Какие есть профессии в бурсе

Опубликовано: 04.07.2024

Все большее количество выпускников 9 классов выбирают не оставаться в школе до 11 класса, а идти получать профессию в колледже. По результатам мониторинга приемной кампании, численность молодых людей, желающих освоить рабочую профессию или специальность в колледже, растет с каждым годом – более 59% выпускников 9 классов делают такой выбор. Мы решили рассказать, на какие направления подготовки стоит обратить внимание, если вы решили получать образование в колледже.

В этой статье:

Почему получение образования в колледжах становится популярным?

Колледж – учебное заведение для молодых людей, желающих освоить рабочую профессию и стать специалистом среднего звена.

Популярность колледжей начала активно расти после внедрения с систему среднего профессионального образования новых образовательных стандартов по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831 "Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования").

Как отмечается в приказе, данные новшества связаны с развитием новых рынков и инновационных технологий, цифровизацией экономики и социальными инновациями.

Какие есть специальности в колледжах?

Бесспорными конкурентными преимуществами колледжей по сравнению с университетами являются:

  • Доступность. Получить образование в колледже можно абсолютно бесплатно, ведь прием туда осуществляется практически без конкурса. Некоторые колледжи, правда, проводят конкурсы аттестатов, где отличный аттестат может быть вашим золотым билетом в профессиональное образование. Большинство колледжей выделяют бюджетные места с учетом прогнозируемого количества выпускников 9 и 11 классов по востребованным в регионах профессиям и специальностям. Поэтому процесс зачисления в колледж является намного менее стрессовым мероприятием по сравнению с поступлением в вузы.
  • Практикоориентированность. Если студенты вузов начинают познавать всю прелесть выбранной профессии только к 3-4 курсу, то студенты колледжей могут похвастаться практически моментальным погружением в профессию. Колледж дает возможность проходить практику с самых первых дней обучения, так что по окончании колледжа у студента за плечами будет солидный опыт работы. А сейчас все чаще при приеме на работу работодателя интересуют фактические знания и опыт в конкретной отрасли, а не диплом.
  • Широкий выбор специальностей. В колледже можно получить практически любую профессию – от автомеханика до разработчика приложений. После окончания колледжа проще поступить в институт.

50 наиболее востребованных профессий среднего специального образования

Министерство труда и социальной защиты составило перечень наиболее востребованных профессий, которыми можно овладеть в колледже. Перечень был составлен с учетом того, на сколько быстро и успешно представителям данных профессий удается найти работу.

Проверьте список – вдруг и вы найдёте среди этих профессий свою:

  1. Автомеханик
  2. Администратор баз данных
  3. Графический дизайнер
  4. Косметолог
  5. Лаборант химического анализа
  6. Мастер декоративных работ
  7. Мастер столярно-плотницких работ
  8. Метролог
  9. Мехатроник
  10. Мобильный робототехник
  11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования
  12. Оператор беспилотных летательных аппаратов
  13. Оператор станков с программным управлением
  14. Оптик-механик
  15. Парикмахер
  16. Плиточник-облицовщик
  17. Повар-кондитер
  18. Программист
  19. Разработчик Web и мультимедийных приложений
  20. Сантехник
  21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)
  22. Сварщик
  23. Сетевой и системный администратор
  24. Слесарь
  25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)
  26. Специалист по аддитивным технологиям
  27. Специалист по гостеприимству
  28. Специалист по информационным ресурсам
  29. Специалист по информационным системам
  30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)
  31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей
  32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций
  33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники
  34. Специалист по тестированию в области информационных технологий
  35. Специалист по техническому контролю качества продукции
  36. Специалист по технологии машиностроения
  37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике
  38. Техник авиационных двигателей
  39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами
  40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам
  41. Техник по защите информации
  42. Техник по композитным материалам
  43. Техник по обслуживанию роботизированного производства
  44. Техник-конструктор
  45. Техник-механик в сельском хозяйстве
  46. Техник-полиграфист
  47. Технический писатель
  48. Токарь-универсал

В колледже можно получить хорошие базовые знания и научиться ориентироваться в профессии. По окончании колледжа многие студенты успешно вливаются в профессиональную деятельность, а некоторые продолжают обучение в вузах. Так что в любом случае колледж — отличный старт!

Средняя школа — настолько привычное место, что кажется, она всегда была такой, как сейчас: с просторными классами, четким расписанием занятий, звонками и переменами. Поэтому на уроках литературы нас нередко ставили в тупик названия заведений, в которых учились персонажи классических книг.

Мы решили собрать самые интересные старинные школы и рассказать, что это такое и кто там учился.

Бурса

— А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии? — Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу. Николай Гоголь «Тарас Бульба»

Ревизор. Тарас Бульба

Среди героев Николая Гоголя сразу несколько студентов бурсы, самые известные из них — Хома Брут («Вий») и братья Остап и Андрий («Тарас Бульба»). Во вступлении к «Вию» автор дает красочное описание Киевской академии, где холодная война семинаристов и бурсаков не прекращается уже несколько поколений. Но кто же такие бурсаки и чем они отличались от товарищей по несчастью?

В дореволюционной системе образования так назвались студенты духовных училищ, состоящие на полном пансионе. Следовательно, бурса — это та же семинария, но с общежитием. Здесь изучали богословие, риторику и философию. Положение бурсаков было незавидным. Из-за скудного финансирования ученики жили в тяжелых антисанитарных условиях, где частенько голодали и донашивали ветошь.

Весь этот ученый народ, как семинария, так и бурса, которые питали какую-то наследственную неприязнь между собою, был чрезвычайно беден на средства к прокормлению и притом необыкновенно прожорлив; так что сосчитать, сколько каждый из них уписывал за вечерею галушек, было бы совершенно невозможное дело; и потому доброхотные пожертвования зажиточных владельцев не могли быть достаточны. Николай Гоголь «Вий»

Лицей

Благослови, ликующая муза, / Благослови: да здравствует лицей! / Наставникам, хранившим юность нашу, / Всем честию, и мертвым и живым, / К устам подъяв признательную чашу, / Не помня зла, за благо воздадим. Александр Пушкин «19 октября»

Большинство современных лицеев специализируется на точных предметах. И это не имеет ничего общего с теми учебными заведениями, к которым когда-то принадлежал воспетый Пушкиным Царскосельский лицей.

Стихотворения

Проект школы для будущих просвещенных чиновников был разработан Михаилом Сперанским в самом начале XIX века. Изначально в Царском селе должны были учиться не только дворянские дети, но и великие князья Николай и Михаил Павловичи. После падения Сперанского Александр I не позволил младшим братьям поступать в лицей, но не тронул ни программу учебного заведения, ни финансирование, которое планировалось выделять на его содержание. Студенты изучали различные дисциплины, начиная с «нравственных» (Закон Божий, этика, политическая экономия) и заканчивая точными науками (математика, статистика, физика и космография), в этот список также входили курсы фехтования, верховой езды и плавания.

Помимо Царскосельского, в России существовало еще семь лицеев подобного типа, во многих из них образование приравнивалось к университетскому.

Институт благородных девиц

Прошло два дня, и институтская жизнь снова вошла в прежнюю колею. Потянулись дни и недели, однообразные донельзя. Наступало сегодня, похожее как две капли воды на вчера.

Занятия шли прежним чередом. Крикливый голос инспектрисы и несмолкаемое «пиление» Пугача наводили ужасную тоску. Я взялась за книги с жаром, граничившим с болезненностью. Лидия Чарская «Записки институтки»

Сибирочка. Записки маленькой гимназистки

Полное название этих учебных заведений — Закрытые женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии. В отличие от тех же бурсаков, институтки ассоциируются с хорошими манерами, спокойствием и беззаботной жизнью. Тем удивительнее кажется, что девочек привилегированного сословия и богатых мещанок воспитывали так же сурово, как и мальчиков. Конечно, лохмотья никто из них не носил, напротив, ученицы таких институтов славились своей аккуратностью в одежде, однако скудный рацион, плохо отапливаемые комнаты и ледяная вода для умывания делали жизнь учениц весьма и весьма непростой.

Подростков собирали всюду. Их брали из «нормальных» детдомов, из тюрем, из распределительных пунктов, от измученных родителей и из отделений милиции, куда приводили разношерстную беспризорщину прямо с облавы по притонам. Комиссия при губоно сортировала этих «дефективных», или «трудновоспитуемых», как называли тогда испорченных улицей ребят, и оттуда эта пестрая публика распределялась по новым домам.

Так появилась особая сеть детских домов-школ, в шеренгу которых стала и вновь испеченная «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского», позднее сокращенная ее дефективными обитателями в звучное «Шкид». Григорий Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКИД»

Школа имени Достоевского для трудновоспитуемых была открыта в 1920 году, когда в стране активно действовали банды беспризорников, и стала одним из десятков учебных заведений, где воспитывались бывшие малолетние бандиты. Однако у истоков знаменитой «Шкиды» стояли педагоги Виктор Николаевич Сорока-Росинский и его жена Элла Андреевна Люмберг, сделавшие школу на Старо-Петергофском проспекте, 19 уникальной.

Несмотря на сложный контингент учеников, Сорока-Росинский ввел систему самоуправления, практиковал наказания, но не опускался до розг, и считал игру самой важной частью воспитания ребенка. Индивидуальный подход здесь был скорее необходимостью, чем модной новинкой: в «Шкид» попадали и те, кто едва умел читать в свои пятнадцать лет, и те, кто свободно владел одним-двумя европейскими языками. Создание и существование школы было похоже на полосу препятствий.

Из шестидесяти педагогов, в разное время работавших в «Шкиде», надолго тут задержались только десять. Но старания этих людей дали свои плоды: среди выпускников школы были инженеры, писатели и режиссеры.

С 4 по 8 сентября 2019 года в павильоне № 75 на ВДНХ будет проходить Московская международная книжная выставка-ярмарка, где вы сможете приобрести книги, представленные в этой статье. Программу мероприятий издательства «Эксмо» вы можете посмотреть здесь.

Слово "бурса" имеет несколько значений. В одноименной провинции в Турции, к примеру, расположен такой город. Прочие значения считаются устаревшими и вышедшими из употребления. Хотя ещё совсем недавно в южной части России и Украины слово «бурса» использовалось в обозначении училищ: ПТУ, СПТУ, ГПТУ. А ещё раньше так назывались некоторые иные учебные заведения или общежития к ним. На Руси, кроме духовных училищ, бурсой именовалась ткань из персидского шёлка. В общем, вариантов немало.

Значения слова

Бурса — это также "карман", "кошелёк" в переводе с латыни. Поэтому в средние века так называли сумму денег для пользования общины или организации религиозного и светского толка. Позже так стали именовать кассы общежития слушателей семинарий и духовных школ. Вскоре под этим словом подразумевалось всё общежитие, потом - учебное заведение. Какое образование эта бурса давала? В ответ услышите от большинства: церковное.

Бурса это

При слове «бурса» у большей части русскоязычного населения территории бывшего СССР всплывают вспоминания из произведений Н.В. Гоголя про бурсака из «Вия» и Андрея с Остапом. Кроме обозначения духовных училищ и семинарий на территории Украины и Польши, это слово имеет несколько значений, менявшихся в зависимости от времени и местности.

Местность

Бурса — это древняя провинция в Турции, ведущая своё летоисчисление с давних времён династии Османов, с одноимённым городом. последний является сегодня четвёртым по величине городом страны с численностью населения свыше миллиона человек на 2000 г. Основан в III в. до н. э. С 395 года находился под юрисдикцией Византии до нашествия турков. После продолжительной осады город был завоёван османами в 1326 г. И сразу же стал столицей будущей империи османов. Так продолжалось до 1365 г.

Сегодня это богатая историей курортная местность с множеством термальных и минеральных источников, расположенная на побережье Мраморного моря. Это древний город, в котором полно интереснейших достопримечательностей. Богатая архитектура строений несёт отпечаток всех пережитых эпох.

Бурса в Европе

В средние века в Европе это слово, изначально означающее общую кассу любой организации - как религиозной, так и светской, постепенно вошло в обозначение общежитий для малообеспеченных студентов учебных заведений. В общем, на то время бурса - это место жительства неплатежеспособных студентов. Им предоставлялась общая квартира с абсолютным содержанием, оплаченная в основном из благотворительных средств.

Бурса учебное заведение

Жизнь этих студентов проходила под жёстким контролем и предписанием. Они не могли покинуть место жилища или учебного заведения — бурсы, без дозволения. Требовалось придерживаться определённой формы одежды. Практиковались физические наказания.

Бурсы в Российской империи

И напоследок. На территории Российской имерии бурсами именовались общежития при училищах духовной направленности и семинариях, содержащиеся за счёт государства. Исконно название подобных учреждений пошло от Киевской духовной академии в XVII в. Позже это название перешло на все общежития. Со временем, помимо обиталища студентов, название распространилось на все учебное заведение. Бурса стала синонимом духовной семинарии.

Бурса это какое образование

Состояние бурс и условия жизни в них оставляли желать лучшего. Финансовые трудности вынуждали послушников производить сбор подаяний с населения. Некоторые одарённые и предприимчивые бурсаки зарабатывали постановками пьес, чтением стихов, проведением служб.

Кроме денежных затруднений, антисанитарийное содержание бурсаков с жестоким обращением администрации и физическими наказаниями делали жизнь студентов невыносимой. Постоянное недоедание и недосыпание отражались на качестве обучения. Тем более методы преподавания оставляли желать лучшего.

Бурсы в Российской империи

Отношение, основанное на рассказах самих бывших бурсаков и вышедшей в свет повести от автора Помяловского Н.Г. (11 (23) апреля 1835 — 5 (17) октября 1863) «Очерки бурсы», в народе сложилось в основном негативное к подобному обучению. Будучи в юношесткие годы бурсаком, Помяловский описал весь внутренний мир и уклад жизни этих заведений. Таким, каким он являлся в действительности.

Отрицательное отношение к подобным заведениям и качеству их обучения отразились в народе на названиях других учебных заведений. Бурсой в народе в Советские времена называли профтехучилища, а всех учащихся - бурсаками.

Куда пойти учиться после 9 класса: лучшие профессии в России в 2021 году

Какие профессии после 9 класса в России лучшие? Куда поступать, чтобы освоить востребованную специальность? В каких отраслях хорошие зарплаты и перспективы карьерного роста? Журналист ФАН сделал анализ нужных профессий в России, для которых не требуется высшее образование.

Как выбрать профессию после 9 класса

Первое, чего делать не стоит, — принимать скоропалительные решения. Выбор профессии — дело ответственное, но редко девятиклассники считают его таковым. Решение оставить школу и пойти учиться «куда-нибудь» нередко продиктовано плохими отношениями с одноклассниками или учителями. Поэтому родителям нужно обсудить с ребенком планы по дальнейшему обучению как можно раньше.

Если выбор профессии, которую может предложить средне-специальное образование, устраивает и ребенка, и его родителей, важно присмотреться к учебным заведениям в городе или регионе. Сменить школу на техникум, но остаться жить дома с родителями куда проще, чем уехать из города и поселиться в общежитии. При выборе специальности ребенку важно ответить на несколько главных вопросов:

  • нравится ли мне эта профессия;
  • есть ли у меня к ней склонности;
  • кем я вижу себя в этой профессии через 5-10 лет;
  • устроят ли меня уровень заработной платы и условия труда.

Нередко подростки идеализируют ту или иную специальность, и тогда задача родителей — рассказать о ней как есть, без прикрас. Можно составить список плюсов и минусов, тщательно проанализировав доступную в интернете информацию. Такой анализ с учетом личных предпочтений ребенка станет залогом верного выбора направления для обучения. Поможет не потерять годы, а изначально учиться и развиваться в том деле, которое соответствует характеру, способностям и ожиданиям подростка.

Решение о поступлении нужно принимать вместе с родителями

Совет. Воспользуйтесь тестом на профессиональную ориентацию, чтобы уточнить желания и способности подростка. Такой тест позволит определить или подтвердить его «склад ума». Тяготеет ли он к техническим специальностям, или в нем есть «предпринимательская», а значит, экономическая жилка? А может, для него на первом месте стоят коммуникации с другими людьми и желание работать в социальной сфере? Тесты на профориентацию поверхностны, но помогают расставить приоритеты и не ошибиться в выборе специальности.

Какие профессии предлагают колледжи и техникумы после 9 класса

Выбор учебных заведений, куда можно поступать после 9 класса, велик. Их делят на три категории:

  • училища;
  • техникумы;
  • колледжи.

Кажется, между ними нет никаких отличий, кроме названий, но это не так. Отличаются и образовательная программа, и аттестат выпускников, а значит, и возможность дальнейшего трудоустройства.

Училище

Первая ступень средне-специального образования. Сюда принимают выпускников только после 9 класса, а обучение длится до трех лет. Список профессий после 9 класса определяется направлением училища. В наибольшей степени распространены профессионально-технические, где обучают:

  • маляров;
  • штукатуров;
  • машинистов;
  • монтажников;
  • мотористов;
  • станочников;
  • токарей;
  • фрезеровщиков;
  • слесарей.

Училище может иметь медицинскую, военную, художественную, педагогическую направленность, что расширяет перечень профессий, которые позволяет освоить средне-специальное образование. Выпускник получает «рабочий» диплом и может после окончания учебного заведения работать по специальности в статусе рабочего или младшего специалиста.

Рабочую специальность можно освоить в училище

Техникум

Эти учебные заведения считают промежуточным звеном между училищем и колледжем, но это некорректное определение. Техникум и колледж — это почти одно и то же, с той разницей, что программа обучения в техникуме не дает углубленных знаний. Срок обучения может составлять 2-4 года. Выпускник получает квалификацию младшего специалиста, а поступать в техникум, в отличие от училища, можно после 9 и после 11 класса.

Обучение в техникуме выбирают в случае, если нужно освоить профессию быстро, но в то же время есть желание в будущем продолжить образование и поступить в вуз. Училище полного среднего образования не дает, а значит, и права поступать в высшее учебное заведение у его выпускников нет.

Список хороших профессий после 9 класса, которые можно освоить на базе техникума, велик:

  • архитектура;
  • автоматизация производств;
  • банковское дело;
  • государственное и муниципальное управление;
  • правоведение;
  • дизайн;
  • гостиничный сервис;
  • издательское дело;
  • косметика и визажное искусство;
  • медицинская оптика;
  • организация перевозок;
  • парикмахерское искусство;
  • машиностроение;
  • экономика и бухгалтерский учет.

Выпускники техникумов могут работать в каждой из сфер производства, торговли, транспортного сообщения. В техникумах можно освоить азы как модных сегодня специальностей — маркетолога, специалиста по рекламе, менеджера, — так и профессии, которые всегда будут востребованы: повар, кондитер, портной, слесарь, мастер по ремонту автомобилей и техники.

Парикмахеров обучают в техникумах

Колледж

Учебные заведения этого типа тоже называют промежуточным звеном между средним профессиональным и высшим образованием. От училища и техникума колледжи отличаются качеством профессиональной подготовки. Обучение предусматривает основную и углубленную программы, поэтому и срок его составляет минимум 4 года, а выпускники получают дипломы специалистов со средним полным образованием.

В колледж поступают в том случае, если в перспективе планируют дальнейшее обучение в вузе. А срок получения профессии не так важен, как качество образования. В колледжах учатся дольше, чем в училищах и техникумах, а после окончания обучения выпускники могут работать в должности старших специалистов.

Нужные профессии после 9 класса, которые можно освоить на базе колледжа, аналогичны тем, которым обучают в техникумах. К ним можно добавить:

  • разработчик web- и мультимедийных приложений;
  • администратор баз данных;
  • специалист по информационным ресурсам;
  • графический дизайн;
  • техник по защите информации;
  • мастер декоративных работ;
  • оператор станков с ПУ;
  • метролог;
  • оператор беспилотных летательных аппаратов;
  • наладчик промышленного оборудования.

Одни из самых востребованных профессий после 9 класса — это специальности в сфере IT, технических наук, программирования, обслуживания сетей и защите информации. Чтобы освоить эти профессии, не нужно учиться в вузе. Поступив в колледж и получив азы специальности, можно начинать строить карьеру раньше. А если возникнет необходимость, например для получения престижной должности, через несколько лет можно и в вуз поступить.

Стать программистом можно и без высшего образования

Куда поступить после 9 класса — профессии для девушек

Считается, что в современном обществе границы между мужскими и женскими специальностями стираются. Однако до сих пор существуют профессии, в которых трудятся в основном женщины. После 9 класса можно получить специальность:

  • учителя начальной школы;
  • воспитателя детского сада;
  • повара;
  • косметолога;
  • медсестры;
  • маркетолога;
  • делопроизводителя;
  • бухгалтера;
  • специалиста по гостеприимству;
  • парикмахера;
  • продавца.

Эти профессии позволяют трудоустроиться в любом городе и в любом регионе. На небольшую заработную плату стоит рассчитывать, планируя трудоустройство в бюджетной сфере. Учителя, воспитатели, медсестры получают совсем немного. Но это образование позволяет развиваться и совершенствовать свои профессиональные качества, а значит, и увеличивать заработок.

Учитель может заниматься репетиторством, подготовкой детей к экзаменам. Воспитатель может заниматься с детьми в школе раннего развития. А медицинское образование позволяет освоить профессии косметолога, массажиста, реабилитолога, которые сегодня востребованы и высокооплачиваемы.

Медсестра — востребованная медицинская специальность

Куда пойти после 9 класса — профессии для юношей

Молодым людям не стоит отказываться от IT-специальностей. Компьютеризация, развитие информационных и телекоммуникационных систем, потребность в программном обеспечении и кибербезопасности — тенденции нынешнего времени будут лишь развиваться в будущем. Поэтому и через 3-4 года выпускники техникумов и колледжей смогут найти работу по специальности.

Другое востребованное направление — мастера по обслуживанию и ремонту механизмов, автомобилей, двигателей, холодильно-вентиляционной техники, биотехнических и медицинских аппаратов. Рабочих рук в технических отраслях всегда не хватает, а начав работу по специальности, в будущем можно продолжить образование и получить должность инженера на производстве с высоким окладом.

Профессии после 9 класса с хорошей зарплатой — это мастера:

  • столярно-плотнических и паркетных работ;
  • отделочных работ;
  • мебельного производства.

Хорошие специалисты в этих областях на вес золота. Опыт и репутация позволяют заниматься частной практикой и самостоятельно оценивать свои услуги.

Столяры и плотники всегда нужны

Топ профессий после 9 класса

Кондитер

В крупных городах все более популярными становятся магазинчики «авторской» кондитерской продукции. Необычные конфеты, пирожные, торты с оригинальными украшениями предпочитают покупать на праздники, дни рождения. Кондитер может зарабатывать от 31 тысячи рублей, если работает по найму.

Собственная практика позволяет повысить заработок, а его размер будет определяться исключительно креативностью идей и ответственным подходом к качеству продукции.

Логист

Представители этой профессии не останутся без работы, пока существует торговля. А в России с учетом огромной площади страны и серьезных расстояний между городами и регионами ее актуальность особенно высока. Логисты выбирают оптимальные по стоимости и срокам варианты доставки товаров от производителя к оптово-розничным сетям или потребителям. Чем более продуманным будет маршрут, тем больше экономия бизнеса, а потому хороших логистов ценят.

На старте карьеры можно рассчитывать на оклад около 35 тысяч рублей. С опытом и ростом профессионализма зарплата будет расти.

Стоматологический гигиенист

Чтобы работать стоматологом, необходимо получить высшее образование. А для работы стоматологическим гигиенистом достаточно среднего образования. Однако востребованность специалистов не менее высока: следить за красотой улыбки сегодня модно, а отбеливающие и гигиенические процедуры по уходу за зубами стали обязательным атрибутом для жителей крупных городов.

Гигиенист может работать в стоматологической клинике или открыть частный кабинет. При работе по найму уровень заработной платы составит от 27 тысяч рублей с перспективой роста. Частная практика позволяет зарабатывать больше, но заняться ею удастся не раньше чем через 2-3 года после начала работы.

Для работы гигиенистом высшее образование не нужно

Механик

Профессия предусматривает множество специализаций, и каждая из них востребована и хорошо оплачивается. Автомеханики — одни из самых нужных специалистов в России. Они работают в крупных автоцентрах или автомастерских, где даже на старте карьеры им готовы платить более 53 тысяч рублей. Могут заниматься частной практикой, работать «в гараже», тогда заработок определяется лишь дисциплинированностью и желанием развиваться в профессии.

Судомеханики работают на кораблях, а потому возможности заработка существенно выше. Для тех, кто выбирает работу на берегу или ходит на судах в российских водах, стоит рассчитывать на оклад от 52 тысяч рублей. Специалисты, востребованные на международных рейсах, зарабатывают на несколько порядков выше.

Электромеханики обслуживают и ремонтируют станки, механизмы на производствах. Средняя заработная плата в России для специалистов этого профиля составляет 43 тысячи рублей.

Медсестра

Профессия медсестры важна и необходима, однако, к сожалению, в государственных медицинских учреждениях уровень заработной платы медсестер невелик. Чуть больше платят в частных клиниках, реабилитационных центрах, где можно рассчитывать на 25–30 тысяч. Но наличие базового медицинского образования открывает хорошие перспективы карьерного роста и личного развития.

Получив диплом медсестры, можно пойти работать по специальности или поступить в медицинский университет. Образование уровня колледжа дает привилегии при поступлении и возможность учиться сразу на третьем курсе.

Можно окончить специализированные курсы косметолога, реабилитолога, массажиста и заниматься частной практикой, которая приносит куда больший доход, чем работа в больнице.

Программист

Эта профессия открывает серьезные перспективы карьерного роста. Программисты создают программы и технологии, которые делают жизнь проще и комфортней. Без программирования невозможна работа сайтов, компьютерных программ, мессенджеров, даже банковских систем. Может показаться, что в этой сфере уже все создано и написано, но это не так.

Средняя зарплата программиста в России — 59 тысяч рублей. В банковском секторе и занимаясь частной практикой можно зарабатывать в разы больше. Освоив программирование, можно совершенствоваться в одном из его направлений: 1С, языках Java, PHP. Зарплата ведущего программиста уже от 82 тысяч рублей.

Дизайнер интерьера

Профессия дизайнер широка и разнопланова. Дизайнеры нужны и в сфере IT, они разрабатывают внешний вид сайтов и приложений. Они необходимы в области пошива одежды, но немногие добиваются успехов на этом поприще. А вот профессия дизайнер интерьера кажется одновременно и надежной, и позволяющей проявить свои творческие наклонности. Средняя зарплата в России составляет 47 тысяч рублей.

Можно работать в штате дизайнерского агентства, строительной компании или архитектурного бюро. Можно заниматься частной практикой и брать оплату за каждый выполненный проект. Для успеха в этой сфере нужны талант, креативность, желание слышать клиента и способность донести свою точку зрения.

Машинист электропоезда

Профессия ответственная и востребованная, а уровень заработной платы высок уже на старте карьеры. Машинистам электропоездов платят от 70 тысяч рублей. Специалисты могут работать на линиях метрополитена и железных дорог.

Профессия требует внимания, выдержки, устойчивости психики, однако предлагает и отдачу в виде достойного заработка, продолжительного отпуска и раннего выхода на пенсию по сравнению с другими специальностями.

Бетонщик-арматурщик

Специальность для юношей, которые хотят развиваться в строительной отрасли. По статистике, нехватка кадров в ней огромна. Востребованы все специализации, которые преподают в профессиональных училищах. Каменщики, монтажники, бетонщики, арматурщики — найти работу после окончания ПТУ будет несложно.

Бетонщик-арматурщик может рассчитывать на оклад в 74 тысячи рублей. Зарплата каменщика чуть ниже — около 70 тысяч рублей. Монтажнику железобетонных конструкций готовы платить столько же. Даже неквалифицированная работа в строительной сфере оплачивается достаточно высоко, оклады стартуют от 52 тысяч рублей.

Что такое бурса?

В пунктах Киевской консистории 1768 p., о бурсе Киево-Могилянской академии отмечалось: «Вместо странноприимного дома, учрежден сиротопитательный дом, вообще по здешнему обыкновению называемый «бурса» от немецкого слова bursch: собрание для принятия в оный не только природных российских детей и юнош, лишившихся отцов и матерей и всякого призрения и снабжения, но и из иных стран приходящих православного греческого вероисповедания, как-то: греков, волохов, молдавцов, болгаров, сербов и поляков благочестивых. Оный сиротский воспитательный дом вот того времени, как преосвященным митрополитом Петром Могилой учрежден, и доныне приемниками эго сохраняется»

Авторы просили обязательно сохранить бурсу, которая бы существовала на средства различных пожертвований.

Вообще стоит сказать, что почти все ректоры и митрополиты проявляли заботу о жилище «для беднейших студентов» как органической части академии. Скажем, Варлаам Ясинский во время своего ректорства в 1665 — 1673 годах больше беспокоился о комфорте слушателей коллегии, чем об учителях, которые жили в Братском монастыре.

Бурса академии и других учебных заведений Украины почти никогда не вмещала всех желающих «нищенствующих» студентов, во-вторых, материальное ее обеспечение требовало, мягко говоря, лучшего, в-третьих, она также испытывала ужасных опустошений, — скажем, на протяжении XVII века. ее деревянный дом несколько раз горел. Двумстам мужчинам давали место в бурсе бесплатно; помещение было тесное, сырое, без отопления и освещения.

1719. на средства, которые завещал академии Иоасаф Кроковський, и частично из своей митрополии, митрополит Рафаил Заборовский разрешил построить новый деревянный дом бурсы вблизи Богоявленской церкви. До середины XVIII века. это здание настолько обветшало, что жить в ней было невозможно даже неприхотливым и нуждающимся юношам. В тогдашних «прошениях» бурсаков к начальству говорилось, что окна и двери сгнили, дом глубоко осел в землю, весной и зимой его заливала вода, от холода, влаги и тесноты студенты болели и умирали.

Один из преподавателей — настоятель церкви, сообщал, что от Рождества до Пасхи 1750 г. ему приходилось каждую ночь по три-четыре раза исповедовать и причащать жителей бурсы, которые умирали. Зимой 1755 г. умерло более 30 студентов. На лечение больных, ремонт печей и еду бурсаков отпускались незначительные средства, да и те порой разбазаривались нечестивцами. Больных студентов клали в специально выделенный под госпиталь дом. Уход за ними был примитивным, и надзиратели постоянно вынуждены были обращаться к администрации за помощью. Так, 22 декабря 1769 г. сеньор бурсы Андрей Михайловский с товарищами докладывал о 44 больных бурсаков и просил помощи, на что ректор Тарасий Вербицкий отпустил 20 руб. В следующем году тот же Михайловский сообщал о 29 больных бурсаков, и ректор выделил на них 12 руб.

Бурса делилась на «большую», что находилась в помещении на территории академии и поэтому называлась еще «академической», и на «малую», что располагалась в помещениях нескольких приходских церквей Подола. На «Гору», то есть туда, где жила киевская городская элита, бурсаков допускали разве что «миркувати» во время больших праздников. Студентов, живших в академической бурсе, иногда называли еще и «академиками», а вне ее — «малыми бурсаками». Академическая бурса была под непосредственным наблюдением префекта. Его помощниками назначались суперинтендант из преподавателей и сеньор студентов старших классов, которые наблюдали за поведением бурсаков, выполнением ими домашних заданий, соблюдением порядка в помещении, решали мелкие недоразумения и тому подобное. Предназначались сеньоры и для малых бурс. Большой каменный корпус бурсы и больница при ней были построены аж в 1778 году.

В связи со стремлением молодежи к знаниям, преодолевая материальные трудности, малые бурсы при церковно-приходских школах также количественно росли и на конец XVII — XVIII вв. были заметным реальным явлением. В то же время администрация академии и духовная власть не могли не видеть нищего существование школьников, поэтому позволяли им «миркувати», или попросту — попрошайничать. Почти ежедневно младшие школьники в обеденное время ходили под дворами зажиточных киевлян и пением духовных песен и кантов, что начинались словами: «Мир Христов да водворяется в сердцах ваших молитвами отец наших», выпрашивали кусок хлеба. Одни исследователи считают, что именно от этого и пошло слово «миркачі»; другие выводят его от древнего слова «миркувати», которое означало выпрашивать подачки, промышлять, еще другие — от начальных слов школьного приветствия «Мир дому этому», «Мир вам», «Мир хозяину и хозяйке». Студенты старших курсов выходили «промышлять» по вечерам. Они также пели псалмы, зарабатывая тем на пропитание, а если этим способом не удавалось добыть хлеба, то студенты позволяли и «предосудительные средства к приобретению себе пропитания», то есть воровать

На «миркування» украинских школьников и широкую сеть образования еще в середине XVII века. обратил внимание антиохийский путешественник Павел Алеппский, который в 1654 г. писал: «В этой стране, то есть у казаков, есть бесчисленное количество вдов и сирот, ведь со времен появления гетмана Хмельницкого и до сих пор не стихали страшные войны. В течение целого года, по вечерам, начиная с заката солнца, эти сироты ходили от дома к дому побираться, распевая хором приятным, таким, что захватывает душу, напевом гимны Пресвятой Деве; их громкое пение слышно на большом расстоянии. По окончании пения они получают из той избы, около которой пели милостыню деньгами, едой или другим подобным, что годилось для поддержания их существование, пока не закончат школьное обучение. Количество грамотных особенно возросла со времен появления Хмельницкого (дай Бог ему долго жить!), который освободил эти края, спас эти миллионы неисчислимых православных от врагов веры, проклятых ляхов»

За издевательство и рабство, насилие над женщинами и дочерьми православных, за амбициозность, коварство и жестокость над братьями христианами ляхи и были наказаны Хмельницким

Если в будни, возможно, и не все студенты из больших и малых бурс принимали участие в «миркуванни», то в праздничные дни, и особенно во время главных христианских праздников Рождества, установленного в честь рождения Иисуса Христа, что совпадало с древнеславянскими святками колядок, и Пасхи, или Пасхи — на день «чудесного воскресения» Иисуса Христа из мертвых почти не было такого бурсака и вообще школьника, который бы отказался от удовольствия ходить по домам с «звездой», с вертепом, райком, представлять диалоги и «школьные» драмы, петь псалмы и канты, декламировать в гостиной рождественские и пасхальные шуточные стихи, произносить забавные орации. Этим они вызывали у обывателей общий праздничный настрой, да и сами праздновали, получая в награду пироги и пирожки, лепешки и пончики, вареники и галушки, гречаники и плюшки, зажаренную или живую курицу, или утку, несколько монет, а то и кружку пива или рюмку водки. Кстати, за особую склонность к пиву украинских студентов, как и всех западных вагантов, их и сами себя они часто величали «пиворизами».

Про драматические спектакли и вообще о быте киевских бурсаков в давние времена и в начале XIX века. М. В. Гоголь писал, что они прибегали к разыгрыванию драм, комедий, где какой-нибудь студент-богослов «на рост немного ниже от киевской колокольни» представлял в спектакле Иродиаду, или супругу египетского царедворца Пентефрия с трагикомедии «Иосиф, патриарха. » Лаврентия Горки. В награду они получали кусок полотна, или мешок проса, или половину вареного гуся и другую всячину. Весь этот ученый люд, — с юмором продолжал писатель, — как семинария, так и бурса, между которыми была какая-то наследственная неприязнь, был чрезвычайно беден на еду, а к тому же невероятно прожорливый; так что сосчитать, сколько каждый из них лопал за ужином галушек, было бы совершенно невозможно; и поэтому добровольных пожертвований состоятельных хозяев не могло хватить. Тогда сенат, состоявший из философов и богословов, провожал грамматиков и риториков, под предводительством одного философа, а иногда приобщался и сам, с мешками на плечах опустошать чужие огороды. И в бурсе появлялась тыквенная каша»

Кроме «миркування», бурсаки получали незначительную плату за то, что пели и читали акафисты в церкви, учили начальной грамоте в церковных приходах и тем самым конкурировали с приходскими дьяками и попами. Время настоятели церквей с помощью дьяков свирепо расправлялись с бурсаками, били их выгоняли из приходских школ и приютов, уничтожали школярское принадлежности, выдавали на них городской власти, епископам и даже патриарху московскому и царю. Бывший ректор, а затем киевский митрополит Варлаам Ясинский, профессор и префект Михаил Козачинский, другие профессора академии пытались всячески защищать своих питомцев от дикости приходских попов и дьяков. Например, Михаил Козачинский добился от консистории наказание за расправу над студентами: один приходской священник целую неделю сеял муку, привязан цепью в пекарне собора, а дьяка и подьячего выпороли перед школой плетьми

Да и студенты «академической» и малых бурс позволяли себе порой грубоватые шутки, бесчинства и выходки, делали опустошительные налеты на киевские базары, лавки и погреба с продуктами, воровали дрова из мещанских дворов, иногда даже большие бревна из городской ограды, чтобы сжечь в бурсах. «Большие» и «малые» бурсаки-студенты часто решали конфликты с горожанами, бурмистрами, стрельцами с помощью кулаков и дубинок. Защищали они свою достоинство и перед администрацией, бойкотируя лекции жестоких и несправедливых профессоров, добиваясь их изгнания из академии.

Бурса в литературе

Яркую картину древней бурсы с ее причудливыми обычаями, травестийним подражанием античного Рима забавно подал В. Краеугольный в романе «Бурсак». Писатель сам учился в Черниговской или Переяславской семинарии, жил в бурсе и хорошо знал ее жизнь и выходки товарищей.

Особенно талантливое и колоритное иронично-юмористическое воспроизведение бурсацкого быта молодых киевских хулиганов и сорвиголов видим в произведениях М. Гоголя. Продолжая традиции, писатель отчасти и сам имел возможность наблюдать тех веселых «граматиков», «риторов», «философов» и «богословов» в натуральном виде.

Если роман «Бурсак». Краеугольного построен на внешнем комизме, то в повести «Вий» Н. Гоголя имеющееся глубже романтическое воспроизведение действительности вообще, ярче вычерчено человеческие характеры, их психологические переживания. Особенно запоминается образ философа Хомы Брута и сцены бурсацкого быта. Они настолько яркие и привлекательные, краски их настолько свежие, что не потеряли своего очарования и до сих пор, может, больше, чем ученые трактаты. Вот, например, как красочно подаются «групповые портреты» тех бурсаков, что спешили из бурсы через подольский рынок до своей школы, в повести «Вий»

«Грамматики были еще очень малы; идя, толкали друг друга и ругались между собой тончайшим дискантом; почти на всех одежда была если не рваной, то грязной и карманы их раз в раз были наполнены всякою дрянью, как-то: бабками, свистульками, сделанными из пер, недоеденным пирогом, а иногда и маленькими воробьями».

«Риторы шли солиднее: одежда у них был частой и совсем целой, но зато на лице всегда почти бывало какая-нибудь украшение на образец риторического тропа: или равно глаз заходило под самый лоб, или вместо губы целый пузырь, или какая-нибудь другая примета; эти говорили и божились между собою тенором».

«Философы целой октавой брали ниже; в карманах у них, кроме крепких табачных корешков, ничего не было. Запасов они не делали никаких и все, что перепадало, съедали сразу же; от них несло табаком и водкой, временами так далеко, что какой-нибудь ремесленник, проходя мимо, останавливался и долго еще нюхал, как гончая собака, воздух»

На рынке киевские перекупы боялись приглашать философов и богословов что-то купить, потому они всегда любили только пробовать, к тому же целой горстью.

Все студенты-бурсаки академии носили одинаковую одежду — какую-то «длинную подобие сюртуков, длиной по сеет время» (курсив М. Гоголя), то есть до пят, на образец дьяконской одежды. В середине XVIII века, скажем, на 200 студентов, что жили в бурсе, выдавали на три года чуйку за 12 руб. и кожух за 9 руб., а на год шапку (один рубль), летней шляпы (60 коп.), халат (2 руб. 50 коп.), три рубашки (по одному рублю), три пары белья (по 48 коп.), две пары сапог (по одному рублю), 50 пришв (по 80 коп.), постель на 50 человек (по 6 руб.). На еду для 200 бурсаков выдавали 3000 пудов ржаной муки /238/ (по 45 коп. за пуд), пшена и гречневой крупы по 50 четвертей каждой (по 7 руб.), соли 100 пудов (по 40 коп.), сала 50 пудов (по 3 руб. за пуд), на варево 80 руб., иногородним и иностранцам на различные закупки по 1 руб. 50 коп. Много это или мало — трудно судить, но жили студенты-бурсаки впроголодь, и все же учились.

Одежда студентов академии состоял из длинных плащей на вроде шинели без капюшона или капюшона с откидными длинными рукавами до пят. У богатых она могла быть летом шелковая, а в бедных исключительно из дешевой упитанной китайки, зимой из грубого сукна, обшитого по краям красным или желтым шнурком. Зимой под кирею надевали тулуп, подпоясанный цветным кушаком. Летом одевали чумарку или скин из какой-нибудь цветной материи, который застегивался металлическими пуговицами обязательно под шею. В франтов штаны были красные или голубые; шапки с цветным верхом; сапоги носили желтые или красные на высоких каблуках с подковами. Такая одежда считался «благородным» и долго не менялся, а материал для него зависел от благосостояния родителей студентов; у бедняков и сирот он был таким, каким шила та или иная школа. Постриженные студенты были коротко, под «горшок». Именно такими, с накидками-жемчужинами на плечах, изображены они на всех упомянутых гравюрах тезисов диспутов.

1784 г. Самуил Миславский приказал с процентной суммы денег, которые завещали Гавриил Кременецкий и другие лица, выдавать студентам «сиротского дома» на десять месяцев обучения в год богословам по рублю в месяц, философам по 80 коп., риторам 60 коп., студентам класса поэтики по 40 коп. Такую сумму выдавали только обездоленным юношам, которые не имели никаких средств существования. Школьникам младших классов в бурсе денег не выдавали, а поставляли хлеб, варили борщ и кашу, на масленицу с салом, в пост с маслом, покупая соль и другие продукты из процентных денег. Для этого было принято строгий учет и отчетность перед префектом и ректором.

Профессорам и учителям предписывалось бдительно следить, чтобы бурсаки младших классов, которые изучают языки, не шатались под воротами и окнами и не попрошайничавших, для чего велено ворота бурсы закрывать на замок. Одновременно предписывалось держать в порядке лазарет при бурсе, обеспечивать больных провизией, нанять двух «портомойок», чтобы они сиротам и больным стирали рубашки и белье, чего раньше не было.

Впоследствии, особенно в XIX ст., название «бурса» перешло на все духовные школы Российской империи. Она нашла отражение в романе А. Свидницкого «Люборацкие» (1862) и «Очерках бурсы» (1863) Н. Помяловського. В основном бурсы были закрытыми учебными заведениями, и их ученикам запрещалось жить на квартирах. «Все, человек до пятисот, содержались в огромных кирпичных домах, построенных во времена Петра I, — вспоминал о свою бурсу М. Помяловський. — Эту черту не следует упускать из внимания, поскольку в других бурсах частные квартиры рожают типы и быт бурсацкого жизни такие, которых нет в закрытой школе.»

Читайте также: