Как рассказать детям о профессии библиотекаря

Опубликовано: 01.07.2024

Профессия библиотекарь

В мире существует великое множество книг. И у тебя дома наверняка немало разных сказок, рассказов, сборников стихов. Но есть такое место, где книг и журналов намного больше. Эти хранилища называются библиотеками. В этом рассказе я расскажу тебе о професии библиотекаря.

Библиотеки – это целые книжные города, в которых тянутся ряды и лабиринты книжных шкафов и полок, очень похожих на улицы. У каждой книги и журнала есть свой адрес – шифр, состоящий из букв и цифр, по которому можно найти нужный экземпляр. Разобраться самому в таком многообразии достаточно трудно. Вот тут-то и приходит на помощь библиотекарь. Он как никто другой прекрасно ориентируется в «книжном море».

Раньше в поиске нужной книги библиотекарю помогали ящики-каталоги с названиями и шифрами всех книг. Сейчас же все данные вносят в компьютер, в электронный каталог. Посмотрит библиотекарь каталог, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай на здоровье и становись умнее!

Кажется, что библиотекарь только сидит за столом, заполняет формуляры, записывает, вносит данные в компьютер: кто и какую книгу взял почитать или вернул. На самом деле его обязанности намного шире. Библиотекарь принимает участие в создании фонда библиотеки и делает заказы на покупку новых изданий, ведь книг в мире становится всё больше с каждым днём, и многие из них нужны читателю. Он также поддерживает порядок в книгохранилище. Укрепляет старые книжки, так как многие материалы, из которых они сделаны (клей, бумага, ткани), со временем стареют и изнашиваются. А ещё он очень хорошо знает условия, в которых должны храниться книги, особенно древние экземпляры.

К сожалению, многие ребята в наше время считают, что не обязательно ходить в библиотеку, чтобы получить нужную информацию, ведь можно практически любую книгу купить или же найти нужные сведения в интернете. Но ведь чтение хорошей книги подобно встрече с хорошим человеком, после которого остаётся масса положительных эмо-ций. Кто как ни библиотекарь сможет посоветовать тебе именно ту книгу, которую ты хочешь почитать. Поэтому ни одна компьютерная программа не сможет заменить специалиста в этой области.

Работа у библиотекаря не такая лёгкая, как может показаться на первый взгляд. И обладателем этой уникальной профессии сможет стать далеко не каждый! Надо самому любить книгу, уметь дать дельный совет читателю. Люди этой профессии очень грамотные, культурные, тактичные и умеют держать себя в руках в любой ситуации. Им приходится много общаться с людьми, для чего необходимы знания психологии. Поэтому ты вряд ли сможешь услышать, как библиотекарь повысил на кого-нибудь голос.

А ещё для того, чтобы стать библиотекарем, очень важно знать историю культуры, русскую и зарубежную литературу, уметь заинтересовать читателя книгой. Ты должен обладать большим запасом знаний, чтобы помочь любому человеку разобраться в океане информации.

В наше время идёт активное внедрение электронных технологий в библиотеки. Например, таких как Wi-Fi и радиочастотные метки в книгах, которые облегчают их учёт и отслеживание, компьютеры с доступом к базам данных и оцифровка редких изданий. Поэтому библиотекарю просто необходимо шагать в ногу со временем и постоянно развиваться.

Учат на библиотекаря в библиотечном техникуме или на библиотечном факультете института культуры.

Это интересно:

Профессия библиотекарь – очень древняя, ей более четырёх с половиной тысяч лет! Первыми библиотекарями были писцы, причём только мужчины. В 19 веке, чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную – недостаточно было одного высшего образования. Требовалось знание французского, немецкого, латинского, греческого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть тремя иностранными языками.

Лидия Васильевна Шигеева
Конспект НОД «Знакомство с профессией библиотекаря».

Конспект НОД «Знакомство с профессией библиотекаря»

в средней группе.

Воспитатель: Шигеева Л. В.

1. Познакомить с профессией библиотекаря, с профессиональными действиями библиотекаря, с назначением библиотеки.

2. Развивать интерес к профессии.

3. Вызвать интерес и любовь к книге, бережное отношение к ним.

4. Воспитывать в детях чувство уважения к чужому труду.

Атрибуты: книга сказок, конверт с письмом, книги с потёртыми корешками, полоски цветной бумаги, ножницы, клей, салфетки, книги в подарок детям, иллюстрации «Правила обращения с книгой».

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Кто на свете всех умнее?

Кто всё знает и умеет?

И в любой свободный час

Кто всему научит нас? (книга)

Очень я нужна всем: взрослым, малышам.

Всех я разуму учу, а сама всегда молчу. (книга)

Воспитатель: Правильно! Это книга. Очень много интересного и полезного узнают взрослые и дети из книг.

А вы любите, когда вам читают книги?

А какие книги вы любите, чтобы вам читали? (ответы)

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришла бабушка Насти Кузьминой Тамара Николаевна. Тамара Николаевна всё знает о книгах, ведь она работает в библиотеке, где живут и хранятся книги. Она библиотекарь. Это её профессия. Вот сейчас о своей профессии она нам расскажет.

Тамара Николаевна: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы пригласили меня в гости. Вы знаете, кто такой библиотекарь? (ответы).

Скажите, дети, кто из вас был в библиотеке с мамой или папой? (ответы).

Что вы там интересного увидели? (много разных книг, журналов)

Как вы думаете, для чего нужны книги? (ответы).

Правильно! Ведь книга без языка, без голоса, а всё расскажет.

Тамара Николаевна: Когда я была маленькой, такой как вы, я часто рассматривала разные книги. Многие из них были с картинками. Мне очень хотелось узнать, про что рассказывается в книге. Но я не умела читать, поэтому часто задавала разные вопросы взрослым. Все называли «почемучкой». И тогда я решила научиться читать и научилась. Из книг я узнавала много нового, интересного. Когда я пошла в школу, я читала уже очень хорошо. Я решила, что когда выросту, буду работать с книгами в библиотеке, стану библиотекарем. Книга – это лучший друг для каждого человека. А библиотекарь для меня – самая лучшая профессия.

«Есть страна чудесная на свете,

Её библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут».

Воспитатель: Ребята, поиграем с вами в библиотеку. Создадим свою маленькую библиотеку из книг, которые живут в нашем книжном уголке, а Тамара Николаевна будет библиотекарем.

Тамара Николаевна: Дети, проходите, пожалуйста, в нашу библиотеку (дети проходят в комнату, где расставлены столы, стулья, стоят стеллажи с книгами). В библиотеке вас встречает библиотекарь. Если человек приходит в библиотеку и хочет стать читателем, то необходимо записаться в неё. Библиотекарь заводит на него книжку (показывает). Называется она формуляр. В эту книжку записываем, какую книгу вы взяли и когда. Я приготовила для вас тоже такие книжечки (раздаёт детям). Теперь вы являетесь читателями нашей игровой библиотеки.

Тамара Николаевна: Присаживайтесь за столы. Это наш читальный зал. В каждой библиотеке есть читальный зал – это большая просторная комната, в которой можно спокойно, в тишине почитать любимую книгу, газету или журнал.

Тамара Николаевна: Дети, посмотрите, где расставлены книги? (ответы детей).

В библиотеке книги живут на полках.Книги бывают разные: большие и маленькие, толстые и тонкие, красочные, иллюстрированные. Каждая расскажет вам много интересного. На одной полке расположены сказки, на другой – книги о животных, на третьей – живут книги, которые расскажут вам о природе. В библиотеке много книг о профессиях людей, о науке, о космосе, о людях других стран. Какую книгу выбрать и где её найти, вам поможет библиотекарь. В этом состоит моя работа.

- Дети, скажите, а как нужно вести себя в библиотеке? (ответы).

- Многие из вас любят слушать сказки. Я вам предлагаю игру «Угадай сказку». Хотите поиграть?Слушайте: «А дорога – далека, а корзина – нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок» (Маша и медведь).

«Ах ты, Петя – простота, схлопотал немножко.

Не послушался кота, выглянул в окошко»» (Кот, петух и лиса).

«Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки, из какой ушёл я сказки?» (колобок).

«Всех на свете исцелит, лечит он больных зверей,

Он известен, знаменит, добрый доктор (Айболит)».

«Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка (Снегурочка)».

- Молодцы! Очень много вы знаете сказок.

Тамара Николаевна: Дети, скажите, а вы знаете, как нужно обращаться с книгами? (ответы). Правильно! Книгу необходимо брать чистыми руками, рассматривать её за столом, осторожно переворачивать страницы, не рвать их; не читать книгу, когда ешь (используются страницы «Правила обращения с книгой). Книги любят бережное отношение к ним. Чем аккуратнее вы будете читать книгу, тем дольше она послужит людям, принесёт пользу.

Тамара Николаевна: Но иногда с книгами случаются разные истории.Послушайте: «Далеко – далеко, не низко, не высоко, за горами, за морями была страна «Библиотека». Жили в этой стране добрые и трудолюбивые волшебники. Они очень любили книги. Но однажды на волшебную страну напали полчища мышей. Мыши погрызли в библиотеке книги. И тогда добрые волшебники решили позвать кота. Кот переловил всех мышей, так книги были спасены. Но некоторые книги мыши всё же повредили».

- Вот, посмотрите, какие они грустные (показывает повреждённые книги). Как вы думаете, чем мы можем помочь этим книгам? (их надо «полечить», отремонтировать).

- Давайте все вместе «полечим» книги, подклеим их. У нас есть разноцветные полоски бумаги, клей, ножницы, кисточки.

Практическая часть (дети подклеивают корешки книг).

- Дети, посмотрите, книги снова стали нарядными и красивыми. Давайте поселим их на полочке в книжном уголке.

- Итог занятия: Дети, вам понравилась наша игровая библиотека? (ответы детей). Вместе с вашими родителями я приглашаю вас к нам в библиотеку, в которой я работаю библиотекарем. Я принесла вам в подарок маленькие книжки со стихами и сказками. Почитайте их вместе с воспитателями.

Конспект занятия «Знакомство с профессией грумера» Цель: ознакомление детей с профессией Грумер. Задачи: Расширять представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развивать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Знакомство с профессией врача» «Знакомство с профессией врача». НОД по развитию речи в средней группе. Солдатова Инна Викторовна. Задачи: 1. Познавательное развитие. Закреплять.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство детей с профессией воспитатель» (первая младшая группа) 1 Проектировочный компонент Образовательная область: «Познавательное развитие» Возрастная группа: первая младшая Тема: «Знакомство детей.

Конспект ООД по ФЦКМ во второй младшей группе «Знакомство с профессией продавца»
Конспект ООД по ФЦКМ во второй младшей группе «Знакомство с профессией продавца» Цель: познакомить детей с профессией работника киоска – продавцом газет и журналов; воспитывать чувство уважения к людям труда. Оборудование:.

Конспект открытого занятия по теме «Знакомство с профессией шофёра» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 пос. Эльбан Амурского муниципального.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в день открытых дверей «Знакомство с профессией лесника» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Знакомство с профессией лесника Ребята, вспомните,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Знакомство с профессией милиционер» Программное содержание: • Уточнить и расширить представления детей профессии работника ГИБДД и людей, работающих в милиции: следователи,.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с профессией модельера» Цель: познакомить с профессией модельера Задачи: Обучающие - дать представление о профессии модельера, - о материалах и инструментах, используемых.

НОД «Знакомство с профессией-полицейский» НОД по теме «Знакомство с профессией полицейский» Елена Панкова НОД по теме «Знакомство с профессией полицейский» Задачи: -закреплять знания.

Синяковская Марина Евгеньевна

Тема: «Знакомство с профессией библиотекарь» - экскурсия в сельскую библиотеку.

Цель: Воспитание готовности выпускников школы к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учётом их склонностей, способностей, состояния здоровья.

  • Помочь детям сформировать представление о профессии библиотекарь.
  • Расширить знание детей о специфике этой профессии.
  • Готовить воспитанников к осознанному выбору профессии и дальнейшему обучению.

Каких профессий только нет:

Художник, повар и поэт,

Учитель, доктор и аптекарь,

Но есть еще библиотекарь.

Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! Первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. Заметим, что это была исключительно мужская профессия.

Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский. В XIX веке, чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную – недостаточно было одного высшего образования. Требовалось знание французского, немецкого, латинского, греческого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть тремя иностранными языками.

Работа в библиотеке – это не только выдача и прием книг. Библиотекарь – хранитель книг в прямом и переносном смысле. Ему известны секреты классификации книг, составления библиографических справочников и каталогов. Со временем большинство материалов, из которых сделана книга (бумага, ткани, клей), стареют, изнашиваются. Библиотекарь в совершенстве знает условия, при которых должны храниться книги, особенно древние экземпляры, аудио и видеозаписи.

Современный библиотекарь хорошо разбирается в современных информационных технологиях: владеет компьютером, всеми видами офисной техники, видеотехникой и другой аппаратурой.

Но работа с библиотечным фондом – это лишь одно направление его деятельности. Другое направление – работа с читателями. Библиотекарь консультирует посетителей, помогает им в поиске и выборе литературы.

Библиотекарь – это высокоинтеллектуальный, эрудированный человек, знаток художественной, научно-популярной, специальной литературы. Годы работы делают знания библиотекаря практически энциклопедическими. Специалисты библиотеки много общаются с читателями. Для этого необходимы высокие коммуникативные навыки, такт и эмоциональная выдержка. Чтобы легко ориентироваться в лабиринтах полок и тысячах книг, понадобиться хорошая память. При составлении каталогов и справочников важно быть внимательным и кропотливым. А работа с редкими экземплярами из библиотечных архивов потребует аккуратности и ответственности.

Часто интересуются: а сколько получает библиотекарь? В России месячная средняя зарплата библиотекаря составляет около 10 тысяч рублей, с ростом квалификации повышение зарплаты библиотекарям гарантировано. Заработная плата библиотекарей, работающих в приватных организациях, в среднем равняется 12 тысячам в месяц.

Существуют определенные квалификационные требования к библиотекарю, и от их соблюдения напрямую зависит оплата его труда. Так, библиотекарь обязан иметь педагогическое образование, быть сведущ в литературе, эрудирован. Для определения уровня квалификации сотрудников проводится аттестация библиотекарей.

Как стать библиотекарем

Важно и самообразование библиотекаря, а также проводимые государством семинары для библиотекарей, на которых работники смогут усвоить новые знания и навыки, и курсы библиотекарей для начинающих сотрудников.

Характеристика на библиотекаря – незаменимый документ, благодаря которому можно узнать не только о личных качествах работника, но и о том, насколько он преуспел в службе и как к ней относится.

Тому, что должен знать библиотекарь, обучают в вузах: это целая плеяда дисциплин, которая охватывает языкознание, литературоведение, историю. Это связано с тем, что специальность библиотекарь – это одна из тех профессий, которые трудно отнести к какой-нибудь конкретной научной отрасли. Все это учтено на факультетах филологии гуманитарных вузов, где учиться на библиотекаря лучше всего. Там подготовка библиотекарей осуществляется по всем междисциплинарным направлениям, также есть программы, рассчитанные на повышение квалификации библиотекарей. Получить данную профессию могут жители всех регионов России, так как вузы с уклоном в языкознание открыты во всех региональных центрах страны.

Экскурсия в сельскую библиотеку

Во время экскурсии ребята узнали, что библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Библиотекарь выдает книги и записывает в формуляр, общается с читателями, рекомендует необходимую литературу, рассказывает о детских писателях, о детских книгах, знакомит с последними номерами журналов и интересными статьями из газет, устраивает красочные книжные выставки, проводит массовые мероприятия. Книжный фонд библиотеки огромен. Как же ориентироваться в таком множестве книг на полках, ведь каждая библиотека – это целые города, где длинные – длинные ряды книжных стеллажей тянутся как улицы? Найти нужную книгу в таком городе тоже помогает библиотекарь. Но для этого нужны знания и умения. Ведь не каждый читатель знает, что у каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках – каталогах находятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, и принесет нужную литературу. Прослушав интересный рассказ о профессии хранителя книг, ребята повторили правила пользования библиотекой, правила поведения в библиотеке и бережного обращения с книгами.

В заключение для участников мероприятия проведена познавательная викторина по сказкам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассказать учащимся о профессии библиотекаря, его месте в современном мире, привить любовь к чтению.

Наглядность: выставка книг « Библиотека, книга, я – вместе дружная семья», высказывания великих людей о библиотеке, о книге.

« Всем хорошим во мне я обязан книгам» - М.Горький

«Работа библиотекаря всегда казалась мне очень ответственной, значимой, благородной, она требует не только знаний, но и сердца» - Л.Кассиль

«Пока живы библиотеки – культура не погибнет» - Д.Лихачев

«Дорога в библиотеку – путь к сердцу, душе, добру. И этот путь открыт каждому» - А.И.Герцен

Библиотекарь: Ребята! Отгадайте загадки:

В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!
(Библиотекарь)

Книг хранитель и их лекарь,
книжек друг — …
(библиотекарь)

Достанет книги все для нас,
Любой рассказ она нам даст.
Где книга каждая стоит,
Она покажет, объяснит.
Конечно, это не аптекарь,
А школьный наш…
(Библиотекарь)

Наш библиотечный урок называется «Моя профессия – библиотекарь». Обратите внимание на слова известных людей о книге и библиотеке. Некоторые вам уже возможно известны, а другие вы почтете сегодня впервые. (Учащиеся читают вслух высказывания о библиотеке и книге). Я хочу рассказать вам о своей профессии, которой я посвятила всю свою жизнь – больше 25 лет.

Много на свете профессий. Все они разные, но каждая необходима, каждая нужна людям.

Каких профессий только нет:

Художник, повар и поэт,

Учитель, доктор и аптекарь,

Но есть ещё и библиотекарь.

Волшебник, в мире книг живёт,

Всё для читателя найдёт.

В библиотеку мы идём,

Как в свой родной, любимый дом

Говорить о профессии библиотекаря – это значит значит и говорить о предмете его труда – о книге, о ее роли в жизни людей.

Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки – картинки, потом – веселые стихи, рассказы, журналы. Иногда это сказки, которые мама или бабушка перед сном читают ребенку. И всегда за этим стоит добрая, умная, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесет через всю свою жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей.

Когда вы преступаете порог школы, книги становятся постоянными спутниками вашей жизни. Из года в год, из класса в класс их становится все больше и больше. И когда оказывается, что без какой – то книги невозможно выучить урок, написать сочинение, осмыслить свои поступки и поступки своих друзей, научиться чему – то важному, тут уже никак не обойтись без «книжкиного дома» - библиотеки.

«Аптека для души» - так было написано на библиотеке одного из фараонов. Точно также как лекарство, продаваемое в аптеке, лечит больное тело человека, точно также и книга помогает человеческой душе.

Библиотека – море книг,

Библиотека – храм науки.

Переступайте наш порог,

Берите клад бесценный в руки.

Но чтобы отыскать в океане изданий самое главное, нужны помощь и рекомендации библиотекаря – вашего друга и советчика.

Чтобы стать хорошим библиотекарем, необходимо любить свою профессию, читать книги, обладать широким кругозором, обширными познаниями в самых разных областях. Но эти знания еще необходимо уметь использовать в работе, применять на практике, доносить их до детей, учителей, воспитателей. Вот почему библиотекарь должен быть еще и педагогом. А так, как ему предстоит еще завоевать доверие читателей, понять их – он должен быть еще и психологом.

Я прочту вам стихотворение:

Ваше величество, Библиотекари!

Часто бываете вы незамечены,

Но невзначай, улыбаясь читателю,

Сами бываете вы обаятельны.

Вы незаметно людей согреваете

И простотой своей всех покоряете.

Помнит вас тот, кто диплом защищал,

Кто диссертацию сам написал,

Кто интересные книги читал.

Вспоминают вас те, кто в школе учился,

Кто рефераты писать научился,

Мальчик, который стихи прочитал,

Девочке той, по которой скучал.

Так поклонитесь библиотекарям,

Не забывайте душ наших лекарей.

Ведь они рядом с вами идут,

Так уважайте скромный их труд.

Библиотекарем может стать каждый, кто любит людей и книги. Но если библиотекарь работает в школьной библиотеке – ему нужно в первую очередь подружиться с детьми.

Библиотекарь в школе проводит библиотечные уроки, различные мероприятия, посвященные празднику книги, составляет каталоги и картотеки, выдает учебники.

В школьной библиотеке работает всего один библиотекарь, который должен успеть все: и книгу интересную подобрать читателю, и выставку оформить, и учебники выдать, а также не забыть проверить их состояние, и о книге с читателем поговорить, и многое – многое другое.

В крупных библиотеках масса специалистов трудится в отделах комплектования, обработки фондов, каталогов, т.е. выполняют незаметную для читателя, но очень нужную работу.

На абонементе и читальном зале труд более подвижен, но требует умения быть приветливым, уметь заинтересовать читателя.

Библиотекарь - очень древняя профессия, ей уже больше четырех с половиной тысяч лет! Возникла она вместе с шумерской культурой, где впервые появились глиняные каталоги. Первыми библиотекарями считают писцов, составивших собрание глиняных табличек приблизительно в 2500 году до н. э. Им пришлось быть не только библиотекарями, но отчасти и юристами, поскольку основная часть табличек содержала юридическую информацию.

Первое летописное указание на русскую библиотеку относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих книг и переписки уже имеющихся славянских. Книги Ярослав приказал хранить в Софийском соборе Киева. Так возникла первая русская библиотека, первыми библиотекарями в которой были монахи.

На протяжении многих столетий библиотекарями были такие известные люди, как великий баснописец И.А.Крылов, который более 30 лет проработал библиотекарем и даже был награжден орденом за составление каталога.

Библиотекарями также были: И. Гете, братья Гримм, Лейбниц, Н.И. Лобачевский, В.Одоевский.

Я горжусь тем, что у меня такие знаменитые коллеги.

А теперь мне бы хотелось проверить ваши знания о библиотеках. Предлагаю провести небольшую викторину.

-В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира? (Москва)

-Какой новый вид книги появился в ХХ веке? (электронный)

-Кто основал первую библиотеку на Руси? ( Ярослав Мудрый)

-Как называлась знаменитая библиотека древнего мира, ставшая одним из семи чудес света? ( Александрийская)

-Указ об учреждении этой должности для своего книжного собрания первой из российских монархов подписала Екатерина Великая. Какой именно? (Должности библиотекаря)

-На какой срок выдают книги на абонементе? ( на 15 дней)

- На какой странице ставится библиотечный штамп ( на титульном листе и на 17 странице)

- Что нужно сначала сделать, чтобы взять книгу из библиотеки ( записаться в библиотеку)

- Как называется основной документ читателя ( читательский формуляр)

- Как звали библиотекаря патриаршей библиотеки в Константинополе, который вместе с братом Мефодием создал славянскую азбуку (Кирилл)

Библиотекарь: Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на вопросы. Возможно, что кто – то из вас тоже захочет стать библиотекарем. Я буду рада рассказать вам о своей профессии.

Классный час «Хозяйка сказок и стихов. Профессия библиотекарь»

— Так кто же такой библиотекарь?

— Библиотекарь очень древняя профессия, ей больше четырех с половиной тысяч лет и возникла она вместе с шумерской культурой, где впервые появились глиняные каталоги. Первыми библиотекарями были писцы (2500 году до н. э.);

Само слово «библиотекарь» (произошедшее от греческого — собрание книг) впервые появилось в Греции. Во все времена библиотекарей очень почитали и уважали, считая их самыми умными и мудрыми. Люди нередко обращались к ним за помощью или советом. (Слайд 2).

— Ребята, как вы думаете, почему библиотекарей считали самыми умными и мудрыми?

— Действительно, находясь в окружении книг, библиотекарь много свободного времени проводил за их изучением, узнавал из них много нового и поэтому его считали самым мудрым и умным.

— Как вы считаете, какими профессиональными качествами должен обладать библиотекарь?

— Всё верно. В первую очередь библиотекарь должен быть доброжелательным, общительным, терпеливым, ведь он работает с людьми. Так же у него должна быть хорошая память и внимание, он должен быть аккуратным и уметь быстро читать. (Слайд 3).

— Ребята, а кто знает, как работает библиотекарь? Ведь найти нужную книгу в таком большом «городе» как библиотека не так-то просто.

— Для того чтоб найти нужную книгу, библиотекарю необходимо специальные знания и умения. Ведь не всякий читатель знает, что у каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках — каталогах находятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит и принесёт нужную литературу.

— А теперь давайте посмотрим видеофрагмент, который поможет нам еще лучше познакомиться с этой замечательной профессией.

— Что еще нового вы узнали о профессии библиотекаря из этого видеофрагмента?

— Ребята, вы конечно еще не можете работать библиотекарями, но помогать ему вы можете уже сейчас. Для этого необходимо знать правила поведения в библиотеке и правила бережного отношения с книгами. Кто знает, как же нужно вести себя в библиотеке?

— Вы все правильно сказали, а теперь давайте обобщим наши правила.

Правила поведения в библиотеке:

1. Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми.

2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол.

3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.

4. Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.

5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.

6. Книги сдавай вовремя, не позднее 14 дней.

7. С книгами обращайся аккуратно.

8. Уходя, обязательно попрощайся.

— Библиотечными книгами пользуются многие ученики. Поэтому, чтобы и после вас книгу могли читать другие, обращайтесь с ней бережно:

1. не мните страницы книги (тем более не вырывайте их), не загибайте уголки страниц;

2. не делайте заметок на полях книги; ничего не подчёркивайте, ничего не пишите и не рисуйте на её страницах;

3. листайте книгу осторожно, стараясь не повредить её; не бросайте книгу;

4. взятые домой книги возвращайте в библиотеку вовремя;

5. относитесь к библиотечным книгам так же бережно, как к своим собственным. (Слайд 5).

— Вот мы повторили правила поведения в библиотеке и бережного отношения с книгой. Я надеюсь, что вы всегда будете стараться их соблюдать.

Особенности профессии

Разные библиотеки по-разному привлекают посетителей. Например, крупные учреждения с внушительным фондом литературы различных жанров могут предоставить читателям те издания, которых не найти в свободном доступе. Многие библиотеки начали раздавать в своих стенах бесплатный Wi-Fi и оборудовали комфортабельные и уютные читательские залы, в которых люди могут не только почитать книги, но и поработать за ноутбуком. Не говоря уже о том, что в большинстве учреждений теперь имеются и электронные каталоги, и даже компьютеры, которыми могут воспользоваться посетители. При этом среднестатистические обязанности библиотекаря можно описать так:

  • Комплектование библиотечного фонда и уход за ним. Речь идет о сохранности книг, аудио- и видеоматериалов, соблюдении правил их хранения, своевременной замене изношенных изданий и т.п.
  • Ведение учета библиотечного фонда, а также картотек и других справочно-информационных сервисов.
  • Обработка новой литературы, поступающей в библиотеку (внесение в электронную базу данных и бумажные каталоги).
  • Оформление заказов на приобретение новых книг в соответствии с нуждами учреждения.
  • Обслуживание посетителей и заполнение их читательских абонементов.
  • Поддержание порядка в читальном зале.
  • Проведение семинаров, выставок, лекций, встреч с писателями и других мероприятий, так или иначе связанных с литературой.

Практически все современные библиотеки, особенно в крупных городах, используют в своей работе современное компьютерное оборудование. В некоторых случаях оно дублируется ведением бумажных каталогов и абонементов, в других учреждениях был выполнен полный переход на электронные технологии. Поэтому современный вариант того, кто такой библиотекарь, немного отличается от образа, ассоциировавшегося с этой профессией 10-15 лет назад. Сегодня от такого специалиста требуется хорошее владение компьютерными ресурсами и быстрая обучаемость использованию нового ПО.

Обучение

Что ж, как и любая другая профессия, наша сегодняшняя требует определенного образования. Если учесть, что само по себе направление не слишком популярно среди современной молодежи, то и выбор специальностей для дальнейшего трудоустройства библиотекарем не слишком большой.

Обычно предпочтение отдается просто гуманитарным наукам. В частности, «Библиотекарь», «Документоведение», «Литература». Иногда можно также встретить «Культурологию», «Филологию». Редко, но все же имеет место такая специальность, как «Менеджмент». В принципе, хороший библиотекарь не ограничен высшим образованием, на него можно выучиться и в техникуме. Точно на таких же направлениях.

В среднем, учиться придется как и всем — 4,5-5 лет. Неважно, что за место станет вашей работой — центральная библиотека, детская или любая другая. Но факт остается фактом: учиться нужно. В некоторых случаях можно обойтись и без «вышки», только тогда отсутствие диплома должно покрываться вашими личными знаниями и качествами. Это на самом деле бывает не так-то просто — доказать работодателю, что вы — истинный библиотекарь.

Где работать

Куда можно пойти для трудоустройства после окончания вуза или любого другого образовательного учреждения? Честно признаться, библиотекарь — профессия довольно узкой направленности. Так что, выбор тут будет не слишком велик. Да, с развитием прогресса и техники перспектив у нашего сегодняшнего направления стало больше, но они все равно не сильно влияют на место работы. Разве что, новые обязанности и ответственность высшей степени появляются.

работа в библиотеке

Например, вашим местом работы может стать государственная библиотека. Это почетное место достается только самым лучшим работникам, причем если там уже кто-то есть, особо надеяться на трудоустройство не следует. Ведь мало кто согласится «подвинуться». Библиотекарь, как правило, один на все заведение. Или их несколько (в зависимости от размеров здания).

Кроме того, центральные и районные библиотеки теперь тоже будут доступны для трудоустройства. В принципе, вполне хороший вариант, особенно если данные заведения находятся недалеко от вашего дома. Разницы центральная библиотека и государственная существенной не несут. Только по объему работы.

Только вот на практике обычно библиотекари идут в учебные заведения работать. Например, школьными или университетскими сотрудниками. Тут подобного рода кадры нужны постоянно. Школьный библиотекарь или государственный — не важно, должностные обязанности на том или ином месте будут одни и те же. Точно так же, как и личные качества ценятся в этих двух совершенно разных местах одинаковые. Что придется делать после того, как вы трудоустроитесь?

Кто это такой

Профессия библиотекарь возникла в давние времена, когда ещё не была изобретена бумага и роль хранителя исполняли люди собирающие посменные свидетельства на подручных материалах, чтобы сохранить память для потомков.

  • Традиционно и исторически, библиотекарь, это хранитель и собиратель книг, произведений печати для пропаганды и распространения в широком круге общественных пользователей. В его задачи также входит справочно-библиографическая деятельность.

В современный перечень распределительного фонда библиотек входит не только печатная продукция, но и перенесённые на электронные носители микрофильмы, диапозитивы, электронные издания в виде аудио и видеокассет или дисков, что с развитием интернета требует от профессии умения пользоваться IT- программами и внедрениями новых компьютерных технологий.

Важно! Как и в древние времена, библиотекарь, это хранитель документов, как дань памяти о знаниях и национальных традиций обществ во всём мире.

Интервью Наталии Шпагиной

Дружите с книгой! И с детской библиотекой!

Как с самого юного возраста воспитать любовь к чтению? Почему и зачем ребенку необходима книга? Что нужно делать, чтобы вырастить настоящего читателя? Ответы на эти вопросы, несомненно, известны сотрудникам Вологодской областной детской библиотеки. За первое полугодие 2013 года сюда пришли за книжками более 46 тысяч детей, на массовых мероприятиях их побывало более 15 тысяч, библиотекари выдали более 150 тысяч книг, а сайт библиотеки посетили почти 123 тысячи человек.



Подробнее о том, как работает сегодня Вологодская областная детская библиотека с маленькими читателями, рассказывает ее директор Наталия Шпагина.

Наталия Борисовна, дети – особая категория читателей. В чем заключается специфика работы детской библиотеки?

Детская библиотека выполняет очень важную миссию: закладывает основу культуры завтрашнего дня. Привычка читать – залог того, что из ребенка вырастет образованный интеллигентный человек, обладающий развитым эстетическим вкусом. Нужно не упустить тот момент, когда у него формируется круг интересов, культурные предпочтения, – это самое благоприятное время для того, чтобы привить любовь к чтению. Если же упустить этот период, то в дальнейшем человек может оказаться не готов к восприятию многих видов информации, в том числе и книжной. Множество книг, важных для формирования личности, так и остаются никогда не прочитанными, если их не прочитали в детстве. Опыт показывает, что ребенок, который к двенадцати годам не приобрел устойчивой привычки к чтению, не имеет внутренней потребности читать и берет книгу в руки очень редко – только под воздействием каких-то внешних обстоятельств. Поэтому чем раньше начато знакомство с книгой, тем больше шансов, что ребенок полюбит чтение. Именно для этого мы и работаем.

С какого возраста дети приходят в библиотеку?










В библиотеке работают настоящие профессионалы, которые прекрасно ориентируются в огромном многообразии книг и знают потребности своих читателей. Если ребенок затрудняется с выбором книжки, то ему всегда помогут советом. У нас есть такое правило: сотрудники абонементов обязательно прочитывают все книги, которые поступают в библиотеку. Затем мы их обсуждаем между собой: для ребят какого возраста будет интересно то или иное произведение, чему оно учит. И только когда книга пройдет такой «тест», библиотекари берут ее на вооружение и активно рекомендуют читателям.

Каким должен быть детский библиотекарь?

В первую очередь нужно любить детей и книги, и все наши сотрудники – именно такие люди. А вообще детский библиотекарь – это не просто библиотекарь, но и педагог, и психолог, и режиссер, и артист. Один человек должен «играть» множество ролей, потому что с детьми нужно работать иначе, нежели со взрослыми. С ребенком важно найти общий язык, заинтересоваться им как личностью и суметь заинтересовать его книгой – и тогда он снова и снова придет в библиотеку.

В современную библиотеку приходят не только за книгами. Расскажите о массовых мероприятиях, которые вы проводите.

Ежегодно в День защиты детей мы устраиваем большой праздник в Детском парке на площади Революции. В сентябре, в рамках фестиваля «Рубцовская осень», организуем областной конкурс чтецов «За все добро расплатимся добром». Весной у нас проходят ежегодные Кирилло-Мефодиевские чтения. Детский информационно-правовой центр, работающий в нашей библиотеке, проводит конкурс «Я и мои права». Один раз в два года выбираем «Лучшего читателя». В прошлом году успешно прошел новый конкурс «Нас объединяет Рождество», проведенный совместно с нашим партнером – клубом английского языка «English for You».

А есть ли в библиотеке клубы для малышей?

У нас работают три таких клуба. Клуб «Ладушки» – для детей от одного до трех лет, которые занимаются вместе с мамами. Дети 4–5 лет посещают кружок «Ступеньки», пользующийся большой популярностью: на второе полугодие 2013 года уже набраны две новые группы. В клубе «Родничок» ребята под руководством педагогов учатся читать. Помимо клубов, мы активно работаем по разработанной нами специальной программе «Растем, читаем, развиваемся», направленной на воспитание потребности в чтении с раннего возраста.

Летом, во время школьных каникул, дети – частые гости в библиотеке?

Да, мы активно сотрудничаем с летними лагерями отдыха, организуем для них мероприятия. Многие приходят за книгами, заданными по школьной программе. Ежегодно проводятся «Летние чтения» – областной и городской конкурсы читательских дневников. В сентябре мы подводим итоги «Летних чтений», приглашая участников в нашу библиотеку для защиты своих читательских дневников и получения заслуженных наград.

Что изменилось в библиотеке в связи с принятием закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»? Как обязательная маркировка книг по возрасту влияет на вашу работу?

Такой литературы, от которой детей стоило бы оградить, у нас просто нет. Мы всегда очень тщательно подходим к выбору книг: наши специалисты сначала читают их, а потом уже приобретают. Все, что печатается сейчас, уже должно иметь маркировку по возрасту – это задача издателя. Кроме того, в нашей библиотеке всегда было разделение книг по возрастам: есть отдел обслуживания младших читателей, где собраны книжки для дошкольников и младших школьников, и отдел абонементного обслуживания читателей 5-11 классов, а внутри каждого отдела – возрастная градация стеллажей, ведь мы всегда ориентируемся на возраст наших читателей при рекомендации и выдаче книг.

Какие ближайшие планы у библиотеки?

Переезд – это всегда хлопоты, но они не скажутся на работе библиотеки. До конца сентября у нас проходит областной экологический конкурс детского творчества «Как прекрасен этот мир». Затем подведем итоги «Летних чтений». В сентябре-ноябре состоится областная интернет-викторина к Всемирному дню ребенка «Правовой калейдоскоп». Очень насыщенным станет ноябрь: здесь и областная интернет-конференция «Здоровое поколение – здоровая нация» для специалистов, работающих с детьми, и Неделя правовых знаний, и творческий конкурс для любителей английского языка «Нас объединяет Рождество». Так что мы по-прежнему рады всем нашим читателям и надеемся, что теперь их будет еще больше.

Читайте также: