Какие должности относятся к плавсоставу

Опубликовано: 03.07.2024

Интервью c заместителем управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области О.В. Шубиной о досрочном пенсионном обеспечении работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Ольга Васильевна, на какие виды досрочного пенсионного обеспечения могут рассчитывать работники плавсостава?

Страховая пенсия по старости работникам плавсостава может быть назначена ранее общеустановленного возраста в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее – Закона № 400-ФЗ), а также по Списку № 2 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 данного Федерального закона.

Разъясните, пожалуйста, условия досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30?

В соответствии с указанной нормой досрочная пенсия устанавливается лицам, работающим в плавсоставе независимо от наименований профессий и должностей: мужчинам в возрасте 55 лет, если они имеют не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа и 25 лет страхового стажа; женщинам - в 50 лет, если они имеют не менее 10 лет специального стажа и 20 лет страхового стажа.

С 01.01.2013 года периоды льготной работы включаются в стаж для назначения досрочной пенсии при условии начисления и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, а с 01.01.2014 года при соответствии класса условий труда на рабочих местах работников вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Кроме того, с 2015 года при назначении пенсии требуется наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Ольга Васильевна, какую категорию лиц можно отнести к плавсоставу судна?

Под плавсоставом на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности понимается экипаж судна, состоящий из капитана, штурмана, механика, и других лиц командного состава и лиц рядового состава (матросы, мотористы, пекари, медицинские работники, кочегары и другие), обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

В плавсостав, как правило, включаются лица, работающие на основании трудового договора, заключенного с судовладельцем.

Скажите, какие условия досрочного пенсионного обеспечения работников плавсостава по Списку № 2?

Требования к возрасту и стажу точно такие же, как и при назначении пенсии по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. При этом имеется одно преимущество. В случае если отработано не меньше половины требуемого стажа по Списку № 2, возможно назначить досрочную пенсию при неполном стаже. Законодательством предусмотрено пропорциональное снижение возраста от общеустановленного (60 и 55 лет) на один год за каждые два года шесть месяцев льготной работы для мужчин и за два года льготной работы для женщин. Например, у мужчины имеется 8 лет работы в качестве помощника механика на судах портового флота (работа по Списку № 2), право на пенсию возникает в возрасте 57 лет.

Поясните, пожалуйста, кто из работников плавсостава пользуется правом на досрочную пенсию по Списку № 2?

Перечень профессий и должностей плавсостава на определенных судах морского и речного флота поименован в подразделе 3 «Морской и речной флот», раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с данным Списком пользуются машинисты и мотористы всех наименований, механики и их помощники и т.д.

Такие же профессии поименованы в подразделе 2 «Морской флот» раздела XXX «Транспорт», Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, который действовал до 01.01.1992 года.

Ольга Васильевна, в каком порядке исчисляется стаж льготной работы работников плавсостава?

Согласно Правилам от 11.07.2002 № 516, стаж на соответствующих видах работ работникам плавсостава может исчисляться в соответствии с пунктом 5 Правил в календарном порядке или в соответствии с пунктом 13 указанных Правил, когда период работы в течение полного навигационного периода учитывается за полный год.

Например, гражданин с 10.04.2012 по 10.11.2012 отработал в качестве моториста рулевого теплохода, при этом навигационный период длился с 08.05.2012 по 09.11.2012 , таким образом, в льготный стаж будет учтен полный 2012 год, а не фактический период работы.

Пенсионная система России сегодня состоит из двух институтов:

1. Пенсионный Фонд РФ - государственная пенсия;

2. Негосударственные пенсионные фонды - основные финансовые учреждения для накопления пенсии.

В Пенсионный Фонд РФ взносы за своих работников делает компания-работодатель, при условии, что эта компания - российская, и трудовые отношения с моряками оформлены должным образом. Работодатель таким образом дает своему плавсоставу возможность накопить страховой (трудовой) стаж, выйти на пенсию в соответствующем возрасте и получить от государства минимальную пенсию.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации осуществляется на основе следующих нормативно – правовых актов:

- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

- Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 года № 1-28-У «О порядке применения закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» и т.д.

Суть пенсионного обеспечения граждан РФ с принятием этих законов заключается в том, что Россия перешла на страховые принципы формирования пенсий. То есть и право на трудовую пенсию, и ее размер, теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в ПФР (Пенсионный Фонд России) за каждого конкретного человека.

1. Итак, в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют

- мужчины, достигшие возраста 60 лет, и

- женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

По страховым стажем необходимо понимать период времени, в течение которого либо сам работник – гражданин России, либо его работодатель – российское предприятие, платили взносы в государственный пенсионный фонд.

2. Пункт 6 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ устанавливает наличие права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

- для мужчин по достижении возраста 55 лет и

- женщин по достижении возраста 50 лет,

если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Данная норма продолжает политику дополнительной социальной поддержки лиц, работающих в тяжелых климатических условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Условиями для досрочного назначения пенсии является определенная продолжительность трудовой деятельности в указанных районах и наличие страхового стажа. Каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. В данном случае применяется правило суммирования стажа таким образом, чтобы общая продолжительность работы, необходимая для досрочного назначения трудовой пенсии по возрасту, составляла 15 лет работы в районах Крайнего Севера.

Так, например, у мужчины имеется 10 лет трудового стажа в районах Крайнего Севера и 8 лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Считаем трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости досрочно. Период работы в приравненных местностях пересчитывается из расчета 1 календарный год за 9 месяцев. 8 x 9/12 = 6. И далее, 6 + 10 = 16. Следовательно, трудовой стаж в районах Крайнего Севера составляет 16 календарных лет, что при достижении возраста 55 лет предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

3. Подпункт 9 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173 устанавливает право на досрочное назначение трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона

- мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе судов речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

- женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

Для решения вопроса о праве на назначение пенсии плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного внутригородского сообщения) не требуется перечня соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсия назначается в связи с особыми условиями труда.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, то есть тем, которые не работают в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно – климатических условиях.

Основанием для подтверждения является приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов.

Основным критерием для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является работа в плавсоставе экипажа судна на условиях постоянной занятости в течении рабочего дня (смены) и полного рабочего времени.

В плавсостав, как правило, включаются лица, работающие на основании договора, заключенного с судовладельцем. Медицинские работники, направляемые на суда морского флота, речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) и включаемые в штаты медико-санитарной службы этих судов, являются плавсоставом. На них распространяется действие устава службы на указанных судах и условия оплаты труда плавсостава. Поэтому должности специалистов - врач-терапевт, врач-хирург, судовой врач - и другого медицинского персонала, состоящего в штате судна, относятся к плавсоставу;

Необходимо помнить, что в настоящее время некоторые виды судов, поименованные в подпункте 9, имеют другие названия. Например, суда флота рыбной промышленности в соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота, утвержденным Приказом Госкомрыболовства России от 30 августа 1995 г. N 140, значатся судами рыбопромыслового флота, но это не играет роли для начисления пенсии.

Перечень документов, подтверждающих право работников, входящих в плавсостав, на

1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

4. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

5. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.

6. Экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение.

Комментарии к ст. 26 КВВТ РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепил, что в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

В отечественном законодательстве на уровне законов отсутствует легальная дефиниция понятия "экипаж судна". Комментируемая статья рассматривает состав экипажа судна, не давая его определение.

Специалисты под экипажем судна предлагают понимать экипаж морского и речного транспорта как коллектив лиц, обеспечивающих управление, движение и безопасность эксплуатации судна, включая лиц, обслуживающих пассажиров, заключивших с судовладельцем трудовой договор в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и включенных в судовую роль .

См.: Большакова В.Н. Понятие экипажа судна морского и речного транспорта в соответствии с нормативными актами Российской Федерации // Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек. Труды международного научно-промышленного форума "Великие реки". Нижний Новгород, 16 - 19 мая 2017 г.

Судовая роль - основной судовой документ, содержащий сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна (Правила ведения судовой роли, утв. Приказом Минтранса от 2 мая 2012 г. N 122).

Нормативное определение понятия "экипаж судна" дано в Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.5.2-703-98 "Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 года N 16. Данная дефиниция сформулирована следующим образом: экипаж судна - лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

Данное определение экипажа судна используется и в судебной практике.

Пример: в ходе рассмотрения дела об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию суд сослался на СанПиН 2.5.2-703-98, дополнительно указав, что истец в периоды работы матросом-мотористом относился к членам экипажа судна, занимал штатную должность матроса-моториста, а потому суд правомерно учел периоды работы истца в данной должности в специальный стаж. При этом ссылки УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга на неправомерность включения судом периода работы истца с 26 июня 1985 г. по 16 марта 1987 г. в должностях капитана рейда грузового участка, моториста-рулевого и иных членов судовой команды Ленинградского Западного Порта СЗРП в его специальный стаж в связи с отсутствием в указанный период документального подтверждения постоянной занятости М. в качестве плавсостава на судах, были отклонены судебной коллегией. В п. 31 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. N 1801, который утратил силу в связи с принятием КВВТ, но действовал на момент работы М. на судах, было установлено, что экипаж самоходных судов состоит из капитана, прочих старших лиц судового экипажа и судовой команды (см. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 мая 2017 г. N 33-8341/2017).

Понятие "плавсостав", встречающееся на практике, в КВВТ не содержится. В связи с этим интересно, что же оно под собой подразумевает.

В Отраслевом соглашении по речному транспорту на 2012 - 2014 гг., утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, саморегулируемой организацией "Ассоциация судоходных компаний", Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциацией связистов морского и речного транспорта от 6 марта 2012 г. (утратил силу), отмечалось: ввиду отсутствия в российском законодательстве термина "плавающий состав" стороны согласились с тем, что термин "плавающий состав" применительно к Соглашению означает лиц, работающих на борту судна в любом качестве по трудовому договору и включенных в судовую роль.

В Федеральном отраслевом соглашении по внутреннему водному транспорту на 2018 - 2021 гг., утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Российская палата судоходства" от 16 марта 2018 г., плавающий состав (плавсостав) определен как круг лиц, работающих в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа судна внутреннего плавания в соответствии с трудовым договором, заключенным с работодателем, и внесенных в судовую роль.

Таким образом, понятие "плавсостав", как мы видим, означает то же, что и "состав экипажа судна".

Обращаем внимание, что КТМ также не содержит определения "экипаж морского судна". Согласно п. 1 ст. 52 КТМ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. По нашему мнению, законодателю все же следует дать определение понятия экипаж судна в комментируемой статье с целью унификации понятийного аппарата как речного, так и морского права.

Отношения между судовладельцем и членами экипажа судна регулируются трудовым правом (подробнее см. комментарий к ст. 28).

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утверждено Приказом Минтранса от 16 мая 2003 г. N 133. Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем. Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания, утв. Приказом Минтранса от 20 сентября 2016 г. N 268, устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха лиц, работающих в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа судна смешанного плавания, плавающих под Государственным флагом РФ.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплен перечень лиц, относящихся к командному составу судна:

- командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда;

- помощник капитана судна;

- помощник командира дноуглубительного или дноочистительного снаряда;

- механики и электромеханики;

- помощники механиков и электромехаников;

Уставом службы на судах Минречфлота РСФСР устанавливаются требования к командному составу, а также раскрывается перечень возложенных на них обязанностей.

На командный состав судна возлагается руководство подчиненными и личное участие в управлении судном и его эксплуатации. В частности, командный состав обязан:

- правильно организовать труд своих подчиненных, создавать условия для роста производительности труда, а также условия, обеспечивающие участие членов экипажа в решении производственных задач на судне;

- своим трудом и поведением служить примером для всех членов экипажа, поддерживать на судне дисциплину;

- всесторонне знать и изучать личные и деловые качества своих подчиненных, передавать им свои профессиональные знания и опыт;

- заботиться о подчиненных и повседневно воспитывать в них мужество, честность, трудолюбие, сознательную дисциплину, инициативу, стремление к овладению техникой, любовь к флоту;

- при назначении на судно новых членов экипажа ознакомить подчиненных лиц с их обязанностями по работе и тревогам, судовыми расписаниями, правилами и инструкциями по безопасности труда, пожарной безопасности и санитарии;

- знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям;

- требовать от подчиненных точного выполнения законодательства, своих обязанностей, действующих правил, наставлений, приказов, инструкций и распоряжений в части, их касающейся, и контролировать это выполнение;

- информировать своих подчиненных о задачах и особенностях предстоящего рейса;

- проводить техническую учебу с членами экипажа;

- составлять и представлять на утверждение календарные графики проведения плановых технических обслуживаний судовой техники и обеспечивать их выполнение;

- изучать, обобщать опыт работы передовых экипажей и внедрять его на своем судне.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи состав судовой команды состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и работникам, обслуживающим пассажиров судна.

Следует отметить, что если лиц, относящихся к командному составу, можно считать должностными лицами, то лица, входящие в состав судовой команды, не относятся к таковым.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В настоящее время действует Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса от 1 ноября 2002 г. N 138.

Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов распространяется на самоходные транспортные суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания, зарегистрированные на территории Российской Федерации и получившие свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ.

Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна определяет численность экипажа, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна.

При численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатация судна не допускается. Статья 11.13 КоАП устанавливает, что выпуск (направление) в плавание судна (за исключением маломерного) лицом, ответственным за его эксплуатацию, без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, либо с неукомплектованным экипажем, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, либо с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. рублей до 2 тыс. рублей.

На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре, должно находиться свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, соответствующее нормативам минимального состава экипажей судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания.

Минимальный состав должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.

При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.

При установлении минимального состава экипажей самоходных транспортных судов численный и квалификационный состав экипажей судов обеспечивает:

- безопасное несение навигационной и машинной вахт и радиовахты;

- проведение безопасных и надежных швартовых операций;

- грамотное использование противопожарного оборудования, спасательных средств, поддержание их в рабочем состоянии, а также выполнение расписания по тревогам;

- управление закрытиями, обеспечивающими водонепроницаемость, и поддержание их в рабочем состоянии;

- поддержание мер пожаробезопасности во всех доступных помещениях;

- эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;

- выполнение надлежащих действий по предотвращению ущерба окружающей среде;

- безопасную перевозку пассажиров, багажа и грузов.

Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха.

Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния спасательного, противопожарного оборудования и других систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне.

На борту судна необходимо иметь достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта.

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.

Судовая роль служит основным документом, требуемым государственными властями и содержащим данные о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна.

В соответствии с Правилами ведения судовой роли на судах внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса от 26 февраля 2018 г. N 72, судовая роль должна содержать следующие сведения о судне:

- идентификационный номер судна, присвоенный ему при регистрации;

- название судовладельца (для российских юридических лиц) или фамилию, имя, отчество (при наличии) (для граждан РФ);

- государство флага судна;

В судовую роль должны вноситься сведения о членах экипажа судна, а также лицах, фактически находящихся на борту судна на момент его выхода в рейс, в том числе:

- об учащихся учебных заведений, направленных на данное судно для прохождения плавательной практики;

- о работниках федеральных органов исполнительной власти и работниках организаций, находящихся в ведении этих органов, а также о представителях судовладельца, командируемых для работы на судах.

К таким сведениям относятся:

- фамилия, имя, отчество (при наличии);

- вид и номер документа, удостоверяющего личность;

- номер квалификационного документа (при наличии).

Указываемые в судовой роли должности на судне учащихся учебных заведений и лиц, командируемых на суда, определяются судовладельцем, комплектующим экипаж судна.

Судовая роль должна заполняться на русском языке при прибытии судна в порт или убытии судна из порта.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение.

Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»

«Экспресс газета» в Google Новостях

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

Требования к экипажам, командному составу и администрации судна по организации вахты на мостике и в машинном отделении, как в рейсе, так и на период стоянки в порту, а также по другим вопросам, связанным с эксплуатацией судов, безопасностью судна, экипажа, груза, пассажиров в процессе эксплуатации, а также защиты окружающей среды изложены как в Уставе флота рыбной промышленности, так и в КТМУ. Они соответствуют положениям Конвенции 1978г. о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers- далее Конвенция ПДНВ-78/95) и Кодекса ПДНВ, являющегося приложением к Заключительному акту Конференции участников Конвенции ПДНВ в 1995г. Неизвестно почему, но в официальном переводе названия Конвенции слово «стандарты» было опущено. Конвенция ПДНВ-78/95 вступила в силу в 1992г., поправки дополнения 1995г. вступили в силу в 1997г., поправки 1997г. вступили в силу с 1999г. Украина присоединилась к Конвенции в 1996г., приняв «Закон Украины о присоединении к Конвенции…» № 464/96-ВР.Конвенция ПДНВ-78/95 и Кодекс ПДНВ охватывают практически все аспекты, связанные с квалификацией экипажей судов, необходимой для своих обязанностей:

- уровень и стандарты компетентности по каждой должности на судне;

- наличие дипломов и иных документов, подтверждающих компетенцию моряка;

- наличие периодических подтверждений дипломов и иных документов, подтверждающих компетентность моряка;

- требования по подготовке и квалификации инструкторов, руководителей подготовки и экзаменаторов в учебных заведениях, где проходят обучение подготовку моряки;

- требования к тренажерам, используемым в процессе подготовки моряков;

- медицинские требования к плавсоставу;

- требования к организации вахты на мостике и в машинном отделении, таким образом, чтобы усталость персонала не влияла на эффективность несения вахты, а личный состав вахт получал достаточный отдых и был годен к несению вахты;

- требования по соблюдению периодов отдых для персонала, несущего вахту;

Конвенция ПДНВ-78/95 не распространяется:

- на моряков, которые служат на военных кораблях и иных судах государственной некоммерческой службы;

- на плавсостав рыболовных судов;

- на моряков, работающих на прогулочных яхтах, не занимающихся коммерческими перевозками;

- на экипажи деревянных судов примитивной конструкции;

Конвенция ПДНВ-78/95 состоит из 17 статей, в Приложениях, состоящих из 8 глав (полностью переработанных в 1995г.), изложены основные требования к подготовке моряков, дипломированию и несению вахты.

Правило I/9 Приложения к Конвенции обязывает каждую из Сторон Конвенции установить требования к состоянию здоровья моряков, а также учредить реестры всех выдаваемых дипломов и сертификатов, и давать сведения об их аутентичности и действительности другим Сторонам, которые обращаются с официальным запросом на подтверждение.

Правило I/14 Приложения к Конвенции, измененное в 1995г., устанавливает, чтобы Морская Администрация каждой страны обязывала каждую судоходную компанию своего флага нанимать на суда только дипломированных моряков, чтобы можно было проверять подлинность их дипломов.

Эти функции выполняются на трех уровнях: управления (капитан, старпом, старший механик, 2-й механик); эксплуатации (вахтенные помощники капитана и вахтенные механики); вспомогательный уровень (рядовой состав). Глава II Приложения к Конвенции 1978г. устанавливает на всех уровнях обязательные минимальные требования к капитану и палубной команде, Глава III – к машинной команде. Глава IV определяет требования к сертификатам по ГМССБ, а Глава V – к специальной подготовке персонала специализированных судов (танкеров, пассажирских судов типа «ро-ро» и отличных от «ро-ро»). Глава VI определяет функции, относящиеся к аварийным ситуациям, охране труда, медицинскому уходу и выживанию. Глава VIII определяет принципы организации вахтенной службы. Все положения данных глав обычно включаются (либо учитываются) разработчиками в процесс разработки Систем безопасной эксплуатации для конкретных судов (по Кодексу МКУБ). Кроме упомянутого Приложения-78, существует еще Приложение 1 – Кодекс ПДНВ, который образует единый инструмент с Конвенцией и состоит из Части А – обязательной и Части Б – рекомендательной – всего по 8 глав.

Кодексом определены функции моряков на судне:

(2) размещение и перевозка грузов;

(3) управление эксплуатацией судна и забота о людях на судне;

(4) судовые механические установки;

(5) электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления;

(6) техническое обслуживание и ремонт;

В Кодексе ПДНВ приведены образцы дипломов и сертификатов, а также подтверждений к ним, требования по квалификации и подготовке инструкторов, методистов и экзаменаторов при подготовке моряков, эксплуатационные требования к тренажерам, используемым в процессе подготовки. Под стандартами компетенции Кодекса ПДНВ следует понимать уровень профессиональной подготовки, необходимый для надлежащего выполнения функций на судне, в соответствии с международно согласованными критериями. Это специальные таблицы, следующего образца:

Раздел А- II/1

Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 500 и более

Функция: Судовождение на уровне эксплуатации (всего 11 страниц).

Стр. 7 из 11 - Обработка и размещение груза на уровне эксплуатации

Компетенция Знание, понимание и профессионализм Методы демонстрации компетентности Критерии оценки компетентности
Наблюдение за погрузкой, размещением, креплением, сохранностью во время плавания, выгрузкой груза. Обработка, размещение и крепление груза. Знание воздействий, производимых грузом, включая тяжеловесные грузы, на мореходность и остойчивость судна. Знание безопасной обработки, размещения и крепления груза, включая навалочные грузы и опасные, вредные и ядовитые грузы, и их влияние на безопасность человеческой жизни на судне. Способность установить и поддерживать эффективное общение во время погрузки и выгрузки. Экзамен и оценка доказательства, полученного на основе одного или более из следующего: .1 одобренный стаж работы на судне. .2 одобренный стаж подготовки на учебном судне. .3 одобренная подготовка на тренажере, если это применяется Грузовые операции выполняются в соответствии с грузовым планом или другими документами и установленными правилами техники безопасности, инструкциями по эксплуатации оборудования и судовыми возможностями по размещению груза. Обработка вредных, опасных и ядовитых грузов соответствует международным правилам и признанным стандартам, а также кодексам безопасной практики. Общение является ясным, хорошо понимаемым и постоянно успешным.

Раздел А- III/1

Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных механиков судов с традиционно обслуживаемым или периодически безвахтенно обслуживаемым машинным отделением

Функция: Судовые механические установки на уровне эксплуатации (всего 8 страниц).

Таблица А- III/1

Стр.4 из 8

Компетенция Знание, понимание и профессионализм Методы демонстрации компетентности Критерии оценки компетентности
Эксплуатация главных и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления Главные установки и вспомогательные механизмы: .1 подготовка к работе главной силовой установки и вспомогательных механизмов .2 эксплуатация паровых котлов, включая систему сжигания топлива . 3 способы проверки уровня воды в котлах и необходимые действия при нарушении нормального уровня . 4 обнаружение типичных неисправностей механизмов и установок в машинном и котельном отделении и меры по предотвращению поломок Экзамен и оценка доказательства, полученного на основе одного или более из следующего: .1 одобренный стаж работы на судне . 2 одобренный стаж подготовки на учебном судне .3 одобренная подготовка на тренажере, если это применяется . 4 одобренная подготовка с использованием лабораторного оборудования Операции планируются и выполняются в соответствии с установленными правилами и процедурами по обеспечению безопасности эксплуатации и избежанию загрязнения окружающей среды Отклонения от нормы быстро выявляются Работа силовой установки и механических систем постоянно отвечает требованиям, включая команды с мостика, относящиеся к изменениям скорости и направления движения Причины неисправностей механизмов быстро выявляются и предпринимаются действия для обеспечения общей безопасности судна и установки с учетом преобладающих обстоятельств и условий

Кроме стандартов компетенции Кодекс предусматривает минимальные требования для дипломирования на уровнях управления и эксплуатации, требования к программам подготовки плавсостава на определенных типах судов (танкера, химовозы, газовозы, ро-ро, другие пассажирские суда), по управлению неорганизованными массами людей, по управлению в чрезвычайных ситуациях, по использованию спасательных средств и т.д. Все данные требования также оформлены в виде таблиц стандартов.

Кроме того, на Конференции 1995г. был принят ряд резолюций по данному вопросу:

Резолюция 3. Положения переходного периода
Резолюция 4. Подготовка радиооператоров для ГМССБ
Резолюция 5. Подготовка персонала пассажирских судов типа «ро-ро» в отношении управления и поведения человека в чрезвычайных ситуациях;
Резолюция 6. Подготовка персонала пассажирских судов;
Резолюция 7. Мониторинг применения альтернативного диплома;
Резолюция 8. Содействие техническим знаниям, навыкам и профессионализму моряков;
Резолюция 9. Разработка международных требований к состоянию здоровья моряков;
Резолюция 10. Подготовка морских лоцманов, персонала СУДС и морского персонала, занятого на передвижных морских установках;
Резолюция 11. Содействие техническому прогрессу;
Резолюция 12. Вклад Всемирного морского университета в достижение повышения стандартов морской подготовки;
Резолюция 13. Пересмотр типовых курсов подготовки, опубликованных ИМО;
Резолюция 14. Содействие участию женщин в морской отрасли;

Все вышеупомянутые аспекты организации подготовки, дипломирования моряков и несения вахты на рыболовных судах являются предметом специальной Конвенции ПДНВ-95Р(International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Fishing Vessel Personnel – STCW F 95). Формат Конвенции соответствует Конвенции 1978г. до внесения в нее поправок, с изменениями, учитывающими специфику рыболовного флота, которая значительно отличается от специфики работы моряков транспортных судов. Конвенция относится к рыболовным судам длиной 24м и более, состоит из 16 статей и нескольких глав дополнения. Украина к Конвенции присоединилась в соответствии с Законом Украины «О присоединении к Международной Конвенции ….» № 2993 – III от 17.01.2002г., однако Конвенция ПДНВ-95 Р в силу пока не вступила из-за того, что ее подписало менее 10 государств.

Согласно Конвенции ПДНВ-95 Р ряд требований по подготовке моряков может быть несколько изменен (например, подготовка судоводителей не на тренажерах, а на планшетах, получение сертификатов компетентности для некоторых специальностей на основании не образования соответствующего уровня, а опыта работы и проч.).

В Украине моряков различных специальностей (рядовых и командного состава, торгового и рыболовного флота) готовит целый ряд учебных заведений различного уровня (от высших профессиональных училищ до Национальной морской академии). Процесс подготовки для получения различных квалификационных свидетельств подготовки (ИБМ, ГМССБ, медицинской помощи, ОСПС и пр.) происходит в учебно-тренажерных центрах, аттестованных Инспекцией по вопросам подготовки и дипломирования моряков (далее Инспекция ПДМ) Укрморречфлота Минтранссвязи.

Инспекция ПДМ – государственная организация, контролирующая соответствие квалификации моряков дипломам, квалификационным свидетельствам и другим документам. Она же утверждает Государственные квалификационные комиссии для проведения поверки знаний на подтверждение квалификации и дипломирования моряков, ведет реестр всех выданных на территории Украины дипломов, квалификационных свидетельство и других документов моряков, в том числе тех, срок которых истек или был продлен, либо действие которых было приостановлено, либо аннулировано, либо которые были заявлены как потерянные или уничтоженные.

Читайте также: