Как психологические особенности влияют на выбор профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Шапкина Е.А., Абрамова А.Н., Агеева Л.Г. Влияние личностных особенностей на выбор будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57706 (дата обращения: 21.05.2021).

Можно определить несколько факторов, которые влияют на выбор будущей профессии: субъективные, объективные, социальные, личностные особенности.

К субъективным факторам относят: способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); интересы (познавательный, профессиональный интерес к профессии); темперамент; характер.

Объективные: состояние здоровья, уровень подготовки (успеваемости), информированность о мире профессий.

И есть ещё социальные факторы: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Отдельную нишу занимают способности. Чаще всего проблему способностей путают с одарённостью, но такого высокого уровня развития способностей требуют от человека очень малое количество профессий [2].

По основанию требований, предъявляемых профессией к человеку, К.М Гуревич выделяет 3 типа профессий:

- профессии, в которых здоровый человек достигает успеха;

- профессии, в которых далеко не каждый человек может продемонстрировать свою работоспособность;

- профессии, которые требуют полной отдачи для получения очень высокого результата, т. к. работодатель предъявляет особые требования к личностным особенностям человека (100% профпригодность) [1].

В данной статье будут рассмотрены именно личностные особенности как фактор выбора профессии.

К личностным особенностям относятся способности (общие и специальные), физическое развитие, волевые качества, интересы, склонности, самооценка, самосознание, характер, темперамент, приспособляемость и т. д.

Экспериментальной базой исследования является МБОУ «Гимназия» г.Арзамаса
15 учеников 10 класса в возрасте 16-17 лет.

Для диагностического исследования были выбраны методики: «Методика профессионального самоопределения» Дж. Голланда, анкета «Ориентация» И.Л. Соломина и «Карта интересов».

Рассмотрим результаты исследования. Данные психодиагностики с помощью анкеты «Ориентация», используемой для самооценки профессиональных интересов и способностей, представлены графически на рис.1.


Рис. 1 – Результаты диагностики самооценки профессиональных интересов и способностей

Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.

Результаты диагностики профессионального самоопределения графически представлены на рис. 2.



Рис.2 – Результаты диагностики предпочитаемых видов профессиональной среды

Результаты диагностики позволяют утверждать, что: реалистичный вид профессиональной среды у 7%. Дети, профессиональные склонности которых, соответствуют этим видам, отличаются от своих одноклассников усидчивостью, умением доводить всё до конца. Интеллектуальный вид 14%.
Респонденты, предпочитающие данный тип, отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

37% респондентов предпочитают социальный вид.
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.

Артистический вид предпочитают 7% респондентов. Профессионалы данного типа независимы, в принятии решений руководствуются только собственным мнением, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, а также гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Предприимчивый вид – предпочитают 21% респондентов. Профессионалы данного вида находчивы и практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, имеют тягу к приключениям. Они обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями, не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Конвенциональный вид профессиональной среды предпочитают 14% респондентов. Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы.

Полученные данные соотносятся с результатами диагностики ориентации: именно ориентированные на социум испытуемые склонны выбирать себе профессии типа «человек-человек» и «человек-художественный образ».

Методика «Карта интересов» предназначена для изучения профессиональных интересов учащихся. Результаты диагностики интересов испытуемых представлены графически на рис.3.



Рис.3 – Результаты диагностики интересов

В большинстве случаев, старшеклассникам интересна сфера журналистики и филологии, что может говорить о том, что
ученикам гуманитарной школы учителя смогли привить любовь и интерес к языкам, литературе и другим гуманитарным предметам. Вследствие этого, можем также предположить, что интерес к журналистике также подкрепляется и наличием у большинства детей предприимчивого вида, ибо и филологам, и журналистам часто приходится общаться с людьми

Таким образом, психологи утверждают, что люди стали ответственнее подходить к выбору профессии. Большое количество людей перестали думать, что профессия может быть одна и на всю жизнь. Всё течёт, всё меняется, прогресс не стоит на месте. Мир совершенствуется. Старые устои уходят в прошлое, заменяясь новыми технологиями. Из-за этого сложно сказать, что будет, например через 5 лет. Профессии, которые популярны сегодня, завтра могут стать невостребованными. Но благодаря активности и мобильности современной молодёжи можно с уверенностью утверждать, что мир в надёжных руках и он не останется без квалифицированных специалистов.

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному.

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение.

Основные моменты проф-го самоопределения личности:

----Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

----Ядром проф-го самоопределения явл-ся осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований проф-ой деят-ти и социально-экономических условий.

----Профессиональное самоопределение осущ-ся в течение всей проф-ой жизни: лич-ть постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

----Актуализация проф-го самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, проф-го учебного заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.

----Профессиональное самоопределение явл-ся важной хар-ристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

В подростковом возрастезакладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны. Выбор учебно-профессионального учреждения в данном возрасте часто бывает психологически не обоснован.

Юность. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.

Молодость. Освоение профессиональной деятельности приводит к развитию следующих психологических,новообразовани: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.

Основными психологическими новообразованиями в возрасте28-33 летстановятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера.

Период относительно спокойной жизнедеятельности 34-42 года. Женщины и мужчины примеряются с социально-профессиональными условиями и семейными отношениями. Многие становятся профессионалами, самоопределяются в профессиональном сообществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих успехов.

Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 летобусловлены следующими моментами:

· постепенное физическое старение, ослабление психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижение сексуальных потенций;

· изменение жизненного пространства за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни близких, коллег, друзей;

· сужение перспектив профессионального продвижения, карьеры.

Профессия – основной род занятий, деятельность, посредством которой данное лицо участвуют в жизни общества.

Профессионализм – высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной обл.деятельности.

Психологические особенности выбора профессии – стремление достичь результата определенного уровня проф.деят.,осознавая свои возможности. Профессий много, но только выбранная по душе приносит удовлетворение человеку и максимальную пользу обществу.

На выбор профессии влияют следующие обстоятельства:

1. позиция старших членов семьи.

2. позиция сверстников (подруг, товарищей), «значимых других» из круга вне семейного общения.

3. позиция учителей, классного руководителя, шк.психолога.

4. личные проф.планы учащегося.

5. способности, умения, уровень развития учащегося как субъекта деят.. это звено и есть основа для формирования будущей проф.пригодности.

6. уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей: завыш./заниж.притязания – это важные условия реалистичности выбора профессии, удовлетворенности и успеха на будущем проф.пути.

7. информированность. Важна правдивость, полнота, ясность той информации, которая явл.основанием для принятия решений.

Эта тема очень актуальна в наше время, ведь выбор профессии - это важный и ответственный шаг в жизни практически каждого человека, поскольку профессия, если она правильно выбрана, приносит человеку ряд положительных аспектов. По статистике половина выпускников профессиональных учебных заведений работают не по специальности. Это значит, что они выбрали профессию без учета своих возможностей, требований профессии и рынка труда, под воздействием случайных факторов: из соображений «престижа», «за компанию», под влиянием телесериалов.

Люди давно заметили, что профессия накладывает отпечаток на личность человека. Однако справедливо и другое: не только профессиональная деятельность формирует личностные особенности, но каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий.

В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. В настоящее время насчитывается около 40 тысяч профессий и это осложняет ситуацию. Чтобы скорректировать профессиональный выбор, можно использовать разные способы психодиагностики – различные тесты, анкеты, опросники, которые помогают определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности.

Цель проекта: определить свои психологические особенности для выбора будущей профессии.

Задачи проекта :

Определиться, что относится к психологическим основам выбора профессии;

Выяснить, что такое профориентация;

Провести необходимые диагностические методики для выяснения своих психологических особенностей, которые будут способствовать выбору профессии;

Провести анализ полученных результатов и сделать выводы;

Предмет: мои индивидуальные психологические способности.

Объект: психологические основы выбора профессии.

Гипотеза: возможно, если я определю свои психологические особенности , то выясню какую профессию мне выбрать в будущем.

Диагностические - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании.

Анализ - метод, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Обобщение - подведение итогов, общий вывод.

Важнейшим критерием осознания профессионального становления личности является её способность находить личностный смысл в профессиональном труде, творить свою профессиональную жизнь, самостоятельно проектировать, принимать решения о выборе профессии. Эти жизненно важные проблемы возникают перед человеком в течение всей его жизни. В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Зачастую профессиональная ориентация способствует выбору того или иного вида профессии.

I .1 Профессиональная ориентация

(профориентация, профессиональное самоопределение)- это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов. Цель профориентации - подвести человека к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Условия выбора профессии

"Хочу" — это интересы и склонности к определённой деятельности, мечты о профессии. Следует различать интересы и склонности.

"Могу" указывает на свойства личности, которые обеспечивают профессиональную пригодность человека. Прежде всего это личные качества, обеспечивающие успешность профессионального обучения, его результативность, т. е. профессионально важные качества ПВК. Среди ПВК необходимо различать ПНК (профессионально необходимые качества) и ПЖК (профессионально желательные качества).

"Надо" — это реальный спрос на рабочую силу. Рабочая сила (здоровье, квалификация и способности) на рынке труда являются товаром, цена которого зависит от соотношения спроса и предложения.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.

I .2 Интересы и склонности

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других - к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес - это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься определенной деятельностью.

Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые). Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов

Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

I .3 Способности

Способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их. С начала 20-го века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией

I .4 Темперамент

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Темпераменты и их характеристики.

Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.

I .5 Характер

Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера.

Характер - это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки, самомнение);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм);

3) к делу (инициативность, работоспособность, лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Черты характера окрашивают жизнь человека определенными оттенками, формируют его стиль жизни, социальное окружение, что, хоть и косвенным способом, но влияет на выбор его профессии.

Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека.

Профессиональное самоопределение представляет собой выбор человека, который он делает, исходя из внутренних ресурсов и требований профессии. Неоднозначность выбора профессии объясняется большим выбором характеристик, которыми обладают объект и субъект.

Итогом развития ребенка в школе должна быть его готовность к выбору профессии, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Заключительным циклом профессионального самоопределения выпускника школы должен быть его личный профессиональный жизненный план. Результатом самоопределения учащегося также является осознание того, что профессию он выбрал сам. Выбор профессии, среди всех этапов профессионального развития, имеет наибольшее значение.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Влияние личностных качеств на выбор профессии 450 руб.
  • Реферат Влияние личностных качеств на выбор профессии 280 руб.
  • Контрольная работа Влияние личностных качеств на выбор профессии 220 руб.

Цель всех теорий профессионального развития заключается в предсказании направления профессионального выбора, построения карьерных планов и др.

Психологическая литература рассматривает разнообразные подходы к принятию решения о выборе профессии. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии – это выбор деятельности, а профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития субъекта труда. В таком случае основная детерминанта правильного выбора заключается в профессиональном интересе или профессиональной направленности.

Другие авторы считают, что выбор профессии – это социально заданное явление, которое определяется социальными характеристиками профессии.

Более продуктивным подходом к выбору профессии является подход как к важнейшему событию в жизни человека. Выбор профессии и прошлый опыт личности связаны между собой, а процесс профессионального самоопределения простирается в будущее, определяя течение жизни человека, формируя общий образ «Я» человека. Строится данный подход с учетом широкого спектра факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, акцентируя временной аспект, т.е. прошлое и будущее человека. Внимание этого подхода акцентируется на активности субъекта в процессе выбора профессии, который определяют в этот ответственный период доминирующие факторы.

Профессиональный выбор, считает Е.А. Климов, определяют восемь основных факторов:

  1. влияние старших членов семьи, установки которых мешают выбору профессии;
  2. позиция сверстников, мнение которых может стать решением в профессиональном самоопределении;
  3. позиция учителя, классного руководителя, который наблюдая и анализируя интересы, склонности выпускника, может предложить свой вариант будущей для него профессии;
  4. личные жизненные и профессиональные планы;
  5. способности и их проявления;
  6. желание иметь общественное признание;
  7. информированность о профессиональной деятельности;
  8. собственные склонности.

Выбор профессии и личностные особенности

Психологи среди основных факторов выбора профессии называют интересы, способности, темперамент, характер (это субъективные факторы).

Следующую группу факторов можно отнести к объективным – уровень подготовки, здоровье, наличие информации о мире профессий. Также выделяются социальные характеристики, а именно социальное окружение, образовательный уровень родителей, домашние условия.

Особое место занимают способности, которые часто связывают с одаренностью. Они относятся к личностным характеристикам, среди них также физическое развитие, волевые качества, интересы и склонности, самооценка и самосознание, приспособляемость и др.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на выбор профессии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исследования, проведенные генетиками и психологами, позволили выяснить, что личностные характеристики формируются в процессе развития и зависят в большей степени от факторов среды, а с генной природой их связь опосредована.

Концепция Дж. Холланда является наиболее известной психологической теорией профессионального выбора. Она объединяет личностные черты человека с предпочтением рода занятий.В своей концепции Холланд сделал попытку объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональной деятельности. Исходя из этой проблемы, он всех людей делит на шесть типов:

  1. реалистичных,
  2. интеллектуальных,
  3. социальных,
  4. конвенциальных,
  5. предприимчивых,
  6. артистических.

Каждый тип личности имеет свою характеристику – это определенный склад ума и черты характера, способности к определенным видам деятельности, предпочтения, увлечения, профессиональные возможности.

Положение Ф. Бекона о том, что счастливы те, чья природа и занятия находятся в согласии, нашли свое отражение во взглядах психотехников в 1920-25 годах.

Выбор профессии с типом темперамента связывал один из видных ученых О. Липман, а не менее известный психотехник Э. Клаперед тоже считал, что одни профессии больше подходят людям с живым темпераментом, а другие профессии подходят людям со спокойным темпераментом.

Многие психологи Запада, в выборе профессии придают важное значение уровню развития интеллекта, в соответствии с которым Л. Тайлер делит профессии на работников, занятых высшей интеллектуальной деятельностью, управленцев и топ-менеджеров, работников умственного труда, квалифицированных рабочих, полуквалифицированных рабочих и работников, выполняющих неквалифицированную работу. .

При определении профессиональной пригодности необходимо учитывать и личностные особенности человека.

По поводу того, что при отборе в массовые профессии решающее значение в профессиональной успешности имеют тренировка и обучение, В.Г. Лоос говорит, что любого человека можно обучить любой профессии и это не вызывает сомнения. Вопрос в том, какую степень совершенства можно достичь, если не учитывать способности.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что прямая зависимость между личностными особенностями и выбором профессии, существует.

Самооценка – ведущий фактор выбора профессии

Самооценка является важным условием личностного подхода к выбору профессии. Сравнивая себя с другими людьми, идет познание самого себя, своих возможностей и достижений, познание другого человека.

В основе познания мира и самого себя лежит процесс сравнения.

Познавать, значит получать материал, необходимый для выработки собственной оценки. Совершенствование начинается с процесса самопознания, потому что невозможно стать лучше, не зная, от каких своих качеств необходимо избавиться, а какие надо воспитывать в себе.

Для профессионального самоопределения необходимо развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование будущего, создание эталонов в виде идеального образа профессионала.

Формирование «Я-концепции» и образа «Я-профессионала» зависит от того, насколько согласованы идеальный и реальный образ – Я и реальный и идеальный образ профессии.

Требования человека к самому себе определяются соотношением «Я-реального» и «Я-идеального».

Самооценка регулирует поведение и деятельность и в значительной степени определяет социальную адаптацию личности.

Формируется она в процессе деятельности и межличностного взаимодействия в семье, в школе, в отношениях со сверстниками.

Мнение окружающих о себе сопоставляется с собственным мнением, причем интересно, что сначала человек учится оценивать других, а потом уже себя.

Оценивать себя можно объективно, т.е. адекватно, а можно и неадекватно, т.е. человек оценивает себя очень высоко или, наоборот, очень низко, что, безусловно, оказывает влияние на уровень притязаний.

Психология рассматривает самооценку как феномен самопознания, т.е. осознание человеком самого себя – дать отчет своим силам, возможностям, личным качествам и уровню их развития.

В плане профессиональной деятельности самооценка личности означает, как человек оценивает себя в качестве специалиста, оценивает свои возможности в соответствии со спецификой профессии.

Человек, стоящий перед профессиональным выбором, имеет особый психологический настрой к самопознанию. Он стремится разобраться в себе, оценить свои профессиональные возможности, оценить те условия, которые могут или способствовать, или препятствовать вхождению в мир профессий.

Кононова Лада Витальевна


Вятский колледж культуры

Выбор профессии - задача сложная и достаточно парадоксальная. В юношеском возрасте перед каждым становится актуален выбор своей будущей профессии. Мир профессий включает в себя тысячи интересных специальностей. Разные их виды требуют различных качеств от человека. В каком-то случае должна быть острота мышления, в другом - способность находить контакт с людьми, а в следующем - физическая сила и т.д. Большая часть старшеклассников имеет только приблизительные представления о существующих профессиях и оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой деятельности требования со своей индивидуальностью. Поэтому следует правильно определиться и выбрать свой профессиональный путь по жизни, опираясь на свои личностные характеристики.

Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности в психологии делятся на старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность. (от 18 до 23 лет). Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности, развитие таких психологических качеств как: самосознания; самостоятельности; открытием собственного внутреннего мира; стремлением к самоопределению.[5,c. 184]

По Э.Эриксону, отдельными задачами развития, которые необходимо решить индивиду для достижения идентичности, являются следующие:

  • обретение чувства времени и непрерывности жизни;
  • развитие уверенности;
  • принятие соответствующей своему полу роли;
  • экспериментирование с различными социальными ролями;
  • выбор профессии;
  • формирование личной системы ценностей и приоритетов;
  • поиск своей идеологии, то, что Эриксон называл «поиском своей веры». [6,c.76]

Личностная сфера старшеклассника характеризуется активным развитием таких психологических качеств как: самосознания; самостоятельности; открытием собственного внутреннего мира; стремлением к самоопределению.

Выбор профессии – основополагающий фактор успешности личности, ее самореализации, возможности принести наибольшую пользу обществу.

Выбор профессии подростком рассматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия решения. Процесс профессионального самоопределения проходит несколько стадий, которые являются прямым отражением процесса формирований самосознания личности. На первой стадии (4-11 лет) определяющим фактором профессиональной ориентации ребенка являются его фантазии На период 15-16 лет приходится третья стадия профессионального самоопределения, а именно необходимости решить проблему своего будущего.[2,с.68]

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи

2) позиция сверстников:

3) позиция школьного педагогического коллектива

4) личные профессиональные и жизненные планы:

5) способности и их проявления

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности [3,с.21]

Личностное самоопределение, а также и профессиональное самоопределение является важнейшим аспектом в формировании личности в юношеском возрасте. Выбор будущей профессии является не мало важным этапом у старшеклассника.

Одной из наиболее известных психологических теорий профессионального выбора объединяющей личностные черты с предпочтением рода занятий, является концепция Дж.Холланда. Он попытался объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональных занятий. Холланд полагает, что все люди делятся на 6 типов: реалистичных, интеллектуальных, социальных, конвенциальных, предприимчивых и артистических.

Каждый тип личности характеризуется:

  • определенными чертами характера и складом ума;
  • способностями к определенным видам деятельности;
  • предпочтениями определенного рода занятий;
  • содержанием увлечений;
  • профессиональными возможностями.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:

  • интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности);
  • способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности);
  • темперамент;
  • характер.[7]

Способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией.

Всё многообразие профессий было предложено Климовым разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:

  • П - природа (растения, животные),
  • Т - техника (машины, материалы);
  • Ч - человек, группы людей;
  • З - знаковая система (книги, языки, коды, модели);
  • Х - художественные образы (искусство).

Так же такой фактор как темперамент оказывает огромное влияние на формирование профессионального самоопределения

Темперамент – это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

  1. Холерик – сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, с бурными эмоциями, резких сменах настроения.
  2. Сангвиник- сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психологической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью.
  3. Флегматик-сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.
  4. Меланхолик- слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость.[2,с 84]

Разные типы людей предпочитают разные виды профессии. Человек индивидуален: у каждого свой характер, темперамент, свои интересы и способности. Из этого следует, что каждому необходимо учитывать свои личностные характеристики при выборе профессии

Изучая личностные характеристики юношеского возраста, был использован тест на определение будущей профессии Дж. Холланда. По итогам тестирования были сделаны выводы к каким типам личности относятся респонденты из каждого вида специальности.

Изучая профессиональную направленность в юношеском возрасте был использован тест на определение будущей профессии Дж. Холланда. По итогам тестирования были сделаны выводы в какой сфере деятельности респондент сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.

В процессе изучения полученного материала была построена сводная таблица, дающая сравнительный анализ профессиональной направленности с соответствием преобладающего типа темперамента среди респондентов и качества их обучения в Вятском колледже культуры.

Выбор профессии должен формироваться у ребенка годами, и складываться из интересов и увлечений. Если вовремя акцентировать внимание на увлечениях, развивать свои таланты и навыки, то в юношеском возрасте не возникнет проблем с определением будущей профессии.

Перед выбором будущей профессии нужно обращать внимание:

  • Любимые занятия
  • Творческие навыки
  • Сфера углубленного интереса
  • Желание посвящать занятию большую часть свободного времени

По итогам исследования были разработаны методические рекомендации, которыми могут воспользоваться преподаватели,родители и сами школьники.

Читайте также: