Как выбрать профессию профориентация

Опубликовано: 04.07.2024

Определение профессиональных склонностей

Определение профессиональных склонностей Л.Йовайши - известный профориентационный тест, отличающийся простотой прохождения и достоверностью результатов. Подходит для школьников, выпускников школ, абитуриентов и даже взрослых людей. Исследует 6 склонностей к различным направлениям профессиональной деятельности с учётом степени их выраженности.

Тест Холланда

Тест Холланда

Тест Холланда - крайне популярный тест на профориентацию от известного профессора из США. Широко известен и часто используется как в России, так и других странах. Определяет 6 профессионально-ориентированных типов личности. Подходит для школьников, выпускников и взрослых людей.

Якоря карьеры

Якоря карьеры

Якоря карьеры – профориентационный тест от одного из основателей современной организационной психологии Эдгара Шейна. Рассматривает 8 якорей, которых придерживается человек при построении карьеры и выборе профессии. Подобные якоря формируются в самом начале карьеры или ранее и остаются стабильными на протяжении долгого времени.

Тест на психотип (Иван Карнаух)

Тест на психотип (Иван Карнаух)

Простой и быстрый тест для определения психотипа личности от одного из основателей Уральской школы психологов-практиков, автора более 20 научных работ, популярных книг по психологии управления, конфликтологии и профориентации, Ивана Карнауха.

Карта интересов - А.Е. Голомшток

Карта интересов - А.Е. Голомшток

Известная методика от советского педагога и автора книг по профориентационной работе. Неоднократно доказывала свою эффективность при работе со школьниками старших классов и людьми, уже имеющими опыт работы. Исследует 29 направлений профессиональной деятельности и ранжирует их по степени выраженности.

Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)

Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)

Однозначно самый известный и распространённый профориентационный тест в России и странах СНГ. Постоянно используемый и многократно проверенный, он заслуженно держит первенство в быстром и точном определении уровня мотивации к разным видам профессиональной деятельности.

Диагностика социально-психологических установок личности (Тест Потемкиной)

Диагностика социально-психологических установок личности (Тест Потемкиной)

Популярная методика среди менеджмента всех уровней. Направлена на выявление уровня выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по 8 различным ориентациям.

Стиль делового общения

Стиль делового общения

Удобный и довольно быстрый тест для определения предпочтительного стиля профессионального общения. Подходит для взрослых людей, уже имеющих опыт профессиональной деятельности.

Поведение в конфликтной ситуации

Поведение в конфликтной ситуации

Без сомнения один из самых популярных и известных среди подобных тестов. его основе лежит идея модели двумерного урегулирования конфликтов: люди не должны всеми силами избегать возможных конфликтов, а уметь правильно управлять ими.

Информированность о мире профессий (Е.А. Климов)

Информированность о мире профессий (Е.А. Климов)

Простой и быстрый профориентационный тест от известного психолога Е.А. Климова для выявления уровня информированности о существующем мире профессий. Рекомендуется в качестве одного из первых тестов при проведении профориентации. Часто используется совместно с другими, более обширными тестами.

Готовность к выбору профессии

Готовность к выбору профессии

Методика, позволяющая быстро определить уровень готовности к совершению адекватного профессионального выбора среди выпускников школ и старшеклассников. Рассматривает профессиональную готовность с помощью 5 различных критериев.

Методика "Профиль"

Методика "Профиль"

Модификация популярной методики "Карта интересов" сделанная Г.В. Резапкиной. Уменьшено количество вопросов и исследуемых направлений профессиональной деятельности. Хорошо подходит для учащихся средних классов.

careertest.ru

Отличный тест на профориентацию от опытного психолога-профконсультанта, работающего со школьниками, студентами и взрослыми людьми с 2007 года в крупнейших государственных федеральных университетах России.

Самая необходимая базовая информация - рекомендуемые профессии и приоритеты профессиональной деятельности, доступна даже в бесплатной версии теста, тогда как полная дополняет результат подробным описанием личностных особенностей человека.

Обычно в этот момент родители или психолог-профориентолог хватаются за голову и начинают придерживать дергающийся глаз. В этом материале мы публикуем совет эксперта проектов «Родительский университет: PRO-Родители!» ГК «Просвещения» и ГЕРОИ — Марии Косинец, психолога, профориентолога и создателя программы профориентации для школьников «Мой выбор».

Зачем нужен осознанный выбор?

Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный?

Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.

Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день?

Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки. Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

smiling-blond-guy-girl-with-braces-showing-way-pointing-fingers-right.jpg

Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?

Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.

Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий.

Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?

Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.

К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд.
  • Мало или много общения со время работы
  • Роль организатора или исполнителя
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход

Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.

students-standing-with-open-books-looking-camera.jpg

Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.

3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться

Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить.

Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».

Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет.

Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать.

Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список.

4. Формат интересующей меня работы

Работать в современном мире нужно тоже по-разному.

  • Компания
  • Фриланс
  • Собственный бизнес

Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.

Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать.

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять.

Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.

youngster-with-laptop-classroom.jpg

YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.

В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь.

Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины.

Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и?

Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.

Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.

Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания.

Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор.

10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?

Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки.

Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них.

Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.

11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.

С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно.

two-young-people-using-smartphone-girl-guy-texting-with-serious-faces.jpg

Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде?

12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.

Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.

Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки.

14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.

Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз.

Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь.

Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?

У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном.

Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними.

Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы?

two-young-female-students-standing-with-books-bags-hallway.jpg

У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.

17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?

Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.

Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов.

team-students-completing-task.jpg

Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.

20. Когда я начну выбирать?

Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.

Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.

Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают.

Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”.

Что еще поможет определиться?

Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко:

  1. Читайте про профессии в интернете
  2. Задавайте ребенку конкретные вопросы, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»
  3. Смотрите ролики с представителями профессий
  4. Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности
  5. Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив.

Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Профориентация: как выбрать профессию и заложить основы карьеры

Статья подготовлена при участии Татьяны Соя, операционного директора проекта «Антирабство», эксперта в области карьерного консультирования, сертифицированного бизнес-тренера, коуча.

Как выбрать профессию

Первый шаг к успеху в будущей работе – правильно выбрать, каким делом вы хотите заниматься профессионально. С одной стороны, нужно ориентироваться на свои интересы и склонности, а с другой – на востребованность профессии и уровень заработка. Сложности часто возникают и с определением своих склонностей, и с пониманием, для какой работы они подходят. Есть несколько распространённых проблем, которые возникают при выборе профессии.

«Я ничего не хочу»

Вам ничего не нравится и неинтересно, вы не знаете, чем хотите заниматься профессионально. В этом случае лучше действовать сразу в нескольких направлениях.

  • Изучите существующие профессии. Мы не можем сделать выбор, если не пробовали и не знаем, что выбирать. Общайтесь с профессионалами, смотрите Youtube-каналы о профессиях, ходите на мастер-классы, посетите специальные площадки для знакомства с профессиями.
  • Обратитесь к карьерному консультанту или коучу. Не бывает такого, чтобы человек ничем не интересовался, но иногда в подростковом возрасте сложно определить свои склонности и понять, каким профессиям они соответствуют.

«Я знаю, чего хочу»

У вас есть явно выраженные интересы и склонности и понимание, что нравится делать. В этом случае необходимо понять, каким профессиям соответствуют ваши увлечения, составить список из нескольких специальностей и ориентироваться на уровень зарплаты.

Татьяна Соя: «К нам на консультацию пришла мама с сыном 14 лет, который всё время проводил “в компьютере”, и маму это очень беспокоило. Оценки по математике и физике у него были хорошие, и она просила совета, куда ему лучше поступать, чтобы получить нормальную профессию. Оказалось, что мальчик не просто играет в компьютерные игры, а давно и серьёзно увлечён гейм-индустрией, тестирует игры для разработчиков и самостоятельно изучил программирование на начальном уровне, чтобы исправлять ошибки в коде. По итогам консультации мальчик связался с компанией-разработчиком и теперь получает деньги за тестирование игр, а поступать собирается на IT-направление».

«Мне нравится то, на чём сложно заработать»

Вам нравится занятие, которое сложно превратить в хорошо оплачиваемую профессию, но хочется попробовать. Если очень хочется, обязательно пробуйте, но параллельно ищите смежную специальность.

Татьяна Соя: «Другой наш клиент в 14 лет мечтал стать актёром. После консультации он стал сниматься в сериалах в массовке, начал этим зарабатывать на карманные расходы, но при этом понял, что достичь успеха и в актёрской профессии не так-то просто. В итоге он решил учиться на юриста, чтобы специализироваться в сфере искусства и культуры, но продолжать пробовать себя в актёрской профессии. Это позволит ему с гарантией заработать денег и реализоваться, а если вдруг повезёт и он станет известным актёром, знание юриспруденции всё равно лишним не будет».

«Я хочу всё и сразу»

Если интересно много направлений и одинаково хорошо даются гуманитарные и точные науки, выбирайте то, что больше нравится. При этом стоит ориентироваться на свои карьерные и зарплатные ожидания.

Татьяна Соя: «Составьте список из трёх-четырёх конкретных специальностей и попробуйте себя в каждой из них. Можно найти подработку на лето или бесплатную стажировку. Обычно хватает одного месяца, чтобы понять, насколько работа интересна, хочется ли ей заниматься. Пока вам меньше 25 лет – можно и нужно пробовать разные варианты, искать себя».

«Мою будущую профессию ещё не придумали»

Если вы хорошо понимаете, чем хотите заниматься, и уверены, что это будет востребовано, у вас есть шанс открыть новую профессию, стать в ней первопроходцем и занять лидирующие позиции на рынке. Генри Форд собирал автомобили, когда ещё никто не подозревал, что все будут ими пользоваться. А пять лет назад мало кто слышал о карьерных консультантах.

Навыки, которые нужно развивать уже сейчас

  • Учите физику и химию

Даже если вам кажется, что эти предметы вам точно вам не пригодятся, не забрасывайте их. Точные науки учат думать, анализировать, выявлять закономерности, развивают системное мышление.

  • Изучайте английский язык

В школе полезно выучить два или три языка– это расширит ваши карьерные перспективы. Сейчас хорошо развиты международные связи, на российском рынке работают иностранные компании, куда берут только с достаточным знанием языка.

  • Развивайте креативность и воображение

Нестандартное мышление – это навык, который можно прокачать так же, как и любой другой, если постоянно тренироваться.

Татьяна Соя: «Каждый день перед началом занятий делайте разминку для мозга – возьмите любой предмет и придумайте сто способов его применения. Например, канцелярская скрепка, как можно её использовать? Как скрепку, как вешалку, как острый предмет. Первые 10 идей приходят легко, а потом возникает ощущение, что больше придумать уже невозможно. Не останавливайтесь и ищите новые варианты, как раз в этот момент и начинает развиваться воображение».

  • Учитесь красиво говорить

Если вы хотите сделать карьеру и занимать руководящую должность, вам обязательно понадобятся навыки общения с людьми и умение говорить публично.

Татьяна Соя: «Для развития коммуникативных навыков очень полезно начинать работать уже в 14-16 лет. Даже если вы будете раздавать рекламу или подрабатывать курьером, вам в любом случае придётся общаться с работодателями и клиентами самому или наблюдать за тем, как это делают взрослые и компетентные сотрудники. Такой опыт обязательно будет полезен».

  • Начинайте работать как можно раньше

Подработки в школьном возрасте не только развивают коммуникативные навыки, но и дают возможность получить представление о разных профессиях. Даже если вы просто раздаёте рекламу, вы бываете в офисе компании и получаете возможность наблюдать за реальной трудовой деятельностью. Вас может заинтересовать какая-то конкретная специальность. Или наоборот, вы поймёте, что это не ваше.

Татьяна Соя: «Делайте упор на компетенции, на практику, на опыт работы, пробуйте себя в разных сферах, где можно получить коммуникативные навыки, от этого зависит профессиональная реализация и заработок. Те, кто начал работать ещё школьником или студентом, после окончания вуза уже могут претендовать на позицию руководителя отдела. Это даёт огромное преимущество по сравнению с ровесниками, которые выходят из вуза вообще без опыта работы».

Подготовка к поступлению в вуз: советы эксперта

Татьяна Соя: «Уже в 8-9 классе начните задавать себе вопрос: “Как я вижу свою жизнь через 5 лет после окончания вуза?” Отвечая на него, представьте, кто вы, кем и где работаете, сколько зарабатываете. Не просто фантазируйте, а соотнесите свои фантазии с реальностью – например, посмотрите в интернете, сколько зарабатывает человек в этой профессии или на этой должности».

  1. Начинайте выбирать колледж в конце 8 класса, а вуз – в 9 классе, тогда у вас будет два года на подготовку к поступлению.
  2. Выбирайте вуз исходя из ваших реальных возможностей. Не бойтесь поступать в региональные или менее престижные московские вузы. Помните о том, что даже лучший вуз не даст вам практических знаний, их вы будете получать самостоятельно. Профессиональный успех зависит от вашего желания, активности, практических навыков и опыта, а не от престижности вуза.
  3. Если вы хотите сделать карьеру, высшее образование понадобится обязательно. Но это не значит, что его нужно непременно получать сразу после школы. Можно окончить колледж, получить специальность и начать работать, а уже потом принять решение, какое именно высшее образование вам хочется получить и нужно ли оно вам вообще.

Топ-7 профессий, которые будут востребованы в ближайшем будущем (во версии эксперта «Антирабства»):

  1. Инженеры, в том числе робототехники, проектировщики строений и инженерных коммуникаций.
  2. Биотехнологи, генные инженеры.
  3. Разработчики программного обеспечения.
  4. Веб-дизайнеры.
  5. Психотерапевты и психологи.
  6. Аналитики.
  7. Маркетологи, специалисты по пиару и продажам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Какая профессия мне подходит? Этот вопрос рано или поздно становится перед каждым старшеклассником. Ребята часто теряются перед большим выбором специальностей. Поэтому идут учиться в «правильный» вуз под влиянием родителей и друзей. Или не идут в университет мечты из-за неуверенности в своих способностях. В этой статье мы поговорим о том, что такое профориентация и как с ее помощью выбрать востребованную профессию по душе . И с какими специальностями будущего в скором времени столкнется сегодняшний школьник. Начнем с парочки терминов.

Содержание

Что такое профориентация и как она помогает подростку определиться с будущей профессией

Профориентация — это научный комплекс действий, который помогает людям выбрать будущую профессию или обучиться новой.

Она включает в себя:

  • информирование о возможных специальностях, нужных для них навыках и способностях, учебных заведениях;
  • профессиональное консультирование;
  • диагностику — чаще всего это тестирование;
  • психологическую поддержку.

Основная цель профориентации подростков — подготовить их к осознанному выбору будущей профессии. Этот выбор складывается из трех компонентов: интереса и способностей человека, спроса на профессию и запроса общества.

Рынок труда развивается и трансформируется так быстро, что узнать про все современные и появляющиеся профессии в кругу знакомых уже не получается. Десятки специальностей перестают быть нужными, зато многие новые направления становятся перспективными.

С другой стороны, многие школьники толком и не знают, что делают представители той или иной специальности, и их возможности для карьерного роста. Они думают, что работа подойдет, потому что там «хорошо платят» или «не нужно особо напрягаться». Для подростков это нормально, ведь у них сложно с долгосрочным планированием. Но если снабдить их полной информацией, то сделать выбор будет легче. Как выделить важные предметы и навыки для успеха в выбранной профессии?

Помощь консультанта по карьере экономит время. Не нужно учиться несколько лет специальности, которая вскоре исчезнет или перестанет пользоваться спросом. Можно сразу выбрать то, что подходит по темпераменту, типу мышления, способностям и виду деятельности.


Какие бывают профессии

Профессия — это полезная для общества деятельность человека, которая приносит ему доход и требует специальной подготовки — теоретической и практической.

Профессия объединяет в себе разные специальности.

Специальность — отдельная отрасль, в которой работает специалист.
Например, профессия врача включает в себя разные специальности: хирург, офтальмолог, терапевт и многие другие. Процесс приобретения знаний по выбранной специальности называется специализацией.

А чтобы отличать специалистов по уровню профессиональной подготовки, придумали квалификации. Например, врач высшей категории или главный инженер проекта. В IT-сфере это junior, middle, senior:

  • junior — специалист без опыта или с незначительным опытом работы;
  • middle — работник с опытом работы от 1 до 3 лет, который может выполнять задачи самостоятельно;
  • senior — опытный специалист со стажем более 3 лет, который решает задачи любой сложности. Предвидит возможные затруднения, понимает долгосрочные последствия принимаемых решений, думает о снижении затрат и увеличении производительности.

Эти категории довольно условные и для разных компаний требования к junior, middle, senior могут существенно отличаться.

Должность — это трудовые обязанности, которые выполняет человек на предприятии, в компании или проекте в соответствии со своим положением в штате. Например, педагог может занимать должность учителя или завуча.

Типы профессий

Все профессии можно поделить на типы по объекту труда — то есть, с чем или кем человеку приходится работать. По системе Климова таких типов пять:

  1. «Человек–природа» — работа с растениями и животными, биологическими процессами. Пример: агроном, ветеринар, микробиолог, ботаник.
  2. «Человек–техника» — работа с техническими объектами и системами, материалами, энергией. Пример: механик, инженер, технолог, архитектор.
  3. «Человек–человек» — деятельность, связанная с людьми разного общества, группами и сообществами людей. Пример: психолог, продавец, парикмахер, юрист, учитель.
  4. «Человек–знак» — работа с использованием языков, условных знаков, цифр, формул. Пример: математик, программист, лингвист.
  5. «Человек–художественный образ» — деятельность по созданию, изучению и копированию художественных образов. Пример: художник, актер, писатель, дизайнер.

Новые профессии, которые появляются на рынке, часто сочетают в себе два или больше типов. Например, блогер может объединять в своей деятельности типы «человек–человек», «человек–знак», «человек–художественный образ», «человек–техника».

Распространен и подход Голланда. Он считал, что выбор профессии включает себя среду и тип личности. Таких типов у него шесть:

  1. Реалистический. Принятие решений. Человек этого вроде личности эмоционально стабильный, с развитыми пространственным воображением, ловкий. Среда: манипулирование техникой и предметами.
  2. Исследовательский. Познавательная деятельность, наблюдение и анализ. Развито теоретическое мышление. Среда: наука и исследования.
  3. Артистический. Самовыражение, творчество, экспрессия. У таких людей богатая интуиция и развитое воображение. Среда: сфера искусств, использование навыков презентации.
  4. Социальный. Общение и взаимодействие с людьми, коллективные форматы задач. Человек этого типа амбициозен, чувствителен и эмоционален. Среда: общественная деятельность, работа с людьми.
  5. Предпринимательский. Осуществление своих идей, социальная активность. Представитель предпринимательского типа личности энергичен и импульсивен. Среда: бизнес, политика.
  6. Конвенциональный. Систематизирование информации, четкое следование инструкциям и планам. Этот тип удачно справляется с рутиной. Не эмоционален. Среда: работа, требующая точности, внимательности и усидчивости.

Здесь тоже есть сочетание нескольких типов личности. Например, коммьюнити-менеджер должен обладать эмпатией, аналитическими и организаторскими способностями, навыками переговоров и управления проектами. Что требует от него как минимум социального, предпринимательского и исследовательского типов.


Как узнать, какая профессия мне подходит: тесты на профориентацию

Тесты позволяют быстро выяснить некоторые психологические характеристики человека. Например, тип личности, выраженные черты характера, темперамент, коммуникативные навыки и сферы интересов. Важно повторять тестирование раз в год — в подростковом возрасте увлечения меняются, иногда даже вплоть до противоположных.

Только тестирования, как правило, недостаточно для экспертной оценки. Беседа со специалистом, упражнения или ознакомительные игры помогут подростку больше узнать о профессиях и своих сферах интересов. Дальше можно выбрать индивидуальную образовательную стратегию.

Сервисы для тестирования:

  • Testometrica.com — ресурс с разнообразными психологическими тестами: профориентация по возрасту и типам; тест на склонности к деятельности у ребенка; тест на профессиональные интересы, склонности и способности; тест на таланты детей 7-13 лет.
    На сайте можно пройти платный расширенный тест на профориентацию. — центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Профориентационная диагностика и карьерное консультирование для детей и взрослых: тесты по объекту труда и профессиональный тип Голланда. На сайте можно пройти один блок расширенного теста на профориентацию бесплатно. — образовательный профориентационный и обучающий проект. Можно пройти тест по методике Климова и тест Голланда. — образовательный сайт с информацией об учебных заведениях России, их программах и том, как выбрать профессию. методик Климова и Холланда. . .

Профессии будущего и тренды на рынке труда

Глобальные изменения на рынке труда приводят к тому, что многие профессии исчезают или будут не нужны в ближайшие 5–10 лет. Физическую работу вскоре будут перенимать машины. Зато глобализация, развитие компьютерных и нанотехнологий, искусственного интеллекта, робототехники будут рождать новые профессии. Автоматизация процессов позволит избавить специалистов от рутинной работы. С другой стороны, конкуренция между ними будет расти.

Конечно, использование машин будет доступно не всем странам сразу, но тренды рынка труда показывают, что будущее за специальностями, где роботы и технологии не смогут конкурировать с человеком.

Востребованными профессиями в ближайшее время все так же останутся специалисты IT-сферы (проектные менеджеры, тестировщики, разработчики), логисты, маркетологи, психологи, управленцы.

Новые профессии появятся в медицине, IT, биотехнологиях, сельском хозяйстве, энергетике, экологии, нанотехнологиях. Например, скоро станут востребованными онлайн-терапевты, сити-фермеры, проектировщики роботов, операторы дронов и разработчики интернета вещей.

О профессиях и навыках, которые будут актуальны в следующие пять лет, рассказывает Наталья Емченко, директор по коммуникациям System Capital Management.

7 лучших онлайн-тестов на профориентацию

Какие тесты на профориентацию есть и как они работают

Существует две основных методики определения профориентации: тест Климова и тест Голланда. Обе позволяют на основе личностных особенностей подобрать профессию, в которой человек сможет в полной мере раскрыть все свои таланты.

Система Климова направлена на поиск наиболее подходящей профессиональной сферы. Их пять, и они делятся по типам объектов, с которыми придётся иметь дело во время работы:

  • Человек — человек (учитель, продавец, врач, юрист).
  • Человек — природа (ветеринар, биолог, физик, геолог).
  • Человек — техника (инженер, электрик, механик, конструктор).
  • Человек — знаковая система (программист, лингвист, корректор, топограф).
  • Человек — художественный образ (писатель, актёр, музыкант, художник).

Методика Голланда помогает определить тип личности и вид деятельности, к которой человек предрасположен. Всего шесть типов:

  • Реалистический — практический труд с применением физической силы и ловкости, дающий быстрый результат (плотник, агроном, кондитер).
  • Интеллектуальный — научно-исследовательская деятельность и решение абстрактных задач, для которых нужны творческие способности и нестандартное мышление (астроном, философ, математик).
  • Социальный — работа, в основе которой лежит взаимодействие с другими людьми, анализ их действий и обучение (менеджер, журналист, воспитатель).
  • Артистический — актёрско-сценическая и художественная деятельность, где важны высокая эмоциональная чувствительность, воображение и восприятие (артист, дизайнер, скульптор).
  • Предприимчивый — организаторская работа, где необходимы лидерство и способность к принятию решений в сложной обстановке (предприниматель, продюсер, директор).
  • Конвенциональный — канцелярская деятельность и конкретные задачи, связанные с расчётами и ведением документации (клерк, банкир, секретарь).

Когда и как проходить тест на профориентацию

Определять будущую профессию можно с восьмого класса. Желательно проходить тесты каждый год, чтобы учесть изменение интересов или, наоборот, подтвердить свой выбор.

Проводите тестирование в спокойной, нейтральной обстановке. Для максимально точных результатов избегайте ситуаций, когда вы находитесь под впечатлением от фильмов, экскурсий на предприятия или общения с представителями профессий.

Во всех тестах нужно выбирать один из нескольких вариантов. Внимательно читайте и отмечайте то, что больше нравится, либо насколько справедливо для вас предложенное утверждение.

Где пройти онлайн-тест на профориентацию

1. Фоксфорд

Тест на профориентацию: «Фоксфорд»

Расширенный тест с наглядным оформлением, состоящий из трёх частей. Вам нужно отсеять наименее интересные сферы деятельности, затем выбрать предпочтительную работу из нескольких пар, а потом оценить свои способности. В результатах будет ваш тип личности, подходящие профессии будущего, психологические характеристики и сильные стороны.

2. Адукар

Тест на профориентацию: «Адукар»

Тест из 42 вопросов, основанный на методике Голланда. Выберите одну из двух пар профессий и в конце узнаете, какой из шести типов личности преобладает в вашем характере, а также ознакомитесь с подробным описанием каждого из них.

3. Учёба.ру

Тест на профориентацию: Учёба.ру

Анкета для определения сферы интересов из 60 вопросов. Поможет узнать о врождённых способностях к тем или иным профессиям и вещах, которые мотивируют вас больше всего.

4. Testometrika

Тест на профориентацию: Testometrika

Большой опросник с примерами конкретных задач различных профессий. Отметьте, насколько нравится или не нравится каждый из вариантов, и сервис подскажет, к каким направлениям у вас есть склонности.

5. ПрофГид

Тест на профориентацию: «ПрофГид»

Определение профориентации по методу Климова. Укажите, какая из двух предложенных работ по душе, и сервис выдаст наиболее подходящие для вас сферы деятельности с подробной расшифровкой и примерами профессий.

6. Поступи онлайн

Тест на профориентацию: «Поступи онлайн»

Наглядный тест для определения подходящего типа профессии, основанный на методике Климова. Выбирайте, какие занятия больше нравятся, и узнайте предпочтительную для вас сферу работы. Сервис предложит три профессии и вузы, в которых можно получить соответствующее образование.

7. hh.ru

Тест на профориентацию: hh.ru

Платный тест от известного портала вакансий, который поможет найти свое истинное призвание. Прохождение занимает около часа, а по итогам сервис предоставляет подробный отчёт. Помимо личностных и интеллектуальных характеристик, в нём есть список рекомендуемых профессий и подсказки по саморазвитию.

Читайте также: