Какие должности есть в администрации президента

Опубликовано: 02.10.2024

Администрация президента – это орган, без которого первое лицо не сможет полноценно выполнять свои функции. Десятки подразделений и сотни чиновников каждый день помогают главному госслужащему страны решать проблемы, встающие на пути развития государства.

Общие сведения

Для чего нужна администрация президента РФ? Структура, функции и другие ее особенности предполагают, что она нужна для помощи главе государства в выполнении его обязанностей. Президент принимает решения, но физически не может контролировать исполнение каждого из них. Здесь ему и помогает его собственная администрация. Этот государственный орган подготавливает всевозможные предложения по внешней и внутренней политике страны. Первостепенный приоритет, конечно, у проектов по охране суверенитета России.

Структура администрации президента РФ позволяет ей совместно с другими федеральными органами разрабатывать общенациональные программы и контролировать их реализацию. Наконец, в ее ведении находятся кадровые решения президента. Кроме того, администрация ведает вопросами награждения государственными наградами РФ. Этот орган помогает главе государства следить за соблюдением прав и свобод человека на всех уровнях государственной власти.

структура администрации президента рф

Функции

Любой законопроект – это сотни страниц, тысячи правок и множество часов работы. Поэтому даже если президент поддерживает или отвергает очередной документ, он не занимается процессуальными подготовительными деталями. Для этого у него есть его же администрация. РФ имеет парламент. Туда президент и вносит свои поправки и заключения. Но перед тем как первое лицо сделает это, документ проходит дополнительную проверку и подготовку в администрации. То же самое происходит с законопроектами, которые президент сам инициирует и вносит в Госдуму.

Какую еще работу проделывает на этом фронте администрация президента РФ? Структура, полномочия и другие ее особенности таковы, что этот орган подготавливает докладные записки, справки, аналитику и другие документы, необходимые главе государства. Еще одна функция администрации – обнародование законов, указов и распоряжений, уже подписанных президентом.

Полномочия

Кроме всего прочего, администрация президента обеспечивает деятельность Совета Безопасности Российской Федерации. В него входят главы силовых ведомств и некоторые другие чиновники, которые собираются с первым лицом для того, чтобы обсудить меры государства в области противодействия терроризму и другим насущным угрозам. Администрация подготавливает протокол заседаний, играет роль модератора.

Ежедневно президент России взаимодействует с самыми разными общественными организациями, политическими партиями, религиозными объединениями, промышленными и торговыми палатами и т. д. Каждый раз в подобных случаях глава государства опирается на деятельность собственной администрации. Фактически она готовит распорядок дня главного чиновника страны. То же самое касается его взаимодействия с иностранными политиками и государственными органами. В ведении администрации и более мелкие аспекты деятельности президента (предоставление гражданства, помилование и т. д.).

администрация президента рф структура функции

Структура

Администрация президента – это не монолитное образование. Она состоит из нескольких подразделений и руководства. У каждой детали этого сложного механизма есть своя строгая функция. Распределение полномочий помогает сделать работу ведомства эффективнее.

Структура администрации президента РФ начинается с руководителя администрации. Другие важные лица – помощники первого лица, его пресс-секретарь, руководитель протокола, советники, полномочные представители в федеральных округах, Конституционном суде, Государственной думе, Федеральном собрании. Все эти чиновники подчиняются непосредственно главе государства. Такова структура администрации президента РФ. Схема этого государственного органа напоминает переплетенную сеть, однако все нити в конечном итоге ведут к первому лицу. Президент определяет и назначает этих людей, таким образом создавая удобную для себя команду управленцев и исполнителей.

администрация президента рф структура полномочия

Руководитель администрации

Часто администрацию президента сравнивают чуть ли не с теневым правительством или с ведомством серых кардиналов, делающих свою работу в тени. Это далеко не так. Руководитель администрации по своей должности должен всегда оставаться публичной фигурой. Объясняется это огромным комплексом его обязанностей.

Это должностное лицо представляет администрацию в органах местного самоуправления, органах власти субъектов РФ, иностранных и международных организациях. Руководитель контролирует работу всех подразделений своего ведомства. Он координирует деятельность советников и помощников главы государства, распределяет обязанности между собственными заместителями. Структура администрации президента РФ такова, что ее руководитель управляет полномочными представителями президента в федеральных округах.

Заместители руководителя

По регламенту структура администрации президента РФ предполагает наличие у руководителя администрации двух заместителей, одновременно с этим обладающих статусом помощников президента. Именно они подготавливают предложения по текущим направлениям работы главы государства.

Эти чиновники исполняют индивидуальные поручения. Один из них отвечает за внутреннюю политику (он контролирует управление внутренней политики администрации президента РФ). Структура органа такова, что заместители руководителя предоставляют президенту предложения, затрагивающие проекты федеральных законов, указов и распоряжений на рабочем столе первого лица. Также они могут возглавлять рабочие группы, ответственные за организацию мероприятий с участием президента.

Советники президента и референты

В администрации президента есть отдельные чиновники, которые носят статус его советников. Они подготавливают информационные, аналитические и справочные материалы, а также рекомендации по определенным вопросам. Советники обеспечивают деятельность консультативных органов. Они подписывают документы, которые относятся к сфере их компетенции, а также взаимодействуют с различными подразделениями, входящими в администрацию.

Референты необходимы для подготовки тезисов обращений и выступлений президента. Они ведут консультативную и информационную работу и исполняют отдельные поручения руководителя администрации.

структура государственных органов

Совет Безопасности

Одно из структурных подразделений администрации президента – Совет Безопасности РФ. Его секретарь назначается главой государства. Он информирует президента о проблемах, связанных с внутренней и внешней безопасностью России. Такова структура государственных органов РФ.

Секретарь Совета Безопасности представляет в Совете обзоры, в которых дает оценку состоянию безопасности страны. Это должностное лицо отвечает за разработку концепции формирования стратегии силовых ведомств. Выработанные им тезисы могут лечь в основу ежегодного послания президента. Секретарь Совбеза координирует разработку и осуществление федеральных программ, принятых для улучшения безопасности внутри Российской Федерации. В случае объявления чрезвычайного или военного положения на него возлагается гигантская ответственность за работу и взаимодействие государственных силовых органов. Также секретарь предлагает президенту кандидатов на вступление в Совет Федерации. Этот чиновник взаимодействует со всей администрацией, а также правительством, Государственной думой и руководителями органов исполнительной власти на федеральном уровне.

структура администрации президента рф схема

Другие подразделения

Помимо Совета Безопасности, в администрации президента есть и другие самостоятельные подразделения. Это государственно-правовое управление, канцелярия, управление по внешней политике, протокольно организационное управление. Подразделения состоят из департаментов. Их предельное количество (а также предельное количество сотрудников) устанавливается президентом.

Экспертное управление необходимо для анализа информации и разработки сценариев и прогнозов будущего общественных отношений в стране. Оно проводит исследования и семинары, на которых обсуждаются актуальные вопросы как внешней, так и внутренней политики государства. Структура управления администрации президента РФ устроена таким образом, что именно это подразделение участвует в методологическом и организационном сопровождении научных, издательских, информационных, образовательных и социальных проектов.

структура управления администрации президента рф

Представители президента

Представители нужны президенту для того, чтобы эффективно взаимодействовать с другими ветвями власти, в том числе с парламентом и судом. Эти чиновники присутствуют на заседаниях, налаживаю контакты, вносят в повестку дня вопросы, предложенные их начальником. В первую очередь это помогает быстро и с максимальной пользой принимать законопроекты.

Без представителя в высшем Конституционном суде президент не может быть гарантом Конституции страны. Именно он отвечает за исполнение главного закона на территории России. И для этого ему необходимо постоянно сверяться с Конституционным судом, учитывая его мнение при принятии тех или иных решений.

управление внутренней политики администрации президента рф структура

История эволюции администрации

Администрация президента появилась вместе с современным Российским государством. Ее статус впервые был подчеркнут в конституции 1993 года. На первых порах в ней было всего 13 подразделений. Со временем их число увеличилось. Так как Россия – президентская республика, очень многое в ней зависит от воли первого лица. Глава государства исполняет большое количество функций, и все они так или иначе отражены в работе администрации.

В ельцинскую эпоху администрация пережила несколько переформатирований. Когда ее руководителем был Анатолий Чубайс, ведомство значительно усилило свое влияние на происходящее в стране. Через несколько лет этот перекос был исправлен. Сегодня должность руководителя администрации президента занимает Антон Вайно. Современная структура исполнительных органов РФ отличается стабильностью и устойчивостью. Вобрав в себя опыт нескольких этапов развития российской демократии, она каждый день помогает главе государства полноценно исполнять свои функции важнейшего в стране чиновника.

Администрация (аппарат) президента России — государственный орган России, обеспечивающий деятельность президента и контролирующий исполнение его поручений и решений. Администрация президента России является преемницей администрации главы РСФСР, созданной 19 июля 1991 года.

Администрация президента России

Структура администрации президента России

  • Департамент по обеспечению деятельности Приемной президента Российской Федерации, Канцелярии президента Российской Федерации
  • Секретариат Руководителя Администрации президента Российской Федерации
  • Аппараты заместителей Руководителя Администрации президента Российской Федерации и помощников президента Российской Федерации (в том числе Департамент делопроизводства и контроля)
  • Аппараты полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах
  • Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации
  • Аппарат советников президента Российской Федерации (в том числе Департамент по обеспечению деятельности советника президента Российской Федерации по вопросам развития культуры и Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Департамент по обеспечению деятельности советников президента Российской Федерации по иным направлениям деятельности и председателя Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека)
  • Канцелярия президента Российской Федерации
  • Департамент несекретного документооборота
  • Департамент секретного документооборота
  • Государственно-правовое управление президента Российской Федерации
  • Департамент международного и судебного права
  • Департамент законопроектной деятельности
  • Департамент государственного и административного права
  • Департамент экономического и социального законодательства
  • Департамент финансового законодательства
  • Департамент правовых вопросов обороны
  • Департамент правовых вопросов безопасности
  • Департамент правового обеспечения деятельности правоохранительных органов
  • Департамент правовых вопросов военно-технической политики
  • Департамент обеспечения документооборота
  • Департамент редакционного обеспечения
  • Департамент правовой информатизации
  • Департамент систематизации и кодификации законодательства
  • Департамент анализа и систематизации законодательства Российской Федерации
  • Контрольное управление президента Российской Федерации
  • Департамент контроля в социальной сфере
  • Департамент контроля в финансово-бюджетной сфере
  • Департамент контроля в экономической сфере
  • Департамент контроля в сфере регионального развития и проектов национального значения
  • Департамент контроля в области обороны
  • Департамент контроля в области безопасности и международной деятельности
  • Департамент организации контроля исполнения указов, распоряжений и поручений президента Российской Федерации
  • Департамент информационного обеспечения и документооборота
  • Департамент аналитического и правового обеспечения
  • Референтура президента Российской Федерации
  • Департамент информационно-аналитического обеспечения
  • Департамент подготовки материалов к публичным выступлениям и обращениям
  • Департамент подготовки материалов для приветственных и иных адресов
  • Департамент гуманитарного сотрудничества
  • Управление Президента Российской Федерации по внешней политике
  • Департамент подготовки внешнеполитических мероприятий
  • Департамент оперативной информации
  • Департамент по вопросам многостороннего международного сотрудничества
  • Департамент организационно-технического обеспечения
  • Департамент по координации деятельности и развитии отношений с Европейским союзом и с другими международными структурами
  • Управление президента Российской Федерации по внутренней политике
  • Департамент информационной политики
  • Департамент по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации и политическими партиями
  • Департамент региональной политики
  • Департамент социального мониторинга территорий
  • Департамент по взаимодействию с институтами гражданского общества
  • Департамент по обеспечению деятельности полномочных представителей президента Российской Федерации в Конституационном Суде Российской Федерации и палатах Федерального Собрания Российской Федерации
  • Департамент организационного и документационного обеспечения
  • Департамент по взаимодействию с религиозными организациями
  • Департамент по взаимодействию с экспертным сообществом
  • Департамент по работе с регионами Центрального и Северо-Западного федеральных округов
  • Департамент по работе с регионами Южного и Северо-Кавказского федеральных округов
  • Департамент по работе с регионами Уральского и Приволжского федеральных округов
  • Департамент по работе с регионами Сибирского и Дальневосточного федеральных округов
  • Управление президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров
  • Департамент по вопросам взаимодействия с Управлением делами президента Российской Федерации
  • Департамент по вопросам координации государственной службы и региональной кадровой политики
  • Департамент по вопросам развития государственной службы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих
  • Департамент военной кадровой политики
  • Департамент кадровой политики в специальных службах
  • Департамент кадровой политики в правоохранительных органах
  • Департамент кадровой политики в судебной системе
  • Департамент по вопросам инспектирования и контроля работы с кадрами
  • Департамент по работе с кадровым резервом
  • Департамент по работе с персоналом Администрации президента Российской Федерации
  • Департамент правового обеспечения государственной службы и кадровой политики
  • Департамент по обеспечению деятельности совещательных и консультативных органов при президенте Российской Федерации
  • Департамент по вопросам документационного обеспечения и контроля
  • Департамент по вопросам профилактики и противодействия коррупции
  • Управление президента Российской Федерации по государственным наградам
  • Департамент подготовки документов о награждении
  • Департамент организации вручения государственных наград, учёта награждённых и материальных ценностей
  • Организационный департамент
  • Управление президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан
  • Департамент документационного обеспечения
  • Департамент организационной работы по вопросам помилования
  • Департамент по обеспечению деятельности Комиссии по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации и взаимодействию с полномочными органами, ведающими делами о гражданстве
  • Департамент правовой работы по вопросам гражданства
  • Департамент информационной и аналитической работы
  • Контрольно-инспекционный департамент
  • Управление информационного и документационного обеспечения президента Российской Федерации
  • Департамент документационного обеспечения
  • Департамент прохождения документов
  • Департамент технического обеспечения работы с документами
  • Департамент информационного обеспечения новых технологий
  • Департамент сопровождения информационных систем
  • Департамент специальной документальной связи
  • Департамент по обеспечению деятельности Архива президента Российской Федерации
  • Департамент по обеспечению деятельности Библиотеки Администрации президента Российской Федерации
  • Департамент по работе с секретными документами и защиты государственной тайны
  • Департамент выпуска правовых актов
  • Управление президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций
  • Департамент письменных обращений граждан и организаций
  • Департамент по обеспечению деятельности Приёмной президента Российской Федерации по приёму граждан
  • Департамент информационного и программно-технического обеспечения
  • Департамент документационного обеспечения
  • Департамент аналитического и правового обеспечения
  • Управление пресс-службы и информации президента Российской Федерации
  • Департамент оперативной информации
  • Департамент аккредитации и брифингов
  • Департамент аудиовизуальных материалов
  • Департамент по обеспечению работы интернет-представительства президента Российской Федерации
  • Департамент по взаимодействию со СМИ
  • Департамент координации информационной работы с органами государственной власти
  • Департамент по внешней информационной деятельности
  • Департамент по организации внутренних и выездных мероприятий
  • Управление протокола президента Российской Федерации
  • Департамент выездных мероприятий
  • Департамент внутренних мероприятий
  • Департамент массовых мероприятий
  • Департамент координации и планирования
  • Департамент протокольного обеспечения
  • Департамент протокола супруги президента Российской Федерации
  • Управление президента Российской Федерации по общественным связям и коммуникациям
  • Экспертное управление президента Российской Федерации
  • Департамент социальной политики
  • Департамент промышленности и инфраструктуры
  • Департамент финансовой политики
  • Департамент экономической политики
  • Департамент инновационной экономики
  • Департамент внешнеэкономической политики
  • Управление президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами
  • Департамент планирования
  • Департамент по связям с организациями соотечественников
  • Департамент анализа общественных процессов
  • Департамент программ сотрудничества
  • Управление президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации
  • Департамент информационно-аналитического и организационного обеспечения Государственного совета Российской Федерации
  • Департамент по обеспечению деятельности Совета при президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта
  • Управление президента Российской Федерации по социально-экономическому сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия
  • Департамент развития гуманитарных отраслей
  • Департамент социальных вопросов
  • Департамент финансово-инфраструктурных вопросов
  • Департамент правовых и имущественных вопросов
  • Управление президента Российской Федерации по научно-образовательной политике
  • Управление президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии
  • Управление президента Российской Федерации по общественным проектам

Штатная численность Администрации на 2012 год составляет 1547 ед.

Руководство Администрации президента России

Руководитель Администрации Иванов Сергей Борисович

Первый заместитель Руководителя Администрации Володин Вячеслав Викторович

Первый заместитель Руководителя Администрации Громов Алексей Алексеевич

Заместители Руководителя Администрации Вайно Антон Эдуардович, Магомедов Магомедсалам Магомедалиевич, Песков Дмитрий Сергеевич

Помощники Президента Белоусов Андрей Рэмович, Брычёва Лариса Игоревна, Сурков Владислав Юрьевич, Левитин Игорь Евгеньевич, Кожин Владимир Игоревич, Ушаков Юрий Викторович, Фурсенко Андрей Александрович, Чуйченко Константин Анатольевич, Школов Евгений Михайлович, Щёголев Игорь Олегович

Пресс-секретарь Президента Песков Дмитрий Сергеевич

Руководитель протокола Президента Островенко Владимир Евгеньевич

Советники Президента Бедрицкий Александр Иванович,Глазьев Сергей Юрьевич ,Григоров Сергей Иванович, Дубик Сергей Николаевич, Кобяков Антон Анатольевич, Левицкая Александра Юрьевна, Толстой Владимир Ильич, Устинов Антон Алексеевич, Федотов Михаил Александрович, Яковлев Вениамин Федорович

Полномочные представители Президента в органах государственной власти Муравьёв Артур Алексеевич, Минх Гарри Владимирович, Кротов Михаил Валентинович

Уполномоченный при Президенте по правам ребёнка Астахов Павел Алексеевич

Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей Титов Борис Юрьевич

Полномочные представители Президента в федеральных округах Бабич Михаил Викторович, Беглов Александр Дмитриевич, Белавенцев Олег Евгеньевич, Булавин Владимир Иванович, Меликов Сергей Алимович, Рогожкин Николай Евгеньевич, Трутнев Юрий Петрович, Устинов Владимир Васильевич, Холманских Игорь Рюрикович

Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность главы государства и осуществляющим контроль за исполнением его решений. Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений, иных документов, в том числе проекты ежегодных посланий главы государства Федеральному Собранию; контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему доклады; обеспечивает взаимодействие с политическими партиями, общественными объединениями, государственными органами, должностными лицами иностранных государств; осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.

Вайно Антон Эдуардович
Руководитель Администрации Президента

Громов Алексей Алексеевич
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента

Кириенко Сергей Владиленович
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента

Козак Дмитрий Николаевич
Заместитель Руководителя Администрации Президента

Магомедов Магомедсалам Магомедалиевич
Заместитель Руководителя Администрации Президента

Островенко Владимир Евгеньевич
Заместитель Руководителя Администрации Президента

Песков Дмитрий Сергеевич
Заместитель Руководителя Администрации Президента - пресс-секретарь Президента

Китаев Владислав Николаевич
Руководитель протокола Президента

Брычёва Лариса Игоревна
Помощник Президента - начальник Государственно-правового управления Президента

Калимулин Дмитрий Рафаэльевич
Помощник Президента - начальник Референтуры Президента

Левитин Игорь Евгеньевич
Помощник Президента

Мединский Владимир Ростиславович
Помощник Президента

Орешкин Максим Станиславович
Помощник Президента

Серышев Анатолий Анатольевич
Помощник Президента

Ушаков Юрий Викторович
Помощник Президента

Фурсенко Андрей Александрович
Помощник Президента

Шальков Дмитрий Владиславович
Помощник Президента - начальник Контрольного управления Президента

Васильев Владимир Абдуалиевич
Советник Президента

Кобяков Антон Анатольевич
Советник Президента

Левицкая Александра Юрьевна
Советник Президента

Толстой Владимир Ильич
Советник Президента

Фадеев Валерий Александрович
Советник Президента

Эдельгериев Руслан Сайд-Хусайнович
Советник Президента, специальный представитель Президента по вопросам климата

Иванов Сергей Борисович
Специальный представитель Президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта

Кузнецова Анна Юрьевна
Уполномоченный при Президенте по правам ребёнка

Минх Гарри Владимирович
Полномочный представитель Президента в Государственной Думе

Муравьёв Артур Алексеевич
Полномочный представитель Президента в Совете Федерации

Коновалов Александр Владимирович
Полномочный представитель Президента в Конституционном Суде

Гуцан Александр Владимирович
Полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе

Комаров Игорь Анатольевич
Полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе

Меняйло Сергей Иванович
Полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе

Трутнев Юрий Петрович
Заместитель Председателя Правительства - полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе

Устинов Владимир Васильевич
Полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе

Чайка Юрий Яковлевич
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе

Щёголев Игорь Олегович
Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе

Якушев Владимир Владимирович
Полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе

Подразделения Администрации Президента России

Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации

Обеспечивает деятельность по правовым вопросам. Осуществляет правовое обеспечение деятельности Администрации Президента и информационно-справочное обеспечение деятельности подразделений. Оказывает консультативную помощь Аппарату Правительства, федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Федерации по правовым вопросам.

Брычева Лариса Игоревна
Начальник Государственно-правового управления Президента РФ, помощник Президента

Контрольное управление Президента Российской Федерации

Контролирует и проверяет исполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента. Контролирует и проверяет исполнение поручений главы государства и Руководителя Администрации. Контролирует реализацию ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию и иных программных документов. Информирует Президента и Руководителя Администрации о результатах проверок и готовит на их основе предложения по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Шальков Дмитрий Владиславович
Начальник Контрольного управления Президента РФ, Помощник Президента

Референтура Президента Российской Федерации

Участвует в подготовке проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию и иных программных документов. Готовит проекты выступлений, приветственных писем и поздравлений главы государства. Участвует в издательских проектах, связанных с обеспечением деятельности Президента и его Администрации. Участвует в обеспечении деятельности по вопросам образования и науки.

Калимулин Дмитрий Рафаэльевич
Начальник Референтуры Президента РФ, помощник Президента

Шабанов Ярослав Васильевич
Старший референт Президента РФ

Мишустина Лариса Павловна
Старший референт Президента РФ

Меликова Наталья Михайловна
Референт Президента РФ

Трубинова Татьяна Сергеевна
Референт Президента РФ

Хуторская Екатерина Юрьевна
Референт Президента РФ

Управление Президента Российской Федерации по внешней политике

Содействует Президенту в определении основных направлений внешней политики государства. Участвует в разработке общей стратегии внешней политики, обеспечении реализации полномочий по руководству внешней политикой государства. Осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Президента и Руководителя Администрации по вопросам внешней политики государства и международных отношений.

Неверов Игорь Святославович
Начальник Управления Президента РФ по внешней политике

Управление Президента Российской Федерации по внутренней политике

Осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики государства. Готовит в пределах своей компетенции, обобщает и представляет Президенту и Руководителю Администрации материалы об общественно-политической ситуации в стране, а также предложения по вопросам государственного строительства, федеративных отношений, местного самоуправления, региональной и информационной политики.

Ярин Андрей Вениаминович
Начальник Управления Президента РФ по внутренней политике

Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров

Обеспечивает деятельность Президента в решении кадровых вопросов и полномочий по проведению государственной политики в области государственной службы.

Травников Максим Александрович
Начальник Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров

Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам

Обеспечивает деятельность Президента в решении вопросов, касающихся награждения государственными наградами и присвоения почетных званий, награждения Почетной грамотой Президента и объявления благодарности Президента; награждения Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и объявления благодарности Верховного Главнокомандующего; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений Президента по вопросам, касающимся государственных наград и геральдики; готовит предложения Президенту по вопросам осуществления единой политики в области государственных наград и геральдики.

Осипов Владимир Борисович
Начальник Управления Президента РФ по государственным наградам

Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан

Обеспечивает реализацию конституционных полномочий Президента по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, государственной миграционной политики, осуществления помилования.

Локаткина Татьяна Александровна
Начальник Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан

Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ

Занимается организацией информационного и документационного обеспечения Президента и его Администрации. Обеспечивает функционирование единой системы делопроизводства в Администрации Президента. Организует, координирует и контролирует деятельность по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Администрации Президента. Организует специальную документальную связь с органами исполнительной власти субъектов Федерации, контролирует ее состояние.

Федоров Антон Юрьевич
Начальник Управления информационного и документационного обеспечения Президента РФ

Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций

Обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту и Администрации Президента, в том числе обращений, поступивших по информационным системам общего пользования, запросов в виде электронного документа, о предоставлении информации, касающейся деятельности Президента и Администрации Президента.

Михайловский Михаил Геннадьевич
Начальник Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций

Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации

Основными задачами Управления являются: предоставление СМИ сведений о деятельности Президента, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием; оперативное информирование Президента о позиции СМИ в отношении деятельности главы государства; организация информационного обеспечения государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом; организация и обеспечение взаимодействия Президента со средствами массовой информации; освещение деятельности Президента в сети Интернет.

Цыбулин Андрей Михайлович
Начальник Управления пресс-службы и информации Президента РФ

Управление протокола Президента Российской Федерации

Осуществляет протокольное обеспечение визитов за рубеж и поездок в субъекты России Президента. Осуществляет протокольное обеспечение мероприятий с участием Президента в ходе визитов в Российскую Федерацию представителей иностранных государств и международных организаций. Осуществляет протокольное обеспечение массовых и иных мероприятий, проводимых с участием или по поручению Президента, Руководителя Администрации Президента.

Куликова Анна Александровна
Начальник Управления протокола Президента РФ

Управление Президента Российской Федерации по общественным связям и коммуникациям

Основными задачами Управления являются обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий в области государственной информационной политики, а также подготовка предложений Президенту по вопросам государственной информационной политики, участие по поручению Президента в реализации указанных предложений.

Смирнов Александр Юрьевич
Начальник Управления Президента РФ по общественным связям и коммуникациям

Экспертное управление Президента Российской Федерации

Осуществляет экспертно-аналитическое обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий. Готовит экспертные заключения, аналитические доклады и иные необходимые Президенту и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации экспертные и аналитические материалы. Обеспечивает экспертно-аналитические работы по финансированию деятельности Президента и Администрации Президента Российской Федерации.

Симоненко Владимир Александрович
Начальник Экспертного управления Президента РФ

Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами

Обеспечивает деятельность Президента по развитию международных связей РФ. Основные задачи Управления: разработка и реализация проектов в области межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами в целях оказания содействия Президенту в реализации стратегии внешней политики государства; информационно-аналитическое обеспечение Президента и Руководителя Администрации Президента по вопросам межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами, относящимся к компетенции Управления.

Чернов Владимир Александрович
Начальник Управления Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами

Управление Президента России по обеспечению деятельности Государственного совета РФ

Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Государственного совета, президиума Государственного совета, Совета по спорту, их рабочих органов, а также обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий с участием Президента РФ.

Харичев Александр Дмитриевич
Начальник Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета РФ

Управление Президента Российской Федерации по приграничному сотрудничеству

Обеспечивает деятельность Президента по вопросам приграничного сотрудничества с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Украиной, а также по поручению Президента с иными сопредельными государствами; занимается выработкой направлений взаимодействия с данными государствами.

Филатов Алексей Евгеньевич
Начальник Управления Президента РФ по приграничному сотрудничеству

Управление Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике

Участвует в обеспечении реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области науки и образования; обеспечении деятельности Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию; подготовке и представлении Президенту и Руководителю Администрации Президента материалов по вопросам формирования и реализации государственной политики в области науки и образования, в том числе по вопросам финансирования научных исследований и программ развития научно-образовательных центров.

Биленкина Инна Петровна
Начальник Управления Президента РФ по научно-образовательной политике

Управление Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи

Основными задачами являются обеспечение деятельности Президента России по вопросам государственной политики в области применения информационных технологий и развития электронной демократии, подготовка предложений главе государства, касающихся применения информационных технологий и развития электронной демократии в государственном и муниципальном управлении, а также участие по поручению Президента в реализации указанных предложений.

Матвеева Татьяна Владимировна
Начальник Управления Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи

Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам

Основными задачами Управления являются информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области патриотического воспитания; подготовка в пределах своей компетенции, обобщение и представление Президенту и Руководителю Администрации Президента материалов и предложений по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодежи, разработке и реализации общественных проектов в этой области; организация и обеспечение взаимодействия главы государства с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.

Новиков Сергей Геннадьевич
Начальник Управления Президента РФ по общественным проектам

Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

Основными задачами Управления являются участие в обеспечении реализации Президентом его полномочий по проведению государственной политики в области противодействия коррупции; осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента по вопросам противодействия коррупции.

Чоботов Андрей Сергеевич
Начальник Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции

Канцелярия Президента Российской Федерации

Основной задачей Канцелярии является обеспечение документационного обслуживания Президента Российской Федерации.

Казаков Андрей Анатольевич
Руководитель Канцелярии Президента РФ

24 января 2020 года Президент России Владимир Путин подписал Указ о внесении изменения в структуру Администрации главы государства, по которому руководителю ведомства разрешено иметь троих заместителей. Кроме того, российский лидер назначил бывшего вице-премьера РФ Дмитрия Козака замруководителя администрации президента РФ, экс-министр экономического развития Максим Орешкин и бывший руководитель Министерства культуры Владимир Мединский заняли посты помощников Президента России.

Антон Вайно, Владимир Путин и Сергей Кириенко

В среду, 13 июня, президент Владимир Путин назначил свою администрацию. Соответствующие указы опубликованы на сайте Кремля.

Изменений в высшем руководстве не произошло: свои посты сохранили глава администрации президента Антон Вайно, его первые заместители Сергей Кириенко и Алексей Громов, замглавы администрации Магомедсалам Магомедов и Владимир Островенко, замглавы администрации — пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Изменения в составе администрации президента стали незначительными, потому что Путин за время своей работы смог подобрать себе команду, с которой ему комфортно работать, объясняет политолог и бывший сотрудник Кремля Андрей Колядин. «Команда Путина со временем оттачивается, поэтому на самых важных постах остаются одни и те же люди», — говорит он.

Отчасти отсутствие серьезных перестановок в администрации президента можно объяснить высоким результатом Путина на выборах, говорит директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов. «Уверенную победу на выборах президент рассматривает и как совокупную заслугу всей своей администрации», — поясняет он.

Владимир Путин

Также нежелание президента всерьез менять команду связано и с высоким уровнем неопределенности из-за действий Трампа, которые «видели и только что на встрече G7 (которая едва не распалась до G6), и на корейском треке», рассуждает эксперт. Помимо этого, окно для серьезных перестановок в Кремле сузилось после формирования нового правительства, которое тоже оказалось достаточно консервативным, добавляет Пожалов. Важнейшим же из назначений в администрации стало появление нового начальника контрольного управления Дмитрия Шалькова, которому «будет отведена ключевая роль во внутренней оценке президентом эффективности работы правительства по реализации майского указа, заключает политолог.


Путину «нет смысла» менять команду, с которой он сработался, в середине своего 12-летнего президентского срока, считает политолог Евгений Минченко. «Коней на переправе не меняют, — сказал он РБК. — Пока мы наблюдаем стабильность большинства групп влияния и усиление ФСБ: недаром двое из новых назначенцев — оттуда (новые помощники президента Дмитрий Шальков и Анатолий Серышев)». Новые масштабные перестановки во власти могут произойти в 2020–2021 годах и будут приурочены к очередным выборам в Госдуму, добавил политолог. «А дальше уже начнется обкатка новой команды преемника, но это будет ближе к президентским выборам», — заключил Минченко.

Андрей Колядин называет другие сроки. По его мнению, крупные перестановки в Кремле начнутся в течение последнего года президентства Путина. Тогда может быть проведена «конституционная реформа, которая соответствующим образом изменит структуру управления в нашей стране и оставит возможность влиять на происходящие события действующую команду». Либо же перестановки во власти произойдут без проведения реформы, но в любом случае будут радикальными и коснутся и правительства, и администрации президента, продолжает эксперт. «Эти перестановки позволят сформировать новую команду под нового человека, который бы смог гарантировать безопасность уходящему президенту», — убежден​ Колядин.

Зоны влияния

В указах президента не говорится о каком-то перераспределении полномочий в руководстве АП. Судить о том, произошли ли какие-то изменения, можно будет после того, как станет известна структура кремлевской администрации. А именно — список управлений и их руководителей.

Сергей Иванов и Антон Вайно

Антон Вайно занимает пост главы кремлевской администрации с августа 2016 года, на этом посту он сменил Сергея Иванова. Собеседники РБК в Кремле и близкие к администрации президента характеризуют Вайно как человека, «который находится абсолютно на своем месте». На совещаниях с администрацией, которые Вайно проводит два раза в неделю, он всегда вникает во все вопросы, в общении с подчиненными ведет себя корректно, рассказывает один из чиновников АП. При этом глава администрации президента — человек очень влиятельный, Путин ему доверяет и прислушивается к его мнению, добавляет еще один сотрудник кремлевской администрации.

<p>Руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов, президент РФ Владимир Путин и&nbsp;заместитель руководителя администрации президента РФ Антон Вайно (слева направо) во&nbsp;время встречи в&nbsp;Кремле</p>

Первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко пришел в Кремль в октябре 2016 года, сменив Вячеслава Володина. Путин изначально ставил перед Кириенко задачи на долгосрочную перспективу, ранее рассказывал РБК источник в Кремле. Но одной из самых важных задач было проведение максимально чистых, без нарушений, президентских выборов, уточнял он. По итогам кампании Владимир Путин получил рекордный результат как в процентном отношении, так и в абсолютном выражении: 76,7% (56,4 млн голосов). Явка составила 67,5%.

За некоторое время до своего переназначения Кириенко провел с подчиненными беседы о их дальнейшей работе в структуре внутриполитического блока Кремля и полномочиях, которые будут за ними закреплены, сказали еще два близких к администрации президента собеседника РБК. Это свидетельствовало о том, что Кириенко был уверен в сохранении своего поста, констатируют источники.

<p>Президент России Владимир Путин и&nbsp;экс-глава кремлевской администрации Сергей Иванов (слева направо)</p>

Еще один первый замглавы президентской администрации, Алексей Громов, — старожил среди руководства Кремля. В администрации президента он работает дольше всех — с 1996 года, когда был назначен начальником кремлевской пресс-службы. Алексей Громов отвечает в Кремле за медийное направление: курирует государственные телеканалы и другие СМИ. Когда в Кремле работал нынешний спикер Госдумы Вячеслав Володин, он пытался закрепить ряд СМИ за собой, уточняли близкие к Кремлю источники РБК. Но с приходом в Кремль Кириенко ситуация изменилась: оба первых замглавы администрации четко разделили функционал. За Громовым — СМИ, за Кириенко — соцсети и интернет, рассказывали источники РБК.

Дмитрий Песков

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков проработал в должности главного спикера президента десять лет. Песков хотел было сменить сферу деятельности, ему была интересна позиция помощника президента по международным делам, ранее говорили близкие к администрации президента собеседники РБК. Однако Песков остался на своем посту, равно как и помощник президента по международным делам 71-летний Юрий Ушаков.

Регионам один начальник

В нынешней администрации у Владимира Путина будет на три помощника меньше. Своих постов лишились Игорь Щеголев, курировавший управление по применению информационных технологий и развитию электронной демократии, Владимир Кожин, отвечавший за вопросы военно-технического сотрудничества, и Николай Цуканов, отвечавший за развитие местного самоуправления. Последний проработал в должности помощника президента всего полгода.

<p><strong>Человек хорошего круга</strong></p> <p>Антон Вайно родился в&nbsp;Таллине и&nbsp;окончил МГИМО, после&nbsp;окончания вуза работал в&nbsp;посольстве России в&nbsp;Японии, а&nbsp;затем в&nbsp;азиатском департаменте МИДа. Его отец работает на&nbsp;АвтоВАЗе, а&nbsp;дед Карл Вайно в&nbsp;1978&ndash;1988 годах занимал должность первого секретаря ЦК Коммунистической партии Эстонской&nbsp;ССР.</p> <p><em>На фото: саммит &laquo;группы восьми&raquo; (G8). Константиновский дворец в&nbsp;Стрельне, июль 2006 года. Антон Вайно помогает телевизионщикам настроить камеру</em></p>

Проблемы местного самоуправления очень важны, соответственно, нужно было поднять эти вопросы на уровень главы государства, назначив отдельного помощника, отмечает один из близких к администрации президента собеседников РБК. То, что местное самоуправление волнует людей, показала последняя прямая линия с Владимиром Путиным — большое количество вопросов было посвящено этой теме, добавляет источник. Цуканов на посту помощника президента был достаточно активен, успел проделать определенную работу, рассказывает другой близкий к Кремлю собеседник РБК.

Логика упразднения должности помощника по местному самоуправлению заключается в том, что и у местного самоуправления, и у регионов должен быть единый куратор, поясняет один из источников. За местное самоуправление отвечал Цуканов, за регионы — Кириенко. «Логично, чтобы и то и другое курировал один человек», — уточняет собеседник РБК.

Главный кадровик силовиков

Не был переназначен на должность помощника президента и Евгений Школов, в чьей зоне ответственности находились такие важнейшие направления, как антикоррупционное и кадровое, а также вопросы вручения госнаград.

Источник РБК в центральном аппарате МВД рассказал, что без подписи Школова, курировавшего кадровые вопросы в том числе в силовых ведомствах, не проходило ни одно назначение, ни одна отставка генеральского состава. При этом Школову «не хватало мастерства работать в условиях столкновения интересов различных групп, которые сложились в правоохранительных органах», отметил собеседник РБК.

<p>В апреле 1998 года, после&nbsp;отставки кабинета Виктора Черномырдина, президент Борис Ельцин <em> (на фото справа) </em> внес в&nbsp;Госдуму кандидатуру малоизвестного 35-летнего заместителя министра топлива и энергетики на&nbsp;утверждение в&nbsp;должности руководителя правительства&nbsp;РФ. Дума дважды отказывала в&nbsp;согласии на&nbsp;утверждение Кириенко и&nbsp;лишь c третьего раза проголосовала за&nbsp;его кандидатуру.</p> <div о&nbsp;назначении Кириенко: </strong><br /> <br /> <em>&laquo;Я шел к&nbsp;его кандидатуре методом исключения. Но теперь&nbsp;ясно вижу: не&nbsp;зря он с&nbsp;самого начала казался мне наиболее перспективным. В разговоре с&nbsp;Сергеем меня поразил стиль его мышления&nbsp;&mdash;&nbsp;ровный, жесткий, абсолютно последовательный. Очень цепкий и&nbsp;работоспособный&nbsp;ум. Внимательные глаза за&nbsp;круглыми стеклами очков. Предельная корректность, отсутствие эмоций. Выдержанность во&nbsp;всем. Есть в&nbsp;нем что-то от&nbsp;отличника-аспиранта. Но это не&nbsp;Гайдар, кабинетный ученый и&nbsp;революционный демократ. Это другое поколение, другая косточка&nbsp;&mdash;&nbsp;менеджер, директор, молодой управляющий. Настоящий технократический премьер!&nbsp;То, что&nbsp;нужно сейчас стране. &raquo; (Из книги &laquo;Президентский марафон&raquo;, 2000&nbsp;год) </em></p> </div>

Новым помощником президента, сменившим Школова, стал выходец из спецслужб генерал ФСБ Анатолий Серышев, занимавший должность замглавы Федеральной таможенной службы. На этом посту чиновник занимался вопросами координации с правоохранительными органами. До прихода в ФТС Серышев возглавлял УФСБ по Карелии.

Еще один новый человек среди помощников — замдиректора ФСБ Дмитрий Шальков, сменивший на этом посту Константина Чуйченко, ставшего руководителем аппарата правительства. Шальков, как и Чуйченко, возглавил контрольное управление Кремля.

Сурков остается на Донбассе

Свой пост сохранил и Владислав Сурков. Ранее источники РБК, близкие к администрации президента, рассказывали, что помощник президента готовится покинуть свой пост. В качестве причин собеседники называли тупик в стратегии на украинском направлении; конфликты с другими ведомствами, в частности, с 5-й службой ФСБ, отвечающей за контрразведку на территориях непризнанных республик ДНР и ЛНР; личное желание чиновника покинуть свой пост. О том, что Сурков может уйти, РБК говорил и близкий к чиновнику директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. «Не знаю, как и когда будет приниматься решение, но у меня ощущение, что Владислав Юрьевич вряд ли останется работать в нынешнем качестве», — заявлял он.

Два близких к Кремлю источника РБК объяснили сохранение поста куратора Украины за Сурковым тем, что Владимир Путин пока решил не менять стратегию на донбасском направлении. «Главные аргументы в пользу Суркова — отсутствие подходящих фигур на замену и риски передела власти и обострения ситуации в Донбассе после возможной смены куратора, — сказал РБК один из источников, близких к администрации президента. — Как следствие, смена куратора может привести к подрыву стабильности в регионе, а заморозка минского процесса удобна Кремлю».

Что касается советников президента, то свои посты потеряли трое из них: Сергей Григоров, Александр Бедрицкий и Герман Клименко, отвечавший за развитие интернета. По словам одного из участников рынка телекоммуникаций, у Германа Клименко и курировавшего его помощника президента Игоря Щеголева не было каких-то заметных результатов, они так и не смогли найти себе в администрации «нишу» — вопросы, связанные с интернет-компаниями, так или иначе решали Громов и Кириенко.

alt="Наталья Галимова" width="512" height="512" />
Наталья Галимова, alt="Евгения Кузнецова" width="512" height="512" />
Евгения Кузнецова, Владимир Дергачев, alt="Дмитрий Серков" width="512" height="512" />
Дмитрий Серков


Россия – крайне централизованное государство. Формально президент является гарантом Конституции и фактически отвечает за исполнительную власть. Неформально президент также контролирует Парламент, силовые органы и суды. Его власть во многом канализируется при помощи Администрации президента (АП). В третьей части цикла «Кадры России» мы поговорим о том, кто именно стоит за дверьми дома 4 на Старой Площади.

Старая площадь на новый лад

Современное влияние АП исторически уходит корнями в 1991-1993 годы. Созданная летом 1991 года президентом РСФСР Ельциным Администрация организационно росла вместе с расширением противостояния президента и Верховного совета. После подавления Верховного Совета полномочия президента были формально усилены – с тех пор он мог создавать и отправлять правительство в отставку, издавать указы и ветировать законопроекты. Как отмечал Тимоти Фрай, политические полномочия в Конституции не были четко определены, что позволило Ельцину балансировать в разных политических условиях. Поэтому по итогам 1993 года формальная сила российского президенциализма всего на полбалла отставала от Туркменистана, занимая почетное второе место среди всех постсоциалистических республик (индекс президенциализма был рассчитан на основе 27 формальных полномочий президента, начиная от возможности созывать и добровольно участвовать в заседаниях правительства и заканчивая правом распускать парламент или назначать главу Центрального банка).

Парламентская оппозиция практически не может отказать президенту в назначении председателя правительства, ведь в случае троекратного отказа Парламент будет распущен. Поэтому ей выгодно сотрудничать с президентом, чтобы сохранить мандат в Парламенте. Более того, по мнению Стивена Фиша, для предотвращения независимости Парламента президенту доступны сильные неформальные рычаги воздействия. Например, даже служебные квартиры для депутатов и высших чиновников распределяет Управление делами Президента, которое до 1995 года формально являлось ведомством Администрации президента.

Ольга Крыштановская и Стивен Вайт отмечают, что Администрация президента напоминает Центральный комитет КПСС, в здании которого она и находится. В 1990-е годы совпадала даже численность АП и ЦК – около 1500 человек. Однако с формальной точки зрения ЦК КПСС был более демократичен – комитет избирался на Съезде партии, а все его руководящие структуры (Политбюро, Секретариат, Генеральный секретарь) избирались членами ЦК. В современной России АП полностью контролируется президентом, никаких выборов не предусмотрено. Более того, АП никак не регулируется Конституцией, ее структуру определяет своим указом президент. И даже «Единая Россия» формально не может вмешиваться в функционирование Администрации.

Серые кардиналы и рыцари АП

Читателю может показаться, что АП – это всесильный орган, руководящий Россией по воле президента Путина. Несмотря на диспропорциональную влиятельность, АП является обычным органом исполнительный власти, в котором есть свои внутренние процессы и логика функционирования.

АП неформально делится на две части. Первая напрямую отвечает за взаимодействие с президентом. Управления протокола и пресс-службы и информации президента формально отвечают за то, что Владимир Путин читает, куда ездит и с кем разговаривает. Безусловно, у президента есть и другие источники информации, к тому же график согласуется с органами безопасности, но именно эти управления ближе всего к «телу» президента. Вторая часть АП непосредственно отвечает за проведение государственной политики. Это часто упоминаемый «внутриполитический блок», состоящий из экспертного управления (организация аналитической работы для правительства), управлений по внутренней политике (Госдума, партии, губернаторы), по вопросам государственной службы и кадров (фильтрация основных руководителей исполнительной власти и судей), по общественным проектам (НГО и ГОНГО, молодежная политика), а также управления по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи.

На внешнюю политику АП влияет при помощи управлений по внешней политике, приграничному сотрудничеству и межрегиональным и культурным связям. Помимо управлений к АП относятся многочисленные советы и комиссии, которые не обладают административными функциями и выполняют роль совещательных органов и каналов донесения информации до президента. Наконец, к АП также относятся полпреды в регионах и органах власти, многочисленные советники и помощники президента.

Несмотря на бюрократическую структуру АП, личностный фактор все еще играет большую роль в эффективности органа. Во-первых, мешают личностные амбиции чиновников и их близость к президенту. Например, Вячеслав Володин, несмотря на новую должность в Госдуме, изменил характер отношений АП с Госдумой, а также публично признал, что некоторые репрессивные законопроекты (о мессенджерах, терроризме и митингах) разрабатывались в АП, хотя формально и были внесены депутатами. Во-вторых, работа АП затруднена конфликтом интересов с другими органами власти, работающими по этим же направлениям. Например, противодействием силовиков и МИДа интересам внешнеполитического блока АП. Наконец, существует иерархия советников и помощников президента. Очевидна разница между помощником президента Владиславом Сурковым, курирующим «украинское направление», и бывшим советником по развитию Интернета Германом Клименко (в выборку не попал, так как был уволен в июне 2018 года), который за два года работы лишь единожды встретился с президентом. Помощники – это полноценные чиновники, часто занимающие посты в управлениях АП, тогда как советники обычно являются приближенными к президенту экспертами.

Качество кадров

Мы проанализировали биографии 65 высших чиновников, которые по состоянию на сентябрь 2018 года работают в АП. Туда вошли главы управлений, помощники президента, полномочные представители, аппарат Совета Безопасности и другие чиновники, представленные на сайте АП. Информацию об их образовании мы получали с сайта АП и упоминаний в СМИ. Всего в современной АП работают около 2500 человек, однако в статье мы анализируем только нынешнее высшее руководство администрации. Это склоняет анализ в сторону политических должностей, так как рядовые должности с большей вероятностью заполняются при помощи бюрократической логики.

Всего на руководящих кадрах в АП работают 19% чиновников с МО (международные отношения)/историческим дипломом по первому образованию, 22% «технарей», 17% выпускников юрфака или ГМУ (государственное и муниципальное управление), 14% экономистов, 20% силовиков. Образование 6% сотрудников не попало в нашу классификацию (журналистика, фармакология, педагогика и психология), информацию о двух чиновниках не удалось найти в публичном доступе. У 21% сотрудников есть второе или даже третье высшее образование. В среднем чиновники АП получали диплом о втором высшем образовании через 10 лет после окончания первого.

56% руководителей управлений АП получили образование в области юриспруденции/ГМУ, экономики или МО/Истории. Четверть руководителей – технари, два человека окончили военные университеты, а один получил диплом журналиста. При этом всего трое прежде работали в силовых структурах: начальники управлений по информационному и документационному обеспечению, государственным наградам (ВС) и противодействию коррупции (КГБ). «Внешнеполитический блок» АП состоит из бывшего дипломата (Игорь Неверов), химика-технолога (Олег Говорун) и экономиста (Владимир Чернов). Во «внутриполитический блок» Администрации входят экономист/юрист (Андрей Ярин, Управление президента по внутренней политике), аграрий с венгерским дипломом (Владимир Симоненко из Экспертного управления), юрист, входивший в Конституционную комиссию в 1993 году и окончивший курсы Генштаба (Антон Федоров, Управление по вопросам госслужбы и кадров), и журналист (Сергей Новиков, Управление по общественным проектам).


В «силовом блоке» АП, который представлен руководством аппарата Совета безопасности, практически полностью доминируют силовики – 75% чиновников имеют силовое образование и опыт. Три чиновника с гражданским опытом работы окончили МГИМО, Московский институт народного хозяйства им. Г.В.Плеханова и Рыбинский авиационный технологический институт. При это явно прослеживается политический фактор назначений. Например, заместителем секретаря СБ РФ является Олег Храмов, чекист с 44-летним стажем службы, тогда как его коллега Сергей Вахруков работал в комсомоле, был губернатором Ярославской области и только в 2013 году стал помощником секретаря Совбеза, получив через три года повышение до должности заместителя.

Поэтому выделить какие-либо определенные характеристики Администрации президента достаточно сложно. Руководящие кадры АП напоминает конструктор, собранный из частей разных наборов. С одной стороны, ярко прослеживается политическая логика назначения «системных» людей, которые по формальным показателям могут выглядеть странно (например, образование некоторых чиновников вызывает вопросы об их профпригодности). Однако они уже давно находятся в системе государственной власти, поэтому их опыт является важной «смазкой» для реализации решений президента и обеспечения обратной связи. С другой стороны, в АП присутствуют «технократы» с подходящим образованием и опытом работы, их роль – запускать решения президента, которые в дальнейшем должны быть «подхвачены» другими органами власти. Но все это лишь доказывает и усиливает тот факт, что российская АП – это недемократическая организация. Она подотчетна только президенту, а ее сотрудники не отвечают ни перед парламентом, ни перед гражданским обществом.

Читайте также: