Как выбрать профессию будущего maximum

Опубликовано: 04.07.2024

Родитель каждого подростка порой задается вопросом: кем будет мой ребенок? В лучшем случае, он ответит, в худшем, даже не примет помощи в выборе специальности. Как правильно подойти к выбору профессии и не травмировать будущего студента?

- Я очень сильно переживала за дочь. Она разрывалась между тремя профессиями. Нам потребовалось не только разобраться в собственных желаниях, но и обратиться к специалистам, - делится переживания Анна Нишкина, мама ученицы учебного центра MAXIMUM.

Вариант 1: Хорошие отметки по химии и биологии, буду врачом.

Почти половина современных подростков отталкивается от знаний школьных предметов, и порой, не от того, что они действительно их хорошо знают, а где просто легче получать четверки и пятерки. Последняя ситуация не лучший помощник в выборе будущей профессии.

Плюсы: можно исключить сразу несколько учебных направлений опираясь на предметы, которые тяжело даются. Например, дочь с трудом понимает физику, и алгебра старшей школы вызывает большие сложности, значит физико-математические направления ей вряд ли подойдут.

Минусы: один и тот же предмет в школе и университете/колледже изучается по-разному. Довольно часто можно услышать от детей, что учитель плохо объясняет, конфликтует и т.п.

- У меня были очень сложные отношения с моим преподавателем по истории и обществознанию в школе, в старших классах даже назрел серьезный конфликт с целой цепочкой объяснительных, собраний и педсоветов. А эти предметы были основой моей желаемой профессии, меня это не сломило. В университете у меня были настолько прекрасные преподаватели, что я, можно сказать, со всей страстью полюбил эти предметы , - делится собственным опытом выпускник ТГУ Мевлан Зейналов.

Также возникает ситуация, когда, например, школьная химия дается легко и интересна, но при глубоком изучении в университете, студенты приходят в ужас и даже некоторые забирают документы из вуза. Рекомендуется еще сверх школьной программы посмотреть, что ожидает подростка при поступлении.

Вариант 2: У меня с Аней общие интересы, пойду поступать, куда и она

Да, до сих пор часть абитуриентов при опросе отвечает, что они просто пришли за компанию. Ведь их общие интересы совпадаю и вдвоем как-то легче. Но что можно получить в итоге, если идти по этому пути?

  • уверенность, что ты не один, рядом друг, который поможет;
  • часть твоих интересов учитывается при выборе направления.

профессия может не оправдать ожидания, хоть и учитывает часть интересов;

после семестра или двух придет осознание, что требуется профессия иная, просто с частью общих предметов данной специальности;

дружба может не сохраниться, что может вызвать обратную ситуацию: дискомфорт, конфликт.

- Я пошел с другом действительно за компанию, мне тоже нравилась физика и математика, но больше я любил ИКТ. Но не хотел поступать один, ведь все равно специальности близки. После первой сессии я понял, что это точно не мое, мат.анализ, углубленная физика уже не давались так легко, как в школе. Я тосковал по информатике и понял после общения с ребятами с другого факультета, что программирование - мое призвание. В итоге я забрал документы и перепоступал, перевестись не получилось. Я просто потерял год, - рассказывает выпускник НГУ Михаил.

Вариант 3: профессиональная диагностика навыков, психологии подростка

Педагоги, психологи и HR-специалисты настаивают на полной профессиональной диагностике, так называемые профориентационные тесты. При этом важно учесть, что:

  • подобные тесты в интернете дают только общую картину и порой неверно составлены,
  • требуется обязательно разбор со специалистом результатов исследования,
  • отвечать на тест должен отвечать только сам ребенок, максимально честно,
  • при личной беседе со специалистом подросток должен полно ответить о своих интересах, предметах и т.п.

- Мы с мамой пошли на "Навигатор поступления" в нашем городе, я хотела посмотреть вузы для поступления. Но мама решила, что этого мало, там же прошли тест по профориентации, затем мы разобрали его со специалистом, после чего картина моего будущего поступления стала яснее. Мне действительно это помогло, - рассказывает Ирина Нишкина, ученица учебного центра MAXIMUM.

Конечно, каждый родитель желает только лучшего своему ребенку. Беспокоится за него, хочет помочь. Начать думать о будущей профессии и говорить с ребенком об этом стоит уже в 8 классе. Часть специальностей подразумевает обучение после 9 класса в колледже/техникуме и нужно заранее понять потребности.

Пусть каждый родитель помнит, что:

  • современный рынок профессий крайне подвижен, часть профессий трансформируется. Поэтому не стоит настаивать на тех профессиях, которые многие годы были стабильны с заработком и т.п. Они могут скоро исчезнуть или измениться до неузнаваемости.
  • если хотите, чтобы ребенок продолжил династию по профессии, то убедитесь, что она ему интересна. Есть ряд исследовании и историй, когда подобные "настоятельные рекомендации" привели к трагичным результатам.
  • не давите на ребенка, особенно в 8-9 классе, ему страшно, он может действительно не знать, чего хочет. И это нормально для его возраста, именно поэтому требуется помощь специалистов.
  • сначала в дружелюбной форме выясните, какие профессии подростку интересны/нравятся, кем он восхищается.

Вы можете обратиться с ребенком в учебный центр MAXIMUM, и вместе со специалистом пройти бесплатно полный тест по профориентации, разобрать его, также ежемесячно по выходным посетить ряд мастер-классов для старшеклассников и их родителей.

Выбор профессии - ответственный момент в жизни каждого человека. Он занимает много времени и сил, важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку родителей, понимание ситуации. В современном мире все чаще приходится платить за учебу в университете, никто не хочет потратить деньги впустую. А если вам посчастливилось поступить на бюджет, то помните, что если смените специальность, то уже не сможете учиться бесплатно.

Фото: CoWomen / Pexels

По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром «Сколково», к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем?

По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5% опрошенных уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на разных уровнях: государства, рынка, общества и семьи.

Госзаказ на профессионалов

Сегодня основной вектор развития на рынке профориентации задает государство. Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «хайповых» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций заставляют государство вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. И у него для этого есть как минимум два больших инструмента.

Самый понятный и очевидный — искусственное создание спроса на те или иные профессии путем регулирования количества бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях. Прогнозы по нехватке конкретных специалистов на горизонте от 5 до 20 лет дают возможность властям сделать обучение по проблемным направлениям максимально доступным. Напротив, переизбыток специалистов в той или иной отрасли в перспективе заставляет перераспределять бюджетные места, тем самым «отговаривая» выпускников от выбора этих направлений. Это понятный рабочий инструмент, но он не решает вопроса профессионального самоопределения отдельного человека, хоть и позволяет регулировать рынок труда.

Фото:Thomas Peter / Reuters

Второй глобальный инструмент — создание и поддержка проектов, которые позволяют школьникам погружаться в различные профессии. Один из масштабных проектов — сеть технопарков «Кванториум». Это площадки дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Планируется, что к 2024 году их будет 245 в 85 регионах страны, а также появятся 340 мобильных детских технопарков.

Еще один федеральный проект «Билет в будущее» помогает выявить, насколько осознанно подросток выбирает свой профессиональный путь. После прохождения тестирования школьникам предлагается поучаствовать в ознакомительных практических мероприятиях и профессиональных практикумах углубленного формата (например, экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства и профориентационные фестивали, а также очные или онлайн-пробы с носителем профессиональных компетенций).

Фото:Gerry Broome / AP

На региональных уровнях также развиваются различные государственные программы. Одной из них является проект департамента образования города Москвы «Профсреда», который предлагает школьнику пройти различные профессиональные пробы для получения не только гипотетического, но и практического представления о будущей работе. Площадки организованы на базах колледжей Москвы, поэтому в большей степени представлены рабочие специальности. Также в рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы и другие просветительские мероприятия.

Другой игрок — большие корпорации с их программами, нацеленными на формирование узнаваемости и построение HR-бренда у аудитории уже с подросткового возраста. В рамках своих акций, проводимых на федеральном и региональном уровнях, они не только знакомят школьников с конкретными профессиями, но и формируют желание пойти работать в конкретную компанию.

Кроме этого, есть еще и родители, которые переживают за будущее своих детей. При этом цели у них могут быть разные: одни озабочены больше выбором предметов для ЕГЭ, другие хотят помочь детям осознанно выбрать любимое дело.

Фото:Пресс-служба МШУ СКОЛКОВО

В связи с этими запросами формируется рынок частных профориентационных услуг. Некоторые из них стараются последовательно развивать осознанный подход к выбору профессии, знакомя подростка с состоявшимися специалистами и профессиями, где можно применить свои качества и умения. Другие делают упор на посещение подростками компаний, банков, лабораторий, где в рамках экскурсии можно расспросить об особенностях их работы и узнать все подробности. Есть программы, заявляющие, что они готовы сделать выбор профессии за ребенка, выявив его интересы и способности, и на основе этого подобрать вузы.

Как измерить эффективность профориентации?

Измерять и оценивать эффективность использования вышеупомянутых инструментов можно с разных позиций. Иногда достаточно задать подростку несколько вопросов:

  • Какую профессию ты выбрал?
  • Что собой представляет эта профессия?
  • Почему ты считаешь, что она тебе подходит?
  • Что ты планируешь делать в ближайшее время, чтобы в дальнейшем стать специалистом в этой области?

Если он отвечает на них уверенно, и его представления соответствуют реальности, значит профориентационная работа прошла успешно. При этом важно понимать, что абсолютной уверенности в выборе на этом этапе не может быть, так как подросток в любом случае выбирает из того, с чем близко еще никогда не сталкивался, а значит, не может со 100% уверенностью сказать, что ему подходит, а что нет.

Умения или призвание

«Только 27% процентов населения России работают по специальности», — таков неутешительный итог опроса Роструда. Как же помочь своему ребенку выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать?

Большинство родителей рассуждают так: «Мы привели к вам ребенка, заплатили деньги, скажите, какой ЕГЭ сдавать и куда поступать». Это самый популярный подход, который плодит сотни микро-бизнесов с разной степенью качества, отвечающих этим потребностям.

Фото:Александр Земляниченко Мл / Bloomberg

Проблема в том, что выбор, сделанный за ребенка с помощью тестов или экспресс-консультаций, не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. В результате многие бросают учебу в вузе или, окончив его, идут работать не по специальности.

Поэтому появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели, и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься.

И как показывает практика современных профориентационных проектов, именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире.

Бурное развитие анализа данных, машинного обучения и других новейших технологий в образовании уже сейчас позволяет собирать и анализировать большое количество информации о каждом конкретном ученике. Цифровой образовательный след, который уже совсем скоро начнут собирать, начиная с рождения, поможет строить действительно индивидуальные образовательные траектории, опирающиеся на интересы и склонности ребенка.

Значит ли это, что уже в средних классах он будет понимать, кем станет? Пожалуй, что нет. Но, возможно, у ребенка будет перед глазами некая карта с различными траекториями его профессионального развития, а также инструментарий, позволяющий ему попробовать себя в разных сферах еще до окончания школы.

Современный мир — это мир постоянных изменений. Профессиональные тренды меняются — появляются новые технологии, одни профессии вымирают, другие поднимаются на пьедестал. И во многом на этот процесс повлияла пандемия, открыв перспективы жизни онлайн.

Как найти себе место в этом динамичном мире, успеть за «профессиональной модой» и выбрать ту специальность, которая в будущем будет востребованной? Рассказывает Алена Францкевич, руководитель тьюторского центра «Выбор будущего».

Как появляются и исчезают профессии?

Все профессии исчезают или появляются из-за определенного «продукта». Разработали новый продукт — образовалась целая цепочка из профессий, которые его обслуживают. Если продукт потерял свою актуальность, стал не нужен, то эта бизнес-цепочка вымирает, а вместе с ней и профессии.

Также профессия может потерять актуальность из-за появления новых технологий. То есть продукт остается, но его производят машины, и функции, которые выполняли люди, автоматизируются.

Классификация профессий по актуальности

«Динозавры»

Это профессии, которые уже вымерли, в них больше нет нужды, потому что продуктами или услугами мы перестали пользоваться.

Примеры: трубочист, извозчик.

«Пенсионеры»

Это профессии на грани вымирания. Они еще существуют, но постепенно автоматизируются, или их продукт начинает терять актуальность.

Примеры: водитель, уборщица, билетер, продавец-кассир, курьер.

Перспективные профессии

Они сегодня уже существуют и будут развиваться в будущем, находятся в тренде, решают задачи, востребованные в обществе.

Профессии будущего

Это деятельность, которая сегодня еще не сформирована в профессию, но в перспективе, возможно, станет таковой. Это область, где есть большой простор для исследований — свободная ниша, заняв которую, можно получить ведущее место на рынке будущего.

Профессии будущего можно найти в бесплатном Атласе новых профессий. Это альманах специальностей, актуальных для российской экономики. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них появятся инновационные технологии, продукты и практики управления, а также какие новые специалисты потребуются работодателям в будущем.

Примеры перспективных и новых профессий:

  • проектировщик новых тканей;
  • менеджер по управлению онлайн-продажами;
  • персональный бренд-менеджер;
  • оценщик интеллектуальной собственности;
  • игропедагог;
  • оператор многофункциональных робототехнических комплексов;
  • специалист по детской психологической безопасности;
  • медиатор социальных конфликтов;
  • оператор автоматизированной сельхозтехники;
  • специалист по организации государственно-частных партнерств в социальной сфере;
  • тренер творческих состояний;
  • сетевой юрист;
  • киберследователь;
  • оператор кросс-логистики;
  • кибертехник умных сред;
  • разработчик образовательных траекторий;
  • менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ;
  • координатор программ развития сообществ;
  • проектировщик нейроинтерфейсов.

Профессиональные тренды: что объединяет новые профессии?

Если проанализировать актуальные профессии, можно увидеть общие тенденции.

Связь с цифровым миром

Сегодня идет активный процесс цифровизации. Цифровые технологии внедряются в различные сферы жизни, и информация из офлайн-формата переносится в цифровой, кодовый. Так появились электронные музеи и библиотеки, электронный документооборот.

Профессии, связанные с цифровым миром (IT, робототехника и так далее) перспективны и будут востребованы в будущем. Это не значит, что каждому нужно становиться программистом, но без базовой цифровой грамотности теперь никуда в любой специальности.

Междисциплинарность

Междисциплинарность — объединение в одной специальности знаний из разных наук. Все новые профессии — это не просто деятельность в одной области, а совокупность функций из различных сфер и разработка на их стыке чего-то нового и полезного. Функционал современных специальностей расширяется и наращивается, чтобы быстрее и эффективнее удовлетворять возрастающие потребности общества.

Гибридные профессии сочетают знания IT-индустрии, психологии и роль исследователя. К примеру, инженер умного дома совмещает навыки программиста, инженера и антрополога, а тренер творческих состояний должен быть одновременно психологом и фасилитатором.

Креативное мышление

Профессии будущего решают новые задачи и отвечают на актуальные потребности общества. Профессионалам нужно уметь креативно мыслить, находить нестандартные решения, придумывать новое и изобретать. Искусственный интеллект стремительно развивается, но пока машины не способны делать научные открытия, исследовать, конструировать что-то совершенно новое.

Именно поэтому так важно еще в школе научить детей креативно мыслить, формировать проектные команды, вести научно-исследовательскую деятельность, где дети смогут сформировать уникальные идеи и дальше их коммерциализировать.

Способность принимать решения

Всегда в тренде будут профессии, связанные с экологией, медициной, научной деятельностью и изучением живых организмов. Изобретение продуктов, которые помогут людям улучшить здоровье, решить проблемы загрязнения воздуха и воды, различные исследования в области идентификации и лечения вирусов — все это актуально и будет востребовано в будущем.

Кроме того, профессии, где нужно управлять людьми или развивать их, также остаются востребованными. Например, деятельность учителя в школе можно частично автоматизировать — предоставлять информацию и контролировать ее усвоение с помощью IT-технологий. Но выполнять функции фасилитатора, сопроводителя в проектной работе, того, кто поддерживает и выражает эмпатию, машины пока не в силах.

То же самое с функцией управления — проанализировать ситуацию и найти верное решение для компании и сотрудников, разработать правильную стратегию, основываясь на потребностях общества, может только опытный управленец. А машины со строгими алгоритмами, созданными на основе усредненных показателей, пока еще не обладают такими способностями.

Как не запутаться во всем этом разнообразии и найти дело, которое будет приносить удовольствие и будет востребовано?

Мало кто в школьном возрасте на 100% уверен в том, кем он хочет стать в будущем. Большинство детей сталкиваются со сложным выбором. И этот выбор — постоянный поиск и пробы в школе, вузе и дальше на профессиональных стажировках.

Значимость этого процесса в том, что выбираем мы не просто работу как источник денег, но и деятельность, которая займет до 70% нашего времени. Поэтому так важно правильно определиться по какому профессиональному пути идти, и сделать это можно еще в школе.

Что поможет не ошибиться:

  1. Понимание себя. Это умение себя чувствовать, знать, какой я, что умею, что мне интересно, какие темы меня завораживают. И в соответствии с этим выбрать хобби, кружки — начальный этап в профессиональном развитии.
  2. Понимание мира. Это значит понимать мир с его трендами и глобальными изменениями, вникать в этот контекст и видеть, как можно в него вписаться.
  3. Соотнесение себя и мира. Это умение «увидеть» свою потенциальную роль в кампании.
  4. Умение строить стратегию. Это поиск своего призвания и понимание, как приблизиться к желаемому образу. Умение построить путь от той точки, где я сейчас нахожусь, туда, где мне хотелось бы быть. И исходя из этого определить, где стоит учиться, что нужно читать, с какими людьми общаться.
  5. Умение делать выбор. Это предпринимать попытки, делать пробы, не боясь ошибиться. Единого алгоритма выбора профессии нет, мы должны научиться выбирать сами. Ориентироваться необходимо на то, что нам нравится и отказываться от того, что не приносит удовольствия и пользы.

Итоги

Итак, чтобы выбрать профессию, которая не исчезнет, и в будущем стать востребованным специалистом, необходимо:

  • понимать себя и тренды мира;
  • делать ставку на специальности в сфере IT и междисциплинарные профессии;
  • развивать креативное мышление, заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью в школе;
  • приобретать компетенции из различных сфер, наращивать профессиональные навыки.

Также стоит познакомиться с Атласом новых профессий, чтобы быть в курсе, какие профессии сейчас актуальны или будут востребованы в будущем.

А если вы окончательно запутались, стоит обратиться к специализированному человеку, который поможет вам настроить вашу траекторию — тьютору.

«Навыки будущего — это навыки, которые пригодятся нам завтра. В завтрашнем мире тоже нужно будет уметь считать. Но успех будет зависеть и от того, сможет ли человек получить навыки 21-го века», — говорит руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.

Для каждой специальности набор будет свой. Но современные работодатели выделяют так называемые надпрофессиональные навыки — такие пригодятся в любой отрасли и позволят сделать работу эффективнее:

  • Системное мышление. Умение воспринимать элемент как часть системы, видеть закономерности и объединять элементы по признакам, отделять главное от частного. Навыки определения и работы со сложными системами.
  • Навыки межотраслевой коммуникации. Понимание технологий и процессов в смежных и несмежных отраслях, знание особенностей рынка для различных сфер.
  • Навыки менеджмента. Умение управлять процессами и проектами, знание принципов планирования.
  • Программирование. Создание ИТ-решений, управление автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом.
  • Клиентоориентированность. Понимание потребностей клиента, умение работать с запросами и находить нужные решения.
  • Мультикультурность и мультиязычность. Свободное владение английским языком, знание другого иностранного языка, понимание культурного контекста и национальных особенностей других стран (например, страны — партнеры той компании, где работает профессионал будущего).
  • Коммуникабельность. Умение налаживать контакт с другими людьми, сильные навыки работы в команде, понимание принципов работы как с большими коллективами, так и с отдельными специалистами.
  • Мультифункциональность. Умение работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены задач. Способность верно расставить приоритеты, принять решение в условиях нехватки информации, спрогнозировать ситуацию.
  • Творческое начало. Способность к творчеству, развитый эстетический вкус.

В будущем специалистам также понадобятся навыки управления собственными эмоциями, способность заботиться о своем физическом и психологическом здоровье. Нарастающая сложность рабочих задач потребует высокой концентрации, поэтому востребованным специалистам будет полезно умение регулировать нагрузки и поддерживать работоспособность.

Выучиться однажды на специалиста для будущего уже недостаточно, считает Дмитрий Судаков: «Система обучения вчерашнего дня говорила, что после образовательного цикла ты начинаешь работать, а образование на этом заканчивается. Но сейчас человек должен постоянно учиться чему-то дополнительно, чтобы оставаться максимально релевантным рабочему месту», — говорит он.

Как изучают профессии будущего

В России профессии будущего изучают с помощью технологического форсайта компетенций. Для этого эксперты из разных сфер собираются вместе и разговаривают о новых технологиях, инструментах, трендах. Каждую отрасль обсуждают отдельно. В результате можно предсказать, когда понадобятся новые специалисты.

Некоторые компании способны переобучить собственные кадры самостоятельно, а другим приходится ждать, пока система образования подстроится под изменения. В среднем в первые пять лет запуска технологии на рынок выходят первые специалисты, готовые работать с ней. Из-за дефицита таких кадров в первое время им готовы предлагать высокую зарплату и привлекательные условия.

Чем будут заниматься новые специалисты

Профессии не всегда развиваются по прогнозам экспертов. Как правило, появление новых профессий связано с возникновением технологий и инструментов, о которых мы еще не знаем. Например, спрос на представителей цифровых профессий, если судить по динамике вакансий, по данным hh.ru, с 2010 года по 2019 год вырос на 885%.

При этом были выделены перспективные профессии, высокий спрос на которые появится в 2020–2023 годах, и так называемые профессии будущего — спрос на них, по прогнозам экспертов, появится только после 2024–2025 годов.

Но уже тогда независимые HR-эксперты, которых мы опросили, по-разному оценили реальные перспективы этих профессий.

Например, в качестве действительно перспективных более 70% опрошенных экспертов назвали такие профессии, как инженер 3D-печати, биоинженер, инженер по возобновляемой энергии, проектировщик «умной среды».

А вот с перспективностью таких профессий, как специалист по адаптации мигрантов, дизайнер носимых энергоустройств, городской фермер, урбанист, ИТ-евангелист, наши эксперты не согласились.

В результате мы выделили следующие перспективные профессии на ближайшие 10 лет:

Биоинженер

Специалист, который занимается изучением и изменением свойств живого организма (а также разработкой новых) с применением инженерных принципов в биологии и медицине для решения различных медицинских проблем и охраны здоровья.

Биофармаколог

Специалист по созданию новых биопрепаратов — лечебных средств, которые получают при помощи живых биологических систем, тканей организмов, биотехнологий.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Биоинформатик

Изучает и анализирует данные в биологии (в том числе молекулярной) и фармакологии с помощью компьютерных программ, разрабатывающих новые программы для анализа биологических данных.

Проектировщик «умной среды»

ИТ-специалист, который разрабатывает технологии, способные самостоятельно получать и передавать необходимую для их функционирования информацию, контролировать, перенастраивать и оптимизировать собственную работу. Например, «умные дома» способны самостоятельно обслуживать автоматику, из которой они состоят, вовремя включая нужное и отключая ненужное оборудование, делать онлайн-заказы заканчивающихся продуктов и бытовых товаров. Считается, что мы движемся к эпохе «Индустрии 4.0», в которой всё будет основано на умных технологиях.

Специалист по робототехнике

Занимается созданием и обслуживанием роботов для разных отраслей деятельности, помогает наладить работу автоматизированных технических систем.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Специалист по кибербезопасности

ИТ-специалист, который занимается созданием, поддержкой и усовершенствованием специальной инфраструктуры, сервисов для защиты информационных систем и цифровой среды от кибератак, утечки данных, других киберугроз, а также расследованием киберпреступлений.

Специалист по альтернативной энергетике

Занимается поиском и использованием альтернативных нетрадиционных источников энергии. В том числе инженер по возобновляемой энергии — то есть специалист по созданию и внедрению систем, работающих на солнечной и ветровой энергии.

Нейропсихолог

Его деятельность находится на стыке психологии и нейронауки. Он изучает связь структуры и принципов функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением людей.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Программист, разработчик (различного профиля)

Эта профессия стала высоковостребованной уже сейчас, и с учетом цифровизации всех сторон человеческой жизни и деятельности эта тенденция вряд ли изменится.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Инженер-проектировщик различного профиля

Востребованность этих специалистов тоже заметна уже сейчас. Как и в случае с программистами, многие работодатели активно ищут и привлекают будущих сотрудников из числа перспективных студентов.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Инженер 3D-печати

Специалист по трехмерному проектированию с применением математических и творческих способностей. Востребован в разных сферах, в том числе в архитектуре и строительстве, медицине, даже в производстве одежды и обуви.

Архитектор и дизайнер виртуальной реальности

Придумывает и создает концептуальные решения для виртуального мира: философию, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Как подготовиться к будущему

Профессии будущего вызывают интерес, но к новым специальностям есть вопросы: «Не все школьники хорошо разбираются в нюансах конкретных профессий. Например, они знают про оператора беспилотного летающего аппарата. Но о его работе имеют смутное представление», — говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии».

Чтобы быть востребованным, просматривайте вакансии, следите за спросом в той сфере, которая вам интересна.

Внедрение новых профессий требует времени, поэтому пока рано говорить про высокий спрос на отдельных специалистов, предупреждает Кирилл: «Мы не говорим о массовом спросе на космобиологов. Даже вакансий для нанотехнологов до сих пор нет. Хотя с 2010-х годов мы слышим о важности развития этого направления. За почти десять лет здесь пока не сформирован тренд. Массовое внедрение профессий будущего может случиться нескоро. К тому же в начале требуется не так много специалистов с нестандартными компетенциями».

Главное, к чему нужно готовиться: диплом хорошего вуза и успешная учеба в наше время не дают гарантии, что вы всю жизнь будете работать в рамках одной профессии. Кроме перемен на рынке труда, могут измениться и ваши интересы. Поэтому будьте готовы менять вектор, всю жизнь получать новые знания и искать лучшее применение своим знаниям. Важно понимать, чем вам действительно интересно заниматься, к чему есть способности и куда хочется двигаться в профессиональном плане. Тогда вам будет интересно постоянно учиться и развивать навыки, которых требует изменяющийся рынок.

Отзыв о курсе «Система выбор»: ребенок выбрал профессию в 9-м классе, мы довольны

Хочу поделиться нашей историей, моя дочь учится сейчас в 9 классе. Интересы у нас менялись просто каждый год, чем мы только ни занимались, ходили на классические танцы, потом на плавание, пробовали ходить в музыкалку и на курсы программирования. Вроде бы, все было по чуть-чуть интересно, но вот представление о профессии совсем не складывалось. А все-таки, в 9 классе важно уже хотя бы с профилем определиться ребенку. Мало того, что надо с предметами для ОГЭ определяться и готовиться, так еще и во многих московских школах сейчас учителя прямо требуют это, чтобы в 10 классе уже распределять по профильным классам детей.
В Инстраграмме увидела рекламу образовательного центра MAXIMUM. Они приглашали на свой день открытых дверей, обещали рассказать о выборе профессий для подростков. На мероприятии девушка Алена рассказывала о программе, которая помогает сделать осознанный выбор профессии, мы и заинтересовались. Программа называется «Система выбор», обещают за 5 недель нащупать профессию, которая подходит ребенку. Вообще рассказывали очень интересно, выглядело очень заманчиво и убедительно. Сразу скажу, программа не из дешевых, тут прям стоит подумать готовы ли вы столько выложить. Нам курс обошелся в 42 500 рублей. Но, с другой стороны, в тот момент я подумала, если они реально могут помочь ребенку самоопределиться, то это уберет проблему и в школе, перестанут ей там трепать нервы, и сама она уже поймет, чем хочет дальше заниматься. Маша, в общем-то, сама тоже заинтересовалась, мы решили рискнуть.

Заниматься мы начали в январе, курс длился 5 недель. Сначала тренер курса созвонился по скайпу со всей семьей, поговорил со всеми, потом с ребенком и родителями по отдельности. Как нам сказали, на основе этой встречи понимают главный вопрос ребенка и индивидуально подбирают наставника. Нашим тренером был Иван, очень приятный молодой человек. На встрече задавал вопросы сначала всей семье, потом по отдельности нам с мужем и ребенку.
Программа началась с двух групповых тренингов, дети там общались с ровесниками, делали какие-то творческие задания со специалистом на выявление интересов. Здесь же ребенку выдали рабочую тетрадь, в которой нужно делать домашние задания, читать статьи, все остается у ребенка по итогам курса. И там же дочь познакомилась со своим наставником. Затем было 5 недель индивидуальной работы с наставником, и кроме того, общались не только с дочкой, но и со мной. У ребенка два раза в неделю онлайн-занятие по скайпу с личным наставником, у родителя раз в неделю созвон по телефону с тренером курса, меня информировали о результатах дочери. Но многое я знала и сама, потому что дочь делала много заданий, в которых требовалось участие семьи. Например, рассказать ребенку о его сильных сторонах, помочь составить режим дня, и так далее.

По итогу программы (а она была очень объемной и что мне особо понравилось была направлена не просто на выбор какой-то произвольной профессии, а именно на осознанный выбор, обоснованный не только мимолетным желанием ребёнка) дочь выбрала профессию журналиста. Теперь понимаю, что у нее и правда проявлялись к этому задатки, а я даже и не могла это разглядеть сама. Кстати, что еще здорово, в этой программе не просто выбирают какую-то профессию, а ребенка прям погружают в нее. Рассказывают не только о прелестях профессии, но и о сложных сторонах, чтобы у ребенка сложилось правильное впечатление о работниках этой сферы. Особенно дочери понравилось созваниваться с практикующими профессионалами, чтобы они рассказали о профессии от первого лица. При чем на последней встрече со всей семьей нам сказали, что выбор может быть не окончательным, но если что-то поменяется, ребенок сможет сознательно выбрать другую профессию, потому что на курсе учили именно этому. Теперь я уверена, что хотя бы в моральном плане ребенок имеет представление о профессии. Теперь думаю записать ее после сдачи ОГЭ на какие-нибудь курсы по журналистике, пускай начинает нарабатывать портфолио.

Читайте также: