Как выбрать профессию проект 10 класс

Опубликовано: 15.05.2024

1 Подготовила: ученица 10 класса Сурнина Александра Проект: «Мой выбор профессии»

2 Проблема: В следующем году я заканчиваю школу. Передо мной возникла проблема: куда пойти учиться? От того, какой путь я выберу, будет зависеть мое профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит мне так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней.

3 Определение потребности и её формулировка : Моей потребностью в данный жизненный период является выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями и профессиональное самоопределение. Для этого мне нужно: изучить свои интересы и склонности; выявить уровень знаний, способности, здоровье и соотнести их с требованиями профессии; изучить мир профессий, потребности в кадрах.

4 Определение задачи проекта: Задачей проекта является выбор будущей профессиональной деятельности в соответствии с алгоритмом выбора профессии и прогнозирование карьеры и профессиональное самоопределение..

5 Основные параметры и ограничения: 1. Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личным и психофизическим характеристикам; 2. Обучение по профессии должно быть доступным. Оптимальным будет расположение учебного заведения в нашем регионе. 3. Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать моим финансовым возможностям.

6 Анализ деятельности: Я обладаю нормальной самооценкой и неплохими коммуникативными способностями.Могу долго и сосредоточенно работать над однообразной работой. Владею такими качествами как собранность, внимательность, пунктуальность.

7 Выработка идей, вариантов: Профессии, которые мне нравятся Искусствовед Переводчик Актер Психолог Биотехнолог

8 Я выбираю профессию биотехнолога, т.к. данная профессия соответствует моим личным качествам; в моем городе есть учебное заведение, преподающее эту специальность; на данную факультет есть бюджетные места; эти специалисты относятся к разряду редких. Сразу после вуза выпускники могут рассчитывать на место техника или рядового члена рабочей экспериментальной группы. В первом случае гарантирован довольно высокий для молодого специалиста доход (от 35 тысяч рублей), во втором – карьерные перспективы.

9 Биотехнологи занимаются научными разработками в сферах медицины и сельского хозяйства. Они Основная задача - производство и синтез биологически активных веществ и лекарственных препаратов. Также, используя методы генной инженерии, биотехнологи выводят устойчивых к климатическим условиям, вредителям и болезням сельскохозяйственные культуры и породы животных. В последнее время активное распространение получила новая сфера деятельности биотехнологов клонирование.

10 Биотехнолог. Виды деятельности: создание лекарственных препаратов, прививок, БАДов селекция клонирование научно-исследовательская работы и преподавательская деятельность Места работы: биотехнологические предприятия фармацевтические компании компании-производители продуктов питания предприятия аграрно-промышленного комплекса научно-исследовательские институты и лаборатории

11 Профессиональные навыки: навыки владения лабораторным оборудованием отбор проб культивирование микроорганизмов проведение микробиологических замеров оборудования и продукции анализ данных микробиологических показателей проведение исследований ПЦР и Реал-тайм изучение функций генов и создание ДНК-маркеров молекулярно-биологическое клонирование работа с трансформацией клеток ДНК, бактериофагами ведение технической документации

12 Личные качества, которые требуется для профессии биотехнолога: собранность, внимательность, пунктуальность, эффективность, умение анализировать, скрупулезность,

13 Биотехнолог профессия будущего. Из генов, ферментов, белков ученые создают то, чего раньше не существовало в природе: совершенно новые организмы, растения, продукты. Прогнозируется, что со временем достижения биотехнологов станут неотъемлемой частью повседневной жизни человека.


Ученический социальный проект на тему "Моя будущая профессия" направлен на изучение проблемы выбора будущей профессии и выяснение мнения специалистов о том, как правильно выбрать профессию выпускникам школы. В работе рассматриваются методики профориентации.

Подробнее о проекте:

Индивидуальный детский проект "Моя будущая профессия" является образцом для выполнения социальных проектов по аналогичной теме, которые могут подготовить учащиеся 9, 10 и 11 класса школы в рамках своего социального проекта.

В процессе работы над проектом о выборе будущей профессии автор изучил существующие методики профориентации и провел соцопрос среди учеников выпускных классов школы (9 и 11 класс). По результатам тестирования можно приблизительно понять, в какой сфере ученику будет комфортно работать в будущем в соответствии с его интересами и способностями.

Оглавление

Введение
1. Исследование профессий.
1.1. Выбор профессии.
1.2. Методики профориентации.
2. План выбора профессии.
2.1. Анкета-опрос.
2.1. Мой план выбора профессии.
2.2. Моя профессия по "Схеме выбора профессии".
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Наряду с хорошо разработанной информационной ориентацией чрезвычайно важно умение разбираться в себе, своих способностях, мотивах выбора профессии, интересах, склонностях, предпочтениях. Эти данные могут быть получены с помощью традиционных психологических методов наблюдения, беседы, опроса. Но более стандартизованный и надежный вид они приобретают после проведения специального психодиагностического обследования, особенно при диагностике способностей и потенциальных возможностей.

Методики профориентации и были созданы преимущественно для работы с молодежью, в том числе школьниками, находящимися на этапе профессионального самоопределения. Лишь затем ряд из этих методик показал свою пригодность и для работы со взрослыми людьми.

Различные методики профориентации основаны на разных теоретических подходах, поэтому результаты, полученные с их помощью, не всегда могут совпадать между собой. Скорее данные методики дополняют друг друга.

Методики ДДО и ОПГ базируются на психологической классификации профессий по предмету труда, являющейся наиболее популярной, практически общепринятой в России, разработанной Е.А. Климовым. Согласно этой классификации все профессии делятся на пять типов, в зависимости от того, с чем имеет депо работник в процессе своего труда. Это типы профессий "человек - человек", "человек - техника", "человек-знаковая система" "человек - художественный образ" и "человек - природа". При этом методика ДДО является более короткой по сравнению с методикой ОПГ и основана на выборе одного из двух суждений (всего из 20 пар суждений).

Простота использования этой методики для клиента и консультанта позволяет характеризовать методику ДДО как методику наиболее широкого спектра действия, пригодную для тестирования различных категорий взрослого населения и лиц юношеского и даже подросткового возраста. Эта методика позволяет достаточно успешно определять профессиональную направленность даже у людей, страдающих определенными расстройствами интеллектуальной деятельности.

Методика ОПГ, в отличие от ДДО, включает 50 суждений, каждое из которых необходимо оценить трижды по трехбалльной шкале с точки зрения степени выраженности профессиональных умений, эмоционального состояния и желания заниматься соответствующими видами деятельности. Методика является довольно объемной и трудоемкой и требует от клиента хорошего внимания и сообразительности, что ограничивает возможность ее использования у подростков, лиц с низким уровнем образования и умственного развития.

Однако, по сравнению с ДДО, методика обладает более высокой разрешающей способностью и позволяет анализировать отношение к различным типам профессий не только с точки зрения склонностей и интересов, но и с точки зрения умений.

Л.А. Йовайша выделяет в структуре личности четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность.

Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека).

Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями.

Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями. Л.А. Иовайша выделяет следующие типы ценностей: общение (тип социальной коммуникативности), интеллектуальную активность, практико-технический тип, художественную активность, соматический тип, материально-экономический тип.

Методика Холланда интересна тем, что основана на отличной от климовской классификации профессий и поэтому может эффективно дополнять другие профориентационные методики. Методика Холланда позволяет выявить у клиента один из шести типов профессиональной направленности личности, которые получили название: "реалистичный", "интеллектуальный", "социальный", "конвенциальный", и "артистичный".

Методика обладает более широкими возможностями, чем просто определение профессиональных интересов и склонностей. Тип личности, диагностируемый с помощью данной методики, включает в себя еще и характер способностей, стиль мышления и деятельности, ведущие потребности и ориентацию на те или иные человеческие ценности. При работе с методикой в каждой из 42 приведенных пар профессий или должностей клиенту необходимо отдать предпочтение одной из них. Методика проста в проведении и обработке и может быть использована не только в целях профориентации клиента, но и в более широком контексте психологического консультирования.

Следует отметить, что типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Холланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий Климова. Так, "реалистичный" тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа "человек - техника" и "человек - природа" и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. "Интеллектуальный" тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа "человек-человек" и "человек-природа".

"Социальный" тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа "человек-человек". "Конвенциальный" тип характеризует склонность к информационным профессиям типа "человек - знаковая система".

"Предприимчивый" тип однозначно не связан с каким-либо одним климовским типом профессии и может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесно привязывает представителей этого типа к профессиям «человек – человек». Наконец, "артистический" тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек - художественный образ”

При создании методики «Направленность личности» Б. Басе исходил из своей гипотезы, согласно которой способ реагирования людей на требования трудовой деятельности, на условия труда и на сотрудников зависит от ожидаемого удовлетворения и вознаграждения, а также возможного неудовлетворения.

В этой связи автор методики имеет в виду три сферы удовлетворенности, которые могут не согласовываться между собой:

  • выполнение работы;
  • хорошие межличностные отношения с сотрудниками;
  • получение удовлетворения.

Методика создана для определения трех основных типов направленности в трудовой деятельности:

  • направленность на себя;
  • направленность на общение;
  • направленность на дело.

Методика может рассматриваться как психодиагностическое средство оценки личности.

Все рассматриваемые выше методики изучения личности в целях выявления потребностей, интересов, способностей могут помочь определить в конечном итоге дальнейшую профессиональную ориентацию.

Цель урока: показ разнообразия специальностей; развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии; приложение творческих способностей к той или иной деятельности.

1) формирование представлений о роли профессии в жизни человека;
2) расширение представлений о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии;
3) представление современных профессий, их видов;
4) ознакомление с ситуацией на рынке труда;
5) выявление психологической компетентности учащихся;
6) формирование умения вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям

Рекламные проспекты учебных заведений, вузов Москвы и Московской обл.

I. Мизансцена.

Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел.
Дима пел,
Сергей молчал,
А Тимур ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на забор,
Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Дима
Просто так:
“Я хочу стать программистом, ну а вы?”

Программистом – это клёво!
Ну а я не знаю, кем.
Все профессии нужны,
Все профессии важны!

Только выбрать вам придется окончательно - одну!

Ученик 2: Тут вмешался в разговор наш Тимур.

А сегодня в нашем классе разговор пойдет серьезный
О профессиях таких,
Перспективных, деловых!

От школьного порога дорог уходит много
На стройки, на заводы, в полет за облака.
И мне уже 16, и надо бы решаться,
Где работать мне и как, чем заниматься?

Да, ученье хорошо,
А богатство лучше,
В менеджеры я б пошел,
Пусть меня научат!
Я рубли бы добывал,
Доллары и центы,
А для школы отчислял
Крупные проценты!

Да, богатство хорошо,
Ну а свой банк лучше,
Я банкиром бы пошел,
Пусть меня научат.
Ультиматум предъявил бы
Я своим родителям:
Чтоб учиться хорошо,
Вы за то платите мне!

Ой, банкиром хорошо,
А известность лучше,
Я б актрисой бы пошла,
Пусть меня научат.
Ах, родной киноэкран,
Фильм растянут на года,
Санта-барбарские страсти не угаснут никогда.
Лучше фильмов счастья нет,
Без кино не мил мне свет.

Не шофером, не гипнотизером,
Не шахтером, на худой конец,
Нет, мечтал быть с детства прокурором.
Я, худой, веснушчатый малец
Представлял, как строгий, неподкупный,
Я сижу, затянутый в мундир,
Повергая в трепет мир преступный,
Да и прочий, заодно уж, мир.

Вы хотите быть счастливыми?

Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию.

В настоящее время существует около 40 тыс. профессий. В мире постоянно появляются новые профессии, исчезают старые. Это связано с бурным развитием науки и информационных технологий. В последнее время исчезли многие профессии, требующие тяжелого физического труда. А вот профессия “космонавт” существует всего 40 лет, но наряду с этим недавно появились и такие, как “дизайнер”, “маркетолог”.

Как ориентироваться в многообразном мире профессий?

  • выработка критериев профессионального выбора и представление рекламных роликов – ваших презентаций о профессии;
  • представление мира современных профессий, понятие профессионализма и его слагаемые;
  • предложения рынка труда;
  • проба описания портрета профессионала, способного доказать свои лучшие качества.

Готовимся к реальной жизни! В условиях высокой конкуренции на современном рынке труда очень важно быть лучшим. Готовы?

1.Что же такое профессия? (Ответы учеников: род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования (с лат. “объявлять своим делом”))

2. Чем надо руководствоваться в выборе, профессиональном самоопределении? (Кем стать; к какой социальной группе принадлежать; где и с кем работать)

3. В зависимости от особенностей труда (с чем или с кем приходится работать) все профессии делятся на 5 главных типов: “человек - природа”, “человек-техника”, “человек-человек”, “человек- знаковая система”, “человек-художественный образ”. В соответствии с целями профессиональной деятельности, профессии подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Эту классификацию предложил академик Климов, с результатами такого тестирования вы можете ознакомиться.

  1. призвание и талант (ученики добавляют: хобби, увлеченность, склонности, мотивы труда, способности, внутренние возможности);
  2. семейные династии и советы друзей (продолжение дела родителей);
  3. желание и знакомство (это может быть идеал, кумир или пример живого человека);
  4. практицизм и романтизм, связанные с личностными качествами, с самооценкой, с интересами. Вот такова карта наших личных интересов класса. Например, я мечтала о своей профессии очень рано и выбрала, я – педагог.

III. Слово рекламным роликам…

Ученики класса подготовили мультимедийные презентации о выборе следующих профессий: эколог, повар, ландшафтный дизайнер, фотограф, художник-модельер, мультипликатор, дизайнер интерьера, экономист. Каждое выступление составляло 1 минуту, в течение которой ученик должен был озвучить следующие параметры: содержание профессии, престижность, перспективность, причины выбора, материальная сторона, личностные особенности человека (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).

страницу в интернете, привлекающий внимание сайт (Web-дизайнер).

Все мы разные, у каждого свои способности, характер, темперамент, которые будут помогать добиваться успеха в жизни.

Вы изобразили себя самих в коллаже “Я через 10 лет”. Заранее ребята подготовили альбомные листы, на которых представили себя и свой будущий выбор, т. е., какими они себя видят или хотели бы быть. Эти так называемые коллажи держались в секрете и были обнародованы на уроке. Вопрос учителя: “От каждой группы выведите и покажите, где правильно указан выбор профессии, а где интересы” (Ребята называют)

Итак, мы сказали о профессиональном самоопределении, т. е. о том, что предшествует выбору профессии, какими бывают профессии, но важен и 3-й фактор – где и с кем работать. Это называется информированностью. Необходимо позаботиться о том, что данная профессия будет востребована сегодня на рынке труда. Что же означает это понятие – рынок труда? (Ответы) Нас интересует наш родной источник вакансий профессий в нашем городе. Не зря ведь говорится: где родился, там и пригодился (Видеоролик о молодежном кадровом агентстве г. Домодедово)

  • Везу проклятую тачку;
  • Зарабатываю себе на хлеб;
  • Строю прекрасный храм…

О чем это? Да, об отношении к труду, о мотивации, которая может перерасти в профессионализм. Дайте определение понятию профессионализма (компетентность, творческая активность, повышение квалификации, начало возможности достижения высоких результатов труда). “Тот, кто знает очень много об очень малом”

  • простое человеческое обаяние,
  • сохранение надлежащего душевного состояния, быть мужественным, искренним и в хорошем настроении,
  • быть привлекательным как внешне, так и внутренне - уметь общаться,
  • не терять ни минуты на размышления о своих врагах,
  • мысленно держать в уме портрет одаренного, серьезного,преуспеувающего человека)

    А что думают наши родители о своем выборе? Гордятся они или сожалеют?

узнали, что судьба не случайность, а предмет выбора; мы поняли: самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы; мы удивлены, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде. Счастливая, преуспевающая личность сегодня – это…профи…(ребята перечисляют слагаемые портрета профессионала)

Итог урока был проведен следующим образом: ребятам каждой группы были предложены листы 3-ех цветов, которые они должны были выбрать по 3-ем признакам (понравился урок, показался обычным уроком, не понравился). Далее на выбранном листе ребята должны были проставить в процентном отношении 2 ответа на вопросы: 1) насколько познавателен был урок; 2) каков эмоциональный аспект.

Учитель: Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. А вы все сегодня смогли показать и доказать, что готовы к реальной жизни. Я надеюсь и верю в вас.

Я с детства мечтаю работать в сфере услуг, но никак не могу определиться с профессией. Так как я на пороге выпуска из школы мне уже пора определяться на кого же я все-таки пойду учиться. Выбрать профессию, которая мне будет нравиться и приносить доход, очень сложно и к этому нужно отнестись со всей ответственностью. Для того что бы решить эту проблему, мне нужно изучить профессии в сфере услуг, которые мне больше всего нравятся.

Тема проекта.

«Мой профессиональный выбор»

Цель и задачи.

Цель: выбор профессионального пути в сфере услуг.

1.изучить выбранные мной профессии в сфере услуг;

2.изучить историю понравившейся профессии;

3.соотнести медицинские показания выбранной профессии с моими особенностями здоровья;

4.выявить востребованность профессии на рынке труда Ярославской области;

5.попробовать себя в роли парикмахера, участвуя в профессиональных пробах и мастер –классах «Введение в профессию парикмахера», «Уход за волосами».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Изучение выбранных мной профессии в сфере услуг.

Выбранные мной профессии: парикмахер-стилист, нейл мастер, фотограф.

Парикмахер-стилист : Занимается стрижкой, укладкой, покраской, химической завивкой. Моет волосы клиентам, выполняет бритье кожи лица. Высококвалифицированные мастера разрабатывают модели причесок, принимают участие в конкурсах парикмахеров . Парикмахер может быть специалистом по мужским или женским стрижкам, специалистом широкого профиля, детским парикмахером .

Мастер маникюра – это специалист, который осуществляет косметические процедуры по уходу за руками.

Фотограф: Выполняет художественную фотосъемку и фотосъемку для документов. Выставляет и отлаживает осветительное оборудование в съемочном павильоне, готовит фотокамеру к работе. Усаживает клиента, поправляет его позу. В небольших фотоателье в обязанности фотографа может также входить оформление квитанций, прием и выдача заказов.

Но все так мне ближе и интереснее профессия парикмахер-стилист.

2. Изучение истории понравившейся профессии.

Понравившаяся профессия: Парикмахер-стилист.

Слово «парикмахер» имеет французское происхождение («perruque») -накладка из волос, а в театре -одно из выразительных средств грима. Профессия эта очень древняяи возникла несколько тысяч лет назад. Благодаря древним фрескам и сегодня можно любоваться многосоставными прическами египетских жриц и фараонов, уже тогда люди имели различные аналоги современных средствдля стрижки и укладки типа ножниц, бритв, расчесок, плоек и т. д. Парикмахерами в Древнем Египтебыли обыкновенные рабы, которыеприводилив порядок волосы хозяев.В Древней Грециипарикмахерское искусство получило новый виток развития. Богатые вельможи желали, чтобы руки умелого цирюльника как-то по-особенному приукрасили их. Сначала этим делом занимались специально обученные люди, но со временем стали создаваться первые салоны красоты. Были сделаны своеобразные парикмахерские залы, где велся список клиентов и мастера были высокоуважаемыми персонами. В это время процветали локоны и окрашивание волос отварами трав. В Древнем Риме клиенту в салоне уделялось огромное количество времени: мытье волос целебными травами, укладка волос на клеящиеся вещества, всевозможные стрижки, ополаскивание, лечение и так далее. У высокопоставленных дам был свой личный мастер парикмахер.Помимо стрижек и укладки волос парикмахеры занимались бритьём, маникюром, а нередко и выполняли обязанности врачей, подвергая своих клиентов нехитрым медицинским процедурам. Поэтому вразные времена и в разных странах эта профессия именовалась по-разному: брадобреями, цирюльниками,стригунами, тупейными художникамиикуаферами.В России раньше парикмахеров называли цирюльниками.

К цирюльнику приходило большое количество людей, чтобы побриться, постричься или сделать прическу.В 1163годубылозапрещеноврачевание, что привело к появлению брадобреев, людей которые делили между собой две профессии. В то время парикмахер мог быть и стоматологом и хирургом и педиатром. До XVстолетиянакурсах можно было получитьвторуюспециальность. В1416году было запрещено выполнять две работыпод страхом смертной казни.В Средние века женщины носили длинные волосы (с пробором посредине), сзади заплетенные в косы. Прически были простые и скромные. Прическа обязательно была прикрыта чепцами икосынками.В XV векестало моднозакрыватьлоб волосами, искусственно увеличиваяего за счет сбривания некоторой части волос выше лба, при этом иногда сбривали и брови. Применялись различные украшения для волос. Законодателем был французский королевский двор.В XVI веке, припоявлениинового стиля барокко, стали модныочень высокие прически, украшенныедрагоценностями и покрытыешляпкой-беретом.

Жена Людовика XIIIизобрелановыйтип прически: мелкиелегкиелоконынад лбом и длинныелоконыпо бокам, спускающиеся на плечи. Прически уже не делались высокими, но волосы продолжали украшать драгоценными заколками, шпильками и нитями. В 1680годувошла в моду новая форма прически в различных вариациях «а ля фонтаж». Это —высокая прическа, которая со временем изменилась и стала еще выше. Она требовала специального каркаса из проволоки. Для украшенияэтой прически применялибанты и жемчуг.Эта мода продержалась около 30 лет. В XVIII векепарикмахерские работы достигли небывалого совершенства. Значение прически в моде было признано главенствующим. Вэпохурококо прически отличались изысканностью, миниатюрными формами и изяществом. Красивые воздушные локоны обрамляли переднюю часть головы, задняя оставалась гладкой. По бокам, до плеч, свешивались крупные локоны. Позднее к этой прическе стали добавлять для украшения жемчужную диадему.Затем стали появляться различные вариации причесок с применением пудры.Волосы со лба зачесывались вверх. Иногда они с затылка подымались кверху, завязывались и оформлялись трубчатыми или кольцевыми локонами. Этим успешно решалась гармония линий прически, для чего применялись не только естественные волосы клиентов, но и накладки из искусственных волос, чаще всего цвета блондин. В период позднего рококо стали входить в моду широкие прически различных форм, которые были несимметричными. Для устойчивости употреблялся проволочный каркас.В период рококо стал широко применяться способ завивки на коклюшки и тупирование волос.В концеXVIIIвека после Французской революции прически стали проще и естественнее. Волосы слегка завивались, были свободно распущены или же закладывались одной брошью.

Вконце XVIII векапрофессия парикмахера была в некотором упадке.Спасли ее от полного исчезновения –парики, которые вошли в моду. Парикмахеры –цирюльники выполняли сложнейшие прически на париках и крепили их на каркасы. В то время им особо гордится, было, нечем, эта профессия была скорее постыдной для человека, чем гордой.В начале XIX века прически делались преимущественно сверху. Волосы снова стали украшаться драгоценностями. Началось «нашествие» локонов —круглых, спиральных, трубчатых, плоских и т. д. С 1820годатон в моде и искусстве задавала Вена. Произошелновый взлет парикмахерского искусства. Прически были очень сложные и требовали большого мастерства при выполнении. В 1830 годувозникает стиль «бидермайер», при котором прическа была плоской и угловатой.Во второй половине XIX века появились завивка волос, механическая стрижка и другие виды работ, выполняемые с помощью механических и электрических приспособлений. В связи с этим искусство дамского парикмахера все больше обесценивалось. В России в эти годы парикмахерские работы велись, как правило, иностранцами. Законодателем мод сновабыла Франция.Первая завивка была изобретена французом Марселем в 1885году. В 1893году в Чикаго была построена первая в мире школа парикмахерского искусства, где выдавали специальные дипломы, что в свою очередь изменило мнение окружающих о профессии парикмахера.Дальше с каждым последующим годом парикмахер как личность и как профессия процветали, придумывались разные прически и стрижки, появлялся вспомогательный инструмент: щипцы для завивки, бигуди итак далее. В 1904годубыла применена завивка-перманент.

В 1916году появиласьмода на короткую стрижку (под мальчика), которую женщины встретили с одобрением, так как она экономила время и требовала меньших затрат.В царской России в начале XXвеканациональное парикмахерское дело развивалось медленно. Дамские мастера-французы отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев. В первые годы Советской власти парикмахерское искусство находилось на невысоком уровне. После Гражданской войныипослевоенной разрухи, по мере того как восстанавливалось народное хозяйствоиулучшалось благосостояние народа, происходило развитие службы быта.В конце 1930-1940-хгодов довольно широкая сеть парикмахерских оказывала населению большой ассортимент услуг. Наряду с модными в то время стрижками типа «фокстрот» женские парикмахеры с успехом выполняли довольно сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была длительная завивка (перманент), которая накоротких волосах выполнялась горизонтальным методом, а на длинных —вертикальным.В послевоенный период парикмахерские работы начали быстро развиваться. В 1950-егоды широко использоваласьв парикмахерских нашей страныхимическая завивка волос, а также холодная укладка волос на бигуди. Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцамиизавивку паровыми аппаратами. Впрофессиональныхучилищахначали готовитьквалифицированных мастеров-парикмахеров. Они работали в парикмахерских, построенныхпо типовым проектам с учетом санитарных норм и требований. В настоящее время лаборатории при научно-исследовательских институтахразрабатывают новейшую технологию,оборудование и инструменты для парикмахерских работ.Широкую популярность получили конкурсы парикмахеров на лучшую прическу. Профессия парикмахера всегда была и будет жизненно необходимой, так как в человеке заложено стремление к красоте и уходу за собой.Сегодня мы можем гордо назвать профессию парикмахера искусством.

3. Соотнесение медицинских показаний выбранной профессии с моими особенностями здоровья.

Медицинские противопоказания
Работа парикмахера не рекомендуется людям с заболеваниями:
• нервно-психическими (психические);
• сердечно-сосудистой системы (ревматизм, органические поражения клапанов и мышц сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотоническая болезнь);
• опорно-двигательной системы (деформации грудной клетки и позвоночника, деформации и заболевания нижних и верхних конечностей, кистей рук);
• бронхо-легочными (туберкулез, хронические заболевания бронхов, легких);
• эндокринными (хронические специфические, диффузный токсический зоб, гипотиреоз);
• кожи (хронические заболевания в выраженной степени, аллергические);
• лор-органов (понижение слуха на оба уха, снижение обоняния, нарушения носового дыхания);
• зрения (сильное снижение остроты зрения, расстройства цветоощущения, хронические аллергические, дистрофические и воспалительные заболевания глаз).


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ТРУДНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

В старших классах средней школы большинство подростков озадачены выбором профессии. От правильности этого выбора зависит дальнейшая судьба человека. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как количество профессий постоянно растёт, а значит выбрать себе подходящую профессию становится всё сложнее.Я выбрал данную тему, потому что сам сейчас являюсь учеником 10 класса и, также как все мои сверстники, столкнулся с проблемой выбора профессии. Я до сих пор окончательно не определился с будущей профессией, поэтому думаю, что эта работа будет полезна, как моим одноклассникам, так и мне самому.

В настоящее время большинство выпускников школ имеют слабое представление о своей будущей профессии, а также о знаниях и навыках, которые им в ней пригодятся. Это приводит к тому, что люди разочаровываются в выбранной ими профессии и либо всю жизнь работают на нелюбимой работе, либо идут получать другую специальность. В обоих случаях люди тратят несколько лет своей жизни на получение образования, которое не оправдывает их ожиданий.

Целью данной работы является определение и анализ оптимального алгоритма выбора профессии.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1). Рассмотреть все возможные виды профессий.2). Проанализировать рынок профессий в Пермском крае.3). Выявить ошибки, которые допускаются при выборе профессии.4). Провести социологический опрос.5). Детально разобрать процесс выбора профессии.

При написании данной работы были проведены социологические опросы и исследования, а также проанализированы научные статьи и работы по данной проблематике.

1 Теоретическое рассмотрение вопроса

1.1 Рынок профессий в Пермском крае

В данной работе я буду рассматривать рынок труда на примере Пермского края и города Перми. При выборе профессии стоит учитывать специализацию своего региона и то, какие отрасли в нём развиты, чтобы в будущем стать востребованным специалистом и не иметь трудностей с поиском работы в своём городе.

Пермские работодатели во многом поддерживают российские тенденции на рынке труда. В Пермском крае присутствуют несколько ведущих отраслей промышленности: нефтегазопереработка, нефтехимия, деревообработка, машиностроение, электроэнергетика и пищевая промышленность. Следовательно, в данном регионе, пользуются спросом специалисты, работающие в этих отраслях. Так же, как и в целом по России, в Перми требуются медики, педагоги, программисты и IT-специалисты. Но это совсем не значит, что нужно отказываться от выбора других профессий, так как настоящие профессионалы своего дела всегда будут востребованы.

Средняя заработная плата в Пермском крае составляет 20 000 рублей, а количество открытых вакансий колеблется в районе 74 000 .

Больше половины свободных вакансий Пермского края находятся в городе Перми, на втором месте - Березники, а на третьем – Чайковский.

1.2 Разнообразие профессий

При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и профессиональную пригодность. Это означает, что человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенными способностями для самореализации в ней.

Самое элементарное разделение профессий по видам деятельности – это разделение на технические и гуманитарные профессии. Способности, соответствующие определённому роду деятельности, могут быть ярко выраженными, но иногда встречаются люди, которые обладают качествами, характерными как для технических, так и для гуманитарных наук. В любом случае, существует огромное множество профессий, в которых требуются самые разнообразные качества, поэтому не существует человека, которому нельзя подобрать подходящую профессию.

Прежде чем выбрать для себя конкретную будущую профессию, нужно определиться с направлением, к которому она будет относиться. Обычно выделяют пять направлений: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Природа. Данная классификация кажется мне слишком обобщённой.

Автомеханик, автослесарь, инженер, механик, металлург, электрик, строитель, энергетик

Экономист, бухгалтер, товаровед, риэлтор, менеджер, маркетолог

Актёр, дизайнер, художник, фотограф, парикмахер, модельер, режиссёр

Военный лётчик, военный связист, танкист, артиллерист, десантник, морпех

Врачи любой специализации, медицинская сестра, фельдшер, фармацевт, акушер

Школьный учитель, воспитатель детского сада, психолог, гувернёр

Адвокат, прокурор, судья, юрист, социальный работник

Филолог, писатель, переводчик, журналист, лингвист, переводчик, редактор

Дальнобойщик, пилот, моряк, машинист поезда, стюардесса

Аграрные и животноводческие

Агроном, эколог, геолог, ветеринар, кинолог, фермер

Охранник, полицейский, пожарный, криминалист, таможенник, работник МЧС

2 Аналитическая часть

2.1 Типичные ошибки при выборе профессии

Выбор профессии – это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. Легкомысленное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит. Далее описываются наиболее распространённые ошибки, которые допускаются при выборе профессии.

1. Неумение анализировать собственные способности и склонности.Для того чтобы стать выдающимся специалистом в какой-либо области, необходимо иметь определённые способности и склонности, которые помогут вам достичь высоких результатов. Иногда люди не могут определить свои склонности, из-за чего выбирают профессию, в которой не могут полностью самореализоваться и проявить свои таланты.

2. Влияние популярности и престижности профессии. Многие люди выбирают популярные или престижные профессии, не задумываясь о том, будут ли они получать удовольствие от этой работы и смогут ли они в ней полностью реализовать свои возможности, а главное, будет ли их специальность востребованной.

3. Увлечение внешней стороной профессии.Выбирая профессию, люди обычно представляют её такой, какой они хотят её видеть. При этом некоторые особенности или трудности выбранной профессии обычно не учитываются или даже остаются неизвестными. В результате человек может разочароваться в профессии, на обучение которой он потратил несколько лет.

4. Выбор профессии под влиянием друзей.В школе у детей появляются друзья и знакомые, с которыми они привыкают учиться и общаться каждый день. Поэтому, когда приходит время выбирать профессию, многие идут учиться на одинаковые профессии, только для того, чтобы не разлучаться со своими друзьями. Ни к чему хорошему такой выбор обычно не приводит.

5. Несамостоятельность выбора профессии. Родители часто решают за ребёнка его судьбу, заставляя его продолжать семейное дело или учиться профессии, которая приносит большой доход. Зачастую, в подобных ситуациях ребёнку не нравится профессия, которой он обучается и, получив образование, он идёт работать не по своей специальности.

6. Сравнение школьного учебного предмета с соответствующей профессией.Знания, приобретённые в школе, являются лишь общей и поверхностной информацией о различных науках. Поэтому хорошая успеваемость по определённым предметам в школе ещё не гарантирует успех в профессии, связанной с данными предметами. Выбирая будущую профессию, стоит, прежде всего, ориентироваться на конкретные знания, которые в ней пригодятся, а не на школьные предметы, связанные с ней.

7. Недостаточная информированность о мире профессий.На сегодняшний день в мире существует огромное количество профессий. О некоторых профессиях человек может даже не знать, а ведь возможно, что одна из них может идеально для него подходить.

8. Недооценка своих физических способностей. Для некоторых профессий требуется идеальное здоровье, которого с рождения нет у многих людей. Человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше сразу отбросить подобные профессии и искать варианты, которые ему подходят.

9. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования.Существует распространённое заблуждение, что для получения любой высокооплачиваемой и престижной работы необходимо иметь высшее образование. Это утверждение неверно, так как для получения хорошей работы в первую очередь требуются знания и способности, а не диплом о высшем образовании.

2.2 Как избежать ошибок при выборе профессии

В большинстве случаев, школьникам, которые выбирают себе профессию, советуют пройти профессиональные пробы, на которых им предлагают познакомиться с интересующей их профессией. Целью данных проб является получение практического опыта работы и выявление у школьников склонностей к работе по определённой специальности. На практике профессиональные пробы не отличаются высокой эффективностью и редко способствуют выбору профессии. Это объясняется тем, что участникам профпроб в итоге не предоставляется возможность по-настоящему попробовать себя в конкретной профессии, так как это в принципе невозможно, из-за отсутствия у них необходимых знаний и навыков. Обычно все профпробы сводятся к общению с представителями какой-либо профессии или посещению предприятий, на которых они работают. Такие мероприятия обычно не дают желаемого результата, потому что полностью не показывают все объективные качества и особенности профессии. Однако людям, определившимся со своей будущей профессией, однозначно стоит пройти профессиональные пробы этой профессии, чтобы лучше её узнать.

3 Проектная часть

3.1 Социологический опрос

В опросе участвовало 40 человек в возрасте 16-17 лет, из них 25 юношей и 15 девушек. Всем опрашиваемым были заданы вопросы:1). Вы уже окончательно определились с выбором профессии?2). Чем вы руководствуетесь при выборе профессии?3). Что сильнее всего повлияло на ваш выбор профессии?

По итогам данного социологического опроса составлены диаграммы

По результатам социологического опроса видно, что большинство опрошенных ещё не определились со своей будущей профессией и стараются выбрать себе специальность, основываясь на внешних факторах, а не на анализе своих способностей и склонностей.

3.2 Процесс выбора профессии

Для решения проблемы выбора профессии я сделал собственный план, который может помочь неопределившемуся человеку, выбрать себе оптимальную будущую профессию.1. Решение начать выбирать профессию. Обычно проблема выбора профессии встаёт перед учеником в 9-10 классе. Большинство детей оказываются не готовы к принятию самостоятельного и обдуманного решения данной проблемы. Но, чтобы в дальнейшем получать образование, необходимо хотя бы частично определиться с направлением будущей профессии. Серьёзно решиться выбирать профессию – это первый и самый главный шаг к её получению!2. Сбор информации, способной помочь в выборе профессии. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию необходимо сначала выяснить, какие профессии сейчас пользуются большим спросом на рынке труда, какие профессии самые высокооплачиваемые и какие профессии являются самыми перспективными. Это поможет вам избежать ситуаций, при которых ваша специальность станет неактуальной или невостребованной.3. Построение образа будущей профессии, основанное на анализе собственных способностей и склонностей.Для того чтобы выбрать профессию, необходимо сначала понять, что вы хотите получать от этой профессии кроме денег (возможность общаться с новыми и интересными людьми, самосовершенствоваться, узнавать что-то новое, путешествовать, изобретать что-то новое и т. д.). Далее попробуйте перечислить все сильные стороны своего характера и все свои увлечения, а после этого подумайте, в каких профессиях вам это может пригодиться.4. Поиск подходящих профессий, их оценка и выбор оптимального варианта.Теперь остаётся выбрать профессию, которая соответствует вашим желаниям, позволяет вам проявить свои сильные стороны и будет совпадать с вашими увлечениями (только в этом случае у вас будет возможность полностью самореализоваться в выбранной профессии). Желательно, чтобы эта профессия была также актуальна в будущем, востребована на рынке труда и высокооплачиваема. В большинстве случаев, все эти требования не сочетаются в одной профессии, но профессия, где большинство этих требований соблюдаются, и будет являться для вас оптимальным вариантом!

Заключение

Анализируя всё вышесказанное, можно заключить, что выбор профессии – это одно из самых важных решений в жизни. Именно из-за важности данного выбора стоит отнестись к нему серьёзно и ответственно. Главное правило, которым стоит руководствоваться при выборе профессии - это обращение внимания, в первую очередь, на свои интересы и склонности, а не на внешние факторы и мнение окружающих. Ещё Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эта мудрость объясняет, почему выбор профессии должен быть осознанным, взвешенным и его обязательно нужно принять самостоятельно, ведь никто не знает вас так хорошо, как вы сами!

Список используемой литературы

1). Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Москва: Издательство «Просвещение», 2004.

2). Кон И. С. «Психология старшеклассника» - Москва: Издательство «Просвещение», 1980.

3). Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» - Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.

4). Робинсон К. «Найти своё призвание» - Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

5). Соловьёв А. «Выбор профессии» - Москва: Издательство «Эксмо», 2013.

6). Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников» - Москва: Издательство «Молодой учёный», 2015.

Читайте также: