Мог ли бедный афинянин занять должность судьи при перикле

Опубликовано: 30.06.2024

Аристократическая партия, видевшая, что Перикл (http://www.proza.ru/2015/02/23/2343) стал самым влиятельным человеком в Афинах, хотела противопоставить ему какого-нибудь противника, который ослабил бы его влияние. В противовес ему они выставили Фукидида, бывшего зятем Кимона, человека умеренных взглядов и красноречивого. Фукидид не являлся таким любителем войны, как Кимон, и был больше склонен к занятию политикой. Оставаясь постоянно в городе и ведя борьбу с Периклом в народном собрании, он скоро восстановил равновесие между приверженцами различных взглядов.

Надо сказать, что уже с самого начала в государстве, как в железе, была незаметная трещина, едва-едва указывавшая на различие между демократической и аристократической партией. Теперь борьба между Периклом и Кимоном привели к тому, что этот разрез сделался очень глубоким: одна часть граждан стала называться "народом" (демосом), другая - "немногими". Вот почему Перикл тогда особенно ослабил узду народа и стал руководствоваться в своей политике желанием угодить ему: он постоянно устраивал в городе какие-нибудь торжественные зрелища, или пиршества, или шествия, занимал жителей благородными развлечениями, каждый год посылал в поход по шестидесяти триер, на которых плавало и получало жалование много граждан, вместе с тем приобретая навык и познания в морском деле. Кроме того, тысячу человек клерухов он послал в Херсонес, в Наксос - пятьсот, в Андрос - двести пятьдесят, во Фракию – тысячу, других - в Италию, при возобновлении Сибариса. Проводя эти мероприятия, он руководствовался желанием освободить город от ничего не делающей и вследствие праздности беспокойной толпы. В то же время он хотел помочь бедным людям, а также держать союзников под страхом и наблюдением, чтобы поселением подле них афинских граждан предотвратить их попытки к восстанию.

Но главным деянием Перикла стало проведение в Афинах крупномасштабных общественных работ, в результате которых в кратчайшие сроки было возведено несколько прекрасных и величественных зданий. Средства для этого грандиозного строительства были взяты из союзнической казны, которая по требованию Перикла была в 454 г. до Р.Х. перевезена с Делоса в Афины. За это, более чем за все остальное, враги особенно осуждали и чернили Перикла в народном собрании.
«Афиняне позорят себя перед всей Элладой, - кричали они, - о них идет дурная слава, и виноват в этом ни кто иной как Перикл! Раньше мы оправдывали перенос казны в Афины тем, что на Делосе ее могли захватить варвары. Но кто поверит теперь нашим словам, когда афиняне на виду у всех расходуют предназначенные на войну деньги на то, что золотят и наряжают свой город?» Упреки были более, чем справедливы. Однако Перикл легко опровергал противников. «Афиняне! – говорил он, - вы один на один воюете с огромной Персией! В то время как наши союзники спокойно нежатся дома, занимаясь мирным трудом, мы проводим дни и ночи в походах, и постоянно подвергаемся опасностям в сражениях! Мы защищаем всю Элладу и не обязаны давать союзникам отчет в деньгах!»

Афиняне сочли это утверждение справедливым. Но более, чем ссылки на военные невзгоды, убеждал их рост собственного благополучия. Ведь на строительные работы были призваны тысячи людей: плотники, мастера глиняных изделий, медники, каменотесы, красильщики золота, размягчители слоновой кости, живописцы, эмалировщики, граверы – все получали хорошо оплачиваемые государством заказы. К их числу следует прибавить и тех, кто был причастен к перевозке строительных материалов: крупных торговцев, матросов, кормчих, тележных мастеров, содержателей лошадей, кучеров, крутильщиков канатов, веревочников, шорников, строителей дорог, рудокопов, а также массу низших рабочих, не знавших никакого мастерства. Всем им Перикл дал работу и заработок! Проводимая им политика послужила источником благосостояния для многих и многих семей. В самом деле, людям молодым и сильным давали заработок походы. Но Перикл не хотел, чтобы была обездолена также и та масса народу, которая не несла службы. Поэтому он представил народу множество грандиозных проектов сооружений и планов работ, требовавших применения разных ремесел и рассчитанных на долгое время. Таким образом, остающееся в городе население получало возможность пользоваться общественными суммами нисколько не меньше граждан, находящихся во флоте, в гарнизонах, или в походах.

Таков был замысел Перикла, осуществленный затем во всех деталях. Задуманные им храмы вышли грандиозными по величине и неподражаемыми по красоте. Все мастера старались отличиться друг перед другом изяществом работы. Но особенно удивительна была быстрота исполнения. Сооружения, из которых каждое, как думали, только в течение многих, поколений и человеческих жизней с трудом будет доведено до конца, - все они были завершены в цветущий период деятельности одного государственного мужа. Однако это ни в коей мере не отразилось на их великолепии! Созданные в короткое время, они были предназначены для долговременного существования. По своей красоте, пишет Плутарх, афинские храмы с самого начала были старинными. Вместе с тем, они блистали каким-то блеском новизны и сохраняли свой вид не тронутым рукой времени, как будто эти произведения были проникнуты дыханием вечной юности.

Когда Фукидид и ораторы его партии подняли крик, что Перикл чересчур много денег растрачивает впустую и лишает государство доходов, тот предложил народу вопрос: считает ли он, что денег действительно издержано много? Граждане закричали в ответ: «Много! Очень много!» - «В таком случае, - сказал Перикл, - пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях напишут мое имя». После этих, слов Перикла народ, не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея. Хотя враги потерпели поражение, они не желали сдаваться и постоянно преследовали Перикла своими нападками. Борьба разгорелась нешуточная! Наконец, в 444 г. до Р.Х. народ по призыву Перикла подверг Фукидида остракизму и добился его изгнания. Лишившись своего вождя, партия знати присмирела. Демократы добились полной победы.

2. Государственное устройство у афинян

В годы правления Перикла окончательно сложился афинский государственный строй. В 451 г. до Р.Х., вследствие чрезмерно большого количества граждан, афиняне постановили, что гражданские права отныне могут иметь лишь те жители, у кого оба родителя являлись афинскими гражданами. При рождении дети вносились в специальные списки. Когда эфебы (юноши) достигали восемнадцатилетнего возраста, всех, внесенных в эти списки, подвергал проверке Совет Пятисот. По утверждении списков, каждая фила для попечения над эфебами избирала по одному софронисту. Кроме того, на общем собрании избирали еще и космета, который и руководил всем воспитанием эфебов. Эти лица, собрав своих подопечных, обходили храмы богов, а затем отправлялись в Пирей и несли там гарнизонную службу. На содержание каждого эфеба выделялась в день определенная сумма от государства. На эти деньги софронисты закупали для всех припасы в общее хозяйство (эфебы обедали вместе по филам) и заботились обо всем остальном. Таким образом юноши проводили первый год, постоянно упражняясь под надзором специальных учителей в воинских приемах. На следующий год, эфебы демонстрировали перед народом в театре то, чему научились, и получали от государство щит и копье. После этого они охраняли границы страны, дежуря все время на сторожевых постах. Гарнизонную службу эфебы исполняли в течении двух лет и на это время освобождались от всех повинностей. По истечению положенного срока, они становились уже на один уровень с остальными афинскими гражданами и могли занимать общественные должности.

Свое государственное устройство афиняне именовали демократическим, то есть «народовластным». И это были не пустые слова: власть в Афинах действительно находилась в руках народа. Из 30 тыс. граждан Аттики около 2 тыс. занимали различные выборные должности. Почти все они спустя год оставляли посты, уступая места новым кандидатам, отчего каждый свободный афинян хоть раз в жизни испытывал себя на государственной службе. Афинские торговцы, гончары, столяры, мореплаватели, кожевники успешно справлялись со сложными политическими задачами, опираясь на собственный опыт и проявляя серьезное отношение к делу. «Нам приходится соединять в себе, - говорил Перикл, - заботу о делах домашних и государственных. Некоторые озабочены другим, но они все же могут вникнуть в политику. Человека, который совершенно уклоняется от общественных дел, мы считаем не за скромного, а за пустого».

Органы государственного управления формировались следующим образцом. На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирали кандидатов по жребию. Самым важным государственным органом был Совет Пятисот, состоявший, как это видно по названию, из пятисот членов, ежегодно избираемых по жребию по 50 человек от каждой филы. Совет пользовался чрезвычайно широкими полномочиями. Он имел право подвергать денежному взысканию, заключать в тюрьму и казнить. Однако, его приговор не имел окончательной силы и мог быть обжалован в суде. Совет принимал решения по текущим государственным делам и составлял предварительное заключение для внесения его на рассмотрения народного собрания. Сам народ ни по какому вопросу не мог вносить постановления, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета. Далее, Совет следил за флотом и строительством кораблей, а также наблюдал за всеми общественными зданиями. Параллельно он осуществлял наблюдение за остальными городскими властями, которые все были ему подотчетны.

Впрочем, не надо думать, что Совет все вопросы решал только в полном составе. Это было бы очень хлопотно и дорого. Повседневной работой занимались только пританы – дежурные по Совету. Обязанности пританов исполняла поочередно каждая из десяти фил в продолжении 1/10 года, кому как выпадало по жребию. Те из состава Совета, которые несли обязанности пританов, имели общий стол, получая на это деньги от государства. Таким образом, повседневная жизнь Афин находилась в ведении 50 пританов. Из этого числа по жребию избирали председателя, который исполнял эту должность в течении дня и ночи. Председатель хранил ключи от храмов, в которых находилась казна, и документы государства, а также государственную печать.

Все военные должности в афинской армии были выборными, однако назначали на них не путем жребия, а открытым голосованием. Опасаясь вручать кому-то слишком большие полномочия, афиняне избирали не одного главнокомандующего, а 10 равноправных стратегов - по одному от каждой филы. В их руках сосредотачивалось высшее военное командование. Кроме того выбирали 10 таксиархов (начальников пехоты), каждый из которых командовал пехотой своей филы, 2-х гиппархов (начальников конницы) из всего состава граждан (в подчинении у каждого находилась конница пяти фил) и 10 филархов (командующих конницей своей филы).

На зажиточных граждан в Афинах, помимо обычных денежных поборов, возлагались особые повинности, называемые литургиями. Они не обогащали государственной казны, но избавляли ее, по крайней мере, от некоторых расходов. Среди обычных, ежегодно повторяющихся литургий самой важной считалась хорегия, то есть составление хора, который должен был участвовать в драматических представлениях. Обязанность эта считалась очень почетной, но с нею были сопряжены такие большие расходы, что она была доступна только тем людям, которые обладали крупным состоянием. Другой литургией была гимнасиархия. Тот, на кого ложилась эта обязанность, должен был подготавливать для разных празднеств борцов в гимнасиях, содержать их во все время этой подготовки, наконец, устроить приличным образом место для битвы. Чрезвычайной и самой обременительной литургией считалась триерархия. Она состояла в обязанности снарядить за свой счет военный корабль.

3. Афинские суды

Афиняне одни из первых додумались до мысли, что лучший способ обеспечить себе хороший суд - быть самим своими судьями. Решения по большинству дел выносил у них суд присяжных (существовал также суд Ареопага, ведению которого подлежали дела об убийствах, нанесении ран и поджогах). Чтобы сделаться присяжным, надо было достигнуть 30-летнего возраста и пользоваться всеми гражданскими и политическими правами. Впрочем, несостоятельные граждане долго избегали этой обязанности, так как не могли надолго отрываться от своих дел. Но после того, как Перикл ввел жалование судьям, она сделалась доступной для всех.

Ежегодно составлялся общий список присяжных, включавший в себя 6000 имен. Из этого числа избирали присяжных для каждого конкретного заседания. В гражданском процессе их число колебалось от 200 до 400 человек. В уголовных число их обыкновенно равнялось 500. Афиняне были убеждены, что большое количество судей является гарантией правосудия.

В Афинах всякий человек, пользовавшийся хоть какой-нибудь долей политической власти, был ответственен за свои действия, и у него могли потребовать в них отчета перед судом. Этот принцип применялся не только к чиновникам, заведовавшим государственными финансами, к стратегам, руководившим какими-нибудь внешними военными предприятиями, или к архонтам, которые ведали правосудие. То же правило прилагалось и к частным лицам, которые вносили какое-нибудь предложение народу или Совету. Если впоследствии обнаруживалось, что в законе имеются недостатки формального свойства или что он противоречит общественным интересам, всякий имел право начать процесс против оратора, проводившего этот закон. В случае осуждения закон отвергался, а на оратора налагался штраф. Этот обычай давал повод ко множеству политических процессов, переносивших в суд борьбу и страсти народного собрания.

Характерной чертой афинского правосудия являлось отсутствие общественной обвинительной власти. Другими словами, у афинян не было чиновника, на котором лежала бы обязанность преследовать от имени общества людей, совершивших преступления. Это право принадлежало исключительно потерпевшей стороне. К примеру, обокраденный не мог возложить, как у нас, на должностное лицо обязанность отыскивать вора, собирать улики в его виновности и обвинять его перед судом. Все это должна была делать сама потерпевшая сторона. Ответчик (обвиняемый) также должен был защищать себя сам. Особого сословия адвокатов в Афинах не существовало. Однако человек, плохо владевший словом, мог заказать свою речь у оратора (люди этой профессии именовались логографами). Впрочем, произносить ее перед судом он должен был самостоятельно.

Наказания, применяемые в Афинах против осужденных, были весьма разнообразны. Когда виновный приговаривался к смертной казни, его умерщвляли ядом (цикутой). Более мягким видом наказание служило изгнание или лишение гражданских прав. Но чаще всего виновных приговаривали к штрафу или конфискации имущества.

Ермолаева Елена Анатольевна

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

ВложениеРазмер
afinskaya_demokratiya_pri_perikle.docx 34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Афинская демократия при Перикле.

Образовательная : углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии и правлении Перикла

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная : Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

1. Зарождение демократии в Афинах ( актуализация опорных знаний учащихся по теме ).

Слайд 2. Кого вы видите на слайде? (Президента РФ В. В. Путина и правителя – архонта Греции Солона)

Что объединяет этих людей? (Они управляют государством, их выбрал народ)

В Греции как называют народ? (демос)

Как называется форма организации общества, в управлении которого участвует народ? (Демократия)

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики.

Кто первым заложил основы демократии в Греции и в каком году? ( Солон, в 594 году до н. э.)

Слайд 3. Какие преобразования осуществил Солон? ( Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).

2. Перикл – выдающийся государственный деятель Афин.

Слайд 4. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Перед учениками ставится проблемный вопрос, ответы на который они должны сформулировать в конце урока.

Так давайте попробуем выяснить:

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

Слайд 5. Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи (ораторские способности). … Фукидид (греческий историк) и его сторонники подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. «В таком случае,- сказал Перикл,- пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица (Совет Пятисот). Происходил из аристократического рода Алкмеонидов сын Ксантиппа . Перикл имел привлекательную внешность, которую портила несоразмерно большая и продолговатая голова (поэтому скульпторы изображали его в шлеме).

Слайд 6. Задача (на линии времени, стр. 191)

В каком году Перикл пришёл к власти?

Сколько раз он избирался на роль стратега?

Кто может сказать, а до какого года правил Перикл?

Слайд 7. Давайте вспомним каков был состав населения Аттики? (схема в тетрадь)

На какие две большие группы можно разделить население Афинского государства? (свободных и рабов).

Были ли равны в правах свободные афиняне, если нет, то на какие группы они делились? (На граждан и метеков. Граждане – это коренные жители города, а метеки – потомки – переселенцев)

Отличались ли граждане по своему имущественному положению? (Богатые назывались аристократы, а бедные – демос).

3.Народное собрание на Агоре и Пниксе.

Слайд 8. Важную роль в жизни Афин играло Народное собрание (схема).

По схеме расскажите о структуре создания Народного Собрания и что было в его власти, какие исполняло функции?

Все должности в Народное Собрание были выборными.

Слайд 9. За что, за кого и каким способом голосовали? (стр. 191,192)

Слайд 10. Почему же стратега, в отличии от других должностей выбирали не по жребию, а поднятием рук? (Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца. )

Слайд 11. Выборы состоялись. Но каждая кандидатура должна пройти проверку.

Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете Пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец твоей матери?»

Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?» Выслушав ответы, председательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов». После всех выступлений Совет Пятисот решает голосованием, можно ли афинянина, проходящего проверку, утвердить в должности.

Что это за опрос, которому подвергался афинянин?

Вопросы к тексту:

1) Кто мог считаться гражданином?

2) Как происходила проверка прав граждан? 3) Почему это было важно знать?

Предполагаемый ответ: Житель Афин у которого все предки были гражданами мог считаться гражданином. Проверка прав граждан происходила в суде и в совете пятисот. Это было важно знать в случае военной опасности. Выделяем: Права граждан.

Слайд 12. Познавательная задача

Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые.

Среди бедного населения не было умных людей?

Что бы сделали вы?

4.За государственную службу платили деньги из казны.

Слайд 13. В середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

Низший слой афинских граждан - бедняки стали занимать ряд должностей и вошли в Совет пятисот. В Афинах появился первый архонт - крестьянин. Каждый человек, занимаемый должность должен был держать отчёт о своей работе.

Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должность не платили?

( Богатые граждане стремились не допускать бедноту к управлению государством. Однако в Народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).

В новых условиях даже бедные граждане могли работать в Народном собрании, быть судьями – они могли принимать активное участие в управлении государством. И каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Слайд 14. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

В Афинах воздвигнуты замечательные памятники искусства. При Перикле закончена постройка Парфенона, начато строительство храма Эрехтейон, созданы статуи богини Афины, большое строительство продолжалось в афинском порту Пирей.

Слайд 15. Перикл создал специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра.

Слайд 16. Перикл многое сделал для укрепления могущества Афинского полиса. Главную силу Афин он видел во флоте.

Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время платили деньги. Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли.

Слайд 17. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

1.проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;

2.введение оплаты должностным лицам;

3.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;

4.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.

Что изменилось в управлении Афинским государством в период правления Перикла.

  1. В Афинах после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.
  2. При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем жеребьевки.
  3. Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать жалование.
  4. Теперь бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством
  5. Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых.
  6. Перикла 15 раз выбирало Народное собрание первым стратегом. Граждане ему доверяли. Благодаря своей деятельности он сделал Афины одним из самых могущественных и богатых городов Эллады, превратив его в центр культуры.
  7. При Перикле произошел расцвет демократии в Афинах. Ни в одном государстве древнего мира в управлении государством не принимало такое большое участие простых людей как в Афинах.)

Слайд 18. Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах.

Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание.

Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

Слайд 19. Давайте, определим положительные и отрицательные стороны Афинской демократии.

1. Власть народа, равноправие граждан

1. Граждане – меньшинство населения Афин

2. Должности выборные

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами.

3. Отчётность должностных лиц.

3. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.

4. Плата за исполнение должностей.

4. Жребий при голосовании. (Должность может занять недостойный).

Слайд 20, 21. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксаг о р был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна – это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его подруги Асп а сии – одной из образованнейших женщин Эллады.

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Слайд 22. Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

Многие символы современной демократии пришли в новую историю из Афин. Понятия верховного закона, равенство граждан перед законом, равенство прав политических прав стали неотъемлемой часть демократической традиции.

Слово "демократия" переводится как "власть народа". В понятии современного мира при демократическом строе равными правами обладают все люди. Равны перед законом мужчина и женщина, политик и дворник, богатый и бедный, иностранец и коренной житель государства.

В древние времена, когда всему миру был присущ рабовладельческий строй, простой народ мечтал о равноправии. Тогда понятие «демократия» носило несколько иной характер. Наиболее близко к современному понятию данного термина приблизилась афинская демократия при Перикле. Его именем назван век его правления – Век Перикла.

Перикл

Перикл родился в знатной семье. Его мать Агариста происходила из одного из самых знаменитых в Афине родов – Алкмеонидов, а отец, Ксантипп, командующий афинским флотом, во время греко-персидской войны победил в боях при мысе Микале.

Перикл был здоровым и крепким ребенком, однако красавцем из-за непропорционально большой головы назвать его было сложно. Поэтому все художники и скульпторы изображали правителя исключительно в шлеме. А в комедиях ввиду этого недостатка ему дали прозвище «Луковицеголовый».

афинская демократия при перикле

Так как Перикл принадлежал к знатной семье, он был хорошо образован и имел именитых наставников.

Отличное воспитание и образование сыграли важную роль в жизни Перикла. Он был хорошим оратором и всегда умел расположить к себе народ. Еще одним характерным отличием вождя афинского демоса было умение в любой ситуации сохранять спокойствие. Известна история, когда один из недовольных граждан шел за Периклом, сыпя оскорблениями, до самого дома, однако мудрый правитель не только не наказал обидчика, но и приказал своему слуге проводить наглеца до его жилища.

Как Перикл стал вождем афинской демократии

Свою карьеру Перикл начал с военных походов. Он избегал политической деятельности, поскольку боялся быть изгнанным из-за своей внешней схожести с правившим ранее тираном Писистартом. Политические оппоненты, пытаясь всячески приуменьшить его влияние, часто заостряли внимание народа на схожести голоса и манере говорить Перикла с тираном.

демократия при перикле плюсы и минусы

В связи с тем, что на то время в Афинах не было достойных политиков (кто-то умер, но большинство изгнали), Перикла все же избрали на высокие должности. Афинская демократия при Перикле повлияла и на личную жизнь вождя, ему пришлось отказаться от общения с аристократичными родственниками и встреч со знаменитыми друзьями.

Несмотря на большое количество врагов из аристократической партии, Перикл до конца своего правления придерживался демократического строя.

Управленческая политика Афин в эпоху Перикла

Демократия при Перикле, плюсы и минусы, которой вы сможете увидеть, прочитав данную статью до конца, имеет все же совсем не тот вид, в котором люди привыкли видеть ее сегодня.

Однако с приходом Перикла к власти у граждан Афин появилось значительно больше прав. Главным шагом в сторону народовластия была отмена права вето Ареопага и передача его прав Народному собранию. Теперь простые граждане всех классов с помощью жеребьевки и голосования, собравшись, принимают все важные решения. Архонты - лишь исполнительные органы.

афинская рабовладельчиская демократия при перикле история

В Народное собрание входят все граждане Афин, исключением являются лишь крестьяне, которые отказываются покидать свои уделы ради участия в политической деятельности.

Рассмотрим основные признаки афинской демократии при Перикле, отмеченные Аристотелем.

Выборы должностных лиц

Должностных лиц ежегодно выбирает народ на общем собрании. Советы, в которые должны входить все филы, выбираются с помощью жеребьевки. Каждая фила выдвигает по пятьдесят кандидатов, одну из фил все тем же способом назначают Пританом. Пританы выбирают место, где будет происходить заседание собрания, подготавливают список вопросов, которые ежедневно рассматриваются на собрании совета, также Пританы выбирают людей, которые будут отвечать за войну и оборону страны. Главу Пританов тоже определяют жеребьевкой, выбранный имеет доступ к казне, всем государственным документам и печати.

Всего Пританы назначают четыре собрания, на основном собрании проверяется легальность выбранных властей, обсуждается защита и продовольственная экономика страны. На втором рассматриваются ходатайства и судебные иски. Третье и четвертое народное собрание нужны для рассмотрения остальных аспектов жизни страны.

Советы утверждают архонтов и других политических деятелей, выбранных Народным собранием.

Афинская демократия при Перикле, судебные процессы

Судебная власть также доступна простому народу, который постоянно присутствует в трибунале гелиастов.

Говоря о том, как развивалась рабовладельчиская демократия при Перикле, нельзя не отметить, что власть даже в таком узком направлении, как трибунал, была разделена между большим количеством людей.

как развивалась рабовладельчиская демократия при перикле

Абсолютно любой гражданин Афин имел право обвинить недобросовестного политика, и тот представал перед народным трибуналом. После рассмотрения такого дела, если обвинения подтвердятся, государственный деятель должен быть снят с занимаемой должности и, возможно, даже изгнан, а его имущество продано на торгах.

Из народных рядов выбирались архонты, к ним обращались с бытовыми жалобами (например, плохое обращение с детьми, не имеющими родителей) и с жалобами на государственных деятелей. С помощью жеребьевки девять архонтов выбирали судью.

Особо тяжкие преступления, такие как убийства, нанесение тяжких увечий и т.д., рассматривались в Ареопаге, где, как было сказано выше, постоянно заседала часть граждан, что существенно снижало возможность подсудимых подкупать судей.

Основы афинской демократии при Перикле – распределение управления каждой областью государственного механизма между как можно большим количеством граждан.

Социальная политика в эпоху Перикла

Несмотря на свою принадлежность к знати, Перикл старался всячески облегчить жизнь простого народа. Введя закон, согласно которому разрешалось принимать участие в политической деятельности и занимать высокие должности не только выходцам из богатых семей, но и гражданам среднего и бедного классов, вождь афинского демоса понимал, что, постоянно заботясь о своем финансовом состоянии, простой народ не сможет честно и рационально участвовать в управлении государством. Поэтому гражданам, занимающим должности в политической сфере, было решено давать выплаты из государственной казны.

Также афинская демократия при Перикле подразумевала социальные выплаты калекам и сиротам. Малоимущие граждане получали выплаты на покупку билетов в театр, который играл немалую роль в формировании менталитета народа.

Обеспечение афинян землей и работой

Мудрый глава афинского демоса понимал, что благосостояние народа нужно улучшать не только социальной финансовой помощью, но и обеспечением рабочих мест для свободных жителей Афин. Перикл ежегодно выдвигал масштабные проекты построек и других работ, дающих места различным ремесленникам. Благодаря такому подходу Афины стали культурным центром, знаменитым своими нереально красивыми постройками.

признаки афинской демократии при перикле

Ежегодно снаряжались шестьдесят тиер, в экипажи которых мог записаться любой афинянин и получать плату на протяжении службы.

Чтобы расширить границы Аттики, было решено создать на территории государств, входящих в афинский союз, поселения-клерухии, где любой гражданин Афин мог получить участок земли для обработки.

Как и любой другой строй, имела демократия при Перикле плюсы и минусы.

Среди недостатков его правления историки отмечают, что гражданами считались только те жители Афин, оба родителя которых имели афинское гражданство.

И конечно, стоит отметить, что принимать участие в политической жизни страны женщины права не имели.

Рабовладельческая демократия при Перикле (кратко)

Говоря о демократии того времени, несправедливо будет оставить без внимания вопрос рабовладения в Афинах.

Половина четырехсоттысячного населения Афин была рабами. Чаще всего подневольными становились военнопленные, которые не имели возможности внести за себя выкуп. Статус раба передавался по наследству, поэтому ребенок, рожденный рабыней, обречен был повторить судьбу своих родителей.

признаки демократии при перикле

Признаки демократии при Перикле видны даже в сфере рабовладения. Хозяевам было запрещено жестоко обращаться со своими рабами. Раб должен был быть накормлен и одет не хуже афинянина из бедного класса. Им разрешалось участвовать в различных религиозных праздниках, предоставлялась гарантия против грубости судей и политических деятелей. В случае жестокого обращения рабам предоставлялись убежища.

Всю грязную, домашнюю и сложную работу выполняли рабы. С позволения хозяев рабов нанимало государство для строительства зданий. Раб был обязан отдавать свою зарплату владельцу.

Тяжелый труд пленников на рудниках предполагала афинская рабовладельчиская демократия при Перикле, история этих несчастных редко имела счастливый конец.

При Перикле долговое рабство было отменено, так что отец мог продать в рабство своих дочерей только в случае уличения их в распутной жизни.

Конец правления Перикла

Перикла выбирали стратегом на протяжении пятнадцати лет.

афинская демократия при перикле события того периода

Несмотря на то что положительно повлияла на государство афинская демократия при Перикле, события того периода, связанные с войной со Спартой, сильно подорвали авторитет бессменного стратега. И народ, забыв о благах, которые он принес государству, после ряда военных неудач и эпидемии чумы в Афинах обвинил Перикла во всех неудачах и хищениях и приговорил его к большому штрафу. Вскоре Перикл заболел чумой и умер.

Доступ к видеоуроку ограничен

Вы знаете о том, как велась торговля в афинском порте Пирей, какие храмы находились на Акрополе, чему учились афинские дети и как был устроен театр Диониса.

Это золотой век Афин. Наступил расцвет афинской демократии, граждане участвовали в управлении государством, и их власть была неоспорима. Происходило это все благодаря действиям талантливого стратега – Перикла.

В ходе урока вам предстоит узнать о личности Перикла, особенностях управления Афинами и роли демоса в государстве.

Перикл.

Все свои силы Перикл направлял на то, чтобы сделать афинян счастливыми. Плутарх так написал о нем: «Хоть он и сделал Афины величайшими и богатейшими; хоть и превзошел могуществом многих царей; он ни на одну драхму не увеличил своего состояния». Все средства Перикл тратил на благоустройство города.

Преобразования Перикла в Афинах.

В 443 году до нашей эры Перикл был избран стратегом. Несмотря на то, что эту должность занимали еще 9 человек, именно ему удалось начать преобразования в Афинах, которые поддержал народ.


Итак, пришло время узнать, что же изменилось в жизни афинян при правлении Перикла.

Много внимания стратег уделял бедным, ведь именно они были большинством населения полиса. От их поддержки зависела власть Перикла.

Создавались новые колонии. Туда отправлялись бедные жители, которым не хватало в Афинах земли.

Частыми стали раздачи хлеба за государственный счет.


К тому же, благодаря строительству на Акрополе, афиняне получали работу. Там трудились живописцы, каменщики, скульпторы. Материалы поступали в Афины благодаря купцам и мореходам. Руководили строительством лучшие архитекторы.

Перикл руководил окончанием строительства стен, ведущих в Пирей. Сам порт перестроили, сделали его гавани более удобными.

Афиняне любили праздники и развлечения. Перикл увеличил их количество, сделал более яркими. Он устраивал конкурсы среди певцов и музыкантов. Именно Перикл придумал выдавать жителям города деньги из специальной кассы для посещения театра.

Получить поддержку демоса Периклу помогло еще и введение платы за службу в войске. Раньше гоплиты не получали за это денег.

За все время правления Перикла никто из афинян не был казнен по его приказу.

Преобразования Перикла в управлении Афинами.

Были внесены и некоторые изменения в управление государством. Основная роль оставалась у Народного собрания и Совета пятисот. После принятия какого-либо закона обычно говорили: «Совет и народ постановили».

Участником Народного собрания мог стать любой желающий гражданин, которому исполнилось 20 лет. Многие афиняне не ходили на собрание, так как это время они могли потратить на работу и получить деньги. Поэтому Перикл ввел небольшую плату за участие в Народном собрании. Таким образом, в управлении государством были задействованы и самые бедные граждане. Проходило собрание каждые 10 дней.


· принимало новые законы и постановления;

· решало, какие ввести меры для защиты города;

· перед собранием выступали иностранные и афинские послы с докладами;

· здесь подписывали решения о заключении мира или объявлении войны.

Существовало правило, что если гражданин предложил какой-либо закон, а он привел к плохим последствиям, то отвечать за это должен был тот, кто предложил. Вины Народного собрания в этом не было.

Принимались решения путем голосования – в специальную урну складывали белые и черные камушки. Исходя из их количества, и принималось решение.

Также Народное собрание выбирало людей на разные должности сроком на один год. Это могли быть те, кто контролирует соблюдение правил на рынке, следит за порядком на улицах. Если гражданин плохо исполнял свои обязанности, его наказывали штрафом.

В Совет пятисот могли быть избраны те, кому больше 30 лет. Членом совета можно было стать только раз в жизни. Здесь обсуждались вопросы, которые необходимо решить на Народном собрании.

Плюсы и минусы афинской демократии.

Афинская демократия была примером для многих государств. Но у нее были как плюсы, так и минусы. Давайте их определим.

Положительным было следующее:

· власть в Афинах полностью была передана в руки народу;

· на должность выбирали, а не назначали. Значит любой гражданин имел возможность ее получить;

· граждане, которые избирались на различные должности или в суд, получали оплату за свою работу.

Что же было отрицательного в управлении Афинами?

· Всеми перечисленными правами обладали только граждане, а это очень маленькое количество людей. Всего в Афинах проживало около 200 тысяч человек, гражданами из них были только 20-30 тысяч.

· Выборы по жребию не всегда определяли достойного человека.

· Женщины не участвовали в жизни Афин.

· Рабы оставались бесправными и беззащитными.

Несмотря на все, Афины за время правления Перикла стали лучшим полисом Древней Греции. Наука и искусство вышли на первое место. Даже самый простой афинянин отличался прекрасным художественным вкусом, хорошими манерами и знаниями. Граждане интересовались искусством, ведь речь о нем шла везде – на рынке, в торговых лавках, у парикмахеров, в афинских садах. «Век Перикла» составил представление об идеальной греческой культуре, той, которую мы себе представляем, когда слышим о Древней Греции.

Изгнание Перикла.

Но не бывает так, чтобы правитель нравился всем жителям государства. Со временем простые афиняне выразили недовольство, что Перикл стал выделять им меньше денег. В это время шла война со Спартой и все средства шли на нее. Представители аристократии начали гонения на друзей Перикла. Они обвинили скульптора Фидия, что он взял себе часть золота, которое было предназначено для одежды статуи Афины в Парфеноне. Тогда Фидий снял эту одежду и взвесил ее – он был невиновен.

Учитель Перикла Анаксагор был вынужден покинуть Афины из-за обвинения в выступлении против богов. А он всего лишь занимался изучением небесных тел.

Во время войны началась эпидемия чумы. Люди боялись и злились на Перикла, обвиняя его во всем. Стратег был вынужден покинуть Афины. Однако после его отъезда не нашлось того, кто смог бы достойно управлять полисом. Афиняне уговорили Перикла вернуться. Но правил он после этого недолго. Вскоре он умер от чумы.

Перикл оставил заметный след в истории Древней Греции. Однажды он сказал: «Мы послужили предметом изумления для современников и потомства, и нам не нужен для восхваления Гомер».

Пришло время подвести итоги и определить, что нового вы узнали на уроке.

· В 443 году до нашей эры Перикл был избран афинским стратегом.

· «Золотой век» Афин наступил во времена правления стратега Перикла.

· При Перикле велось строительство на Акрополе.

· Он поощрял развитие культуры и образования.

· В Афинах было введено жалование тем, кто занимал различные должности.

· Основная власть находилась в руках Народного собрания и Совета пятисот.

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина. Греческий же гражданин — это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах — низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

1. Вождь афинской демократии Перикл. После греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.

Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.




Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город. величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов - писал историк Плутарх, - он ни на одну драхму (драхма - афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец".

Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.

2. Народное собрание. Главным органом управления было народное собрание(гелея). В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы.

Любой гражданин имел право высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Один современник писал: "Всякий, вставши, подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, купец, судовладелец, богатый, бедняк, благородный, безродный". После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.

3. Совет 500 и Ареопаг.

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшими задачами Совета 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Прежде всего готовилась повестка дня собраний, обсуждались проекты возможных решений (включая проекты мирных договоров), бюджет, вопросы снабжения продовольствием и военным снаряжением, осуществлялась проверка законности избрания должностных лиц и их распоряжений. Совет следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг — один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его следы восходят к IX—VIII вв. до н. э., к совету родовых владык.Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60—70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось «хорошее воспитание», что подразумевало аристократическое происхождение).

Ареопаг в V—IV вв. до н. э. стал одной из судебных инстанций — разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.

3. Должностные лица. Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками). Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны.

В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха — командиры конницы, 10 филархов — командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

Хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э, число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15—в Пирее.) Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками.

4. Суд(гелиея). Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа. Избираться в гелиею можно было по нескольку раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел, повышало их профессионализм, компетентность решений. Судебные разбирательства в гелиее проводились совместно с соответствующими магистратами. Архонт, стратег или член какой-либо другой коллегии председательствовал на заседании той или иной палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства, вносило в нее необходимый порядок. В Афинах не существовало государственных обвинителей и специалистов-защитников.

Кроме разнообразных судебных дел на гелиею была возложена ответственная задача по охране всей системы афинской демократии(«жалоба на противозаконие»).

Еще одной охранительной мерой демократического строя была система постоянной и строгой отчетности практически всех афинских должностных лиц. Прежде чем уйти со своего поста после годового исполнения обязанностей, каждый магистрат отчитывался или в Народном собрании, или в Совете 500, или в специальных комиссиях и в случае обнаруженных злоупотреблений привлекался к самой строгой ответственности.

5. Введение оплаты. Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли приходить на заседания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне - обрабатывать свою землю, ремесленники - трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня назаседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это неправильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.

Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

Чтобы несколько сгладить имущественные различия среди граждан, в Афинах была выработана система повинностей — литургий. Система литургий была организована таким образом, чтобы масса малоимущего гражданства, слушая хор, наблюдая состязания атлетов или находясь на оснащенном богачами корабле, воочию ощущала известное единство гражданского коллектива, где богатые граждане хотя бы частично делятся своими доходами с малообеспеченной частью гражданства.

6. Строительство в Афинах при Перикле. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

7. Военная сила Афин. Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги.

Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли. Афинский порт Пирей превратился в крупнейший центр торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. От торговли афиняне имели большую выгоду.

При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея (их называли Длинными стенами). В Пирее было многолюдно и шумно. Здесь заключали торговые сделки, продавали и покупали большие партии товаров.

8. Рабы. Значительную часть жителей Афин составляли рабы. "Рабы есть у всех", - утверждал один из писателей. "Мы - свободные, ведь живем трудом рабов", - вторил ему известный оратор. Невольники трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь.

Главным источником рабов была война. Многие рабы рождались уже в доме господина. Греков среди рабов было мало, ведь попавших в плен обычно выкупали родственники. В основном рабов привозили из других стран - Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену. Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. В нем не видели человека, его называли говорящим орудием. Иногда рабы бежали от хозяев. Пойманных били плетьми и выжигали на лбу надпись: "Держи меня. Я убегаю".

Читайте также: