Какая профессия лучше финансист или экономист

Опубликовано: 03.07.2024

Но для реализации он должен четко понимать, что кто выполняет на предприятии. Именно такого понимания часто недостает современным специалистам.

Простой пример — три наиболее востребованные экономические профессии: экономист, финансист, бухгалтер. Только треть студентов российских вузов, обучающихся на данные спецификации, понимают разницу.

  • Экономист — специалист, занятый экономикой предприятия. Его задачи — планирование, ведение хозяйственной деятельности, анализ, контроль.
  • Финансист управляет финансовыми потоками. Это он формирует условия тендеров, участвует в торгах, знает фактическую стоимость компании, ее финансовый инструментарий.
  • Бухгалтер — прямая связь закона с коммерческой деятельностью. Он готовит отчетность, своевременно передает ее в соответствующие инстанции, платит налоги, заработную плату, осуществляет расчеты с партнерами/поставщиками.

В чем отличие и сходство между экономистом и бухгалтером

В теории экономист задает план работы компании, бухгалтер — отчитывается по факту его исполнения. На практике должностные обязанности таких специалистов часто «пересекаются». Оба могут выполнять:

  • контроль распределения средств;
  • учет, инвентаризацию ТМЦ;
  • обоснование себестоимости;
  • расчет цен;
  • расчеты с партнерами.

При этом бухгалтер действует в строгом соответствии с буквой закона, должен владеть специальным программным софтом, не занимается планами. Экономист больше работает с экономическими моделями, стратегией предприятия, планированием, анализом, не обязан отслеживать изменения налогового законодательства.

Какое различие между экономистом и финансистом

С точки зрения планирования/анализа экономическая профессия имеет больше схожих черт со спецификацией финансиста. Последний де-факто является экономистом, но более узкого (направленного) профиля. Задачи финансиста:

  • заключение договоров;
  • проведение конкурсов, тендеров;
  • финансовый анализ;
  • распределение расходной части бюджета предприятия;
  • внешний финансовый контроль (мониторинг стоимости предприятия, его акций, активов).

С хозяйственной деятельностью финансист практически не связан.

Какое образование требуется экономисту бухгалтеру и финансисту

Какое образование выбрать, желая попасть на одну из перечисленных должностей? Наш вуз много лет готовит высококлассных специалистов разных профилей. Мы максимально проработали программы подготовки для упрощения выбора студента. Абитуриент может выбирать свою специальность на факультете экономики:

  • для бухгалтеров — отдельная специальность (бухучет и аудит);
  • финансистам — на финансы и кредит;
  • экономистам — курс общей экономики.

Тем, кто определяется с направлением, не выбрав еще окончательно наиболее подходящую спецификацию, стоит рассмотреть перспективы программ факультета банковского дела. Здесь готовятся качественные финансисты узкого (банковского, страхового, инвестиционного) сектора, которые при желании смогут работать финансовыми аналитиками, топ-менеджерами.

Где получить экономическое образование

Уровень образования, необходимый/достаточный для карьеры на поле конкурентного рынка экономической профессии зависит от амбиций, устремлений человека. Для старта работы бухгалтером часто достаточно среднего профессионального образования (колледж, программа «Предпринимательство» или «Банковское дело»). Экономисту для трудоустройства на престижную должность желательно получить высшее.

Успешный старт карьеры финансиста можно начать с программы банковского дела в колледже. Это позволит раньше начать строить карьеру, но потребует немалых усилий для роста. Серьезная престижная работа в крупной компании (со старта) предполагает прохождение минимум двух ступеней подготовки — бакалавриат + магистратура.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 08:30 — 22:10;
Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Павел Юрьевич преподает на основных образовательных программах ВШЭ, ведет курс в Вышке+. Подробнее о себе и своем профессиональном пути он рассказал корреспонденту Школы финансов.

Как вы стали преподавателем? Чем вам интересна данная профессия? Что вас в ней вдохновляет?

Так получилось, что Павлом Юрьевичем я стал в 19 лет, когда, учась на третьем курсе, вернулся в свою школу преподавать экономику в 10-11 классах. Мне показалось, что я могу доступно объяснить другим то, что знаю сам и чем интересуюсь. Поначалу было очень странно и непривычно, но я до сих пор считаю, что школа – это лучший опыт для педагога. После этого я могу найти общий язык с любым человеком.

Интерес и вдохновение приходят во время занятий, когда у тебя есть реальный шанс обратить других людей в свою веру, заставить задуматься о новых проблемах (или иначе взглянуть на известные), осознать их важность. В этом есть невероятный драйв, именно поэтому я и занимаюсь преподаванием.

Кем вы себя считаете в большей степени – преподавателем/исследователем/практиком? Как вы считаете, что самое важное в вашей работе?

Безусловно, в большей степени я преподаватель. С другой стороны, мне очень помогает практический опыт, который у меня есть и который я стараюсь поддерживать, поскольку уверен, что преподаватель ни в коем случае не должен отрываться о реальности – особенно если речь идет о финансовых дисциплинах, которыми я занимаюсь. Наверное, это и есть самое важное.

Как давно вы работаете в ВШЭ? Когда вы впервые услышали /узнали об этом университете и что подумали? Как бы охарактеризовали Вышку в трех словах?

Я работаю в Вышке с 2017 года. Но у меня очень много друзей и знакомых, которые учились здесь, поэтому впервые я узнал о Вышке еще когда сам учился в школе. Что тогда подумал – честно говоря, уже не помню, это было очень давно. Если охарактеризовать Вышка в трех словах, пусть будет так: большая, активная и трудолюбивая.

В чем сейчас ваш исследовательский интерес? Почему именно эта тематика вас интересует? Какие публикации готовятся к выходу?

Мой исследовательский интерес – в основном практический, связан с регулированием российского фондового рынка. Сейчас меня особенно интересуют розничные финансовые продукты. Пару месяцев назад у меня вышла статья об оптимизации налогообложения с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, а до этого мы с коллегами провели масштабное исследование по рынку FOREX. Из ближайших планов – оценка влияния концентрации финансового сектора в России на стоимость финансовых услуг для населения. Судя по всему, это будет довольно масштабное исследование, пока только подбираюсь к нему.

На ваш взгляд, современный студент-финансист ВШЭ – какой он? Что в последнее время вас поражает (в хорошем смысле) в студентах?

Мне кажется, финансист – это экономист в квадрате. Он очень прагматичен и требователен. Он не будет ничего делать, пока не поймет, зачем это нужно и что он от этого получит. Искусство ради искусства – это вообще не про него. Возможно, кому-то такая жизненная позиция покажется слишком циничной, но лично мне она на 100% понятна, ведь я и сам такой. В студентах, наверное, поражает невероятная работоспособность: они реально целый день проводят в университете, практически живут там – и при этом успевают не только ходить на пары, но и готовиться к ним. Мне еще не так много лет, но боюсь, что я бы уже не смог жить в таком бешеном ритме. Но признаюсь, что я уже не понимаю, какие у них по жизни интересы: что они читают, смотрят и слушают. Например, недавно вот на семинаре пошутил про Ольгу Бузову, а меня с серьезным видом спрашивают: «А кто это?»

Какие изменения ждут профессию финансиста в ближайшее время? Как это повлияет на учебный процесс? Вы адаптируете программы читаемых вами дисциплин под потребности будущего?

Думаю, что профессию финансиста ждут непростые времена. В нашей сфере цифровизация идет особенно быстро – а это значит, что уже в самом ближайшем будущем спросом на рынке будут пользоваться только специалисты самой высокой квалификации. Остальных уже активно заменяют роботы и алгоритмы. В России ситуация осложняется еще и тем, что на фоне кризиса финансовый сектор сжимается и концентрируется. В итоге новых рабочих мест в банках и финансовых компаниях с каждым годом появляется всё меньше, а конкуренция за них растет. Поэтому я уверен, что в будущем профессия финансиста станет не такой массовой, как сейчас, – хотя об элитарности, наверное, пока говорить еще рано. При этом уровень подготовки специалистов точно вырастет – таковы требования рынка.

Мы пересматриваем программы наших дисциплин почти каждый год. Если кратко, то основные тенденции: больше математики, больше кейсов, больше занятий с практикующими специалистами с рынка – особенно в магистратуре. Особое внимание мы уделяем работе с профессиональными базами данных: особая гордость Школы финансов ВШЭ – класс Bloomberg на 10 терминалов, где я провожу НИС. Мы очень рады, что у наших студентов есть возможность познакомиться с этой системой, еще находясь в университете. Я считаю, что это большое конкурентное преимущество.

Какие возможности/образовательные трэки по развитию финансовых компетенций, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными?

Это очень зависит от бэкграунда. Как правило, начиная работать по специальности (или не совсем по специальности), человек быстро понимает, в каких областях ему нужно углубить свои знания. Причем далеко не всегда для этого нужно поступать в магистратуру или проходить полный курс CFA. Сейчас на рынке много краткосрочных интенсивных программ, сфокусированных на каком-то одном узком направлении: например, оценка стоимости компании, алгоритмическая торговля, предпринимательские финансы или даже макроэкономика для финансистов. Не стоит ожидать, что на этих курсах вас сразу научат всему, но вы точно будете знать, в каком направлении двигаться и где искать ответы на интересующие вопросы. Мы в Школе финансов сейчас тоже активно развиваем это направление.

Какая литература обязательна к прочтению по управлению личными финансами? 3 лучших, на ваш взгляд, книги по управлению финансами?

Наверное, эта книга будет сложна для неподготовленного читателя, но я считаю, что лучше «Инвестиций» Уильяма Шарпа ( William Forsyth Sharpe) по управлению финансами пока еще ничего не написано. Это абсолютно системный поход (можно разве что отбросить разделы, посвященные американскому фондовому рынку), и это работает. Что касается личных финансов, то из последнего мне понравилась книга «Сам себе финансист» Анастасии Тарасовой: всё очень просто и доступно. И еще, как ни странно, есть неплохая книга по личным финансам из серии «Для чайников».

Какие профильные конференции, научные семинары и т.п. вы планируете посетить/посоветовали бы посетить? (студентам/взрослой аудитории?)

Рекомендовать здесь сложно, всё очень зависит от вашей специализации в финансах. Лично мне интересны конференции, которые организуют «Ведомости», РБК и профессиональные ассоциации. Важно слушать людей с рынка, чтобы быть в курсе, чего ждать и к чему готовиться.

Ваше хобби в свободное время?

Очень люблю кататься на велосипеде. Поэтому очень жду переезда нашего факультета на Покровку: туда будет удобнее добираться, чем на Шаболовку. Надеюсь, велопарковка там тоже будет.

Интервью подготовлено корреспондентом Школы финансов Антоном Брусенцовым

Павел Юрьевич преподает на основных образовательных программах ВШЭ, ведет курс в Вышке+. Подробнее о себе и своем профессиональном пути он рассказал корреспонденту Школы финансов.

Как вы стали преподавателем? Чем вам интересна данная профессия? Что вас в ней вдохновляет?

Так получилось, что Павлом Юрьевичем я стал в 19 лет, когда, учась на третьем курсе, вернулся в свою школу преподавать экономику в 10-11 классах. Мне показалось, что я могу доступно объяснить другим то, что знаю сам и чем интересуюсь. Поначалу было очень странно и непривычно, но я до сих пор считаю, что школа – это лучший опыт для педагога. После этого я могу найти общий язык с любым человеком.

Интерес и вдохновение приходят во время занятий, когда у тебя есть реальный шанс обратить других людей в свою веру, заставить задуматься о новых проблемах (или иначе взглянуть на известные), осознать их важность. В этом есть невероятный драйв, именно поэтому я и занимаюсь преподаванием.

Кем вы себя считаете в большей степени – преподавателем/исследователем/практиком? Как вы считаете, что самое важное в вашей работе?

Безусловно, в большей степени я преподаватель. С другой стороны, мне очень помогает практический опыт, который у меня есть и который я стараюсь поддерживать, поскольку уверен, что преподаватель ни в коем случае не должен отрываться о реальности – особенно если речь идет о финансовых дисциплинах, которыми я занимаюсь. Наверное, это и есть самое важное.

Как давно вы работаете в ВШЭ? Когда вы впервые услышали /узнали об этом университете и что подумали? Как бы охарактеризовали Вышку в трех словах?

Я работаю в Вышке с 2017 года. Но у меня очень много друзей и знакомых, которые учились здесь, поэтому впервые я узнал о Вышке еще когда сам учился в школе. Что тогда подумал – честно говоря, уже не помню, это было очень давно. Если охарактеризовать Вышка в трех словах, пусть будет так: большая, активная и трудолюбивая.

В чем сейчас ваш исследовательский интерес? Почему именно эта тематика вас интересует? Какие публикации готовятся к выходу?

Мой исследовательский интерес – в основном практический, связан с регулированием российского фондового рынка. Сейчас меня особенно интересуют розничные финансовые продукты. Пару месяцев назад у меня вышла статья об оптимизации налогообложения с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, а до этого мы с коллегами провели масштабное исследование по рынку FOREX. Из ближайших планов – оценка влияния концентрации финансового сектора в России на стоимость финансовых услуг для населения. Судя по всему, это будет довольно масштабное исследование, пока только подбираюсь к нему.

На ваш взгляд, современный студент-финансист ВШЭ – какой он? Что в последнее время вас поражает (в хорошем смысле) в студентах?

Мне кажется, финансист – это экономист в квадрате. Он очень прагматичен и требователен. Он не будет ничего делать, пока не поймет, зачем это нужно и что он от этого получит. Искусство ради искусства – это вообще не про него. Возможно, кому-то такая жизненная позиция покажется слишком циничной, но лично мне она на 100% понятна, ведь я и сам такой. В студентах, наверное, поражает невероятная работоспособность: они реально целый день проводят в университете, практически живут там – и при этом успевают не только ходить на пары, но и готовиться к ним. Мне еще не так много лет, но боюсь, что я бы уже не смог жить в таком бешеном ритме. Но признаюсь, что я уже не понимаю, какие у них по жизни интересы: что они читают, смотрят и слушают. Например, недавно вот на семинаре пошутил про Ольгу Бузову, а меня с серьезным видом спрашивают: «А кто это?»

Какие изменения ждут профессию финансиста в ближайшее время? Как это повлияет на учебный процесс? Вы адаптируете программы читаемых вами дисциплин под потребности будущего?

Думаю, что профессию финансиста ждут непростые времена. В нашей сфере цифровизация идет особенно быстро – а это значит, что уже в самом ближайшем будущем спросом на рынке будут пользоваться только специалисты самой высокой квалификации. Остальных уже активно заменяют роботы и алгоритмы. В России ситуация осложняется еще и тем, что на фоне кризиса финансовый сектор сжимается и концентрируется. В итоге новых рабочих мест в банках и финансовых компаниях с каждым годом появляется всё меньше, а конкуренция за них растет. Поэтому я уверен, что в будущем профессия финансиста станет не такой массовой, как сейчас, – хотя об элитарности, наверное, пока говорить еще рано. При этом уровень подготовки специалистов точно вырастет – таковы требования рынка.

Мы пересматриваем программы наших дисциплин почти каждый год. Если кратко, то основные тенденции: больше математики, больше кейсов, больше занятий с практикующими специалистами с рынка – особенно в магистратуре. Особое внимание мы уделяем работе с профессиональными базами данных: особая гордость Школы финансов ВШЭ – класс Bloomberg на 10 терминалов, где я провожу НИС. Мы очень рады, что у наших студентов есть возможность познакомиться с этой системой, еще находясь в университете. Я считаю, что это большое конкурентное преимущество.

Какие возможности/образовательные трэки по развитию финансовых компетенций, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными?

Это очень зависит от бэкграунда. Как правило, начиная работать по специальности (или не совсем по специальности), человек быстро понимает, в каких областях ему нужно углубить свои знания. Причем далеко не всегда для этого нужно поступать в магистратуру или проходить полный курс CFA. Сейчас на рынке много краткосрочных интенсивных программ, сфокусированных на каком-то одном узком направлении: например, оценка стоимости компании, алгоритмическая торговля, предпринимательские финансы или даже макроэкономика для финансистов. Не стоит ожидать, что на этих курсах вас сразу научат всему, но вы точно будете знать, в каком направлении двигаться и где искать ответы на интересующие вопросы. Мы в Школе финансов сейчас тоже активно развиваем это направление.

Какая литература обязательна к прочтению по управлению личными финансами? 3 лучших, на ваш взгляд, книги по управлению финансами?

Наверное, эта книга будет сложна для неподготовленного читателя, но я считаю, что лучше «Инвестиций» Уильяма Шарпа ( William Forsyth Sharpe) по управлению финансами пока еще ничего не написано. Это абсолютно системный поход (можно разве что отбросить разделы, посвященные американскому фондовому рынку), и это работает. Что касается личных финансов, то из последнего мне понравилась книга «Сам себе финансист» Анастасии Тарасовой: всё очень просто и доступно. И еще, как ни странно, есть неплохая книга по личным финансам из серии «Для чайников».

Какие профильные конференции, научные семинары и т.п. вы планируете посетить/посоветовали бы посетить? (студентам/взрослой аудитории?)

Рекомендовать здесь сложно, всё очень зависит от вашей специализации в финансах. Лично мне интересны конференции, которые организуют «Ведомости», РБК и профессиональные ассоциации. Важно слушать людей с рынка, чтобы быть в курсе, чего ждать и к чему готовиться.

Ваше хобби в свободное время?

Очень люблю кататься на велосипеде. Поэтому очень жду переезда нашего факультета на Покровку: туда будет удобнее добираться, чем на Шаболовку. Надеюсь, велопарковка там тоже будет.

Интервью подготовлено корреспондентом Школы финансов Антоном Брусенцовым

Экономист-финансист – высокооплачиваемая профессия, связанная с финансовой отчетностью, инвестициями и аналитикой. Работа в этой сфере требует высшего образования, постоянного профессионального развития.

Экономист-финансист – многопрофильный специалист, занимающийся анализом финансовых показателей компаний, промышленных предприятий. Профессия экономист-финансист придется по душе ребятам, которые из всех школьных предметов выделяют математику. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Экономист-финансист – новая профессия, которая появилась под воздействием активно изменяющегося кадрового рынка. Представители бизнеса хотят сотрудничать со специалистами, которые отличаются многозадачностью и способны осуществлять контроль многопоточных задач. Экономисты-финансисты наиболее востребованы в банковском, инвестиционном, брокерском, консалтинговом секторе. Они имеют высшее образование и долги годы практической работы, что позволяет претендовать на высокий уровень зарплаты и вакансии в крупных компаниях, являющихся лидерами своей ниши.

Особенности профессии

Экономист-финансист способен решать целый комплекс стратегически важных задач. Он осуществляет анализ текущих финансовых показателей компании, может подготовить прогноз на месяц или год. Проводит оценку стоимости бизнеса и активов, определяет инвестиционный потенциал, может выполнять функцию консультанта. Основное направление деятельности – макроэкономический анализ, как в масштабах компании, так и мирового рынка. Например, предприниматели могут обращаться к экономистам-финансистам за консультациями, касающимися размещения денежных средств или разработки инструментов для улучшения текущих экономических показателей.


Экономисты-финансисты обладают багажом знаний в области макро- и микроэкономики, консалтинга, аналитики и других направлений. Они являются высокооплачиваемыми специалистами, профессия считается престижной и перспективной. В них заинтересованы все виды бизнеса, которые хотят стабильно развиваться и улучшать экономические показатели по всем направлениям.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессию можно освоить в вузе, доступен широкий выбор бакалаврских и магистерских программ.
  2. Экономисты-финансисты претендуют на высокие заработные платы, что обусловлено многозадачностью и определенным уровнем финансовой ответственности.
  3. Экономисты-финансисты могут быть штатными сотрудниками, но более популярна консультативная поддержка и услуги в рамках аутсорсинга.
  4. Экономист-финансист со знанием иностранного языка (в приоритете английский) сможет выйти на международный рынок, сотрудничая с иностранными клиентами и отечественными компаниями, которые имеют филиалы и партнеров за границей.
  5. Специалисты востребованы в банковской, консалтинговой, инвестиционной и других сферах.
  6. Возможность профессионального развития – от повышения квалификации до получения степени MBA, что положительно скажется на уровне дохода.

Минусы

  1. Профессия связана с высокой ответственностью.
  2. От качества работы экономистов-финансистов зависит успешность бизнеса, поэтому они не имеют права на ошибку.

Важные личные качества

Экономист-финансист – внимательный, дисциплинированный и целеустремленный человек. Он обладает жесткой деловой хваткой, характеризуется уверенностью и умением нести ответственность за принятые решения. Отличается развитым логическим мышлением, многозадачностью и педантичностью в рабочих вопросах.

Обучение на экономиста-финансиста

Экономистов-финансистов готовят в вузах, начать обучение стоит с бакалаврской программы «Экономика» (код: 38.03.01). После получения диплома нужно продолжить подготовку в магистратуре, в приоритете направления «Финансовая экономика» и «Финансы». Завершив подготовку, можно приступать к практической работе, параллельно посещая курсы повышения квалификации и программы, связанные с основным профилем.

В финансах организации нужно навести: бюджетирование, ценообразование, расчет прибыли, затрат, даже элементарно - выручки по разным позициям услуг/продукции. В общем, ничего такого не ведется. Поэтому, цены берутся "с потолка" или с конкурентов (иногда из затрат). Но все равно, это неправильно.
Где то читал, что первого, кого берет директор, это финансового директора вместе с исполнительным.
Проблема кроется в том, что у руководства мало знаний в финансовых бизнес-процессах - как, чего и откуда берется, какую работу финансист должен делать, как оценить его работу и т.п. В общем, одни страхи, которые мешают развитию организации.
Если исходить из целей, что нужно от работника, в чем нуждается организация, то это:
- расчет затрат за месяц
- расчет выручки в разрезах
- расчет маржи, прибыли
- разработать систему учета материалов, затрат, нормативов
- разработать систему ценообразования прайс-листов
- расчет стоимости при индивидуальных заказах
- разработка системы бюджетирования
- разработка системы снижения издержек, повышения прибыли.

К тому же, не понятность кого лучше взять, финансиста, фин.директора или экономиста.
Фин. директор - высокая зарплата, работы для него будет мало (недогрузка). Плюс, страх неуправляемости, т.к. нет в этом знаний (возможно постоянное "вешание лапши").
Финансист - вроде как неопытный. Таких мало. Кто таким считает себя, хочет быть фин.директором.
Экономист - тот же бухгалтер (по крайней мере такие приходят).
Подскажите, пожалуйста, как можно решить такую банальную проблему?

Была когда-то мной написана статья на подобную тему в газете "Экономика и жизнь" (К сожалению, бесплатно в Интернете не найдете). :) Могу сказать, что профессии(специальности, должности), перечисленные Вами,являются экономическими. Поэтому "экономистом" в определенной степени можно назвать и бухгалтера (экономист по учету), и финансиста.
Для выполнения функционала, указанного Вами, больше подходит "экономист по планированию и анализу фин.-хоз. деятельности предприятия". Есть более современное название - "финансовый контроллер".
Что касается должности "финансовый директор", то это топ-менеджер, а не специалист. Соответственно, он сам непосредственно не занимается экономической работой (расчетами, планированием, анализом), а, скорее, организует, координирует и контролирует ее. Как правило, такие экономические должности присутствуют в штатных расписаниях крупных компаний. Если у Вас бизнес небольшой, то Вам может подойти "экономист по планированию. " или "фин. контроллер" в единственном лице. Только следует брать человека с соответствующими образованием и опытом работы. Бухгалтер - это не "экономист по планированию. " Несмотря на общие экономические "корни", у них все же разная специализация. Поэтому далеко не факт, что хороший бухгалтер сможет достойно выполнять работу "экономиста по планированию. "(и наоборот).

P.S. Для большего понимания экономических профессий и должностей рекомендую воспользоваться ЕТКСом.

В целом, судя по вашему сообщению, у вас стоит цель контролировать, иметь реальные картинки финансовых потоков, себестоимости производства, прибыльности производства и партий продукции, оценку перспективы в ликвидности (платежи и поступления, баланс денежных средств).

Вообще говоря - это несложная задача (и очень легко решаема, если подходить к ней с умом) - т.е. вам необходимо понимать как вы достигнете свою промежуточную цель по дороге к главной. Особенно простая задача - если бух.учет ведется в белую:
Допустим, вам необходимо построить систему учета затрат, которая бы помогала вам контролировать экономичность своего производства. Тогда последовательность для достижения цели может быть такова:

0. Определиться что вы считаете расходами - расходы, когда вы их понесли, или расходы - когда вы их оплатили. Или и то, и то одновременно;

1. Описать все свои статьи затрат, которые у вас есть:
1.1. Материальные статьи затрат (металл, дерево, кусочки сои, бумага, гсм, и т.д.);
1.2. Трудовые статьи затрат (зарплата рабочих занятых непосредственно в производстве, ЕСН на их официальную часть зарплаты, резервы под отпуск, больничный, премии, прочие компенсации);
1.3. Оборудование (обслуживание оборудования, износ оборудования в процессе производства, ремонты и обновление техники);
1.4. Косвенные расходы (случайные и сезонные - транспортировка на промежуточный склад, обливание холодной водой летом);
1.5. Коммерческие расходы (расходы на продажу, скидки, сауны с клиентами);
1.6. Управленческие расходы (офис, секретарша, бухгалтерское обслуживание, касса, рэкет);

2. Составить расчетные листы в MS EXCEL,
2.1. Убедится, что вы ничего не упустили из статей затрат;
2.2. Ввести единицы учета (тонны дизеля, метры бумаги, штуки производства, человеко-часы);
2.3. Зашифровать вычисления формулами в ячейках;
2.4. (опционально) Проверять по данным бухгалтерского учета фактические результаты калькуляции;

3. Проверить расчеты;
3.1. В течении одного месяца;
3.2. В течении квартала;
3.3. Доработанные калькуляционные листы опробовать в течении полугода;

4. Переносить разработки на учетную систему, чтобы более самостоятельно их не составлять;

Интеграция расчетных листов: бюджетирование (расходная часть составляется на основании отчета по себестоимости), ценообразование зависит от трех факторов (сколько вы хотите зарабатывать, сколько стоит это у ваших конкурентов, сколько это стоит для вас), денежный поток зависит от матрицы договоров и договоренностей с контрагентов;

В принципе вы можете обратится ко мне, я за подобную работу беру 200 р в час (округление в большую сторону).,
Схема такая:
1. Вы высылаете мне задачу;
2. Я ее исполняю, либо запрашиваю дополнительные данные;
3. Высылаю вам результаты;
4. Называю сколько такая работа стоит;
5. Вас устраивает - платите, не устраивает - ну я балбес и простофиля, не буду больше к вам лезть со своими советами;

Я могу сделать все, что описано выше:
1. Составлю листы excel;
2. Дам исчерпывающие консультации по скайп - знания, опыт (особенно если вопросы будут готовы заранее);
3. Подскажу как контролировать того или иного финансиста/бухгалтера;

Коротко о себе: бизнес-аналитик в добычной компании, профессиональный бухгалтер, общий стаж по теме около шести лет (бухгалтер, экономист, аналитик), хочу сделать подобные услуги в качестве своего бизнеса.

Присоединяюсь к мнению Константина.

Но всегда начинайте с внешних целей. Зачем что-то менять собственникам бизнеса? Зачем что-то менять топ-менеджменту?

Когда есть видение и понимание рынка - нет нужды в сложных методах планирования и учета для принятия правильных и целесообразных решений.

Иногда вполне достаточно ОДИН РАЗ обратиться к консультанту, для того, чтобы понять текущую ситуацию и правильные ориентиры для принятия решений. То есть заплатить 200-300 тысяч рублей один раз, чем платить по 50-100 тысяч рублей ежемесячно сотруднику, который при должных знаниях и мотивации может дать нужные экономические выкладки за 3-5 недель.

Управленческий учет - дело всех сотрудников фирмы. Постановка управленческого учета - работа в значительной степени разовая.
Анализ данных управленческого учета - дело всех руководителей подразделений и топ-менеджмента компании. Организация аналитической модели - работа в значительной степени разовая.

Поэтому в подобной ситуации всегда есть смысл сначала пригласить консультанта.

Как правило, в отношении таких специалистов используется повременно-премиальная система оплаты труда (например, 50% -оклад, 50%-премия). С другой стороны, от результата деятельности предприятия работа экономиста мало меняется. Например, от уменьшения объема продаж в ту или другую сторону работы у "экономиста по планированию. " меньше не станет (скорее, даже наоборот). Поэтому премиальная часть зарплаты экономистам выплачивается почти всегда. На Вашем месте я бы использовал повременно-премиальную оплату труда, а по итогам работы за квартал-полугодие (при выполнении плановых показателей по прибыли, затратам и др.) выплачивал бы дополнительный бонус( в конверте или нет - на Ваше усмотрению). Что касается % от прибыли - заманчиво, конечно. Только есть один "подводный камень". В целях увеличения прибыли (и, соотеетственно, своего %), у такого специалиста будет соблазн безосновательно снижать затраты на стадии их планирования, что весьма чревато в будущем.

Читайте также: