Какие должности есть в оркестре

Опубликовано: 15.05.2024

1.1. Артист оркестра относится к категории специалистов.

1.2. На должность:

1) артиста оркестра второй категории принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (музыкальное) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 3 лет по специальности, соответствующей профилю образования;

2) артиста оркестра первой категории (третий и четвертый пульты первых скрипок и виолончелей, вторые пульты вторых скрипок, альтов, контрабасов, вторая флейта, второй гобой, второй кларнет, второй фагот, вторая и четвертая валторны, вторая труба, второй тромбон, мелкие ударные инструменты, вторая арфа, рояль-челеста) принимается (переводится) лицо, имеющее: высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 2 лет или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 5 лет в должности артиста оркестра второй категории; отличные музыкальные данные; высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения;

3) артиста оркестра высшей категории (концертмейстеры и заместители концертмейстеров первых скрипок, вторых скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов; вторые пульты указанных групп инструментов; первые голоса деревянных и медных духовых инструментов и их регуляторы; первая арфа, бас-тромбон, туба, литавры) принимается (переводится) лицо, имеющее: высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 3 лет в должности артиста оркестра первой категории; отличные музыкальные данные; высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения; необходимые знания в области репертуара музыкальных театров и большой опыт работы в оркестре, а также исполнения сольных партий по соответствующей группе инструментов;

4) артиста оркестра - ведущего мастера сцены (ведущий концертмейстер, руководитель группы инструментов) принимается (переводится) лицо, имеющее: высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 5 лет в должности артиста оркестра высшей категории; выдающиеся музыкальные данные; высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения; обширные знания в области репертуара музыкальных театров и большой опыт работы в оркестре, а также исполнения сольных партий по соответствующей группе инструментов.

1.3. Артист оркестра должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности театра;

- основной состав слушательской аудитории;

- историю и основные достижения музыкального театра, музыкальной культуры;

- классический и современный российский и зарубежный репертуар музыкальных театров;

- текущий репертуар театра;

- классификацию музыкальных форм (полифонических, гомофонных, циклических, оперных; синтетические и синкретические формы взаимодействия музыки и слова);

- музыкальную литературу для соответствующего музыкального инструмента;

- инструментарий современного оркестра, тембровых качеств и технических возможностей различных музыкальных инструментов;

- инструменты своей группы, их применение в работе над произведениями, родственные инструменты;

- основные оркестровые партии симфонического, оперного и балетного репертуара, значительные и сложные оркестровые соло из мирового симфонического оперного и балетного репертуара;

- комплекс музыкально-теоретических предметов;

- основы психологии музыкального слуха и особенности слуха музыканта, музыкального творчества и восприятия музыки;

- методы самостоятельной работы над музыкальной партией;

- принципы анализа музыкальных произведений;

- принципы работы с партитурой для разных типов и видов хоров;

- приемы разбора нотного текста, правила чтения с листа;

- исполнительские концепции ведущих мастеров;

- основы дирижирования и технику исполнительской интерпретации;

- специальную литературу по вопросам техники дирижирования, исполнительской интерпретации, музыкальную литературу для своего инструмента;

- средства и методы специальной информатики для музыкантов, основной музыкально-интеллектуальный инструментарий;

- основы организации театрального дела;

- структуру и содержание репетиционного процесса;

- основы трудового законодательства;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

1.4. Артист оркестра в своей деятельности руководствуется:

- настоящей должностной инструкцией;

1.6. В период отсутствия артиста оркестра (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Артист оркестра относится к профессиональной квалификационной группе "Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена" (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) <1>.

<1> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

2. Функции

2.1. Разучивание и исполнение оркестровых (сольных) партий соответствующего музыкального инструмента.

2.2. Участие в творческо-производственной деятельности организации.

3. Должностные обязанности

Артист оркестра исполняет следующие обязанности:

3.1. В соответствии с требованиями дирижера разучивает и исполняет оркестровые партии соответствующего музыкального инструмента в спектаклях (концертах) театра на стационаре, на гастролях и выездах.

3.2. Обладает развитыми навыками ансамблевого музицирования, бегло читает ноты с листа.

3.3. Постоянно повышает свой технический уровень и музыкальную культуру исполнения.

3.4. В случае необходимости привлекается к исполнению оркестровых или сольных партий на сцене в спектакле.

4. Права

Артист оркестра имеет право:

4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

5. Ответственность

5.1. Артист оркестра привлекается к ответственности:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- за причинение ущерба учреждению (организации) - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Оркестр – это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом – играет свою партию. "Оркестр" – это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и электромузыкальных инструментов.

Разновидности хоров

Хор – это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек – вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов – камерный хор.
  • 40-70 певцов – средний.
  • 70-120 участников – большой хор.
  • До 1000 артистов – сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

виды оркестров

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя струнно-смычковые инструменты. К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, – симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Большой симфонический оркестр может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д'амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

виды оркестров и хоров

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство духовых инструментов. Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

какие виды оркестров бывают и их состав

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских народных инструментов входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

инструментов разных видов оркестра

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать воинские ритуалы, торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из ударных инструментов и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип – это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность артиста оркестра [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Артист оркестра назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Артист оркестра относится к категории специалистов и подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже].

1.4. На должность артиста оркестра назначается лицо, соответствующее требованиям к квалификации:

  • высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 5 лет в должности артиста оркестра высшей категории;
  • выдающиеся музыкальные данные;
  • высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения;
  • обширные знания в области репертуара музыкальных театров и большой опыт работы в оркестре, а также исполнения сольных партий по соответствующей группе инструментов.

Артист оркестра высшей категории (концертмейстеры и заместители концертмейстеров первых скрипок, вторых скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов; вторые пульты указанных групп инструментов; первые голоса деревянных и медных духовых инструментов и их регуляторы; первая арфа, бас-тромбон, туба, литавры):

  • высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 3 лет в должности артиста оркестра первой категории;
  • отличные музыкальные данные;
  • высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения;
  • необходимые знания в области репертуара музыкальных театров и большой опыт работы в оркестре, а также исполнения сольных партий по соответствующей группе инструментов.

Артист оркестра первой категории (третий и четвертый пульты первых скрипок и виолончелей, вторые пульты вторых скрипок, альтов, контрабасов, вторая флейта, второй гобой, второй кларнет, второй фагот, вторая и четвертая валторны, вторая труба, второй тромбон, мелкие ударные инструменты, вторая арфа, рояль-челеста):

  • высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 2 лет или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 5 лет в должности артиста оркестра второй категории;
  • отличные музыкальные данные;
  • высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения.

Артист оркестра второй категории:

  • высшее профессиональное образование (музыкальное) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 3 лет по специальности, соответствующей профилю образования.

1.5. В практической деятельности артист оркестра должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Артист оркестра должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности театра;
  • историю и основные достижения музыкального театра, музыкальной культуры;
  • классический и современный российский и зарубежный репертуар музыкальных театров;
  • текущий репертуар театра;
  • музыкальную литературу для соответствующего музыкального инструмента;
  • комплекс музыкально-теоретических предметов;
  • методы самостоятельной работы над музыкальной партией;
  • основы организации театрального дела, трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.7. В период временного отсутствия артиста оркестра его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Артист оркестра обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. В соответствии с требованиями дирижера разучивает и исполняет оркестровые партии соответствующего музыкального инструмента в спектаклях (концертах) театра на стационаре, на гастролях и выездах.

2.2. Обладает развитыми навыками ансамблевого музицирования, бегло читает ноты с листа.

2.3. Постоянно повышает свой технический уровень и музыкальную культуру исполнения.

2.4. В случае необходимости привлекается к исполнению оркестровых или сольных партий на сцене в спектакле.

В случае служебной необходимости артист оркестра может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Артист оркестра имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вступать во взаимоотношения как с внутренними подразделениями Компании, так и с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в его компетенцию.

3.3. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Артист оркестра несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков организации или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.

4.2. Оценка работы артиста оркестра осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы артиста оркестра является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы артиста оркестра определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИСТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МУЗЫКАЛЬНЫХ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

ПЕРЕЧЕНЬ
квалификационных характеристик артистического персонала концертных организаций; музыкальных и танцевальных коллективов

Артист симфонического (камерного) оркестра

Артист хорового коллектива

Артист хора ансамбля песни и танца, народного хора

Артист оркестра народных инструментов или ансамбля народных инструментов

Артист балета ансамбля песни и танца и танцевального коллектива

Артист эстрадного оркестра или ансамбля

Артист духового оркестра

Артист ансамбля (оркестра), обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки.

АРТИСТ СИМФОНИЧЕСКОГО (КАМЕРНОГО) ОРКЕСТРА

Исполняет, руководствуясь указаниями и требованиями дирижера, оркестровые партии своего инструмента. В соответствии с квалификацией привлекается к исполнению сольных партий по своей группе инструментов. Постоянно работает над повышением профессионального мастерства и созданием нового репертуара.

Основы марксистско-ленинской эстетики. Постановления партии и правительства, определяющие развитие культуры и искусства. Правила внутреннего трудового распорядка работников.

Музыкальную литературу для своего инструмента. Теорию музыки и сольфеджио. Основной и текущий репертуар.

Артист высшей категории

Обладает выдающимся исполнительским мастерством и высокой музыкальной культурой. В совершенстве владеет навыками чтения оркестровых партий с листа. Может возглавлять группы однотипных оркестровых инструментов. Имеет высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оркестре не менее 3 лет.

К высшей категории относятся: концертмейстеры и зам. концертмейстеров первых скрипок и виолончелей, вторые пульты первых скрипок и виолончелей, концертмейстеры и зам. концертмейстеров вторых скрипок, альтов, контрабасов; бас-тромбон, туба, первые голоса деревянных и медных духовых инструментов и их регуляторы, первая арфа, литавры.

Артист первой категории

По этой категории тарифицируются: третий и четвертый пульты первых скрипок и виолончелей, вторые пульты вторых скрипок, альтов, контрабасов, вторая флейта, второй гобой, второй кларнет, второй фагот, вторая и четвертая валторны, вторая труба, второй тромбон, мелкие ударные инструменты.

Артист второй категории

Обладает необходимой профессиональной подготовкой и музыкальными данными. Имеет высшее или среднее специальное образование. К этой категории относятся остальные артисты оркестра.

Примечание. В эстрадно-симфоническом оркестре к высшей категории могут быть отнесены также рояль, гитара, аккордеон, мелкие ударные инструменты, ударная установка; к первой категории - третья труба, третий тромбон и второй саксофон. Вопрос об отнесении артистов, играющих на этих инструментах, соответственно к высшей и первой категориям решается Государственной тарификационной комиссией в зависимости от художественно-исполнительского уровня музыкального коллектива.

АРТИСТ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Должностные обязанности. Исполняет хоровые партии своего голоса. В соответствии с квалификацией привлекается к исполнению отдельных сольных номеров и сольных запевов. Неукоснительно следует замечаниям и требованиям дирижера. Постоянно работает над повышением своего исполнительского мастерства и созданием нового репертуара.

Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики. Постановления партии и правительства, определяющие развитие культуры и искусства. Правила внутреннего трудового распорядка. Теорию вокального мастерства. Теорию музыки и сольфеджио. Основной и текущий хоровой репертуар.

Артист высшей категории

Обладает отличными голосовыми данными и высоким профессиональным мастерством. В совершенстве владеет навыками чтения хоровых партий с листа и всеми средствами вокально-хоровой техники. Имеет высшее или среднее специальное образование и опыт работы в хоре не менее 3 лет.

Артист первой категории

Обладает хорошими голосовыми данными и вокальной культурой. Владеет навыками чтения хоровых партий с листа и средствами вокально-хоровой техники. Имеет высшее или среднее специальное образование и опыт работы в хоре не менее 2 лет.

Артист второй категории

Обладает хорошими голосовыми данными и необходимой профессиональной подготовкой. Имеет среднее специальное образование или опыт участия в самодеятельных коллективах не менее 3 лет.

АРТИСТ ХОРА АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ТАНЦА, НАРОДНОГО ХОРА

Должностные обязанности. Исполняет хоровые партии, руководствуясь указаниями и требованиями дирижера. В соответствии с квалификацией может занимать ведущее положение в отдельных группах хора, привлекаться к исполнению сольных запевов и самостоятельных ответственных сольных партий. Постоянно работает над повышением своего исполнительского мастерства и созданием нового репертуара.

Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики. Постановления партии и правительства, определяющие развитие культуры и искусства. Правила внутреннего трудового распорядка. Теорию вокального мастерства. Теорию музыки и сольфеджио. Основной и текущий хоровой репертуар.

Артист высшей категории

Обладает творческой индивидуальностью, ярким, красивым по тембру голосом полного диапазона и высоким профессиональным мастерством. Владеет средствами вокально-хоровой техники. Имеет высшее или среднее специальное образование и опыт работы в хоре не менее 3 лет.

Артист первой категории.

Обладает творческой индивидуальностью, красивым по тембру голосом и профессиональным мастерством. Владеет средствами вокально-хоровой техники. Имеет высшее или среднее специальное образование и опыт работы в хоре не менее 2 лет.

Артист второй категории.

Обладает хорошими голосовыми данными и необходимой профессиональной подготовкой. Имеет среднее специальное образование или опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

АРТИСТ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИЛИ АНСАМБЛЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Должностные обязанности. Исполняет оркестровые партии, а также партии аккомпанирующих голосов. В соответствии с квалификацией может занимать ведущее положение в своих группах инструментов, привлекаться к исполнению оркестровых сольных партий и самостоятельных сольных произведений по памяти. Выполняет все указания дирижера по фразировке и характеру звучания данной партии. Постоянно работает над повышением своего исполнительского мастерства и созданием нового репертуара.

Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики. Постановления партии и правительства, определяющие развитие культуры и искусства. Правила внутреннего трудового распорядка. Историю и пути развития народной музыки. Основы теории музыки и сольфеджио. Основной и текущий репертуар коллектива.

Артист высшей категории

Обладает яркой творческой индивидуальностью, высокой исполнительской культурой и большим профессиональным мастерством. Владеет двумя-тремя музыкальными инструментами (гармоника саратовская, ливенка, черепашка; ударные - бубен, трещотка, ложки, колотушки; духовые - брелка, свирель, жалейка, владимирский рожок и т.д.). Может возглавлять группы однотипных оркестровых инструментов. Имеет высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оркестре не менее 3 лет.

Артист первой категории

Обладает творческой индивидуальностью и профессиональным мастерством. Хорошо владеет своим основным инструментом и вторым (добавочным). Имеет высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оркестре не менее 2 лет.

Артист второй категории

Обладает соответствующей профессиональной подготовкой и квалификацией. Имеет среднее специальное образование или опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

АРТИСТ БАЛЕТА АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ТАНЦА И ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

Должностные обязанности. Готовит под руководством балетмейстера и дирижера поручаемые ему партии. Принимает участие в исполнении ансамблевых номеров и хореографических сцен, где несет нагрузку в соответствии с квалификацией. Может привлекаться к исполнению самостоятельных ответственных партий и отдельных сольных номеров. Сохраняет и поддерживает внешнюю форму. Постоянно работает над повышением своего исполнительского мастерства.

Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики. Постановления партии и правительства, определяющие развитие культуры и искусства. Правила внутреннего трудового распорядка. Историю и пути развития хореографии. Теорию актерского мастерства и ее применение к хореографическому искусству. Музыкальную грамоту.

Артист высшей категории.

Обладает выдающимся профессиональным мастерством, отличными музыкальными, танцевальными, сценическими данными и яркой творческой индивидуальностью. Имеет среднее специальное образование и опыт работы в танцевальном коллективе не менее 3 лет.

Артист первой категории

Обладает хорошими танцевальными, музыкальными и сценическими данными, профессиональным мастерством и творческой индивидуальностью. Имеет среднее специальное образование и опыт работы в танцевальном коллективе не менее 2 лет.

Артист второй категории

Обладает танцевальными, музыкальными, сценическими данными и необходимой профессиональной подготовкой. Имеет среднее специальное образование или опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

АРТИСТ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА ИЛИ АНСАМБЛЯ

Должностные обязанности. Исполняет оркестровые партии. В соответствии с квалификацией привлекается к исполнению сольных эпизодов, сольных партий и сольных пьес на своем основном инструменте по памяти в сопровождении оркестра. В интересах лучшего звучания оркестра совмещает игру на основном инструменте с дополнительным (саксофон-кларнет, саксофон-флейта, труба-флюгельгорн, тромбон-мелкие ударные, контрабас-бас-гитара и т.д.). Выполняет все указания дирижера по фразировке и характеру звучания данной партии. Постоянно работает над повышением своего исполнительского мастерства и созданием нового репертуара.

Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики. Постановления партии и правительства, определяющие развитие культуры и искусства. Правила внутреннего трудового распорядка. Теорию музыки и сольфеджио. Основной и текущий репертуар коллектива.

Артист высшей категории

Обладает выдающимся исполнительским мастерством. Отличается высокопрофессиональной читкой нот с листа. Свободно импровизирует в разных стилях и темпах. Может возглавлять группу однотипных оркестровых инструментов. Имеет высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оркестре или ансамбле не менее 3 лет.

Артист первой категории

Обладает высоким исполнительским мастерством. Импровизирует в одном стиле. Хорошо читает оркестровые партии с листа. Имеет высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оркестре или ансамбле не менее 2 лет.

Артист второй категории

Обладает необходимым исполнительским мастерством и профессиональной подготовкой для исполнения оркестровых партий. Имеет высшее или среднее специальное образование.

АРТИСТ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА

Должностные обязанности. Исполняет оркестровые партии, руководствуясь указаниями и требованиями дирижера. В соответствии с квалификацией привлекается к исполнению сольных партий по своей группе инструментов и самостоятельных сольных произведений. Постоянно работает над повышением своего профессионального мастерства и созданием нового репертуара.

Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики. Постановления партии и правительства, определяющие развитие культуры и искусства. Правила внутреннего трудового распорядка. Музыкальную литературу для своего инструмента. Теорию музыки и сольфеджио. Основной и текущий репертуар коллектива.

Артист высшей категории.

Обладает высоким исполнительским мастерством и музыкальной культурой. В совершенстве владеет навыками чтения оркестровых партий с листа. Может возглавлять группы однотипных оркестровых инструментов. Имеет высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оркестре не менее 3 лет.

К высшей категории относятся концертмейстеры и зам. концертмейстеров следующих групп: флейты, гобой, фаготы, первые, вторые и третьи кларнеты; валторны, саксофоны, трубы, тромбоны, тубы, корнеты, баритоны, теноры, ударные, контрабасы.

Артист первой категории.

Обладает высоким уровнем техники исполнения. Отлично владеет основным и вторым (родственным) инструментом, а также навыками чтения оркестровых партий с листа. Имеет высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оркестре не менее 2 лет.

К первой категории относятся вторые голоса следующих групп: флейты, гобой; первые, вторые и третьи кларнеты; валторны, саксофоны, трубы, тромбоны, тубы, корнеты, теноры, ударные, контрабасы, рояль, арфа.

Артист второй категории.

Обладает необходимой профессиональной подготовкой и музыкальными данными. Хорошо владеет своим основным и вторым (родственным) инструментом. Имеет среднее специальное образование или опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

Артист оркестра, музыкант

Моя должность называется артист оркестра. Я играю на скрипке. Всего в оркестре работает около 60 человек, из которых 19, также как и я, скрипачи.

2. В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?

На работе я должна понимать и выполнять указания дирижера, а также, в свободное от работы время, учить оркестровые партии.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Чтобы стать оркестрантом, пришлось много времени потратить на обучение. Сначала пришлось учиться 7 лет в музыкальной школе, затем 5 лет в музыкальном училище, и наконец, ещё 5 лет в консерватории. Иногда для работы в оркестре хватает средне-специального образования, т.е. училища.

4. Опишите свой рабочий день.

На работу я прихожу в 9.15 утра. Мне нужно подготовиться к репетиции: достать инструмент, настроить его. В 9.30 начинается репетиция с дирижером. Длится репетиция 4 академических часа (45 минут + 15 минут перерыв). Прямо как в школе! Окончание моего рабочего дня в 13.30. Конечно, иногда оркестр дает концерты или ездит на гастроли. В эти дни я могу быть занята с утра до вечера.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Мне очень нравятся мои условия работы. В перерывах можно сбегать в магазин или выпить чашечку кофе. При любой погоде оркестранты занимаются в уютном теплом помещении.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Больше всего в своей работе мне нравится распорядок дня. Рабочий день заканчивается в 13.30, а это значит, что у меня есть время заняться домашними делами.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Не очень приятно, если приходится надолго уезжать на гастроли. Не всегда бывают комфортными условия проживания в других городах.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Высокой свою зарплату я назвать не могу. Однако, если учесть свою занятость в течение рабочего дня, могу сказать, что оплата более-менее соответствует затраченным на нее силам.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

В нашем коллективе работают люди разных возрастов. Это и студенты, и люди постарше. В силу нашей профессии, люди образованные и начитанные. В такой среде всегда можно найти интересного собеседника.

10. Какие человеческие качества по Вашему мнению наиболее важны в вашем деле?

В нашем деле очень важно добросовестно выполнять указания дирижера. А такие качества как упорство и усидчивость необходимы во время обучения игры на инструменте.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

В первую очередь очень приятно, что моя работа даёт возможность побывать в других городах и даже странах. Смена обстановки благоприятно влияет на жизненный тонус.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

Думаю твердая пятерка!

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Меня обучаться музыке отправили родители. Будучи ребенком, я не осознавала, что определяется моя профессия. Теперь же я очень благодарна им за этот выбор.

14. Какие существуют возможности для вашего карьерного роста?

В оркестре карьерный рост заключается в месте, которое занимает музыкант. Чем ближе к дирижеру ты сидишь, тем больше оплата труда.

15. Что по Вашему мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?

Хотелось бы сказать всем, кто хочет выбрать для себя профессию оркестранта, что, по-моему мнению, работа хороша для женщин, которым важно иметь сводное время. Из-за непостоянного графика найти подработку будет нелегко, а оплата труда все же не большая.

Читайте также: