Как появилась профессия канатоходец

Опубликовано: 02.10.2024

Погружение в профессию: изучаем, каково быть канатоходцем в цирке

Погружение в профессию началось с прихода в святая святых цирка — арены. Здесь меня встретили известные в России артисты цирка Сайракан и Махмуд Суанбековы. Бразды правления на себя взяла Сайракан, сама она долго занималась акробатикой на шестах, а на канат встала в 30 лет.

Сайракан уже научила цирковому искусству двух сыновей и решила ненадолго взять шефство и надо мной.

Но так просто на канат не попадешь. Сначала необходимо разогреть мышцы, поэтому меня отправляют бегать по арене.

Сайракан Суанбекова: — Перед тем как становиться на канат, нужно хорошо разогреть мышцы, чтобы чувствовать их, контролировать и расслаблять, когда необходимо.

Затем разминаем стопы и руки. Ведь именно они твои главные помощницы на канате. Важно не перенапрягать стопу и правильно балансировать руками, чтобы не потерять равновесие и не полететь с высоты.

Интересно: Семья Суанбековых (Сайракан, Махмуд и Нурсултан) работают под куполом без страховочного лонжа, он присутствует только у верхнего акробата. Акробаты выполняют трюки на канате и колесе смерти. Артисты признаются, что некоторые элементы со страховкой выполнить просто невозможно.

Когда тело подготовлено, пора вставать на канат. Воображаемый! Да, прежде чем вступить на настоящий, необходимо разобраться, как правильно ставить стопы и балансировать руками. Мы делаем это на полу. Контролировать все части тела сразу довольно сложно.

Нужно, чтобы ступни ходили плавно по определенной траектории, при этом не перенапрягаясь, нельзя прогибаться в пояснице и сильно сгибать колени, а руки должны быть подвижными только от локтя до кончиков пальцев. Именно так удобнее держать равновесие.

И вот, когда техника, кажется, изучена, наступает момент икс и я наступаю на канат. Конечно, под купол меня никто не приглашал, канат растянули довольно низко — примерно в метре от пола. Однако, когда находишься наверху, кажется, будто лететь тебе в случае чего придется неблизко. Благо, акробаты держали меня за руки и подсказывали, как правильно идти.

Когда только учишься ходить по канату, важно передвигаться медленно, как бы скользя по нему стопой. Уже позже, когда канат становится для артиста второй дорогой, он может бегать по нему и даже прыгать на скакалке. Это мне с легкостью демонстрирует Махмуд.

Обычно канатоходцы используют так называемые балансы и вееры, чтобы держать равновесие. Мне показали легкий баланс — длинную палку весом 12 килограммов (да уж, действительно «легкий»).

Когда на канате меня внезапно решают отпустить (вот так сюрприз!), я делаю огромные глаза и начинаю падать. Потому что так просто с первого раза канат не покорить — нужны длительные и упорные тренировки.

РИСКУЮТ С ДЕТСТВА

Братья Суанбековы тренируются в цирке с самого детства, они и родились на гастролях в разных городах. На вопрос, почему пошли в цирк, смеясь, отвечают: «У нас не было выбора, мы же «опилочники».

Справка: «Опилочниками» называют детей, рожденных на гастролях. Слово появилось во времена, когда арены застилали опилками. То есть это люди, которые родились практически на манеже цирка.
Сейчас, помимо номеров на канате, в которых участвует вся семья, братья выступают на «колесе смерти», правда, артисты предпочитают называть его «колесом смелости». Кроме них, такой программы в России нет ни у кого.

«Колесо смерти» представляет собой конструкцию из двух колес, соединенных между собой.

Один из артистов работает внутри колеса и следит за его скоростью, другой выполняет трюки снаружи.

Махмуд Суанбеков: — Здесь важно соблюдать баланс и держать скорость. Потому что если я раскручу колесо сильнее, брат, рассчитывая на другую скорость, может сорваться и улететь.

Два года назад работающий снаружи Нурсултан во время шоу в пермском цирке сорвался вниз с 8-метровой высоты. Местные врачи зафиксировали перелом крестца, разрыв мениска, перелом колена и разрывы связок. В память об этом у акробата в кости остались железные шурупы. Сейчас он снова на арене с тем же колесом. Говорит, возвращаться было не страшно.

ПАМЯТЬ ОБ ОМСКЕ

В Омске семья Суанбековых уже не первый раз. Они периодические приезжают гастролировать в наш цирк. И в свой единственный выходной успели погулять по городу и насладиться его красотами. Позитивно отзываются артисты и об омском зрителе.

— В Омске очень благодарный зритель. Хорошо принимают, сопереживают. Такое не во всех городах встречается. Например, запомнились Казань и Нижний Новгород — там зрители были очень сдержанные, — рассказывает Нурсултан.

У младшего брата есть и другие воспоминания о нашем городе. «Вот этот шрам я получил в Омске», — с улыбкой говорит Махмуд и демонстрирует руку. Боевое ранение парень приобрел все там же, в цирке. Коллега по цеху попросил его подержать обезьяну, а той что-то не понравилось, поэтому она решила искусать парня. Затем укус опух и его пришлось вскрывать в больнице.

НЕ СИДИ СПИНОЙ К МАНЕЖУ

И вот, познакомившись с артистами и попробовав себя в роли канатоходца, остается одно — узнать цирковые традиции, чтобы меня ненароком не побили за кулисами.

Главное поверье артистов — нельзя сидеть спиной к манежу. Это плохая примета. За кулисами нельзя переходить дорогу артисту, который готовится к выходу на арену. «За это могут побить», — шутят братья.

Нурсултан Суанбеков: — Нельзя возвращаться в гримерку, если что-то забыл, кто-то не шьет перед выступлением. Была одна артистка, которая устроила целую истерику из-за маленькой дырочки.

Сами братья Суанбековы стараются не верить в приметы, чтобы зря не накручивать себя перед сложными трюками.

О фильме Роберта Земекаса «Прогулка» вы можете прочесть здесь, а сейчас перед вами - документальная история жизни и творчества великого канатоходца!

7 августа 1974 года в Нью-Йорке люди стояли на тротуарах, задрав головы вверх и раскрыв рты. Прямо над ними на высоте 411 метров маленькая черная фигурка с длинным шестом балансировала на тонком стальном тросе, натянутом между только что построенными башнями Всемирного торгового центра. На глазах тысяч удивленных горожан происходило «художественное преступление века» — Филипп Пети шаг за шагом навсегда входил в историю мирового безумства.

Вы спрашиваете меня, была ли сутью всего этого лишь прогулка по канату? Конечно, нет! Сама по себе прогулка — это глупая, просто смешная цель. Я канатоходец, понимаете? Я могу пройти когда угодно и где угодно. Я просто неуязвим. Так что это ерунда. Действительно сложной задачей было пробраться туда. Думал ли я выбраться живым? Пффф, меня это просто не интересовало!

Мечта

Неординарный мальчик Филипп Пети родился в 1949 году во Франции. С самого детства его увлекали всяческие фокусы и трюки. Вместо того чтобы усердно учиться, маленький Филипп изо дня в день оттачивал свое мастерство с шариками для пинг-понга и игральными картами, развлекая одноклассников загадочными магическими представлениями. С учебой совсем не ладилось — к 18 годам он сменил уже 5 школ, и мог превратиться в ординарного фокусника или циркового иллюзиониста, какие разъезжают по городам и весям вместе с бродячим шапито. Но в 16 лет этот парень решил попробовать пройти по канату, просто так — и у него это получилось. С тех пор Филиппом завладела всего одна страсть — стать лучшим канатоходцем в истории человечества. Почему нет?

Очень быстро Пети освоил все стандартные трюки на канате; он уверенно владел своим телом, а «равновесие» стало его вторым именем. Казалось, этот человек создан для того, чтобы ходить по канату на головокружительной высоте.

Муниципальная больница где-то во Франции, очередь к зубному врачу. Скучающие посетители с отсутствующим видом листают журналы и культурно зевают (это же Франция!), среди них ждет приема и 17-летний Филипп, но выглядит он совсем не скучающим. Его глаза впиваются в журнальную статью о рекордной стройке в Нью-Йорке: «Эти башни станут самыми высокими небоскребами в мире». Какие уж тут зубы! Домой Филипп уходил с вырванной журнальной страницей за пазухой и мечтой, которая осуществится через 8 лет.

Париж

Пети упорно тренировался и за кратчайшее время достиг впечатляющих результатов. Скоро стандартных балансирований и прыжков на натянутой стропе ему стало мало, и он начал изобретать собственные трюки, все сложнее и сложнее, все ближе к безумству. Но такое необычное увлечение денег не приносит, а вот уличные фокусы, жонглирование и парочка отработанных магических приемов позволяют заработать на хлеб — и Пети много путешествует, давая представления на фестивалях и ярмарках, а порой и просто на улицах городов. Но нельзя же вечно размениваться на мелочевку! Филиппу нужно настоящее шоу, громкое, провокационное, достаточно безумное, чтобы поразить самых скептических зрителей.

В 22 года (1971) он устроил свое первое представление в воздухе. Филипп прошел по канату, натянутому между башнями Собора Парижской Богоматери в Париже. Он прогулялся несколько раз в одну и другую сторону, прилег отдохнуть на середине своего пути, напоследок продемонстрировал еще пару трюков и, наконец, спустился. Конечно, он был тут же арестован. Но полиция не предъявила ему никаких обвинений.

Сидней

Через два года (1973) Пети посетил Австралию, где выступал со своими фокусами и эквилибристическими номерами на фестивале «Аквариус» в Нимбене (а это крупнейший австралийский центр выращивания конопли, если что). И там, в дыму марихуаны, среди полуголых хиппи и запаха масла пачули он встречается со своим приятелем-кинематографистом и между ними происходит короткий диалог:

— Филипп, а правда, что ты хотел бы сделать здесь у нас в Австралии нечто подобное, что было на Нотр-Дам де Пари?

— Да, это было бы здорово, но, к сожалению, у меня нет ни денег, ни друзей, ни времени, чтобы осуществить это.

— А сколько тебе нужно времени, Филипп?

Нашлось и время, и друзья, и деньги. Через неделю Пети пройдет по канату, натянутому между северными пилонами моста через сиднейскую гавань. Водители бросают свои машины, чтобы посмотреть на чудака, женщины хватаются за сердце, дети тычут пальцами в небо, полицейские недоуменно ждут его внизу, не зная какое обвинение ему можно выдвинуть. Но, неизменно, все они смотрят на него, задрав голову вверх — он на высоте, он на настоящем пьедестале. Нелегальный, рисковый, безумный француз, который делает невообразимые вещи на канате. Вот тогда о нем уже громко заговорят повсюду. До исполнения его главной мечты остается всего год.

Нью-Йорк

Филипп впервые попал в Нью-Йорк в январе 1974 года. Официальное открытие башен Всемирного торгового центра было запланировано лишь на 4 апреля, но ему удалось пробраться внутрь вместе со своим другом фотографом Джимом Муром. Они поднялись на лифте до середины Северной башни, а затем бежали вверх по лестницам, ловко избегая охранников. Когда через час они вылезли на крышу, и Филипп показал своему другу на соседнюю башню и сказал, что собирается попасть туда по канату, он ответил: «Да ты просто рехнулся, старина!». В Париж, лучшему другу Филиппа Жану Луи почтой уже летела открытка с фотографией двух башен и тонкой линией, прочерченной ручкой между ними; на обороте было написано: «Ты понимаешь, о чем я?».

Филипп возвращается в Париж и начинает всерьез планировать «художественное преступление века». Все друзья пытаются отговорить его от этого сумасшедшего плана, девушка Анни твердит «Остановись!», но Филипп упорно продолжает готовиться.

Он читает все, что можно найти о башнях, собирает все фотографии и статьи в специальную папку. В апреле он снова отправляется в Нью-Йорк и начинает зарабатывать, жонглируя и показывая свои трюки прямо на улицах. У него неплохо получается — прохожие охотно расстаются с деньгами и шумно аплодируют. Все свое свободное время Филипп посвящает изучению башен-близнецов. Он часами ходит вокруг них, фотографирует все входы и выходы, внутри зданий отмечает возможные пути наверх, просчитывает маршруты патрулирования охранников, засекает время на преодоление всех коридоров и помещений. Филипп даже купил землемерное колесо, чтобы измерить точное расстояние между башнями. Львиную долю его накоплений съела аренда вертолета, на котором он пролетел над башнями, чтобы во всех подробностях рассмотреть и сфотографировать крыши. Он обнаружил, что в ветреные дни башни довольно сильно раскачиваются, а порывы ветра запросто могут скинуть человека с крыши, не то, что с тонкого стального троса. Но худшей новостью стал полицейский участок в подвале северной башни.

Нотр-Дам де Пари и Сидней — это ерунда по сравнению с тем, что мне предстояло. Нотр-Дам — это публичный объект, общественное пространство, забраться туда проще простого. И мост в Сиднее — это тоже было не слишком сложно. Проникнуть в пилон посреди ночи не представляло никакого труда — все рабочие и охранники крепко спали по своим домам. Но Всемирный торговый центр — это задача колоссальной сложности. Куча охраны, электронные замки на дверях, полицейские с собаками. В общем, если я действительно хотел это сделать, мне нужно было выработать настоящий план ограбления банка!

Филипп снова возвращается в Европу и убеждает своего друга Фрэнсиса Брюна помочь ему деньгами. Он строит макет башен близнецов у себя в квартире на улице Лапласа, консультируется с профессионалами по поводу того, как можно перекинуть веревку и натянуть канат между такими высокими объектами, уговаривает друзей оказать ему помощь. Затем он отправляется в загородное имение своих родителей на Лазурном Берегу, где ежедневно тренируется на канате такой же длины, натянутом на поляне между деревьями. Филипп повторяет свои трюки раз за разом, до тех пор, пока ему не удается добиться абсолютно безукоризненного исполнения.

В мае Пети снова в Нью-Йорке — вместе с командой своих друзей. Они планируют одну дату за другой, но по разным причинам планы постоянно срываются. Наконец они решают сделать это 7 августа. Сейчас или никогда.

В полдень 6 августа 1974 года Филипп и шестеро его сообщников подъехали к зданию Всемирного торгового центра на фургоне без опознавательных знаков. Они разделились на две команды, оделись в спецовки грузчиков и прошли внутрь, использовав фальшивые пропуска и накладные. Первоначальный план предполагал доставку всего оборудования на 82 этаж Южной башни, где работал их знакомый, но им повезло — в этот день сразу несколько компаний переезжали в свои новые офисы, и на неприметных грузчиков никто не обратил особого внимания. Это было весьма кстати, так как один только стальной канат весил более 200 килограмм, а разборный восьмиметровый шест, которым Филипп собирался поддерживать баланс, весил не меньше 25 килограмм. Им удалось доставить все необходимое на грузовых лифтах прямо до 104 этажа. Двое других в сопровождении замаскированного «бизнесмена» пробрались в Северную башню. Там они оставались до наступления темноты, чтобы осуществить заключительную часть плана — перекинуть канат с одной башни на другую.

В это время жена Фрэнсиса Брюна пыталась дозвониться до нью-йоркской полиции из Германии, чтобы предупредить их «о странной активности на крышах башен-близнецов». Так сильно она переживала за своего мужа. Но у нее не получилось саботировать план.

Ночью обе группы поднялись на крышу; под их ногами расстилался вечно беспокойный город с гудками автомобилей и визгом полицейских сирен; их лица освещались лишь проблесковыми маячками для безопасности полетов авиации. Крепить канат пришлось с помощью лука и стрел. К стреле привязали веревку, и точным выстрелом Жан Луи запустил ее на крышу Северной башни. Филипп на соседней башне поймал веревку и специальным устройством начал перетягивать тяжелый трос на свою сторону. Это удалось сделать только к рассвету.

Как только я подхожу к краю каната — куча вооруженных полицейских тянется ко мне, чтобы помочь сделать последний шаг. «Эй, ребята, я не нуждаюсь в вашей помощи, я еще не закончил шоу!» — говорю я им и разворачиваюсь назад. На другой крыше та же картина, эти ненасытные ревнители порядка хотят схватить меня — но у них ничего не выходит и они злятся. Я снова разворачиваюсь и делаю номер «променад»: балансирую с шестом на плече, а другой рукой болтаю в воздухе, будто бы я усталый фермер, возвращаюсь с поля домой после тяжелого рабочего дня…

Филипп находился в воздухе 45 минут, прошел туда-обратно 8 раз (488 метров), он подпрыгивал на одной ноге, опускался на колено, ложился плашмя на канат, махал рукой восторженным зрителям внизу. Это было настоящее шоу — зрелищное, безумное и щекочущее нервы. Все были очарованы. Без всякой страховки он балансировал буквально на грани жизни и смерти, и эта грань была толщиной всего в два сантиметра.

На обеих крышах его уже ждали охранники вместе с полицейскими, предварительно задержав всех его друзей. Он улыбается им, когда они зовут его спуститься. Полицейские настроены дружелюбно — ведь это просто безвредный чудак, к тому же не может же он вечно бродить туда-сюда, рано или поздно он попадет в их крепкие объятья. Так и произошло.

Внизу Филиппа уже ждали репортеры, тысячи новых рукоплещущих поклонников и, конечно же, любимая девушка Анни, все это время наблюдавшая за ним с земли. Закованный в наручники Филипп с улыбкой отвечал на вопросы журналистов: «Зачем ты это сделал?» — «Когда я вижу два апельсина — я жонглирую, когда я вижу две высоких башни — я иду». В конечном итоге Филиппа Пети и его друзей обвинили в нарушении границ частной собственности и мелком хулиганстве. Никаких материальных претензий к нему предъявлено не было, и суд отпустил его на свободу в обмен на бесплатное представление для детей в Центральном парке.

Прогулка между башнями-близнецами в одночасье сделала его знаменитым на весь мир. Президент США Ричард Никсон, со скандалом уходивший со своего поста на следующий день после прогулки Пети (правда, по совсем другим причинам), обмолвился журналистам во время прощальной пресс-конференции на лужайке Белого Дома: «Хотел бы я быть сейчас таким же популярным, как тот француз!».

На следующее утро первые полосы газет пестрели снимками эквилибриста на канате, телефон разрывался от предложений: MGM были готовы договариваться об эксклюзивных правах на многомиллионный фильм, знаменитое издательство предлагает срочно писать книгу «Как научиться ходить по канату на своем заднем дворе за пять дней». «Burger King» предложил 100 000 долларов за прогулку над 8-й авеню в костюме гамбургера. Предложения сняться в рекламе пива, вина, чипсов посыпались со всех сторон — все хотели видеть Филиппа своим другом. Он мог бы стать миллионером в одночасье, но не захотел превращать себя и свой поступок в символ стремления к богатству и дешевой славе. Единственное, что Филипп Пети принял с благодарностью — так это пожизненный пропуск от администрации Всемирного торгового центра на бесплатное посещение смотровой площадки башен-близнецов.

Хождение по канату по праву считается одним из самых сложных и опасных жанров в цирковом мире. Безупречное владение балансом, ежесекундный контроль своих нервов, выверенные движения веера – все это тяжелый труд за которым стоят десятки тысяч репетиций.

Профессия – рисковать | Фото: Светлана Ланская

Фото: Светлана Ланская

Каждый день Аббас Иржбеков приходит на манеж цирка, тщательно разминается, настраивает свет. Команда «Ап» – и он смотрит на пустующий зал с восьмиметровой высоты. Начинается тренировка. Мысленно считаю его шаги по тоненькому металлическому тросу: раз-два-три…

Где-то на десятом счете Аббас доходит до конца, вскакивает на мостик, приветливо машет рукой. В этом и заключается репетиция канатоходца – количество шагов по канату постепенно переходят в уверенность в работе, уменьшая риски падения и травм. Это и есть самая главная страховка артиста – отсутствие сомнений: все движения доведены практически до автоматизма.

– Тяжелее всего было побороть страх в начале, – говорит Аббас. – Начинал я учиться ходить на небольшой высоте. Канат или проволока (так мы, «цирковые», называем свой реквизит) был натянут довольно низко. Постепенно высоту увеличивали. Вся моя репетиция заключалась в технике «нахаживания». Затем добавлялись другие элементы: бег, прыжки на скакалке. Самым трудным оказалось перенести легкость и свободу движения с низкой проволоки на высокую.

Нужно максимально расслабиться, представить все, что ты делал на низком канате. Иначе из-за зажатости есть риск испортить технику и попросту потерять самообладание. Существует специальные методики постановки корпуса, головы, особая обувь для защиты ног.

Трос – металлический. Когда я начинал репетировать, то очень мучился от больных мозолей. Артисты называют этот процесс «набиванием». Тело должно привыкнуть к боли, поначалу оно всячески сопротивляется, отсюда эти мозоли и ранки на ступнях. Стараешься подобрать удобную обувь, чтобы хоть как-то защитить ноги.

– Одна беда, – улыбается Аббас, – привыкаешь к репетиционной обуви и очень тяжело настроиться на новые чешки.

Честно признаюсь, свои первые чешки я использовал и на репетиции, и в работе. Зашивал каждую дырку, ставил заплаты, пока обувь не рассыпалась. Почти все цирковые люди очень суеверны, у каждого из нас есть свой ритуал перед выходом на манеж. Воздушные гимнасты, если работают в паре, крепко сжимают руки друг друга. Кто-то выходит в манеж только с правой ноги, для кого-то разминка с одинаковым набором движений и есть тот самый ритуал. Мне почему-то казалось, что именно эти чешки приносят мне удачу и оберегают меня. Расставался я с ними тяжело. Но могу сказать, что на всех гастролях они путешествуют со мной в чемодане, как талисман.

Одна из самых главных задач на репетиции, которую ставит для себя канатоходец – умение падать на канат. Один из негласных цирковых законов гласит: если приходится падать во время представления, канатоходец ни в коем случае не имеет права выпускать бум – большой шест, который требуется артисту для баланса на проволоке.

– Все дело в весе бума. Если падаешь, то ты будешь держать его до последнего, иначе бум может упасть на зрителей. Но не все трюки я делаю с бумом, много элементов без него. Я как профессионал должен владеть ситуацией. Если чувствую, что не удерживаю баланс, то мне нужно максимально правильно упасть на канат.

Для этого навыка я время от времени на репетиции натягиваю низкий канат и учусь падать. Допустим, специально наступаю сам себе на ноги, закрываю глаза (на случай, если упадет капля пота). В общем, прорабатываю все возможные варианты, которые, не дай Бог, но могут произойти в работе.

Количество отработанных падений в репетиции – гарантия того, что в работе я сохраню хладнокровие, и мое тело сработает за меня.

Для канатоходца очень важен партнер – человек, который полностью понимает тебя. И что самое важное, в котором уверен ты.



Фото: Светлана Ланская

– Проблема групповых номеров в цирке именно в человеческом факторе. У нас группа канатоходцев – людей, которые прошли специальную подготовку, работают вместе. Ведь нам очень важна сработанность, чувство партнера.

Казалось бы, люди начинают узнавать друг друга в работе, человек уходит… Это происходит по разным причинам: артист решил бросить цирк, травма, возраст – все что угодно.

После этого номер терпит изменения. Они могут привести как к простою в работе, так и к полному исчезновению номера. Из-за этого я как руководитель нахожусь в тонусе. Уходит человек – срочно нужно репетировать на оставшееся количество людей или вводить нового артиста.

Поиски хорошего профессионала и главное его находка – большая удача. Скорее всего, это больше исключение, чем правило. Обычно тебе нужно взять нового человека, полностью подготовить его, передать знания, опыт… Но он может передумать на полпути. У меня были такие случаи. Можно сказать, за несколько дней до премьеры от нас ушел артист. Просто так получилось… Мы репетировали почти четыре года. Столько сил, времени, ожиданий…

Но такая работа. Помимо своей творческой судьбы, думаешь о каждом человеке в номере. Нас, к примеру, пять человек. И это оптимальное количество для нашего выступления. Важно сохранить и удержать каждого участника.

Иногда в номерах канатоходцев участвуют целые семьи. Так проще сохранить номер, а также есть некая преемственность. У Аббаса в номере работает брат и сын.

– Сына я поставил на проволоку в пять лет, – говорит Аббас. – Не скажу, что это было мое большое желание – сделать сына артистом. Тем более, в этом жанре, где работа не из легких. Но, видимо, от судьбы не уйдешь. С пятнадцати лет Равик стал работать со мной. Трюки я ему давал несложные и на страховке. Во мне постоянно боролся и сейчас борется артист и отец. Гордость за сына, конечно, есть, когда он выполняет сложнейшие трюки, которые я сам заставляю его репетировать. Но каждый раз на выступлении я мысленно молюсь за него.

Падения с каната я видел не один раз. Мой брат падал дважды. Артист-коллега Адам Виситаев, которого я безмерно уважаю, трижды падал вместе с женой. И каждый раз возвращался на канат после сложнейших переломов и операций. Что заставляет опять лезть туда? Не могу сказать точно. Просто понимаю одно: без этого ты не можешь. Физически не можешь! Уйди я сейчас из профессии, знаю, что быстро состарюсь. Стану не нужным самому себе. Без этой необъяснимой энергии, которая исходит от зрителей, когда ты хорошо отработал, когда баланс шел, партнер «не лажал», когда просто был «твой» день и «твой» зритель! Эта важная подпитка и есть счастье!

Очень сложно вернуться на канат после падения. Пропадает доверие к себе, а это очень важно. Цирковой мир суров в этом отношении, не зря нас учат с детства: не получился трюк на представлении –останься после и репетируй его.

В этом и заключается наша профессия: рисковать, но рисковать осознанно, не делать необдуманных шагов. В моем случае, в прямом смысле слова. Наверное, моя работа налагает определенный отпечаток и на мой характер. В жизни я не решаю что-то сгоряча, подхожу ко всем решениям очень взвешенно. И не скажу, что это качество очень мешает, скорее наоборот!

Избегать напрасных рисков на работе и в жизни – наверное, таков мой девиз. Хотя, наверное, забавно слышать это от канатоходца.

филипп пети канатоходец прогулка фильм the walk отвратительные мужики

7 августа 1974 года в Нью-Йорке люди стояли на тротуарах, задрав головы вверх и раскрыв рты. Прямо над ними на высоте 411 метров маленькая черная фигурка с длинным шестом балансировала на тонком стальном тросе, натянутом между только что построенными башнями Всемирного торгового центра. На глазах тысяч удивленных горожан происходило «художественное преступление века» — Филипп Пети шаг за шагом навсегда входил в историю мирового безумства.

филипп пети канатоходец прогулка фильм the walk отвратительные мужики

Вы спрашиваете меня, была ли сутью всего этого лишь прогулка по канату? Конечно, нет! Сама по себе прогулка — это глупая, просто смешная цель. Я канатоходец, понимаете? Я могу пройти когда угодно и где угодно. Я просто неуязвим. Так что это ерунда. Действительно сложной задачей было пробраться туда. Думал ли я выбраться живым? Пффф, меня это просто не интересовало!

Мечта

Неординарный мальчик Филипп Пети родился в 1949 году во Франции. С самого детства его увлекали всяческие фокусы и трюки. Вместо того чтобы усердно учиться, маленький Филипп изо дня в день оттачивал свое мастерство с шариками для пинг-понга и игральными картами, развлекая одноклассников загадочными магическими представлениями. С учебой совсем не ладилось — к 18 годам он сменил уже 5 школ, и мог превратиться в ординарного фокусника или циркового иллюзиониста, какие разъезжают по городам и весям вместе с бродячим шапито. Но в 16 лет этот парень решил попробовать пройти по канату, просто так — и у него это получилось. С тех пор Филиппом завладела всего одна страсть — стать лучшим канатоходцем в истории человечества. Почему нет?

Очень быстро Пети освоил все стандартные трюки на канате; он уверенно владел своим телом, а «равновесие» стало его вторым именем. Казалось, этот человек создан для того, чтобы ходить по канату на головокружительной высоте.

филипп пети канатоходец прогулка фильм the walk отвратительные мужики

Муниципальная больница где-то во Франции, очередь к зубному врачу. Скучающие посетители с отсутствующим видом листают журналы и культурно зевают (это же Франция!), среди них ждет приема и 17-летний Филипп, но выглядит он совсем не скучающим. Его глаза впиваются в журнальную статью о рекордной стройке в Нью-Йорке: «Эти башни станут самыми высокими небоскребами в мире». Какие уж тут зубы! Домой Филипп уходил с вырванной журнальной страницей за пазухой и мечтой, которая осуществится через 8 лет.

Париж

Пети упорно тренировался и за кратчайшее время достиг впечатляющих результатов. Скоро стандартных балансирований и прыжков на натянутой стропе ему стало мало, и он начал изобретать собственные трюки, все сложнее и сложнее, все ближе к безумству. Но такое необычное увлечение денег не приносит, а вот уличные фокусы, жонглирование и парочка отработанных магических приемов позволяют заработать на хлеб — и Пети много путешествует, давая представления на фестивалях и ярмарках, а порой и просто на улицах городов. Но нельзя же вечно размениваться на мелочевку! Филиппу нужно настоящее шоу, громкое, провокационное, достаточно безумное, чтобы поразить самых скептических зрителей.

филипп пети канатоходец прогулка фильм the walk отвратительные мужики

В 22 года (1971) он устроил свое первое представление в воздухе. Филипп прошел по канату, натянутому между башнями Собора Парижской Богоматери в Париже. Он прогулялся несколько раз в одну и другую сторону, прилег отдохнуть на середине своего пути, напоследок продемонстрировал еще пару трюков и, наконец, спустился. Конечно, он был тут же арестован. Но полиция не предъявила ему никаких обвинений.

Сидней

Через два года (1973) Пети посетил Австралию, где выступал со своими фокусами и эквилибристическими номерами на фестивале «Аквариус» в Нимбене (а это крупнейший австралийский центр выращивания конопли, если что). И там, в дыму марихуаны, среди полуголых хиппи и запаха масла пачули он встречается со своим приятелем-кинематографистом и между ними происходит короткий диалог:

— Филипп, а правда, что ты хотел бы сделать здесь у нас в Австралии нечто подобное, что было на Нотр-Дам де Пари?

— Да, это было бы здорово, но, к сожалению, у меня нет ни денег, ни друзей, ни времени, чтобы осуществить это.

— А сколько тебе нужно времени, Филипп?

филипп пети канатоходец прогулка фильм the walk отвратительные мужики

Нашлось и время, и друзья, и деньги. Через неделю Пети пройдет по канату, натянутому между северными пилонами моста через сиднейскую гавань. Водители бросают свои машины, чтобы посмотреть на чудака, женщины хватаются за сердце, дети тычут пальцами в небо, полицейские недоуменно ждут его внизу, не зная какое обвинение ему можно выдвинуть. Но, неизменно, все они смотрят на него, задрав голову вверх — он на высоте, он на настоящем пьедестале. Нелегальный, рисковый, безумный француз, который делает невообразимые вещи на канате. Вот тогда о нем уже громко заговорят повсюду. До исполнения его главной мечты остается всего год.

Нью-Йорк

Филипп впервые попал в Нью-Йорк в январе 1974 года. Официальное открытие башен Всемирного торгового центра было запланировано лишь на 4 апреля, но ему удалось пробраться внутрь вместе со своим другом фотографом Джимом Муром. Они поднялись на лифте до середины Северной башни, а затем бежали вверх по лестницам, ловко избегая охранников. Когда через час они вылезли на крышу, и Филипп показал своему другу на соседнюю башню и сказал, что собирается попасть туда по канату, он ответил: «Да ты просто рехнулся, старина!». В Париж, лучшему другу Филиппа Жану Луи почтой уже летела открытка с фотографией двух башен и тонкой линией, прочерченной ручкой между ними; на обороте было написано: «Ты понимаешь, о чем я?».

филипп пети канатоходец прогулка фильм the walk отвратительные мужики

Филипп возвращается в Париж и начинает всерьез планировать «художественное преступление века». Все друзья пытаются отговорить его от этого сумасшедшего плана, девушка Анни твердит «Остановись!», но Филипп упорно продолжает готовиться.

Он читает все, что можно найти о башнях, собирает все фотографии и статьи в специальную папку. В апреле он снова отправляется в Нью-Йорк и начинает зарабатывать, жонглируя и показывая свои трюки прямо на улицах. У него неплохо получается — прохожие охотно расстаются с деньгами и шумно аплодируют. Все свое свободное время Филипп посвящает изучению башен-близнецов. Он часами ходит вокруг них, фотографирует все входы и выходы, внутри зданий отмечает возможные пути наверх, просчитывает маршруты патрулирования охранников, засекает время на преодоление всех коридоров и помещений. Филипп даже купил землемерное колесо, чтобы измерить точное расстояние между башнями. Львиную долю его накоплений съела аренда вертолета, на котором он пролетел над башнями, чтобы во всех подробностях рассмотреть и сфотографировать крыши. Он обнаружил, что в ветреные дни башни довольно сильно раскачиваются, а порывы ветра запросто могут скинуть человека с крыши, не то, что с тонкого стального троса. Но худшей новостью стал полицейский участок в подвале северной башни.

Нотр-Дам де Пари и Сидней — это ерунда по сравнению с тем, что мне предстояло. Нотр-Дам — это публичный объект, общественное пространство, забраться туда проще простого. И мост в Сиднее — это тоже было не слишком сложно. Проникнуть в пилон посреди ночи не представляло никакого труда — все рабочие и охранники крепко спали по своим домам. Но Всемирный торговый центр — это задача колоссальной сложности. Куча охраны, электронные замки на дверях, полицейские с собаками. В общем, если я действительно хотел это сделать, мне нужно было выработать настоящий план ограбления банка!

Филипп снова возвращается в Европу и убеждает своего друга Фрэнсиса Брюна помочь ему деньгами. Он строит макет башен близнецов у себя в квартире на улице Лапласа, консультируется с профессионалами по поводу того, как можно перекинуть веревку и натянуть канат между такими высокими объектами, уговаривает друзей оказать ему помощь. Затем он отправляется в загородное имение своих родителей на Лазурном Берегу, где ежедневно тренируется на канате такой же длины, натянутом на поляне между деревьями. Филипп повторяет свои трюки раз за разом, до тех пор, пока ему не удается добиться абсолютно безукоризненного исполнения.

филипп пети канатоходец прогулка фильм the walk отвратительные мужики

В мае Пети снова в Нью-Йорке — вместе с командой своих друзей. Они планируют одну дату за другой, но по разным причинам планы постоянно срываются. Наконец они решают сделать это 7 августа. Сейчас или никогда.

В полдень 6 августа 1974 года Филипп и шестеро его сообщников подъехали к зданию Всемирного торгового центра на фургоне без опознавательных знаков. Они разделились на две команды, оделись в спецовки грузчиков и прошли внутрь, использовав фальшивые пропуска и накладные. Первоначальный план предполагал доставку всего оборудования на 82 этаж Южной башни, где работал их знакомый, но им повезло — в этот день сразу несколько компаний переезжали в свои новые офисы, и на неприметных грузчиков никто не обратил особого внимания. Это было весьма кстати, так как один только стальной канат весил более 200 килограмм, а разборный восьмиметровый шест, которым Филипп собирался поддерживать баланс, весил не меньше 25 килограмм. Им удалось доставить все необходимое на грузовых лифтах прямо до 104 этажа. Двое других в сопровождении замаскированного «бизнесмена» пробрались в Северную башню. Там они оставались до наступления темноты, чтобы осуществить заключительную часть плана — перекинуть канат с одной башни на другую.

В это время жена Фрэнсиса Брюна пыталась дозвониться до нью-йоркской полиции из Германии, чтобы предупредить их «о странной активности на крышах башен-близнецов». Так сильно она переживала за своего мужа. Но у нее не получилось саботировать план.

Ночью обе группы поднялись на крышу; под их ногами расстилался вечно беспокойный город с гудками автомобилей и визгом полицейских сирен; их лица освещались лишь проблесковыми маячками для безопасности полетов авиации. Крепить канат пришлось с помощью лука и стрел. К стреле привязали веревку, и точным выстрелом Жан Луи запустил ее на крышу Северной башни. Филипп на соседней башне поймал веревку и специальным устройством начал перетягивать тяжелый трос на свою сторону. Это удалось сделать только к рассвету.

филипп пети канатоходец прогулка фильм the walk отвратительные мужики

Как только я подхожу к краю каната — куча вооруженных полицейских тянется ко мне, чтобы помочь сделать последний шаг. «Эй, ребята, я не нуждаюсь в вашей помощи, я еще не закончил шоу!» — говорю я им и разворачиваюсь назад. На другой крыше та же картина, эти ненасытные ревнители порядка хотят схватить меня — но у них ничего не выходит и они злятся. Я снова разворачиваюсь и делаю номер «променад»: балансирую с шестом на плече, а другой рукой болтаю в воздухе, будто бы я усталый фермер, возвращаюсь с поля домой после тяжелого рабочего дня…

Филипп находился в воздухе 45 минут, прошел туда-обратно 8 раз (488 метров), он подпрыгивал на одной ноге, опускался на колено, ложился плашмя на канат, махал рукой восторженным зрителям внизу. Это было настоящее шоу — зрелищное, безумное и щекочущее нервы. Все были очарованы. Без всякой страховки он балансировал буквально на грани жизни и смерти, и эта грань была толщиной всего в два сантиметра.

На обеих крышах его уже ждали охранники вместе с полицейскими, предварительно задержав всех его друзей. Он улыбается им, когда они зовут его спуститься. Полицейские настроены дружелюбно — ведь это просто безвредный чудак, к тому же не может же он вечно бродить туда-сюда, рано или поздно он попадет в их крепкие объятья. Так и произошло.

Внизу Филиппа уже ждали репортеры, тысячи новых рукоплещущих поклонников и, конечно же, любимая девушка Анни, все это время наблюдавшая за ним с земли. Закованный в наручники Филипп с улыбкой отвечал на вопросы журналистов: «Зачем ты это сделал?» — «Когда я вижу два апельсина — я жонглирую, когда я вижу две высоких башни — я иду». В конечном итоге Филиппа Пети и его друзей обвинили в нарушении границ частной собственности и мелком хулиганстве. Никаких материальных претензий к нему предъявлено не было, и суд отпустил его на свободу в обмен на бесплатное представление для детей в Центральном парке.

филипп пети канатоходец прогулка фильм the walk отвратительные мужики

Прогулка между башнями-близнецами в одночасье сделала его знаменитым на весь мир. Президент США Ричард Никсон, со скандалом уходивший со своего поста на следующий день после прогулки Пети (правда, по совсем другим причинам), обмолвился журналистам во время прощальной пресс-конференции на лужайке Белого Дома: «Хотел бы я быть сейчас таким же популярным, как тот француз!».

На следующее утро первые полосы газет пестрели снимками эквилибриста на канате, телефон разрывался от предложений: MGM были готовы договариваться об эксклюзивных правах на многомиллионный фильм, знаменитое издательство предлагает срочно писать книгу «Как научиться ходить по канату на своем заднем дворе за пять дней». «Burger King» предложил 100 000 долларов за прогулку над 8-й авеню в костюме гамбургера. Предложения сняться в рекламе пива, вина, чипсов посыпались со всех сторон — все хотели видеть Филиппа своим другом. Он мог бы стать миллионером в одночасье, но не захотел превращать себя и свой поступок в символ стремления к богатству и дешевой славе. Единственное, что Филипп Пети принял с благодарностью — так это пожизненный пропуск от администрации Всемирного торгового центра на бесплатное посещение смотровой площадки башен-близнецов.

<b>Кто из нас хотя бы раз не мечтал пройти по канату? Кто не воображал себя храбрым канатоходцем Тибулом из романа Юрия Олеши "Три толстяка"? Но в обычной жизни этим занимаются лишь цирковые артисты, скажете вы. А вот и нет! Походить по канату теперь может каждый!</b>

Канатоходцы среди нас

Городской пляж в Липецке, обычный летний день. Сотни людей отдыхают, купаются, едят мороженое и загорают. Но вот вблизи пляжа, около спортплощадки, появилась группа ребят. Обычные с виду молодые люди, спортивного телосложения. Но они не отправились прямиком на пляж, а остановились возле двух деревьев, расстояние между которыми - примерно пять метров. Парень и девушка достали какие-то веревки и. начали натягивать между деревьев. Но зачем?! Корреспондент GorodLip.ru выяснила: оказалось, что это - для хождения по канату! Точнее, для специального вида спорта и активного отдыха - слеклайна.

- Мы активно увлеклись слеклайном этой весной, - рассказал об оригинальном увлечении Александр Рыжков, начинающий слеклайнист, - Узнали об этом виде спорта, распространенном пока в Америке и Европе, совершенно случайно, от председателя Федерации мультиспорта и экстремальных гонок Алексея Чернобая. У нас пока что о слеклайне знает мало народа, в основном, это москвичи и жители крупных городов. Я и Алла (девушка Александра - прим. ред.) занимаемся скалолазанием, и новое хобби стало для нас еще одним увлекательным занятием, которое не требует особой амуниции, как туризм или скалолазание.

Что это такое и с чем его едят?

Слеклайн (или стропохождение) - хождение по свободному канату (от англ. slackline- перевод slack: провисающий, слабый; line: линия) — разновидность канатохождения, когда канат свободно закреплен и отклоняется от прямой линии не только вниз под действием силы тяжести, но и в обе стороны, вследствие усилий эквилибриста. Стоит отметить, что особой физической подготовки для занятий не требуется - ходить по стропам может каждый, вне зависимости от возраста и веса.

Это хобби зародилось в 80-х годах, в долине Йосемити (Калифорния). Тогда Адам Гроссовский и Джеф Еллингтон начали ходить по ограждающим парковку цепям. Только потом они стали натягивать провисающие стропы. Эта "фишка" понравилась скалолазам долины, а потом уже и обычным людям всего мира.

Стропа 5 см
Стропа 2,5 см

Есть несколько разновидностей слеклайна:

- лонглайн ("длинная линия") - это стропы более 30 метров. Рекорд - километр;

- хайлайн (соответственно, "высокая линия") - стропы натягивают на высоте между скал, деревьев, над водой.

Стоит только захотеть!

Тем временем, ребята натянули стропы - одна шириной в 5 см (считается самой широкой в слеклайне), а другая - 2,5 см. И как же на них ходить?! Кажется, что на этих стропах нельзя даже встать без поддержки, чтобы не свалиться. Что уж тут говорить о свободной ходьбе!

- Всем кажется, что это очень сложно, - развеял мои страхи Александр. - Начинать, конечно, трудно: в течение нескольких часов ноги только адаптируются, человек пробует стоять и делать шаги. Но когда ты уже пошел по стропам - это настоящее удовольствие. Причем, этим видом активного отдыха может заниматься каждый - в Америке даже весьма тучные люди свободно и легко ходят по стропам.

Слеклайнеры - за безопасность и здоровый образ жизни

Ну, допустим, на расстоянии от земли в метр разбиться нельзя (хотя получить растяжение или ушиб - это пожалуйста). А как быть, если стропы-канаты натянуты над озером или скалами?

- Мы наблюдали за ребятами из Москвы, которые занимались слеклайном на Воргольских скалах, - отметил Александр. - У них стоит поучиться технике безопасности! Они уделяют большое внимание защите, специальным карабинам. Всегда нужно помнить, что безопасность - прежде всего.

Ребята рассказали, что для новичков стропы натягиваются совсем низко, чтобы было нестрашно спрыгнуть. А вот любители уже пробуют "подняться" повыше, как настоящие канатоходцы.

- Слеклайн - отличная альтернатива всяким вредным привычкам, - добавила Алла Карочанская. - Мы не курим и не пьем пиво, вместо этого - интересное увлечение. Когда встала на стропу первый раз, тряслись ноги, которые быстро устали с непривычки. Но ощущения - нереальные. Вскоре уже смогла сделать шажки, все получилось!

Алла уверенно шагает по стропе
Павел, любитель слеклайна

Сейчас Алла уже уверенно ходит по стропам. Кстати, девушкам на заметку: слеклайн заставляет работать практически все мышцы тела, способствует выпрямлению осанки, вырабатывает координацию и пластику.

Как я была канатоходцем

Ну как же я могла не исполнить детскую мечту - пройтись по канату?! Ребята рассказали, как нужно правильно становиться на стропу, как нужно идти, куда смотреть и что делать. Честно, хоть веревка натянута и не так высоко от земли, но становиться на тоненькую стропу, которая вовсю качается. Но своим примером ребята настолько меня заразили, что отступать некуда: встаем на стропу.

Надо сказать, что это непередаваемые ощущения: только ты и пространство, концентрация предельная, нужно следить за балансом, своими ногами, которые предательски дрожат. Но зато появился азарт: я смогу дойти до конца! Конечно же, без поддержки профессионала никуда, но к концу пути я уже ощущала уверенность в себе, ногах и стропе. Спрыгнув, первой мыслью было: хочу еще!

Самая широкая стропа
Журналист GorodLip.ru пробует пройти по стропе

Вы еще не с нами?

Заняться слеклайном в Липецке теперь может каждый. Достаточно найти этих целеустремленных и увлеченных спортом ребят (кстати, всего в нашем городе слеклайном увлекаются около тридцати ребят) или зарегистрироваться в группе в соцсети, где сообщаются следующие даты сбора канатоходцев. Если вы хотите разнообразить серые будни, познакомиться с позитивными людьми и ощутить себя цирковым артистом - вперед, на стропы!

Читайте также: