Как незнайка учился профессиям

Опубликовано: 02.10.2024

Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на тему:

«Как Незнайка побывал в мире профессий»

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Данное мультимедийное пособие разработано для проведения дидактической игры в старшей группе в рамках непосредственно образовательной деятельности «Социализация».

Актуальность: Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социальное неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей. Группа детского сада - важнейший социализирующий фактор. Именно в детском саду ребёнок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус.

Критериями закрепления признака социального статуса являются базисные черты личности (компетентность, активность, самостоятельность, свобода поведения, творчество, произвольность). В детском саду ребёнок впервые узнает и знакомится с профессиями, такими как воспитатель, нянечка, доктор, повар, дворник, и т. д.

В процессе социализации ребёнок узнает, для чего нужна та или иная профессия. У детей необходимо воспитывать интерес и уважение к другим людям и их профессиям. Здесь и начинаются первые предпочтения в профориентации дошкольников.

Тема пособия: «Как Незнайка побывал в мире профессий».

Целевой возраст: старший дошкольный возраст (5-7лет.)

Цель пособия: продолжать закреплять умение детей использовать электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие в образовательном процессе. Формировать задатки профориентации дошкольников.

• закрепить знания о профессиях;

• познакомить с некоторыми из профессий;

• научить детей находить лишний предмет, который не соответствует данной профессии;

Алгоритм работы со слайдами пособия :

Порядок слайдов обусловлен идеей поэтапного знакомства детей с разными профессиями.Алгоритм работы со слайдами таков: слайды №№ 1,2,3,4, просматриваются и анализируются детьми с комментариями взрослого без дополнительных манипуляций с компьютером. В слайдах № 5,6,7,8,9,10,11 ребёнок является активным участником дидактических игр и может самостоятельно выполнять задание. Правильный ответ подтверждается движением изображений на слайде.

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога.

№1 «Встреча Незнайки».

Воспитатель и Незнайка предлагает рассмотреть картинку

и попробовать догадаться: о чем сегодня пойдёт речь?

№2 Воспитатель обращает внимание детей на профессии воспитатель и нянечка.

3 Воспитатель: «Все профессии нужны, все профессии важны!»

По щелчку мыши появляются картинки с профессиями, детям предлагается

и рассказать: для чего нужна та или иная профессия?

Воспитатель предлагает детям подобрать глаголы к «профессиям»

(воспитывает, лечит, готовит, моет)

№4 Воспитатель рассказывает детям, что представляют собой профессии:

(воспитатель, нянечка, доктор, повар).

8, «Отгадай загадки».

Незнайка загадывает детям загадки. Дети нажатием мыши отгадывают загадку.

Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На все смотреть и все запоминать,

И все родное, родину любить.

(воспитатель)

В детском садике обед,

Повар пробу с блюд снимает.

Но ведь мамы рядом нет, Кто ж на стол там накрывает?

Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

Кто в дни болезней всех полезней.

И лечит нас от всех болезней?

Д/игра «Убери лишние предметы».

Незнайка предлагает детям убрать предметы, которые не относятся к данной

профессии.

Дети нажатием мыши убирают не нужный предмет.

№11 «Молодцы ребята!». Игра окончена.

Алгоритм использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия «Четвёртый — лишний» Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Электронное дидактическое мультимедийное пособие по гендерному воспитанию «Я — девочка. Я — мальчик» I. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Ясакова Виктория Викторовна

Цель: знакомство с различными профессиями. Формирование знаний, кем дети хотят стать и почему.

- познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека;

- уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии повара, доктора и воспитателя.

способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в группе.

Методы и приёмы:

  • наглядные – демонстрация, наблюдение;
  • словесные – объяснение, беседа, обсуждение.

Виды детской деятельности:

  • Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.
  • знакомство с различными профессиями
  • чтение стихов и художественной литературы
  • беседы о том, кем дети хотят стать и почему.

Материалы и оборудование :

  • Картинки с изображениями людей разных профессий
  • Инструменты для доктора
  • Настольная разрезная игра.

1. Вступительная часть

Воспитатель ведет беседу с детьми:

- Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о мире профессий и узнаем, какие есть профессии.

Под веселую музыку заходит Незнайка со всеми предметами профессий (шапка полицейского, сумка доктора)

Воспитатель: Ребята, ой, кто это к нам пришел?

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Что это на тебе?

Незнайка: Здравствуйте ребята! Я ушел из Солнечного города(Вздыхает).

Захотел попробовать себя в разных профессиях, но ничего не умею. Потому и отправился по свету…

Воспитатель: Незнайка, а у нас в детском саду работает много людей самых разных профессий. Хочешь мы с ребятами тебя с ними познакомим?

Воспитатель: Ребята, поможем нашему гостю?

2. Основная часть

Воспитатель: Давайте расскажем ему какие профессии есть у нас в детском саду. Я вам загадаю загадку, а вы с Незнайкой попробуйте её отгадать.

Чтобы сыт был в детсаде народ,

Раньше всех на работу придёт.

У него очень много посуды

(Сковородки, кастрюли, чайники) .

Он готовит в них вкусные блюда

(Кашу, суп, запеканки и манники) .

Чувствуем себя здорово!

Кто же это? (Повар)

Воспитатель: Совершенно верно! Профессия повара очень важна.

Ребята, а давайте сыграем с вами в игру «Что нужно повару для работы?»

Сейчас я расскажу вам правила. Игра включает в себя картинку с изображением повара и картинок с изображением орудий труда и материалов. Ребята, вам нужно соотнести картинки с изображением разных предметов труда, необходимых для работы повару.

Воспитатель: Молодцы! Справились!

Ребята, а давайте покажем Незнайке, как работает наш повар?

Надену фартук, завяжу. (имитировать подобные движения)

Как готовлю, покажу. (развести руки в стороны, погрозить пальчиком)

Вода, лучок, картошка. (наклоняем кулачки, стучим пальчиками)

Поварю немножко. (круговые движения правой рукой, левая согнута

в локте, закруглена)

А ещё потру морковку (тереть кулачком о ладошку)

Готова вкусная похлёбка. (кулачки зажаты, "держат" кастрюлю)

Незнайка: Всё! Хочу быть поваром! Ведь без этой профессии нам никак не обойтись!

Воспитатель: Подожди Незнайка, я загадаю вам следующую загадку:

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо.

Не волнуйся и не плач -

Ведь тебе поможет … (врач) .

Правильно, конечно же врач!

- Незнайка, а ты знаешь какой самый главный инструмент у врача? (Аптечка) Правильно!

Незнайка: А можно мне с вами?

Воспитатель: Конечно. Нам нужно собрать в аптечку все инструменты, которыми пользуется доктор.

Незнайка: Ой, ой не хочу быть поваром! Хочу стать доктором!

Да, профессия доктора очень важна. А у меня для вас есть ещё одна интересная загадка:

В детский сад приходят дети, чтобы дружными расти,

Чтобы знали всё на свете, и на свете всё смогли.

Кто же детям здесь поможет рисовать, лепить, играть?

Кто покормит и уложит на кроватке тихо спать?

С кем для мам подарки клеим, дружно встанем в хоровод?

Кто заменит детям маму, пока мама не придёт?

Незнайка: Профессия воспитатель очень важна и нужна, без неё мы не сможем ничему научиться.

Воспитатель: Правильно, Незнайка. А мы с вами продолжаем и сейчас поиграем в игру, которая называется «Правильно или нет» .

- Дети, становитесь в круг.

Ваша задача : если я говорю правильно - хлопайте в ладошки, если неправильно - топайте.

Врач лечит детей.

Дворник подметает двор.

Учитель учит детей.

Художник поливает цветы.

3. Заключительная часть

Незнайка : Ну как же выбрать самую важную?

Воспитатель: Все профессии важны и нужны. Чтоб выбрать свою - нужно много и хорошо учится, начиная с самого детского сада. И еще не забывать ценить труд людей, которые вас окружают. Ведь любая профессия хороша и сложна по-своему…

Верно! Спасибо, друзья! Побегу я в Солнечный город – расскажу, как много всего здесь сегодня с вами узнал, чему научился. До скорых встреч!

Незнайка выбирает профессию

Лётчик водит самолёт,

На такси таксист везёт,

Доктор лечит нас, людей,

Ветеринар лечит зверей,


Вед2:Повар варит нам и жарит,

Ну а клоун развлекает,

Шутит, пляшет и поёт,

Вед1:Модельеры и портнихи

Одевают всех нас лихо.

Дворник тоже нужен нам,

Он убирает грязь и хлам.

Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Вед 1: Ребята, сегодня в нашей студии мы с вами поговорим о мире профессий и узнаем, какие есть профессии.

(Под веселую музыку заходит Незнайка.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Я сейчас шел по детскому саду и встретил по пути разных людей. Сначала такого человека с метлой, вы не знаете кто это был (дворник) Потом такую важную тётю, она руководит всем детским садом, а это кто? Потом я шел мимо кухни и видел тётю с поварёшкой и кастрюлей, как вы думаете, кто это был?. Вот сколько людей разных людей я встретил.

Незнайка: А я хочу работать на самой важной и нужной работе, только вот не знаю на какой, а вы мне поможете узнать какая профессия самая важная.

Ведущий: Конечно поможем. Хорошо, что пришел к нам на передачу. Сегодня в программе встреча с людьми разных профессий. Встречаем нашего первого гостя!

(Незнайка садится на стул, под музыку входит строитель)

Строитель: Точно в срок построит он:

Небоскрёб и стадион.

Детский садик и больницу,

Даже дом, скажу вам я,

Где живет моя семья,

(и другие жители)

Вед1: Уважаемый строитель, нам всем очень хочется посмотреть на деле как вы возводите дома и башни. Покажете?

Игра «Построй башню из кубиков»(ст.гр.)

Вед1. Спасибо вам, уважаемый строитель за ваш труд! Присаживайтесь на почетное место в нашей студии.

Незнайка: всё решил, буду строителем, буду строить дома, башни, мосты, школы, магазины!

Вед: Да, профессия строитель очень важна, а мы с вами продолжаем нашу телепередачу и поиграем в игру, которая называется «Правильно или нет»(все)

Врач лечит детей.

Дворник подметает двор.

Учитель учит детей.

Художник поливает цветы.

Строитель лечит людей.

Шофер водит такси.

Космонавт шьет одежду

Вед1:Молодцы, ребята, а мы с нетерпением ждем нашего следующего гостя, встречайте его дружными аплодисментами.

(Под музыку входит врач)

Врач: Если что-то заболело,

Чувство страха одолело,

Ты душой крепись, не плач:

В деле том поможет врач.

Вед2: Профессия врача очень нужна людям, и сейчас мы посмотрим, как же работают наши Тимашевские врачи.

Игра «Вылечи пациента»(мл.гр.)

Незнайка: Я тоже решил стать врачом! Буду лечить всех, кого встречу на улице, и только попробуйте убежать от меня. (Хватает медицинские приборы и пытается лечить детей, ведущая усаживает его на стул)

Вед2: Погоди, Незнайка, не так быстро! Ведь каждой профессии нужно долго учиться! Садись и сиди, а мы приглашаем к нам в студию следующего гостя. Встречайте его дружными аплодисментами!

(Под музыку входит парикмахер)

Парикмахер, взяв расчёску,
Ловко делает причёску.
Быстро ножницы стригут,
Облик новый создают.

Вед1: Спасибо вам, уважаемый парикмахер за вашу работу,а не могли бы вы нам продемонстрировать, как вы делаете прическу?

Незнайка: Я тоже хочу делать прическу!

Вед1: Ну хорошо, незнайка, выходи вместе с парикмахерами, посмотрим, что у тебя получится!

Игра «Парикмахеры»(ст.гр. –парикмахеры, мл. гр.-клиенты, Незнайка делает прическу ведущей)

Вед1: Ну что, ребята, красивая у меня прическа? (Дети смеются, прическа не получилась)

Ну не расстраивайся, Незнайка, выучишься, получишь профессию парикмахера и у тебя будет очень много клиентов, присаживайся на свое место, а мы продолжаем наше шоу профессий, и следующий гость нашей программы очень серьезный, смелый и сильный человек. Угадайте, кто он.

(Звучит музыка, входит полицейский)

Если вы в беду попали,
Телефон 02 набрали.
К вам полиция придёт,
Всем поможет, всех спасёт.

Вед2: Спасибо вам, уважаемый полицейский. Присаживайтесь на свое место.

Полицейские — сильные, бесстрашные, крепкие люди. Они постоянно тренируются, чтобы проявить ловкость и сноровку.

Игра спортивная? (Ст.гр.)

Вед2: Молодцы, ребята, из вас выйдут хорошие полицейские

Незнайка: Вот уж точно теперь я выбрал самую хорошую профессию для себя. Возьму свисток и буду на улице прохожих гонять! (Хохочет)

Вед2: Ты не понял, Незнайка! Полицейский-это не человек со свистком, это очень ответственно, важно и этой профессии тоже нужно долго учиться.Ну а сейчас приглашаем в студию нашего следующего гостя, встречаем его!

Шофер: Шуршат по дорогам

Спешат по дорогам

Цемент и железо,

Трудна и сложна,

Но как она людям

Игра «Пешеходы и автомобили»(мл.гр.)

Вед1: Молодцы водители, не нарушили правила дорожного движения. А пешеходы переходили дорогу только в установленном месте на зеленый свет светофора! Присаживайтесь на места, а мы снова ждем в гости человека с очень нужной и интересной профессией! Встречаем его!

(Звучит музыка, входит художник)

Художник: Я сегодня – просто мастер,

Все картинки от души!

Выбирай цветной фломастер –

Смело, радостно пиши!

Каплю радуги на нём –

Вспыхнет вдруг во мне художник,

Сказка явится в альбом!

Вед2: Спасибо тебе, художник за картины! А ты не мог бы научить ребят рисовать так же красиво как ты?

Игра «Нарисуй портрет» (Ст.гр.)

Вед2: Вот какие портреты получились! Спасибо тебе, художник за эту замечательную профессию.

Незнайка: Ну это то точно для меня! Ничего не надо делать, берешь себе фломастер и рисуешь! Вот например могу тебя нарисовать!

Вед1: Ты же не умеешь!

Незнайка: Умею! Вот смотри. Садись вот сюда на стул,и смотри не шевелись, а то у меня не получится!

Вед1: Хорошо, сажусь. Вот так?
Незнайка: Да! И руку вот так! И ногу вот сюда! И голову повернуть! Вот!

(Звучит музыка, Незнайка рисует смешную рожу)

Незнайка: Ну вот и все. Готово, можно смотреть.

(Показывает детям портрет, все смеются, ведущая бежит за ним и заглядывает, он ей не показывает)

Вед1: Мне то дай посмотреть!

Незнайка: А зачем смотреть? Там и так все очень даже красиво получилось, правда ребята?

Незнайка: Как это нет? По-моему очень даже похоже!(Вед1. Забирает портрет, смотрит, злится и пытается поймать Незнайку. Он убегает и хохочет.

Незнайка: Ну ладно, прости, я не хотел! Больше не буду никого рисовать, буду выбирать другую профессию.

Вед1: Ну вот и правильно! Садись и смотри нашу передачу. Встречаем следующего гостя!

(Звучит музыка, входит дворник)

Дворник: Пыльная у дворника работа –
Только солнце над землёй взойдёт
Он порою до седьмого пота,
Всё метёт, метёт, метёт, метёт.
Осенью засыпят листья дворик,
А зимой – то снег, то гололёд.
Но берёт метлу, лопату дворник,
Каждый день для нас, из года в год!

Вед2: Очень нужна эта профессия нашему городу, дворники делают Тимашевск красивым, чистым и уютным! Вот сейчас мы это и увидим.

Игра «Подмети мусор»(мл.гр.)

(Незнайка мешает, рассыпает все)

Вед2: Какая красота! Так все чисто и красиво! Спасибо вам, дорогие дворники! А ты, Незнайка, смотри, может быть эта профессия тебе понравится и ты захочешь стать дворником, когда вырастешь.

Незнайка: Да, это мне подходит!

Вед2: А сейчас еще один гость в нашей студии!

Повар: Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Ждёт вас вкусная еда.

Вед2. Сейчас мы будем готовить вкусный борщ, а наши повара нам помогут

Игра «Приготовь борщ»(ст.гр.)(Два фартука, два колпака, две кастрюли, набор овощей, два стола)

Незнайка: А Компот? Я хочу компот.

Ведущая: Сейчас будет тебе компот.

Игра «Свари компот» (мл.гр.) (Фрукты, сахар)

Незнайка: Вот спасибо! Эта профессия самая вкусная, снимает шляпу, надевает колпак, теперь я знаю, кем я хочу быть, когда вырасту!

Вед1: Ну вот наша телепередача подошла к концу. Вам понравилось? А какая профессия вам понравилась? Кем бы вы хотели стать в будущем?

Сегодня мы с вами вспомнили разные профессии.

Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

В одном ска­зоч­ном городе жили коро­тышки. Коро­тыш­ками их назы­вали потому, что они были очень малень­кие. Каж­дый коро­тышка был ростом с неболь­шой огу­рец. В городе у них было очень кра­сиво. Вокруг каж­дого дома росли цветы: мар­га­ритки, ромашки, оду­ван­чики. Там даже улицы назы­ва­лись име­нами цве­тов: улица Коло­коль­чи­ков, аллея Рома­шек, буль­вар Василь­ков. А сам город назы­вался Цве­точ­ным горо­дом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коро­тышки назы­вали Огур­цо­вой рекой, потому что по бере­гам ручья росло много огурцов.

За рекой был лес. Коро­тышки делали из берё­зо­вой коры лодочки, пере­плы­вали через реку и ходили в лес за яго­дами, за гри­бами, за оре­хами. Соби­рать ягоды было трудно, потому что коро­тышки ведь были кро­шеч­ные, а за оре­хами и вовсе при­хо­ди­лось лазить на высо­кий куст да ещё тащить с собой пилу. Ни один коро­тышка не смог бы сорвать орех руками — их надо было пилить пилой. Грибы тоже пилили пилой. Спи­лят гриб под самый корень, потом рас­пи­лят его на части и тащат по кусоч­кам домой.

Коро­тышки были неоди­на­ко­вые: одни из них назы­ва­лись малы­шами, а дру­гие — малыш­ками. Малыши все­гда ходили либо в длин­ных брю­ках навы­пуск, либо в коро­тень­ких шта­ниш­ках на помо­чах, а малышки любили носить пла­тьица из пёст­рень­кой, яркой мате­рии. Малыши не любили возиться со сво­ими при­чёс­ками, и поэтому волосы у них были корот­кие, а у малы­шек волосы были длин­ные, чуть не до пояса. Малышки очень любили делать раз­ные кра­си­вые при­чёски, волосы запле­тали в длин­ные косы и в косы впле­тали лен­точки, а на голове носили бан­тики. Мно­гие малыши очень гор­ди­лись тем, что они малыши, и совсем почти не дру­жили с малыш­ками. А малышки гор­ди­лись тем, что они малышки, и тоже не хотели дру­жить с малы­шами. Если какая-нибудь малышка встре­чала на улице малыша, то, зави­дев его издали, сей­час же пере­хо­дила на дру­гую сто­рону улицы. И хорошо делала, потому что среди малы­шей часто попа­да­лись такие, кото­рые не могли спо­койно пройти мимо малышки, а обя­за­тельно ска­жут ей что-нибудь обид­ное, даже толк­нут или, ещё того хуже, за косу дёр­нут. Конечно, не все малыши были такие, но ведь этого на лбу у них не напи­сано, поэтому малышки счи­тали, что лучше зара­нее перейти на дру­гую сто­рону улицы и не попа­даться навстречу. За это мно­гие малыши назы­вали малы­шек вооб­ра­жуль­ками — при­ду­мают же такое слово! — а мно­гие малышки назы­вали малы­шей заби­я­ками и дру­гими обид­ными прозвищами.

В одном домике на улице Коло­коль­чи­ков жило шест­на­дцать малы­шей-коро­ты­шей. Самым глав­ным из них был малыш-коро­тыш, по имени Знайка. Его про­звали Знай­кой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал раз­ные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под сто­лом, и на кро­вати, и под кро­ва­тью. В его ком­нате не было такого места, где бы не лежали книги. От чте­ния книг Знайка сде­лался очень умным. Поэтому все его слу­ша­лись и очень любили. Оде­вался он все­гда в чёр­ный костюм, а когда садился за стол, наде­вал на нос очки и начи­нал читать какую-нибудь книгу, то совсем ста­но­вился похож на профессора.

В этом же домике жил извест­ный док­тор Пилюль­кин, кото­рый лечил коро­ты­шек от всех болез­ней. Он все­гда ходил в белом халате, а на голове носил белый кол­пак с кисточ­кой. Жил здесь также зна­ме­ни­тый меха­ник Вин­тик со своим помощ­ни­ком Шпун­ти­ком; жил Саха­рин Саха­ри­ныч Сироп­чик, кото­рый про­сла­вился тем, что очень любил гази­ро­ван­ную воду с сиро­пом. Он был очень веж­ли­вый. Ему нра­ви­лось, когда его назы­вали по имени и отче­ству, и не нра­ви­лось, когда кто-нибудь назы­вал его про­сто Сироп­чи­ком. Жил ещё в этом доме охот­ник Пулька. У него была малень­кая собачка Булька и ещё было ружьё, кото­рое стре­ляло проб­ками. Жил худож­ник Тюбик, музы­кант Гусля и дру­гие малыши: Торо­пыжка, Вор­чун, Мол­чун, Пон­чик, Рас­те­ряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым извест­ным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его про­звали Незнай­кой за то, что он ничего не знал.

Этот Незнайка носил яркую голу­бую шляпу, жёл­тые, кана­ре­еч­ные, брюки и оран­же­вую рубашку с зелё­ным гал­сту­ком. Он вообще любил яркие краски. Наря­див­шись таким попу­гаем, Незнайка по целым дням сло­нялся по городу, сочи­нял раз­ные небы­лицы и всем рас­ска­зы­вал. Кроме того, он посто­янно оби­жал малы­шек. Поэтому малышки, зави­дев издали его оран­же­вую рубашку, сей­час же пово­ра­чи­вали в обрат­ную сто­рону и пря­та­лись по домам. У Незнайки был друг, по имени Гунька, кото­рый жил на улице Мар­га­ри­ток. С Гунь­кой Незнайка мог бол­тать по целым часам. Они два­дцать раз на день ссо­ри­лись между собой и два­дцать раз на день мирились.

В осо­бен­но­сти Незнайка про­сла­вился после одной истории.

Одна­жды он гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел май­ский жук. Он сослепу нале­тел на Незнайку и уда­рил его по затылку. Незнайка куба­рем пока­тился на землю. Жук в ту же минуту уле­тел и скрылся вдали. Незнайка вско­чил, стал огля­ды­ваться по сто­ро­нам и смот­реть, кто это его уда­рил. Но кру­гом никого не было.

«Кто же это меня уда­рил? — думал Незнайка. — Может быть, сверху упало что-нибудь?»

Он задрал голову и погля­дел вверх, но вверху тоже ничего не было. Только солнце ярко сияло над голо­вой у Незнайки.

«Зна­чит, это на меня с солнца что-то сва­ли­лось, — решил Незнайка. — Наверно, от солнца ото­рвался кусок и уда­рил меня по голове».

Он пошёл домой и встре­тил зна­ко­мого, кото­рого звали Стекляшкин.

Этот Стек­ляш­кин был зна­ме­ни­тый аст­ро­ном. Он умел делать из оскол­ков битых буты­лок уве­ли­чи­тель­ные стекла. Когда он смот­рел в уве­ли­чи­тель­ные стекла на раз­ные пред­меты, то пред­меты каза­лись больше. Из несколь­ких таких уве­ли­чи­тель­ных стё­кол Стек­ляш­кин сде­лал боль­шую под­зор­ную трубу, в кото­рую можно было смот­реть на Луну и на звезды. Таким обра­зом он сде­лался астрономом.

— Слу­шай, Стек­ляш­кин, — ска­зал ему Незнайка. — Ты пони­ма­ешь, какая исто­рия вышла: от солнца ото­рвался кусок и уда­рил меня по голове.

— Что ты. Незнайка! — засме­ялся Стек­ляш­кин. — Если бы от солнца ото­рвался кусок, он раз­да­вил бы тебя в лепёшку. Солнце ведь очень боль­шое. Оно больше всей нашей Земли.

— Не может быть, — отве­тил Незнайка. — По-моему, солнце не больше тарелки.

— Нам только так кажется, потому что солнце очень далеко от нас. Солнце — огром­ный рас­ка­лён­ный шар. Это я в свою трубу видел. Если бы от солнца ото­рвался хоть малень­кий кусо­чек, то он раз­ру­шил бы весь наш город.

— Ишь ты! — отве­тил Незнайка. — А я и не знал, что солнце такое боль­шое. Пойду-ка рас­скажу нашим — может быть, они ещё не слы­хали про это. А ты всё-таки посмотри на солнце в свою трубу: вдруг оно на самом деле щербатое!

Незнайка пошёл домой и всем, кто по дороге встре­чался, рассказывал:

— Братцы, вы зна­ете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца ото­рвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упа­дёт и всех нас зада­вит. Ужас что будет! Вот пой­дите спро­сите Стекляшкина.

Все сме­я­лись, так как знали, что Незнайка бол­тун. А Незнайка побе­жал во всю прыть домой и давай кричать:

— Братцы, спа­сайся! Кусок летит!

— Какой кусок? — спра­ши­вают его.

— Кусок, братцы! От солнца ото­рвался кусок. Скоро шлёп­нется — и всем будет крышка. Зна­ете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!

— Что ты выдумываешь!

— Ничего я не выду­мы­ваю. Это Стек­ляш­кин ска­зал. Он в свою трубу видел.

Все выбе­жали во двор и стали смот­реть на солнце. Смот­рели, смот­рели, пока из глаз не потекли слезы. Всем сослепу стало казаться, будто солнце на самом деле щер­ба­тое. А Незнайка кричал:

— Спа­сайся кто может! Беда!

Все стали хва­тать свои вещи. Тюбик схва­тил свои краски и кисточку, Гусля — свои музы­каль­ные инстру­менты. Док­тор Пилюль­кин метался по всему дому и разыс­ки­вал поход­ную аптечку, кото­рая где-то зате­ря­лась. Пон­чик схва­тил калоши и зон­тик и уже выбе­жал за ворота, но тут раз­дался голос Знайки:

— Успо­кой­тесь, братцы! Ничего страш­ного нет. Разве вы не зна­ете, что Незнайка бол­тун? Все это он выдумал.

— Выду­мал? — закри­чал Незнайка. — Вот пой­дите спро­сите Стекляшкина.

Все побе­жали к Стек­ляш­кину, и тогда выяс­ни­лось, что Незнайка на самом деле все сочи­нил. Ну и смеху тут было! Все сме­я­лись над Незнай­кой и говорили:

Краткое содержание книги

Главные герои

Незнайка – самый хвастливый и ленивый житель Цветочного города, перевоспитавшийся в финале.

Знайка – наиболее умный и начитанный коротышка.


Доктор Пилюлькин – врач в Цветочном городе.

Винтик и Шпунтик – механики-коротышки.

Медуница – строгая малышка-врач в Зеленом городе.

Шурупчик – механик в Змеевке, автор многих изобретений.

Краткое содержание

Глава первая. Коротышки из Цветочного города

В волшебном Цветочном городе жили маленькие (не больше огурца) коротышки. Питались они только ягодами, орехами и грибами, казавшиеся им гигантскими.

В одном доме жило несколько малышей разных занятий и профессий. Среди всех выделялся Незнайка – самоуверенный глупый болтун, не желающий ничему учиться.

Глава вторая. Как Незнайка был музыкантом

В городе коротышек жил настоящий музыкант по имени Гусля, умеющий играть на самых разных инструментах.

Однажды Незнайка тоже решил стать музыкантом. Он попросил Гуслю научить его играть на каком-нибудь инструменте. Балалайка и скрипка Незнайке не понравились. Он остановил свой выбор на большой трубе, потому что звучала она очень громко.

Глава третья. Как Незнайка был художником

Разочаровавшись в музыке, Незнайка захотел стать художником. Тюбик одобрил его намерение и дал кисть и краски. Сначала малыш нарисовал своего друга Гуньку, изобразив его лицо разными красками. Тот заявил, что портрет совсем на него непохож и обиделся.

У начинающего художника остался только портрет Гуньки. Он отдал его другу, а тот тоже разорвал картину. Незнайка решил бросить и это неблагодарное занятие.

Глава четвертая. Как Незнайка сочинял стихи

Незнайка придумал стихи про всех обитателей дома. Когда он прочитал всего три стихотворения, упоминающиеся в них коротышки сильно разозлились. Это были не стихотворения, а настоящие дразнилки.

Приятели запретили новому поэту писать стихи, с чем он согласился.

Глава пятая. Как Незнайка катался на газированном автомобиле

Винтик и Шпунтик собрали автомобиль, работающий на газировке. Одному Незнайке запрещали им управлять. Один раз, когда никого рядом не было, он влез на сиденье и поехал. Незнайка не представлял, как заглушить мотор, поэтому долго ездил по городским улицам, пока не опрокинул машину в реку. Автомобиль утонул, а Незнайку понесли лечить к Пилюлькину.

Врач вытащил из горе-водителя занозы и ненадолго вышел. Пока его не было, Незнайка сбежал.

Глава шестая. Как Знайка придумал воздушный шар

Знайка часто рассказывал друзьям про описанные в книгах путешествия, а однажды сам решил совершить что-нибудь подобное.

С помощью жителей дома Знайка стал изготовлять воздушный шар. Из сока растений он изготовил большой резиновый пузырь, накинул на него сетку и прицепил к ней корзину.

Жители города не верили, что полет состоится. Они смеялись над Знайкой, но все же захотели посмотреть на отправку в путешествие.

Глава седьмая. Подготовка к путешествию

Когда вода нагрелась, Знайка подвел от котла трубку к резиновому шару. Тот стал быстро наполняться горячим воздухом и взлетел над землей. Улететь он не мог, потому что был привязан.

За приготовлениями к полету наблюдали все жители города. Они обрадовались и поверили, что полет все-таки состоится.

Глава восьмая. В путь

В корзину уселись все шестнадцать путешественников, хотя из-за толстого Пончика пришлось выбросить часть балласта (мешок с песком). Знайка произнес прощальную речь, пообещав вернуться через неделю.

Когда шар взмыл в небо, Цветик быстро сочинил торжественные стихи в честь этого великого события.

Глава девятая. Над облаками

Путешественники с удивлением смотрели на знакомые места сверху. Знайка с помощью компаса определил, что они летят строго не север.

Вскоре шар поднялся над облаками, а затем начал спускаться. Знайка объяснил, что это происходит из-за постепенного охлаждения воздуха. Избавившись еще от двух мешков с песком, коротышки опять поднялись выше.

Глава десятая. Авария

Шар поднялся в холодные слои воздуха, где коротышки начали мерзнуть. Охладившись, он стал быстро снижаться. Балласта больше не осталось, поэтому Знайка велел всем одеть парашюты и приготовиться к прыжку.

Знайка спрыгнул первым, а остальные замешкались из-за запутавшегося в веревках Торопыжки. Снижение шара прекратилось.

Между Незнайкой и Ворчуном завязался спор о том, кому быть главным вместо Знайки. Спорили они до вечера, пока шар вновь не пошел вниз. Коротышки стали выбирать, кому нужно прыгать следующим. Пока они занимались этим, корзина упала на землю. Все путешественники вывалились из нее.

Глава одиннадцатая. На новом месте

Вскоре пришел доктор – малышка по имени Медуница. Она осмотрела больного, нашла у него синяк и приказала лежать.

Глава двенадцатая. Новые знакомые

Глава тринадцатая. Разговор за столом

Незнайка увидел множество разных сладостей и сразу же на них набросился. Кроме уже знакомых девочек, к компании присоединилось еще несколько. Все хотели узнать подробнее о путешествии.

Прибежала новая девочка и рассказала, что в другой части города нашлось еще четырнадцать коротышек. Всех отправили в больницу.

Глава четырнадцатая. Путешествие по городу

Малышки повели Незнайку в свою больницу. По дороге они рассказывали ему про свою жизнь. Город малышек назывался Зеленый, потому что в нем повсюду что-нибудь росло. Возле всех домов были огороды, где выращивались разные овощи.

Мальчики жили отдельно на пляже, в городе со странным названием Змеевка. Малыши и малышки находились в ссоре и не посещали друг друга.

Больше всего Незнайку удивили огромные арбузы, которые он видел впервые в жизни.

Глава пятнадцатая. В больнице

Когда Незнайка с девочками зашли в больницу, Медуница сразу же заметила заклеенный пластырем синяк на голове Синеглазки и увела ее для лечения. Незнайка переоделся врачом и тайком пробрался в палату к остальным путешественникам.

Друзья жаловались, что их силой удерживают в больнице. Все они здоровы, только Пулька вывихнул ногу и беспокоится о своей пропавшей собаке Бульке. Незнайка пообещал помочь. Взамен он попросил, чтобы все подтвердили, что именно он изобрел резиновый шар и вообще является главным среди коротышек.

Медуница согласилась выписывать ежедневно двух коротышек. По советам Незнайки она составила список. Первыми выпустили Гуслю и Тюбика.

Глава шестнадцатая. Концерт

Незнайка, художник и музыкант поселились в одном доме. Вечером перед ним собралось множество малышек, мечтающих услышать игру Гусли. Вскоре из окна раздались звуки флейты. Мелодию тут же подхватили несколько жительниц города, играющих на арфах.

Глава семнадцатая. Поход Винтика и Шпунтика в город Змеевку

Утром Медуница выписала Винтика и Шпунтика, которые тут же занялись делом. В городе была имелась неисправная газированная машина. Механики быстро нашли поломки, но у девочек не оказалось нужных инструментов.

Винтик и Шпунтик выяснили, как добраться до Змеевки. По дороге они увидели еще один неисправный автомобиль, под которым лазил водитель по имени Бублик. Механики помогли ему завести мотор. Все вместе поехали в Змеевку за инструментами.

Глава восемнадцатая. В Змеевке

Местные коротышки обожали запускать воздушных змеев, поэтому город и получил такое странное название.

Бублик привез Винтика и Шпунтика к механику Шурупчику за паяльником. У Шурупчика был удивительный дом, наполненный разными хитроумными изобретениями.

Изобретатель показал свое главное достижение – восьмиколесную машину, которая сама стирала, колола дрова и месила глину. Шурупчик долго искал паяльник, пока не вспомнил, что дал его писателю Смекайло.

Глава девятнадцатая. В гостях у Смекайлы

Под конец беседы Смекайло признался, что пока еще не написал ни одной книги и отдал паяльник.

Бублик предложил Винтику и Шпунтику заехать к нему домой на ужин.

Глава двадцатая. Тюбик работает

Тюбик с самого утра взялся за работу. Сначала он изобразил на портрете Снежинку, затем – Синеглазку. Множество малышек пришло посмотреть на работу художника. Незнайка велел им встать в очередь, но вдруг одна малышка, растолкав остальных, пошла прямо к Тюбику.

Девочки объяснили Незнайке, что эта малышка – местная поэтесса по имени Самоцветик. Тюбик нарисовал портрет Самоцветика. Поэтесса постоянно давала советы, поэтому портрет оказался совершенно непохожим на нее.

Глава двадцать первая. Возвращение Винтика и Шпунтика

К дому прибежали две девочки и сообщили, что доктор выписала Авоську и Торопыжку. Мальчики сбежали и влезли на яблоню. Все малышки поспешили посмотреть на беглецов, а затем вместе с ними стали собирать яблоки.

Вечером Бублик привез в город механиков. Он остался помогать им чинить автомобиль.

Глава двадцать вторая. Чудеса механизации

Следующим утром малышки попросили Медуницу выписать целых пять коротышек. Они подключились к общей работе по сбору урожая.

Механики починили автомобиль. Теперь фрукты перевозились на двух машинах.

Глава двадцать третья. Побег

В разгар работы на улице показался бегущий в одних трусах Пилюлькин, за которым гналась Медуница и все остальные медсестры. Доктор забрался на дерево и наотрез отказался возвращаться в больницу.

Пока весь персонал был занят погоней, из больницы убежал Ворчун, захватив отобранную одежду. Он принес ее Пилюлькину. Оба коротышки подключились к уборке фруктов.

Глава двадцать четвертая. Рационализация Тюбика

В город приехал Шурупчик на своем восьмиколесном автомобиле и остался помогать малышкам. Еще через день прибыл еще один житель Змеевки – Гвоздик, который тоже включился в работу.

Тюбик все это время рисовал портреты малышек. Все девочки хотели выглядеть одинаково красивыми. Художник изготовил трафареты и с их помощью быстро выполнял портрет любой малышки. Он даже привлек к этой нехитрой работе Авоську.

Глава двадцать пятая. Лечение Пульки

В больнице оставался один Пулька. Он уже очень устал от лечения и изводил всю больницу капризами: требовал самых разных кушаний, просил рассказывать ему сказки, отправлял нянечку искать Бульку.

Наконец, Пульку тоже выписали. Малышки устроили для него торжественную встречу у больницы. Они объявили, что по этому случаю в воскресенье состоится бал. Началась подготовка к празднику.

Глава двадцать шестая. Возвращение Гвоздика

В Змеевку пришел Знайка, который уже долгое время искал своих друзей. Узнав о посещении города двумя незнакомыми механиками, он сразу же собрался идти к малышкам.

Среди жителей Змеевки распространились нелепые слухи, что трех бесследно пропавших коротышек съел стоголовый дракон. Они стали отговаривать Знайку.

Глава двадцать седьмая. Неожиданная встреча

Незнайка затаился в укромном уголке и решил вылезти только к началу праздника.

Глава двадцать восьмая. Примирение

Вечером на бал приехали все коротышки из Змеевки. Незнайка тоже пришел на площадь, но его сразу же начали дразнить.

Опечаленный малыш ушел на другой конец города и расплакался. Незнайку нашла Синеглазка и постаралась успокоить. Мальчик пообещал, что обязательно исправится и не будет хвастаться и зазнаваться.

Глава двадцать девятая. На балу

В городе начался праздничный бал. Все мальчики и девочки составили танцующие пары. После танцев состоялся концерт с исполнением стихов и песен. После последней песни Незнайка опять заплакал. Он сильно захотел домой. Все путешественники решили возвращаться в родной город.

На другой день коротышки отправились пешком домой. На прощание Незнайка и Синеглазка договорились переписываться.

Глава тридцатая. Возвращение

В Цветочном городе сильно удивились, увидев вернувшихся путешественников, потому что считали их погибшими. Им устроили торжественную встречу, а Цветик сочинил в их честь новое стихотворение. Пулька нашел своего Бульку, который вернулся в город один.

Путешественники еще долгое время рассказывали о своих приключениях в городе малышек. Незнайка исправился, стал много читать и учиться красиво выводить буквы, чтобы написать письмо Синеглазке.

Читайте также: