Какие элементы творчества могут присутствовать в профессии воспитателя

Опубликовано: 03.10.2024

Работа воспитателя или педагога дошкольного образования — одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности.

Многие известные, знаменитые и успешные люди стали таковыми благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. В этом им помогали, прежде всего, те люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, педагоги, воспитатели.

Прежде чем приступить к творческому воспитанию как таковому, нужно усвоить несколько советов и запретов, помогающих в работе.

Попробуем разобраться, что же такое «творческая личность» применительно к профессии педагога дошкольного образования.

Основным качеством такого педагога должна быть постоянная готовность к игре и умение превращать в игру самое скучное и серьезное занятие. Это не значит, что все занятия нужно проводить в виде театрализованного представления и циркового аттракциона. В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения, познания и формирования характера и личности ребенка. Именно поэтому нужно быть готовым к участию в игре и уметь ее организовать.

Дети живут в мире образов, они очень любят разные превращения, часто сами, без участия взрослых, становятся различными персонажами сказок и мультфильмов. В зависимости от того, какой вам нужен результат, вы можете вместе с «помощником» совершать различные «превращения».

Например, если вам нужно создать тишину, можно «превратить» детей в рыбок, бабочек, цветы, камни и т. п. Постарайтесь осуществить необходимое «превращение» как можно ближе к теме вашего занятия. Вы можете вместе с детьми придумать для этого специальные слова-заклинания для подобного «превращения», лучше всего, если они будут зарифмованы, чтобы легче произноситься.

Если же необходимо ускорить наведение порядка или сборы на прогулку, можно ввести соревновательный момент: кто быстрее, лучше, точнее, аккуратнее уложит игрушки, оденется и т. д.

Чтобы собрать внимание детей и подготовить их к проведению спокойного и серьезного занятия, не помешают «превращения» в умных мальчиков и девочек, художников, артистов либо ученых.

Еще один способ настроить ребят на нужный лад — начать занятие с определенного звука, мелодии, стихотворения. Поэтому имейте среди учебных средств и материалов звонкий колокольчик, будильник, дудочку, «волшебную палочку» и другие предметы для создания нужной вам атмосферы и настроения.

Творческий подход к работе предполагает постоянный поиск новой формы, новых материалов, новой методики.

Как бы парадоксально это ни звучало, но иногда «нового» бывает так много, что переварить весь материал не в состоянии даже опытный педагог, не говоря уже о начинающем. Не пытайтесь «объять необъятное»! Выберите себе то, что вам нравится, что близко, что, может быть, напоминает ваше детство. Творчески можно обращаться только с теми знаниями, которые прочно вошли в ваш педагогический опыт. Экспериментировать можно только тогда, когда в запасе есть крепкий багаж, служащий ориентиром и основой.

Обилие разных методик тоже недопустимо, потому что дети, чтобы понимать вас и приносимую вами информацию, должны привыкнуть к вашей методике. В противном случае вы просто утратите внимание детей или они запутаются и перестанут воспринимать ваши объяснения. Такое непонимание бывает даже у детей школьного возраста, если случается, что взамен педагога, к которому они привыкли, приходит другой.

Очень помогает в проведении занятия с детьми большой запас учебного материала.

Тогда дети, выполняя то или иное задание, будут иметь возможность выбора цвета, формы, количества и набора элементов. Во-первых, это развивает самостоятельность мышления, во-вторых, ускоряет процесс обучения, в-третьих, помогает избежать однообразия при выполнении задания.

Нужно ознакомить родителей с произведениями творчества их детей для этого можно сделать специальный стенд, планшет, лист плотной бумаги с «кармашками», куда легко и быстро можно вставлять детские работы. Сначала можно выставлять все, что удалось сделать, постепенно вводя оценочный критерий. Потом выставлять только то, что заслуживает поощрения, чтобы желание быть увиденным всеми вызывало чувство гордости у ребенка.

Но будьте осторожны, чтобы не получилось так, что один и те же дети являются участниками выставок, а имя других это — «несбыточная мечта». Все родители хотят видеть своего ребенка в «лидерах», поэтому оценивать работы нужно не только по общему, но и по индивидуальному принципу, исходя из возможностей каждого ребенка. Вот тут нужно постараться, чтобы придумать каждому ребенку свои, особые слова похвалы за рисунок, поделку, чтение стихотворения либо участие в другом виде творчества.

Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку; поможем Мишутке найти маму.

Основной задачей остается формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Можно продолжить работу с выбранным персонажем, игрушкой.

Утренняя гимнастика

Особое внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив: сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай!

Побеседуйте с детьми на темы: «Как стать сильным и здоровым?», «Зачем надо заниматься спортом?»

Перед завтраком проверьте последовательности операций во время умывания.

Используйте стихи, потешки, образное слово: «Ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой рукой моем левую ладошку, левой — правую».

Следите за аккуратностью в процессе умывания. Проведите соревнования: «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». Особое внимание уделяйте приемам самоконтроля и самооценки деятельности детей.

Дети младшего дошкольного возраста любят помогать накрывать на стол. Спросите у дежурных: «Как правильно раскладывать ложки», «Как сервировать стол». Обязательно расскажите о вкусной и здоровой пище. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежурных. Оцените эстетичность оформления столов.

Не забудьте ознакомить детей с меню.

  • Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак.
  • Кукла Катя рассказывает о том, как кашка помогла ей вырасти.
  • Мишка рассматривает столы и восхищается, как красиво они сервированы.

Во время завтрака привлекайте внимание детей к пище. Организуйте конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол.

Создайте интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свою берлогу, найти можно только с помощью волшебного клубочка; покажем Мишке наш участок.

Игровой материал для прогулки готовится заранее. Можно вместе с Мишкой подготовить игрушки. Для закрепления последовательности одевания используют приемы: «Волшебные часы» (последовательность одевания в рисунках); «Поможем Мишке одеться»; игру «Найди следующую картинку».

Для развития фантазии педагогу полезно вначале освоить некоторые условия возникновения и проведения игры.

Игра может начаться в любой момент и с помощью любого предмета, для этого нужно знать, как ее организовать и на чем построить.

Потренируйте свою фантазию. Что можно сделать, например, с помощью упавшего на пол со стола карандаша? Какие варианты историй у вас возникли?

  • карандаш потерял своих друзей другого цвета;
  • карандаш не хочет рисовать «каляки-маляки», ему жаль свой замечательный стержень, созданный для прекрасных рисунков;
  • карандаш вспомнил, как он раньше был большим деревом и хочет об этом рассказать;
  • карандаш придумал веселую историю и хочет ее рассказать, изображая персонажей на картинках;
  • карандаш мечтает превратиться в волшебную палочку, но боится, вдруг не получится, и ждет помощи от ребят.

Теперь попробуем выбрать характер игры на придуманные темы.

Первая тема: поиски друзей-карандашей. Возникают несколько вариантов:

Как видите, чтобы придумать игру, нужно совсем немного знаний и усилий, всего-навсего необходимо творчески подойти к решению, которое может возникнуть в той или иной ситуации.

Принять решение в данном случае поможет находчивость. Самое главное — нужно принять решение и довести игру до конца, не бросая на полпути.

Чтобы поддерживать себя в «творческом тонусе», полезно иногда устраивать подобные импровизации. Если опыта еще недостаточно, лучше заранее готовить каждое занимательное дело и необходимые материалы и пособия к нему.

Иногда случается, что все приготовлено: и пособия, и материалы в избытке, а занятие прошло скучно, и дети плохо включались в него, результат оказался неважный, да и дисциплина во время деятельности была не на высоте. Почему такое происходит?

  • не была ли тема или методика проведения сложна для данного возраста (или слишком проста, неинтересна);
  • хорошо ли дети поняли, что нужно было сделать;
  • не были ли дети слишком возбуждены перед занимательным делом или, наоборот, слишком долго просидели без движения.

А может быть, не доставало импульса, интриги, тайны, чтобы заинтересовать детей, стимулировать их деятельность?

Причин может быть сразу несколько, потому что дети есть дети!

Самое трудное — это беспристрастно оценить происшедшее, не мучить себя необоснованной критикой и не утратить интереса к дальнейшим исканиям.

У каждого педагога есть свои излюбленные формы работы, темы и методики. Как бы ни была жестко спланирована работа в группе, как бы ни требовалось следовать рекомендациям и установкам, всегда можно найти возможность внести свои коррективы.

Больше всего дети любят элементы театрализации.

Для проведения занятия всегда пригодятся куклы-перчатки или пальчиковый театр. Какой бы материал вы ни объясняли, можно использовать прием ведения диалога с игрушкой. Если некоторые дети никак не могут понять суть задания, помогает такой прием: вы как бы объясняете игрушке, что нужно сделать. А потом спрашиваете у нее, все ли понятно. Игрушка «отвечает» неправильно или честно признается, что ничего не поняла. Тогда можно попросить кого-либо из детей объяснить непонятливой игрушке, что требуется сделать. Дети с удовольствием объяснят задание своим, детским, языком, исходя из детского опыта. другим детям будет проще понять своих сверстников и исполнить то, что требуется.

Если содержание занятий и различных игр можно найти в сборниках и методических рекомендациях, то вопросы дисциплины и активизации внимания детей приходится нарабатывать собственным опытом. Порой навести тишину в группе и начать вовремя занятие бывает непросто. Поможет элемент неожиданности.

Подумайте, чего дети не ждут от вас в данный момент?

Можно пропеть первую фразу начала занятия вместо того, чтобы требовать тишины. Можно позвонить в колокольчик, засвистеть в свисток, дудочку, включить говорящую игрушку, начать надувать воздушный шар, взять за руку самого расшалившегося малыша и попросить его помочь делать какое-либо действие вместе с вами. Поверьте, все остальные не останутся равнодушными. Главное, не ждать, не повышать голоса, не стучать и не топать ногами. Иногда вообще не нужно обращать внимания на громкие разговоры и возбужденное состояние детей. Начните раздавать материалы, спокойно поднимая с мест самых шумных детей и включая их в подготовку занятия. Они могут помочь раздать необходимые пособия, сосчитать какие-либо мелкие предметы и выполнить любые другие действия, для которых не требуется долгого объяснения.

Если же активность перестает быть регулируемой, можно использовать специальные «речевки» и «ритуальные игры». Например, когда дошкольники устали и «не хотят заниматься», нужно прибегнуть к следующему.

Педагог. Устали? Не хотите заниматься? Хорошо! Будем шалить! Готовы? Делайте, как я. (Говорит и показывает нужные движения.)

Глазки смотрят,
Ушки слушают,
Носики нюхают,
Ротики го-во-рят!
Ножки топают,
Ручки хлопают,
Ножки. прыгают.

Теперь все готовы?

Если дети не готовы, предлагается выполнить «речёвку» еще 2—З раза, но педагог при этом нарочно «путает», что и кто должен делать, а воспитанники исправляют хором ошибки взрослого.

Иногда можно разрешить даже «пошуметь» и «покричать», правда, предварительно потренировавшись и обговорив условия «безобразия».

Я считаю до пяти — все кричим громко-громко, перестала считать — перестали кричать. Договорились? Тренируемся всего один раз. Один! Кричим! Два! Сильнее! Три! Сильнее! Четыре! Молодцы! Пять! Все! Закончили! Ну и шуму мы наделали, правда?! Чуть весь сад не развалился! Хорошо, что больше не кричали, а то играть негде было бы!
В других ситуациях, когда дети сами кричат и шумят так, что их нужно останавливать, рекомендуется использовать прием «возьми себя в руки» (нужно сесть на пол, распрямив ноги, сильно обхватить себя руками, а потом встать, не размыкая рук) или «Баночки для криков». Последний метод позволяет выплеснуться вербальной агрессии, однако педагог должен помнить об одном важном моменте.

Педагог. В баночку нужно выкрикнуть все до последнего слова так, чтобы больше не осталось.

Прежде чем убрать баночку, взрослый несколько раз переспрашивает воспитанников.

Все ли вы выкричали? Ответы детей.

Если нет, то придется до вечера тут сидеть и кричать в баночку, а в новую игру так и не успеем поиграть!

Естественно, что в нужный момент педагогу необходимо продемонстрировать атрибуты этой игры или красивую коробку с неизвестным содержимым.

Кстати, «секретики» или, как говорят практики, «бомбочки» следует иметь каждому педагогу ДОУ. Они должны использоваться и «выстреливать» именно тогда, когда арсенал обычных приемов воздействия оказывается исчерпанным. К счастью, такое случается очень редко.

Всем детям в конце занятия предлагается оценить действия сверстников, сказать, кто понравился, и объяснить чем. Этот момент вызывает наибольшие трудности, поскольку требует наблюдательности, умения удержаться от стремления похвалить себя, осудить партнера за неумелость или негативное поведение. Дошкольники через оценку поведения сверстников и сравнение с собой приходят к вычленению правила социального поведения. В целом это способствует развитию самосознания и произвольности поведения.

Несколько запретов

  • НЕ унижайте детей обидными прозвищами и сравнениями.
  • НЕ повышайте голоса, даже в крайних случаях. Если это произошло, нужно объяснить, почему вы это сделали, и выразить сожаление, что вам пришлось так поступить.
  • Наказывая ребенка, умейте вовремя простить и создать такую ситуацию, когда он будет готов искренне попросить прощения.
  • Наказывая одного ребенка, не поощряйте радости других детей по поводу наказания.
  • НЕ позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед, даже если они говорят правду. Старайтесь добиться того, чтобы виновный сам признал свою вину, желательно, как ошибку, а не думал, что он «плохой», «невоспитанный» или делает все «назло».
  • Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не позволяйте делать это другим.
  • НЕ проводите игру или занятие, если вы в них не разобрались или недостаточно готовы, чтобы провести на должном уровне.
  • НЕ прерывайте детскую инициативу словами: «Скажешь, когда тебя попросят», или «Начнешь делать, когда тебе разрешат», иначе они перестанут что-либо делать без вашего руководства.
  • НЕ раздражайтесь и не демонстрируйте своего раздражения. Если это произошло, старайтесь показать, что это вас очень расстроило.
  • НЕ скрывайте от детей своего плохого самочувствия или расстройства при неудаче, не лишайте их возможности проявить сочувствие и сострадание, но знайте меру и всегда благодарите за проявленные чувства.

Если вы полюбите работу с детьми, то у вас появится множество тем и причин рассказывать с увлечением о «своих» детях друзьям и знакомым. Вы будете вспоминать те забавные и смешные выражения, которые малыши придумывают, испытывать ту же радость, с которой они встречают вас по утрам. Вам будут благодарны родители, видя, с каким нетерпением собираются в «садик» их дети, чтобы, играя с вами, познавать мир.

Есть такая профессия – воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелёгкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, всё открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Правы, наверное, и те и другие, и, может быть, именно оттого что есть такие разные подходы к жизни, к работе, образование постепенно, без рывков и скачков, идёт вперёд.

Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Как бы ни была справедлива народная мудрость – «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, всё уже сделал Ян Амос Коменский», - тем не менее год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы.Следует понимать: новое и необычное само по себе не возникает, а является результатом изучения передового педагогического опыта поисков и экспериментов.

Педагоги дошкольного образования ищут пути создания условий, в которых будут новые возможности для раскрытия способностей ребёнка, его полноценного развития, организуют образовательный процесс таким образом, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между семьёй и педагогическим коллективом, в полной мере реализовывались права ребёнка.

Существует несколько признаков, по которым можно определить,находится ли детский сад в режиме развития:

1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.

3.Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.

4. Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

Известно, что педагогическая деятельность носит творческий характер. Исследования учёных (В. А. Канн-Калика, Н. Д. Никандрова и др.) подчёркивают именно этот тезис. Педагог разбивает педагогическую проблему на задачи и принимает решение в отношении выбора способов их решения.На принятие его решения влияют:

- знания педагога о природе педагогической действительности;

- знания педагогических теорий и концепций, а также способов решения педагогических задач;

- знания психологии человека, его психических особенностей и путей их развития;

- установки и позиции педагога;

Вероятно, существует взаимосвязь профессиональной компетентности и творчества в деятельности педагога. И чем выше компетентность, тем ярче проявление творчества. Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых материальных или духовных ценностей. Критерий новизны может иметь как объективное содержание (новое для данной отрасли знаний, так и субъективное (новое для индивида– субъекта деятельности). Однако при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме, выходящее за пределы решения возникшей педагогической задачи известными способами.

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.

Главной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал – определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.

Носитель новшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процесса характеризуется с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единства целеполагания и целедостижения.

В структуре личности и инновационной деятельностипедагога можно выделить следующие существенные элементы:

- мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и восприимчивость к новому;

- творческие способности, такие как креативность и индивидуальность, деятельное самосознание, педагогическая культура, база творчества;

- технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;

- рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём месте в инновационном процессе.

Источником развития субъекта инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной («хочу», теоретической («могу», технологической («делаю») и результативной («получаю») готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития. Сегодня очень мало педагогов, создающих объективно новые технологии обучения и воспитания. Но уже любое занятие, удачно комбинирующее известные методы и методики, нестандартно и в определённой мере является результатом творчества.

Создание новой системы из известных элементов, например системы индивидуально-дифференцированной работы с детьми на занятии, - уже проявление творчества. Построение и проведение каждого занятия требует от воспитателя творческого подхода. Так, например, любое занятие включает в себя не только устоявшуюся, сложившуюся или новую структуру его проведения, но всегда разное социально-психологическое состояние группы. Именно данный момент в своей педагогической деятельности очень эффективно использовал Ш. А. Амонашвили (мини-уроки).

Проявление индивидуальности каждого участника занятия – это не всегда спланированный ход взаимодействия педагога с детьми, что серьёзно влияет на проведение занятия. Именно поэтому выделяют два вида результатов педагогической деятельности: 1) то новое, что связано с организацией педагогического процесса, его внешней формой, технологией, методикой (в том числе нетрадиционные формы работы); 2)другой (очень значимый аспект) предполагает психологические продукты деятельности (психологические новообразования личности).

Если следовать точке зрения Э. Фромма о том, что «каждый человек неповторим и уникален», то с позиции психологического результата «педагогическая деятельность является непременно творческой» (А. А. Реан).

Творческая деятельность педагога характеризуется объективной новизной решения педагогических проблем. Это высшее проявление индивидуальности воспитателя, его опыта, дарований, способностей, воображения интуиции. Это высшая мера профессионализма и мастерства.

1. Закон «Об образовании»

2. Кудрявцев В. Т. Инновационноедошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.

3. Сластенин В. А., Подымова Л. С.Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

4. Тимофеева Н. В. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками.Волгоград: Учитель, 2013.

Фотоотчет «Пасхальное творчество. Работы воспитателя совместно с родителями»
Фотоотчет «Пасхальное творчество. Работы воспитателя совместно с родителями» Великая Пасха – это один из самых почитаемых в христианском мире праздников. К этому дню пробуждается природа… Солнечный свет, колокольный.

Конспект мастер-класса «Народная кукла в игровой деятельности современного ребенка» Конспект мастер - класса: «Народная кукла в игровой деятельности современного ребенка». Цель: расширение знаний у детей и родителей о кукле,.

Монопроект «Инновации системы оценки качества школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия» При реализации монопроекта «Инновации системы оценки качества школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия» мы (учителя.

Самоанализ деятельности воспитателя Муниципального казённого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26. Самоанализ Иризовой Ф. Х. Содержание I. Визитная.

Пальчиковые куклы-ходилки. Совместное творчество воспитателя и детей
Пальчиковые куклы-ходилки. Совместное творчество воспитателя и детей Недавно в нашем театральном уголке появились новые жители-пальчиковые куклы-ходилки. Этих кукол я мастерила вместе со своими воспитанниками.

Репортаж об участии в форуме «Педагоги России: инновации в образовании»
Репортаж об участии в форуме «Педагоги России: инновации в образовании» Всем доброго времени суток! Сегодня, хочу рассказать о важном для меня и моих коллег мероприятии. Совсем недавно, 1 марта в Нижнем Новгороде,.

Самоанализ деятельности воспитателя Уважаемые коллеги, разрешите представить вам мой самоанализ, который я использовала на аттестации. В системе дошкольного образования работаю.

Традиции и инновации в ДОУ. Внедрение регионального компонента в Краснодарском крае Инновационная деятельность, став неотъемлемой частью процесса дошколь-ного образования, базируется на традиционных, устоявшихся и значимых.

Презентация «Традиции и инновации в методике развития речи детей дошкольного возраста» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Эссе воспитателя первой младшей группы «Взгляд современного педагога» Подала заявку на участие во Всероссийском конкурсе «Взгляд современного педагога» Свою работу-эссе хочу начать с фразы: «Нет случайных.

Задача образовательных учреждений реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы сегодня состоит в том, чтобы готовить обучающихся к предстоящей жизни. Педагоги таких учреждений должны предвидеть потребности быстро развивающегося и изменяющегося общества, предвосхищать требования, которые предъявляет жизнь к человеку, быть готовыми к поиску новых, нестандартных решений. И в этом главный признак педагогического творчества.

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики».

В современной системе образования поднимаются требования к личным и профессиональным качествам педагога, большое внимание уделяется творчеству воспитателя и проявлениям этого творчества в педагогической деятельности.

Понятие творчество педагога в основном употребляется, когда речь идет о внедрении инновационных идей в педагогическую деятельность. Результатом творчества воспитателя является рост его профессионального мастерства и личностное саморазвитие. Таким образом, творчество воспитателя это:

- способность изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности что-то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать до возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося ;

- гибкость в выборе адекватных средств воздействия на обучающегося;

- поиск нестандартных способов решения образовательных задач;

- оригинальное целесообразное применение средств стимулирования творческой инициативы обучающихся и их познавательной активности.

Я работаю воспитателем и считаю, что роль воспитателя в школе-интернате велика. Я отвечаю за жизнь и здоровье доверенных мне подростков, изо дня в день веду воспитательную работу, требующую больших душевных и физических сил. В то же время современные дети, растущие в насыщенном информационном пространстве, не позволяют моей «душе лениться». И я, как уважающий себя воспитатель стремлюсь быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них.

Продуктами моего творчества являются не только результаты творческой деятельности в виде конспектов, нового дидактического материала или игры, методических разработок, но и результаты творческого сотрудничества с обучающимися в процессе наших совместных игровых, поисковых действий и вариаций сотворчества в разных сферах деятельности. Для этого в своей работе я использую различные воспитательные технологии, связанные с творчеством:

технологии проектного обучения;

технологии учебной деловой игры;

технологии развития критического мышления;

технологии создания ситуации успеха;

технология КТД И. П. Иванова;

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место в воспитании обучающихся УО (ИН). КТД могут быть разными по содержанию, но в каждом из них решается целый «веер» педагогических задач. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Это эффективный метод воспитания, обучения и развития обучающихся в поле позитивной деятельностной активности, коллективного авторства и положительных эмоций.

КТД дают возможность:

- реализовать и развить свои способности;

- проявить элементы организаторских умений;

- расширять коммуникативные навыки;

- осваивать культурное, социальное пространство;

- формировать коллектив единомышленников;

- проявлять взаимоподдержку, взаимовыручку, взаимопомощь.

- раскрыть и развить творческий, педагогический, личностный потенциал;

- совершенствовать организаторские способности и возможности;

- изучить коллектив группы;

- объединить обучающихся и педагогов;

- управлять процессом развития личности обучающегося;

- развивать рефлексивные способности.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант», операция «Уют», )

Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)

Экологические КТД (пример: «Озеленим школьный двор», «Каждому скворцу по дворцу»)

Подводя итог, можно сделать вывод, что творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности, проявляется через развитие творческих способностей обучающихся и формируется посредством организации поисковой деятельности.

Своим мастерством, трудолюбием, умением наслаждаться и восхищаться красотой, педагог способствует созданию творческой атмосферы и закладывает основы для дальнейшего роста творческого потенциала школьников в различных видах деятельности.

Работа воспитателя или педагога дошкольного образования – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности.

Данная работа рекомендована молодым педагогам ДОУ. В ней воспитатель делится опытом своей работы.

Работа воспитателя или педагога дошкольного образования – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности.

Что же такое “творческая личность” применительно к профессии педагога дошкольного образования.

Основным качеством такого педагога должна быть постоянная готовность к игре и умение превращать в игру самое скучное и серьезное занятие. Это не значит, что все занятия нужно превращать в театрализованные представления. В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения, познания и формирования характера и личности ребенка. Поэтому нужно быть готовыми к участию в игре и уметь ее организовать. Дети живут в мире образов, они очень любят разные превращения, часто сами, без участия взрослых, становятся различными персонажами сказок и мультфильмов.

В зависимости от того, какой нужен результат, можно совершать различные “превращения”. Например, если нужно создать тишину можно “превратить” детей в рыбок, бабочек, цветы, камни т.п. Можно вместе с детьми придумать разные слова – заклинания для подобного “превращения”. Если же необходимо ускорить наведение порядка или сборы на прогулку, можно ввести соревновательный момент: кто быстрее, лучше, точнее, аккуратнее уложит игрушки, наденет одежду и т.д.

Чтобы собрать внимание детей и подготовить их к проведению спокойного и серьезного занятия, не помешают “превращения” в умных мальчиков и девочек, художников, артистов.

Чтобы настроить детей на занятие можно начать его с определенного звука, мелодии, стихотворения. Поэтому нужно иметь в группе звонкий колокольчик, будильник, дудочку, “волшебную палочку” и др. предметы для создания нужной атмосферы и настроения.

Очень помогает в проведении занятия с детьми большой запас учебного материала. Тогда дети, выполняя то или иное занятие, будут иметь возможность выбора цвета, формы. Это развивает самостоятельность мышления, ускоряет процесс обучения.

Нужно ознакомить родителей с произведениями творчества их детей. Для этого можно сделать стенд, лист плотной бумаги с “кармашками”, куда можно вставлять детские работы. В свое группе я подготовила ширму – персональную выставку детских работ. Каждый месяц в одну кармашку вставляю фотографию ребенка, а в другие кармашки его работы – рисунки. Поэтому каждый ребенок старался рисовать аккуратно, правильно составлял композицию. Все родители хотят видеть своего ребенка в “лидерах”, поэтому работы детей оценивались не только по общему, но и по индивидуальному принципу, исходя из возможностей каждого ребенка. Нужно постараться, чтобы придумать каждому ребенку особые слова похвалы за рисунок, поделку, чтение стихотворения.

  • карандаш потерял своих друзей другого цвета;
  • карандаш не хочет рисовать “каляки-маляки”, ему жаль свой замечательный стержень, созданный для прекрасных рисунков;
  • карандаш придумал веселую историю и хочет ее рассказать, изображая персонажей на картинках;
  • карандаш мечтает превратиться в волшебную палочку, но боится, вдруг не получится, и ждет помощи от ребят.

Теперь попробуем выбрать характер игры на придуманные темы.

Тема: Поиски друзей – карандашей.

У каждого педагога есть свои излюбленные формы работы, темы и методики. И я решила провести в группе кружок театрализованной деятельности, потому что дети больше всего любят театрализованные игры, игры – драматизации, сценки, настольные театры. Для проведения занятия можно использовать куклы – перчатки или пальчиковый театр. Какой бы материал на занятии ни объясняла можно использовать прием ведения диалога с игрушкой. Если дети не могут понять суть задания, объясняю это игрушке. Игрушка отвечает “правильно” или честно признается, что ничего не поняла. Тогда можно попросить кого-либо из детей объяснить непонятливой игрушке, что требуется сделать. Дети с удовольствием объясняют задание своим детским языком. Вне занятий мы с детьми репетируем разные сказки, готовим костюмы, маски, драматизируем. Обязательно на утреннике или в свободные дни в зале перед детьми других групп показываем свое представление.

Из фотографий делаем выставку. Какого было удивление, гордость и радость детей, когда их родители превращались в сказочных героев, показывали им сказку – импровизацию “Репка”. Сделали ширму с фотографиями.

Чтобы не возникало трудностей с созданием тишины перед началом занятий нужно иметь в запасе короткие и простые общие игры, которые помогут навести порядок и собрать внимание.

  • “зажимаем” в кулачок гласную “а”, затем “бросаем” ее – а-а-а-а;
  • также с буквой “о”;
  • повторяем действия с другими гласными, затем “сматываем” в клубочек гласную “и”, пока хватит дыхания –и-и-и-и. ы;

Также в тренировке правильного произнесения проблемных звуков можно поиграть в игры “Мой автомобиль”, “Продавец слов”.

Чем больше мы соберем материал для занятий, игр, тем интереснее заниматься с детьми. Свои собственные находки всегда пригодятся с большей пользой при творческом осмыслении сценариев, подготовке к праздникам, или адаптации нового материала.

Понятие творчество педагога по большей части употребляется, как само по себе понятное образование, когда идет речь о внедрение инновационных идей в педагогическую деятельность. Специфика же творческой деятельности воспитателя дошкольного заведения в литературе лишь очерчена отдельными штрихами в связи с развитием способностей детей.

Психолог Т.Пироженко отмечает: каждый педагог, каждая группа и каждый отдельный ребенок переживает, осознает и проявляет творческий процесс своеобразно, что лишний раз подтверждает невозможность применения одного универсального подхода к развитию детей.

Результатом творчества воспитателя дошкольного заведения, по нашему мнению, является рост его профессионального мастерства и личностное саморазвитие.

Исходя из определений, которые существуют в науке, и личного профессионального опыта, мы определяем это понятие так.

Творчество воспитателя – это способность воспитателя изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности, что – то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать известное, к возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка; гибкость в выборе адекватных способов воздействия на ребенка; поиск нестандартных способов развязывания образовательных заданий; оригинальное целесообразное применение способов стимулирования творческой инициативы воспитанников и их познавательной активности.

Иначе говоря, педагогическое творчество – способ и одновременно результат деятельности воспитателя в преодолении себя вчерашнего, процесс обновления, усовершенствования, восхождения к идеалам в профессиональной деятельности.

По мере того, как раскрепощается творческая энергия и обновляются ее запасы, определяет К.Роджерс, снижается уровень тревожности и стресса, интегрируется в единое целое наш интеллект, тело, эмоции и дух, делая нас сильнее и даря чувства радости и надежды. Когда на нас накладываются ограничения, мы становимся напряженными, начинаем болеть. Творчество – это процесс трансформации, исцеления. Ощутив хотя бы один раз радость творческого подъема, воспитатель уже не может работать без этого.

Позитивные чувства и эмоции, которые наполняют человека в процессе творческой деятельности, не только поддерживают, побуждают к дальнейшей творческой активности, а и отвлекают от концентрации на стрессогенных факторах профессиональной деятельности, тем самым, оберегая от стрессов и предотвращая возникновению синдрома профессионального выгорания.

Особенности творчества воспитателя.

Особенность творчества воспитателя дошкольного заведения заключается в том, что он налаживает отношения с каждым ребенком, как с творческой личностью в процессе их совместных многократных игровых, поисковых действий и вариаций сотворчества в разных сферах деятельности.

Размышляя о специфике творчества воспитателя, вначале определим: продуктами творчества являются не только результаты творческой деятельности в виде конспекта, нового дидактического материала, методической разработке и т.д., а результаты творческого взаимоотношения с воспитанниками в виде художественного изделия, придуманной сказки, инсценированной ситуации и т.д.

Как показывает многолетний опыт, творчество нельзя навязывать. Ее отшлифует сам педагог. И для этого необходима настоящая свобода деятельности.

Чтоб иметь творческих педагогов необходимо, вначале, дать им возможность быть свободным в организации своей работы.

Одновременно педагогическое творчество требует поддержки и поощрения, чему способствует соответствующая среда и культивирование ее в коллективе. Поэтому руководитель дошкольного заведения должен заботиться о создании определенного конструктивного диалога в системе «творческая среда» - «творческий педагог». Необходимо поддерживать и развивать творчество каждого работника, выработать переубеждение у каждого члена коллектива: «Я могу творить», «Я способен к творчеству».

Психологические факторы развития творчества.

Первая группа факторов касается формирования готовности педагога к творчеству в профессиональной деятельности. Это происходит через снятие «анти творческих» барьеров, обусловленных неверием педагогов в собственные возможности, страхом перед неопределенностью, не понятием потребности или нежеланием потратить силы на поиск новых форм взаимодействия с детьми. С этой целью к годовому плану работы дошкольного заведения включается система организационно психологических мероприятий по созданию условий для проявления инициативы педагогов. Это максимально активизирует коллектив в целом и отдельных его членов.

Эффективный фактор увеличения уровня индивидуального и коллективного творчества – профессиональная потребность в овладении секретами мастерства.

Высоко эффективная педагогическая деятельность невозможна без творчества, поскольку занятия с одним ребенком не схоже с работой с другим, даже если используется один и тот же учебный материал. Это искусство, которое требует большой работы над собой.

Направления творческой деятельности воспитателя.

- Моделирование процесса взаимодействия воспитателя с детьми.

- Усовершенствования известных или разработка новых педагогических методов и приемов.

- Обогащение игровой и развивающей среды.

- Оригинальное разрешение проблем методичного характера.

- Поиск нетрадиционных форм сотворчества с детьми.

- Выбор эффективных средств стимулирования творческой активности детей и их родителей.

- Поддержка процесса сотворчества с детьми.

- Помощь ребенка в познании собственного потенциала, способности понять и создать красоту вокруг себя.

- Внедрение собственных педагогических идей в практику своей работы.

- Овладение новых учебных технологий.

Желание выйти за границы условностей и консервативных правил тоже является побуждением к творчеству. Красивый рассказ коллеги о использовании нетрадиционных приемов, особенно, если он выступает эмоционально, его мимика, жесты, сила голоса, которые излучают позитивные чувства, энергию и уверенность, активизируют участников, заряжают их на творчество. Особенно хороший эффект бывает, когда педагоги – новаторы, не только рассказывают о своих достижениях, а и привлекают всех присутствующих к совместному творческому поиску. Если каждый может положиться на толерантное отношение коллег, то смело будет выдвигать фантастические идеи, будет способствовать личным открытиям, станет толчком к активизации собственного творческого поиска и коллег.

Понятно, что творчество требует вдохновения. Однако воспитатель не может надеется на спонтанное, нерегулируемое вдохновение, слишком ответственная и сложная его работа. Вот почему так тяжело приживаются инновации. Они приобретают жизненной силы лишь тогда, когда педагог творчески осмысливает их.

Хотя творческий педагогический процесс глубоко индивидуальный, существуют «рецепты» эмоционального настроя на творческую деятельность, определенный алгоритм управления в творчестве.

На первом этапе воспитатель готовится на творческое взаимодействие с детьми. Он знакомится с учебным материалом, стремится увлечься им, и тем самым возбуждает в себе желание творить и учиться руководить процессом усвоения материала, а соответственно, и деятельностью, которая для этого предполагается.

Поскольку педагогическое творчество невозможно без сопереживания детям, которые испытывают трудности, то педагог должен многократно возвращаться к давно усвоенным им понятиям, чтоб посмотреть на их глазами воспитателя, найти эмоционально привлекательную «изюминку» в старом, хорошо известном, что – то новое в самом материале или собственном отношении к нему.

На втором этапе творческого поиска педагог должен найти в самом себе и вокруг себя духовный материал для творчества. Здесь полезным станет прием отстранения, широко известный в искусстве. Он помогает стимулировать творческое самочувствие и интерес к бедующей деятельности и помогает отыскать что – то особенное в хорошо известном материале. Суть его заключается в «переламывании» обычного сквозь призму восприятия «человека, который не понимает».

Третий этап заключается в том, что воспитатель создает мысленно внутренние и внешние образы будущего взаимодействия с детьми, целостный образ будущего сотрудничества с ними, средства и результаты стимулирования их творческого самочувствия.

Увидеть возможную модель бедующего сотрудничества, четче представить ее структуру педагогам помогает прием разделения рабочего дня на этапы. Детальная творческая разработка каждого этапа, определения его заданий дает воспитателю возможность продумать бедующую деятельность: в целом и на том или ином отрезке работы, объединить разноплановые задания в единый педагогический процесс.

На четвертом этапе воспитатель воплощает свою творческую идею в видимую оболочку: план, конспект, наглядность, дидактический материал.

Пятый этап творчества воспитателя – выражение им своего эмоционального восприятия к материалу, чтоб вызвать у детей желание творчески реализовать педагогическое задание, развивая и дополняя его.

Шестой этап – воплощение в практику педагогической идеи, полное слияние собственного подъема и творческой активности воспитанников. Оба процесса должны происходить одновременно, порождая, поддерживая и развивая друг друга. Эмоциональное погружение педагога и детей в творчество сопровождается эмоциональным подъемом: воспитатель, получив от детей обратный заряд эмоций и энергии как результат сотворчества, настраивается на новый творческий поиск. Это позитивно закрашенное эмоциональное состояние остается в подсознании, физиологической и эмоциональной памяти, которая в дальнейшем будет служить мотивационным базисом в творчестве.

Седьмой этап творчества воспитателя – рефлексия процесса и результатов взаимодействия с детьми: «прокручивание» в мыслях событий рабочего дня , работа перед зеркалом над мимикой, выражением лица, глаз.

Индивидуальная работа с педагогами.

Психология педагога должна не замыкаться на собственных проблемах профессиональной деятельности, а направляться на серьезную, творчески сориентированную активность. Поэтому особенно актуальной становится проблема поиска новых форм сотворчества, гармонизации отношений отдельной личности с членами коллектива и психокоррекция, которая основывается на новом понимании сущности деятельности и зависит от индивидуально – психологических особенностей конкретного воспитателя.

Смотря на это обстоятельство, психокоррекционной работы требуют неуверенные в своих возможностях воспитатели, чтобы добиться изменений в их самопонимании, «улучшить» образ себя повысить самоуважение, обеспечить успех в том или другом виде деятельности. Одновременно главное – не сам успех, а реакция на него окружающих.

Поэтому воспитателю, которому не хватает веры в себя, очень важно позитивное отношение педагогического коллектива и поощрение со стороны руководства.

Характерная особенность сотрудников с таким педагогом – отсутствие внешних проявлений доминирование руководителя как ведущего, отказ от жесткой субординации, предоставление педагогу большей свободы, переход от прямых указаний до обсуждения и совместного поиска возможностей развязывания профессиональных проблем.

В этом аспекте эффективными оказались такие приемы.

* Чтоб преодолеть неуверенность педагога в своих возможностях, методист, заведующий и психолог оказывают ему своевременную психологическую и методическую поддержку в разработке планов, конспектов, обобщению материалов, подготовке самоанализа, выступлению на педагогических советах и др.

* Педагога заверяют, что он добился хороших результатов, даже в том случае, когда в действительности они были средними. Это сообщение предоставляется в форме суггестивного вселения, т.е. с определенным эмоциональном влиянием: падание руки, объятия, поцелуй и тому подобное от наиболее авторитетного для него человека.

* Педагогу дают возможность закрепить впечатление о позитивных результатах. Например, анализируя определенных творческий прием, руководитель отмечает, что он был использован успешно, но это было интуитивно, эпизодично, если использовать этот пиме осознанно и системно в других ситуациях, можно достичь лучших результатов.

Очень важно, чтоб руководство своевременно замечало позитивные изменении в личном развитии и профессиональной деятельности воспитателя. Немаловажную роль при этом играет публичная позитивная оценка или признание даже незначительного успеха воспитания в той или иной сфере деятельности. При этом важно, чтобы педагог осознал: успех является результатом постоянных усилий, уа неудачи – временные, т. е. не стоит концентрировать на ни внимание. Эти факторы существенно влияют на раскрытие творческого потенциала и жизненный тонус воспитателя.

Одновременно актуализируется другая проблема: как закрепить достигнутые позитивные изменения? Ведь не стоит надеяться, что воспитатель вдруг сможет сразу, постоянно и без остановки творить. Здесь важны поддержка коллег в коллективе, координация усилий руководителя, методиста, психолога, родителей и, как не странно, детей – партнеров, отношение которых к воспитателю и является чувствительным барометром результативности педагогического творчества.

Психокоррекционной работы требуют также педагоги, для которых характерны не гибкость психических процессов, бедность идей пассивность. Эффективной для такого воспитателя выявилась работа в паре с неординарной сильной личностью. Он пытался копировать коллегу, сделать свой посильный вклад в совместную деятельность, дополнить своего творческого коллегу, довести его задумки до логического завершения.

Творчески натурам легче вносить пропозиции, разрабатывать идеи, а детализировать, поэтапно их реализовывать и завершать, как правило, не хватает терпения. Доводя творческие идеи напарника к логическому завершению, воспитатель обогащает свой жизненный опыт алгоритмами творческих форм взаимодействия с детьми, осваивает оптимальные средства творческого развязывания тех или иных профессиональных заданий достигает собственных успехов. Это помогает ему сохранить самоуважение и осознать собственную значимость.

Читайте также: