Как отказаться от должности председателя уик

Опубликовано: 02.10.2024

Митин Г.Н., советник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии. На практике часто возникают вопросы относительно порядка такого прекращения полномочий, затягивается процедура назначения новых членов комиссий, предложенных взамен старых, возможно, нарушаются и права общественных объединений, которые не знают о предоставленном им законом праве предложения новой кандидатуры. В связи с этим в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации готовится порядок досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и замещения вакансии, касающийся отдельных вопросов, законодательно не урегулированных. Как полагаем, он должен отражать следующие основные моменты.

Основания досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии, перечисленные в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" можно логически разделить на три группы:

  • добровольное сложение полномочий (подп. "а" п. 6 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");
  • прекращение полномочий члена комиссии по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначившего данного члена (подп. "б" п. 6 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");
  • автоматическое прекращение полномочий члена комиссии, не требующее чьего-либо решения (п. 8 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В случае добровольного сложения своих полномочий член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации подает письменное заявление в назначивший его орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Заявление члена комиссии о сложении полномочий должно быть мотивировано.

Согласно подп. "а" п. 6 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заявление члена комиссии о добровольном сложении своих полномочий не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников. В иных случаях орган государственной власти субъекта РФ должен отказать члену комиссии в удовлетворении заявления.

Орган должен выяснить факт добровольности подачи членом комиссии заявления о сложении полномочий: должно быть исключено какое-либо давление на члена комиссии. Сложнее, когда сам орган оказывает определенное влияние на члена комиссии. В связи с этим председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обязан проявлять пристальное внимание к процедуре рассмотрения заявления члена комиссии о сложении полномочий. Кроме того, он должен поставить в известность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, с которым избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет взаимодействие. Таблица распределения субъектов Российской Федерации, с избирательными комиссиями и органами государственной власти которых взаимодействуют члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, содержится в приложении к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 апреля 2007 г. N 2/16-5 (в ред. Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 декабря 2007 г. N 73/603-5) <1>.

<1> Вестник ЦИК России. 2007. N 4(207). С. 147 - 148; Вестник ЦИК России. 2008. N 3(225). С. 184 - 186.

Решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации об удовлетворении заявления члена комиссии в нарушение положений ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" должно быть обжаловано председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в суд. На дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации распространяются общие правила подсудности <2>. В Гражданском процессуальном кодексе РФ и Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" нет прямого указания на то, что дела об оспаривании ненормативных правовых актов подсудны суду субъекта Российской Федерации <3>. Таким образом, дела об оспаривании решений органа государственной власти по данному вопросу подсудны районному суду.

<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 3.
<3> Определение Верховного Суда РФ от 18 октября 2002 г., дело N 5-Г02-140. Документ не опубликован.

При наличии оснований, предусмотренных п. 1, 4 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обращается в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, назначивший члена комиссии, с предложением о досрочном освобождении члена комиссии от обязанностей.

В соответствии с п. 10, 11 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и назначении нового члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в течение месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления. Уклонение от принятия решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть обжаловано в суд. Самостоятельно освободить члена комиссии от обязанностей избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не может.

В случае наступления событий, предусмотренных п. 8 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия члена избирательной комиссии прекращаются немедленно. Соответственно орган, в свое время принявший решение о назначении выбывшего члена комиссии, не должен принимать решение о прекращении полномочий данного члена комиссии <4>.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2003.

<4> Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко. М., 2007. С. 318.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации должна заактировать факт прекращения полномочий члена комиссии. Решение комиссии должно только подтверждать наступление указанных событий. Для этого председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обязан принять все необходимые меры для получения от уполномоченных органов документов, подтверждающие указанные события. К ним относятся: копия решения суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; копия решения суда о признании члена комиссии недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; заверенная копия свидетельства о смерти; документы, подтверждающие утрату членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Решение суда должно вступить в законную силу, до этого момента член комиссии считается исполняющим свои обязанности.

В день освобождения члена комиссии от своих обязанностей (выбытия члена комиссии из ее состава) председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации извещает соответствующую политическую партию, если освобожденный от обязанностей член комиссии был назначен на основании предложения этой политической партии, об открывшейся вакансии и сроке внесения предложений по новой кандидатуре члена комиссии. Иное было бы нарушением права политических партий на квоту в составе избирательных комиссий.

Если член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации был назначен не на основании предложения политической партии, в течение рабочего дня со дня освобождения члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации от своих обязанностей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации следует разместить на интернет-сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации информацию об открытии вакансии с указанием органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимающего предложения по кандидатуре нового члена комиссии, и сроков приема таких предложений. Также следует указать субъектов, имеющих право вносить предложения по кандидатурам членов комиссий: политические партии, представительные органы муниципальных образований, общественные объединения.

В случае если в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", новый член комиссии назначен не будет, этот вопрос должен быть решен Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом положений п. 7 ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При этом сроки принятия решения Центральной избирательной комиссией следует установить по аналогии. Общий срок - один месяц, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - не позднее чем через десять дней с момента истечения срока, установленного п. 11 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации также следует уведомить соответствующую политическую партию, если освобожденный от обязанностей член комиссии (выбывший член комиссии) был назначен на основании предложения этой политической партии, о необходимости предложения новой кандидатуры члена комиссии. Если же член комиссии не был предложен политической партией, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации размещает информацию об открытии вакансии члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации посредством интернет-сайта - www.cikrf.ru либо направляет соответствующее извещение в СМИ.

К сожалению, порядок не может предусматривать ответственности за нарушение указанных в нем сроков и процедур. Это прерогатива закона. Однако ее отсутствие не отменяет права заинтересованных субъектов на обращение в суд с заявлениями об отмене соответствующих решений. И, конечно же, соблюдение порядка в первую очередь зависит от самих избирательных комиссий.

Выборы в нашей стране проводят каждый год, иногда дважды.

В организации выборов занято много людей: чиновники, полицейские, спасатели, медики. Важную роль играют члены избирательных комиссий — на последних президентских выборах я работал в одной из них.

В этой статье я расскажу, как попасть в избирательную комиссию и сколько можно заработать. Если вы хотели изменить что-то в стране, господь подает вам сигнал через эти строки — вот ваш шанс.

Избирательные комиссии

Выборы федерального уровня организует Центральная избирательная комиссия — ЦИК . ЦИК у подчиняются комиссии в регионах. Под ними находятся ТИК и — территориальные избирательные комиссии. Все три уровня комиссий работают в России постоянно, это обычные государственные учреждения, устроиться туда просто так с улицы сложно.

Во время выборов возобновляет работу и четвертый — нижний уровень — участковые избирательные комиссии — УИК . Каждая обслуживает один избирательный участок. В большом городе может быть несколько сотен таких УИК ов. Они открываются за несколько недель до выборов, и попасть сюда проще, чем в вышестоящую комиссию.

Я живу в Омске. Выборы в нашем регионе организует избирательная комиссия Омской области, на уровень ниже находятся 39 ТИК ов. Наша территориальная комиссия обслуживает Октябрьский округ города и располагается в местной администрации. Она управляет 73 участковыми избиркомами. В одном из них я и работал.

Трудоустройство

В участковую избирательную комиссию нельзя попасть через вакансию в интернете или центр занятости. Сюда не берут даже по знакомству. В члены избиркома человека выдвигают другие граждане, причем по специальной процедуре, которая описана в законе об основных гарантиях избирательных прав.

Чтобы стать членом УИК а, надо обратиться в вышестоящую комиссию — территориальную. Узнать, где она находится, можно на сайте ЦИК . В ТИК е придется заполнить специальную форму. Выдвинуться можно тремя способами.

От политической партии или общественного объединения. Так сделала моя знакомая, от которой я и узнал про эту работу. Она просто пришла в местное отделение «Справедливой России» и попросила помочь устроиться в комиссию. У многих партий дефицит кадров в регионах, а иметь представителя в комиссии им нужно. Знакомой без проблем подписали заявку. Никаких обязательств у нее не возникло, и никто из «Справедливой России» ее никогда потом ни о чем не просил.

По месту работы или учебы. Обычно, чтобы закрыть потребность в членах участковых комиссий, чиновники по разнарядке спускают в школы, больницы, детские сады и предприятия, сколько надо прислать человек для работы. Я работаю в страховой компании, где на начальство никто не давит, а само оно не заинтересовано в общественной активности сотрудников. Поэтому на работе отказались подписать мне заявку.

срок работы одного состава УИКа

По месту жительства. Жильцы одного или нескольких домов могут выдвинуть своего представителя в УИК . Для этого надо собрать их подписи — меня попросили принести минимум шесть. Я взял подписи у мамы, у соседки, у старшей по подъезду и у трех местных мужиков, которые подошли во дворе и попросили закурить.

Я подавал документы перед выборами в госдуму в 2016 году, но тогда остался в резерве. Зато на следующий год, когда в городе проводили выборы в горсовет, меня позвали в комиссию.

Состав участковой избирательной комиссии формируется на 5 лет. Я попал в основной состав комиссии из резерва и теперь буду работать на всех выборах, которые проводятся на нашем участке. Если по какой-то причине пропущу, то на следующие выборы все равно пригласят. Чтобы не звали, надо прийти в территориальную комиссию и лично написать заявление о выходе из состава УИК а либо, когда истечет 5-летний срок работы нынешнего состава, не подписывать заявление на включение в новый состав.

В состав комиссии входят рядовые члены и руководство — председатель, его заместитель и секретарь. В день выборов в нашей комиссии появлялись еще «члены комиссии с правом совещательного голоса». Они контролировали нашу работу вместе с наблюдателями.

Поквартирный обход

Обычно работа участковой избирательной комиссии проходит в два этапа: дежурство в предвыборный период и работа в день выборов. Но на президентских выборах 18 марта 2018 года появился предварительный этап — поквартирный обход.

За четыре недели до выборов предстояло обойти все квартиры избирателей на участке и пригласить всех на выборы лично. Если человек говорил, что не сможет прийти голосовать, то мы рассказывали ему, как проголосовать на другом участке, где он будет в день выборов.

Сначала мне показалось, что это нереальная задача. Во-первых, я думал, что многих будет сложно застать дома, но оказалось, что после трех безрезультатных визитов квартира считается «отработанной» — можно исключить ее из обхода. Во-вторых, на участке числилось 1700 избирателей — всех обойти казалось сложным. Но в итоге на одного-двух членов комиссии пришлось по многоэтажному дому, а пройти его нужно было за восемь дней. Мне как самому молодому достался самый большой дом — 244 квартиры. Никто не отмечал, сколько на самом деле мы работали, — просто ставилась задача и на нее отводился определенный срок. Я обошел порученный мне дом за три дня.

Еще я боялся, что жители будут грубить и вообще агрессивно относиться. Но выяснилось, что большинство — доброжелательные люди. В случае чего можно было взять с собой участкового и старшего по дому. В моем доме проблемных избирателей не было, и я не слышал, чтобы кому-то из коллег понадобилась помощь.

Дежурства

Следующий этап — дежурства на избирательном участке. Они начинаются как минимум за две недели до дня выборов, когда стартует досрочное голосование или, как на последних выборах, прием заявлений для голосования на другом участке. Еще в эти дни мы готовили помещение, тестировали технику и занимались бумажной работой. Все члены комиссии работали одинаково, вне зависимости от должности.

Загрузка на этапе дежурств невысокая. Часто я брал с собой ноутбук и успевал помимо предвыборных дел заниматься своей основной работой. Правда, потом может выясниться, что не напрягаются и все остальные, и какие-то вещи придется срочно делать за день до выборов.

Дежурства распределяются на общих собраниях. Каждый выбирает удобное ему время, так что их можно и нужно совмещать с основной работой. Некоторые мои коллеги по комиссии вообще не могли дежурить, и их от этой обязанности освободили. В то же время работодатель не имеет права уволить члена избирательной комиссии в период ее работы.

День выборов

Работа в день выборов состоит из двух частей: голосования и подсчета голосов. Голосование проходит с 8 до 20 часов, но прибыть нужно раньше. Здесь уже четко прослеживается разделение труда: председатель, заместитель и секретарь разбираются с жалобами, принимают заявления, отчитываются в ТИК и руководят общим процессом. Рядовые члены комиссии регистрируют избирателей и выдают бюллетени. Мне как самому молодому поручили следить за порядком на участке и близлежащей территории.

В мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. Но на моем участке был только один такой случай: девушка вслух сказала, за кого она советует проголосовать. Ей сделали замечание.

Часто избиратели пытаются зайти в кабинки по двое: например, муж с женой или дети помогают бабушке. Это тоже нарушение: в кабинке должен находиться один человек. К таким случаям я обычно относился с пониманием, но предупреждал председателя. Он в свою очередь обращался к другим избирателям, чтобы они были свидетелями того, что по двое в кабинку заходят по уважительной причине.

После 14 часов меня как самого молодого отправили проводить голосование на дому. Голосовать на дому можно, если человек болен, пожилой или инвалид. Правда, придется сообщить об этом в УИК заранее.

В 2017 году, на выборах в горсовет Омска, на нашем участке было всего пять таких заявок. Мы справились быстро. Но на президентских выборах в 2018 число желающих выросло до тридцати. Мы вышли в 15:00, а вернулись после 19:00, когда до закрытия участка оставалось уже меньше часа.

По квартирам с ящиком я ходил не один. По правилам голосование вне помещения проводят как минимум два члена избирательной комиссии. С ними идет полицейский или сотрудник ЧОП а. Кроме того, могут присоединиться и наблюдатели.

Подсчет голосов

Пять человек подсчитали все голоса минут за двадцать.

Проблемы начинаются, если не сходятся цифры: количество выданных бюллетеней, количество неиспользованных и количество голосов. Тогда придется искать ошибку до тех пор, пока все не сойдется. В прошлом году у нас «потерялся» один голос. Мы пересчитывали все несколько раз, потратили больше двух часов, пока не догадались посмотреть на пол: пропавший бюллетень упал.

На президентских выборах 18 марта 2018 года у нас на участке вместо обычных урн использовались сканеры- КОИБ ы. Это автоматические комплексы обработки бюллетеней, которые считывают информацию о голосовании уже в тот момент, когда бюллетень опускают в урну. КОИБ выдает результат выборов сразу после 20 часов. Если все сходится, то считать голоса не нужно.

Когда голоса подсчитаны и все сошлось, членам комиссии остается выдать копии протоколов всем заинтересованным лицам, погасить неиспользованные бланки, упаковать бюллетени, убрать помещение и ждать. Никто не расходится, пока председатель, заместитель и секретарь не вернутся из ТИК а, сдав результаты. Если все пойдет гладко, освободиться можно уже к 22 часам.

Оплата

У члена участковой избирательной комиссии почасовая оплата. Она рассчитывается исходя из МРОТ , важности выборов и территории. На выборах в горсовет Омска в 2017 году нам полагалась базовая оплата 27 рублей в час, на выборах президента в 2018 — 47 рублей в час. При этом итоговые суммы были выше.

С выплат, связанных с выборами, не взимаются налоги. К базовой ставке сначала применяется территориальный коэффициент, так называемый северный. В Омской области он равен 1,15. За работу в ночное время и в выходные оплата удваивается. Кроме того, по итогам выборов начисляли премию в размере 100—150% от зарплаты, если не было претензий к работе.

Вышло, что на муниципальных выборах я проработал 33 часа, на президентских — 42 часа.

Председатель избирательной комиссии Кемеровской области Ю.П. Емельянов
Секретарь избирательной комиссии Кемеровской области М.А. Пименов

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

8 июня 2017 г. № 9/118-6
г. Кемерово

Об освобождении от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии Центрального района Новокузнецкого городского округа

Председатель избирательной комиссии Кемеровской области Ю.П. Емельянов
Секретарь избирательной комиссии Кемеровской области М.А. Пименов




ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО. Будет ли решен вопрос по закону?

Учеными (говорят Эйнштейном) давно установлено существование черных дыр в космическом пространстве - непонятного, неизведанного и оттого пугающего явления. Говорят, это огромная черная воронка, которая втягивает в себя все, что попадается ей на пути.
Пространство, в котором бесследно исчезают целые галактики.
Пространство, в котором не работают общие Законы Вселенной,
где происходит искривление пространства и времени…

Так это в космосе!
Но вот беда, пробралась такая же напасть и в нашу земную жизнь. Название этой черной дыры – выборы.
Здесь никто не томится в заключении. Какие бы серьезные нарушения ни были, какие бы фальсификации ни допускали члены избирательных комиссий, какие бы усилия по поимке фальсификаторов и выводу их на чистую воду не прилагали наблюдатели, активисты, общественники – все тщетно.
Ни одного уголовного дела! Ни одного привлеченного к ответственности! Это – аномальная, особо охраняемая зона, где написанные законы вдруг искривляются и не работают, где происходит искривление позвоночников
и сознания тех, кто верноподаннически занимается охраной этой зоны (администрация, полиция, следствие, прокуратура, суд и т.д.).
Люди разные. Кто-то осознанно, отбросив все сомнения, ради вознаграждения с готовностью бросается головой вниз в эту черную воронку и тонет в ней. В человеке же, случайно попавшему в эту аномальную зону – в избирательную комиссию, порой по приказу и вынужденному заниматься фальсификациями (в основном это преподаватели школ) окончательно убивается все человеческое.
Выбраться из этой черной дыры уже невозможно. Выборы превращаются
в очевидный фарс, когда после окончания голосования избирательные бюллетени без подсчета просто упаковываются в мешок и после этого составляется произвольный протокол с заранее установленными цифрами.
Шикарные премии, шикарные подарки «особо отличившимся» затмевают совесть, честь и толкают на новые и новые преступления.
Тем более полная безнаказанность гарантирована.
Некоторые по многу лет купаются в этой безнаказанности и не собираются покидать свои посты в избирательных комиссиях, прекращать свое черное дело. Их все устраивает. Совесть их не беспокоит.

Помнится, на декабрьских думских выборах 2011 года Новокузнецк прогремел на всю страну. Тогда в Кузнецком районе во Дворце Алюминщиков в мраморном зале, на УИК № 639 до начала голосования урны уже были наполовину заполнены бюллетенями. Кто это сделал, кто приказал - так и не удалось установить. Никто и не устанавливал. Никто не наказан до сих пор. Помнится, обвинили тех наблюдателей, кто обнаружил незаконные вбросы.
Председателем Территориальной избирательной комиссии (ТИК) Кузнецкого района в то время была Фомина Галина Ивановна (параллельно она является начальником торгового отдела администрации Кузнецкого района).
Она второе десятилетие уже активно организовывает выборы в районе.
Как такой опытный и искушенный во всех тонкостях избирательного процесса работник мог допустить такое безобразие – большой вопрос. Кстати, Галина Ивановна и не собирается покидать свой пост председателя ТИК.
Ее все устраивает.
Аналогичное положение и в других районах города. Люди, поудобнее устроившись в кресле председателей ТИКов, сразу с готовностью начинают организовывать избирательный процесс в своих районах. Их все устраивает. Совесть их не беспокоит.
Например, не беспокоила совесть Мочалова Сергея Викторовича – председателя ТИК Центрального района, когда он в сентябре 2016 года
«снимал» с выборов неугодного активиста – общественника Смирнова В.О..
Помнится «засомневался» тогда Мочалов в подлинности подписей избирателей в подписных листах в поддержку Смирнова В.О.. Несмотря на то, что на заседании избирательной комиссии, на котором решался вопрос о снятии Смирнова В.О. с выборов, все избиратели, явившиеся на заседание комиссии лично подтвердили свои подписи, Мочалов подверг их пояснения сомнению. Смирнов В.О. был снят с выборов.
Не беспокоила совесть Леонтюк Наталью Анатольевну – председателя ТИК Орджоникидзевского района, Решетникова Алексея Георгиевича – председателя ТИК Заводского района и др., когда в судебных заседаниях они вопреки предоставленным доказательствам - видео вбросов на президентских выборах 2012 года - оправдывали и выгораживали фальсификаторов.
Никто из них от стыда не сгорел, все остаются на своих избирательных местах
и по – прежнему «рулят» на выборах, уверовав в свою безнаказанность.

Но, сколько веревочке не виться, а конец все равно будет.

В сентябре 2016 года во всех районах Новокузнецка прошли выборы депутатов в городской Совет Народных Депутатов. Согласно избирательному законодательству все кандидаты в депутаты обязаны после окончания выборов предоставить в соответствующую избирательную комиссию финансовый отчет
о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования,
а также обо всех расходах, произведенных из этого фонда.
Председатели избирательных комиссий, в свою очередь, обязаны опубликовать эти финансовые отчеты кандидатов в средствах массовой информации – для свободного доступа граждан – избирателей. Народ должен знать своих кандидатов. Опубликование этих сведений в СМИ является прямой обязанностью председателя соответствующей избирательной комиссии.
Таков закон. Не исполнение требований закона влечет административную ответственность соответствующего председателя ТИК (ОИК) по ч. 2 ст. 5.17 КоАП РФ – административный штраф в размере от десяти до двадцати тысяч рублей за неопубликованный финансовый отчет по каждому кандидату
Размер штрафа по каждому кандидату определяет судья в судебном заседании.
Например, в Центральном районе Новокузнецка таких «неопубликованных» кандидатов было двадцать человек. Господин Мочалов, соответственно, должен был заплатить в казну государства штраф от двухсот до четырехсот тысяч рублей.
Но этого мало. Любой председатель избирательной комиссии,
подвергнутый административному взысканию автоматически слагает свои полномочия. Ничего не поделаешь – таков закон. Не нарушай!

Прошли выборы. Прошло время. Все семь председателей районных избирательных комиссий Новокузнецка не исполнили требование закона и
не опубликовали в СМИ финансовые отчеты кандидатов, то есть совершили административное правонарушение – нарушили конституционное право граждан на информацию. Есть правонарушение – должно быть наказание. На страже законности и справедливости стоит прокуратура. Административные протоколы могут быть составлены как работниками районных прокуратур, так и руководителем вышестоящей - муниципальной избирательной комиссии (МИК) города Новокузнецка госпожой Ершовой О.С.. Однако, до сих пор никем из них не составлено ни одного административного протокола. Абсолютно все заявления избирателей в районные прокуратуры по этому поводу пересылаются Ершовой О.С.. Ершова О.С., в свою очередь, показывает пальцем на прокуратуру. Письма, заявления граждан в районные прокуратуры, к прокурору города Платову М.И., к прокурору области Бухтоярову П.В. ходят по кругу, как в черной воронке, и не приносят никакого результата. Аномальная зона – черная дыра правосудия. Решение об административной ответственности проштрафившихся председателей ТИКов (ОИКов) упорно не принимается.

А тем временем, вместо заслуженного наказания и уплаты многотысячных штрафов провинившихся председателей районных избирательных комиссий начали потихоньку без лишнего шума отправлять в отставку «по собственному желанию». Так, 8 июня 2017 года областная избирательная комиссия удовлетворила «личную просьбу» Мочалова об отставке. Протоколы в отношении его так и не были составлены, многотысячные штрафы не были уплачены.
Без ответа остается вопрос - будут ли привлечены к ответственности остальные председатели избирательных комиссий:
по Кузнецкому району - Фомина Галина Ивановна;
по Орджоникидзевскому району - Леонтюк Наталья Анатольевна;
по Заводскому району – Решетников Алексей Георгиевич;
по Новоильинскому району - Корсун Андрей Михайлович;
по Куйбышевскому району - Новикова Татьяна Николаевна;
по Новокузнецкому муниципальному району – Румянцева Галина Владимировна?
Как известно, в аномальной зоне – черной дыре – общепринятые законы
не работают.


Е.А. Юрова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву

ВОПРОС

Наша организация ликвидируется. Один сотрудник - внешний совместитель, работающий по срочному трудовому договору, уведомил нас, что является заместителем председателя участковой избирательной комиссии и указывает на то, что в соответствии с п.19 ст.29 Федерального Закона № 67-ФЗ он не может быть уволен по инициативе работодателя.

Подскажите, пожалуйста, правомерно ли будет его увольнение в связи с ликвидацией подразделения как внешнего совместителя по сокращению?

ОТВЕТ

Правомерность увольнения работника - совместителя, заместителя председателя УИК, - по инициативе работодателя неоднозначна, сложно доказуема.

В описанной ситуации увольнение работника – заместителя председателя УИК - влечет за собой высокую вероятность судебного регулирования данного трудового спора. При принятии решения о возможном расторжении трудового договора с таким работником следует учитывать разные решения судебных инстанций по данному вопросу и различия в расходах работодателя в случае увольнения работника-совместителя (заместителя председателя УИК) по инициативе работодателя до срока истечения трудового договора и в случае окончания срока трудового договора.

ОБОСНОВАНИЕ

Запрет на увольнение по инициативе работодателя работников - членов избирательных комиссий - не является абсолютным. В настоящее время большинство судебных решений о правомерности по инициативе работодателя увольнения работников – членов участковых избирательных комиссий - основываются на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указывающей, что суд, рассматривающий соответствующий иск о восстановлении на работе члена избирательной комиссии, должен, проверяя обстоятельства дела, выяснить, не являлось ли увольнение способом оказания давления на лицо, исполняющее публично значимые функции члена избирательной комиссии, и не было ли оно обусловлено обстоятельствами, которые могли бы свидетельствовать о дискриминации этого лица или о злоупотреблении работодателем своим правом на расторжение с ним трудового договора. Только при установлении таких обстоятельств увольнение должно признаваться незаконным (Определение от 03.07.2007 года N 514-О-О, Определении от 16.01.2007 N 160-О-П, Определение от 01.06.2010 N 840-О-О, Определение от 26.01.2017 N 36-О; Постановление от 20 февраля 1996 года N 5-П). Данная позиция в основном количестве рассмотренных дел касается наличия виновных действий работника, побудивших работодателя начать процедуру увольнения работника по инициативе работодателя, хотя применяется и в ситуациях, подобных рассматриваемой.

Основными правовыми аспектами, ограничивающими работодателя в увольнении заместителя председателя УИК, работающего на условиях совместительства, являются:

  1. - Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ установлено равенство права работника, заключившего трудовой договор как на условиях совместительства, так и по основному месту работы.
  2. - Законодательство, регулирующее избирательное право и устанавливающее особые охранные меры для трудовой деятельности членов УИК, не делает особых различий в трудовой деятельности членов участковых избирательных комиссий, работающих на основном месте работы или на условиях совместительства, а именно: пункт 19 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гласит: «Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу». Не детализируются условия трудовой деятельности членов комиссии, не детализируются причины, побудившие работодателя уволить данного работника.
  3. - Основываясь на равенстве права любого гражданина, независимо от условий трудового договора (ст.ст. 2, 60.1, 282, 287 ТК РФ) инспекция труда определяет невозможность по инициативе работодателя увольнения работника (Вопрос-ответ // Онлайнинспекция.РФ, дата обращения: 11.07.2018, номер в ИБ 239346).
  4. - Ограничения на увольнение члена УИК начинают действовать с момента, когда работодателю стал известен факт членства работника в избирательной комиссии. Способ уведомления об юридически значимых событиях вероятнее всего не был определен сторонами трудовых отношений, а значит, действует Статья 165.1. "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, определяющая, что юридически значимые сообщения, т.е. «заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон».

Выбранный работником способ уведомления работодателя вполне законен.

Приведенные выше ограничения создают значительные сложности (если не сказать – прямой запрет) увольнению по инициативе работодателя работника, трудящегося по срочному трудовому договору на условиях совместительства, и в момент увольнения по инициативе работодателя, исполняющего обязанности заместителя председателя УИК.


Е.А. Юрова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву

от 27 августа 2015 года N 18/99

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, РАБОТАЮЩИХ НА ПОСТОЯННОЙ (ШТАТНОЙ) ОСНОВЕ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 13.03.2019 N 05/21.
____________________________________________________________________

1. Утвердить Порядок деятельности председателей территориальных избирательных комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 27 декабря 2006 года N 332 "Об утверждении Порядка вступления в должность и освобождения от должности председателей территориальных избирательных комиссий, которым придан статус юридического лица";

Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 19 августа 2004 года N 208 "Об утверждении формы типового срочного служебного контракта с председателем территориальной избирательной комиссии, которой придан статус юридического лица".

3. Довести настоящий Порядок до сведения председателей территориальных избирательных комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на В.А. Чайникова, председателя Комиссии.

Председатель
Избирательной комиссии
Свердловской области
В.А.ЧАЙНИКОВ

Секретарь
Избирательной комиссии
Свердловской области
В.И.РАЙКОВ

Утвержден
Постановлением
Избирательной комиссии
Свердловской области
от 27 августа 2015 года N 18/99

ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, РАБОТАЮЩИХ НА ПОСТОЯННОЙ (ШТАТНОЙ) ОСНОВЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий Порядок деятельности председателей территориальных избирательных комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе (далее по тексту - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательным кодексом Свердловской области, законодательством о референдумах, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О противодействии коррупции", Законом Свердловской области "О противодействии коррупции в Свердловской области", Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Указами Губернатора Свердловской области и постановлениями Правительства Свердловской области, Примерным Регламентом территориальных избирательных комиссий и определяет организационные основы обеспечения деятельности, порядок вступления в должность и освобождения от занимаемой должности, порядок досрочного прекращения полномочий, основные права, обязанности, социальные гарантии, а также иные вопросы регулирования служебных отношений председателей территориальных избирательных комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе (далее - председателей ТИК).

1.2. Настоящий Порядок распространяется на председателей территориальных избирательных комиссий, которым придан статус юридического лица.

1.3. Председатели территориальных избирательных комиссий, которым придан статус юридического лица (далее - председатели ТИК), в соответствии с пунктом 14 статьи 30 Избирательного кодекса Свердловской области замещают государственные должности Свердловской области.

1.4. На председателей ТИК распространяется действие федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права и Трудового кодекса Российской Федерации в части, не урегулированной законодательством о выборах и референдумах.

В случае изменения действующего трудового законодательства, законодательства о выборах и референдумах, применяются нормы указанного законодательства, а настоящий Порядок подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством в течение одного месяца.

2. НАЗНАЧЕНИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ТИК

2.1. Граждане Российской Федерации, рассматриваемые в качестве кандидатур на должность председателя ТИК, помимо документов, предусмотренных для внесения предложений о кандидатурах для назначения в состав территориальной избирательной комиссии, дополнительно представляют в Избирательную комиссию Свердловской области следующие документы <1>:

<1> Граждане РФ, рассматриваемые в качестве кандидатур на должность председателя ТИК без статуса юридического лица представляют заявление о согласии на назначение председателем ТИК и справку с анкетными данными.

1) заявление о согласии на назначение председателем ТИК в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку;

2) справку с анкетными данными по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;

3) сведения о своих доходах, полученных от всех источников за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения государственной должности Свердловской области, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения государственной должности Свердловской области;

4) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения государственной должности Свердловской области, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения государственной должности Свердловской области.

2.2. Документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, представляются, как правило, не позднее 30 дней до даты принятия постановления Избирательной комиссии Свердловской области о назначении председателя ТИК. В случаях, предусмотренных в пункте 2.10 настоящего Порядка документы, указанные в пункте 2.1 представляются в сроки, согласованные с Избирательной комиссией Свердловской области.

2.3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.

2.4. В случае если гражданин, указанный в пункте 2.1 настоящего Порядка, обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений.

2.5. В случае если гражданин, претендующий на должность председателя ТИК и представивший вышеупомянутые документы, не был назначен председателем ТИК, эти документы возвращаются ему по его письменному заявлению.

2.6. В отношении граждан, претендующих на замещение должности председателя ТИК, Избирательная комиссия Свердловской области направляет запросы в соответствующие государственные органы о предоставлении информации о наличии/отсутствии недостоверных сведений в представленных ими документах.

2.7. Информация, поступившая в Избирательную комиссию Свердловской области от государственных органов, может являться основанием для проведения проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданином при назначении председателем ТИК.

2.8. В случае предоставления заведомо ложных сведений о гражданстве Российской Федерации, образовании, судимости, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Избирательная комиссия Свердловской области не вправе назначить представившего такие сведения гражданина председателем ТИК.

2.9. Председатель ТИК назначается на должность постановлением Избирательной комиссии Свердловской области, как правило, при формировании нового состава территориальной избирательной комиссии.

2.10. При освобождении от должности председателя ТИК до истечения срока полномочий соответствующей территориальной избирательной комиссии Избирательная комиссия Свердловской области в срок, не превышающий одного месяца, назначает нового председателя ТИК, а в период избирательной кампании - не позднее 10 дней.

2.11. В случае, предусмотренном в пункте 2.9 настоящего Порядка, председатель ТИК должен приступить к исполнению должностных обязанностей, как правило, не позднее дня проведения первого (организационного) заседания вновь сформированной территориальной избирательной комиссии.

2.12. В случае, предусмотренном в пункте 2.10 настоящего Порядка, председатель ТИК должен приступить к исполнению должностных обязанностей в срок, согласованный с Избирательной комиссией Свердловской области, но не позднее двух недель со дня назначения на должность.

2.13. Вновь назначенный председатель ТИК заблаговременно (не позднее чем за три дня до дня проведения) письменно извещает Избирательную комиссию Свердловской области о дате проведения первого (организационного) заседания территориальной избирательной комиссии нового состава.

2.14. Председатель ТИК направляет председателю Избирательной комиссии Свердловской области заявление, в котором указывает дату, с которой приступает к исполнению должностных обязанностей (приложение N 3).

2.15. Председатель ТИК получает денежное содержание за счет средств областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Губернатора Свердловской области.

2.16. На основании заявления председателя ТИК председателем Избирательной комиссии Свердловской области издается распоряжение о вступлении в должность председателя ТИК (в том числе при повторном назначении председателя ТИК на должность на новый срок полномочий).

2.17. На основании распоряжения о вступлении в должность с председателем ТИК заключается срочный служебный контракт на срок полномочий сформированной территориальной избирательной комиссии, являющейся юридическим лицом (приложение N 4).

2.18. Срочный служебный контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, законами Свердловской области или служебным контрактом.

2.19. На основании распоряжения, указанного в пункте 2.16 настоящего Порядка, работник кадровой службы аппарата Избирательной комиссии Свердловской области вносит в трудовую книжку председателя ТИК соответствующую запись.

2.20. Трудовая книжка председателя ТИК хранится в Избирательной комиссии Свердловской области. Личное дело председателя ТИК ведется кадровой службой аппарата Избирательной комиссии Свердловской области.

2.21. Персональные данные, внесенные в личные дела, иные сведения, содержащиеся в личных делах, относятся к сведениям конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации).

2.22. К личному делу председателя ТИК приобщаются следующие документы:

1) заявление о согласии на назначение председателем ТИК;

2) заявление о дате вступления в должность председателя ТИК;

3) собственноручно заполненная и подписанная анкета установленной формы с приложением автобиографии;

4) согласие на обработку персональных данных Избирательной комиссии Свердловской области;

5) копия паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) и копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

6) копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

7) копия свидетельства о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

8) копии документов воинского учета (для военнообязанных);

9) копии документов о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются);

10) копии решений о награждении государственными наградами, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются);

11) копия страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан;

12) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя, а также за своих супруга (супругу) и несовершеннолетних детей;

13) документы, поступившие из государственных органов с информацией о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданином при назначении на должность председателя ТИК;

14) копии документов о наличии служебной проверки, ее результатах (в случае ее проведения);

15) копия постановления о формировании ТИК;

16) копия распоряжения о вступлении в должность председателя ТИК;

17) экземпляр срочного служебного контракта.

2.23. Соответствующие работники отдела кадров и документационного обеспечения аппарата Избирательной комиссии Свердловской области при вступлении в должность председателя ТИК обязаны ознакомить его под подпись со следующими документами:

1) распоряжением о вступлении в должность председателя ТИК;

3) Положением об аппарате Избирательной комиссии Свердловской области;

4) Положением об оплате труда председателя ТИК;

5) настоящим Порядком деятельности председателя ТИК;

6) Порядком ведения делопроизводства в ТИК;

7) Инструкцией по кадровому делопроизводству в Избирательной комиссии Свердловской области;

8) Порядком работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих аппарата Комиссии и урегулированию конфликта интересов;

9) Положением о комиссии по противодействию коррупции в Избирательной комиссии Свердловской области;

Читайте также: