Как профессии родителей влияют на детей

Опубликовано: 04.07.2024

Многие в детстве хотели стать космонавтом, балериной или актрисой Большого театра. А может, просто воспитательницей в детском саду, как мама. Прошли годы, у кого-то детские мечты стали явью, а кто-то запрятал их на самое дно души, обзаведясь вместо этого востребованной, актуальной, денежной специальностью, на которую указали родители или другой уважаемый человек.

Едва ли найдутся такие родители, которые относились бы безразлично к выбору детьми их будущей профессии и не были бы обеспокоены вопросами их жизненного самоопределения. При этом одни активно вмешиваются в дела ребенка, настаивают, требуют, устраивают на работу или в учебное заведении, другие только советуют, но предоставляют право окончательного выбора детям. Третьи следуют формулировке – «делай, как знаешь», но огорчаются, если их дети выбирают будущую профессию с их точки зрения не совсем удачно.

Дети, сознательно или подсознательно ориентируются на родителей, на их мнение и ожидания. Кто-то старается оправдать родительские надежды, доказать таким образом свою состоятельность и любовь, кто-то просто подражает старшим. Кто-то доказывает противоположное – свою независимость, и выбирает профессию, не имеющую ничего общего со специальностями родителей.

Часто на выбор профессии ребенка оказывают сильное влияние желания родителей. А родители либо хотят, чтобы дети продолжали семейную династию, либо чтобы дети исполнили несбывшиеся надежды и мечты.

Часто родители видят возможность через ребенка реализовать то, чего когда-то не достигли сами. Мотивация здесь приблизительно такая: если я не смог прожить нормальную жизнь, так пусть мой ребенок это сделает. В результате чадо, которое имеет способности, например, к рисованию (что, по мнению родителей, неперспективно), отправляется в школу с математическим (английским, экономическим и т.д.) уклоном. А потом поступает в вуз, выбранный родителями, получает диплом и становится рядовым специалистом с соответствующей зарплатой. Или хорошим специалистом, но несчастным человеком, ненавидящим свою работу всеми фибрами души. Родительская мечта, что ребенок проживет в соответствии с их планами, терпит фиаско. Проблема отцов и детей иногда доходит до взаимных обвинений. Дети утверждают, что родители испортили им жизнь. Родители разочарованы в том, что надежды не оправдались.

Моя подруга Маша всегда жила в мире манекенов, эскизов, каталогов, тканей, набросков и зарисовок. Ее всегда тянуло к необычной одежде, она часто и с удовольствием меняла свой имидж, перешивала старую одежду. С детства она мечтала стать дизайнером. Но родители посчитали, что заниматься кройкой и шитьем – несерьезное дело. Машина мама, хотела, чтобы дочь стала врачом. Поэтому подготовку к поступлению в медицинский институт начали уже в школе: Машу заставляли углубленно изучать биологию, анатомию, химию. А девочку воротило от вида крови и человеческих органов. Маша неоднократно пыталась объяснить родителям, что врача из нее не получится, но они об этом даже слушать не хотели. В итоге Маша поступила в медицинскую академию. Сдала несколько сессий и поняла, что работать в этой сфере она не сможет. Сейчас моя подруга работает дизайнером известной марки одежды.

– Я воплотила свою мечту в реальность, и я счастлива, – говорит она. – Не представляю себя врачом в белом халате. Сидела бы я в поликлинике на приеме, пациентов бы своих не любила и винила б весь мир во всех неудачах!

Специалисты не рекомендуют родителям выбирать профессию за ребенка. Можно лишь дать совет. Представьте, что ребенок поступил в экономический вуз, потому что так хотела мама. Прошел год, два или, что еще хуже, пять лет – и человек понял, как ненавидит формулы и графики, а работа в офисе кажется ему унылой и неперспективной. Понятно, что при таком отношении к учебе диплом тоже не блещет хорошими оценками, и о том, чтобы более-менее прилично устроиться по специальности не приходится даже думать. Не станет ли тогда жаль потраченных впустую лет?

Честно ответьте себе на вопрос: почему вы выбрали вашу профессию? Кто или что повлияло на ваш выбор? Если вы чувствуете неуверенность, если есть сомнения или неясная неудовлетворенность, помните: вы всегда можете сменить род деятельности. Ведь работа – это важная и значимая часть жизни. Работа должна приносить удовлетворение. Только тогда человек сможет достичь по-настоящему заметных результатов.

Вот,вот.Скажут родители иди,учись на кого-то,да ещё по блату устроят,а ребёнок потом всю жизнь расплачивается.И вот хорошо если смелости хватит,да и денег тоже пойти в другой институт или техникум,а если нет денег,то и придётся всю жизнь мучиться.А потом выйдет из ребёнка плохой врач или учитель.
Вот у меня,например,так. Мама повлияла на выбор профессии, тем, что подталкивала к нужному училищу,а ещё то, что денег не было на дорогой институт.Единственное хорошо,что уже сейчас спустя года, открыла вдруг в себе писательское желание и стала писать в виде хобби.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Влияние родителей на выбор профессии весьма значительно. На что следует обратить внимание и к чему из сказанного стоит прислушаться, а что стоит решать самостоятельно старшекласснику? Как правильно реагировать на советы и как они могут повлиять на вашу дальнейшую судьбу. Узнайте ответы на эти вопросы, ознакомившись с материалом.

Одни люди с обидой рассказывают о том, как им пришлось потратить с десяток лет на учебу и работу «для мамы» — и лишь потом взять на себя, наконец, смелость вернуться к тому, чем всегда так хотелось заниматься самим. Поистине детский восторг от обретения любимого дела иногда сопровождается чувством досады. Досады на то, что столько лет потрачено зря. На то, что все, кто стартовали тогда, сразу после школы, добились уже многого — и их не догнать. Досады на то, что уже не так просто дается и второе высшее образование, и перемена привычного образа жизни.

Другие же говорят, что благодарны матери или отцу. Что только впоследствии осознали, насколько близкой и «своей» стала для них… навязанная профессия. Здесь можно услышать истории вроде: «Я же была совсем девчонкой, ветер в голове — то в актрисы хотелось после удачной роли в школьном спектакле, то вслед за подружками поступить на престижный экономический. Если б папа тогда не настоял тогда на образовании инженера, не знаю, что бы со мной было».

Надо ли слушать старших, когда выбираешь профессию и вуз? С одной стороны, вы строите свою жизнь, в которой предстоит жить самим — и отвечать за себя самим. С другой стороны, родители не чужие вам люди и желают добра — а значит, к их советам стоит прислушаться.

Попробуем разобраться. Итак, ваши мнения разошлись. Посмотрим, какие точки зрения обычно высказывают старшие, чем они обычно аргументируют свою позицию — и как на это реагировать.

«В этой профессии денег никогда не заработаешь»

Родители рекомендуют вам обратить внимание на денежные, по их мнению, варианты. Прежде всего, задумайтесь, насколько финансовая независимость и материальный достаток значимы для вас самих. Зарабатывать на элементарные траты можно абсолютно в любой профессии, а вот стать владельцем яхты, новой шикарной машины и виллы на берегу моря может, действительно, представитель далеко не каждой специальности. Важно объективно оценить необходимый вам уровень дохода. Именно поэтому здесь стоит прислушаться к мнению взрослого: самому бывает трудно оценить свои потребности, если обычно их обеспечивают взрослые.

При этом нужно иметь в виду, что взрослые не всегда обладают правильной информацией по этому вопросу, хотя и жизненный опыт значит многое. Всё же перепроверьте услышанное: вы можете, например, зайти на сайты по поиску работы и посмотреть на востребованность профессии на рынке труда и уровень предлагаемого дохода.

«Мне не удалось, зато ты туда поступишь»

Иногда бывает, что по разным причинам родители не смогли реализовать свою мечту и, видя в ребенке свое продолжение, хотят, чтобы эту мечту осуществил он. Нужно серьезно отнестись к этому решению. Хорошо, если вы действительно получили «в наследство» от мамы или папы способности и интерес именно к этой профессии. А если нет? Лучше и не пытаться быть не собой, а другим человеком. Это может иметь серьезные последствия — особенно если ожидания оправдать не удастся.

Здесь необходим серьезный разговор. Попробуйте понять, исходя из чего семья советует избрать такой жизненный путь. Разъясните свою позицию: вы другой человек, со своими интересами, способностями и желаниями.

«У тебя не получится»

Родители убеждают, что и сама профессия, и даже обучение на интересующем вас факультете слишком сложны. Они считают, что вы переоцениваете свои силы и не понимаете, насколько тяжело вам придется: «А помнишь, наш сосед, как ни старался, вылетел с третьего курса?»

Стоит прислушаться к этим доводам и точнее разобраться с тем, что же вас ждет, на какие предметы будет делаться упор при обучении — и на каком уровне сложности. Оцените объективно свои возможности, снимите «розовые очки». Впрочем, родители рискуют и недооценить ваши силы, особенно если вы замечали, что так было и в других областях.

«Я же лучше знаю: эта профессия идеальна для тебя!»

Наверное, в первый момент такие заявления вызывают только чувство протеста, но не торопитесь затыкать уши и отворачиваться. Попросите маму с папой объяснить их позицию. Возможно, окажется, что они замечают в вас какие-то качества, которых вы сами не видите. Особенно это актуально в ситуации, когда вы сами еще не определились окончательно. Иногда близкие люди видят особенности и способности человека даже лучше, чем он сам. Задумайтесь, насколько хорошо знают вас родители, насколько у вас доверительные отношения. Или у них в голове всё еще образ того ребенка, которым вы уже перестали быть? Смогли бы вы, скажем, поехать учиться в другой город? Не страшно?

«Ты нас разоришь!»

Порой родители говорят вещи, которые вообще нельзя оставлять без внимания. Самый яркий пример — если обучение в выбранном вами вузе платное и семья не потянет таких расходов. В таком случае можно постараться найти компромисс. Либо поискать вуз, в котором обучение по этой же или близкой специальности будет дешевле (или где есть шансы поступить на бюджетное отделение). Либо — если вам так важен именно этот вуз, — договориться, что часть средств за обучение вы будете вносить из собственных денег. Это может быть подработка, это может быть договоренность о сокращении средств на личные расходы, вы можете попробовать получить грант на обучение и т. д.

Если родители говорят, что конкретный вуз не дает по выбранной специальности качественного образования, вам тоже лучше заняться совместным поиском компромиссных вариантов.

«Плавали, знаем»

При этом не надо забывать, что и в рамках одной профессии есть очень разные специализации; многое зависит и от непосредственного места работы. Если минусы, названные вам, связаны в основном с этим, то у вас есть шанс пройти по той же профессиональной дорожке совсем иным путем, может быть — более успешным. А мама или папа станут верными советчиками и помощниками в этом, если вы всё же решите последовать их примеру. О чем и можно с ними сразу договориться.

«Там же легко!»

Иногда любимому чаду предлагают пойти учиться в вуз, в который проще поступить, или освоить профессию, по которой потом вас устроят на работу. Конечно, это избавляет от многих проблем, но, прежде чем согласиться, ответьте себе: а готовы ли вы ради легкости отказаться от собственных желаний, стремлений, предпочтений? Что более ценно для вас?

Тут нет «хорошего» и «плохого» — всё зависит от того, ощущаете ли вы уже в себе достаточно сил и уверенности для принятия полностью самостоятельных решений.

«Мы не знаем, каково это»

Родителям всегда бывает очень тревожно, когда ребенок выбирает профессию, далекую от их сферы деятельности — например, сын врачей хочет учиться на режиссера или дочь музыкантов поступает на специальность «Экономика». Эта тревога обусловлена тем, что родители не знают, как помочь вам в будущем, если возникнут какие-то профессиональные вопросы. К тому же часто в таких случаях сама профессия окутана для них мифами, изображающими ее как трудную, или невыгодную, или невостребованную и т. п. Если это ваш случай, устройте родным знакомство с вашим будущим делом. Расскажите, в чем заключаются ежедневные обязанности, где могут работать такие специалисты и какова их зарплата. Тогда больше шансов, что вы получите поддержку в вашем выборе.

***

В общем, все советы старших нужно воспринимать не как истину в последней инстанции, а как еще один источник информации.

Причем источник, хочется надеяться, доброжелательный и конструктивный. Но, как и с любым источником информации, с ним надо работать. Что это значит? Важно спокойно, по-взрослому поговорить с родителями, выяснить причины и аргументы, по которым они дают ту или иную рекомендацию. Чувство протеста («А я всё сделаю по-своему!») — сейчас плохой советчик: вам нужна объективность.

Но любой источник информации не должен быть единственным, и родительское мнение не исключение. Важно изучить мнение самих специалистов в выбранной вами профессии, почитать статьи о ней, узнать как можно подробнее о вузе и факультете, на который собираетесь поступать…

И уже после этого взвешивать все «за» и «против».

Получать информацию можно и нужно разными способами. Семья, чаще всего, источник один из лучших. Но решение всегда остается за вами, ведь вы определяете свой жребий.

В любом случае, поблагодарите близких за неравнодушие к вашей судьбе; уверьте их, что тщательно взвесили все аргументы. И обратитесь с просьбой поддержать ваш выбор — первый взрослый выбор в вашей жизни. Расскажите о том, что их поддержка необходима вам, чем бы вы ни решили заниматься.

Только по-настоящему взрослое, вдумчивое ваше отношение к профориентации даст возможность родителям понять, что вы и вправду уже готовы брать на себя ответственность за свою жизнь.

Капризы, скандалы, нежелание слышать другие мнения — поведение детское, а потому матери или отцу хочется взять жизнь сына или дочери под еще больший контроль. Помните об этой вполне естественной реакции.

Выбор профессии и учебного заведения — пожалуй, первая серьезная проверка на взрослость.

К таким проблемам относятся:

  • оценка способностей ребенка, как основы для успешной трудовой деятельности в будущем;
  • интересы ребенка, влияющие на мотивацию профессионального выбора;
  • собственные интересы как осознанные, так и подсознательные;
  • собственные профессиональные стереотипы, установки, опыт, кругозор и т.д., то есть то, что влияет на ребенка.

Часто родителям сложно помочь собственному ребенку сделать профессиональный выбор. Вроде предлагается профессия, которая полностью подходит его способностям, которая позволит получить хорошее образование, а в будущем зарабатывать приличные деньги. Однако, часто все предложения подростком отвергаются, а самостоятельный выбор профессии кажется родителю огромной глупостью, так как, по его мнению, у ребенка нет опыта. Попытки обсудить с ребенком будущую профессию, чтобы хоть как-то решить проблему профессионального выбора иногда доходят до конфликтов.

Влияние профессиональной деформации

Человеческий организм развивается постоянно. В детстве это обусловлено биологической программой развития организма. Развитие у взрослого связанно с адаптацией под условия окружения, трудовой деятельности, а позднее обуславливается процессами старения.

В целом профессия накладывает на человека определенный отпечаток в мышлении, организации деятельности, кругозоре, круге общения, оценке действительности и т.д. Это значительно влияет на методы и формы принятии решений, в том числе, когда взрослому необходимо помогать ребенку.

Все это влияет на формы помощи ребенку выбрать профессию. Почему так происходит?

Профессиональная династия и нарушения в предложении профессий

Во-первых, поведение родителей влияет на воспитание ребенка, причем даже не осознано. Ребенок подсознательно копирует своих родителей включая их профессиональный выбор. Так появляются династии врачей, военных, педагогов и т.д., в том числе и потому, что родители смогут помочь с местом работы, поделятся опытом в начале профессионального роста. Таким родителям часто сложно понять желание ребенка нарушить заведенный ход событий, даже ели они понимают, что способностей к семейной профессии у него нет или профессиональные интересы ребенка совершенно иные.

Во-вторых, родители обычно предлагают своим детям профессии, понятные в первую очередь им самим, то есть те, которые связаны со своей и смежными специальностями. Иногда предлагаются профессии родственников, друзей или знакомых, но даже в этом случае, решение принимается исходя из собственного понимания работы и заработков по этой специальности. Типичный пример: «Дядя Петя – бизнесмен иди учится на экономический, будешь много денег зарабатывать, а не как я баранку крутить». И не важно, что его сын хорошо рисует и уже умеет работать в 3D Max: «компьютеры – это не профессия, и ты уже от них в зависимость попал». Так очевидно?

В-третьих, изменения в структуре востребованных профессий. Сегодня технологии меняются так быстро, что родители не успевают понимать, что перспективно, а что нет. Опыт предыдущих поколения и даже собственный опыт становится все менее и менее нужным. Если ты не можешь предложить ребенку что-то нужное, то предлагаешь что-то ненужное, так как помогать чем-то надо. А когда ребенок отказывается от предложенных вариантов, это приводит к конфликтам.

Решение проблемы

Мы все хотим выглядеть в собственных глазах «хорошими» родителями». Если нет возможности помочь ребенку, то воспринимаем себя как «несостоявшегося», «плохого» родителя, это снижает нашу самооценку, заставляет нас нервничать и переживать, ведет к спорам и конфликтам с детьми. А учитывая возрастной период ребенка, таковые становятся очень эмоциональными, с переходом на личности и обоюдными обвинениями.

Если Вы осознаете, что проблема существует и сложно разрешаема в текущей ситуации, лучше всего обратиться к специалистам. Современная профориентация значительно продвинулась вперед по сравнению с прошлым, когда людей готовили в основном по специальностям, востребованным в промышленности. Сегодня профессий много: некоторые уходят с рынка труда, появляются alt="чек-лист знаний для выбора профессии" width="191" height="221" />
новые.

Начать проще всего именно с себя, а именно определить насколько Ваша профессия влияет на представления о профессиональном выборе для ребенка. Потратьте 15 минут на бесплатный простой тест, и Вы поймете, накладывает ли ваша профессиональная деятельность отпечаток на ваши советы по выбору профессии своему ребенку.

Стоит ли выбирать профессию родителей

Выбор профессии – важное и ответственное дело. Это сложная задача даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью, что уже говорить про подростков. Поэтому помощь родителей в решении этой задачи важна и необходима. А как правильно поступить, если из поколения в поколение профессия «передается» по наследству? Ведь родители надеются, а иногда и авторитарно указывают на безоговорочное продолжение семейной династии.

О семейных династиях мы слышим довольно часто. Например, одни гордятся тем, что они – «потомственные» врачи, другие владеют семейным ресторанным бизнесом, а сколько вокруг нас «потомственных» учителей, юристов, музыкантов… И, казалось бы, что может быть лучше, когда ребенок продолжает семейное дело, сменив на этом месте родителя, который в свое время пришел на смену своим родителям?

Семейные подряды существуют во всех областях. И в этом есть определенные преимущества. Например, работая в семейном бизнесе, человек осознает, что он трудится на себя и для себя, что его благосостояние зависит от него самого и от его родственников, а не от работодателя или наемного работника. Он более заинтересован в результате своего труда, а значит будет работать с большим упорством и самоотдачей. Но это только в том случае, если вместе с упорством к работе ребенку передались и способности к данному виду деятельности. Конечно, преемственность поколений играет положительную роль, помогая добиваться наилучших результатов и обеспечивая стабильность, надежность и финансовую безопасность всем членам такой семьи. Но только ли положительные моменты на самом деле можно видеть в семейных профессиональных династиях?

К сожалению, далеко не всегда семейное дело оправдывает все ожидания. Бывает и так, что сын или дочь не унаследовали любви к семейному делу, а иногда и вовсе не стремятся плодотворно работать. Ведь они с ранних лет знают, что им обеспечено рабочее место и стабильный заработок. И даже если они не будут работать в полную силу, их все равно никогда не уволят и не оставят без средств к существованию. А потому и считают, что им не стоит прилагать особые усилия в учебе или работе. Такие примеры встречаются довольно часто, когда ребенок считает достаточным родиться в семейной династии, а все остальное ему уже приложится по умолчанию.

К сожалению, такая позиция приводит к медленному разрушению семейной династии, к ее деградации, утере тех качеств, которые передаются из поколения в поколение. А ведь любая профессия требует от человека любви, упорства, настойчивости и знаний. И только передача этих знаний, обогащающих каждое поколение, создают династию. Династия – это не призвание и не профессия, это имя, имидж семьи, ее знамя.

Соответствовать семейной династии – это значит быть похожим на своих родителей, взять от них все самое ценное, развивать, улучшать, совершенствовать, приумножать этот багаж и передавать его своим детям. Вы уверены, что ваш ребенок готов к этому?

Помогая ребенку выбирать профессию (именно помогая, а не выбирая вместо него), нужно учитывать в первую очередь его интересы, склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы. И с пониманием принимать тот факт, что современная молодежь не всегда идет по стопам родителей в выборе профессии.

Сейчас много возможностей, много новых профессий и специальностей. Но, к сожалению, многие дети оказываются лишенными самостоятельного выбора. Есть много историй про выбор профессии «как мечтала мама» или «как настоял папа», когда в результате таких выборов человек не может получать удовольствие от своей профессии и не может стать успешным. Некоторые, спустя время и долгие годы, потраченные впустую, бросают семейное дело, которое когда-то было «навязано» под предлогом «обязательного продолжения семейной династии» и уходят абсолютно в другую профессиональную сферу, в которой успешно реализуются вопреки семейным профессиональным традициям. Но, к сожалению, не у всех людей хватает сил и решимости перечеркнуть свою генетическую программу по выбору профессии и попробовать себя в чем-то другом. Поэтому родителям важно понимать, что «сделать правильный профессиональный выбор» для ребенка – это значит выбрать ту профессию, которая интересна и привлекательна, доступна и посильна, имеет спрос на рынке труда, и только потом учитывать семейные традиции в выборе профессии.

Чтобы помощь ребенку в профессиональном выборе была максимально эффективной, предлагаем вам следующие рекомендации:

Дайте своему ребенку право самостоятельного выбора будущей профессии. Не давите на его выбор, иначе это может породить конфликты. Найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции, когда вы полностью пускаете все на «самотек» или решаете сами все за ребенка, в конечном счете приведут к отчуждению между вами и еще большим разногласиям.

Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции «продолжения семейной династии», но и с позиции морального удовлетворения.

Обратитесь за помощью к специалистам. Если возникают разногласия в выборе профессии, воспользуйтесь профориентационной консультацией. Она поможет объективно оценить склонности, способности и интересы ребенка, а затем выбрать наиболее подходящую профессию. Таким образом, вы поможете ребенку соотнести свои профессиональные намерения с личностными особенностями. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.

Выясните, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию. Уточните, какие именно стороны выбранной профессии его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокая заработная плата, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения или просто любопытство? После этого обсудите вместе с ним все возможные «за» и «против» выбранной профессии.

Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, но важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.

Не принуждайте ребенка к определенному выбору, даже если в вашей семье это первый случай отказа выбирать профессию по стопам родителей. Советуя что-то детям, вы излагаете свои предпочтения, то есть то, что нравится больше вам. Но это не обязательно может интересовать вашего ребенка. В выборе будущей профессии необходимо обязательно учитывать личностные качества ребенка, которые необходимы ему в данной специальности. Поэтому лучше помогите детям узнать и раскрыть свои способности, ведь они не всегда способны сделать это самостоятельно.

Погружайте ребенка в «среду» профессии. Обсуждайте свою профессию в присутствии ребенка. Если он слышит беседы родителей об их профессиональной деятельности, это способствует постепенному погружению во все тонкости данной работы. Ваше отношение к профессии будет передаваться детям. Если вы любите свое дело и между вами и детьми есть взаимопонимание, то вполне вероятно, что они заинтересуются вашей профессией. Однако не стоит ограничивать знакомство ребенка только со своей профессией. Пусть ребенок познакомится с самыми разными областями профессиональной деятельности. В поликлинике расскажите ребенку, как работают врачи, в кафе обратите внимание на работу повара, кондитера, официанта, в самолете – на деятельность пилота, стюардессы. Неплохо, если ребенок лично пообщается с представителями интересующей его профессии. Подумайте, есть ли среди ваших друзей и знакомых такие люди. Приведите примеры из жизни: кто, как и почему работает на том или ином месте. Разберите профессию со всеми ее плюсами и минусами. Говорите с ребенком на равных, уважайте его точку зрения и избегайте манипуляции.

Не давите. Обсудите с ребенком его интересы, что ему нравится, что привлекает. Подумайте, в какой профессии могут быть применимы его способности, черты характера. Важно не навязывать свой выбор. Можно заставить согласиться на безынтересную профессию, но через силу принятое решение обязательно аукнется в будущем. Разочарованность в работе может привести к психологическим проблемам и даже болезням. Очень часто родители пытаются реализовать свои идеи в той области, где не преуспели сами. Попытка навязать свои упущенные интересы детям зачастую не приводит ни к какому результату. Помните, ваша главная задача: не настоять любой ценой выбрать «семейную профессию» и продолжать династию, а помочь ребенку принять верное решение.

Не бойтесь перемен. К сожалению, никто не застрахован от ошибок в выборе профессии. Если у человека за плечами годы обучения и опыт работы по специальности, отказаться от нелюбимой работы и начать заниматься новым видом деятельности гораздо сложнее, нежели сменить направление после первого или второго года обучения. Поэтому если ваш ребенок через некоторое время твердо решит сменить сферу деятельности, не стоит этого бояться. Никогда не поздно менять что-то в своей жизни.

Помните, ваши рекомендации – это не единственный источник информации, и он не должен быть таковым при выборе будущей профессии вашего ребенка. Подскажите ребенку, что также важно узнать больше информации о выбранном вузе и факультете. И только после этого принимать взвешенное решение. Получать информацию ребенок должен всеми доступными способами.

Объективно оцените успеваемость ребенка. Хорошие оценки по определенным предметам у ребенка в школе еще не означают, что он преуспеет в соответствующих направлениях. Поэтому критично оценивайте эту информацию и не используйте ее как главный вектор выбора профессии.

Не убивайте инициативу. Разбросанные в комнате провода, болтики, выкройки, рисунки, вырезки указывают на определенное увлечение. Увлечение и склонность – это начало выбора профессии, познание того, что потом пригодится в жизни. Поэтому не ругайте ребенка за такой «творческий беспорядок», а лучше обратите внимание на те сферы, которые ему интересны.

Поддержите ребенка. Многие родители считают, что они лучше знают, какую профессию должен выбрать их ребенок. Но забывают о том, что у каждого человека есть предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Вряд ли может быть счастлив человек, занимающийся делом, не соответствующим его врожденному физическому и психическому складу. Человек же, всегда остающийся самим собой, который не идет против своей природы, пусть даже и не добьется ошеломляющих успехов, но сможет реализовать все свои цели, а это одно из важнейших условий личного счастья. Поэтому какой бы профессиональный выбор не сделал ваш ребенок, поддержите его, ведь это его один из первых серьезных выборов на пути во взрослую жизнь. И даже если он пошел вопреки семейным традициям выбора профессии, главное, чтобы этот выбор приносил моральное удовлетворение и способствовал самореализации. Видеть счастливые глаза ребенка – это гораздо важнее продолжения семейной династии.

Притча о выборе профессии

Жили по соседству две подруги. И родили они сыновей в один день, и мечтали о будущем своих детей…

– Я мечтаю, чтобы мой сын был выдающимся человеком, продолжил наше семейное призвание: стал успешным и известным музыкантом, как его отец, дед и прадед… – Мечтала одна подруга.

– А я мечтаю о том, чтобы мой сын был добрым человеком, чтобы он никогда не причинил никому зла и не забывал родного дома. – Сказала другая подруга.

Шли годы, сыновья выросли и покинули родные дома. Один продолжил семейное дело, стал известным музыкантом, как и мечтала его мама. Она с гордостью рассказывала о том, как он дирижирует оркестром и пользуется большим успехом за границей, прославляя свой знаменитый музыкальный род.

А сын второй подруги стал механизатором в колхозе за сто километров от дома.

Узнав об этом, мать музыканта ответила:

– Все-таки счастье почему-то обошло тебя, сын твой не добился большого успеха.

Но собеседница ничего ей не ответила.

Так сложилось, что они обе заболели и целый месяц лежали в больнице. Каждый день приезжал к своей матери сын-механизатор из далекого села. А сын-музыкант так ни разу и не пришел. Однажды мать музыканта сказала со слезами на глазах:

– Ты счастливая мать, ты воспитала хорошего сына. И не важно, кто он по профессии. Главное, что он у тебя добрый человек и заботливый сын…

Действительно, не так важно, кем будут наши дети: юристами или инженерами, учителями или программистами. Любой родитель будет счастлив, если его ребенок найдет свое предназначение, дело своей жизни и вырастет достойным человеком.

В данной статье даны советы родителям как помочь ребёнку с выбором будущей профессии.

ВложениеРазмер
vliyanie_roditeley_na_professionalnyy_vybor_rebenka.docx 24.18 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР РЕБЕНКА

У каждого подростка рано или поздно возникает проблема - проблема выбора его будущей профессии. Это очень ответственный и сложный шаг в его жизни. Получится ли у молодого человека реализовать свои возможности, найти своё место в жизни, зависит именно от того, правильно ли он выберет свою будущую профессию.

Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор. На сегодняшний день молодёжь больше всего привлекают такие профессии, как юрист, экономист, менеджер, а учиться на рабочую профессию идут с нежеланием, хотя уже давно существует проблема перенасыщения рынка труда специалистами этих специальностей. В силу своей неопытности молодые люди не понимают, что сейчас иметь хорошую рабочую профессию намного надежнее, чем быть выпускником вуза. И, что немаловажно, в средние специальные учебные заведения поступить во многих случаях проще, чем в вузы. Поэтому необходимо правильно сориентировать выпускника школы и объяснить, что выбор рабочей профессии - удачный старт для профессионального и карьерного роста. Ведь зачастую успешные руководители в сфере промышленности начинали свою карьеру с освоения рабочей профессии.

Самоопределение в своей будущей профессии начинается в раннем детстве, когда ребёнок играет, и постепенно доходит до своего завершения в подростковом возрасте. Младший школьник подражает значимым взрослым: родителям, учителям. Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной и трудовой деятельности. Подростковый возраст - возраст быстро нарастающего логического мышления, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из книг, телепередач и т.п. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Уходя из школы после 11 или 9 классов, подростку необходимо создать жизненный план - решить вопросы кем быть и каким быть. Он должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.

Многие подростки оказываются в стрессовой ситуации, особенно если они собираются уйти из школы после 9 класса. Это происходит от того, что, с одной стороны, подростку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. И вот именно в этот период необходимо помочь ребёнку, чтобы он не совершил ошибку, и у него не возникло чувство разочарования.

Я провела анкету среди студентов 1 курса, чтобы узнать, почему ребята выбрали ту или иную профессию, осознанный ли был выбор, кто повлиял на окончательное решение? Результаты показали, что во всех школах проводились классные часы по профориентации, но только в одной школе были экскурсии на предприятия города. Практически все ребята пришли к нам по совету родственников или родителей. Очень порадовало, что большинство ребят окончательное решение принимали совместно с родителями, или ребёнок сделал выбор самостоятельно. Но очень печально, что всё же есть ребята, которые пришли в наш колледж за компанию с друзьями или поступить сюда их заставили родители. Через некоторое время такие ребята могут столкнуться с определёнными трудностями: учиться неинтересно, скучно, трудно. И тогда у них может возникнуть чувство разочарования и непонимания: зачем они здесь, для чего.

Влияние родителей на профессиональный выбор ребенка очень велико. Оно может выражаться не только в качестве указания или какого-то совета. Это может быть и высказанное при случае мнение, и взаимоотношения с людьми как представителями определённых профессий, и личный профессиональный пример, и многое другое.

Важно понимание родителями, что необходимо обращать внимание не только на то, как учится их ребёнок, но и на его интересы, его способности и на моральные качества. Родители должны воспитывать в своих детях положительное отношение к общественному долгу, способствовать и всячески содействовать реализации склонностей и способностей ребенка, а так же приучать их к труду. «Прививать трудолюбие ребёнку нужно, как только он встал на собственные ноги и сделал первые, неуверенные шаги по земле. В отчем доме в заботе о близких, в освоении повседневных дел воспитывается труженик. Семье по силам научить ребёнка и сочетать личные интересы с общественными, и испытывать потребность в труде, и трудиться умело и весело, и многому другому, что входит в ёмкое понятие «трудолюбие» [4, с.159]. Постоянно занимая ребёнка каким-то полезным делом, родители тем самым приучают его к труду и развивают в нём такие личностные качества, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду. А впоследствии эти качества будут способствовать появлению умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей жизни. «Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния» [3, с. 223].

Как уже говорилось выше, родители оказывают огромное влияние на выбор своих детей. В связи с этим их «… можно условно разделить на группы: 1) активно влияющие на своих детей в вопросах выбора профессии, дающие им квалифицированный совет; 2) пассивно относящиеся к этому вопросу; 3) представляющие детям самим решать свою судьбу; 4) навязывающие свою волю детям» [1, с.207].

К первой группе принадлежат родители, которые занимают наиболее правильную позицию в данном вопросе. Они принимают активное участие в его решении, но при этом не проявляют авторитарности: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают соображения ребенка, стараются оценить его способности и наклонности, разобраться в его стремлениях, влечениях и мотивах. Отношения родителей и детей в вопросе выбора профессии здесь основаны на взаимном доверии и уважении, они носят характер своеобразного сотрудничества.

Вторую и третью группы составляют родители с позицией невмешательства. Это родители, которые боятся дать неквалифицированный совет, или равнодушные родители, чаще всего из неблагополучных семей. Причинами такой позиции являются напряженность во взаимоотношениях между родителями и подростком, эмоциональная отчужденность членов семьи, межличностные конфликты. Дети предоставлены сами себе, имеют неполное и искаженное представление о профессиях, о своем профессиональном будущем не задумываются.

К четвёртой группе относятся активные родители с авторитарным стилем воспитания. Они подавляют инициативу ребёнка, считая, что он в силу своей неопытности, незрелости просто не в состоянии еще решать столь сложный и ответственный вопрос и выбор профессии это только их прерогатива. В большинстве случаев такие родители настроены только на получении высшего образования, не обращая внимание на способности и возможности своего ребёнка.

Так как роль родителей в выборе профессии очень велика, работу по профориентации в школе следует вести не только с детьми, но и с их родителями. В настоящее время «существенно уменьшились возможности для детей наблюдать за трудовой деятельностью родителей, за их личным примером в труде. Сейчас и в городских, и в сельских семьях дети видят, как родители собираются на работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не всегда знают, в чём он заключается» [2, с. 39.]. Поэтому родителей нужно не только готовить к оказанию помощи детям при выборе будущей профессии, но и привлекать их как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях и в организации экскурсий на их производство.

Также родителей необходимо информировать о том, что в последние годы профессия рабочего становится всё более востребованной и государство изо всех сил старается поднять её престиж. Условия и оплата труда становятся все более достойными. В частности, сейчас молодому сварщику платят в разы больше, чем начинающему юристу. В университетах образовательный процесс целиком базируется на теории, а обучение в колледже подразумевает 50% времени на практическую работу. Необходимо «убедить родителей, … что для любого молодого человека, кем бы он ни собирался в будущем стать, начало жизненного пути с рабочей профессии не закрывает возможностей роста и совершенствования, получения среднего специального и высшего образования» [1, с. 206]. И такое обучение будет более эффективным, поскольку он знает свою специальность на практике. Кроме того, зная свое дело, выпускник может работать на себя: организовать собственное предприятие или же заняться выполнением заказов физических лиц.

Всем родителям хочется обеспечить благополучие своим детям, чтобы они получили надежную, уважаемую высокооплачиваемую профессию. Но очень важно адекватно оценить способности и возможности своего ребёнка, его интеллектуальный потенциал. Хочется так же предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если вариант родителей идет вразрез с его желаниями.

Иногда ребёнок выбирает профессию своих родителей, но важно, чтобы выбор был осознанным, а не просто выполнением их воли. Привить любовь к своей профессии можно только личным примером, когда ребёнок видит хорошее отношение родителей к своей работе, их удовлетворённость своей профессией. В нашем колледже есть немало примеров, когда бывшие студенты нашего учебного заведения приводят к нам учиться своих детей. Это очень отрадно, когда дети продолжают семейные традиции, так как знают выбранную профессию с детства, а родители могут передать им своё мастерство и опыт.

И в заключении хочется сказать, что выбор будущей профессии должен быть осознанным и основываться на изучении своих интересов, способностей и на учете ситуации на рынке труда. Если ребёнок сильно сомневается в выборе профессии, то, скорее всего, это не его. Когда находится своя стезя – сомнений не бывает, остаётся абсолютная уверенность и воодушевление. Не нужно зацикливаться на прибыльности. Конечно, необходимо оценивать перспективы, но если человек будет заниматься «своим» делом, то без денег он точно не останется.

1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов – слушателей фак. обществ. профессий. М.: Просвещение, 1988. – 272 с.

2. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М.: Юрид. лит.,1989.-448 с.

3. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. - М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

4. Разумихина Г. П. Мир семьи: книга для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, 1986. – 208с.

Читайте также: