Как раньше называлась творческая профессия оператор съемщик натурщик иллюзионист

Опубликовано: 03.10.2024

Продюсер
Организует и управляет всем процессом, включая препродакшн, продакшн и постпродакшн.
Продюсер выбирает оптимальный способ реализации сценария, формирует смету, тайминг. Грамотный продюсер всегда найдет как реализовать сценарий, чтобы он укладывался в сроки и бюджет. Продюсер определяет ключевую творческую группу: режиссера, оператора, художника.

Ассистент продюсера

Выполняет задачи продюсера. Занимается логистикой, оформляет документы, тайминги, презентации. Осуществляет оперативную коммуникацию с исполнителями проекта.

Директор съёмочной группы

Собирает съемочную группу на проект, руководит непосредственно съемочной группой и узкими задачами, касающимися съемочной площадки. Находится на площадке и следит за ходом съёмочного процесса.

Локейшн менеджер
Подбирает места для съемок и оформляет официальные разрешения на производство съемок в тех местах, где они необходимы.

Администратор
Решает оперативные вопросы, не касающиеся самого процесса съемки, руководит рабочими. Обеспечивает порядок на съемочной площадке, оформляет пропуска, организует парковку, встречу членов съемочной группы, столы, стулья на площадке и пр. Решает нестандартные задачи, возникающие в процессе съемок.

Рабочий
Осуществляют физическую работу, расставляет, приносит, грузит всё, что за кадром.

Режиссерская группа

Режиссёр
Ключевая фигура в создании рекламного ролика. Режиссер руководит всем творческим процессом в целом.

Второй режиссёр

Руководит съемочной группой в процессе съемки, определяет порядок съемки и кому что делать в каждый момент времени. Ставит задачи всем департаментам съёмочной группы. Готовит и ведет ППМ (Pre-production meeting). Составляет график съемок.

Ассистент по актерам

Отвечает за актеров на съемочной площадке. Встречает их, провожает в гримерку и на площадку, подписывает с ними все необходимые документы. Если актеру срочно нужен кофе, актера срочно нужно привести в кадр, актера нужно отвести на грим или костюм - этим займется ассистент по актерам.

Бригадир массовки
Осуществляет подбор массовки по типажам и параметрам, а также осуществляет контроль за ними во время всего съёмочного периода. На каждые 30 человек массовки нужен один бригадир.

Помощник режиссёра (хлопушка)
"Хлопает" хлопушкой перед камерой и заполняет монтажные листы. Записывает комментарии режиссера к снятым дублям и прочие параметры съемки. По записям хлопушки во время постпродакшн легко разобраться в материалах и найти правильные дубли.

Монтаж на площадке
Это монтажёр, который монтирует ролик сразу же на съёмочной площадке, что позволяет видеть, как клеятся кадры между собой. В конце смены можно увидеть почти готовый ролик.

Операторская группа

Оператор-постановщик (DOP)
Глаза проекта. Оператор совсем не обязательно держит камеру в руках. По сути, оператор - это художник. Он рисует светом. Создает то настроение, движение и атмосферу, которые задумал режиссер. Участвует в планировании декорации, подборе натуры, локации. Присутствует на освоении, съёмке и цветокоррекции.

Оператор стедикам (steadicam)

Управляет системой стабилизации съёмочной камеры для видеосъёмки в движении.

Пилот / оператор квадрокоптера (дрона)

Это специалист, управляющий летательным аппаратом с камерой. Он снимает эффектные пролеты камеры над сценой. Раньше такое снимали с вертолетов, теперь с квадрокоптеров.

Фокуспуллер
(1st AC)
Управляет фокусом на камере, главная задача состоит в том, чтобы нужный объект или действие на изображении находились в зоне резкости (в фокусе).

Механик камеры (2nd AC)
Ответственный за камеру специалист. Отвечает за работу камеры, смену оптики, настройку режимов съемки и пр.
На съёмочной площадке камеру, как правило, обслуживают два механика.

Гаффер
(Gaffer)
Руководит группой осветителей, отвечает в процессе съемок за освещение и вопросы, связанные с подключением приборов. Гаффер напрямую подчиняется оператору-постановщику и следит за точным исполнением его указаний, касающихся освещения.
Он присутствует на освоении и вместе с оператором составляет список оборудования.

Осветители
(Light technicians)
Обслуживают осветительное оборудование. По указанию Гаффера они монтируют, подключают, устанавливают, двигают осветительные приборы в кадре.

Бригадир грип
(Key Grip)
Отвечает за крепление съёмочного и осветительного оборудования (штативы, краны, тележки, рельсы, и т.д.), работает совместно с осветителями. К примеру, может потребоваться, безопасный и удобный монтаж камеры на движущемся автомобиле и т.д.

Дольщик
От слова dolly - тележка. Человек, который управляет операторской тележкой на рельсах для плавного движения камеры. Тележка весит больше 150кг., поэтому на съёмочной площадке обычно работают два дольщика.

Звукооператор
Это специалист, обеспечивающий запись звука на съёмочной площадке при разговоре актеров, записи атмосферы и дополнительных звуках.

Художественная группа и актеры

Художник-постановщик (Production designer)
Работает совместно с режиссером-постановщиком по реализации художественного замысла. Художник-постановщик руководит строительством декорации, художественным оформлением съёмочной площадки, отвечает за создание общего визуального впечатления снимаемых элементов сцены – фон, декорации и т.д.

Готовит эскиз декорации, участвует в подборе натуры, локации, присутствует на освоении, съёмке.

Ассистент художника (Production designer assistant)

Работает под руководством художника-постановщика и следит, чтобы выбранная натура или декорации соответствовали замыслу художника-постановщика.

Ассистент по реквизиту
(Prop master)

По заданию художника-постановщика занимается подбором и наполнением декорации или локации реквизитом.

Реквизитор
(Prop maker)
Занимается сбором, доставкой и сдачей реквизита на съемочную площадку.

Постановщики
(Set dresser)
Осуществляют физическую работу: расставляют мебель и реквизит в декорациях при подготовке и во время съемки.

Художник
по костюмам
Отвечает за создание внешнего вида и образа актеров, путем разработки, пошива, исследования, проектирования аксессуаров и реквизитов, которые помогают создать или подчеркнуть характер персонажа.

Ассистент художника
по костюмам
Помогает художнику по костюмам, закупает и сдает костюмы.

Костюмер
Работает на съёмочной площадке и следит за костюмами в кадре. Гладит, отпаривает, подшивает, поправляет и т.п.

Художник по гриму
Отвечает за грим. Может сделать сложный грим (раны, ссадины, синяки).

Ассистент художника
по гриму
Помогает художнику по гриму накладывать грим и поддерживать на протяжении всего съемочного цикла.

Фудстилист
Специалист отвечающий за красоту еды в кадре. Он делает, чтобы блюдо выглядело аппетитно в условиях съёмочного процесса.

Актёр
Это исполнитель роли в проекте, имеющий актерское образование. Принимающий участие в кастинге, call back, примерке, репетициях и съемках.

Дублер
Человек, похожий на снимающегося актера по строению фигуры и чертам лица, росту, цвету и длине волос.

Статист
Человек похожий на актера по росту, комплекции и цвету волос. Находится в кадре во время установки камеры, света и других длительных процедур, в ходе подготовки к съемкам.

Групповка
Непрофессиональные актёры, используемые для создания фоновых сцен в небольших количествах, лица которых могут попадать в кадр, но не являться ролью.

Массовка
Непрофессиональные актёры, используемые для создания массовых сцен, лица которых не видно.

Постпродакшн и спецэффекты

Координатор постпродакшн
Осуществляет координацию работы специалистов постпродакшн, обмен информацией между менеджером проекта и непосредственными исполнителями задачи, постановку ТЗ. Отвечает за отправку информации на озвучку и получение готового результата, отправку и получение материала с цветокоррекции. Отвечает также за ведение архива.

Супервайзер

Специалист компьютерной графики, который присутствует на съемочной площадке. Дает рекомендации по съемке, расставляет метки, снимает дополнительные материалы (плейты) и отвечает за то, чтобы материал при съёмках был правильно снят для последующих работ по графике.

В зависимости от уровня специалиста может выполнять чисто механическую работу - монтаж ролика в присутствии режиссера, либо делать самостоятельный монтаж по сценарию (монтажным листам, исходникам), плюс создавать простую графику (плашки, эффекты перехода, использование футажей).

Колорист
Работает как самостоятельно, так и с оператором и режиссером. Отвечает за "покраску" ролика и цветовое решение.

Композитор
Пишет музыку к ролику. Может как написать с нуля (по ТЗ, по референсу), так и доработать или переаранжировать уже существующее произведение.

Звукорежиссер
Отвечает за звуковое наполнение ролика - добавление звуковых эффектов, подзвучивание необходимых элементов (например, запись стука каблуков по паркету и подстановка его в ролик), сведение звуковых дорожек и выдачу материала по техническим требованиям.

SFX
Мастер крупного кадра, который делает различные спецэффекты: падение еды, брызги воды, создает в кадре дождь, снег и т.п.

Пиротехник
Специалисты, которые делают в кадре огонь, дым, взрывы и прочие манипуляции с огнём. Они имеют специальное разрешение на проведение пиротехнических работ: использование открытого огня, газа и всех дополнительных приспособлений.

Постановщик трюков
Отвечает за постановку трюков, их правдоподобие и безопасность.

Каскадер
Является исполнителем трюков, связанных с риском получения травмы. Трюки бывают разные - от батальных сцен до падения с утеса или лобового столкновения со встречным грузовиком.

«Фильм – творец и зритель» Что мы знаем об искусстве и кино?

1.Соотнесите роль с даром, на чем они основаны:

восприятие и сопереживание.

2.Дата рождения «синематографа»:

в 1892 году французским изобретателем Э. Рейно;

в 1895 году 22 марта в Париже братьями Люмьер;

в1896 году российским фотохудожником А. Федецким.

3. Как раньше называлась творческая профессия «Оператор»?

4. Исчезнувшая кинопрофессия с приходом звука?

5. Сколько минут длилась демонстрация кинокартин в1900-м году?

6. Монтаж – это:

последовательность соединения кадров;

продолжительность показа «картинки» на экране;

порядок последовательности соединения планов.

7. С чего начинается видеоряд фильма?

воплощения в материале;

со съёмки ;

с эскизов и чертежей.

8. Из чего возникает образ в кино, найди лишнее:

пейзаж и человек;

вещь, свет, звук, музыка, речь.

9. Расставь в правильном порядке, н/р, 1-в, 2-б, 3-а

монтажная съёмка движения в кадре статичной и движущимися камерами;

раскадровка сюжетной картины;

съёмка объекта статичной камерой с учетом хронометража.

10. Основные виды планов, запиши лишнее:

11. Соотнеси операторские приёмы - панорамирования:

от общего плана к крупному;

от крупного плана к общему.

12. Из многообразия жанров кино выбери правильный вариант:

более 30 жанров.

13. Какие технологии не применяют мастера отечественной анимации?

14. Техника «съёмка на перекладках» - это:

покрытие цветом покадрово;

съёмка покадрово на перекладинах;

перекладывание и смена положения покадрово.

15. С какой скоростью лучше всего снимать движение персонажа в анимации?

12 кадров в секунду;

4 кадра в секунду;

20 кадров в секунду.

16. Найди лишний вариант композиции в перекладках:

17. Согласны ли вы, что рисованные титры и текстовые оформления полезны рисованному фильму?

18. Сколько основных видов кино вы знаете?

Кинофильмы принято делить на виды:

Прочие варианты киножанров -

Гангстерский фильм (на тему 30-х годов в США),

криминальный фильм (о преступниках),

карате-фильм (драки в стиле восточных единоборств),

Технологии создания анимации

В настоящее время существует различные технологии создания анимации:

Классическая (традиционная) анимация представляет собой поочередную смену рисунков, каждый из которых нарисован отдельно. Это очень трудоемкий процесс, так как аниматорам приходится отдельно создавать каждый кадр.

Стоп-кадровая (кукольная) анимация . Размещенные в пространстве объекты фиксируются кадром, после чего их положение изменяется и вновь фиксируется.

Спрайтовая анимация реализуется при помощи языка программирования.

Морфинг - преобразование одного объекта в другой за счет генерации заданного количества промежуточных кадров.

Цветовая анимация - при ней изменяется лишь цвет, а не положение объекта.

3D-анимация создается при помощи специальных программ. Картинки получаются путем визуализации сцены, а каждая сцена представляет собой набор объектов, источников света, текстур.

Захват движения (MotionCapture) - первое направление анимации, которое дает возможность передавать естественные, реалистичные движения в реальном времени. Датчики прикрепляются на живого актера в тех местах, которые будут приведены в соответствие с контрольными точками компьютерной модели для ввода и оцифровки движения. Координаты актера и его ориентация в пространстве передаются графической станции, и анимационные модели оживают.

Эпоха немого кино. Немой кинематограф. Чарли Чаплин

Первые короткометражные фильмы длиной 50 футов (примерно 15 метров или 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер Политый поливальщик отражаются тенденции зарождения игрового кино[4].

Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200—300 метров ( 15-20 минут демонстрации ). Совершенствование съёмочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приёмов съёмки, актёрской игры и режиссуры. А широкое распространение и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создаётся специфический для каждого жанра набор изобразительных приёмов.

Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам XX века, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный род искусства, обладающий своими собственными художественными средствами.

девушка оператор с кинокамерой

Кинооператором считают специалиста в области съемки кинофильмов, что фиксирует на камеру реализованные идеи режиссера, пребывая в тени его славы.

Содержание:

История профессии

Первыми специалистами в сфере киноиндустрии считают братьев Люмьер с их работой «Прибытие поезда». Кинооператорами становились как узкие специалисты, так и известные режиссеры - например, Чарли Чаплин, Стэнли Кубрик, Джордж Лукас, Роберт Дауни - старший, Квентин Тарантино и т.д.

Специалистов, которые осуществляли съемку первых цветных фильмов, некоторое время называли «цветооператорами». Со временем громоздкие пленочные кинокамеры заменили цифровые камеры.

Независимо от вида носителя, кинооператор создает изобразительное решение фильма вместе с режиссером и художником.

Особенности профессии

Кинооператор - это человек, который обладает широким кругозором и развитым эстетическим вкусом.

Мнение о том, что зритель видит кинокартину глазами оператора, не нуждается в доказательствах, ведь именно он реализует идею режиссера, пересматривает ранее отснятый материал, чтобы выявить малейшие недочеты и скорректировать дальнейшую работу.

Многие считают, что профессия Кинооператор больше подходит мужчинам, ведь зачастую специалист помимо работы с тяжелой камерой прибегает к выполнению трюков, требующих ловкости и выносливости с целью сделать снимаемую сцену как можно больше реалистичной.

Кинооператор является одним из художников кинокартины, ведь на нем лежит ответственность за образ фильма, гармоничность кинокадров и сцен, общее впечатление от увиденного.

Правильно обыграв даже самые мелкие детали, настоящий профессионал воплощает в жизнь намеченные сценаристом и режиссером идеи, а в некоторых случаях лично предлагает творческий исход определенной сцены, делая ее более выразительной.

В процессе работы кинооператор задействует наиболее универсальные способы с целью создать как весьма сложные, так и простые спецэффекты: дождь, когда его нет, мелькающие за окном движущегося транспорта тени деревьев, если съемки ведутся в павильоне, лунный свет в дневное время суток.

Помимо этого, он обязательно должен выделить главных киногероев на общем фоне и подчеркнуть их эмоциональное состояние.

Обязанности

Основные обязанности кинооператора:

  • обеспечение изобразительной трактовки фильма рациональной эксплуатации профессионального оборудования;
  • организация работы операторской группы;
  • съемка актерских кинопроб;
  • установка светового и цветового режимов фильма;
  • составление списка необходимого для съемок технического оснащения;
  • выбор времени съемок натурных кадров кинокартины и коррекция размещения декораций на площадке;
  • участие в обсуждении отснятого материала.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать кинооператор:

  • наличие эстетического вкуса, чувства стиля, композиции и цвета;
  • творческое мышление;
  • задатки лидера;
  • отличная физическая форма;
  • коммуникабельность;
  • выносливость.

Навыки и знания

Работа кинооператором предусматривает умение правильно пользоваться кинокамерой и прочим профессиональным оборудованием, задействовать различные спецэффекты с целью создания художественного образа фильма и выражения чувств героев.

Кинооператор - это специалист, что на профессиональном уровне обладает навыками монтажа, умеет подбирать материал, исходя из тематики сцены, знает многие факты из истории кинематографа, художественной фотографии, живописи.

Этот багаж знаний позволяет ему выработать индивидуальный стиль во время работы над общей композицией фильма.

Перспективы и карьера

Кинооператор с хорошим портфолио может рассчитывать на трудоустройство как в кинокомпаниях, так и частных проектах либо рекламных агентствах.

Работа кинооператором предусматривает возможное наличие командировок в разные страны, чтобы отснять материал в определенном интерьере и природных условиях.

Обучение

Профессия Кинооператор предусматривает наличие высшего профильного образования.

Если нет возможности стать студентом специализированного Вуза, то на сегодняшний день есть частные школы кино, возглавляемые известными мастера ми кинооператорского искусства. Дополнительно, можно посещать профильные курсы при кинокомпаниях.

Мы так привыкли смотреть кинофильмы, развлекаясь, что вряд ли сразу ответим на вопрос, в чём же состоит особенность и суть кино как искусства. Конечно, любой фильм — это прежде всего запечатлённое движение. Веками художники мечтали оживить изображение, придать ему движение. После появления фотографии для этого оставалось сделать лишь небольшой шажок: создать киноплёнку, съёмочную и проекционную киноаппаратуру и повесить экран или, на худой конец, простыню. И это произошло. Датой рождения кино стало 22 марта 1895 г., когда в Париже братья Люмьер показали свою первую короткую киноленту «Прибытие поезда».

. Погас свет, и на людей вдруг поехал поезд. Иллюзия реальности была столь велика, что первые зрители бежали от ужаса, боясь, что поезд наедет на них. Потребовалось достаточное время, чтобы понять: кино — это не сама реальность, хотя происходящее на экране фотографически похоже на действительность.


(«Прибытие поезда» братьев Люмьер — первый фильм., 1895 г.)

Это лишь её киноизображение, новая условность экранного искусства. Конечно, сегодня мы не боимся ни едущих на нас поездов, ни стреляющих с экрана танков. Но до сих пор понимание условности происходящего на экране, его неравность реальному ещё усвоена до конца не всеми.


(«Путешествие на Луну» Ж. Мельеса — первый игровой фильм)

Эффект иллюзии реальности происходящего на экране — начальная точка торжества и успеха у зрителей игрового кино. Не документальная съёмка братьев Люмьер, а киношутка «Политый поливальщик» и фильм-фантазия «Путешествие на Луну» Ж. Мельеса стали прологом мира киноиллюзии и развлекательных комедий.


(«Политый поливальщик» братьев Люмьер — первая киношутка)

Вначале кино было чёрно-белым, без звука, а главным выразительным средством в фильме стало само изображение, чудо его движения. Этот этап развития кинематографа получил название «Великий Немой». В нём сформировалась эстетика и формы нового искусства.


(«Понизовская вольница» («Стенька Разин») — первый отечественный игровой фильм, 1908 г.)

Как и фотография, кино на ощупь и постепенно искало свой собственный язык и художественную специфику. Как и фотография, вначале кино, чтобы доказать свою значимость как искусства, подражало живописи. Вначале кино также рядилось в театральные одежды. Даже само здание, где демонстрировали фильмы, называли «кинотеатр» (а первый из них в Москве по аналогии с Художественным театром назвали «Художественный»).

По этой же причине фильмы, в которых играли актёры, стали называть «художественные», хотя художественности и искусства в них было маловато. Большие актёры считали ниже своего достоинства играть в безмолвных лентах, где вся игра была неестественно аффектирована, а диалог давался посредством титров. Поэтому и родилась отдельная профессия — киноактёр, вначале называвшаяся «натурщик», новое искусство рождало и другие невиданные раньше творческие профессии, например оператора (в то время назывался «съёмщик»). Постепенно формировались и профессии режиссёра, сценариста и т. д. В кинотеатрах, называвшихся также и «Иллюзион», и «Синема», показ фильма сопровождался аккомпанементом играющего на фортепиано музыканта-тапёра. Эта кинопрофессия исчезла с приходом звука.


Славу эпохи великого немого составили легендарный Чарли Чаплин, первая русская кинозвезда Вера Холодная, фильмы «Жанна д'Арк» ж. Дрейера (Франция), экспрессионистский «Кабинет доктора Калигари» Р. Вине (Германия) и знаменитый «Броненосец «Потёмкин» С. М. Эйзенштейна (СССР).

Кино стало ведущим искусством XX в. В нём одновременно присутствовали образцы высокого искусства и фильмы с простыми незатейливыми сюжетами. Но и то и другое было необходимо зрителю. Сидящие в зале обливались слезами вместе со страдающими героями или, наоборот, с радостью переживали удачу заурядного клерка, выигравшего миллион, женившегося на первой красавице и входящего в свой новый дворец. Потому что зритель идентифицировал себя с героем, ощущал себя во время сеанса этим человеком. Кино стало великим утешителем, миром иллюзий и грёз, уводящих, пусть на час, своих зрителей от повседневных тягот и горестей в неведанные им экранные фантазии счастья, богатства и любви.


(«Путёвка в жизнь», режиссёр Н. В. Экк — первый отечественный звуковой фильм, 1931 г.)

Но были и фильмы, говорившие правду о жизни. И это были поистине великие картины больших мастеров, раскрывавшие человеку его самого. Фильм «Бродяга» и маленький комичный герой Чарли Чаплина завоевали миллионы сердец во всём мире. «Броненосец «Потёмкин» С. Эйзенштейна раскрывал силу восставшего народа и был признан лучшим фильмом всех времён и народов. Фильмы мастеров итальянского неореализма, отказавшихся от съёмок в павильонах киностудий и перенёсших съёмки в реальные дома и на улицы, безусловностью натуры увеличивали правду жизни своих героев. Язык кино усложнялся, становился тоньше и глубже.

Приход звука совершил революцию в кино. Когда Великий Немой заговорил, это показалось концом киноискусства, потому что стиралась прежняя условность и ещё одна грань между реальностью и экраном. Слово и музыка в кино привели к тому, что сегодня фильмы строятся гораздо больше на развитии сюжета и нюансах актёрской игры, чем на изображении. «Картинка» стала как бы дополнением к кинодиалогу героев.


(«Гамлет». Г. М. Козинцев (СССР)).

Через некоторое время графику чёрно-белого кино сменило вторгшееся на экраны изобилие цвета и компьютерных эффектов. Язык экрана действительно стал многоголосым. Здесь задействованы выразительные возможности драматургии и режиссуры, актёрской игры и художнической анимации, операторского и музыкального мастерства. Голос многочисленных искусств звучит в едином полифоническом языке, на котором говорит сегодня кино.

Приход цвета на киноэкраны — важный момент в истории кино, но цвет не стал для кино столь же революционным событием, как звук. Потому что цвет — это лишь новая, «цветовая», грань киноизображения.


(«Сарабанда». И. Бергман (Швеция))

Художественная природа цвета в живописи и в фильме различна.

В живописи цвет — сочинение художника, важнейшее средство создания образа.

Цвет в кино возникает на экране без воли автора. Он копия, слепок природной реальности. правда, компьютер даёт новые возможности автору привнести творчество и в эту сферу.

Современный зритель настолько привык к цвету, что классику чёрно-белого кино стали раскрашивать. И если для сказки «Золушка» (Н. Н. Кошеверова, 1947 г.) это допустимо, то образы других фильмов от цвета только проигрывают.


Всё дальнейшее развитие технологий — от круговой панорамы до стереоизображения — принципиально не изменило искусства кино, а было лишь эволюцией кинозрелища. Сейчас популярно создание мультиплексов, торгово-развлекательных центров, где человек может сделать покупки, поесть, развлечься боулингом или бильярдом. Подобные комплексы формируют определённый образ жизни и досуга людей, в котором наряду с перечисленным существует кино, интернет-кафе и т. п.


Конечно же, идущие здесь фильмы не могут быть серьёзными и заставляющими зрителя думать. Картины, демонстрируемые в этих центрах, даже сделанные на высочайшем техническом уровне вроде 3D, всего лишь развлекающий визуальный повод для отдыха.


Фильм, просматриваемый во время поглощения кока-колы и поп-корна, сам становится похожим на них. Суперагент Джеймс Бонд, кинодива Мэрилин Монро, комические персонажи С. Крамарова лишь часть всегда готового к развлечению зрителя кинорынка, продукт масскультуры. Это вовсе не значит, что не надо отдыхать и смеяться, но человеку, чтобы быть действительно человеком, нужен глоток чувств и мыслей истинного искусства. Истинное искусство всегда требует от зрителя сопереживания и духовно-интеллектуального напряжения.

Кино — новая изобразительная условность, ещё более, чем фотография, похожая на действительность. Условность кино проявляется, например, в том, что событие показывается на экране не полностью, а отдельными фрагментами, и мы видим его не на всём временном протяжении, а лишь как монтаж его эпизодов.

Время в фильме условно и не равно реальному. Оно может растягиваться и сжиматься, потому что любое событие можно показать и стремительно проносящимся, и повторённым в прошедшем или будущем. В фильме создаётся своё собственное — кинематографическое — время и пространство.


Вот человек входит в дом, поднимается, звонит, дверь открывается, а в следующем кадре он уже спускается вниз, но мы-то понимаем, что человек был в квартире и там что-то происходило.

Фильм снимается отдельными фрагментами — планами. Их последовательное соединение называется монтаж. Порядок последовательности планов придаёт смысл тому, что мы видим на экране. Именно в отборе и монтаже воплощается видение и замысел создателей фильма. Монтаж — основа худо-жественно-образной неповторимости кинематографа.


Задание

  • Аналитическая работа на тему «Для чего и зачем нужно кино людям?» (или «Какой бы фильм я хотел снять, с какими актёрами и режиссёром?» и т. п.), раскрывающая понимание синтетической природы кино и значение монтажа для создания образа в фильме.

Работа, как и все последующие, выполняется (индивидуально или коллективно) в форме реферата или устного сообщения с привлечением специально подобранного материала (из книг, журналов или Интернета), раскрывающего понимание темы, с последующей презентацией и коллективным обсуждением.

  1. Почему кино можно назвать синтетическим искусством?
  2. В чём состоит условность жизни на экране и почему её экранное изображение не равно самой жизни? Кино — развлечение, отдых, фантазия, размышление о жизни или сама жизнь?
  3. Что такое монтаж?

Художник, рисуя картину, не указывает зрителю, сколько времени смотреть ту или иную её часть. В фильме же важно, сколько времени мы видим снятый фрагмент, как долго он находится у нас перед глазами.

Восприятие экранной «картинки» зависит не только от точки и ракурса съёмки, крупности плана, но и от продолжительности показа этой «картинки». Хронометраж съёмки объекта, время пребывания его на экране определяет эмоционально-образное содержание и восприятие киноизображения.

Пространство, здания, люди на картине статичны, запечатлены с одной точки зрения, неизменны в своих размерах и крупности. В то же время пространство в фильме, снятое с разных точек зрения и на разной крупности движущейся камерой, рождает у зрителя эффект движения в экранном пространстве, эффект приближения и удаления от предметов.


Посмотрите как может меняться восприятие одних и тех же кадров в зависимости oт того, сколько они длятся на экране.

Картина запечатлевает событие одномоментно, статично, а фильм запечатлевает его динамично развивающимся. Киноизображение, обретшее движение, живёт и изменяется во времени и в пространстве. Поэтому кино относится к пространственно-временным искусствам.

Операторский департамент — это большой коллектив технических профессионалов, отвечающих за визуальную составляющую кино, сопровождение операторской техники и сохранение отснятого материала.


Оператор-постановщик

В обязанности оператора-постановщика входит создание изобразительного решения фильма — продумывание раскадровки вместе с режиссером, цветового решения вместе с художником-постановщиком и светового решения вместе с гафером. Вся эта творческая группа совместно подбирает локации для будущих съемок фильма — интерьеры (если съемки проходят в помещении) и экстерьеры (в случае съемок, проходящих на улице). Оператор является начальником всей группы, куда входят фокус-пуллер, гафер, механики, осветители, дольщики. Также именно он составляет список необходимой техники для проведения съемок.

Фокус-пуллер

На площадке фокус-пуллера называют фокусником. В кино никто не пользуется автоматическим фокусом, и то, «куда бросать фокус», является таким же художественным решением, как и выбор света для сцены. На площадке фокус-пуллер, или ассистент по фокусу, занимается тем, что выполняет фокусировку объектива камеры во время съемки.
Иногда фокусник заранее измеряет рулеткой дистанцию от объектива камеры до актера в кадре, а опытный специалист определяет это расстояние на глаз. Во время репетиции фокус-пуллер тренируется попадать в фокус, запоминая, как движутся камера и актер.

Механик камеры

Для каждого нового кино оператор подбирает новую модель камеры в зависимости от задач проекта. Скажем, нужна легкая камера, потому что у вас в фильме много ручной съемки. Или у камеры должна быть высокая светочувствительность (ISO — чувствительность матрицы камеры к количеству получаемого ею света, чем выше показатель ISO, тем выше светочувствительность, а значит, камера может снимать слабоосвещенные объекты). Оператор-постановщик отвечает за изображение — композицию кадра, то, каким будет движение камеры, если оно будет, и т. д. Но у каждой камеры свои настройки и свои особенности, которые не обязан помнить оператор, для этого у него есть механик. Механик отвечает за техническое обслуживание камеры — установку параметров камеры, замену оптики.


Гафер

Гафер, или художник по свету, — это человек, который вместе с оператором-постановщиком придумывает световые схемы кадров. Вместе с оператором гафер старается через свет передать то или иное настроение и атмосферу сцены: будет это холодный свет или теплый, цветной или естественный. Иногда оператор из-за организации съемок может попросить ночью создать дневной свет в интерьере или, наоборот, днем создать ощущение ночи. Свет является мощным средством выразительности, он очень важен в фильме.

Осветитель

Раньше световое оборудование было очень громоздким, весило многие килограммы, и чтобы его ставить по схеме, которую придумали гафер с оператором-постановщиком, нужно было очень много людей — осветителей. Сейчас световое оборудование становится все легче и компактнее, но все равно нужна специальная техническая группа, которая будет реализовывать световую художественную идею. В зависимости от сложности локации нужно разное количество осветителей. Например, съемка ночью в большом закрытом бассейне, общий план — весь бассейн виден в кадре. Бассейн находится не на первом этаже. Чтобы обеспечить такую съемку светом, скорее всего, вам понадобится скайлифт — это машина с краном, на который устанавливается световой прибор большой мощности, после чего кран поднимается до нужной высоты. Группа осветителей связывается друг с другом по рации, и происходит координация: «Выше, ниже, правее». Для съемки такого типа требуется большее количество осветителей и света, чем для дневной съемки в квартире.


Дольщик

Слово «дольщик» произошло от названия операторской тележки «Долли» (англ. dolly). При съемке фильма в зависимости от поставленных задач требуется разное движение камеры. Здесь приходит на помощь всевозможная техника — кран-стрелка, рельсы и т. д. Человек, который выкладывает рельсы и двигает по ним тележку, на которой стоит камера и сидит оператор-постановщик, называется дольщик. Искусство этого специалиста заключается в том, чтобы двигать тележку с нужной скоростью — быстро, медленно, очень медленно, с ускорением и без «дрыжков», то есть ровно и плавно.

Также к операторскому департаменту относится механик крана (имеется в виду кран-стрелка) — он монтирует кран, устанавливает на него камеру, осуществляет необходимое движение крана.

Иногда оператор-постановщик берет себе в команду второго оператора. Чаще всего второй оператор на вторую камеру снимает какие-то небольшие детали, которые могут понадобиться режиссеру на монтаже. Если сцена снимается с двух или нескольких камер, второй оператор управляет одной из них.

Плейбекер

Это человек, который подключает операторский и режиссерский плейбек — монитор, на котором съемочная группа может видеть, что происходит в кадре. Плейбекер подключает мониторы, следит за тем, чтобы они работали, и справляется с техническими сложностями, связанными с этим.

Логер

Это специалист, который отвечает за сбрасывание отснятого материала с карт, которые находятся в камере, на жесткие диски прямо на площадке. Это всегда очень ответственный, внимательный человек, ведь ему доверяют самое ценное — отснятый материал.

Таким образом, в зависимости от сложности проекта операторский департамент может насчитывать разное количество людей. Иногда некоторые должности совмещают (например, механик камеры одновременно может быть и фокус-пуллером). Как правило, если в операторской группе несколько специалистов, подготовка к съемкам проходит быстрее. Пять человек поставят свет быстрее, чем два человека. Однако, разумеется, руководить большим количеством людей сложнее, чем малой группой.

Читайте также: