Как составить реестр опасностей и рисков по профессии

Опубликовано: 17.05.2024

Любимов А. А.

В Школу охраны труда поступают вопросы о тех изменениях, которые ждут специалистов в 2020 году. Больше всего волнуют вопросы, связанные с проведением оценки профессиональных рисков. Наталья Герасименко, руководитель Школы охраны труда, поговорила с Андреем Любимовым, экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков, о том, как работодателям выбрать методы и провести оценку.

Что ждать работодателям и специалистам по охране труда в 2021 году?


Важное изменение — ввели два основных принципа охраны труда. Первый принцип базируется на предупреждении в виде управления рисками. Второй — принцип минимизации тех последствий, которые мы не смогли предотвратить. Управление такими последствиями позволит уменьшить травмы, которые могут получить работники на рабочих местах.

У работодателя появятся новые обязанности, которые связаны со ст. 209 Трудового кодекса, где прописано, что работодатель должен создавать безопасные условия труда. Действующая редакция Трудового кодекса РФ не отвечает на вопрос, как создавать такие условия.

В редакции проекта 10-го раздела Трудового кодекса будет ответ: работодатель должен создавать безопасные условия труда исходя из технологического состояния рабочих мест, тех технологических процессов, которые на рабочих местах осуществляются. И это первая предпосылка для работодателя — надо выстраивать систему управления профессиональными рисками.

Оценка профессиональных рисков — обязательная или рекомендательная процедура?

У нас есть подзаконные акты, которые позволяют работодателю уже сейчас проводить процедуру оценки профессиональных рисков. Эти документы дают понимание, что процедура будет обязательной, и те изменения, которые планируются в 10-м разделе Трудового кодекса РФ, подтвердят это.

  • Первое, на что мы можем опереться при расчете рисков, это Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н. В нем содержится типовое положение о системе управления охраной труда, где в качестве одной из процедур управления охраной труда заложено управление профессиональными рисками.
  • Второй документ, который помогает нам понять, что процедуру оценки профессиональных рисков выстраивать придется, — это Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В приказе прописано, что в случае внеплановой проверки работодателя инспекторы будут оценивать процедуры, направленные на достижение работодателем целей в области охраны труда, в том числе и процедуру управления профессиональными рисками.

Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 000 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как работодателям выбрать оптимальные методы для проведения оценки профессиональных рисков в организации, учитывая отсутствие утвержденной методики?

Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:

  • ГОСТ Р 58771-2019 « Менеджмент риска. Технологии оценки риска » — содержит более 35 методов оценки рисков.
  • Методики для определения профессиональных рисков, рекомендованные Международной организацией труда, — это матричный метод оценки.

К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.

Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.

Какие локальные документы нужно утвердить в организации по итогам проведения оценки профрисков и как работать с полученными итогами?

Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.

  1. Начинается все с документа Реестр опасностей для всей организации в целом.
  2. Дальше появляется Реестр профессиональных рисков — мы получаем этот документ после того, как посчитали вероятность и тяжесть последствий от опасностей.
  3. Исходя из Реестра профессиональных рисков, мы получаем Карту рисков на каждое рабочее место.

Следуя методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, мы понимаем, что это основные документы, которые должны быть в организации.

Остальные документы никак не регламентированы на законодательном уровне, но, возможно, в процессе работы с теми рисками, которые есть на ваших рабочих местах, у вас появятся и другие локальные документы.

Посоветуйте нашим читателям, как проводить оценку рисков: силами своей организации или отдать предпочтение внешним экспертам?

Работодатель не обязан выстраивать процедуру оценки профессиональных рисков так, как он проводил специальную оценку условий труда. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая соответствует определенным требованиям закона.

С оценкой профессиональных рисков такого нет — работодатель может провести ее своими силами, привлечь организацию или экспертов, которые ему в этом помогут.

Как показывает практика, провести полноценную оценку профессиональных рисков силами штатного специалиста по охране труда сложно. Работодателю необходимо сформировать комиссию или оценочную команду из специалистов по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, специалистов по отдельным технологическим процессам, а также специалистов, которые знакомы с методологией оценки рисков.

Я бы рекомендовал привлекать внешних экспертов или направлять членов внутренней комиссии на обучение, которое поможет им четко понимать, что такое управление и оценка профессиональных рисками и как ее грамотно провести.

Карта оценки профессиональных рисков на рабочем месте

Очень много вопросов поступает от специалистов о том, как должна выглядеть карта оценки профессиональных рисков, что содержать и откуда эту информацию необходимо брать. Всем хочется четкого расклада, какие документы в принципе должны быть разработаны и так далее.

Именно поэтому в данной заметке, третьей про оценку профессиональных рисков по шагам, расскажу о том, что такое карта оценки профрисков. Если вы упустили предыдущие две, оставляю ссылки. В первой заметке есть информация о методике оценки рисков и приказе, вторая рассказывает про систему управления профессиональными рисками.

Статьи содержат видео, в которых есть дополнительный материал, поэтому рекомендую к просмотру и получению новой информации :) Начнем разбираться с профрисками дальше, потому как практика показывает, что при проверке Государственная инспекция по труду уже штрафует за отсутствие.

Карта оценки профессиональных рисков на рабочем месте

Фактически любая работа несет в себе долю риска, зависящую от специфики деятельности. И уровень этой угрозы для жизни и здоровья работника описывает специальный документ – карта оценки профессиональных рисков. В ней указывается информация о технологическом процессе, перечисляются опасные и вредные факторы, а также многие данные.

Карты оценки профисков необходимы для того, чтоб правильно оценивать и сводить в реестр все опасности, которые могут возникать на конкретном рабочем месте. И в случае необходимости применить целенаправленные действия для снижения предполагаемого риска.

В каждой статье рассказываю об этом, дабы предупредить и уберечь от штрафов, ведь оценка профрисков, и в том числе составление карт оценки профессиональных рисков обязательна для всех работодателей и ст. 212 Трудового Кодекса РФ требует соблюдать Типовое положение о системе управления охраной труда.

А в один из разделов СУОТ входит проведение оценки профессиональных рисков (п.8 Приказ Минтруд № 438н).

Порядок выявления опасностей для карты оценки профессиональных рисков

Первое, что следует сделать это определить, проанализировать, те опасности, которые могут быть в различных ситуациях в рабочее время, при этом следует опираться на п. 35 Приказа № 438н:

  • ежедневная, рутинная деятельность;
  • нестандартная работа, которая выполняется нерегулярно, эпизодически;
  • различные вспомогательные процессы, мероприятия и выполнение каких-то иных работ;
  • поведение работника в аварийной ситуации, при возникновении внезапного опасного события;
  • результаты СОУТ.

Поразмыслить есть над чем, список только кажется небольшим, но событий куча. Например, если вы проводите анализ опасностей, которые могут воздействовать на кладовщика, то вот примерный перечень:

  • заваливание складируемыми грузами;
  • падение на ноги тяжелого предмета;
  • порез в результате воздействия острого режущего инструмента;
  • удар из-за падения снега или сосулек с крыши;
  • перенапряжение зрительного анализатора.

И так далее, для одной только должности кладовщика, конкретных условий труда, специфики деятельности организации можно подобрать 14 различных опасностей.

И в разных организациях, степень угрозы для каждой должности своя, даже несмотря на то, что профессия вроде бы одинаковая, например, уборщица производственных и служебных помещений, а риски могут быть разные. Потому как у кого-то спецтехника передвигается по территории, в другой организации есть лифт в офисном здании, где-то просто лестница на второй этаж.

Если вы не привлекаете экспертов “со стороны” и хотите провести процедуру самостоятельно, то могу сказать, что в одиночку специалисту по охране труда разобраться сложно, индивидуально, без соответствующего опыта в идентификации опасностей. Потому как необходимо все их максимально учесть.

Для этого идеальный вариант – это выявлять их в процессе обсуждения с членами группы (комиссии по приказу), в этом случае будет более качественная проработка факторов:

  • насколько часто выполняется данный вид работ;
  • сколько людей могут быть подвержены риску;
  • как часто случались нежелательные события в прошлом как в организации, так и на других аналогичных предприятиях;
  • какие имеются факторы, способствующие риску или увеличивающие его;
  • и, самое важное, какова вероятность того, что нежелательное событие произойдет, даже у вас приняты все необходимые предупредительные меры.

Это, конечно, в идеале, а на деле, все сваливают на специалиста по охране труда, а остальные члены комиссии потом только протоколы подписывают. Разбирайся сам со всеми положениями, стандартами и прочим материалом.

Весь спектр услуг по охране труда, ГО и ЧС

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решения ваших задач: качественно и в срок!

Как составить карту оценки профессиональных рисков

Когда составляется карта оценки профрисков, принимается во внимание, какова опасность для конкретного сотрудника или его рабочего места, исходя из местоположения, средств защиты, особенностей работы. Существует несколько уровней, используемых при составлении карты оценки профрисков:

Весьма маловероятнопрактически исключено
зависит от следования инструкции
нужны многочисленные поломки/отказы/ошибки
Маловероятносложно представить, однако может произойти
зависит от следования инструкции
нужны многочисленные поломки/отказы/ошибки
Возможноиногда может произойти
зависит от обучения (квалификации)
одна ошибка может стать причиной аварии/инцидента/несчастного случая
Вероятнозависит от случая, высокая степень возможности реализации
часто слышим о подобных фактах
периодически наблюдаемое событие
Весьма вероятнообязательно произойдет
практически несомненно
регулярно наблюдаемое событие

Далее вам обязательно необходимо учесть степень тяжести нежелательного события, в том случае, когда оно наступит. Тут нужно совместно с группой “пофантазировать” и представлять, что опасное действие уже произошло. Какие последствия вы будете наблюдать? И вот такие показатели могут быть:

Тяжесть последствийПотенциальные последствия для людейПотенциальные последствия с позиции законодательства
КатастрофическаяГрупповой несчастный случай на производстве (число пострадавших 2 и более человек); несчастный случай на производстве со смертельным исходом; авария; пожарРасследование органами власти. Уголовная ответственность. Остановка работ.
КрупнаяТяжелый несчастный случай на производстве (временная нетрудоспособность более 60 дней); профзаболевание; инцидентРасследование органами власти. Уголовная ответственность. Приостановка работ на 12 – 24 часа.
ЗначительнаяСерьёзное ранение; болезнь и расстройства здоровья с временной утратой трудоспособности продолжительностью до 60 дней; инцидентРасследование органами власти. Приостановка работ на 6 – 12 часов.
НезначительнаяНезначительная травма – микротравма (незначительный порез, ушибы), оказана первая медицинская помощь; инцидентВнутреннее расследование. Незначительное нарушение закона. Административная ответственность
ПриемлемаяБез травмы или заболевания; потенциал к ущербу, незначительный, быстроустранимый ущербДисциплинарная ответственность.

Сейчас, наверное, работники бюджетной сферы читают заметку и думают, что вся эта информация к ним не относится, у них же нет таких опасностей и вообще у них все тихо, мирно. Якобы, карта оценки профессиональных рисков по каждой профессии должна составляться, но у них явно необходимо использовав какую-то упрощенную методику.

Завершающий этап составления карты оценки рисков – это определение мер по их снижению, то есть вы выявили опасности, которые могут воздействовать на сотрудника и должны предпринять соответствующие меры (п. 39 Приказа № 438н).

Они обычно носят организационный или технический характер, например, при вероятности поражения электрическим током, необходимо наличие защитного заземления, контроль целостности изоляции проводов и исправности электроустановочных изделий, а чтобы минимизировать опасность пореза, необходимо использовать защитные перчатки.

Что должна содержать карта оценки профессиональных рисков на рабочем месте

Карта оценки профессиональных рисков на рабочем месте включает в себя несколько пунктов и следует заполнять их максимально корректно. Это упростит дальнейшую работу и пригодится в случае проверки ГИТ:

  1. Должность, под которую составляется карта оценки рисков.
  2. Место выполнения работ, где может произойти нештатная или аварийная ситуация.
  3. Опасные факторы рабочего места или источники опасности, под ним подразумевается как конкретный участок, так и офисный стол, компьютер или какое-либо другое оборудование, к примеру, это может быть станок, или конвейер.
  4. Оценка риска, которая выставляется по каждому выявленному фактору.
  5. Предложенные меры по управлению и снижению этого риска.

Карта оценки профессиональных рисков – это ключевой документ, самый трудоемкий из всех во всей этой процедуре, но помогает предпринять уже конкретные действия по их снижению опасностей и рисков.

Основные выводы

Карта оценки профессиональных рисков должна быть обязательно, хоть о ней и не идет речь в Приказе Минтруд № 438н, потому как в ней собрана вся информация по идентификации конкретного рабочего места на наличие возможных опасностей, это своего рода, учет степени воздействия, тяжести последствий и так далее.

Отталкиваясь от карт оценки профрисков, вы сможете сформировать весь пакет документов, необходимый для закрытия перед инспекцией по труду данной процедуры, но об этом уже в следующих заметках.

Причиной может служить недостаточно проработанные карты, отсутствие максимально учтенных опасностей, неточность расчетов, бездумное копирование результатов. Ведь человек, инспектор ГИТ, который держал в руках не одну папку с оценкой рисков, легко заметит все “косяки” и его требования будут вполне обоснованными.

На этом тему по картам закончу, любые вопросы, замечания и уточнения оставляйте в комментариях, с радостью вам отвечу! А если вам нужно оценить риски, могу выполнить эту работу для вашей организации.

проведу оценку профессиональных рисков за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решения ваших задач: качественно и в срок!

Понравилась статья? Поделись!

  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
Аватар комментатора Екатерина Воронцова
Екатерина Воронцова

Доброго дня. Работник должен быть ознакомлен с картой оценки профессиональных рисков, подготовленной для его рабочего места

Аватар комментатора Екатерина Воронцова
Екатерина Воронцова

Правильнее будет составить разные карты

Аватар комментатора Екатерина Воронцова
Екатерина Воронцова

Доброго дня. Перечислю, которые можно использовать, а далее на Ваше усмотрение. Использование систем сигнализации, оповещения, управления эвакуацией, дымоудаления, автоматического пожаротушения. Оснащение первичными средствами пожаротушения. Контроль целостности изоляции проводов и исправности электроустановочных изделий. Поддержание исправного состояния автомобиля. Ремонт и техническое обслуживание. Соблюдение ПДД. Проведение замеров сопротивления изоляции.

Аватар комментатора Екатерина Воронцова
Екатерина Воронцова

Доброго дня. У администратора, кассира и уборщицы разные источники опасности, разные опасности, например, для уборщицы – это опасность воздействия воздушных взвесей вредных химических веществ, опасность поражения кожи из-за попадания вредных веществ и так далее.
Всегда готовлю карты, объединяя их только по аналогичным должностям.

Аватар комментатора Екатерина Воронцова
Екатерина Воронцова

Добрый день.
Все верно, но если если оценка рисков составлена в разрез приказу 438н, то может потребовать исправления.

Аватар комментатора Екатерина Воронцова
Екатерина Воронцова

Добрый день. Можно, законом на данный момент не установлены требования к стороне, проводящий оценку профессиональных рисков, поэтому многие специалисты по охране труда проводят самостоятельно в своих организациях данную процедуру.

Аватар комментатора Екатерина Воронцова
Екатерина Воронцова

Добрый день. Прекрасно понимаю Ваше возмущение, но хочу пояснить, оценка профессиональных рисков и спецоценка это разные вещи и одно другое не заменяет и не отменяет, потому как в ходе проведения СОУТ проводятся замеры воздействия опасных и вредных факторов на рабочих местах, а оценка профрисков это анализ опасностей, которые возможно приведут к травме или развитию профессионального заболевания.
Управление профессиональными рисками это один из разделов системы управления охраной труда, которая обязательно должна быть разработана в каждой организации.
Но сама система управления охраной труда обязательна для всех организаций, в том числе и офисных, а оценка профрисков входит в ее состав, а следовательно и обязательна для каждой организации вне зависимости от специфики ее деятельности.

Аватар комментатора Екатерина Воронцова
Екатерина Воронцова

Перечень опасностей на рабочем месте — это список потенциальных источников угроз жизни и здоровью работников, которые связаны с воздействием вредных или опасных производственных факторов. Ущерб проявляется в виде профессиональных заболеваний (хронических или острых) и (или) производственного травматизма.

Нормативная база

Какие могут быть опасности на рабочем месте (перечень)

Выявление опасностей на рабочем месте является частью системы управления охраной труда.

Всего установлено 28 категорий перечня опасностей.


Более подробно опасности по каждой категории перечня и примеры рисков на предприятии указаны в п. 35 Типового положения. Исходя из специфики деятельности, работодатель выбирает из перечня те опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью работников его предприятия. Он вправе дополнить классификатор пунктами, которых нет в перечне типового положения.

Список опасностей по источнику их происхождения определен в ГОСТ Р 12.0.010-2009. Документ делит их на:

  • связанные с профессиональной деятельностью (например, наличие опасных средств производства и предметов труда, нарушение нормативных требований к рабочему месту и др.);
  • связанные с производственной деятельностью (например, наличие скользких полов, лестниц, движение транспорта на территории организации и др.);
  • не связанные с профессиональной или производственной деятельностью (например, тяжелые физико-географические и климатические условия, работа в пространстве и др.);
  • связанные с работником (например, недостаточные образование, квалификация, стаж, недостаточный уровень внимания, самодисциплины; неадекватность поведения; несоответствующие антропометрические данные (рост, вес), состояние здоровья и др.).

Примеры и образцы карт оценки рисков по профессиям

Индивидуальные карты оценки рисков представляют собой бланки, которые обеспечивают стандартизованный процесс управления профопасностями. В них фиксируются возможные риски для конкретной должности с указанием степени и вероятности каждого из них и перечень мероприятий по их минимизации.

П. 37 Типового положения не обязывает использовать какую-то определенную форму карты. Они оформляются по-разному и утверждаются работодателем. Бланк закрепляется соответствующим внутренним нормативным актом, который разрабатывается сотрудниками отдела по охране труда (ОТ) предприятия либо с помощью специализированных организаций.

В карте идентификации опасностей указывается:

  • информация о должности и рабочем месте;
  • наименование опасного фактора;
  • последствия воздействия опасного фактора или степень тяжести воздействия;
  • вероятность возникновения;
  • мероприятия по ее исключению, снижению и управлению.

Пример бланка индивидуальной карты оценки


Образцы карты оценки по профессиям (фрагмент)

Карта оценки рисков

Карта оценки рисков

Данные карт могут служить основой для составления общих отчетов и карт специальной оценки условий труда. Методика ее проведения и формы обобщенных карт СОУТ приведены в приказе Минтруда №33н от 24.01.2014. Там же приведен перечень профессиональных рисков на рабочих местах (Приложение 2. Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов).

Зачем оценивать риски

Согласно ст. 212 ТК РФ каждый работодатель обязан создать в организации систему управления охраной труда. Управление рисками является частью этой системы. Основываясь на специфике деятельности, в организации утверждаются инструкции по ОТ для каждой должности, составляется перечень рисков на производстве и разрабатываются мероприятия по их снижению.

Данные меры необходимы, чтобы исключить или минимизировать вероятности возникновения несчастных случаев на рабочих местах и профзаболеваний сотрудников и разработать меры по обеспечению безопасности на предприятии.

Также это помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования ОТ, социальную защищенность работников и квалификацию персонала и обеспечить экологическую безопасность производства.

При внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев инспекторы ГИТ оценивают эффективность внедренной в организации системы управления охраной труда, проверяют всю необходимую документацию по ОТ, в том числе перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями и план мероприятий по их минимизации.

Кроме того, оценка условий труда является обоснованием положенной социальной защиты работников, в том числе компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях.


ГОСТ Р 51901.22-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Risk management. Risk register. Principles of development

Дата введения 2013-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 010 "Менеджмент риска"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Реестр риска является одним из способов представления и хранения информации об опасных событиях и риске. В реестр риска обычно включают основные виды опасностей, применяемые методы оценки и снижения риска и мероприятия по предупреждению, снижению и обработке риска. При разработке реестра риска необходимо учитывать соответствующие законодательные и обязательные требования, а также иную доступную информацию о видах опасности и риске их возникновения. Однако составление реестра риска, особенно при наличии большого количества источников опасности, требует больших усилий, затрат времени, финансовых средств, а также накопления необходимого объема информации.

Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.

Настоящий стандарт следует применять с учетом требований основополагающих стандартов в области риска: ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 и ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009.

1 Область применения

В настоящем стандарте установлены правила построения реестра риска. Общие принципы разработки и ведения реестра риска установлены в ГОСТ Р 51901.21.

Реестр риска является одним из способов представления информации о риске. Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.

Реестр риска может применяться как элемент системы менеджмента риска или самостоятельно. В системе менеджмента риска реестр риска не является обязательным элементом, могут быть использованы другие способы представления информации о риске.

Настоящий стандарт предназначен в первую очередь для менеджеров по риску, руководителей организаций и технических экспертов по оценке опасных событий, инцидентов и аварий, а также для ответственных за разработку политики менеджмента риска, составление реестра риска, управление и оценку риска, оценку эффективности менеджмента риска организации.

Реестр риска позволяет организациям на местном, региональном и федеральном уровнях сопоставлять данные о риске и применять апробированные методы предупреждения опасных событий и инцидентов и реагирования на них.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска

Действует ГОСТ Р 58771-2019 "Менеджмент риска. Технологии оценки риска".

ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 51901.21 Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения

ГОСТ Р 51901.23 Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей.

В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда".

Примечание 1 - Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (позитивное и/или негативное).

Примечание 2 - Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).

Примечание 3 - Риск часто характеризуют путем описания возможного события и его последствий или их сочетания.

Примечание 4 - Риск часто представляют в виде последствий возможного события (включая изменения обстоятельств) и соответствующей вероятности.

Примечание 5 - Неопределенность - это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события, его последствий и их вероятностей.

3.2 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.

3.3 реестр риска (risk register): Форма записи информации об идентифицированном риске.

Примечание - Термин "журнал риска" иногда используют вместо термина "реестр риска".

3.4 менеджер по риску (risk manager): Специалист по идентификации, оценке, анализу, обработке, мониторингу риска, а также другим видам деятельности в области менеджмента риска организации.

4 Порядок разработки реестра риска организации

4.1 Общие положения

Основные цели разработки реестра риска, его место в системе менеджмента риска, преимущества и недостатки реестра риска, а также основные этапы разработки установлены в ГОСТ Р 51901.21.

Реестр риска должен содержать данные по идентификации опасных событий и оценке их риска, а также данные о возможных последствиях воздействия этих опасных событий на деятельность организации в стоимостном и материальном выражении. В реестр риска включают также оценку выполнения мероприятий по обработке риска. Типовая форма реестра риска приведена в таблице 1. В зависимости от особенностей организации форма и содержание реестра риска могут быть изменены или дополнены. Форма реестра риска должна быть утверждена высшим руководством организации.

Составление реестра риска начинают с определения области применения реестра риска, и в частности с определения объектов реестра риска. Объектами реестра риска могут быть:

- организация в целом, ее структурное подразделение или его часть;

- продукция, услуга, процесс или вид деятельности;

- персонал или отдельные работники.

Общие требования к определению области применения реестра риска установлены в ГОСТ Р 51901.21.

Распределение ответственности за разработку и ведение реестра риска должно соответствовать этапам менеджмента риска, поскольку внесение информации в реестр риска и ее корректировку следует выполнять после завершения каждого этапа менеджмента риска.

При внесении в реестр риска количественных данных следует (по возможности) указывать соответствующую им неопределенность.

Основные элементы реестра риска соответствуют этапам менеджмента риска, описанным в 4.2-4.6.

Таблица 1 - Типовая форма реестра риска

Идентификация опасных событий

Индии-
видуа-
льный инден-
тификатор опасного события

Крат-
кое наиме-
нование опас-
ного собы-
тия и его описа-
ние

Этап жизнен-
ного цикла проду-
кции (услуги), на котором может возник-
нуть опасное событие

Причина опасного события

Возможные воздействия и последствия опасных событий на деятельность организации

Преду-
преждающие средства контроля и методы управ-
ления

Средства контроля и методы управ-
ления по реагиро-
ванию на опасное событие
и восста-
новлению деятель-
ности

Уровень приме-
няемых предупре-
ждающих средств контроля и методов управ-
ления

Уровень применя-
емых средств контроля и методов управ-
ления по реагиро-
ванию на опасное событие и восстано-
влению деятель-
ности

Источ-
ники данных и предпо-
ложения, использ-
уемые при оценке риска

Марина Шобохонова

Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.

  • Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
  • Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя
  • Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
  • Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков
  • Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Скачайте образцы:

Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе

Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.

Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году


Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА

Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.

Пример

Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

  • устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Эти требования охраны труда необходимо закрепить в соответствующих инструкциях по охране труда, и доводить до работников в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
  • применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ. Это необходимо для контроля за безопасным производством работ.

Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.

Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.

Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:

  • составить реестр опасностей
  • рассчитать вероятность наступления неблагоприятного исхода и ущерба здоровью
  • составить план мероприятий по снижению или исключению рисков.

Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.

В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:

  • организовать проведение внеочередных видов обучения по охране труда (инструктажи, внеочередная проверка знаний новых правил)
  • провести первичное присвоение групп работ на высоте для работников с высоким риском падения со средств подмащивания (в УЦ, имеющих учебно-тренировочные полигоны)
  • актуализировать комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности
  • актуализировать комплект локальных нормативных актов работодателя, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников

Методы оценки профессиональных рисков

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению , в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.

➤ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

  • учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
  • учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
  • учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм

1 этап. Идентификация рисков

Источниками информации для выявления опасностей служат:

  • нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
  • результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах;
  • результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами производственной среды;
  • результаты анализа анкет, полученных от работников.
  • результаты аудита (опроса) сотрудников;
  • опыт практической деятельности.

Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).

Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.

2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба

На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.

Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.

Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.

Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.

Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.

Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.

Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.

3 этап. Оценка расчет рисков

На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.

Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:

  1. Идентифицируют опасности и при необходимости их проявления.
  2. Каждой идентифицированной опасности ставят в соответствие возможный ущерб и соответствующий ему весовой коэффициент.
  3. Определяют качественные значения вероятностей наступления ущербов и исхода, не связанного с наступлением ущерба, и соответствующие им весовые коэффициенты путем логического анализа дерева событий или с использованием вербального описания вероятностей (частот).
  4. Путем перемножения численных значений вероятностей (частот) наступления ущербов на соответствующие весовые коэффициенты ущербов определяют риски по каждой из идентифицированных опасностей.
  5. По шкале оценки значимости рисков оценивают значимости рисков по каждой из идентифицированных опасностей.

Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения

На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.

По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:

  • реестр опасностей;
  • отчет о проведении оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
  • план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков

Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.

Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.

5 этап. Управление оцененными рисками

Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.

После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.

Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков

Оценка необходима для всех работодателей — если в компании работает хотя бы один сотрудник по трудовому договору (в том числе — внешний совместитель). Поэтому отсутствие в штате специалиста по охране труда не является основанием для непроведения оценки рисков , а соответственно, и правил по охране труда.

Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.

Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.

Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>

Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.

Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.

Читайте также: