Как выбрать профессию 9 класс

Опубликовано: 04.07.2024

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.

Система среднего образования устроена таким образом, что каждый школьник с помощью родителей может выбрать один из двух вариантов:
1. Учиться в школе до 9 класса и уйти в колледж (или другое учреждение среднего профессионального образования).
2. Учиться до 11 класса, а потом поступать или в колледж, или в вуз.

Количество специальностей среднего профессионального образования в России почти в 1.5 раза больше, чем количество специальностей высшего. После 9 класса можно освоить и рабочие профессии и творческие, а можно начать обучение в таких сферах, как медицина, IT, педагогика, экономика и т.д. При том, что выбор специальностей после 9 класса широкий, мы считаем, что он должен быть очень осознанным. И даже более осознанным, чем выбор специальности после 11 класса. Почему?

Важно помнить - основное общее образование, аттестат о котором дают после 9 класса, не дает возможности работать ни по одной профессии, в отличие от аттестата о среднем (полном) общем образовании, который получают выпускники после 11 класса. После окончания 11 классов можно работать в торговле, быть секретарем, делопроизводителем или бортпроводницей. Если же уходить из школы после 9 класса и поступать в колледж, то бросить колледж в таком случае нельзя, так как имеющийся у вас аттестат после 9 классов школы не даст возможности трудоустроиться.



Тесты для выбора будущей профессии

Второй повод - это понимание, что в школе не дадут знаний и практики по тем дисциплинам, которые нужны для вашей будущей профессии. Проще говоря, школа станет пустой тратой времени. Так поступают будущие художники, актеры, музыканты, спортсмены.

Все причины идти или не идти в 10 класс мы собрали в статье
Куда поступить после 9 класса >>

Сориентироваться в выборе профессии после 9 класса вам помогут несколько наших тестов:
✔ "Колледж или вуз" - бесплатный тест на образование, он поможет вам сделать выбор между средним профессиональным и высшим.
✔ "Личность и профессии" - бесплатный тест на профессию, с помощью которого вы подберете профессии из разных областей, которые подойдут вам по особенностям характера, темпераменту.
✔ Методический комплекс "Профмастер" - тестирование и консультация психолога, которые помогут определиться с направлением среднего профессионального образования, выбрать несколько конкретных колледжей, в которые у вас есть все шансы поступить.



Список профессий

Список специальностей среднего профессионального образования с описанием и уровнем зарплат вы найдете в разделе профессий. Давайте обсудим наиболее востребованные профессии среднего профессионального образования в 2020 году - те профессии, в которых можно преуспеть без диплома вуза.

Востребованные профессии после 9 класса
(по отраслям)

Творчество и искусство.
Артист цирка/эстрады, певец, актер театра/кино, музыкант, художник - творческие профессии, в которых можно работать и успешно зарабатывать уже после окончания колледжа. Конкурс в колледжах искусства и культуры, театральных и киношколах высокий. Чтобы поступить в самые престижные из них, нужно успешно пройти творческое испытание и иметь в аттестате средний бал не ниже 4,5.

Информационные технологии.
Если вы планируете строить карьеру в IT-сфере, то ограничиваться одним только колледжем не стоит. Для карьерного роста необходимы также вуз и постоянное самообучение. Тем не менее, есть профессии, в которых практические профессиональные навыки проще получить именно в колледже: системный администратор, разработчик ПО, специалист по информационной безопасности, тестировщик, разработчик мобильных приложений, технический писатель.

СМИ и коммуникации.
Профессии этой отрасли предполагают умение и желание взаимодействовать с людьми, грамотную письменную и устную речь. А эти навыки можно освоить даже в школе. Профессии: копирайтер, корректор, администратор в гостинице/ресторане, секретарь-референт.

Дизайн и медиатехнологии.
Дизайнерские объекты делают мир вокруг нас красивее и удобнее. Ведь так и внутренний мир человека становится прекраснее. В области дизайна работают не только художники или гениальные модельеры, но и мастера, которые ежедневно проектируют мебель, одежду, создают сайты, анимацию. Профессии: web-дизайнер, верстальщик, дизайнер полиграфической продукции, иллюстратор, закройщик, киномеханик.

Педагогика.
В этой сфере приветствуется высшее образование, но есть несколько специальностей, в которых эмпатия и любовь к детям важнее научных знаний и наличия диплома вуза: воспитатель, педагог начальных классов, педагог дополнительного образования.

Транспорт.
Несмотря на то, что сфера грузовых и пассажирских перевозок рискует измениться под воздействием беспилотных технологий, пока специалисты в области транспорта и логистики очень нужны. Профессии: водитель автотранспорта, водитель спецтехники, машинист электропоезда, диспетчер, докер-механизатор.

Медицина и красота.
Медицина – это интереснейшая и перспективная сфера деятельности, в которой человек может приносить реальную пользу. Начать ее изучать можно и в колледже, хотя в этом случае ваш путь получится долгим и тернистым.
В сфере красоты обучение гораздо короче и проще, но для трудоустройства важны опыт работы и портфолио. Профессии: медицинский лабораторный техник, медсестра/медбрат, фельдшер, косметолог, специалист по маникюру, стилист (парикмахер, имиджмейкер).

Безопасность.
Безопасность в России обеспечивают несколько государственных структур и служб, основные из них: Министерство обороны (армия), МВД (полиция), ФСО (спецслужба для охраны руководства страны), ФСБ (охрана границ, террористическая и информационная безопасность), СВР (разведка), МЧС (ликвидация чрезвычайных ситуаций), суды, пожарная служба. Во многих спецслужбах можно начинать работать после колледжа, хотя за карьерой и званиями необходимо будет идти в академию. Профессии: полицейский, военнослужащий, техник пожарной безопасности, пожарный.

Пищевые технологии.
Повар, пекарь, кондитер. Повар — одна из немногих специальностей, которым не учат в вузе. Чтобы стать поваром в ресторане с мишленовской звездой, конечно, придется стажироваться за границей и много учиться. Но стать востребованным поваром и успешно работать можно и после колледжа.

Профессии после 9 класса для девушек

Помня об особенной женской роли как жены, мамы и в то же время профессионала, предлагаем список востребованных профессий после 9 класса, в которых женщинам работать интересно и комфортно. Если девушка пойдет учиться на эти специальности, то они ей пригодятся как в работе, так и в повседневной жизни:

    oМедсестра
    oПедагог дошкольного и дополнительного образования
    oПовар, кондитер
    oКопирайтер
    oСтюардесса
    oДизайнер
    oАктер, артист, певец
    oСтилист-парикмахер
    oКосметолог
    oВетеринар

Профессии после 9 класса для мальчиков (парней)

И предлагаем 10 хорошо оплачиваемых и востребованных профессий для молодых людей. Мы не любим делить профессии на мужские и женские, но есть профессии, в которых мало или нет совсем женщин. К традиционно мужским специальностям, которые можно получить после 9 класса, относятся:

    oСистемный администратор
    oАрматурщик, сварщик, электромонтер
    oСпециалист 3D-печати, фрезеровщик
    oВодитель спецтехники, электротранспорта, крановщик
    oИнженер по бурению
    oВоеннослужащий
    o Моряк
    oСпасатель
    o Инспектор ГИБДД
    oТехник, механик

Помните, что колледж - это не запасной аэродром, если учишься на тройки. Выбор среднего профессионального образования - это ранняя профориентация, он должен быть вдвойне осознанным. Поступить в хороший престижный колледж бывает трудно, потому что больше 50% старшеклассников сегодня поступают именно в колледжи, а не в вузы.

Удачи в выборе профессии и успехов в ГИА!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Это мероприятие можно провести во втором полугодии, когда многие девятиклассники уже сделают свой профессиональный выбор. В ходе мероприятия учитель не проводит тестов, диагностики, тренинга - это работа профессиональных психологов-консультантов. Учитель обобщает знания, полученные девятиклассниками в ходе занятий и тренингов по профориентации, дает возможность детям высказаться, пообщаться со сверстниками, которые решили поступать в средние учебные заведения.

Цели: расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией, воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму, потребительскому отношению к жизни; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: распределить роли для пресс- конференции: ньюсмейкеры (4-5 детей, которые будут поступать в средние учебные заведения), ведущий, «темная лошадка». Ньюсмейкеры должны коротко рассказать о своей профессии, об учебном заведении. Этих детей можно ознакомить со списком вопросов, которые им могут задать в ходе пресс-конференции. Ведущий может пользоваться текстом сценария. Остальные дети выступают в роли журналистов, они должны придумать названия своих газет, журналов, телевизионных каналов.

Примерные названия:

Оборудование: сделать ксерокопии вопросника для журналистов (по одной на 2-3 парты).

Оформление:

- фотографии и картинки с изображением людей разных профессий, процессов труда;

- нарисовать на доске 3 варианта схемы «хочу - могу - надо».

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны».

1. Подбери примеры профессий (Работа в группах).

2. Найди профессии (Работа в группах).

3. Оцени профессии (Фронтальная работа).

III. Информационный блок «Самый лучший выбор».

IV. Проблемная ситуация.

V. Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем» (Ролевая игра).

VI. Заключительная беседа.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

II. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны»

Подбери примеры профессий

Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:

1. Человек - природа.

2. Человек - техника.

3. Человек - человек.

4. Человек - знаковая система.

5. Человек - художественный образ.

Сейчас вы будете работать в группах. (Учитель предлагает способ объединения в 5 групп).

Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.

(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и т. д.)

Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ваши ответы.

Примерные ответы детей:

- Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

- Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т. п.

- Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т. п.

- Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т. п.

- Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.

Найди профессии

Классный руководитель. Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.

Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

- школьная парта (первая группа);

- школьный учебник (вторая группа);

- булочка (третья группа);

- фарфоровая чашка (четвертая группа);

- джинсы (пятая группа).

(В течение 5 минут дети обсуждают ответы.)

Классный руководитель. Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей.)

Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.)

О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и. (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны.

Оцени профессии

Классный руководитель. Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий:

- нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

- полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

- щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);

- тщетные науки (алхимия, астрология);

- вредительские науки (колдовство).

Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? (Дети отвечают.)

III. Информационный блок «Самый лучший выбор»

Классный руководитель. Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (показывает на рисунок № 1).

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.


IV. Проблемная ситуация

Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание <читает):

- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ 1.)

- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)

- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантами выбора.)

Классный руководитель. Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Примерные ответы детей:

- У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

- У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Классный руководитель. Что бы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

- Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

- Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

V. Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем»

Классный руководитель. А сейчас вы познакомитесь с выбором, который сделали ваши одноклассники. Приглашаем вас на пресс-конференцию. Пресс-конференция - это собрание для прессы. Его проводят, чтобы сообщить журналистам важную информацию. В пресс-конференции участвуют:

- гости - это специалисты в каком-то вопросе;

Пришло время начать игру. Передаю слово ведущему (имя, фамилия).

(К доске выходят дети, которые будут рассказывать о выбранных профессиях.)

Ведущий. Здравствуйте, господа. Тема сегодняшней пресс- конференции - выбор профессии. У нас в гостях люди, которые сделали этот нелегкий выбор. Знакомьтесь (представляет «гостей»).

На пресс-конференции присутствуют корреспонденты российских и зарубежных газет, радио и телевидения - все, кого затрагивает эта животрепещущая тема. В начале пресс-конференции я даю слово гостям. Прошу кратко рассказать о выбранной профессии.

(«Гости» по очереди высказываются.)

Все наши гости выступили, и мы переходим к вопросам. Просьба, задавая вопрос, называть свое имя и издание. Первый вопрос, корреспондент журнала «Молоток».

(«Журналисты» поднимают руки, ждут приглашения ведущего, встают, называют свое имя, фамилию, издание и задают вопрос кому-то из гостей.)

Примерные вопросы «журналистов»:

1. Почему ты выбрал именно эту профессию?

2. Кто влиял на твой выбор?

3. Это дело тебе по плечу?

4. Какие качества характера нужны для этой профессии?

5. Есть ли у тебя способности для выбранной профессии?

6. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?

7. Полезна ли эта профессия для общества?

8. Где можно обучиться этой профессии?

9. Где ты будешь работать?

10. Много ли будешь получать?

11. Не жалеешь ли, что уходишь из школы?

12. Родители поддерживают твой выбор?

13. Собираешься ли ты продолжать образование в институте?

14. Какой карьерный рост может быть в этой профессии?

15. Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия?

Ведущий. Пресс-конференция подходит к концу. Наши гости дали исчерпывающие ответы на все вопросы журналистов. Но у нас остался еще один гость, «темная лошадка». До сих пор он только загадочно молчал, а теперь хочет дать всем вам дельный совет. Слушаем его.

«Темная лошадка». Нет, пацаны. Где вы нашли такие профессии? На них надо учиться, учиться, учиться, а потом еще и работать, работать, работать. Вот я свой выбор сделал прямо по схеме «хочу- могу - надо». Хочу быть веб-дизайнером, потому что не знаю, что это такое, могу быть провизором (провизию разную обожаю), а надо мне, пацаны, оказывается, идти в кинологи. И это я прочитал в своем профессиональном гороскопе. Раз надо, пацаны, значит, надо. Профессия нужная, а главное - полезная. Сиди и смотри себе кино с утра до вечера. Так что, пацаны, никого не слушайте. Изучайте гороскопы!

Ведущий. Спасибо нашему уважаемому гостю. Может быть, кто-то хочет прокомментировать этот дельный совет? Кто такой веб- дизайнер? Что делает провизор с провизией? Должен ли кинолог смотреть кино с утра и до вечера? И нужно ли выбирать профессию по гороскопу?

Примерные комментарии:

- Веб-дизайнер - это специалист по созданию Интернет-сайтов.

- Провизор - специалист по производству, хранению и продаже лекарств.

- Кинолог - это специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород.

- Выбирать профессию по гороскопу нельзя. Это неправильно, ненаучно, безответственно и просто глупо. Недаром еще в XVIII в. астрологию считали «тщетной, напрасной» наукой.

Ведущий. Пресс-конференция закончена. Спасибо всем за вопросы. До новых встреч.

VI. Заключительная беседа

Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

- Найти применение своим талантам.

- Найти свое призвание.

Классный руководитель. Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Об этом говорил и великий русский педагог К. Ушинский (читает эпиграф).

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Одобряете ли вы профессиональный выбор ваших одноклассников? Поможет ли вам их пример профессионального самоопределения? Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Что именно запомнилось? (Ответы детей.)

Литература

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2006.

Барсукова Наталия Евгеньевна

3. Практический блок (с проблемной ситуацией и тестированием).

4. Заключительная беседа

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к уроку в PowerPoint, раздаточный материал для учащихся.

Ход классного часа:

1. Организационный момент

Лучшая оценка за проделанную работу – это «5».

Очень хочется, чтобы сегодня все отлично и результативно поработали. Поэтому

я попрошу вас разделиться по 5 человек в 5 групп и занять свои места в классе.

2. Информационный блок

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются?

Любят ли свою работу?

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому

сегодня мы продолжим с вами наш разговор о выборе будущей профессии.

Эпиграфом классного часа я выбрала такие слова о труде:

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»

«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия»

Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?

Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой

деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием

настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и

ошибок. Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии?

Давайте вместе рассмотрим эти факторы.

1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет

представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле

для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы,

хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям.

Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться

познакомиться со многими из них.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому,

выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься,

что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать

других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии,

предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А

для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке,

недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух.

Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

4. Уровень притязаний и самооценка.

Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает,

прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо

занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания -

важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных

ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

5. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии

старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою

жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие

родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в

будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или

прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие

проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных

профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает

профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

6. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто

человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно

советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и

личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень

популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например,

юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе:

«немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что

окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие

дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за

компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что

выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.

7. Позиция учителей, профессионалов.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных

учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя

может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе

судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области

литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь

они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и

склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий.

Полезную информацию школьник может получить в районном центре занятости

населения. Там также можно пройти тестирование, получить консультацию.

8. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек

хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно

точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять

какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне

это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных

этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Таким образом, находясь в поисках будущей профессии, нужно обязательно

знать и учитывать все вышеперечисленные факторы.

А). А сейчас проверим вашу эрудицию. Предлагаю вам сыграть в игру

"Профессия на букву». Нужно назвать профессии на определенную букву за 3

минуты. Побеждает команда, которая вспомнит больше профессий. Буквы - К, П,

Б). В следующем состязании победит та команда, которая первой даст

правильный ответ. Игра "Самая-самая". О какой профессии идёт речь, отгадайте:

В). Игра «Объясните профессию». Каждой группе выдаётся на листочке название

профессии. Нужно письменно объяснить значение таких современных профессий:

аудитор, брокер, менеджер по продажам, системотехник, экономист.

Подводим итоги, какая группа победила на данном этапе классного часа.

Прозвучало уже достаточно различных профессий, быть может, уже кто-то

определился с этим сложным выбором? Нет?

Тогда вам поможет тренинг «Рука судьбы»

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны.

Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди

вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции. Делаем выводы.

3. Практический блок.

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор

профессии не должен быть случайным. А какие условия должны выполняться?

Итак, должны выполняться три условия:

Хочу – мои желания

Могу – способности и возможности

Надо – востребованность профессии.

В мире существует более 50 тысяч профессий.

Чтобы выбрать своё дело разумно, нужно для начала

разобраться в своих собственных установках. Сейчас я расскажу об основных

типах профессиональной деятельности человека.

Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова.

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, Климов делит все профессии на 5 основных типов в зависимости от предмета труда:

Рассмотрим каждый тип профессий.

Профессии этого типа требуют умение устанавливать и поддерживать деловые

контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других людей,

проявлять выдержку, речевые способности.

Профессии этого типа предполагают хорошее наглядно-образное мышление,

пространственное представление, техническая осведомленность и

сообразительность, хорошие двигательные навыки, ловкость.

Профессии этого типа требуют способность к отвлеченному мышлению,

оперированию числами, длительному и сосредоточенному вниманию,

Профессии этого типа предполагают художественный вкус, высокую

эстетическую чувствительность, богатое и яркое воображение.

Профессии этого типа требуют умение менять цели в зависимости от условий,

наблюдательность, выносливость, терпеливость к недостатку комфорта в работе,

способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности

Итак, мы познакомились со всеми типами профессий, и сейчас можем сыграть в

игру «Кто больше знает профессий?»

Работа в группах. Каждая группа получает один из пяти типов профессий и

называет профессии, относящиеся к этому типу.

Примерные ответы детей:

— Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист,

— Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик,

строитель, сантехник, горнорабочий…

— Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и т. п.

— Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник,

поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.

— Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог,

геолог, охотовед, эколог, мелиоратор…

Совпадение способностей и интересов - это и есть призвание. Человек должен

работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему

Подведём итоги, какая группа правильно назвала больше всех профессий.

А сейчас мы проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы

склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на вопросы.

Ставим номер вопроса и букву ответа.

Тест «Профпригодность» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

4. Заключительная беседа.

Выбирая профессию, нужно задуматься над многими вопросами. Чтобы не

ошибиться с выбором, нужно также обратить внимание на технологические,

экономические, педагогические и медицинские характеристики профессий.

 Средства трудовой деятельности

 Рабочее место специалиста

 В каких отраслях используется?

 Каков спрос на данную профессию на рынке труда?

 В каких пределах изменяется оплата труда среди специалистов данной

 Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию

 Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?

 Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной

 Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?

 Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?

 Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?

С кем можно поговорить о профессиях? Обратитесь к психологам-профконсультантам;

преподавателям профессиональных учебных заведений;

специалистам тех профессий, которые Вас интересуют; родителям,

родственникам и знакомым.

Хочу сказать несколько слов об ошибках и затруднениях в выборе профессии.

• Отношение к профессии, как к выбору «пожизненного пристанища».

• Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей.

• Перенос отношения к человеку той или иной профессии на самое

• Увлечение только внешней стороной профессии.

• Отждествление школьного учебного предмета с профессией.

• Устарелые представления о профессиях.

• Неумение разобраться в личностных качествах.

• Незнание, недооценка своих физических особенностей, недостатков,

существующих при выборе профессии.

• Малая информация о профессиях.

И в заключении я хочу вспомнить одно хорошее русское выражение — «найти

себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

Найти себя - значит понять свое признание, назначение,

определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и

он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя!

Как сказал К.Д. Ушинский: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него

Выбрать будущую специальность и не ошибиться при этом достаточно сложно. У вчерашних школьников почти нет жизненного опыта, а советы взрослых — родителей и педагогов — часто воспринимаются враждебно. Лучше понять, как выбрать профессию, можно спустя 1-2 года после окончания школы, и в некоторых западных странах выпускники берут паузу перед поступлением в вуз.

В России так делать не принято, и из-за этого, видимо, так много молодых специалистов работают не по профилю, указанному в дипломе. Но существуют надежные методики и приемы, помогающие в профориентации, вот только обращаться к психологам-консультантам стоит заранее, а не в момент сдачи вступительных экзаменов.

Выбор призвания: трезво оцениваем обстановку

Для того, чтобы профессия приносила стабильный доход, была по душе и по силам, следует учесть несколько факторов.

Чтобы этого не случилось, стоит задуматься о выборе подходящей профессии уже после 9 класса. За 2-3 года вполне реально изучить и сравнить разные специальности и подготовиться по предметам ЕГЭ, необходимым для поступления.

Советы психологов по выбору специальности

Кроме чисто житейских обстоятельств следует учесть и психологические особенности личности выпускника, которые влияют на выбор будущей специальности.

Выделяют четыре основных типа темперамента, которые влияют на стиль общения, работоспособность, склонность к разным видам деятельности.

  1. Холерический. Характеризуется повышенной возбудимостью, энергичностью, быстротой реакций. Холерик не сможет долго заниматься монотонной работой, требующей внимания к деталям. Ему подойдут творческие занятия, деятельность в экстремальных условиях, профессии, связанные с интенсивным межличностным общением.
  2. Сангвинический. Основные черты характера сангвиника — уравновешенность, оптимизм, доброжелательность, высокая работоспособность. Из сангвиников получаются прекрасные руководители и организаторы, педагоги, журналисты, администраторы.
  3. Флегматический. Флегматику присуща основательность, медлительность, хорошая работоспособность и высокая стрессоустойчивость. Профессии, связанные с постоянным общением и выступлениями на публику, ему не подойдут, но в специальностях, требующих сосредоточенности и внимания, он добьется успеха. Флегматикам стоит выбирать медицину, инженерное, экономическое или IT-направление.
  4. Меланхолический. Меланхолик быстро утомляется и долго восстанавливается, трудно налаживает контакты с новыми людьми, подвержен перепадам настроения и легко обижается по мелочам. Деятельность, связанная с активным общением, руководством, необходимостью принимать решения, вряд ли будет по силам меланхоликам. Но в спокойной (кабинетной) обстановке такие люди проявляют себя отлично: им по плечу монотонная работа, требующая внимания и проработки деталей. Меланхоликам подойдут программирование и системное администрирование, научная деятельность, обработка и анализ информации, копирайтинг и писательство.

Не стоит выбирать карьеру «вопреки» темпераменту. Изменить органические реакции и тип высшей нервной деятельности невозможно, поэтому неподходящая специальность приведет к быстрому эмоциональному выгоранию и разочарованию в профессии.

В зависимости от потребности в общении выделяют экстравертов и интровертов.

  1. Экстраверты нуждаются в постоянной и разнообразной коммуникации, у них много знакомых, друзей и приятелей. Находиться в одиночестве они не слишком любят. Такие люди не смогут часами работать перед монитором компьютера или проводить серии однотипных опытов в лаборатории. Экстраверту подойдет деятельность, связанная с публичными выступлениями, рекламой, прямыми продажами.
  2. Интроверты, напротив, быстро устают от общения и не нуждаются в постоянной смене лиц вокруг себя. Им по душе исследовательская и научная работа, деятельность, связанная с уходом за растениями и животными. Торговля, сфера обслуживания и педагогика (за исключением репетиторства) интровертам категорически не подходят.

Коммуникативные навыки можно и нужно развивать, но радикально поменять тип личности не получится. Лучше подбирать специальность с учетом психологических особенностей.

Условные «технари» и «гуманитарии» по-разному воспринимают и познают мир. Человеку с гуманитарным складом мышления легче оперировать образами, впечатлениями, конкретно-чувственной информацией. «Технарю» для анализа и исследования необходимы цифры, факты, табличные данные. Гуманитарий не сможет реализовать себя в математике, инженерии, системной аналитике, а из «технаря» вряд ли получится талантливый писатель или художник — каждому свое.

Выбор профессии: распространенные ошибки

Выбрать специальность, востребованную на рынке труда, и при этом учесть собственные склонности и способности — непростая задача не только для вчерашнего выпускника, но и для взрослого опытного человека. Самые распространенные ошибки при выборе профессии связаны с влиянием социума, неверием в собственные силы и недостаточным знанием жизни.

  1. Выбор специальности «за компанию». Так обычно поступают выпускники, которые несерьезно относятся к своему будущему. Вопрос: «Куда пойти учиться?» не беспокоит их до конца школы, а в последний момент они присоединяются к компании приятелей или выбирают вуз по территориальному признаку (поближе к дому). Разумеется, ничем хорошим такие истории не заканчиваются.
  2. Давление родителей. Выбор будущей карьеры по родительской указке — плохой вариант для современного молодого человека. Учитывать советы и рекомендации взрослых стоит, но все же лучше воплощать в жизнь свои собственные мечты, а не планы родителей.
  3. Недостаточные знания о будущей профессии. Многие абитуриенты мало осведомлены о необходимых навыках и профессиональных требованиях, и из-за этого выбирают направления, которые им изначально не подходят.
  4. Подражание кумирам. Подросток легко переносит симпатию с человека (будь то учитель в школе или знаменитость из мира шоу-бизнеса) на профессию, которой он занимается. В этом случае не учитываются собственные склонности и жизненные обстоятельства.
  5. Желание материальной независимости. Для того, чтобы иметь гарантированный доход, многие готовы отказаться от любимого дела и профессионального призвания. Как правило, такие истории заканчиваются плачевно: ощущением разочарования и эмоциональной опустошенности.

Тесты и методики, которые помогут сделать правильный выбор

Чтобы избежать ошибок в профориентации и понять, какую профессию выбрать, разработаны специальные методики, опросники и тесты. Психологическая диагностика поможет правильно определиться не только со сферой деятельности, но и с конкретной специальностью, которая подойдет выпускнику.

Большинство исследований легко пройти онлайн, но расшифровку результатов лучше доверить профессиональному психологу.

Карта интересов (авторы — А. Е. Голомшток, О. Г. Филимонова)

На прохождение теста и его расшифровку потребуется не менее 1,5-2 часов: вопросы требуют времени для размышлений и максимальной честности.

Опросник для определения профессиональной готовности (Л. Н. Кабардова)

Пройдя тест, можно понять, к какому типу деятельности склонен человек (конкретных профессиональных рекомендаций автор не дает).

Все профессии подразделяются на несколько групп по направленности на тот или иной объект:

  • человек — художественный образ;
  • человек — природа;
  • человек — человек;
  • человек — знаковая система;
  • человек — техника.

Методика может помочь в профориентации не только подросткам, но и взрослым.

Ориентация (И. Л. Соломин)

Также, как и предыдущая анкета, помогает определиться с одним из пяти типов профессий (человек — техника, знаковая система, человек, природа, художественный образ). Одновременно с этим проводится диагностика по параметру «исполнитель-творец» и определяется, способен ли человек повторять имеющиеся образцы или ему по силам создавать что-то новое.

Матрица профессии (Г. В. Резапкин)

Профассоциации

Психолог зачитывает слова (например, правила, бумага, посетитель), а испытуемый должен быстро называть профессию, которая ассоциируется для него с этим словом. Ответы записываются на диктофон или в блокнот, а затем обрабатываются, исходя из частоты упоминания профессии и характера ассоциации. Интересный, хотя и спорный способ определения профессиональных предпочтений.

Профессиональные намерения

Развернутый тест, с помощью которого анализируются:

  • склонности и профессиональные намерения;
  • знания о выбранной профессии;
  • жизненные планы;
  • оценка собственной профпригодности.

Это — предварительное исследование для более точной работы с выпускниками после 11 класса. Конкретные профессиональные рекомендации психологи дают после беседы с испытуемым.

Тест проводится как индивидуально, так и в групповой форме.

Нумерология и профориентация

Подходящую профессию можно подобрать и с помощью нумерологии. Для этого анализируются числовые значения имени и фамилии человека. Существуют специальные онлайн-сервисы для определения профессии по дате рождения: в форму на сайте вносят числовые данные (день, месяц, год рождения) и получают конкретные профессиональные рекомендации. Серьезным и научным этот способ не назовешь, но и он имеет право на существование.

Заключение

Для того, чтобы не ошибиться при выборе призвания, стоит за 2-3 года до окончания школы серьезно заняться профориентацией. Это тем более важно, если серьезных профессиональных предпочтений нет. Помочь в выборе профессии могут специальные тесты и методики, от сугубо научных (по типу личности и мышления) до альтернативных (на основе нумерологии). Если же психологические рекомендации кажутся сомнительными, стоит прислушаться к мнению родителей и педагогов.

Читайте также: