Какие профессии относятся к производительному труду

Опубликовано: 02.10.2024


Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Представление о том, какой труд считается производительным, а какой – непроизводительным составляет основу идеологического и организационного базиса общества. Оно устанавливает общественные приоритеты, служит руководством к управлению государством, определяет характер распределения в нём продуктов труда.

Именно этим, в конечном итоге, и различаются между собой всякого рода исторические формации: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и разрабатываемая здесь гармоничная. И чем в большей степени используемое понятие соответствует реальному состоянию производства и общества, тем совершеннее формация, лучше организовано государство, выше уровень развития его экономики и богаче живут в ней люди. Стратегическая цель реформы может по-настоящему проявиться только в ходе такого анализа.

При социалистической организации государства бытовала точка зрения, будто производительным (т.е. производящим полезные вещи, стоимость) является труд исключительно в сфере материального производства. И она появилась не на пустом месте: «Производительным называется такой труд, который используется для производства материальных предметов или для увеличения их стоимости» (Томас Роберт Мальтус). Указанный стереотип пользуется немалой популярностью и в наше время, особенно в среде рабочего класса и некоторых идеологических ортодоксов. Оно является типовым отображением политико-экономических иллюзий начала ХХ века. Какие-либо серьёзные доказательства его справедливости отсутствуют. Нигде, кроме социалистических стран, в чистом виде им не пользовались.

Многие обстоятельства свидетельствуют об ошибочности материального подхода к оценке производительных качеств труда, об его противоречивости, непоследовательности. Так, считалось, что труд в сфере материального производства производителен уже хотя бы потому, что в ней действительно всё производится. Якобы другие сферы труда только используют продукты, ею изготавливаемые. Рассмотрим указанную точку зрения более подробно.

Строго говоря, рабочий, обрабатывающий деталь, в действительности не производит её, а только удаляет у заготовки лишний металл. А ещё правильнее – всего лишь управляет станком, удаляющим этот металл. И металлург не производит металл, а содействует созданию условий для химического превращения руды. И шахтер не производит руду, а добывает её из Земли. И крестьянин не производит зерно, его выращивает Земля. И железнодорожник не производит изделий, а перемещает их из одного места в другое. То есть утверждение, будто в материальной сфере действительно всё производится, при правильном рассмотрении является, строго говоря, неточным. Истинно производительным, то есть действительно создающим материальные ценности, при таком подходе можно считать только труд Господа Бога, который, как говорят, действительно все произвёл.

Согласно бытовавшим представлениям, производительные возможности труда однозначно определяются областью его приложения. Например, в металлургии труд считался производительным, а в медицине – нет. Однако при существующем разделении труда практически нет изделий, которые полностью изготавливаются одним человеком, заводом, отраслью. Как уже отмечалось (см. рис. 2.1), современное производство представляет собой кооперацию взаимосвязанных, зависящих друг от друга предприятий. Положение в одном из них неизбежно сказывается на всех остальных. Так, от станкостроения зависит результативность труда во всех сферах производства. Но точно так же эта результативность зависит и от медицины, просвещения, финансов, науки, т.е. от традиционных сфер нематериального производства. В чём же тогда заключается качественное различие между ними?

Внутри каждой отрасли можно выделить предприятия, которые по всем признакам можно отнести к материальному или нематериальному производству. Более того, внутри каждого предприятия можно делить различные цеха и службы по материальному признаку. Так, на заводе имеется бухгалтерия, в учебных институтах – производственные мастерские и проч. Разве можно относить их к материальным или нематериальным сферам?




И более того, в деятельности человека любой профессии можно выделить периоды времени, когда его труд можно с полным основанием считать «материальным» или «нематериальным». Например, станочник перед обработкой детали изучает чертежи. Создает ли он в это время материальные ценности? Учёный затачивает карандаш, разве при этом не появляется готовый к использованию материальный продукт? То есть в процессе любого труда человек работает не только руками, но одновременно думает, сравнивает, творит. Можно ли в принципе разделять эти процессы?

Нечёткость деления труда по материальному признаку приводит к тому, что некоторые его виды одно время относились к нематериальной сфере, а затем были переведены в материальную (транспорт и связь, обслуживающие производство). Немало экономистов считали производительным труд в науке, просвещении, медицине. Если критерий такого важнейшего качества, как производительные возможности труда, столь субъективен, можно ли вообще ему доверять?

Кстати, в мире доля труда, занятого в традиционно материальных сферах производства, по сравнению с нематериальными всё более сокращается. Не ведёт ли это к тому, что базирующиеся на данном критерии производительности экономические теории начинают относиться к всё менее типовой категории труда?

Деление на производительный и непроизводительный труд по материальному признаку является не просто сомнительным.Оно наносит громадный ущерб. В самом деле, им искажается цель производства. Считается, что если почта и транспорт обслуживают производство, труд в них производителен. А если удовлетворяют потребности людей – непроизводителен. То есть целью деятельности предприятий уже выступает удовлетворение потребностей не людей, а производства. Цель и средство поменялись местами, и это не может способствовать гармонизации производства и общества.

Труд строителей различного рода пирамид признавался производительным вне зависимости от того, что он даёт людям. Бездельник, числящийся в сфере материального производства, был уверен, что содержит труженика нематериальной сферы. Из двух совершенно одинаковых видов труда один считался производительным, а другой – непроизводительным только на основании места, где трудился человек.

Если стоимость создаётся только в материальной сфере производства, естественно стремление расширить последнюю за счёт сферы нематериальной. В результате нарушается гармоничное единство всех звеньев производства, различных видов человеческой деятельности.

При таком подходе неизбежными становятся сверхцентрализация управленияпроизводством, финансами, появление мощного бюрократического аппарата, коррупция, бесконтрольность. В самом деле, если нематериальные сферы труда существуют за счёт материальных, кто-то должен забирать часть ценностей из одних сфер деятельности и передавать их другим. И процесс этот по своей природе не может быть автоматическим, естественным, объективным, рыночным. Для его реализации требуется привлечение специального аппарата, неизбежно использование расплывчатых критериев. В результате существенно усложняются распределение, учёт, контроль, взаимодействие и взаиморасчёты предприятий. Всё это привело к необходимости функционирования множества дополнительных служб, т.е. всего того, чем характеризовалось авторитарное государство и что, в конечном итоге, предопределило крах социалистической системы хозяйствования.

При исследовании производительных возможностей различных видов труда можно использовать и другие критерии. Например, считать, что производительным является только труд работников, производящих продукты питания, поскольку без них человек погибает. Или одежды, жилья, медицинских, финансовых услуг, денег и проч. В условиях существующего общественного разделения труда каждый сумеет доказать острейшую необходимость своей профессии. Но следует ли потакать профессиональным амбициям различных групп населения, противопоставлять одних работающих людей другим?

Следуя в фарватере капиталистической идеологии, сейчас активно внедряют точку зрения, будто производительным является всякий труд, приносящий доход, прибыль. Многие считают, что прибыль служит единственным критерием, целью производства. Так ли это?

Трудно согласиться с тем, что заводы предназначены для получения прибыли хозяевами или рабочими, больницы – чтобы приносить доход врачам, школы – для учителей, а армия – для безбедного существования генералов. Очевидно, что без исполнения вполне определённых общественныхфункций все эти учреждения теряют смысл. Поэтому быть адекватным показателем общественной цели производства прибыль, доход, как отображение индивидуальных целей работников или владельцев, просто не способна.

Кроме того, данный показатель не является универсальным,сквозным. Его нельзя применять для всех без исключения экономических субъектов, начиная с произвольного предприятия и кончая государством в целом. В самом деле, прибыль (т.е. разница между доходами и расходами) не служит мерой эффективности труда в индивидуальных, кооперативных или акционерных предприятиях, если в них не используется наёмный труд. Она в них ничем не отличается от заработка и всегда перекачивается в зарплату. Именно поэтому терпит крах основанная на прибыли система налогообложения таких предприятий.

В принципе, частные, кооперативные организации тогда только и являются экономически независимыми, свободными, если средства к ним не поступают извне и не изымаются (исключая обязательные налоги на покрытие общественных нужд) безвозмездно.

В качестве показателя работы общественного производства, т.е. оценки результата деятельности государства как целого, прибыль также выступать не способна. В самом деле, в нормально работающем государстве доходы всегда расходуются. Поэтому в первом приближении и частные, акционерные предприятия, и общественное производство как целое можно считать замкнутыми, самодостаточными. Что в них зарабатывается, то и потребляется. Поэтому прибыль как таковая в таких объединениях отсутствует. Чем, например, отличается прибыль, получаемая Робинзоном, от его дохода?

Таким образом, прибыль по сути своей не способна служить сквозным критерием деятельности всех экономических субъектов страны. Очевидно, что она не способствует гармонизации общества, совмещению в нём интересов всех экономических субъектов, становлению скоординированного производства.

Прибыль, как показатель результата деятельности, применима только на предприятиях, в которых интересы участников производственного процесса не совпадают, т.е. где используется капитал и наёмный труд. Она является показателем лишь капиталистического производства, а не всякой полезной человеческой активности. Служит в большей степени мерой эффективности вложенного капитала, чем производства как такового.

В самом деле, чем выше отношение прибыли к использованному для её получения капиталу (процент), тем более рентабельным считается предприятие. Именно поэтому вся система капиталистического производства базируется на указанном критерии. Ни при рабовладельческом, ни при феодальном, ни при социалистическом строе в такой мере прибылью, как критерием и показателем эффективности деятельности, не пользовались.

С другой стороны, прибыль по своей природе представляет собой часть стоимости, созданной наёмными работниками, но не переданная им в виде оплаты. Поэтому можно считать, что прибыль, рентабельность в существующей трактовкеявляются всего лишь степенью эксплуатации, мерой нарушения принципа оплаты по труду. Действительно, чем большую часть заработанного не получают работники, тем значительнее часть его достаётся собственнику, а значит выше прибыль, рентабельность вложенного им капитала.

Прибыль предприятий не связана впрямую и с общественной пользой, не ведёт однозначно к удовлетворению потребностей населения. Так, рост цен способствует увеличению прибыли, а от этого далеко не всегда выигрывает общество. Высокие прибыли криминальных структур не радуют население. Большие заработки врачей не всегда являются свидетельством хорошего здоровья обслуживаемых ими людей. Отсюда возникает объективное противоречие между индивидуальной и общественной целями предприятий, регулируемых прибылью, стимулами хозяев – владельцев капитала, и остального населения. В этом – корень всех бед капиталистического строя.

Таким образом, прибыль по своей природе не всегда может служить истинным показателем производительных качеств труда. И следует более осторожно относиться к этому показателю.

«На Разуме, Власти, Долге и Чести, на Труде человеческом стоял весь род людской под небесами земными. Всё прочее лишь ползало, копошилось, суетилось и мельтешило бесцельно под столпами этими, изъедая их и не творя ничего путного и ладного» (Ю.Д. Петухов).

В этой связи более справедливым и логичным представляется критерий производительных качеств труда, предложенный академиком С.Г. Струмилиным («На плановом фронте», М:, 1958. с. 538). Он полагал, что в современных условиях производительным является всякий труд, который признаётся общественно необходимым, полезным. Согласно этому критерию, всякий труд, который не нужен обществу, не служит людям, является непроизводительным. К таковому, в частности, относится деятельность работников малоэффективных производств, плохо работающих управленческих организаций, криминальных структур и проч.

В соответствии с указанным критерием, производительным уже считается не только труд рабочего, железнодорожника, крестьянина, но и финансиста, врача, инженера, учёного, торгового работника, артиста, учителя, офицера. И это соответствует логике, здравому смыслу, поскольку при существующем общественном разделении труда каждый из перечисленных его видов опосредованно участвует в производстве всякого изделия, как это показано на рис. 2.1. От результативности труда врача, учителя, офицера, учёного эффективность общественного производства зависит не в меньшей степени, чем от труда металлурга, станочника, тракториста и финансиста.

Этот принцип не только не противоречит основной цели производства, т.е. удовлетворению потребностей людей, но непосредственно из неё следует, способствует её успешному воплощению в жизнь. Он позволяет внедрить сквозной показатель эффективности производства, работающий как в масштабе каждого предприятия, любых объединений товаропроизводителей, так и государства в целом. И не зависит от размера предприятий, от их имущественной принадлежности, характера организации. Такой критерий даст возможность гармонизировать производственные отношения всех без исключения экономических субъектов.

Указанный критерий производительных качеств труда (подробно о нём ниже) является основой для внедрения фактического равноправия различных видов труда, всякого рода общественных объединений и наций. Для организации государства, способного поддерживать гармонию интересов всех хозяйственных субъектов, повышение эффективности общественного производства. Он нацеливает экономику в первую очередь на удовлетворение индивидуальных, коллективных и общественных потребностей людей, а не на выяснение отношений между ними, разделение их интересов, борьбу между представителями различных социальных групп, видов труда, наций и кланов.

В соответствии с данным критерием, производительные возможности труда определяются уже не тем, где работает человек, какова его собственность, национальность, пол, возраст, а как он работает, насколько грамотен и умён, трудолюбив, в какой степени его труд полезен обществу. Ведь в конечном итоге именно общество, создавая все потребительские блага, расплачивается ими с человеком за его вклад в общественную копилку. Отсюда непроизводительным становится всякий труд, общественная необходимость которого недостаточна, от которого следует избавляться, в какой бы сфере производства он ни функционировал.

Данный критерий будет способствовать оздоровлению общества. Важность этого обстоятельства трудно переоценить. Так, признание в процессе проводимой у нас реформы достойным уважения любого труда, дающего доход, не могло не привести к криминализации общества. В результате всякого рода жульё стало уже не париями общества, как должно бы было быть во всяком цивилизованном государстве, а уважаемыми людьми, достойными быть спонсорами культуры, науки, образования. Новый критерий исключает всё это, даёт возможность переориентировать социальные приоритеты в государстве и в обществе.

Наряду с принципом, что целью производства служит только удовлетворение потребностей людей, приведённая трактовка производительных качеств труда позволяет существенно упростить понимание основных принципов организации производства. Она даёт возможность унифицировать критерии его деятельности, способствует существенному упрощению связей между всеми экономическими субъектами. Предоставляет производству столь необходимую ему определённость, непротиворечивость, которые отсутствуют в ныне существующих его теориях.

Указанная трактовка производительных качеств труда позволяет разработать и внедрить в экономику механизм автоматической адаптации производства к динамичным условиям его деятельности. Даст возможность внедрить механизмы своевременного освобождения его от нерадивых работников, ненужных видов труда, организационных структур, видов собственности, устаревших технологий, машин и оборудования.

Таким образом, данный критерий является более активным, действенным. Поэтому его разработка и внедрение должны быть заложены в основу стратегической цели прогрессивной реформы. Именно он лежит в основе предлагаемой здесь гармоничной организации производства.

Соответствующие механизмы его внедрения будут рассмотрены ниже.

Подводя итог всему изложенному, можно предложить следующую уточняющую формулировку: экономика – это наука, изучающая пути и методы, способствующие повышению продуктивности общечеловеческого труда.

К.Маркс: О производительном и непроизводительном труде. Часть 5 Карл Маркс, Капитал, Труд, Политэкономия, Длиннопост

В четвертой части статьи мы рассматривали только чистые издержки обращения - издержки обращения, вытекающие из простого изменения формы стоимости, которые не входят в стоимость товаров. Эти издержки являются простыми вычетами из производительно затрачиваемого капитала. Но дополнительные издержки обращения имеют иную природу. Т.к. они являются продолжением процесса производства в обращении, то могут увеличивать стоимость уже готового товара.

Дальше мы рассмотрим издержки по хранению и транспортные издержки, и вслед за Марксом проанализируем, где используется производительный, а где непроизводительный труд.

“Они (издержки) могут вытекать из процессов производства, которые только продолжаются в обращении и производительный характер которых, следовательно, лишь затушевывается формой обращения. С другой стороны, с общественной точки зрения, они могут быть чистыми издержками, непроизводительным расходованием живого или овеществленного труда, но именно как раз благодаря этому они могут действовать таким образом, что создают стоимость для индивидуального капиталиста, образуют надбавку к продажной цене его товара. Последнее следует уже из того, что эти издержки различны в различных сферах производства, а иногда различны и для различных индивидуальных капиталов в пределах одной и той же сферы производства. Образуя надбавку к цене товара, они распределяются сообразно с тем, в каком размере падают на индивидуальных капиталистов. Но всякий труд, присоединяющий стоимость, может присоединять также и прибавочную стоимость и на основе капиталистического производства всегда будет присоединять прибавочную стоимость, потому что создаваемая им стоимость зависит от его собственной величины, а создаваемая им прибавочная стоимость — от того размера, в котором капиталист оплачивает труд. Таким образом издержки, которые удорожают товар, ничего не прибавляя к его потребительной стоимости, и, следовательно, для общества составляют faux frais (непроизводительные издержки) производства, для индивидуального капиталиста могут составлять источник обогащения. С другой стороны, эти издержки обращения не утрачивают характера непроизводительных издержек от того, что надбавка, которую они присоединяют к цене товаров, лишь равномерно распределяет эти издержки. Например, страховые общества распределяют потери индивидуальных капиталистов на весь класс капиталистов. Однако это не мешает потерям, уравниваемым таким способом, по-прежнему оставаться потерями по отношению ко всему общественному капиталу”.

К.Маркс, Капитал, Том II, стр.155-156

В этом небольшом вступлении Маркс снова заостряет внимание читателей на противоречиях, которые имеют место в реальной жизни. С одной стороны для общества издержки обращения имеют характер непроизводительных, а для индивидуальных капиталистов служат источником обогащения, т.к. данная функция в ходе разделения труда выделилась в самостоятельную и в ней капитал использует наемный труд. Заметим также, что Маркс говорит о надбавке к цене товара и о его неизменной потребительной стоимости.

“Итак, существование капитала в форме товарного капитала и, следовательно, в качестве товарного запаса, вызывает издержки, которые, так как они принадлежат не к сфере производства, считаются издержками обращения. Эти издержки обращения отличаются от приведенных в пункте I (чистых издержек) тем, что они в известной степени входят в стоимость товаров и, следовательно, удорожают товары. При всех обстоятельствах капитал и рабочая сила, служащие для содержания и хранения товарного запаса, отвлечены от непосредственного процесса производства. С другой стороны, капиталы, вложенные сюда, включая и рабочую силу как составную часть капитала, должны быть возмещены из общественного продукта. Поэтому затрата их действует так же, как уменьшение производительной силы труда, так что для получения определенного полезного эффекта требуется большее количество капитала и труда. Это — непроизводительные издержки [Unkosten].

К.Маркс, Капитал, Том II, стр.157

Здесь хотелось бы остановиться на последнем предложении и других несоответствиях в разных изданиях “Капитала”. Так во II томе “Капитала”, изданного в 1951 году, предложение звучит следующим образом: “Это — дополнительные издержки”, что создает новую классификацию. Так в БСЭ 1-го издания (1933 г.) дополнительных издержек обращения в классификации издержек обращения не существует, а в БСЭ 2-го издания (1952 г.) такая классификация есть, как и в БСЭ 3-го издания (1969 г.). Во 2-ом издании ПСС, из которого взяты все цитаты к данной серии статей, текст “Капитала” изменен и, возможно, приближен к оригиналу, но не имеет установившейся в сталинские времена классификации издержек обращения. В последующих изданиях “Капитала” в СССР после 1952 года, также отсутствует словосочетание “дополнительные издержки” обращения. Получился некий возврат к досталинским временам, а несостыковки в БСЭ и ПСС остались.

Возможно, это просто несостыковки в тех экземплярах, которые удалось раздобыть на просторах интернета. Но хочется посоветовать всем, кто любит читать первоисточники, прочесть в том числе версию “Капитала”, изданную при Сталине.

Давайте разбираться дальше.

"Поскольку же издержки обращения, обусловленные образованием товарного запаса, вытекают лишь из продолжительности периода, в течение которого имеющиеся в наличии стоимости превращаются из товарной формы в денежную форму, следовательно, поскольку издержки обращения вытекают лишь из определенной общественной формы процесса производства (только из того, что продукт производится как товар и потому должен проделать превращение в деньги), постольку они по своему характеру совершенно тождественны с издержками обращения, перечисленными в пункте I (чистые издержки). С другой стороны, стоимость товаров при этом сохраняется или увеличивается только потому, что потребительная стоимость, самый продукт, ставится в такие определенные предметные условия, которые вызывают затрату капитала, продукт подвергается таким операциям, посредством которых на потребительные стоимости воздействует добавочный труд. Напротив, исчисление товарных стоимостей, ведение бухгалтерского учета этого процесса, операции по купле и продаже не воздействуют на потребительную стоимость, в которой существует товарная стоимость. Все эти операции имеют отношение лишь к форме товарной стоимости. Поэтому, хотя в вышеуказанном случае (Корбет в 1841 г. высчитал издержки по хранению пшеницы. примечание с.157) эти непроизводительные издержки по образованию запаса (которое в данном случае является вынужденным) вытекают только из задержки в превращении формы и из необходимости этого последнего, они все же отличаются от непроизводительных издержек, рассмотренных в пункте I (чистых издержек), тем, что целью их является не превращение формы стоимости, а сохранение стоимости, которая существует в товаре как в продукте, как в потребительной стоимости и которая поэтому может быть сохранена только посредством сохранения продукта, сохранения самой потребительной стоимости. Потребительная стоимость здесь не повышается и не увеличивается. Напротив, она уменьшается. Но уменьшение ее ставится в известные пределы, и она сохраняется. Существующая в товаре авансированная стоимость здесь тоже не повышается, но к ней присоединяется новый труд как овеществленный, так и живой”.

К.Маркс, Капитал, Том II, стр.157-158

В общем и целом можно выделить следующий важный момент из прочитанного, что труд по сохранению потребительной стоимости товаров в том числе является трудом и по сохранению меновой стоимости, а не просто трудом по изменению формы стоимости. Затраты капитала на этот труд как овеществленный так и живой прибавляются к товарной цене, входят в “совокупную” стоимость товара, тем самым такие издержки обращения являются производительными. Поэтому труд наемных работников в данном случае тоже производителен.

Но Маркс пишет о том, что и здесь не все так однозначно.

“Лишь поскольку товарный запас является условием товарного обращения и даже формой, необходимо возникающей в товарном обращении, следовательно, поскольку этот кажущийся застой является формой самого движения, — подобно тому как образование денежного резерва есть условие денежного обращения, — лишь постольку этот застой является нормальным. Напротив, поскольку товары, задержавшиеся в резервуарах обращения, не освобождают места для следующей волны производства и, таким образом, резервуары переполняются, постольку товарный запас увеличивается вследствие задержки обращения, совершенно так же, как растут размеры сокровища, когда происходит задержка в обращении денег. При этом безразлично, происходит ли эта задержка на складах промышленного капиталиста или на складах купца. В таком случае товарный запас является уже не условием непрерывной продажи, а следствием того обстоятельства, что товары не удается продать. Издержки остаются те же, но так как теперь они вытекают исключительно из формы, а именно из необходимости превратить товары в деньги, и из затруднительности этого метаморфоза, то они не входят в стоимость товара, а представляют собой вычет, потерю стоимости при реализации стоимости. Так как нормальная и аномальная формы запаса по форме не отличаются одна от другой и обе представляют собой приостановку обращения, то эти явления могут быть приняты одно за другое”.

К.Маркс, Капитал, Том II, стр.167-168

Так расходы на застой в сбыте товаров, вызванный кризисами или спекулятивными махинациями товаровладельцев, целиком и полностью ложится на плечи капиталиста и его кошелек, если последний не сможет возместить издержки при удачном стечении обстоятельств (революции в стоимости).

Что касается транспортных издержек, то Маркс считает их производительными и относит к особому роду издержек обращения. Транспортные издержки прибавляют дополнительную стоимость к стоимости товаров. Продукт, пишет Маркс, только тогда готов к употреблению, когда он закончил свое перемещение. Поэтому составные части капитала будь-то средства производства, предметы труда или рабочая сила, тем более готовый продукт в реальной жизни находятся в постоянном перемещении как в производстве, так и в обращении.

“Но потребительная стоимость предметов реализуется лишь в потреблении их, а это последнее может сделать необходимым их перемещение, следовательно, сделать необходимым дополнительный производственный процесс транспортной промышленности. Поэтому вложенный в нее производительный капитал присоединяет стоимость к транспортируемому продукту, отчасти вследствие перенесения стоимости средств транспорта, отчасти вследствие того, что стоимость присоединяется трудом на транспорте. Эта последняя надбавка стоимости распадается, как и вообще при капиталистическом производстве, на возмещение заработной платы и на прибавочную стоимость”.

К.Маркс, Капитал, Том II, стр.169-170

Как видно из вышесказанного труд на транспорте есть производительный труд, а работники транспорта являются производительными работниками. Все ли работники транспорта - производительные работники? Нет. Взять того же кассира в билетной кассе, который “превращает” билеты в деньги и наоборот. Но, если бы не было кассира, то эти непроизводительные функции кто-то должен был бы взять на себя. Может быть, машинист продавал бы билеты на поезд, которым он управляет, как это делает водитель маршрутки? Или, например, пилот оформлял бы багаж пассажиров или грузов, предназначенные для перевозки в самолете? При тех масштабах, которые приобрела транспортная промышленность сегодня - это было бы чревато, но в исключительных случаях в частных перевозках отсутствие уже привычного разделения труда можно наблюдать.

Так, что же мы имеем по итогу VI главы II тома “Капитала”? Какая профессия производительна, а какая нет в сфере обращения? Здесь все индивидуально, если профессия напрямую связана с перемещением товара (грузчик, транспортировщик, водитель, машинист, пилот и пр.), с обслуживанием (ремонтом) машин и путей (дорог), то это все производительные работники. Не будем забывать и об основной характеристике производительного работника при капитализме - труд должен применяться капиталом, работник должен продавать свою рабочую силу капиталисту и производить для него прибавочную стоимость. Если читателю вдруг заблагорассудится пойти и починить свой автомобиль, самому принести холодильник из магазина, то никаким производительным работником он для капиталиста не станет.

Что касается хранения товаров, то работники склада, напрямую сохраняющие потребительную стоимость товара (упаковщики, сортировщики, аппаратчики и пр.), также являются производительными работниками. Их труд прибавляется к стоимости товара. Соответственно, те обособившиеся профессии, которые отвечают за смену стоимостных форм и ведению бухгалтерских книг (бухгалтера, продавцы, кассиры, торговые представители и пр.) производительными работниками не являются. Куда относится труд по руководству и организации производительных издержек обращения? Я бы отнес эти профессии к производительному труду, точно так же как и на предприятии. Т.е. диспетчеры, кладовщики, логисты - производительные профессии, т.к. продукт их совместного труда с другими производительными работниками овеществляется в материальном богатстве, приносит стоимость и прибавочную стоимость.

В заключении, хочется добавить лишь следующее. Если наемный работник - представитель непроизводительной профессии не создает прибавочной стоимости, то это не значит, что его интересы разнятся с интересами производительных наемных работников. Тем более нельзя огульно утверждать, что любая непроизводительная в буржуазном смысле профессия бесполезна и при этом выделять производительных наемных работников в определенную категорию со словами “за ними будущее”. К каждой конкретной профессии необходим научный диалектический подход. Карл Маркс писал так, если какая-то непроизводительная функция выделилась в отдельную профессию, то это не значит, что без нее можно обойтись. Непроизводительные работники тоже подвергаются угнетению и эксплуатации со стороны работодателей-капиталистов. И капиталисты, высасывающие прибавочную стоимость с помощью нанятых непроизводительных работников, не оплачивают полностью их труд, иначе не чем было бы поживиться самому эксплуататору-капиталисту.

Конечно, подобное исследование производительного и непроизводительного труда в капиталистическом обществе далеко не полно, а может, в каких-то моментах ошибочно, поэтому конструктивная критика приветствуется. Сегодня появилось много профессий, которых не было во времена Маркса, либо они были в зачаточном состоянии, и этот процесс продолжается, поэтому продолжатся и наши исследования в этом вопросе.


Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы [14]. Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

Главный предмет труда – люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

Главный предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: – токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

Главный предмет труда –– живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

Главный предмет труда – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек – художественный образ» (Х)

Главный предмет труда –– художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

2. Преобразующие специальности (Пр),

3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий (Табл. 2.7).

Классы

Изыскательские (творческие)

Слесарь, водитель, монтажник.

Преподаватель, медсестра, врач, продавец.

Приемщик с/х продукции

Программист, бухгалтер, шифровальщик

Человек – Художественный образ.

Контролер-приемщик малярных работ

Ювелир, маляр, оформитель.

Композитор, писатель, скульптор.

1. Ручной труд (Р) – ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда.

Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.

2. Механизированный труд (М) – механическое оборудование с ручным управлением.

Примеры профессий: шофер, токарь, швея.

3.Автоматизированный труд (А) – автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов.

Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.

4. Функциональные орудия труда (Ф). Главное средство труда - функциональные средства организма.

Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.

Группы профессий (по условиям труда)

1. Микроклимат бытового типа (работа в помещениях) (Б).

Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.

2. Работа на открытом воздухе (О)

Примеры профессий: – чабан, полевод, почтальон, егерь, военнослужащий.

3. Небольшие замкнутые пространства, кабины (К).

Примеры профессий: водитель, крановщик, кассир обменного пункта.

4. Необычные условия труда (Н)

Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.

Соответственно данной классификации можно создавать формулы той или иной профессии. Например, формула профессии бухгалтера будет - З: Пр : Р : Б.

Психолог – Ч : Пр : Ф : Б

Токарь – Т : Пр : М : Б

Сталевар – Т : Пр : А : Н

Художник – Х : Тв : Р : Б

Следователь - Ч : Гн : Ф : Б

Шахтер – Т : Пр : М : Н

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Мотивы труда – причины, определяющие поведение человека в процессе труда (например, экономические и социальные стимулы труда).

Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

Услуга – это действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется – товаром.

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Также важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, или даже увольнение.

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и условием его благополучия. Богатство – это обилие материальных ценностей, денег. Но если рассмотреть это понятие немного иначе, то богатство – это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Поэтому, для того чтобы ощущать себя по настоящему богатым человеком – это принести пользу обществу.

Пользу обществу можно принести, например, занимаясь благотворительностью или меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально.

Существуют различные виды труда, их классифицируют по таким критериям как:

- методы привлечения людей к труду.

Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельности.

По содержанию различают следующие виды труда: умственный и физический труд.

Умственный труд или интеллектуальный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти. Примером умственного труда могут послужить такие профессии как: учитель, архитектор, бухгалтер.

Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Примером могут служить такие профессии, как сварщик, слесарь, повар.

Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.

Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки.

Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Как пример: труд дворника или уборщицы считается простым, потому что не требует определённой профессиональной подготовки. А труд полицейского является сложным, потому работать в такой сфере без определённого образования невозможно.

Ещё один вариант разделения труда по его содержанию, это:

Репродуктивный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий же труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. К творческому труду относятся профессии актёра, художника, музыканта.

По характеру труда различают:

Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности. Например, труд сапожника, пекаря и т.д.

Абстрактный труд – это труд в целом, как общечеловеческий.

Также по характеру труда выделяют индивидуальный и коллективный труд.

Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника.

Коллективный труд – это труд группы людей. Как пример - субботник в школе.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды: производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально - вещественные блага. Например, труд портного и слесаря является производительным.

А труд редактора журнала – непроизводительным, так как представляет собой социальные и духовные блага.

По методам привлечения людей к труду различают:

- Труд по внеэкономическому принуждению (рабство);

- Труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию.

- Добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения (как пример – волонтёрская деятельность).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите зелёным цветом понятие, которое характеризуется следующим определением:

«Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».

Правильный ответ: Заработная плата.

Задание 2. Решите кроссворд.

1. Процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

2. Причина, определяющая поведение человека в процессе труда.

3. Действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально - вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

4. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

5. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Читайте также: