Какие квалификационные требования предъявляются на замещение высших должностей муниципальной службы

Опубликовано: 06.07.2024

Госуслуги решаем проблемы вместе

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы либо стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальной службы, устанавливаются на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

I. Квалификационные требования для замещения высших должностей муниципальной службы:

1) высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры;

2) стаж муниципальной (государственной) службы не менее шести лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее семи лет.

Для замещения должности руководителя контрольно-счетного органа требуется наличие высшего образования и опыта работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

II. Квалификационные требования для замещения главных должностей муниципальной службы:

1) высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры;

2) стаж муниципальной (государственной) службы не менее четырех лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет.

Для замещения должности руководителя финансового органа местной администрации городского округа требуется наличие высшего образования по направлению подготовки "экономика" или по специальности "экономика и управление", удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук и наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита — не менее трех лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой не менее двух лет.

III. Квалификационные требования для замещения ведущих должностей муниципальной службы:

1) высшее образование;

2) стаж муниципальной (государственной) службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее четырех лет либо стаж муниципальной службы или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее одного года (для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома).

IV. Квалификационные требования для замещения старших должностей муниципальной службы: высшее образование без предъявления требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки.

V. Квалификационные требования для замещения младших должностей муниципальной службы: профессиональное образование без предъявления требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки.

Для муниципальных служащих всех групп должностей муниципальной службы необходимо знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; устава, законов субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, принимаемых губернатором и правительством субъекта Российской Федерации; устава муниципального образования и иных муниципальных нормативных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Для муниципальных служащих высших, главных, ведущих должностей муниципальной службы необходимы:

1) навыки организации и планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, редактирования документации, организационные и коммуникативные навыки;

2) навыки координирования управленческой деятельности, оперативного принятия и реализации управленческих решений, ведения деловых переговоров и публичного выступления;

3) навыки владения информационными технологиями, знания аппаратного и программного обеспечения, общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности;

4) навыки пользования офисной техникой, работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет; работы в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных, подготовки презентаций и использование графических объектов в электронных документах;

5) навыки стратегического планирования и управления групповой деятельностью с учетом возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий.

Для муниципальных служащих старших и младших должностей муниципальной службы необходимы:

1) навыки организации и планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, редактирования документации, организационные и коммуникативные навыки;

2) навыки владения информационными технологиями, знания аппаратного и программного обеспечения, общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности;

3) навыки пользования офисной техникой, работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет; работы в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных, подготовки презентаций и использование графических объектов в электронных документах.

Дополнительные квалификационные требования для муниципальных служащих, деятельность которых непосредственно связана с информационно-коммуникационными технологиями

Муниципальные служащие органов местного самоуправления, деятельность которых непосредственно связана с информационно-коммуникационными технологиями, должны обладать специальными знаниями и навыками в данной области, а именно:

- знаниями систем взаимодействия с гражданами и организациями, учетных систем, обеспечивающих поддержку выполнения органами местного самоуправления основных задач и функций, систем межведомственного взаимодействия, систем управления муниципальными информационными ресурсами, информационно-аналитических систем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ данных, систем управления электронными архивами, систем информационной безопасности, систем управления эксплуатацией;

- навыками работы с системами взаимодействия с гражданами и организациями, работы с системами межведомственного взаимодействия, работы с системами управления муниципальными информационными ресурсами, работы с информационно-аналитическими системами, обеспечивающими сбор, обработку, хранение и анализ данных, работы с системами управления электронными архивами, работы с системами информационной безопасности, работы с системами управления эксплуатацией.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
1. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, необходимому для замещения должностей муниципальной службы:
1.1. для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной групп обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры;
1.2 для замещения должностей муниципальной службы ведущей группы обязательно наличие высшего образования;
1.3 для замещения должностей муниципальной службы старшей и младшей групп обязательно наличие профессионального образования.
2. Квалификационное требование для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной групп должностей муниципальной службы о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры не применяется:
2.1 к гражданам, претендующим на замещение указанных должностей муниципальной службы, и муниципальным служащим, замещающим указанные должности, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года;
2.2 к муниципальным служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на указанные должности до дня вступления в силу Закона Пензенской области от 26 августа 2016 года N 2953-ЗПО "О внесении изменений в статью 6 Закона Пензенской области "О государственной гражданской службе Пензенской области" и в Закон Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области", в отношении замещаемых ими должностей муниципальной службы.
3. Квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей муниципальной службы:
3.1 для замещения должностей муниципальной службы высшей группы - наличие стажа муниципальной службы не менее трех лет либо стажа работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет;
3.2 для замещения должностей муниципальной службы главной группы - наличие стажа муниципальной службы не менее двух лет либо стажа работы по специальности, направлению подготовки не менее четырех лет;
3.3 для замещения должностей муниципальной службы ведущей группы - наличие стажа муниципальной службы не менее одного года либо стажа работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет;
3.4 для замещения должностей муниципальной службы старшей и младшей групп требования к стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, направлению подготовки не устанавливаются.
4. Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности для замещения должностей муниципальной службы ведущей группы - не менее одного года стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности.
5. В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, дополнительным требованием, предъявляемым к кандидату на должность главы местной администрации муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, является наличие не менее трех лет стажа на должностях муниципальной службы высшей или главной группы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.
6.Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
6.1. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам по высшей, главной и ведущей группам должностей муниципальной службы:
6.1.1 знание основных положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Пензенской области, устава муниципального образования, связанных с организацией деятельности органа местного самоуправления применительно к исполнению должностных обязанностей;
6.1.2 знание нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность;
6.1.3 знание основных прав и обязанностей муниципального служащего, а также ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, требований к служебному поведению муниципального служащего;
6.1.4 профессиональные знания, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
6.1.5 знание порядка работы со служебной информацией и документами, правил и норм делового общения;
6.1.6 знание основ управленческой деятельности и методик текущего и перспективного планирования, необходимых для осуществления своих обязанностей;
6.1.7 навыки работы с документами, деловой корреспонденцией;
6.1.8 навыки владения современными средствами, методами и технологиями работы с информацией, коммуникабельность;
6.1.9 навыки планирования и рациональной организации рабочего времени;
6.1.20 навыки управленческой деятельности, планирования, прогнозирования последствий принимаемых решений, а также анализа и контроля их исполнения.
6.2. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам по старшей и младшей группам должностей муниципальной службы:
6.2.1 знание основных положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Пензенской области, устава муниципального образования, связанных с организацией деятельности органа местного самоуправления применительно к исполнению должностных обязанностей;
6.2.2 знание основных прав и обязанностей муниципального служащего, а также ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, требований к служебному поведению муниципального служащего;
6.2.3 профессиональные знания, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
6.2.4 знание основ работы с документами, правил и норм делового общения;
6.2.5. знание основ планирования и рациональной организации рабочего времени;
6.2.6 навыки владения современными средствами, методами и технологиями работы с информацией, коммуникабельность.
6.3. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий.
6.3.1. К должностям муниципальной службы предъявляются следующие квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий:
а) знание правовых основ в области информационно-коммуникационных технологий, а также в области предоставления муниципальных услуг населению и организациям посредством применения информационно-телекоммуникационных технологий;
б) знание возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий в органе местного самоуправления, включая использование возможностей межведомственного документооборота;
в) знание общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности;
г) навыки работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера;
д) навыки работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью "Интернет";
е) навыки работы в операционной системе;
ж) навыки управления электронной почтой;
з) навыки работы в текстовом редакторе;
и) навыки работы с электронными таблицами;
к) навыки подготовки презентаций;
л) навыки использования графических объектов в электронных документах;
м) навыки работы с базами данных.
6.3.2. К должностям муниципальной службы, в должностные обязанности которых входят вопросы внедрения в деятельность органов местного самоуправления информационно-коммуникационных технологий, вопросы информатизации, функции по созданию, развитию и администрированию информационных систем в органе местного самоуправления, а также к муниципальным служащим, являющимся пользователями программных продуктов, которые обеспечивают автоматизацию функций, возложенных на органы местного самоуправления, предъявляются следующие квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий:
а) знание систем взаимодействия с гражданами и организациями;
б) знание учетных систем, обеспечивающих поддержку выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления основных задач и функций;
в) знание систем межведомственного взаимодействия;
г) знание систем управления государственными и муниципальными информационными ресурсами;
д) знание информационно-аналитических систем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ данных;
е) знание систем управления электронными архивами;
ж) знание систем информационной безопасности;
з) знание систем управления эксплуатацией;
и) знание аппаратного и программного обеспечения;
к) навыки работы с системами взаимодействия с гражданами и организациями;
л) навыки работы с системами межведомственного взаимодействия;
м) навыки работы с системами управления государственными и муниципальными информационными ресурсами;
н) навыки работы с информационно-аналитическими системами, обеспечивающими сбор, обработку, хранение и анализ данных;
о) навыки работы с системами управления электронными архивами;
п) навыки работы с системами информационной безопасности;
р) навыки работы с системами управления эксплуатацией.
Должности муниципальной службы, предусмотренные настоящим подпунктом, определяются представителем нанимателя (работодателем) с учетом функциональных обязанностей муниципальных служащих, связанных с разработкой, внедрением и использованием различных программных продуктов, а также с их техническим обеспечением и развитием.

11.11.2013 15:54 Глава 2. Должности муниципальной службы.

1. Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

2. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

3. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Статья 7. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации

1. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

2. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Статья 8. Классификация должностей муниципальной службы

1. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

2. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы

1. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

3. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Статья 9.1. Классные чины муниципальных служащих

1. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

2. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» введен новый подход к установлению квалификационных требований к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим. Данные требования устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Кроме того, должностной инструкцией муниципального служащего может быть установлено требование к наличию образования по конкретной специальности, направлению подготовки.

В целях оказания методического содействия органам местного самоуправления в создании и обеспечении функционирования на муниципальной службе эффективной системы квалификационных требований Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям.

Методические рекомендации содержат набор мер по определению областей и видов профессиональной служебной деятельности, включенных в Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности (далее – Перечень), а также по внесению изменений в должностные инструкции муниципальных служащих, направленные на уточнение и детализацию квалификационных требований, наиболее часто встречающиеся из которых включены в Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (далее – Справочник).

Перечень и Справочник сформированы Минтрудом России по итогам обобщения предложений субъектов Российской Федерации и их обсуждения с соответствующими референтными группами (представители государственных органов, органов местного самоуправления, эксперты по вопросам государственного и муниципального управления) в период разработки данного Федерального закона.

  • типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определяемых законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы;
  • квалификационных требований, необходимых для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаемых в муниципальных правовых актах и в должностных инструкциях муниципальных служащих.

Использование Справочника государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления позволит:

  • реализовать единые подходы к установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы;
  • скоординировать деятельность субъекта Российской Федерации по разработке типовых квалификационных требований и кадровую работу органов местного самоуправления, связанную с их использованием;
  • повысить качество отбора кадров для замещения должностей муниципальной службы при проведении конкурсов и назначении без конкурса, оценки уровня квалификации муниципальных служащих в ходе аттестации и иных процедур, организации их профессионального развития, формирования кадрового резерва и реализации других кадровых технологий.

Эффективность исполнения муниципальных функций, качество и доступность оказываемых муниципальных услуг зависит от способностей муниципальных служащих профессионально исполнять свои должностные обязанности, что определяется успешностью обучения, опытом работы, уровнем знаний и умений. Повышение профессионализма муниципальных служащих повлечет повышение качества функционирования местного самоуправления, что в итоге положительно отразится на качестве жизни граждан Российской Федерации.

от 2 ноября 2015 года

По установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки на соответствие указанным требованиям

Введение

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации пунктов 2 и 6 Комплекса мер, направленных на повышение престижа муниципальной службы и авторитета муниципальных служащих в 2015 году, утвержденного приказом Минтруда России от 25 февраля 2015 года N 114, осуществляется деятельность по оказанию методического содействия в совершенствовании квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы в Российской Федерации (далее - претенденты) и муниципальным служащим (далее - квалификационные требования) и внедрении органами местного самоуправления технологий отбора и оценки на соответствие указанных лиц квалификационным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) муниципальная служба в Российской Федерации (далее - муниципальная служба) представляет собой профессиональную деятельность граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации (далее - граждан), которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Специфика профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления, аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) и лиц, замещающих муниципальные должности, предполагает формирование квалифицированного кадрового состава на муниципальной службе.

Для привлечения на муниципальную службу компетентных граждан, качественного отбора профессионалов и обеспечения их должностного роста необходимо разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии систему квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, включающую детализированные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В целях создания и обеспечения функционирования на муниципальной службе эффективной системы квалификационных требований Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены настоящие Методические рекомендации по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки указанным требованиям (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации направлены на практическое обеспечение принципа взаимосвязи государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы через единство основных квалификационных требований, предусмотренного положениями пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 25-ФЗ. В этой связи данные рекомендации в значительной степени основываются на подходах, содержащихся в Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (Версия 2.0), опубликованном на официальном сайте Минтруда России (http//www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/9) (далее - также Методический инструментарий).

По итогам обобщения информации, представленной высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минтрудом России сформирован Перечень направлений профессиональной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности, и специализаций по указанным направлениям профессиональной деятельности (далее - Перечень), размещенный на официальном сайте Минтруда России.

Применение Методических рекомендаций позволит организовать целенаправленную и эффективную работу по установлению органами местного самоуправления квалификационных требований, разработанных в соответствии с Перечнем, и в дальнейшем сформировать Справочник типовых квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим (далее - Справочник), который будет ориентиром для формулирования в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления и муниципальных правовых актах - квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Использование Справочника государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления позволит:

- реализовать единые подходы к установлению квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и муниципальной службы;

- скоординировать деятельность субъектов Российской Федерации по разработке типовых квалификационных требований и кадровую работу органов местного самоуправления, связанных с их использованием;

- повысить качество отбора кадров для замещения должностей муниципальной службы, оценки уровня квалификации муниципальных служащих, организации их профессионального развития, формирования кадрового резерва и других кадровых технологий.

При этом соблюдение унифицированного подхода по установлению квалификационных требований к претендентам и муниципальным служащим создаст возможности для мобильности кадров на муниципальной службе и расширит перспективы должностного роста муниципальных служащих.

1. Правовые и методологические основы Методических рекомендаций по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки данных лиц указанным требованиям

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон N 25-ФЗ и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом N 25-ФЗ.

Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе положений следующих нормативных правовых актов:

Кроме того, в целях подготовки настоящих Методических рекомендаций были проанализированы положения законов субъектов Российской Федерации о типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы, а также муниципальных правовых актов, устанавливающих квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими.

Методологическую основу настоящих Методических рекомендаций составляют разработанные Минтрудом России в 2013-2015 годах и размещенные на официальном сайте Министерства следующие методические инструментарии:

- Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (Версия 2.0);

- Методический инструментарий по планированию найма и организации отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 2.0) (далее - Методический инструментарий по отбору);

- Методический инструментарий по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (включая общественную оценку).

Применение Методических рекомендаций позволяет более эффективно реализовать на практике принцип профессионализма и компетентности муниципальной службы, установленный пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 25-ФЗ.

2. Система квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим и ее функционирование

Согласно положениям части 1 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы предъявляются к:

- уровню профессионального образования;

- стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности;

- профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

На основе подходов, содержащихся в Методическом инструментарии, Минтрудом России предлагается внедрение на муниципальной службе детализированных квалификационных требований, условно подразделяющихся на базовые и функциональные квалификационные требования.

Базовые квалификационные требования - квалификационные требования для замещения должности муниципальной службы, соответствие которым необходимо для исполнения должностных обязанностей вне зависимости от направлений профессиональной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности, и специализаций по указанным направлениям профессиональной деятельности (далее - направления деятельности и специализации по направлениям деятельности).

Функциональные квалификационные требования - квалификационные требования для замещения должности муниципальной службы, соответствие которым необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению или направлениям деятельности, а также специализации или специализациям по направлению или направлениям деятельности.

Исходя из положений части 2 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ, квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определенных законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (далее - типовые квалификационные требования).

В этой связи в законе субъекта Российской Федерации о типовых квалификационных требованиях рекомендуется разделить квалификационные требования на типовые базовые квалификационные требования и типовые функциональные квалификационные требования.

Типовые базовые квалификационные требования включают:

1. требования к уровню профессионального образования;

2. требования к знаниям и навыкам:

для замещения должностей всех групп:

- требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);

- требования к навыкам работы на компьютере, в том числе в сети "Интернет" и информационно-правовых системах;

для замещения должностей высшей, главной и ведущей групп требования к навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, замещающими должности высшей, главной и ведущей групп должностей:

- навыки руководства, эффективного планирования работы и контроля за ее выполнением;

- навыки оперативного принятия и реализации управленческих решений;

- навыки ведения деловых переговоров с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

В свою очередь типовые функциональные квалификационные требования включают:

- требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки;

- требования к профессиональным знаниям, содержащие требования к знанию законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов и к иным узкоспециализированным профессиональным знаниям, а также требования к профессиональным навыкам, связанным с направлением или направлениями деятельности и специализацией или специализациями по направлению или направлениям деятельности.

Типовые функциональные квалификационные требования согласно взаимосвязанным положениям статьи 8 и части 2 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ рекомендуется устанавливать в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы по группам с учетом направлений деятельности и специализаций по направлению деятельности. Соответственно квалификационные требования, установленные муниципальным правовым актом и включаемые в должностные инструкции муниципальных служащих, должны быть составлены с учетом направлений их деятельности. При составлении типовых функциональных квалификационных требований Минтруд России рекомендует руководствоваться направлениями деятельности и специализациями по направлениям деятельности с учетом видов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, содержащихся в Перечне.

При этом предполагается, что типовые базовые квалификационные требования, а также требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки (далее - стаж) в части его продолжительности должны носить универсальный характер и после их утверждения законом субъекта Российской Федерации единообразно применяться органами местного самоуправления посредством включения в муниципальный правовой акт и должностные инструкции муниципальных служащих.

Типовые функциональные квалификационные требования, напротив, в законе субъекта Российской Федерации рекомендуется формулировать по всем направлениям деятельности, реализуемым в органах местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, с учетом их полномочий, в виде обобщенного перечня.

В процессе составления соответствующего проекта муниципального правового акта осуществляется выбор из указанного обобщенного перечня тех функциональных квалификационных требований, которые применимы в данном органе местного самоуправления в рамках профессиональной деятельности муниципальных служащих, то есть исходя из реализуемых муниципальными служащими направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности.

Одновременно Минтруд России обращает внимание, что квалификационные требования и должностные инструкции муниципальных служащих, в которые они включены, необходимо поддерживать в актуальном состоянии и вносить соответствующие корректировки, например, в случае изменения организационной структуры органа местного самоуправления или изменения распределения полномочий между муниципальными служащими.

Внесение обновлений в Справочник и Перечень будет осуществлено Минтрудом России в случае, если изменения муниципального правового акта вызваны соответствующими корректировками типовых квалификационных требований и отражают существенные преобразования в полномочиях и структуре органов местного самоуправления. Представление в Минтруд России данных сведений и обоснование внесенных изменений осуществляет уполномоченный на разработку типовых квалификационных требований государственный орган субъекта Российской Федерации (уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Формирование типовых функциональных квалификационных требований предполагает следующие этапы:

- определяется уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Таким органом может являться структурное подразделение Администрации (Правительства) субъекта Российской Федерации либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой;

- кадровые службы органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа субъекта Российской Федерации определяют направления деятельности и специализации по направлениям деятельности в соответствии с Перечнем и формулируют знания и навыки необходимые для исполнения должностных обязанностей, в рамках соответствующего направления деятельности (далее - знания и навыки) с учетом осуществляемых полномочий, специальности (направления подготовки) профессионального образования, необходимого для установления соответствия стажа;

- уполномоченный орган субъекта Российской Федерации обобщает и систематизирует представленную органами местного самоуправления информацию о знаниях и навыках, анализирует ее на отсутствие дублирования и формирует проект типовых квалификационных требований, которые предполагаются к применению во всех органах местного самоуправления;

- типовые квалификационные требования утверждаются законом субъекта Российской Федерации, положениями которого органы местного самоуправления руководствуются для разработки и принятия собственных нормативных правовых актов, устанавливающих квалификационные требования;

- органы местного самоуправления включают в должностные инструкции муниципальных служащих квалификационные требования, установленные муниципальным правовым актом.

Читайте также: