Какие новые профессии появились благодаря изобретению цифровых носителей информации

Опубликовано: 02.10.2024

IT-профессии в России уже не один год пользуются популярностью среди молодых людей. Разработчики, аналитики, тестировщики, программисты — это лишь часть специалистов, за которыми ежедневно охотятся отечественные IT-компании. За кем будут охотиться лет через пять?

Инновации всё чаще зарождаются на стыке нескольких отраслей. В результате специалист новой эпохи должен быть хорошо подкован в своей профильной дисциплине, а также разбираться в смежных областях. Эксперты считают, что уже через пять лет на стыке с IT возникнут новые специальности, которые и сформируют цифровое будущее.

Недавно Агентство стратегических инициатив совместно с Московской школой управления «Сколково» выпустили очередную версию «Атласа новых профессий». Так, по мнению авторов, совсем скоро в IT-сфере будут востребованы архитекторы виртуальности, дизайнеры виртуальных миров, сетевые юристы, IT-проповедники (евангелисты) и даже цифровые лингвисты. Фантастика?


Якоб Йорданс. «Евангелисты». В древности евангелистами назывались проповедники христианства. В современном мире IT-евангелисты несут в массы знания о технологиях и продуктах своей компании.

Как бы не так. Если разобраться детально, уже сейчас мы видим представителей этих профессий.

Архитектор виртуальности — это специалист по проектированию решений, позволяющих работать, учиться и отдыхать в виртуальной реальности. Это всё кажется знакомым — кто из нас ещё не попробовал онлайн-курсы или вебинары? Особенность решений будущего будет заключаться в персонализации. Например, будут учитываться био- и психопараметры пользователя.

Сетевой юрист — специалист, занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы правовой защиты человека и собственности в Интернете. Актуальная профессия в эпоху стирания границ авторского права.

IT-проповедник (IT-евангелист). Это специалист по коммуникации с конечными пользователями IT-продуктов, которые консервативно настроены по отношению к передовым технологиям. Кроме того, именно IT-проповедник будет сокращать цифровой разрыв среди населения. Сегодня этим занимаются волонтеры в специальных центрах — объясняют азы компьютерной грамотности пожилым людям, например. Но опыт таких организаций говорит о необходимости участия профессионалов: на деле работа с людьми требует особых компетенций.

Цифровой лингвист. Это специалист, который поможет выстроить общение между человеком и компьютером на естественном языке без потери смысла, обработать текстовую информацию и не потеряться в информационном потоке.

Итак, тенденция на кросс-отраслевых специалистов очевидна. Вопрос в том, где же будет кузница кадров будущего? Мы задали этот вопрос одному из экспертов научно-инновационной области.

Вышеперечисленные профессии имеют очень хорошие перспективы в ближайшие 10 лет. Потребность в специалистах этих направлений с каждым годом будет только расти. Дело в том, что все четыре профессии из области сервиса, а спрос на услуги в разы больше, чем на разработку. Приложение создаётся один раз, а обслуживать и «затачивать» их под интересы клиента необходимо непрерывно. Данные профессии более чем жизнеспособны, так как связаны не столько с корпоративными нуждами, сколько с потребностями частных лиц. Как показывает практика, в условиях кризисов частный сектор, как заказчик услуг, более стабилен, чем корпоративный. Он меньше подвержен сокращению объемов спроса, и само падение спроса происходит не в режиме обвала. Думаю, в ближайшие год-два спрос на эти профессии сформируется более чётко, и возникнет необходимость разработки новых специальностей и соответствующих учебных программ для подготовки специалистов в данных направлениях. Во всяком случае, мы внимательно следим за тенденциями и уже ведём предварительные подготовительные работы. Конечно, пока рано говорить о том, что абитуриенты уже сегодня будут высказывать свои пожелания учиться вышеназванным профессиям. Но среди бакалавров и магистров проскальзывает интерес к подобным тематикам.

Новые позиции — новые требования. По мнению директора по персоналу Дневник.ру Леонида Бранского, наиболее ценными для профессий будущего будет системное мышление, знание нескольких языков, понимание нескольких культур, навыки работы с людьми и образное мышление. Кроме того, популярна будет проектная деятельность, для которой важно обладать управленческими качествами.

Завершая краткий обзор IT-профессий будущего, напоминаем, что IT-индустрия в России и мире развивается очень динамично. Если завтра ваш знакомый устроится на работу проповедовать IT-сферу, не удивляйтесь. Будущее уже наступило.

11 мая 2015, 12:30
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: РБК Тренды

Затрагивая все области — от сельского хозяйства, банковского и государственного секторов до сферы услуг, образования и медицины, — процесс внедрения «умных» технологий и решений способствует, с одной стороны, спросу на работников с новыми навыками и, с другой, исчезновению массы рабочих мест.

По данным доклада Jobs of Tomorrow, опубликованного Всемирным экономическим форумом в январе 2020 года, уже к 2022 году цифровизация и автоматизация процессов могут оставить без работы около 75 млн человек во всем мире.

Профессии в зоне риска:

бухгалтеры, нотариусы, кассиры, курьеры, охранники, водители, секретари, фасовщики, сметчики, смотрители в музеях, расшифровщики, турагенты, риелторы, операторы call-центров, некоторые банковские работники, а также занятые на низовых позициях в добывающей и обрабатывающей промышленности, в продуктовом ретейле.

Человека из этих сфер уже сегодня вытесняют развитие роботизированных комплексов, технологий, сервисов и платформ.

Подстраиваться под новые тенденции, вопреки распространенному заблуждению об обратном, придется и представителям многих творческих специальностей: журналистам и копирайтерам (за которых уже в ряде случаев пишут боты), переводчикам, актерам (из-за развития 3D-графики), литературным редакторам, корректорам и монтажерам.

Исчезнуть могут профессии, которые появились не так давно и многим до сих пор кажутся востребованными: это касается, например, верстальщиков сайтов.

Фото:из личного архива

Нужно ли нам готовиться к безработному будущему?

Евгений Виноградов, замруководителя проекта «Атлас новых профессий», кандидат физико-математических наук:

В одних отраслях наступающая цифровизация может изменить только структуру занятости, в других — создать много новых мест, в третьих, напротив, существенно уменьшить их количество. Но так или иначе она затронет практически все профессии. Это произойдет из-за развития таких технологий, как:

  • искусственный интеллект,
  • большие данные,
  • виртуальная и дополненная реальность.

Способность работать с ними становится базовой грамотностью для профессионалов из самых разных отраслей.

Вот примеры профессий, востребованных в будущем в условиях цифровой трансформации.

Кто: ИТ-медик.

Что делает: разрабатывает базы физиологических данных, управляет ими, создает ПО для лечебного и диагностического оборудования.

Данные в медицине — это бесценный источник будущего долголетия и хорошего здоровья. Здесь стоит говорить о макроданных (например, о том, в каких популяциях и на каких территориях есть склонность к определенному заболеванию) и микроданных (в первую очередь, об исследовании генома и клеточных механизмов). Нужны новые удобные базы и автоматические инструменты их анализа, помогающие поставить диагноз и подобрать лечение.

Кто: архитектор виртуальности.

Что делает: проектирует решения для работы, учебы и отдыха в виртуальной реальности. Разрабатывает софт и оборудование с учетом биологических и психологических параметров пользователя.

Сейчас виртуальная реальность — скорее забавная игрушка, но совсем скоро она повлияет на бизнес-процессы и экономику не меньше, чем в свое время смартфоны. Очередной скачок помимо сферы развлечений ожидает онлайн-торговлю: с помощью технологий виртуальной реальности можно будет сэкономить на аренде помещений. Медиа и туризм изменятся с еще большей скоростью.

Кто: дизайнер киберфизических систем.

Что делает: проектирует киберфизические системы под конкретную задачу. Пользуется искусственными помощниками и консультируется с физиками и металлургами, создавая модель системы в виртуальной реальности.

Киберфизические системы, или CPS, — это краеугольный камень автоматических фабрик Индустрии 4.0. Они объединяют физические объекты, датчики и искусственный интеллект. В отличие от современных роботов, такие системы способны самостоятельно корректировать свое поведение и коммуницировать с другими механизмами ради выполнения задачи. По сути, это промышленный интернет вещей, который резко увеличит возможности производства.

Кто: аналитик кибербезопасности в финансовом секторе.

Что делает: занимается кибербезопасностью, отлично понимает риски, связанные с автоматизацией управления личными финансами, межмашинными транзакциями и облачными решениями, умеет находить уязвимости в смарт-контрактах.

Фото: DenPhotos / Shutterstock

Кибербезопасность становится альфой и омегой нового мира. Одно дело, если злоумышленник прочитает переписку или украдет деньги, и совсем другое, если перехватит управление беспилотным пассажирским самолетом, уронит акции нефтяного гиганта или удалит информацию по вакцине, разрабатываемой для остановки пандемии. Первый вопрос, который должен возникать перед человеком, задумавшим цифровую трансформацию, — как он собирается обеспечить безопасность предприятия.

Компании в разных сферах уже сейчас ощущают необходимость в профессионалах, обладающих цифровыми навыками и умеющих работать в условиях глубинных изменений процессов, технологий и продуктов.

Но спрос на таких специалистов значительно превышает предложение.

По мере перехода к инновационной экономике страны сталкиваются с одной из главных проблем на рынке труда — невозможностью найти достаточное количество кадров с нужной квалификацией, говорится в докладе BCG, «Росатома» и WorldSkills. А по оценкам аналитиков Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), потребность в высококвалифицированных кадрах в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) к 2024 году достигнет 290–300 тыс. человек в год. При этом согласно нацпроектам, к этому же году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%.

Фото: RossHelen / Shutterstock

Кто возьмет на себя эту задачу? Где искать компетентных специалистов?

1. На уровне школы

За рубежом ИТ-компании иногда привлекают способных школьников выпускных классов, обучая их всему уже внутри корпорации. В России государство и бизнес также стараются развивать необходимые навыки еще со школьной скамьи: в рамках нацпроектов открываются ИT-кубы (центры цифрового образования), ИТ-классы, создаются детские и подростковые курсы по программированию и робототехнике, организуются специализированные соревнования. Однако только на этом этапе задача полностью не решается.

2. На уровне вуза

ИТ-специалистов готовят и многие университеты. Но, как ранее заявлял РБК руководитель образовательных сервисов «Яндекса» Илья Залесский, пока они не могут в полном объеме удовлетворять потребности цифровой экономики. Основная проблема — устаревшие программы, отсутствие среди преподавателей практикующих специалистов и недостаток практических проектов. На данный момент, добавляют в PwC, наиболее подготовленными к реальным задачам на работе считаются выпускники МГУ им. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, СПбГУ, ИТМО и МФТИ.

Фото:Thomas Peter / Reuters

Для подготовки квалифицированных кадров и упрощения поиска талантов среди студентов вузы и ИТ-компании открывают совместные кафедры, курсы и лаборатории.

«Среди наших партнеров — «Яндекс», Сбербанк, Mail.ru Group, «МегаФон», Райффайзенбанк, Huawei, «Акронис», 1С, ByteDance и многие другие, — говорит проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ Алексей Малеев. — Так, совместно с Mail.ru Group была запущена программа «Технотрек». Потом мы запустили программу с Huawei по компьютерному зрению, компания поддерживает студентов стипендиями».

Также помогает организация хакатонов (командных соревнований разработчиков), конкурсов для студентов, «воркшопов».

Как заявляет руководитель направления по цифровому производству Prof-IT Group Аркадий Дильман, на базе учебных заведений можно также создавать хабы по определенным группам технологий. За рубежом работа в этой области активно ведется: так, в Германии, например, на базе Рейнско-Вестфальского технического университета в Аахене открыт European 4.0 Transformation Center, в котором ведутся разработки программ цифровой трансформации бизнеса для многих индустриальных компаний. В Кайзерслаутерне на базе местного университета создали фабрику по разработке и производству элементной базы для современных технологических производств. Похожий проект, Arena 2036, развивается Штутгартским университетом.

Фото:CHAINFOTO24 / Shutterstock, Emily Ranquist / Pexels

3. На уровне найма кандидатов с новыми навыками

Что делать выпускникам, чьи знания устаревают сразу после получения диплома? Что, если первое образование было навязано родственниками или неоправдавшимися стереотипами? Что, если некогда успешный специалист остается без работы и долго не может найти новую? В этих вопросах помогает дополнительное образование. Его предлагают как вузы, так и частные компании в классическом и дистанционном режиме. Последний сейчас крайне популярен: по оценкам ИТ-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket, российский рынок онлайн-образования переживает резкий рост и к концу 2023 года может превысить 60 млрд руб.

«В условиях очень быстрого развития технологий главным качеством становится умение подстраиваться под постоянно меняющиеся условия. У ведущих российских университетов это неплохо получается, но потребности рынка еще больше их возможностей. Поэтому так активно и развиваются онлайн-курсы и образовательные платформы», — добавляет Алексей Малеев.

Популярности образовательным онлайн-ресурсам добавила пандемия COVID-19 с последовавшей самоизоляцией миллионов россиян. Кто-то потерял работу вовсе, другие переосмысливают свою карьеру и начинают больше задумываться о самообразовании или смене специальности.


Сейчас EdTech-проекты предлагают множество учебных программ, позволяющих освоить новую «цифровую» профессию, не поступая в классический университет. Среди учащихся таких сервисов — офисные сотрудники, менеджеры по продажам, водители и многие другие работники, осознавшие, что в скором времени могут стать невостребованными.

  • 57% опрошенных руководителей международных компаний считают, что в рамках существующей системы образования новые работники не получают необходимой подготовки. В 2017 году число таких респондентов составляло 35%.
  • В этой ситуации главам компаний придется решать самостоятельно, нанимать ли новых сотрудников или обучать существующий персонал.

Источник: опрос Deloitte, 2019 год.

Какие компетенции нужны сейчас для реализации цифровой трансформации?

Анна Козлова, руководитель Учебного центра SAP:

Успешность цифровой трансформации напрямую зависит от цифровой зрелости команды, ее знаний и навыков.

Главные области, в которых нужно наращивать компетенции:

  • Аналитика: анализ больших данных, моделирование и прогнозная аналитика, визуализация;
  • Бизнес: цифровая стратегия, управление бизнес-изменениями, инновационные бизнес-модели;
  • Технологии: кибербезопасность, облачные технологии, проектирование и разработка мобильных приложений, роботизация процессов (RPA), интернет вещей (IoT), веб-разработка;
  • Архитектура: корпоративная архитектура, архитектура больших данных и IoT;
  • Приложения: создание цифрового ядра, сотрудничество с поставщиками, управление цепочками поставок, цифровой HR и опыт сотрудника, цифровой маркетинг — взаимодействие с клиентами и клиентский опыт (Customer Experience, CX).

Не цифрой единой

Однако всегда нужно помнить о том, что бизнес, госсервисы и наша повседневная жизнь трансформируются очень быстро. От развития конкретных технических навыков нужно переходить к умению постоянно переучиваться, приспосабливаться к обстоятельствам, управлять собой в стрессовых ситуациях, а также развивать критическое мышление, эмоциональный и социальный интеллект.

Ситуация с пандемией коронавируса, в которой мы все оказались, показала, что есть навыки, которые во время кризиса могут неожиданно выйти на первый план. В этот раз в фокусе среди прочих оказались психологические навыки, а также умение выстраивать дистанционную работу и дистанционный менеджмент. Бизнес оказался очень зависим от сотрудников, которые могут быстро перестроиться на такой формат работы, реализовать управление коллег на «удаленке», обеспечить им поддержку в период изоляции, смены режима и общей паники.

Фото: Anna Shvets / Pexels

После этого кризиса многие крупные российские компании, с недоверием относившиеся к облачным технологиям, поймут, что нельзя удержаться на плаву без них. Если твои сотрудники могут по звонку собрать вещи, покинуть офис и расположиться дома, работая так же эффективно во всех системах, без проволочек и проблем с подключением, это — весомое конкурентное преимущество. В ближайшее время люди, умеющие работать в облачных системах и отвечающие за создание подобных инфраструктур, будут так же востребованы, как специалисты на стыке ИТ и медицины.


Повысится спрос на профессионалов в области кибербезопасности, особенно тех, кто специализируется на решениях для удаленного режима работы. Большие данные станут интересны не только с точки зрения анализа, но и перераспределения потоков и предиктивной работы в рамках кризиса, например, в ситуации обеспечения тяжелых больных койко-местами. Пример Италии здесь не очень положительный, но, к большому сожалению, крайне показательный.

Государство и компании после этих событий совершенно точно начнут перестраховываться, поэтому спрос на таких профессионалов будет длительным. Ведь цифровые компетенции — это не просто навык использования диджитал-инструментов, это, скорее, способность создавать новые бизнес-модели, изменять бизнес-процессы и продукты компании.

Умение учиться — центральный навык человека будущего

В ситуации, когда мир меняется настолько стремительно, что можно оказаться невостребованным еще на этапе обучения, казалось бы, востребованной профессии, на центральный план выходит самообразование и умение постоянно осваивать новые навыки. Как говорил китайский инвестор Ли Кайфу, сначала людей будет раздражать необходимость переобучаться, но уже через несколько десятилетий они будут благодарить технологии, которые освободили их от скучного, однообразного труда.

Фото:Bloomberg

Цифровая трансформация так или иначе призвана облегчить и улучшить нашу жизнь, и если в будущем роботы и отнимут у нас рутинный труд, у людей появится возможность заняться более важными, глобальными задачами и использовать возможности, отличающие нас от машин: творчество, креативность и сопереживание.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные о занятости в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ, рассчитанные по методологии ОЭСР.

Для характеристики кадров цифровой экономики традиционно применяется показатель численности специалистов по ИКТ 1 . В ситуации трансформации экономики под влиянием ИКТ навыки работы с ними требуются не только профильным специалистам, но и другим категориям сотрудников. С целью измерения влияния цифровизации на трудовую деятельность в данном исследовании оценена численность занятых в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ (“ICT task-intensive occupations”), по методологии ОЭСР.

ОЭСР относит к профессиям, связанным с интенсивным использованием ИКТ, группу занятий, которые с высокой вероятностью требуют выполнения задач с помощью ИКТ (от простой работы в интернете, с текстами и таблицами до программирования). Помимо непосредственно специалистов по ИКТ в эту группу входят руководители и высококвалифицированные специалисты в области финансово-экономической и административной деятельности, сбыта, маркетинга, развития, социальных услуг, а также физики и химики, архитекторы, проектировщики, топографы и дизайнеры, профессорско-преподавательский персонал организаций высшего образования.

По нашим оценкам, общая численность занятых по профессиям, связанным с интенсивным использованием ИКТ, в России превышает 8 млн человек (табл. 1) 2 .

Табл. 1. Занятые в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ: 2018 3

Занятые в ИКТ-интенсивных профессиях, всего

8045,4

100,0

Специалисты по ИКТ, всего

1779,0

22,1

Руководители служб и подразделений в сфере ИКТ

Разработчики и аналитики программного обеспечения
и приложений

Специалисты по базам данных и сетям

Специалисты-техники по эксплуатации ИКТ и по поддержке
пользователей ИКТ

Специалисты-техники по телекоммуникациям и радиовещанию

Монтажники и ремонтники электронного и телекоммуникационного
оборудования

Другие профессии, всего

6266,4

77,9

Управляющие финансово-экономической и административной
деятельностью

Руководители служб по сбыту, маркетингу и развитию

Руководители служб в сфере социальных услуг

Физики, химики и специалисты родственных занятий

Архитекторы, проектировщики, топографы и дизайнеры

Профессорско-преподавательский персонал университетов
и других организаций высшего образования

Специалисты по финансовой деятельности

Специалисты в области администрирования

Специалисты по сбыту и маркетингу продукции и услуг
и связям с общественностью

Доля занятых в профессиях с интенсивным использованием ИКТ в среднем по стране составляет 11% от общей численности занятых; показатель существенно варьирует в отраслевом разрезе (рис. 1). Максимальные его значения характерны для сферы информации и связи (почти 51%); финансовой и страховой (42%), профессиональной, научной и технической деятельности (36%). Наименьшая величина показателя — в сельском хозяйстве (менее 3%). При этом специалисты по ИКТ составляют бо́льшую часть занятых в ИКТ-интенсивных профессиях только в таких видах деятельности, как обеспечение электрической энергией, газом и паром; деятельность в области информации и связи; предоставление прочих услуг.

Рис. 1. Занятые в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ, по видам экономической деятельности 4 : 2018
(в % от общей численности занятых по виду экономической деятельности)


В зарубежных странах доли занятых в ИКТ-интенсивных профессиях составляют от 5 до 22% (рис. 2). Наибольшие значения показателя — в Люксембурге (22%), США (18%) и Великобритании (17%); минимальные — в Италии, Словакии, Греции (по 7%) и Турции (5%). Показатель по России сопоставим со средней по Евросоюзу.

Рис. 2. Занятые в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ,
по странам: 2018* (в % от общей численности занятых)


* Или ближайшие годы, по которым имеются данные

В рассмотренных странах специалисты по ИКТ составляют от 1 до 7% от общей численности занятых в экономике, а других ИКТ-интенсивных профессий — от 4 до 17%. Доля специалистов по ИКТ в общей численности работающих в ИКТ-интенсивных профессиях варьирует от 17% в Литве до 43% в Финляндии.

Источники:

Расчеты по данным Росстата и ОЭСР; результаты проекта «Подготовка методических и информационно-аналитических материалов по индикаторам цифровой экономики» тематического плана научно-исследовательских работ НИУ ВШЭ.

Такие привычные профессии, как дизайнеры, экологи, бухгалтеры, финансисты, полицейские, маркетологи, экономисты, косметологи, техники, аудиторы, юристы, медсестры, уже к 2025 году перестанут существовать в привычном формате и значительно трансформируются, став более технологичными.


В то же время эксперты говорят о профессиях будущего, которым пока не учат ни в одном вузе, но уже в ближайшие годы они будут очень востребованы. Например, по данным опроса HeadHunter, среди специальностей, которые станут привычными через десять лет, архитектор виртуальной реальности, менеджер космического туризма, специалист по медицинской робототехнике и др.

Останутся востребованными специалисты, на которых и сейчас большой спрос: архитекторы информационных систем, бизнес-аналитики, HR-специалисты, разработчики мобильных приложений, инженеры различного профиля, аналитики, программисты, менеджеры проектов, разработчики игр, специалисты Big data, тестировщики и пр.

Квалифицированных ИТ-специалистов в России не хватает. По оценкам Минцифры, дефицит в различных сферах информационных технологий составляет от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Эта проблема решается на государственном уровне. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» предусматривает, что к 2024 году прием в вузы на IТ и математические специальности будет увеличен до 120 тысяч абитуриентов в год. Свыше 800 тысяч выпускников системы профобразования будут владеть ключевыми компетенциями цифровой экономики на среднемировом уровне.

Также предполагается, что более 1 миллиона специалистов пройдут переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках программ дополнительного образования, а 40 процентов россиян повысят уровень владения цифровыми навыками и компетенциями цифровой экономики.

Пока, по оценкам НИУ ВШЭ, в России уровень владения цифровыми навыками заметно ниже по сравнению с показателями большинства европейских стран. У 55 процентов уровень базовый или низкий. Причем речь идет не о специфических навыках, необходимых, например, аналитику данных или тестировщику, а о базовых вещах, которые традиционно ассоциируются с офисной работой: использование электронной почты, текстового редактора, работа с электронными таблицами, создание презентаций. Такие действия, как установка/настройка программного обеспечения, передача файлов между устройствами, россияне выполняют значительно реже, чем европейцы.

Особенно низкий уровень владения цифровыми навыками, как отмечают в НИУ ВШЭ, наблюдается у людей старше 45 лет. Эксперты объясняют это отчасти тем, что, завершив свое обучение более 20 лет назад, люди средних и старших возрастов не могли освоить соответствующие компетенции, т.к. в то время их просто не существовало. Нынешние старшеклассники и студенты используют компьютеры и программное обеспечение для подготовки индивидуальных проектов, написания письменных работ и презентации полученных результатов, а также проводят много времени за общением онлайн.


Другое исследование, проведенное Аналитическим центром НАФИ, показало, что половина россиян не могут продвинуться по карьерной лестнице из-за низкого уровня цифровых компетенций. В целом 51 процентов работающих считают, что смогли бы перейти на более высокую позицию или найти более привлекательную работу, если бы они лучше знали информационные технологии. Среди молодых людей (18-24) таких больше, почти 60 процентов.

Авторы исследования отмечают, что многие россияне не успевают получать необходимые знания об информационных технологиях и из-за этого опасаются потерять конкурентоспособность на рынке труда. При этом представители молодого поколения, родившиеся в цифровую эпоху, также не обладают развитыми цифровыми навыками «по умолчанию», им также нужно постоянно совершенствовать свои компетенции.

По оценкам BCG, решение проблемы так называемой «квалификационной ямы», когда люди не реализуют свои возможности, или их навыки не полностью соответствуют запросам рынка, сможет обеспечить прирост ВВП на уровне 0,5-2 процента.

Пока, по данным НАФИ, сравнительно небольшая доля россиян идет учиться, чтобы развивать свои цифровые компетенции. Хотя сейчас для этого есть все возможности: широкий выбор платных и бесплатных курсов, государственные программы по повышению уровня цифровой грамотности, совместные инициативы правительства, бизнеса и вузов.

Одна из таких инициатив – образовательная программа «ПРОНАВЫКИ», стартовавшая в апреле. Это совместный социальный проект Microsoft, АНО «Центр развития информационных технологий «ИТ-Планета» и Академии Ворлдскиллс Россия при поддержке Минобрнауки. Принять участие в программе и развить востребованные на рынке цифровые навыки сможет каждый желающий. Обучение будет организовано в онлайн-формате. Организаторы также помогут с последующим трудоустройством.

Как показал глобальный опрос PwC, 77 процентов работников готовы освоить новые компетенции или полностью переквалифицироваться, однако есть различия в доступе к возможностям повышения квалификации. В то время как 46 процентов людей с высшим образованием говорят, что их работодатель предоставляет им достаточно ресурсов для улучшения цифровых навыков, только 28 процентов людей со средним образованием говорят то же самое. Поэтому особенно важны образовательные программы, обеспечивающие равный доступ к знаниям и навыкам для всех – людей разных возрастов, уровня образования и т.д.


Участникам программы доступны бесплатные курсы по наиболее востребованным цифровым навыкам, по итогам которых они получат специальные сертификаты и бесплатные карьерные консультации по поиску работы. К инициативе планируется привлечь компании малого и среднего бизнеса, которые помогут с трудоустройством людей, прошедших обучение. То есть малый и средний бизнес получит возможность привлекать к работе сотрудников с необходимыми знаниями, а участники инициативы смогут претендовать на рабочие места.

Со стороны Министерства науки и высшего образования РФ инициативу сотрудничества сопровождает департамент координации деятельности образовательных организаций, который высоко оценивает потенциал и социальную значимость подобных программ для расширения возможностей самореализации, в том числе для людей с ОВЗ.

Ранее в Минобрнауки отмечали, что для адаптации высшего образования к потребностям экономики и социальной сферы необходимо вносить изменения в образовательные программы, повышать качество преподавания, использовать передовые образовательные технологии и увеличивать практическую составляющую обучения. Университетам совместно с бизнесом необходимо выстраивать цифровые образовательные модули, ведь цифровые навыки сегодня нужны в любой сфере и профессии.


Давайте вернемся в прошлое лет на 20-30 назад. Тогдашнее молодое поколение стремилось получить престижное образование (будущие юристы, врачи и экономисты), чтобы обеспечить себе медленное, но уверенное восхождение наверх. Сейчас многие видят свою деятельность исключительно на фрилансе, где-то на вилле у Индийского океана, со стаканом смузи и золотым MacBook в руках. Поменялись ценности, технологии, столетие. А цифровой мир (и конкретно развитие социальных сетей) принесли новые возможности для самореализации – для гибких, мобильных, креативных людей. Рассмотрим поближе некоторые профессии – многие из них довольно неожиданные.

Специалист по мемам

Коммуникация вышла на новый уровень – от голосовых сообщений до передачи мыслей и эмоций демотиваторами и стикерами. Спрос породил предложение, и на рынке труда появилась профессия специалиста по мемам. Например, коллективный блог dirty.ru несколько лет назад предлагал соискателю место в штате без опыта работы и наличия высшего образования. Из требований – владение Photoshop и знание мемов. Из удобств – удаленный график и официальное трудоустройство. А представители компании Ecos, эстонского разработчика ПО для контроля качества в пищевой промышленности, своим будущим сотрудникам обещал за подобную службу $1750 на старте с возможностью роста до четырех тысяч. Стартапу требовался «ниндзя мемологии», который будет развивать доверенные ему мемы и продвигать проект. Единственное пожелание касаемо образования – четыре класса школы. Из необходимых профессиональных качеств: 10+ лет прокрастинации; 7+ лет опыта в блокчейне и криптовалютах; навык работы в MS Paint, Notepad и проведении стримов на Twitch; опыт просиживания штанов в компании пользователей 9gag, Reddit и 4chan; понимание того, что такое тренды; чувство юмора, здоровые ирония и цинизм; умение отличить смешное от несмешного. Если все-таки появится желание получить профильный диплом, то нью-йоркский колледж «Моллой» ждет на факультете новых медиа. К слову, автором необычной специальности является профессор Джеймс Коэн.

WEB-психолог

Человечеству свойственны определенные модели поведения в различных бытовых ситуациях. Это касается и жизни в Сети: изучая вопрос, маркетологи и дизайнеры объединили знания в отдельную специальность «WEB-психология». Термин, введенный в 2011 г. дизайнером и британским психологом Натали Нахаи, представляет собой эмпирическую науку о том, как онлайн-среда воздействует на мысли и действия. Сегодня при разработке успешного лендинга или портала передовые программисты думают не только о ярком визуальном ряде и эргономичности страниц, но и об эффективных методах воздействия на психологию юзера. Причем уже недостаточно возраста, гендера и геолокации – личные особенности определяют, на что именно человек обращает внимание и какие решения принимает. Немаловажным фактором также является учет влияния социальных норм, моды и тенденций. Изучая психологию поведения целевой аудитории, топовые бренды создают образы, которые обращаются напрямую к покупателю, вызывая узнавание и ощущение персональной близости – взять хотя бы Apple, Old Spice, Coca-Cola и так далее.

Аналитик и консультант по искусственному интеллекту

Шведский ритейлер одежды H&M в январе этого года нанял в свой штат канадца Кристофера Уайли в качестве аналитика и консультанта по искусственному интеллекту. Одной из задач сотрудника стала работа со сведениями о потребителях, продукте и рынках. Данная исследовательская деятельность, по мнению представителей компании, будет способствовать наращиванию онлайн-продаж. Необходимость в вакансии возникла тогда, когда у H&M снизились показатели прибыли, и бренд решил задействовать искусственный интеллект и массовые данные для прогнозирования продаж и минимизации затрат. В свое время Уайли работал над диссертацией в области прогнозирования модных тенденций, сотрудничая с SCL Elections (материнское предприятие Cambridge Analytica). Он создал метод, который собирал приватную информацию в Facebook, чтобы сформировать политический и психологический профиль пользователей. Его исследования показывали, что поклонники американских джинсовых брендов Wrangler, Hollister и Lee Jeans чаще встречаются с сообщениями про Трампа. По его словам, модные бренды, такие как Kenzo или McQ by Alexander McQueen, чаще привлекали избирателей-демократов. Скоро увидим, как потенциал нового сотрудника отразится на популяризации мировой марки, а также интересе к подобной профессии в целом.

SEO-оптимизатор

Согласно исследованиям, интернет-реклама вытесняет телевизионную коммерцию, поэтому прогрессивные топ-менеджеры видят необходимость продвижения своих брендов именно в Сети. В связи с этим появилась необходимость в профессионалах, которые смогут повысить позиции сайта компании в поисковых системах. Именно SEO-оптимизаторы занимаются данной деятельностью: разрабатывают комплексную стратегию раскрутки, собирают аналитику и статистическую отчетность по работе ресурса и так далее. По данным ведущих рекрутинговых компаний, на должность помощника специалиста по продвижению или на вакансию SEO-оптимизатор чаще всего берут кандидата с техническим образованием, а наибольшее предпочтение отдают людям из сферы IT.

Разработчик мобильных приложений

Нынче с помощью смартфонов можно работать, делать покупки и развлекаться. Поэтому разработчики мобильных приложений достаточно востребованные. Их основная задача – создание программ, сочетающих в себе безотказную работу на одной из мобильных операционных платформ с удобным пользовательским интерфейсом, многофункциональностью и прибыльностью для заказчика. Верх мастерства – придумывать креативные, облегчающие жизнь приложения. Для социальных сетей в свое время открытием стал Snapchat, а сейчас, например, любители фотографироваться скачивают Color Pop. В 2017 г. инвестиции в рекламу приложений достигли 65% от всех интернет-коммуникационных технологий. Согласно прогнозам, к 2020 г. торговля через маркеты приложений достигнет $71,1 млн. Первое место среди способов получения прибыли занимают игры, второе – покупки в магазинах, третье – общение в мессенджерах. Примечательно, наиболее заманчивая аудитория для маркетологов – мужчины и женщины 30-35 лет, с высшим образованием, находящиеся в постоянных отношениях.

Сontent creator

Координатор образовательной онлайн-платформы

Старая школа с учебниками, партами, пятью-семью уроками и «совковыми» преподавателями давно изжила. Дистанционные пары, лекции в видеозаписях, различные интерактивы и электронные – новая эра в обучении. Далеко не все педагоги имеют специальную подготовку в сфере веб-дизайна и программирования, позволяющую организовывать сетевые образовательные ресурсы. Решение этой проблемы – образовательные онлайн-платформы, созданные для того, чтобы учителя и ученики нашли друг друга. Кто знает, возможно, где-то к 2030 г. цифровой мир вовсе поглотит общеобразовательные учреждения?

Читайте также: