Как получить должность главного специалиста

Опубликовано: 04.07.2024

Главный – звучит гордо, особенно если это касается карьеры. Чем выше уровень занимаемой должности, тем лучше чувствует себя сотрудник: более значимое занимает место в структуре компании, может влиять на процессы, приносящие реальный результат, вносить свои предложения для продвижения коллектива к цели.

Чем выше уровень должности, тем выше уровень ответственности. Стремясь получить хорошую позицию, сотрудник не всегда понимает, что придется нести ответственность за выполнение и невыполнение пунктов должностной инструкции.

Чтобы избежать спорных моментов при принятии сотрудника на работу, обязательно необходимо ознакомить его с должностной инструкцией. Грамотно составленный документ должен содержать права, обязанности, ответственности, которые возлагаются на работника. Должностная инструкция главного специалиста, а также прочих сотрудников, хранится в офисе и не подлежит разглашению.

Кто такой главный специалист?

Главный специалист принадлежит к категории специалистов, назначается на занимаемую должность приказом директора организации по рекомендации начальника отдела или другого уполномоченного для этого лица.

должностная инструкция главного специалиста

Для назначения на должность необходимо получить высшее образование по профессии или непрофессиональное образование и соответствующие курсы переподготовки или переквалификации. Стаж работы по профессии или в соответствующих органах должен составлять не менее пяти лет. Опыт работы по специальности – важный пункт, если составляется должностная инструкция главного специалиста администрации района. Чаще всего, не имея необходимых навыков и практического опыта применения теоретических знаний, получить должность в администрации невозможно. Должностная инструкция главного специалиста – документ, обязательный для ознакомления при назначении на должность.

Чем руководствуется в работе?

Должностная инструкция главного специалиста обязует его в работе руководствоваться нормативными, а также правовыми актами, руководящими и методическими материалами, которые регулируют соответствующую сферу деятельности. Также он руководствуется уставом, приказами и распоряжениями руководства и своей непосредственной должностной инструкцией.

Необходимые знания

В зависимости от того, в какой сфере работает главный специалист, изменяются необходимые для работы знания.

должностная инструкция главного специалиста отдела

В технической сфере, например в строительстве, важными и принципиальными моментами, которые необходимо знать, являются:

  • методические указания, которые касаются строительства, составления смет, правил проведения монтажных работ, переделок, реконструкций, строек;
  • законодательство Российской Федерации, касающееся вопросов ценообразования в строительстве;
  • основы бухгалтерского учета, порядок составления отчетных документов;
  • приемы, при помощи которых анализируют хозяйственную деятельность и финансовые показатели;
  • правила осуществления монтажно-строительных работ, нормы ОТ И БД, а также ПБ (пожарной безопасности), производственную санитарию;
  • технические, экономические, социальные и экологические требования, которые предъявляют к строящимся и проектируемым объектам.

Требования в сфере образования

В сфере образования у сотрудников другие нормы и правила. Соответственно, и знания, необходимые для выполнения основных должностных обязанностей, должны быть другие.

Должностная инструкция главного специалиста отдела образования обязует его знать:

  • Конвенцию о правах детей;
  • педагогику;
  • основы гигиены и физиологии;
  • теорию, а также методы управления в образовательных системах;
  • технологии диагностики конфликтных причин и способы их разрешения;
  • правила внутреннего рабочего распорядка в образовательных учреждениях;
  • привила ТБ, ОТ, ПБ;
  • законодательство в сферах, касающихся образовательной части.

должностные инструкции главного специалиста администрации

Если сравнить пункты, видно, что должностная инструкция главного технического специалиста и специалиста в сфере образования содержит как одинаковые моменты, так и принципиально разные. На основании этого можно предположить, что для любой должности, которая предполагает высокий уровень ответственности, важными и обязательными являются знание как общепринятых норм, которые касаются общих правил поведения, безопасности и охраны труда, так и специфических актов и положений, норм, правил и документов, регламентирующих конкретную сферу деятельности.

Требования к сотрудникам муниципальных служб

К сотрудникам муниципальных служб и администраций требования к квалификации предъявляются наиболее жесткие. В силу того, что данным сотрудникам приходится постоянно коммуницировать с людьми, то кроме образования и знаний, специалисты должны обладать еще и личностными компетенциями определенного характера.

Требования, которые предъявляют к профессиональным знаниям:

  • знание Федеральных законов, Конституции, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства;
  • нормативных актов и постановлений, служебных документов, которые регулируют сферу деятельности в применении к исполнению конкретных обязанностей;
  • основ организации труда и правления;
  • необходимых особенностей процесса прохождения службы;
  • правил, а также норм делового этикета;
  • общих вопросов документооборота, порядка хранения и передачи служебной информации.

должностная инструкция муниципального служащего главного специалиста

Требования, которые предъявляют к профессиональным навыкам, должностная инструкция главного специалиста муниципальной службы перечисляет подробно и доступно. Главный специалист обязан:

  • иметь навыки деятельности в сфере, которая соответствует направленности соответствующего подразделения;
  • планирования служебного времени, проведения анализа в ответственной сфере;
  • применение опыта более квалифицированных коллег;
  • использование современных средств коммуникации и подготовки материалов.

Специальные требования

Кроме общих требований, к специалистам муниципальных учреждений предъявляются специальные требования, являющиеся дополнительными. Должностная инструкция главного специалиста должна содержать перечень этих требований.

К ним относятся:

  • знание систем, которые помогают взаимодействовать с организациями и гражданами;
  • знание учетных систем, работа с которыми обеспечивает поддержку, необходимую для выполнения федеральными органами основных вопросов, а также функций;
  • знание систем взаимодействия между ведомствами;
  • знание систем, с помощью которых осуществляется управление информационными ресурсами государства;
  • знание информационно-аналитических концепций, которые обеспечивают подготовку, обработку, анализ данных и их хранение;
  • знание систем, которые обеспечивают информационную безопасность;
  • знание систем и программ управления эксплуатацией.

Необходимые профессиональные навыки

Важные моменты, необходимые в работе профессиональные умения прописываются в должностные инструкции. Главного специалиста администрации, назначаемого руководством администрации, в работе особенно часто интересуют навыки, связанные с работой с людьми. Среди требований, относящихся к профессиональным, значатся:

  • умение работать с системами взаимодействия с организациями и гражданами;
  • навык работы с системами взаимодействия между ведомствами;
  • опыт работы с электронными архивными системами хранения и обработки данных.

Муниципальные работники

Гражданин Российской Федерации, в согласованном и установленном порядке выполняющий обязанности муниципальной службы за денежное вознаграждение, называется муниципальным служащим.

должностная инструкция главного специалиста отдела образования

Муниципальные службы – это службы местного самоуправления. К таким относятся госсоветы и городские исполнительные комитеты.

Сотрудники, которые работают в этих подразделениях, представляют собой муниципальных служащих. Требования, которые предъявляются к ним, достигают высокого уровня. Сотрудники данных инстанций должны обладать коммуникативными и профессиональными качествами. Представляя власть в своем городе, эти работники обязаны соответствовать самым сложным требованиям.

Регламентирует права и обязанности данных сотрудников должностная инструкция муниципального служащего. Главного специалиста при этом выделяют как наиболее ответственное лицо.

Права сотрудников

Кроме обязанностей, каждый сотрудник обладает правами. Муниципальные служащие – не исключение.

должностная инструкция главного специалиста администрации района

У сотрудника есть право:

  • знакомиться с бумагами, которые устанавливают его обязанности, права в занимаемой должности;
  • знакомиться с критериями оценки качества его работы;
  • получать обеспечение материально-технической основой, необходимой для выполнения его непосредственных обязанностей;
  • получать оплату труда и прочие выплаты соответственно с трудовым правом, трудовым договором и законом о муниципальной службе;
  • на отдых, который обеспечивается установлением стандартной продолжительности рабочего времени, а также предоставлением дней отдыха и оплачиваемого отпуска каждый год;
  • получать в установленном порядке материалы и информацию, которые нужны для выполнения официальных обязанностей;
  • вносить предложения по совершенствованию органов регионального самоуправления;
  • принимать по своей инициативе участие в конкурсах на замещение должностей на конкурсной основе;
  • за счет средств бюджета получать образование, являющееся дополнительным, для повышения своей квалификации.

должностная инструкция главного технического специалиста

Должностная инструкция главного специалиста отдела должна также содержать четкое перечисление актов и положений, которые регламентируют работу отдела и сотрудников, входящих в него.

главный специалист (старшая группа должностей категории «специалисты»)

Конкурс на ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ замещениЯ вакантных должностей государственной Гражданской службы Российской Федерации в аппарате Арбитражного суда Пермского края

Наименование структурного подразделения

Наименование вакантной должности (категория, группа)

(старшая группа должностей категории «специалисты»)

Квалификационные требования

Уровень профессионального образования по одному из указанных направлений подготовки (специальности)

Высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению (специальности) профессионального образования «Экономика и управление», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» или иному направлению подготовки (специальности), для которого законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данным направлениям подготовки (специальностям), указанному в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

Без предъявления требований к стажу работы

Необходимые базовые знания

Главный специалист должен обладать следующими базовыми знаниями и умениями:

1) знанием государственного языка Российской Федерации (русского языка)

2) знаниями основ:

а) Конституции Российской Федерации;

б) Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

в) Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

г) Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

3) знаниями и умениями в области информационно-коммуникационных технологий:

а) знаниями в сфере информационной безопасности и защиты информации;

б) знаниями основных положений законодательства о персональных данных;

в) знаниями общих принципов функционирования системы электронного документооборота;

г) знаниями основных положений законодательства об электронной подписи;

д) знаниями и умениями по применению персонального компьютера.

Необходимые базовые умения

  1. умение мыслить стратегически (системно);
  2. умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата;
  3. коммуникативные умения;
  4. умение управлять изменениями.

Необходимые профессиональные знания в сфере законодательства Российской Федерации

  1. федеральные конституционные законы от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
  2. федеральные законы от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  3. налоговый кодекс Российской Федерации;
  4. приказы Минфина России о бюджетном учете и отчетности;
  5. положение о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У);
  6. акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в области государственной гражданской службы, противодействия коррупции, деятельности судебной системы и осуществления судопроизводства, предоставления и защиты информации, по вопросам статистического учета и статистической отчетности о деятельности арбитражных судов;
  7. иные федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в пределах должностных обязанностей и полномочий;
  8. нормативно-распорядительные документы Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также сохранившие силу нормативно-распорядительные документы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в пределах должностных обязанностей и полномочий;
  9. инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденная постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 100.

Иные профессиональные знания

  1. виды расходов федерального бюджета по разделам и подразделам, функциональной классификации;
  2. применение требований по ведению кассовых операций;
  3. применение в работе системы «Электронный бюджет».

Необходимые профессиональные умения

  1. организация и осуществление ведения бюджетного учета;
  2. применение актуальных расчетов при формировании бюджетов на текущий год и плановый период;
  3. составление годовой, квартальной, месячной и оперативной отчетности об исполнении бюджета;
  4. формирование бюджетной отчетности;
  5. планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата;
  6. эффективно сотрудничать и принимать советы коллег по работе, не допускать межличностных конфликтов;
  7. составлять документы (письма, справки, отчеты) по вопросам финансовой деятельности;
  8. осуществлять составление финансовых и статистических отчетов;
  9. пользоваться компьютерной и другой оргтехникой и необходимым программным обеспечением:
  10. оперативно осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с использованием информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»;
  11. создавать, отправлять и получать электронные сообщения с помощью электронной почты;
  12. работать с текстовыми документами, электронными таблицами и презентациями.

Необходимые функциональные знания

  1. основы ведения делопроизводства;
  2. общие требования к оформлению документов;
  3. порядок работы со служебной информацией;
  4. методы бюджетного планирования;
  5. принципы бюджетного учета и отчетности;
  6. нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности.

Необходимые функциональные умения

  1. составление документов (писем, справок, заключений, отчетов, рекомендаций, разъяснений);
  2. подготовка обоснований бюджетных ассигнований на планируемый период;
  3. анализ эффективности и результативности расходования бюджетных средств;
  4. сбор и учет сведений, подготовка отчетов;
  5. проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  6. публичные выступления, в том числе с сообщениями и докладами (ораторские способности);
  7. ведение деловых переговоров.

Положения должностного регламента

Основные обязанности главного специалиста

  1. содействие начальнику отдела в организации, координации деятельности отдела, контроле за деятельностью отдела;
  2. ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности;
  3. взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями иных арбитражных судов в рамках ведения бюджетного учета;
  4. обеспечение своевременного и качественного выполнения задач и функций, возложенных на отдел;
  5. осуществлять обработку персональных данных работников суда, действующих судей, судей, пребывающих в отставке;
  6. исполнять приказы, распоряжения и указания председателя суда, его заместителей, судей, управляющего делами, отданных в пределах их полномочий;
  7. участвовать в формировании, в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, учетной политики;
  8. принимать участие в подготовке форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности;
  9. осуществлять прием и контроль первичной документации по учету и движению денежных средств, своевременно и точно отражать на счетах бухгалтерского учета;
  10. осуществлять постановку на учет бюджетных и денежных обязательств по закупкам товаров, работ, услуг в государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет»;
  11. вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, составлять кассовую отчетность;
  12. осуществлять контроль за своевременностью и правильностью оприходования и списания денежных средств, за составлением кассовых и иных денежных отчетов;
  13. вести работу по учету расчетов с контрагентами, а также контролю дебиторской и кредиторской задолженности, отражения данных операций в бухгалтерском учете;
  14. производить перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, заработной платы сотрудников суда, других выплат и платежей.
  15. вести расчетные счета суда (счет получателя бюджетных средств, счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, счет администратора доходов бюджета), обрабатывать выписки по расчетным счетам, осуществлять контроль за остатками и движением денежных средств на банковских счетах суда;
  16. подготавливать и своевременно отправлять платежные документы в системе удаленного финансового документооборота «СУФД», заносить операции по выпискам по каждому расчетному счету, проводить выписки по счетам бухгалтерского учета, сверять операции по счетам с Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю;
  17. участвовать в подготовке и обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдении порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа;
  18. участвовать в проведении финансового анализа на основе данных бухгалтерского учета и отчетности;
  19. участвовать в подготовке необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представлять их в установленном порядке в соответствующие органы;
  20. обеспечивать сохранность бухгалтерских документов и осуществлять сдачу их в установленном порядке в архив;
  21. осуществлять выдачу документов либо копий документов в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке;
  22. представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  23. уведомлять в установленном порядке председателя суда, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
  24. уведомлять в установленном порядке председателя суда о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;
  25. принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять в письменной форме своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;
  26. участвовать в осуществлении контроля по выполнению сотрудниками отдела своих должностных обязанностей;
  27. участвовать в распределении работы среди сотрудников отдела в зависимости от ее объема, срочности, степени важности с обеспечением принципов взаимовыручки и взаимозаменяемости;
  28. обеспечивать контроль по соблюдению сроков выполнения работы сотрудниками отдела, своевременно информировать непосредственного руководителя о нарушениях сроков;
  29. подавать заявки на необходимое материально-техническое обеспечение отдела;
  30. соблюдать ограничения и не нарушать запреты, установленные федеральными законами, в связи с прохождением гражданской службы;
  31. знать положение об отделе, кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Арбитражного суда Пермского края;
  32. соблюдать служебный распорядок, установленный в суде, порядок работы со служебной документацией;
  33. соблюдать нормы и правила по охране труда и технике безопасности;
  34. поддерживать уровень квалификации, достаточной для исполнения своих должностных обязанностей;
  35. проявлять корректность в общении с гражданами, коллегами;
  36. осуществление взаимодействия со структурными подразделениями арбитражных судов по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
  37. оказание методической помощи руководителям структурных подразделений и другим работникам суда по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
  38. выполнение иных поручений руководства суда.

Права главного специалиста

основные права гражданского служащего, установленные статьей 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

  1. представлять отдел во взаимоотношениях со структурными подразделениями суда, арбитражными судами в пределах своих полномочий;
  2. получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей от структурных подразделений суда;
  3. запрашивать от структурных подразделений суда документы и сведения, необходимые для обеспечения деятельности отдела;
  4. в случае необходимости привлекать по согласованию с руководителями специалистов других структурных подразделений к решению возложенных на отдел задач;
  5. выносить на рассмотрение руководства суда предложения по улучшению деятельности отдела, предлагать варианты устранения недостатков в деятельности отдела;
  6. давать разъяснения и указания по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
  7. выносить на рассмотрение руководства суда предложения по совершенствованию деятельности суда;
  8. участвовать в оперативных совещаниях судей и помощников судей.

Ответственность главного специалиста

Главный специалист в соответствии с возложенными на него обязанностями несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за:

  1. действия или бездействия, ведущие к нарушению прав или законных интересов граждан;
  2. действия или бездействия, ведущие к нарушению прав или законных интересов работников отдела;
  3. разглашение сведений, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей;
  4. несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний руководства суда;
  5. несвоевременное рассмотрение обращений граждан, судов и иных органов власти, а также учреждений и организаций Российской Федерации.
  6. Согласно статье 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Перечень вопросов, по которым главный специалист вправе самостоятельно принимать управленческие решения

  1. Главный специалист вправе самостоятельно принимать решения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
  2. Вносить непосредственному руководителю предложения по вопросам совершенствования работы отдела;
  3. Главный специалист вправе самостоятельно принимать решения по вопросам:
  1. запрос недостающих документов;
  2. заверение надлежащим образом копий документов;
  3. отказ в приеме документов, оформленных ненадлежащим образом;
  4. подготовка проектов писем и иных документов в ответ на обращения Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судов, иных органов власти, организаций по финансовым вопросам, а также по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
  5. составление бюджетных отчетов (в том числе статистических);
  6. осуществление взаимодействия со структурными подразделениями аппарата суда, структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также государственными органами и иными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
  7. оказание методической помощи руководителям структурных подразделений и другим работникам суда по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
  8. информирование начальника отдела о выявленных в процессе исполнения служебных обязанностей нарушениях действующего законодательства с предложениями способов их устранения;
  9. подача заявок на необходимое материально-техническое обеспечение отдела.

Перечень вопросов, по которым главный специалист участвует в подготовке нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений

Главный специалист участвует в подготовке проектов решений по следующим вопросам:

  1. подготовка информации по вопросам, входящим в его компетенцию и должностные обязанности;
  2. подготовка аналитических материалов по направлению деятельности;
  3. подготовка решений по текущим вопросам в сфере деятельности отдела;
  4. обсуждение проекта и внесении предложений по проекту законодательного или нормативного правового акта;
  5. разработка докладной либо служебной записки.

Порядок служебного взаимодействия главного специалиста в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими судов системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, иных государственных органов, гражданами и организациями

Главный специалист осуществляет взаимодействие с:

  1. руководством суда;
  2. судьями;
  3. помощниками судей;
  4. руководителями и гражданскими служащими структурных подразделений суда.

Главный специалист осуществляет взаимодействие с гражданскими служащими судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, обеспечивающих исполнение задач и функций, связанных со сферой деятельности отдела.

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы" для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.

Дата публикации: 23.06.2017

Дата изменения: 23.06.2017

Прикрепленный файл: docx, 25.69 кБ

Информация о численности работников и оплате их труда по категориям персонала

В Минфине России формирование системы привлечения, отбора, профессионального развития и движения кадров на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - кадровая работа) осуществляется в соответствии с Федеральными конституционными законами, иными Федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями и другими нормативными актами Правительства Российской Федерации, Положениями, приказами Министерства финансов Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами и методическими материалами Министерства образования и науки Российской Федерации, Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, условиями соглашений и трудовыми договорами.

Вышеуказанная информация размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение государственной гражданской службы".

Работа по реализации требований и положений нормативных правовых актов по вопросам прохождения федеральной государственной гражданской службы в Минфине России осуществляется с использованием новейших информационных технологий. Практически вся работа по формированию кадрового состава, учету, профессиональному развитию и движению кадров в Минфине России осуществляется с использованием специально разработанных программ.

При этом учитывается необходимость защиты персональных данных. В связи с этим был издан приказ Минфина России от 4 июля 2011 г. № 75н «О защите персональных данных федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, заместителей руководителей федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, руководителей их территориальных органов, назначаемых на должность Министром финансов Российской Федерации».

Информация о поступлении на государственную гражданскую службу и прохождении государственной гражданской службы в Минфине России размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение государственной гражданской службы».

Обеспечение открытости государственной службы в Министерстве становится одним из приоритетных направлений кадровой политики в Минфине России. Проводятся конкурсы на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и на включение в кадровый резерв Министерства финансов Российской Федерации. В рамках этой работы утверждены приказы Минфина России: от 26 апреля 2011 г. № 155 «О конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации» и от 21 апреля 2011 г. № 49н «Об утверждении Порядка и сроков работы конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации и Методики проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации». В ходе данной работы используются современные методики проведения конкурсов, в том числе специально разработанный прикладной программный продукт.

В 2016 году было проведено 3 конкурса на включение в кадровый резерв Министерства по группам должностей государственной гражданской службы. Участие в конкурсах приняли более 800 граждан и государственных гражданских служащих.

Вышеуказанные мероприятия позволили продолжить формировать кадровый резерв Министерства, в который на 31 декабря 2016 г. включено более 400 человек.

Вся информация о конкурсных процедурах публикуется на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Конкурсы».

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава государственной гражданской службы являются подготовка кадров для государственной гражданской службы, а также дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа на дополнительное профессиональное образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, согласно экономическим нормативам стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Структура и содержание дополнительных профессиональных программ формируются на основе индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих Минфина России, которые разрабатываются исходя из перспективных целей и задач Министерства финансов Российской Федерации, а также приоритетных направлений дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих.

Ежегодно проходят повышение квалификации более 400 государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации.

Для объявления открытого конкурса «Повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Минфина России» Отделом кадров центрального аппарата и государственной службы Административного департамента ежегодно разрабатывается техническое задание, которое представляется в Отдел – контрактная службу.

В случае объявления конкурса на оказание образовательных услуг вся необходимая информация размещается на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с пунктом 76 Плана мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р, и на основании письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. № 18-2/1393 в 2012 году прошли повышение квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» по программе «Комплексное изучение целей, задач и инструментов развития конкурентной политики» 7 государственных гражданских служащих Минфина России.

В работе конкурсных и аттестационных комиссий Минфина России принимают участие независимые эксперты (их деятельность осуществляется в соответствии с положениями об этих комиссиях, утвержденными приказами Минфина России). В состав Комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов включены как независимые эксперты, так и представители общественной организации ветеранов, созданной в Минфине России, и представители профсоюзной организации Минфина России.

Кадровым блоком Административного департамента активно ведется работа в рамках федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров» (далее - Портал) (постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2011 № 149 «О федеральной государственной информационной системе «Федеральный портал управленческих кадров»). Данный портал был создан в целях обеспечения эффективного функционирования системы привлечения, отбора, профессионального развития и движения кадров на государственной гражданской службе Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В настоящее время на Портале размещены сведения о 18 государственных гражданских служащих Минфина России, включенных в федеральный резерв управленческих кадров.

Ссылка на федеральную государственную информационную систему «Федеральный портал управленческих кадров» размещена на главной странице официального сайта Минфина России.

Сведения о численности и оплате труда сотрудников центрального аппарата Минфина России в 2015-2017 гг.

Период Среднемесячная заработная плата Численность на конец периода, чел.
рублей в % к соответствующему периоду предыдущего года
1 полуг. 2015г. 105733 114,1 1222
янв.-сент. 2015г. 107487 112,4 1216
2015г., итог 130908 112,3 1219
1 кв. 2016г. 88178 208,3 1242
1 полуг. 2016г. 105928 100,2 1223
янв.-сент. 2016г. 108975 101,4 1214
2016г., итог 140107 107 1228
1 кв. 2017г. 61796 70 1224

Сведения сформированы на основании данных, представляемых Минфином России в Федеральную службу государственной статистики в рамках федерального статистического наблюдения по форме № 1-Т (ГМС) «Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориям персонала» (утв. приказом Росстата от 24 сентября 2014 г. № 580 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий»).

Сведения приводятся в соответствии с публикациями на официальном сайте Росстата в разделе «Государство, общественные организации» (рубрика «Оперативная информация»).

Представление сведений в Росстат осуществляется на ежеквартальной основе, данные за очередной год формируются нарастающим итогом.

«Укомплектованность» - отношение фактической численности работников к числу должностей по штату.

Показатель «среднемесячная начисленная заработная плата» исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде.

В суммах оплаты труда гражданских и муниципальных служащих учитываются все виды выплат, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статьи 50 и 51).

В общую численность работников в соответствии со штатным расписанием, кроме государственных гражданских служащих, включаются работники, замещавшие государственные должности, должности иного вида федеральной государственной службы (сотрудники, имевшие специальные звания), должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, а также персонал по охране и обслуживанию зданий*.

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

Размеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы

п/п

Наименование должности

Должностной оклад (рублей в месяц)

Ежемесячное денежное поощрение (должностных окладов)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (в процентах к должностному окладу)

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет.

В соответствии со статьей 22 от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на открывающиеся вакантные должности в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы:

- для должностей ведущей группы категории «руководители» (начальник и заместитель начальника отдела) и старшей группы категории «специалисты» (главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт) - наличие высшего профессионального образования;

- для должностей старшей группы категории «обеспечивающие специалисты» (старший специалист 3 разряда, старший специалист 2 разряда, старший специалист 1 разряда) - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности

по стажу работы:

- для должностей ведущей группы категории «руководители» (начальник и заместитель начальника отдела) - стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет;

- для должностей старшей группы категории «специалисты» (главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт) и старшей группы категории «обеспечивающие специалисты» (старший специалист 3 разряда, старший специалист 2 разряда, старший специалист 1 разряда) – требования по стажу работы не предъявляются.

Для участия в конкурсе кандидату необходимо представить следующие документы (в месячный срок с момента опубликования объявления)

- личное заявление (написанное от руки);

- собственноручно заполненная и подписанная анкета по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р, с приложением фотографии;

- копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ представляется лично по прибытии на конкурс);

- документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию;

- копию трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность, заверенные организацией по месту работы;

- копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию – о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

- документ об отсутствии у гражданина заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению (медицинскую справку форма 086/у);

- копию военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву (для военнообязанных).

В соответствии с п. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Категории должностей государственной гражданской службы — это классификация российских госслужащих по группам. Разбираемся, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов и лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы — учреждаются Федеральным законом или указом президента Российской Федерации. Это профессии, относящиеся к государственной службе, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации — учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Классификация ГГС распределяется на 4 категории и 5 групп.

Категории государственной службы

По действующему законодательству, должности гражданской службы подразделяются на категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности, и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты (ОС). Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной службы

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

В реестре должностей федеральной ГГС указано, кто относится к госслужащим в России по списку профессий и организаций (указ президента № 1574 от 31.12.2005):

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  4. Старшие: специалисты и ОС.
  5. Младшие: ОС.

Приведем пример федеральных государственных гражданских служащих (для категории специалисты):

  • главный специалист (эксперт);
  • ведущий специалист (эксперт);
  • специалист (эксперт).

В группах ведется классификация по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. В этом и заключаются основные различия между категориями должностей гражданской службы — в уровне подготовки, образования и трудовых навыков. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС необходимо соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Собрали в таблице групп должностей государственной гражданской службы требования к минимальному стажу:

Должностные группы ГГС Необходимый стаж
Высшая Не менее 4 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Главная Не менее 2 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Ведущая, старшая и младшая Без предъявления требований к стажу

Ведущая, младшая и старшая группа должностей государственной гражданской службы, по общему правилу, трудоустраиваются без предъявления требований к стажу. Конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом положений указа президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12.10.2017.

Читайте также: