Как правильно составить формулу профессии

Опубликовано: 17.05.2024

В традиционной «Формуле профессии» (по Е.А.Климову) выделяются следующие обобщенные характеристики профессий. Позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:

1) Типы профессий – по предмету труда: природа – П; техника – Т; человек – Ч; знаковые системы – З; художественный образ – Х.

2) Классы профессий – по целям труда: гностические Г; преобразовательные – П; изыскательные – И.

3) Отделы профессий – по средствам труда: ручные – Р; механические – М; автоматические – А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также – теоретические средства – Ф.

4) Группы профессий – по условиям труда: бытовой микроклимат – Б; открытый воздух – О; необычные – Н; моральная ответственность – М; экстремальные условия - Э.

Например, с помощью «Формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию повар: предмет труда – природа (П) и художественный образ (Х), цели труда – преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда – ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда – необычные (Н).

К сожалению, при практическом использовании «Формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например. при анализе профессии токарь ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» - Ответ «техника» его не устраивал, т.к. сообразительный ученик тут же возражал: «У токаря техника – это средство труда, а что является предметом, из «Формулы» непонятно…».

Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведенной «Формулы» неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку… Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А.Климовым вариант «Формулы». Ниже представлена построенная на идеях Е.А.Климова «Схема анализа профессии» (см. Таблицу 2).

Вариант использования схемы в работе с классом (в игре «Угадай профессию»):

- сначала детям самим предлагается рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии;

- быстро обнаруживается, что они ее вроде бы «знают», но конкретно рассказать о многих ее особенностях не могут (им нужны «конкретные вопросы»);

- и тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии;

- преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут);

- далее начинается собственно игра «Угадай профессию»: все делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профессию (а еще лучше – конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с трех попыток).

Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации:

1. Клиент вообще не знает какую выбрать профессию:

- знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему) – на примере анализа 1-2-х профессий;

- игра с клиентом (консультант и клиент загадывают друг-другу профессии и пытаются отгадать их – см. выше);

- клиент обозначает привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессий (как бы обозначает с помощью схемы свои «пожелания»);

- совместное отгадывание (консультант и клиент на отдельных листочках выписывают по 5-7 профессий, соответствующих «желательным» характеристикам);

- последующее обсуждение (выбор варианта, наиболее соответствующего «пожеланиям» клиента).

2. Клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбор:

- знакомство клиента со схемой (на примере анализа 1-2-х профессий);

- но после знакомства со схемой, клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант – пытается ее «отгадать» (из 5-7 вариантов);

- долее – обсуждение и возможная коррекция представлений клиента о своей профессии..

Характеристику любой профессии можно предоставить в виде формулы, составленной из обозначений предмета труду, целей, средств и условий труда к которым она принадлежит.

ВложениеРазмер
5.formula_professii.ppt 690.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Формула профессии Нехай Светлана Владиславовна учитель технологии МАОУ СОШ Школа-Сколково Тамбов.

Формула профессии состоит из четырех букв Первая буква тип профессии Человек- Природа П Человек- Техника Т Человек- Человек Ч Человек- Знаковая система З Человек- Художест венный Образ Х П Т Ч З Х

Формула профессии состоит из четырех букв Вторая буква - класс профессии Гностические (проверить, оценить, распознать) Г Преобразующие (изготовить, преобразовать, перевести) П Изыскательские (придумать, изобрести, найти новый вариант) И Г П И

Формула профессии состоит из четырех букв Третья буква - отдел профессии Р М А Ф Профессии ручного труда Р Профессии механизиро- ванного труда М Профессии автоматизи- рованного труда А Профессии с функцио- нальными орудиями труда Ф

Труд с повышенной моральной ответствен- ностью М Труд на открытом воздухе О Труд в необычных условиях Н Формула профессии состоит из четырех букв Четвертая буква - группа профессии Труд в условиях обычного микроклимата Б Б О Н М

Формула профессии ГПИ РМАФ БОНМ ПТЧЗХ Группа профессии Отдел профессии Класс профессии Тип профессии Ч Г Ф М Профессия Учитель

Определите соответствие профессии и формулы профессии Профессия Врач Профессия Актер Профессия Повар Профессия Экономист Профессия Ветврач Профессия Программист З П М Б Ч Г Р Б З И М Б Х И Ф Б Ч П Р Б П Г Р М Практическая работа № 1

Практическая работа №1 Заполните таблицу: Профессия Формула профессии пчеловод Т П М Б шахтёр Х И Р Б экономист Т Г Ф Б тракторист Ч Г Р М ПРОГРАММИСТ З И М Б музыкант П Г Ф О

1. Когда появились первые профессии? 2. Как выбирали профессии на Руси до конца XVII века? 3 . Дайте определение профессии и специальности? 4. В чем различие профессии и специальности? 5. Какие классификации профессий вам известны? 6. Какие основные признаки лежат в основе класси- фикации профессий предложенных Климовом Е.А.? 7. Назовите типы и классы профессий? 8. Назовите отделы и группы профессий? 9. Как правильно составить формулу профессии? Вопросы для беседы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенн.

Профориентационное занятие для подростков.


Формула профессии и ты.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни.


Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Цели:Определить формулу профессии.Задачи:расширить представление детей о различных професси.


Классный час "Формула профессии" 9 класс

Формирование интереса к выбору профессии.Расширение кругозора по вопросу выбора профессии.Развитие коммуникативных компетенций, навыков самопрезентации и логического мышления.


Презентация для классного часа на тему "Формула профессии"
Беседа "Формула профессии"

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, .

В процессе профессиональной деятельности человека внимание его направлено не на отрасль (как бы ни была она хороша, престижна и т.п.), а на предмет (объект) труда. С данным предметом надо что-то сделать (цель труда). В любом трудовом процессе находятся свои орудияисредства. Существенным фактором при выборе профессии, являются также условия,в которых протекает трудовой процесс. По этим перечисленным четырем признакам трудовой деятельности и строится классификация профессий, удобная для человека, находящегося в процессе поиска профессионального самоопределения.

Схематично данная классификация выглядит в виде пяти ярусов:

- типы профессий (П-Т-Ч-З-Х) – предмет туда;

- классы профессий (Г-П-И) – цель труда;

- отделы профессий (Р-М-А-Ф) – средства труда;

- группы профессий (Б-О-Н-М) – условия труда;

- своя формула, составленная по предыдущим ступеням.

Своя формула
(группы) Б О Н М (условия)
(отделы) Р М А Ф (средства)
(классы) Г П И (цель)
(типы) П Т Ч З Х(предмет)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (типы профессий). П Т Ч З Х
Человек- Природа Предмет труда: Различные живые организмы. Биологические процессы Примеры профессий: Тракторист-машинист, рыбовод, зоотехник, агроном.
Человек- Техника Предмет труда: Технические системы. Вещественные объекты. Материалы. Виды энергии Примеры профессий: Водитель, токарь, диспетчер, инженер
Человек–Человек Предмет труда: Люди (человек – индивид – индивидуальность; большие и малые группы; различные возрастные и социальные категории) Примеры профессий: Продавец, медсестра, секретарь-машинистка, бортпроводник, учитель, психолог, воспитатель
Человек- Знаковая система Предмет труда: Условные знаки, цифры, формулы, коды, естественные или искусственные языки Примеры профессий: Наборщик, кассир, делопроизводитель, бухгалтер, программист
Человек- Художественный образ Предмет труда: Произведения литературы, искусства Примеры профессий: Парикмахер-модельер, чеканщик, резчик по камню, фотограф
ЦЕЛЬ ТРУДА(классы профессий) Г П И
Гностическая цель (познание)
Цель: Классифицировать Оценивать Исследовать Распознавать Различать Проверять Сортировать Примеры профессий: Контролер Сборщик часов Осмотрщик вагонов Товаровед Эксперт Следователь и др.
Преобразующая цель
Цель: Обработать Переместить Организовать Преобразовать Переделать Смастерить Примеры профессий: Паркетчик Слесарь Портной Водитель Преподаватель Живописец по фарфору.
Изыскательская цель
Цель: Изобрести Придумать Найти новый вариант Сконструировать (Поиск) Примеры профессий: Закройщик Разметчик Селекционер Конструктор Художник- оформитель
СРЕДСТВА ТРУДА(отделы профессий) Р М А Ф
Ручные средства труда (труд своими руками с возможным использованием специальных инструментов) Примеры профессий: Столяр Радиотехник Ювелир Музыкант Хирург.
Механические средства труда (машинный труд с ручным управлением) Примеры профессий: Токарь Водитель Машинист тепловоза Оператор связи.
Автоматизированные средства труда (использование полуавтоматов; автоматов; автоматических линий; робототехнических комплексов) Примеры профессий: Сталевар Печатник Аппаратчик Оператор прокатных станков.
Функциональные средства труда (использование природных данных: голос, слух, зрение, физические данные и др.) Примеры профессий: Преподаватель Актер Дирижер Режиссер.

УСЛОВИЯ ТРУДА(группы профессий) Б О Н М
1. (Б) Бытовой труд (условия обычного микроклимата) Примеры профессий: бухгалтер, экономист, чертежник, и др.
2. (О) Труд на открытом воздухе (резкие перепады температуры, влажности) Примеры профессий: строитель, пожарник, полевод и т.п.
3. (Н) Труд в необычных условиях (под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями) Примеры профессий: летчик, шахтер, водолаз, космонавт
4. (М) Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности Примеры профессий: учитель, врач, инспектор милиции, инженер по технике безопасности и др.

Методика 8. «Дифференциально-диагностический опросник».

Изучение профессиональных предпочтений с учетом
«Предмета труда» по Е.А. Климову

В основу методики «Дифференциально-диагностический опросник» положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек, природа, техника, художественный образ, знаковая система».

Допустим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли больше?

Что бы вы предпочли:

1а) ухаживать за животными ИЛИ

1б) обслуживать машины (следить, регулировать);

2а) помогать больным людям ИЛИ

2б) составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин;

3а) следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок ИЛИ

3б) следить за состоянием, развитием растений;

4а) обрабатывать материалы (дерево, ткань, металлы, пластмассу и т.д.) ИЛИ

4б) доводить товары до потребителя, продавать, рекламировать;

5а) обсуждать научно-популярные книги, статьи ИЛИ

5б) обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты);

6а) выращивать молодняк (хвойных какой-либо породы) ИЛИ

6б) тренировать товарищей (или малышей), готовя их к выполнению каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных);

7а) копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) ИЛИ

7б) управлять каким-либо грузовым средством – трактором, тепловозом;

8а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и др.) ИЛИ

8б) оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов);

9а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище ИЛИ

9б) искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках;

10а) лечить животных ИЛИ

10б) выполнять вычисления, расчеты;

11а) выводить новые сорта растений ИЛИ

11б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания);

12а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, наказывать, поощрять ИЛИ

12б) разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок);

13а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности ИЛИ

13б) наблюдать, изучать жизнь микробов;

14а) налаживать медицинскую аппаратуру (приборы и др.) ИЛИ

14б) оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях и т.д.;

15а) составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. ИЛИ

15б) художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые);

16а) делать лабораторные анализы в больнице ИЛИ

16б) принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение;

17а) красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий ИЛИ

17б) осуществлять монтаж или сбор машин, приборов;

18а) организовывать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, музеи, туристические походы ИЛИ

18б) играть на сцене, принимать участие в концертах;

19а) изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания ИЛИ

19б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты;

20а) вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада ИЛИ

20б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и т.д.).

Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.

Таблица «Я предпочту»

10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а 18б
19а 19б
20а 20б
Природа Техника Человек Знаковая система Художеств. образ

При получении четырех-пяти баллов по трем и более типам профессий можно говорить о том, что ваши интересы широки, не ярко выражены и профессиональные склонности осознаются вами недостаточно.

Интерпретация результатов:

Человек – Природа.

Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на объекты живой природы: животный мир, растения, микроорганизмы. При выборе профессий данного типа следует учесть, что обычно живая природа выступает для человека с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом.

Примеры профессий этого типа: агроном, биолог, биохимик, механизатор, садовод, животновод, тепличница, птицевод, зоотехник, ветеринар, семеновод, ботаник и др.

Профессиограмма: Человек «природы» должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность. Ему также необходимы любовь к животным и растениям, хорошее воображение, наблюдательность, физическая выносливость, высокая работоспособность.

Человек – Техника.

Вас, скорее всего, могут заинтересовать профессии, связанные с техникой, различными техническими системами, машинами, механизмами, аппаратами, объектами неживой природы. Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение.

Примеры профессий этого типа: шофер, токарь, слесарь, инженер-конструктор, киномеханик, инженер-радиотехник, инженер-строитель и др.

Здесь же профессии, связанные с: добычей, обработкой грунтов и горных пород (шахтер, бульдозерист); профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик); профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов; строительные профессии; профессии в транспорте.

Профессиограмма: Человеку, выбирающему профессию типа «Техника», необходима физическая и психологическая выносливость, хорошее зрительное и слуховое восприятие, развитое образное и пространственное мышление, а также хорошая координация движений, стремление к ручному труду, любовь к технике. Он предпочитает точность и имеет направленность на осуществление измерительных действий.

Человек – Человек.

Вас, вероятно, могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на человека. Эти профессии связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, с руководством и контролем за деятельностью людей.

В данной профессиональной сфере школьнику помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, обществознание, психология…

Примеры таких профессий: работник медицины, юрист, работник культуры, педагог, тренер, журналист, работник сферы обслуживания, учитель, воспитатель, психолог, руководитель, менеджер по персоналу, любой работник в сфере услуг.

Профессиограмма: Человеку, выбирающему профессию такого типа, необходимы высокие моральные качества, вежливость, выдержка, общая культура, доброжелательность, внимательность и общительность.

Профессии этого типа требуют от человека как умений устанавливать и поддерживать контакт с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях так и подготовки к какой-либо области производства, науки, техники, искусства.

Профессионал данного типа должен иметь двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.

Человек – Знаковая система.

Вас, видимо, могут заинтересовать группы профессий, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, графиков; на создание систем условных знаков, на оформление документов и схематическое изображение объектов.

Примеры профессий этого типа: программист, наборщик, кассир, экономист, геодезист, бухгалтер, телеграфист, библиограф, фармацевт, секретарь-машинистка, ученый-теоретик и др.

Профессиограмма: Человеку, выбирающему профессию типа «Знаковая система», необходимо устойчивое внимание, хорошая память, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, способность к логическому мышлению. Он должен любить знаки, символы, любые знаковые системы и уметь погружаться в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и др.

В процессе профессиональной деятельности человека внимание его направлено не на отрасль (как бы ни была она хороша, престижна и т.п.), а на предмет (объект) труда. С данным предметом надо что-то сделать (цель труда). В любом трудовом процессе находятся свои орудияисредства. Существенным фактором при выборе профессии, являются также условия,в которых протекает трудовой процесс. По этим перечисленным четырем признакам трудовой деятельности и строится классификация профессий, удобная для человека, находящегося в процессе поиска профессионального самоопределения.

Схематично данная классификация выглядит в виде пяти ярусов:

- типы профессий (П-Т-Ч-З-Х) – предмет туда;

- классы профессий (Г-П-И) – цель труда;

- отделы профессий (Р-М-А-Ф) – средства труда;

- группы профессий (Б-О-Н-М) – условия труда;

- своя формула, составленная по предыдущим ступеням.

Своя формула
(группы) Б О Н М (условия)
(отделы) Р М А Ф (средства)
(классы) Г П И (цель)
(типы) П Т Ч З Х(предмет)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (типы профессий). П Т Ч З Х
Человек- Природа Предмет труда: Различные живые организмы. Биологические процессы Примеры профессий: Тракторист-машинист, рыбовод, зоотехник, агроном.
Человек- Техника Предмет труда: Технические системы. Вещественные объекты. Материалы. Виды энергии Примеры профессий: Водитель, токарь, диспетчер, инженер
Человек–Человек Предмет труда: Люди (человек – индивид – индивидуальность; большие и малые группы; различные возрастные и социальные категории) Примеры профессий: Продавец, медсестра, секретарь-машинистка, бортпроводник, учитель, психолог, воспитатель
Человек- Знаковая система Предмет труда: Условные знаки, цифры, формулы, коды, естественные или искусственные языки Примеры профессий: Наборщик, кассир, делопроизводитель, бухгалтер, программист
Человек- Художественный образ Предмет труда: Произведения литературы, искусства Примеры профессий: Парикмахер-модельер, чеканщик, резчик по камню, фотограф
ЦЕЛЬ ТРУДА(классы профессий) Г П И
Гностическая цель (познание)
Цель: Классифицировать Оценивать Исследовать Распознавать Различать Проверять Сортировать Примеры профессий: Контролер Сборщик часов Осмотрщик вагонов Товаровед Эксперт Следователь и др.
Преобразующая цель
Цель: Обработать Переместить Организовать Преобразовать Переделать Смастерить Примеры профессий: Паркетчик Слесарь Портной Водитель Преподаватель Живописец по фарфору.
Изыскательская цель
Цель: Изобрести Придумать Найти новый вариант Сконструировать (Поиск) Примеры профессий: Закройщик Разметчик Селекционер Конструктор Художник- оформитель
СРЕДСТВА ТРУДА(отделы профессий) Р М А Ф
Ручные средства труда (труд своими руками с возможным использованием специальных инструментов) Примеры профессий: Столяр Радиотехник Ювелир Музыкант Хирург.
Механические средства труда (машинный труд с ручным управлением) Примеры профессий: Токарь Водитель Машинист тепловоза Оператор связи.
Автоматизированные средства труда (использование полуавтоматов; автоматов; автоматических линий; робототехнических комплексов) Примеры профессий: Сталевар Печатник Аппаратчик Оператор прокатных станков.
Функциональные средства труда (использование природных данных: голос, слух, зрение, физические данные и др.) Примеры профессий: Преподаватель Актер Дирижер Режиссер.

УСЛОВИЯ ТРУДА(группы профессий) Б О Н М
1. (Б) Бытовой труд (условия обычного микроклимата) Примеры профессий: бухгалтер, экономист, чертежник, и др.
2. (О) Труд на открытом воздухе (резкие перепады температуры, влажности) Примеры профессий: строитель, пожарник, полевод и т.п.
3. (Н) Труд в необычных условиях (под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями) Примеры профессий: летчик, шахтер, водолаз, космонавт
4. (М) Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности Примеры профессий: учитель, врач, инспектор милиции, инженер по технике безопасности и др.

Методика 8. «Дифференциально-диагностический опросник».

Изучение профессиональных предпочтений с учетом
«Предмета труда» по Е.А. Климову

В основу методики «Дифференциально-диагностический опросник» положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек, природа, техника, художественный образ, знаковая система».

Допустим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли больше?

Что бы вы предпочли:

1а) ухаживать за животными ИЛИ

1б) обслуживать машины (следить, регулировать);

2а) помогать больным людям ИЛИ

2б) составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин;

3а) следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок ИЛИ

3б) следить за состоянием, развитием растений;

4а) обрабатывать материалы (дерево, ткань, металлы, пластмассу и т.д.) ИЛИ

4б) доводить товары до потребителя, продавать, рекламировать;

5а) обсуждать научно-популярные книги, статьи ИЛИ

5б) обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты);

6а) выращивать молодняк (хвойных какой-либо породы) ИЛИ

6б) тренировать товарищей (или малышей), готовя их к выполнению каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных);

7а) копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) ИЛИ

7б) управлять каким-либо грузовым средством – трактором, тепловозом;

8а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и др.) ИЛИ

8б) оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов);

9а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище ИЛИ

9б) искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках;

10а) лечить животных ИЛИ

10б) выполнять вычисления, расчеты;

11а) выводить новые сорта растений ИЛИ

11б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания);

12а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, наказывать, поощрять ИЛИ

12б) разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок);

13а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности ИЛИ

13б) наблюдать, изучать жизнь микробов;

14а) налаживать медицинскую аппаратуру (приборы и др.) ИЛИ

14б) оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях и т.д.;

15а) составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. ИЛИ

15б) художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые);

16а) делать лабораторные анализы в больнице ИЛИ

16б) принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение;

17а) красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий ИЛИ

17б) осуществлять монтаж или сбор машин, приборов;

18а) организовывать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, музеи, туристические походы ИЛИ

18б) играть на сцене, принимать участие в концертах;

19а) изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания ИЛИ

19б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты;

20а) вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада ИЛИ

20б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и т.д.).

Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.

Таблица «Я предпочту»

10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а 18б
19а 19б
20а 20б
Природа Техника Человек Знаковая система Художеств. образ

При получении четырех-пяти баллов по трем и более типам профессий можно говорить о том, что ваши интересы широки, не ярко выражены и профессиональные склонности осознаются вами недостаточно.

Интерпретация результатов:

Человек – Природа.

Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на объекты живой природы: животный мир, растения, микроорганизмы. При выборе профессий данного типа следует учесть, что обычно живая природа выступает для человека с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом.

Примеры профессий этого типа: агроном, биолог, биохимик, механизатор, садовод, животновод, тепличница, птицевод, зоотехник, ветеринар, семеновод, ботаник и др.

Профессиограмма: Человек «природы» должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность. Ему также необходимы любовь к животным и растениям, хорошее воображение, наблюдательность, физическая выносливость, высокая работоспособность.

Человек – Техника.

Вас, скорее всего, могут заинтересовать профессии, связанные с техникой, различными техническими системами, машинами, механизмами, аппаратами, объектами неживой природы. Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение.

Примеры профессий этого типа: шофер, токарь, слесарь, инженер-конструктор, киномеханик, инженер-радиотехник, инженер-строитель и др.

Здесь же профессии, связанные с: добычей, обработкой грунтов и горных пород (шахтер, бульдозерист); профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик); профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов; строительные профессии; профессии в транспорте.

Профессиограмма: Человеку, выбирающему профессию типа «Техника», необходима физическая и психологическая выносливость, хорошее зрительное и слуховое восприятие, развитое образное и пространственное мышление, а также хорошая координация движений, стремление к ручному труду, любовь к технике. Он предпочитает точность и имеет направленность на осуществление измерительных действий.

Человек – Человек.

Вас, вероятно, могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на человека. Эти профессии связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, с руководством и контролем за деятельностью людей.

В данной профессиональной сфере школьнику помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, обществознание, психология…

Примеры таких профессий: работник медицины, юрист, работник культуры, педагог, тренер, журналист, работник сферы обслуживания, учитель, воспитатель, психолог, руководитель, менеджер по персоналу, любой работник в сфере услуг.

Профессиограмма: Человеку, выбирающему профессию такого типа, необходимы высокие моральные качества, вежливость, выдержка, общая культура, доброжелательность, внимательность и общительность.

Профессии этого типа требуют от человека как умений устанавливать и поддерживать контакт с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях так и подготовки к какой-либо области производства, науки, техники, искусства.

Профессионал данного типа должен иметь двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.

Человек – Знаковая система.

Вас, видимо, могут заинтересовать группы профессий, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, графиков; на создание систем условных знаков, на оформление документов и схематическое изображение объектов.

Примеры профессий этого типа: программист, наборщик, кассир, экономист, геодезист, бухгалтер, телеграфист, библиограф, фармацевт, секретарь-машинистка, ученый-теоретик и др.

Профессиограмма: Человеку, выбирающему профессию типа «Знаковая система», необходимо устойчивое внимание, хорошая память, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, способность к логическому мышлению. Он должен любить знаки, символы, любые знаковые системы и уметь погружаться в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и др.

Вопрос «кем быть?» относится к разряду тех, на которые тяжело ответить уверенно (особенно в свои 14−16 лет). Как выбрать профессию и не разочароваться в ней? Адукар поможет найти ответ на этот вопрос.

Сначала убедись, что не допустил типичных ошибок при выборе профессии. Если с этим всё в порядке, давай подробнее разберёмся с формулой выбора профессии. Она состоит из трёх элементов: хочу + могу + надо. В чём же смысл?


«Хочу» — мои желания

При выборе профессии отталкивайся от своих желаний. Не слушай других, а ищи свою мотивацию. Помни, что выбрав профессию не по любви, ты рискуешь попасть в ряды тех, кому работа приносит страдания, а не удовольствие. Сложно сориентироваться? Тогда ответь на следующие два вопроса, они помогут определиться. Вариантов может быть не больше трёх.

Вопрос первый: с кем или с чем бы ты хотел работать?

2) Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования);

3) Финансы (деньги, акции, фонды, кредиты);

4) Техника (механизмы, станки, конструкции, приборы, машины);

5) Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись );

6) Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые);

7) Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные);

8) Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты);

9) Изделия (изготовление изделий из металла, ткани, меха, кожи, дерева, камня, изготовление лекарств);

10) Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоёмы, месторождения).


Вопрос второй: какой вид деятельности тебе интересен?

1) Управление (руководство чьей-то деятельностью);

2) Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей);

3) Образование (воспитание, обучение, формирование личности);

4) Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение);

5) Творчество (создание оригинальных произведений искусства);

6) Производство (изготовление продукции);

7) Конструирование (проектирование деталей и объектов);

8) Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо);

9) Защита (охрана от враждебных действий).

Когда ты ответил на эти два вопроса, можешь приступить к самому интересному: изучению матрицы профессий. Всех профессий в ней ты, конечно, не найдёшь, но сориентироваться на примерах сможешь. При необходимости не забывай пользоваться и словарём профессий.


«Могу» — мои способности

Вторая ступенька самоанализа — поиск того, что у тебя хорошо получается делать. Отыскав свои сильные стороны, не забудь приписать к ним и личностные качества: характер, темперамент, психологический тип (экстраверт или интроверт) При необходимости учти возможные ограничения по здоровью. Чем лучше ты себя узнаешь, тем проще тебе будет определиться с профессией.


Тяжело разобраться в себе? Попробуй посмотреть на себя глазами другого человека, которого ты хорошо знаешь. Описывать себя со стороны будет немного проще

«Надо» — полезность профессии

Под словом «надо» имеется в виду востребованность профессии. Сложно сказать, будет ли популярна твоя специальность на рынке труда после того, как ты закончишь колледж или вуз. Но если подковать себя знаниями о профессии, изучить тенденции, проанализировать имеющийся спрос на профессию, почитать мнения специалистов по поводу дальнейшей востребованности профессии, то вполне можно составить точный прогноз.


И небольшой лайфхак напоследок. Психологи советуют смоделировать у себя в голове такую ситуацию. Тебе нужно купить в магазине товар, но ты не знаешь, какой именно. Мало того, ты не в курсе, сколько он стоит. Да и в ассортименте не совсем разбираешься. Но знаешь, что от этой покупки зависит твоя жизнь. Подобная ситуация вызывает волнение, не правда ли? А теперь поясним, who is who.

Товар — это твоя профессия. Его цена — твои способности. Ассортимент — мир профессий. Соответственно, для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно изучить «ассортимент» профессий, оценить свои способности, соотнести их с «ценником» и выбрать самый подходящий вариант. Не забывая, конечно, о востребованности. Лучше понять себя и определиться с выбором профессии помогут тесты на профориентацию, которые доступны на сайте Адукар онлайн и бесплатно.

Мы верим, что у тебя всё получится!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: