Какие профессии относятся к труду

Опубликовано: 02.10.2024


Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Записаться на курсы

По данным кадровых агентств, время людям физического труда легче найти работу, чем «белым воротничкам». Сегодня наблюдается нехватка представителей рабочих профессий, готовы оплачивать даже выше, чем представителей умственного труда. тяжелых работ, работ или опасными условиями труда Трудовым кодексом РФ предусмотрена повышенная оплата.

Согласно определению толкового словаря, физический труд – это работа, связанная мышечной силы человека. основе лежит активная целенаправленная двигательная активность. Людям физического труда, интеллектуального труда, требуется больше энергетических затрат работы. Особенно много сил затрачивается при тяжёлой физической работе (человек задействует практически все скелетные мышцы).

К тяжелому физическому труду относятся ручная косьба хозяйстве, труд шахтеров молотком, кузнецов молотом, лесорубов пилой, землекопов механизации производственного процесса тяжелые физические нагрузки встречаются при погрузочно-разгрузочных работах, при внутризаводском перемещении тяжестей, подсобных рабочих.

Тяжелый физический труд социально неэффективен, часто морального удовлетворения. односторонне развивает мышечную систему, гипертрофируя рабочие группы мышц. необходимой производительности при таком труде нередко требуется максимальное напряжение физических сил человека, после которого вынужденный перерыв для отдыха достигает 50% общего рабочего времени.

Профессии физического труда

  • Автомеханик
  • Визажист
  • Водитель
  • Каменщик
  • Кондитер
  • Массажист
  • Медицинская сестра
  • Овощевод
  • Парикмахер
  • Пекарь
  • Повар
  • Пожарный
  • Сборщик
  • Сварщик
  • Слесарь
  • Слесарь-ремонтник
  • Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
  • Учитель физической культуры
  • Электрик

Гностические профессии слова «гнозис», обозначавшего знание).

Это профессии, которые связаны исключительно отраслью. они органично вписываются производство. Таких профессий много, очень разнообразны. продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование относятся лаборант, искусствовед. также профессия гностического типа.


Гностические это профессии, деятельности новых продуктов или товаров. сфера.

Гностический класс профессий часто связан деятельностью

Специалисты гностических профессий нового. они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры. Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.

Гностический класс призван: исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять; оценивать, разбираться явлениях, делать выводы разнообразных признаков объекта); проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать далее.

Гностические профессии, перечень которых очень контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий (это архитектура), санитарный врач человек), лаборант анализа (это природа), контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.

Специальности гностического класса предъявляют определенные личностные требования Основное, что выделяет гностические цель труда. Примеры требований очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности выводах.

Примеры профессий гностического характера встречаются шагу. Скажем, закройщик, который работает Каждый раз, приступая пошиву, изменять свою деятельность, ориентируясь клиента, фактуру ткани, фасон модели. Фактически нестандартные задачи всего рабочего дня.

Гностические профессии
Гностические профессии слова «гнозис», обозначавшего знание). которые связаны исключительно отраслью. они органично вписываются производство. Таких профессий много, очень разнообразны. продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование относятся лаборант, искусствовед. также профессия гностического типа.
Гностические это профессии, деятельности новых продуктов или товаров. сфера. Гностический класс профессий часто связан деятельностью Специалисты гностических профессий нового. они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры. Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.
Гностический класс призван: исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять; оценивать, разбираться явлениях, делать выводы разнообразных признаков объекта); проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать далее. Гностические профессии, перечень которых очень контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий (это архитектура), санитарный врач человек), лаборант анализа (это природа), контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.
Специальности гностического класса предъявляют определенные личностные требования Основное, что выделяет гностические цель труда. Примеры требований очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности выводах.
Примеры профессий гностического характера встречаются шагу. Скажем, закройщик, который работает Каждый раз, приступая пошиву, изменять свою деятельность, ориентируясь клиента, фактуру ткани, фасон модели. Фактически нестандартные задачи всего рабочего дня.

В изыскательном классе план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. профессии практического применения.

В этом случае основной направленностью становится поиск деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. люди, чья работа связана нового старого. воспитатели программисты, математики, инженеры,


Людей, относящихся типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость мышления, умение точно формулировать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. выбирают научную работу. свобода для творчества. Работа способна увлечь что стирается грань между рабочим временем для них может быть важнее, чем общение Материальное благополучие для них обычно не

Близкие типы: реалистический

Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа человеку, который обеими ногами стоит руками тянется

Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен как профессиями, относящимися материального производства (например конструк­торы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы так его — ученые, врачи, учителя, писатели, арти­сты, художники

Интеллектуальный труд заключается ианализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты состав­ляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал)

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, значительное снижение двигательной активности чело­века, приводящее реактивности организма эмоционального напряжения. Гипокинезия яв­ляется неблагоприятным производственным фактором, одной сердечно-сосудистой патологии

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента сферах профессиональ­ной деятельности. компьютерный век профессиях, преимущественно физического тру­да, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления возлагаются технику.

Умственный труд связан ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, активации процессов мышления,

Формы умственного труда подразделяются управленческий, творческий труд, труд медицин­ских работников, труд преподавателей, учащихся Отличаются они по организации трудового процес­са, равномерности нагрузки, степени эмоционального на­пряжения.

Операторский труд. современного много­факторного производства план выдвигаются функ­ции управления технологических линий, процессами товародвижения поку­пателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или глав­ного администратора супермаркета связан большого объема информации время нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд — труд руководителей учреж­дений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повы­шенной личной ответственностью, периодическим возник­новением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудо­вой деятельности, требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. педагогов, программи­стов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конст­рукторов.

Труд преподавателей, торговых работ­ников, работников всех сфер услуг отличается постоянны­ми контактами повышенной ответственностью, часто дефицитом времени для принятия пра­вильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся — это напряжение ос­новных психических функций, таких как память, внима­ние, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Конвенциональный тип (К) — предпочитающий структурированную деятельность, работу избегающий неопределенных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. Профессиональный банковские служащие, бухгалтеры.

Предпочитаемые виды деятельности :

Способности, которыми обладает :

Личные качества, ценности:

Предпочитаемое окружение:

Типичные хобби:

Профессии : бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь.

Профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И, конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа.

В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Ниже речь пойдёт о классификации профессий по предмету труда, предложенной известным психологом, академиком Е.А. Климовым.

Итак, согласно этой точке зрения по предмету труда все профессии можно разделить на пять типов.

Типы профессий

1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий называется «человек–природа» . Пример: эколог, микробиолог, егерь и др.

2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника» . Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др.

3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек–человек» . Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др.

4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек–знаковая система» .

5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий называется «человек - художественный образ» . Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.

Профессионально важные качества

Профессионально важные качества – это индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией. Профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими.

Неспецифические профессионально важные качества – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Например, трудолюбие, работоспособность, активность, добросовестное отношение к работе, ответственность.

Специфические профессионально важные качества – это такие психологические качества человека, которыми он должен обладать для овладения определённой профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–техника»

В работе представителей профессий «человек–техника» бывает необходимо удерживать в уме сложнейшие процессы, происходящие в технических системах, будь то компьютер, современный автомобиль, «начинённый» электроникой, или автоматизированная линия на производстве. Необходимо не только разбираться в том, как работает техническая система, но и представлять себе всё, что в ней происходит, то есть иметь техническое и пространственное мышление. Показателями хорошего уровня развития пространственного мышления могут служить успехи в таких школьных предметах, как геометрия и черчение. Особенность технических объектов, которыми оперируют профессионалы в этой области, в том, что, как правило, они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу в размерах – от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда – от гигантского экскаватора до тончайшего микро-скальпеля. Значит, профессии типа «человек–техника» требуют от человека умения концентрировать и переключать внимание , хорошей зрительно-моторной координации, ловкости движений, а в некоторых случаях – физической силы и выносливости.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–природа»

Представители этого типа профессий смотрят на мир как на систему живой природы, биологических явлений. Они могут удерживать в уме большие объёмы информации относительно обстоятельств, влияющих на жизнь биологических и экологических систем – лесов, водоёмов, парков и т. д. Например, необходимо предсказать, что произойдёт в какой-либо биологической системе, если изменится то или иное условие жизни: сельскохозяйственные животные перейдут на новый вид кормов или через лес со сложившимся в нём подвижным равновесием сил пройдёт новая железнодорожная линия или автотрасса и т. д.

Профессионалам, работающим с живой природой, нужно иметь особый вид мышления – естественнонаучное мышление. Развитое естественнонаучное мышление включает в себя, прежде всего, способность учитывать воздействия на биологическую систему сразу нескольких обстоятельств, каждое из которых приводит к различным изменениям и с разной скоростью. Для этого надо уметь видеть в каком-либо ряду явлений закономерность и на основании её продолжать этот ряд.

Кроме того, нужно иметь в виду, что почти всегда достижения в работе приходят медленно, конечный результат далёк, а промежуточные цели отсрочены. Например, биологу-селекционеру необходимы десятилетия, чтобы вывести новый сорт плодовых деревьев. Поэтому профессионально важным качеством является терпение, а также наблюдательность – умение замечать малейшие изменения в живых системах. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью, направленной на внешний мир. Кроме того, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями (геолог, инспектор рыбоохраны, океанолог и т. д.), необходимы физическая выносливость, сила, ловкость. И конечно, важно любить всё живое и бережно к нему относиться.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–художественный образ»

Представители профессий этого типа воспринимают мир, прежде всего, как то, в чём можно найти красоту, как ту область, в которую можно привнести что-то прекрасное. Одни профессионалы этого типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают. Очевидно, что для создания художественных образов необходимо развитое творческое мышление. Оно отличается оригинальностью – способностью человека придумать что-то нестандартное, а потому и интересное; гибкостью – умением придумывать разнообразные творческие решения; точностью способностью предложить то решение, которое сообразно условиям творческой задачи. Для того чтобы замечать прекрасное, видеть гармонию, нужно быть тонко чувствующим человеком, но при этом необходимо иметь и душевную устойчивость, невозмутимость, которая даёт силы не расстраиваться по любому поводу. В профессиях типа «человек–художественный образ» можно выделить творческие (художник, музыкант, архитектор, модельер, писатель и т. д.) и рабочие профессии (маляр, косметолог, портной, фотограф, вышивальщица и т. д.).

Содержание деятельности рабочих профессий заключается в воспроизводстве художественного образа с помощью различных средств, орудий труда, поэтому к профессионально важным качествам наряду с образной памятью можно отнести и такие, как координация движений, пространственные представления, ловкость движений. Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям:

  • для хореографа – к танцевально-музыкальным;
  • для музыканта – к музыкальным;
  • для художника, скульптора, архитектора – к художественным и т. д.

Любому творческому человеку хочется быть «самым-самым» в своём искусстве. При этом легко зазнаться и начать считать себя таковым. В связи с этим важно быть самокритичным, уметь посмотреть со стороны на результаты своего труда.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–знаковая система»

Людям, занятым в профессиях «человек–знаковая система», мир, прежде всего, видится со стороны того, насколько он упорядочен и всё в нём изучено, учтено, подсчитано. Представители профессий этого типа хорошо умеют ориентироваться в знаковых системах, условных обозначениях. Поэтому для них важно, например, чувство языка, то есть способность находить общий смысл в тексте и улавливать всё, что не соответствует ему. Очень высоки требования к развитию внимания. Например, необходима хорошая избирательность внимания, чтобы замечать ошибки в тексте. Переключаемость внимания важна, например, для того, чтобы легко переходить от клавиатуры компьютера или наборной машины к дисплею. Представителям профессий этого типа нужна также способность быстро приводить в систему различные данные, которые на первый взгляд кажутся неупорядоченными. Их деятельность определена множеством норм: законами грамматики, правилами языка программирования, нормативными документами (постановлениями, указами и т. д.). Важнейшими качествами для профессий типа «человек–знаковая система» являются усидчивость, аккуратность, точность, пунктуальность.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–человек»

Люди, занятые в профессиях типа «человек–человек», видят мир, прежде всего, как систему человеческих отношений. Системы человеческих отношений, с которыми имеют дело профессионалы, очень сложны. Это, например, отношения между школьниками в классе, отношения сторон в судебном разбирательстве, отношения в трудовом коллективе. Представителям таких профессий важно понимать, что каждый человек воспринимает мир по-своему, а многие трудности в отношениях между людьми вызваны неумением людей принять точку зрения другого. Для того чтобы научиться строить отношения между людьми, полезны некоторые навыки. Например, коммуникативные. Они позволяют профессионалам легко вступать в контакт с новыми и очень разными людьми. Необходимо понимать переживания другого человека, уметь откликаться на его чувства. Эта способность называется эмпатией.

Представителю любой профессии типа «человек–человек» очень важно быть тактичным. От всех этих способностей, умений и навыков зависит не только успех в профессиональной работе, но и жизни и судьбы людей, с которыми работает профессионал. Поэтому необходимы выдержка, самообладание, организационные умения.

Если коммуникативные навыки проявляются в стремлении к общению, сопереживанию, интересе к другим людям, то организаторские умения – в самостоятельном принятии решений, в инициативности, в планировании деятельности. Организованность заключается в способности целенаправленно управлять своей активностью, что проявляется в умении контролировать, рассчитывать свои действия, строго планировать время и средства, доводя начатое дело до завершения. Некоторые профессии трудно отнести к какому-то одному типу. Например, врач-стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек–человек» и «человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у человека должны быть специфические профессионально важные качества, которые важны для двух типов профессий.

Личностные черты людей, говорящие о склонности к тому или иному типу профессий.

Для людей, которым подходят профессии типа «человек–природа», характерны следующие черты:

  • Интерес к познанию мира природы: живым организмам, растениям, животным, птицам, насекомым, микроорганизмам, а также к биологическим, атмосферным, геологическим и космическим процессам и явлениям.
  • Охотное участие в опытах и наблюдениях на уроках биологии, экологии, астрономии, химии.
  • Готовность ежедневно выполнять работу по уходу за животными, растениями, терпеть дискомфорт (холод, грязь, неудобства, запахи).
  • Интерес к исследовательской и аналитической работе, связанной с наблюдениями за животными и растениями, окружающей средой (проведение проб, замеров, экспертизы качества воды, почвы и т. п.).
  • Умение лучше других выполнять практические и лабораторные работы по биологии, экологии, географии, астрономии, участие в природоохранной деятельности (акциях «зелёных» и др.).

Для людей, склонных к профессиям типа «человек–техника», характерны следующие черты:

  • Способность к овладению различной техникой (умение разбираться в устройствах механизмов, машин, приборов) и успешное усвоение точных наук (физики, химии, математики).
  • Интерес к технике, умение охотно и подолгу что-нибудь мастерить, разбирать или чинить (например, ремонт электропроводки, бытовых приборов, радиоаппаратуры).
  • Способность легко разбираться в технических чертежах и схемах, ориентироваться в объектах по планам.
  • Умение по чертежам, схемам своими руками создавать реальную модель (например, собрать приёмник, велосипед или авиамодель).
  • Интерес к технической литературе, стремление к чтению литературы об устройстве и работе машин, механизмов, приборов.

Для людей, которым подходят профессии типа «человек–человек», характерны следующие черты:

  • Потребность в общении.
  • Умение устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и окружающими людьми, замечать даже небольшие нюансы в настроении собеседников.
    Способность свободно выражать свои мысли, без внутренней скованности вступать в общение с новыми людьми.
  • Способность вызывать интерес и симпатию окружающих людей.
  • Способность понимать человека, его чувства, мысли, сопереживать ему.
  • Способность помогать другим людям, выручать их в трудной ситуации, отзывчивость.
  • Умение владеть собой, не обижать собеседника во время общения.
  • Умение улаживать разногласия между людьми, находить компромиссные решения, устраивающие ту и другую сторону.
  • Умение убедить в чём-то важном сверстников и организовать их для выполнения какого-либо дела.

Для людей, склонных к профессиям типа «человек–знаковая система», характерны следующие черты:

  • Умение работать с числами.
  • Умение подолгу и охотно что-нибудь подсчитывать, вычислять, чертить, анализировать информацию.
  • Соблюдение точности при составлении таблиц, чертежей, графиков, схем, карт.
  • Занятие исследовательской работой (анализ информации и оформление результатов в письменном виде).
  • Быстрое усвоение иностранных слов, знаков, символов, умение делать переводы с одного языка на другой.
  • Чтение научно-популярной и другой литературы.
  • Разгадывание головоломок или решение сложных задач и схем.
  • Умение точно выполнять мелкие операции, подсчёты, составлять схемы и программы.
  • Умение упорядоченно накапливать и хранить информацию.
  • Умение логически мыслить, анализировать и обобщать различную информацию в виде цифр, знаков, текстов.
  • Умение подробно и ясно излагать свои мысли в письменной форме (написание сочинений, длинных писем, ведение дневника и ежедневника).

Для людей, которым подходят профессии типа «человек–художественный образ», характерны следующие черты:


С самого детства многим приходилось слышать про необходимость успешной учебы в школе и университете, как самого верного способа избежать профессии, связанной с физическим трудом. В итоге мы получили массовую культуру, представители которой пренебрежительно и даже презрительно относятся к такой работе. Однако, противопоставляя физический труд образованности, счастливой и достойной жизни, носители такого мнения забывают про важность большинства связанных с ним профессий, как для каждого отдельного гражданина, так и для развития государства в целом.

Более того, многие забывают, что многие подобные профессии, несмотря на необходимость физической работы, требуют необходимой квалификации и даже высшего образования. При всем этом, по данным Карьерист.ру, сегодня в России намного проще найти работу представителям рабочих профессий – как в столице, так и в регионах наблюдается нехватка таких специалистов. К тому же их труд оплачивается на порядок выше, чем труд «белых воротничков». А за выполнение самых тяжелых работ, сопряженных с вредными и опасными условиями, трудовым законодательством предусмотрена повышенная оплата.

Отдавая дань почета такому труду, в преддверии праздника весны и солидарности всех трудящихся, отмечаемого по старой советской традиции 1 мая, Карьерист.ру расскажет про настоящие трудовые профессии и отрасли российской экономики в которых они представлены.

Промышленное производство – одна из самых распространенных в России отраслей экономики, где больше всего задействовано представителей рабочих профессий, которые не сторонятся физического труда. По данным Федеральной службы государственной статистики, в этой сфере занято около 17,5% от всех официально трудоустроенных российских граждан, что в числовом выражении превышает 12,5 млн человек . Очевидно, что это самая большая прослойка рабочих профессий в РФ – они выполняют самые сложные задачи на совершенно разнообразных предприятиях, и только за это они заслуживают уважения и почета.

Среди наиболее встречаемых в этой сфере профессий выделяют:

  • Сварщиков электрической или газовой сварки;
  • Токарей и фрезеровщиков;
  • Сталеваров и горновых;
  • Электромонтеров и жестянщиков;
  • Конвертерщиков и плавильщиков;
  • Операторов станков и токарей;
  • Обвальщики и кондитеры;
  • Слесарей-ремонтников/сантехников/электромонтажников;
  • Технологов, инженеров, геодезистов и т.д.

Представители данных профессий без проблем находят себе работу на любом из предприятий машиностроительного комплекса, нефтеперерабатывающей промышленности, пищевых и легких производств, черной и цветной металлургии, химической или мебельной промышленности, электроэнергетики и производства стройматериалов.

Средняя зарплата , начисленная среднестатистическому работнику данной сферы экономики, составила около 38-40 тыс. рублей , что существенной выше средней зарплаты по РФ, однако, в зависимости от конкретного предприятия и выбранной профессии, она будет существенно отличаться. Так, очевидно, что представители нефтепереработки, получают зарплату в несколько раз выше представителей пищевой промышленности.

Менее многочисленная, однако, не менее важная и распространенная отрасль экономики России, где обширно представлены множество уважаемых рабочих профессий. На сегодняшний день по данным Росстата, в отечественном строительстве задействовано 7,6% от общего числа официально трудоустроенных в России граждан, что превышает 5,4 млн россиян . И следует отметить, что строительство, как экономическая отрасль – это не ремонт столичных и региональных квартир, а важнейшая сфера труда, которая непосредственно связана с созданием основных фондов национального хозяйства, чем она и заслуживает особенного почета, несмотря на физический характер работы. Важно понимать, что строительство не ограничивается возведением жилых домов – это лишь малая видимая большинством часть – куда больше работников и профессий задействовано при возведении фабрик и заводов, производственных мощностей, автомобильных и железных дорог, электростанций, сухоходных каналов, портов, мостов и множества других объектов.

Наиболее распространенными строительными профессиями являются:

  • Каменщики, бетонщики и арматурщики;
  • Маляры-штукатуры, плотники и облицовщики;
  • Крановщики и машинисты башенных кранов;
  • Жестянщики и кровельщики;
  • Строители-дорожники;
  • Монтажники строительных машин и механизмов;
  • Инженеры-строители, прорабы, архитекторы и т.д.

Представители строительных профессий всегда востребованы, однако, спрос на их услуги зависит от сезона – в холодное время года, он, как правило, падает. В то же время рабочие такого физического труда без проблем находят работу в строительных компаниях, подрядных организациях, строительно-монтажных предприятиях и трестах, дорожно-ремонтных государственных службах и прочих малых и средних организациях.

Средняя зарплата задействованных в данной сфере специалистов превышает 40 тыс. рублей , но в частных случаях, зависимости от региона и профессии может разниться, и как достигать 60-70 тыс. рублей, так и быть менее 30 тыс.

Добыча полезных ископаемых – сложная и стратегически важная отрасль экономики РФ, в которой задействовано множество работников тяжелого физического труда, ежедневно выполняющих сложнейшие функции и подвергающих свою жизнь здоровье опасности во благо государства. По данным Росстата, в добыче ископаемых занято 2,1% от числа всех работающих российских граждан , что составляет около полутора миллионов человек. Притом что такие работники выполняют тяжелые физические функции и задачи, они остаются высококвалифицированным персоналом, чего требует технология добычи тех или иных полезных ископаемых, будь то железные руды, уголь или нефть. Поскольку их работа является одной из самых опасных, труд таких специалистов особенно ценится и уважается.

Самыми распространенными профессиями в добыче ископаемых считаются:

  • Буровики и шахтеры;
  • Горнорабочие, проходчики и крепильщики;
  • Камнетесы, обработчики камня и взрывники;
  • Машинист мельниц, дробильщик и грохотовщик;
  • Бурильщики, фотаторы, концентраторщики,
  • Машинисты буровых установок и горных машин;
  • Трубопроводчики и суперинтенданты;
  • Обходчики, монтеры и операторы различных добывающих машин;
  • Геодезисты, геологи, мастера и т.д.

Поскольку данные профессии требуют специального образования и навыков работы, несмотря на физический характер труда, они особенно востребованы на рынке труда . Такого рода специалисты трудоустраиваются в добывающие компании (Газпром, Роснефть, Лукойл и т.д.), на угольные шахты, горно-металлургические компании, рудники и карьеры. Поскольку такой труд особенно тяжел, он имеет достойный уровень оплаты – средняя зарплата в добыче полезных ископаемых держится на уровне 55-60 тыс. рублей и может достигать даже 100 тыс. рублей.

Интенсивность большинства профессий в сельскохозяйственной отрасли экономики относит таких работников в группу профессий, связанных с тяжелым физическим трудом. И неспроста, ведь труд сельскохозяйственных рабочих, в зависимости от выбранного направления, может занимать до 15 часов в сутки. При этом их значение для государства и для каждого гражданина в частности, довольно трудно переоценить – именно от них зависят своевременность и объемы поставок продовольствия в города, и прочие населенные пункты. Благодаря им и только им мы каждый день имеем возможность есть свежий хлеб, пить молоко, употреблять мясную продукцию и множество других продуктов . От состояния сельского хозяйства, а следовательно, и от каждого задействованного работника, зависит продовольственная безопасность России и именно поэтому по данным Росстата, в ней задействовано около 7% экономически активного населения, что составляет около 5 млн граждан .

Среди самых распространенных профессий сельского хозяйства выделяется:

  • Доярки и комбайнеры;
  • Животноводы и операторы машинного доения;
  • Охотоведы, пастухи и пчеловоды;
  • Трактористы, рыбаки, фермеры;
  • Скотники, зоотехники и птичницы;
  • Механизаторы, селекционеры, садоводы и овощеводы;
  • Зооинженеры, агрономы, ветеринары и т.д.

Востребованность сельскохозяйственных работников также имеет место, особенно в сельской местности и регионах. Они находят работу в различных агрохолдингах, птицеводческих и животноводческих предприятиях и хозяйствах, фермах, рыболовных заводах и прочих сельскохозяйственных компаниях. Средний уровень зарплат невысок и составляет около 25 тыс. рублей , однако, некоторые профессии, требующие высшего образования и специальных знаний, предполагают более высокое жалование, вплоть до 80 тыс.рублей.

Рассказывая про тяжелый физический труд, нельзя забывать про работников медицины и социального обслуживания . Безусловно, большинство из таких работников считаются специалистами умственного труда, однако некоторые профессии , в силу своей специфики относятся к физическому труду. Общее количество работников здравоохранения составляет 7,9% от числа всех занятых граждан, однако выделить из них число занятых в тяжелом труде не представляется возможным, такие данные службой статистики не приводятся.

К числу этих профессий можно отнести:

  • Врачей-хирургов;
  • Медсестер и санитаров;
  • Работников центров социального обслуживания и домов для одиноких престарелых;
  • Сиделок, работников центров по уходу за инвалидами и т.д.

Такие специалисты выполняют крайне важную социальную функцию, связанную с физическим трудом средней тяжести. Несмотря на особенность данных профессий, моральную сложность выполнения такой работы и необходимость долгосрочного обучения и подготовки, специалисты таких профессий не могут рассчитывать на достойнную оплату труда – в среднем она составляет 23-25 тыс. рублей , хотя встречаются и исключения, имеющие место в частных клиниках и центрах.

В итоге напрашивается вполне себе логичный вывод про нужность и важность большинства профессии связанных с физическим трудом. Более того, во многих случаях такая работа, если разобраться, становится куда ответственней и востребованней, чем многие специальности умственного труда, что подтверждается достойной заработной платой рабочих специалистов.

И если подобные тенденции будут сохраняться в будущем, вполне очевидно, что пренебрежение к рабочим профессиям буде заслуженно искоренено. Ведь, как писал Владимир Маяковский, все профессии важны, все профессии нужны!

Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом, для того чтобы получить информацию об этих профессиях.

Насколько хорошо Вы ориентируетесь в мире профессий? Сколько профессий вы знаете: 50, 100, 1000…? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессии.

Все профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. В нашей статье мы приведем три наиболее часто встречающиеся классификации профессий. Возможно, эта информация позволит Вам определить себя к какому-либо типу и получить общее представление о желаемой профессии.

Классификация Е.А. Климова

В России наиболее известна классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся здесь с пятью основными типами:

  1. «Человек – природа» – представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
  2. «Человек – техника» – работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
  3. «Человек – человек» – предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
  4. «Человек – знаковая система» – интерес представляют естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
  5. «Человек – художественный образ» – в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д.

Кроме этого его классификация делит профессии по целям, средствам труда, по условиям труда.

По целям труда:

«Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание).
Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.

«Преобразующие профессии»
Большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.

«Изыскательские профессии»
В этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек - природа

Человек - техника

Наладчик станков с ЧПУ

Человек - знаковая система

Человек - художественный образ

Человек - человек

По средствам труда:

  1. «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции).
    Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.
  2. «Механизированные орудия труда» (управление машинами, механизмами).
    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
  3. «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами).
    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
  4. «Функциональные средства организма человека». Здесь имеются в виду психологические средства труда – разного рода мысленные эталоны (например, у акробата – мысленный образец последовательности действий, у дирижера – образные эталоны и т.д.).

По условиям труда:

  • «Условия бытового типа»
    В таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.
  • «Работа на открытом воздухе».
    В режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.
  • «Необычные условия труда»
    Под водой, на высоте, под землей, а также в условиях повышенной температуры и других. Примеры профессий – водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.
  • «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности»
    За здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.

Классификация Дж. Голланда

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

«Реалистический тип»
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар).

«Интеллектуальный тип»
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

«Социальный тип»
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

«Конвенционный тип»
Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

«Предпринимательский тип»
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании – предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер.

«Артистический тип»
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Классификация Л.А. Йовайши

Литовский автор Л.А. Йовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям, таким образом, он выделил 6 сфер профессиональных интересов.

  1. «Сфера искусства» – профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
  2. «Сфера технических интересов» – речь здесь идет о практических видах деятельности. Круг этих профессий очень широк – производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
  3. «Сфера работы с людьми» – профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
  4. «Сфера умственного труда» – профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
  5. «Сфера физического труда» – профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
  6. «Сфера материальных интересов» – профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Рекомендуем вам пройти одну из методик: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж. Голланда, «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши. Это позволит Вам определить свой профессиональный тип и сделать первый шаг на пути профессионального выбора.

Читайте также: