Как выбирать профессию е а климов

Опубликовано: 04.07.2024


В зависимости от твоих личных особенностей, опыта книга предлагает ознакомиться с определенным числом параграфов, разделов и поможет тебе встать на профессиональный путь более правильно, чем если бы это делалось без нее. Но книжка не может потянуть человека за рукав, повести его в приемную комиссию учебного заведения. Что же это за сила у книжки, чтобы она могла помочь тебе в важном практическом деле?

Первобытному человеку такая книга не понадобилась бы — не было профессий. В рабовладельческом обществе трудящийся был лишен самостоятельности выбора. При феодализме выбор занятий определялся тем, к какому сословию человек относился,— профессии не столько выбирались, сколько передавались как ценное семейное наследство. При капитализме сословные ограничения рухнули, зато на первый план выступили экономические.

В нашем обществе и обучение, и повышение профессиональной квалификации оплачивает общество. Но остается еще одно ограничение выбора — профессий очень много, необозримо много. Поэтому выбирать трудно. И той силой, с помощью которой можно одолеть эту трудность, является осведомленность, информированность человека.

Полезная информация о мире профессий, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования — вот что нужно при обдумывании будущего профессионального пути. И книга построена так, что о многих важных вещах в области выбора профессии с ней можно побеседовать. Как это произойдет? Увидишь, если читать начнешь с самого начала и будешь дальше выполнять встречающиеся на пути задания. Обдумать вопрос о будущей профессии всегда полезно и тем, кто уже сделал выбор. Обдумать — это значит поставить себе много вопросов и попытаться найти на них ответы. Именно в этом тебе книга и поможет.

НУЖНО, СМОГУ, ХОЧУ

ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ будущее дело по душе и по плечу, одних только знаний и рассудительности мало. Нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других», о «чужих» видах деятельности. Нам часто мешают здесь безотчетные чувства, предрассудки и даже любовь к своему избранному делу. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота; одни профессионалы влюблены в металл, другие являются горячими поборниками замены металла пластмассой; одни отдают силы созданию долговечных пластмасс, а другие увлечены идеей создания таких пластмасс (для упаковки продуктов), которые через определенное время разрушались бы без остатков и не засоряли бы, таким образом, среду обитания человека.

ГДЕ ПРЯЧУТСЯ ИНТЕРЕСЫ?

Вот, например, лежит на прилавке книга «Термическая диссоциация соединений». Интересная она или нет? Такой вопрос не имеет смысла. Ведь «интерес» — это не свойство книги. Переживание интереса, заинтересованности свойственно человеку. Поэтому одному человеку эта книга сейчас интересна, а другому — нет. Человек, занимающийся пайкой, сложными паяными соединениями, станет активно разыскивать эту книгу и с упоением ее изучать. А другого не оторвешь от книги с названием «Хорология флоры». Оказывается, для него сейчас важны сведения о лекарственных свойствах растений, содержащиеся в ней.

То, что сейчас человеку не интересно, может стать захватывающе интересным завтра. Жизнь ставит его перед трудно разрешимой задачей, и у него появляется интерес к тем или иным сведениям. Поэтому было бы очень недальновидным считать свои собственные «сегодняшние» интересы меркой для различения «интересных» и «неинтересных» вещей. Нет неинтересных предметов, а есть незаинтересовавшиеся ими люди. Так же обстоит дело и с профессиями. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий, а есть люди, интересующиеся или пока не заинтересовавшиеся той или иной профессией.

Здесь, быть может, ты подумаешь: «Э-э, нет. Тут автор не совсем прав. Ведь принято же говорить «интересный предмет», «интересная тема». Отвечу на это возражение так: ведь принято говорить «солнце всходит» или «заходит». А на самом деле, как ты хорошо знаешь, не солнце «ходит» вокруг нас, а наша планета поворачивается по отношению к нему. По традиции мы употребляем привычные краткие обороты речи. Но полезно не находиться у них в плену, а разбираться, что они означают на самом деле. Итак, будем различать свойства человека (например, его интересы) и свойства мира профессий.

ЕСЛИ ПРОВЕРЯЕШЬ, НЕТ ЛИ ОШИБОК.

Каждый может научиться многим и разным делам. Но не всем сразу. Поэтому и приходится делать выбор. Нельзя быть строителем нового общества вообще, творцом вообще, искателем вообще. Творить, бороться, строить, искать можно только на определенном трудовом пути, трудовом посту, среди определенных людей (представителей той или иной профессиональной общности). Исторически дело складывается так, что разные трудовые посты требуют от человека определенных личных качеств, определенного поведения.

Так, например, животновод должен интересоваться вопросами развития, размножения, поведения животных; быть наблюдательным (ведь животное не скажет: «у меня заболел живот» или «мне надоел этот комбикорм, хочу клевера», а знать о его состоянии нужно); животновод должен также быть небрезгливым и чистоплотным, заботливым и очень предусмотрительным.

Хороший слесарь-ремонтник — это тот, кого «тянет» к технике, кто хорошо «держит в уме» ясные представления о деталях, узлах, механизмах, машинах, инструментах. И не только «держит», но и мысленно оперирует ими (руки подчиняются голове, и прежде чем они станут «золотыми», «золотой» должна стать голова).

Продавец, педагог или организатор производства должны отличаться особым интересом к людям, их поведению, нуждам, быть общительными, сдержанными, спокойными и твердыми.

Для бухгалтера, экономиста мир документов, цифр, вычислений выступает как полный живого интереса. «Ведь не оторвешься от балансового отчета, пока его не закончишь»,— говорит профессионал. Здесь нужна способность к сосредоточенной работе в одиночку, точность, аккуратность, способность ясно представлять, что кроется за колонками цифр, документальными записями, нужна наблюдательность к тонкостям оформления документов (вплоть до особенностей «закорючек» в подписях).

Маляр по художественной отделке увлечен миром красок, линий, форм (он делает художественные росписи; разделывает стены, например под дуб, под орех, под ткань); ему нужны художественный вкус и умелая рука. А профессий тысячи.

Личные качества развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-то деятельностью. Но важно помнить и другое: в 14—18 лет у человека уже имеется немало особенностей, заметно отличающих его от сверстников. Например, у тебя в каких-то делах меньше опыта, знаний, а в каких-то — больше. В каких-то делах, занятиях ты менее успешен, быстрее устаешь или начинаешь нервничать (злиться, теряться и т. д.), а в других за тобой не угонишься, и главное, ты занимаешься ими с удовольствием, не замечая времени и без устали. Все это результаты твоего многолетнего развития. С ним нельзя не считаться при планировании жизненного пути. Ведь 14 лет — срок большой. За это время люди успевают придумать новые машины, построить их, использовать, сдать в металлолом и заменить более новыми. И подрастающий человек успевает развиться, измениться.

Речь идет не только о твоих делах, успехах на уроке, в школе. При выборе профессии очень важно принимать во внимание также и внеклассные занятия, даже те, которые являются, казалось бы, помехой для учебы. Многое из того, что ты делаешь в школе, дома, в кругу сверстников, содержит в себе «частички» той или иной профессиональной деятельности. Например, ты придумываешь, как лучше, экономнее разрезать бумагу для обертывания книжки — это частичка, упрощенная модель работы закройщика, раскройщика, разметчика. Ты пытаешься растолковать младшему правила игры в волейбол или объясняешь ему, как лучше пришить пуговицу,— это частичка, модель трудовых действий педагога (тренера, мастера производственного обучения). Ты участвуешь в подготовке классной комнаты или школьного зала к празднику — это в чем-то сходно с работой художника-оформителя или художника по проектированию интерьера. Если проверяешь, нет ли ошибок в письменной работе, то это напоминает работу корректора типографии или редактора издательства. Итак, многие твои учебные и внеучебные действия можно рассматривать как родственные трудовым, профессиональным. Вот это-то, пусть отдаленное, родство и дает некоторые основания обдумывать выбор будущего дела, «примерять» себя к миру профессий, а не просто следовать случайным соображениям.

ОТДАВАТЬ ИЛИ ПОЛУЧАТЬ?

Почему на обеденном столе лежит вкусный хлеб? Почему мы не проваливаемся под пол? Почему мы умеем читать? Почему картинки в книге радуют нас. Все это, в частности, потому, что кто-то из старшего поколения, из взрослых умеет выращивать рожь, пшеницу, а кто-то — молоть зерно, выпекать из муки разные изделия, организовать торговлю. Кто-то умеет вести расчеты, проектировать или строить дома, а кто-то учить детей «уму-разуму», хорошо рисовать. Не просто умеет, а умеет и любит делать что-то полезное для других. Да, именно для других. Ведь в современном обществе никто не делает всего того, что ему нужно для себя. Например, машинист бумагоделательной машины вырабатывает огромное количество бумаги. Ему самому ее столько не нужно. В это же время ткачиха производит много ткани, монтажники электровакуумных приборов — несметное количество электролампочек. и в результате каждый будет обеспечен всем необходимым. Все получают потому, что отдают. На своем трудовом посту люди делают определенное полезное дело. Полезным делам соответствует и материальное вознаграждение (зарплата). Но сразу все не умеет делать никто. Нужно, как уже говорилось, выбирать ограниченную область приложения своих сил. Сделать хороший выбор — это и значит выбрать работу, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для тебя в будущем, в-третьих, может приносить тебе удовлетворение, радость. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: «нужно», «смогу», «хочу».

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Профотбор по Климову Е.А: как выбрать профессию

Вопреки распространенному мнению, не существует достоверных методик профотбора. Нет способа, позволившего бы определить профессию, которая сделает вас счастливым. Теория профессионального отбора разрабатывалась в 70-е годы прошлого века и смогла только очертить круг возможных профессий. Метод определения профессий для человека пока является неразработанной темой, но перечисление самих видов профессий уже дает первичное представление для выбора из имеющихся вариантов.

Климов Евгений Александрович (1930-2014) – психолог, академик, психофизиолог, доктор психологических наук (1969), профессор (1970), методолог практической психологии, психологии труда и профориентации, один из основоположников современной отечественной дифференциальной психофизиологии, разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности. Автор около 320 монографий и научных статей по психологии и психофизиологии; более 30 учебных пособий и учебников по психолого-педагогическим вопросам.

5 типов профессий по Климову Е. А.

  1. «Человек - живая природа» (П).

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

  1. «Человек - техника (и неживая природа)» (Т).

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

  1. «Человек - человек» (Ч).

Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

  1. «Человек - знаковая система» (3).

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертёжник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

  1. «Человек - художественный образ» (X).

Явления, факты художественного отображения действительности являются объектами этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник- реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актёр драматического театра.

Американская типология

В тоже время, что и Климов, за океаном выполнял свою работу Джон Холланд. В 1970 году американский ученый, профессор психологии Джон Холланд разработал теорию о шести типах личности, которая до сих пор не утратила своей актуальности и дополняет типологию Климова.

Шесть профессиональных типов личности по Джону Холланду

  1. Первый тип личности – реалистический (практический).

Любит заниматься практическими вещами, работать руками и получать быстрый результат деятельности. Ценит ловкость и сметливость. Охотно выбирает профессии связиста, пиротехника, радиомонтажника и телемастера, водителя, лесника, пчеловода. Коммуникативные навыки необходимы в минимальном объёме.

  1. Второй тип личности – интеллектуальный.

Сообразительный, творческий, оригинальный, независимый, мыслит нестандартно, наблюдателен, умён и развит. Выбирает научные профессии – конструктора, философа, футуролога, эколога. Межличностные отношения в работе играют незначительную роль.

  1. Третий тип личности – социальный.

Активен, общителен, эмоционален. Обладает развитыми способностями речевого общения. Умеет устанавливать и поддерживать отношения. Предпочитает профессии педагога, менеджера, работу в сфере обслуживания. Работа с людьми – главное в профессии.

  1. Четвёртый тип личности – стандартный(конвенциональный).

Это усидчивый исполнительный работник, предпочитающий исполнять приказы, распоряжения, инструкции, следовать предписаниям. Любит решать стереотипные задачи. Предпочитает профессии, связанные с документами, расчетами, - бухгалтера, секретаря, нотариуса, архивариуса.

  1. Пятый тип личности – предприимчивый.

Находчивый, энергичный, практичный, инициативный, азартный. Любит риск и быть на виду, стремится к лидерству, умеет быстро принимать решения. Не любит сидеть на месте и писать бумаги. Преобладают словесные способности. Легко выносит многочисленные контакты в профессиях политика, журналиста, предпринимателя, следователя.

  1. Шестой тип личности – артистический.

Эмоционально чувствителен, образно мыслит. Развиты творческое воображение, интуиция, богата фантазия. Проницателен, пластичен, гибок. Развиты восприятие, ручные умения, словесные способности. Выбирает творческие специальности, связанные с искусством - художник, актёр, переводчик, музыкант.

Представленные типологии профессий и профессиональных типов личности помогут в выборе своей будущей деятельности. Это эффективный инструмент самопознания для старших школьников и студентов, для тех, кто стоит перед выбором профессии или желает изменить направление.

Список использованных источников:
  • 1. Протанская Е.С., Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения, СПб, «Алетейя», 2003 г., с. 199-200.
  • 2. Климов Е.А. Психология профессионала, М.,1996 г.
  • 3. Викентьев И.Л. Педагогика творчества: развитие креативности, ТРИЗ и т.п. https://youtu.be/mWkHnnbZatg

Автор: Марина Орлова, дизайнер

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Климов Е.А.

Евгений Александрович Климов (11 июня 1930, село Вятские Поляны, Кировская область — 31 мая 2014, Москва) — советский и российский психолог, психофизиолог.

Доктор психологических наук (1969), профессор (1970), академик АПН СССР (1985; член-корреспондент с 1974); методолог практической психологии, психологии труда и профориентации, один из основоположников современной отечественной дифференциальной психофизиологии, разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности; ведущий специалист СССР и России в области психологии профессиоведения, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности.

Автор около 320 монографий и научных статей по психологии и психофизиологиии; более 30 учебных пособий и учебников по психолого-педагогическим вопросам; с 1987 по 2001 год — главный редактор журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

Ведущий методолог коренного обновления теории и практики профессиональной подготовки психологических кадров СССР и России.

Первый президент заново основанного в 1994 году Российского психологического общества (избирался дважды — в 1994 и в 1998 годах).

Заслуженный профессор МГУ (2011).

Книги (10)

В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как сознание не только материальных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

Особое внимание обращает на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального состояния требований и личных качеств человека.

Соавтор: Носкова О. Г.

В пособии рассматривается система психологических представлений о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной и духовной культуры нашего народа в разные периоды его истории (Древняя Русь и средневековье, XVII, XVIII, XIX вв., начало XX в.).

Материал впервые освещается с историко-психологических позиций и существенно дополняет и отчасти меняет сложившиеся взгляды на возникновение и развитие отечественной и советской психологии труда и смежных отраслей психологии.

Существуют тысячи разнотипных профессий, специальностей. Простой их перечень занимает целую книгу. Как сделать выбор? Как разумно выбрать дело по душе, по плечу и с пользой для людей?

Любого специалиста ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить).

Не менее важно также хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

В учебном пособии, созданном в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация «бакалавр»), содержатся сведения о психике, психологии, путях, средствах, способах совершенствования и самосовершенствования человека, который избрал для себя профессию психолога. Рассматриваются организационные вопросы, с которыми сталкиваются первокурсники. Обсуждаются возможные ошибки, допускаемые ими во время учебы, даны рекомендации по оптимизации учебной работы в вузе.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно преподавателям, психологам, а также широкому кругу читателей.

Учебное пособие адресовано сотрудникам кадровых служб, заинтересованным в эффективном использовании психологических тестов в своей повседневной работе.

В основу книги лег опыт психодиагностической практики авторов в службах управления персоналом коммерческих и государственных организаций, а также разработки кафедры «Управление персоналом» Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Соавтор: Носкова О.Г.

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Избранные психологические труды.

В данную книгу из серии «Психологи Отечества. Избранные психологические труды» известного российского психолога Евгения Александровича Климова включены его работы разных лет, посвященные вопросам функционирования и развития человека как профессионала (состоявшегося или потенциального).

Яркие примеры своеобразия психики, свойственного разным профессионалам, помогают осознать важность владения миром психической реальности, миром социально-психологических феноменов.

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Пособие обращает внимание читателя на немаловажные вопросы жизнепостроения человека как профессионала, дает психологическую информацию к размышлению и принятию самостоятельных решений.

В книге говорится о том, что существуют тысячи различных областей приложения душевных и физических сил людей. И это части нашего мира, о котором полезно знать; о том, что построение личного жизненного пути предполагает, в частности, проектирование человеком желательных изменений самого себя.

Как часто мы, будучи взрослыми, думаем о том, что избранная профессия — не совсем то, что нам хотелось бы делать. Именно поэтому так хочется, чтобы наши дети выбрали сферу деятельности, к которой у них есть склонности, и профессию, которая будет приносить им радость. К счастью, сегодня есть методики, которые позволяют выявить наклонности подростка и помочь ему с выбором профессиональной деятельности в будущем. Одна из них – методика Климова. О ее разработчике и особенностях пойдет речь в данной статье.

выбор профессии

Начало

Автор методики определения будущей профессии - Климов Евгений Александрович (1930-2014). Начав работать с 14 лет слесарем на заводе, он закончил трудовую деятельность признанным психологом, доктором психологических наук, профессором и академиком АПН Советского Союза.

Климов Е.А. был ведущим методологом обновления теоретической и практической базы профессиональной подготовки кадров в Советском Союзе и в Российской Федерации.

В последние годы жизни профессор Климов работал на факультете психологии МГУ, руководил проектом «Профессии Московского университета», в рамках которого была собрана профессиоведческая информация о более чем 200 профессиях. 30 вариантов специализации было выделено только для такой профессии, как психолог.

Автор 30 учебников и более чем 320 монографий, Евгений Александрович был первым президентом Российского психологического общества, основанного в 1994 году и объединившего всех высокопрофессиональных психологов нашей страны.

Методика Климова определения типа будущей профессии (графически выражается пирамидой, на иллюстрации ниже) позволяет подросткам ознакомиться с классификацией профессий (которых сегодня более 40 000), определить собственные предпочтения и сориентироваться в выборе трудоустройства и того дела, которое будет не просто работой, а призванием.

методика климова определение профессии

«Карта» профессий: первый ярус

В соответствии с методикой профессий Е.А. Климова, по объекту труда выделяют пять типов профессиональной деятельности:

  • Человек – техника. К данному кластеру относят профессии, которые связаны с производством, обслуживанием, проектированием техники (от молотка до космических ракет). Например, летчик, слесарь, инженер. Данные профессии требуют наличия практического склада ума, точности, здоровья.
  • Человек – человек. В данном кластере профессий главное – эффективное взаимодействие людей, ведь предметом труда являются люди. Это профессии, имеющие высокий социальный статус и требующие терпения, требовательности и умения контролировать свои эмоции. Важными личностными качествами людей данных профессий являются повышенная потребность в общении и низкий уровень агрессии. Например, врач и медицинский персонал, работники педагогической сферы и сферы обслуживания.
  • Человек – знак. Предмет труда профессий данного кластера – знаковая система, информация в ее графическом выражении. Например, экономист, лингвист, программист. От работника-профессионала требуется сочетание умения абстрагироваться от реальных свойств предметов с умением представить и понять реальные явления, стоящие за сухими цифрами. Для людей данной профессии необходимо наличие рационального мышления, исключительной памяти и устойчивого внимания.

виды профессий

Ярусы более абстрактные

  • Человек – природа. Из самого названия понятно, что в данном кластере находятся по методике Климова профессии, в которых главное – не созерцательная, а деятельная и практическая любовь к природным объектам (живым и неживым). Например, ветеринар, геолог, агроном, эколог или охотовед. Чтобы стать успешным профессионалом в данной области, нужно быть сильным, выносливым, терпеливым, заботливым человеком.
  • Человек – художественный образ. Данный тип профессий по методике Климова – это сфера изобразительного искусства, музыки, литературы, актерского мастерства. Это творческие профессии, где наличие особых способностей (таланта) является необходимостью.

Редко профессия соответствует лишь одному из перечисленных кластеров. Но кроме предмета приложения усилий существуют еще и цели, к которым мы стремимся.

методика климова ярусы

Второй ярус: цели

По методике определения типов профессий Климова, цели у труда бывают трех видов:

  • Гностические (познавательные). В любом кластере первого яруса есть профессии, призванные познавать: классифицировать, сравнивать, оценивать и проверять. Например, биолог-лаборант, летчик-испытатель, корректор, социолог, театральный критик. Стремление к познанию, устойчивое внимание и наблюдательность, память, развитое мышление и ответственность – важные личностные характеристики для данных профессий.
  • Преобразующие цели. Данные профессии связаны с изменениями и достижением конечного результата (мгновенного или отсроченного). Например, учитель, строитель, бухгалтер, художник.
  • Изыскательные цели, в соответствии с методикой Климова, у профессий, цель труда которых заключается в поиске нового и неизвестного. Это и программист, и дизайнер, и конструктор, и биолог-исследователь.

методика климова пирамида

Третья ступень пирамиды

Третья ступенька – это характеристика профессий в соответствии с основными средствами труда. Тут в соответствии с методикой определения типов профессий Климова выделяют четыре отдела:

  • Р - профессии, где применяется ручной труд (лаборант, слесарь, фельдшер).
  • М - профессии, где средствами труда являются механизмы с ручным управлением (водитель, летчик, токарь).
  • А – профессии, где используются автоматические системы (оператор станка с программным обеспечением, системный администратор).
  • Ф – профессии, где преобладают незримые функциональные (психологические) средства труда (акробат, дирижер).

Последний ярус

Четвертая ступень пирамиды Климова классифицирует профессии в соответствии с условиями труда. Понятно, что каждая профессия предполагает наличие определенных условий – будь то офис или космическое пространство.

На данном ярусе классификации профессий по методике Климова выделяют такие группы условий труда:

  • Б – условия обычные (микроклимат бытовой). В таких условиях работают лаборанты, бухгалтеры, ученые.
  • О – работа на открытом воздухе (монтажник, геолог, дорожный полицейский).
  • Н – условия труда необычные – под или над землей, при экстремальных температурах (космонавт и подводник, шахтер и пожарный).
  • М - работа с повышенной моральной ответственностью за здоровье и благополучие людей (учитель, врач, судья) и за материальные ценности (охранник, военный).

Формула профессии

Используя описанную методику Климова, любую профессию можно выразить в виде формулы из четырех букв (рисунок ниже).

формула профессии

Формулы используются для простоты понимания и для более полного осознания главных и второстепенных признаков профессии, ведь выбрать надо по 1 букве из каждого яруса классификации профессий по Климову.

Методика ДДО Климова

Дифференциально-диагностический опросник, разработанный Е.А. Климовым, включает 20 пар с предложенными видами деятельности, из которых испытуемый должен выбрать одну.

Опросник доступен на интернет-ресурсах и может использоваться для определения типа профессии, к которой у испытуемого есть склонности.

Время опроса не должно превышать 30 минут. На вопросы рекомендуется отвечать быстро, не задумываясь надолго. Воспользоваться дифференциально-диагностическим опросником можно индивидуально и в группе испытуемых.

Данные опросы можно проводить в общеобразовательных школах с 9 класса. Они направлены на профориентацию молодежи и позволяют испытуемым узнать личностные особенности, выявить интересы и наклонности.

методика климова типы профессии

Подведем итог

Выбрать профессию, которая будет приносить моральное удовлетворение и отвечать потребностям, является одним из самых важных решений в жизни человека.

Молодые люди часто не имеют достаточных знаний об особенностях разных видов профессиональной деятельности и не учитывают свои личностные особенности, интересы и склонности.

Методика определения профессиональных предпочтений, разработанная профессором Евгением Александровичем Климовым, в дружественной, непринужденной и доброжелательной обстановке позволяет взглянуть свежим взглядом на вопросы профессионального самоопределения молодым людям.

А ведь человек по определению работает, чтобы жить, а не живет, чтобы работать.

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.
Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. ИСХОДНЫЕ «ПРЕДНАСТРОЙКИ», ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Глава 1. О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса
1.1. Трудности ориентации
1.2. Трудности познания обсуждаемой предметной области
1.3. Дилемма жизненного пути
1.4. Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании
Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности
2.1. Некоторые общие положения
2.2. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции педагога, родителя
2.3. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции врача
2.4. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения
2.5. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения
2.6. О соотношении понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация»
Глава 3. Взаимное соответствие человека и его работы
3.1. Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности
3.2. Индивидуальный стиль деятельности как выход из конфликта между особенностями субъекта и требованиями работы
Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения
4.1. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением
4.2. Некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции учащегося в связи с профессиональным самоопределением
ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА
Глава 5. Понятие «профессия»
5.1. Профессия как общность
5.2. Профессия как область приложения сил
5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности
5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду
5.5. Профессия как исторически развивающаяся система
5.6. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом
Глава 6. Некоторые необходимые понятия и представления психологического профессиоведения
6.1. Обзорная классификация продуктов профессионального труда
6.2. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности
6.3. О разнообразии внутренних условий деятельности
6.4. Обзорная классификация условий деятельности профессионала
6.5. О разнообразии средств деятельности
6.6. Обзорная классификация средств деятельности профессионала
6.7. Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала
Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи
7.1. Общие положения
7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий
7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий
7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий
7.5. Четвертый ярус классификации. Группы профессий
7.6. Понятие «формула профессии»
7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования
Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов
8.1. Общие положения
8.2. Описательные психологические характеристики типов профессионалов
О представителях профессий типа
«Человек—природа» (П)
О представителях профессий типа
«Человек—техника» (Т)
О представителях профессий типа
«Человек—человек» (Ч)
О представителях профессий типа
«Человек—знаковая система» (3)
О представителях профессий типа
«Человек—художественный образ» (X)
8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека
ЧАСТЬ III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда
9.1. Дошкольный онтогенез
9.2. Школьный онтогенез
Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)
10.1. Проблема «предначертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути
10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии»
Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития
11.1. Некоторые общие положения
11.2. Биографические кризисы
11.3. Основные варианты и фазы развития профессионала
Заключение
Приложение. Примерные краткие описания профессий для профессионального просвещения учащихся
Профессии типа «Человек—живая природа»
Профессии типа «Человек—-техника и неживая природа»
Профессии типа «Человек—человек»
Профессии типа «Человек—знаковая система»
Профессии типа «Человек—художественный образ»

Читайте также: