Какие должности есть в министерстве здравоохранения

Опубликовано: 29.06.2024

Правительство подготовило новую номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических специалистов. После утверждения нормативно-правового акта, действующий приказ Минздрава России от 7.10.2015 № 700н отменят. Эта информация будет полезна не только руководителям медицинских учреждений, но и желающим пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации по медицинским специальностям

Три категории медицинских специальностей

Проект Приказа Минздрава «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» предусматривает выделение трех категорий специальностей специалистов (подготовлен Минздравом России 26.02.2019):

  • основные специальности;
  • базовые специальности;
  • специальности, требующие специализированной подготовки.

Согласно указанной классификации к основным отнесены специальности высшего образования уровня специалитет. К базовым — специальности, получение права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, по которым возможно после обучения по программам ординатуры. К третьей категории относятся такие специальности, которые требуют специализированную подготовку в ординатуре с сокращенным сроком на основе одной из базовых специальностей.

Для специальностей третей категории также предусмотрена возможность пройти обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки. Но пройти переподготовку смогут лишь те, у кого есть стаж работы в определенных должностях и наличие ординатуры по базовой специальности.

Новый список медицинских специальностей

Первая категория: основные медицинские специальности

1. Лечебное дело

3. Медико-профилактическое дело

6. Медицинская биофизика

7. Медицинская биохимия

8. Медицинская кибернетика

9. Сестринское дело

Базовые специальности

1. Акушерство и гинекология

2. Аллергология и иммунология

8. Детская хирургия

9. Инфекционные болезни

11. Клиническая лабораторная диагностика

12. Клиническая фармакология

13. Медицинская микробиология

18. Общая врачебная практика (семейная медицина)

19. Общая гигиена

21. Организация здравоохранения и общественное здоровье

25. Патологическая анатомия

26. Пластическая хирургия

28. Промышленная фармация

32. Сердечно-сосудистая хирургия

33. Скорая медицинская помощь

34. Стоматология общей практики

35. Спортивная медицина

36. Судебно-медицинская экспертиза

38. Торакальная хирургия

39. Травматология и ортопедия

41. Управление и экономика фармации

42. Управление сестринской деятельностью

43. Фармацевтическая химия и фармакогнозия

44. Физическая и реабилитационная медицина

47. Челюстно-лицевая хирургия

Перечень медицинских специальностей, по которым можно пройти профессиональную переподготовку, смотрите в памятке «Специальности третей категории»

Специальности третей категории

Зачем Минздрав меняет номенклатуру специальностей

Предусмотренная проектом приказа градация специальностей необходима, чтобы обеспечить медицинских и фармацевтических работников широким спектром образовательных траекторий, при котором каждый из специалистов получит право на изменение специальности в соответствии со своими предпочтениями. Также она позволит им в сокращенные сроки получить право замещать должности медицинских и фармацевтических работников, где есть кадровый дефицит.

Изменения в профстандарты медицинских работников

Если новую номенклатуру специальностей утвердят, то потребуется внести изменения в действующие профессиональные стандарты. Это нужно, чтобы расширить требования к образованию по ряду специальностей.

Новые медицинские специальности в номенклатуре

Подготовленный проект новой номенклатуры не будет отменять какие-либо специальности. Все они останутся. Но появится новая «Физическая и реабилитационная медицина». Данную специальность отнесли к категории базовых.

Обновление Приказа №707н и новые квалификационные требования к медработникам

Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.

Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2016 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.

Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2016 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2016 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология». А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2016 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».

Как врачу получить новую специальность «Физическая и реабилитационная медицина»

Выпускники медвузов после 2016 года могут освоить специальность «Физическая и реабилитационная медицина», пройдя обучение в ординатуре.

Что делать тем врачам, у которых есть на руках сертификаты по следующим специальностям:

  • «Лечебная физкультура и спортивная медицина»;
  • «Мануальная терапия»;
  • «Рефлексотерапия»;
  • «Физиотерапия».

Им достаточно будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по направлению «Физическая и реабилитационная медицина». Пока такая учебная программа еще не разработана в ЦОКО и будет введена в перечень курсов профессиональной переподготовки после утверждения вышеназванного проекта приказа о номенклатуре медицинских специальностей.

Новая номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

Проект приказа предусматривает также изменения приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Новая Номенклатура должностей будет дополнена новым разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр», в связи с появлением в отрасли специалистов с новой подготовкой».

Также введут ряд новых должностей специалистов с высшим (немедицинским) образованием в связи с развитием медицинской реабилитации:

  • эрготерапевт,
  • кинезотерапевт,
  • медицинский психолог.

В новой номенклатуре должностей появиться такая должность, как «врач-ординатор». На эту должность будут назначать специалистов, которые завершили подготовку по программам высшего образования и имеют свидетельство о первичной аккредитации специалиста. В этот период времени они смогут исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством наставника (врача-специалиста), имеющего сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Одновременно учтены отдельные требования к занятию должностей, по которым в Минздрав России поступало большее количество обращений от работодателей и медицинских работников. Например, закреплена возможность занятия должности заведующего клинической лабораторией специалиста с высшим немедицинским образованием).

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 года министром здравоохранения РФ назначена Вероника Скворцова, которая возглавляет ведомство с 2012 года.

С 1990 года российским министерством здравоохранения руководили 11 человек. Дольше всех пост министра занимала Вероника Скворцова (2 тыс. 188 дней), самый короткий срок пребывания в должности был у Олега Рутковского (145 дней). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о руководителях Минздрава России с 1990 года.

Вячеслав Калинин (1990-1991)

Вячеслав Калинин (род. 1940), после окончания Куйбышевского мединститута работал главврачом городской больницы, заведовал Куйбышевским отделом здравоохранения. В 1987 году переведен в союзный Минздрав, где возглавил Главное управления лечебно-профилактической помощи. Занимался организацией помощи пострадавшим при землетрясении 1988 года в Армении. 19 сентября 1990 года назначен министром здравоохранения, с 30 июля по 28 ноября 1991 год был министром здравоохранения и социального обеспечения (в связи с реорганизацией ведомства). Во время его руководства министерством была начата реформа здравоохранения, в частности ведена система медицинского страхования. Ушел в отставку 14 ноября 1991 года вместе с правительством РСФСР.

Андрей Воробьев (1991-1992)

Андрей Воробьев (род. 1928), академик РАН (2000), специалист в области онкогематологии и радиационной медицины. В 1966 году был назначен заведующим клиническим отделом Института биофизики, спустя пять лет возглавил кафедру гематологии и интенсивной терапии Центрального института усовершенствования врачей. С 1987 года - директор Института гематологии и переливания крови (Гематологический научный центр). Руководил министерством здравоохранения с 14 ноября 1991 года по 23 декабря 1992 года. На посту министра добился бюджетного финансирования дорогостоящих видов медицинской помощи: сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, гематологии и пр. После отставки продолжил заниматься научной деятельностью.

Эдуард Нечаев (1992-1995)

Эдуард Нечаев (род. 1934), по образованию - военный хирург, доктор медицинских наук (1976), член-корреспондент РАН. В 1976-1978 годах занимался организацией военно-полевых госпиталей в Афганистане. С 1988 года - главный хирург Минобороны СССР, в 1989-1993 годах - начальник Центрального военно-медицинского управления Минобороны (с 1992 года - Главное военно-медицинское управление). 23 декабря 1992 года назначен министром здравоохранения РФ в правительстве Виктора Черномырдина. Одновременно в 1993-1994 годах входил в состав Совета безопасности РФ. Сохранил министерский пост после преобразования ведомства в январе 1994 года в министерство здравоохранения и медицинской промышленности. Выступал против предложенной Всемирным банком и МВФ реформы здравоохранения, которая предусматривала коммерциализацию медицинской помощи, приватизацию лечебных учреждений и пр. Проработал в правительстве до 28 ноября 1995 года. После ухода из министерства был направлен генконсулом в Барселону (Испания).

Александр Царегородцев (1995-1996)

Александр Царегородцев (род. 1946), врач-педиатр, доктор медицинских наук (1983). Начинал трудовой путь в Казанском мединституте, затем возглавлял Минздрав Татарской АССР, в конце 1980-х годах работал в Министерстве здравоохранения СССР, с 1993 года - в Минздраве России, где был заместителем министра. 5 декабря 1995 года возглавил министерство здравоохранения и медицинской промышленности. При его участии ведомством были разработаны и приняты программы по выявлению и лечению туберкулеза, сахарного диабета, совершенствованию скорой помощи населению и др. В 1995 году министерство издало приказ, которым разрешило использовать метод гомеопатии в практическом здравоохранении. Покинул пост 14 августа 1996 года. В 1997 году вернулся к научной работе, возглавив Московский НИИ педиатрии и детской хирургии.

Татьяна Дмитриева (1996-1998)

Татьяна Дмитриева (1951-2010), специалист по проблемам социальной, биологической и судебной психиатрии, доктор медицинских наук (1990). С 1990 года возглавляла Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского. 22 августа 1996 года была назначена министром здравоохранения РФ. Под ее руководством начата стандартизация здравоохранения, в том числе введена единая система оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, разработаны критерии допуска к профессии врачей, принята новая организационно-законодательная основа судебно-психиатрической службы. 8 мая 1998 года Татьяна Дмитриева была освобождена от должности министра. В 1998 году вновь возглавила центр имени Сербского, в 1999 году избиралась депутатом Госдумы РФ III созыва. Одновременно в 1996-2010 годах руководила комиссией по охране здоровья Совбеза России. Скончалась 1 марта 2010 года от онкологического заболевания.

Олег Рутковский (1998)

Олег Рутковский (1946-2008), работал на кафедре терапии и профессиональных болезней Первого Московского медицинского института имени И. М. Сеченова, в НИИ кардиологии имени Мясникова, был главным врачом ряда московских больниц. В 1991-1993 годах возглавлял управление медпомощи Министерства здравоохранения России. С 1997 года - главный врач Первой градской больницы им. Пирогова. 8 мая 1998 года назначен главой Минздрава России. Занимал пост министра до 30 сентября 1998 года. После ухода с госслужбы вернулся на работу в больницу им. Пирогова, занимался научной деятельностью. Доктор наук (2002). Скончался 11 марта 2008 года.

Владимир Стародубов (1998-1999)

Владимир Стародубов (род. 1950), в 1973-1981 годах работал врачом. Затем был инструктором отдела науки и учебных заведений Свердловского обкома КПСС, заместителем заведующего Главного управления здравоохранения облисполкома. В 1989 году приглашен в Министерство здравоохранения РСФСР, где в 1990-1998 годах занимал должность заместителя министра. Доктор медицинских наук (1997). С 30 сентября 1998 года был министром здравоохранения РФ. Ушел в отставку 12 мая 1999 года вместе с правительством Евгения Примакова. Впоследствии возглавил Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России. В 2004-2008 годах был первым заместителем, заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ. Академик РАН (2013).

Юрий Шевченко (1999-2004)

Юрий Шевченко (род. 1947), военный хирург, кардиохирург, доктор медицинских наук (1987), генерал-полковник медицинской службы (1995). С 1975 года работал в Военно-медицинской академии, которую возглавил в 1992 года. С 1993 года был главным кардиохирургом Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководил областным кардиоцентром. 5 июля 1999 года назначен министром здравоохранения РФ. Работал в правительствах Сергея Степашина, Владимира Путина и Михаила Касьянова. Занимая пост министра, до декабря 2000 года продолжал руководить Военно-медицинской академией. В том же году организовал Российский национальный медико-хирургический центр имени Н. И. Пирогова. Возглавлял его сначала на общественных началах, а после ухода из правительства 9 марта 2004 года официально занял пост президента центра. Одновременно в 2009 года на Украине был рукоположен в священники. Служит в устроенном им Госпитальном храме святителя Николая Чудотворца в Пироговском центре, не входит в штат Московской епархии. В 2012 году защитил диссертацию на соискание степени доктора богословских наук. Академик РАН (2013).

Михаил Зурабов (2004-2007)

Михаил Зурабов (род. 1953), получив специальность экономиста-кибернетика, работал во ВНИИ системных исследований, Научно-исследовательском и конструкторском институте монтажной технологии. В 1990 году возглавил Конверсбанк, учредителем которого являлся Минатом. В 1992-1998 годах был гендиректором медицинской страховой компании "МАКС". В 1998 году стал советником президента Бориса Ельцина по социальным вопросам. В 1999-2004 годах - председатель правления Пенсионного фонда РФ. 9 марта 2004 года был назначен министром здравоохранения и социального развития. Являлся одним из инициаторов проведения пенсионной реформы (перевод пенсионных накоплений в частные управляющие компании, монетизация льгот), а также реформы здравоохранения. В частности, выступал за сокращение сроков пребывания больных в стационарах. 24 сентября 2007 года ушел в отставку вместе с правительством Михаила Фрадкова. В 2008 году вернулся в Администрацию президента РФ, где был советником президента Дмитрия Медведева. В 2009-2016 годах - посол РФ на Украине, спецпредставитель России в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине.

Татьяна Голикова (2007-2012)

Татьяна Голикова (род. 1966), окончила Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. Доктор экономических наук (2008). С 1990 года работала в российском министерстве финансов, где с 1999 года занимала должность заместителя министра. С 24 сентября 2007 года до 21 мая 2012 года возглавляла Министерство здравоохранения и социального развития РФ в правительствах Виктора Зубкова и Владимира Путина. Под ее руководством Минздравсоцразвития была проведена пенсионная реформа, результатом которой стало объединение базовой и страховой частей пенсии, запущена программа софинансирования пенсий и др. Принята новая система регулирования цен на лекарства, создана национальная служба крови. С мая 2012 года по сентябрь 2013 года была помощником президента по вопросам социально- экономического сотрудничества с Абхазией и Южной Осетией. 20 сентября 2013 года постановлением Госдумы РФ назначена председателем Счетной палаты.

Вероника Скворцова (2012 - н. в.)

Вероника Игоревна Скворцова (род. 1960), врач-невролог, доктор медицинских наук (1993). Двадцать пять лет проработала во 2-м Московском медицинском институте имени Пирогова. В 1989 году возглавила одну из первых в России нейрореанимационных служб Первой городской больницы Москвы. С 1997 года руководила кафедрой фундаментальной и клинической неврологии и нейрохирургии Российского государственного медуниверситета (РГМУ), с 2005 года была директором Научно-исследовательского института инсульта РГМУ. Инициатор создания Национальной ассоциации по борьбе с инсультом. В июле 2008 года была назначена заместителем министра здравоохранения и социального развития, а 21 мая 2012 года - министром здравоохранения РФ.

Под ее руководством Минздравом разработана программа оптимизации здравоохранения, сосудистая программа, включающая 609 сосудистых центров по всей стране. Эта программа позволила улучшить показатели выживаемости и снизить инвалидизацию при сердечно-сосудистых катастрофах. Также введены в действие программы "Земский доктор" и "Бережливая поликлиника", более 80 перинатальных центров по стране, система телемедицины и др. Уровень смертности в России в прошлом году снизился на 4% и стал самым низким за последнюю четверть века. Достигнутые показатели младенческой и материнской смертности являются рекордными за все постсоветское время.

Разделом «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (далее по тексту – ЕКС), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н (далее по тексту – Приказ № 541н), установлены квалификационные характеристики для определенных должностей специалистов с высшим медицинским образованием. Ранее действовали квалификационные характеристики, утверждённые Приказом от 06.11.2009 № 869. Многие общие положения в новом нормативно-правовом акте остались неизменными.

Квалификационные характеристики медицинских работников

ЕКС и непосредственно сами квалификационные характеристики должны способствовать:

  • Правильному подбору и расстановке кадров в структуре медицинского персонала; медицинского персонала;
  • Разделению труда между руководителями, специалистами;
  • Обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий медицинского персонала и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Кроме того, квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций медицинского персонала, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей медицинского персонала с учетом особенностей труда.

Должности специалистов

Приказом № 541н квалификационные характеристики предусмотрены для:

  • Должностей руководителей;
  • Должностей специалистов (с высшим медицинским, с высшим профессиональным и со средним медицинским образованием);
  • Должностей младшего медицинского персонала;
  • Должностей прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях.

Наименования должностей специалистов с высшим медицинским образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к ним, утверждёнными новым Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н , вступившим в действие с 07.11.2015 (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н ). Например, наименование должности «врач-терапевт» соответствует врачебной специальности «терапия».

Наименования должностей врачей-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке ( Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н , утративший юридическую силу 27.11.2015), Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 № 176н ).

Общая квалификационная характеристика – «Врач-специалист»

Следует учитывать, что Приказом № 541н установлена общая квалификационная характеристика по должности «Врач-специалист». Она применяется в отношении тех должностей врачей-специалистов, для которых данным разделом ЕКС не предусмотрены отдельные квалификационные характеристики.

Для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на эту должность до 1 октября 1999 года, сохраняется наименование должности «Врач-лаборант».

Специалист с медицинским образованием может получить должностное наименование «Старший», если он осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Когда врач-специалист назначается на должность врача-стажера

Приказ № 541н также оговаривает ситуацию, когда врач-специалист назначается на должность врача-стажера. При этом он:

  • Имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет, либо
  • Изменяет профиль специальности.

В период прохождения профессиональной переподготовки в качестве врача-стажера лицо получает необходимые для самостоятельной работы в должности врача-специалиста и получения сертификата знания, умения и навыки. Одновременно разрешается исполнять должностные обязанности врача-специалиста (по квалификационным характеристикам) под руководством врача-специалиста, имеющего соответствующий специальности сертификат.

Структура квалификационной характеристики врача

В соответствии с п. 4 ЕКС, квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

Должностные обязанности

«Должностные обязанности» представляют собой перечень основных функций медицинского персонала, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность. Учитываются технологическая однородность и взаимосвязанность работ, а также полученное профессиональное образование.

Должен знать

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

Требования к квалификации медицинского персонала

В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы.

При этом лица, не соответствующие установленным квалификационным требованиям, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц (п. 6 Приказа № 541н).

Квалификационные характеристики согласно Приказу Минздрава СССР 1988 года

На сегодняшний день всё ещё действует Приказ Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов» (последняя редакция от 25.12.1997). Им охватывается довольно широкий круг врачей (всего по 86 врачебным должностям), в том числе предусмотрены отдельные квалификационные характеристики для таких видов врачей, которых Приказ № 541н не упоминает и относит к общей категории «Врач-специалист».

Во вступительной части утверждённого данным Приказом Сборника квалификационных характеристик врачей-специалистов различных профилей содержатся общие требования ко всем врачам (на первом месте стоят личностные свойства).

Квалификационная характеристика для каждого врача

Для каждого врача квалификационная характеристика, данная Приказом № 579, может включать в себя:

  • Общие знания;
  • Общие умения;
  • Специальные знания и умения;
  • Операции и манипуляции;
  • Список обязательной литературы.

Проблемы правового регулирования

Необходимо отметить, что квалификационные характеристики, содержащиеся в Приказе 1988 года, давно устарели, и с тех пор врачи стали выполнять множество новых медицинских функций и вмешательств. Кроме того, устарела и предложенная для врачей литература. Поскольку Приказ ещё не отменён, то его требования неизбежно нарушаются. Тем не менее, данный Приказ часто упоминается в судебных делах (например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013 по делу № А46-951/2013).

С 1 июля 2018 года вступили в силу изменения, внесенные в Единый квалификационный справочник должностей работников в сфере здравоохранения и утвержденные приказом №214н. Данный приказ исключил квалификационные характеристики должностей "Директор (заведующий) фармацевтической организации", "Заведующий аптечным складом", а также "Провизор".

Рассмотрим подробнее каждую должность и основную нормативную документацию.

1. Директор (заведующий) фармацевтической организации

До 1 июля 2018 года данная должность была регламентирована тремя основными нормативными документами: приказом №541н (квалификационные характеристики), приказом №707н (квалификационные требования к специальности «Управление и экономика фармации» (т.к. в должностях по данной специальности фигурирует директор (заведующий, начальник) аптечной организации) и приказом №428н (профессиональный стандарт «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»).


Приказом №541н были утверждены основные должностные обязанности директора (заведующего) фармацевтической организации: «Осуществляет руководство деятельностью фармацевтической организации…». Должностные обязанности подразумевают под собой тот перечень основных трудовых функций, которые могут быть поручены специалисту, занимающему данную должность.
Трудовые функции в свою очередь регламентированы профессиональным стандартом №428н и включают в себя только управленческую деятельность:
- Планирование деятельности;
- Организация работы персонала;
- Управление финансово-экономической деятельностью и т.д.
Стоит обратить внимание, что в профессиональном стандарте №428н речи об отпуске лекарственных препаратов (работе специалистов первого стола) не идет, и должностные обязанности, прописанные в приказе №541н, идентичны трудовым функциям в приказе №428н.

Ранее Министерство здравоохранения Российской Федерации указывало, что профессиональный стандарт №428н уже содержит квалификационную характеристику должности "Директор (заведующий) фармацевтической организации" (речь идет о дублировании информации).

Что касается квалификационных требований к данной должности, установленных приказом №541н (Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация" и сертификат специалиста по специальности "Управление и экономика фармации"), то точно такие же требования прописаны в приказе №707н (Высшее образование - специалитет по специальности "Фармация"; подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Управление и экономика фармации").

Подведем итог: изменения, внесенные в приказ 541н (после 01.07.2018), связаны лишь с дублированием информации приказом №707н (о требованиях к квалификации) и приказом №428н (о должностных обязанностях/трудовых функциях); никаких кардинальных изменений не произошло.


До 1 июля 2018 года данная должность была регламентирована тремя основными нормативными документами: приказом №541н (квалификационные характеристики), приказом №707н (квалификационные требования к специальности «Фармацевтическая технология) и приказом №91н (профессиональный стандарт «Провизор»).


Основные должностные обязанности провизора, утвержденные приказом №541н: «Осуществляет отпуск лекарственных средств…, хранение лекарственных средств».

Трудовые функции, регламентированные профессиональным стандартом №91н, включают в себя следующее:
- Оптовая, розничная торговля, отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента;
- Проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента;
- Обеспечение хранения лекарственных средств и т.д.

Таким образом, как и для должности "Директор (заведующий) фармацевтической организации", для должности «Провизор» присутствует дублирование информации о должностных обязанностях.

Что касается квалификационных требований, в соответствии с приказом №541н они звучат следующим образом: «Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Фармацевтическая технология", "Фармацевтическая химия и фармакогнозия" без предъявления требований к стажу работы».

После исключения квалификационной характеристики должности «Провизор» из приказа №541н возник вопрос, какие требования в части уровня образования предъявляются к специалистам первого стола.


В профессиональном стандарте №91н указаны возможные должности: «Провизор» и «Провизор-технолог». Следует обратить внимание, что о должности «Провизор-аналитик» в данном случае речи не идет (для данной должности существует отдельный профессиональный стандарт №427н, в котором не указано, что данный специалист может осуществлять отпуск лекарственных средств).

Квалификационные требования для должности «Провизор-технолог» регламентированы приказом №707н (Высшее образование - специалитет по специальности "Фармация"; подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая технология»; Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности).

В конце 2017 года Министерство здравоохранения Российской Федерации давало разъяснения на тему того, что руководитель аптечной организации при исполнении обязанностей провизора должен иметь подготовку, соответствующую квалификационным требованиям и профессиональному стандарту. Т.е., если руководитель с сертификатом по специальности «Управление и экономика фармации» хочет осуществлять отпуск лекарственных препаратов как специалист первого стола, ему необходимо получить сертификат по специальности «Фармацевтическая технология».

Что касается должности «Провизор», в приказе №707н она представлена в специальности «Фармация».
Данная специальность касается лиц, получивших диплом провизора после 1 января 2016 года и прошедших процедуру первичной аккредитации специалиста. Таким образом, должность «Провизор» предусмотрена как в рамках приказа №707н, так и в рамках профессионального стандарта №91н, и специалист, получивший диплом после 2016 года и прошедший первичную аккредитацию, имеет право в должности «Провизор» осуществлять отпуск лекарственных препаратов в аптечной организации.

В дальнейшем такой специалист при необходимости может пройти ординатуру, получить узкую специальность и работать в рамках должностей, предусмотренных его специальностью.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, внесенные приказом №214н, связаны с принятыми ранее профессиональными стандартами, регламентирующими именно те квалификационные характеристики, которые были исключены из приказа №541н.

На практике не редко возникает вопрос: должен ли единоличный исполнительный орган и фактический руководитель медицинской организации иметь медицинское образование и профессионально разбираться в вопросах основной деятельности клиники или же ему достаточно быть способным администратором и разбираться непрофильных областях. Обратимся к законодательству и практике его применения.

Трудовой кодекс РФ и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ не содержит специальных квалификационных требований к должности «руководитель медицинской организации».

Данные требования содержаться в подзаконных нормативных актах, регулирующих квалификационные характеристики должностей, таких как:

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 г.;

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 г.

Перечень должностей, составляющих «Должности руководителей» раскрывается в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 г. Согласно этому документу «Должности руководителей» включены в п.1.1 раздела I «Медицинские работники».Из чего можно сделать вывод, что должности руководителей могут занимать только медицинские работники.

Итак, раздел I «Медицинские работники», подраздел 1.1. «Должности руководителей»:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач - специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

В примечании к номенклатуре должностей сделана важная оговорка в отношении 3-х должностей из 6-ти выше перечисленных, а именно, в отношении:

«главного врача (начальника) медицинской организации»,

«заместителя руководителя (начальника) медицинской организации»,

«заведующего (главного врача, начальника) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации».

Примечание к документу говорит о том, что перечисленные выше 3 должности относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

В отношении оставшихся 3-х должностей, в том числе должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» такой оговорки нет.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 г. в разделе II «Должности руководителей» не говорит об обязательном наличии медицинского образования в отношении должности:

Руководитель (главный врач, директор, начальник) федеральных бюджетных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

Директора больницы (дома) сестринского ухода и хосписа.

Работник на должности «главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник медицинской организации)» может, как иметь, так и не иметь медицинское образование, но в любом случае обязан иметь сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и стаж работы на руководящих должностях.

Приведем выдержки из нормативных документов.

Применительно к должности «главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник медицинской организации)» предъявляются следующие квалификационные требования:

«Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Для президента медицинской организации стаж работы в медицинских организациях не менее 25 лет.

Применительно к должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» предъявляются следующие требования к квалификации:

«Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Сестринское дело», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или «Управление сестринской деятельностью», стаж работы в медицинских организациях не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «Организация сестринского дела», стаж работы в медицинских организациях не менее 10 лет».

В Письме Министерства труда и социальной защиты РФ № 14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2016 г. со ссылкой на ТК РФ названы два случая, при наличии которых требования профессиональных стандартов обязательны:

если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ);

если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Законодательство о лицензировании медицинской деятельности устанавливает требования к уровню образования руководителя медицинской организации (подп. в, г п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 г.).

Так, у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, должно быть:

высшее медицинское образование;

послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения;

сертификат специалиста;

а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;

наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Соответствие данным требованиям должно иметь документальное подтверждение.

Обращает на себя внимание и порождает конфликты на практике фраза «ответственных за осуществление медицинской деятельности».

Как видно из приведенных нормативных актов, существует коллизия между Единым квалификационным справочником, Номенклатурой должностей в сфере здравоохранения и Положением о лицензировании медицинской деятельности. В связи с этим, вызывает интерес оценка указанной коллизии судами.

Правоприменительная практика арбитражных судов.

Обнаруженная нами правоприменительная практика арбитражных судов свидетельствует о том, что контролирующие органы, как правило, отсутствие у руководителя медицинского образования всегда оценивают как нарушение лицензионных требований. К нарушителю применяется штраф по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражные суды, рассматривая вопрос обоснованности применения штрафных санкций, в большинстве случаев, подтверждают правильность выводов контролирующих органов, и реже встают на сторону медицинской организации.

Ниже приведем примеры судебных решений: в первом случае суды рассматривали ситуацию, когда у руководителя есть медицинское образование, но нет сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье и стажа работы в медицинских организациях; во втором случае – нет медицинского образования.

Примеры судебных решений.

Решение Арбитражного суда Орловской области от 22 апреля 2016 г. по делу № А48-1595/2016.

«…документы, подтверждающие наличие у руководителя медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», не представлены, что свидетельствует о неисполнении… требования пп.в п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности …»».

Постановление Верховного Суда РФ от 27.10.2014 г. № 302-КГ14-2669 по делу № А33-11226/2013.

«…на момент проведения проверки Министерством здравоохранения Красноярского края в нарушение вышеизложенных лицензионных требований должность главного врача общества занимал Лукашевский Николай Геннадьевич, назначенный приказом № 2а от 1 июня 2009 года, окончивший Красноярский государственный медицинский институт по специальности стоматология в 1986 году, прошедший интернатуру с 1 августа 1986 года по 30 июня 1987 года по специальности стоматология хирургическая, имеющий сертификат специалиста по специальности стоматология ортопедическая, который не имеет профессиональной подготовки по специальности организация здравоохранения и общественное здоровье».

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2015 г. по делу № А40-180007/2013

«…в нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения у руководителя - генерального директора Соколова В.Л. (приказ от 05.09.2012 № 08-к) отсутствует высшее медицинское образование, у заместителя генерального директора по лечебной работе Рябовой О.И. (приказ от 16.09.2012 № 09/К, трудовой договор от 16.09.2012) отсутствует дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье.

Суд Кассационной инстанции считает правомерным назначение обществу административного штрафа в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КОАП РФ.

Ссылки общества на получение лицензии на законном основании и по требованиям законодательства на дату ее получения, не оказывают влияния на правомерность привлечения к административной ответственности. Обстоятельства получения лицензии не подлежат установлению в рамках настоящего спора. Судами установлено, что на момент проведения проверки, обществом осуществлялась деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)»».

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2015 г. по делу № Ф03-213/2015.

«В результате проверки установлено, что директор общества, являющегося медицинской организацией, не имеет высшего медицинского образования и сертификата специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью».

Постановление Одинадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2014 г. по делу № А55-24619/2013

«Из материалов дела видно, что на момент проверки руководство ООО "ЛОТОС" осуществляла генеральный директор Бормотова О.А…., имеющая диплом о высшем образовании по квалификации "менеджер" по специальности "сестринское дело", полученный 15 июня 2010 года, и стаж работы по специальности менее 5 лет.

Из представленных… документов усматривается, что Бормотова О.А. занимает должность директора, в ее обязанности входит непосредственное осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельности общества по оказанию медицинских услуг населению, с решением вопросов, требующих специальных познаний в медицинской сфере.

Довод общества о возможности несоответствия его действующего единоличного исполнительного органа предъявляемым к должности требованиям суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Положение о лицензировании медицинской деятельности не предусматривает каких-либо изъятий из требований к руководителю медицинской организации, являющемуся в данном случае специальным субъектом, вне зависимости от решений иных органов, в том числе его личных, как единоличного исполнительного органа общества.

Представленные обществом должностная инструкция заместителя директора ООО "ЛОТОС" по медицинской части, положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности ООО "ЛОТОС", приказ от 21 января 2013 года № 1/21-01-13 "О порядке внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "ЛОТОС" являются внутренними актами организации, которые не освобождают субъектов медицинской деятельности от соблюдения требований законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности».

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А03-13309/2014.

«руководитель медицинской организации - Грицай О.В. не имеет высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"….

…лицензионными требованиями в регулируемой сфере деятельности является наличие у руководителя медицинской организации… ответственных за осуществление медицинской деятельности… высшего медицинского образования…, и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

Квалифицирующим признаком при применении названной нормы права является факт возложения на соответствующее должностное лицо (руководителя, заместителей руководителя, руководителя структурного подразделения) ответственности за осуществление медицинской деятельности.

Вместе с тем, из представленных Обществом документов следует, что Грицай О.В. не отвечает за осуществление медицинской деятельности, в Обществе имеется два руководителя: директор и начальник медицинской службы, приказом от 09.01.2013 N 3-1 распределены должностные обязанности, входящие в компетенцию начальника медицинской службы и директора. При этом, именно в должностные обязанности начальника медицинской службы входят обязанности, связанные с осуществлением медицинской деятельности, что подтверждается также и утвержденной в Обществе инструкцией начальника медицинской службы.

В обязанности директора Грицай О.В. входит исключительно организация и оперативное руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью. Все лица, занимающие (или занимавшие ранее) должность начальника медицинской службы имеют высшее медицинское образование, необходимые квалификацию, стаж работы и т.д.

В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованном вменении Управлением в вину Общества указанного нарушения».

Читайте также: