Как называется профессия учитель вокала

Опубликовано: 15.05.2024

В музыкальной сфере работает огромное количество людей самых разных профессий, о многих из них мы даже не знаем. Попробуем разобраться, кто создает для нас музыку.

На первый взгляд, профессии, связанные с музыкой, весьма немногочисленны. Обычный человек навскидку вспомнит певца, инструменталиста, композитора. Но направлений деятельности намного больше, а специалисты выполняют самую разную работу.

Список профессий, связанных с музыкой

Музыкантами считаются не только те, кто на профессиональном или любительском уровне владеет одним или несколькими инструментами, но также и люди, создающие музыку. Кроме того, существует ряд специальностей, представители которых обеспечивают деятельность музыкантов, освещают или популяризируют ее. В давние времена музыканты были универсалами: сами сочиняли мелодии и слова, исполняли и «продвигали» свое творение, то сейчас все эти функции исполняют разные специалисты.

Рассмотрим, какие бывают профессии, связанные с музыкой. В списке попробуем упомянуть максимальное количество специалистов, имеющих отношение к этому виду искусства.

  • Композиторсочиняет музыкальные произведения в разных жанрах. Он владеет техникой композиции, нотной грамотой, может сочинять мелодии при помощи компьютерных программ или музыкальных инструментов. Он записывает свое творение в какой-либо нотации, которую впоследствии смогут интерпретировать исполнители.
  • Аранжировщик способствует продвижению музыкального произведения. Он берет уже существующую композицию и интерпретирует ее. Например, из небольшой песни под гитару он способен сделать яркое выступление для большого ансамбля, прописав партии для каждого инструменталиста и вокалиста. При этом авторский замысел композитора в целом сохраняется. Нередко аранжировщики переписывают классические произведения для более современных жанров (рок, джаз), чем повышают интерес к ним.
  • Поэт-песенник. Эта профессия сейчас распространена меньше, поскольку многие исполнители (рокеры, блюзмены и джазисты) сами пишут тексты для своих треков. Однако в эстрадном и детском репертуаре обычно используются стихи профессиональных поэтов. Иногда слова пишутся под готовую мелодию, но часто бывает и наоборот.
  • Диджей (DJ) – это относительно недавно появившаяся, но быстро набравшая популярность профессия. Диск-жокей использует специальную аппаратуру (диджейский пульт) и компьютерные программы. Он миксует несколько композиций, добавляя к ним различные звуковые эффекты, и создает новый трек, преимущественно в танцевальном стиле. Работают диджеи чаще всего в ночных клубах, на дискотеках, вечеринках и праздниках, где требуется непрерывное музыкальное сопровождение.
  • Инструменталисты – это те, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте: струнном (гитаристы, скрипачи, басисты), клавишном (баянисты, пианисты), ударном (барабанщики, перкуссионисты), духовом (трубачи, тромбонисты, флейтисты). Некоторые из них выступают соло, другие объединены в небольшие группы (дуэты, трио, квартеты). Большое количество совместно работающих исполнителей – это оркестр.
  • Вокалисты исполняют музыкальное произведение только своим голосом, он и есть основной рабочий инструмент. Певцы должны глубоко чувствовать композицию, чтобы передать эмоции и заставить слушателя сопереживать, причем они могут работать даже без аккомпанемента (acapella). Чаще всего вокалисты специализируются на каком-то одном стиле (классика, народная песня, поп, рок, блюз) и используют характерные для него приемы. Исполнители могут работать соло или в хоре, ансамбле.
  • Дирижер – это специалист, обеспечивающий слаженное звучание музыкального коллектива. Он при помощи движения рук, пальцев и головы, а также мимики управляет музыкантами, донося до них свое прочтение исполняемой композиции. Специалисту необходимо обладать организаторскими способностями, идеальным слухом и чувством ритма. Дирижерами называют профессионалов, работающих с оркестрами, светскими хоровыми коллективами руководят хормейстеры, а церковными – регенты.
  • Концертмейстер. Это слово применяется в двух значениях. Так называют музыкантов, которые отвечают в оркестре за какую-то группу инструменталистов (скрипачей или духовиков). Кроме того, этот термин используется для обозначения музыканта, аккомпанирующего певцам во время репетиций и выступлений.
  • Учитель музыки работает в основном с детьми в школах и детских садах. Его работа носит воспитательный характер и направлена на развитие ребенка, расширение кругозора и привитие у него любви к прекрасному.
  • Педагог-музыкант дает знания на профессиональном уровне. Его места работы – это музыкальные школы, училища и факультеты вузов, консерватории.
  • Продюсер находит перспективного исполнителя или группу, финансирует их и выводит на более высокий уровень с целью получения впоследствии прибыли.
  • Музыкальный агент, менеджер или импресарио – это люди, которые отлично разбираются в талантах. Они помогают исполнителям в их деятельности, решают все организационные и бытовые проблемы, чтобы музыкант думал только о своем творчестве.
  • PR-менеджер занимается созданием имиджа вокалиста или коллектива, рекламирует его, организовывает встречи с представителями СМИ, поклонниками для увеличения аудитории.

Музыканты в кино, на телевидении и радио:

  • Ведущий музыкальной передачи может представлять самые разные программы – от образовательных и культурологических до хит-парадов. К этой профессии примыкает и радиодиджей, человек, подбирающий треки и общающийся со слушателями.
  • Музыкальный обозреватель – это журналист, специализирующийся на музыке. Он может писать об особенностях разных жанров, тех или иных исполнителях, новых тенденциях в этой сфере.
  • Звукорежиссер – специалист по созданию звуковых эффектов и образов в кинофильмах, спектаклях, радио- и телепередачах. Кроме понимания музыки, он должен обладать техническими знаниями.

Настройка фортепиано

Это далеко не все музыкальные профессии. Можно вспомнить еще музыковеда или музыкального критика, деятельность которых ближе к научному осмыслению искусства. Изучение особенностей музыки и ее развития, взаимодействия с другими сферами культуры, объективная оценка произведений и отдельных исполнителей – это направления их деятельности. А от настройщика инструментов зависит чистота их звучания.

Вы не поверите, но рабочий – это тоже профессия, связанная с музыкой. У большинства гастролирующих групп и исполнителей есть своя дорожная команда. Это техники и вспомогательный персонал, которые устанавливают и разбирают сцену, перевозят аппаратуру, выставляют звук и свет. Сюда входят водители и телохранители, гримеры и осветители, звукорежиссеры и пиротехники.

Где лучше учиться

Путь к музыке у большинства начинается с детских музыкальных школ, где воспитанники учатся основам нотной грамоты, вокала или инструментального мастерства. Если это призвание, а не просто исполнение воли родителей, то следующий этап – это музыкальное училище, в котором под руководством выдающихся преподавателей можно достичь высот мастерства. Несколько примеров наиболее известных в России музучилищ:

  • Музыкальное училище имени Гнесиных;
  • Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского;
  • Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской;
  • Государственное училище (колледж) духового искусства;
  • Московское военно-музыкальное училище.

Среди лучших региональных ссузов музыкального направления можно отметить училища и колледжи Омска, Перми, Новосибирска, Архангельска, Екатеринбурга.

Более высокий уровень подготовки можно получить в высших учебных заведениях: консерваториях, институтах культуры, на профильных факультетах классических и педагогических университетов. Наиболее известны в России и за рубежом:

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова;
  • Российская академия музыки имени Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств.

В этих высших учебных заведениях представлен широкий выбор специальностей, получая которые студенты могут в полной мере раскрыть свои способности, работают сильные преподаватели, есть свои студии звукозаписи, музыкальные библиотеки и музеи.

Кому подходят

Профессии, связанные с музыкой, подходят в первую очередь тем, кто не представляет свою жизнь без этого искусства. Мало кто, ступая на эту стезю, изначально думает о карьере и заработках, речь идет о раскрытии своего таланта.

Чтобы работать в музыкальной сфере от человека требуется ряд личных качеств:

  • искренняя любовь к музыке и увлеченность нею;
  • талант;
  • образованность и широкий кругозор;
  • прекрасный музыкальный слух и чувство ритма;
  • трудолюбие и целеустремленность;
  • напористость и лидерские качества;
  • способность работать в команде;
  • терпеливость и готовность преодолевать трудности;
  • коммуникабельность.

Для поддержания своей конкурентоспособности в избранной сфере деятельности людям, связанным с музыкой, необходимо постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. Кроме того, нужно следовать современным трендам или самому участвовать в формировании новых течений, проявляя творческую инициативу.

К плюсам музыкальных профессий можно отнести возможность заниматься любимым делом, реализацию своего потенциала, общение с известными людьми, шанс стать богатым и знаменитым. Минусы – риск потерпеть фиаско, нестабильные заработки, проблемы в личной жизни, связанные с постоянными гастролями и широкой известностью.

Сколько получают

Заработок людей из музыкальной сферы зависит от многих факторов. В государственных или муниципальных оркестрах, театрах, филармониях платят немного, но можно рассчитывать на стабильную выплату зарплаты и полноценный социальный пакет (отпуск, больничные). Доход зависит от должности, стажа работы, наличия звания, статуса и места расположения организации. И если простой звукооператор получает от 15 до 35 тысяч рублей, то ведущий исполнитель или дирижер могут рассчитывать на вдвое больший заработок.

Если говорить о музыкантах, находящихся «на вольных хлебах», то все зависит от таланта, умения подать себя, подстроиться под предпочтения публики и найти заказчиков. Можно гастролировать или обслуживать корпоративы, писать песни или вести дискотеки в ночных клубах, главное – делать это профессионально. Независимые музыканты могут зарабатывать гораздо больше «бюджетных», но и расходы у них выше (зарплата персоналу, обновление костюмов и репертуара, транспорт, реклама и др.).

Как построить карьеру

В бюджетных организациях начинающие музыканты получают немного. Со временем они могут продвигаться по карьерной лестнице, участвуя во всем большем количестве произведений или постановок. Этапным в их жизни становится получение почетного звания «заслуженный» или «народный». Небольшая зарплата часто компенсируется возможностью дополнительного заработка на стороне: рестораны, свадьбы, похороны, торжества, частное преподавание.

Эстрадные исполнители далеко не всегда добиваются успеха, многие из них не видят перспектив и начинают заниматься другими делами. Важный момент в развитии карьеры – наличие хорошего продюсера со связями, способного продвинуть своего подопечного. Только самые талантливые и упорные смогут пройти путь от выступлений в метро или концертов в районных дворцах культуры до полных стадионов и съемки дорогих видеоклипов.

Перспективы профессии

Добиться громкого успеха в музыкальной профессии довольно сложно. Особенно это касается классической музыки и оперы, где нет хорошо отработанной системы гастролей. Выпускники консерваторий, не желающие преподавать в музыкальной школе, массово выезжают за рубеж, благо язык музыки универсален. Чтобы остановить этот процесс, сейчас вводится система государственных грантов для молодых исполнителей.

В эстраде и рок-музыке ситуация несколько лучше. Публика больше готова платить за билеты на концерт поп-звезды местного масштаба, а не столичного симфонического оркестра. Кроме того, сфера приложения своих талантов у «неклассиков» гораздо шире: можно выступать в кафе и ресторанах, на сборных концертах или организовывать свои гастроли.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии, связанные с музыкой подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>


Ждали? Мы продолжаем рубрику «Профессии от А до Я». На этот раз Даша Тюрина взяла интервью у Натальи Ленской – певицы, руководителя вокальной студии, педагога по эстрадно-джазовому вокалу.

ОБРАЗОВАНИЕ

– На самом деле, я не считаю, что образование здесь очень сильно важно. Наверное, кому-то действительно да. У меня нет образования педагога по вокалу, у меня нет образования вокалиста. Но у меня есть мой большой опыт. Я занимаюсь вокалом с 9 лет. Я училась в институте культуры на режиссёра театрализованных представлений и праздников, и потом очень долго работала певицей, пока меня не начали спрашивать преподаю ли я. В конце концов я стала преподавателем, мне это понравилось, обучилась, и, собственно, стала преподавать.

ГРАФИК РАБОТЫ

– У педагога по вокалу, я думаю, не должно быть очень много занятий. Каждый педагог выбирает себе сам, сколько ему работать. Это очень энергозатратная работа (мы очень много делимся с учениками своей энергией, своим голосом). У меня же график напряженный, поскольку занятий очень много. Единственное, что я не могу начинать очень рано вести занятия. То есть я минимум начинаю рабочий день в 11 утра, до этого мне нужно ещё очень много всего успеть. Я не ставлю себе больше четырёх занятий без перерыва (т.е у меня есть в течение дня перерывчики, чтобы отдохнуть, побыть наедине с собой). Вообще мне кажется, что любой педагог сам себе выстраивает график, как ему удобно.

ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ

– Люблю свою работу за всё. Я её выбрала, я её сделала такой, чтобы она была моей любимой работой. Даже когда я очень сильно устаю, я очень хочу обратно на работу, в кабинет к своим ребятам. Люблю репетиции, когда мы ставим номера, это бывает очень смешно.

МИНУСЫ ПРОФЕССИИ

– У моей работы может быть два минуса: когда её слишком много (но это уже я сама так делаю, чтобы её было много), когда мы энергетически не сходимся с учеником, который ко мне приходит, но это даже не совсем минус.

САМОЕ ВАЖНОЕ В ПРОФЕССИИ

– На мой взгляд, самое важное в моей профессии- это умение делиться. Очень часто педагогами становятся люди, которые сами ещё от своего голоса не всё взяли и им жалко отдавать свои какие-то наработки, приёмы, свои вокальные секреты другому человеку. Как только ты к этому готов-ты действительно можешь присутствовать в этой профессии. Без этого никак.

ОСОБЕННОСТИ ПРИ ЗАНЯТИИ С ДЕТЬМИ И СО ВЗРОСЛЫМИ

– Взрослые более сознательно подходят к процессу, потому что взрослому можно рассказать анатомию (как устроено тело, как оно работает), причём с вокальной терминологией. С детьми мы делаем всё очень ассоциативно, потому что наша главная задача вырастить вокалиста. Мы не даём вокал в теории (Не говорим такие слова, как «диафрагма», «гортань» и др.), говорим через упражнения (Например, «Подыши, как уставшая собачка» и прочее). Так, чтобы ребёнок через игру, через ассоциацию прививал себе правильные ощущения. Причём это обычно происходит не сознательно, а на интуитивном уровне.

ОТКРЫТИЕ ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ

– Это было очень спонтанное решение. Сначала я работала в обычной школе, позже ушла с этой работы. Потом я решила попробовать провести занятие (не в студии), до этого я никогда занятия не вела, я считала, что быть педагогом по вокалу- это не моё. И я провела первые три занятия и мне очень понравилось, через неделю провела ещё занятия, снова всё понравилось. Позже открыла свою студию. Сначала я работала одна, потом у меня в студии появились педагоги.

СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ПЕДАГОГОМ ПО ВОКАЛУ

– Не бояться экспериментировать со своим голосом , быть уверенным в себе, работать над собой, вести учёт полученных знаний всегда и во всём, бесконечно учиться.

С АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА НА ЭСТРАДНЫЙ

– У меня были не только ученики, которые приходили на эстрадный вокал, ранее занимавшись академическим, но и педагоги, которые хотят попробовать себя в эстраде. Долго ли переучиваться? У всех разный уровень обучаемости и подготовки. Кто-то занимался очень давно, и, соответственно пока мышцы вспомнят базу, а не то чтобы академ, пройдёт очень много времени, прежде чем мы начнём выправлять позицию. С одной девушкой у нас получилось это за одно занятие (она очень способная, очень хотела разобратьс в этом), а с кем-то у нас на это уходят месяцы. Но при должном старании, желании и любопытстве ученика обычно всё получается довольно быстро и успешно.

НЕО БЫЧНЫЕ СИТУАЦИИ НА РАБОТЕ

– Таких ситуаций и смешных историй полно, они происходят постоянно. Смешные истории-это просто про меня! Мы постоянно смеёмся с моими учениками, потому что смех-это способ разрядить атмосферу и немного расслабиться на занятии ученику и педагогу. Необычные случаи тоже бывали. У меня была девочка, которой 12 лет. И у неё очень хриплый, низкий голос. Честно, я сначала подумала, что она болеет, но когда она пришла ко мне во второй раз на занятие такая же, я уже начала задавать вопросы. Оказалось, у девочки такой голос (его почти не было слышно из-за хрипов и зажатостью, плюс ещё была привычка пения от связок). Очень долго мы с ней разгребали всё. И в итоге, они решили, что это очень тяжело для неё. Я сама даже настояла, чтобы они обследовались у врача, посмотрели горло, потому что я не хотела навредить. Я поговорила с её мамой: сказала, что сначала нужно сходить ко врачу, потому что девочке очень некомфортно на занятиях.

Недавно был очень смешной случай. Девушка очень давно хотела ко мне на занятия, и наконец-то у меня появилось место, и я решила взять её к себе на занятия, она меня очень долго благодарила в инстаграме. Когда она пришла в студию первый раз, её встретил другой педагог, я в это время стояла в раздевалке, и я слышу, что она спрашивает: «А Наташа здесь?», и педагог ей отвечает: «Да, здесь». Я выглядываю, и она очень радостно кричит «Здравствуйте!». В такой момент у меня возникает какая-то гиперответственность, но в то же время такое отношение настраивает на нужную волну.

Ещё я очень люблю кричать «Всем шампанского!», когда у нас что-то получилось с учениками или люблю говорить «Тётя плохого не скажет», когда, ученик делает так, как я сказала, он думает, что не получится, а получается. И я говорю эту фразу. Этих приколов очень много. Одни репетиции чего стоят. Я не могу перечислить все случаи, потому что каждый день что-то смешное происходит. Мне нравится, когда ученикам смешно, ведь они расслабляются, понимают, что здесь можно пошутить, не надо быть серьёзными.

Ещё я очень люблю метафоры, причём страшные метафоры. Когда, например, я говорю, что «Мы достали основной голос, осталось убрать различные зажимы, всё лишнее, чтобы остался один чистый голос». Для этого я решила придумать метафору: «Мы достаём из мусорки яблоко, которое туда случайно упало, и вот мы яблоко уже достали, осталось его от мусора всякого вымыть- и можно кушать». Мои ученики уже привыкли к этому. Таких приколов и историй у меня много, но мои ребята понимают, что я имею ввиду.

В течение долгих лет находиться в любимой профессии и однажды найти свое призвание – некий парадокс, случившийся в жизни нашей героини Надежды Дробышевской.

Талантливейший человек, в прошлом солистка Капеллы Санкт-Петербурга, сегодня она посвящает свое время и силы подготовке юных певцов. В чем секреты ее личного успеха и успеха ее подопечных? Как такая хрупкая женщина ежедневно справляется со своими обязанностями, которых у нее хватает с лихвой?

Надежда, добрый день! Расскажите, чем вы занимаетесь?

Добрый день! Я – певица и вокальный педагог . А еще – индивидуальный предприниматель, организую музыкальные экскурсии. Но это – новое направление в моей жизни, только начинаю его «раскручивать».


Вы мечтали об этой профессии с детства?

С детства я мечтала находиться на сцене. Сначала это был кукольный театр, где я даже до ширмы плохо доставала, и мне привязывали к ногам специальные деревянные колодочки, такие маленькие деревянные табуреточки, чтобы куклу-перчатку было видно. Потом – хор при Доме пионеров. Даже первую песню помню, которую с удовольствием пела – «Трус не играет в хоккей»!

Какое у вас образование?

Очень классическое: школа, музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория, аспирантура. Правда, между окончанием консерватории и аспирантурой был перерыв в долгих двадцать два года, но это – совсем другая история…И, разумеется, я постоянно повышаю квалификацию на курсах, мастер-классах, семинарах. Без этого в нашей профессии – никуда!

Как давно вы занимаетесь музыкой и выступаете на сцене?

Музыкой занимаюсь лет с 5-ти. Начала с игры на фортепиано в кружке, потому что в музыкальную школу принимали только с семи лет. Отношения с этим инструментом у меня выстраивались на протяжении всей жизни очень сложно, мы до сих пор друг друга «терпим», как неизбежность. Потому что годом позже я открыла для себя инструмент под названием «голос», и все остальное стало второстепенным. Лет с шести уже выступала на сцене. В хоре, в театре, Снегурочкой на школьных праздниках – везде, где можно было!

Где вы работаете сейчас, и где работали до этого?


Будучи студенткой Ленинградской консерватории я попала в старейший русский хор – Государственную академическую капеллу имени М. И. Глинки (сейчас она называется Певческая капелла Санкт-Петербурга). И прослужила в ней артисткой хора двадцать восемь лет! Художественный руководитель Капеллы, Народный артист СССР Владислав Чернушенко, продолжая вековые традиции коллектива, представляет хор, как ансамбль солистов.

Поэтому за годы работы в Капелле я не раз исполняла сольные партии в различных хоровых произведениях, кантатно-ораториальных и даже в сценических версиях оперных сочинений русских и зарубежных композиторов. Очень много гастролировала с Капеллой, практически весь мир с концертами посмотрела.

Однажды меня пригласили на концерт вокального класса в Хоровое училище им. М. И. Глинки. Учебное заведение всегда находилось «при Капелле», и только в годы перестройки обрело самостоятельность. На этом концерте, я увидела потрясающий энтузиазм у мальчишек, удивительный актерский и певческий потенциал совсем юных музыкантов, и буквально «заболела» мыслью о преподавании.

Как сегодня проходит ваш рабочий день?

Очень по-разному! Огромный плюс – он начинается не очень рано. Зато он может быть заполнен не только уроками, но и репетициями, и концертами, и конкурсами, и просто очень интересными встречами! И, конечно, спектаклями, причем в лучших театрах нашего города, с той лишь разницей, что на сцене теперь не я сама, а мои «певчие птенчики».

Назовите основные преимущества своей работы — чем она вам так нравится?

Это – увлекательно, когда совсем небольшой человек начинает осваивать азы профессии и достигать маленьких и больших вершин. Детская энергия заставляет и меня саму двигаться все время вперед, придумывать что-то новое. Например, подобрать репертуар надо для каждого ученика с учетом именно его особенностей: что полезно именно для его голоса, для развития, для расширения музыкального кругозора. Вы не представляете, насколько информативна может быть всего одна страничка нотного текста. Надо только научить ребенка ее правильно «читать»! А уж когда начинаешь видеть плоды своего труда – на сцене – это ли не счастье?

В вашей работе есть недостатки?

Есть особенности. Я работаю в основном с мальчиками и юношами. У нас «мужское» учебное заведение. Мы переживаем такое физиологическое явление, как мутация голоса. Активные занятия вокалом начинаются в возрасте 9-10 лет, расцвет голос мальчика приходится примерно на 12 лет (это, конечно, индивидуальный показатель), то есть, в лучшем случае, мы имеем два-три года для того, чтобы дать ребенку правильные навыки дыхания и владения детским голосом, успеть достичь определенного уровня профессионализма и – прощай этот голос…. А после мутации мы начинаем практически с нулевой отметки… Зато как радостно, когда у юноши «проклевывается» настоящий мужской голос с перспективой развития!

Помогают ли занятия вокалом постановке речи?

Это специфическое направление – исправлять вокалом речь. В нашем Училище мы редко сталкиваемся с подобными проблемами. Бывает, конечно, и скрытое заикание, и плохо поставленные согласные звуки. Помогают. Правильное дыхание и четкость произнесения, которая требуется на уроках вокала, может помочь и в постановке речи.

Вокал — это только пение, или это и танцы, и актерское мастерство, ведь на сцене порой нужно и потанцевать, и всплакнуть?

Спасибо, что Вы об этом заговорили! Безусловно, профессия певца уже давно стала «синтетической». И чем раньше ребенок включается в такую многозадачность, тем, на мой взгляд, лучше. Правильное дыхание идет в том числе от хорошего владения своим телом, мышцами. А создание художественно законченного произведения, будь то песня из мультфильма или старинная ария, невозможна без эмоционального включения и переживания исполняемой музыки. К сожалению, у нас хоровое училище. А хор – это некая статика. Поэтому на занятиях вокалом мы стараемся по возможности «театрализовывать» исполнение, а скучную для многих детей часть урока – распевку – дополнять игровыми движениями.

У всех ли есть какие-то музыкальные таланты?

А если серьёзно – наверное, способности есть у многих. Но нужно ли превращать их в профессию – это другой вопрос.

Может ли вокалист быть универсалом, т.е. петь и классику, и эстраду?

Конечно! Однако, обратите внимание – все эти примеры касаются певцов с классической постановкой голоса, которые одинаково хорошо чувствуют себя и на оперной сцене, и на концертной эстраде. А вот наоборот – такого чуда я не припомню…


Есть ли разница в подготовке сессионного студийного музыканта и концертирующего, поющего вживую?

На этот вопрос мне ответить сложно – я сама всегда пела и пою только вживую, и своих учеников этому учу! А разве кому-то нужны музыканты, которые могут петь только в студии? И что может быть лучше сиюминутности чуда рождения музыки?

Можно ли при обучении наработать слух? Вывести его на новый уровень?

Да, конечно, слух развивается. А для занятий вокалом хорошо воспитанный слух является одной из главных составляющих успеха. Поэтому занятия сольфеджио в нашем училище начинаются раньше занятий вокалом и продолжаются все одиннадцать лет обучения!

Сколько лет вы в профессии?


Ну, это смотря какую отправную точку брать! Если от первого выхода на сцену – больше сорока лет!

Теперь расскажите немного о себе — чем увлекаетесь? Как любите отдыхать и проводить свободное время?

Когда-то один мой знакомый сказал: «Радость народа – наша работа!». Это относится ко всем музыкантам и артистам. Поэтому отдых для меня – это достаточно спокойное времяпровождение: почитать книгу в полной тишине, погулять с мужем и друзьями в парке, благо, в Санкт-Петербурге и окрестностях их много, приготовить что-нибудь вкусное и необычное. Хотя под настроение могу поддаться на экстрим – полетать на паратрайке или спуститься в пещеры.

Мы с мужем очень любим путешествия. Вена, Флоренция, Милан, Мадрид, Канны, Рига, Таллинн… Места, где можно прикоснуться к высокому искусству, вобрать в себя созданную веками красоту, наполниться великолепием природы, живописи, архитектуры, музыки. Мы всегда стараемся в путешествиях посетить оперный театр, взять несколько индивидуальных экскурсий, посетить несколько ресторанчиков с национальной кухней, проникнуться духом страны. Очень печалимся, что из-за пандемии лишены такого отдыха.

Какие Ваши любимые книги, фильмы?


Это достаточно эклектичный набор. Я люблю классику советского кинематографа и классику Голливуда. Могу в сотый раз посмотреть все серии «Крестного отца» или «Не может быть». А могу с удовольствием посмотреть все серии «Ликвидации» или «Поющие в терновнике». С книгами все сложнее. Что-то читается «для освежения», что-то – в поисках новых мыслей. Сейчас много хорошей детской литературы, и переводной, и отечественной. С удовольствием прочла «Линберг. Невероятные приключения летающего мышонка» Торбена Кульманна, «Кеес Адмирал Тюльпанов» Константина Сергиенко. В прошедшем году много читала военной прозы – искала основу для либретто детской оперы к 75-летию Победы. В итоге из хорошо забытой повести Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки» родилась детская опера «Мальчишки», либретто к которой написал Николай Голь, а музыку – замечательный композитор, мой большой друг Сергей Плешак. И вот тоже из-за пандемии до сих пор наш огромный труд до зрителя так и не дошел! А в постановке занят весь мой класс – от мала до велика, около тридцати мальчиков и юношей. И поют, и танцуют!

Чем вы больше всего гордитесь в жизни?

Горжусь сыном – он умный, увлеченный человек. Горжусь мужем – душой любой компании, высочайшим профессионалом в своей области. Горжусь успехами учеников, среди которых – востребованные исполнители детских оперных партий Мариинского и Михайловского театров, финалист телевизионного конкурса «Синяя птица», студенты консерватории и артисты Ансамбля молодых певцов Мариинского театра.

Горжусь тем, что при подготовке своей диссертации нашла «Школу пения» Филиппа Евсеева, бывшего придворного певчего, написанную и изданную на два года раньше известной «Школы пения» Александра Варламова. Горжусь тем, что преподаю в старейшем профессиональном учебном заведении нашей страны, берущем начало от Анны Иоанновны. Много поводов для гордости!

Что бы Вы сделали, если бы у Вас была волшебная палочка?


Видимо, избавила бы мир от всяческих вирусов… И чтобы был мир во всем мире! Добра и любви явно не хватает на общечеловеческом уровне…

Какими критериями стоит руководствоваться при выборе преподавателя вокала?

Это очень сложный вопрос! Может, такой алгоритм пригодится: послушайте, как этот человек поет сам; послушайте, как поют его ученики; почитайте или спросите о нем; поговорите с ним; сходите на пробный урок; постарайтесь понять, насколько комфортно вам в присутствии этого человека не только петь, но и просто находиться. Потому что преподавателю вокала нужно очень доверять. От него зависит здоровье самого хрупкого инструмента - вашего голоса!

Что бы вы посоветовали тем, кто еще ищет свое призвание?

Внимательно прислушиваться к своим желаниям и сопоставлять их с реальностью!

Музыкальный руководитель обучает детей музыке, танцам, игре на музыкальных инструментах и даже артистизму. Это профессия для тех, кто видит свое призвание в педагогике и имеет развитые музыкальные способности.

Музыкальный руководитель – это педагог, который отвечает за творческое, эстетическое развитие своих учеников через музыку. Чаще всего вакансия музыкального руководителя предполагает работу в детских садах, домах и дворцах культуры, хотя теоретически такой специалист может обучать и взрослых. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой музыкальный руководитель?

Музыкальный руководитель знакомит детей с увлекательным миром музыки, прививает им интерес и любовь к этому виду искусства, развивает их эмоциональный интеллект, способствует их раскрепощению. Под его руководством дети учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Это работа, с одной стороны, творческая, с другой – требующая наличия педагогического таланта.


Особенности профессии

Поскольку чаще всего музыкальные руководители работают с детьми, успешная реализация в этой профессии немыслима без любви к ним и умения общаться с ними. В детских садах такие специалисты нередко отвечают и за физическое развитие воспитанников, поскольку знакомят их с музыкой, помимо прочего, через танцы и гимнастику, подвижные игры. Основные обязанности музыкального руководителя сводятся к следующим:

  • Грамотное и профессиональное исполнение музыкальных произведений.
  • Доступное объяснение истории создания и смысла музыкальных произведений.
  • Диагностика музыкальных способностей учащихся.
  • Обучение исполнению музыкальных произведений с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  • Проведение различных форм музыкальных занятий с целью обучения детей творчеству.
  • Использование игровых приемов, проведение танцевальных уроков, разработка творческих заданий для повышения мотивации и интереса учащихся к предмету.
  • Формирование у детей отношения к музыке как к культурной ценности.

Музыкальный руководитель должен уметь найти подход к каждому ребенку, особенно – к детям с проблемами в общении и самовыражении.

Плюсы и минусы профессии музыкальный руководитель

Плюсы

  1. Интересная творческая профессия.
  2. Продолжительный отпуск и полный соцпакет.
  3. Возможность видеть результаты своего труда, радоваться прогрессу детей вместе с ними.

Минусы

  1. Не очень высокая зарплата, особенно в государственных образовательных учреждениях.
  2. Большая ответственность за детей во время уроков.
  3. Необходимость заполнять большое количество документов.
  4. Необходимость общаться с родителями учащихся и разрешать спорные ситуации с ними.

Важные личные качества

Планировать обучение на музыкального руководителя и последующую работу в этой должности имеет смысл терпеливым людям, которые любят детей, способны быть предельно внимательными и сконцентрированными, не боятся необходимости искать подход к каждому ученику, отличаются хорошей памятью, способностью относиться ко всем подопечным беспристрастно. Также необходимы музыкальные и артистические способности. Не помешают и коммуникативные способности, в том числе, в общении с начальством и родителями воспитанников.


Обучение на музыкального руководителя

Обучение на музыкального руководителя в вузе не обязательно – достаточно среднего специального образования по направлению «Музыкальное образование» (код 53.02.01). Набор проводится на основании среднего балла аттестата, однако дополнительно придется сдать вступительные экзамены на базе колледжа: сольфеджио и исполнение индивидуальной программы. Обучение длится от трех до пяти лет в зависимости от формы посещения занятий, а также от времени поступления в ссуз (после 9-го или 11-го класса).

Музыка является одним из древнейших предметов. Ещё в древнем Риме, в самых первых школах, музыка была обязательна к изучению – римляне стремились воспитать разносторонне образованных членов общества.

И по сей день цель учителя музыки и пения – не только обучить основам владения голосом и дать теоретические знания по предмету, но и духовное развитие учащихся, повышение уровня культуры.

Посредством вызываемых эмоций музыка воздействует на душу и увлекает за собой, воспитывает и одухотворяет. В школе она становится одним из самых доступных искусств, понятных школьникам, поэтому так важно, чтобы преподаватель имел высокую квалификацию.

Эта специальность не приемлет непрофессионалов. Перспективы учителя музыки в общеобразовательной школе нельзя назвать большими, а востребованность профессии невысока.

Музыкальные пристрастия людей зависят не только от личных предпочтений, но и ситуации в обществе в целом. В кризисные времена люди слушают медленные песни с глубокой смысловой нагрузкой. Если общее настроение прогнозирует ожидание трудностей, в топ попадают простые песни, не отягощённые смыслом.

Востребованность профессии

Описание деятельности

Учитель музыки и пения работает в школе согласно составленному расписанию. Кабинет педагога оснащён необходимыми методическими материалами для проведения занятий, техникой, а также музыкальными инструментами.

Наличие музыкальных инструментов очень полезно для проведения урока: если педагог исполняет произведения школьной программы в режиме живого звука, это оказывает сильное эмоциональное влияние на учащихся.

К тому же в таком случае всегда будет возможность повторить ту часть произведения, которая оказалась непонятной. Помимо школы, учитель музыки может вести репетиторскую деятельность и давать индивидуальные занятия.

Дизайнер ландшафта

Специалист по обслуживанию холодильно-компрессорных машин и установок

Заработная плата

средняя по России:средняя по Москве:средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Какую специальность нужно получить

Направления подготовки и специальности вузов

Специальности колледжей и техникумов

    (Базовая подготовка) (Углубленная подготовка)

Какое необходимо образование

Трудовые обязанности

Педагог проводит занятия согласно учебному плану и выбранным методикам преподавания. Как правило, учитель музыки ведёт разнообразные кружки в зависимости от уровня своей квалификации: будь то хоровое пение, вокал или игра на различных инструментах.

Также учитель музыки и пения принимает участие в организации школьных мероприятий, готовит учеников к конкурсам и олимпиадам. Его помощь незаменима на выпускных, школьных балах и праздниках. В обязанности педагога входит также заполнение отчётной документации, участие в педагогических советах, взаимодействие с родителями учащихся.

Рок-группа «Металлика» на сегодняшний день является единственной группой, отыгравшей концерты на всех земных континентах, выступив в 2013 году в Антарктике для 120 человек. Музыка транслировалась в наушники слушателей, потому что нормы природоохраны в этом регионе не позволяют использовать громкие звуки.

Вид труда

Особенности карьерного роста

Заработная плата учителя пения и музыки в школе невысока, как, впрочем, у любого другого учителя. Но школьная система поддерживает педагогов: учитель может получать надбавки за стаж и стимулирующие выплаты. За участие в школьной жизни, призовые места в конкурсах учитель может накапливать баллы, которые также влияют на уровень выплат. Что касается карьерного роста, в школе это возможно: учитель пения может получить должность методиста, а также стать заместителем директора, заниматься внеклассной деятельностью.

Возможности карьерного роста


Характеристика сотрудника

Профессия учителя пения подходит творческим людям, обладающим талантом в области музыкальных искусств, например, вокал и владение инструментами. Также требуются специальное образование, теоретические и практические знания в выбранных областях.

Чтобы проводить занятия увлекательно, уметь заинтересовать учеников и побудить их к учёбе, необходим высокий уровень культуры педагога, харизма и знание педагогики и психологии. Как человек творческий, учитель музыки стремится к развитию, самосовершенствованию.

Необходима также любовь к детям и готовность вкладывать силы и энергию в их обучение, а также готовность заниматься индивидуально с талантливыми учениками. Приветствуется знание современных музыкальных течений, способность ориентироваться в них и вести беседу на достойном уровне.

Австрийский музыкант и композитор Вольфганг Амадей Моцарт начал сочинять музыку, когда ему было 3 года. А уникальность его музыки заключается также в том, что она улучшает функции головного мозга и помогает людям, болеющим эпилепсией, бороться с недугом.

Читайте также: