Какие современные образовательные технологии применимы для ознакомления дошкольников с профессией

Опубликовано: 29.06.2024

Описание материала: Данный материал будет полезен всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. В статье раскрывается опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий.
Цель: Познакомить педагогов с современными образовательными технологиями, используемыми в работе с дошкольниками по ранней профориентации.
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, в нашем дошкольном учреждении, является метод проектов так как:
- основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию
- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности!
В рамках проекта «Профессии, которые прячутся» нашими педагогами были разработаны следующие проекты: «За кулисами театра», «Кто поможет балерине?», «Профессия парикмахера», «Как стать певицей», «Инспектор ДПС – кто он?», «Как стать спортсменом». Активными участниками проектов стали родители наших дошкольников.
Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Нашими педагогами широко используется «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр». Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и учения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком. Каким?
1. Четко поставленной целью обучения,
2. Соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Наши педагоги используют в своей работе 3D экскурсии («Путешествие в театр», «Путешествие на Красную площадь»).
Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, привить уважительное отношение к результатам чужого труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы в моей группе. В связи с этим я разработала цикл мероприятий по обогащению знаний о профессиях, целью, которых является:- сформировать у детей эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строила с учетом современных образовательных технологий.

В связи с сезонным периодом первоочередной задачей стала– сформировать у детей представления о сельскохозяйственных профессиях. С ранней весны дети активно участвовали в посеве семян, в посадке рассады цветов и овощей (томаты, картофель, капуста), в долгосрочном наблюдении и уходе за посадками на клумбах и в мини-огороде: поливах, прополках, рыхлении. Вознаграждением за труды был сбор урожая и приготовление ими же самими вкусного салата «Витаминная сказка».

В процессе практической трудовой деятельности дети поняли, какой нелегкий труд у сельских тружеников, насколько он необходим для каждого жителя в стране и как важно беречь его результаты.

Ознакомление ребят с трудом взрослых продолжалось на материале ближайшего окружения - с детского сада. Дети познакомились со всеми профессиями работников детского сада: заведующего, делопроизводителя, старшего воспитателя, мед.сестры, бухгалтера, завхоза, повара, прачки, сторожа, плотника, слесаря, дворника, электрика. Сотрудники д/сада презентовали свою работу, отвечали на детские вопросы.

Проведены экскурсии в близлежащие организации: аптеку, парикмахерскую, в библиотеку, в магазины, начальную школу и к строящемуся зданию (храм). В ходе наблюдений за трудом взрослых акцентировала внимание детей на процесс труда, на предметы и орудия труда, используемые взрослыми, на спецодежду и ее назначение, на уважительные взаимоотношения. Наблюдения дополняли художественным словом, рассказом. После экскурсии, рассматривая фотоальбомы, дети обменивались впечатлениями. Я создавала условия для реализации впечатлений в игровой и продуктивной деятельности.

Недостаточность знаний и представлений у детей о строительных профессиях, значимости их труда в обществе, нацелила на создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о строительных профессиях через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную, игровую).

Задачами, которых являются:

- активно стимулировать исследовательско- поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу детей.

- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

В работе я использую опыты, эксперименты, занятия-исследования, самостоятельную поисковую деятельность детей.

На базе ДОУ открыли группу «Город профессий», в которой создана опытно-экспериментальная мастерская, где работа направлена на наглядно-практический метод обучения.

С помощью моделирования, пиктограмм были созданы дома для трех поросят (из одноименной сказки) из разных материалов. При использовании новых технологий и опытно-экспериментальной деятельности дети усвоили знания о свойствах и качествах материалов, об их изменениях, (на примере цемента, состояние и превращение вещества

из жидкого состояния в твердое,) дети сделали соответствующие умозаключения, что каменный дом прочнее соломенного и деревянного.

Кроме метода моделирования в работе по ознакомлению строительных профессий я использовала: - лепбук: «Я б в строители пошел, пусть меня научат», который помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме;

- дидактическую игру кольца Луллия: «Кто построил этот дом», «Какая спецтехника помогает на стройке». Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект.

В играх и занятиях использовала технологии ТРИЗ.

Совместно с детьми изготовили:

-«Книжки-раскладушки» по алгоритмам: «Работы с профессиями», «От шалаша до небоскреба».

-схемы: «Какой, какая» по ознакомлению детей с профессиональными качествами строительных профессий, «Расскажи-ка», дети составляют описательные рассказы о строительстве дома.

-перфокарты: «Что необходимо человеку этой профессии?», «Мир невозможен без домов», «Из какого материала сделано?» Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.

Используя прием «Системный оператор» (модель анализа объектов),

изготовлены –пятиэкранки, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (строение). Выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться, предлагаем детям закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (будущее объекта).

В своей работе использую ИКТ: при закреплении пройденного материала дети играли в дидактические компьютерные игры: «4лишний», «Построй дом».

-Сделала подбор презентаций, видеофильмов, развивающих мультфильмов по теме: «Стройка».

-Создала банк документальных фильмов о стройке и виртуальных экскурсий по городам России: «Золотое кольцо», «Москва», «Хабаровск», «Комсомольск-на-Амуре», «Санкт-Петербург». При просмотре видеоматериала акцентируем внимание ребят на архитектурную уникальность строений, непохожесть городов.

Совместно с детьми создали из бросового материала макеты различных зданий, домов, парковых зон, детских площадок. Ребята учились видеть в обычной коробке, пластиковой бутылке, упаковочной форме прообраз будущего здания, беседки, бассейна, фонтана. Знакомила детей с декоративно-пространственным дизайном – ориентируя внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта. В результате был создан мини – музей - «Наш поселок» и макет города.

Следует отметить, что макет является центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжето - сложению на новый уровень, содействует общему развитию детей, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

Большая работа проводилась с родителями , они были незаменимыми помощниками во всех совместных мероприятиях. В сотрудничестве с ними использовались следующие формы работы:

- Анкетирование родителей : «Выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома».

- Родительское собрание «Роль профессиональной развивающей среды в ранней профориентации дошкольников»

- Консультации: «Роль игры в жизни ребенка», «Знакомство детей с профессиями взрослых», «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании», «Влияние игры на развитие ребенка»,

«Игра – это ведущий вид деятельности ребенка»,

«С детьми играть – ум, разум, душу развивать!».

-Разработали памятки для родителей:«По организации игровой деятельности детей дома»,«Чему обучается ребёнок в игре?»

- Рекомендации: «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего возраста через ознакомление с профессиями».

- Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, оформление альбомов.

-Организация экскурсий, наблюдений.

Анализируя, проведённую работу, я увидела, что использование системы мероприятий о мире профессий дало положительный результат. У детей сформированы конкретные представления о строительных профессиях, их связи с другими профессиями. Дети знают, какими качествами должен обладать специалист. Достаточно хорошие знания у детей о истории развития профессий, ее потребности и значение в наши дни.

Хорошие знания у детей и о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы. Считаем, необходимо продолжать работу по ознакомлению детей с современными профессиями и предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально- индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

3. Технология интегрированного обучения. Является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольномучреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

В инновационной проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.

Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.

так же, согласно возрастным особенностям детей в ДОУ могут быть обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д.

Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т. д.

Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками и т. д. игровыми центрами в группах.

Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России, на Кубани. Включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.

За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.

Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.

В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шофры», «Плыви, плыви, кораблик». Знакомство с профессиями произойдт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество лок у лесника

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.

Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети есть и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет мне задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Совместно с воспитанниками разыгрывались такие спектакли, как «Путешествие сумки на колесах», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко».

Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними,анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды.Например: зачем строителю каска, зачем шахтеру каска с фонариком, зачем повару фартук и колпак, зачем космонавту скафандр и т. д.

Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.

В течение учебного года можно проводить работу над проектами с ранней профориентации дошкольников «Кто откроет мир ребенку»

(профессия педагог) ; «Хлеб - всему голова» (профессии хлебороба)

«Хочу все знать» (профессии по охране природы, «Все профессии важны» (профессии наших родителей, «Кто всех нас вылечит» (профессия врача) и т. д

Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий. Так же значительно углубит знания дошкольников о профессиях; увеличит самостоятельную активность дошкольников; разовьет у воспитанников творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.

Воспитание активных граждан общества- очень важно. Развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.

Примеры дидактических игр по теме «Профессии»

Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет.

Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.

Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.

Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.

Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.

Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.

Обучающая (дидактическая) игра «Читаем вместе: Профессии» для детей от 3-х лет.

Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет. Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет. Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет. Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет.

Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.

Бумажная кукла с нарядами «Профессии» для детей от 5-ти лет.

Примерный перечень стихотворений по теме «Профессии»

Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.

Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».

Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.

Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофр. Сапожник. Пере-плтчица. Портниха. Монтр. Строители.

Ладонщиков Г. Звездочка.

Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.

Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?

Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стпа-милиционер. Жонглр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?

Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.

Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Рубанок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофром. Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?

Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.

Родари Дж. Пожарный. Человек на подъмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремсла? Какого цвета ре-мсла?

Собакин Т. Будущая профессия.

Усачв А. Поливальная машина.

Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лтчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник

Чуковский К. Айболит.

Примерный перечень картин по теме «Труд человека»

Алексеев А. Смоление сетей, Амангельдыев А. Ковровщицы

Базылев Н. Экскурсия на завод, Бальзамов С. Передовая работница

Белых А. Мостостроители, Дега Э. Танцовщицы на репетиции

Дельфтский Я. Кружевница. Жанков Г. Следователь

Жемерикин В. Дорожники, Журавлев В. Сад

Зайцев А. Ловцы креветок,Зайцев А. Подпаски

Заринь И. Какая высота, Звиедрис А. К. Величие труда

Знак А. Инспектор ГАИ. Кузнецов Н. На винограднике

Маковский В. Дети в мастерской художника. Мальцев М. На вахте

Милле Жан Франсуа. Сборщицы колосьев. Мясоедов Г. Страдная пора (Косцы)

Пластов А. Ужин трактористов, Попова З. Хороший улов

Проказов Б. Первый утренник,Проказов Б. Сенокос

Репин И. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне, Рыбин П. На молочной ферме

Семячков П. Рыбаки, Середин И. Пограничник

Харитоненко Е. Электросварщица, Цветков В. Птицеферма, Яблонский Т. Хлеб.

Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми» Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие образовательные технологии» Консультация для родителей «Здоровьесберегающие образовательные технологии» В работе используются элементы здоровьесберегающей технологии.

Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования Консультация с педагогами ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий, элементов проблемного обучения. Тема: «Современные.

Консультация «Современные образовательные технологии в ДОУ» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Квест по ранней профориентации для старших дошкольников «Путешествие в город мастеров» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 155» КВЕСТ Тема: «Путешествие в город Мастеров» Старший дошкольный.

Отчет по самообразованию педагога «Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников» Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением.

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий» МКДОУ детский сад №1 г. Россоши Воспитатель: Зуйкина О. В. Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной.

Современные образовательные технологии Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Современные образовательные технологии в ДОУ Использование технологий является одним из приоритетов образования Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем Занятия строятся.

Группа "Теремок"

Цель: Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители). СЛАЙД №2

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

В группе стараемся создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для этого в группе оформлены специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.

Фото центров (цент для с.р. игр выносной оформить без детей) СЛАЙД №3-4

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности.

(рассказать о проекте несколько примеров) СЛАЙД №5

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада. При проведении образовательной деятельности с воспитанниками используем различные средства и формы работы, постоянно стараемся менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность детей. Используя традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы: СЛАЙД №6

- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

- различные виды игр;

- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

- чтение художественной литературы;

- решение проблемных задач и ситуаций;

- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях, имитационные упражнения);

- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

- разработка и составление алгоритмов;

- творческое моделирование и проектирование.

Стараясь самое главное не забывать: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. СЛАЙД №7-8

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Профессии», «Что будет, если…» и т.д.. (фото дидактических игр) СЛАЙД №9-10

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами. (фото игр) СЛАЙД №11-12

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда. (фото мастер-классов, экскурсий) Дети знакомятся с профессиями: экскурсовод, пожарный, кассир, хореограф. СЛАЙД №13-14-15-16

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Что же может быть проще. Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию! Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. СЛАЙД №17-20

Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания, и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

В работе с детьми используем алгоритмы. Алгоритм позволяет детям конкретно, последовательно рассказать о какой либо профессии. Тем самым развивается и активизируется речь ребёнка. СЛАЙД №21-22

Технология творческого моделирования и проектирования включает в себя все образовательные области и все виды детской деятельности.

СЛАЙД №23-29

Знакомимся также с современными профессиями: IT- специалист, стоматолог, актёр.

Ведь главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

В работе с детьми продолжаем тему профориентации, на данном этапе создаем электронную базу презентаций, видеофильмов, подбор интерактивных игр по теме «Люди, прославившие нашу страну».

СЛАЙД №30-31-32-33-34

(знакомство с профессиями космонавт - Ю.А.Гагарин; конструктор – Михаил Тимофеевич Калашников; полководец – Георгий Константинович Жуков)

Для родителей на сайт группы выкладываем ссылки видео ролики, виртуальные экскурсии, по данной теме.

Цель: Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители).

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. (фото сюжетно-ролевых игр: больница, магазин, парикмахерская, автобус)

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Профессии», «Что будет, если…» и т.д.. (фото дидактических игр)

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. (фото драматизаций)

Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару фартук и колпак ?, зачем космонавту скафандр и т.д. (фото игр с куклами)

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами. (фото игр)

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда. (фото мастер-классов, экскурсий)

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности.

Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию! Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада. При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

- различные виды игр;

- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

- чтение художественной литературы;

- решение проблемных задач и ситуаций;

- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения вразличных ситуациях, имитационные упражнения);

Читайте также: