Какие элементы творчества могут присутствовать в профессии психолога

Опубликовано: 08.05.2024

Артамонова Янина Алексеевна

Многие родители думают, что школьный педагог - психолог это волшебник, который изменит их жизнь и жизнь детей за одно мгновение, как в сказке. Да, такое возможно. Но чудеса случаются не, потому что их, по взмаху волшебной палочки, создает психолог, а потому что родители и дети готовы к ним, они верят в свой успех. Главной и самой трудной задачей в работе школьного педагога - психолога – добиться этого желания от ученика. Можно сказать, что психолог может научить создавать свою жизнь, показать, как это делается, рассказать, почему раньше не получалось и помочь избавиться от внутренних ограничений. Для этого школьному психологу необходимо постоянно искать новые ресурсы и источники для своего творчества, учиться и развиваться.

В Российском движении школьников существует четыре основных направления: военно-патриотическое, гражданское, личностное и медийное. Для активистов РДШ открываются более широкие возможности приобретать навыки в разнообразных направлениях деятельности: принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников других регионов страны.

Направление «Личностное развитие» помогает ученикам выбрать будущую профессию и привлекает подростков к здоровому образу жизни. Ученики имеют возможность принять участие в мастер-классах различных колледжей и университетов города. Получать знания о плюсах и минусах профессий, посещать учебные заведения на Днях открытых дверей. Участвовать в спортивных и интеллектуальных соревнованиях. Данное направление помогает мне выполнять профориентационную работу в школе в интересной для детей форме. Больше нет скучных лекций, которые я слушала, обучаясь в школе. В РДШ у учащихся появилась возможность попробовать уже сейчас себя в той или иной профессии. Огромное количество спортивных мероприятий помогает в работе с активными детьми начальных классов. Не все дети могут посещать спортивные секции. Именно участие ребенка в спортивных состязаниях может удовлетворить его активность.

Направление «Гражданская активность» позволяет ученикам заниматься волонтерством , поисковой деятельностью, изучением истории России, краеведением, созданием и развитием школьных музеев, экологией. Ученики о казывают помощь социально-незащищенным группам населения (детский дом, дома для престарелых и инвалидов, приют для кошек и собак, солдатам). Участвуют в организации культурно-просветительских мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д.. Вносят вклад в улучшение экологии родного края и сохранение природных ресурсов. Данные мероприятия помогают ученикам сформировать ценности доброты и милосердия, чувство эмпатии и сострадания. Прививает к ответственности за свои действия. Данное направление помогает мне корректировать поведение учеников подросткового возраста.

Военно-патриотическое направление воспитывает юных армейцев, спасателей, друзей полиции и инспекторов движения. Повышает интерес у детей к службе в ВС РФ. Данное направление помогает мне добиться дисциплины, соблюдения субординации и уважения к взрослым от самых трудных учеников.

Информационно-медийное направление дает возможность ученикам развивать себя, как будущих журналистов. Создавать школьные газеты, радио и телевидение, дискуссионные площадки, работать в социальных сетях. Ученики развивают свои организаторские способности, повышают ораторское мастерство и искусство речи. Данное направление помогает мне в работе с закомплексованными учениками.

Все направления Российского движения школьников в комплексе дают возможность для повышения самооценки учеников, раскрытия их лидерских качеств и талантов, помощи в поиске себя и своего значения в этом мире, формирование уверенных в себе школьников.

Каждый ребенок в школе индивидуален, многогранен, талантлив, удивителен. Мы все талантливы в какой-либо деятельности. Но не все нашли эту деятельность или не научились правильно проявлять свои способности в ней. Одной из моих главных задач, как педагога-психолога – это определить способности ученика и подобрать для него ту деятельность, где он сможет себя проявить. Ребенку главное понять, кто он такой и что он может сделать в этом мире, найти себя.

Во время индивидуальной консультации с ребенком, я создаю комфортную, доверительную среду. Выявляю проблему ученика, причины появления проблемы. И, исходя из его увлечений, хобби и личностных качеств я направляю его в ту деятельность Российского движения школьников, которая поможет ему решить свои проблемы, недостатки и стать для себя героем. Ведь только в той ситуации, когда ребенок нашел свою нишу в этом мире, он становится уверенным в себе и целеустремленным.

В начальной школе, чаще всего родители самостоятельно выбирают кружок или секцию для своего ребенка. Выбор зависит от удобного времени, местоположения, бюджета родителей, иногда от несбывшихся личных желаний. В такой ситуации желание родителей не всегда совпадает с желанием ребенка. Самое главное правило на начальных этапах это интерес самого ребенка. Только тогда он начнет проявлять свою мотивацию на занятиях, развиваться и добиваться успехов. Иногда, родителям хочется, чтобы их ребенок умел и знал все, поэтому записывают его на 3-4 кружка. В этом случае он переутомляется и начинает протестовать. Если же ребенку не нравятся занятия, то к подростковому возрасту вместо пьедесталов и кубков ждите агрессию и вранье.

В средней школе у учеников на первое место выходит общение со сверстниками. Если до этого момента у подростка не появилось значимой деятельности, где он чувствует себя успешным, он будет проводить все свое свободное время с друзьями. Будет стараться любыми способами, не всегда положительными, завоевать уважение среди своих одноклассников. В этом случае мы сталкиваемся с девиантным поведением. Есть другой вариант. Когда подросток следует за группой сверстников, только бы не стать изгоем. Играет в футбол, который ему не нравится и т.д.. Поведение такого подростка не соответствует установившимся нормам в обществе. В таких ситуациях, я корректирую поведение ученика с помощью массовых мероприятий РДШ. Где у ребенка появляется возможность познакомится с другой группой сверстников и начать заниматься той деятельностью, которая ему по душе.

Если к старшей школе, ученик не нашел себя, не выявил свои сильные стороны, он не знает кем ему быть: какую выбрать профессию, куда идти учиться. За них опять выбирают родители. А потом оказывается, что из университета отчислили и вся жизнь комом катится с горы. На этапе старшей школы я выявляю таких учеников с помощью профориентационного тестирования и активно внедряю в направление РДШ «Личностное развитие», где юноши и девушки знакомятся с различными профессиями.

Очень важно, на этапе начальной школы определить способности ребенка и совместно выбрать деятельность, которая будет отвечать требованиям и ребенка и родителей. Не стоит в случае неудач сразу же менять деятельность, дайте время адаптироваться к новому ритму.

Таким образом, Российское движение школьников в моей работе психолога дает мне возможность корректировать поведение учеников и направлять их в ту деятельность, где они станут успешными и сильными. Огромное количество мероприятий по различным направлениям дают мне источник для творчества.

Закончить хочется высказыванием американского психолога Уоррена Бенниса - «Существует два способа быть творческим. Можно петь и танцевать. Или, можно создать среду, в которой певцы и танцоры будут процветать».

Психология творчества - область научного и прикладного знания, разрабатываемая преимущественно общей психологией, психологией личности и дифференциальной психологией. Эта отрасль психологии обобщает теоретические и экспериментальные исследования творчества, изучает общие психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу творческих способностей и пути их развития.

Психологии творчества использует знания из различных отраслей психологии: социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, психологии личности, психофизиологии, психогенетики. Психология творчества представлена в различных направлениях современной психологии: культурно-историческом подходе, теории деятельности, психоанализе, гештальттеории, экзистенционализме, гуманистических течениях, когнитивной психологии, что определяет теоретические принципы и методы исследования, а также варианты используемых психокоррекционных и тренниговых практик и процедур. Психология творчества имеет большое значение для других наук: философии, социологии, политологии, экономики, менеджмента, рекламы, маркетинга, информатики и искусственного интеллекта, инженеринга и теории проектирования, педагогики, искусствоведения и для всех прикладных дисциплин, связанных с поиском и анализом новых творческих решений.

Целью специализации является подготовка студентов к практической работе в различных областях психологии и к научным исследованиям в сфере изучения творчества как высшего уровня самореализации человека и формы существования социума. Квалификация психолога-специалиста в области психологии творчества предполагает овладение теоретическими знаниями и практическими методами, предназначенными для диагностики творческих и интеллектуальных способностей, оценки творческого потенциала личности и управления творческими процессами. Основной профессиональной задачей психолога данной специализации является выявление и развитие творческих качеств как другого человека, так и самого себя.

Сфера деятельности психолога, специализирующегося в области изучения творчества достаточно широка. Выпускники специализации могут работать:

· психологами-консультантами фирм и государственных служб, в которых уделяется особое внимание «креативным решениям» в области политологии, экономики, работы с персоналом, рекламы, шоу-бизнеса и т.п.

· психологами, ведущими тренинговые группы (по развитию творческих способностей, личностного роста, по решению креативных задач)

· психологами-методистами, разрабатывающими новые подходы к развитию творческого мышления и творческой личности, а также создающими соответствующие обучающие программы для школ, вузов и т.п.;

· практикующими психологами в области психодиагностики способностей и области реабилитации творчеством (инвалидов, лиц, переживших посттравматический стресс, и т.п.)

· психологами-экспертами в области разработки и внедрения сложных компьютерных систем (Интернет, компьютерные обучающие программы и игровые комплексы)

· преподавателями психологии в учебных заведениях любого типа;

· научными сотрудниками в сфере общей психологии и психологии творчества

Выпускники специализации могут работать психологами в НИИ, консультантами в государственных и общественных организациях, фирмах, банках, советниками в правительственных и управленческих учреждениях, экспертами в системе народного образования, в любых фирмах и учреждениях, занимающихся инновационной деятельностью, требующей профессиональных знаний психологии творчества, преподавать в ВУЗах, техникумах, лицеях, школах.Выпускники специализации могут продолжить свое обучение в аспирантуре или подготовить диссертационное исследование в форме соискательства.

Дисциплины специализации “Психология творчества”

· Диагностика общих способностей

· Диагностика творческих способностей

· Зарубежные теории интеллекта

· Принятие решений и модели риска

· Психогенетика и творчество

· Психология и гипнология

· Психология и реклама

· Психология мотивации и целеобразования

· Психология творческого воображения

· Психология творческой деятельности и творческой личности

· Творчество и психотерапия

· Личность и движение (тренинг, психотерапия)

· Современные проблемы психологии мышления

· Современные теории личности

· Творчество и информационные технологии

Спецпрактикумы по психодиагностике личности, свойств интеллекта, качеств творческого мышления, групповых методов активизации творческого процесса, методов развития творческого мышления и творческой личности, психотехническим практикам арттерапии.

Спецпрактикумы по тренингам развития творческих способностей и методам реабилитации творчеством.

Специализация
"Психология труда и организационная психология"

Руководитель - заведующий кафедрой психологии психологии труда и инженерной психологии, профессор, доктор психологических наук, профессор Юрий Константинович Стрелков.

Основная деятельность взрослого человека – это труд, который занимает, как минимум, треть нашей взрослой самостоятельной жизни. А если учесть, что ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.), то становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют важнейшее значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.

Учебные планы специализации непосредственно связаны с реальными запросами государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, промышленных предприятий), социально-экономических структур (биржа труда).

Наличие в названии специализации понятий «психология труда» и «организационная психология» свидетельствуют о том, что здесь решаются проблемы связанные как с трудом отдельного человека, так и с деятельностью организации в целом.

Основные проблемы психологии труда и организационной психологии связаны с такими этапами развития человека как субъекта труда, его трудового пути, как выбор профессии и учебного заведения, поступление на работу, профессиональный рост и карьера, этап высших достижений - акмэ, уход на пенсию. При этом решаются проблемы управления (как в теоретическом плане, так и в конкретной организации); психологического обеспечения и оптимизации работы кадровых служб, включая решение задач профессионального отбора кадров, их аттестации, оценки динамики профессионализации и профессионального роста работников и прогноза его успешности; проблемы профессиональных конфликтов, построения программ обеспечения предметно-пространственной и социальной среды в организации.

Психология труда – это еще и решение вопросов профессиональной психодиагностики и профессионального становления личности в рамках профконсультации, оценки уровня готовности человека к конкретной профессиональной деятельности, выявление причин оценка и коррекция утомляемости, психическая регуляция различных стрессов, связанных с профессиональной деятельностью.

Выпускники работают в консультационных центрах, кадровых и психологических службах государственных и коммерческих учреждений и предприятий, службах занятости и переподготовки населения, центрах профориентации и профконсультации и других психологических консультационных центрах, лабораториях психологической релаксации и реабилитации, тренажерных центрах, рекламных агентствах.

Дисциплины специализации «Психология труда и организационная психология»:

· Введение в организационную психологию

· Диагностика познавательных и профессиональных способностей

· Индивидуальные различия в трудовой деятельности

· Исследование зрительных процессов и пути оптимизации труда оператора

· История психологии труда

· Методы психологии воздействия

· Мотивация трудовой деятельности

· Общая и прикладная акмеология

· Основы маркетинга. Маркетинг в науке.

· Основы современного производства

· Основы физиологии и гигиены труда

· Персонал-ассесмент. Технология LASPI

· Принятие решений в профессиональной деятельности

· Психологическая саморегуляция функциональных состояний в труде

· Психологические основы обучения профессиональной деятельности

· Психологические основы предпринимательства

· Психологические основы профориентации и профессионального самоопределения

П режде чем мы непосредственно коснемся обсуждения темы данной статьи, нам бы хотелось определить некоторые из ее ключевых понятий.

Традиционно под творчеством понимается специфический уровень овладения человеком социального опыта, характеризующийся самостоятельным выбором области и направления своей деятельности, способностью нетрадиционно подходить к решению вопросов, предлагая принципиально новый продукт.(2)

Творческие мыслительные умения соответствуют развитию всех других подструктур личности (направленности, идеалам, овладению учебными умениями, мировоззрению, саморегуляции, внешнему облику). Путь к творчеству начинается с формирования мотивов и потребностей в продуктивной деятельности (приоритет собственного решения, нацеленность на обдумывание, раскрытие своего «Я», осознание своей уникальности, единственности во Вселенной). Причем это – не условия, не фон протекания учебного процесса, а область целенаправленной работы человека по раскрытию себя, по созданию эмбриона креативности, который потом быстро обрастет приемами продуктивной деятельности.(6)

Под интегративными психотехнологиями («психе» - душа, «технос» - умение, навык, мастерство, «логос» - понятие, учение) понимаются совокупность концепций, методов, умений, навыков для достижения большей целостности и непротиворечивости личности, сознания, поведения и деятельности.(4)

ИИПТ появились в начале 90-х гг в России в соответствии с теми проблемами, которые возникли перед социумом и личностью.

Высокая адаптивность ИИПТ обеспечивается следующими факторами:

· огромной предысторией использования (40 тысячелетий) методов и техник трансформации и интеграции личности

· тесной связью с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются людьми в обыденной жизни без теоретического осмысления

· высокой мерой научности

В ИИПТ существует огромное концептуальное поле, а также выверенные психофизиологические, социально-психологические исследования внутри картезианской парадигмы науки, что отвечает принципу научности. Теории и концепции ИИПТ обладают огромным разнообразием подходов (юнгианский глубинный анализ, психосинтез Р.Ассаджиоли, расширенная карта бессознательного С.Грофа, спектр сознания К.Уилбера, концепция целостностей психической реальности В.Козлова, кластерная теория интеграции М.Щербакова, матричная теория С.Всехсвятского, информационная теория И.Пригожина и др.)

Теоретический пласт ИИПТ обладает следующими качествами:

· Тесная связь с практикой

Теоретические представления при всем многообразии подходов и направлений имеют ряд общих свойств:

oНелинейность и многомерность пространства, времени и человеческого сознания

oГолографическая, холономная интерпретация психики

oРасширенные карты бессознательного

oТехнологическое разрешение проблем с опорой на эмпирические практики

oХолистическая ориентированность трансформации

Теория ИИПТ имеет следующие истоки:

§ Теософические (даосизм, буддизм, чань-буддизм, изотерические направления мировых религий, философский мистицизм)

§ Холономная парадигма науки, сформированная в атомной физике и теории систем (теория относительности А.Эйнштейна, исследования Дэвида Бома и Карла Прибрама – голографическая модель мозга, теория шнурка Джефри Чью, теория диссипативных структур И.Пригожина)

§ Психолого-философские теории трансперсональной ориентации (Ст.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, Р.Дасс, Т.Маккена и др.)

§ Личностно-ориентированные психологические теории (У.Джеймс, З.Фрейд, В.Райх, О.Ранк, К.Г.Юнг, К.Роджерс, А.Маслоу, Ф.С.Перлз)

Разница между большинством направлений практической психологии, а также психотерапии и работой в измененных состояниях сознания заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется специалистом по ИИПТ.(4)

Учитывая все вышесказанное, нельзя не отметить необходимость наличия не только глубоких теоретических знаний и практических навыков у специалиста, работающего в русле ИИПТ, но и его способности отказаться от тенденции руководствоваться в своей работе более или менее устойчивыми стереотипами. Наличие широкого кругозора не только в области практической психологии, но и в смежных науках, изучающих такое сложное и многостороннее существо – человека: биологии, антропологии, истории, культурологии, социологии и др., - формирует всесторонне развитую, эрудированную личность терапевта, обладающего гибким мышлением, способного исследовать новое, анализировать полученные данные вне своего, уже сформировавшегося мнения о «правильности» используемых им методик и подходов в терапевтическое практике.

Анализ психологических исследований проблемы креативности мышления позволил нам выделить следующие важные условия развития данного вида мышления:

· Планомерно организованная деятельность в предметно-символьной развивающей среде.

· Самостоятельная поисковая активность, реализуемая в проблемных ситуациях с ориентацией на зону ближайшего развития.

· Внутренне-мотивированное экспериментирование в процессе решения поставленных задач.

Из чего мы можем заключить, что творческая мотивация является одним из ключей к актуализации творческих способностей терапевта. Следующий необходимый фактор – проявление интеллектуальной активности. Мерой интеллектуальной активности по Д.Б.Богоявленской может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуационной заданности. Без наличия этих двух аспектов психолог не в состоянии подходить творчески к поиску возможных решений проведения терапии как относительно индивидуального консультирования, так и групповой формы работы. Сама среда ИИПТ является открытым пространством теорий, концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни. Это гибкое, многомерное направление новых способов описания реальности.(5) И ориентироваться в этом пространстве способна только такая же гибкая и глубоко чувствующая эту поражающую своим разнообразием многомерность жизни.

С этой точки зрения, отдавая должное в образовании и повышении квалификации психолога необходимости развития логических структур психики, познавательной мотивации, вербального мышления, нельзя забывать об освоении чувственной сферы: это, во-первых, понимание языка искусства, во-вторых, - понимание языка бессознательных влечений и языка тела, в-третьих, - это знание того языка, на котором говорит с нами или говорит через нас Природа (язык сновидений, язык динамики психологических состояний и т.п.).(7)

Другая сторона состоит в том, что образование же по определению должно «образовывать» человека, т.е. помогать развитию новых способностей, новых качеств характера, нового отношения к себе: - позитивной и деятельной целостности психики («Образа Я»). Это способствует обретению психологом источника его психической силы («энергетики»), эффективности его деятельности, удовлетворения от процесса работы и личных отношений. Так как субъективное предвосхищение успеха деятельности, ее благоприятного, позитивного конечного результата, по исследованиям Е.М.Григорьевой (1998г) способствует повышению продуктивности деятельности. А ориентация на доказательство своего превосходства, соперничество, избежание неудач, что является следствием неинтегрированности, раздробленности личности, становится барьером на пути к творчеству даже при большом интеллектуальном потенциале.

Кроме того, в современной психологии и психотерапии с достаточной очевидностью меняется язык выражения: вместо вербального, понятийного, дискурсивного все большее распространение приобретает зрительный, эмоциональный, образный. Особенно это приобретает значение при проведении терапии в пространстве ИИПТ. Предельные переживания трудно вербализуемы, и поэтому наиболее подходящий язык для их обозначения – это язык метафор, притч; образов животных, божеств (архетипические проекции), стихий, движений. Когда передача какого-либо теоретического материала касается переживаний, стремящихся к плюс-минус бесконечности, при условии владения специалистом способом образного отражения действительности, спонтанно в его сознании всплывет нужный образ, адекватная метафора или притча и данная тема будет звучать так, что все смогут почувствовать ее насыщенность, реальность и силу.

Сегодня перед системой психологической помощи и консультирования стоят не только задачи вывода человека из кризисной ситуации, но и его последующей социальной адаптации, проявляющейся в первую очередь в раскрытии активного, самостоятельного, деятельного начала, развития индивидуально-своеобразного творческого потенциала личности клиента. Решение этих задач требует от психолога самому транслировать качества и состояния творческой личности, так как система и стиль работы терапевта являются факторами развития клиентов.

В связи с этим нам представляется интересным рассмотреть профессиональный сценарий психологов, деятельность которых направлена на развитие творческого потенциала личности. Под профессиональным сценарием мы понимаем принятую человеком концепцию своей профессиональной жизни.

По проведенным наблюдениям, специалист, направленный на развитие творческого потенциала личности, отличается:

· ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактуализации

· склонностью к экспериментированию

· внутренней мотивацией к труду

· смелостью и энергичностью

· творческим стилем деятельности

Такой терапевт эффективен в общении, стремится к личностным, а не ролевым отношениям с клиентами; влияет через трансляцию своих целей на их жизненные цели и ценности.

Отсюда мы можем заключить, что в формировании профессиональной и творческой активности психолога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Построение своего профессионального сценария, переживание значимости своей профессиональной роли опосредованы не только теоретической и практической подготовкой терапевта, но и его индивидуальными качествами.

Иногда в психологической среде поднимается следующий вопрос: должен ли психолог быть прежде всего профессионалом, который имеет право отделить свой внутренний мир, свою личную жизнь от профессиональной деятельности или психолог прежде всего личность, а индивидуальность его – есть основной инструмент воздействия на клиентов, а общение с ними должно осуществляться не на уровне конвенциональном, т.е. на уровне социальных ролей, а на уровне межличностного взаимодействия. Однако следует заметить, что наличие своеобразной «двойственности» человеческого существования терапевта – в качестве личности и в качестве профессионала, - вполне закономерно может породить проблемы в будущем существовании самой личности специалиста. Проблема, скорее, состоит не в том, чтобы четко очертить границу личной жизни и профессиональной жизни психолога, а в том, чтобы он более или менее комфортно чувствовал себя в профессиональной роли, независимо от ориентации психологической практики. Идея целостности, единства личности должна стать основой подхода к анализу обозначенного вопроса. Представленная экспериментальная работа основывалась на вышеприведенных соображениях.

Основание для проведения исследовательской работы: утверждении о возможности и необходимости личностного развития психологов как условия их профессионального роста и развития творческого аспекта их личности. Индикаторами личностных изменений служили ценностные и смысложизненные ориентации, самоотношение и направленность в общении. Именно эти личностные образования, являясь главными регуляторами жизнедеятельности личности и ее внутриличностного функционирования, определяют ценностно-мотивационный выбор и направляют как каждый момент ее активности, так и всю жизнь в целом.

Основная задача нашего исследования: изучение мотивационно-самооценочных характеристик психологов, работающих в пространстве интенсивных интегративных психотехнологий. Внутри выборки, на наш взгляд, самооценочный механизм должен быть непосредственно связан с предпочтением тех или иных моделей взаимодействия с клиентами и акцентуацией на достижение того или иного рода результатов в работе.

Для обследования использовались следующие методики: анализ деятельности психолога и его психологических концепций, мотивационно- результативныя лабораторная методика № 1 О.В.Дашкевича.

Выборка участников эксперимента составила 56 профессионалов, ведущих деятельность в контексте ИИПТ.

Результаты исследования: По полученным результатам мы дифференцировать специалистов в заисимости от их способа взаимодействия с клиентами, способа подачи информации, доминирующих особенностей самооценки на три подгруппы:

1. Психологи с личностно-ориентированным типом поведения и обучения (20%), с ярко выраженной просоциальной направленностью личности и с адекватной самооценкой. Адекватность самооценки данных профессионалов характеризовалась незначительной выраженностью, с одной стороны, завышения своих возможностей (33,6+ 1,4%), а с другой – занижения (34,2+ 1,6%), выраженной настойчивостью в достижении успеха, оптимальной степенью уверенности в своих возможностях (около 70%).

2. Психологи с выраженной экспрессивностью и высокой двигательной активностью (50%), ориентацией в проведении терапии на мотивацию, развитие творческого потенциала личности и с адекватно высокой самооценкой. Адекватно высокая самооценка таких психологов характеризовалась незначительной выраженностью, с одной стороны, занижения своих возможностей (33,3+ 2%), а с другой – выраженного завышения (49, 0 + 2,1%).

3. Психологи с уступчивым типом поведения (30%), с готовностью принимать и поддерживать клиента, с ориентацией на приспособление процесса терапии к уже сложившимся психологическим образованиям личности, с гуманистической профессиональной мотивацией и с адекватно низкой самооценкой. Адекватно низкая самооценка данных специалистов характеризовалась незначительной выраженностью, с одной стороны, завышения своих возможностей (32, 8 + 1,4%), а с другой – выраженного занижения (50,2 + 1,6%).

Выводы и рекомендации: Основываясь на полученных результатах, мы можем констатировать тот факт, что сбалансированность самооценочного механизма психологов позволяет им переживать амбивалентные чувства, характеризующиеся гордостью за результаты своей деятельности и в тоже время неудовлетворенностью от достигнутого результата, что и является стимулом к творческому поиску.

Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, если человек работает только, чтобы не потерять престиж, то деятельность выполняется добросовестно, но ее результат при даже блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Строго говоря, таких людей можно считать просто очень способными, поскольку творческий аспект личности выявляется лишь при увлеченности самим предметом, поглощенностью деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена сама задача, реализована первоначальная цель. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». А развитие деятельности по инициативе самого человека и есть творчество.(1)

Поэтому так важно, говоря о развитии творческого аспекта личности, не ограничивать свою работу лишь составлением программы обучения (ускорения, усложнения и т.д.) Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности (1), где возможность творчества выступает одной из составляющих данного емкого понятия..

По преданию, любимый ученик древнегреческого мудреца Зенона однажды с удивлением спросил: «Учитель, когда я несколько лет тому назад приступил к обучению, мне казалось, что я знаю почти все, и мне осталось лишь немного пополнить свои знания, чтобы стать всеведущим. А теперь я убедился, что я ничего не знаю. Что же случилось?»

Тогда Зенон начертил на песке два круга: один маленький, а второй – огромный, и сказал: «Запомни: чем шире круг нашего познания, тем больше точек соприкосновения с Неизвестным».

В каком-то смысле творческий человек – это человек незнания. Нет в нем той определенности, которая позволяет другим людям превратить себя в болото устаревших принципов и статичных поз, в котором может бесследно сгинуть любой творческий порыв, искра Нового, открытие Неизведанного.

1. Богоявленская Д.Б. К вопросу о творческой одаренности. // В сб. Психология и практика./ Под ред.В.В.Козлова, ЯрГУ, МАПН,Российское Психологическое Общество,1998. – с.26-27.

2. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000,-400с.

3. Зобков В.А., Торопова Е.Е. Психологические особенности творческой личности учителя. // В сб. Психология и практика./ Под ред.В.В.Козлова, ЯрГУ, МАПН,Российское Психологическое Общество,1998. – с.82-83.

4. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – Ярославль, 1999. – 303с.

5. Козлов В.В. Истоки осознания. – Волгоград: Издательство «Семь ветров», 1999. – 288с.

6. Юдин В.В., Кошапов С. Опыт использования медитативных занятий в целях образования личности. // Сб. «Из хаоса в космос» по материалам международного фестиваля «Тело. Дыхание. Дух» Ред. В.В. Козлов – М., 1995. – с.108-113.

7. Михайлов И.В. «Образ и образование», // В сб. Ежегодник «Психология и практика» Т.4,в.2 под ред В.В.Козлова, ЯрГУ, МАПН, Российское Психологическое Общество, 1998 - с.142-144.

In Section: Материалы - This article belongs to category: Статьи

Профессия "психолог": особенности и преимущества специальности

Востребованность в психологах в России растет с каждым годом. Проблемы во взаимоотношениях со второй половиной, трудности подросткового возраста, сезонные депрессии – люди поняли, что эти и многие другие проблемы сложно одолеть без помощи специалиста. Психологи помогают обрести гармонию, лучше понять близкого, быстро находить выход из напряженной ситуации.

Чем занимается психолог

Основное место работы психолога – это школы, детские сады, интернаты, центры психологической помощи, частная практика. Специалисты при помощи проверенных методик определяют способности, индивидуальные качества школьников, воспитанников и выстраивают отдельную для каждого программу обучения.

Коррекционная работа также входит в компетенцию психологов. Они помогают детям преодолевать сложные моменты жизни, формировать модели поведения в критических ситуациях. Однако почти половину рабочего времени приходится отдавать бумажной волоките: составлению психологических характеристик, отчетов, планов работ и т.д.

Отделы кадров различных предприятий также становятся местом работы многих специалистов. Они трудоустраиваются менеджерами по персоналу и выполняют ряд следующих функций:

    ✔ Подбор кадров с учетом результатов оценки личных качеств
    ✔ Помощь новым работникам в адаптации
    ✔ Проведение обучающих тренингов
    ✔ Грамотная расстановка рабочего места сотрудников на основе анализа психологической совместимости
    ✔ Содействие в разработке методов управления

Цель работы психолога в корпорации – повысить показатели эффективности компании, максимально мотивировать персонал.
Знание психологии и инструментов воздействия на сознание людей также востребованы в массмедиа, рекламе, политической деятельности, юриспруденции. Психолог может вести частную практику, заниматься наукой в своей сфере.

Плюсы и минусы специальности

Быть психологом не только интересно, но и полезно. Профессия предполагает, что человек всегда должен быть открытым для новых знаний, развиваться, овладевать новыми методиками работы. Другие преимущества специальности:

    ✔ Возможность помогать людям решать их проблемы.
    ✔ Постоянный личностный рост.
    ✔ Познание причин поступков, поведения людей, формирование философского отношения к внешним событиям.
    ✔ Обретение внутреннего спокойствия.
    ✔ Возможность вести частную практику и не зависеть от работодателя.

✔ Постоянное нервное напряжение. Страхи, депрессия, отчаяние – психологам приходится разбираться с причинами тяжелых переживаний человека, находить пути избавления от них. Весьма непросто контролировать при этом собственные эмоции, чтобы не принимать чужой негатив близко к сердцу.
✔ Высокая ответственность. От рекомендаций специалиста зависят душевное состояние человека, его поступки. Постоянное чувство ответственности может стать причиной страха совершить непоправимое.

Интенсивное общение с незнакомыми людьми также является недостатком профессии. Не каждый может постоянно контактировать с посторонними. Если это обстоятельство напрягает, вызывает негативные эмоции, лучше отказаться от идеи стать психологом.

Личные качества психолога

Проявление искреннего интереса к проблемам клиента и умение уважать человека – ключевые качества психолога. Быть хорошим специалистом ему помогают знания и освоенные навыки.

Толерантность – еще одно качество, которое необходимо при работе с людьми. Психолог ни в коем случае не должен показывать свое раздражение, недовольство человеком. Если вы выбрали эту профессию, но не можете быть спокойными в общении с людьми, необходимо развивать в себе это умение.


Какие качества еще пригодятся психологу:

✎ Умение слушать. Зачастую человеку, обратившемуся за помощью к психологу, достаточно выговориться и услышать слова поддержки.
✎ Эмоциональный интеллект. Это способность понимать природу чувств, быстро находить общий язык с людьми.
✎ Коммуникабельность. Психолог должен быть общительным. Люди не должны чувствовать вашего плохого настроения, утомленности от работы. Если вы не умеете этого скрывать, лучше поменять сферу деятельности.
✎ Умение хранить конфиденциальную информацию. При решении чужих проблем приходится быть в курсе подробностей их личной жизни. Психолог не должен никому о них распространяться.

Специалист по психологии должен уметь находить индивидуальные решения каждой проблемы. Поэтому ему нужно всегда быть готовым обучаться методикам, получать новые знания.

Где можно выучиться на психолога

Получить профессию психолога сегодня предлагают многие университеты и институты страны. Как правило, это гуманитарные, педагогические, многопрофильные учебные заведения.

Поступать в вузы можно после 11 класса, ссуза. Здесь же можно получить второе высшее образование или пройти курсы переквалификации. Какие предметы нужно сдавать при поступлении, каждый вуз определяет сам. Как правило, проводятся вступительные испытания в форме ЕГЭ по следующим предметам:
✎ Русский язык
✎ Иностранный
✎ Биология
✎ В некоторых вузах математика и история

Возможны также дополнительные экзамены. Например, по физической подготовке, если институт готовит будущих военных или стражей порядка.

В 2021 году для абитуриентов откроют двери факультеты психологии следующих вузов:
• МГУ им. Ломоносова
• Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
• Российский государственный социальный университет (РГСУ)
• Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
• Московский городской педагогический университет (МГПУ)
• Российский университет дружбы народов (РУДН)

Сколько лет учиться на психолога, зависит от формы обучения:
• 4 года составляет срок студенчества по очной форме
• 3,5 года получают второе высшее
• 4 года и 6 месяцев учатся на заочном отделении

Где искать работу

Какая зарплата у психолога

Зарплата психолога колеблется в пределах 15 – 95 тыс. рублей по России. Ее размер зависит от обязанностей, места и стажа работы.
В регионах специалисты получают 15 – 20 тыс. рублей.
В Москве – 45 – 95 тыс. рублей.
Один часовой прием у столичного частнопрактикующего психолога может стоить 2,5 – 4 тыс. рублей.
На месячный доход частника влияет количество клиентов.

Карьерные перспективы специалиста

Карьерный рост психолога зависит от совершенствования и расширения его навыков, применяемых им методик, востребованности его услуг. На предприятии такой специалист может вырасти от рядового сотрудника до начальника HR-службы, заместителя руководителя по кадровым вопросам. Успешный психолог со временем может открыть свой коммерческий кабинет по оказанию психологической помощи. Но чтобы быть востребованным, специалисту недостаточно диплома о высшем образовании. Необходимо постоянно обучаться, повышать квалификацию на курсах и тренингах, учиться новым методикам психодиагностики и помощи, заявлять о себе.

Что ждет специальность в ближайшем будущем

Работа мышления, психологические качества, причины их проявления – ключевые объекты изучения психологами. Дипломированные специалисты будут всегда востребованы на рынке труда. Только они могут оказывать профессиональную помощь попавшим в критические ситуации. Специалист помогает людям использовать собственные внутренние ресурсы как для личностного роста, так и карьерного.
В ближайшие годы потребность в психологах только будет расти. В первую очередь будут востребованы специалисты с дипломами топовых вузов.

Источник: ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Эксперт Ольга Румянцева об арт-терапии и образовании

Творчество, без преувеличения, обладает целебной силой. Этот факт доказан учеными и подтвержден психологами. Ольга Румянцева – эксперт, активно применяющий творческие методики в своей профессиональной и образовательной деятельности. Сегодня она является не только деканом факультета психологии одного из московских колледжей, но и прекрасным наставником для будущих психологов. Мы поговорили с Ольгой Румянцевой о том, почему арт-терапия особенно актуальна в условиях современного мира и какие интересные творческие методики используют специалисты, работающие с эмоциями людей.

Свой профессиональный путь Ольга Румянцева начинала в Российской государственной академии культуры и спорта. Более 13 лет она работала преподавателем на кафедре психологии этого учебного заведения. Изначально эксперт не планировала связывать свою жизнь с педагогикой, но работа с молодежью настолько ее увлекла, что стала приоритетным видом деятельности.

«Я очень рада, что стала преподавателем, участвую в личном и профессиональном становлении будущих специалистов. Студенты – как дети, которых растишь, радуешься и огорчаешься вместе с ними», – делится Ольга Михайловна.

Во время педагогической практики Ольга Румянцева получила большой отклик от учащихся. Со временем ей захотелось не просто делиться с ними знаниями, но и делать это максимально эффективно и интересно. Ольга Михайловна начала привносить в образовательный процесс авторские практики: методы активного обучения, тренинги и развивающие игры.

Сегодня в сферу интересов эксперта входят арт-терапия, психологическое фехтование и эмоционально-фокусированная терапия. Эти методы, считает психолог, помогают глубже понять человека.

Творчество, движения и эмоции – это то, что может сказать о людях гораздо больше, чем обычные слова.

– Ольга Михайловна, чем для Вас особенно интересна психология?

– С детства я стала замечать, что ко мне тянутся люди. Друзья, сверстники и даже взрослые прислушивались к моему мнению, просили советов. Наверное, уже тогда я хорошо чувствовала и понимала людей. Сейчас, спустя годы, будучи профессионалом, могу с уверенностью сказать: я люблю психологию за то, что она позволяет приоткрыть завесу тайн человеческой души, соприкоснуться с судьбами окружающих.

Мне нравится, что я могу переживать эмоции и ситуации вместе с другими людьми, а главное – быть им по-настоящему полезной.

Психология, как, пожалуй, ни одна другая профессия, позволяет получить невероятно глубокий жизненный опыт. Каждый случай, с которым сталкивается специалист, неминуемо находит отражение в нем самом.

Психологи не дают советов. Хотя многие ошибочно считают, что именно в этом заключается их работа. На самом деле, хороший психолог должен помочь человеку посмотреть на ситуацию объективно, прожить вместе с ним сложные эмоции.

– Арт-терапия – один из Ваших любимых методов. Вы часто проводите тренинги и занятия на эту тему для студентов и школьников. Почему, на Ваш взгляд, сегодня арт-терапия особенно актуальна?

– Арт-терапия – терапия через творчество и искусство. Почему мне нравится этот метод? Я убеждена, что именно творчество и искусство позволяют человеку максимально искренне выразить свои чувства через символы. Художественные, литературные, музыкальные произведения появляются тогда, когда автор переживает те или иные эмоции. Без этого творчество невозможно.

Творчество объединяет людей. Яркий пример – произведения искусства, которые на протяжении многих веков находят отклик в сердцах людей, живущих в разных странах и в разное время.

Современный мир полон стрессов и переживаний. Мощная эмоциональная, психологическая нагрузка на людей исходит со стороны информационного поля. Мир переживает непростое время, когда, по сути, рушатся системы привычных ценностей и во всех сферах жизни общества царят неопределенность и неустойчивость. Сгущает краски пандемия, которая усилила чувства страха и одиночества.

Именно арт-терапия способна помочь людям пережить сложные времена. Эта методика позволяет, с одной стороны, выявить все те переживания, которые накопились у человека внутри, а с другой – поделиться ими в символичной форме с окружающими, что порой сложно сделать словами.

В период пика пандемии вместе со студентами старших курсов колледжа мы проводили онлайн-занятия для первокурсников, обсуждали наши эмоции и изображали их на бумаге. В процессе творчества стало очевидно, что в период самоизоляции многие испытывали похожие чувства и переживания. К сожалению, мы редко говорим об этом вслух. Но через творчество это становится особенно заметно.

Арт-терапия включает множество разных направлений. Проанализировать эмоции человека можно не только через рисунки, но и с помощью чтения книг, лепки, прослушивания музыки и просмотра фильмов.

Сегодня арт-терапия популярна еще и потому, что среди молодежи активно развивается идеология саморазвития и поиска себя.

Через арт-терапию открывается удивительный уникальный мир другого человека. Кем бы ни был человек – дизайнером, фотографом, флористом или инженером – через его творчество мы слышим мелодию его души. В этом и состоит главное достоинство арт-терапии. Она создает образ человека, который мы способны увидеть, услышать, ощутить. Он наполнен цветом, вкусом, звуками, формами, эмоциями и смыслами.

Арт-терапия доступна и понятна человеку любого возраста, даже ребенку. И в этом главное отличие современной психологии – она развивается не только для науки, но и для людей.

Есть много направлений и методик арт-терапии. Приведу пример. Можно предложить человеку нарисовать себя в полный рост и раскрасить. Вместе с ним мы увидим мимику, цвета, которые он выбирает, и через анализ рисунка мы сможем понять, где есть проблемные зоны и как изменить свою жизнь, чтобы из них выйти.

Или, используя методику «Монстрики» в работе с подростками с отклоняющимся поведением, мы создаем образы, проговаривая негативные качества, которыми обладает «монстрик». После этого подросток переделывает своего персонажа. И здесь можно отметить еще одно преимущество арт-терапии. При работе руками происходит активная внутренняя работа – человек находится в процессе осознания и трансформации своего опыта.

Работая с эмоциями ценно использовать цветотерапию. Цвет – это индикатор нашего состояния, уровня энергетики. То, в каких тонах покрашены обои в комнате человека или одежда, которую он выбирает, то, какие цвета он любит, – всё это маркеры, сигналы настроения, качества характера. Когда нам плохо, наша жизнь наполняется тусклыми и мрачными красками. В хорошие времена мы выбираем яркие и чистые тона. Если же мы ощущаем нехватку эмоций, то нужно заполнять пустоту красками.

Каждый цвет – это символ, который вызывает эмоцию и даже ощущение в теле.

Например, фиолетовый цвет может вызвать тревогу, желтый и оранжевый –согреть и внести ощущение радости, а серый – вызвать уныние. С помощью цветотерапии мы создаем палитру жизни, реализуя наши желания и чувства. Вот еще одно достоинство арт-терапии. Она меняет реальность.

– Какие еще интересные методики Вы преподаете в колледже психологии?

– Один из проектов нашего колледжа – психологическое фехтование. Это метод, с помощью которого ребята могут выразить свои эмоции и переживания. В процессе фехтования они учатся анализировать свои движения, невербальный язык, начинают лучше чувствовать своих оппонентов, понимать, как их собственное тело связано с мыслями, замечают свои внутренние зажимы. Это очень интересная и полезная практика.

Как преподаватель и наставник я часто говорю о том, что психологу важно быть не только профессионалом своего дела, но и Человеком с большой буквы.

Методики, знания, опыт – всё это, конечно, очень важные ресурсы. Но без человеческих качеств и правильных ценностных ориентиров от них не будет никакого толка.

Самое главное в профессии психолога – это любовь к человеку. Если ты понимаешь, что другой – такой же человек, как и ты, если ты сопричастен его истории и искренне хочешь помочь, то у вас все получится.

Психолог – человек, который готов подарить свое сердце людям.

– Можете рассказать о самых ярких студенческих проектах?

– Я получаю искреннее удовольствие, когда вижу, что студентам интересно учиться. И, нужно сказать, у нас действительно очень активные и талантливые ребята. Достаточно посмотреть хотя бы на их дипломные проекты – это невероятно творческие, искренние и профессионально качественные работы.

Например, одна студентка подготовила программу инновационных технологий в работе с пожилыми людьми. Она подобрала методики, позволяющие объединить поколения, выстроить эффективное и полезное взаимодействие между ними.

Один из студентов представил в качестве дипломной работы дидактическую игру для социализации детей дошкольного возраста из неблагополучных семей. Он сам проиллюстрировал карточки и придумал правила. Игра была нацелена на то, чтобы помочь детям прийти к правильным жизненным ориентирам, научиться понимать людей и выстраивать с ними гармоничные взаимоотношения.

Еще одна студентка подготовила проект, ориентированный на поддержку молодых людей с инвалидностью. Она разработала для них программу по библиотерапии. Другая учащаяся совместно с колледжем издательского дела создала авторский альбом по цветотерапии.

Интересных проектов было много, о них можно рассказывать долго, но особенно хочется отметить еще один. Ребята сами проводили вебинары по арт-терапии на всероссийском портале дополнительного образования «Одаренные дети». Вы бы только видели, с какой радостью и воодушевлением они участвовали в онлайн-встречах со школьниками, как переживали вместе с ними и насколько профессионально вели занятия. Я горжусь своими ребятами. Мы вырастили достойную смену.

– Так как у нас женский портал, не могу не спросить: что Вы думаете о роли женщин в деле сохранения и развития мира?

– Женская и мужская психология очень сильно различаются. Как правило, мужчинам чаще всего свойственно более решительное, немного «жесткое» лидерство, в то время как женщины от природы очень мягкие и гибкие.

Современные исследования показывают, что в наше время более адаптивными являются люди с андрогенным типом личности – обладающие и мужскими, и женскими чертами. И это еще раз подчеркивает эффективность стратегии сотрудничества. Совместными усилиями мужчины и женщины могут добиться очень многого.

Много веков наш мир был мужским, на планете было много войн и борьбы. Сейчас наша главная задача – сохранить мир, наполнить его любовью, мудростью, добротой и теплом. И это по силе женщине. Именно поэтому мы должны идти рука об руку и делать нашу жизнь лучше, направляя свои силы на созидание и творчество.

Читайте также: