Как называется профессия копателей

Опубликовано: 01.07.2024

Копайте глубже

В России копают — тысячи людей разных возрастов, социальных групп и достатка; студенты, юристы, чиновники, бизнесмены. Их объединяет интерес к изучению истории страны и родного края. А еще — стремление пополнить нумизматические коллекции царскими монетами, которые имели широкое хождение и потому мало интересны археологам. Позиция при этом большинства ученых такова: дилетанты не должны мешать развитию исторической науки, всех копателей надо преследовать по закону.

О темной и светлой стороне любительского копа «Э-У» рассказывает копатель, директор одной из екатеринбургских юридических компаний Алексей Силиванов:

— Я сразу предлагаю разграничить понятия. Есть черные археологи: они заведомо ищут древности — периода Средневековья и более ранних времен. А есть копатели: их интересуют монеты (они появились на Урале со времен Петра Первого), и их можно скорее назвать краеведами. Я сам из таких. Лет десять назад у меня появился металлоискатель, мне стало интересно, я поехал куда-то на край деревни, на место бывшей ярмарки и стал искать монетки.

— Много таких копателей в России?

«Поклевка» до 30 сантиметров

— Вы как-то организованы?

— Лет десять-одиннадцать назад появились первые доступные металлоискатели, тогда же широкое распространение получили профильные интернет-ресурсы. В Екатеринбурге был создан соответствующий форум, на котором люди общались. Он существует и сегодня. В России по этой тематике несколько крупных форумов и огромное количество мелких.

— Металлоискатели дорогие?

— Оборудование разное, стоит от 5 до 70 тыс. рублей. Металлоискатели подороже берут на большую глубину, хорошо отличают цветные металлы от черных, способны определять размер предмета. Конечно, если ты найдешь танк на глубине трех метров, у тебя прозвенит любой металло­искатель. Но если ты ищешь монетку, то эффективная глубина поиска с помощью металлоискателя — до 30 сантиметров. Глубже — пока невозможно.

— Люди каких социальных слоев занимаются копом? Это хобби или источник заработка?

— В первую очередь этим увлечены нумизматы. Они копают монеты для пополнения своих коллекций. Это люди, близкие по духу. Здесь как на рыбалке. Никакой конкуренции не существует, все с удовольствием встречаются, общаются, может быть, не раскрывая места, где находят монеты.

Денег на этом занятии не заработаешь. На бензин, еду, машину потратишь гораздо больше, чем выручишь с продажи найденных монет. Но ты проходишь на свежем воздухе по нескольку десятков километров в день, занимаешься физическим трудом. Это создает тебе хорошее настроение, расслабляет после работы. Ну и понятно, что находки всегда приятны.

— Откуда черпаете знания о том, где и что копать?

— Нам известна история заселения этих мест. Мы знаем, где располагались деревни, где создавались заводы в конце XVII — начале XVIII веков, вокруг них возникали поселки. С XVIII века есть карты, где обозначены места поселений. Многие музеи сейчас оцифровывают картографические материалы, их можно найти в интернете.

— А более ранние поселения?

— Это уже сфера интересов черных археологов. Если говорить о конкретных местностях, то есть списки археологических памятников, где ни в коем случае нельзя копать без открытого листа, выдаваемого учеными. Эти перечни памятников истории культуры, как правило, содержатся в соответствующих постановлениях органов власти. Однако там информация далеко не полная.

У ученых-археологов свои списки, но они не находятся в публичном пространстве. Копатели, которые ищут в местах с большой степенью вероятности содержащих археологические объекты (ранний железный век, средневековье), поступают противозаконно, тут я археологов полностью поддерживаю.

 021_expert-ural_36_1.jpg Фото: Елена Елисеева

Ширпотреб вне закона

— Сколько стоят монеты, которые находят копатели?

— На Урале можно найти монеты послепетровской эпохи. Как правило, попадаются медные, но найти даже их в хорошем состоянии очень сложно. Иногда за сезон ничего хорошего не попадается. Царские монеты продаются от 10 до 300 рублей за штуку в зависимости от состояния. Но это ширпотреб. Из-за того, что сейчас люди активно пользуются металлоискателями, медных монет выброшено на нумизматический рынок большое количество. При желании их можно покупать ведрами.

— Как копатели находят покупателей?

— Лично мне покупатели не интересны, я монеты прикрепляю на планшеты и дарю знакомым. Иногда обмениваюсь. В Екатеринбурге есть известные места, где продают монеты. Раньше на Вайнера, сейчас возле Уральского экономического университета. Монетами торгуют и на блошиных рынках. Есть антикварные лавки, нумизматические. Люди, которые этим занимаются профессионально, знают своих продавцов и покупателей. Монеты действительно хорошие, как правило, уходят в Москву.

— Как деятельность копателей регулируется российским законодательством?

— В 2013 году был принят федеральный закон, который поставил копателей фактически вне правового поля. Он ввел понятие культурно-исторического слоя. Это слой старше ста лет. А сто лет — это предреволюционный период. Фактически всю царскую Россию поставили вне закона. То есть человек, который нашел царскую монету, обязан заявить о находке объекта археологического наследия. И специальные органы должны заниматься исследованием находки. Копатели к этому относятся негативно, как к какой-то причуде законодателя. Потому что одно дело, когда ты находишь древности возрастом несколько тысяч лет, и совсем другое, когда это вещь начала XX века, которая в общем-то не представляет никакой ценности для ученых, это ширпотреб. Археологов период поздней царской России абсолютно не интересует. Монеты этого времени — массовый материал, его можно найти тоннами.

Пару лет назад поймали человека, который пытался вывезти из России какую-то царскую серебряную монету, рыночная цена которой 500 рублей. Его задержали за вывоз культурных ценностей, завели уголовное дело. Но ведь антикварный и нумизматический рынок все равно существует, не первый год и не последний. Поэтому отношение копателей к такого рода законам — как к способу перераспределения благ: те, кто имеет возможность нахапать себе что-то получше, пытаются забрать это у других. Вряд ли такой закон является реальной защитой культурных ценностей от разграбления. Сказав, что копать нельзя, законодатели создали врага, успокоили часть научного сообщества, но так и не определили четких критериев, что можно делать, а что нет.

История принадлежит народу

— Вы пытались установить нормальные контакты с археологами?

— В свое время у нас были попытки наладить общение с музеями. Их сотрудники просили нас: если будут археологические находки, сообщайте нам. Это ничем не закончилось. Если копатель заведет дневник и там укажет, что в таком-то месте нашел какую-то старую бляшку, он, по сути, подпишет себе приговор. Да и представители археологического сообщества в большинстве своем относятся к копателям враждебно.

Законодательной базы для конструктивного диалога сегодня не существует. Я думаю, дай копателям возможность вести полевые дневники, сообщать археологам о находках и оставлять себе предметы, не представляющие культурной ценности, они бы согласились на такой механизм взаимодействия. И информационная база у археологов значительно бы разрослась. Я знаю пример, когда одному из копателей в Челябинской области стали попадаться элементы ремней, упряжи. Он с помощью знакомых связался с археологами, и оказалось, что открыл памятник, по сути, всероссийского значения. Памятник характеризовал миграцию людей в период средневековья, это была наслоенка из разных народов. Один из уважаемых археологов сказал, что такой памятник искал всю жизнь, копает этот памятник уже лет пять и выражает огромную благодарность за то, что ему об этом сообщили. Это пример конструктивного сотрудничества — никто никого не наказал, археологи получили доступ к уникальному памятнику, до которого при ином подходе они, может, не добрались бы.

 022_expert-ural_36.jpg Фото: Елена Елисеева

— Выпуск в 2010 году альманаха «Домонгол» — тоже пример конструктивного сотрудничества?

— Как раз наоборот. Это был период неопределенности с точки зрения законодательства. Существовал всероссийский интернет-форум, где собралась группа единомышленников. И они начали искать по всему интернету информацию о случайных археологических находках с целью опубликовать данные и ввести в научный оборот. Ведь в чем проблема? Ученые говорят: то, что выкопано и не введено в научный оборот, пропало для науки. Вот для того, чтобы не пропало, издатели альманаха попытались найти смычку между археологами и копателями, опубликовать информацию об этих находках. Люди вытаскивали на свет то, что где-то у кого-то появлялось. Но было издано всего несколько номеров «Домонгола». Ходили слухи, что этот альманах археологи преподнесли чуть ли не президенту — вот чем занимаются проклятые черные копатели.

В итоге через несколько лет вышел закон, существенно ужесточивший все отношения, связанные с археологическими находками.

А альманах очень интересен. Здесь есть статьи, цветные фотографии находок — это наконечники, образцы ранней христианской пластики, крестики, лунницы, монеты, элементы оружия, птицевидные идолы. Наверное, с точки зрения ученых публикации где-то наивные. Но люди писали это искренне и с большим интересом.

Сами археологи ничего подобного не издавали. Официальные археологические исследования проводятся очень давно, находят очень много. Но где оно все? Когда я приезжаю в любой город, первым делом иду в краеведческий музей. Как правило, там убого. Есть отдельные экспонаты, все остальное где-то хранится. Где, в каком состоянии, кто за этим следит? Археологи обнаружили находку, описали ее в научной статье и все. Такие находки — это не картины великих художников, их списать намного проще. Отметить, что сожрала ржавчина, и спокойно забрать себе.

— Значит, отношение к копателям со стороны ученых однозначно отрицательное?

— Да. Некоторые мои знакомые участвовали в научных конференциях. Процентов 20 — 30 ученых воспринимают информацию благодушно, но остальные кричат: гоните этого черного копателя, у него нет исторического образования, чего мы его слушаем? А я считаю, что история должна быть ближе к народу, и не только к тому, который имеет соответствующее образование.

Простые любители готовы вкладывать свои ресурсы и время в изучение родного края. И нужно создавать законодательную базу для формирования частных музеев. Потому что у людей имеются коллекции древностей, но нет возможности ими похвастать. Уверяю, люди будут бесплатно пускать туда всех желающих. Сейчас такой возможности у них нет, потому что это противозаконно, и есть риск, что государство попытается отобрать коллекции.

За сотрудничество без металлоискателя

— Ужасающая ситуация с деятельностью черных копателей характерна не только для российской археологии, но и для зарубежной тоже. Происходит разрушение археологических памятников, изъятие из культурных слоев отдельных предметов, наиболее ценных с точки зрения черных копателей. Это в основном изделия из металла. Тем самым происходит нарушение целостности археологического комплекса. Со стороны государственных органов делаются какие-то шаги, но они не очень действенные.

На мой взгляд, с юридической точки зрения будет чрезвычайно сложно разделить «нумизматов» и черных копателей. Потому что даже если введут по этому поводу какой-то законодательный акт, черные копатели будут прикрываться им и называть себя «нумизматами».

Археологи не согласны на такой механизм взаимодействия, когда копатели сообщают ученым о находках, оставляя себе нечто якобы не интересное для науки. Только специалист-археолог, который имеет соответствующее образование и опыт полевых работ, может определить значимость и ценность того или другого артефакта.

А что касается обнаружения новых археологических памятников, со стороны государства и местных органов власти должно быть соответствующее финансирование для того, чтобы эти памятники были выявлены, поставлены на учет и взяты под охрану. И тогда не нужно будет привлекать черных копателей, чтобы они для науки и общества находили новые памятники археологии. Это дело специалистов.

Конечно, хорошо, когда копатели сообщают нам об обнаружении нового археологического объекта. Но каким образом он был открыт? С помощью металлоискателя и лопаты? Вот если исключить эти элементы, то любой археолог был бы благодарен. Есть любители старины, краеведы, с которыми официальная наука, безусловно, должна сотрудничать. И мне довольно часто приходят письма о том, что в обнажении какой-то реки обнаружены кости мамонта либо размывается какой-то могильник. Вот за такого рода информацию мы благодарны. Но я лично никогда не признаю попытки обнаружения археологических памятников неспециалистами.

Главная картинка статьи Что это за профессия – землекоп?

Землекоп – это рабочий, который участвует в земляных работах. Чаще всего они привлекаются для работы на котлованах, в траншеях и тоннелях. Их услуги также необходимы при сооружении колодцев и строительстве фундаментов, создании искусственных водоемов.

Его деятельность – это ручной труд. К примеру, вручную производится заготовка дерна. Также ему необходимо проводить погрузку и выгрузку грунта, засыпать его в траншеи, разрыхлять его, копать ямы и кюветы для различных сооружений.

Рабочий может работать как с электрифицированными инструментами, так и ручными (например, лопата). Стоит отметить, что и том, и в другом случае важно проверять состояние инструментов. Так, рукоятки лопат, кувалд, кирок должны быть гладко обработаны и заклеены специальными клиньями.

Кроме работы непосредственно с землей, в обязанности рабочего входят создание временных водоотводных сооружений, дренажей, фильтров в колодцах. Он должен уметь менять крепления, если в них обнаружен дефект.

Для эффективной работы землекопу необходимо знать все свое оборудование, какие особенности в его использование, правила безопасности. Важно уметь различать виды грунта, его свойства, как они могут менять при воздействии внешних факторов.

Землекоп должен знать и уметь применять различные методики по оттаиванию грунта, его уплотнению, по снятию плодородного слоя почвы.

В своей трудовой деятельности землекопу не раз придется иметь дело с колодцами и трубопроводами, поэтому он должен знать правила по их созданию и функционированию.

Для работы землекопам должны быть предоставлены униформа и специальная обувь, а также весь необходимый инструментарий, включая хорошее освещение на всем периметре работы. При плохой видимости земляные работы проводить категорически запрещено. При этом оборудование для освещения должно быть расположено так, чтобы не ослеплять рабочих.

У данной профессии есть несколько вариантов карьерного роста. Самый простой – это развиваться как специалист, повышать уровень своей квалификации, учиться использовать в работе специальную технику для проведения земляных работ. Другой же – пойти по административному направлению: стать сначала бригадиром рабочих, потом занять более высокую руководящую должность или же начать собственное дело.

Профессия землекоп

Источник фото: karlyukav/freepik

Где выучиться профессии землекоп?

В большинстве своем для землекопа достаточно иметь аттестат об общем среднем образовании. Однако же есть некоторые виды работы, которые требуют наличия профессионального образования.

В связи с этим можно либо поступить в специализированное учебное заведение, либо пройти курсы в учебных центрах по программе «Землекоп».

В любом случаем для повышения уровня квалификации необходимо будет проходить специальные курсы, где он изучает основные положения профессии, повышает свой уровень знаний, узнает о новых методиках ведения земляных работ, а также о новом оборудовании. По завершению обучения ему выдается квалификационное удостоверение.

Разряды профессии землекоп

В профессии существует все пять разрядов.

Землекоп 1 разряда берет на себя все подготовительные работы: рыхление грунта, погрузка и выгрузка материалов, разравнивание грунта. Также он может засыпать грунтом траншеи и трубопроводы.

Землекоп 2 разряда работает с тяжелым грунтом в котлованах и траншеях. Также он выполняет работы по погрузке, оттаиванию мерзлого грунта с помощью специального газа, уплотнению грунта. Рабочий устанавливает водоотводные сооружения, мостики и информационные материалы, которые предупреждают об опасных зонах проведения земляных работы.

Землекоп 3 разряда применяет в своей работе специальное оборудование – это пневматические и электрифицированные инструменты. Основное направление его работы – это мерзлые грунты. Он знает способы их обработки, особенности.

Землекоп 4 разряда работает в опасных зонах. Он может вручную разрабатывать траншеи и котлованы, которые находятся в сыпучих песках или текучих грунтах, менять изношенные или деформированные крепления. Ему необходимо знать, как устроены колодцы, каким образом функционируют в них фильтры.

Землекоп 5 разряда используем в своей работе пневматический инвентарь. Также он может заниматься распределением местоположения объекта на плане. Знает, каким образом необходимо проводить посадку опускного колодца.

Личностные качества рабочего землекопа

Качества землекопа

Источник фото: freepik

Поскольку данная специальность подразумевает выматывающий физический труд, то профессию принято считать «мужской». Таким образом, работодатели видят в качестве землекопа физически сильного, выносливого человека с хорошим глазомером.

Кроме того, к индивидуальным особенностям представителей данной профессии стоит отнести внимательность, осторожность и пространственное мышление.

У профессии землекоп есть и ряд медицинских противопоказаний. Начать карьеру в этой области не получится у лиц, которые страдают гипертонией, сколиозом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, бронхиальной астмой или хроническими заболеваниями суставов.

Уровень заработной платы профессии землекоп

Минимальный уровень заработной платы у профессии землекоп составляет около 10 000 рублей. В среднем по стране специалисты зарабатывают 30 000 рублей. При этом самыми высокооплачиваемыми регионами являются Москвы и Республика Карелия. Так землекопы могут рассчитывать на заработную плату в районе 40 000 рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии землекоп

У данной специальности можно выделить ряд положительных моментов:

обучение непосредственно на производстве;

перспективы карьерного роста;

опыт в строительной отрасли и возможность получить более высокую квалификацию;

Юга.ру продолжают цикл интервью с представителями редких и интересных профессий. На этот раз журналист встретился с копальщиком, который работал на Славянском кладбище в Краснодаре. На условиях анонимности он рассказал о том, как можно попасть в мортальный бизнес, о делении Славянского кладбища на христианскую, мусульманскую и цыганскую части и мародерах.

Мортальный бизнес очень закрытый, в него просто так не попасть. Вы видели когда-нибудь вакансии Славянского кладбища? Я — нет. Обычно устраивают своих родственников те, кто уже работает в структуре. Так было и со мной: я искал работу, и мне предложили должность копача, официально — организатор похорон. Это хлебная работа, я согласился и проработал там год. Ушел, потому что здоровье перестало позволять.

На Славянском кладбище работает несколько бригад копачей. Я приходил к девяти утра, и первым делом мы с мужиками пили кофе, это обязательный утренний ритуал. Бригадир выдавал расписание похорон на день и карту кладбища, и мы начинали работу. Выкопали одну яму — поехали на следующую. За день может быть две-три, а может — 15. Рабочий день заканчивается с заходом солнца.

Задача копача — выкопать и обрамить яму, заколотить гроб, опустить его в яму, закопать и установить крест и венки. Если на участке много свободного места, то яму копают трактором, но обычно все-таки вручную. Одна яма стоит 500 рублей. Есть услуга ВИП-похороны — это когда все как в американских фильмах: гроб опускают с помощью лифта в идеальную яму, все проходит очень чинно и благородно. На одну ВИП-яму бригада из 5–7 копачей тратит 2,5–3 часа, а на обычную яму — 30 минут. Отличие в том, что ВИП-яму аккуратно обрамляют под параметры гроба: 90 см в изголовье, 40 см в ногах и 2 метра в длину.

За работу могильщика держатся, но физически она трудная. Особенно сложно копать после дождя, когда земля мокрая и скользкая, на лопату берется комьями. Копаешь всегда двумя лопатами: штыковой вскапываешь, а совковой выгребаешь из ямы. Обычная лопата, как с огорода, — это штыковая. Не верьте, что зимой в Краснодаре сложнее копать из-за мерзлой земли, — у нас не бывает таких холодов.

В этом деле работают мужчины лет 25–35, самому старшему из тех, кого я знал, было 40, младшему — лет 19. Можно дослужиться до бригадира или перейти на другую должность в структуре кладбища. Оплата сдельная, сколько выполнил — столько и заработал. В среднем получается 25–30 тыс. рублей в месяц. Я работал неофициально, но многие оформлены по Трудовому кодексу.

Копачам после похорон дают пакеты со спиртным и закуской — помянуть. За день собирается три–пять пакетов. Многие безбожно пьют во время смены и после работы, особенно в холода, чтобы согреться.

Пару раз слышал, что находили старое захоронение, пока копали могилу. В офисе неправильно скоординировали, и ребята выкопали яму на старом месте. Поверх, конечно, хоронить не стали, просто зарыли обратно. Это была заброшенная могила без опознавательных знаков — ни памятника, ни оградки. Таких на кладбище много.

На кладбище часто можно увидеть цыганскую свадьбу — невеста, огромный накрытый стол, песни, музыка

могильщик

Был еще случай. Женщина похоронила мужа, соседняя могила была заброшена, и она просто сделала самозахват — поставила оградку на две могилы, стала ухаживать за этой землей и договорилась, чтобы ее похоронили именно там, рядом со старым захоронением. Это не повсеместная практика, чаще пожилые люди с достатком покупают место сразу на двоих: одного хоронят, а второе место ждет своего покойника.

По закону место на кладбище должно предоставляться бесплатно, и похороны должны обойтись тысяч в пять, максимум — в десять. Фактически скромные похороны выходят тысяч в 80. Увезти покойника с места (то есть из дома, не из больницы) в морг стоит 6 тыс. рублей, хотя должны делать бесплатно. Только места продают по 25 тыс. рублей, а с учетом того, что кладбище закрывается и земля заканчивается, — еще дороже. Места в «почетке», где хоронят деятелей искусства, депутатов, военных, стоят по 100 тыс. рублей. Это часть кладбища у самого входа от трамвая.

С прейскурантом МУП «Ритуальные услуги Краснодар» можно ознакомиться на официальном сайте организации.

Расчет на то, что человек, потерявший близкого, находится в стрессе. Кроме того, похороны нужно организовать быстро, обычно на третий день после смерти. В такой ситуации никто не хочет скандалить. Администрация кладбища просто скажет: «Мы не будем хоронить, до свидания». Морг тоже долго держать тело не будет. Это устоявшаяся система, которая хорошо зарабатывает.

Кладбище переполнено, и его много лет пытаются закрыть. Об этом шла речь еще году в 2011-м, но продолжают хоронить до сих пор и любыми путями находят новые места. [В 2015 году Юга.ру информировали, что Славянское кладбище заполнено на 98%. В 2004 году Юга.ру сообщали, что городской погост планируется расширить за счет территории старых садов агрофирмы «Солнечная» и территории в Комсомольском микрорайоне.] За эти семь лет кладбище разрослось очень сильно. Представьте, сколько могил появляется даже не в год, а просто в месяц — 150, 200, 300? Цену выше — и хоронят. Сейчас кладбище обнесли бетонным забором, за его границы уже не выйдет. Дохоронят на тех местах, которые найдут внутри, и лет через десять закроют кладбище.

Я считаю ошибкой то, что людям разрешили высаживать деревья на кладбище. Дерево, когда разрастается, корнями поднимает и ломает памятники, оградки.

На навигаторе кладбища нет — это просто поле. И вообще, планировка — больной вопрос. Каждому работнику выдают карту, чтобы можно было ориентироваться. Посетителям таких карт не полагается, только на въезде висит большой план. Обычно люди запоминают дорогу к месту, но если не знаете, куда идти, можно обратиться к сотруднику кладбища, и вам объяснят, где находится нужный участок. Пару лет назад установили маленькие таблички с номером квартала и участка.

Кладбище делится на христианскую зону и мусульманскую, и есть еще цыганская территория внутри Славянского. Христианские и мусульманские захоронения отличаются тем, что у христиан памятник и крест ставят в ногах, чтобы во время Второго пришествия человек мог взяться за крест и подняться. По мусульманской традиции хоронить полагается в ковре сидя, но я не знаю, выполняется ли это. Мусульманская часть — это отдельный «кубик» в конце кладбища, ближе к объездной. Цыганская часть — при въезде с ул. 4-я линия с правой стороны, но попасть туда просто так нельзя, калитка заперта на замок. Цыгане хоронят покойного и все имущество, которое он нажил, — драгоценности, дорогой сервиз, столовое серебро, шубы и вещи, которые были дороги покойному. Ямы бывают разного размера, например, 5х6, 7х8, зависит от того, много ли нажил покойник. После этого яму заливают бетоном, чтобы добро не растащили, и ставят на этом месте надгробие, памятник, беседку с крышей. То есть у цыган нет наследства, каждый должен выживать своими силами. Родственники покойного обязаны приходить на могилу на все дни рождения и праздники. Здесь часто можно увидеть свадьбу — невеста, огромный накрытый стол, песни, музыка.

На кладбище нет ни одного фонарного столба, вообще нет освещения. Круглосуточно открыты все входы, кроме того, что со стороны ул. Красных Партизан. По ночам никто не пытается пробраться. Изредка приходят вандалы и компании, чтобы гулять и веселиться. Охраны нет, только патрульная машина может проехать раз в вечер по главной аллее.

В поминальные дни на кладбище приходят целые семейства цыган, они проходят по всем участкам, собирают еду в огромные сумки и увозят на машинах. Люди их не пугают. Если кто-то стоит у могилы, они к нему подойдут и попросят помянуть, желательно деньгами. В обычные дни за поминальной едой приходят бездомные.

Копачи забивают гроб и каждый раз видят покойника. Это тяжело морально, но через месяц-два привыкаешь и просто делаешь свою работу. Единственное, к чему я не смог привыкнуть, — маленькие гробы для детей. Рабочие свыкаются настолько, что могут нести гроб из столярного цеха на обтяжку и шутить по пути. Невозможно все время поддерживать траурное настроение, но, конечно, при родственниках покойных никто не шутит, кроме отдельных наглых личностей.

Диггеры (англ. Diggers , «копатели»), самоназвание — «истинные левеллеры» (англ. True Levellers ) — возникшее в 1649 году движение сельской бедноты в годы Английской революции, выступавшее против частной собственности, в первую очередь, против частной собственности на землю. Диггеры действовали мирным путем: они стали вскапывать общинные земли, орудуя лопатами (откуда и появилось название «диггеры» — «копатели»), и призывать других бедняков последовать их примеру. Они рассчитывали привлечь к движению тысячи людей и перейти к новому общественному строю, в котором не было бы частной собственности. Руководителями диггеров были Джерард Уинстенли и Уильям Эверард.

Первым памфлетом, непосредственно выражавим идеи диггеров был «Новый закон справедливости», написанный идеологом и руководителем диггеров Джерардом Уинстенли. В «Новом законе справедливости», опубликованном в дни суда над Карлом I, развивались идеи предыдущих трактатов Уинстенли и других памфлетов, в том числе изданий сельских левеллеров «Свет, воссияший в Бекингемшире» и «Ещё больший свет, воссиявший в Бекингемшире». В своём новом памфлете Уинстенли говорил о том, что не должно существовать частной собственности, земля должна быть общей. Обосновывая такую позицию, Уинстенли ссылался на некое божественное знамение — услышанные им слова: «Вместе работайте и вместе ешьте свой хлеб, поведай это всем!» Он считал, что после устранения монархии и власти лордов должно последовать уничтожение в несправедливости в распределении земель, но поскольку этого не было сделано, надо начинать работать вместе на пустующих земельных участках, которых в Англии огромное количество. Но отнимать земли и собственность силой нельзя, считает Уинстенли. Он пишет, что разрушение старого мира (а ведь он считал, что когда все люди станут работать вместе, это будет совершенно иной мир, в котором не будет места гордости и злобе, «никто и не пожелает иметь больше, чем другие, или быть господином над другими, или требовать чего-либо себе лично») не должно осуществляться «путём войн, указов или руками людей», но «Господь один будет целителем, и восстановителем, и подателем Нового закона справедливости». Уинстенли предлагает жить каждому человеку по собственному разумению, а не следовать чьим-либо указаниям (в том числе церкви); полностью отказаться от частной собственности; отказаться от господства одних над другими, уничтожить тюрьмы, прекратить бичевания и казни.

8 апреля 1649 года на пустоши у подножья холма св. Георгия недалеко от местечка Кобхэм, в графстве Суррей поселилась первая группа диггеров, начавшая распахивать и раскапывать до того никогда не возделывавшуюся землю. Их действия вызвали такой переполох среди местных джентльменов и крупных фригольдеров, что некий Генри Сандерс счел нужным 16 апреля донести о происшедшем непосредственно Государственному совету. «Сборище людей во главе с отставным солдатом Эверардом,— доносил Сандерс,— пришли на холм св. Георгия и начали копать землю, засевая ее пастернаком, морковью и бобами. В пятницу их было от 20 до 30 человек. Проводя весь день в работе, они приглашают всех прийти к ним на помощь, обещая пищу, питье и одежду. Они говорят, что спустя десять дней их будет 4—5 тысяч».

Это мирное выступление вызвало страх у местных лендлордов и фригольдеров, которые обратились с жалобой в правительство. Тогда испуганный Государственный совет отдал распоряжение генералу Ферфаксу разогнать «незаконное сборище» «беспорядочных и мятежных людей», действия которых могут «нарушить мир и спокойствие республики». Когда же к холму св. Георгия подошли два кавалерийских эскадрона, диггеры спокойно ушли по требованию офицера, который сообщил Ферфаксу о мирных намерениях диггеров. На следующий день Эверард и Уинстенли встретились с Ферфаксом (и шокировали его уже тем, что не сняли шляпы) и объявили ему основные принципы движения.

Вскоре был опубликован манифест диггеров «Знамя, поднятое истинными левеллерами…». В нем мы встречаем те же идеи, что и в других памфлетах диггеров: мысль о земле как «общей сокровищнице», критика частной собственности, обличение лендлордов. Кроме того, в памфлете излагается критика существующих в стране порядков, критика власти, разочаровавшей население. Как и в других документах диггеров, в манифесте постоянно встречаются ссылки на религиозные тексты.

Стоит добавить, что от диггеров стали решительно открещиваться левеллеры: отмена частной собственности противоречила их идеям, она отпугнула бы большинство сторонников левеллеров среди мелких собственников. Такие мелкие собственники очень активно мешали диггерам в строительстве общины — постройки их были несколько разрушены, а уже в мае произошёл разрыв с Эверардом, и Уинстенли остался почти что единственным идейным вдохновителем движения.

В июне появилась диггерская «Декларация бедного угнетённого народа Англии», подписанная 45 лицами, в том числе и Уинстенли, который, по всей видимости, и был автором этого памфлета. «Декларация» была призвана разъяснить намерения диггеров. В ней опять говорится о незаконности существования частной собственности и объявляется о том, что люди обрели смелость противиться потомкам людей, захвативших их землю. При этом диггеры всё же не шли дальше обработки общинных земель, считая, что нельзя действовать оружием, надеясь победить любовью и «христианским духом». Но часть колонии была сожжена солдатами, а затем разрушать её пришли местные фригольдеры. Уинстенли пишет Ферфаксу, совсем недавно обещавшему не трогать диггеров и обеспечить им некоторую свободу, пытается ещё раз рассказать о сути колонии, пробудить совесть в сердцах офицеров. Издаётся декларация о действиях фригольдеров. Но диггеры остались неуслышанными. Более того, фригольдерами был подан иск в местный суд. Суд шёл с невероятным количеством нарушений: обвиняемым даже ни разу не дали слова. Диггеров приговорили к штрафам, которые взыскали коровами, а Биккерстафа заключили в тюрьму. Уинстенли подал жалобу в палату общин, но члены палаты были заняты «более важными делами». Осенью Уинстенли опять приговаривают к штрафу.

В 1650—1651 годах продолжаются выступления диггеров, хотя им активно противостоят лендлорды, зажиточные крестьяне, чиновники, что отражено в памфлете «Новогодний подарок парламенту и армии». Все же движение диггеров растет и распространяется, по меньшей мере, в 8 графствах (помимо Суррея). Однако выступления диггеров раздражали лендлордов и из-за их активного сопротивления к концу 1651 года движение «истинных левеллеров» было полностью подавлено. В 1652 году Уинстенли публикует свой наиболее значительный труд, «Закон свободы», в котором наиболее развернуто излагаются его идеи и нарисована картина устройства мира, которая согласно Уинстенли должна быть воплощена в жизнь. Здесь встречаются последние упоминания о диггерах как о действующем крестьянском движении.

Литература

  • Павлова Т. Народная утопия в Англии XVII века. Представления о социальной справедливости. М.: ИВИ РАН, 1998. ISBN 5-201-00507-1
  • Павлова Т. Закон свободы. Повесть о Джерарде Уинстэнли. М.: Политиздат, 1985. — (Пламенные революционеры).
  • Павлова Т. Уинстэнли. М.: Молодая гвардия, 1987. — (Жизнь замечательных людей). ISBN 5-235-00009-9
  • Английская буржуазная революция XVII века / Под редакцией академика Е. А. Косминского и кандидата исторических наук Я. А. Левицкого. — М .: Издательство Академии наук СССР, 1954. — Т. I. — 494 с. — 10 000 экз.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Копатели" в других словарях:

Goober-grabbers — «копатели арахиса» прозвище жителей штата Джорджия … Словарь топонимов США

Картофелекопатели — (рис. к статье см. в таблице к ст. Картофелесажалки) Несовершенство выкопки картофельных клубней при помощи сохи, окучника и ручных орудий (лопаты, заступа, вил) вызвала попытки к построению особых копателей. Все они изобретения новейшего времени … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мы из будущего (фильм) — Мы из будущего Back in time Жанр военный, драма, фантастика … Википедия

Диггеры (движение в Англии) — У этого термина существуют и другие значения, см. Диггеры. Иллюстрированный манифест «исти … Википедия

Диггеры (история) — Иллюстрированный манифест «истинных левеллеров», или диггеров. Весна 1649 Диггеры (англ. Diggers, «копатели»), самоназвание «истинные левеллеры» (англ. True Levellers) возникшее в 1649 году движение сельской бедноты в годы Английской революции … Википедия

Копайте глубже

В России копают — тысячи людей разных возрастов, социальных групп и достатка; студенты, юристы, чиновники, бизнесмены. Их объединяет интерес к изучению истории страны и родного края. А еще — стремление пополнить нумизматические коллекции царскими монетами, которые имели широкое хождение и потому мало интересны археологам. Позиция при этом большинства ученых такова: дилетанты не должны мешать развитию исторической науки, всех копателей надо преследовать по закону.

О темной и светлой стороне любительского копа «Э-У» рассказывает копатель, директор одной из екатеринбургских юридических компаний Алексей Силиванов:

— Я сразу предлагаю разграничить понятия. Есть черные археологи: они заведомо ищут древности — периода Средневековья и более ранних времен. А есть копатели: их интересуют монеты (они появились на Урале со времен Петра Первого), и их можно скорее назвать краеведами. Я сам из таких. Лет десять назад у меня появился металлоискатель, мне стало интересно, я поехал куда-то на край деревни, на место бывшей ярмарки и стал искать монетки.

— Много таких копателей в России?

«Поклевка» до 30 сантиметров

— Вы как-то организованы?

— Лет десять-одиннадцать назад появились первые доступные металлоискатели, тогда же широкое распространение получили профильные интернет-ресурсы. В Екатеринбурге был создан соответствующий форум, на котором люди общались. Он существует и сегодня. В России по этой тематике несколько крупных форумов и огромное количество мелких.

— Металлоискатели дорогие?

— Оборудование разное, стоит от 5 до 70 тыс. рублей. Металлоискатели подороже берут на большую глубину, хорошо отличают цветные металлы от черных, способны определять размер предмета. Конечно, если ты найдешь танк на глубине трех метров, у тебя прозвенит любой металло­искатель. Но если ты ищешь монетку, то эффективная глубина поиска с помощью металлоискателя — до 30 сантиметров. Глубже — пока невозможно.

— Люди каких социальных слоев занимаются копом? Это хобби или источник заработка?

— В первую очередь этим увлечены нумизматы. Они копают монеты для пополнения своих коллекций. Это люди, близкие по духу. Здесь как на рыбалке. Никакой конкуренции не существует, все с удовольствием встречаются, общаются, может быть, не раскрывая места, где находят монеты.

Денег на этом занятии не заработаешь. На бензин, еду, машину потратишь гораздо больше, чем выручишь с продажи найденных монет. Но ты проходишь на свежем воздухе по нескольку десятков километров в день, занимаешься физическим трудом. Это создает тебе хорошее настроение, расслабляет после работы. Ну и понятно, что находки всегда приятны.

— Откуда черпаете знания о том, где и что копать?

— Нам известна история заселения этих мест. Мы знаем, где располагались деревни, где создавались заводы в конце XVII — начале XVIII веков, вокруг них возникали поселки. С XVIII века есть карты, где обозначены места поселений. Многие музеи сейчас оцифровывают картографические материалы, их можно найти в интернете.

— А более ранние поселения?

— Это уже сфера интересов черных археологов. Если говорить о конкретных местностях, то есть списки археологических памятников, где ни в коем случае нельзя копать без открытого листа, выдаваемого учеными. Эти перечни памятников истории культуры, как правило, содержатся в соответствующих постановлениях органов власти. Однако там информация далеко не полная.

У ученых-археологов свои списки, но они не находятся в публичном пространстве. Копатели, которые ищут в местах с большой степенью вероятности содержащих археологические объекты (ранний железный век, средневековье), поступают противозаконно, тут я археологов полностью поддерживаю.

 021_expert-ural_36_1.jpg Фото: Елена Елисеева

Ширпотреб вне закона

— Сколько стоят монеты, которые находят копатели?

— На Урале можно найти монеты послепетровской эпохи. Как правило, попадаются медные, но найти даже их в хорошем состоянии очень сложно. Иногда за сезон ничего хорошего не попадается. Царские монеты продаются от 10 до 300 рублей за штуку в зависимости от состояния. Но это ширпотреб. Из-за того, что сейчас люди активно пользуются металлоискателями, медных монет выброшено на нумизматический рынок большое количество. При желании их можно покупать ведрами.

— Как копатели находят покупателей?

— Лично мне покупатели не интересны, я монеты прикрепляю на планшеты и дарю знакомым. Иногда обмениваюсь. В Екатеринбурге есть известные места, где продают монеты. Раньше на Вайнера, сейчас возле Уральского экономического университета. Монетами торгуют и на блошиных рынках. Есть антикварные лавки, нумизматические. Люди, которые этим занимаются профессионально, знают своих продавцов и покупателей. Монеты действительно хорошие, как правило, уходят в Москву.

— Как деятельность копателей регулируется российским законодательством?

— В 2013 году был принят федеральный закон, который поставил копателей фактически вне правового поля. Он ввел понятие культурно-исторического слоя. Это слой старше ста лет. А сто лет — это предреволюционный период. Фактически всю царскую Россию поставили вне закона. То есть человек, который нашел царскую монету, обязан заявить о находке объекта археологического наследия. И специальные органы должны заниматься исследованием находки. Копатели к этому относятся негативно, как к какой-то причуде законодателя. Потому что одно дело, когда ты находишь древности возрастом несколько тысяч лет, и совсем другое, когда это вещь начала XX века, которая в общем-то не представляет никакой ценности для ученых, это ширпотреб. Археологов период поздней царской России абсолютно не интересует. Монеты этого времени — массовый материал, его можно найти тоннами.

Пару лет назад поймали человека, который пытался вывезти из России какую-то царскую серебряную монету, рыночная цена которой 500 рублей. Его задержали за вывоз культурных ценностей, завели уголовное дело. Но ведь антикварный и нумизматический рынок все равно существует, не первый год и не последний. Поэтому отношение копателей к такого рода законам — как к способу перераспределения благ: те, кто имеет возможность нахапать себе что-то получше, пытаются забрать это у других. Вряд ли такой закон является реальной защитой культурных ценностей от разграбления. Сказав, что копать нельзя, законодатели создали врага, успокоили часть научного сообщества, но так и не определили четких критериев, что можно делать, а что нет.

История принадлежит народу

— Вы пытались установить нормальные контакты с археологами?

— В свое время у нас были попытки наладить общение с музеями. Их сотрудники просили нас: если будут археологические находки, сообщайте нам. Это ничем не закончилось. Если копатель заведет дневник и там укажет, что в таком-то месте нашел какую-то старую бляшку, он, по сути, подпишет себе приговор. Да и представители археологического сообщества в большинстве своем относятся к копателям враждебно.

Законодательной базы для конструктивного диалога сегодня не существует. Я думаю, дай копателям возможность вести полевые дневники, сообщать археологам о находках и оставлять себе предметы, не представляющие культурной ценности, они бы согласились на такой механизм взаимодействия. И информационная база у археологов значительно бы разрослась. Я знаю пример, когда одному из копателей в Челябинской области стали попадаться элементы ремней, упряжи. Он с помощью знакомых связался с археологами, и оказалось, что открыл памятник, по сути, всероссийского значения. Памятник характеризовал миграцию людей в период средневековья, это была наслоенка из разных народов. Один из уважаемых археологов сказал, что такой памятник искал всю жизнь, копает этот памятник уже лет пять и выражает огромную благодарность за то, что ему об этом сообщили. Это пример конструктивного сотрудничества — никто никого не наказал, археологи получили доступ к уникальному памятнику, до которого при ином подходе они, может, не добрались бы.

 022_expert-ural_36.jpg Фото: Елена Елисеева

— Выпуск в 2010 году альманаха «Домонгол» — тоже пример конструктивного сотрудничества?

— Как раз наоборот. Это был период неопределенности с точки зрения законодательства. Существовал всероссийский интернет-форум, где собралась группа единомышленников. И они начали искать по всему интернету информацию о случайных археологических находках с целью опубликовать данные и ввести в научный оборот. Ведь в чем проблема? Ученые говорят: то, что выкопано и не введено в научный оборот, пропало для науки. Вот для того, чтобы не пропало, издатели альманаха попытались найти смычку между археологами и копателями, опубликовать информацию об этих находках. Люди вытаскивали на свет то, что где-то у кого-то появлялось. Но было издано всего несколько номеров «Домонгола». Ходили слухи, что этот альманах археологи преподнесли чуть ли не президенту — вот чем занимаются проклятые черные копатели.

В итоге через несколько лет вышел закон, существенно ужесточивший все отношения, связанные с археологическими находками.

А альманах очень интересен. Здесь есть статьи, цветные фотографии находок — это наконечники, образцы ранней христианской пластики, крестики, лунницы, монеты, элементы оружия, птицевидные идолы. Наверное, с точки зрения ученых публикации где-то наивные. Но люди писали это искренне и с большим интересом.

Сами археологи ничего подобного не издавали. Официальные археологические исследования проводятся очень давно, находят очень много. Но где оно все? Когда я приезжаю в любой город, первым делом иду в краеведческий музей. Как правило, там убого. Есть отдельные экспонаты, все остальное где-то хранится. Где, в каком состоянии, кто за этим следит? Археологи обнаружили находку, описали ее в научной статье и все. Такие находки — это не картины великих художников, их списать намного проще. Отметить, что сожрала ржавчина, и спокойно забрать себе.

— Значит, отношение к копателям со стороны ученых однозначно отрицательное?

— Да. Некоторые мои знакомые участвовали в научных конференциях. Процентов 20 — 30 ученых воспринимают информацию благодушно, но остальные кричат: гоните этого черного копателя, у него нет исторического образования, чего мы его слушаем? А я считаю, что история должна быть ближе к народу, и не только к тому, который имеет соответствующее образование.

Простые любители готовы вкладывать свои ресурсы и время в изучение родного края. И нужно создавать законодательную базу для формирования частных музеев. Потому что у людей имеются коллекции древностей, но нет возможности ими похвастать. Уверяю, люди будут бесплатно пускать туда всех желающих. Сейчас такой возможности у них нет, потому что это противозаконно, и есть риск, что государство попытается отобрать коллекции.

За сотрудничество без металлоискателя

— Ужасающая ситуация с деятельностью черных копателей характерна не только для российской археологии, но и для зарубежной тоже. Происходит разрушение археологических памятников, изъятие из культурных слоев отдельных предметов, наиболее ценных с точки зрения черных копателей. Это в основном изделия из металла. Тем самым происходит нарушение целостности археологического комплекса. Со стороны государственных органов делаются какие-то шаги, но они не очень действенные.

На мой взгляд, с юридической точки зрения будет чрезвычайно сложно разделить «нумизматов» и черных копателей. Потому что даже если введут по этому поводу какой-то законодательный акт, черные копатели будут прикрываться им и называть себя «нумизматами».

Археологи не согласны на такой механизм взаимодействия, когда копатели сообщают ученым о находках, оставляя себе нечто якобы не интересное для науки. Только специалист-археолог, который имеет соответствующее образование и опыт полевых работ, может определить значимость и ценность того или другого артефакта.

А что касается обнаружения новых археологических памятников, со стороны государства и местных органов власти должно быть соответствующее финансирование для того, чтобы эти памятники были выявлены, поставлены на учет и взяты под охрану. И тогда не нужно будет привлекать черных копателей, чтобы они для науки и общества находили новые памятники археологии. Это дело специалистов.

Конечно, хорошо, когда копатели сообщают нам об обнаружении нового археологического объекта. Но каким образом он был открыт? С помощью металлоискателя и лопаты? Вот если исключить эти элементы, то любой археолог был бы благодарен. Есть любители старины, краеведы, с которыми официальная наука, безусловно, должна сотрудничать. И мне довольно часто приходят письма о том, что в обнажении какой-то реки обнаружены кости мамонта либо размывается какой-то могильник. Вот за такого рода информацию мы благодарны. Но я лично никогда не признаю попытки обнаружения археологических памятников неспециалистами.

Читайте также: