо принципиально невозможно. Так, если законом будут детально описаны права личности в биомедицине, то это не предотвратит возможных конфликтов между правами и свободами разных людей. Например, между правом пациента получить помощь опытного врача и нежеланием этого врача производить оттачивание своих навыков на лабораторных животных. Между правом потребителя получить безопасное косметическое средство и установкой производителя на отказ от использования животных для тестирования новых средств.

Правовые нормы и нравственные ценности не всегда совпадают, а иногда даже находятся в противоречии. В истории XX века есть множество примеров того, как легальные практики были совершенно антигуманными — например, практика эвтаназии в нацистской Германии.

Биоэтика только начинает занимать место в общественном сознании как особого рода знание и практика. И в будущем ее роль будет только нарастать.

Этика и деонтология

Медицинская этика представляет собой системы моральных и нравственных норм в отношении пациента и медицинского персонала.

Этика и деонтология в профессиональной деятельности – это комплекс моральных и нравственных норм, которым должна следовать медицинская сестра в своей ежедневной деятельности – выполняя медицинские вмешательства, при осуществлении ухода за больными и т.д.

В деятельности медицинских работников должны повсеместно и повседневно соблюдаться принципы медицинской этики и деонтологии. На основе обычаев, норм и правил поведения сформулированы наиболее общие этические категории (нормы морали):

  • долг
  • честь
  • совесть
  • достоинство

Медицинская этика и деонтология

Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и в следовании ею высоким моральным и нравственным принципам. Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй, милосердной и отзывчивой.

Нравственный долг является категорией морали, его не нужно путать с наукой о долге — деонтологией, которая имеет более узкое содержание (о ней поговорим ниже0. Врачебный долг, медицинский долг — комплекс требований и норм, регулирующий отношения:

Модели медбиоэтики

В настоящее время медбиоэтика существует в четырех исторически сложившихся моделях (формах):

Этика и деонтология: принцип Гиппократа

Современная медицинская биоэтика сталкивается с множеством противоречивых проблем: аборты, искусственное оплодотворение, клонирование, сексология, эвтаназия. В этих случаях возникает так называемый конфликт прав. К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание беременности.

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь человека долгой и счастливой, без болезней и страданий. Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и явилось причиной возникновения такой формы медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Этика и деонтология в работе медицинской сестры

В повседневной деятельности соответственно должностным обязанностям профессиональная этика и деонтология медсестры выходит на первый план мастерства. Именно в соблюдении этическо-деонтологичеких принципов в любой ситуации медицинская сестра демонстрирует свой высокий профессионализм.

Профессиональная этика медицинской сестры

В 1996 году Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят, а в 1997 году одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения Этический кодекс медицинской сестры России.

Согласно Этическому кодексу, документам, на которых он основан и современному положению вещей в медицине, сестра — это не только исполнитель врачебных назначений. Медицинская сестра — самостоятельная профессия. Ее представители обладают как навыками комплексного ухода за пациентами, так и достаточным уровнем познаний в области психологии общения и педагогики. Основа Этического кодекса медицинской сестры России — такие этические компоненты философии сестринского дела, как обязанности, ценности и добродетели. Рассмотрим подробнее.

Этика и деонтология в обязанностях медицинской сестры (профессионализм)

Медицинская сестра обязана:

  • уважать пациента
  • уважать право пациента на самоопределение
  • говорить правду
  • делать добро
  • не причинять вреда
  • уметь принимать самостоятельные решения
  • быть преданным своей профессии человеком
  • иметь ответственность

Ценности (желаемые цели)

Желаемыми целями для медицинской сестры должны быть:

  • профессионализм
  • результативность
  • достоинство
  • здоровье
  • гармония

Профессиональные добродетели (личные качества)

Медицинской сестре должны быть присущи:

  • знания
  • мудрость
  • сострадание
  • терпение
  • ответственность
  • милосердие
  • способность к сотрудничеству.
  • неукоснительно соблюдать субординацию (подчинение младшего медицинского звена старшему, согласно принципам служебной дисциплины)
  • не допускать и пресекать распространение конфиденциальной и служебной информации
  • не допускать и пресекать обсуждение медицинских проблем в присутствии пациентов и их родственников
  • не допускать выяснения отношений между коллегами в присутствии пациентов и их родственников
  • поддерживать доброжелательные, тактичные и вежливые отношения с пациентами и их родственниками
  • иметь терпение выслушивать пациента и его родственников, понять их переживания
  • поддерживать пациентов и их родственников в тяжелые минуты
  • сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей
  • действовать профессионально в пределах своей компетенции.

Повседневное поведение медицинской сестры, стиль ее работы зависят от многих факторов. Здесь и отношение к профессии, и личностные качества, и общая корпоративная культура конкретного медицинского учреждения. К большому сожалению, часто приходится сталкиваться с эмоциональной и нравственной индифферентностью (безразличием, равнодушием) медицинских сестер.

Нередко неблаговидные поступки, противоречащие нормам Этического кодекса, медицинские сестры пытаются оправдать экономической обстановкой, наличием глубоких личных проблем и другими факторами. Однако истинно профессиональная этика медсестры руководствуется тем, что в подобных ситуациях оправдывающих неэтичное поведение обстоятельств просто не существует.

Деонтология в работе медицинской сестры

Говоря о том, что существует деонтология медсестры и других медработников, подразумевается профессиональное поведение, как на рабочем месте, так и вне работы. Соблюдение норм деонтологии включает в себя:

  • внимательное отношение к пациенту, немедленную реакцию на изменения в его состоянии и/или поведении
  • тактичное обращение с пациентом
  • коллегиальность в отношении со всеми сотрудниками
  • сохранение медицинской тайны

Деонтология в работе медсестры

  • честность
  • порядочность
  • искренность
  • преданность своему делу
  • скромность
  • доброта
  • готовность прийти на выручку
  • дисциплинированность
  • справедливость
  • сострадание
  • дружелюбие
  • опрятность
  • умеренность в макияже и украшениях
  • грамотная речь
  • уместные слова и выражение
  • отсутствие фамильярности, вежливость

Этика и деонтология: 4 принципа

Этика и деонтология медицинской сестры базируется на четырех универсальных принципах:

  1. автономии
  2. милосердия
  3. справедливости
  4. полноты оказания медицинской помощи

Принцип автономии

С точки зрения принципа автономии медсестра должна уважать личность каждого пациента и его решения. С этим принципом связаны следующие положения:

  • пациент рассматривается не как средство, а как цель
  • в отношениях с пациентом важны: конфиденциальность, уважение к политическим и иным убеждениям пациента, уважение к его культуре
  • получение от пациента информированного добровольного согласия на предстоящую процедуру
  • уважение личного мнения пациента, его свобода в принятии важных решений

Этика и деонтология: принцип милосердия

Принцип милосердия

Включает в себя несколько аспектов:

Принцип справедливости

В деятельности медицинской сестры не должно быть различения пациентов по их профессии, социальному статусу, а также по другим характеристикам. Этика и деонтология в работе медицинской сестры также устанавливает, что любая помощь, которая оказывается пациенту, не должна нанести ему или третьим лицам вреда. Если медработник оказывается между противоположными мнениями пациента и его родных, он всегда должен исходить из мнения пациента. Принцип требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств.

Принцип полноты медицинской помощи

Заключается в том, что медицинская сестра обязана оказывать медпомощь пациентам:

  • профессионально
  • использовать для этого все имеющиеся в ее арсенале средства
  • проводить качественно меры диагностики и профилактики
  • оказывать паллиативные медицинские услуги нуждающимся пациентам
  • реализовывать профилактические мероприятия

Этика и деонтология медицинской сестры с точки зрения соблюдения этого принципа подразумевает, что при оказании медицинской помощи медсестра обязана строго соблюдать все действующие требования законодательства, а также моральные нормы.

Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса

Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:

  • В общении с больным медработник должен быть приветливым и выдержанным. Не допускается панибратство и фамильярность, нежелательна и излишняя официальность
  • Медицинская сестра обращается к пациенту по имени и отчеству, на «Вы»
  • Перед процедурой, особенно если она болезненная и технически сложная, пациенту необходимо разъяснить ее суть, успокоить пациента, снять его излишнее напряжение
  • В присутствии пациента нельзя обсуждать других больных, их диагнозы, планы лечения, также не стоит обсуждать своих коллег
  • Запрещается в присутствии пациента подвергать сомнению его диагноз и правильность лечения

Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:

  • Родственникам, которые ухаживают за пациентом, необходимо показывать правильность выполнения различных процедур
  • Следует проявлять тактичность, спокойствие и сдержанность
  • Разговор с родственниками пациентами должен строиться в пределах компетенции медсестры. Вопросы прогноза болезни, лечения и тому подобные обсуждать с родными может только врач
  • На вопросы родственников пациента следует отвечать неторопливо и спокойно

Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:

  • Недопустимо проявление неуважения и грубости
  • Все назначения врача должны выполняться профессионально, четко и своевременно
  • Следует немедленно сообщать врачу обо всех внештатных ситуациях с пациентом (внезапное изменение состояния, поведения)

Этика и деонтология: отношения медсестра - врач

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

  • следует проявлять уважение и вежливость
  • замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
  • более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
  • в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу
  • Ненавязчивый и тактичный контроль работы санитаров и младших медицинских сестёр
  • Не допускается высокомерное и фамильярное отношение
  • Работа по принципу взаимоуважения
  • Запрещается делать замечания друг другу в присутствии других коллег и посетителей

Этика и деонтология: решение проблем

Этика и деонтология медицинской сестры как наука позволяет решать различные проблемы, которые возникают в работе специалиста.

В эту работу включаются следующие направления:

  • проведение семинаров и тренингов по выходу из конфликтных ситуаций и их предотвращению, по коллективным методам работы, развитию коммуникативных навыков
  • обучение медсестер нормам общения с больными и их родственниками
  • проверка знаний норм этического кодекса медсестер
  • проведение периодических тестов, благодаря которым можно выявить сотрудников, у которых наблюдается хроническая усталость, профессиональное выгорание. На основе этих данных планируются мероприятия, снижающие риски развития синдрома профессионального выгорания

Этика и деонтология: отношения медсестра - медсестра

Например, одна из медсестер снимала свой рабочий день на камеру мобильного телефона, потом размещала на своей странице в социальной сети фото, на которых присутствовали пациенты. С такой медсестрой проводится беседа, а в отделении вводятся правила использования мобильных телефонов, запрет на фотосъемку пациентов. Эта информация впоследствии доводится до сведения всех медсестер медицинского учреждения.


Тё, А. Г. Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе медицинской сестры / А. Г. Тё, Н. А. Коростелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 386-389. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50058/ (дата обращения: 27.05.2021).

В статье рассмотрена специфика профессии медицинского работника, которая изначально предполагает соблюдение норм морали и этики. Авторами подчеркивается, что понятия «этика» и «деонтология», «медицинская биоэтика» синонимичны, но по своей сути имеют отличия. Делается, вывод о том, что соблюдение этических норм в коммуникации с пациентом важно и необходимо в практической деятельности медицинского работника.

Развитие понятия этика и деонтология берет свои истоки в трудах Гиппократа: непоколебимое уважение к человеческой жизни; непричинение ему вреда; конфиденциальность; настороженность в процессе передачи информации пациенту. В свою очередь биоэтика выдвигает требованием к специалисту не только как непричинения ему вреда, но и требует от специалиста действий, которые улучшат состояние пациента. «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного» — говорится в Клятве Гиппократа.

Необходимо отметить то, что понятия этика, биоэтика и деонтология хоть и синонимичные, но все же имеют разную основу. Этические нормы и принципы на протяжении всего периода развития человечества оказывали действие на общество. Но, в зависимости от индивидуальных особенностей сообщества, люди придерживаются специфических этических норм и принципов, что в свою очередь отразилось на разнообразии мира, которое мы можем заметить. Каждое человеческое сообщество, социальная группа в той или иной особенности складывает свои индивидуальные этические и поведенческие нормы и правила. Которые, в свою очередь, позволяют разным сообществам взаимодействовать бесконфликтно. Главным вопросом этики определяется вопрос о том, что есть благо или же безусловное добро, т. е. как необходимо поступать, и что выступает источником долженствования, нравственности, побуждающего человека стремиться к должному, к добру.

Необходимо отметить, то, что в условиях стремительного, порой даже неконтролируемого развития науки, медицины и техники породило определенные этические, социальные и экологические проблемы, которые отразились на всем мировом сообществе. Важно выделить пути решения имеющихся проблем. По мнению В. Р. Поттера, человеческая цивилизация нуждается в объединении биологии и гуманистического знания. Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента — биологическое знание и общечеловеческие ценности [1].

Таким образом, В. Р. Поттер выделил новый термин, обозначающий данную науку — биоэтика. Биоэтика — первая попытка мыслить «глобально» в сфере этики. В центре исследования — будущее жизни и человечества. Глобальная биоэтика, определяется как более высокий статус биоэтики. Концепция глобальной биоэтики рассматривается как принцип устойчивого развития, не только всех живущих людей, но и охватывает будущие поколения, так же в целом все живые организмы, и окружающую среду и природу в целом. Важно отметить, что система ценностей биоэтики основана на том, что процветание Жизни на Земле представляет собой высшую ценность и цель. При условии, что современный социум принимает и понимает и требование к эволюции человека и природы как нравственно-экологического императива, общество является дееспособным в преодолении глобального экологического кризиса.

Обществу необходимо не только не допускать потери в биоразнообразии, но и проявлять заботу в правах биоса, проявляя гуманный подход, который предполагает пересмотр традиционных этических и юридических принципов и формирование новых. Всеобщая Декларация о биоэтике и правах человека, принятая ЮНЕСКО 19 октября 2005 года, является важным шагом в поиске глобальных стандартов. Одна из статей декларации напрямую связана с идеями глобальной биоэтики и называется «Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия». Несмотря на огромное количество существующих международных принципов, деклараций и заявлений, касающихся биоэтики, Всеобщая Декларация ЮНЕСКО вносит не заменимый вклад в данную тему [2].

Рассматривая понятие этики и биоэтики, необходимо выделить взаимосвязь с такими понятиями, как этика и деонтология медицинского работника. Важно подчеркнуть, что положения этики и деонтологии медицинского работника практически до конца ХХ столетия традиционно опиралось на нравственность, общественное мнении, моральные кодексы, врачебные традиции, и т. п., то есть носили рекомендательный характер, и опирались на теорию блага. Биомедицинская этика является новым витком, новой ступенью этики и деонтологии медицинского работника. И эта ступень развития учения является чрезвычайно важной, носит принципиальное, качественное новое направление.

В биомедицинской этике многие положения перешли в правовые рамки, стали закрепляться законодательно, то есть стали обязательными. На данный момент приняты законы по некоторым фундаментальным проблемам биомедицинской этики, таким как интересы и благо отдельного человека по отношению к медицине, и науке, доступность медицинской помощи приемлемого качества, информированное согласие на медицинское вмешательство, обеспечение интересов лиц, не способных дать это согласие, обеспечение прав детей, психических больных, охрана частной жизни и конфиденциальность, геном человека (генетическое тестирование, модификация генома, вопросы выбора пола), клонирование, в том числе и терапевтическое, медицинский эксперимент (в том числе защита лиц, выступающих в качестве испытуемых), все аспекты трансплантации, искусственное прерывание беременности (аборт), репродуктивные технологии, медицинская стерилизация, проблемы СПИДа, клиническое испытание лекарственных средств, эвтаназия, патологоанатомическое вскрытие, присяга врача и т. д. Если сравнить их с проблемами биомедицинской этики, то возможно рассмотреть, что законодательно решаются многие важные вопросы [2].

Мораль взаимоотношений медицинского работника и пациента — не догма, а стабильно развивающееся понятие. По мере развития медицины появляются новые правовые и этические проблемы, которые затрагивают интересы этих двоих. Помимо этого, их содержание также зачастую не являются единым для различных обществ. Они будут рассматриваться по-разному, в зависимости от традиций, принятых в данном социуме, правовых и этических норм, системы здравоохранения, конфессиональных взглядов и пр.

Важно отметить, что этика медицинского работника и биомедицинская этика вовсе не одно и то же. В понятии «биоэтика» отражаются моральные ценности, которые относятся ко всем биологическим явлениям, а не только к человеку. Известно, что этические принципы разделяются многими моральными субъектами, но сами же принципы могут видоизменяться от эпохи к эпохе и от культуры к культуре. Моральные системы включают в себя конкретные моральные нормы, которые обусловлены, профессиональной практикой, моральными и религиозными традициями, кодексами этики и др. Если рассматривать общие моральные принципы, то можно сказать, что они являются абстрактными, в какой-то мере универсальными и содержательно бедными, то моральные нормы более конкретны и содержательно насыщены.

Биоэтика понятие более современное в сравнении с этикой и деонтологией. Но сегодняшний день понятие деонтологии остаётся не менее актуальным, так как включает в себя не только сложности в общении с пациентом, но и особенности общения с родственниками пациента и коллегами. Процесс выздоровления пациента зачастую невозможен без слаженной работы всего коллектива медицинской организации.

Медицинские организации — не самые комфортные места для людей. Видеть боль, страдание, сознавать ограниченные возможности медицины в лечении многих болезней, искать и не находить выхода из тупиковой ситуации с неизлечимыми (пока) болезнями — всё это требует от медперсонала (а от медсестры в особенности) немалой психологической выдержки. Именно на медсестру приходится основной груз по уходу, выхаживанию больных, выполнению врачебных назначений. Именно с медсестрой пациент чаще всего общается, спрашивает и отвечает, рассказывает и слушает [3].

Очень часто медицинские работники забывают, о том, что одним из принципов деонтологии является умение составлять с пациентом диалог на понятном для него языке, так как уровень умственных способностей зачастую у разных пациентов находится на разном уровне. Работники сестринского дела проводят с пациентом значительно больше времени, чем врачи, и их поведение и умение общаться с пациентами оказывают значительное влияние на процесс выздоровления, реабилитации и профилактики многих состояний. Медицинская этика и деонтология также включают в себя четыре универсальных этических принципа: автономию, милосердие, полноту медицинской помощи и справедливость.

Уважение личности каждого пациента, то есть каждый пациент рассматривается не как сама цель, но в большей степени как средство достижения поставленной цели. Важным в соблюдении принципа автономии является соблюдение конфиденциальности, уважительное отношение к культуре, вере исповедания, любым политическим и иным предпочтением пациента. При использовании этого принципа так же принимается во внимание информированное согласие пациента на проведение той или иной процедуры, выбор план лечение, ознакомление с ходом и целью манипуляции, согласие на проведение вмешательство самим пациентом или же в зависимости от тяжести состояния, согласия законного представителя пациента.

Оказание медицинской помощи в любой медицинской организации должен осуществляться в равной степени для любого человека вне зависимости от материального или социального статуса пациента. Так же принцип справедливости учитывает то, что при оказании любой помощи медицинский работник не должен нанести вреда пациенту. При столкновении интересов между родственниками пациента, медицинским персоналом или иными лицами, руководствуясь данным принципом, медицинский работник должен вставать на сторону пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи включает в себя профессиональное отношение к пациенту при выборе проведения методы исследования, для полной диагностики состояния у пациента. Применения всего имеющегося оборудования для проведения диагностических процедур и соблюдения всех норм законодательства страны.

Моральная ответственность включает в себя соблюдение всех этих моральных и этических принципов.

Работник сестринского дела в своей повседневной работе должна опираться не только гуманными качествами, таким как доброта, сострадание, милосердие, выдержка, но и быть требовательным при соблюдении режима в медицинской организации, который в свою очередь направлен на улучшение самочувствия пациента. Не менее важным для работника сестринского дела остается внешний вид, так как опрятность, аккуратность, подтянутость, умение составлять диалог с пациентом ровным тоном, стабильное настроение являются важными факторами в их работе.

Самым сложным, на наш взгляд, выступает то, что необходимо выбрать линию «золотой середины» в общении с пациентами, так как слишком строгий тон, как и панибратство, могут оттолкнуть пациента, что напрямую отразится на процессе лечения.

1. Насибулина А. С., Гунзенова К. В. Области взаимодействия экологической этики и глобальной биоэтики // Вестник БГУ. — 2014.- № 14–2.- С.112–117.

2. Шамов И. А. Медицинская биоэтика. Махачкала. 2005. — 191 с.

3. Третьяк А. В. Этика и деонтология в работе медицинской сестры. // Вестник хирургии Казахстана. — 201.- № 4.- С.69–72.

Когда специалистам по медицинской этике задают вопрос “Зачем исследовать проблемы медицинской этики?”, скорее всего следует раздраженный ответ “Ну что это за вопрос?”. Как будто этот вопрос не стоит задавать в силу очевидности ответа или в силу того, что медицинские этики слишком заняты ответами на действительно важные вопросы – например, связанные с контролем рождаемости, генетическим отбором, ДНК, абортами, смертью и умиранием, доступностью здравоохранения и правом на здоровье – чтобы иметь дело с таким глупым общим вопросом. Иными словами, как будто едва кто-либо объявляет себя медицинским этиком, важность и безотлагательность проблем в этой области вынуждают его немедленно серьезно взяться за их рассмотрение. Моральные вопросы всегда порождают это ощущение безотлагательности, так что если сначала какой-это из этих вопросов выбирают просто потому, что он кажется интересным, то через некоторое время он становится очень важным, чрезвычайно важным или даже наиважнейшим для этика.

Но такой ответ, на мой взгляд, неудовлетворителен в силу своей неопределенности. Действительно, как только практически любой вопрос (или проблема) определяется как моральный или этический, то уже по самому этому определению он считается важным. А раз он важен, то он, очевидно, заслуживает внимания и исследования. Но утверждение, что все перечисленные области этического интереса важны, не означает, что они одинаково важны. Некоторые области по той или иной причине могут быть просто более важны в моральном отношении. Допустив эту возможность, можно лучше понять, что порождает вопрос “Зачем заниматься медицинской этикой?”. За последнее десятилетие или около того эта область этики привлекала гораздо больше внимания, особенно со стороны академических ученых, чем все другие области этики вместе взятые. Учебные курсы, школьные программы, статьи, журналы, книги и институты создавались почти в масштабах эпидемии. Кажется, что вовлеченные в этические дискуссии верят, по крайней мере, судя по их действиям, что медицинская этика является наиболее важной сферой их интереса по сравнению с любой другой. Но в этом случае, в связи с вынесенным в заглавие вопросом интересно задать еще два вопроса, Во-первых, как так случилось исторически, что медицинская этика было выделена как этическая область, привлекающая наибольшее внимание этиков? Во-вторых, рассуждая оценочно или морально, заслуживает ли эта область такого внимания?

Существуют, по крайней мере, три основные причины, по которым медицинская этика исторически привлекла такое внимание. Первую можно обозначить как осознание большей значимости моральных вопросов. Известно, что в шестидесятые годы различные группы людей по разным причинам оказались активно вовлеченными в различные моральные акции. Вообще говоря, они намеревались добиться моральных изменений, причем добиться их немедленно, если не еще быстрее. Исторически, в авангарде была часть освободительного движения черных, зародившегося еще в пятидесятые и ранее. К ним присоединились другие освободительные движения, экологическое движение и сильное, но сейчас почти исчезнувшее, антивоенное движение. Хотя для большинства из них золотые деньки давно прошли, каждое оказало свое влияние на медицинскую этику. Освобождение черных было частью движения за права на здоровье; освобождение женщин повлияло на наше отношение к абортам и различным практикам контроля рождаемости, а экологическое движение – на наше отношение к народонаселению и мировым проблемам здоровья.

Можно утверждать, что даже антивоенное движение оказало на медицинскую этику свое влияние, причем довольно серьезное. Среди многих аргументов, использовавшихся противниками войны во Вьетнаме, один их самых постоянных касался злоупотребления технологией. Для этих критиков войны было очевидно, что Соединенные Штаты имеют технологическое преимущество над “врагом”, но совершенно так же очевидно для этих людей было то, что это преимущество используется в аморальных целях. Это было незадолго до полного осознания различия между технологическим и научным знанием, с одной стороны, и ценностным или моральным деянием, с другой. Это различение вряд ли является новым. Тем не менее, с обновленным пониманием того, что наука и техника являются лишь орудиями, используемыми для “блага” или “зла”, а в случае войны они действительно использовались для “зла”, пострадал престиж науки и техники. Пострадали также престиж и “власть” ученых и технологов, не только потому что они ассоциировались со используемыми ими инструментами, но и потому, что многие из них, казалось, охотно выполняли роль “нанятых исполнителей” для любых заданий, которые могло дать им правительство. Логика этого аргумента была неизбежно применена и к докторам. Отсюда не следует, что врач, являющийся ученым-технологом, более чувствителен к моральным и ценностным вопросам, чем любой другой ученый-технолог. Фактически, он мог быть и менее чувствительным, т.к. медицина якобы привлекала множество тех, кто был заинтересован более в высоком личном вознаграждении, предлагаемом в этой области, чем в благополучии больных. В любом случае, так как критики войны и другие моральные активисты того времени атаковали властных персон различного рода (т.е. ученых-технологов, президентов, генералов, академических ученых, родителей) в нашем обществе, очевидно благополучные врачи (в своих кадиллаках, мерседесах и порше) не могли избежать и не избежали этих атак.

Третья главная причина невероятного внимания к медицинской этике со стороны этиков связана, что достаточно парадоксально, с собственно медицинскими технологическими успехами. Мы обычно ассоциируем успех с решением проблем. Если государство сталкивается с моральной проблемой заботы о бедных, различные медицинские процедуры могут в этом помочь. Но многие успехи в медицине являются лишь частичными успехами. Ребенок с раздвоением позвоночника (spina-bifida), который раньше умер бы сразу после рождения, “спасен”, но только как жестоко искалеченный и больной ребенок. Взрослому, который также умер бы от почечной недостаточности, продлевается жизнь, но полная неудобств – как результат временно успешной операции по трансплантации или, позже, диализа. Восьмидесятилетний умирающий пациент скорее всего тихо умер бы месяц назад, но вместо этого он еле-еле жив благодаря ряду технологических чудес. До массового медицинского вмешательства жизненный процесс обычно быстро прекращался как только он опускался ниже определенного минимального качественного уровня. Сегодняшняя медицина дает нам различные минимальные жизненные опции, и мы не уверены, являются ли эти возможности благом или проклятием.

Иная сторона технологического успеха в медицине – его влияние на общество в целом. В узком смысле этого слова медицина способна быть полностью успешной лишь при определенных усилиях. Например, она может победить заболевание, калечащее и убивающее детей, и в итоге лишь внести свой вклад в проблему перенаселения. Оборотная сторона технологического прогресса связана с тем, что за него приходится платить изрядную цену. Каждая новая услуга, предлагаемая нам медициной, видимо, увеличивает разрыв между нашими ожиданиями по поводу возможностей медицины и той ценой, которую мы как индивиды или как общество в целом способны заплатить. Если коротко, то технологический прогресс в медицине был столь резким, что породил то, что можно было бы назвать эстрогенным или “техногенным” моральным беспорядком.

Прежде чем перейти к вопросу, является ли заслуженным все то внимание, что уделяется медицинской этике, было бы интересно отметить те последствия, которые это внимание имело для медицины. Наиболее очевидное воздействие уже упоминалось. Возник новый класс ученых – как вне, так и внутри медицины, с энтузиазмом и настойчивостью играющий роль сторожевого пса. Возможно, ушли в прошлое революционно настроенные студенты, но на их место пришло цепкое поколение ученых, тяготеющих к эволюции. Второе последствие связано с первым. Эти новые ученые внесли изменения в программы медицинского, среднего медицинского образования и обучения медицинских сестер, так чтобы включить в них курсы медицинской этики (социологии, политики и т.п.). Подлинное воздействие этих курсов еще не было точно измеряно, но если они оказывают какое-либо влияние на медицинскую практику, оно может быть оценено в ближайшие годы. Третье последствие возросшего интереса к медицинской этике – большее внимание к соблюдению прав человека в таких областях, как эксперименты над людьми, и в ситуациях, чреватых использованием принуждения. Четвертое и главное последствие касается девальвации статуса врача. Эта девальвация, которая еще, возможно, не завершилась, особенно очевидна в отношениях врачей с представителями власти, администраторами, социологами, философами, теологами и даже пациентами. Эти “незваные гости” подчеркнуто заявляют, что принимаемые в пределах больницы или клиники решения не являются с необходимостью чисто медицинскими по своей природе. Утверждается, что врачи и ученые не имеют права давать определение “смерти” (как они ввели понятие необратимой комы), т.к. это понятие имеет частично социальный характер. Аналогично, добавляют они, психическое заболевание не является чисто медицинским термином, но частично определяется понятиями, отражающими взгляд общества на индивида. Пятое последствие, среди многих, которые можно было бы перечислить, почти следует из четвертого. В результате критики извне (в том числе, судебных исков) некоторые доктора склонны практиковать так называемую защитительную (defensive) медицину. Хотя защитительная медицина предполагает большее внимание и заботу в отношении к пациенту, но она также предполагает и большие затраты на лечение со стороны пациента, т.к. ради безопасности доктора назначают дополнительные исследования и процедуры. Еще один побочный результат защитительной медицины заключается в том, что доктора в меньшей степени хотят разделить обязанности с другими медперсоналом (например, с медсестрами).

После предложенного нами краткого обзора причин, по которым медицинская этика заняла особое место в умах этиков, что может быть сказано о том, заслужено ли это выдающееся положение? Это, безусловно, трудный вопрос, т.к. предполагает сравнение достоинств изучения медицинской этики с исследованиями во всех других областях, упоминавшихся ранее в этой статье. Хотя я подобное сравнение находится вне возможностей данного краткого рассмотрения, определенные подходы к вероятным ответам доступны и в его пределах. Я соберу эти подходы и сгруппирую их в виде четырех основных позиций. Во-первых, бессмысленно говорить, что медицинская этика важна просто потому, что многие считают ее важной или что такого рода этические исследования хорошо финансируются, т.к. это просто уклонение от предмета обсуждения. Во-вторых, объяснение, что “медицинская этика занимается вопросами жизни и смерти”, также недостаточно, чтобы дать медицинской этике приоритет перед другими этическими областями просто потому, что некоторые из них (например, военная и политическая этика) также занимаются вопросами жизни и смерти. Также не оправдана апелляция к тому, что медицинская этика заставляет нас обратиться к исконной природе человека, т.к. почти любая область этического интереса (например, этика образования) делает то же самое. Также ничего не дает и утверждение, что медицинская этика имеет дело с основными потребностями (чтобы ни означал этот термин), т.к. практически все области этики тоже имеют дело с такими потребностями. В-третьих, при наличии взаимопересечения медицинской этики и других областей этического интереса (например, является ли вопрос о праве на медицинскую помощь медицинским или политическим?), утверждения о большей важности одной области по сравнению с другой становятся практически невозможными.

Тем не менее, в качестве четвертого аргумента можно рассматривать технологические достижения, упомянутые в исторической части статьи, а также другие научные и технологические открытия в биологии. Этот аргумент в пользу медицинской этики лучше сформулировать следующим образом. В течение первых трех – четырех десятилетий XX века физика являлась несомненной парадигмой науки. Если возникала вероятность “техногенного” морального беспорядка, то считалось что именно физика должна была быть подвергнута мониторингу более чем другие области естествознания. Начиная со Второй мировой войны биология делает такие большие успехи, что ставит под сомнение парадигмальность физики для естествознания и, таким образом, становится той наукой, которая нуждается в максимальном моральном мониторинге. Недавняя полемика вокруг исследований комбинированной ДНК свидетельствуют об этом. Конечно, медицина – это не биология, но, грубо говоря, она соотносится с биологией также, как инженерная наука соотносится с физикой (и химией). Это говорит о том, что удивительные открытия в биологии скорее всего найдут свое применение в медицине. А поскольку биомедицинская область, более чем какая- либо другая, обещает (угрожает) удивить нас новыми открытиями, оборудованием и процедурами, важность которых не может быть оценена в силу их новизны, постольку она заслуживает уделяемого ей внимания.

Здесь следует сделать одну, возможно спорную оговорку. Утверждение, что биомедицинская этика более важна, чем другие области этики, не означает, что все ее аспекты одинаково важны. Например, правдивость является на настоящий момент традиционным моментом (био)медицинской этики. Тем не менее, я сомневаюсь, что в медицине он столь же важен, как в бизнесе или политике, где правдивость – вымирающий вид вербальной деятельности. Аналогично, информированное согласие и эксперименты над людьми находятся сейчас (как проблемы) в большей степени под контролем, чем десятилетие назад. Даже многие вопросы биомедицинской этики, касающиеся смерти, умирания и абортов, могут утратить свою важность по мере того, как медицина постепенно продвинется от отдельных успехов в лечении людей к более полному успеху. В конечном счете, я думаю, главные этические вопросы в биомедицинской этике, заслуживающие наибольшего внимания, касаются исследований в области генной инженерии и контроля населения.

Надеюсь, эти аргументы в пользу важности медицинской этики будут восприняты не иначе как предположения. Они представлены здесь не потому, что я ищу ответ на первоначально поставленный вопрос, но скорее ради того, чтобы заставить биомедицинских этиков начать относиться к нему серьезно.

Читайте также: