Как подразделяются воинские должности замещаемые солдатами матросами сержантами и старшинами

Опубликовано: 16.05.2024

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.

1. Командные воинские должности

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п.

Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

2. Операторские воинские должности

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.


Рис. Оператору необходимо иметь способность к длительной концентрации внимания

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

3. Воинские должности связи и наблюдения

Связь — основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на: проводную, радиосвязь, радиорелейную(*), тропосферную(**), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

4. Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооружённых Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на этих должностях.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.

К исходным водительским обязанностям можно отнести следующие умения:

  • водить самодвижущуюся военную технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
  • соблюдать установленные правила движения;
  • своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
  • управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закалённым и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

  • высокой нервно-психической устойчивостью;
  • развитой зрительной и слуховой памятью;
  • быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
  • умением сохранять работоспособность;
  • нормальным цветоощущением.

5. Воинские должности специального назначения

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях почти всегда осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

  • безошибочно выполнять должностные обязанности;
  • в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
  • в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учётом обстановки;
  • мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
  • действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верное решение.

Выводы

  1. Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов - это командные воинские должности.
  2. Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.
  3. Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.
  4. Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закалённым и выносливым.

Вопросы

  1. Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?
  2. Какие профессиональные требования предъявляются к военнослужащим, исполняющим водительские воинские должности?
  3. Каким общим требованиям должны отвечать военнослужащие, исполняющие технические воинские должности?
  4. Какие общие требования предъявляются к военнослужащим, исполняющим прочие воинские должности (стрелки, гранатомётчики, пулемётчики)? Для ответа на этот вопрос обратитесь к разделу «Дополнительные материалы».

Задание

Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.

Дополнительные материалы к § 35

Технические воинские должности

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует большое количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны: уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.


Рис. Специалисты, имеющие технические специальности, осуществляют ремонт и настройку механизмов

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техникой.

Прочие воинские должности

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатомётчиков и пулемётчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатомётчики и пулемётчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

(*) Радиосвязь по линии, образованной цепочкой приёмопередающих радиостанций-ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах.

(**) Радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой.

Рассмотрим общие виды и основные элементы воинской деятельности.

Важно отметить, что в воинской деятельности есть целый ряд особенностей в зависимости от вида или рода войск, в которых придётся проходить военную службу.

Для того чтобы лучше, если такая возможность представится, определить вид или род войск для прохождения военной службы, где более полно пригодятся приобретённый жизненный опыт, определённые склонности и предпочтения к виду деятельности, необходимо иметь чёткие представления о структуре современной армии.

Подробно о родах и видах войск вы уже знаете из курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса. Ещё раз кратко напомним, какие имеются виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации.

Повторим основные моменты.

В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из трёх видов: Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота - и трёх родов войск: Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск, Войск воздушно-космической обороны.

В Вооружённых Силах в соответствии с психологической классификацией, установленной «Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах Российской Федерации», воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учётом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на семь основных классов сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технологические и прочие воинские должности.

Для более полного представления об особенностях воинской деятельности кратко ознакомимся с основными должностями, комплектуемыми солдатами, матросами, сержантами и старшинами в видах Вооружённых Сил по классам сходных воинских должностей (табл. 3).

Таблица 3

  1. Воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учётом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на семь основных классов сходных воинских должностей.
  2. Каждый должен определиться ещё при подготовке по основам военной службы, в каком виде или роде Вооружённых Сил ему хотелось бы служить и какая воинская должность ему более других подходит по психологическим и физическим качествам.
  1. Зависит ли воинская деятельность военнослужащего от вида и рода войск?
  2. Зависит ли воинская деятельность военнослужащего от воинской должности?
  3. Какие существуют классы сходных воинских должностей в Вооружённых Силах Российской Федерации, замещаемых солдатами и матросами, сержантами и старшинами?
  4. Какие существуют водительские должности в Сухопутных войсках?

Сравните сходные воинские должности по трём видам Вооружённых Сил. Определите, какой из них вы бы отдали предпочтение при подготовке по военно-учётной специальности.

Дополнительные материалы к § 50

Генерал русской армии А. Баиов о русской артиллерии

Участию в бою артиллерии у нас всегда придавали большое значение, а во времена императриц Анны, Елизаветы и Екатерины II, отчасти императора Александра I артиллерия имела у нас решающее значение. При этом нельзя не отметить, что в царствование императрицы Елизаветы в техническом отношении наша артиллерия, благодаря русским изобретениям, во многом стояла выше, чем в других государствах.

Таковы в главных общих чертах национальные особенности нашего военного искусства.

История показывает, что эти особенности при других, благоприятных обстоятельствах, как то: соответствующей подготовке, хорошем руководительстве, необходимом техническом оборудовании, давали нашей армии и, конечно, будут давать и впредь возможность достигать боевых результатов, необыкновенных, поразительных, для других армий положительно невозможных. При обстоятельствах же неблагоприятных эти наши особенности являлись тем средством, благодаря которому наша армия никогда не доходила до полного разгрома и разложения и благодаря которому из самых тяжёлых испытаний она выходила с честью и с достоинством.

С другой стороны, отмеченные национальные черты нашего военного искусства показывают, что русский народ таит в себе громадный запас творчества в области военного искусства, что наша армия обладает богатством и силой мысли и духа и что она вовсе не нуждается в этом отношении в опеке, откуда бы она ни исходила.

На нашей национальной почве возросли такие военные гении, как Пётр Великий, Румянцев и Суворов, такие выдающиеся полководцы, как Кутузов и Скобелев, такие талантливые генералы, как А. Д. Меншиков, Вейсман, Репнин, Багратион, Гурко, Радецкий, Кондратенко и многие другие, и такие военные мыслители, как Леер и Драгомиров.

Эта блестящая плеяда русских деятелей оставила нам громадное богатство в области военного искусства, и их деяния представляют неисчерпаемый источник для уразумения истины и приобретения знаний в военном искусстве. Не нужно только этот чистый и могучий источник засорять чуждыми нам насаждениями, способными лишь, вопреки природе русского человека, водворить у нас господство формы и шаблона.

Бóльшую часть времени военнослужащие занимаются учебно-боевой подготовкой, которая включает в себя систему мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определённых предназначением Вооружённых Сил.

Служебно-боевая деятельность направлена, прежде всего, на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки.

Военнослужащий должен быть готов к исполнению своих обязанностей, которые могут включать:

- участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, в условиях вооружённых конфликтов;

- исполнение должностных обязанностей в повседневной жизни;

- несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда;

- участие в учениях или походах кораблей;

- выполнение приказа, отданного командиром или начальником.

В воинской деятельности можно выделить три основных её элемента: учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.

Для несения караульной службы назначаются караулы.

В состав караула входят:

- караульные по числу постов и смен;

- разводящие и другие лица.

Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые.

Внутренняя служба — это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооружённых Сил и предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих её постоянную боевую готовность, безопасность воинской службы и др.

В Вооружённых Силах в соответствии с психологической классификацией, установленной «Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах Российской Федерации», воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на семь основных классов сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технологические и прочие воинские должности.

Каждый военнослужащий - это патриот, который любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина.

Военная история Отечества включает множество примеров героического поведения российских солдат и офицеров.

Воинская честь и достоинство - неотъемлемые качества военнослужащего. Честь - это достойное уважения и гордости моральное качество, «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

Достоинство военнослужащего выражается в уважении к себе, в осознании своих человеческих прав, моральных ценностей, в подобающем образцовом поведении.

Честью и достоинством военнослужащего Вооружённых Сил России является соблюдение международных правил ведения войны.

Каждый военнослужащий имеет военно-учётную специальность (ВУС), которая присваивается каждому действующему, находящемуся в запасе или в отставке военнослужащему вооружённых сил РФ, а также других войск, сил, спецслужб и формирований. Специальность всегда указывается в военном билете.

Для всех военнослужащих определяются общие, должностные и специальные обязанности.

Общие обязанности военнослужащих определяются требованиями законов и воинских уставов.

Должностные обязанности определяются воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников.

Специальные обязанности носят, как правило, временный характер. Выполнение специальных обязанностей военнослужащими предусмотрено при нахождении на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонном нарядах, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

от 18 ноября 1971 года N 845

О прапорщиках и мичманах Вооруженных Сил СССР

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________

Совет Министров Союза ССР

2. Установить, что прапорщики, мичманы и члены их семей пользуются материальным и пенсионным обеспечением, денежным довольствием, правами, льготами и преимуществами, предусмотренными решениями Правительства СССР для военнослужащих сверхсрочной службы и членов их семей.

3. Военнослужащим, принятым на военную службу в качестве прапорщиков и мичманов после окончания срочной службы и назначенным на должности, замещаемые прапорщиками и мичманами, выплачивать единовременное пособие на первоначальное обзаведение в размере двух месячных окладов денежного содержания по занимаемой ими должности. В отдаленных местностях СССР и районах с тяжелыми климатическими условиями указанное пособие исчислять из окладов без учета повышения их за службу в этих районах и местностях.

Солдатам, матросам, сержантам и старшинам, направленным на курсы по подготовке прапорщиков и мичманов, выплачивать в период обучения оклады денежного содержания в размере 55 рублей в месяц.

4. Установить, что в случаях, когда у военнослужащих, которым присвоено офицерское звание в период службы в качестве прапорщика или мичмана, денежное довольствие, положенное им по нормам офицерского состава, окажется ниже получаемого по последней должности прапорщика или мичмана, за этими военнослужащими, впредь до наступления у них права на равное или более высокое денежное довольствие по нормам офицерского состава, сохраняется денежное довольствие, получаемое по последней должности прапорщика или мичмана, исчисленное с учетом ежемесячных надбавок, вознаграждений и стоимости продовольственного пайка.

5. Прапорщикам и мичманам, назначенным на должности офицерского состава, выплачивать оклады по ранее занимаемым должностям прапорщиков или мичманов с учетом непрерывной службы, включая периоды непрерывной службы на должностях офицерского состава, но не менее окладов, установленных по VII тарифному разряду.

6. Установить, что прапорщикам и мичманам, которым при увольнении в запас присваивается офицерское звание, выплата денежного довольствия, а также назначение и выплата им и их семьям пенсий и пособий производятся в порядке и по нормам, предусмотренным для прапорщиков и мичманов.

7. Обеспечение прапорщиков, мичманов и членов их семей путевками в санатории и дома отдыха производить на основаниях, установленных действующим законодательством для офицеров и членов их семей.

8. Ввести на снабжение прапорщиков и мичманов парадно-выходную шинель с погонами и петлицами на срок носки пять лет. В связи с этим установить срок носки повседневной шинели: для прапорщиков, получающих куртки хлопчатобумажные утепленные или летно-техническое обмундирование, - 4 года, для прапорщиков, не получающих курток хлопчатобумажных утепленных или летно-технического обмундирования, - 3 года; для мичманов - 3 года.

Обеспечение парадно-выходными шинелями прапорщиков и мичманов в соответствии с настоящим постановлением произвести в течение 1972-1973 годов.

9. При увольнении прапорщиков и мичманов с действительной военной службы в связи с осуждением за совершенные преступления (в том числе в связи с осуждением условно) и за проступки, дискредитирующие звание военнослужащего, ранее срока, на который они зачислены на действительную военную службу, единовременное пособие на первоначальное обзаведение и стоимость выданного им обмундирования подлежат взысканию с них в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариальных органов в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока службы (сроков носки обмундирования).

Советам Министров союзных республик внести в перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариальных органов, дополнения, вытекающие из настоящего пункта.

10. Установить, что военнослужащим сверхсрочной службы, изъявившим желание остаться в Вооруженных Силах СССР для прохождения службы в качестве прапорщиков и мичманов и прослужившим на сверхсрочной службе не менее одного года, могут быть присвоены в аттестационном порядке воинские звания: "прапорщик" и "мичман".

Указанные воинские звания этим военнослужащим сверхсрочной службы присваиваются приказами должностных лиц, перечисленных в пункте 17 Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР, утвержденного настоящим постановлением.

11. Военнослужащие сверхсрочной службы, не изъявившие желания служить в качестве прапорщиков и мичманов, до окончания сроков, на которые они зачислены на сверхсрочную службу, обеспечиваются всеми видами довольствия, в том числе денежным, в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих сверхсрочной службы.

12. Распространить действие настоящего постановления и утвержденного им Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР на прапорщиков и мичманов органов Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР.

13. Разрешить Председателю Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министру внутренних дел СССР установить применительно к правам должностных лиц, предусмотренных Положением о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР, права соответствующих должностных лиц пограничных войск, внутренних войск и органов государственной безопасности.

14. Министерству юстиции СССР совместно с Министерством обороны СССР, Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерством внутренних дел СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами представить в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего постановления.

15. Настоящее постановление ввести в действие с 1 января 1972 года.

Председатель
Совета Министров Союза ССР
А.Косыгин

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков


УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров СССР
от 18 ноября 1971 года N 845

ПОЛОЖЕНИЕ
о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР

Глава I
Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок прохождения воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР, их права и обязанности.

Прапорщики и мичманы являются ближайшими помощниками офицерского состава в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы СССР Коммунистической партией Советского Союза и Правительством СССР.

2. Прапорщики и мичманы обязаны беззаветно служить своей Родине - Союзу Советских Социалистических Республик, мужественно и умело защищать государственные интересы СССР, не щадить своих сил и самой жизни при выполнении воинского долга, стойко переносить все тяготы и лишения военной службы, соблюдать советские законы, требования военной присяги и воинских уставов.

Прапорщики и мичманы должны настойчиво овладевать марксистско-ленинской теорией, неустанно совершенствовать свои военные и технические знания, безупречно выполнять возложенные на них обязанности по службе и воспитывать подчиненных в духе беспредельной преданности советскому народу, Коммунистической партии Советского Союза, Правительству СССР и социалистической Родине.

Своим добросовестным отношением к исполнению служебных обязанностей, отличным владением оружием и боевой техникой, высокой бдительностью, образцовой дисциплинированностью и безупречным поведением прапорщики и мичманы обязаны служить примером для всех солдат, матросов, сержантов и старшин.

3. Воинская служба прапорщиков и мичманов состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Прапорщики и мичманы, проходящие военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, считаются состоящими на действительной военной службе.

4. Прапорщики и мичманы могут состоять на действительной военной службе до 45-летнего возраста, после чего подлежат увольнению в запас.

При необходимости отдельные из них могут быть оставлены, с их согласия, на действительной военной службе на срок до пяти лет в порядке, определяемом соответственно Министром обороны СССР, Председателем Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министром внутренних дел СССР.

5. Военнослужащим, указанным в пункте 1 настоящего Положения, присваиваются воинские звания, установленные Президиумом Верховного Совета СССР:

в Советской Армии, береговых частях и авиации Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войсках - прапорщик;

на кораблях, судах, в береговых частях боевого обеспечения Военно-Морского Флота и морских частях пограничных войск - мичман.

6. Началом действительной военной службы в качестве прапорщиков и мичманов считается:

для лиц, не имеющих званий прапорщиков и мичманов, - день подписания приказа о присвоении воинских званий прапорщиков и мичманов;

для прапорщиков и мичманов, принятых на действительную военную службу из запаса, - день убытия к месту службы, указанный в предписании военного комиссариата.

7. При объявлении мобилизации все прапорщики и мичманы, находящиеся в рядах Вооруженных Сил СССР, задерживаются на действительной военной службе до особого распоряжения с сохранением обеспечения денежным и натуральным довольствием по установленным для них нормам.

Глава II
Комплектование должностей, подлежащих замещению прапорщиками и мичманами

8. Должности, замещаемые прапорщиками и мичманами, комплектуются:

а) солдатами, матросами, сержантами и старшинами, отслужившими действительную срочную военную службу, окончившими трех-шестимесячные курсы по подготовке прапорщиков, мичманов и получившими воинское звание прапорщика, мичмана;

б) матросами и старшинами действительной срочной военной службы, окончившими двухгодичные школы техников Военно-Морского Флота и получившими воинское звание прапорщика, мичмана;

в) солдатами, матросами, сержантами и старшинами, имеющими высшее или среднее специальное образование, родственное по профилю подготовки военной специальности, отслужившими действительную срочную военную службу и получившими воинское звание прапорщика, мичмана;

г) прапорщиками и мичманами запаса, принятыми на действительную военную службу;

д) солдатами, матросами, сержантами и старшинами запаса, имеющими высшее или среднее специальное образование, родственное по профилю подготовки военной специальности, принятыми на действительную военную службу и получившими воинское звание прапорщика, мичмана;

е) солдатами, матросами, сержантами и старшинами запаса из числа прошедших действительную срочную военную службу, окончившими курсы по подготовке прапорщиков, мичманов после принятия их на действительную военную службу и получившими воинское звание прапорщика, мичмана.

9. На должности, замещаемые прапорщиками и мичманами, принимаются лица, перечисленные в пункте 8 настоящего Положения, в возрасте не старше 35 лет, морально устойчивые и безупречно дисциплинированные, преимущественно имеющие среднее или высшее образование, хорошо знающие военную специальность, положительно проявившие себя в боевой и политической подготовке или на производстве и отвечающие необходимым требованиям для службы в соответствующих видах Вооруженных Сил СССР и родах войск.

10. Прием военнослужащих и военнообязанных на действительную военную службу в качестве прапорщиков и мичманов производится в добровольном порядке на срок пять лет:

а) военнослужащих, у которых истекает срок действительной военной службы - с начала увольнения в запас их сверстников;

б) выпускников двухгодичных школ техников Военно-Морского Флота - после окончания ими этих школ;

в) военнообязанных - в течение всего года.

11. Лица, зачисленные на курсы по подготовке прапорщиков и мичманов, во время обучения на этих курсах находятся на положении курсантов военных училищ.

12. По окончании пятилетнего срока действительной военной службы в качестве прапорщика или мичмана служба может быть продлена в добровольном порядке каждый раз на срок три года или пять лет.

13. Право приема на военную службу и назначения на должности, замещаемые прапорщиками и мичманами, а также продления сроков службы, установленных пунктами 10 и 12 настоящего Положения, предоставляется командирам полков (кораблей II ранга), бригад, дивизий, им равных и выше.

14. Военнообязанные, вызванные в воинскую часть для прохождения службы в качестве прапорщиков или мичманов, и их семьи обеспечиваются военными комиссариатами воинскими перевозочными документами для проезда и перевозки домашних вещей от места жительства до места дислокации воинской части.

15. Порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации прапорщиков и мичманов определяется соответственно Министерством обороны СССР, Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерством внутренних дел СССР.

Глава III
Присвоение воинских званий прапорщика и мичмана

16. Воинское звание прапорщика, мичмана присваивается следующим лицам, оставляемым или принимаемым на действительную военную службу в качестве прапорщиков, мичманов:

а) солдатам, матросам, сержантам и старшинам, прошедшим действительную срочную военную службу и окончившим курсы по подготовке прапорщиков, мичманов;

б) матросам и старшинам действительной срочной военной службы, окончившим двухгодичные школы техников Военно-Морского Флота;

в) солдатам, матросам, сержантам и старшинам, имеющим высшее или среднее специальное образование, родственное по профилю подготовки военной специальности.

17. Воинские звания прапорщика и мичмана присваиваются приказами командующих армиями, флотилиями, войсками военных округов, округов ПВО, группами войск, флотами, им равных и выше.

18. Лишение воинского звания прапорщиков и мичманов может производиться по приговору суда в связи с совершением ими преступления, либо приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил СССР, им равных и выше.

19. Военнослужащие из числа лиц, окончивших двухгодичные школы техников Военно-Морского Флота, лишенные воинского звания прапорщика, мичмана до окончания действительной срочной военной службы, переводятся на положение военнослужащих срочной военной службы и увольняются в запас по истечении установленного для них срока действительной срочной военной службы.

20. Прапорщикам и мичманам, имеющим среднее или высшее образование, прослужившим на должностях прапорщиков и мичманов не менее пяти лет и изъявившим желание продолжать службу в качестве офицеров, разрешается сдача экзаменов экстерном по программе среднего военно-учебного заведения. Успешно сдавшим экзамены присваивается офицерское звание лейтенанта или ему равное.

Прапорщикам и мичманам, имеющим среднее или высшее образование, прослужившим 10 лет и более на должностях прапорщиков и мичманов, положительно аттестуемым и назначенным, с их согласия, на офицерские должности, присваивается воинское звание лейтенанта или ему равное.

Присвоение прапорщикам и мичманам офицерского звания производится в порядке, установленном Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР.

Классификацию воинских должностей можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от состава военнослужащих существуют такие воинские должности:

  • высших офицеров;
  • старших офицеров;
  • младших офицеров;
  • прапорщиков и мичманов;
  • солдат, матросов, сержантов и старшин.

В зависимости от способа комплектования воинские должности можно подразделить следующим образом.

1. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по призыву. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Военнослужащие, призванные на военную службу, назначаются на штатные воинские должности в соответствии с полученными ими военноучетными специальностями. Военнослужащие, прибывшие в воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы по призыву, назначаются на воинские должности не позднее пяти суток после прибытия.

2. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме.

В контракте о прохождении военной службы закрепляются: добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу; срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта (к которым в частности относятся: обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, назначаются на воинские должности в соответствии с заключенными контрактами.

В зависимости от вида должностных лиц, назначающих военнослужащих на воинские должности, существуют:

1. воинские должности, назначение на которые осуществляет Президент РФ (воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров);

2. воинские должности, назначение на которые осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (указанное должностное лицо осуществляет назначение, в частности, на следующие воинские должности:

    , другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады;
  • заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, заместитель командующего армией и ей равных объединений;
  • военный комиссар;
  • начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научно-исследовательской организации;
  • начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
  • начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования и др.).

В зависимости от наличия властных полномочий по отношению к иным военнослужащим существуют:




1. воинские должности начальников (по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

  • маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1-го ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2-го ранга, майора, капитана 3-го ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;
  • сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части);
  • начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения, а подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника;
  • начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником;

2. воинские должности подчиненных.

Классификацию должностей правоохранительной службы

В упомянутых нормативных правовых актах о видах правоохранительной службы понятие "должность" применительно к ним не определяется и употребляется (как общеизвестное, не нуждающееся в пояснениях) в единичных случаях: при установлении, кто является сотрудником органов данного вида правоохранительной службы, их состава и персональных званий.

В этих актах нет понятия "служащие", они оперируют термином "сотрудники" соответствующих органов внутренних дел, таможенных органов, органов наркоконтроля. Как тождественное понятию "сотрудники" ФЗо службе в таможенных органах РФ ввел понятие "должностные лица".

Сотрудниками правоохранительных органов признаются граждане, проходящие службу в этих органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или (в таможенных органах) квалификационные разряды. В правоохранительных органах учреждаются также должности, замещаемые работниками этих органов, выполняющими функции технического обеспечения деятельности. Трудовые отношения работников регулируются законодательством РФ о труде.

В случаях, установленных нормативными правовыми актами, в правоохранительных органах учреждаются также должности гражданских служащих.

Должности, занимаемые сотрудниками правоохранительных органов, подразделяются на группы: рядовой состав, младший состав, средний начальствующий состав, старший начальствующий состав, высший начальствующий состав.

Сотрудникам органов внутренних дел присваиваются звания:

1) рядовой состав:

  • рядовой полиции,
  • рядовой внутренней службы,
  • рядовой юстиции;

2) младший начальствующий состав:

  • младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
  • сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
  • старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;
  • старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
  • прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
  • старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;

3) средний начальствующий состав:

  • младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
  • лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
  • старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
  • капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;

4) старший начальствующий состав:

  • майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
  • подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
  • полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;

5) высший начальствующий состав:

  • генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
  • генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
  • генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;
  • генерал полиции Российской Федерации.

Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.

Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;

2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы; капитан таможенной службы;

3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;

4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы; действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются следующие специальные звания:

1) младшего начальствующего состава: прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;

2) среднего начальствующего состава: младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции; капитан полиции;

3) старшего начальствующего состава: майор полиции; подполковник полиции; полковник полиции;

4) высшего начальствующего состава: генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции; генерал полиции Российской Федерации.

Перечни должностей сотрудников младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждаются директором ФСКН России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Компетенция Президента РФ, а также основы разграничения компетенции в правоохранительных органах в области утверждения перечней должностей, персональных званий и порядка их присвоения определены в нормативных актах, посвященных органам наркоконтроля, ФЗо службе в таможенных органах и т.д.

Сотрудники правоохранительных органов имеют форменную одежду. Им выдаются служебные удостоверения, а также могут выдаваться служебные знаки.

Прохождение правоохранительной службы предполагает аттестацию сотрудников, замещающих должности, указанные в нормативных правовых актах; возможность их перевода, прикомандирования к государственным органам и организациям; привлечения к выполнению специальных заданий. К ним могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены актами об их службе и дисциплине.

Статус сотрудников правоохранительных органов включает также систему правовых норм, регламентирующих социально-бытовые условия прохождения ими службы. Имеются в виду вопросы труда и отдыха, денежного и вещевого обеспечения, а также пенсионного, жилищного, медицинского и санаторно-курортного обеспечения, гарантий и компенсаций им и их семьям.

Должность правоохранительной службы учреждается для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, либо лица, замещающего государственную должность Российской Федерации в указанных органах.

Перечни типовых должностей правоохранительной службы и соответствующих им специальных званий и классных чинов утверждаются Президентом РФ. На их основе уполномоченными руководителями государственных органов утверждаются перечни должностей правоохранительной службы.

В зависимости от функционального назначения должности правоохранительной службы подразделяются на категории "руководители", "помощники (советники)" и "специалисты". В отличие от гражданской службы, здесь не выделяются должности категории "обеспечивающие специалисты".

К категории "руководители" относятся должности правоохранительной службы руководителя (кроме государственных должностей Российской Федерации), заместителей руководителя государственного органа, его структурных подразделений; территориальных органов и их структурных подразделений; иных органов и организаций, подчиненных государственному органу, в котором предусмотрена правоохранительная служба.

К категории "помощники (советники)" относятся должности, учреждаемые для обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

К категории "специалисты" - должности, учреждаемые для профессиональной реализации функций правоохранительной службы

а) на постоянной основе;

б) на непостоянной основе и обеспечения выполнения указанных функций.

Должности правоохранительной службы подразделяются на должности, по которым присваиваются:

Специальные звания. Они делятся на пять групп: V - младший состав; IV - младший начальствующий состав; III - средний начальствующий состав; II - старший начальствующий состав; I - высший начальствующий состав правоохранительной службы.

Классные чины. Должности, по которым присваиваются классные чины, подразделяются на группы, соответствующие группам должностей, по которым присваиваются специальные звания: V группа - младшие, IV - старшие, III - ведущие, II - главные, I - высшие должности правоохранительной службы.

Должности категории "руководители" и "помощники (советники)" относятся соответственно к I, II и III группам должностей, категории "специалисты" - ко всем, кроме I, группам должностей.

Законом предусмотрены квалификационные требования, дифференцированные по категориям и группам должностей правоохранительной службы. Они относятся к уровню профессионального образования, стажу правоохранительной службы, опыту работы по специальности, профессиональным знаниям, умениям, состоянию здоровья и физической подготовки служащего, необходимым при исполнении служебных обязанностей.

Квалификационные требования к стажу правоохранительной службы или стажу и опыту работы по специальности, а также к профессиональным знаниям и умениям служащего правоохранительной службы устанавливаются по должностям I группы - Президентом РФ, II - V групп - руководителем государственного органа, а к состоянию здоровья служащего применительно к группам и категориям должностей - Правительством РФ. Им же устанавливается порядок медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора служащих.

Читайте также: