Как сказать о профессии человека

Опубликовано: 03.10.2024

О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».

4 способа понять своё призвание

Юлия Есина

Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»

Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.

Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.

Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.

Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».

Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.

Тестирование

Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — «Предпочтительные виды профессиональной деятельности».

⟶ Пройти его можно, например, здесь.

В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.

В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.

Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания (интроверсия — экстраверсия);
  • ориентация в ситуации (здравый смысл — интуиция);
  • основа принятия решений (логос — пафос);
  • способ подготовки решений (рациональность — иррациональность).

⟶ Пример такого теста здесь.

Коучинг

В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.

В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.

Окружение

  • Как вы себе представляете идеальное профессиональное окружение, в котором комфортно?
  • Кто эти люди?
  • Чем они занимаются?
  • Что для них важно?

Действия

  • Представьте свой типичный желаемый рабочий день ― чем он заполнен?
  • Как вы себя ведёте на работе, что делаете?

Навыки

  • Какими профессиональными навыками вы хотели бы обладать?
  • Как эти навыки проявляются на работе вашей мечты?
  • Какие навыки у вас есть на данный момент, которые вы цените и очень хотели бы применить?
  • Какие навыки вы планировали или мечтали приобрести?

Ценности

  • Почему вам важны именно эти люди в окружении?
  • Почему вам важны именно эти действия?
  • Почему вам важны именно эти навыки?
  • Какая ваша основная ценность раскрывается через взаимодействие с этими людьми и эту деятельность?
  • Какую ценность вы бы хотели поддерживать своей деятельностью?
  • Что для вас ценно в жизни?
  • В какой деятельности вы могли наилучшим образом раскрывать эту ценность?

Самоопределение

Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов «я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.

Миссия

  • Какую разницу в жизни людей вы создаёте своей деятельностью?
  • Кому важно то, что вы делаете?
  • Что вы привносите в мир своей деятельностью?
  • В чём вы видите свою основную задачу?

Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.

Бесплатный онлайн-курс

Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии

Узнать больше

  • Познакомитесь с разнообразием современных профессий
  • Поймёте, какая специальность подойдёт под ваш опыт и цели
  • При поддержке карьерного консультанта построите пошаговый план профессионального роста

Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм

Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.

Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?

Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.

Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.

«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»

Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.

Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.

Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.

Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».

Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.

Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.

Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.

Найти решение будет несложно, если есть искреннее желание 🙂

Читать также

Как совместить деньги и творчество

Вдохновиться историями студентов Нетологии

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

4 способа понять своё призвание

Юлия Есина

Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»

Байматова Дилбар Солиевна

Данная презентация поможет учащимся различать понятия специальность и род деятельности.

ВложениеРазмер
kruzhok_urokno2.zip 71.66 КБ

Подписи к слайдам:

Новые слова
Профессия
Род деятельности
Должность
Художником
Строителем
Маляром
Бухгалтером
Ювелиром
Kasb
Faoliyat

bo’lib
Сопоставление
Профессии
Качества человека
УЧИТЕЛЬ
ВОДИТЕЛЬ
ИНЖЕНЕР
ЛЁТЧИК
МОДЕЛЬЕР
Отзывчивый, добрый …
Внимательный ….
Знающий своё дело ….
Смелый, ….
Творческая личность
Профессия, специальность
кружковое занятие№2 25.09.2013

как сказать о специальности, профессии?
суффиксы профессий , принадлежность к чему-либо- ист, щик,чик
Программист, сборщик, переплётчик
Ответы
Тракторист
Режиссёр
Учитель
Дирижёр
Охранник
Лесничий
Ювелир
Бухгалтер
Инженер
Егерь
Т
Р
У
Д
О
Л
Ю
Б
И
Е
Загадки
Под весенний птичий свист, пашет землю ….
Ведёт с актёром жаркий спор, на сцене театра ….
Наших душ ума строитель-Мудрый школьный наш ….
Под оркестр поёт наш хор, впереди нас ….
Вор, разбойник и карманщик, Берегитесь! Я ….
Дом лисий и птичий охраняет надёжно ….
Драгоценный сувенир, изготовит ….
Расчёт зарплаты знать пора, Проводят в срок ….
Вот вам чертёж, где каждый размер, Новой детали дал ….
Он в лесу во всем хозяин и накормит птиц он стаи ….
Кем?
Журналистом
Учителем
Продавцом
Художником
Трактористом
Артистом
Врачом
Дизайнером
Журналисткой
Учительницей
Продавщицей
Художницей
Трактористкой
Артисткой
Врачом
Дизайнером

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их.

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя, б.


статья о реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОСНОО "Умение в работе родится!"

Работа Панаевской школы-интерната в целом и методического объединения учителей начальных классов в частности направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение.


Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души. " (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество".


"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация.

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале т.


Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".

Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока с презентацией.

Познакомить с употреблением имён существительных в творительном падеже без предлога для обозначения профессии человека.

Развивать навыки употребления имён существительных в творительном падеже без предлога для обозначения профессии человека.

Воспитывать трудолюбие, стремление получить любимую профессию.

Повторить речевые модели родительного падежа принадлежности, винительного падежа объекта действия.

Содержание учебного процесса

Конструирование высказываний с существительными в творительном падеже без предлога для обозначения профессии человека.

Профессии. Культура поведения.

Аудирование, говорение, чтение, письмо (работа в группах, коллективная, индивидуальная работа).

Конструирование высказываний по заданной модели, составление диалогов, восстановительное письмо.

Ученики правильно употребляют существительные в творительном падеже без предлога для обозначения профессии человека. Расскажут о будущих профессиях, кем работают близкие.

Подготовить к изучению предложного падежа.

Слова для активного усвоения : названия профессий, врач, медсестра, фермер, шофёр, экономист, юрист, художник, инженер, учитель, строитель, дизайнер, кассир, артист, профессия, бухгалтер, маляр, повар, продавец, водитель.

Формируемые элементы компетенций:

К 3 - может исходя из способностей, интересов знакомиться с видами профессий .

К 5 - может следовать морально-нравственным правилам русского речевого этикета в пределах изучаемого.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

III . Изучение нового материала.

Ученики знакомятся с новой речевой моделью по интервью персонажа о профессиях родственников. Даны существительные мужского и женского рода с твёрдой и мягкой основой. Далее выполняется упражнение 1 по той же модели. Существительные распределены по группам в зависимости от варианта окончания. Нужно обратить внимание детей на то, что многие современные профессии называют и мужчин, и женщин.

IV . Закрепление изученного материла.

1. Упражнение 2 – конструирование микродиалога по опорным словам. Повторяются речевые модели прошлого урока (творительный орудия). Упражнение 3 - творческого характера, выполняется по образцу первых двух. Упражнение 4 носит творческий характер. Ученики выполняют реконструирование предложений. В сильном классе можно попросить ребят дополнить фразы прилагательными. Упражнение можно использовать и для письменной работы.

2. Упражнение 5 выполняется в тетради. Попутно повторяются модели с родительным падежом, выражающим принадлежность и признак предмета. Упражнение 6 знакомит с использованием формы прошедшего времени в той же речевой модели. Новое значение слова куколка не известно ученикам, но проиллюстрировано на странице учебника. Шуточные стихи Ю.Акима (упр. 8) позволяют не только найти и закрепить изучаемые конструкции, но и повторить употребление глаголов в будущем времени. По образцу рассуждения героя ученики могут составить высказывания, что они будут делать взрослыми.

3. Для индивидуальной работы предназначены карточки.

V . Итог урока.

Беседа о пройденном.

Можно прочитать ученикам шуточные стихи А.Усачёва и провести беседу с использованием изучаемых конструкций. (Кем может стать зелёный крокодил? Кем может быть гиппопотам? Может ли он стать акробатом? Кем станет мышонок? Какими они должны быть всегда? Каким человеком нужно быть?)

hello_html_m9845405.jpg

Зелёная мама учила:

- Можешь ты быть учёным,

Конструктором или поэтом,

Главное - быть зелёным!

Запомни, пожалуйста, это!

Учила пузатая мама:

- Можешь ты стать акробатом,

Конструктором или поэтом,

Главное - быть пузатым.

Счастье, сынок, в этом!

А серая мама-мышиха

Мышонка учила тихо:

— Можешь ты быть инженером,

Учёным или поэтом,

Главное - быть серым,

Маленьким и незаметным!

Работа с пословицами и загадками. На слайде рисунок к пословице выполнен по рассказу Лескова. Учитель может обратить внимание на мастерство кузнеца, который подковал блоху, рассказав кратко историю о Левше.

Решение кроссворда. Устно выполняется упражнение 8.

Игра «Развивающее лото. Профессии». Учитель предлагает учащимся выбрать из набора карточку и ответить на вопрос «Кем ты хочешь быть?»

Перечисляем необычные способы профориентации для хоумскулеров. Узнайте, как мастер-классы, дни открытых дверей, экскурсии на предприятия и другие активности могут помочь детям определиться со специальностью.

Почему профориентация — это важно

Детей с раннего возраста интересуют профессии. Играя, они примеряют на себя разные роли — пожарных, врачей, полицейских.

Для ребёнка, который учится на дому, главным ориентиром являются родители. Дочка может хотеть стать инженером, как папа, а сын — преподавателем итальянского, как мама, и наоборот. Но от игры сложно перейти к серьёзным намерениям.

Как правильно рассказать детям про профессии? Чтобы это было весело и познавательно, предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Пусть ребёнок узнает особенности разных профессий и попробует себя в них.

Роль родителя при этом — советовать и мягко направлять. Важно не навязывать свою точку зрения, даже если ваши представления о карьере не совпадают.

Способы профориентации хоумскулеров

Тестирование

Тесты — один из самых удобных методов диагностики в профориентации.

Они направлены на выявление различных психологических характеристик школьника: темперамента, особенностей мышления, коммуникативных способностей, склонностей и профессиональных интересов.

Тесты не назовут конкретную профессию, но смогут определить тип личности и подсказать сферу развития.

Диагностика домашней школы «Фоксфорда»

Профориентация в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» откроет вам мир самых востребованных и высокооплачиваемых профессий будущего.

Профориентационная программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда» включает в себя два этапа.

Этап 1. Прохождение теста, разработанного платформой Skillfolio. Результаты теста покажут сильные и слабые стороны ребёнка, его компетенции и склонности.

Этап 2 (по желанию). Устная консультация с тьютором. Специалист поможет интерпретировать тест и сделать выбор в пользу конкретного индивидуального образовательного маршрута. В онлайн-школе «Фоксфорда» их шесть: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, естественно-научный и социально-гуманитарный.

Мастер-классы

Встречи с представителями профессий позволяют ребёнку вживую пообщаться с человеком, достигшим определённых высот, и понять, подходит ли ему выбранная сфера.

Можно задать волнующие вопросы и узнать об опыте профессионала из первых уст.

Поход на предприятие

Экскурсии на предприятия всегда интересны детям. Это возможность своими глазами увидеть, какие задачи решают люди, как идёт рабочий процесс.

Подростки смогут увидеть, как строится современный бизнес, как создаются и работают современные технологии, какие сотрудники и как участвуют в создании результата, что ценится в профессионалах будущего.

В конце концов, это просто весело! Можно поехать на завод мороженого или посетить предприятие по производству шоколадных конфет и попробовать только что приготовленные сладости.

Город профессий

В некоторых городах есть интерактивные проекты создания модели «профессионального» мира-сообщества. Участники погружаются в условия, которые воссоздают жизнедеятельность представителей различных профессий. Ребёнок сможет провести целый день в роли пожарного, повара или кого-нибудь ещё.

Погружение в город профессий позволяет попробовать себя в разных ролях, повзаимодействовать с другими участниками, определить для себя направления, которые нравятся. Для каждого это становится увлекательным событием, которое может стать началом движения в сторону развития по конкретной специальности.

Например, в Москве это «Кидбург» (для ребят от 1,5 до 14 лет) или «Мастерславль» (от 5 до 14 лет). Узнайте, есть ли подобные развивающие проекты в вашем городе.

Дни открытых дверей в вузах

Вузы регулярно устраивают возможность познакомиться с учреждением изнутри. Этот способ профориентации позволяет «прочувствовать» атмосферу учебного заведения, пообщаться со студентами, ощутить причастность к образовательной среде.

Можно узнать больше о специальности, задать интересующие вопросы, понять, нравится ли находиться в учебном заведении и рассмотреть инфраструктуру.

Такое личное знакомство с вузом для многих является определяющим при выборе дальнейшего профессионального пути, специализации и предметов на ЕГЭ. Общение с преподавателями, администрацией и студентами даёт полную картину будущих лет учёбы.

Резюме

Профориентация помогает определиться с профессией мечты. Используйте любые возможности для того, чтобы больше узнать о той или иной специальности. Поддерживайте ребёнка в начинаниях и рассказывайте ему о разных профессиях. Организуйте детям экскурсию на фабрику, город профессий или посетите мастер-класс профессионала. А чтобы определиться с индивидуальным образовательным маршрутом, приходите на диагностику домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

Автор: Наталья Михайловна Беспалко

Организация: МАОУ СОШ №24

Населенный пункт: г. Пермь

Перед многими выпускниками стоит вопрос «Куда пойти учиться?» На него не так просто ответить, ведь это решает всю их дальнейшую жизнь! Кто- то еще в детстве мечтал кем - то стать и остался верен своей мечте. А кто-то до сих пор не определился, куда пойти учиться. Но у них есть право выбора. Это значит, что перед ними могут открыться все двери, если они этого захотят и покажут достаточный уровень знаний и умений в выбранной области. Самое главное учиться, познавать много нового и неизведанного. Очень важно, чтобы у человека был широкий кругозор знаний. Если человек захочет и приложит усилия, то он всегда найдет себе дело по душе. На сегодняшнем мероприятии мы выясним, какие факторы влияют и должны влиять на осознанный выбор профессии.

Тема: «Моя будущая профессия»

Класс: 9

Цель: Помощь учащимся в выборе будущей профессии

Задачи:

Обучающие:

- Сформировать представление о мире профессий, о требованиях предъявляемых профессиями к человеку.

Развивающие:

- Развить черты характера, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности и навыки самопрезентации.

Воспитывающие:

- Воспитать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

Метапредметные

Познавательные УУД:

- способность обучающегося принимать и сохранять учебно-профессиональную цель

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

Коммуникативные УУД

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебно-профессиональных проблем

Личностные:

- готовность к выбору направления профильного образования;

- формирование адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

Ключевые вопросы:

- как выбрать будущую профессию;

- как работать с профессиограммами;

-какие цели преследует человек, выбирая себе профессию

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к уроку;

Предварительная подготовка: Сбор информации о профессиях, экскурсии на предприятия, встречи с людьми некоторых профессий

Раздаточный материал: листочки с таблицей

Ход внеклассного мероприятия.

Учитель предлагает расшифровать анаграмму: Пфсяреиос. Ученики расшифровывают и говорят слово: Профессия.

- Верно! Профессия. Сегодня мы поговорим о профессиях.

- Проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом.

- Какие профессии вам известны? Немного вам помогу.

Учитель называет букву «О», а учащиеся должны назвать профессии на эту букву. Учащиеся называют профессии.

Далее на букву «Р», «П», «К». Учащиеся называют профессии.

Классификация профессора Е.А. Климова делит все профессии на 5 основных типов:

1.Человек-человек. Тут предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей.

Как вы думаете, кого сюда можно отнести?

- Врача, учителя, продавца, журналиста.

2.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы.

- Кого саюда можно отнести?

- Агроном, ветеринара, гидролога, пахаря, скотовода

3. Человек-техника. Люди, использующие технические устройства.

- Летчики, водители, матросы, электромонтёры, слесари, трактористы

4. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

- Художники, актёры, певцы, литераторы, поэты, писатели.

5. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

- Бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

- Сейчас буду показывать слайды, а ваша задача определить к какому типу относится данная профессия

Показываются слайды, учащиеся определяют.

- Что необходимо учитывать при выборе профессии?

- Востребованность на рынке труда, доходность.

Основная масса учеников выбирает обыденную профессию.

-Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

У каждого из вас распечатка 16 основных мотивов.

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии.

Задача: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. Затем из 8 зачеркиваем еще 4, далее зачеркиваем еще 2. Остается то, что вы предпочли

Учащиеся выполняют это задание.

- Как вы считаете, во все времена актуальны одни и те же профессии или предпочтения меняются?

- Предпочтения меняются со временем.

- Скажите, что вы хотите сегодня на этой беседе узнать?

- Расширить свой круг знаний о профессиях.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Ты и твоя будущая профессия»

Ученики просматривают видеоролик.

Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды

- Раньше мы никогда не слышали о таких профессиях, как промоутер, байер, шоппер, флейворист, копирайтер.

- Как вы считаете, чем занимаются люди данных специальностей?

- Давайте, найдем информацию в информационных источниках.

Учащиеся находят информацию, озвучивают ее.

- Как вы считаете, какие профессии будут актуальны во все времена?

- Учитель, воспитатель, продавец, ветеринар, врач, юрист

Я раздам вам листочки с таблицей, в которой написаны профессии и род деятельности людей, характерный для них. Нужно поставить в соответствие эти два пункта и заполнить таблицу.

Учащиеся работают с таблицей. Далее проверяются результаты этой работы.

И в конце нашей беседы сыграем в игру: «Закончи предложения»

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…

- Ребята, что вы интересного узнали на занятии? Были ли задания, которые принесли вам пользу и заставили задуматься?

- Сегодня вы вспомнили о различных типах профессии, узнали о востребованных профессиях. Поняли, что выбрать свое дело в жизни – задача нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

На занятиях учащиеся учатся:

- анализировать профессиограммы, находить информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

- проектировать свою профессиональную карьеру;

- составлять личный профессиональный план.

Полученные на занятии знания, умения и навыки в дальнейшем помогут детям в профессиональном самоопределении.

Чем раньше они определят, что им нравится, к чему у них есть способности, тем успешнее будет их выбор в будущем.

  1. http://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
  2. http://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
  3. http://www.uchmet.ru/library/material/138279/
  4. http://www.klassnye-chasy.ru/v-mire-professiy

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Перспективность работы.

2. Романтичность, благородство профессии

3. Трудная, сложная профессия.

4. Чистая, легкая, спокойная работа.

5. Легкость поступления на работу.

6. Возможность получить известность, прославиться.

7. Возможность продолжать семейные традиции.

8. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

9. Возможность служить людям.

11. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

Читайте также: