Кем освобождается от должности

Опубликовано: 02.10.2024

Освобождение от должности оформляют в соответствии с положениями трудового законодательства. В законе отражены ситуации, когда работника освобождают от должности, которую он занимал.

Когда человек трудоустраивается в компанию, с ним заключают трудовое соглашение. При увольнении документ расторгают. Соответствующая запись фиксируется в трудовой книжке.

Что это значит

Что значит освободить от должности

Федеральным законом № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятым в 2004 г., установлены основания для освобождения.

К ним относятся:

  1. Соглашение между сотрудником и организацией.
  2. Окончание действия договора.
  3. Желание работника.
  4. Инициатива руководства компании.

Применяется рассматриваемая мера в случае наличия оснований, указанных в законах. Это непринятие каких-либо мер, осуществление работником предпринимательской деятельности и прочее. Для некоторых категорий сотрудников освобождение применяется при наличии соответствующего решения главы государства.

Если говорить про штат организации, ведущей предпринимательскую деятельность, предполагают расторжение отношений с сотрудником. Инициатива исходит от руководства. По факту это действие аналогично увольнению.

Отличие от увольнения

Иногда освобождение представлено переводом лица на другую должность. Работать человек по-прежнему будет в данной компании. Предполагается перевод на нижестоящую должность.

Понижение выступает мерой наказания за совершенный проступок. К примеру, неисполнение возложенных на сотрудника обязанностей. Увольнение же предполагает окончательное прекращение трудовых отношений.

Ст. 81 ТК РФ основания увольнения

Основания освобождения от должности

Указанная норма содержит перечень оснований для расторжения трудовых отношений.

  • прекращение деятельности организации на официальном уровне;
  • уменьшение количества работников на предприятии;
  • по результатам аттестации установлено несоответствие имеющейся у человека квалификации должности, что им занята;
  • происходит смена руководящего состава предприятия и собственников;
  • неоднократное невыполнение обязанностей, возложенных на лицо (учитываться должно то, что ранее получены им дисциплинарные взыскания и нет уважительных причин на такое поведение);
  • нарушение обязанностей, носящее грубый характер;
  • прогул при отсутствии уважительной причины;
  • при выходе сотрудника на работу в состоянии опьянения;
  • человек совершает противоправное действие, выраженное в растрате или хищении ценностей у организации;
  • другие причины.

Опьянение может быть любым. Для прекращения трудовых отношений с человеком организация доказывает допущенные нарушения документально. Когда работник является в нетрезвом состоянии – необходимо оформить справку. На основании справки издается приказ, отражающий расторжение договора.

Как освободиться от занимаемой должности

По общему правилу установлена отработка. Она равна двухнедельному сроку. Начинает течь с момента подачи заявления.

Образец заявления об освобождении

Освободиться от должности можно посредством:

  • перевода на другое место работы;
  • увольнения.

В обоих случаях требуется составить заявление. Иначе оснований для расторжения трудовых отношений нет. Причины для составления такого заявления разнообразны. К примеру, состояние здоровья.

Полностью освободить сотрудника от выполнения возложенных на него обязанностей не получится без расторжения трудового соглашения. Единственный возможный вариант – осуществить перевод на другое место работы в этой же компании.

В заявлении требуется указать наименование организации, где работает человек, сведения о руководителе. Отражению подлежат данные сотрудника. Указывается просьба об освобождении от должности с указанием причин. В конце документа работник ставит дату составления и свою роспись.

Образец заявления для генерального директора можно скачать ниже:

Образец приказа об освобождении от занимаемой должности

Для прекращения трудовых отношений с конкретным сотрудником или переводом его на другую должность – требуется составить приказ. В противном случае человек может заявить в судебном порядке, что увольнение было незаконным. В приказе отражают:

  1. Сведения о компании и ее код.
  2. Наименование акта.
  3. Номер документа.
  4. Данные работника, который освобождается от должности.
  5. День и основание для прекращения трудовых отношений.
  6. Информация относительно использования времени отдыха.
  7. Данные руководства и его роспись.

Требуется ознакомить сотрудника с данным документом. Сделать это нужно под подпись. К подписи необходимо сделать расшифровку. Когда приказ подписан сторонами – сотруднику выдают компенсационные выплаты за время отдыха, что не было использовано, заработок и иные платежи. Все расчеты осуществляются в день расторжения трудовых отношений.

Освобождение генерального директора

Причин на увольнение генерального директора несколько.

Освобождение от должности генерального директора

  • окончание контракта;
  • совершение неправомерных действий;
  • воля работника;
  • смена владельца фирмы.

Трудовые отношения прекращаться могут по инициативе учредителей организации. Данный вариант считается самым простым. Последовательность действий отражена в трудовом законодательстве.

Процесс увольнения реализуется на общих основаниях. Отражены они в статье 77 ТК. Кроме того, основанием может служить прекращение деятельности компании по причине несостоятельности.
При увольнении необходимо соблюдать закон.

Основанием может служить решение, принятое на общем собрании учредителей. Зависит это от формы собственности предприятия. Когда согласие указанные лица дали – процесс продолжается в стандартной последовательности.

Назначение на должность

Рассматриваемое основание часто путают с тем, что издается приказ относительно приема на работу человека. Некоторые авторы говорят о том, что понятие касается трудовых отношений с руководством компании или ее представительства.

В обоснование своей точки зрения приводят гражданское законодательство. Там отражено, что руководство филиала или представительства необходимо назначить на должность организацией. Основанием считается доверенность.

Нормы гражданско-правового законодательства не отражают то, каким образом происходит установление трудовых отношений между организацией и директором представительства. Отражено лишь то, что управляет деятельностью этого руководителя руководство основной компании. Предусматривается несколько способов для занятия должности. В том числе:

  1. Проведение конкурса.
  2. Выборы.
  3. Иные процедуры, установленные в том или ином обществе.

В трудовом законодательстве этой процедуре отведены статьи 16 и 19. Понимается как процесс, который регламентируется законами и актами локального характера. Законодатель говорит о том, что понятия назначение на должность и утверждение в должности – аналогичны.

Как назначают на должность

Отражается в законе то, что некоторые должностные лица наделены полномочиями для назначения на должность других сотрудников. К примеру, Генеральный прокурор назначается по решению нескольких полномочных органов. Порядок отражен в законах. Это представители Совета Федерации. Действуют они на основании представления главы государства.

Члены СФ проводят голосование. Если по результатам предложенный человек не набирает большинства голосов – его кандидатура отклоняется. Тогда глава страны в месячный срок подбирает новую кандидатуру и предлагает ее на голосование.

Можно разобрать пример назначения на должность человека, управляющего предприятием унитарного типа. Законодатель не устанавливает четких требований к процедуре, но все действия, связанные с трудовой деятельностью указанного сотрудника, реализуются собственником такого предприятия.

Процесс, связанный с назначением на должность и расторжением трудовых отношений с руководством закреплен на уровне локальных актов. Как пример, подобного рода акты принимаются в отдельных регионах и на конкретных предприятиях. В Москве принято подобное положение в 2011 году под № 441- ПП. Принимается оно исполнительным органом субъекта.

В документах подобного рода говорится, что прежде чем утвердить человека на должность руководящего типа, требуется провести отбор. Проходить он может в несколько этапов. Обращать внимание собственник компании будет на наличие у кандидата опыта работы в этой сфере, образование.

Освобождение от должности регламентируется законодателем. Закреплены данные положения в Трудовом кодексе. Оснований для освобождения лица от занимаемой должности может быть несколько.

Желание сотрудника перейти на другую работу или уволиться подлежит учету наравне с другими основаниями. Процесс освобождения предусматривает документальное подкрепление. В том числе составляется заявление, приказ.

Об увольнении сотрудника в связи с утратой доверия смотрите в этом сюжете:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Статья 155
В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1- ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации») Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный по правам человека) назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и фракциями в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека, а также в случаях досрочного прекращения полномочий (в том числе освобождения от должности) Уполномоченного по правам человека, предусмотренных статьями 11 и 13 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Предложенные кандидатуры должны соответствовать требованиям статьи 6 вышеназванного закона (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981 ; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 марта 2017 года № 1041–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1544).

Статья 156
Каждый кандидат, предложенный на должность Уполномоченного по правам человека, выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. В список для тайного голосования включаются кандидатуры, получившие не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Процедура рассмотрения вопроса о назначении на должность Уполномоченного по правам человека устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 октября 2017 года № 2344–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 42, ст. 6107).

Статья 157
1. Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, может быть предложена для нового рассмотрения та же или новая кандидатура.

2. В случае, если в Государственную Думу было внесено более одной кандидатуры и в результате тайного голосования ни одна из них не набрала необходимого числа голосов, могут быть предложены для нового рассмотрения те же или новые кандидатуры.

3. Повторное рассмотрение кандидатур проводится на ближайшем заседании палаты после получения ею соответствующего представления в порядке, установленном настоящей главой Регламента.

4. После оглашения результатов голосования по кандидатурам на должность Уполномоченного по правам человека кандидат, набравший необходимое число голосов для назначения на должность Уполномоченного по правам человека, приносит присягу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901).

5. Приведение к присяге лица, назначенного на должность Уполномоченного по правам человека, производится председательствующим на заседании Государственной Думы. Текст присяги, приведенный в статье 9 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», произносится Уполномоченным по правам человека вслух, стоя, положив руку на текст Конституции Российской Федерации. Принесение присяги удостоверяется подписью Уполномоченного по правам человека, проставленной под текстом присяги, с указанием даты ее принесения. Текст присяги хранится в Государственной Думе.

Статья 158
1. Решение Государственной Думы по вопросу о назначении на должность или об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека оформляется постановлением палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

2. В случае досрочного освобождения Уполномоченного по правам человека от должности новый Уполномоченный по правам человека должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего Уполномоченного по правам человека.

3. Вопрос о даче согласия на лишение Уполномоченного по правам человека неприкосновенности решается на заседании Государственной Думы.

4. Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой на срок, установленный Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Иногда на документах можно увидеть подпись не руководителя компании, а исполняющего его обязанности, что в большинстве случаев именно так и обозначается: «и. о. директора» или «и. о. главного бухгалтера». Соответствует ли закону такая должность? Правомерно ли при подписании документов указывать «и. о.»? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете, прочитав статью.

Представим ситуацию, когда руководитель компании уволился, а замену ему еще не подыскали. Но ведь место руководителя не может пустовать – кто-то должен управлять компанией. Обычно в таком случае заместителя назначают исполняющим обязанности руководителя и этим ограничиваются. Но правильно ли это? Давайте разбираться.

Исполнение обязанностей отсутствующего работника

Статьей 60.2 ТК РФ предусмотрена возможность исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Для этого работнику поручается выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Отметим, что сделать это можно только с письменного согласия работника.

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Если же дополнительная работа такой же профессии (должности), можно осуществлять ее путем расширения зон обслуживания или увеличения объема работ.
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Для поручения исполнения обязанностей отсутствующего работника необходимо заключить дополнительное соглашение, в котором четко указать должностные обязанности, исполнять которые поручается работнику. Кроме этого, в соглашении нужно закрепить размер доплаты за исполнение обязанностей, срок и иные
условия, о которых стороны трудовых отношений договорились.

Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Конечно, в случае необходимости исполнения обязанностей отсутствующего работника можно руководствоваться не только названной статьей Трудового кодекса. Также можно применить:

  • ст. 72.2 и осуществить перевод. В этом случае работник освобождается от выполнения своих трудовых обязанностей и занимается только работой отсутствующего сотрудника. Срок перевода для замещения временно отсутствующего работника не ограничен. Если место, куда планируется перевести работника, вакантно, то перевод может быть осуществлен либо на временной основе (на срок не более года), либо на постоянной (если работодатель считает, что сотрудник справится с работой в новой должности). Отметим, что такой перевод возможен только с согласия работника;
  • ст. 72.1 и осуществить перемещение. Если работник перемещается на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, или ему поручается рабо-та на другом механизме или агрегате и это не влечет за собой изменения определенных сто-ронами условий трудового договора, согласие работника получать не требуется. При перемещении работодатель не вправе требовать от сотрудника исполнения трудовых обязанностей по двум должностям;
  • ст. 59 и заключить срочный трудовой договор для исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглаше-ниями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы. Если должность, по которой нужно исполнять обязанности, вакантна, можно заключить бессрочный трудовой договор, соблюдая требования разд. III «Трудовой договор» ТК РФ.

Да, нужно, и вот почему. Согласно Разъяснению временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по предприятию, учреждению или организации. Аналогичные требования содержатся и в Трудовом кодексе.

Должностная инструкция – это локальный нормативный правовой акт, определяющий функции (обязанности), права и ответственность работника, занимающего определенную должность. Если в нее включено условие о замещении руководителя, это
означает, что работник обязан замещать руководителя только тогда, когда последний уйдет в отпуск, отправится в командировку, заболеет или будет отсутствовать по иным причинам.

Чтобы условие об исполнении обязанностей руководителя начало действовать, необходимо издать приказ, в котором зафиксировать факт отсутствия руководителя и возложения его обязанностей на конкретного работника, а также определить срок замещения и доплату за него.

Отметим, что заключать дополнительное соглашение к трудовому договору в данном случае не требуется.

Должны ли мы заключить с сотрудником, который не является штатным заместителем директора, дополнительное соглашение к трудовому договору о временном исполнении его обязанностей?

Да, должны, при этом необходимость составлять дополнительное соглашение не зависит от способа оформления временного исполнения обязанностей руководителя. Если работник не освобождается от своей работы, исполнение обязанностей можно поручить ему только с письменного согласия, заключив дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 60.2 ТК РФ). Если для исполнения обязанностей применяется временный перевод и работник освобождается от выполнения своей работы, также необходимо оформить дополнительное соглашение (ст. 72.2 ТК РФ). Отметим, что ни в том ни в другом случае запись в трудовую книжку не производится.

Имеет ли право исполняющий обязанности руководителя компании принимать и увольнять работников?

При назначении сотрудника исполняющим обязанности руководителя в дополнительном соглашении к трудовому договору обычно прописывают функции, которые он может осуществлять вместо руководителя. Таким образом, он может принимать и увольнять работников, если соглашением ему предоставлены соответствующие полномочия.

Каким образом исполняющему обязанности нужно подписывать документы? Правомерна ли следующая запись: «и. о. директора»?

Действительно, нередко в случае, когда в унифицированную форму приказа вписаны должность и фамилия директора, исполняющий обязанности перед наименованием должности пишет «и. о.» и ставит свою подпись. А иногда исполняющие обязанности перед подписью проставляют косую черту. Это в корне неверно.

На основании п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [2] в состав реквизита «Подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и ее расшифровка (инициалы, фамилия).

Поскольку должности «исполняющий обязанности» не существует, работник, на которого возложено исполнение обязанностей руководителя, подписывая документ, должен ставить ту должность, которую он занимает по штатному расписанию. Не стоит этого опасаться, ведь ему официально делегированы соответствующие полномочия (приказом, дополнительным соглашением, доверенностью).

На какой срок можно назначить исполняющего обязанности?

Нормативных документов, ограничивающих срок исполнения работником обязанности руководителя, нет, поэтому он может так работать столько времени, сколько необходимо работодателю.

Как назначить исполняющего обязанности директора, если директор неожиданно заболел и не может издать приказ о назначении исполняющего обязанности?

Наш руководитель собирается в длительную командировку. Исполняющим его обязанности хотим назначить начальника правового департамента. Можем ли мы передать ему только часть обязанностей директора? Как оформить такую передачу полномочий?

В большинстве случаев порядок замещения руководителя компании прописывается в уставе и условие о замещении руководителя включается в трудовой договор и должностную инструкцию работника, который будет исполнять обязанности руководителя во время его отсутствия. Если процедура замещения в уставе не прописана, издается отдельный приказ. В нем нужно указать, какие именно полномочия передаются, например право подписи финансовых документов, трудовых договоров, бухгалтерской отчетности, и срок, на который они передаются.

Для оформления исполнения обязанностей необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и издать приказ. Кроме этого, на время отсутствия руководителя организации необходимо оформить доверенность с указанием переданных начальнику правового департамента полномочий.

Напомним, что в силу ст. 185 ГК РФ под доверенностью понимается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность выдается на срок не более трех лет, а если срок не указан, она действует в течение одного года с момента выдачи. Лицо, выдавшее доверенность, может в любое время ее отменить.

Итак, если вы хотите, чтобы начальник правового департамента исполнял только часть функций руководителя, зафиксируйте их в приказе и дополнительном соглашении. В противном случае он будет выполнять те функции, которые определены для руководителя уставом организации и законодательством РФ.

[1] Применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу (ст. 423 ТК РФ).
[2] Введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст.

Категории работников, не подлежащих аттестации фото

Аттестация - процедура, знакомая служащим государственного и муниципального сектора не понаслышке. Однако для сферы частного предпринимательства это относительно новое мероприятие. Не все руководители понимают, зачем и как нужно аттестовывать работников, какую пользу это может принести бизнесу, какие категории персонала не подлежат оценке. Сегодня мы расскажем, что такое аттестация, обозначим ее ключевые цели и задачи, выделим типы работников, которые данную процедуру проходить не обязаны.

Что такое аттестация работников?

Под аттестацией персонала понимается комплексный анализ личностных, деловых, а в некоторых случаях - морально-этических качеств отдельных работников. Как правило, оценка производится 1 раз в 3 или 5 лет. Аттестация - эффективный инструмент менеджмента, который позволяет работодателю выявить уровень квалификации сотрудника и его соответствие должности.

Цели и задачи аттестации

Вопреки распространенному мнению, главная цель аттестации - вовсе не контроль эффективности выполнения работниками их функциональных обязанностей. Это инструмент для поиска скрытых резервов, с помощью которых можно расширить трудовой потенциал и уровень отдачи каждого сотрудника.

Среди основных задач аттестации персонала выделяются следующие:

  • отражение текущего состояния кадровой политики организации, степени удовлетворенности сотрудников, выявление проблем в этой области;
  • формирование новых система оплаты труда, компенсационных пакетов. Это позволяет влиять на уровень мотивации сотрудников, повысить заинтересованность в работе;
  • принятие управленческих решений, касающихся дальнейшего развития компании, улучшения кадровой политики.

Аттестация - весьма важная для работодателя процедура. По её итогам он может:

  • повысить эффективность использования кадрового потенциала;
  • выявить точный уровень профессионализма каждого из сотрудников организации;
  • разработать дополнительные мотивационные инструменты;
  • сформировать профессиональный кадровый резерв;
  • расторгнуть трудовые отношения с работниками, уровень профессионализма которых ниже занимаемых должностей.

В ходе проведения аттестации устанавливается обратная связь между руководством организации и ее сотрудниками, выявляется потенциал каждого работника, у сотрудников появляется возможность продвижения по карьерной лестнице и раскрытия своего потенциала и т.д. Проанализировав результаты аттестации, организация сможет скорректировать свои планы, более эффективно организовать работу с персоналом.

Аттестация персонала полезна и при сокращении размеров штата, а именно - для соблюдения ст. 179 ТК РФ. В этой норме указано, что работники с более высоким уровнем квалификации имеют привилегию остаться на работе. Таким образом, руководителю будет гораздо проще принять решение, кого нужно уволить, а кого следует сохранить.

 Цели и задачи аттестации изображение

Для каких категорий работников не проводится аттестация

Сегодня в законодательстве нет исчерпывающего перечня должностей или категорий сотрудников, не подлежащих данной процедуре. Однако используя определенные правовые нормы, можно обозначить ряд таких работников.

Первая категория - специалисты, которые проработали в той или иной должности меньше определенного периода времени.

В ст. 70 ТК РФ, устанавливающей испытательной срок для разных категорий персонала, сказано, что он длится 3-6 месяцев (зависит от должности). Поэтому вполне логично предположить следующее - если вновь принятый работник успешно прошел испытательный период, он на 100% соответствует занимаемой должности. А значит, дополнительно оценивать его уровень квалификации бессмысленно.

К этой же категории можно отнести:

  • сотрудников, работающих в организации меньше 12 месяцев;
  • молодых специалистов, которые поступили на работу в данную фирму по распределению (после выпуска из ВУЗа или другого учебного заведения).

Следующая категория работников - женщины в период беременности и матери, которые имеют детей в возрасте не старше 3-х лет. Это прописано в п. 4 Положения об аттестации руководителей и специалистов предприятий, принятого ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР 05.10.1973 года под номером 470/267 (в редакции 1986 года). Сегодня этот нормативный акт используется частично - в пунктах, не противоречащих действующему ТК РФ. Положение - единственный документ, содержащий четкий список работников, не подлежащих профаттестации.

В третью льготную категорию входят:

  • матери и отцы, воспитывающие несовершеннолетних детей до 14 лет в одиночку;
  • биологические родители или опекуны детей-инвалидов (до 18 лет). Ограниченные возможности здоровья последних должны быть подтверждены документально.

Ст.261 ТК РФ говорит, что с перечисленными выше сотрудниками расторгнуть трудовое соглашение по инициативе организации нельзя. Можно уволить их только по основаниям, описанным в:

  • п. 1, 5–8, 10-11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
  • ч. 2 ст. 336 ТК РФ.

Здесь отсутствует п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусматривающий аннулирование трудовых отношений ввиду несоответствия занимаемой должности, либо низкого уровня квалификации, выявленной по результатам аттестационных мероприятий. Однако переводить одиноких родителей или опекунов детей-инвалидов на работу с более низкой оплатой нельзя, поэтому оценивать их соответствие занимаемой должности бессмысленно.

Необходимость аттестации работников, прошедших курсы повышения квалификации или получающих высшее образование без отрыва от производства, законом никак не урегулирована. Но на практике их часто освобождают от данной процедуры. Обычно этот пункт прописывается в коллективных договорах.

Читайте также: