Какая профессия у директора

Опубликовано: 03.10.2024

Для успешной работы любой организации нужны не только профессиональные и ответственные исполнители, но и грамотный начальник. Чтобы им стать, недостаточно только лидерских качеств. Будущему руководителю нужно обязательно получить специальное образование в области менеджмента и управления.

Каким должен быть эффективный руководитель?

Профессия руководителя. Учимся управлять

От начальника любого уровня требуются:

  • Заинтересованность в постоянном повышении статуса компании на рынке, готовность каждый день работать над ростом удовлетворенности клиентов и партнеров.
  • Организаторские способности – умение не только правильно координировать подчиненных и налаживать их работу, но и заботиться о комфортных условиях труда, предоставлении социальных гарантий, своевременной выплате заработной платы и т. д.
  • Креативность и предприимчивость – способность планировать свои действия на несколько шагов вперед, принимать нестандартные решения, в отдельных случаях идти на риски ради достижения нужного результата.
  • Сильный и устойчивый характер, способность защищать интересы предприятия и сотрудников в кризисных ситуациях.

Иерархия руководителей в организации

На любом крупном или среднем предприятии существуют три группы руководителей:

  • Начального звена. К таким руководителям относятся должности начальников отделов, мастеров, сержантов, старших медсестер, заведующих кафедрами и т. д. Это самая многочисленная категория начальников, которая несет ответственность за непосредственное управление работой рядовых сотрудников, контролирует выполнение производственных задач. Руководители низшего звена также отвечают за использование сырья, оборудования и других выделенных работникам ресурсов.
  • Среднего звена. Такие руководители работают на должностях заведующих магазинами, директоров офисов, деканов факультетов и т. д. Они возглавляют крупные отделы или подразделения организации и готовят информацию, необходимую для принятия решений вышестоящими руководителями.
  • Высшего звена. К ним относятся генеральные директора, президенты компаний, ректора, министры и т. д. Это руководители с максимальной властью и уровнем ответственности. Они занимаются разработкой и реализацией стратегии развития бизнеса, отвечают за принятие особо важных управленческих решений.

Обязанности руководителя

Трудовые функции руководителя зависят от его уровня и сферы деятельности компании. Но обычно в список обязанностей начальника входят:

  • управление подчиненными, то есть действия, которые предпринимаются для того, чтобы сотрудники выполнили весь доверенный им объем работ в соответствии с поставленной задачей и в установленные сроки;
  • взаимодействие со своей организацией, то есть участие в собраниях, встречах, совещаниях, ведение переписки с вышестоящими руководителями и подчиненными;
  • достижение производственных результатов, то есть все действия, не связанные с управлением подчиненными и с взаимодействием с компанией, по сути – работа в качестве высококвалифицированного менеджера-специалиста;
  • аналитическое осмысление информации, которая нужна для принятия эффективных управленческих решений.

Где обучают руководителей?

Безусловно, руководителю желательно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению, в котором он работает: директору школы – педагогическое, заведующему клиникой – медицинское, начальнику финансового отдела – экономическое и т. д. Но помимо этого необходимо получить и управленческие компетенции. И это можно сделать на дистанционных* программах Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки».

Образование руководителя можно получить на следующих программах:

340 часов (3 мес.)

Подходит для действующих специалистов

  • Продолжительность обучения – 340 часов (3 месяца). Программа рассчитана на тех, кто планирует занять должность руководителя дошкольной организации, хочет познакомиться с теорией и практикой управления ДОУ, эффективным использованием ресурсов, планированием деятельности с учетом ФГОС ДО и другими актуальными вопросами своей будущей деятельности.

620 часов (6 мес.)

Квалификация: Менеджер в социальной сфере

  • Продолжительность обучения – 620 часов (6 месяцев). Программа создана для тех, кто хочет руководить государственными или частными организациями социальной поддержки, некоммерческими и благотворительными фондами. Курс знакомит со спецификой управления организациями социальной сферы, правовыми основами социальной помощи, способами поддержки различных категорий граждан принципами функционирования пенсионной системы РФ и т. д.

Программы дополнительного профессионального образования для руководителей созданы с учетом квалификационных требований. Они позволяют успешно проходить кадровую аттестацию при устройстве на работу или подтверждении соответствия своей квалификации занимаемой должности. По окончании курсов будущим руководителям нужно сдать междисциплинарный экзамен – онлайн-тестирование по всем предметам учебного плана. Те, кто успешно прошел аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке.

Сколько получают руководители?

Уровень заработка зависит от места работы, образования, стажа, должностных обязанностей специалиста и других факторов. Например, по данным статистики зарплат, в среднем руководитель отдела коммерческой фирмы зарабатывает от 90 тысяч рублей в месяц в Москве, 60-90 тысяч рублей в регионах России. Заведующий детским садом в столице получает 54 тысячи рублей, в других регионах страны – от 27 до 43 тысяч рублей. Главный врач может зарабатывать от 100 тысяч рублей Москве и 70-100 тысяч рублей в регионах. Генеральные директора компаний, предприятий, холдингов получают свыше 100 тысяч рублей, а в регионах с крупными производствами, например, Тюменской области, – не менее 200-300 тысяч рублей в месяц.

Быть руководителем – значит не только досконально разбираться в сфере деятельности своего отдела, компании, но и уметь идеально организовывать работу подчиненных, выстраивать долгосрочные планы развития, грамотно реагировать на форс-мажорные ситуации. Если вы чувствуете в себе силы и потенциал, чтобы быть начальником, уделите должное внимание получению знаний в области менеджмента, развитию необходимых профессиональных компетенций. И тогда у вас обязательно получится стать хорошим руководителем.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Заявка на обучение или
консультацию

Заполните форму, и специалист отдела по организации приема свяжется с Вами в ближайшее время.

Сотрудники на должностях с одинаковыми названиями могут заниматься разными задачами. В первой компании человека, отвечающего за стратегию бренда, называют директором по маркетингу, во второй — идейным вдохновителем, а в третьей стратегия бренда — задача генерального директора. Чтобы понять, какой директор чем занимается, мы изучили вакансии и спросили самих директоров.

Анна Симакова

Леонид Клименко

Генеральный директор

Генеральный директор — главный в компании, он подчиняется только владельцу бизнеса. Иногда сам владелец становится генеральным директором в своей компании, а иногда на эту должность нанимают сотрудника или зовут ИП.

Обязанности. Стратегическое управление бизнесом и командой, ведение переговоров с партнерами и инвесторами, организация эффективной работы команды.

Навыки. Список обязательных требований и навыков зависит от задач компании. Задачи генерального директора, нанятого, чтобы вывести на новый рынок натуральный шампунь, будут отличаться от задач директора мясокомбината. Но есть и общие навыки:

  • управление рисками;
  • управление проектами и командой;
  • умение вести переговоры;
  • знание бизнес-процессов;
  • аналитическое мышление;
  • навыки прогнозирования и планирования.

Еще генеральный директор может отвечать за маркетинг компании и формирование команды.

Зарплата на Хедхантере: от 60 000 ₽ до 800 000 ₽

Вакансий в России: 559

Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»

Моя должность называется генеральный директор, и я отвечаю за четыре направления:

  • стратегия;
  • культура;
  • команда;
  • маркетинг.

Стратегия. Чем мы занимаемся, на чём специализируемся, как относимся и общаемся с пациентами, какие у нас цены и какие способы реабилитации используем — это мои вопросы. Еще я занимаюсь связями в медицинском сообществе: с кем дружим, кому доверяем.

Я часто общаюсь с пациентами, иногда сама принимаю звонки, чтобы понять, насколько наши услуги релевантны запросам звонящих. Если есть запрос, но услуги нет, я анализирую, можем ли мы начать это делать и что для этого нужно.

Патернализм — традиционная модель отношений между врачом и пациентов, при которой пациент выступает пассивным субъектом, полностью полагается на врача и не принимает решений о процессе лечения.

Культура. Отвечаю за всё, что касается внешней и внутренней культуры. Я борюсь с патернализмом и веду внутренний тренинг о партнерском подходе между пациентами, врачами и сотрудниками. От культуры коммуникации зависит, насколько жизнеспособна компания в долгосрочном периоде. А мы хотим, чтобы клиника «Три сестры» стала компанией-легендой.

Культура коммуникации важна и для успеха реабилитации. К примеру, мы можем думать, что пациенту важно научиться пересаживаться из кровати в коляску и доезжать до ванны. Если будем его мотивировать тем, что он сам сможет ходить в душ, не факт, что это его замотивирует. А вот вопрос, как ему вернуться на работу, может стать сильной мотивацией.

Врач не может точно знать, чего хочет пациент. Поэтому нужно выявить запрос пациента, а для этого услышать другого человека. Слышать людей — уникальный навык, который часто отсутствует. Мы учимся слушать пациентов и вместе с ними принимать решения, потому что это повышает клинический результат реабилитации.

Команда. Я сама провожу интервью почти со всеми сотрудниками. Узнаю, зачем они пришли, что хотят от работы, о чём мечтают. Затем участвую в разработке программы обучения и оценке навыков новых сотрудников.

Кадрового директора у нас нет, каждый руководитель сам решает эти вопросы. Но есть инструменты — рекрутеры, внутренние тренеры.

Названия должностей вторичны. Важнее люди и их роль в команде. Есть сотрудники, которые сильно влияют на компанию, но они не называются директорами. Я часто замечаю, что чем проще человек говорит о себе — например, я просто медсестра, я просто инженер, — тем сильнее он влияет на судьбу компании. Название — это статусная вещь, которая нужна, чтобы решать вопросы с налоговой и проверяющими.

Финансовый директор

Финансовый директор отвечает за деньги компании: сколько есть, на что тратятся, сколько налогов нужно заплатить. Занимается финансовым планированием и бюджетированием.

Обязанности. Управлять финансами компании, создать и поддерживать систему показателей, которая помогает менеджерам принимать решения. Взаимодействовать с налоговой, банками и контролирующими органами по всем бухгалтерским вопросам.

Навыки. В некоторых вакансиях от финансового директора хотят амбициозности, бесконечной жажды развития, улучшения себя и мира, но в целом требования к навыкам такие:

  • финансовый анализ;
  • бюджетирование;
  • управление финансовыми рисками;
  • финансовый контроль;
  • оптимизация затрат;
  • антикризисное управление;
  • умение работать с 1С: Финансы и 1С: Управление предприятием.

Зарплата на Хедхантере: от 65 000 ₽ до 1 000 000 ₽

Вакансий в России: 402

Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»

В нашей клинике финансовый директор отвечает за безопасность компании в отношениях с налоговой и за соблюдение законов — это базовая обязанность. Вторая часть работы связана с финансовыми показателями.

У нас есть ресторан, который обеспечивает питание сотрудников и пациентов. Задача финансового директора — создать для ресторана такую систему, чтобы мы могли видеть, сколько продуктов тратим каждый день и на какую сумму.

Условно: бюджет на день — 700 рублей, сегодня потратила 1000 рублей; если мы видим этот показатель, можем скорректировать завтрашнее меню, чтобы сэкономить 300 рублей.

Или наоборот: идет пост, все берут что-то овощное, значит, к Пасхе мы можем позволить себе более дорогие продукты. Если повар видит этот показатель каждый день, он может сразу регулировать затраты.

Задача финансового директора — настроить показатели для каждого руководителя так, чтобы было видно, какая сейчас ситуация и как на нее повлиять. Например, уменьшить расходы, увеличить порции, нанять или уволить помощника.

Финансовый директор обеспечивает систему показателей, чтобы другие принимали решения. Но принимать решения он не должен. Может задавать вопросы, предлагать что-то, но конечное решение остается за руководителями направлений.

Например, старшая медсестра отвечает за медикаменты, у нас финансовый директор не может сказать ей, что вот эти лекарства мы не будем покупать. Но он может задать вопросы: а в скольких аптеках мы смотрели цену, какие у нас запасы?

Исполнительный или операционный директор

Исполнительный, операционный или управляющий директор — это заместитель генерального директора. Может замещать его в компании в целом или в одном филиале, подразделении.

Обязанности. Следить за финансами, логистикой, производством, закупками компании, управлять сотрудниками и создавать комфортную рабочую обстановку. Готовить отчеты для генерального директора или совета директоров.

Навыки. От исполнительного директора требуется знать специфику бизнеса, например, его могут нанять для запуска бетонного завода, тогда он должен разбираться в бетонных нюансах. А вот для работы в интернет-магазине нужно изучить специфику электронной коммерции. В целом понадобятся такие навыки:

  • управление персоналом;
  • умение ставить четкие цели и достигать их;
  • ведение переговоров;
  • бюджетирование;
  • стратегическое планирование;
  • управление проектами и процессами;
  • знание бизнес-процессов.

Зарплата на Хедхантере: от 85 000 ₽ до 500 000 ₽

Вакансий в России: 376

Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»

У нас операционный директор — это заместитель генерального по всем возможным вопросам. Наша операционный директор раньше работала в гостиничном бизнесе, поэтому она в большей степени отвечает за номерной фонд клиники: как бронируют номера, как готовят к заезду и выезду, отвечает за чистоту и безопасность.

Например, есть запрос на двухместный номер, а у нас остались только одноместные. Что делать? Этот вопрос решает операционный директор.

Еще на ней много маркетинговых задач: как измеряем эффективность, какие показатели оцениваем и что можно настроить по-другому. Еще она общается с пациентами, контролирует агентство интернет-маркетинга и налаживает контакты с благотворительными фондами: узнаёт, как можно сотрудничать, какие есть особенности учета и сбора документов у каждого из фондов.

Производственный директор

Производственный директор, или директор по производству — это сотрудник с профильным образованием и навыками управленца. Например, производственный директор на нефтеперерабатывающем заводе должен знать технологии переработки нефти и газа, на молочном заводе — технологии производства молока.

Обязанности. Контролирует сотрудников, оборудование, повышает эффективность производства и обеспечивает бесперебойную работу.

Навыки. Нужны профильные навыки, которые зависят от отрасли, и общие управленческие:

  • управление производством и персоналом;
  • охрана труда;
  • знание и соблюдение законодательных требований и норм отрасли;
  • контроль качества продукции;
  • знание технологии производства;
  • работа с проектной документацией;
  • бюджетирование и планирование.

Зарплата на Хедхантере: от 75 000 ₽ до 800 000 ₽

Вакансий в России: 295

Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»

Мы — клиника, поэтому у нас не производственный директор, а медицинский. Обычно в клиниках есть главный врач, но в нашем его нет, а есть два органа: медицинское управление и медицинский директор.

Задачи медицинского директора меняются каждый год. В этом году его задача — отладить систему внутреннего обучения. У нас есть свои эксперты, и мы решили сделать внутреннюю школу, чтобы все сотрудники могли повышать уровень знаний. Медицинский директор должен развить школу, разработать программу обучения и систему оценки результатов.

В позапрошлом году у медицинского директора была другая задача — открыть детское направление, решить, какая команда будет работать, какие методы реабилитации будем использовать и как общаться с родителями.

До этого — разработать систему оценки качества, чтобы понимать, хорошо мы работаем или нет. В медицине много субъективного, а мы пытаемся оцифровать показатели.

Еще он помогает с медицинской стратегией — это определение направлений, которыми мы занимаемся: с какими диагнозами принимаем на реабилитацию, какие методики помощи используем.

Директор по развитию

Директор по развитию — это стратег, который делает так, чтобы компания зарабатывала больше. Он может вывести товар на новые рынки, найти крупных корпоративных клиентов, повысить эффективность продвижения или выступать на конференциях, чтобы заинтересовать инвесторов. Главное — двигать компанию вперед.

Обязанности. Стратегическое развитие, оценка эффективности работы компании, выявление потребностей клиентов и создание продуктов для их удовлетворения.

Навыки. Умение убеждать и брать на себя ответственность за результат, и кроме того:

  • стратегическое планирование;
  • ценообразование;
  • разработка продуктов;
  • привлечение новых клиентов;
  • мониторинг рынка;
  • анализ конкурентов;
  • разработка стратегии продаж;
  • управление персоналом.

Зарплата на Хэдхантере: от 115 000 ₽ до 3 000 000 ₽

Вакансий в России: 509

Арт-директор

Арт-директоры бывают двух видов: первые работают с дизайном, а вторые организуют праздники, концерты, мероприятия. Первые чаще всего встречаются в веб-студиях, дизайнерских бюро, а вторые — в ресторанах, ночных клубах, торговых центрах и рекламных агентствах.

Обязанности. Разработка креативной и визуальной концепции продуктов и проектов. Контроль и развитие команды: дизайнеров, менеджеров, художников, модельеров.

Навыки. Конечно, креативность! А кроме нее:

  • графический дизайн;
  • фотошоп, иллюстратор;
  • 3D-моделирование;
  • веб-дизайн;
  • моушн-дизайн;
  • насмотренность;
  • управление командой.
  • организация мероприятий;
  • поиск и найм артистов для выступлений в ночных клубах;
  • поиск площадок для концертов и выступлений;
  • работа с билетными сервисами.

Зарплата на Хедхантере: от 55 000 ₽ до 250 000 ₽

Вакансий в России: 126

Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»

У нас арт-директор отвечает за визуальное единство клиники, сайта, рекламы и журнала.

Директор по продажам

Директор по продажам, он же коммерческий директор, занимается продажами: составляет план продаж и обеспечивает его выполнение. Для этого он управляет командой менеджеров по продажам и сотрудничает с отделом маркетинга.

Обязанности. Увеличивать объемы продаж, привлекать новых и удерживать существующих клиентов, участвовать в ценообразовании.

Навыки. Директор по продажам не покрывается холодным потом, когда нужно сделать холодный звонок, а еще умеет:

  • стратегически мыслить;
  • привлекать корпоративных клиентов;
  • удерживать клиентов;
  • оценивать качество работы сотрудников отдела продаж;
  • мотивировать команду;
  • контролировать дебиторскую задолженность и добиваться ее погашения;
  • эффективно использовать маркетинговые инструменты;
  • продавать.

Зарплата на Хедхантере: от 90 000 ₽ до 1 000 000 ₽

Вакансий в России: 442

Рассказывает Леонид Клименко, эксперт по построению отделов продаж

Директор по продажам — это управленец, а не лучший продавец.

Некоторые ошибочно ставят на должность директора по продажам того, кто продает больше всех в отделе. Так они лишаются лучшего продавца и получают плохого управленца. Директора по продажам, выросшего из менеджера, нужно заранее готовить: пару месяцев давать ему мелкие управленческие задачи, смотреть на результат и помогать.

Менеджер по продажам — ремесленник, он умеет делать руками, а директор — это управленец, и его задача в том, чтобы организовать результат руками других.

Айти-директор

Айти-директор отвечает за автоматизацию бизнес-процессов, защиту информации и внедрение технологий в производственные процессы. Еще он управляет командой айти-специалистов.

Обязанности. Искать и внедрять айти-инструменты, которые помогут компании работать эффективнее и зарабатывать больше.

Навыки. Главный навык — уверенно пользоваться ПК, а еще:

  • стратегическое мышление;
  • бюджетирование;
  • управление айти-командой и проектами;
  • обеспечение информационной безопасности;
  • работа с серверами;
  • оптимизация бизнес-процессов;
  • адаптация программного обеспечения под нужды компании;
  • разработка и внедрение собственных программ.

Зарплата на Хедхантере: от 100 000 ₽ до 1 000 000 ₽

Вакансий в России: 96

Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»

В нашей клинике переплетено много отраслей: медицина, гостиничный бизнес, ресторан. Наш айти-директор помогает автоматизировать процессы в каждом направлении и соединять их в общую систему.

У нас есть программы с бронированием, учетом обращений, историями болезней, расписанием дня пациентов и врачей, расходами продуктов в ресторане. Мы брали готовые программы и адаптировали под себя: привлекали к этому процессу врачей, чтобы вшить в программу медицинские протоколы, защищающие от ошибок. Айти-директор учитывает и техническую часть программы, и поведенческую, то есть делает интерфейс таким, чтобы людям было проще поменять свои привычки и работать с новой программой.

Айти-директор управляет командой, которая отвечает за техническую реализацию, а он сам больше аналитик. Разбирается:

  • как устроен бизнес;
  • какие процессы влияют на эффективность;
  • какой путь проходит пациент;
  • какие потребности есть у персонала, чтобы хорошо заботиться о пациентах.

Без этого невозможно создать хорошую айти-систему.

Региональный директор

Региональный директор — это что-то между генеральным и исполнительным директором, которого отправили работать в другой регион, город или страну. Иногда его называют территориальным директором. Он может совмещать функции кадрового, финансового и производственного директоров.

Обязанности. Управлять бизнесом на вверенной территории.

Навыки. Кроме умения быстро проходить акклиматизацию, региональному директору понадобятся такие навыки:

  • организация работы филиала, подразделения или торговой точки;
  • поиск подходящего офисного, складского или торгового помещения;
  • подбор и обучение персонала;
  • управление продажами и выполнение планов;
  • бюджетирование;
  • стратегическое мышление;
  • поиск новых каналов продвижения;
  • работа по стандартам и регламентам компании.

Зарплата на Хэдхантере: от 55 000 ₽ до 400 000 ₽

Вакансий в России: 803

Директор по маркетингу

Директор по маркетингу, рекламе и продвижению делает так, чтобы о компании знали все, любили ее, покупали товары и оставляли заявки на сайте. Для этого он постоянно экспериментирует с маркетинговыми инструментами, каналами продвижения и просит поиграться со шрифтами.

Обязанности. Обеспечить узнаваемость бренда, увеличить количество заявок, продаж или клиентов.

Навыки. Директор по маркетингу сочетает в себе креативность и аналитическое мышление, он должен:

Профессия директор, её краткая характеристика и особенности

Директор — это человек, который управляет определённой фирмой/учреждением/и т.д. Он должен осуществлять контроль всех процессов, происходящих в пределах управляемой им организации, контроль всех работников и их продуктивности, заниматься планированием и взаимодействовать с директорами других организаций. Каждая компания имеет отделы (к примеру, отдел кадров, отдел маркетинга и т.д.)

Начальник каждого такого отдела должен предоставлять директору рапорты и отчёты по поводу всей выполненной работы, затрат и прочей информации. Для того, чтобы осуществить то или иное действие, которое раньше в организации не выполнялось, начальник отдела должен предоставить документ директору, а тот в свою очередь с ним ознакомиться и в случае согласия подписать.

Для того, чтобы получить должность директора необходимо, безусловно, очень быстро расти по карьерной лестнице или иметь огромный опыт, позволяющий сразу попробовать себя. Директор должен обладать следующими качествами: честностью, умением вести контроль, собранностью, организованностью, умением проводить исследования и анализировать, умением прогнозировать состояние организации через определённое время, знаниями закона. Также каждый директор должен быть не просто теоретиком, но и практиком.

Директорами можно работать в государственных и частных организациях, культурных предприятиях. Плюсы данной работы в высокой оплате труда, в чувстве собственного достоинства, находящемся на высоком уровне. Но минусы в том, что от работы директора зависит непосредственно успех самой организации, необходимо быть очень собранным и квалифицированным. Рассмотрим подробнее некоторые виды этой профессии.




Профессия: начальник

Профессия: начальник

Главным в правительстве РФ по Арктике назначен молодой парень, не имеющий к Арктике никакого отношения. У новоназначенного начальника Арктики типично-современная биография: самоделочный гуманитарный институт, каких шустрые люди наоткрывали в каждой подворотне в эпоху Большого Кидка; непосредственно по окончании — руководящая работа в родном вузе, дальше — что-то невнятно-инновационное и, безусловно, денежное. И вот — главный по Арктике.

О дивная ирония истории! Когда валили КПСС, передовая интеллигенция пылко негодовала: партиец-номенклатурщик вчера сидел в райкоме, сегодня руководит баней, а завтра его бросили на культуру — какая вопиющая некомпетентность! Бывало такое? Безусловно, бывало. Проштрафившихся министров и секретарей обкомов отправляли послами в не слишком важные страны, неудачливых цековцев назначали заместителями директоров НИИ. Но при этом правильным считался иной подход: руководить должен тот, кто предметно знает дело и прошёл все ступени соответствующей иерархии.

Невозможно было даже представить себе директора завода — не инженера. Или директора школы — не учителя. Или директора совхоза — не агронома или зоотехника, а, например, бухгалтера или философа. Советская система была — в замысле! — ориентирована на специалистов. Это отразилось даже в терминологии. Руководитель больницы назывался главрач, руководитель газеты — главный редактор.

Большевики в силу исторического опыта были навсегда ушиблены отсутствием или острым недостатком специалистов. Специалист — это было что-то сакральное; даже выпускников вузов называли «молодые специалисты».

И вот после капиталистической революции всё дивно переменилось. В наши палестины пришло известие: менеджер — это особая профессия; чтобы руководить чем-то, вовсе не требуется быть специалистом в этом деле.

Что надо? Надо уметь руководить. А чем именно руководить — это дело десятое. Во всех цивилизованных странах — так. А в те времена ссылка на все цивилизованные страны было как у средневекового схоласта ссылка на Священное Писание или труды Аристотеля — с чем не моги спорить. На самом деле, в цивилизованных странах есть разные взгляды на это дело. Есть подход, условно, немецкий: руководитель должен вырасти в своей отрасли и, условно, американский: руководитель — это универсальный топ-менеджер. В Советском Союзе был немецкий подход, и это работало: всё-таки сумели выстроить вторую промышленность в мире. Но в такие детали наши реформаторы впопыхах не вникли. В результате множество промышленных и иных предприятий попало в руки неумех-импровизаторов. Руководили они только финансовыми потоками, и понять их можно: ничего специфического они не знали, а бухгалтерия — везде едина. Уверена: учение об универсальности менеджмента внесло свой разрушительный вклад в крушение экономики. Универсальный менеджер шёл рука об руку с эффективным собственником и прошли они по нашей земле словно мамаево нашествие.

Психологи давно установили: чтобы стать профессионалом какого-то дела (нет, вовсе не выдающимся знатоком и умельцем — просто профессионалом), надо отработать по специальности 10 тыс. часов. Не трудитесь считать: это 5 лет работы по восемь часов в день. Без достижения этого — минимального — «налёта» нельзя никого назначать никаким руководителем. Очень хочется парню «порулить»? Ну, создай свой бизнес и рули на здоровье. На свой риск.

Пора, на мой взгляд, перестать выдавать выпускникам вузов дипломы «менеджеров». Ну какие они менеджеры? Курам на смех. Умение руководить складывается из двух факторов: знания дела и личной предрасположенности к руководству людьми. Это свойство нынче принято называть лидерством. Ну, лидерство так лидерство. Важно только понять, что это ценное качество выявляются никак иначе, как на практике, «в процессе производства», как выражались в советское время. Нет производства, нет дела — нет и никаких лидеров. Их не за партой учат.

А как же легендарное МВА, с которым так носились лет десять назад? Наверное, кое-какие курсы МВА могу быть полезны, если туда поступает человек, который уже поработал, чем-то пытался руководить, набрал кое-какого опыта — и вот ему помогают этот опыт уложить в голове, чем-то дополнить, обменяться им с другими подобными людьми. А МВА без опыта — это просто строчка в CV. Многие из курсов МВА — это просто сбор денег с доверчивых людей; не случайно популярность этого вида образования падает, притом во всём мире.

Если мы хотим остановить деградацию, нам нужны руководители-специалисты. На каком-то этапе карьеры их полезно послать в какое-то специальное учебное заведение, где поучить экономике, психологии, юриспруденции, практике ведения переговоров, да мало ли чему ещё полезно поучить для расширения кругозора. Это вроде военной академии для офицера: чтобы перейти на новый уровень, надо поучиться.

Бывают ли исключения — руководители милостью божией? Бывают. Но на исключениях жизнь не построишь. А нам нужно заново отстраивать нашу жизнь. Иначе, как говорил тов. Сталин, — «нас сомнут».

Автор Татьяна Владимировна Воеводина — предприниматель, сельхозпроизводитель, публицист и блогер.

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)



Генеральный директор

Им является руководитель коммерческого предприятия. Его задача заключается соответственно в руководстве и контроле деятельности предприятия. Именно генеральный директор несёт ответственность за всё произошедшее в пределах предприятия, за все решения. Именно это должность является одной из самых высокооплачиваемых.

В обязанности генерального директора входит контроль деятельности организации, планирование бюджета, принятие основных решений и прочее (зависит от сферы предприятия и его масштабов).

Для того, чтобы стать генеральным директором необходимо свободно говорить на иностранном языке (обычно на английском), иметь опыт работы более двух лет на должности руководителя, знать закон, уметь пользоваться компьютером и, естественно, иметь высшее образование.

Каким личностными качествами должен обладать директор?


Работа директора предполагает наличие у руководителя, прежде всего, таких личностных качеств, как ответственность и организаторские способности. Кроме того, директор не сможет эффективно выполнять свои обязанности, если не будет обладать:

  • высокоразвитой интуицией;
  • обостренным чувством справедливости;
  • задатками лидера;
  • аналитическим складом мышления;
  • стрессоустойчивостью;
  • коммуникабельностью;
  • способностью находить компромиссные решения;
  • целеустремленностью;
  • стремлением к самосовершенствованию.

Если же говорить о профессиональных качествах директора, то здесь необходимо выделить необходимость глубоких познаний в:

  • основополагающих правовых актах, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность предприятий;
  • принципах составления бизнес-планов;
  • современных методах управления;
  • основах управления финансовыми активами предприятия;
  • способах организации труда и производства;
  • структурных особенностях предприятий;
  • области экономики и менеджмента.

Коммерческий директор

Такое название имеет должность главного менеджера, занимающегося закупками, продажами, а также маркетинговой и логистической деятельностью организации. Иногда коммерческий директор подбирает персонал.

Коммерческий директор — этой первый помощник генерального директора. Обязанности коммерческого директора очень сильно различаются в различных организациях, но в целом они представляют собой следующие пункты: создание плана развития организации, мотивация сотрудников, контроль определённых отделов (на выбор генерального директора),управление деятельностью по продажам, контроль ценовой политики и маркетинга.

Коммерческий директор должен иметь высшее образование, иметь опыт работы менеджером более трёх лет, разбираться в маркетинге, уметь вести переговоры, быть лидером, знать иностранный язык.

Как стать руководителем?

Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.

Сейчас на руководящие посты крайне редко назначают людей без вузовского диплома: со средним образованием можно стать, разве что бригадиром или технологом. Впрочем, из этого правила есть и исключения: иногда ключевые должности занимают и уникальные самородки, обладающие, с точки зрения руководства, необходимыми для этой работы качествами.

Менеджеров в различных сферах (гостиничном бизнесе, торговле, производстве и так далее) готовят обычно профильные вузы, однако есть и ряд специализированных университетов управления.

Очень ценятся специалисты, окончившие специальные школы менеджеров на базе высшего образования за рубежом: например, американские МВА. Однако для того чтобы стать хорошим руководителем, одного только высшего образования мало. Да и большого опыта работы по специальности порой недостаточно: нужно не только безукоризненно справляться со своими обязанностями, но и доказать способность управлять деятельностью других сотрудников.

Проявить себя можно в любом возрасте, ведь сейчас во главу угла ставится профессионализм менеджера, определяющий эффективность организации процесса!

Финансовый директор

Финансовый директор — это управляющий денежной системой организации, осуществляющий контроль финансов. Финансовый директор, как и комменрческий, находится в подчинении у генерального директора. От работы финансового директора зависит состоянии всей организации и её стабильность в финансовом плане.

Финансовый директор должен управлять денежными потоками организации, заниматься финансовой политикой, анализировать финансовые отчёты, снижать риски и обеспечивать финансовую стабильность. Такой директор должен иметь высшее экономическое образование, владеть пакетом Microsoft Office, уметь вести переговоры и составлять отчёты.

Директоры магазина и ресторана

Данные виды директоров относятся к совершенно другой сфере и имеют схожие черты. Они являются владельцами определённого заведения, контролируют работу подчинённых: продавцов и администраторов, официантов соответственно. Также они должны планировать бюджет организации, разбираться во внешнеторговых связях, иметь информацию о правовых актах и законах, анализировать все происходящие события. Такие директоры также должны быть ответственными и собранными, так как от их работы зависит их заведение.

Директор школы

Так называется руководитель учебного заведения. Он ведёт отчётную деятельность, анализирует получаемые данные, принимает новых учеников на учёбу, анализирует успеваемость после каждой четверти, контролирует работу учителей, решает возникающие вопросы между любыми сторонами, нанимает новых сотрудников.

Директор школы должен быть непредвзятым, честным, серьёзным, уметь решать любые вопросы, касающиеся как учебного процесса, так и каких-либо личных разногласий учеников при необходимости.

Есть славные профессии — строитель, юрист, врач, архитектор и тысячи других. Им учат в техникумах и вузах. Но на сегодняшний день есть одна, востребованная больше других. Эта профессия стоит в стороне от системы образования. Однако именно она обеспечивает КПД всех остальных. Имя ей — руководитель.

Чего ждут от руководителя подразделения

Для понимания сути работы руководителя важно учесть, что он является одновременно начальником (для сотрудников) и подчиненным (для вышестоящего лица). Иными словами, находится «между молотом и наковальней».
Чего ожидают от руководителя подразделения сверху (генеральный директор, владелец бизнеса):
- порядка во вверенном подразделении в широком смысле, а именно: когда сотрудники адекватны и лояльны к компании;
- качества труда — среднего по компании: не хуже и не лучше;
- отсутствия системных ошибок (когда хронически не получается что-то одно). При наличии таковых владельцы сначала меняют руководителя, а потом штат подразделения.
Чего ждут от руководителя сотрудники:
- исполнения роли профсоюзного лидера, то есть отстаивания интересов сотрудников;
- внимания к успехам, снисходительности к ляпам и нарушениям трудовой дисциплины;
- создания комфортной зоны определенности в завтрашнем дне;
- прорисовки очередной ступеньки профессионального роста (для активных сотрудников);
справедливой зарплаты.
Как эти интересы увязать друг с другом? Есть замечательная иллюстрация к этой ситуации.
Однажды одного из лучших дворецких Англии спросили:
— Скажите, Джон, как вы поведете себя в такой ситуации: вы со своим хозяином идете выбирать костюм и галстук на деловой прием в правительстве. Хозяину очень понравился один галстук к костюму. Но вы видите, что он не в тон и будет нелепо смотреться на деловом приеме. Ваши действия?
— Никаких проблем, — говорит Джон, — я объясню хозяину, что этот галстук не подходит.
— Но, Джон, — не унимается репортер, — а если хозяин будет настаивать на своем выборе?
— Да нет никаких проблем, — снова отвечает Джон. — Я просто вспомню, кто мне платит деньги.
Работа руководителя строится на презумпции правоты владельца бизнеса или топ-менеджера. С горки виднее. Наша русская тяга к правдоборству любой ценой заслуживает уважения, но к управлению не относится.
Если вы заметили какие-то ошибки, то нужно убедить высший менеджмент в принятии другого, оптимального, на ваш взгляд, решения. Разумнее это делать с цифрами в руках. Если собственник или главный акционер говорит:
«Я все равно хочу так», то, по большому счету, деньги — его, и риски, которые он берет, — тоже его. Иначе получится, что руководитель подразделения взял на себя функ-ции собственника, которых на него никто не возлагал, и влезает в роль профсоюзного лидера, которая ему тоже не вручалась.

Ключевые контрольные точки

Ключевые функции руководителя: планирование, организация, мотивация, контроль. Но функции не ценны сами по себе. Они имеют смысловое наполнение, только если выполняются для какого-либо конкретного результата. В этом контексте важно понимать типовые контрольные точки, влияющие на достижение (недостижение) сотрудником или коллективом результата.
Допустим, что R — это тот результат, к которому мы хотим прийти (повышение качества обслуживания, увеличение объема продаж, лояльность клиентов). То есть результат той работы, которую выполняют сотрудники вместе или каждый отдельно взятый.
На достижение результата влияют два фактора:
— правильное выполнение сотрудником своей работы (без частых и существенных ошибок);
— заинтересованное выполнение работы сотрудником.
Обратите внимание, что к нужному нам результату мы придем при наличии именно этих двух позиций. При условии строго правильного выполнения, но в отсутствие заинтересованности дело не сдвинется. А если у нас очень инициативный неопытный сотрудник, возникает другая серьезная опасность («хуже дурака — только дурак с инициативой»).
Задача руководителя — соблюдение баланса, когда подотчетные сотрудники умеют выполнять работу правильно и им интересно это делать. Сочетание правильного и заинтересованного выполнения дает нам нужный КПД.
А это влияет на те самые пять контрольных точек.
1. Правильное выполнение — когда сотрудники владеют навыками в необходимом объеме. Если сотрудник не умеет что-то делать, задача руководителя — организовать обучение.
2. Знают ли ваши сотрудники стандарты работы? Есть навыки конкретного сотрудника, а есть опыт и стандарты компании, опыт других людей и компаний. Если мы мало внимания уделяем стандартизации, то сотруднику приходится самому разбираться в работе, периодически делая ошибки. Если руководитель не стандартизирует работу сотрудника, то он обречен на вечное недовольство им, а сотрудник — на недоумение, что же не нравится руководителю.
Хорошая, сплоченная команда — это коллектив, который формируется двумя одновременными процессами: сплачивание костяка тех, кто понимает задачи, и вымывание тех, кто не понимает (даже если они приносят много денег).
Владение стандартом работы прямо влияет на правильное выполнение работы. Если сотрудники часто делают ошибки, автоматическая реакция руководителя такова: обратить внимание на то, что случилось, и разобраться, почему пошли ошибки. Единичный ли это случай или ошибки делают несколько человек? Психологический вопрос или проблема на внешне благополучном фоне? Если личностный фактор исключается, то это, скорее, недоработка руководителя.
3. Зарплата. Имеется в виду не наличие зарплаты как факт и не ее размеры, а прозрачность и понятность начисления. Логика проста: если сотрудник может предварительно рассчитать себе зарплату, это говорит о прозрачности принципа начисления. Если персонал удивляется каждый раз, когда заглядывает в расчетную ведомость, это значит, что зарплата не мотивирует.
Для сотрудников понятность и прозрачность начисления зарплаты важнее, чем ее размер. Речь не идет о разнице 100$ и 1000$. Но если разница в пределах 10-15%, то мотивирующим является именно фактор прозрачности. Если сотрудник «непрозрачно» получит больше, то воспримет это со стыдливой радостью («а вдруг отберут?»). Причины разночтений при начислении зарплаты необходимо выискивать всегда.
4. Мотивация. Когда, как часто и в каких случаях мы поддерживаем подчиненных и отмечаем их успех?
Есть очень простая и эффективная закономерность: если сотрудник что-то делает не так, мы его непременно наказываем, и сотрудник понимает, что он делает что-то не так. Но понимает ли он в этот момент, как правильно? Для этого надо научить сотрудников:
- вас слышать;
- отличать оправдания от обоснований;
- «продавать» свои выговоры подчиненным (донести так, чтобы убедил).
Становясь руководителями подразделений, вы обязаны знать, что будет результатом управленческого действия. Важно не просто дать распоряжение, а сделать так, чтобы его адекватно услышали. Общение должно идти не однонаправленно. Суть мотивации — ловить людей на «хорошем», за-креплять правильное поведение. Помните: поведение, которое поощряется, — всегда закрепляется.
5. Контроль. Проверяете ли вы регулярно, как работают сотрудники, есть ли у них блеск в глазах? Рассмотрим ситуацию: персонал не выполняет дистрибьютор-ские обязательства. Что мы делаем в этой ситуации? Наблюдаем (по схеме) за сотрудниками, прислушиваемся к мнению супервайзера, учитываем личный опыт, выясняя степень заинтересованности и правильность выполнения персоналом должностных обязанностей.
Если сотрудники недостаточно приветливы с клиентами, не предлагают им новинки, неправильно выкладывают товар, то в графе «правильное выполнение» ставим «минус». При заинтересованном выполнении: сотрудники инициативны, в глазах блеск — ставим «плюс». Затем определяем шаги для устранения недостатков в работе. В данном случае потребуется вложить больше средств в обучение, чтобы сотрудники овладели навыками мерчандайзинга, умением аргументированно убеждать руководителя торговой точки. Ведь нередко торговый представитель, приходя в магазин, не умеет правильно предложить товар, рассказать о новинках.
Если в конкретной ситуации итоговый результат (R) падает, то, прежде чем начать что-то менять, руководитель должен «пробежаться» по пяти ключевым контрольным точкам. Выяснить, как поставлены контроль, стандарты, навыки, зарплаты и мотивация.
А уж потом.

Профессия директор, её краткая характеристика и особенности

Директор — это человек, который управляет определённой фирмой/учреждением/и т.д. Он должен осуществлять контроль всех процессов, происходящих в пределах управляемой им организации, контроль всех работников и их продуктивности, заниматься планированием и взаимодействовать с директорами других организаций. Каждая компания имеет отделы (к примеру, отдел кадров, отдел маркетинга и т.д.)

Начальник каждого такого отдела должен предоставлять директору рапорты и отчёты по поводу всей выполненной работы, затрат и прочей информации. Для того, чтобы осуществить то или иное действие, которое раньше в организации не выполнялось, начальник отдела должен предоставить документ директору, а тот в свою очередь с ним ознакомиться и в случае согласия подписать.

Для того, чтобы получить должность директора необходимо, безусловно, очень быстро расти по карьерной лестнице или иметь огромный опыт, позволяющий сразу попробовать себя. Директор должен обладать следующими качествами: честностью, умением вести контроль, собранностью, организованностью, умением проводить исследования и анализировать, умением прогнозировать состояние организации через определённое время, знаниями закона. Также каждый директор должен быть не просто теоретиком, но и практиком.

Директорами можно работать в государственных и частных организациях, культурных предприятиях. Плюсы данной работы в высокой оплате труда, в чувстве собственного достоинства, находящемся на высоком уровне. Но минусы в том, что от работы директора зависит непосредственно успех самой организации, необходимо быть очень собранным и квалифицированным. Рассмотрим подробнее некоторые виды этой профессии.




Профессия — руководитель

Есть славные профессии — строитель, юрист, врач, архитектор и тысячи других. Им учат в техникумах и вузах. Но на сегодняшний день есть одна, востребованная больше других. Эта профессия стоит в стороне от системы образования. Однако именно она обеспечивает КПД всех остальных. Имя ей — руководитель. Чего ждут от руководителя подразделения Для понимания сути работы руководителя важно учесть, что он является одновременно начальником (для сотрудников) и подчиненным (для вышестоящего лица). Иными словами, находится «между молотом и наковальней». Чего ожидают от руководителя подразделения сверху (генеральный директор, владелец бизнеса): — порядка во вверенном подразделении в широком смысле, а именно: когда сотрудники адекватны и лояльны к компании; — качества труда — среднего по компании: не хуже и не лучше; — отсутствия системных ошибок (когда хронически не получается что-то одно). При наличии таковых владельцы сначала меняют руководителя, а потом штат подразделения. Чего ждут от руководителя сотрудники: — исполнения роли профсоюзного лидера, то есть отстаивания интересов сотрудников; — внимания к успехам, снисходительности к ляпам и нарушениям трудовой дисциплины; — создания комфортной зоны определенности в завтрашнем дне; — прорисовки очередной ступеньки профессионального роста (для активных сотрудников); справедливой зарплаты. Как эти интересы увязать друг с другом? Есть замечательная иллюстрация к этой ситуации. Однажды одного из лучших дворецких Англии спросили: — Скажите, Джон, как вы поведете себя в такой ситуации: вы со своим хозяином идете выбирать костюм и галстук на деловой прием в правительстве. Хозяину очень понравился один галстук к костюму. Но вы видите, что он не в тон и будет нелепо смотреться на деловом приеме. Ваши действия? — Никаких проблем, — говорит Джон, — я объясню хозяину, что этот галстук не подходит. — Но, Джон, — не унимается репортер, — а если хозяин будет настаивать на своем выборе? — Да нет никаких проблем, — снова отвечает Джон. — Я просто вспомню, кто мне платит деньги. Работа руководителя строится на презумпции правоты владельца бизнеса или топ-менеджера. С горки виднее. Наша русская тяга к правдоборству любой ценой заслуживает уважения, но к управлению не относится. Если вы заметили какие-то ошибки, то нужно убедить высший менеджмент в принятии другого, оптимального, на ваш взгляд, решения. Разумнее это делать с цифрами в руках. Если собственник или главный акционер говорит: «Я все равно хочу так», то, по большому счету, деньги — его, и риски, которые он берет, — тоже его. Иначе получится, что руководитель подразделения взял на себя функ-ции собственника, которых на него никто не возлагал, и влезает в роль профсоюзного лидера, которая ему тоже не вручалась.


Ключевые контрольные точки Ключевые функции руководителя: планирование, организация, мотивация, контроль. Но функции не ценны сами по себе. Они имеют смысловое наполнение, только если выполняются для какого-либо конкретного результата. В этом контексте важно понимать типовые контрольные точки, влияющие на достижение (недостижение) сотрудником или коллективом результата. Допустим, что R — это тот результат, к которому мы хотим прийти (повышение качества обслуживания, увеличение объема продаж, лояльность клиентов). То есть результат той работы, которую выполняют сотрудники вместе или каждый отдельно взятый. На достижение результата влияют два фактора: — правильное выполнение сотрудником своей работы (без частых и существенных ошибок); — заинтересованное выполнение работы сотрудником. Обратите внимание, что к нужному нам результату мы придем при наличии именно этих двух позиций. При условии строго правильного выполнения, но в отсутствие заинтересованности дело не сдвинется. А если у нас очень инициативный неопытный сотрудник, возникает другая серьезная опасность («хуже дурака — только дурак с инициативой»). Задача руководителя — соблюдение баланса, когда подотчетные сотрудники умеют выполнять работу правильно и им интересно это делать. Сочетание правильного и заинтересованного выполнения дает нам нужный КПД. А это влияет на те самые пять контрольных точек. 1. Правильное выполнение — когда сотрудники владеют навыками в необходимом объеме. Если сотрудник не умеет что-то делать, задача руководителя — организовать обучение. 2. Знают ли ваши сотрудники стандарты работы? Есть навыки конкретного сотрудника, а есть опыт и стандарты компании, опыт других людей и компаний. Если мы мало внимания уделяем стандартизации, то сотруднику приходится самому разбираться в работе, периодически делая ошибки. Если руководитель не стандартизирует работу сотрудника, то он обречен на вечное недовольство им, а сотрудник — на недоумение, что же не нравится руководителю. Хорошая, сплоченная команда — это коллектив, который формируется двумя одновременными процессами: сплачивание костяка тех, кто понимает задачи, и вымывание тех, кто не понимает (даже если они приносят много денег). Владение стандартом работы прямо влияет на правильное выполнение работы. Если сотрудники часто делают ошибки, автоматическая реакция руководителя такова: обратить внимание на то, что случилось, и разобраться, почему пошли ошибки. Единичный ли это случай или ошибки делают несколько человек? Психологический вопрос или проблема на внешне благополучном фоне? Если личностный фактор исключается, то это, скорее, недоработка руководителя. 3. Зарплата. Имеется в виду не наличие зарплаты как факт и не ее размеры, а прозрачность и понятность начисления. Логика проста: если сотрудник может предварительно рассчитать себе зарплату, это говорит о прозрачности принципа начисления. Если персонал удивляется каждый раз, когда заглядывает в расчетную ведомость, это значит, что зарплата не мотивирует. Для сотрудников понятность и прозрачность начисления зарплаты важнее, чем ее размер. Речь не идет о разнице 100$ и 1000$. Но если разница в пределах 10-15%, то мотивирующим является именно фактор прозрачности. Если сотрудник «непрозрачно» получит больше, то воспримет это со стыдливой радостью («а вдруг отберут?»). Причины разночтений при начислении зарплаты необходимо выискивать всегда. 4. Мотивация. Когда, как часто и в каких случаях мы поддерживаем подчиненных и отмечаем их успех? Есть очень простая и эффективная закономерность: если сотрудник что-то делает не так, мы его непременно наказываем, и сотрудник понимает, что он делает что-то не так. Но понимает ли он в этот момент, как правильно? Для этого надо научить сотрудников: — вас слышать; — отличать оправдания от обоснований; — «продавать» свои выговоры подчиненным (донести так, чтобы убедил). Становясь руководителями подразделений, вы обязаны знать, что будет результатом управленческого действия. Важно не просто дать распоряжение, а сделать так, чтобы его адекватно услышали. Общение должно идти не однонаправленно. Суть мотивации — ловить людей на «хорошем», за-креплять правильное поведение. Помните: поведение, которое поощряется, — всегда закрепляется. 5. Контроль. Проверяете ли вы регулярно, как работают сотрудники, есть ли у них блеск в глазах? Рассмотрим ситуацию: персонал не выполняет дистрибьютор-ские обязательства. Что мы делаем в этой ситуации? Наблюдаем (по схеме) за сотрудниками, прислушиваемся к мнению супервайзера, учитываем личный опыт, выясняя степень заинтересованности и правильность выполнения персоналом должностных обязанностей. Если сотрудники недостаточно приветливы с клиентами, не предлагают им новинки, неправильно выкладывают товар, то в графе «правильное выполнение» ставим «минус». При заинтересованном выполнении: сотрудники инициативны, в глазах блеск — ставим «плюс». Затем определяем шаги для устранения недостатков в работе. В данном случае потребуется вложить больше средств в обучение, чтобы сотрудники овладели навыками мерчандайзинга, умением аргументированно убеждать руководителя торговой точки. Ведь нередко торговый представитель, приходя в магазин, не умеет правильно предложить товар, рассказать о новинках. Если в конкретной ситуации итоговый результат (R) падает, то, прежде чем начать что-то менять, руководитель должен «пробежаться» по пяти ключевым контрольным точкам. Выяснить, как поставлены контроль, стандарты, навыки, зарплаты и мотивация. А уж потом… обсудить статью Александр Макаров директор консалтинговой

Генеральный директор

Им является руководитель коммерческого предприятия. Его задача заключается соответственно в руководстве и контроле деятельности предприятия. Именно генеральный директор несёт ответственность за всё произошедшее в пределах предприятия, за все решения. Именно это должность является одной из самых высокооплачиваемых.

В обязанности генерального директора входит контроль деятельности организации, планирование бюджета, принятие основных решений и прочее (зависит от сферы предприятия и его масштабов).

Для того, чтобы стать генеральным директором необходимо свободно говорить на иностранном языке (обычно на английском), иметь опыт работы более двух лет на должности руководителя, знать закон, уметь пользоваться компьютером и, естественно, иметь высшее образование.

Какими качествами должен обладать современный руководитель?

Современный руководитель должен обладать следующими качествами:

  • высоким интеллектом;
  • стратегическим мышлением и дальновидностью;
  • широким кругозором;
  • инициативностью;
  • амбициозностью;
  • стремлением к самосовершенствованию;
  • глубокими знаниями в своей области;
  • умением выстроить взаимоотношения внутри коллектива;
  • способностью эффективно действовать как в обычной деятельности, так и во внештатных ситуациях;
  • умением решать несколько задач одновременно;
  • высокой ответственностью за вверенный ему коллектив и результат труда.

Человек не может руководить другими, если неспособен управлять собой, поэтому ключевым качеством хорошего менеджера является жесточайшая самодисциплина.

Коммерческий директор

Такое название имеет должность главного менеджера, занимающегося закупками, продажами, а также маркетинговой и логистической деятельностью организации. Иногда коммерческий директор подбирает персонал.

Коммерческий директор — этой первый помощник генерального директора. Обязанности коммерческого директора очень сильно различаются в различных организациях, но в целом они представляют собой следующие пункты: создание плана развития организации, мотивация сотрудников, контроль определённых отделов (на выбор генерального директора),управление деятельностью по продажам, контроль ценовой политики и маркетинга.

Коммерческий директор должен иметь высшее образование, иметь опыт работы менеджером более трёх лет, разбираться в маркетинге, уметь вести переговоры, быть лидером, знать иностранный язык.

Места работы

Профессия руководителя проектов высоко востребована во многих отраслях:

  • информационные технологии (программирование, автоматизация, создание сайтов);
  • строительство;
  • финансы;
  • страхование
  • фармацевтика;
  • организация мероприятий;
  • спорт.

Понятие Project Manager родилось в сфере информационных технологий, поэтому именно там самый высокий спрос на управленцев. При этом в каждом крупном бизнесе профессия менеджера проекта нужна и экономически оправдана.

Финансовый директор

Финансовый директор — это управляющий денежной системой организации, осуществляющий контроль финансов. Финансовый директор, как и комменрческий, находится в подчинении у генерального директора. От работы финансового директора зависит состоянии всей организации и её стабильность в финансовом плане.

Финансовый директор должен управлять денежными потоками организации, заниматься финансовой политикой, анализировать финансовые отчёты, снижать риски и обеспечивать финансовую стабильность. Такой директор должен иметь высшее экономическое образование, владеть пакетом Microsoft Office, уметь вести переговоры и составлять отчёты.

Важные личные качества

Управленец детским R&D должен быть коммуникабельным, активным и очень позитивным человеком. В его характере также должны преобладать:

  • эстетический вкус;
  • умение расставлять приоритеты;
  • аналитическое мышление;
  • инициативность;
  • дисциплинированность;
  • склонность к самоанализу и самообучению;
  • высокая работоспособность.

Он умеет находить общий язык с любым ребенком, знание психологии позволяет управленцу без проблем расшифровывать результаты детского творчества.

Директоры магазина и ресторана

Данные виды директоров относятся к совершенно другой сфере и имеют схожие черты. Они являются владельцами определённого заведения, контролируют работу подчинённых: продавцов и администраторов, официантов соответственно. Также они должны планировать бюджет организации, разбираться во внешнеторговых связях, иметь информацию о правовых актах и законах, анализировать все происходящие события. Такие директоры также должны быть ответственными и собранными, так как от их работы зависит их заведение.

Обучение на управленца детским R&D

Профессия молодая, поэтому точных требований к уровню подготовки управленцев пока нет. Однако специалисту стоит получить образование в рамках специальности «Психолого-педагогическое образование» (код: 44.03.02), например, с профилем «Психология и педагогика творчества». Можно выбирать другие направления подготовки, связанные с информатикой, робототехникой, физикой, рисованием, иными науками. Углубленные знания о R&D можно получить на курсах, также желательно изучение основ маркетинга, экономики, управленческой деятельности, необходимых для создания и вывода продукта на рынок.


Московский гуманитарный университет, МосГУ

Психология и социальная педагогика (Факультет психологии, педагогики и социологии)

Российский новый университет

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (Институт психологии и педагогики)

Российский университет дружбы народов

Психология образования (Институт иностранных языков РУДН)

Оренбургский государственный университет

Психолого-педагогическое образование (Факультет педагогики и психологии)

Тольяттинский государственный университет

Психолого-педагогическое образование (Гуманитарно-педагогический институт)

Директор школы

Так называется руководитель учебного заведения. Он ведёт отчётную деятельность, анализирует получаемые данные, принимает новых учеников на учёбу, анализирует успеваемость после каждой четверти, контролирует работу учителей, решает возникающие вопросы между любыми сторонами, нанимает новых сотрудников.

Директор школы должен быть непредвзятым, честным, серьёзным, уметь решать любые вопросы, касающиеся как учебного процесса, так и каких-либо личных разногласий учеников при необходимости.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Как стать директором
  • Зарплаты директоров
  • Еxecutive search — качественный способ подбора руководителей
  • Узнайте, какие есть высокооплачиваемые профессии в России

Карьерный рост и заработная плата

Средняя заработная плата руководителя – несколько некорректное понятие. Размер вознаграждения сильно варьируется в зависимости от рода деятельности организации (компании), ее прибыльности, уровня управленца. Если директор школы получает 20-30 тысяч рублей, то ТОП-менеджер успешной компании – раз в десять больше. Многие хорошие руководители начинали с самых низких ступеней карьерной лестницы, постепенно взбираясь к вершинам успеха. Так что стремиться к мягкому креслу и высокой зарплате можно даже с мастерком в руках!

Читайте также: