Какие элементы творчества могут присутствовать в профессии программиста

Опубликовано: 02.10.2024

Актуальность - немногие знают о творчестве в программировании.

Цель: показать творческую сторону языков программирования. Задачи: изучить графику, создать программы, сравнить их, сделать выводы.

Pascal - структурный язык программирования, один из наиболее известных языков, используется для обучения школьников и студентов, является основой для ряда других языков.

Python - это свободный интерпретируемый, объектно-ориентированный, расширяемый встраиваемый и универсальный язык программирования.

Для создания графики программисты используют особый стиль программирования: объектно-ориентированный. Объектно-ориентированное программирование (ООП) - направление программирования, основанное на объектах, классах, функциях, модулях и наследований.

В результате проделанной работы:

ВложениеРазмер
programmirovanie_-_eto_iskusstvo.docx 336.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

ПРОГРАММИРОВАНИЕ – ЭТО ИСКУССТВО

Секция: Информатика. Математика. Физика.

Вуколов Виталий Алексеевич,

Вуколов Иван Алексеевич,

Камалова Нафиса Ахатовна,

г. Лениногорск – 2019 год

Глава 2. Связь с искусством…………………………………………………………. 6

Список литературы. 14

В нашем мире все чаще можно встретить людей, которые считают, что программирование – недоступная для них вещь. Однако они понимают и то, что за информационными технологиями – будущее, и что благодаря программированию компьютер стал таким, каким мы его знаем сейчас. Что ж, эти люди будут приятно удивлены, что в привычных языках программирования, оказывается, есть место для творчества.

Цель: показать творческую сторону языков программирования.

Актуальность и Проблема : Немногие программисты знают о наличии инструментов для создания анимации, музыки, графики в языках, на которых они работают каждый день.

Гипотеза : в языках программирования есть место творчеству.

  • Изучить графические модули в языках программирования
  • Создать программы на основе этих модулей.
  • Сравнить способы создания графических программ в языках программирования.
  • Сделать выводы на основе данных, полученных в результате этих сравнений.

Глава 1. Отличия.

Pascal – структурный язык программирования, один из наиболее известных языков. Его используют для обучения школьников и студентов, также он является основой для ряда других языков.

Pascal был создан Никлаусом Виртом в 1970 году и назван в честь французского математика, физика и философа Блеза Паскаля.

Имеются несколько версии языка Pascal. Они расположены в таком хронологическом порядке:

  1. UCSDPascal
  2. TurboPascal
  3. ObjectPascal
  4. FreePascal
  5. GNUPascal
  6. PascalABC.NET

PascalABC.NET является самой последней версии на данный момент. Именно её мы использовали для создания программ на языке Pascal.

Python – это свободный интерпретируемый, объектно-ориентированный, расширяемый и универсальный язык программирования. Он – очень высокого уровня: динамическая типизация, встроенные типы данных высокого уровня, классы, модули, механизм исключений и многое другое делает его таковым.

Синтаксис языка был взят с многих других языков: известных и не очень: ABC, Modula-3, C и C++, Smalltalk, Lisp, Fortran, Miranda, Java и Icon.

Python был разработан нидерландским программистом Гвидо ван Россумом в конце 1989 года и назван в честь шоу BBC “Monty Python’s Flying Circus”, не имея ничего общего с рептилиями.

Существует 3 версии Python:

  1. Python 1.0
  2. Python 2.0
  3. Python 3.0.

Python 2.0 и Python 3.0 являются взаимозаменяемыми версиями.

Глава 2. Связь с искусством.

В программировании можно создать следующие виды искусства: анимация, музыка и графика.

Графика – вид изобразительного искусства. Его главная черта – черно-белые оттенки. Для создания графики программисты используют особый стиль программирования: объектно-ориентированный. Объектно-ориентированное программирование (ООП) – направление программирования, основанное на объектах, классах, функциях, модулях и наследований. Программисты часто используют ООП для создания программ и приложений, которые способные решить наиболее большое количество задач.

В Pascal создание графики упрощается тем, что в программе PascalABC.Net также имеются и модули, которые отвечают за графику. Основным таким модулем является GraphABC. С простым знанием языка Pascal даже начинающий программист легко сможет написать программу с графикой. Делается это таким образом:

Fill / rectangle(x1,y1,x2,y2) – закрашенный / пустой внутри квадрат с начальной координат (x1,y1) и конечной координатой (x2,y2) .

Fill / Circle(x,y,r) – закрашенный / пустой внутри круг с центром в точке (x,y) и радиусом круга r.

Line(x1,y1,x2,y2) – линия круг с начальной координат (x1,y1) и конечной координатой (x2,y2).

Fill / Pie(x,y,r,a1,a2) – закрашенная / пустая внутри часть круг с центром в точке (x,y), радиусом круга r, началом дуги a1 градусов и концом дуги a2 градусов.

Для работы с графикой в языке Python используется модуль TKINTER или GRAPHICS. С помощью этих модулей можно рисовать фигуры и изображения, создавать анимацию, визуализировать графику функции и использовать элементы графики в компьютерных играх. Кроме большого потенциала графика на языке Python также многофункциональна, легко создаваемая, универсальная и более работоспособная, чем в других языках.

В начале создадим проект графического приложения таким путем:

  1. Открываем среду разработки
  1. В левом верхнем углу выбираем вкладку «Файл», затем кнопку «Создать», «Проект…».
  1. В открывшимся окне выбираем «Приложение Windows Forms», жмем «ОК».

Мы видим, что проект пустого графического приложения был успешно создан.

Слева от окна есть специальная «Панель элементов», из которой можно взять все нужные элементы любой графической программы.

Анимация – один из жанров искусства, суть которого заключается в создании движущихся картинок путем быстрой смены кадров. Поскольку эти кадры рисовались людьми вручную, и их количество их было многогранным, а профессиональных аниматоров-художников – недостаточным, то процесс создания анимации стал очень затратным.

Сегодня, в эпоху информационных технологий, процесс создания анимации заметно упростился. Этому способствовало и программирование. Кроме графики в ООП также присутствует и особый графический объект, который способен выполнять особые, более сложные команды: движение, выполнение команд пользователя и создание 2D и 3D моделей и множество других возможностей.

Анимация в ООП – это наиболее продвинутый способ продемонстрировать настоящее творчество в программировании.



22 апреля в России отмечается день программиста. Эта дата - неофициальная, в честь кода специальности в вузах - 2204, а позднее - 220400. В материале, посвящённом этому празднику, мы пообщались с молодым специалистом - старшим инженером компании «СофТраст» Артёмом Телятицким и узнали, как найти профессию своей мечты, достичь дзена в точных науках, не разочароваться с ожиданиями в вузе и постоянно развивать свои скиллы.

Знакомство с профессией

После окончания школы у меня не было вопроса о том, куда подавать документы и на какую специальность - выбор был определен заранее. Я поступил в БГТУ им. В.Г. Шухова по направлению «Информационные системы и технологии».

Когда поступал, был уверен, что сразу же начнем изучать различные языки программирования, много кодить и т.д. Но реальность оказалась куда сложнее…

Мне пришлось усиленно учить математический анализ, физику, вычислительную математику, теорию вероятности, криптографию, схемотехнику, электротехнику, микропроцессорные системы, базы данных, администрирование и прочее, прочее, прочее. Тут я и осознал всю сложность своей профессии!

Программист − не тот, кто знает несколько языков программирования и может писать программы. Программист, вернее, IT-специалист − это человек, разбирающийся во многих науках, знающий и применяющий передовые технологии для разработки новых продуктов.

Кроме полученных знаний, учеба помогла мне понять, как разрабатывать программный продукт в команде, как важно соблюдать дедлайны и какое направление в IT-индустрии мне ближе.

Ломая стереотипы

В первую очередь, моя профессия актуальная и высокооплачиваемая, она дает стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Благодаря цифровизации программисты работают практически во всех сферах деятельности. Если зайти на сайты по поиску работы, можно увидеть, что в сфере программирования масса вакансий.

Еще это возможность профессионального роста. Нет определенной планки – я могу достичь любого уровня, здесь все зависит только от меня.

Вопреки стереотипу о замкнутых лохматых айтишниках в свитерах, программирование - это общение с единомышленниками, возможность обмена опытом, азарт при решении каких-либо задач.

Программирование - это творческая профессия

Работая в IT-компании в сфере здравоохранения, считаю, что профессия программиста и врача очень похожи: пациент приходит к врачу, у него что-то болит, что-то "неисправно", а врач лечит. Существуют различные клинические случаи и очень много разновидностей одних и тех же заболеваний со своими собственными вариациями. Одна и та же болезнь может проявляться по-разному и лечиться по-разному. Но все же, существуют некоторые стандарты для классических случаев заболевания.


Что нужно знать разработчику

Каждое современное веб-приложение использует одну или несколько баз данных для хранения информации. Умение работать с БД - немаловажный навык не только при серверной разработке, но и для FrontEnd-специалиста.

Какой бы способ разработки вы ни выбрали, есть один элемент, без которого обойтись нельзя: веб-сервер, например, nginx. Понимание работы веб-серверов крайне важно для любого веб-разработчика, оно включает в себя знание операционных систем, сетей и протоколов.

Способность работать в системах управления версии должно быть в «арсенале» любого веб-разработчика. Несомненным достоинством будет умение разбираться в чужом коде, делать его «чище» и постоянно следить за качеством.

Английский язык - must have для программиста, т.к. нужно понимать документацию, а в перспективе - работать с западными заказчиками.

Список знаний и навыков можно продолжать до бесконечности. Веб-разработка динамическая, быстро меняющаяся отрасль. Специалисту необходимо знать огромное количество информации, оставаться в тренде новых технологий, иметь массу практических навыков и быть мастером своего дела, ведь сегодня веб-разработчики создают вокруг нас новую реальность и меняют мир к лучшему.

Ценность среды

В нашей работе я ценю то, что создается открытая и гибкая среда, где выслушиваются и поддерживаются все самобытные, новаторские идеи, которые, в конечном счете, превращаются в отличное ПО, облегчающее жизнь миллионов людей, пациентов и врачей.

О том, как развиваться специалисту

Сейчас, помимо работы, я учусь в магистратуре и буду защищать диссертацию в этом году. В свободное время могу посмотреть какие-то курсы, туториалы по веб-разработке в ютюбе:

Я ежедневно делаю новые шаги к своей цели, к тому, чем хочу заниматься и чему планирую посвятить жизнь.

Некоторые считают программирование стопроцентной технической специальностью. Но так ли это на самом деле? О том какова доля творчества присутствует в IT-сфере, а также как работается творческим людям в офисе и дома рассказывает Генеральный Директор «Протекшен Технолоджи» — Михаил Калиниченко.

Бесконечные цифры, длинные и запутанные элементы кода… Со стороны это кажется скучным и однообразным. Поэтому отношение к программистам примерно такое же, как к роботам на сборочном конвейере: получил поручение, написал модуль, протестировал, сдал, и цикл снова возобновляется.

Работа программиста однозначно структурирована и организована. Например, задачей IT-специалиста может быть создание кода, который должен быть четко оформлен и построен по определенным правилам.

И, казалось бы, в программировании нет места творчеству, ведь здесь все, начиная от наименования файлов и заканчивая переменными, подчиняется чёткой логике.

Допустим, программист сталкивается с задачей, и ему необходимо решить ее различными способами. Фокус в том, что большинство проблем можно решить с помощью творческого логического выражения. Творческая сторона программирования заключается в нахождении логичного решения поставленной проблемы. Решение проблемы зависит от многих факторов, таких как язык программирования, моделей логического выражения и шаблонов проектирования, которые помогают реализовывать решения для различных задач.

Условно IT-специалистов можно разделить на несколько групп. Есть те, кто работают только по четким шаблонам, а есть создающие исключительно новый продукт. Кто-то знает несколько языков программирования и хочет этим не ограничиться и «стать полиглотом», а затем в дальнейшем, поднабравшись опыта и знаний, создать свой уникальный продукт, не похожий на решения конкурентов, и который, возможно, принесет ему большую прибыль. А кто-то может писать монотонно на единственном языке программирования, не придумывая собственных идей и пытаясь четко следовать дедлайнам, и тогда вряд ли итоговый результат будет иметь большую ценность.

Также в программировании существуют направления, где работа специалистов соприкасается с творчеством. Например, работа ИТ-архитектора, в чьи обязанности входит построение сложных IT-систем для решения бизнес-задач. Специалист общается с большим количеством людей, собирает и обрабатывает огромное количество информации, изучает существующие на рынке программы, пробует что-то новое. И наконец, предлагает некое целостное решение — архитектурную концепцию. Или возьмем разработчика игрового программного обеспечения, где в работе большую роль играет концепция. Бизнес игрового ПО основан на выпуске хитов. Игра интересна пользователю до тех пор, пока он не прошёл последний уровень, поэтому, чтобы игра была успешной, важно придумать что-то особенное, что могло бы удержать пользователя.

В целом можно сказать, что каждый программист по-своему творческая личность. А теперь обратимся к другом аспекту и рассмотрим, где комфортнее работать творческим людям на домашнем кресле или на офисном стуле.

Свобода для творческих людей

У каждого офисного сотрудника есть режим, которому подчиняется рабочий день. Среди многочисленных офисных задач нужно заполнять таблицы с ежедневным, еженедельным или ежемесячным отчетом. Это размеренная рутина со своими правилами, которым сотрудники обязаны подчиняться.

Но есть вид рабочих задач, которые не вписываются в стандартный рабочий график, например, разработка программного обеспечения. С одной стороны, есть период обдумывания идеи, перебора в уме возможных решений. То есть человек может неделю, две, месяц просто что-то изучать, не выдавая никакого видимого результата.

Есть период обучения. В связи с очень быстрым развитием отрасли, любой специалист должен постоянно самообразовываться. Например, чтобы разработать свою игру, человек может поиграть в 20 разных игр, проанализировать языки программирования, на которых была написана игра, а затем создать свой продукт. Сам процесс разработки требует времени. Но сколько конкретно времени зависит от самого человека и его личного стиля работы.

Условия работы IT-специалиста могут быть разными, например, кто-то любит работать под громкую музыку, а для кого-то необходима абсолютная тишина и полное уединение. Кто-то, чтобы создать уникальный продукт, может дней 10 пить литрами кофе и с большим энтузиастом обдумывать идею, а потом выдать готовую мысль буквально за пару минут. Если такого человека ограничить офисными рамками, то вряд ли он покажет такой же результат, как показал бы, работая удаленно.

Творческие люди могут иметь ряд индивидуальных особенностей. Например, они могут полностью избегать общения с людьми и уходить на «свою волну». Умственный созидательный труд придает человеку определенные черты, которые окружающие могут считать странными и которые выходят за рамки корпоративного обезличенного стандарта. Поэтому руководитель-технарь, если он вышел из такой же среды, поймет все эти особенности и постарается учитывать данные факторы в организации работы своих подчиненных, разрешив им работать из дома.

Существует вариативность работы (офисная или удаленная), которая направлена на эффективность труда. Это явление становится все более и более популярным. Например, в корпоративной политике Билайна есть проект «BeeFree», предполагающий, что сотрудники могут работать удаленно от одного до пяти дней в неделю, заранее согласовав свой график с руководителем и зафиксировав список задач на день. В таком формате сейчас работают многие представительства западных компаний в России, например, Microsoft и IBM.

Поэтому в работе программистов с творческим складом ума разумно поставить эффективность на первое место. Если график работы влияет на качество продукта, то разумнее работать из дома, если человек себя чувствует там гораздо комфортнее.

О компании «Протекшен Технолоджи»

Компания «Протекшен Технолоджи» известная на рынке ИБ под торговой маркой StarForce, является экспертом в области защиты цифровой информации от взлома и несанкционированного распространения. Компания с 2000-го года предоставляет комплексный технологический сервис защиты коммерческим, финансовым и государственным организациям. Партнерская и дистрибуторская сеть компании представлена в 89 странах мира, реализовано более 70 000 000 лицензий на более чем три десятка решений различных продуктовых линеек.

Кто такой программист и что он делает

Как все-таки мало большинство людей знает о программистах. Многие считают, что они занимаются ремонтом техники или хакерством. И далеко не все понимают, что эти специалисты разрабатывают программное обеспечение для компьютеров. Ведь технические устройства говорят на машинном языке, на котором надо писать инструкции для выполнения нужных действий.

В статье я расскажу, кто такой программист и что он делает. К заключению вы будете знать, с чем этот специалист работает, что и как создает, где может работать и для чего вообще нужны программисты.


Кто такой программист

Специалисты по разработке, корректировке программ и алгоритмов для вычислительно-операционной техники, а также специалисты по написанию для них кодов методом математического моделирования, именуются программистами.

Под программами понимаются:

  • операционная система компьютера, например, Windows;
  • компьютерная игра;
  • мобильное или веб-приложение;
  • алгоритмы работы технических устройств (как компьютера, так и микроволновой печи).

Должностные обязанности

Профессия программиста является творческой, несмотря на все мифы о том, что создавать программный код – это скучно. Область деятельности специалистов весьма обширна: от компаний по созданию компьютерных игр и промышленных организаций, до ракетостроения и научных институтов.

И вот в чем заключается работа программиста:

  1. Составление алгоритмов для решения научно-технических задач.
  2. Анализирование уже готовых программ, созданных чужими предприятиями, и определение их эффективности и возможности использования для удовлетворения требований работодателя.
  3. Разработка различного рода программ на основе алгоритмов и математических моделей, применяемых для решения технических задач.
  4. Унификация и типизация вычислительных процессов.
  5. Разработка форм документов, подлежащих машинной обработке.
  6. Создание сервисов для автоматического перевода на языки программирования.
  7. Разработка макетов и схем ввода, выдачи, обработки и хранения информации.
  8. Тестирование и исправление ошибок в разработанных программах.
  9. Создание инструкций к программам.
  10. Разработка и внедрение методов автоматического решения для типовых, стандартных задач.
  11. Участие в проектных работах по расширению области применения вычислительной техники.
  12. Разработка и усовершенствование продуктов программирования.
  13. Запуск программного обеспечения.
  14. Разъяснение простыми словами условий и инструкций по работе с программами обычным пользователям.
  15. Создание и внедрение различных системных возможностей для автоматической проверки программ.

Преимущества и недостатки профессии

У этой профессии можно выделить следующие положительные стороны:

  1. Востребованность и большое количество вакансий от работодателей.
  2. Отсутствие строгого графика. Есть возможность работать как в офисе, так и удаленно.
  3. Высокий доход.
  4. Разноплановые и интересные задачи, простор для творчества и креатива.
  5. Не требуется диплом о высшем образовании, если есть знания и способности к программированию.

Имеются и минусы:

  1. Постоянные стрессовые ситуации, авралы.
  2. Сидячий образ жизни.
  3. Нередко надо объяснять сложные термины простыми словами.
  4. Частое устаревание технологий и знаний в связи со стремительным развитием IT-сферы.

Заработная плата

Как я уже писала ранее, зарплата – это один из плюсов работы программистом. Даже новичок в этой сфере, например, в пору студенчества, может получать 30–40 тыс. руб.

Размер дохода во многом зависит от квалификации конкретного человека, его знаний и умений, страны и ее региона, кадровой политики и возможностей организации, на которую трудится программист, а также от специализации работника, о которой я расскажу чуть позже.

Диапазон зарплат очень широк и может быть от 30 000 до 300 000 руб. А особоодаренные специалисты могут получать еще больше.

Вакансии и зарплата программистов на сайте hh.ru

В целом по России зарплаты находятся на уровне от 40 000 до 200 000 руб.:

  1. В Москве самый высокий показатель – от 50 000 до 250 000 руб.
  2. Заработная плата в Санкт-Петербурге чуть ниже – от 40 000 до 220 000 руб.
  3. В Ростове-на-Дону и Новосибирске доходы у программистов примерно одинаковые – от 30 000 до 200 000 руб.
  4. Специалисты Екатеринбурга получают 28 000–160 000 руб.
  5. В Красноярске и Владивостоке – от 30 000 до 180 000 руб.
  6. В Калининграде зарплаты в среднем от 40 000 до 200 000 руб.

Как стать программистом

Стать программистом легче в юные годы. Но при желании эта профессия доступна в любом возрасте. Для обучения существуют различные факультеты в вузах и колледжах, бесплатные и платные онлайн-курсы, а также книги для самообразования.

В университетах и других учебных заведениях весьма значительный конкурс по направлениям, которые связаны с программированием. Поэтому далеко не все работающие программисты имеют диплом. Они заканчивают специальные курсы, читают книги и на практике знакомятся с профессией.

Могу порекомендовать такие книги, как:

В рамках самообучения можно начать создавать сайты для себя, читать новости об IT-сфере, изучать углубленно математику, информатику и английский язык.

Кому подходит должность

Как я писала ранее, возрастных рамок для освоения профессии нет. Не существует и ограничений касательно пола специалиста, хотя и считается, что эта специальность больше подходит мужчинам.

Главный критерий – это наличие интереса к программированию и информационным технологиям.

Кроме этого, должность подойдет человеку, если он обладает следующими личностными характеристиками:

  • стрессоустойчивость,
  • усидчивость,
  • внимательность,
  • коммуникабельность,
  • ответственность,
  • самостоятельность,
  • терпеливость,
  • инициативность,
  • креативность.

Важно понимать, что программисты – это не скромные парни в очках, спрятавшиеся за компьютером, какими их рисует кино, а специалисты, способные генерировать идеи, выдвигать и воплощать их, умеющие взаимодействовать с коллективом и простыми словами объяснять обычному человеку, что такое программирование.

Онлайн-обучение программированию

Чтобы выучиться на программиста, надо выбрать один из 3 вариантов:

  1. Учиться самостоятельно по книгам и бесплатным видеоурокам.
  2. Пойти в вуз или колледж на специальность “Информатика и вычислительная техника”, “Информатика и компьютерные науки”, “Управление в технических системах”, “Разработка программного обеспечения”, “Информационная безопасность” и т. д.
  3. Записаться на платные курсы по программированию.

Каждый сам для себя выбирает то, с чего начать учиться программированию. Но одним из самых быстрых и эффективных методов является онлайн-обучение у практикующих специалистов.

Образовательные услуги предлагают платформы Skillbox, Нетология, GeekBrains, SkillFactory, ProductStar. Они имеют различные учебные программы, на основе которых и обучают будущих работников IT-сферы. Самые популярные курсы:

Курсы по программированию

Программирование – не самое простое занятие. Поэтому для обучения потребуется больше года. Но после успешного завершения курсов, каждый сможет с уверенностью работать программистом в отечественных или зарубежных компаниях.

Направления профессии и карьерный рост

Грамотные и постоянно развивающиеся программисты всегда в цене. Они востребованы и имеют все шансы найти работу, соответствующую всем запросам.

Бывает, что организации берут к себе на работу перспективных студентов без опыта. Но чаще, конечно, работодатели ждут опытных специалистов.

У программистов есть возможность работать как на фрилансе, так и на какую-либо компанию, например:

  • научно-исследовательское учреждение,
  • веб-студию,
  • предприятие-разработчик,
  • IT-компанию,
  • любую организацию, имеющую IT-отдел, отдел по ПО или digital-маркетинга.

Новички в компании начинают с самой низшей должности. И пока не наработают опыт и не скопят знания, они – junior. Если будут быстро обучаться, проявлять инициативу и хорошо работать, то через года 2-3 смогут перерасти в middle. А уже через лет 5 их ждет последняя ступень программиста – senior.

Четкой границы между ними нет. И нельзя точно сказать, сколько может понадобиться времени, чтобы повысить свой профессиональный статус. Можно лишь назвать примерную разницу между рангами.

  • Junior

Владеет минимум одним языком программирования, знает основы IT-сферы, выполняет типовые задачи. Если у него возникают трудности в работе, то эту проблему сможет быстро решить middle.

Junior не хватает опыта. Например, он не всегда обращает внимание на детали и мелочи, по незнанию загружает программу и замедляет ее, пишет нечитаемый код, лишь бы быстрее сдать работу.

  • Middle

Более осторожен, не допускает большинства ошибок junior, внимательнее и аккуратнее пишет код, который старается делать простым и качественным.

Решает более сложные задачи, требующие длительной работы, свободно и на продвинутом уровне владеет как минимум 2 языками программирования и различными технологиями. Middle способен обосновать и доказать правоту своих решений.

  • Senior

Это уже эксперт в своей деятельности. Он опытен, способен анализировать и предвидеть свои и чужие ошибки, эффективность будущей программы или сложность поставленной задачи.

Кроме улучшения своих навыков, программист может уйти в смежные области. Например, заняться дизайном или маркетингом и работать в этом направлении. Опытным программистам доступны такие должности, как архитектор программного обеспечения, менеджер IT-проектов, IT-директор предприятия и т. д.

Разделение программистов на группы есть не только в плане их профессионализма и опыта, но и в зависимости от направления деятельности.

  • По специализации

Работники делятся на прикладных, системных и веб-программистов.

Прикладные ответственны за разработку, написание и обслуживание программ и приложений для конкретной задачи. Продуктами их деятельности могут быть игры, офисные и бухгалтерские программы, редакторы‚ мессенджеры, ПО для систем аудио- и видеонаблюдения или систем пожаротушения и т. п. Еще они занимаются переработкой существующих программ под требования и потребности той организации, на которую работают.

Системные программисты – это разработчики операционных систем, интерфейсов различных баз данных, сервисов. Они работают с сетями, обеспечивают функционирование и работу созданных ими систем. Эта специализация программистов считается самой малочисленной.

  • По языкам программирования

При поиске работы часто встречается такое разделение. Работодатели выделяют те языки, которыми предлагают пользоваться специалистам. Например, PHP-программист, Java-программист, программист C++ и т. д.

  • По видам рабочих задач

Могут быть программистами баз данных, frontend-разработчиками, backend-разработчиками, fullstack-разработчиками, техниками-программистами, системными инженерами и т. д. Ежегодно появляются все новые должности, например, набирает силу профессия программиста умного дома.

Можно сделать вывод, что программист – достаточно обширный термин. А областей применения этого специалиста очень много.

Требования при приеме на работу

Умения, знания и навыки – это первое, на что обращают внимание организации, предлагающие работу. В первую очередь специалист должен знать языки программирования. И чем больше, тем лучше.

Также кандидат на должность обязан соответствовать следующим требованиям:

  1. Обладать аналитическими и математическими способностями.
  2. Иметь абстрактное, логическое и гибкое мышление.
  3. Иметь глубокие знания в сфере информационных технологий.
  4. Уметь организовать себя и укладываться в поставленные временные рамки.
  5. Понимать, что требует и чего хочет клиент.
  6. Уметь быстро адаптироваться к изменившимся условиям или к новшествам в технологиях.
  7. Постоянно заниматься самообучением, стремиться к самосовершенствованию и следить за трендами в IT-сфере.
  8. Уметь ясно и четко выражать свои мысли, объяснять сложные вещи простыми словами.
  9. Иметь хорошую память и развитое внимание.
  10. Владеть английским языком.
  11. Уметь работать в команде.
  12. Быть способным работать в многозадачном режиме.
  13. Уметь разрабатывать программные продукты.
  14. Владеть навыком перевода решений на автоматический язык программирования.
  15. Уметь вводить, обрабатывать, хранить и получать информацию с помощью разработанных программ.
  16. Настраивать программные продукты.
  17. Создавать каталоги и карточки стандартных программ, документов для автоматической обработки.
  18. Содействовать расширению области использования компьютерной техники.
  19. Внедрять программное обеспечение и обеспечивать его взаимодействие с уже работающими программами.
  20. Тестировать разработанное ПО.
  21. Находить ошибки и ликвидировать недостатки в созданном продукте.
  22. Уметь составлять и читать технические задания.
  23. Уметь пользоваться вспомогательными программами.
  24. Знать, как читать чужие коды.

Заключение

Теперь вы многое знаете о деятельности программиста: чем он занимается, сколько зарабатывает, плюсы и минусы работы и какое образование нужно.

Программистом может стать только по-настоящему увлеченный информационными технологиями человек. Ведь IT-сфера постоянно меняется, обновляется и совершенствуется, поэтому надо тратить много времени на то, чтобы вникнуть в новую информацию и технологии.

И тех, кто собирается пройти один онлайн-курс и на этих знаниях строить свою карьеру, ждет большое разочарование.

Успешным программистам нравится сам процесс программирования. Они не боятся ошибаться, чтобы в конце концов достичь совершенства.

В наше время - эпоху информационного бума - число программистов стремительно и неуклонно растет. Какое-то время назад мне стали интересны объективные причины столь блистательного подъема информационной науки ("computer science" - прим. пер.), и я провел некоторые самостоятельные изыскания на эту тему, которые и хочу сейчас предложить вашему вниманию. Поскольку сам я не могу претендовать на принадлежность к хакерам, тезисы данной статьи лучше воспринимать как своего рода мнение "человека со стороны".

Тем не менее, работая психологом в крупной компании, занимающейся разработкой больших программных проектов, невозможно не общаться с программистами, чем я обычно и занимаюсь. Многие из моих друзей - именно программисты, так что мое мнение в первую очередь основано на их взглядах на жизнь в целом и на свою профессиональную деятельность в частности.

Могу сразу же предупредить вас, что не вижу смысла в рассмотрении развития компьютерных технологий. Эта сторона вопроса уже достаточно освещена в специальных журналах, и здесь, я полагаю, мне вряд ли удастся поспорить даже с наименее информированными из вас. Эта статья - не о компьютерах. Меня интересуют не компьютеры, а люди, проводящие иной раз по несколько суток подряд у мониторов.

Я анализирую исключительно человеческий фактор - и надеюсь, что мои выкладки покажутся для вас небезынтересными.

Путь к программированию

Чем руководствуется человек, выбирая для себя профессию?

Во-первых, личными предпочтениями. Для программирования нужен определенный склад ума, а если уж мы говорим о программистах-разработчиках программного обеспечения, а не об "упертых в науку" зашоренных теоретиках, сформулировать личные предпочтения само по себе является довольно интересной и нетривиальной задачей. Знаете ли вы, что программисты чаще обладают техническим складом ума, а не абстрактным, как, например, математики, физики и прочие? И что технический склад ума встречается чаще у писателей, музыкантов, переводчиков, а вовсе не у механиков, как это следует из названия?

Так мы приходим к пониманию того факта, что слово "программист" вовсе не является синонимом определения "прикладной математик", хотя многие и не чувствуют разницы между этими понятиями. Например, Пол Хольцер (Paul Holtser -- прим пер.), мой хороший приятель, говорит буквально следующее: "Я не использую в своей работе практически ничего из изученного в университете. Математический анализ и прочая абстрактная математика не дают мне способов написания элегантного и компактного кода программ. Возможно, для людей, поставленных перед необходимостью программирования узкоспециальных задач в области математики, эти знания могли бы пригодиться, но мы всё-таки работаем не над отображением трехмерных графических сцен, а занимаемся задачами другого уровня. Могу честно признаться, что занимаюсь программированием не с точки зрения практикующего математика. Напротив, я выполняю работу лингвиста - переводчика с повседневного языка на компьютерный, объясняя компьютеру, что и как нужно выполнить, чтобы прийти к желаемому результату".

Что ж, в сочетании с тем, что Пол считается отличным программистом и лидером многих проектов, его слова нельзя попросту отбрасывать. Они требуют тщательного и вдумчивого анализа.

Пол вполне мог бы стать переводчиком, литератором или психологом, хотя и учился на программиста. Распространенное, но неверное мнение университетских преподавателей звучит так: "Вы должны знать теорию, а практическая реализация тех или иных вещей настолько проста, что мы не будем ее рассматривать". И хотя я знаю многих людей, которые не встречали никаких затруднений с теорией, все они с трудом проходили практическую реализацию задачи. Сейчас я могу с уверенностью сказать: их мозги, способные с легкостью решать сложнейшие дифференциальные уравнения, попросту пасовали, когда возникала необходимость переложить свои запредельные выкладки в удобный и, главное, эффективный текст конечной программы. В конце концов, математиков, философов и лингвистов учат на разных факультетах, не так ли?

Но обычный программист - не столько математик, сколько лингвист и философ в одном лице, активно применяющий положения формальной логики. Вы никогда не встречали программистов, которые не могут подробно и ясно объяснить алгоритм решения той или иной задачи? Уверяю вас: с их программными продуктами лучше не сталкиваться. Эти люди не обладают точностью мышления и, как следствие, оказываются просто не в состоянии порождать хоть сколь-нибудь совершенный программный код.

Вернемся к первоначальной теме, оставив на некоторое время рассуждения о наших личных склонностях и предпочтениях. Итак, что еще мы можем посчитать объективными причинами для выбора этого пути в жизни? Разумеется, это финансовая сторона дела.

За работу в анализируемой области в наше время хорошо платят. Направлений для активной профессиональной деятельности становится всё больше и больше, а объемы информации, сопутствующие им, вынуждают программистов обретать довольно жесткую специализацию: базы данных, сетевые технологии (и коммуникации в целом), графика, прикладное программирование под разные платформы. Список можно продолжать до бесконечности, но вы и сами понимаете, насколько MFC и Qt разнятся меж собой. Когда программист решает какую-либо задачу, ему волей-неволей придется держать в голове все нюансы той системы, в которой он работает, и все особенности той платформы, под которую он пишет - в противном случае сопровождение этой программы станет малореальным еще до окончания работ над первой, отладочной версией.

В больших компаниях, разрабатывающих серьезные проекты, дело, как правило, выглядит несколько иначе: работу с базами данных предоставят группе сотрудников, которая прекрасно знакома с этой темой - и уж явно не станут беспокоить этим заданием группу разработчиков драйверов.

Каждому - свое. Этот принцип лежит в основе всех современных компаний, лидирующих сегодня на рынке программного обеспечения. Поэтому на работу в такие компании приглашают не всезнающих "универсалов", едва ли знакомых даже с теорией, а умелых и активных экспертов-практиков. И, как следствие, такие эксперты-практики могут многое себе позволить.

Заниматься программированием сейчас прибыльно и престижно - и это не пустые слова.

Программирвание изнутри

Если ознакомиться с данным вопросом обстоятельно и предметно, легко заметить, что программирование - это не только бизнес. В куда большей степени это творчество. Посмотрите, разве не похожи ваши знакомые программисты на представителей богемы? Шучу, разумеется, - но каждая шутка имеет под собой некую первооснову.

Если бы программирование не носило в себе черт творчества, заниматься им было бы скучно. Представьте себе: восемь часов в день у вас перед глазами монитор, заполненный бесконечной чередой символов. Вам бы это наскучило, не правда ли? И речь здесь идет не о деньгах, а о той отдаче, которая помогает нам заниматься своей работой от отпуска до отпуска. Если бы программисты не чувствовали морального удовлетворения от своей деятельности, они бы просто вымерли.

Итак, почему я могу с уверенностью заявить, что программирование является творчеством? Потому, что в программировании мы используем стратегии, очень схожие со стратегиями литераторов (писателей, переводчиков). Известные НЛП-практики (могу привести в пример книгу "Applications of NLP" by Dilts, в которой есть статья "Creative writing") учат тому, как правильно формировать художественный текст и как оптимизировать (улучшить, упростить) сам процесс написания. Вы задумывались о том, что читающий книгу человек невольно уподобляется компьютеру, последовательно отслеживая мысль автора через все главы и параграфы? И о том, что, написав программный код, вы обеспечиваете на некоторое время компилятор (а чуть позже - и систему) занятным чтивом? Во всяком случае, ваш мозг давно знает и активно использует эту схожесть программирования и писательства.

Если в двух видах деятельности обнаруживаются схожие методики и причинно-следственные цепочки, то суть этих видов деятельности едина, если рассматривать ее в общем виде (а значит, так, как ее рассматривает человеческий мозг).

Теперь поговорим о различиях любой другой формы творчества и программирования. Первое - и, без сомнения, самое значимое - отличие формулируется так: "Программирование не использует рефлексию в качестве метода познания". Действительно, художник, композитор или писатель, созидая, решают собственные душевные проблемы. Такова мотивация всех видов творчества, и я рад, что с программированием всё обстоит иначе. Разве имеет значение, на какую тему задумывается программист в данный момент? Напротив, занимаясь своим делом, программист отвлекается от собственных переживаний, полностью переключаясь на работу. Таким образом, даже депрессивные состояния почти не могут отрицательно повлиять на качество и скорость работы программиста.

Второе отличие я сформулировал следующим образом: "Программирование не направлено на душу потребителя". Программные продукты могут помочь вам в вашей работе, развлечь вас, связать с другими людьми, но они никак не скажутся на вашем душевном состоянии. (Если не говорить о курьезах вроде "психотерапевта" в редакторе Emacs и оставить в стороне случаи, когда программы работают некачественно, повергая вас в уныние.) Одним словом, программист творит как художник, а спрашивают с него как с ремесленника. По-моему, это золотая середина. А по-вашему?

Элемент рутины и ремесленничества, если смотреть на вещи реально, в программировании присутствует лишь тогда, когда дело доходит до отладки и сопровождения, но и там, при наличии хорошо разработанного проекта и плана работы из заурядной "ловли блох" перерастает в нечто большее.

И, главное, в программировании практически отсутствует плагиат. Смотрите сами: программист волен использовать многие библиотеки, которые есть "в открытом доступе". Он может работать с исходниками, написанными другими людьми. Он реализует свой продукт, базирующийся на чужих наработках (будь то наработки его коллег или плод труда программистов проекта GNU из Европы). Представьте себе художника, использующего чужие работы. Максимум, на что тот способен претендовать, - звание коллажиста, ремесленника от живописи. Программист, использующий стандартные библиотеки, пародией на такого "художника" отнюдь не является. Его работа самостоятельна и вполне значима и достойна.

Таким образом, программисты могут работать и совместно, и по отдельности. В первом случае при эффективной организации работы качество выходного продукта будет много лучше - что само по себе не может не радовать. Посудите сами, будет ли произведением искусства картина или книга, которую создавали тридцать-сорок человек, причем иногда даже не встречаясь и не общаясь? Примеры программ, написанных в таких условиях можно встретить на каждом шагу - и вы легко можете убедиться, что это не "буримэ", а вполне профессионально сделанное и очень стабильное программное обеспечение.

Итак, путем сравнения программирования и других видов творчества мы пришли к тому, что означено в названии статьи: ПРОГРАММИРОВАНИЕ - ЛУЧШАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. (Тем не менее, в русском переводе статья называется несколько иначе. Но, думаю, автор мне простит. - прим. пер.)

Что же из этого следует?

Вернемся еще раз к проекту GNU. Разработка программных продуктов на основе чужих библиотек и программ, поставленная на поток - это ли не пример общности творчества программистов? Из их сотрудничества родилось несколько операционных систем и огромное количество прикладных программ, которые, кстати, и распространяются бесплатно. Последний факт я склонен считать своеобразным проявлением этики хакеров старой школы, которые подводили солидную морально-философскую базу под свой лозунг, требующий доступности любой информации для всех. Они отвергали модный в наши дни способ, когда команда разработчиков делает исходные тексты своих программ закрытой информацией, чтобы конкуренты не смогли воспользоваться алгоритмами и методиками, используемыми в этих исходниках. И, как следствие, качество программ было вполне приемлемым - даже на простеньких по нынешним меркам микрокомпьютерах с объемом ОЗУ не более 64 Кб (на PDF10, например, отлично работала UNIX).

Реалии современной жизни существенно отличаются от того духа всеобщего сотрудничества, который можно было отыскать не только среди студентов, но и среди молодых специалистов. Сотрудничать тогда было жизненно важно; сейчас же дух конкуренции и коммерции вкупе с обыкновенным индивидуализмом компьютерщиков-профессионалов часто убивает любое сотрудничество. Уровень консультаций в конференциях Интернет за последние десять лет сильно упал. Профессионалы не желают терять время на то, чтобы просвещать своих потенциальных конкурентов, а потому новички должны теперь переступать барьер собственного незнания самостоятельно либо обучаясь на специальных курсах, где преподаватели оказываются просто не в состоянии работать с каждым из слушателей индивидуально.

Как следствие, разобщенность компьютерного сообщества неуклонно растет, и программисты в некоторых компаниях иногда не желают работать сообща. Такое положение вещей сильно сказывается на уровне стабильности программного кода, порождаемого этими рабочими группами.

Индивидуализм и эскапизм программистов - вот то, что меня настораживает. Многие из моих знакомых так или иначе считают себя лучше других, и это не страшно - но когда люди отказывают друг другу в сотрудничестве, руководствуясь только ощущением собственной значимости, можно с уверенностью заявить, что дело плохо. К примеру, сейчас многие программисты бравируют своим вероисповеданием (как правило, они атеисты) и политическими убеждениями (коммунисты или что-то вроде). При этом они совершенно не уважают суждений других людей, поэтому конфликты во многих группах происходят довольно часто. Ухудшение атмосферы в рабочих коллективах программистов всё чаще и чаще приводит многих специалистов в трудоголию и инициирует их на употребление алкоголя и наркотиков. Я не стану много распространяться на эту тему и не буду приводить примеров. Вы и сами отлично знаете об этом, если не боитесь честно посмотреть на известные вам факты.

И эта сторона программирования - увы, также присущая любому из видов творчества, - не может не пугать. Я искренне надеюсь, что засилье коммерческой деятельности - не более чем детская болезнь нашего социума, и пройдет, как проходят ветрянка или корь.

Я надеюсь, что вопросы Хиллела послужат еще нескольким поколениям программистов. Я надеюсь, что к людям, двигающим вперед проект GNU присоединятся и другие. Я надеюсь, что настигший наше общество психологический кризис программистов-практиков разрешится Эпохой Возрождения.

Читайте также: