Как уйти из профессии учителя

Опубликовано: 03.10.2024

консультант1

Бывших учителей не бывает. Даже если вы оставили школу и ушли на пенсию, школа не отпускает вас. Перед глазами ваши ученики, самые памятные воспоминания. Многие учителя до последнего стараются остаться в школе не только из-за недостойной пенсии, но и потому, что не видят себя вне школы. Им страшно уходить на пенсию. В то же время, всё чаще учителя не ждут пенсионного возраста и уходят из школы. То, что принято называть профессиональным выгоранием. Это, конечно, печально.

И всё же. Если вы оставили школу, то можете легко перепрофилировать те навыки, которые приобрели, чтобы найти соответствующую работу или даже начать совершенно новую профессиональную карьеру. Новые профессии для бывших учителей зависят от приобретённых навыков, таких как коммуникация, умение управлять коллективом, умение решать возникающие проблемы. Давайте рассмотрим различные варианты возможной деятельности бывших учителей.

репетитор

Хочу обратиться к молодым педагогам, которые торопятся оставить школу и превратить репетиторство в свою профессию.

Школьный опыт вам ничем не заменить. Не торопитесь оставлять школу.

Занимаясь репетиторством, вы остаётесь в образовании. Следите за изменениями, нормативными актами, содержанием и новыми требованиями. Это очень важно. Если вы решили обеспечить себе достойные доходы от репетиторства, подумайте, как это сделать.

  1. Набрать необходимое количество учащихся
  2. Создать свою мини-школу, где учить одновременно 5-6 учеников.
  3. Подумать о своей специализации.

К примеру, учитель начальных классов может специализироваться на подготовке к школе, учитель старших классов на подготовке к поступлению в вузы, на решение примерных заданий ЕГЭ. Многие учителя успешно занимаются интернет репетиторством. Ведут свои специальные блоги и каналы на YouTube.

Планируйте свою работу, побеспокойтесь о рекламе и о легализации своего нового бизнеса.

Автор методических разработок

Педагог системы повышения квалификации. Сотрудник муниципальной методической службы

Ваш большой педагогический опыт может пригодиться этим организациям. Главное, чтобы вы были им интересны. Педагог-методист должен приподняться над своим практическим опытом. Ему необходимо обосновать теоретически те или иные методики, указать на особенности определённой образовательной технологии применительно к конкретному учебному предмету.

Переводчик

Бывшие учителя, которые преподавали иностранный язык в школе, хорошо подходят для карьеры в области устного и письменного перевода. Приобретённые навыки чтения, письма, говорения и аудирования могут пригодиться в будущей профессии. Устные и письменные переводчики также должны реагировать на запрос той организации, которая принимает их на работу, к её особенностям и специализации. Необходимо обладать хорошими навыками межличностного общения, если вы занимаетесь устным переводом. Большинство устных и письменных переводчиков работают в профессиональных, научных и технических службах. Особая категория: гиды-переводчики. В таком случае вам необходимо тщательное изучение того, что вы показываете посетителям, туристам.

Уход за ребёнком. Няня

Многие идут в учительскую профессию, потому что любят заботиться о маленьких детях, о их развитии. В связи с этим ряд бывших учителей выбирает профессию работника по уходу за детьми или няни. Вовсе не обязательно, что это уход за детьми в обеспеченных семьях с высоким достатком. Детей могут приводить к вам домой на время, когда родители идут на работу. Есть педагоги, которые даже создают небольшие мини детские сады.

Конечно, часто няни живут в доме, где они работают. Хотя конкретные их обязанности могут варьироваться, надзор и наблюдение за детьми обычно являются основной ответственностью. Няни также могут отвечать за приготовление пищи, транспортировку детей, организацию и надзор за дополнительными занятиями, способствующими развитию детей. Многие навыки, которые учителя оттачивали в школе, включая коммуникативные навыки, навыки обучения и терпение, могут быть перенесены на профессию по уходу за детьми.

Наставник

Как учитель, вы, скорее всего, потратили много времени на постижение всех тайн своей профессии. Все эти приобретённые навыки могут пригодиться вам для наставничества молодых учителей. Конечно, наставничество встречается у нас редко. Но уже имеется. Подумайте, как это сделать делом своей жизни. К примеру, это может быть ваша работа в интернет сообществе молодых учителей, которые уже появляются в образовательном пространстве. Они нуждаются в вашей квалифицированной помощи и даже готовы за это платить.

Разработка тестов и упражнений

Все тесты, с которыми вы неоднократно встречались во время работы в школе были составлены такими же, как вы, учителями. Многие IT-компании часто нанимают бывших учителей для написания тестовых вопросов, дидактических упражнений, потому что учителя являются хорошими специалистами по предмету. Учителя также способны оценить, на какой уровень обученности направлены тесты, как следует учитывать возрастные и психологические особенности тестируемых.

Не стесняйтесь обращаться к разработчикам больших образовательных платформ, которые занимаются дистанционным обучением. Нередко в тех заданиях, которые они размещают, имеются ошибки. Тактично намекните на них и предложите свои услуги.

Консалтинг и экспертиза

Эти специалисты востребованы и часто нанимаются многими школами всех типов, в том числе и частными. Многие издательства и особенно IT-компании перед выпуском своих интерактивных пособий обращаются за вашей профессиональной экспертизой, тестированием своего продукта. Для них это очень важно.

Корректор

Как учитель, вы, вероятно, потратили довольно много времени, оценивая работы и тесты, видя и исправляя ошибки в письменной работе. Это дает вам отличную возможность работать корректором. Корректоры отвечают за выявление грамматических, типографских и композиционных ошибок. Корректоры часто используются в издательской индустрии, где они работают в газетах, книгоиздателях и других организациях, которые публикуют печатные материалы. Они также могут работать в области рекламы, маркетинга и связей с общественностью.

Менеджер по связям с общественностью

Знаю уже не одного учителя, который успешно реализовал себя в больших компаниях. Имея большой опыт общения, они легко реализовывают себя в качестве менеджеров. Организуют работу по связям с общественностью и средствами массовой информации. Руководят штатом (отделом) PR-специалистов или иных подчиненных работников организации, распределяют между ними задания, контролируют выполнение поставленных перед ними задач.

Безусловно, многое зависит от места вашего проживания и, конечно же, от желания. Впрочем, учитель всегда оптимист, и он готов преодолевать любые трудности.

Педагог рассказал о том, насколько непрестижна сегодня его профессия

Учителей не хватает, и нагрузку перекладывают на тех, кто продолжает работать за скромную зарплату

Фото: Иван Рейзвих

О проблемах образования в России можно говорить долго и упорно. В основе лежит недофинансирование отрасли и отношение к ней как к сфере услуг. Рыночные отношения в школе берут верх, хотя многие воспринимают её по старинке. Осложняется это все недопониманием и отсутствием желания к диалогу между родительским сообществом и педагогами. Учитель истории и обществознания Степан Кошкарёв рассказывает, из-за чего молодые педагоги бегут из школы. Почитайте его колонку:

Родители винят школу (и есть за что), а школа — родителей (и есть за что). В итоге заложниками системы становятся все участники: дети, родители и педагоги.

Но почему в последнее время так выделяют именно молодых учителей? Ответ прост: сегодня в школе существует дефицит кадров, который решается путем увеличения нагрузки на одного учителя. В России высока доля педагогов пенсионного и предпенсионного возраста. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, количество молодых учителей колеблется в пределах 11–13%.

В 2019 году уже не осталось сфер, где не произошли перемены. Школа — не исключение (использование цифровых технологий, требований к учителю и т. д.), но для реализации этих изменений с условием сохранения лучших традиций образования нужны и новые люди.

Но что же им мешает приходить или оставаться в сфере образования?

1. Финансовые условия

Проблема заработной платы в системе образования является центральной. Например, за одну ставку педагог в Омске получает 8572 рубля. Заработная плата — это индекс ценности труда. Оценивание одной педагогической ставки такой смешной суммой — это обесценивание труда педагога в глазах общества и государства. Это показатель отношения государства к системе образования и к детям, которые в ней обучаются.

Куда циничнее это выглядит тогда, когда мы обратимся к величине прожиточного минимума Омской области, которая составляет рубля для трудоспособного населения. Получается, что одна ставка учителя оценивается в меньшей степени, чем та величина, которая необходима для минимального выживания. Я не говорю о каком-либо развитии человека и личности. Хотя чиновники считают зарплату учителей не за ставку, а за общий доход. Отсюда получается, что в среднем учителя Омска зарабатывают рубля. Это данные Омскстата, которые завышены и не имеют ничего общего с реальностью.

Молодые учителя, чтоб хоть как-то прожить, набирают дополнительные часы. Они преподают не 18 часов в неделю, а 26, 30, 42 урока. А что такое один урок? Это прежде всего подготовка к нему. Для молодого учителя это — разработка методики, для тех, у кого есть опыт, — улучшение уже существующих планов на урок.

Для того, чтоб качественно подготовить один урок в соответствии со всеми требованиями федерального государственного стандарта, требуется в среднем от часа до трех. Подсчитаем длительность трудовой недели? Переработка же вызывает в длительной перспективе эмоциональное выгорание, проблемы со здоровьем, а как следствие — снижение качества преподавания. В таком «угаре» у педагога теряется ориентир на личность ребенка, но развивается озлобленность всех участников образовательного процесса.

Когда я пришел работать в школу, мне дали 27 учебных часов плюс 5 часов домашнего обучения, зарплата была рублей. На второй год нагрузка была 24 учебных часа с зарплатой в рублей.

Учителю нужно быть примером для детей, но возможно ли это в сложившихся обстоятельствах?

Фото: Иван Рейзвих

2. Низкий статус профессии

Чтобы чему-то научить и воспитать подрастающее поколение, педагог должен быть примером для подражания и примером возможности достижения успеха для детей. Но в современном мире быть хорошим человеком мало.

Мы живем в обществе, где уровень дохода определяет статус человека (не обсуждаю моральную сторону этой позиции, думаю, что все понимают). А значит, когда ценность образования и знания, ценность людей, которые дают эти знания, очень низкая, то и стремиться к развитию не стоит. Происходит обесценивание образования.

Плюс ко всему, в нашей стране сложилась порочная практика, когда уважение к человеку, уважение к профессии строится на денежном достатке. По мнению части наших граждан, если человек много зарабатывает, он успешен, вот на кого стоит равняться и кого надо послушать. Если же мало, то он своего рода неудачник.

И уважение как у детей, так и у многих родителей не вызывает профессия педагога, так как она не считается престижной. Молодым людям, которые приходят на работу в образовательные учреждения, приходится сталкиваться с предвзятым отношением, недоверием. Дети сомневаются в том, что учитель может научить чему-то полезному, что пригодится в жизни.

К сожалению, в СМИ, да и не только, дети видят другие примеры успеха, зачастую напрямую не связанные с образованием в школе и честным трудом. Кумовство, коррупция, обман И мы имеем скандалы в школе, бесконечные унижения со стороны власти и некоторых родителей, а иногда и детей, которые ни во что не ставят школу и учителей.

Да, мир изменился, и школа должна меняться, учитель сегодня — не единственный источник знаний, он не хранитель сакральных смыслов, как раньше. Но он все же учитель и занимается тем, что обучает, воспитывает и направляет своих учеников.

Но такого пренебрежения и унижения учителей никогда еще не было. Фразы, выбитые в памяти народа:

«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес» (премьер-министр РФ Дмитрий Медведев).

«Я вижу, что сегодня здесь в зале собрались преимущественно женщины. Хочу вам дать совет, чтобы вы ориентировались больше на личные дела и нашли мужа с достатком. В России много хороших мужиков, горняки есть…» (сопредседатель екатеринбургского штаба ОНФ и ректор УГГУ Николай Косарев).

«Зачастую педагогические набиты всяким сбродом, который никуда не может попасть. И вот они выходят и идут работать учителями. […] С какой пьяной радости учителя должны получать не меньше моего? Я зарабатываю, а не получаю» (телеведущий канала Россия 1 Владимир Соловьёв).

«Вспомните, пожалуйста, школы, куда ходят ваши дети. Там от одного до пяти звёздных учителей, к которым все хотят попасть, а остальные — это серая масса закомплексованных неудачников, которые не в состоянии в принципе развиваться. И чему они могут научить наших детей?» (проректор РАНХиГС Иван Федотов).

И это только то, что вспоминается сразу, а можно ещё поискать.

3. Проблема личного роста

Доходы молодого специалиста весьма и весьма скромные. Он не открыл бизнес, не нашел богатого мужа, а просто работает в школе.

А теперь давайте подумаем, как при зарплате в 20 тысяч заработать себе на квартиру или обеспечить достойной жизнью семью? Ответа на этот вопрос нет, как и на другие вопросы… Активное занятие спортом? Походы в театр или кино? Покупка книг? Дополнительные курсы по другим направлениям? Поездка на курорт в отпуск?

Остается несколько вариантов:

  • работать на одну ставку и голодать;
  • работать гораздо больше, получать среднюю зарплату, но при этом времени на развитие личности и профессиональных навыков не остается.

А для учителя важно находиться в постоянном развитии и движении, потому что он отдает часть себя своим ученикам. А что он сможет отдать, если он пуст?

Итоги

Давайте представим нашего молодого специалиста. Он пришел в школу, получил свою первую зарплату, смутился, но подумал, что бывает и скоро станет лучше (не станет). Зашёл в класс, встретился с хамством учеников, потом с хамством их родителей (необязательно, но такое встречается нередко). Послушал унижения со стороны представителей власти. Почувствовал жалость со стороны близких после рассказа о своей зарплате и условиях труда. Поговорил с друзьями, которые работают продавцами в магазине, которые в этот отпуск ездили в Европу, записались в зал, да и вообще активно ходят во всякие места.

Захотел так же… Но получил зарплату, послушал хамство, почувствовал жалость, ну и всё. Решил покинуть школу, так как хочет иного для себя. Это усредненный рассказ о молодом специалисте, бывают разные случаи и истории, но это именно о попсовом раскладе.

Дополнительные доходы федерального бюджета в 2018 году превысили два триллиона рублей, дополнительные доходы текущего года должны также превысить два триллиона рублей, а по оценкам председателя Счётной палаты Алексея Кудрина, будут более трех триллионов рублей. По моему мнению, любой отказ от повышения заработной платы в образовательной отрасли будет от лукавого.

Стать автором рубрики «Мнения» может любой житель Новосибирска. У вас есть своя точка зрения на события, которые происходят в городе? Вы хотите поделиться интересной историей о жизни? Рассказать о собственном опыте? Вы можете написать или надиктовать свою авторскую колонку, связавшись с редакцией 72.RU по телефону +7 982 781-74-07 (можно СМС, Viber, WhatsApp, Telegram).

Педагог рассказал о том, насколько непрестижна сегодня его профессия

Учителей не хватает, и нагрузку перекладывают на тех, кто продолжает работать за скромную зарплату

Фото: Иван Рейзвих

О проблемах образования в России можно говорить долго и упорно. В основе лежит недофинансирование отрасли и отношение к ней как к сфере услуг. Рыночные отношения в школе берут верх, хотя многие воспринимают её по старинке. Осложняется это все недопониманием и отсутствием желания к диалогу между родительским сообществом и педагогами. Учитель истории и обществознания Степан Кошкарёв рассказывает, из-за чего молодые педагоги бегут из школы. Почитайте его колонку:

Родители винят школу (и есть за что), а школа — родителей (и есть за что). В итоге заложниками системы становятся все участники: дети, родители и педагоги.

Но почему в последнее время так выделяют именно молодых учителей? Ответ прост: сегодня в школе существует дефицит кадров, который решается путем увеличения нагрузки на одного учителя. В России высока доля педагогов пенсионного и предпенсионного возраста. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, количество молодых учителей колеблется в пределах 11–13%.

В 2019 году уже не осталось сфер, где не произошли перемены. Школа — не исключение (использование цифровых технологий, требований к учителю и т. д.), но для реализации этих изменений с условием сохранения лучших традиций образования нужны и новые люди.

Но что же им мешает приходить или оставаться в сфере образования?

1. Финансовые условия

Проблема заработной платы в системе образования является центральной. Например, за одну ставку педагог в Омске получает 8572 рубля. Заработная плата — это индекс ценности труда. Оценивание одной педагогической ставки такой смешной суммой — это обесценивание труда педагога в глазах общества и государства. Это показатель отношения государства к системе образования и к детям, которые в ней обучаются.

Куда циничнее это выглядит тогда, когда мы обратимся к величине прожиточного минимума Омской области, которая составляет рубля для трудоспособного населения. Получается, что одна ставка учителя оценивается в меньшей степени, чем та величина, которая необходима для минимального выживания. Я не говорю о каком-либо развитии человека и личности. Хотя чиновники считают зарплату учителей не за ставку, а за общий доход. Отсюда получается, что в среднем учителя Омска зарабатывают рубля. Это данные Омскстата, которые завышены и не имеют ничего общего с реальностью.

Молодые учителя, чтоб хоть как-то прожить, набирают дополнительные часы. Они преподают не 18 часов в неделю, а 26, 30, 42 урока. А что такое один урок? Это прежде всего подготовка к нему. Для молодого учителя это — разработка методики, для тех, у кого есть опыт, — улучшение уже существующих планов на урок.

Для того, чтоб качественно подготовить один урок в соответствии со всеми требованиями федерального государственного стандарта, требуется в среднем от часа до трех. Подсчитаем длительность трудовой недели? Переработка же вызывает в длительной перспективе эмоциональное выгорание, проблемы со здоровьем, а как следствие — снижение качества преподавания. В таком «угаре» у педагога теряется ориентир на личность ребенка, но развивается озлобленность всех участников образовательного процесса.

Когда я пришел работать в школу, мне дали 27 учебных часов плюс 5 часов домашнего обучения, зарплата была рублей. На второй год нагрузка была 24 учебных часа с зарплатой в рублей.

Учителю нужно быть примером для детей, но возможно ли это в сложившихся обстоятельствах?

Фото: Иван Рейзвих

2. Низкий статус профессии

Чтобы чему-то научить и воспитать подрастающее поколение, педагог должен быть примером для подражания и примером возможности достижения успеха для детей. Но в современном мире быть хорошим человеком мало.

Мы живем в обществе, где уровень дохода определяет статус человека (не обсуждаю моральную сторону этой позиции, думаю, что все понимают). А значит, когда ценность образования и знания, ценность людей, которые дают эти знания, очень низкая, то и стремиться к развитию не стоит. Происходит обесценивание образования.

Плюс ко всему, в нашей стране сложилась порочная практика, когда уважение к человеку, уважение к профессии строится на денежном достатке. По мнению части наших граждан, если человек много зарабатывает, он успешен, вот на кого стоит равняться и кого надо послушать. Если же мало, то он своего рода неудачник.

И уважение как у детей, так и у многих родителей не вызывает профессия педагога, так как она не считается престижной. Молодым людям, которые приходят на работу в образовательные учреждения, приходится сталкиваться с предвзятым отношением, недоверием. Дети сомневаются в том, что учитель может научить чему-то полезному, что пригодится в жизни.

К сожалению, в СМИ, да и не только, дети видят другие примеры успеха, зачастую напрямую не связанные с образованием в школе и честным трудом. Кумовство, коррупция, обман И мы имеем скандалы в школе, бесконечные унижения со стороны власти и некоторых родителей, а иногда и детей, которые ни во что не ставят школу и учителей.

Да, мир изменился, и школа должна меняться, учитель сегодня — не единственный источник знаний, он не хранитель сакральных смыслов, как раньше. Но он все же учитель и занимается тем, что обучает, воспитывает и направляет своих учеников.

Но такого пренебрежения и унижения учителей никогда еще не было. Фразы, выбитые в памяти народа:

«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес» (премьер-министр РФ Дмитрий Медведев).

«Я вижу, что сегодня здесь в зале собрались преимущественно женщины. Хочу вам дать совет, чтобы вы ориентировались больше на личные дела и нашли мужа с достатком. В России много хороших мужиков, горняки есть…» (сопредседатель екатеринбургского штаба ОНФ и ректор УГГУ Николай Косарев).

«Зачастую педагогические набиты всяким сбродом, который никуда не может попасть. И вот они выходят и идут работать учителями. […] С какой пьяной радости учителя должны получать не меньше моего? Я зарабатываю, а не получаю» (телеведущий канала Россия 1 Владимир Соловьёв).

«Вспомните, пожалуйста, школы, куда ходят ваши дети. Там от одного до пяти звёздных учителей, к которым все хотят попасть, а остальные — это серая масса закомплексованных неудачников, которые не в состоянии в принципе развиваться. И чему они могут научить наших детей?» (проректор РАНХиГС Иван Федотов).

И это только то, что вспоминается сразу, а можно ещё поискать.

3. Проблема личного роста

Доходы молодого специалиста весьма и весьма скромные. Он не открыл бизнес, не нашел богатого мужа, а просто работает в школе.

А теперь давайте подумаем, как при зарплате в 20 тысяч заработать себе на квартиру или обеспечить достойной жизнью семью? Ответа на этот вопрос нет, как и на другие вопросы… Активное занятие спортом? Походы в театр или кино? Покупка книг? Дополнительные курсы по другим направлениям? Поездка на курорт в отпуск?

Остается несколько вариантов:

  • работать на одну ставку и голодать;
  • работать гораздо больше, получать среднюю зарплату, но при этом времени на развитие личности и профессиональных навыков не остается.

А для учителя важно находиться в постоянном развитии и движении, потому что он отдает часть себя своим ученикам. А что он сможет отдать, если он пуст?

Итоги

Давайте представим нашего молодого специалиста. Он пришел в школу, получил свою первую зарплату, смутился, но подумал, что бывает и скоро станет лучше (не станет). Зашёл в класс, встретился с хамством учеников, потом с хамством их родителей (необязательно, но такое встречается нередко). Послушал унижения со стороны представителей власти. Почувствовал жалость со стороны близких после рассказа о своей зарплате и условиях труда. Поговорил с друзьями, которые работают продавцами в магазине, которые в этот отпуск ездили в Европу, записались в зал, да и вообще активно ходят во всякие места.

Захотел так же… Но получил зарплату, послушал хамство, почувствовал жалость, ну и всё. Решил покинуть школу, так как хочет иного для себя. Это усредненный рассказ о молодом специалисте, бывают разные случаи и истории, но это именно о попсовом раскладе.

Дополнительные доходы федерального бюджета в 2018 году превысили два триллиона рублей, дополнительные доходы текущего года должны также превысить два триллиона рублей, а по оценкам председателя Счётной палаты Алексея Кудрина, будут более трех триллионов рублей. По моему мнению, любой отказ от повышения заработной платы в образовательной отрасли будет от лукавого.

Стать автором рубрики «Мнения» может любой житель Новосибирска. У вас есть своя точка зрения на события, которые происходят в городе? Вы хотите поделиться интересной историей о жизни? Рассказать о собственном опыте? Вы можете написать или надиктовать свою авторскую колонку, связавшись с редакцией 72.RU по телефону +7 982 781-74-07 (можно СМС, Viber, WhatsApp, Telegram).

консультант1

Бывших учителей не бывает. Даже если вы оставили школу и ушли на пенсию, школа не отпускает вас. Перед глазами ваши ученики, самые памятные воспоминания. Многие учителя до последнего стараются остаться в школе не только из-за недостойной пенсии, но и потому, что не видят себя вне школы. Им страшно уходить на пенсию. В то же время, всё чаще учителя не ждут пенсионного возраста и уходят из школы. То, что принято называть профессиональным выгоранием. Это, конечно, печально.

И всё же. Если вы оставили школу, то можете легко перепрофилировать те навыки, которые приобрели, чтобы найти соответствующую работу или даже начать совершенно новую профессиональную карьеру. Новые профессии для бывших учителей зависят от приобретённых навыков, таких как коммуникация, умение управлять коллективом, умение решать возникающие проблемы. Давайте рассмотрим различные варианты возможной деятельности бывших учителей.

репетитор

Хочу обратиться к молодым педагогам, которые торопятся оставить школу и превратить репетиторство в свою профессию.

Школьный опыт вам ничем не заменить. Не торопитесь оставлять школу.

Занимаясь репетиторством, вы остаётесь в образовании. Следите за изменениями, нормативными актами, содержанием и новыми требованиями. Это очень важно. Если вы решили обеспечить себе достойные доходы от репетиторства, подумайте, как это сделать.

  1. Набрать необходимое количество учащихся
  2. Создать свою мини-школу, где учить одновременно 5-6 учеников.
  3. Подумать о своей специализации.

К примеру, учитель начальных классов может специализироваться на подготовке к школе, учитель старших классов на подготовке к поступлению в вузы, на решение примерных заданий ЕГЭ. Многие учителя успешно занимаются интернет репетиторством. Ведут свои специальные блоги и каналы на YouTube.

Планируйте свою работу, побеспокойтесь о рекламе и о легализации своего нового бизнеса.

Автор методических разработок

Педагог системы повышения квалификации. Сотрудник муниципальной методической службы

Ваш большой педагогический опыт может пригодиться этим организациям. Главное, чтобы вы были им интересны. Педагог-методист должен приподняться над своим практическим опытом. Ему необходимо обосновать теоретически те или иные методики, указать на особенности определённой образовательной технологии применительно к конкретному учебному предмету.

Переводчик

Бывшие учителя, которые преподавали иностранный язык в школе, хорошо подходят для карьеры в области устного и письменного перевода. Приобретённые навыки чтения, письма, говорения и аудирования могут пригодиться в будущей профессии. Устные и письменные переводчики также должны реагировать на запрос той организации, которая принимает их на работу, к её особенностям и специализации. Необходимо обладать хорошими навыками межличностного общения, если вы занимаетесь устным переводом. Большинство устных и письменных переводчиков работают в профессиональных, научных и технических службах. Особая категория: гиды-переводчики. В таком случае вам необходимо тщательное изучение того, что вы показываете посетителям, туристам.

Уход за ребёнком. Няня

Многие идут в учительскую профессию, потому что любят заботиться о маленьких детях, о их развитии. В связи с этим ряд бывших учителей выбирает профессию работника по уходу за детьми или няни. Вовсе не обязательно, что это уход за детьми в обеспеченных семьях с высоким достатком. Детей могут приводить к вам домой на время, когда родители идут на работу. Есть педагоги, которые даже создают небольшие мини детские сады.

Конечно, часто няни живут в доме, где они работают. Хотя конкретные их обязанности могут варьироваться, надзор и наблюдение за детьми обычно являются основной ответственностью. Няни также могут отвечать за приготовление пищи, транспортировку детей, организацию и надзор за дополнительными занятиями, способствующими развитию детей. Многие навыки, которые учителя оттачивали в школе, включая коммуникативные навыки, навыки обучения и терпение, могут быть перенесены на профессию по уходу за детьми.

Наставник

Как учитель, вы, скорее всего, потратили много времени на постижение всех тайн своей профессии. Все эти приобретённые навыки могут пригодиться вам для наставничества молодых учителей. Конечно, наставничество встречается у нас редко. Но уже имеется. Подумайте, как это сделать делом своей жизни. К примеру, это может быть ваша работа в интернет сообществе молодых учителей, которые уже появляются в образовательном пространстве. Они нуждаются в вашей квалифицированной помощи и даже готовы за это платить.

Разработка тестов и упражнений

Все тесты, с которыми вы неоднократно встречались во время работы в школе были составлены такими же, как вы, учителями. Многие IT-компании часто нанимают бывших учителей для написания тестовых вопросов, дидактических упражнений, потому что учителя являются хорошими специалистами по предмету. Учителя также способны оценить, на какой уровень обученности направлены тесты, как следует учитывать возрастные и психологические особенности тестируемых.

Не стесняйтесь обращаться к разработчикам больших образовательных платформ, которые занимаются дистанционным обучением. Нередко в тех заданиях, которые они размещают, имеются ошибки. Тактично намекните на них и предложите свои услуги.

Консалтинг и экспертиза

Эти специалисты востребованы и часто нанимаются многими школами всех типов, в том числе и частными. Многие издательства и особенно IT-компании перед выпуском своих интерактивных пособий обращаются за вашей профессиональной экспертизой, тестированием своего продукта. Для них это очень важно.

Корректор

Как учитель, вы, вероятно, потратили довольно много времени, оценивая работы и тесты, видя и исправляя ошибки в письменной работе. Это дает вам отличную возможность работать корректором. Корректоры отвечают за выявление грамматических, типографских и композиционных ошибок. Корректоры часто используются в издательской индустрии, где они работают в газетах, книгоиздателях и других организациях, которые публикуют печатные материалы. Они также могут работать в области рекламы, маркетинга и связей с общественностью.

Менеджер по связям с общественностью

Знаю уже не одного учителя, который успешно реализовал себя в больших компаниях. Имея большой опыт общения, они легко реализовывают себя в качестве менеджеров. Организуют работу по связям с общественностью и средствами массовой информации. Руководят штатом (отделом) PR-специалистов или иных подчиненных работников организации, распределяют между ними задания, контролируют выполнение поставленных перед ними задач.

Безусловно, многое зависит от места вашего проживания и, конечно же, от желания. Впрочем, учитель всегда оптимист, и он готов преодолевать любые трудности.

Выпускник факультета журналистики МГУ (кафедра художественной критики и публицистики); учитель литературы в школе № 2009; преподаватель НИУ ВШЭ; методист; ведущий курсов художественной критики в Домжуре; лектор культурной платформы «Синхронизация»

Я проработал в школе неполных четыре года, очень длинных и насыщенных. Еще студентом четвертого курса меня позвали в московскую школу номер 1101 учителем русского языка и литературы на 24 часа в неделю с зарплатой в 24 тысячи рублей. И это был невероятный опыт. Неугомонный 5-й класс, ежедневная стопка тетрадей на проверку, хамство директора и буллинг (травля одного из членов коллектива. — Прим. ред.) со стороны преподавателей. А еще школа находилась на другом конце города, и после работы, сонный, я ехал в университет на пары. Было очень тяжело и одиноко. О том, что меня уволили, я узнал от учеников.

На пятом курсе я писал дипломную работу и, как только выпустился, снова вернулся к работе учителя. Других вариантов я не видел.

Я переехал в Северное Бутово и устроился в школу неподалеку. При первой встрече с директором я сразу понял, что хочу с ним работать. Он умный, прогрессивный и мудрый — даже когда я переехал в Мытищи, место работы не сменил. В 2009-й школе я проработал полноценных три года, выпустил три девятых класса и три одиннадцатых. Это принесло столько счастья, столько опыта и смыслов. И вот теперь я ухожу.

Когда я был учеником

Когда учительницы говорили: «А голову ты дома не забыл?», «Звонок только для учителя!», «Я-то свое отучилась, а вы — нет!» — мы морщились. Было противно и скучно, но мы не осознавали, что именно было не так. «Ну, географичка дура». «У математички всегда так — она просто одинокая и злая». «Трудовик — он и есть трудовик». Когда завуч спрашивала: «И тебе не стыдно? А должно быть!» — мы играли стыд. Когда русичка говорила: «Три пишем, два в уме» — и ставила авансом троечку, мы играли прилежность. Когда классуха отправляла чистить школьный двор от снега за отметку, играли покорность.

Эти роли были частью квеста под названием «Школа». За некоторыми учениками роли — троечник, отличница — закреплялись до выпуска. Учителя играли доброго учителя или злого, охранник — охранника, библиотекарша — библиотекаршу, завуч играла завуча, а директор — директора. И все знали правила, хотя нигде они прописаны не были.

Мы отчетливо понимали: одни мини-квесты, например, географию и обществознание, пройти проще, другие — математику и химию — труднее. Изворотливо мы пытались избежать болезненных ситуаций: забывали дневники дома, оттягивая расправу, отключали телефоны из сети, когда знали, что сегодня будут звонить, прогуливали контрольные, имитировали болезнь. И это казалось нормальным. Так делали все. Это настоящая игра, разве что цель обратная: не дойти до «босса» и победить в схватке, а избежать фатальной встречи до истечения времени. 11 лет. С передышками.

Чем ты тише и прилежнее, тем проще продержаться. За нарушение правил ты переходил на уровень, усложняющий пребывание в игре. Иерархия ясна: учитель-предметник — классный руководитель — завуч — директор. В кабинете завуча в сознании проявлялся державный символ ковра: тишина, стоишь на мягком, потупив голову, соглашаешься на все — только бы не директор. Ждешь и, пристыженный за то, что ты такой, какой есть, выдыхаешь после помилования, которому поспособствовал вдруг смягчившийся учитель.

Кабинет директора, располагавшийся всегда в стороне от школьной жизни, как бы отдельный, самый уютный и золотой, с портретами на стенах, внушал трепет. Директор говорила размеренно, властно. Говорила о тебе с учителями так, будто тебя здесь нет. Но ты-то знаешь: она еще нанесет свой удар, когда обратится напрямую, и уже никто не вступится, потому что директора боятся все. Что уж говорить о таком маленьком тебе?

Для меня школа была территорией страха, не повсеместного, конечно, ведь были и безопасные уроки, но абсолютно точно — ежедневного и неотступного. Даже в выходные дни я думал о школьных буднях, о правилах, об игре, в которую почти никто из нас не хотел играть, но играли, потому что не играть было страшно. Да мы и не думали, можно ли было не играть.

Когда я был учителем

Я думал, что игра кончится: ведь я теперь учитель, поэтому могу выбирать, следовать правилам или нет. На деле оказалось иначе: админом игры я мог быть только на территории собственного урока, который в школе номер 1101 контролировался то проверяющим учителем, то без предупреждения вошедшим посреди урока директором, то внезапной диагностической работой, то еще какими-то документами.

В 2009-й школе мне дали большую свободу, кредит доверия. Никто никогда не цензурировал мои уроки, не проверял записи, не заставлял писать объяснительные из-за того, что я назвал маленького Пушкина Сашей или рассказал детям о любовной драме Маяковского (а это все было). Я мог изучать с детьми что угодно: от Гомера до Алексиевич, от Батюшкова до Фаулза, от Дао-дэ цзин до Венички Ерофеева. И еще сотню книг.

Мне наконец показалось, что можно вольготно жить в школьном пространстве и не играть. Забить на правила, устанавливать свои.

Но всегда в классе находились три-четыре парня, которые отказывались читать, вели себя кое-как, мешали вести уроки. Я делал им замечания, поначалу даже просил дневники, хотя каждый раз мне было гадко. Я понимал, что становлюсь частью игры, выполняю роль карателя. С каждым замечанием они делали из меня злодея, а из себя — жертву. Но самое страшное — они уже не могли без этого. Как же переломить это? На математике они негодяи, на химии негодяи, а у меня что же — должны учиться? Школа раздала им роли, которые объясняли их: «Ну я же плохой, как я могу учиться хорошо?» И убедить их в обратном было сложно, а порой невозможно. И сегодня выпускаются тысячи девушек и молодых людей, которые думают, что они плохие, а на самом деле они просто не справились с правилами или в них не вместились. И никто не смог им доказать, что они неплохие ребята. Или не стал доказывать. Подростки с психологией побежденных.

К концу первого года работы в школе номер 2009 я понял, что оценка — это лишь карательный инструмент поощрения. Учитель использует ее как инструмент манипуляции. И часто ставит оценку не за знания, а за следование правилам, а также согласно роли: троечник, середнячок, отличник…

Мне нужно было избавиться от такой системы оценивания.

В старших классах я просто отменил оценки. Но система требовала от меня отметок в журнале, и я проставлял их номинально. В итоговых отметках я выставлял то, что считал справедливым. Если кто-то хотел оспорить оценку, он мог выполнить дополнительное задание. За два года не было ни одного случая, когда ученик не был согласен с оценкой. А для 8-го класса, еще не готового к такому резкому переходу, я придумал квест. Образовательный процесс превращался в ролевую игру, в которой нужно прокачивать «левел» своего персонажа и своего клана. За любые действия (прочитанная книга, сочинение, выученное стихотворение, рецензия на фильм) ученик получал баллы. Он сам выбирал, какие задания ему выполнять, а какие нет, понимал, как можно добрать баллы, а также знал, на каком уроке он может просто отдохнуть.

Весть о том, что Артем Николаич заменил оценки «каким-то там квестом», разнеслась по школе быстро. Одна учительница даже намекнула директору в приватном диалоге: «Чем это он там занимается с детьми?» Директор дальновидно ответил, что эта система давно применяется на Западе, все в порядке.

На меня начали коситься некоторые учителя. С тем, что я на переменах играю с детьми в настольный теннис или хожу в зал бросать мяч, они уже смирились. Отмена оценок и столбик наглых пятерок в электронном журнале, подозреваю, некоторым показались оскорбительными. Я нарушал правила. Даже не так — я предлагал альтернативные. Создавал конфликт. Многие перестали здороваться. А после статей на «Афише Daily» отношения стали еще холоднее, особенно с коллегами-филологами.

Моя система предлагала ситуацию выбора: каждый делал только то, что хотел, и ровно столько, сколько считал нужным. Я надеялся, что так дети смогут учиться ответственности.

Но, как мне кажется, тщетно. Они уходили с моего урока и попадали в привычную манипулятивную ситуацию, где от них ждали смирения и лицемерия, чего они очень не любили. Мои уроки были каплей в море. В неделю их было 3 из более чем 30.

Я знал, что для многих школьников стал любимым учителем. Мне это нравилось. Теперь мне хочется уйти от этого, перестать быть поводырем, снять с себя мессианскую ответственность и отказаться от этого сладостного нектара детского внимания. Тогда же я хотел иметь больше точек соприкосновения. У нас уже была группа в «ВКонтакте», но в ней не было камерности и интимности. Зная, что у учеников много вопросов, которые они не осмеливаются мне задать, я завел аккаунт в ask.fm — за полтора года мне задали более двухсот вопросов, на которые я всегда старался отвечать максимально откровенно. Больше года назад мы создали чат, в который добавились все желающие: так мы начали общаться вне школы больше. Спустя долгое время я вновь начал писать песни в стиле хип-хоп — и так я попал к ним в плееры. Короче, на каком-то там уровне я все-таки победил. Однако для меня это локальная победа, потому что люди, которые делают школу такой, какая она есть, остаются в ней работать. Что это за люди?

Кем я не стану

Я много думал о людях, которых про себя мы зовем училками. В моей школе их мало, но в некоторых, я знаю, таких большинство. Я наблюдал за ними, слушал их разговоры в учительской, слышал, как они общаются с детьми на уроке, а также слышал, как они говорят по телефону со своими детьми. И первое, что всегда бросалось в глаза, — это их тон.

Смотрел и думал: «Неужели она так же и дома разговаривает? Где же здесь настоящая Нина Викторовна, а где учительница?» А послушаешь разговор: да нет, нормально она общается с сыном, даже тепло. То есть их «учительство» — это маска. Что дает она? Защиту? От чего? От кого? От детей? Или выстраивает дистанцию? Или предлагает какие-то новые возможности?

И тогда я начал размышлять, зачем люди вообще идут в учителя. Я не думаю, что выбор профессии бывает случайным, если это выбор не по нужде. И вот что я надумал:

Первое — от одиночества, в школе всегда много людей, там появляется ощущение семейственности и отношение к кабинету как к собственности.

Второе — попытка наполнить жизнь смыслом и оправдать свое существование, ведь профессия учителя в глазах общества выглядит благородной.

Третье — это мессианство, желание занимать умы, формировать, воспитывать, то есть быть тем, от кого зависят.

Четвертое — возможность управлять, манипулировать, тянуть за ниточки, выдавливать эмоции.

Читайте также: